Стихотворение Б. Л. Пастернака Про эти стихи (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Анализ стихотворений Пастернака

Список стихотворений:

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Пастернака: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» посвящено теме творчества. Лирический герой описывает течение своей жизни, но его отличие от простых людей в том, что он поэт. В его голове, душе, сознании рождаются стихи. И поэтому жизнь лирического героя особенная – она полностью подчинена процессу творчества.
Герой описывает собственнное состояние в процессе рождения, создания стихов. Свои творения он называет чехардой «чудачеств, бедствий и замет». Эта чехарда рождается солнечным днем из калейдоскопа впечатлений. Герой даже не может обозначить причины, поводы, которые привели к возникновению образов, рифм, мыслей и чувств. В этом участвовало все окружающее, отразившееся в душе поэта:
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам…
Затем все впечатления зреют в душе и формируются во что-то внятное через какое-то время. Пастернак даже точно указывает его – зимой. Первыми слушателями его творений станут чердак и сырые углы дома:
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.

Читайте также:
Философская насыщенность лирики Б. Пастернака: сочинение

Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме…
В творческом «угаре» герой проведет долгое время. Он говорит о том, что этот «буран» «не месяц будет месть» и сотрет из памяти героя все «лишнее». Лирический герой полностью потеряет ориентацию в пространстве и времени, забудет обо всем. Но постепенно, когда стихи родятся и выйдут наружу, увидят свет, поэт начинает возвращаться к жизни:
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.
Примечательно, что возрождается к жизни герой именно в Рождество. Тем самым Пастернак сближает поэта с творцом, приближает его к Богу. Пробуждение к жизни происходит постепенно:
В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Пастернак показывает, как его лирический герой возвращается к одной реальности из других жизней и из других реальностей. Поэт живет в нескольких мирах. Его талант, божественный дар позволяет ему курить с Байроном и пить с Эдгаром По, входить, как к другу, в Дарьял, даже в сам ад. Именно это позволяет лирическому герою думать, что он проживает полноценную, богатую, насыщенную жизнь. По крайней мере, эта жизнь интересней многих обыденных, обывательских жизней простых людей. И именно эта особенность дает герою право сказать:
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.
Интересно, что лирический герой чувствует свою связь с «коллегами» — всеми поэтами, когда-либо творившими в этом мире. Неслучайно он перечисляет величайших поэтов разных стран и эпох: Байрона, Лермонтова, Эдгара По. И себя он ставит, несомненно, продолжением в этот ряд. Цепь растет, собирая звено за звеном, не обрываясь и продолжая традиции поэзии, искусства слова, творчества.
Данное стихотворение насыщено средствами художественной выразительности. Это, прежде всего, метафоры: «истолку С стеклом и солнцем пополам», «прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет», «буран концы, начала заметет», «денек прояснит», «к дыре, засыпанной крупой», «задекламирует чердак», «жизнь окунал», «Лермонтова дрожь»,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
Пока в Дарьял вхож,
в цейхгауз и в арсенал…
Интересны и значимы в произведении сравнения: «галчонком глянет Рождество», «в Дарьял, как к другу, вхож», «жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал».
Кроме того, в стихотворении присутствуют просторечные и разговорные слова: «фортка», «невдомек», обращение «милые», «проторил», «к дыре».
Стихотворение делится на строфы – четверостишия с традиционной перекрестной рифмовкой (истолку — потолку, пополам — углам), мужской рифмой (Рождество – того, денек — невдомек).
Таким образом, данное стихотворение посвящено теме поэта и поэзии, теме творчества и его роли в жизни самого лирического героя, прежде всего. Произведение помогает заглянуть во внутренний мир поэта, понять, хотя бы приблизительно, что он чувствует, чем живет. Кроме того, Пастернак показывает, как рождаются стихи. Он приближает поэта к самому творцу, господу Богу.
Поэт показывает, что жизнь творческого человека иная, более богатая и насыщенная потому, что художник живет сразу в нескольких реальностях, чувствует за нескольких людей, проживает сразу несколько жизней.
На мой взгляд, Пастернак в данном произведении глубоко и, в то же время, очень образно и ярко, раскрыл тему творчества и сущности творческого человека, несмотря на то, что говорил очень субъективно, о себе, в первую очередь.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»: сочинение

Пастернак Б. Л. Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» (Восприятие, истолкование, оценка)

Пастернак Б. Л.

Сочинение по произведению на тему: Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи» (Восприятие, истолкование, оценка)

Среди поэтов прошлого столетия Б. Пастернак выделяется довольно редкостным свойством – даром поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и утрат не тускнеет, а, наоборот, становится глубже и чище. «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен», – сказал однажды А. Блок. Пастернак, напротив, принимает мир со всеми его «случайными чертами». Источник его радости – благодарная любовь к самой жизни; он принимает будущее не потому, что оно якобы «светлое», а потому, что это будущее. Такая любовь ко всему живому лежит в основе художественного реализма поэта. По мысли Пастернака, оригинальность художественного образа состоит не в его отличии от образов других художников, а в его соответствии действительности. Однако мир представляется поэту вечной загадкой. Не в этом ли секрет загадочности пастернаковской поэзии? Вообще стихи Б. Пастернака не так просты для восприятия. Обратимся в этой связи к его стихотворению с необычным названием «Про эти стихи».
Данное стихотворение вошло в третью книгу поэта «Сестра моя – жизнь», положившую начало поэтической славе Б. Пастернака. Написанные в 1917 году, стихи, составившие эту книгу, были опубликованы с опозданием в несколько лет, в 1922 году. В книге «Сестра моя – жизнь», создававшейся в предреволюционное лето, практически нет примет грозной реальности. История не изображается ранним Пастернаком, а проживается им, входит в него, перерабатывается его сознанием и воплощается в музыкальных изломах его ритмов, в игре поэтических ассоциаций. Главные из них – переклички с Лермонтовым, которому книга посвящена.
Читая стихотворение «Про эти стихи», соглашаешься с мыслью, что для Пастернака нет мелочей, у него крупно то, что мелко. Художественный мир стихотворения как будто рассыпается на детали, и в то же время из этих же деталей на наших глазах собирается в единое целое. Красота мира, в понимании Пастернака, в его самоценности, а не в соотнесенности его с человеком. А потому окружающий мир у него одушевлен сам по себе, а не по воле лирического героя. В этой связи стоит обратить внимание на встречающиеся в тексте стихотворения специфические олицетворения: «задекламирует чердак», «галчонком глянет Рождество», «разгулявшийся денек». По сути, здесь окружающий мир становится действующим лицом, а не предметом описания.
Такая невыделенность лирического героя создается и с помощью звуковой организации стиха. Звуковой строй становится образным выражением единства внешнего мира и лирического героя:
На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Звуковое сходство слов рождает представление о взаимосвязи разных сто-рон бытия. На протяжении почти всего поэтического текста нельзя не услышать аллитерацию на звуки «т» и «с».
Видимо, это ощущение лирическим героем своего единства с внешним ми-ром придает всему стихотворению энергию жизнеутверждения. Ритм поэтической речи отмечается в этой связи особой динамичностью Этому во многом способствует использование поэтом глаголов преимущественно совершенного вида: «истолку», «открою», «задекламирует», «прянет», «вспомню», «увижу», «глянет», «откроет»… Способствует динамике речи и выбранный автором стихотворный размер ямб, который, кстати, Пастернак использует в большинстве своих стихотворений. Настроению жизнеутверждения созвучна и разговорность интонации, создающаяся, прежде всего, на лексическом уровне: «внезапно вспомню», «глянет», «мне и милой невдомек», «сквозь фортку крикну», «тропку к двери проторил»… Вообще автор максимально сближает поэтическую речь с речью обыденной; но делает это так, что в обыденности начинает проступать вечность. Следует отметить, что вечность и время постоянно присутствуют в стихах Пастернака, что сообщает поэтическому тексту еще и философское содержание. В связи с этим стоит вспомнить и часто цитируемые строки стихотворения:
В кашне, ладонью заслоняясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
На основании этих строк Пастернака часто обвиняли в оторванности от жизни. Однако, думается, здесь явно ощутимо дыхание той же вечности: об этом говорят и обращение к детям – символу вечного обновления жизни – и использование слова «тысячелетье». Поэтому не ощущающий внутренних границ лирический герой может запросто «курить» с Байроном и «пить» с Эдгаром По. Вообще это расширение времени и пространства подчеркивается и синтаксисом стихотворения. Если в первых трех строфах поэт использует короткие предложения, то далее каждое предложение – это целая строфа.
Упоминание Лермонтова придает поэтическому миру еще большую всеохватность. А душевный размах лирического героя так созвучен лермонтовскому: «Я любил все обольщенья света…». Анафорически же начинающиеся близкие к финальным строки подчеркивают ту же безграничность времени и утверждают небывалую полноту человеческой жизни:
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.

Читайте также:
Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака: сочинение

Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака по стихотворению “Во всем мне хочется дойти до самой сути…”

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Осмысление темы творчества в поэзии Пастернака;
  • Развитие навыков анализа стихотворного произведения;
  • Развитие устной речи, выразительного чтения.
  • Эпиграф к уроку: “Цель творчества – самоотдача:” (Б. Пастернак).

    Оборудование: портрет Пастернака, выставка книг поэта.

    1. Вступительное слово учителя.

    Б.Л.Пастернак – один из выдающихся поэтов ХХ века. Родился 10 февраля 1890 года в семье известного художника Льва Осиповича Пастернака и замечательной пианистки Розалии Исидоровны Кауфман. В семье царила особая творческая атмосфера. Гостями дома были музыканты, художники, писатели: Поленов, Серов, Лев Толстой, Скрябин.

    Первым большим увлечением Пастернака была музыка. Летом 1903 года он был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче А.Н. Скрябин сочиняет Третью симфонию. Он решает профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории. Однако через 6 лет оставляет занятия музыкой, хотя многие хвалили его композиторские опыты.

    В университете Пастернак серьезно занялся философией. В 1912 году 3 летних месяца провел в Германии в городе Марбурге. Он успешно прочел доклады на семинарах. Профессор Коген предложил ему после окончания Московского университета вернуться в Германию для подготовки к докторской степени. Но Пастернак к тому времени уже решил заняться литературой и уже начал писать стихи. Но юношеские увлечения музыкой и философией не прошли даром. Его стихи отличаются удивительной музыкальностью, а также проникнуты глубоким философским смыслом.

    Сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, написанный в 1917 году, поставил Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Он много работает, из-под его пера выходит много стихов, поэмы “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”, “Спекторский”, работает и над прозой. Принимает активное участие в создании Союза писателей.

    В 30-е годы после поездки по стране Пастернак открывает для себя правду о советской действительности. Вопреки требованиям времени он высказывает свою концепцию искусства, считая его “заповедной”, неуправляемой творческой стихией, не терпящей социального заказа. Это было воспринято литературным руководством как сопротивление официальной политике партии. Его положение в литературе обостряется. Через 20 лет Пастернак вспоминал об этом времени: “Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, все сломалось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть, как ее предчувствие, в 1940 году”. Прекрасно владея языками, Пастернак переводил Шиллера и Гете с немецкого, Петефи – с венгерского, Бараташвили – с грузинского. Главный труд Пастернака-переводчика – Шекспир: “Гамлет” и “Макбет”, “Генрих IV” и “Король Лир”, “Отелло” и “Ромео и Джульетта”.

    Читайте также:
    Анализ стихотворения Б. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать! (1912): сочинение

    С 1945 по 1956 годы Пастернак работает над самым важным своим произведением – романом “Доктор Живаго”. Это роман о трагедии целого поколения русской интеллигенции, захваченной бурей, вихрем, метелью революции. Д.С. Лихачев назвал этот роман “духовной автобиографией Б. Пастернака”. Издание романа было запрещено. В 1957 году вышел итальянский перевод, за ним последовали зарубежные русские издания и переводы на многие языки мира. На родине этот роман был напечатан через 30 лет в 1988 г.

    С 1946-го года Б. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 г. она была присуждена ему “за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”.

    Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, угрозы и травля вынудили Пастернака отказаться от заслуженной премии. Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи “Нобелевская премия”:

    Я пропал, как зверь в загоне,
    Где-то люди, воля, свет,
    А за мною шум погони,
    Мне наружу ходу нет.
    Темный лес и берег пруда,
    Ели сваленной бревно.
    Путь отрезан отосвюду.
    Будь что будет, все равно.
    Что же сделал я за пакость,
    Я убийца и злодей?
    Я весь мир заставил плакать
    Над красой земли моей.
    Но и так, почти у гроба,
    Верю я, придет пора –
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра.

    Прошло много лет. Творчество Пастернака не теряет своего очарования, продолжает волновать умы и сердца читателей, его произведения выходят массовыми тиражами, о нем много говорят и пишут.

    И сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Пастернака, постараемся понять особенности его понимания роли поэта и поэзии.

    2. Послушаем стихотворение “Гамлет”. (Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником).

    Какова основная тема этого стихотворения? (Творчество, роль поэта в жизни).

    Кому уподобляется поэт в этом стихотворении? (Актеру, который выходит на подмостки).

    3. Наверное, нет в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Тему творчества в своих произведениях раскрывали многие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский и другие. Вспомните цитаты из стихотворений этих поэтов, в которых они определили цель своего творчества:

    Что говорил А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии? (“Глаголом жги сердца людей”, “Чувства добрые я лирой пробуждал” и т.д.).

    Как М.Ю. Лермонтов определял задачу поэта? (“Провозглашать:любви и правды чистые учения!”)

    Что писал Н.А. Некрасов о целях поэта? (“Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”).

    Какую цель ставил перед собой А.А. Блок? (“Все сущее – увековечить, Безличное – очеловечить, Несбывшееся – воплотить”).

    В чем В.В. Маяковский видел назначение поэта? (“Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца”).

    Свое понимание роли поэта и поэзии, понимание задачи творчества было и у Б. Пастернака.

    4. Есть одно стихотворение, в котором Пастернак как бы подводит итог своему поэтическому творчеству, выводит свое жизненное кредо, которому следовал всю жизнь.

    Послушайте его и подумайте над вопросом: Как Пастернак определяет цель поэта?

    Чтение учителем стихотворения “Во всем мне хочется дойти до самой сути:”

    5. Анализ стихотворения.

    – В чем Пастернак видит цель поэта?

    (“Дойти до самой сути во всем”: “в работе, в поисках пути, в сердечной смуте”, “найти причины, корни, свершать открытия”).

    (Поэт стремится достигнуть полного понимания того, о чем будет писать, что будет изображать, он стремится к открытиям, не отрываться от реальности, а сливаться с ней).

    Прочитайте 1 – 3 строфы. Какой поэтический прием использует автор?

    ( Прием градации, т.е. усиление, подбор определений по нарастанию или ослаблению эмоционально – смысловой значимости: “В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья”)

    Читайте также:
    Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе: сочинение

    С какой целью здесь используется градация? (Автор делает акцент на значении постижения сути, глубины явлений жизни).

    (Использование градации углубляет образ, потому что для поэта работа, поиски жизненных основ, попытка разобраться в себе и в людях – смысл существования).

    – Значит, Пастернак говорит о сущности поэзии, о назначении ее: схватывать “нить событий”, открывать новое в жизни.

    – Запись на доске ключевых слов: Суть, сущность, открытия.

    – А как можно проникнуть в самую суть вещей, понять и поведать миру о своих открытиях? (Через “свойства страсти”, через чувства).

    – Ведь именно поняв “ее закон, ее начало” можно поведать о реальном и действительном: “о беззаконьях, о грехах”, о прекрасном и неповторимом: “нечаянностях впопыхах”.

    – Запись на доске: свойства страсти – чувства.

    – С чем сравнивает Пастернак поэзию? (С садом, где цветут липы – стихи).

    – А почему “всей дрожью жилок цвели бы липы”? Что значит метафора “дрожь в жилах”? (Поэт торопится в стихах выразить то, что чувствует, то, что наполняет его душу и сердце, он пишет напряженно, изо всей силы, старательно, волнуясь).

    Значит, стихи рождаются напряженно, надо приложить много усилия, чтобы написать хорошие стихи.

    Читаем следующее 4-хстишие. Какие чувства вложил бы поэт в стихи? (То, что ощущает: дыханье роз, дыханье мяты; то, что видит: луга, осоку, сенокос; то, что слышит: грозы раскаты).

    Одним словом, чудесные образы живой природы. Природа и поэзия неразрывны. Природа вдохновляет поэта на творчество своей неповторимой красотой.

    – С чем еще сравнивает поэт стихи? (С музыкой Шопена: как и музыкант, поэт вкладывает в свои стихи “живое чудо” всего земного.

    – Запись на доске: Стихи – сад (природа), музыка, чудо.

    Обратите внимание на оксюморон “живое чудо:могил”. Для чего Пастернак использует здесь этот прием? (Хочет подчеркнуть, что искусство имеет преображающую силу, искусство, творчество способно воскресить, возродить к жизни).

    – Какое настроение возникает в конце стихотворения? (Чувствуется напряжение, беспокойство).

    -Как поэт показывает это напряжение? (Сочетанием слов: “игра и мука, натянутая тетива тугого лука”).

    Торжество поэта, его успех, признание связаны с муками творчества, вспомните его строки: “О если б знал я, Что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью убивают”. Натянутая тетива, струна – символы напряжения, беспокойства. Здесь еще можно сказать о противопоставлении “поэта и толпы”. “Толпа” не всегда может понять поэта, и он беспокоится о будущем своего творчества.

    – На доске: Торжество: игра – мука

    Творчество для Пастернака – судьба. Несмотря на трудности, муки, поэт испытывает радость, удовлетворение от творчества. Творчество – это способ существования, образ жизни поэта. Для него творчество – это значит искать во всем “самую суть”, “свершать открытия”.

    6. Каждое художественное произведение, будь то проза, стихи, картина, музыка, оставляет в душе человека какой-то след, отпечаток. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Как вы думаете, только ли к поэту можно отнести эти строки: “Во всем мне хочется дойти до самой сути, В работе, в поисках пути, в сердечной смуте:”? Напишите домашнее сочинение по этому стихотворению – Оценка, восприятие, истолкование.

    В каких еще стихотворениях Пастернак пишет о творчестве, о цели поэзии? (“Гамлет”, “Август”, “Ночь”, “Быть знаменитым некрасиво:”)

    Послушаем стихотворение “Быть знаменитым некрасиво:” (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

    На этой поэтической ноте мы заканчиваем наш урок. Спасибо всем за участие.

    Читайте также:
    Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

    Использованная литература:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- 2006 г.
  • Пастернак Б.Л. Стихотворения.-М., 1990.
  • Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» (Б. Л. Пастернак)

    Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.06.2020 · Обновлено 23.06.2020

    Борис Леонидович Пастернак считается одним из крупнейших поэтов 20 столетия. Свой творческий потенциал он унаследовал от родителей. Отец — художник — обладал удивительной способностью очень живо запечатлеть мгновение, а мать – пианистка — отличалась исключительным трудолюбием, она отдавалась музыке полностью, она жила искусством. Именно эти уникальные качества перенял Борис Леонидович. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…».

    История создания

    Стихотворение «Быть знаменитым…» включено в цикл стихов автора «Когда разгуляется». Данный цикл содержит 44 стихотворения, написанных в период с 1956 по 1959 годы.

    Цикл «Когда разгуляется» — это отклик души поэта на драматические события в жизни, связанные с нежеланием властей издавать на Родине роман «Доктор Живаго», связанные с вынужденным отказом от Нобелевской премии, присвоение которой послужило причиной травли писателя в родной стране.

    Стихотворение «Быть знаменитым…» написано в 1956 году. Адресовано оно всем поэтам и писателям, коллегам Пастернака, а также можно предположить, что автор обращается и к себе.

    После того, как стихотворение «Быть знаменитым…» увидело свет, многие поэты перестали здороваться с Борисом Леонидовичем, оскорбились, посчитав, что произведение обращено именно к ним и ни к кому другому. Также существует предположение, что Пастернак написал данное стихотворение, обращаясь в Владимиру Маяковскому, чью творческую направленность он не принимал, хотя тоже был футуристом, но не таким радикальным, как Владимир Владимирович.

    Жанр, направление, размер

    «Стремление к чистоте жанра свойственно только эпигонам. Открыватели и родоначальники смешивают разнородные стилистические и композиционные элементы, оказываясь победителями, не по законам вкуса, а по его инстинктивному чутью. И их беззаконные победы потом становятся образцом для новых толп подражателей» (Б. Л. Пастернак)

    Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» относится к философской лирике поэта. Автор рассуждает о вечном, о предназначении поэта, писателя, любого творческого человека.

    Ранние произведения поэта находятся на границе двух направлений – символизма и футуризма. Борис Леонидович в начале своего творческого пути примкнул к течению футуристов, создав с несколькими поэтами-единомышленниками группу «Лирика», из которой вышел в 1914 году, объяснив это тем, что «Лирика» слишком сплетена с таким течением как символизм. Пастернак с поэтами, которые вышли вместе с ним из «первой» группы, создали новую группировку «Центрифуга». Но в душе Пастернак остался «чистым» лириком, его всё также привлекает творчество Андрея Белого, который был символистом.

    Обобщая факты из жизни Бориса Леонидовича, обращая внимание на его ориентации в различные периоды его творческого пути, направление, к которому примыкал Пастернак, можно назвать симбиотическим, своеобразным. Хоть второй период творчества Пастернака (зрелый) и носит более яркие футуристические черты, но ему присущи некоторые черты символизма, тогда как раннему и позднему периодам присущи наиболее яркие символистские черты, которые не перекрывают футуристическую направленность, а становятся наравне с ней.

    Размер стихотворения «Быть знаменитым…» – четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

    Композиция

    Стихотворение «Быть знаменитым…» состоит из 7 строф. Композиционно его можно разделить на три части.

    1. 1-я часть – 1-е две строфы. В этих четверостишиях автор будто ругает поэтов, которые творят не из-за любви, из-за необходимости выхода творческого потенциала, а для славы. Пастернак объясняет им что такое творчество на самом деле, какова его цель: «Цель творчества – самоотдача».
    2. 2-я часть – 3 последующие строфы: 3-я, 4-я и 5-я. Каждое из этих четверостиший начинается с союзов: «Но надо…», «И надо…», «И окунуться…». Данная конструкция передаёт всю воодушевлённость автора, передаёт его отношение к поэзии, он будто замечтался, перечисляя «функции» поэта, он неравнодушен к данной теме.
    3. 3-я часть – это последние два четверостишия. В данной части поэт пишет: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…», то есть поэт должен творить, выражать свои чувства, не обращая внимания на то, как посмотрят на него окружающие, не зависеть от их мнения.
    Читайте также:
    Своеобразие лирики Б. Пастернака: сочинение

    Также в заключении автор пишет:

    «Но быть живым, живым и только,
    Живым и только до конца»

    Эти строки подводят итог всего выше сказанного, они – суть стихотворения.

    Образы и символы

    Лирическим героем стихотворения «Быть знаменитым…» является сам автор. Его отличительной чертой является искренность, причём эта искренность направленна и к нему самому, он не придаёт своих принципов, даже если это может как-то негативно отразиться на его судьбе.

    • Лирический герой Пастернака рассудительный, размышляющий, но не потерявший своей непосредственности, простоты.
    • В начале произведения перед читателем вырисовывается образ поэта приземленного, «трясущегося над рукописями». Затем автор рисует образ «настоящего» поэта, смелого, который «слышит будущего зов».
    • Также в произведении присутствует ещё один интересный образ — образ пространства. Автор пишет, что нужно жить так, «чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства».
    • Пространство – это место, которое способно вместить всё, что угодно, в любом количестве. Это понятие вне времени. Рассуждая данным образом, можно предположить, что автор хотел сказать об обязанности поэта, заключающейся в необходимости быть вне времени, быть всегда актуальным.
    • Туман в произведении – символ неизвестного, неопределенного. Также он является чем-то средним, между реальностью и воображаемым, что очень похоже на определение, восприятие поэзии, соединяющей в себе эти два измерения.
    • Шаги можно сравнить с творческими исканиями поэта, с его нововведениями, открытиями. Эти шаги, оставляющие следы, протопчут тропинку, путь, по которому пройдут последователи поэта.

    Построенная поэтом система образов позволяет наиболее полно прочувствовать тему произведения, понять авторское виденье, его замысел.

    Темы, проблемы, настроение

    Основная тема стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» — роль поэта, путь поэта, его предназначение. Этой темы касались очень многие писатели, желая «расшифровать» себя, стараясь не запутаться и не потеряться в своих собственных рассуждениях, стремясь открыть что-то очень важное, глубокое и нужное для всего человечества, что-то вечное.

    Проблематика произведения «Быть знаменитым некрасиво…» многосложная. Автор пишет о самоотдаче, о славе, которая может направить на ложный путь, о необходимости оставаться «живым», то есть писать только о насущном, о том, что будоражит душу.

    Настроение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» воодушевленное, вдохновляющее. Поэт пишет очень «живо» о том, что его волнует, тем самым «воспламеняя» читателя, даря ему ключ от понимания «настоящей» поэзии.

    «Цель творчества — самоотдача»
    «Но надо жить без самозванства»
    «Привлечь к себе любовь пространства»
    «Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»

    Данные строки передают смысл произведения «Быть знаменитым некрасиво…». Автор описал «идеального» поэта, того, к которому он стремится, к которому должны стремиться все поэты. Такова главная мысль произведения.

    Средства выразительности

    Тропы в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» изложены в списке:

    1. Эпитеты: «быть знаменитым некрасиво», «жизни целой».
    2. Сравнения: «и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность».
    3. Метафора: «услышать будущего зов», «оставлять пробелы в судьбе», «окунаться в неизвестность», «по живому следу», «ни единой долькой», «быть живым, живым и только»
    4. Метонимия: «привлечь к себе любовь пространства».
    5. Олицетворение: «прячется в тумане местность».
    6. Антитеза: поражение и победа.
    7. Фразеологизмы: «быть притчей на устах у всех», «в ней не видать ни зги», «за пядью пядь».
    8. Архаизм: «не видать ни зги».
    9. Анафора:

    «Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива»

    «И окунаться в неизвестность,
    И прятать в ней свои шаги»

    Читайте также:
    Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение
    1. Многосоюзие встречается в 4-й и 5-й строфах.
    2. Лексический повтор: «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

    Также данные строки можно определить как градацию, усиливающую эмоциональный окрас произведения.

    Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернака

    Средняя оценка: 4.7

    Всего получено оценок: 50.

    Средняя оценка: 4.7

    Всего получено оценок: 50.

    Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” является программным произведением поэта: в нём автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво…” на уроке литературы, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

    Краткий анализ

    История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический цикл “Когда разгуляется” вместе с другими произведениями, созданными Пастернаком за три плодотворных года (1956–1959 гг.).

    Тема стихотворения – сущность творчества и жизненное кредо поэта.

    Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части Пастернак говорит о том, что следование этому кодексу жизни в итоге приведёт творческого человека к литературному бессмертию.

    Жанр – лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике.

    Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует четырёхстопный ямб, используя пиррихии в каждой строке, но в разных местах.

    Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“, “окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.

    Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.

    Сравнения – “как прячется в тумане местность“.

    Антитеза – “поражения – победа“.

    История создания

    Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” было написано после целой череды событий в жизни поэта и страны: его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”. Пастернак много занимался переводами и размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облечённая в поэтическую форму в 1956 году.

    Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

    Стихотворение входит в книгу стихов “Когда разгуляется”, которая опубликована после смерти поэта и включает 44 стихотворения, написанные в период с 1956 по 1959 годы.

    Это философское стихотворение поэта. Общая тема – суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

    Композиция

    Стихотворение состоит из семи строф, по содержанию его можно разделить на три части. В первой части поэт говорит: стыдно быть знаменитым и стремиться к славе, если на самом деле ты ничего не значишь (две первые строфы) .

    Вторая часть выражает жизненное кредо поэта: художник, творец направляет свой талант в вечность, в неизвестность, стремится к достижению идеала, истины. Поэт должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность (3-я – 5-я строфы).

    Две последние строфы призывают быть первопроходцем в искусстве, не обращать внимания на свои временные победы, быть требовательным к себе. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно “быть живым, живым и только” до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать как высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”.

    Читайте также:
    Особенности любви Юрия Живаго к Ларе: сочинение

    Основной мотив произведения – познание и поиск себя, смысла творчества.

    Это лирическое стихотворение на философскую тему, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к истинному и вечному искусству. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, Пастернак использует пиррихии, чередуя их с ямбической стопой. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифмовка везде одинаковая – перекрестная, использованы мужские и женские рифмы.

    Средства выразительности

    Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – всё это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительных средств.

    • Метафоры – “ оставлять пробелы в судьбе “, “ быть притчей на устах у всех “,” окунаться в неизвестность “, “ места и главы жизни “.
    • Эпитеты – “ жизни целой “, “ живому следу “, “ единой долькой “.
    • Сравнения – “ как прячется в тумане местность “.
    • Антитеза – “ поражения – победа “.

    Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

    Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

    Автор: Guru · 30.07.2018

    Борис Пастернак – не только известный, но и признанный обществом русский поэт 20 века. Он написал более 500 произведений. Было время, что он писал в направлении футуризма, что его очень роднит с Маяковским, но автору прискучили сложность языка и отказ от традиций, поэтому его позиция поменялась. Стиль стал легким и непринужденным. В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» он повествует о своей точке зрения по поводу литературного творчества и о людях, которые отдали себя искусству.

    История создания

    Стихотворение известного русского поэта Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» создано в 1956 году. Оно находится среди его творческих работ из поэтического сборника «Когда разгуляется». Тогда на автора были совершены многочисленные нападки в прессе, и его не радовала такая слава. Поэтому он и предостерегает своих потомков: известность кажется красивой лишь тогда, когда ее нет. На деле же она отвратительна.

    Автор в своих стихотворениях затрагивал множество различных тем: любовь, общество, время, философия. На данном этапе своей жизни, Пастернак много рассуждал о том, в чем суть творчества в жизни каждого поэта.

    Жанр, направление, размер

    В стихотворении можно проследить, как Пастернак ведет философскую нить и раскрывает все свои мысли по поводу целей творчества, его процесса и результатов. Поэтому перед нами чистейшая философская лирика.

    Стихотворение написано постоянно меняющимися размерами: спондей – пиррихий – ямб. Рифма перекрестная. Пастернак использует такие переходы для свободной передачи своих мыслей, чтобы люди не задумываясь, внимали, о чем повествует поэт.

    Образы и символы

    Лирическим героем в стихотворении является, по сути, сам Пастернак. Он проходит долгий путь в поисках правды, настоящего, чего-нибудь подлинного, и, в итоге, приходит к определенным умозаключениям и выводам, познав на собственном опыте сущность славы, публики и признания.

    Лирический герой умиротворен и безмятежен, его внутреннее состояние обрело гармонию. Он, наконец, осознал, кто такой истинный творец. Хотя герой отличается уверенностью в себе, он не перестает продолжать поиски лучших путей для реализации своих творческих мыслей.

    Путь и след – символы творческой и жизненной тропы. Поэт прячет шаги в неизвестности, то есть открывает новые горизонты, к которым по его стопам придут люди. Туда и ведет его зов будущего.

    Читайте также:
    Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

    Туман – неизвестность, куда авторы отправляются всякий раз, когда выдумывают то, чего еще не было.

    Темы и настроения

    Настроение стихотворения – торжественное. Автор изрекает истины, определяющие суть его мировоззрения.

    1. Основная тема – поэт и поэзия. Автор рассуждает о творческого пути и предназначении творческого человека. Он видит его не в славе, а в том, чтобы открыть для читателей что-то новое, то, чего еще не было. Необходимо оставить значимый след в той области, где ты реализуешь свой потенциал.
    2. Пастернак затрагивает проблему самоотдачи. Не каждый из нас способен принести в жертву идеалам и стремлениям часть себя. Люди хотят легкого успеха, ничего не давая взамен, но это достижение позорно, по мнению автора.
    3. Также автор говорит о подлинном и ложном признании. Поэт должен творить «без самозванства», его место оценит история, а не он сам. Не стоит приписывать себе значимость, которой нет на самом деле, ведь бессмысленно оставлять за собой кипу бумаг, если ты так ни кем и не отозвался в памяти людей.
    4. В стихотворении можно проследить тему поиска себя, своего стиля, своего направления. Только шагая в неизвестность, в новые просторы по зову будущего, можно сотворить что-то по-настоящему значимое.
    5. Также важна тема скромности: нужно относиться к себе и окружающим без тщеславного желания пустить пыль в глаза. Даже неоспоримые достоинства необходимо признавать без лишнего бахвальства.
    6. Кроме того, в стихотворении важную роль играет проблема славы. Многих художники не выдерживают испытания успехом и признанием, а ведь так важно всегда оставаться собой, не придавая значения легковесной и непостоянной любви толпы.

    Основная идея

    Главная мысль стихотворения в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, не от криков и лести толпы, не от признания власти, а от того, какой он вносит вклад в вечность, насколько его творения ценны в масштабах истории. Только первопроходцам должны принадлежать лавры гения, ведь по их следам движется человечество.

    Будучи наставником, Пастернак призывает писать не для известности и богатства, а для общества, для своего слушателя, для будущего. Поэт протаптывает дорогу в неизвестность, чтобы вести людей за собой – вот смысл его миссии. Но даже если ему удается это делать, нельзя забывать о скромности. И к победам, и к любви аудитории, и к славе нужно относиться адекватно. Этим не надо упиваться, ведь поэт – это художник слова, призванный сами будущим, а не самозванец, делающий все для своей выгоды.

    Средства художественной выразительности

    Пастернак для выразительности и передачи своего эмоционального настроения использует глаголы и деепричастные обороты. Но, помимо них, можно отметить и другие способы художественной выразительности, такие как, эпитеты «живому следу», и «единой долькой».

    Герой погружается в безвестность будущего, «как прячется в тумане местность» — это сравнение. Автор часто использует антитезы: «поражение» и «победа», «шумиха» и «любовь пространства». Также Пастернак придает особую яркость стихотворению благодаря фразеологизмам: «быть притчей на устах у всех», «не видать ни зги», и «за пядью пядь». За метафорой «оставлять пробелы в судьбе», автор скрывает призыв к поиску самого себя, к мыслям о самопознании.

    В последнем четверостишие поэт прибегает к использованию повторения, что приумножает значение этого слова и придает стихотворению «Быть знаменитым некрасиво» еще более эмоциональную окраску:

    Но быть живым, живым и только,
    Живым и только до конца

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: