Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение

Сочинение: Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака

(по стихотворениям «Февраль. Достать чернил и плакать. », «На ранних поездах», «Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь»)

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман “Доктор Живаго”. Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении “Февраль” (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная пора”, поэт выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное ; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), — “На ранних поездах” (Передел- кино, 1941 г.) — поэт снова начинает с описания времени года, погоды: “зима”, “январь”, “снег”, “стужа”, “на улице ни зги”.

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт “сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты” узнает “России неповторимые черты”. Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством “обожания” и “боготворения” он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: “здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря”, — и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России — измученной родины — и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за “взасос” читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет” (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака “Доктор Живаго”. Уже в первых строках писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”, — и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение — “Зимняя ночь”, также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: “Мело, мело по всей земле. ”. Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы (“судьбы скрещенья”). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.

Читайте также:
Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. В чём причины нравственной ущербности Простаковых? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

12.2. Как в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» представлено авторское видение итогов Бородинского сражения?

12.3. Как в поэзии Б. Л. Пастернака раскрывается тема «очеловеченности» природы?

12.4. Тема Родины в поэзии Марины Цветаевой (по одному-двум произведениям).

Комментарии к сочинениям

C12.1. В чём причины нравственной ущербности Простаковых? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Невежество, эгоизм и жестокость Простаковых-Скотининых сформировалась в условиях крепостнической действительности, а воспитание недоросля Митрофана — еще один убедительный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Имена Митрофана, Скотинина, Простаковой стали «бессмертными», а сама комедия Фонвизина «Недоросль» стала важной вехой в истории, русской драматургии. Пороки отрицательных героев автор объясняет их дремучим Невежеством. Так, Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать, более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Не умели, грамоте» их предки, «отроду ничего не читывали Скотинины».

Примитивная натура Простаковой особенно ярко раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Автор неоднократно подчеркивает ограниченность Простаковой, неразвитость ее ума.

Огромная заслуга Фонвизина состоит в том, что он увидел зависимость поведения, характеров людей от среды, в которой они живут и действуют.

C12.2. Как в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» представлено авторское видение итогов Бородинского сражения?

Кульминацией романа, а также решающим моментом в жизни всей страны и многих героев произведения, является Бородинская битва, крупнейшее сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 26 августа 1812 года.

Эпизод Бородинского сражения занимает двадцать глав третьего тома. Битва описана автором очень подробно: Толстой переносит читателей то в лагерь русских, то в ставку Наполеона, то на батарею Раевского, где находился Пьер Безухов, то в полк князя Андрея Болконского. Это позволяет полно и правдиво отобразить все события, произошедшие при Бородино.

Писатель показал сражение глазами Пьера, человека невоенного, который воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, лучше чувствует настроение солдат и офицеров. Даже вид самого Бородинского поля, «покрытого войсками и дымами выстрелов», вызывает у него восхищение, ему хочется «быть там, где были эти. блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Завершая описание Бородинской битвы, Лев Николаевич сравнивает французское нашествие с разъяренным зверем и замечает, что «оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине раны», ибо «удар был смертелен».

Каков же, по мнению Толстого, итог Бородинской битвы ? «Прямым следствием Бородинского сражения, — говорит писатель, — было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и гибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Наполеон и его воины в этом бою утратили «нравственное сознание превосходства».

Несомненно, повествование о Бородине — центральная, вершинная часть всего романа-эпопеи. На Бородинском поле Пьер Безухов понял весь смысл и все значение этой войны как священной, освободительной войны, которую русский народ вел за свою землю, за родину.

C12.3. Как в поэзии Б. Л. Пастернака раскрывается тема «очеловеченности» природы?

В творчестве Пастернака можно выделить несколько тем, несколько миров, в которые поэт погружается полностью, которые раскрывает изнутри: в первую очередь это мир природы и внутренний мир человека. Постоянное и пристальное внимание к природе отражает восхищение, благоговение поэта перед чудом жизни:

Существовать не тяжело.

Жить — самое простое дело.

Зарделось солнце и взошло

И теплотой пошло по телу.

Жизнь и бессмертие одно.

Будь благодарен высшим силам

За приворотное вино,

Бегущее огнем по жилам.

Природа предстает в лирике Пастернака как живое существо, к которому поэт обращается на равных, существо, наделенное разумом и чувствами:

Деревья, только ради вас,

И ваших глаз прекрасных ради,

Живу я в мире в первый раз,

На вас и вашу прелесть глядя.

Поэт не может пройти мимо любого пейзажа, чтобы не полюбоваться им, поэтому у Пастернака так много стихов, посвященных природе: «Зима», «Зимняя ночь», «Ледоход», «Весна», «Зимнее небо», «Июльская гроза», «После дождя», «Душная ночь», «Осень» и т. д. Все времена года, любое время дня и ночи, весенний лес, зимний день, покрытое льдом озеро, мокрые от дождя кусты сирени — все нашло отражение в творчестве поэта.

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

12.4. Тема Родины в поэзии Марины Цветаевой (по одному-двум произведениям).

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Но где бы она не находилась, она всегда тосковала о России. Проникновенны строки её стихов о Родине. Для анализа можно взять стихотворения: «Родина», «Москва! Какой огромный. » и другие.

Стихотворение «Родина» — признание в любви к России. Последнее четверостишье в стихотворении играет особую роль. В нем мы видим, что лирическая героиня гордится своей родиной и готова воспевать ее даже ценой собственной жизни:

. Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

В конце стихотворения «Родина» происходит своего рода диалог героини с родиной. Обращение к России выражается одним кратким, но довольно пафосным словом-местоимением «Ты!». Она не находит иных слов для выражения своей любви, кроме короткого, но емкого «родина моя!»

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Сочинение: Особенности поэзии Пастернака

Борис Пастернак родился в семье известного русского ху­дожника. Атмосфера «передового, захватывающего», как он Сворил, искусства Скрябина, Блока и Комиссаржевской окружала его с детства. Ему прочили будущее великого музы­канта, однако судьбе было угодно распорядиться иначе.

Следующим этапом духовного становления поэта стал не­мецкий город Марбург. Здесь поэт впервые познал горечь лю­бовной драмы, здесь он учился философии в университете. Замечательную атмосферу этого города он передал в стихо­творении «Марбург»:

Тут жил Мартин Лютер. Там — братья Гримм,
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все — живо. И все это тоже — подобья.

Один из самых любимых сегодняшним читателем поэт при жизни печатался нечасто, нечасто (в отличие от Маяков­ского, например) выступал перед читателями. Однако на­стоящим русским поэтам XX века всегда было важно соотне­сти свои оценки с пастернаковскими, обратиться к его творчеству как к некоему классическому образцу. Конечно, дело вовсе не в том факте, что уже на Первом Всесоюзном съезде писателей в 1934 году Н.И. Бухарин назвал его «од­ним из замечательнейших мастеров стиха в наше время», и не в том, что после присуждения ему Нобелевской премии он подвергся оскорблениям и угрозам. Вся жизнь поэта пред­ставляет собой высокий образец служения искусству. Он умел оставаться Поэтом во все времена, не обращая внима­ния на раздававшиеся в его адрес на протяжении трех деся­тилетий нападки, обвинения в формализме и безыдейности.
[sms]

Грубые окрики, казалось, вовсе не задевают поэта, он продолжал интенсивно работать всю жизнь. Суть его отноше­ния к истории можно выразить строфой из раннего сборника «Сестра моя жизнь» (1917):

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

Конечно, в этих строках есть своеобразный вызов, однако нельзя не заметить и прозорливости поэта, чье творчество становится особенно популярным именно на рубеже столетий. История всегда реализуется у Пастернака в конкретных бытовых деталях и образах. Так и здесь: поэт летом «истолок с стеклом и солнцем пополам» свои стихи. Холодной зимой он освещает ими сырые углы и чердаки. Но вот появляется предвестник весны — «разгулявшийся денек», — и поэт об­ращается со своим забавным вопросом к детворе: «Какое, ми­лые, у нас тысячелетье на дворе?»

Мудрость тысячелетий воплотилась в одном из лучших произведений Пастернака. Его стихотворение «Гамлет» на­писано в конце 1946 года. Им открывается цикл из 25 стихо­творений, завершающий роман «Доктор Живаго». Образ Гамлета был очень близок Пастернаку — «русскому Гамле­ту», как его называли на Западе. Он перевел эту трагедию Шекспира на русский язык

(а кроме нее — еще пять шекспи­ровских трагедий).

Стихотворение написано от имени актера — исполнителя классической роли Гамлета. Жизнь представляется ему иг­рой перед глазами тысяч невидимых зрителей. Та несправед­ливость, которая творится перед глазами героя, накладывает на него особую ответственность. Тема Гамлета связывается в стихотворении с лейтмотивом самопожертвования. Гамлет становится новым воплощением Иисуса Христа, молившего о чаше: «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо про­неси». Здесь писатель в поэтической форме разворачивает Фразу из Евангелия от Матфея: «Отец мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша! Однако пусть свершится не то, что Я хочу, но что Ты хочешь!».

Читайте также:
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

В этом родстве двух великих поэтических фигур — Гам­ета и Христа — трагичность его роли, эта роль — тяжкий крест лирического героя. Поэтому обращение к Богу тщетно: поэт сам себя избрал искупительной жертвой за человече­ские грехи. Как и Гамлет, он — «один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти».

Пастернак обращался в своем творчестве к «вечным» темам. Его волновали любовь, красота природы, место поэта в окружающем его мире.

В автобиографической книге «Охранная грамота» Б. Пас­тернак писал, что уже в начале творческого пути «отказался от романтической манеры». Поэт стремился выработать соб­ственный поэтический почерк, отражающий его стремление к простоте, и современники не преминули это заметить. «Стихи Б. Пастернака сразу производят впечатление чего-то свежего, небывалого», — писал о книге «Сестра моя жизнь» Валерий Брюсов.

Собственное определение сущности поэтического творче­ства он дал в стихотворении, которое прямо называется «Оп­ределение поэзии »:

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Поэзия для поэта — сама жизнь в самых разных, важных и не очень, проявлениях. При этом сам поэт отделяет себя от изображаемого. Он не находится в гуще событий, а лишь на­блюдает за ними. Созерцание жизни, ее воспроизведение и есть важнейшая задача поэта, по мнению Пастернака.

В первом издании сборника «Поверх барьеров» он сравни­вал поэзию с губкой, которая впитывает в себя разнообразие окружающей жизни, а затем, под руками поэта, выплескива­ет все набранное в себя на бумажные листы:

Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Спустя несколько лет в статье 1922 года «Несколько по­ложений» поэт развивает этот образ: «Современные течения вообразили, что искусство — как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться».

Пастернак говорил, что поэзия «валяется в траве под но­гами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и по­добрать с земли». В этом он перекликается с Анной Ахмато­вой, восклицавшей:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Это «прорастание» стихов, которые словно растут сами по себе, у Пастернака отзывается иной поэтической формулой: «редкостным чутьем подробностей», выделяющим поэтиче­ски одаренных людей из числа их современников.

В книге «Второе рождение» (1930—1931) Пастернак в следующих строках выражает свое отношение к поэтическо­му творчеству:

Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

У каждого поэта в творческой биографии есть вехи, обо­значающие важные жизненные перемены. Пастернак много раз говорил о том, что сороковой год — переломный в его жизни, что именно с него начинается новый, «классиче­ский» период творчества.

Позже он выразил эту мысль в стихах:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым, и только до конца.
(«Быть знаменитым некрасиво. »)

«Его творчество самим фактом своего существования до­казывало право поэта продолжать вариации на поэтические темы даже тогда, когда шумы времени заглушают все пес­ни, — писал Марк Слоним в изданной в Париже книге «Портреты советских писателей». — Пастернак попытался преодолеть разлад между личностью и диктатурой взыска­тельного тысячелетия обретением точки опоры в самом себе, утверждением ценности своих собственных переживаний и дум. Каждое его стихотворение, о чем бы оно ни говорило, есть свидетельство о неотъемлемом праве человека на вообра­жение, на мечту. »

Он вводит в лирику бытовые речения, формулы житей­ского оборота. Таков ряд служебных, полубессмысленных в бытовой речи выражений: «будьте так добры», «по меньшей мере», «сколько помнится», «в частности», «а впрочем», «между прочим» и т. д. В поэзии же эти слова становятся очень заметными — не только по необычности, но и по спосо­бу их внедрения. Они ставятся в места сильнейшего патети­ческого напряжения.

Нужно быть в бреду по меньшей мере,
Чтобы дать согласье быть землей!

Так пел я, пел, и умирал,
И умирал, и возвращался
К ее рукам, как бумеранг,
И — сколько помнится — прощался.

Пастернак всегда стремился к простоте, но оставался «сложным» поэтом, постижение стихов которого доставляет читателю большое наслаждение, но и требует от него боль­шой духовной работы. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить строки Пастернака:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

(«О, знал бы я, что так бывает. »)[/sms]

В чём суть поэзии Бориса Пастернака?

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Октябрьская средняя школа»,

района Магжана Жумабаева

Когда я открываю томик стихов Бориса Пастернака, я точно знаю, что меня ждёт встреча с богатством звуков и ассоциаций, поэзия настолько выразительная и динамичная, что образ, созданный поэтом, живо представляется мне. Пожалуй, после А.Блока и С.Есенина никому не удавалось наполнить лирику такой полнотой и одухотворённостью, поэтому мне захотелось обратиться к сути поэтического таланта Бориса Пастернака, к тайнам его поэзии. Чудесная высокая поэзия всегда будет нужна миру, поэтому изучение творчества Бориса Пастернака актуально в наше время и формирует у нас, молодого поколения, эстетическое восприятие поэзии.

Поэзия Пастернака – поэзия дорог и разворачивающихся пространств, она увлекает читателя в те неведомые дали, за которыми всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный ход событий. Использование анафоры и параллелизма в лирике Пастернака наделяет её свойством западать в душу, запоминать строчки стихотворений. К примеру, строчки стихотворения: «Мело, мело по всей земле, мело и пело, свеча горела на столе, свеча горела»,- я всегда вспоминаю, когда выхожу в зимнюю метель и сравниваю себя с одиноким путником, который обязательно дойдёт до своей свечи.

Мне особенно нравится пейзажная лирика поэта, человек и природа неразделимы у Пастернака. Явления природы у него словно живые существа: дождик топчется у порога, щелканье сдавленных льдинок, гроза ломится в двери, в стихи вложено дыхание роз и мяты, луга, сенокоса и осоки.

Я думаю, что видение поэтом своего предназначения наполняет жизнью каждую его строчку, он и пишет свои стихи динамично, образно, призывая нас почувствовать силу природы, требуя от себя полной самоотдачи: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. Ты времени заложник у вечности в долгу», – такова сущность поэзии Пастернака.

Я считаю, что основная цель творчества Бориса Пастернака заключается в творчестве ради творчества. С его точки зрения, на поэзию губительно действует общественное признание, успех и шумиха, чем ещё больше притягивает меня его творчество, открывающее новые горизонты познания мира, способные проникнуть в самую сущность окружающей жизни.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути», – так о себе сказал поэт в своём стихотворении. И он старался найти правду жизни во всём, о чём писал, поэтому его имя навсегда останется в истории литературы как имя неповторимого русского лирика, заслуженно удостоенного в 1958 году Нобелевской премии.

Рецензия

В сочинении автор отразил суть поэзии Б.Пастернака, аргументируя выбор темы своими подтверждениями. Указывает на актуальность изучения творчества поэта в наше время. Автор показал знание лирики поэта, приводя примеры из художественных текстов, знания по теории литературы. Указал личную точку зрения, подтверждая собственными наблюдениями.

Сделан хороший вывод о значении творчества поэта, как образца русской лирики. Указана главная особенность творчества поэта. Действительно, читатель воспринимает мир просто и естественно за счет особенного строя стиха, на что указывает автор сочинения.

«И дым Отечества нам сладок и приятен»

(по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Назмутдинова Л. И.,

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Карагандинская средняя школа»

Район Магжана Жумабаева

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» стала настоящим событием литературной жизни России 20-х годов 19 века. Ненапечатанная, она разошлась в списках, сделав имя своего создателя бессмертным.

Чем же взволновала эта пьеса своих читателей? Конечно, запоминающимся образом главного героя Чацкого. Почему?

Потому что молодой дворянин, образованный, искренний, в конце пьесы оказывается гонимым. Сам автор о плане своей комедии говорил так: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» и …«никто простить ему не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Чем же отличается Чацкий от людей фамусовского круга, среди которых он вынужден находиться?

Да тем, что он носитель передовых либеральных взглядов. Окружающие видят в нем «опасного» человека. Потому что он «властей не признает», чины не ставит ни во что, не унижается перед «отцами отечества». Одним словом, «карбонари»!

Но главное, чего в нем не принимают, – так это его патриотизма.

Ведь он отстаивает право молодых на образование, на самостоятельный выбор занятий, уважение своего бедного народа. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – прямо заявляет он Фамусову на упрек о том, что нигде не служит. Да, не служит; очевидно, пользы в том не видит, но готов отдать свои знания и силы родине и своему народу.

Чацкому больно от того, что в дворянстве повсюду «смешенье языков: французского с нижегородским», и он мечтает о том времени, когда «свободный, умный наш народ», хотя б по языку, нас не сочтет за немцев»

И хотя он повсюду замечает «прошедшего житья подлейшие черты, (например, крепостное право), он в начале комедии рад возвращению домой.

«Когда постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества так сладок и приятен», – признается он.

В конце пьесы Чацкий испытывает иные чувства. Отвергнутый любимой, оклеветанный, всем чужой и одинокий, он бежит из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»… Он кажется смешным фамусовской Москве, но не читателям.

Мало ли и в наши дни карьеристов, которые «гонят» и «клянут» честных людей своего отечества?

Сегодня, мне кажется, Чацкие по-прежнему на передней линии борьбы нового со старым, отжившим, потому что они патриоты.

Рецензия

В сочинении есть вступление, заключение, основная часть, состоящая из двух тезисов и аргументов, которые являются ссылками на текст. Ученик использует вопросно-ответную форму построения текста, которая позволяет ему рассуждать на предложенную тему. Тема патриотизма главного героя комедии раскрыта.

«Пою мое Отечество, республику мою!»

Лавриненко Т. Д.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Таманская средняя школа»

Район Магжана Жумабаева

Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспеть хочу.

Чтоб знали люди других стран,

Как я тебя люблю!

На мой взгляд, у каждого человека складывается образ Родины.

Ведь у меня есть ты –

Красивый, словно ранняя весна,

Там детством пахнут дикие цветы.

Мой дом, моя судьба, мой Казахстан!

В широком смысле слова – это страна, в которой ты родился, а в более узком – какое-то место на земле. Этой земле миллионы лет. Она знала нашествия и бедствия, времена процветания и войн. Государства на этой земле существуют недавно, а ковыль растёт тысячу лет, тюльпаны цветут каждую весну, и солнце садится за горизонт после каждодневной работы. И поэтому земля моей Родины вечна. На земле казахов сейчас проживают представители более ста национальностей, и для них земля эта считается родной. Пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Я бы очень хотела пригодиться своей родине, трудиться на её благо, потому что у Казахстана впереди будущее. И я своё будущее связываю с будущим этой земли. Всем, живущим здесь, нужно знать язык, историю и обычаи коренного населения, а язык и свою национальную культуру хранить, как святыню. Это поможет нам сохранить мир на древней и прекрасной казахстанской земле. А мир – важнейшее условие будущего процветания. И я согласна с тем, что сказал наш президент Н.А. Назарбаев: «В этом мире у нас есть лишь одна Родина. Это – Казахстан».

Рецензия

Тема сочинения раскрыта. Эссе выражает индивидуальные впечатления, самостоятельное творческое мышление и изложение собственных мыслей. Работа написана в свободной композиции с использованием художественного и публицистического стилей. Автор приводит доказательство каждого тезиса свои аргументы. Стилю эссе присуща эмоциональность.

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением своей идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ “Февраль. Достать чернил и плакать!” по плану можно использовать на уроке литературы в 10 классе как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его еще по крайней мере трижды, возвращаясь в поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.
Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – трехчастная, состоящая из зачина, основной части и концовки.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

«Февраль», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака, было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Позднее поэт открыл им раздел «Начальная пора» в персональном сборнике. «Февраль» существует в трех вариантах, датируемых 1912, 1928 и 1945 гг. На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых любимых своих стихотворений, дорабатывал его, стремясь передать ощущение сиюминутности. В 1945 году поэт включил в сборник «Избранное» новый вариант произведения, однако спустя десятилетие вернулся к прежней его редакции. В итоге стихотворение, словно слепок текучей и изменчивой жизни, отражает внутреннюю и внешнюю реальность через впечатления, схваченные «на лету».

Основной темой стихотворения является изображение природы, описание приближающейся весны, и сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души и рождения поэзии. Основная идея «Февраля» заключается в обновлении природы и человеческой души в преддверии весны. В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма.

Композиция включающего четыре катрена стихотворения состоит из трех частей. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределенной форме с побудительным оттенком обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека. Уже в первом назывном предложении заявляется конфликт зимы и грядущей весны. Поэт приурочивает пейзаж к конкретному времени года, подчеркивая реальность происходящего, и улавливает то мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. В основной части тема сдвигов, которые несет с собой весна, получает свое дальнейшее развитие. Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны – грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень. Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность.

Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах – его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры («чрез благовест, чрез клик колес»). Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения.

Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения – черный – относится как к миру человека (чернила), так и окружающему миру (весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши). Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез».

Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода – в слякоти, ливне и лужах.

Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм (гривен – ливень, груши – обрушат). Внутренние рифмы в перекрестной рифмовке также подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы.

Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты (сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть), непривычные метафоры (ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит) и оригинальное сравнение (грачи, «как обугленные груши»). «Февраль» отличает фоническое своеобразие: в нем соседствуют ассонанс «у» («сорвутся в лужи и обрушат») и звуковой повтор сонорных («чрез благовест, чрез клик колес»). Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд».

В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта, Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
  • «Март», анализ стихотворения Пастернака
  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака
  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака
  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

По произведению: «Февраль»

По писателю: Пастернак Борис

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Состояние природы

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Строки создают незыблемое ощущение реальности всего происходящего. В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права. Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Творческая работа

Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению.

Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира.

Стихотворение «Февраль» знакомит читателей с лирическим героем, который ожидает прихода весны. Автора окружают серость и слякоть последнего месяца зимы. Мыслями он устремлен в будущее, представляет себе грачей и звуки пасхального благовеста. Свое эмоциональное состояние он не держит в секрете. Ему хочется громко расплакаться, закричать.

Образы, создаваемые с помощью ярких слов и их сочетаний, позволяют представить картину, которую хотел изобразить Пастернак. Читатель переносится в мрачный февральский день, наблюдает за черной слякотью, представляет напоминающих обугленные груши птиц. Антитеза, использованная поэтом, помогает воспринимать образы, изложенные в виде рифмы.

Авторская работа написана в классическом размере, но можно заметить неточные рифмы, надрывные интонации. Множество ярких образов не позволяет проследить определенную закономерность. Читателю может показаться, что слова для стихотворения подобраны случайно, поэтому неизвестно, как они объединились в правильный поток творческих мыслей. В этом и заключается талант поэта.

Знакомство со стихотворением помогает лучше узнать творчество Бориса Пастернака, побуждает к дальнейшему изучению его биографии и литературных работ. Живописный стиль и образность произведений не оставляют читателей равнодушными.

Средства выразительности

Для того, чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “сухая грусть”, “черная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры– “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нем также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “черная” и в то же время в мире человека также есть кое-что черное – это “чернила”.

Что такое «поэтика»?

В разных источниках понятие «поэтика» дается несколько различно. Например, Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев в словаре литературоведческих терминов (издательство М. «Просвещение» 1974 год) дают такое понятие «поэтики»: Поэтика — целостная система тех художественных средств (образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи), появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.

А С.П. Белокурова в словаре литературоведческих терминов 2005 года (электронная версия) дает такие определения:

Поэтика — 1) Учение о художественной литературе вообще, описание художественной формы произведения, наука о поэтическом творчестве, исследующая приемы стихосложения и средства образной выразительности.

2) Наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, а также об исторических законах их изменения, о возможных способах художественного воплощения авторского замысла.

3) Целостная система, совокупность художественных средств (композиция, сюжет, язык и стиль и т. д.), проявление которых в произведении обусловлено авторским замыслом или является характерным для того или иного жанра, писателя, направления, национальной литературы.

Как видим, Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев, а вслед за ними и С.П. Белокурова, определяют поэтику как целостную систему художественных средств, обусловленных авторским замыслом и характерных для творчества того или иного писателя. Именно это определение слова «поэтика» мы будем иметь в виду при анализе стихотворения «Февраль…»

Направленность и жанр

Основная тема произведения — ощущения поэта, стимулирующие его творческие порывы и искания. Что касается технической стороны стихотворения, его отличают следующие характеристики:

  • стихотворение написано четырёхстопным ямбом;
  • состоит из четырёх строф;
  • рифма перекрёстная.

Композиция произведения как бы «закольцована» применением слова «навзрыд» в начале и в конце стихотворения. «Писать о феврале навзрыд» — фраза, наиболее точно отражающая душевное состояние лирического героя, слагающего «навзрыд» свои стихи.

Произведение отличает многоплановость. Его нельзя отнести к какому-то одному жанру. В стихотворении присутствуют:

  • пейзажная лирика;
  • элементы символизма;
  • элементы философской лирики;
  • футуристические мотивы.

Влияние природы и окружающей среды на настроение и вдохновение поэта — вот главная тема произведения. И для её раскрытия автор использует различные художественные приёмы.

Состояние лирического героя

Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак («Февраль. Достать чернил и плакать»). Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным.

Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма. У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Можно часами наблюдать за ней, но так и не постичь до конца. Лирический герой как будто находится близко к разгадке, но так и не может создать цельную картину благостного величия.

Создается впечатление, что полная суть постоянно ускользает от него, сколько бы много усилий он ни прилагал. Лирический герой только ощущает приближение весны, преображение природы, ее готовность стать опять новой и удивительной. Поистине красочным и оригинальным является стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его подчеркивает красоту и многообразие природы, а также глубину внутреннего мира творческой личности.

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль»

Автор: Guru · Опубликовано 05.08.2020 · Обновлено 06.08.2020

Все творчество Бориса Леонидовича Пастернака наполнено глубоким смыслом. Его произведения мелодичны и приятны. Этот известный автор начала XX «больше всего на свете» почитал музыку, но из-за отсутствия слуха ушел в философию. Его поэтическое наследство достигает порядка половины тысячи стихотворений. Одному из них под названием «Февраль» посвящен данный анализ.

История появления

Стихотворение «Февраль» Борис Леонидович написал в 1912 году. Оно признано одним из его любимых произведений. Автор редактировал изначально написанные строки несколько раз.

Первая версия вышла в сборнике стихов «Лирика» в 1913 году. Первые корректировки последовали спустя более 10 лет. В 1928 году поэт изменил стихотворение с 7-й строки. По прошествии еще более длительного периода Пастернак вновь усовершенствовал «Февраль». Обновленный вариант вышел в 1945 году в сборнике «Избранное». Однако, в конце концов, автор все же решил оставить свое творение в первоначальном виде, каким создал его в 1912 году.

Интересен факт того, что во время написания стихотворения отсчет дней велся еще по «старому» календарю, который отставал от календаря «нового стиля» на 13 дней. Поэтому первые дни нынешнего марта тогда были еще зимним февралем. Этот нюанс важен для более глубокого понимания произведения.

В стихотворении упоминаются грачи, сидевшие как «обуглившиеся груши». Но ведь по нынешнему календарю они появляются только с середины марта, а, значит, по прошлому исчислению — с приходом весеннего времени. Из этого следует, что «ранние» птицы стали авторским допущением.

Жанр, направление, размер

В течение всей жизни Бориса Леонидовича вдохновляла природная красота. Пейзажи в его произведениях описаны с трепетной любовью. Однако «Февраль» не соответствует пейзажной лирике, скорее – философской. Здесь через природные панорамы поэт отражает свои мысли, заполненные творческими исканиями, поиском вдохновения.

В произведениях Пастернака из раннего творчества символизм гармонично сочетается с футуризмом. «Февраль» имеет символистскую направленность. В нем множество объемных образов с символическим значением.

Размер произведения – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку с переплетением мужского и женского. Неточность рифм, создающих эффект «простой» речи, он использует крайне тонко.

Композиция

Структурно стихотворение включает четыре катрена. Его композиция кольцевая, четырехчастная. Очередная строфа «цепляется» словом, значением, мыслью с предшествующей:

  1. В первой описывается приход заключительного зимнего месяца. Автор выражает чувства и их порывы, появившиеся в его душе. Он словно боится опоздать с уловом «романтики» этого времени, выражая это употреблением в 3 строке слова «пока».
  2. Во второй чувствуется улет в мечты, предвкушение появления «поэтической» атмосферы.
  3. Третья плавно подхватывает предшествующую строфу. Но ее особенностью становится акцентирование внимания на детали, выражающей невероятную тоску. Тонкости и глубины произведению придает сравнение птиц с «обугленными грушами».
  4. Заключительная строфа показывает глубочайшую тоску, «сухую грусть», помогающую создать творение. И, чем неожиданней она приходит к создателю, тем «вернее слагаются стихи навзрыд».

Творец произведения заменяет в композиционном кольце глагол «писать» на «слагаются»: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Это указывает на особую значимость для автора вдохновения, складывающейся атмосферы.

Лирический герой – сам поэт, каждое произведение которого содержит нотки пейзажной лирики. Его вдохновляет то, что вдохновляет немногих: слякоть, ливень, кричащий ветер.

В «Феврале» встречается много увлекательных образов, главный из которых – февраль. Все остальные образы являются его составными компонентами и используются для наиболее полного раскрытия. Так, Пастернак использует два метафоричных, необычных образа: «грохочущую слякоть» и «черную весну». Как и множество произведений автора, «Февраль» наполнен звучностью: «клик колес», «ветер криками изрыт» и др.

Во второй строфе определенный образ отсутствует. Но сильно ощущается движение. Третья, наоборот, наполнена образами. С помощью метафор автор коротко и четко дает описание своего восприятия окружающего мира. Черных грачей он сравнивает с грушевыми плодами. Это весенние птицы, символизирующие наступление весны! Кроме того, они являются признаком мудрости. В «Феврале» «срываются» и «обрушивают сухую грусть». Почему для творца она именно сухая? Видимо, из-за того, что нет слез, а, наоборот, есть вдохновение.

В стихе повсеместно упоминается черный тон, используемый автором не в традиционном символическом смысле, а как противоположность белому цвету, т.е. уходящей зиме. Соответственно, для Пастернака «черный» символизирует тепло, возрождение природы, наступление перемен. Слова «достать чернил и плакать» явно переводятся как «вдохновиться и творить».

Пастернак придает особое значение стихии воды, являющейся источником жизни, силы, возрождения, а дождь символизирует очищение. Несмотря на то, что в «Феврале» он не использовал ни разу слово «вода», он внес в него множество близких к нему: слякоть, ливень, слезы, лужи.

Тема и настроение

Ключевой темой стихотворения является творчество – один из трех компонентов пастернаковской тематики: любви, творчества, природы. В «Феврале» создатель показал небывалую способность природы вдохновлять, человеческую подвластность ей. Эта связь, по сути, и стала проблемой, поднятой в произведении.

Можно смело утверждать, что в начале работы над творением Борис Леонидович подготовился к усердному труду, к напряжению. Но в конце произведения он пишет, что слова льются сами «слагаются навзрыд». Именно природа помогла автору, вдохновила его на творение.

Настроение «Февраля» вдохновляющее, успокаивающее. После расшифровки использованных автором символов, его можно именовать мгновенным откровением. Появляется внезапный порыв вдохновения, мигом, неожиданно. Через пейзажи и природные явления Пастернак смог показать это «непостижимое».

Средства выразительности

Борис Леонидович использовал широкий арсенал средств выразительности. Тропы перечисляются целым перечнем: многочисленные метафоры, неожиданные сравнения, олицетворения, гипербола. Автор использовал анафору, риторическое восклицание. Для структурирования произведения им взята инверсия.

«Февраль» содержит и фонетические средства выразительности:

«р» — для создания ощущения крика, срыва;

«х, ч, ш» — аллитерация.

Основная идея

Как же сам Пастернак относится к тематике «Февраля»? Пожалуй, для него это поклонение природе, почитание и восхищение ее силой. Поэт признает и показывает собственную зависимость от нее, подвластность ей. Именно это и является смыслом произведения.

Когда зимний февраль сменяется весенним мартом, — это пора переходящая, обновляющая, освобождающая от всего, способствующая переосмыслению. Борис Леонидович именно на этом акцентирует внимание. Он множественно употребил в «Феврале» «водные» символы, с помощью которых смог усилить посыл. В этом и заключается ключевая мысль произведения.

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.
Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – кольцевая, закольцовывается выразительным словом “навзрыд”.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

Текст

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Творческая работа

Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению.

Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира.

Стихотворение «Февраль» знакомит читателей с лирическим героем, который ожидает прихода весны. Автора окружают серость и слякоть последнего месяца зимы. Мыслями он устремлен в будущее, представляет себе грачей и звуки пасхального благовеста. Свое эмоциональное состояние он не держит в секрете. Ему хочется громко расплакаться, закричать.

Образы, создаваемые с помощью ярких слов и их сочетаний, позволяют представить картину, которую хотел изобразить Пастернак. Читатель переносится в мрачный февральский день, наблюдает за черной слякотью, представляет напоминающих обугленные груши птиц. Антитеза, использованная поэтом, помогает воспринимать образы, изложенные в виде рифмы.

Авторская работа написана в классическом размере, но можно заметить неточные рифмы, надрывные интонации. Множество ярких образов не позволяет проследить определенную закономерность. Читателю может показаться, что слова для стихотворения подобраны случайно, поэтому неизвестно, как они объединились в правильный поток творческих мыслей. В этом и заключается талант поэта.

Знакомство со стихотворением помогает лучше узнать творчество Бориса Пастернака, побуждает к дальнейшему изучению его биографии и литературных работ. Живописный стиль и образность произведений не оставляют читателей равнодушными.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет ещё один мотив – это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стих и становится последним словом в нём, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Как писать о феврале

Пастернак через образ лирического героя показывает, как писать стихи во время излома зимы, когда февраль уходит, теряя свою природную силу, а на смену ему стремится весна. Автор в это время рекомендует:

То есть, полностью отдаваться вдохновению, не выживать из себя сок Музы с помощью соковыжималки, а излить сразу и всё на бумагу. Лучше всего это делать на природе, где явственней видна смерть зимы и зарождение весны.

Можно взять пролётку и лететь на ней в ближайший парк, оставляя за спиной слякоть таящего снега и звон благовеста. Лететь на пролётке до тех пор, пока шум дождя не станет громче, чем скрип пера, пока крик просыпающейся природы не станет громче крика собственных слез.

Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.

Только когда природа начнёт доминировать и подавит эмоции на бумагу лягут настоящие стихи, их напишет частично сам Бог, поэтому надо только расслабить руку и усилить веру.

Средства выразительности

Для того чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нём также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “чёрная” и в то же время в мире человека также есть кое-что чёрное – это “чернила”.

Основная идея

Отношение автора к поднятой теме можно определить как восхищение, преклонение пред природой. Автор признаёт её влияние и свою зависимость от неё. Это и есть смысл стихотворения «Февраль».

Конец февраля, начало марта – это переходящая пора, пора освобождения, обновления, переосмысления всего. Именно на это хотел обратить внимание читателя поэт, именно поэтому он использовал в стихотворении «водные» символы, усиливающие данный посыл. Такова главная мысль стихотворения «Февраль».

Состояние лирического героя

Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак («Февраль. Достать чернил и плакать»). Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным.

Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма. У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Можно часами наблюдать за ней, но так и не постичь до конца. Лирический герой как будто находится близко к разгадке, но так и не может создать цельную картину благостного величия.

Создается впечатление, что полная суть постоянно ускользает от него, сколько бы много усилий он ни прилагал. Лирический герой только ощущает приближение весны, преображение природы, ее готовность стать опять новой и удивительной. Поистине красочным и оригинальным является стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ его подчеркивает красоту и многообразие природы, а также глубину внутреннего мира творческой личности.

Что такое «поэтика»?

В разных источниках понятие «поэтика» дается несколько различно. Например, Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев в словаре литературоведческих терминов (издательство М. «Просвещение» 1974 год) дают такое понятие «поэтики»: Поэтика — целостная система тех художественных средств (образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи), появление которых обусловлено определенными идейно-тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.

А С.П. Белокурова в словаре литературоведческих терминов 2005 года (электронная версия) дает такие определения:

Поэтика — 1) Учение о художественной литературе вообще, описание художественной формы произведения, наука о поэтическом творчестве, исследующая приемы стихосложения и средства образной выразительности.

2) Наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, а также об исторических законах их изменения, о возможных способах художественного воплощения авторского замысла.

3) Целостная система, совокупность художественных средств (композиция, сюжет, язык и стиль и т. д.), проявление которых в произведении обусловлено авторским замыслом или является характерным для того или иного жанра, писателя, направления, национальной литературы.

Как видим, Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев, а вслед за ними и С.П. Белокурова, определяют поэтику как целостную систему художественных средств, обусловленных авторским замыслом и характерных для творчества того или иного писателя. Именно это определение слова «поэтика» мы будем иметь в виду при анализе стихотворения «Февраль…»

Жанр, направление, размер

В течение всей жизни Бориса Леонидовича вдохновляла природная красота. Пейзажи в его произведениях описаны с трепетной любовью. Однако «Февраль» не соответствует пейзажной лирике, скорее – философской. Здесь через природные панорамы поэт отражает свои мысли, заполненные творческими исканиями, поиском вдохновения.

В произведениях Пастернака из раннего творчества символизм гармонично сочетается с футуризмом. «Февраль» имеет символистскую направленность. В нем множество объемных образов с символическим значением.

Размер произведения – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку с переплетением мужского и женского. Неточность рифм, создающих эффект «простой» речи, он использует крайне тонко.

Тема и настроение

Ключевой темой стихотворения является творчество – один из трех компонентов пастернаковской тематики: любви, творчества, природы. В «Феврале» создатель показал небывалую способность природы вдохновлять, человеческую подвластность ей. Эта связь, по сути, и стала проблемой, поднятой в произведении.

Можно смело утверждать, что в начале работы над творением Борис Леонидович подготовился к усердному труду, к напряжению. Но в конце произведения он пишет, что слова льются сами «слагаются навзрыд». Именно природа помогла автору, вдохновила его на творение.

Настроение «Февраля» вдохновляющее, успокаивающее. После расшифровки использованных автором символов, его можно именовать мгновенным откровением. Появляется внезапный порыв вдохновения, мигом, неожиданно. Через пейзажи и природные явления Пастернак смог показать это «непостижимое».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: