Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе: сочинение

Лирика Б. Л. Пастернака

Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме при­роды. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рас­светах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует ве­ру в нравственные основы жизни. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотво­рение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический ге­рой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез». Ты­сячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и об­рушат сухую грусть на дно очей». Картина пробуждающейся при­роды создает у поэта особое настроение: «Писать о феврале навзрыд». Для ранних стихотворений Пастернака характерен уди­вительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.

Метафорическая насыщенность — также одна из отличитель­ных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «гро­хочущая слякоть», «клик колес», «ветер криками изрыт». Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внима­ние, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же вре­мя сложным для восприятия.

Стихотворения «Сосны» и «Иней» вошли в сборник «Переделки­но». Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающе­го мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:

В стихотворении «Иней» звучит та же тема беспредельной бла­годарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:

Лирический герой Пастернака — страстная натура. Он не пере­стает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в пе­реплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга. Тема любви звучит во мно­гих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это ве­ликое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.

Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене — Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхище­нием, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:

В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в до­ме…». Дата написания совпадает — это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, рас­крывается на фоне угасающего зимнего дня. Лирический герой на­ходится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают рос­черк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев // Быстрый промельк маховой», «Зимний день в сквозном проеме // Незадернутых гардин». Душа поэта живет ожиданием встречи:

Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: ос­таться после революции в России или эмигрировать на Запад. Ев­ропа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории гори­зонты. И Пастернак сделал свой выбор — остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что «единение с временем перешло в сопротивление ему». Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству. Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах», написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворе­ний «Переделкино». Это маленький рифмованный рассказ. Его ге­рой — измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. «В горячей духоте вагона» подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.

Так поэту открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повсе­дневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два перио­да творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутст­вием открывшегося поэту «огромного образа России».

На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал во­прос позиции поэта. В цикле стихов «Тема с вариациями» (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противо­стоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пыта­ясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…», написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:

Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной за­ботой о сохранении собственного почерка, с желанием «не отсту­паться от лица». Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:

Читайте также:
Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

Истинное величие поэта — не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, // Услышать будущего зов».

Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов «Когда разгуляется» (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизнен­ных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины». Прибли­жаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: «Я жить хочу — чтоб мыслить и страдать», Пастернак пишет:

Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес — природой. В его стихах оживает «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты». И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:

«Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию по­эта — в отношении к миру и времени — в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назна­чение человека, сущность мира — вот вопросы, волновавшие Пастер­нака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин» (А. Синявский).

Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго» (1956). Они написаны глав­ным героем этого произведения — Юрием Живаго. Это стихи, кото­рые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представ­ляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал обра­зом, символизирующим раздумья над характером собственной эпо­хи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется «испить свою чашу» лишений, горя, страданий, и мо­лит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси». Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все ис­пытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был: Материал с сайта //iEssay.ru

В романе встречаются указания на обстоятельства возникнове­ния замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых сти­хов доктора Живаго «Зимняя ночь». Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим. Накануне Рождест­ва Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. «Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте од­ного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, прони­кавший на улицу почти с сознательностью взгляда…» В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: «Свеча горела на сто­ле. Свеча горела…» как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:

В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, по­священных православным праздникам. Одно из них называется «Ро­ждественская звезда». Рассказывая о рождении Христа, поэт описыва­ет Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:

Мы видим прекрасного младенца, «сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла», его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое на­зывается «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обра­щенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». И в этом стихотворении при­сутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искуп­ления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:

Таким образом, открывается книга стихотворений темой пред­стоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет») и закан­чивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.

«Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно за­воевало любовь и признание самых взыскательных и строгих цени­телей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необхо­димостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия» (А. Озеров).

Сочинение на тему: Каким предстает мир природы в лирике Б.Л. Пастернака

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Каким предстает мир природы в лирике Б.Л. Пастернака

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе, Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгновения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину… Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»: «Как были те выходы в степь хороши!/ Безбрежная степь, как марина./ Вздыхает ковыль, шуршат мураши,/ И плавает плач комариный./… Не стог ли в тумане?/ Кто поймет!/ Не наш ли омет? Доходим. — Он./ — Нашли! Он самый и есть. — Омет./Туман и степь с четырех сторон», И далее: «…И через дорогу за тын перейти/Нельзя, не топча мирозданья». В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы. Природа, мир, тайник вселенной. Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою! Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении «Свадьба» он пишет: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье. Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием. Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось впрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством «безвременное значение»”, Пастернак пронес от самых ранних произведений до стихов книги «Когда разгуляется» и романа «Доктор Живаго».
.

Читайте также:
Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах) сочинение

В своих стихотворениях Пастернак мог так красочно описывать природу, что легко можно представить себя ее частью. Человек, читая поэтические строки, становился не только сторонним наблюдателем.

Признаюсь, мне стихи великого поэта даются с трудом. Читать их необходимо не спеша. Только вдумчивое, медленное чтение способно раскрыть ту образность, которую использует автор. Его стихи – обычно, сравнения, метафоры. Переход от описания снега до сравнения с человеком происходит так быстро, что приходится остановиться и задуматься. Будто бы переводя дух. Но, если позволить произведению подхватить себя, довериться автору, то начинаешь замечать много такого, о чем до этого не стал бы задумываться.

В одном из моих любимых его произведений «После грозы» идет не просто описание природы, умытой грозными потоками воды. Смысл его заключается в размышлениях о смысле жизни, о сменяемости времен, о предназначении в этом мире. Вот вроде бы название должно показывать, как будет выглядеть мокрая лужайка у дома, как яркое небо заиграет новыми красками. Нет, поэт посвящает его размышлениям о вечных и важных вещах, с которыми постоянно приходится сталкиваться людям.

В другом стихотворении «Иней» читатель становится участником событий. Автор как будто берет его за руку и мягко, но твердо ведет по замерзшим тропинкам по деревне к лесу. Невольно оглядываешься, когда Пастернак начинает рукой показывать по сторонам. Смотри, мол, вот рябину ветер раскачивает, ее грозди так красиво смотрятся. Он толкает в спину, говорит «иди же, иди от водокачки дальше, не стой на месте». И ты идешь и смотришь. И ты должен чувствовать недоверие и трепет, пока бредешь по дорожке в чащу. Но продолжаешь идти. И понимаешь, что принял правильное решение. И вместе с автором восторгаешься чистоте и тишине холодного леса.

Есть еще одно небольшое стихотворение под названием «Тишина». До самого его конца присутствие человека невозможно угадать. Идет только описание природы, леса. Животные и цветы, деревья и кустарники. Ну где же в этом прекрасном царстве найдется место для шумного человечества? Но нет, совсем без людей нельзя. И поэт начинает тосковать по человеческому голосу. Или это тоскует Матушка-Природа, в шуме ручейка пытаясь напеть людские слова?

Читайте также:
Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение

Пастернак показывал в своих произведениях неразрывную связь человека и природы. Люди не смогут обойтись без ее помощи, они ее часть, только ей можно искренне восторгаться. Но, хочется в это верить, и без человека на этой планете станет тоскливо и скучно. Это все очень тонко, но непреклонно прослеживается почти в каждом стихотворении поэта.

2 вариант

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Мне нравятся стихи Бориса Леонидовича, но их нельзя «быстренько» прочесть (и тем более понять), им нужно уделить время… Вчитаться и представить эти сложные сравнения. По-моему, человек часто в его стихах лишь наблюдатель…

Например, меня поразило стихотворение с простым названием «Ландыши». (Кстати, у его произведений, в основном, простые названия. ) Там есть сравнение этих цветков с «сухим дождем». А ведь, действительно, белые цветочки похожи на капли дождя. И много приёмов поэтических использует автор: и контраст «белизна углем», и разные сравнения «весна как Углич»

Тут же обращение к кому-то: «Но отведи…». И с бором герой всматриваются друг в друга, то есть лес тоже живой, тоже смотрит, даже осознаёт.

В стихотворении «Сосны» колхозники смеются, работают. Они похожи на часть пейзажа, но весьма деятельную. Они создают сказочные стога «с дом», где отдыхает и Солнце, и Месяц.

Люди только номинально присутствуют, как наблюдатели величественной природы, в стихотворении «По грибы». Повествование от их лица лишь обозначено: плетёмся, плутаем, уходим. А там уж и гриб прячется за пень, и Солнце свет бросает…

В некоторых стихотворениях совсем нет людей. К примеру, «Весна в лесу», где только Небо «в ветках застряло», и Сосна «щурится от солнца». Очень подробное описание прихода весны, очень яркое. (Один из примеров: лужи заполнены водой и солнцем.)

Так сильно природа очеловечена, что уже не поймёшь, кого или что имеет в виду поэт. Вот стихотворение «Звезды летом». То ли люди, то ли звёзды те самые «рассказали, спрашивают, движутся»…

В «Сирени» люди как бы мерещатся… Описан сад, вот объявлен отдых, всюду дела бросают… Кто-что? В то же время сирень тут «седая», а тучи «играют» в горелки.

А есть вариант очеловечивания даже месяца календарного. Так его и зовут – Июль. Будто бы Борис Пастернак с семьёй сдаёт этому Июлю дом. И практически описывается этот месяц, как человек. Он говорит вслух, таскается-мешается, даже в халате крадется. Хулиган ног не вытирает на пороге! Но они его всё-таки ласково называют «наш приезжий жилец».

В стихах этих столько символов, образов, сквозь которые приходится пробираться (к счастью, мне они нравятся), что забывает, кажется, автор о человеке. В смысле, так подробно живо описывается природа, что уже и не до человеческих привычных чувств. Но человек уже внутри этой природы, она уже – большой человек. Природа и Человек неразрывно связаны, соединены глубоко-глубоко.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Пастернака

Популярные сегодня темы

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается множество проблем русского крестьянства. Казалось бы, после отмены крепостного права жизнь должна измениться, но в действительности всё совсем не так.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»: сочинение

Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи

В повестях образы горцев основаны на правдивой действительности, на их обычаях и укладе их жизни.

Лето – моё любимое время года, и не только потому, что оно совпадает со школьными каникулами, но и потому что летом тепло и светит солнце. Я очень люблю солнечную погоду, она приободряет и настраивает на позитивную волну.

Одним из ключевых персонажей произведения является Павел Константинович Алехин, представленный писателем в образе помещика, имеющего дворянского происхождение.

«Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака»

Тема природы в лирике Б. Пастернака

Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В любом случае, это обогащает нас опытом, делает богаче и мудрее. Тема природы занимает одно из главных мест в творчестве Б. Пастернака. Поэт своеобразно изображает мир природы и взаимоотношения человека с ней. Этот мир необычен, сложен и многообразен. Вспомним хотя бы такие произведения Пастернака, как «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Ландыши» и другие. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой передает свое предоощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В этой прелестной лирической миниатюре окружающий мир представлен звучащим на многие лады. Здесь и плавность, и шуршание, и грохот природы (клик колес, грохочущая слякоть, шум ливня, «ветер криками изрыт» и т. д.) Все это звуки приближающейся весны. Здесь поэт очень удачно, на мой взгляд, использует прием звукописи: пролетка — ливень — слезы; колеса — клик — слякоть — слагаются — лужи. В данном стихотворении большое место занимают черные (темные) оттенки цвета («весною черною горит», «обугленные груши», «чернеют проталины»). Но они не кажутся мрачными, так как передают динамику прихода весны. Поэтому здесь черный цвет ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Получается, что черные краски в этом стихотворении являются символом обновления жизни. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Это слово ассоциируется с вьюгой, поземкой, холодом, морозом, ветром, а также с февральской лазурью. То есть оно связано с ощущением скорой весны и таянием снега. Таким образом, уже первое предложение в стихотворении заявляет о приближении самой молодой поры года. В композиции этого произведения, на мой взгляд, можно выделить внутренний и внешний планы. Внешний — это образ приближающейся, во всем чувствующейся весны. Внутренний план повествует о процессе пробуждения поэзии. Лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся жизни, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд». При этом в произведении усиливаются и нарастают чувства, ощущения, переживания. Природа и поэзия уравниваются. Поэзию творит включение поэта в мир живой природы. В1927 году Б. Пастернак пишет стихотворение «Ландыши», вошедшее в его сборник «Поверх барьеров». При произнесении названия этого произведения возникают ассоциации: ландыш серебристый, душистый, «светлого мая привет». В мыслях рисуется хрупкость, чистота, стройность, изящество этого весеннего цветка. Однако, перечитывая текст Пастернака, убеждаешься, что таких ассоциаций у поэта нет. Стихотворение начинается с неполного предложения: «С утра жара». Образ жары усиливается в последующих строках первой строфы: «грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня». Образ жары создается с помощью эпитетов, метафор, а также звукописи. Как эхо, повторяются звуки слова «жара» и сходные с ними: грузный полдень, жары нещадная резня. Поэт гиперболизирует этот образ, усиливает его, используя в первой и второй строфах такие глаголы и глагольные формы, как «хряснет», «обламываясь», «рухнет». В третьей и четвертой строфах стихотворения мы наблюдаем метафору «жары нещадная резня» и сравнение «Весна здесь сказочна, как Углич». Эти тропы связаны между собой ассоциативно: вид березок напоминает красавиц Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с ее белоснежными свечками соборов под золотыми и зелеными куполами. Совсем, как в Угличе. В четвертой строфе уже чувствуется присутствие лирического героя. Он способен всмотреться и насладиться миром, укрывшим его от жары. Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно: И вот ты входишь в березняк, Вы всматриваетесь друг в дружку. Более того, внимательному наблюдателю природа открывает свои тайны. В этом состоит ее удивительное чудо: Но ты уже предупрежден. Вас кто-то наблюдает снизу: Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан. Такое олицетворение помогает автору подчеркнуть, что природа тоже ждет встречи с человеком, прислушивается и присматривается к нему. Таким образом, в стихотворении показан путь человека к природе. Осмысление лирики Пастернака, посвященного природе, позволяет нам увидеть, что все его стихотворения глубоко философичны. Они не просто раскрывают красоту русской природы, ее тайны. Эти произведения показывают взаимоотношения и взаимопроникновения природы и человека друг в друга, результатом которого является творчество. Природа для лирического героя — мастерская, где «производится чудо».

Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака

Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».

Читайте также:
Стихотворение Б. Л. Пастернака Про эти стихи (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 году – «Сестра моя – жизнь». Так поэзия навсегда стала делом его жизни.

Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Истина и добро составляют суть творчества настоящего художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака.

В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мир, на события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы. В цикле стихотворений «Темп и вариации» он говорит о необходимости противостоять разрушительным силам истории. В поэме «Девятьсот пятый год» лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе с тем проскальзывает мысль об «обличительных крайностях» насаждения новой власти. Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции.

Разделяя тезис о том, что «революция пожирает своих детей», Пастернак в поэме «Лейтенант Шмидт» утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл:

Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность:

Не занимайся точками

И зерен в мире хлеба не считай.

Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека. Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, с их лозунгами, агрессией, протестами. У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает. В известном стихотворении «Стансы» поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями:

Мы в будущем, твержу я им, как все, кто

Жил в эти дни. А если из калек,

То все равно: телегою проекта

Нас переехал новый век.

Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении «Душная ночь» поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя:

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот.

…облака замечали: с воды похудели

Заборы – заметно, кресты – слегка…

У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника». Большой поэтический дар и масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно.

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья…

Мгновенье длится этот миг,

Но он и вечность бы затмил…

При такой глобальности мышления поэт смело сочетал в своих произведениях бытовые, житейские мелочи и «вечные» философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека.

Анализ стихотворений Б. Пастернака и особенности его поэзии

Особенности поэзии

Прежде чем приступать к анализу стихотворений Пастернака, нужно отметить особенности его поэзии. Его лирику отличает особое отношение к природе. В описание природы Пастернак добавляет философские размышления, передавая через нее внутреннее состояние лирического героя. Поэт показал самобытность природы: до этого она передавалась через восприятие лирического героя.

Также одной из отличительных особенностей творчества Пастернака является акцент на теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт не должен стремиться к славе, показной шумихе. Известность он должен заслужить, прокладывая самостоятельно свой творческий путь.

Стихотворения Пастернака отличаются особой метафоричностью. Именно при помощи метафор поэту удается передать ощущения природы независимо от восприятия человека. Тем самым он показывал единство окружающего мира. Поэт уделял внимание и звуковому оформлению: смысловое содержание должно было соответствовать его оформлению.

Читайте также:
Фрагменты Бориса Пастернака: сочинение

Краткое содержание

В стихотворении 10 строф, и произведение начинается с того, что герой словно очнулся от длительного сна. Он снова в том же месте: на улице, как когда-то давно летом. Мимо него идут люди, солнце клонится к закату, а женщины все спешат по делам в затрапезной одежде и башмаках.

Одна девушка привлекла внимание героя. Она поднялась из полуподвала и пересекла двор.

Герой испытывает смятение, он не готов откровенно говорить и поэтому предпочитает рассказывать отговорки. Соседка быстро уходит и оставляет героя и его избранницу наедине.

В последующие пяти строфах происходит объяснение между влюбленными. Он просит ее не плакать и не морщиться, так как это только разбередит раны. Герой просит спутницу убрать руки, так как они словно провода под током. Он боится, что их снова бросит друг к другу.

Его спутница выйдет замуж за другого, и с годами она забудет о герое. Он признает, что быть женщиной — великий подвиг. Герой испытывает трепет перед девичьей красотой, готов всегда ей восхищаться.

И только ночь остается с мужчиной. Она наполняет его тоской, увеличивает стремление к разрыву. Без любви жизнь становится целостной, но скучной. Поэтому он все равно хочет любить, так как это наполняет существование эмоциями.

«Быть знаменитым некрасиво»: анализ

Поэт считал, что творческий человек не должен ставить своей целью только лишь известность и успех. Он должен был стремиться к самоотдаче, реализации своего творческого потенциала. Это нужно отметить в анализе стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

Первая строка этого творения – это замечательный пример того, как произведение может заинтересовать читателя с самого начала. Именно в этой строчке поэт высказывает свое отношение к славе. Пастернак учит читателя быть скромным и благородным.

Это произведение относится к позднему периоду творчества поэта. Тогда Пастернак стал больше времени уделять переводам и поддержке своих друзей. Некоторые критики отмечают, что этим стихотворением он противопоставил себя другому поэту того времени – Маяковскому, который купался в лучах славы. Борис Пастернак считал, что из-за славы можно забыть о том, что творческий человек должен думать о том, чтобы оставить след в сердцах людей и помочь реализоваться своему таланту.

Литературное направление и жанр

Первое литературное направление, с которым экспериментировал Пастернак – футуризм. В 1914 г. Пастернак примкнул к содружеству футуристов «Центрифуга» и познакомился с Маяковским. Пастернак в 1917 г., как и положено футуристам, отвергал условности искусства и использовал поток сознания для передачи своих ощущений. Именно по принципу потока сознания написано данное стихотворение.

По жанру стихотворение относится к философской лирике, раскрывая эстетику, философию творчества.

Кратко о стихотворении «Гамлет»

Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.

Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.

Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.

Лирический герой в творчестве Пастернака (сочинение)

Борису Пастернаку, в отличие от большинства его современников, которых, «дробясь» и «измельчая», стремительно нес поток времени, часы и дни были неведомы. С рождения ему была дана иная мера бытия. Он жил в едином историческом пространстве с Блоком, Маяковским, Мейерхольдом. Но ощущал себя современником Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова. Творческий путь Б. Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства. Несмотря ни на что поэт оставался верен себе: вслушивался в свою эпоху и не подчинялся диктату временщиков. В своем последнем стихотворении «Единственные дни» он вновь скажет:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

В представлении Пастернака лирика — это голос безгласного, голос природы:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Его поэзия призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушать существующую гармонию. Сложность пастернаковской поэзии очевидна. Это связано, я думаю, с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта. Поэт — переводчик лесных слов, орган выражения безмолвного космоса. Это не только метафора, но и поэтическая задача, эстетический «манифест» Пастернака. Первые книги поэта «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» избытком энергии, метафорическим потоком производили на читателя ошеломляющее впечатление. Говорили о крайнем субъективизме, сложности, поэтическом аристократизме автора. В. Брюсов назвал пастернаковские образы странными, порой нелепыми, но надуманными, по его мнению, они не были: «Поэт в самом деле чувствовал и видел так…». Пройдет менее десяти лет, и Пастернака назовут одним из самых талантливых русских поэтов. «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, обновить легкие…». Это слова О. Мандельштама. По словам М. Цветаевой, Пастернак — первый поэт России. «Об этом знаю я и еще несколько человек, остальным придется подождать до смерти», — отмечала она.

Читайте также:
Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака Доктор Живаго): сочинение

Чем же он поразил своих современников, читавших Блока, Маяковского, Цветаеву, Гумилева? Новый, рождающийся мир отразился в стихотворном ритме Маяковского, лексике Хлебникова, добытой в вековечной глубине языка. Пастернак остановил мгновение метафорой. Он неожиданно, непредсказуемо находил связи между далекими друг от друга предметами и явлениями, сближая их ри грани, подтягивал друг к другу. Изначально субъективный выбор связи оказывался непреложно убедительным. Напряженный ритм часто синтаксически «изуродованной» речи на огромной скорости сталкивал части метафоры — проскакивала искра, озарявшая рождение нового единства, ранее не замеченного никем.

Книга «Сестра моя — жизнь» — вторая (после «Поверх барьеров ») оформленная книга стихотворений Пастернака. Она является именно книгой, поскольку стихотворения, собранные в ней, — не просто группа циклов, они объединены общей идеей, общими образами и мыслями; при этом книга имеет собственную композицию, вступление, основную часть, состоящую из нескольких циклов, и «послесловье». Для данной книги характерно то, что Пастернак в ней идет от музыки, что в ней в разных стихотворениях одновременно присутствуют одни и те же образы («Девочка» и «Душистою веткою машучи…», «Балашов» и «Давай ронять слова… »), причем в первом стихотворении из такой пары образ как бы заявляется, задается, а в дальнейшем получает свое развитие и разрешение. Связь поколений и миров, присутствующая у Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для вселенной вообще. Это проявится еще в одном стихотворении книги — «Давай ронять слова». Интересно стихотворение «Сестра моя — жизнь», давшее название всей книге. В нем наиболее очевидно следствие восприятия истории лирическим героем — единстве всех предметов и существ вселенной:

Что в масcе, когда поездов расписанье

Камышинской веткой читаешь в купе,

Оно грандиозней святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение является как бы концентрацией мировосприятия лирического героя, ощущающего единство человека и жизни, человека и вселенной. В первый раз природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении «Плачущий сад». Здесь заметен очень интересный переход от сада к самому лирическому герою:

Ужасный! — Капнет и вслушается,

Все он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель.

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете…

Жизнь в природе — единственная форма сосуществования, в которой лирический герой ощущает себя способным к действию; природа становится средством приобщения к истории. В связи с образом сада можно рассмотреть стихотворения «Зеркало» и «Девочка ». Здесь заметно смещение, по сравнению с обычным, образного восприятия лирического героя:

Дорожкою в сад, в бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла!

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни. Книга «Сестра моя — жизнь» — книга о любви, поэтому большинство стихотворений объединено этой темой. Очень интересно стихотворение «Ты так играла эту роль!», где выражено восприятие лирическим героем жизни как игры. Особенно характерны следующие строки:

И, низко рея на руле

Касаткой об одном крыле,

Ты так! — ты лучше всех ролей

Играла эту роль! —

которые дают возможность вспомнить «Чайку» Чехова. Вообще в сти хах Пастернака ассоциации играют значительную роль. Так, например, они имеют значение в «Балашове»:

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Задан вопрос, но на него не дается ответа. Здесь мы видим только возобновленное обращение к всеобщему тождеству мира; ответ же дан в стихотворении «Давай ронять слова». Характерно, что эпиграфом к этому стихотворению служат выше процитированные строки. Все стихотворение является приготовлением, преддверием ответа:

Ты спросишь, кто велит?

— Всесильный бог деталей,

Всесильный бог любви,

Ягайлов и Ядвиг.

Это стихотворение, несмотря на то, что оно не последнее, является как бы итоговым для всей книги. Мы видим, кого Пастернак считает центром природы, культуры, мира; при этом подтверждается тождество всего сотворенного Богом:

Кому ничто не мелко,

Кто погружен в отделку

Читайте также:
Мир природы и ее роль в жизни человека (по лирике Б. Пастернака): сочинение

Книга «Сестра моя — жизнь» — единое произведение, где присутствует достаточно много развивающихся тем, но поскольку центральная из них — тема любви, то от нее отходят и зависят все остальные, сама же тема любви не может быть исчерпана, настолько полно выражена она в жизни природы и вселенной. В своих стихах Б. Пастернак размышляет о времени, жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Стихотворения о природе свидетельствуют о глубоком понимании ее, о стремлении слиться с ней. Поэт предпочитает, чтобы природа говорила о себе сама, он одухотворяет ее. Но, пожалуй, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, — это целостность взгляда на жизнь, на мир с общечеловеческих позиций.

Уже с первых шагов Пастернак обнаружил свой почерк, особый строй выразительных средств, художественных приемов. К его стихам читателю необходимо было привыкнуть. Много в них ошеломляло, ставило в тупик, особенно богата ассоциативность и метафоричность. Поэт находил едва заметные связи между далекими друг от друга понятиями и явлениями, сближая их самым неожиданным образом. В этом притягательность его произведений, их необычность.

Кратко о произведении «Ночь»

Это творение отличается от других произведений поэта. В анализе стихотворения «Ночь» Пастернака следует отметить, что через призму обыденных профессий он рассуждает о творчестве. Все перечисленные занятия объединяет то, что люди бодрствуют в темное время суток.

Благодаря этому читатель может представить мир, в котором нет сна. Он бескрайний, таинственный и прекрасный. Поэт предупреждает о том, что художнику не до сна – он всегда должен быть готов творить. Следует отметить, что многие творческие люди считали ночное время наиболее подходящим для творчества. Сам Пастернак любил это стихотворение и с удовольствием декларировал его слушателям.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – процесс творчества. Основная мысль – творчество как процесс бесконечно расширяет человеческие возможности, поэт проживает отдельную жизнь в каждом своём детище.

Стихотворение состоит из 7 строф и соответствует этапам создания стихотворения. Первая и вторая строфы – растянувшееся на полгода создание стихов, уход в творчество. С 3 по 5 строфу описано осознание поэтом реальности, из которой он был исключён в процессе творчества. Последние две строфы описывают не внешнее поведение поэта в процессе творчества, как первые две, а его внутреннюю жизнь, то есть объясняют, откуда поэт черпает вдохновение. Пастернак придерживается той идеи, что творец получает информацию и толчок для творчества в неком месте грёз, то есть ничто не ново под луной.

Кратко об известном творении «Февраль. »

В кратком анализе стихотворения «Достать чернил и плакать» Пастернака следует отметить, что главная его тема – это наступление весны, пробуждение поэзии и вдохновения. Черный цвет в этом произведении – это не цвет печали, а наоборот, признак весны, пробуждения земли после зимы.

Для поэтов весна является новым источником для вдохновения. К ним приходят новые силы для того, чтобы создавать прекрасные произведения. Таким образом автор показал единство природы и творчества.

В проведенном анализе стихотворений Пастернака показано, как он тонко чувствовал окружающий мир и стремился познать его. Его произведения не только наполнены философским смыслом, но и очень метафоричны. Именно эти особенности выделяют поэзию Бориса Пастернака среди других поэтов ХХ века. А его произведения являются достоянием русской поэзии и литературы.

История создания

Стихотворение Пастернака «Про эти стихи» было написано летом 1917 г., которое было так плодотворно в жизни 27-летнего писателя, что составилась целая книга стихов этого лета – «Сестра моя, жизнь» (1922). Впрочем, лето 1917 – это время, когда книга оформилась, а не дата написания каждого стихотворения.

К моменту написания стихотворения Пастернак уже чётко осознавал, что его жизнь будет связана с поэтическим творчеством. Он уже отказался от карьеры музыканта, которой посвятил 6 лет, от профессии юриста и стези философа. Первый ученический сборник «Близнец в тучах» был издан в 1913 г., в это же время Пастернак осознал, что поэзия – это его призвание.

«Про эти стихи», анализ стихотворения Пастернака

История создания

Стихотворение Пастернака «Про эти стихи» было написано летом 1917 г., которое было так плодотворно в жизни 27-летнего писателя, что составилась целая книга стихов этого лета – «Сестра моя, жизнь» (1922). Впрочем, лето 1917 – это время, когда книга оформилась, а не дата написания каждого стихотворения.

К моменту написания стихотворения Пастернак уже чётко осознавал, что его жизнь будет связана с поэтическим творчеством. Он уже отказался от карьеры музыканта, которой посвятил 6 лет, от профессии юриста и стези философа. Первый ученический сборник «Близнец в тучах» был издан в 1913 г., в это же время Пастернак осознал, что поэзия – это его призвание.

Литературное направление и жанр

Первое литературное направление, с которым экспериментировал Пастернак – футуризм. В 1914 г. Пастернак примкнул к содружеству футуристов «Центрифуга» и познакомился с Маяковским. Пастернак в 1917 г., как и положено футуристам, отвергал условности искусства и использовал поток сознания для передачи своих ощущений. Именно по принципу потока сознания написано данное стихотворение.

Читайте также:
Особенности любви Юрия Живаго к Ларе: сочинение

По жанру стихотворение относится к философской лирике, раскрывая эстетику, философию творчества.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – процесс творчества. Основная мысль – творчество как процесс бесконечно расширяет человеческие возможности, поэт проживает отдельную жизнь в каждом своём детище.

Стихотворение состоит из 7 строф и соответствует этапам создания стихотворения. Первая и вторая строфы – растянувшееся на полгода создание стихов, уход в творчество. С 3 по 5 строфу описано осознание поэтом реальности, из которой он был исключён в процессе творчества. Последние две строфы описывают не внешнее поведение поэта в процессе творчества, как первые две, а его внутреннюю жизнь, то есть объясняют, откуда поэт черпает вдохновение. Пастернак придерживается той идеи, что творец получает информацию и толчок для творчества в неком месте грёз, то есть ничто не ново под луной.

Тропы и образы

Стихотворение начинается неполным предложением, смысл которого становится ясным только из названия. Да и само название понимается двояко в зависимости от того, как прочитать местоимение эти: то ли речь идёт о создании этого конкретного стихотворения, то ли местоимение употребляется в значении «ох уж эти стихи», то есть стихи как таковые, стихи как предмет разговора. Из дальнейшего прочтения становится понятным, что Пастернак подразумевает второе значение.

Метафора первого предложения означает, что стихи приходят в голову автору во время ходьбы, и действие происходит в солнечное и тёплое время года. Так зачинается детище, которое вынашивается до зимы. Первые слушатели ещё несовершенного, «сырого» стихотворения – сырые углы и потолок. Пастернак играет словом сырой, включая в его прямое значение и несколько переносных, подчёркивающих неустроенность и несовершенство жилья, очевидно, не очень важного для поэта, и одновременно несовершенство его стихов.

Олицетворение, одушевление первого слушателя – дома – продолжается во второй строфе. О стихотворении узнаёт потолок, затем углы, а чердак его уже декламирует. Что это: эхо, разносящееся по необжитому дому, или сам дом, ожив, повторяет строки лирического героя?

Во второй строфе лирический герой характеризует свои стихи нелицеприятно. Они по-прежнему остаются сырыми и неоконченными, определяются метафорой чехарда чудачеств, бедствий и замет.

Третья строфа о времени, когда стихи выстаиваются, переживая непогоду (буран). Этот образ имеет не столько метафорическое, сколько символическое значение невзгод. Только после того, как будут заметены концы и начала (метафора), процесс создания может быть прекращён, стихотворение перестаёт быть достоянием затворника и становится частью вечности и поэзии как таковой. Лирический герой и его детище как бы разделяются, он освобождается от бремени и замечает солнце и изменения, прошедшие в «свете».

Подтверждает эту мысль центральная, четвёртая строфа. Рождество – это не только время года, праздник, но и рождение стихотворения, которое поэт вынашивал с лета или весны. Уподобление рождения стихотворения вынашиванию или рождению ребёнка – центральный образ стихотворения. Сравнение Рождества с галчонком имеет не только смысл рождения новой жизни – Иисуса, но и появления произведения искусства. Образ галчонка, а не, к примеру, голубя, важен не только своей парадоксальностью, но и нужен для аллитерации: повторение перекатывающихся звуков г, л, р. В этой же строфе появляется образ милой, до которой раньше поэту будто не было дела. Сам день Рождества олицетворяется. Он разгулявшийся, он проясняет всё, что было неясным. Здесь снова два бытия: неясным и в отношениях между возлюбленными, и в рождённом стихотворении, ведь рождалось оно из недр мутного подсознания.

Эпитет милые – на самом деле не эпитет, потому что это прилагательное и в четвёртой, и в пятой строфе превращается в существительное, субстантивируется. У лирического героя как будто не хватает слов для определения предметов и личностей окружающего мира.

В пятой строфе герой преодолевает мир затхлого дома, выходя на улицу. Его внимание ненадолго сосредотачивается на деталях внешнего мира: он замечает засыпанный крупой (новогодняя традиция засевания) вход в дом, который называет дырой. Герой сам будто на миг рождается на свет, чтобы снова уйти в мир грёз, где встречаются все поэты. Лирический герой упоминает романтиков, к которым он по мироощущению относился, – Байрона и Эдгара По.

Он не называет по имени ни женщину, ни детей (своих или чужих – не важно). Герой совершенно выпал из реальной истории, он оторван от мира, даже не знает, какое нынче тысячелетие. Его страх перед реальностью передаётся в образах того, как он от мира заслоняется: надевает кашне, заслоняется ладонью, кричит через фортку. Просторечные формы (фортка, проторить, невдомёк, глянет) подчёркивают обычность поэта в быту.

Мир грёз позволяет герою также путешествовать в ущельях Кавказа, в закрытых и охраняемых помещениях для изготовления и хранения оружия.

В последнем стихе лирический герой сравнивает истинную жизнь творца с дрожью Лермонтова, с погружением губ в вермут. Таким образом, в последних двух строчках происходит синтез мира внешнего по отношению к лирическому герою (губы в вермуте) и внутреннего (дрожь Лермонтова). Этому поэту Пастернак посвятил книгу «Сестра моя, жизнь».

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, в котором много пиррихиев. Формально такой ямб можно считать и дольником. Тем более что одна строфа, включающая два заимствованных слова (цейхгауз и арсенал), не вписывается в схему ямба.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная, рифмы мужские, жёсткие и чёткие.

Сочинение Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка)

Истоки творчества любого поэта следует искать в его детстве и юности. Борис Леонидович Пастернак был выходцем из семьи интеллигентной, не понаслышке знакомой с искусством. Какие известнейшие композиторы, литераторы, художники были вхожи в дом его отца! Лев Толстой, Серов, Врубель, Коровин, Скрябин – вот неполный перечень людей, на общении с которыми вырос молодой Пастернак. Он впитал в себя атмосферу творчества, и произведения этих мэтров русской культуры заронили в душу юноши искру жажды творчества, любви к прекрасному.

Поэтому невозможно до конца истолковать стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи», не зная его биографии. Не будет ошибкой замечание, что лирический герой произведения и есть сам автор. Эта теория подтверждается и тем, что повествование ведется от первого лица:

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам.

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.

К кому же обращается лирический герой? Любопытно отметить, что Пастернак одушевляет в своем произведении природу и окружающие его вещи, делая из них своих собеседников. В произведении четко прослеживается тема одиночества, оторванности от окружающей действительности. Но, тем не менее, герой не одинок – предметы вокруг него наделены какой-то тайной и необъяснимой жизнью. И вот уже:

С поклоном рамам и зиме.

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

Лирический герой полностью погружен в странный и удивительный мир – мир поэзии. Для него не существует больше мертвых предметов, они наделены душой, способностью разговаривать. Они все пронизаны поэзией, стихотворения витают в них.

В этом произведении очень необычно раскрывается Пастернаком тема природы. Герой поэтизирует не только живую природу («зима, буран, солнце»), но и предметы повседневной человеческой жизни («чердак, карнизы, сырые углы, форточка»). Живая и неживая природа переплетаются и смешиваются:

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам.

Ясно прослеживается тема зимы:

Буран не месяц будет месть.

Концы, начала заметет.

Нужно отметить, что это время года очень символично в творчестве Пастернака. Образ зимы несет на себе большую мистически-религиозную нагрузку, неслучайно же упоминание величайшего христианского праздника Рождества Христова: «Галчонком глянет Рождество».

Такой оксюморон характеризует манеру писателя говорить о великом через малое, обычное, повседневное. Он ставит на одну планку чудо рождения Спасителя и маленького галчонка.

Зима как время действия выбрана неслучайно. Это время уединения, размышлений, изоляции. Так и лирический герой добровольно отгораживается от окружающего, уйдя с головой в мир «этих стихов». Он потерялся, он уже вне времени:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Композиционно стихотворение очень красноречиво. Его можно условно разделить на две части, которые как бы разграничивают два мира – мир реальный и мир поэтический. В первых трех четверостишиях герой находится в добровольной изоляции, и тут вдруг он просыпается от своего поэтического сна. Но окружающий мир кажется ему еще зыбким, не до конца реальным:

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

Что же его пробудило? Может быть, Рождество, «галчонком глянувшее» в окошко? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. И вот пробудившийся от забвения лирический герой с удивлением оглядывается , находя окружающий мир не менее прекрасным, чем изысканный мир поэзии:

И разгулявшийся денек

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомек.

И реальный мир содержит множество загадок и тайн, и в нем есть глубинная поэзия. Нужно только ее увидеть.

Сам поэтический размер имеет отдельную ценность в этом стихотворении. Ямб, осложненный пиррихием, придает ему особую размеренность, ритмичность, как будто бы автор декламирует его вслух.

Мы находим и упоминание, каких же именно поэтов и писателей читает герой произведения:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Из этих строчек видно, что герой настолько сжился с их произведениями, что считает их своими ближайшими друзьями, он опьянен их искрометным талантом, как дорогим утонченным вином:

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

Дочитав стихотворение до конца, понимаешь, что автор не говорит нам о преимуществе мира поэзии перед миром реальности или наоборот. Два этих мира идут бок о бок, они равнозначны и для поэта едины. Ибо только поэт наделен волшебной способностью шагать из одного мира в другой!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: