Писатель-путешественник: сочинение

5 сочинений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

­ Пример сочинения 1

Путешествие. Многозначное слово, в котором есть путь и шествие. А значит, есть и путник, который идёт по этому пути. Путешествие может быть в пространстве- в разные новые места, страны. Тогда человек получает новые знания, впечатления, знакомится с жизнью, традициями других людей, видит красивые места. Это всегда интересно.

Путешествия во времени питают душу, либо воспроизводя в воспоминаниях моменты прошлой жизни, либо подстегивает дух к действию для устройства воображаемого будущего.

И сама жизнь человека – это самое длинное путешествие по своему пути. Дорогу жизни выбираем мы сами. А как мы её выбираем? И что ищет человек в самом главном своём путешествии? Он идёт к самому себе, своей сути, раскрываясь себе и миру. И эту главную дорогу, только свою, человек выбирает не по указателю на перекрестке- пойдёшь налево- потеряешь коня, пойдёшь направо- найдёшь клад, прямо – будешь убит. У каждого свои указатели, и они находятся внутри нас, то есть – чего хочет твоя природа, какие качества в тебе самом заложены для этой дороги.

Очень хорошо об этом сказано в замечательном рассказе О.Генри ” Дороги, которые мы выбираем”. Главный смысл произведения заложен в словах героя Боба: Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу”.

Он с другом Акулой ограбил почтовый вагон поезда. Уходя от погони, конь Боба сломал ногу, он не мог больше везти седока. Наивный Боб рассчитывал, что они уйдут от погони вдвоём с другом на его коне Боливаре. Но сам Акула и не думал скакать вдвоём, и, конечно, делиться с ним добычей. Он прямо сказал Бобу, что Боливар двоих не вывезет, направив на друга пистолет. И лицо его при этом стало невыносимо жёстким и алчным.

Это было его настоящее лицо. Он не слышал слов друга, который просил не убивать его во имя их дружбы. И после, когда этот герой, присвоив себе всю добычу, стал маклером, суть его осталась та же: он так же легко разорил клиента, продав ему товар дороже. И при этом сам себе он повторял: Боливар двоих не вынесет.

Каждый сам выбирает свой путь. И как бы ни оправдывал человек свои неблаговидные поступки, только злое сердце породило их, и грех человека проявится всегда, так как он владеет его сердцем.

Но дорога жизни может быть другой, ведь её выбирают тем,что у человека внутри. И если человек светлый, то и дорога у него светлая.

Это подтверждает прекрасный фантастический рассказ Р. Брэдбери ” Зеленое утро”. Прилетев на Марс, герой рассказа Бенджамин, мечтавший побывать на этой неживой планете, сразу упал в обморок. Ему не хватало кислорода в разреженной атмосфере Марса. Доктор экспедиции сказал, что ему лучше вернуться на Землю. Но Бенджамин не мог предать свою мечту и решил, что надо посадить земные деревья в чёрную плодородную почву этой планеты. И тогда каштаны, платаны, дубы, осины насытят атмосферу Марса кислородом. Он принялся действовать, копал ямки, садил семена, так как даже саженцев не было, поливал водой из канала. При этом он не оглядывался назад, чтобы не разочароваться и не бросить своё дело. Закончив посадку, он упал от усталости и знойного солнца. Теперь он мечтал о дожде, и просил небо послать его на свои деревья. И дождь пошёл! А утром, проснувшись, Бенджамин увидел, что случилось чудо! Деревья выросли за одну ночь по каким- то марсианским законам. Все вокруг было зелёным!

от пример другой дороги жизни. Этот рассказ говорит о том, что вера в себя, настойчивость в исполнении мечты, делает её реальной. Человек силён, если у него доброе сердце и светлая мечта. И тогда все у него получается. И на Марсе будут яблони цвести!

Пример сочинения 2

Очень многие люди в процессе своего становления оказываются на перепутье. Они вынуждены покинуть отчий дом и отправиться в другое место. Причины могут быть различными: желание получить новый опыт, поиск своего предназначения или выполнение служебного долга. В любом случае человек делает первый шаг на пути к взрослению, к обретению мудрости и места в социальной иерархии. Поэтому реальная дорога в жизни личности играет судьбоносную роль. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим героя, который покидает родной дом, чтобы отправиться служить в Белогорской крепости. От отца Пётр получает завет: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Это становится основополагающим принципом во всех действиях молодого человека. Несмотря на свою возросшую самостоятельность и независимость, Гринёв остаётся верен данному слову, всегда проявляет благородство и великодушие по отношению к тем, кто ему помог. Примечательно то, что именно на дороге Гринёв встречает Пугачёва. Тот помогает Петру и его сопровождающим выбраться из бури: найти пристанище. Именно по дороге в Белогорскую крепость между Петром и главой бунтовщиков происходит значимый диалог. Гринёв призывает Пугачёва раскаяться, прекратить убийства и восстание против главы государства. Однако Пугачёв стойко стоит на своём: судьба его предрешена. Он хочет быть орлом: прожить яркую, хоть и недолгую жизнь, но не питаться мертвечиной, как ворон. Разумеется, сравнение с двумя птицами носит иносказательный характер. Именно в дороге герои определили свой дальнейший жизненный маршрут.

Другим примером является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Речь идёт об Андрее Болконском. Герой отправляется на войну в желании обрести признание и славу. Однако обратно он едет уже совсем с другими мыслями. Получив ранение и переосмыслив ценность жизни, Болконский понимает, что никакая слава не стоит такой цены, как смерть людей. Вернувшись домой, Андрей видит, как умирает его жена. Проходит время. Отсутствие путешествий влияет на героя: он закрывается не только в доме, но и в себе. Он убеждён, что жизнь для него кончена: лучшее, что он может сделать, — это тихо прожить свой век. Интересно то, что от пессимистичного настроения и скептичной настроенности героя спасает Пьер Безухов. Их диалог тоже происходит в дороге: на пароме. Пьер утверждает: «Надо жить, надо любить, надо верить». После этого Болконский поверил, что ещё не всё потеряно. Начался новый этап его жизни.

Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

Таким образом, дорога всегда связана с изменениями, с определением жизненного пути. Именно в путешествиях люди приходят к тем идеям, которые были ранее им недоступны. В дороге меняется их мировоззрение, у них появляются новые цели и установки.

Пример сочинения 3

Пожалуй, один из самых трудных путей, через которые нам приходится проходить в этой жизни, является путь к себе. Духовное искание человека – это нелегкое испытание. Оно требует огромного терпения, усилий и трудолюбия от того, кто решил следовать этой дорогой. Изменить себя – значит изменить окружающий тебя мир, а также свою судьбу, взгляды и мышление. И это удается далеко не каждому. Более того, мало кто вообще задумывается над этим. Но есть все же такие писатели, которые пропустили через свои произведения частичку духовности, чтобы донести до читателей поистине важные в жизни вещи.

В первую очередь, хочется привести в пример великий роман- эпопею Л.Н. Толстого “Война и мир”. В романе прослеживаются судьбы абсолютно разных людей, и у каждого из них свой путь и получаемый опыт. Мне сразу вспоминается Пьер Безухов. Из человека довольно-таки праздного и любящего “покутить” он на протяжении произведения превращается в того, с кого вполне можно брать пример. Все изменил его приход в масонство, где он искал духовного и нравственного обновления, надеялся на возрождение к новой жизни и верил, что у него обязательно это получится. Хотя масонство впоследствии и не оправдало его надежд и он понял, что все в основном озабочены только своей карьерой , нежели духовным просветлением, он все же понял очень многое для себя, например, он стал излучать больше доброты. Это подтверждает эпизод, когда он решает освободить крестьян от крепостной зависимости. В итоге своих жизненных исканий он вступает в тайную организацию. Объединение “честных людей”, считает он, должно сыграть заметную роль в устранении зла. Основное убеждение, которое вынес для себя Пьер, звучало так: “Пока есть жизнь, есть и счастье”. Я думаю, это самая верная и полная мысль, к которой только может прийти человек после всех нелегких испытаний. Мы должны стремиться понять именно то, что самое великое счастье мы уже имеем –это наша жизнь, и ценить каждый ее миг, ведь он по- своему прекрасен и неповторим.

Также мне вспомнился Д.Лихачев и его “Письма о добром и прекрасном”. Каждый может почерпнуть из “Писем…” много полезного и действительно нужного. Автор приводит принципы “науки быть счастливым”. В самом последнем письме написано: “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе”. Это очень сложная работа- достичь такого счастья, у многих на это уходит не один десяток лет. Тот, кто усердно трудится над становлением своего характера, меня поймет. Я соглашусь с Лихачевым- нет более великого счастья, чем то, что ты можешь сделать счастливым кого-то, подарить добро, в котором так нуждаются все люди в современном мире. От таких поступков расцветают не только окружающие, но и ты сам. Здесь речь идет уже о чем-то неземном, что по праву можно назвать “путь к себе”, ведь этот путь начинается именно с духовности, а духовный человек стремится, прежде всего, отдавать, нежели получать.

Подводя итог, мне хочется сказать одно: в жизни нужно просто быть добрее, и только тогда мы сможем совершенствоваться, менять свой характер в лучшую сторону, а также менять окружающих нас людей, ведь все начинается именно с доброты. Это и есть самый верный путь к себе.

Пример сочинения 4

Человеческая жизнь – это дорога к счастью. А счастье у каждого своё. Кому- то – это слава, звездность, кому- то – достижение успеха в главном деле жизни, кому- то просто сытная спокойная жизнь. А для кого- то оно и есть сама жизнь – стук собственного сердца, дыхание, голубое небо над головой.

И всегда путь к счастью – это борьба с обстоятельствами, предательством, собственной слабостью, страхами. Поэтому и средства, способы борьбы за достижение желаемых целей у каждого свои.

Считаю, что победа, успех на жизненной дороге к счастью зависят от внутренних сил человеческой натуры, его силы воли,характера, совести, морального стержня.

Для безымянного героя рассказа Джека Лондона ” Любовь к жизни” путь к счастью – это путь выживания, преодоления. Он с другом Биллом- золотоискатели, которые с добычей золота шли по северной пустыне домой, каждый со своим мешочком золота. И , когда герой повредил ногу и не смог идти, Билл не стал заморачиваться помощью другу, и,несмотря на его мольбы, оставил его одного без патронов, без еды.

А наш беспомощный герой, преданный другом, оставленный им на погибель, вынужден был один пробираться и выживать в суровых условиях. Его мучила боль, он полз на четвереньках. Но вскоре боль заглушило чувство голода.Приходилось питаться болотной травой, сырыми пескарями,птенцами куропаток. Он лихорадочно пересчитывает спички, соображая,сколько раз сможет развести костёр, сделать кипяток и согреться. Ему приходится обгладывать кости олененка после волка. Но он не убивает больного волка,преследующего его, а только, когда тот умирает, пьёт его кровь, чтобы сохранить силы. Герой даже осмеливается замахнуться ножом на медведя, чем смог прогнать его.

Постепенно, теряя силы,герой оставляет свою ношу- добытое золото, бросая его по частям, чтобы легче было ползти. А в последнюю стоянку он находит кости своего друга Билла,которого съели волки. Несмотря на голод, что- то внутри него не даёт ему обглодать их,понимая остатками рассудка,что этого делать нельзя. Хотя Билл сделал бы это, не раздумывая. В вещах Билла лежал его мешок золота,но наш герой оставил и остатки своей добычи,чтобы доползти до реки,впадающей в море, где он увидел рыбацкую шхуну. Этот измученный человек собрал последние силы и продолжил ползти к реке. Обессилевшего, его спасают рыбаки из судна. Он выжил! Он спасен! Он выжил, благодаря своей внутренней силе, бесконечной любви к жизни, которая жила в нем и хранила его в пути.

Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

А вот друг Билл, предавший его, бросивший умирать, отказавшись от ненужных ему проблем с больным товарищем, стараясь сам выжить, встретил страшную смерть, даже имея патроны и еду. Может вдвоём с другом он избежал бы смерти. Но им двигал только его эгоизм, страх и алчность

В заключение хочу сказать, что рассуждая о пути к счастью, я утверждаюсь в мысли, что для достижения цели надо воспитывать характер, силу воли,изживать страхи и слабость. Надо учиться побеждать, быть смелее и помнить, что никакие деньги, жадность, ,эгоизм не спасут тебя в трудные минуты жизни!

Пример сочинения 5

Сочинение на тему: Выбор жизненного пути

Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор, принимать то или иное решение, начиная с повседневных мелочей и заканчивая очень серьезными, важными шагами, которые отразятся на нашем будущем.

Как считают философы, что правильного выбора в итоге не существует, а от принятого решения зависят только последствия, к которым то, или иное решение человека приведет в будущем. Жизнь для того и дана человеку, чтоб прожить ее так, как человек чувствует. Очень важно лишь найти свой курс пути, по которому человек будет двигаться на протяжении всей жизни, и несмотря ни на что, все-таки найти свое предназначение в жизни.

В произведениях русской литературы множество примеров на тему постоянного выбора, с которым встречается человек в своей жизни. Основная тема романа Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание» – это тема выбора. Родион Раскольников – герой произведения оказался перед непростым выбором: жить в нищете, либо в достатке, но пойти наперекор общепринятым моральным ценностям, переступив через свою совесть. Его сестре Дуне тоже предстояло сделать непростой выбор, от которого будет зависеть направление ее жизни. Дуне нужно было решить выходить замуж за нелюбимого мужчину, и тем самым осознанно обрекая себя на жизнь без женского счастья, ради того, чтоб вытащить свою семью из бедности, или же оставить все как есть.

Совершенный выбор зависит от интересов человека, его стремлений, мировоззрения на момент принятия решения. Я считаю очень важно всегда прислушиваться к голосу разума и своего сердца, отталкиваясь от своих индивидуальных качеств и от личных предпочтений. Еще, как мне кажется, нужно обязательно быть честным в первую очередь перед самим собой и с близкими тебе людьми. Не всегда в жизни все сразу получается, как хотелось бы, но не стоит отчаиваться из-за этого, а стараться достойно проходить все испытания посылаемые нам свыше. Необходимо воспитывать в себе доброту, честность, человечность, а трусость, злобу, гнев, уныние нужно в себе искоренять при малейшем проявление. Каждый из нас живёт всего один раз, поэтому каждый новый день нужно стараться прожить счастливо и достойно, а выбор – это не что иное, как фундамент для строительства чего-то нового, главное принимать решение, как ты этого чувствуешь.

Писатель-путешественник

Писатель-путешественник — автор повестей о странствиях, полностью или частично выстроенных на его личном опыте путешествий. Через повествование, поэзию или очерки он делится своими открытиями и выводами с читателем, его впечатления выходят за рамки личных и распространяются в литературной форме.

Содержание

Древнегреческие писатели-путешественники

Российские паломники

В древнерусской письменности крупное значение имели и описания «хождений» в Святую Землю, оставленные некоторыми паломниками.

XII—XIV века

  • Первым русским паломником-писателем является Даниил-мних, вторым — новгородский архиепископ конца XII века Антоний, ограничившийся, впрочем, царьградскими святынями.
  • Дьяк Александр — купец, оставивший краткое описание своего путешествия в Царьград в XIV столетии, которое посвящено перечислению царьградских святынь и напечатано Сахаровым во 2-м томе «Сказаний русского народа»
  • К 70-м годам XIV века относится «хождение архим. Агрефенья обители пресв Богородицы», по-видимому, смоленской (изд. архим. Леонидом в 48 вып. «Правосл. Палест. Сборника», СПб., 1896). Это первый после Даниила паломник, оставивший нам свое хождение в Иерусалим. К Даниилу Агрефений примыкает и по своему древнему и образному языку (просторечию), по полноте и систематичности изложения, носящего на себе печать свежести и внимательного изучения описываемых мест и предметов.
  • Диакон Игнатий Смолянин ходил в конце XIV в. в Константинополь, Иерусалим и на Афон; автор нескольких сочинений.

XV век

С XV века число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Тип рассказов оставался прежним, но условия странствий изменились, и паломник по необходимости вдавался в подробности о самом путешествии, которые в прежнее время чаще умалчивались.

  • Первый по времени странник XV в., описавший своё путешествие, был троицкий иеродиакон Зосима, ходивший в 1420 г. в Царьград, Афон и Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому, что рассказывали и показывали хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова); не искусный книжник, он повторял иногда целые фразы из паломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом.
  • «Хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму», открытое Н. С. Тихонравовым в 1893 г. в рукописи первой четверти XVII в. Оно содержит в себе описание двух хождений: одного, совершённого в 1456 г. в Иерусалим из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и второго, совершённого в 1461—1462 гг. через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай, и издано в 45-м вып. «Правосл. Палест. Сборника» (М., 1896).
  • Варсанофий— первый из русских паломников-писателей, описавших св. гору Синайскую. После него из паломников допетровской Руси описали Синай только Позняков с Коробейниковым и Вас. Гагара, но описание Варсонофия, по точности и обилию приводимых данных, далеко превосходит эти последние.
  • Почти одновременно с Варсонофием, в 1465—66 гг., странствовал по св. местам гость (купец) Василий, начинающий свой рассказ прямо с Бруссы (изд. архимандритом Леонидом в 6-м вып. «Православного Палестинского Сборника», СПб., 1884).
  • К памятникам паломнической литературы XV в. причисляют «Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим»; относимое к 1415—17 гг. и представляющее собой простой перечень городов по пути от Великого Новгорода до Иерусалима, с указанием расстояния между ними; автором его считают Епифания Премудрого; изд. в 15-м вып. «Православного Палестинского Сборника».
Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

XVI век

С половины XV в. паломники жалуются и негодуют на притеснения «срацын» и «злых арапов». Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных. С ослаблением паломничества на Востоке надолго исчезают из русской письменности и паломнические записки.

Лишь во второй половине XVI в. вновь появляются хождения. Всего чаще это результаты «официальных» паломничеств, писания людей, посылавшихся московским правительством на Восток с поручениями и милостыней.

  • Хождение в 1558—61 гг. купца Василия Познякова. Его описание Иерусалимских и синайских святынь целиком вошло в знаменитое «Хождение Трифона Коробейникова» — наиболее распространённое произведение паломнической литературы, которое с конца XVI в. осталось в народном чтении, заслонив всё, что ему предшествовало, и не уступая своего места никаким новым описаниям св. мест.
  • Официальному поручению обязан своим происхождением и известный «Проскинитарий» Арсения Суханова.
  • По побуждениям личного благочестия совершали свои хождения паломники-писатели Вас. Гагара и Иона Маленький. Ими заканчивается ряд паломников-писателей допетровской Руси.

XVII век

  • Изданный А. С. Петрушевичем «Путник о граде Иерусалиме, составлевный галицко-русским между 1597—1607 гг.» (Львов, 1872) оказался переводом греческого проскинитария (путеводителя), изд. в 26-м вып. «Правосл. Палест. Сборника» (СПб.,1890).
  • Мелетий Смотрицкий составил «Апологию моему странствованию на Восток», которая была напечатана в Дермакском монастыре в 1628 г.; в переводе на современный русский язык издана иезуитом Мартыновым (Лейпциг, 1863).

XVIII век

  • Паломники 1704 г. иеромонахи Макарий и Сильвестр («Путник» их изд. архим. Леонидом в «Чтениях Общ. Истории и Древн.», 1873; т. III) многое взяли целиком из Трифона Коробейникова.
  • Путешественник 1710—1711 г., старообрядческий священник Лукьянов, уже больше рассказывал о своих личных впечатлениях.
  • Из весьма немногих других паломников-писателей первой четверти XVIII в. выделяется посадский Нечаев.
  • Новое, более сознательное и критическое изучение православного Востока открывает собой знаменитый пешеходец Григорович-Барский или Василий Киевский, но, главным образом, это изучение принадлежит XIX ст.
  • От середины XVIII в. до нас дошло описание путешествия инока Мотронинского монастыря Серапиона, 1749—51 г. (ср. ст. архим. Леонида в «Чтениях Общ. Истории и Древностей», 1873, т. III).
  • Царствование Екатерины II, с её продолжительными войнами с Турцией, мало благоприятствовало паломничеству русских людей на Восток. За исключением записок С. Плещеева, случайно посетившего Назарет, к этой эпохе относятся лишь путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия (изд. в 36-м вып. «Правосл. Палестинского Сборника», СПб., 1891) и Мелетия.

XIX век

К началу XIX ст. относятся:

  • путешествие Бронникова,
  • «Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова» (М., 1813),
  • анонимные записки, напечатанные в «Северных Цветах» в 1826 г. и принадлежавшие Д. В. Дашкову.

См. также Русский паломник, еженедельное иллюстрированное издание, издававшееся с конца XIX века в Санкт-Петербурге.

5 известных писателей-путешественников

Наступает лето – время, когда каждый хочет в отпуск и мечтает поехать в какой-нибудь красивый экзотический край. Или отправиться в суровый экстремальный поход по диким местам ради единения с природой. Среди писателей тоже было много увлеченных путешественников. Посмотрим же на классиков с этой точки зрения.

Пушкин – мечтал о Европе, попал в Турцию

Александр Сергеевич Пушкин путешествовать очень любил. Однако жил он в ту эпоху, когда даже родовитому дворянину нельзя было отправиться за границу просто так. Требовалось разрешение самого императора. И вот это самое позволение поэту упорно не давали. Хотя он даже предъявлял справки от врачей, что нуждается в иностранном лечении. Приходилось искать утешения в странствиях по Российской империи. Пушкин бывал в Крыму и на Кавказе, во многих городах побережья Чёрного моря, в Молдавии и Малороссии, в западных и центральных губерниях. Кроме частых поездок из Москвы и Петербурга в своё имение и обратно, Александр Сергеевич объехал все ближние и дальние окрестности Михайловского, посещал Псков, Тверь, Нижний Новгород и Симбирск (ныне Ульяновск), добирался и до Оренбурга. И с тоской писал друзьям, как он мечтает увидеть Лондон, Париж, Стамбул.

Впрочем, в Турцию великому поэту попасть всё же удалось, пусть не в столицу, а в северо-восточные области, прилегающие к Армении и Грузии. Было это в 1829-м году, и именно в том странствии случилась знаменитая печальная встреча – Пушкин увидел на горной дороге повозку с гробом дипломата и драматурга Грибоедова, погибшего во время мятежа в Тегеране. А началось путешествие из Москвы, откуда Пушкин двинулся на юг через Калугу, Орел и Ставрополь. Причем он специально свернул с прямого пути, чтобы посетить имение генерала Ермолова и побеседовать с хозяином. Вскоре после нынешнего Пятигорска свободно ехать было нельзя, только вместе с почтовым караваном, который охраняли казаки, пехотинцы и артиллерийский расчет с пушкой. Причем, пушку везли впереди в полного боевой готовности, ее фитиль постоянно был зажжён. Все свои дорожные впечатления и приключения Пушкин тщательно записывал.

Джек Лондон – искал золото, готовил кругосветку

Знаменитый автор книг о приключениях хорошо знал, о чём пишет. Еще будучи подростком, он обнаружил авантюрные способности – на деньги, одолженные у своей няни, купил суденышко и стал по-браконьерски добывать устриц. Было это недалеко от Сан-Франциско, там в заливах таких морепродуктовых «пиратов» водилось немало. Выгодный был бизнес, хоть и рискованный. Но юный Джек оказался так храбр, хитер и ловок, что вскоре был признан и взрослыми добытчиками за истинного предводителя всей этой разношерстной браконьерской флотилии. А местный рыбнадзор, отчаявшись поймать Джека с поличным, в итоге предпочел переманить его к себе в патруль на приличное жалованье.

Повзрослев, Джек Лондон отправился через все Штаты и Канаду на границу с Аляской – искать там золото. Снаряжение везли сначала на собаках, а часто приходилось и тащить на себе, особенно через горы, туда, где текут реки Юкон и Клондайк. Джек Лондон занял участок, показавшийся хорошим, но золота так и не нашел. Вернуться к цивилизации до холодов не успевал, пришлось остаться на зиму в этих диких местах. А зима там – как в Сибири! Свежей пищи с витаминами не хватало, старатели болели цингой. Но Джек выжил, а множество сюжетов и ярких персонажей, которых он там увидел, стали первоначальной основой его литературного творчества.

Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

Уже став прославленным писателем, Джек Лондон планировал подробное кругосветное путешествие – на целых 7 лет – и сам сконструировал для него корабль. Подвело здоровье, и через два года странствие пришлось остановить.

Джеральд Даррелл – неутомимый странник и спаситель животных

Литературные таланты английскому семейству Дарреллов были отмерены щедро. Читатели только расходятся во мнении, кто там «брат легендарного Даррелла» – Джеральд или всё-таки Лоуренс. Для наших соотечественников, впрочем, первое место принадлежит однозначно Джеральду. Классик англоязычной прозы ХХ века Лоуренс Даррелл, автор культового «Александрийского квартета», для нас – забавный братец Ларри из чудесной книги «Моя семья и другие звери». Хотя именно он уговорил всю семью отправиться в одно из первых в жизни юного Джерри больших путешествий, из холодной мрачной Англии на прекрасный греческий остров Корфу.

Впоследствии, потратив все свои сбережения на первые путешествия в поисках экзотических животных, Джеральд по совету старшего брата начал писать книги. Успех был оглушительным. Автор продолжал путешествовать по дальним уголкам Земли. Во многом, он опередил свое время, создав знаменитый зоопарк на острове Джерси не только для развлечения публики, но прежде всего ради сохранения редких животных и птиц. Так, именно усилиями Джеральда Даррелла был спасен от исчезновения розовый голубь с острова Маврикий и многие другие виды. Сейчас во всем мире эта функция зоопарков признана важнейшей, а когда Даррелл начинал, ему мало кто верил.

Жюль Верн – фантаст и мореплаватель

Один из основателей классической научной фантастики мечтал о путешествиях с детства. Мальчиком 11 лет он сбежал из дома и спрятался на корабле, надеясь остаться там в качестве юнги. Правда, после отплытия была еще одна стоянка в соседнем французском порту, где Жюля забрал его отец. Сын объяснил, что очень хочет увидеть далекие берега и добыть коралловой ожерелье для двоюродной сестренки…

Но реально насладиться странствием по морям Жюлю Верну довелось только взрослым. Сначала в качестве пассажира, когда он на пару с приятелем плавал в Англию, а другой раз в Скандинавию. Понравилось писателю это так сильно, что он купил собственную яхту и назвал ее «Сен-Мишель». Первая яхта была старенькой и небольшой, но владелец был счастлив и проводил на борту большую часть времени. Потом у него были еще два «Сен-Мишеля», каждый побольше и получше предыдущего. На своих яхтах Жюль Верн с удовольствием путешествовал по всем европейским акваториям и добирался даже до африканского побережья.

Тургенев – курорты и охотничьи экспедиции

Иван Сергеевич Тургенев обитал преимущественно за границей. Там он вел типичную жизнь богатого русского барина, жил в хороших отелях, гулял по чистеньким бульварам курортных городов и европейских столиц. И переезжал из одной локации в другую в удобной карете или вагоне первого класса.

Но он очень любил охоту. Опять же в классическом русском понимании – с помещичьим размахом. И для этого регулярно возвращался в Россию, хоть и был у властей под подозрением за вольнодумство и дружбу с Герценом. Однако ради любимого хобби забывал обо всех неприятностях. Готов был и в одиночку с ружьем и собакой подолгу бродить по лесам, ночевать у костра под открытым небом. Так Тургенев обошел пешком многие области центральной России.

Было у него в имении и всё необходимое для вышеупомянутого размаха – охотничьи лошади, две большие своры породистых собак. Кстати, на почве охоты Тургенев очень подружился с мужем своей многолетней возлюбленной – французской певицы Полины Виардо. Тот регулярно приезжал в Россию, чтобы поохотиться вместе с Иваном Сергеевичем. Ради этого они ездили в леса под Санкт-Петербургом Новгородом Великим, и еще дальше в Финляндию. И кроме своих знаменитых романов Тургенев написал три внушительных труда, посвященных охотничьему искусству.

Аргументы для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.08.2021 · Обновлено 14.09.2021

Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.

  1. Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска. ». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь.
  2. Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
  3. Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
  4. Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
  5. Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
  6. Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
  7. Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
  8. Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
  9. Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
  10. Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
  11. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности.
  12. Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
  13. Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
  14. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
  15. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так.
Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.

Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.

Сочинение 7. Сборник ЕГЭ-2019

Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле.

Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества.

Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле.

Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества.

Простой русский человек с прекрасной фамилией Гагарин вернулся из космоса.

Двенадцатое апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.

Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и ещё больше — в гений человечества. Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности ещё ни ожидали нас на жизненном нашем пути.

Миллиарды сердец бились напряжённо и взволнованно. Все мысли были прикованы к судьбе мужественного человека, о котором до исторического полёта почти никто не знал.

Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей простодушной прелести и наивности, то полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.

Сейчас я невольно вспомнил, как ещё гимназистом бежал ранним утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном мире полёт авиатора Уточкина. Я помню всё: солнце, яркое, словно омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слёзы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины. Это была очень любимая киевской молодёжью актриса Пасхалова.

Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

Военный оркестр играл почему-то под сурдинку вальс «Дунайские волны».

И вот — невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. Наше поколение счастливое. Оно перенесло великие муки и победы и дожило до наступления новой, величайшей эры. Оно счастливо этим и счастливо ещё и тем, что к его представлению о великолепии мира прибавилась ещё одна черта — бесстрашный, спокойный, уверенный полёт советского человека в космос. Это величайшая мирная победа в истории Земли!


(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Что составляет нашу национальную гордость? Какое значение для судьбы страны имеют открытия в разных областях науки и техники? Этими вопросами задается Константин Паустовский в данном тексте.

Отвечая на поставленные вопросы, автор описывает воспоминания из детства , когда герой стал свидетелем первого полета авиатора Уточкина в небо. Тогда в Киеве некоторые плакали при виде полета человека, взлетевшего в небо. Почему автор вспоминает этот факт? Он считает, что первый полет Уточкина является частью закономерности открытий, которая была выстроена людьми, стремящимися в небо. Паустовский пишет, что поколение людей, живших в двадцатом веке – это счастливое поколение первооткрывателей, почти во всех областях науки и техники. Прежде всего, он говорит о покорении космоса, он считает, что люди совершили «невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полёта до могучих воздушных кораблей и, наконец, порыв, полёт, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью». И при этом он говорит, что «нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и ещё больше — в гений человечества». Получается, что русские люди, пройдя через страдания, переживания, лишения, сделали величайшие открытия, которые теперь являются национальной гордостью всего нашего народа.

Поэтому позиция автора данного текста состоит в следующем: нашу национальную гордость составляют величайшие мирные победы в истории человечества, среди которых полёт Юрия Гагарина в космос.

Читайте также:
История и современность в произведениях Паустовского: сочинение

Я совершенно согласна с позицией автора. Русские люди – самые самоотверженные люди в мире. Несмотря на беды, лишения и невзгоды они всегда добиваются поставленных целей. Многие крупные открытия, такие как полет в космос, изобретение радио, мощной военной техники и другие, сделали русские ученые. Пытливый ум, громадная работоспособность позволили русским ученым совершать мировые открытия, доказать всему миру, что настоящее счастье – это счастье открытий, великого труда во имя будущего, смелость и находчивость.

Таким образом, мы постоянно испытываем гордость за наших ученых, способных совершать все новые и новые открытия.

Сочинение-рассужение по рассказу К.Г. Паустовского “Старый повар”. 11-й класс

Класс: 11

Цель урока: обучение сочинению – рассуждению по данному тексту.

  • Образовательные – закрепление умения анализировать текст художественного стиля речи, выделять ключевые слова, определять тему текста, формулировать проблему, комментировать текст, выявлять авторскую позицию.
  • Развивающие – развитие навыков литературоведческого анализа текста, формирование представлений о роли и значении искусства в жизни человека;
  • Воспитательные – воспитание таких нравственных качеств человека, как совесть, честь, внутренней потребности в духовной стороне жизни.

Оборудование: презентация к уроку, композиционная схема сочинения, текст отрывка из рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”, музыкальный фрагмент симфонии Моцарта № 41 (Andante cantable).

1. Сообщение цели и задач урока.

2. Чтение рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”. Приложение 3

Чтение прерывается в тот момент, когда незнакомец – Вольфганг Амадей Моцарт – играет на клавесине. В это время звучит фрагмент из симфонии Моцарта. По окончании музыки учитель завершает чтение рассказа. На экране портрет Моцарта.

3. Смотрим композиционную схему сочинения.

Первый этап работы: сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Учитель. Чтобы сформулировать проблему, необходимо понять содержание текста. Попытаемся это сделать.

– Каков жанр этого произведения? (Рассказ.)

– К какому типу речи можно отнести этот текст? (Повествование.)

– Определите стиль текста. (Художественный.)

– Какова тема текста? О чем данный текст? Как определить тему текста? (Найти ключевые слова.)

– Попробуйте найти ключевые слова. (Совесть, подвиг любви, последняя воля, власть искусства.)

– А теперь попробуем сформулировать тезисы. О чем это рассказ? Смотрим на ключевые слова. (О совести, которая мучает человека, совершившего кражу; об истинной любви, о власти искусства над человеком, его влиянии на человека.)

Наша задача – сформулировать проблему. Проблема – это вопрос, который автор ставит перед собой и читателем.

– Определите, сколько микротем в тексте? Одна микротема может включать несколько абзацев. (Две микротемы: первые шесть абзацев – первая микротема, седьмой и восьмой абзацы – вторая.)

Сформулируйте вопрос к первой микротеме.

Может ли человек поступиться своей совестью ради спасения своих близких?

– Есть ли в тексте ответ на этот вопрос?

Цель кражи, совершенной стариком, не корысть, а спасение больной жены. Возможности раздобыть деньги иным путем у старого повара не было. Но, тем не менее, совершенный поступок тяжелым грузом лежал всю жизнь на душе честного человека.

Итак, автор рассматривает проблему совести.

Сформулируйте вопрос ко второй микротеме.

Действительно ли искусство обладает силой, способной вернуть прошлое человеку, сделать счастливым умирающего, воскресить черты любимой женщины?

Да. Старик умирает счастливым: с его души снят камень, он снова смог увидеть свою Марту, почувствовать себя молодым, ощутить дыхание весны.

Запишите формулировку проблемы, используя речевые клише.

(У каждого учащегося на столе рабочие материалы к уроку с композиционной схемой сочинения и речевыми клише к каждой его части.)

Проблема (какая?) – сложная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, неразрешимая…

Проблема (чего?) – совести, влияния искусства на человека.

К.Г.Паустовский предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Текст К.Г.Паустовского заставил меня задуматься над проблемой… (см. рабочие материалы) Приложение 2

Второй этап. Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Теперь вам следует определиться с выбором проблемы и прокомментировать ее.

– Объясните лексическое значение слова комментарий.

Комментарий – пояснения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту; рассуждения, критические замечания о чем-нибудь.

Выбираем текстовый комментарий художественного текста.

Обращаю внимание учащихся на речевые клише.

Автор заставляет читателя задуматься (над чем?)…

Проблема раскрывается автором на примере…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В размышлениях автора звучит мысль…

Автор искренне восхищен (огорчен) (чем?)…

Автор сочувствует своему герою…

Писатель убежден в том, что…

Работа в группах.

Учащиеся делятся на две группы и пишут комментарии по двум разным проблемам, намеченным в тексте. Каждая группа выступает со своим комментарием. Анализируем один из них.

Рассказывая историю старого повара, автор заставляет читателя задуматься о том, как важно сохранить свою совесть и честь, как тяжело бывает человеку всю жизнь носить груз вины перед теми, кого он обманул. Вот и старый повар, кристально честный человек, не мог больше вспоминать о краже, совершенной им много лет назад, скрывать это от дочери. Искренне сочувствуя своему герою, писатель волшебным образом разрешает трагическую ситуацию. Не случайно в доме старика появляется Моцарт, который не только причащает повара, отпускает ему грех, но и своей удивительной музыкой, силой искусства возвращает навсегда утраченное – образ любимой Марты. Автор восхищен честностью и благородством старого повара и все же он пытается предостеречь читателя от поступков, за которые всю жизнь будет мучить совесть

Вторая группа комментирует проблему влияния искусства на человека.

К.Г.Паустовский пишет о великой силе искусства, которое способно совершать чудеса, об огромных возможностях, таящихся в музыке. На примере истории старого повара автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писателю удалось и нас, читателей, околдовать волшебством музыки Моцарта и убедить во всепобеждающей власти истинного искусства. Он убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Третий этап работы. Выявление и формулировка позиции автора.

Особенность текста художественного стиля в том, что авторская позиция, как правило, не выражена явно. Мы не найдем здесь прямых ответов на поставленные вопросы. Она в подтексте, в поступках героев, развитии сюжета или неожиданной развязке, в изменениях настроения в начале и конце произведения. Достаточно проследить, как меняется настроение старого повара в финале текста.

Снова возможна групповая работа . Каждая группа выявляет авторскую позицию по выбранной ранее проблеме.

  1. В тексте нет четко выраженной позиции автора, но она очевидна. К.Г.Паустовский сочувствует старому повару, но дает читателю понять, что самый страшный судья – наша совесть.
  2. Автор понимает, что не все и не всегда можно выразить словами и тогда на помощь приходит музыка, особенно если ее исполняет великий мастер. Она утешила бедного старика, принесла ему облегчение. Бесспорно, писатель уверен в волшебной силе настоящего искусства.

Четвертый этап. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора, согласившись или не согласившись с ним, аргументируйте его.

Выбираем проблему влияния искусства на человека.

Вопросы, помогающие аргументировать собственную позицию.

  1. Насколько актуален разговор о влиянии искусства на человека? Насколько он необходим?
  2. Помогает ли вам соприкосновение с искусством, общение с людьми искусства? Открывает ли это общение что-то новое в окружающем мире, в вас самих?
  3. Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием произведений искусства вы ощутили себя счастливыми ?
  4. В каких произведениях литературы герои испытали на себе положительное влияние искусства?

Прочитайте финал рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Что поняла Вера Николаевна Шеина, прочитав письмо Желткова и прослушав по его просьбе вторую сонату Бетховена?

Прочитайте эпизод из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, когда Николай Ростов, проиграв немалые деньги, испытывая угрызения совести, возвращается домой в удрученном состоянии. Но уже через несколько минут, завороженный пеним Наташи, счастливый от того, что удалось взять ноту, недоступную ему ранее, он совершенно меняется.

Могут ли эти примеры аргументировать вашу точку зрения?

Приложение 2. Рабочие материалы к уроку.

Приложение 3. Старый повар (рассказ).

Анализ и герои произведения Паустовского «Старый повар»

Современники называли Константина Георгиевича поэтом печали и романтиком. Его рассказы проникнуты любовью, но не той, что вспыхивает и угасает, а глубокой и вечной. Автору под силу осуществить самые невероятные мечты героев, воскресить прошлое и сделать так, что зимой наступит весна. Одно из ярких произведений К. Паустовского — «Старый повар». Анализ текста и составление презентации входят в программу внеклассного чтения для 6 класса.

  1. История создания, направление и жанр
  2. Характеристика героев
  3. Тема и проблематика
  4. Сюжет и композиция
  5. Экспозиция и завязка
  6. Кульминация рассказа
  7. Художественное своеобразие

История создания, направление и жанр

Новелла Паустовского «Старый повар» входит в дилогию «Зимние рассказы». Автор написал это произведение в 1940 г., а в 1941 г. оно вошло в сборник «Михайловские рощи». Первая часть «Зимних рассказов» — «Ручьи». Работа над обоими произведениями велась в рамках подготовки к написанию повести о музыкантах, но масштабный замысел писателю не удалось осуществить.

Анализ рассказа Паустовского «Старый повар» позволяет определить, что его жанр — романтическая новелла. Характерные признаки, позволяющие это определить:

  • нейтральный стиль изложения;
  • отсутствие психологизма;
  • острый сюжет;
  • лаконичность.

В произведении есть нотки сентиментальности, которые можно заметить в рассказах многих авторов, творивших в сталинскую эпоху. Но Паустовский идёт дальше и применяет приёмы, характерные для европейского гуманизма. В рассказе «Старый повар» на это указывают необычная экспозиция и простое название.

Автор сделал главным героем простого человека, что сразу создаёт ощущение, будто в произведении говорится о представителе рабочего класса. Но это впечатление обманчиво: на самом деле этот персонаж работал не на благо социализма, а на престарелую графиню. Так хитро Паустовский обошёл условности, не нарушая их. Авторы рецензий отмечают, что это было сделано намеренно.

Другая черта, присущая произведениям, созданным в духе соцреализма, заключается в том, что события должны вписываться в историческую действительность. И здесь автор ничего не нарушил: действие происходит незадолго до Великой французской революции, которая началась в 1789 году.

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

  • Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
  • Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
  • Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

По классике жанра, по мере развития сюжета главным героем становится идеализированный человек. В этом произведении центральный образ — незнакомец, который, конечно, исполнит обещание, данное старику.

Тема и проблематика

Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:

  • противоречие между этикой и религией;
  • классовая гордость;
  • сила музыки.

Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.

Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.

Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.

Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.

Чтобы сформулировать аргументы для ЕГЭ и написать сочинение-рассуждение, стоит детально изучить следующие темы:

  • влияние искусства на человека;
  • любовь;
  • проступок, чувство вины и раскаяние;
  • сила таланта.

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Если бы произведение было создано французским новеллистом, сюжет мог развиваться иначе. Но «Старый повар» вышел из-под пера советского писателя, а значит, должно присутствовать ощущение «революционного развития».

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

В экспозиции рассказа слово «умирал» стоит рядом с обозначением года, в который происходит действие. Тем самым Константин Паустовский показывает, что если перемены и произойдут, это случится слишком поздно: старик умрёт раньше, чем свершится революция.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Момент, когда юная Мария приводит прохожего в дом, можно считать началом развития в композиции сюжета. Происходит недолгая беседа, после чего незнакомец прощает повару его грех. Умирающий старик называет своё имя: теперь читатели знают, что его зовут Иоганн Мейер. У героя есть 2 предсмертных пожелания. Первое — чтобы кто-то взял на себя заботу о будущем его дочери. Незнакомец сказал, что сделает это, и спросил, в чём заключается второе желание. Старик ответил, что ему хочется увидеть Марту такой, как в молодости. «Но это невозможно, сударь», — добавил повар.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

  • прозрачное, «как синее стекло», небо;
  • цветы, распускающиеся на деревьях;
  • стаи птиц, летящие на север над Веной;
  • пар, поднимающийся от ограды, освещённой солнцем.

Незнакомец играл, и клавесин пел так торжественно, как будто ликовал. Потом умирающий попросил, чтобы Мария открыла окно. Комната заполнилась холодным воздухом. Старый повар «жадно дышал», а потом из последних сил попросил, чтобы незнакомец сказал своё имя. Музыкант ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Этот момент — развязка рассказа, и внимательный читатель уже давно догадался, кем был таинственный незнакомец.

Художественное своеобразие

Своеобразие новеллы заключается в том, что при внешней лаконичности она вмещает события, которых хватило бы на целый роман. Здесь показаны и чистая совесть, и классовая гордость, и нелюбовь к священникам, но это только внешний уровень. Глубинный смысл открывается, если учесть, что имена Марта и Мария в религии символизируют возвышенность, духовность, оторванность от мирской суеты. Старый повар на рисунках выглядит как евангельский персонаж, с благообразными чертами и смиренным выражением лица.

Отсылка к библейским историям прослеживается в воспоминаниях старика: при первой встрече девушка была так смущена, что разбила кувшин с молоком. В Евангелии от Луки Марфа (аналог имени Марта) выбрала мирскую жизнь, а Мария последовала за Иисусом. В произведении «Старый повар» Моцарт олицетворяет Христа, а место церкви занимает музыка. Искусство вечно, оно выше мирских забот и мелочных страданий. В этом и заключается глубокая мысль произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: