Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

Художественный мир Б.Л. Пастернака

Нестерова И.А. Художественный мир Б.Л. Пастернака // Энциклопедия Нестеровых

  1. Особенности художественного мира Бориса Пастернака
  2. Художественное своеобразие романа “Доктор Живаго”

Особенности художественного мира Бориса Пастернака

Б.Л. Пастернак – талантливый русский писатель, поэт, переводчик и публицист обладал удивительным талантом раскрывать острые проблемы, так чтобы никто не остался равнодушным. Его художественный мир насыщен как видами природы, так и драмами человека.

Явления природы у Пастернака не просто наделены свойствами живых существ, они обладают ими. Природа и поэт у Пастернака равноправны. Он не просто описывает природу, он её одушевляет. Особенностью творчества Бориса Пастернака можно смело назвать и единство мироощущения и поэтической картины мира:

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Одна из отличительных черт художественного мира Пастернака -метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора у него и сама по себе крайне необычна. Она выполняет не характерную для неё роль. Рассмотрим данный аспект подробнее. Итак, традиционно метафора весны означает пробуждение природы и чистоту. У Бориса Пастернака весна настолько насыщена бытовыми подробностями, что эффект пробуждения природы теряется. Это можно наблюдать в стихотворении “Весна” 1918 года.

В произведениях Бориса Пастернака ощущения человека передаются не путем описания его чувств, а посредством отождествления его с природой с помощью метафорических средств. Метафора у Пастернака восстанавливает единую картину мира.

Источником пастернаковской метафоры являются взаимопроникающие образы. Его метафора крайне важна, так как выполняет великую работу по восстановлению единства духовного и материального мира.

В поэтическом мире Бориса Пастернака крайне важен лирический герой, образ поэта, который создается в стихах. Невыделенность лирического героя, но “растворенность” в окружающем мире создается Пастернаком с помощью звуковой организации стиха.

Особенный звуковой строй выявляет единство поэта и вселенной. Он восстанавливает целостность бытия и становится образным выражением единства разрозненных предметов и явлений.

Новое соотношение человека и мира рождало в произведениях Бориса Пастернака новое понимание происхождения искусства и поэзии. Отдельно следует рассмотреть специфику эстетики Бориса Пастернака. У него искусство не отражает жизнь. Оно не призвано у него описывать жизнь, распространяться о душевных страданиях. У Пастернака искусство есть эквивалент жизни. Оно берет в ней свое начало. Отсюда и вывод о том, что искусство для поэта- орган речи самой жизни.

Оригинальность художественного образа возникает у Пастернака не тогда, когда он не похож на образы у других, но полностью соответствует действительности. Это и есть художественный реализм Пастернака.

Вечность и время всегда есть в стихах Бориса Пастернака. Однако проявляют они себя в поэтическом слове по разному. Почему? А потому, что они сообщают стилистическому облику слова еще и философское содержание.

Совмещение в одном стихотворении разноплановой в стилистическом отношении лексики использовалось писателем с целью сопряжения различных планов быта и бытия. По этой причине Пастернак не избегает разговорного стиля таким образом сближая поэзию и обыденную речь. При этом это совмещение так преобразует обыденность, что в ней начинает проступать вечность.

Не чужда лирике Пастернака и прямая постановка философских проблем, таких как:

  • Смысл жизни человека;
  • Высшее назначение человека.

Борис Пастернак строит свои произведения не на логике, а на образе. Обыденное в его лирике обнажает присутствие вечного, о чем постоянно свидетельствует искусство, которое рождалось из самой жизни.

Художественное своеобразие романа “Доктор Живаго”

Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” едва ли не самое загадочное произведение двадцатого столетия. Мистическая составляющая таиться в том, что он не подлежит стандартному анализу произведений, который существовал в XIX веке и начале XX столетия. Если рассматривать роман с точки зрения “классического анализа”, то резко всплывают элементы так называемого авторского произвола. Это подчеркивает необходимость иного подхода к произведению. Совпадение будет лишь одно: частная судьба призвана дать представления о закономерном, но сами закономерности понимаются не так, как было принято ранее, когда человек рассматривался как социальное явление. Человек должен был своей судьбой являть непреодолимое действие социально-исторических законов. Однако при анализе романа “Доктор Живаго” становиться очевидным, что судьба главного героя утверждает торжество частного, индивидуального над общим. Роман был написан не о том, как исторические события влияют на человека. А о том, как человек влияет на историю. Именно истории в романе принадлежит самостоятельность бытия. Ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала. Но история входит в роман образами, определяющими символическое значение того или иного конкретного исторического явления в культуре народа.

Главной темой романа “Доктор Живаго” становится тема взаимодействия человека и истории. Однако историческое бытие понимается Борисом Пастернаком по-своему. Оно развертывается в художественной ткани романа собственно философией и собственной историей.

Русская литература входит в рома различными способами. При помощи романа Пастернак создает синтетический образ русской культуры, подвергающийся испытаниям, но не могущий быть уничтоженной, а следовательно культуры бессмертной. Природа в романе также бессмертна.

Главный герой романа не случайно представлен поэтом даже в большей мере, чем врачом. Мы помним, что художник и поэт у Пастернака- это вечный заложник времени. Значит его взгляд на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности. Он может поддаться искушению и принять временное за проявление вечного. Только духовно независимый человек в любых обстоятельствах способен оставаться самим собой. Все это для того, чтобы сохранить лицо. Так Юрий Живаго не сторону ни одного из враждующих лагерей.

Свидетельство Живаго о своем времени – стихи, написанные в его бумажках, найденные уже после его смерти в его бумагах. Перед нами целая книга, которая имеет собственную композицию. Это книга стихов открывает стихотворением о Гамлете, который в мировой литературе стал образом раздумья над характером собственной эпохи.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением Гефсиманский сад. В нем звучат слова Христа, обращенные Петру, защищавшему Христа мечом от пришедших его схватить и придать мучительной смерти. Перед нами в сущности оценка Юрием Живаго событий происходящих в его стране. Это отказ “железу”, оружию в возможности решить исторический спор и установить истину. Книга стихотворений Живаго – это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью.

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Задумина Надежда Анатольевна

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли . Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. Поэзия Б. Пастернака это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Основная философская проблема проблема бытия . Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное. Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном это всеобщая связь всех явлений и вещей. Вся поэзия Пастернака своего рода гимн деталям , подробностям. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Философия Пастернака жизнеутверждающая и оптимистичная . Библиогр. 3.

Читайте также:
Во всем мне хочется дойти до самой сути (По лирике Б. Л. Пастернака.): сочинение

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Задумина Надежда Анатольевна

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems . His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic .

Текст научной работы на тему «Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака»

ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-8

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Б. Л. Пастернак – один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо,

По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги.

Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.1

(«На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии» [1, с. 556].

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия – листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», – справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках [2].

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать – одаренной пианисткой; гостями дома были Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историкофилологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге (Германия). И хотя окончательный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Поэзия Б. Пастернака – это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом.

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати» [3].

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, -в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема – проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует – и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва.1

(«Давай ронять слова»)

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она – неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.1

(«Январь 1919 года»)

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя – жизнь», – говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.1

(«Как бронзовой золой жаровень. »)

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь.

Все это – не большая хитрость.1

(«Любить иных – тяжелый крест. »)

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

О Господи, как совершенны Дела твои, – думал больной, -Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.1

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть – это, скорее, переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом – стихотворение «Уроки английского». Название кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются, да и какие это уроки? Дездемона, умирая, рыдает по иве; Офелия уходит из жизни «с охапкой верб и чистотела». О чем заключительные строки стихотворения, которым надлежит раскрыть его суть? Вот они:

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий Обдать и оглушить мирами.1

Героини, отвергнув «горечь грез», открывают себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами – не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь -не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном – это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова.» на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно – некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.1

(«Давай ронять слова. »)

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора – это полное принятие всех обликов жизни.

Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это – изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетым:

Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Все рвется музыкою стать,

И все на рифмы просится.2

(«Красавица моя, вся стать. »)

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1985.

Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия – своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству – стихотворение «Давай ронять слова. ». Настоящему творцу «ничто не мелко»: он

Погружен в отделку Кленового листа.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Жизнь существует в подробностях, в деталях – в этом разгадка ее тайны. Описать – значит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна – «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям – порою необычным – становится гимном самой жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества – «Во всем мне хочется дойти.». Человек должен жить, постигая законы этого мира – законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Читайте также:
Цель творчества - самоотдача (по поэзии Бориса Пастернака): сочинение

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.1

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность – проклятье».

Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя – жизнь» состоит из медиативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». В контексте этих стихотворений, искусство – вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.2

В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная – место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастает в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы Или с сардонической сосны?2

Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник, по Пастернаку, тесно связан со своим временем, но он – и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия.

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1985.

В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Ангуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задаче художника. Поэт уподобляется в стихотворении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующему ответственность за мировую жизнь.

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.1

Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их неповторимость и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него, поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого».

Философия Пастернака – жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни. Мир несовершенен, но он существует, и это прекрасно.

1. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. – Т. 2. – С. 556.

2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. – М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3.

3. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. – М.: Эксмо, 2008. – 634 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010

PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF BORIS PASTERNAK’S POETRY

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature – it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic.

Key words: philosophical problems, depth and dynamics of thought, the problem of existence, awe of life, love is the fundamental principle of life, hymn to details, his own vision of the world, life-asserting and optimistic.

Уроки стилистики “Своеобразие поэтического мира Пастернака”. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Образовательные: содействовать формированию представлений учащихся об особенностях стиля Пастернака; организовать деятельность учащихся по сопоставительному анализу стихотворений поэта разных лет, помочь на основе исследовательской работы увидеть общую эволюцию поэтического мастерства Пастернака.

Развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.

Воспитательные: прививать любовь к слову, воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование. Презентация “Своеобразие поэтического мира Пастернака”.

Запись песни “Снег идет”.

1. Звучит песня на стихи Пастернака. (Слайд №2)

2. Чтение учителем стихотворения Беллы Ахмадулиной. (Слайд №3)

Начну издалека, не здесь, а там,
Начну с конца, но он и есть начало.
Был мир как мир как мир. И это означало
Все, что угодно в этом мире вам.
В той местности был лес, как огород, –
так невелик и все-таки обширен
Там, прихотью младенческих ошибок,
все было так и все наоборот.

На маленьком пространстве тишины
был дом как дом. И это означало,
что женщина в нем головой качала
и рано были лампы зажжены.

Там труд был легок, как урок письма,
и кто-то – мы еще не знали сами –
замаливал один пред небесами
наш грех несовершенного ума.

В том равновесье меж добром и злом
был он повинен. И земля летела
неосторожно, как она хотела,
пока свеча горела над столом.

Прощалось и невежде и лгуну –
какая разница? – пред белым светом,
позволив нам не хлопотать об этом,
он искупал всеобщую вину.
Стояла осень, и она была
лишь следствием, но не залогом лета.
Тогда еще никто не знал, что эта
окружность года не была кругла.

Сурово избегая встречи с ним,
Я шла в деревья, в неизбежность встречи,
В простор его лица, в протяженность встречи,
Но рифмовать пред именем твоим?
О нет.

Прозвучало стихотворение Беллы Ахмадулиной, которая по мировосприятию, по отношению к поэзии, поэтическому слову, может считаться преемницей Пастернака. Но “рифмовать пред именем твоим? О нет”. Потому что в понимании Беллы Ахмадулиной, Пастернак – великий поэт.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»: сочинение

Я позволю повторить себе две 2 строчки из стихотворения.

(Записано на крыльях доски)

“Труд был легок, как урок письма”.

“Замаливал…грех несовершенного ума”.

– О чем эти строки? На что обращает наше внимание Белла Ахмадулина? (Слайды №4, 5)

“Замаливал…грех несовершенного ума “Труд был легок, как урок письма”
“План содержания” (тема и содержание предложения, идейная и художественная позиция автора, его жизн. опыт и т.д.) “План выражения” (все поэтические пр-я выступают перед нами как та или иная образная микросистема, ритмо-рифмически строго организованная. Содержательная языковая суть и формальная сторона).

Сегодня на уроке мы попытаемся соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака, понять своеобразие и специфичность его стихотворного почерка, проследить эволюцию поэтического мастерства.

Запишите тему урока.

Итак, 1910-1920 годы, когда стихи Пастернака получили широкую известность.

– Был ли Пастернак единственным в эти годы?

Среди такого созвездия талантов легко затеряться, трудно найти свою нишу. Пастернак не затерялся. Начиная как футурист, в 1914-1918 гг. входил в группу “Центрифуга”. С футуризмом его связывало, по словам философа Федора Степуна, “искание и обретение новых поэтических форм, ведущих далее того, что было найдено уже символистами…, отрицание канонизированного синтаксиса, логической внятности мысли и необходимости зрительной реализации образа”.

Говоря о стиле, нужно вспомнить основные положения этой группы.

Из статьи “Два слова о форме и содержании”: “Отношение к форме и содержанию существенно определяет художника. Познание немыслимо без субъекта и объекта. Но объект не может существовать без формы и содержания. Содержание есть элемент становящести, форма – элемент становления” (Э.П. Бах).

Основой было 3 темы:

Тема содержания (распадается на массу таких же малых тем);

Тема формы – тоже;

Тема лирическая – не распадается, она едина – лишь пронизывает контенуальные и формальные темы.

Лестница от поэта к читателю (по теориям Малларме)

Эта лестница возникает в каждый данный момент, цепь таких лестниц возникает из всего стихотворения, образующий между поэтом и читателем безостановочно пролетающий, лирический простор.

Задача лирики – создать внутреннюю жизнь, создать движение, которое связывает читателя и поэта. Создать тот лирический простор.

О поэзии Б. Пастернака написано немало (как литературоведами, так и современниками-поэтами: работы Д. Лихачева, В. Альфонсова; М. Цветаевой, А. Вознесенского).

– На что вы обратили внимание, читая критику?

(Ответы учащихся с записью выводов в тетрадь) – Приложение 1

Слайды №7, 8

“Замаливал…грех несовершенного ума”

он – творец, он – новатор

говорит о жизни на языке самой жизни

поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна

человек определяется через природу

“Труд был легок, как урок письма”

он – творец, он – новатор

искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности

жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы

случайность становится почти законом

зачинатель нового лада, нового строя

человек определяется через природу

смотрит глазами музыканта и художника

Как вывод, слова М.Цветаевой:

“Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него – впадаем. Пастернака…мы… понимаем через интонацию, которая неизменно точна и ясна.

Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные. Мы так же не умеем говорить по-пастернаковски, как Пастернак не умеет говорить по-нашему, но оба языка есть, и оба внятны и осмысленны, только они на разных ступенях развития.

Разобщены. Мост – интонация. Пастернак – чара”. (Слайд №9)

Попробуем убедиться в точности записанного, обратившись к стихотворению “Февраль. Достать чернил и плакать!”.

– Что это? Прогноз? Загадка? Что значит “Достать чернил и плакать”?

Плакать – перен. – творить, писать (чернила с пера – как капают слезы).

Начинается с назывного предложения “Февраль”

– Какие ассоциации возникают со словом “февраль”? (Слайд №10)

(Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер…)

Но есть и “февральская лазурь” (вспомните картину Грабаря), т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны.

– Можно предположить, что это пейзажное стихотворение?

Чтение стихотворения наизусть. (Слайды №12,13)

– О чем же это стихотворение? Какие словесные образы возникают?

Словарная работа (Слайд №14):

Пролетка – легкий четырехколесный и двухместный экипаж, запряженный лошадью, а в связи с этим и соответ. слово (обр. внимание на полет – легкость);

благовест (благая весть) – колокольный звон, которым оповещают о церковной службе;

гривна – десять копеек (реже – гривенник).

Работа со стихотворением по группам:

1 группа. Найти словесные образы.

Сверка со слайдом:

чернила, шесть гривен (мир человека);

слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли);

ливень (соединение неба и земли);

тысячи грачей, ветер (небо)

основа – высь – человек

2 группа. Найти зрительные образы.

весною черною горит, чернила, обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный)

3 группа. Найти слуховые образы.

грохочущая слякоть, благовест, клик колес(клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей;

ветер криками изрыт

слагаются стихи навзрыд – мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.

Читайте также:
Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение

Образ пробуждающейся весны – внешний план;

процесс пробуждения поэзии – внутренний план

4 группа. Образ лирического героя

Образ лирического героя

достать чернил и плакать; писать навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.

1 группа. Охарактеризовать фонетический уровень.

2 группа. Охарактеризовать лексический уровень.

звукопись, аллитерация на “л”, щипящие, анафора (звуковая)

ассоциативные ряды, сочетание лексики разных стилей (книжных и разговорного) усиливает выразительность, неожиданность восприятия

эпитеты, метафоры, сравнения, архаизмы, прием разрушения фразеологизма “плакать навзрыд” – “писать навзрыд” – усиливает нарастание чувства;

повтор “достать” – сопряжены реальность (пролетка) и полет воображения (перенестись туда)

3 группа. Охарактеризовать морфологический уровень.

4 группа. Охарактеризовать синтаксический уровень.

преобладание имен над глаголами:

глаголы и глагольные формы – 13

глаголы в инфинитиве употребляются в значении повелительного наклонения – подчеркивает ощущение необходимости этого действия, невозможность не осуществить его.

использование односоставных предложений (назывных и инфинитивных); сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; предложений с однородными членами.

Вывод:

– моментальным, острым зрением художника поэт видит образ “горящей” весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем, смывающим все обыденное, бытовое;

– конкретные, реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом;

– чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность “слагать стихи”, “писать о феврале навзрыд”.

Реальность поэзии поднята до действительности природы, природа и поэзия уравнены: поэзию творит (обращение к записи на доске в начале урока: он – творец, он – новатор) органическое включение поэта в мир живой природы, что и дает ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира.

2 урок

Все в стихах Пастернака “диктовало чувство”, было от его чистой души и открытого сердца. “Стихи слагались” поэтической личностью, ее жизненным опытом, литературным образованием и художественным восприятием постоянно меняющегося мира.

Стихотворный почерк Пастернака на редкость своеобразен и специфичен.

– Каковы же основные слагаемые особого поэтического слога поэта?

Работа с карточками по вариантам – сразу выписывать в тетрадь те средства, о которых будут говорить (в назывном порядке) – Приложение 2

Раннее творчество – 1 вариант

Позднее творчество – 2 вариант.

Раннее творчество: неожиданные метафоры и сравнения; ошеломляющие своей резкой ненормативностью и непривычностью “счастливые сочетания слов”; разноцветная и разноликая палитра эпитетов; стремительные потоки внезапных анафор и синонимов; антитезы и оксюмороны; на первый взгляд, беспорядочный и вечноспешащий (иногда как бы “задыхающийся”) синтаксис.

Позднее творчество: преобладает естественная, непосредственная простота…

“простота емкая, простота пушкинская и чеховская” (Н.М.Любимов “Несгораемые слова”).

Удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально – семантическая насыщенность стиха. Поэтичность, выразительность создается не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.

В позднем периоде творчества Пастернака проступает та “неслыханная простота”, которая идет от “опыта больших поэтов”, нашей неувядаемой русской поэтической классики. Об этом прекрасно сказал сам Б.Л.Пастернак:

В родстве со всем, что есть, уверяясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Как всякий великий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение своей жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта.

– А теперь я предлагаю вам проанализировать 2 стихотворения Пастернака, относящихся к разным периодам творчества, сравнить не только мысль поэта, но и какими языковыми средствами и как именно он достигает огромной художественной силы и выразительности своего слова.

Работа учащихся со стихотворениями “О, знал бы я, что так бывает…” 1932 г. и “Во всем мне хочется дойти до самой сути”1956 г. (по группам с последующим обсуждением получившихся результатов).

Итак, от стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”, в котором лирический герой поведал о связи жизни и искусства, к стихотворению “Во всем мне хочется дойти до самой сути” – тема творчества, искусства сопровождала Пастернака многие годы. Лирический герой взрослел вместе с автором, обретая философский взгляд на мир, активный, изменчивый и динамичный, постоянно обновляющийся. Он пришел к необходимости постигать сущность явлений, а не только их внешнюю форму. Он все острее ощущает себя творцом, художником и гармоничной частью мироздания.

“Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общею лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной” (Пастернак “Доктор Живаго”).

Список использованной литературы

  • Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. / Сост. А.Филиппова. – Тула: Филин, 1993. – (Миры)
  • Большой справочник. Литература. Для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998.
  • И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: “Вако”, 2003.
  • Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – (Методическая лаборатория).
  • Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002 – 224 с.
  • Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

    Тишина, ты лучшее

    Из всего, что я слышал…

    Понять характер и особенности поэзии Б. Л. Пастернака помогают исследования А. Н. Архангельского, Н. М. Солнцевой, В. С. Баевского.

    Борис Леонидович Пастернак никогда не был формалистом. В его стихах много пространства, света, контрастных цветов. Стихи пишутся вдохновенно и печатаются цикл за циклом, книга за книгой. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций.

    Поэзия для Пастернака была органом восприятия мира и способом выражения целостности жизни. С первых своих шагов в русской литературе Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Многое в его стихах ошеломляло, ставило в тупик: они были чрезвычайно насыщены метафорами; уподобления, к которым прибегал поэт, часто производили впечатление слишком субъективных или случайных. Оригинальность мира Пастернака была обусловлена его стремлением и в лирике «дойти до самой сути», уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния. Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы — таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин.

    Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной

    работе, требующей полной самоотдачи:

    Не спи, не спи, работай,
    Не прерывай труда.
    Не спи, борись с дремотой,
    Как летчик, как звезда.
    Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты — времени заложник
    У вечности в плену. [ 1 ]

    Читайте также:
    Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака Доктор Живаго): сочинение

    Творчество Б. Л. Пастернака многотемно, но его лирику объединяют общие философские идеи. Уже в ранней поэзии обозначились мировоззренческие концепции его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим. Борис Пастернак принадлежал к той категории людей, которые развиваются, «смело перечеркивая свое прошлое» [2] (Андрей Синявский). Для Пастернака всегда важным было понятие «второго рождения», когда поэт без жалости и страха отрекается от себя прежнего, как бы рождаясь заново для творчества. Свое творческое кредо поэт выразил в следующих строках:

    Цель творчества – самоотдача,

    А не шумиха, не успех.

    Позорно, ничего не знача,

    Быть притчей на устах у всех.

    Но надо жить без самозванства,

    Так жить, чтобы в конце концов

    Привлечь к себе любовь пространства,

    Услышать будущего зов. [1]

    («Быть знаменитым некрасиво», 1956)

    Пастернак был верен своей идее единства и взаимосвязи человека и мира, бессмертия жизни. Его философские воззрения на человека восходили к учениям итальянских гуманистов, к их концепции человека как пятого – наряду со стихиями воды, земли, воздуха и огня – элемента вечной вселенной.

    Концепция единого мира, помимо таких составляющих, как поэт, его чувственный и вещный мир, природа, творчество, включила и понятие народа. Россия для Пастернака – единое пространство, не разделенное на народ и интеллигенцию, народ и врагов народа и так далее. Пастернак создал сходный с блоковским образ России-избранницы с особой «русской судьбой», в ней вечные, неподвластные ничьей воле ценности, она в развитии, в обновлении:

    И русская судьба безбрежней,

    Чем может грезиться во сне,

    И вечно остается прежней

    При небывалой новизне. [ 1 ]

    В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный, даже стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу, застревать в уголках памяти. Пейзаж у Пастернака существует на равных с человеком правах. Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Иногда у поэта сам дождь пишет стихи:

    Отростки ливня грязнут в гроздьях
    И долго, долго, до зари
    Кропают с кровель свой акростих.
    Пуская в рифму пузыри. [1]

    Мир природы в стихотворениях Бориса Пастернака эмоционален, многомерен, полнокровен, многоцветен. Между природой и человеком в лирике Пастернака нет никаких границ. Они взаимопроникают друг в друга, человек уподобляется природе и наоборот. Единство мира в его целостности демонстрирует и взаимопроникновение предметов явлений друг в друга:

    Мне хочется домой, в огромность

    Квартиры, наводящей грусть.

    Войду, сниму пальто, опомнюсь,

    Огнями улиц озарюсь.

    Пройду насквозь, пройду, как свет,

    Пройду, как образ входит в образ

    И как предмет сечет предмет. [1]

    («Мне хочется домой, в огромность», 1913)

    Борис Пастернак относится к жизни как к непрерывному солнцевороту, к бесконечности единственных дней, множественности единичного и единству множества. Философия времени сводится к следующему: индивидуальное и неповторимое соединяется с чередой такого же индивидуального и неповторимого, образуя бесконечную цепь. При этом время – это образ вечности и его составляющая:

    И дольше века длится день,

    И не кончается объятье. [1]

    («Единственные дни», 1959)

    В своих стихах Борис Пастернак углубляется в свой собственный внутренний мир. Вечные темы – жизнь и смерть, вечность и время, духовное совершенствование человека – занимают автора и заставляют предаваться философским размышлениям читателя. Пастернак является поэтом для читателя с думающим сердцем [ 2 ] . Один из циклов стихов Пастернака так и называется – «Занятия философией». Слово «занятие» выбрано для заглавия неслучайно. По мнению поэта, человеку дано лишь открывать для себя окружающий мир. Каждый человек рождается для того, чтобы учиться понимать и определять какие-либо категории бытия для себя самого. Даже опаленная бурями времени душа человека все же способна понимать природу:

    Нашу родину буря сожгла.

    Узнаешь ли гнездо свое, птенчик?

    О мой лист, ты пугливей щегла!

    Что ты бьешься, о шелк мой застенчивый?

    О, не бойся, приросшая песнь!

    И куда порываться еще нам?

    Ах, наречье смертельное «здесь» —

    Невдомек содроганью сращенному. [1]

    («Определение души», 1917)

    Одна из самых ярких отличительных черт художественной системы Пастернака — метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора не только необычна сама по себе — ей отведена и необычная роль, настолько не похожа она на привычные поэтические метафоры. Пастернаковская метафора не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания.

    Например, традиционная метафора весны как пробуждения природы преобразовывается

    Пастернаком за счет насыщения ее бытовыми подробностями:

    Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
    Где даль пугается, где дом упасть боится,

    Где воздух синь, как узелок с бельем
    У выписавшегося из больницы. [1]

    («Весна, я с улицы, где тополь удивлен», 1918)

    Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном, раскованном, экспрессивном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от читателя внимательного прочтения:

    В посаде, куда ни одна нога
    Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
    Ступала нога, в бесноватой округе,
    Где и то, как убитые, спят снега. [1]

    Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его видит:

    Где, как обугленные груши,
    С деревьев тысячи грачей
    Сорвутся в лужи и обрушат
    Сухую грусть на дно очей. [1 ]

    («Февраль. Достать чернил и плакать!» , 1912 )

    Лирический герой в поэтическом мире Пастернака занимает особое место. В первой своей книге «Близнец в тучах» Пастернак следует поэтической традиции – лирическое «я» является главным мерилом ценности бытия. Но очень скоро поэт отказывается от этой позиции. В последующих его произведениях окружающий мир предстает самоценным, вне зависимости от его взаимоотношений с лирическим героем, который словно растворяется в окружающей действительности. То есть образ как бы «входит» в образ.

    Такое восприятие мира и человека рождало иное понимание задач поэзии. Искусство, по Пастернаку, призвано не отображать жизнь, а выражать ее. Искусство – это орган речи самой жизни.

    Читайте также:
    Своеобразие лирики Б. Пастернака: сочинение

    Поэзия, я буду клясться
    Тобой и кончу, прохрипев:
    Ты не осанка сладкогласца,

    Ты — лето с местом в третьем классе,
    Ты — пригород, а не припев.

    Поэзия, когда под краном
    Пустой, как цинк ведра, трюизм,
    То и тогда струя сохранна,
    Тетрадь подставлена,— струись! [1]

    Многие современники отмечали удивительную музыкальность стихов Бориса Леонидовича Пастернака. О. Мандельштам писал: «Стихи Пастернака прочитать – горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие…». [11]

    Лирика Пастернака — наиболее важная и существенная часть его огромного литературного наследия. В свой громкий век он оживил яркость образного языка в поэзии, создал новый образный строй стихотворения. Образ в его лирике стал существеннее, главнее содержания. Вот что он сам писал об этом: “В искусстве человек смолкает и заговаривает образ. И оказывается, только образ поспевает за успехами природы”. [2]

    «Поэзия останется навсегда той, превыше всяких Альп прославленной высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли. » [4] — сказал Пастернак в своем выступлении на Конгрессе в защиту культуры в 1935 года. Его лирика и является ярким воплощением оригинального мироощущения поэта.

    Наследие Бориса Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.

    Таким образом, важнейшими чертами поэзии Б. Л. Пастернака является следующее:

    Многотемность, порывистость, динамичность, экспрессивность

    Подлинность настроения, атмосферы и состояния

    Естественный, стихийный лирический напор

    Многомерность, полнокровность, многоцветность мира природы

    Метафорическая насыщенность стихотворений

    Использование редких слов и оригинальных выражений

    Удивительная музыкальность стихотворений

    Яркость образного языка

    Живописная и звуковая выразительность стиха

    Своеобразие лирики Б. Пастернака

    Борис Леонидович Пастернак — один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской. эпохи и мировую поэзию XX века. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций.
    Давно знакомые предметы и явления предстают перед нами с неожиданной стороны. Поэтический мир настолько ярок и своеобразен, что нельзя оставаться к нему равнодушным. Поэзия Пастернака —- это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника. С первых своих шагов в стихах Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Самая обыкновенная картина иногда рисуется под совершенно неожиданным зрительным углом.
    Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году у поэта выходит в свет первый сборник “Близнец в тучах”. Но к своему раннему творчеству Пастернак относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. В них он зачастую пропускает несущественное, прерывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю догадываться о них. Иногда он даже не называет предмет своего повествования, давая ему множество определений, применяет сказуемое без подлежащего. Так, к примеру, построено у него стихотворение “Памяти Демона”.
    Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи:

    Не спи, не спи, работай,
    Не прерывай труда.
    Не спи, борись с дремотой,
    Как летчик, как звезда.
    Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты — времени заложник
    У вечности в плену.

    Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества:

    Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.

    Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных им, нужно хорошо понимать значение таких слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.
    Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

    В посаде, куда ни одна нога
    Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
    Ступала нога, в бесноватой округе,
    Где и то, как убитые, спят снега.

    Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но само чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобразный синтаксис.
    Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении “Старый парк” сказано, что “каркающих стай девятки разлетаются с дерев”. А далее находим такие строчки:

    Зверской боли крепнут схватки,
    Крепнет ветер, озверев,
    И летят грачей девятки,
    Черные девятки треф.

    Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, когда немецкие самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. Своеобразие лирики Пастернака состоит в сложных ассоциативных рядах. Вот, например, какими точными и в то же время сложными, необычайными штрихами передается ощущение прогретого воздуха в хвойном лесу:

    Текли лучи. Текли жуки с отливом,
    Стекло стрекоз сновало по щекам.
    Был полон лес мерцаньем кропотливым,
    Как под щипцами у часовщика.

    Поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся просторов. Вот как Пастернак определяет поэзию в книге “Сестра моя — жизнь”.

    Это — круто налившийся свист,
    Это — щелканье сдавленных льдинок,
    Это — ночь, леденящая лист,
    Это — двух соловьев поединок.
    Это — сладкий заглохший горох.
    Это — слезы вселенной в лопатках,
    Это — с пультов и флейт —
    Фигаро Низвергается градом на грядку.
    Все. что ночи так важно сыскать
    На глубоких купаленных доньях,
    И звезду донести до садка
    На трепещущих мокрых ладонях.
    “Определение поэзии”

    В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный, даже стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу, застревать в уголках памяти. Пейзаж у Пастернака существует на равных с человеком правах. Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Иногда у поэта сам дождь пишет стихи:

    Читайте также:
    Мир природы и ее роль в жизни человека (по лирике Б. Пастернака): сочинение

    Отростки ливня грязнут в гроздьях
    И долго, долго, до зари
    Кропают с кровель свой акростих.
    Пуская в рифму пузыри.

    Первозданной чистотой предстает перед нами в стихах Пастернака и Урал (“На пароходе”, “Урал впервые”), и Север, и родные поэту места близ Москвы с их ландышами и соснами, неистовыми грозами и стрижами. Впоследствии в таких книгах, как “На ранних поездах”, “Когда разгуляется”, вереницы пейзажей будут вторгаться в стихи поэта, выражая его восторг перед миром природы.
    На протяжении всей жизни (особенно в зрелую и позднюю пору) Борис Пастернак был предельно строг к себе, взыскателен и иногда неоправданно резок в автохарактеристиках. Это можно понять. Поэт всегда работал, мыслил, творил. Когда сейчас мы читаем и перечитываем его стихи и поэмы, написанные до 1940 года, то находим в них много свежего, яркого, прекрасного.
    Ранние стихи Пастернака хранят отчетливые следы символизма: обилие туманностей, отрешенность от времени, общую тональность, напоминающую то раннего Блока, то Сологуба, то Белого:

    Не подняться дню в усилиях светилен,
    Не совлечь земле крещенских покрывал.
    Но, как и земля, бывалым обессилен,
    Но, как и снега, я к персти дней припал.

    Эти строки — первоначальный вариант стихотворения “Зимняя ночь”, коренным образом переделанного в 1928 году:

    Не поправить дня устьями светилен,
    Не поднять теням крещенских покрывал.
    На земле зима, и дым огней бессилен
    Распрямить дома, полегшие вповал.

    Здесь все иное. Правда, поэт все еще занят здесь “посторонней остротой”, но шаг сделан, и это важный шаг.
    С течением времени поэзия Пастернака становится прозрачней, ясней. Новый слог чувствуется в таких крупных его произведениях, как “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”,’ “Спекторский”. Добиваясь простоты и естественности стиха, он создает редкостные по силе вещи. Стих его как бы очистился, приобрел чеканную ясность. Произошедшая с художником эволюция была естественным путем, который стремился во всем дойти до самой сути.

    Во всем мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.
    До сущности протекших дней.
    До их причины,
    До оснований, до корней,
    До сердцевины.

    Художник считал, что образ должен не отдалять изображаемое, а, напротив, приближать его, не уводить в сторону, а заставлять сосредоточиться на нем:

    Во льду река и мерзлый тальник,
    А поперек, на голый лед,
    Как зеркало на подзеркальник,
    Поставлен черный небосвод.

    Одухотворенная предметность “прозы пристальной крупицы” (“Анне Ахматовой”), вносимая в поэтическую ткань, стремление в своем искусстве “быть живым” (“Быть знаменитым некрасиво. ”), историческая правда, поддержанная динамическими картинами природы,— все это свидетельствует о стремлении Пастернака отойти от школ, отмеченных “ненужной манерностью”.

    Быть знаменитым некрасиво.
    Не это поднимает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.
    И должен ни единой долькой
    Не отступаться от лица,
    Но быть живым, живым и только,
    Живым и только до конца.

    Мир поэзии Б. Пастернака все время расширялся, и трудно предположить меру и форму дальнейшего расширения, если бы поэт прожил еще годы и продолжил бы лучшее, что было заложено в его последней книге “Когда разгуляется”.

    Природа, мир, тайник вселенной,
    Я службу долгую твою.
    Объятый дрожью сокровенной
    В слезах от счастья простою.

    Однако сослагательное наклонение “если бы” неуместно и непроизводительно. Перед нами завершенная судьба. На протяжении жизни поэт прошел несколько творческих циклов, проделал несколько витков вверх по спирали постижения общества, природы, духовного мира индивидуума. Признанием большого таланта Б. Пастернака явилось присуждение ему в 1958 году Нобелевской премии.
    Наследие Бориса Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.

    Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

    В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

    Особенности и своеобразие лирики Пастернака

    Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

    Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

    Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

    Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

    Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

    Темы и мотивы лирики Пастернака

    Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

    Ранняя лирика Пастернака

    От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

    Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

    Читайте также:
    Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»: сочинение

    Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

    В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

    Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

    Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

    Философская лирика

    Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

    Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

    Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

    Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

    Природа в лирике Пастернака

    Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

    Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

    Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

    В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

    Любовная лирика поэта

    Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

    В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

    За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

    Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

    Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

    После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

    Сочинение на тему: Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака

    _________________________________________________________________________________________________
    Сочинение.
    Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака

    В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам. Отложив томик поэзии Пастернака, задумаемся о том неповторимом мире, который создал поэт,
    С первых строк нас поражает чувство преклонения и восторга перед всем живым — а живет у Пастернака все, что вообще “имеется”: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы, песок. Поэт “взахлеб” спешит рассказать нам о феврале:
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.
    Каждое мгновение жизни прекрасно, равно как прекрасны все ее проявления: поэзия Пастернака не знает деления на большое и малое, низменное и возвышенное, живое и неживое. Взгляд автора схватывает все, слух — все слышит, а речь все объемлет:
    Слепого полдня желатин, И желтые очки промоин, И тонкие слюдинки лъдин,
    И кочки с черной бахромою.
    Поэт, как губка, впитывает в себя влагу жизни, пьет “горечь тубероз, небес осенних горечь… горечь вечеров, ночей и людных сборищ”, чтобы потом выжать себя на бумагу.
    Эта “всеядность” означает всеприятие автором всего происходящего и существующего. Да, в жизни есть свои драмы, но… Стихотворение “Марбург”, шедевр раннего Пастернака, повествует о странной метаморфозе, произошедшей с героем после того, как ему отказала возлюбленная. Он замечает, что вокруг все продолжает жить, что “каждая малость”
    Жила и, не ставя меня ни во что,
    В прощальном значенье своем поднималась.
    Постепенно боль отказа стихает: жизнь побеждает, и герой смотрит в лицо новому дню.
    Герою стихотворения открылась врачующая сила мироздания. Но не следует забывать, что в начале была любовь. Именно любовь стала истоком, толчком к открытию мира. В поэзии Пастернака это чувство выступает в новом качестве. Законы любви — это законы всеобщей связи явлений во всем мире. Как поэтично и в то же время исчерпывающе выражен он автором всего лишь двух строках:
    Смотри: и рек не мыслит врозь
    Существованья ткань сквозная.
    Любовные конфликты у Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой “несдержанности” чувств, которые свойственны им в лирике Маяковского и Цветаевой. Любовь в стихах поэта рушится не потому, что “есть в близости людей заветная черта”, как считает Ахматова. И еще менее из-за того, что всякий любовный дуэт есть одновременно дуэль, “поединок роковой”. Двое расстаются оттого, что
    Сильней на свете тяга прочь
    И манит страсть к разрывам.
    И конфликты эти вовсе не безысходны: мы отметили это в “Марбурге”. Еще один пример — в стихотворении из романа “Доктор Живаго”, называется оно “Объяснение”. Герой, расставаясь с возлюбленной, в некотором роде утешает ее:
    Пройдут года, ты вступишь в брак,
    Забудешь неустройства.
    Оборот “вступить в брак” здесь не столько официальный, сколько возвышенный. Вступают в мир, в новую жизнь. В соответствии своей женской доле (“быть женщиной — великий шаг”) героиня обретет новое счастье.
    Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не “гений чистой красоты”, не воплощенное коварство, и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение “пред чудом женских рук”, наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это — изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетыми:
    Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Все рвется музыкою стать,
    И все на рифмы просится.
    Необычным образом представлена в лирике Пастернака природа. Мало чисто пейзажных описаний, мало описаний “чистой” природы. Все нарисовано как-то вперемешку: природа какая-то пригородная, и недаром любимое пространство поздних стихов автора — поселок Переделкино. Пастернак не отделяет природное от культурного, рукотворного, а сближает их. Он одомашнивает стихии, он — поэт, который живет, “в родстве со всем уверясь и знаясь с будущим в быту”. И потому в его стихах волны странно, но все же еще вполне “поэтично” шумят “в миноре”, однако похожи они на… вафли, которые печет прибой. Этот гастрономический образ не выглядит нелепым для того, кто знает Пастернака: в его “стихах он выражает сущность оригинального авторского подхода к миру, к природе.
    Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия — своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству — стихотворение “Давай ронять слова…”. Настоящему творцу “ничто не мелко”: он
    погружен в отделку
    Кленового листа…
    Жизнь существует в подробностях, в деталях — в этом разгадка ее тайны. Описать — значит, показать связи между предметами, их “взаимоотношения”, в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна — “черная”. Весна? Пора любви, надежд, и вдруг… Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям — порою необычным — становится гимном самой жизни.
    Стихи Пастернака насыщены сложными метафорами, сравнениями. В этом “половодье образов и чувств”, как сказал о его поэзии О. Мандельштам, читатель часто просто теряется. Поэт пишет взахлеб, одним сплошным потоком, стремясь охватить явление в его сиюминутном облике. Так рождается новый синтаксис Пастернака, нарушающий нормы языка во имя экспрессии:
    Гак мочи летние, ничком, Упав в овсы с мольбой: исполнъся, Грозят заре своим зрачком,
    Так затевают ссоры с солнцем.
    Выразительность этих строк подчеркивается звуковыми повторами, аллитерацией, к которой всегда любил прибегать поэт. Поэзия Пастернака в равной степени живописна и музыкальна (атмосфера детства поэта способствовала развитию различных художественных способностей). В ней — желто-лимонные пруды, черные ручьи, красный воск мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе как бы скрепляет текст, намекает на некие скрытые связи предметов: грачи “сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей” — грусть тут как будто многократно усиливается за счет повтора гласной “у”.
    Пастернак внес в стихи свое видение мира: “луга, осоку, сенокос, грозы раскаты” в их неповторимости и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него поэт определил в своих заметках так: “Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого”.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: