Своеобразие лирики Б. Пастернака: сочинение

Сочинение Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака

Я б разбивал стихи, как сад.
Б. Пастернак

В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.
Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимом мире, который создал поэт,
С первых строк нас поражает чувство преклонения и восторга перед всем живым — а живет у Пастернака все, что вообще “имеется”: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Поэт “взахлеб” спешит рассказать нам о феврале:

Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Каждое мгновение жизни прекрасно, равно как прекрасны все ее проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Взгляд автора схватывает все, слух — все слышит, а речь все объемлет:

Слепого полдня желатин,
И желтые очки промоин,
И тонкие слюдинки лъдин,
И кочки с черной бахромою.

Поэт, как губка, впитывает в себя влагу жизни, пьет “горечь тубероз, небес осенних горечь. горечь вечеров, ночей и людных сборищ”, чтобы потом выжать себя на бумагу.
Эта “всеядность” означает всеприятие автором всего происходящего и существующего. Да, в жизни есть свои драмы, но. Стихотворение “Марбург”, шедевр раннего Пастернака, повествует о странной метаморфозе, произошедшей с героем после того, как ему отказала возлюбленная. Он замечает, что вокруг все продолжает жить, что “каждая малость”

Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значенье своем поднималась.

Постепенно боль отказа стихает: жизнь побеждает, и герой смотрит в лицо новому дню.
Герою стихотворения открылась врачующая сила мироздания. Но не следует забывать, что в начале была любовь. Именно любовь стала истоком, толчком к открытию мира. В поэзии Пастернака это чувство выступает в новом качестве. Законы любви — это законы всеобщей связи явлений во всем мире. Как поэтично и в то же время исчерпывающе выражен он автором всего лишь двух строках:

Смотри: и рек не мыслит врозь
Существованья ткань сквозная.

Любовные конфликты у Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой “несдержанности” чувств, которые свойственны им в лирике Маяковского и Цветаевой. Любовь в стихах поэта рушится не потому, что “есть в близости людей заветная черта”, как считает Ахматова. И еще менее из-за того, что всякий любовный дуэт есть одновременно дуэль, “поединок роковой”. Двое расстаются оттого, что

Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.

И конфликты эти вовсе небезысходны: мы отметили это в “Марбурге”. Еще один пример — в стихотворении из романа “Доктор Живаго”, называется оно “Объяснение”. Герой, расставаясь с возлюбленной, в некотором роде утешает ее:

Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.

Оборот “вступить в брак” здесь не столько официальный, сколько возвышенный. Вступают в мир, в новую жизнь. В соответствии своей женской доле (“быть женщиной — великий шаг”) героиня обретет новое счастье.
Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не “гений чистой красоты”, не воплощенное коварство, и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение “пред чудом женских рук”, наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это — изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетыми:

Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Все рвется музыкою стать,
И все на рифмы просится.

Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто пейзажных описаний, мало описаний “чистой” природы. Все нарисовано как-то вперемешку: природа какая-то пригородная, и недаром любимое пространство поздних стихов автора — поселок Переделкино. Пастернак не отделяет природное от культурного, рукотворного, а сближает их. Он одомашнивает стихии, он — поэт, который живет, “в родстве со всем уверясь и знаясь с будущим в быту”. И потому в его стихах волны странно, но все же еще вполне “поэтично” шумят “в миноре”, однако похожи они на. вафли, которые печет прибой. Этот гастрономический образ не выглядит нелепым для того, кто знает Пастернака: в его “стихах он выражает сущность оригинального авторского подхода к миру, к природе.
Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия — своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству — стихотворение “Давай ронять слова. ”. Настоящему творцу “ничто не мелко”: он

погружен в отделку
Кленового листа.

Жизнь существует в подробностях, в деталях — в этом разгадка ее тайны. Описать — значит, показать связи между предметами, их “взаимоотношения”, в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна — “черная”. Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям — порою необычным — становится гимном самой жизни.
Стихи Пастернака насыщены сложными метафорами, сравнениями. В этом “половодье образов и чувств”, как сказал о его поэзии О. Мандельштам, читатель часто просто теряется. Поэт пишет взахлеб, одним сплошным потоком, стремясь охватить явление в его сиюминутном облике. Так рождается новый синтаксис Пастернака, нарушающий нормы языка во имя экспрессии:

Читайте также:
Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака Доктор Живаго): сочинение

Гак мочи летние, ничком,
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре своим зрачком,
Так затевают ссоры с солнцем.

Выразительность этих строк подчеркивается звуковыми повторами, аллитерацией, к которой всегда любил прибегать поэт.
Поэзия Пастернака в равной степени живописна и музыкальна (атмосфера детства поэта способствовала развитию различных художественных способностей). В ней — желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как бы скрепляет текст, намекает на некие скрытые связи предметов: грачи “сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей” — грусть тут как будто многократно усиливается за счет повтора гласной “у”.
Пастернак внес в стихи свое видение мира: “луга, осоку, сенокос, грозы раскаты” в их неповторимости и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил в своих заметках так: “Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого”.

Любовная лирика Б. Л. Пастернака Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базиева Мадина Владимировна, Хадзиева Айна Ахмедовна

Понимание мира природы и мира человека в их гармоничном единстве, балансе свойственно замечательному писателю и поэту Борису Пастернаку . В статье рассматриваются особенности любовной лирики этого известного русского поэта. Главным аспектом исследования является любовная лирика Пастернака как важный элемент творчества поэта, где доказывается, что любовь в стихотворениях Бориса Леонидовича связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или наоборот. Метафоричность, умение объединить экспрессию и классику поэтики в этом заслуга Бориса Пастернака .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Базиева Мадина Владимировна, Хадзиева Айна Ахмедовна

Текст научной работы на тему «Любовная лирика Б. Л. Пастернака»

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Б. Л. ПАСТЕРНАКА

1 2 Базиева М. В. , Хадзиева А. А.

1Базиева Мадина Владимировна /Еаг(еуа ЫаШпа УЫттупа – магистрант, филологический факультет;

2Хадзиева Айна Ахмедовна /Hadzieva Ата Ahmedovna – доцент филологических наук,

преподаватель, кафедра русской и зарубежной литературы, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия

Аннотация: понимание мира природы и мира человека в их гармоничном единстве, балансе – свойственно замечательному писателю и поэту Борису Пастернаку. В статье рассматриваются особенности любовной лирики этого известного русского поэта. Главным аспектом исследования является любовная лирика Пастернака как важный элемент творчества поэта, где доказывается, что любовь в стихотворениях Бориса Леонидовича связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или наоборот. Метафоричность, умение объединить экспрессию и классику поэтики – в этом заслуга Бориса Пастернака.

Ключевые слова: Пастернак, лирика, женщины, творчество, любовь.

Великий русский писатель, поэт и переводчик Борис Леонидович Пастернак, лауреат Нобелевской премии по литературе, был одним из самых выдающихся поэтов 20 века. Борис Пастернак был творческой натурой, а значит, не простым. Отец Пастернака был художником, а мать – пианисткой, что объясняет тот факт, что Борис Пастернак рос в творческой атмосфере. Его родители поддерживали дружбу со многими известными художниками, музыкантами и писателями.

Первые стихи Бориса Пастернака были опубликованы в 1913 году в сборнике «Близнецы в тучах» (коллективный сборник группы «Лирика»). С этого года и по 1959 год Борис Пастернак написал огромное количество стихотворений, пьес и поэм, выпустил много сборников. Шесть лет подряд Пастернак выступал лауреатом Нобелевской премии по литературе и в 1958 году удостоился этой премии. Но в день вручения – 23 октября, обвинив писателя в изменнических действиях, советская пропаганда заставила писателя отказаться от премии, исключив Пастернака из Союза писателей и пригрозив ему лишением гражданства. Но в 1989 медаль лауреата Нобелевской премии была вручена семье писателя [4, с. 27].

Любовная лирика Бориса Пастернака является одним из основных направлений гуманизма творчества поэта. В своих стихах, которые он посвятил своим любимым женщинам, поэт как бы просит услышать его, понять и прочувствовать его внутренний мир, но не нарушать его покой. И сам он никогда не вламывался в души близких людей, а только вчувствовался и вслушивался.

Лирический герой Бориса Пастернака всегда говорит о любви в прошедшем времени, но говорит с гордостью и уважением. Он считает, что любовь помогает избавиться от суеты и пошлости мира и поэтому, об искре любви, которая погасла когда-то, глупо сожалеть. Это хоть и временное, но освобождение духа от пустоты и одиночества. Борис Пастернак отображал в своих стихах достоинство любви с философской глубиной. Он считал, что любовь равносильна разгадке смысла бытия и, имея в этом горький опыт.

Боль разлуки перенес и он. В его цикле «Разрыв» слышится стон души, которая теряет свою любовь, опустошается и страдает. Но даже здесь лирический герой

Бориса Пастернака не пишет о любви с разочарованием или сарказмом, он возвышает и восхваляет это чувство, а не преодолевает свою душевную боль.

Любовная лирика Бориса Пастернака, которая уходит корнями в перипетии его жизни и хитросплетения судьбы, была хоть и не такой насыщенной, как у большинства других поэтов того времени, но от этого не менее чувственной и искренней. Борис Пастернак был на удивление чистым и одухотворенным человеком, он хорошо чувствовал грани человеческих взаимоотношений, которые стремились к моральности, порядочности, доброте и, что самое главное, к торжеству этих идеалов в современном социуме [4, с. 89].

Всю любовную лирику Бориса Пастернака можно озаглавить одой строчкой его же творения: «Любовь – это самое чистое из всего, что знает Вселенная. » Интересен тот факт, что в раннем творчестве Пастернака не так много произведений о высоком чувстве, вздохах на скамейке или о безответной любви. Но все меняется в тот момент, когда для поэта наступает новый жизненный этап, который был связан с его первой сильной влюбленностью. И на данном этапе пришло время для любовной лирики Бориса Пастернака. Это любовь настолько сильно захлестнула поэта, что дала ему вдохновение для написания огромного количества прекрасных произведений.

Читайте также:
Анализ стихотворения Б. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать! (1912): сочинение

В своей любовной лирике Борис Пастернак не пишет об одной женщине, как и у любого другого поэта, она перекликается с образами всех его любимых женщин. В раннем творчестве поэта не было и намека на любовь, до встречи с той первой любовью Пастернак писал серьезные размышления на тему философии.

И вот в его жизни появилась Она. Первой любовью Бориса Пастернака стала Ида Высоцкая, он с ней познакомился в Марбурге. Именно благодаря Иде Высоцкой на свет появились сначала робкие строчки, а потом и уверенные, прекрасные произведения любовной лирики Бориса Пастернака. Эта любовь ошеломила юношу, настолько сильной, чувственной и яркой была она, что Пастернак сразу же сделал предложение своей любимой женщине. Но Ида Высоцкая отказала ему. Все это происходило в Марбурге, об этом горьком опыте любви он напишет в одноименном стихотворении. Это и стало началом любовной лирики Бориса Леонидовича Пастернака [3, с. 18].

Не менее важную роль в жизни Пастернака сыграла его кузина Ольга Фрейденберг, с которой они долгое время поддерживали теплые дружеские отношения. Главными женщинами в жизни поэта стали его жены. Будучи в браке с первой женой – Евгенией Лурье, пишет множество стихов, посвященных ей. Это период расцвета лирики Пастернака. Пастернак очень привязан к своей семье, но эта связь скоро истончается, и в 1930 году он сходится Зинаидой Нейгауз, женой пианиста Нейгауза. Взаимоотношения Бориса и Зинаиды оставили также след в лирике Пастернака. Их чувства не имеют границ и рамок, ради них они готовы отказаться от семей и вступают в брак. Ищущего вдохновения Пастернака хватает ненадолго, он находит новый «заряд эмоций». На этот раз жизнь Пастернака меняется кардинально с появлением Ольги Ивинской, которая стала последней музой поэта. Именно с ней поэт провел лучшие годы и посвятил ей прекрасные произведения.

В лирике Бориса Пастернака нашла свое место каждая из женщин, которых он когда-либо любил. Имена своих жен он увековечил в своих произведениях, что является, пожалуй, лучшим подарком для них.

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. С. 93.

2. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений. В пяти томах. Москва. Художественная литература, 1989-1992. С. 256.

3. Пастернак Б. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. Москва. Искусство, 1990. С. 31.

4. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Мюнхен, 1981. С. 27.

ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»

Пугоева Милана Темерлановна /Pugoeva МИапа ТвтвНапоупа – магистрант,

филологический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия

Аннотация: в статье рассматривается творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Кавказ -одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М. Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. В статье рассматривается одно из произведений, посвященных Кавказу, «Демон», в котором освещаются пути духовных исканий великого поэта. Ключевые слова: Лермонтов, жанр, Демон, зло, чувства, душа.

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву считается великим мастером слова. Поэт брал за основу творчество Пушкина, преемником которого он является, и многих других писателей. Михаил Юрьевич является ярчайшим представителем русского романтизма в литературе.

Его творчество внесло весомый вклад в развитие российского искусства: им были написаны новые музыкальные и художественные произведения [3, с. 21].

Михаил Юрьевич чаще писал произведения в жанре романтической поэмы. Им написано огромное количество поэм, некоторые из которых не дали закончены, несколько печатались несколько раз в разных редакциях, есть и несохранившиеся до наших дней. Каждое произведение, написанное Лермонтовым, является уникальным: разная тематика, сюжеты, стили. Именно мечтательность осознание разрыва между мечтой и реальностью – главная черта романтизма.

Внутренний мир человека, чувственность и его творчество провозгласили подлинными ценностями.

Известно, что романтические герои всегда находятся в конфликте с обществом. Являясь странствующими изгнанниками, разочарованные герои бросают вызов несправедливому обществу.

Лермонтов является представителем русского романтизма. Белинский отмечал, что «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин, и его поэзия – «совсем новое звено в цепи исторического развития нового общества».

Поэму «Демон» М. Ю. Лермонтов начал сочинять в 15 лет. Первая строка -«печальный демон, дух изгнания» – прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца [4, с. 47].

В поэме «Демон» Михаил Юрьевич дает свое оценочное представление о герое-индивидуалисте. В основе поэмы лежит легенда о злом духе, взятая из библии, который был свергнут с неба, из-за поднятого бунта против Бога. Хоть поэма и написана в жанре фантастике, но и здесь мы можем проследить намек на глубокий смысл. Это психологический аспект, философский, а также социальный.

Читайте также:
Женские образы в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

Своеобразие лирики Б. Пастернака

Своеобразие лирики Б. Пастернака

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака — это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке — ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта “Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — времени заложник

У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация “прозы жиз- ни”, внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении “Метель” речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:

Зверской боли крепнут схватки,

Крепнет ветер, озверев,

И летят грачей девятки,

Черные девятки треф.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах — своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: “Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще: “Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармонично”. В ответ Пастернак писал: “Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану”. В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней

До основанья, до корней,

Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до самой сути”. Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения “Вокзал”:

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать — не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя — в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь —

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы — таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания романа “Доктор Живаго”). В те дни Пастернак напишет:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия “За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно. Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре.

Читайте также:
Философская насыщенность лирики Б. Пастернака: сочинение

Художественное своеобразие лирики Б. Л. Пастернака

Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она словно пожар, словно восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак — сын своего времени, времени трех революций, когда все и все приходило в движение. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», — пишет поэт. Словно с черного хода приходят в поэзию и остаются жить там навсегда все «залпом», «взахлеб», и «наповал». Образы в лирике рождаются из ниоткуда, из простых созвучий, из случайностей:

Ирпень — это память о людях и лете,

О воле, о бегстве из-под кабалы,

О хвое на зное, о сером левкое

И смене безветрия, вёдра и мглы…

Поэт дает полную волю, которую можно только в своеобразном поэтическом бреду. Однако бред этот принадлежит гению. Словно некто играет на наших сверкающими, возможно драгоценными, камушками игру, правила которой не ясны нам, но процесс завораживает и гипнотизирует нас.

Он чешуи не знает на сиренах,

И может ли поверить в рыбий хвост

Тот, кто хоть раз с их чашечек

Пил бившийся как отблеск звезд?

Скала и шторм и — скрытый ото всех

Нескромный — самый самый тихий,

Играющий с эпохи

Углами скул пустыни детский

Многоточие, завершающее этот пассаж из «Темы с вариациями», создает некое разреженное пространство, в котором повисает наш облегченный и восторженный вздох. Стихи Пастернака сотканы из ничего, словно кружева из грошовых ниток, словно музыка из семи нот. Поэт абсолютно свободен в работе с материей слова. Предмет его страсти — жизнь. Но слово — орудие, посредством которого поэт воздействует на нее.

Поэт ускользает, как угорь из рук, он все время находится за пределами своих определений. Его талант неуловим и неопределим. Такова мудрость поэзии, и такова ее наивность: «Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?» Кто это спрашивает? Откуда этот человек? Зачем он здесь? Его соловьиная речь движет и мелет мир. Даль начинает говорить, кусты — спрашивать, тоска — блуждать. Он создает шедевры, они остаются в памяти, проникают в гены, становятся частью жизни. У меня так случилось со стихотворением «Август». Можно назвать это любовью с первого взгляда — чудесным образом сразу после первого прочтения оно вошло в мое сознание, чтобы остаться там навсегда. Я ни с кем не спорил, какое стихотворение у Пастернака Для меня, несомненно, это:

шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Обыкновенно свет без пламени

Нисходит в этот день с явора,

И осень, ясная как знаменье,

К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В лес кладбищенский,

Горевший как печатный пряник…

Пастернак сложен и прост, элитарен и доступен, таковы приметы истинной литературы. Часто окружающую поэт видит как текст, книгу, которую надо прочитать. охватывает восторг перед миром и его проявлениями — где бы они ни были: в в в природе, в в ветке… Он самого Бога представляет всемогущим режиссером:

Так играл над землей молодою

Одаренный один режиссер,

Что носился как дух над водою

И ребро сокрушенное тер.

И, протискавшись в мир дисков

Наобум размещенных светил,

За дрожащую руку артистку

На дебют роковой выводил.

Пастернак признавался, что всю свою жизнь он провел в борьбе за “неслыханную красотку” языка, за его
первозданность и первородность. Традиция была для него порождающей силой. Обыденность он возвел в царство поэзии и поселил там навеки. Чужое порождало нем свое. Пастернак откликался на поэзию Шекспира, Фета, Блока, Цветаевой. Его лирика полна скрытых цитат, интонационных примет его современников и предшественников. Но в этом лишь еще одно достоинство его Музы.

Вот что он сам писал об этом: «В искусстве человек смолкает и заговаривает образ. И оказывается, только образ поспевает за успехами природы».

Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

Особенности и своеобразие лирики Пастернака

Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

Ранняя лирика Пастернака

От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

Философская лирика

Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

Природа в лирике Пастернака

Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

Любовная лирика поэта

Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

Читайте также:
Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака): сочинение

За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Задумина Надежда Анатольевна

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли . Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. Поэзия Б. Пастернака это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Основная философская проблема проблема бытия . Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное. Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном это всеобщая связь всех явлений и вещей. Вся поэзия Пастернака своего рода гимн деталям , подробностям. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Философия Пастернака жизнеутверждающая и оптимистичная . Библиогр. 3.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Задумина Надежда Анатольевна

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems . His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic .

Текст научной работы на тему «Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака»

ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-8

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Б. Л. Пастернак – один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо,

По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Б. Пастернака.: сочинение

Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.1

(«На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии» [1, с. 556].

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия – листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», – справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках [2].

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать – одаренной пианисткой; гостями дома были Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историкофилологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге (Германия). И хотя окончательный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Поэзия Б. Пастернака – это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом.

В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати» [3].

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, -в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема – проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует – и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва.1

(«Давай ронять слова»)

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она – неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.1

(«Январь 1919 года»)

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя – жизнь», – говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.1

(«Как бронзовой золой жаровень. »)

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь.

Все это – не большая хитрость.1

(«Любить иных – тяжелый крест. »)

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

О Господи, как совершенны Дела твои, – думал больной, -Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.1

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть – это, скорее, переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом – стихотворение «Уроки английского». Название кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются, да и какие это уроки? Дездемона, умирая, рыдает по иве; Офелия уходит из жизни «с охапкой верб и чистотела». О чем заключительные строки стихотворения, которым надлежит раскрыть его суть? Вот они:

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий Обдать и оглушить мирами.1

Героини, отвергнув «горечь грез», открывают себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами – не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь -не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном – это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова.» на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно – некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.1

(«Давай ронять слова. »)

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора – это полное принятие всех обликов жизни.

Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это – изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетым:

Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Все рвется музыкою стать,

И все на рифмы просится.2

(«Красавица моя, вся стать. »)

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1985.

Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия – своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству – стихотворение «Давай ронять слова. ». Настоящему творцу «ничто не мелко»: он

Погружен в отделку Кленового листа.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Жизнь существует в подробностях, в деталях – в этом разгадка ее тайны. Описать – значит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна – «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям – порою необычным – становится гимном самой жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества – «Во всем мне хочется дойти.». Человек должен жить, постигая законы этого мира – законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.1

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность – проклятье».

Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя – жизнь» состоит из медиативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». В контексте этих стихотворений, искусство – вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.2

В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная – место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастает в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы Или с сардонической сосны?2

Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник, по Пастернаку, тесно связан со своим временем, но он – и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия.

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1985.

В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Ангуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задаче художника. Поэт уподобляется в стихотворении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующему ответственность за мировую жизнь.

Читайте также:
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.1

Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их неповторимость и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него, поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого».

Философия Пастернака – жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни. Мир несовершенен, но он существует, и это прекрасно.

1. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. – Т. 2. – С. 556.

2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. – М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3.

3. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. – М.: Эксмо, 2008. – 634 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010

PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF BORIS PASTERNAK’S POETRY

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature – it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic.

Key words: philosophical problems, depth and dynamics of thought, the problem of existence, awe of life, love is the fundamental principle of life, hymn to details, his own vision of the world, life-asserting and optimistic.

Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака

Школьное сочинение

Мы крепко связаны разладом,

Столетья нас не развели.

Я волхв, ты волк, мы где-то рядом

В текучем словаре земли.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением “Сестра моя— жизнь”:

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, “садясь, соболезнует мне”. Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что “стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни”. Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении “Плачущий сад”. Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Читайте также:
Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях “Зеркало”, “Девочка”:

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям “разъясняющие” заглавия— “Март”, “Август”, “Бабье лето”, “Зимняя ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать. ” и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: “Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты”. И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении “Март”. В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с “дюжей скотницей” неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении “Бабье лето” мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, “спускается в балку”:

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью “подсмотреть” в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, “бытовых”, повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: “Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. “

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении “Ночь”. Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты”. “Божьим миром” называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — “лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: