Искренность человеческих чувств в лирике Петрарки: сочинение

Богатство человеческой души, красота и искренность человеческих чувств в «Книге песен» Петрарки

Цель: проанализировать сонеты из «Книги песен»; работать над выразительным чтением поэзий наизусть; объяснять выбор сонета; развивать навыки публичного выступления, воспитывать критическое отношение к человеческим недостаткам.

Оборудование: сборник сонетов Петрарки «Канцоньере»; кроссворд.

І. Актуализация опорных знаний.

1. Кроссворд «Наоборот».

Задача: придумать вопрос к словам в кроссворде.

1) Город, в котором изучал право в университете Петрарка.

2) Лирический стих, который состоит из 14 строк: двух четверостиший и двух тристихов.

3) Место, где был увенчан Петрарка как поэт и историк.

4) Город, о возрождении которого мечтал поэт.

5) Женщина, в честь которой были написаны стихи Петрарки.

6) каким венком был увенчан поэт?

7) Город, в котором умер Петрарка.

8) Город, в котором родился поэт.

2. Чтение учениками сонетов Петрарки наизусть.

Объяснение выбора именно этой поэзии.

II. Обобщение и систематизация изученного материала.

1. Слово учителя.

– Вам уже известно, что главная тема поэзий Петрарки из «Книги песен» – это воспевание любви к Лауре. Но, кроме этих поэзий, в сборнике есть еще и другие, посвященные теме патриотизма, поэта и поэзии, несовершенства человеческой натуры. Мы бы обеднили собственное представление о творчестве Петрарки, если бы не обратили внимания на другие его сонеты.

2. Чтение и анализ сонетов.

Обжорство, леность мысли, праздный дух Погубят в людях доброе начало: На свете добродетелей не стало, и к голосу природы смертный глух.

На небе свет благих светил потух – и жизнь былую форму потеряла,

и среди нас на удивленье мало Таких, к кому песен не скудеет дух.

«Мечтать о лаврах? Миру поклоняться? От философии протянешь ноги!» – Стяжателей не умолкает хор.

С тобой, мой друг, не многим по дороге: Тем паче должен ты стези держатся Достойной, как держался до сих пор.

  • какие человеческие недостатки подвергает критике поэт в сонете?
  • какими словами описывает автор несовершенство человеческого общества?
  • Что советует своему другу, читателю поэт?

(«С тобой, мой друг, не многим по дорогое: Тем паче должен ты стези держатся Достойной, как держался до сих пор»).

А как считаете вы?

«Следует ли лелеять в себе добродетели, учиться, работать над собой, когда другие не разделяют такой точки зрения?».

  1. Ч считаю. (позиция).
  2. Потому, что. (объяснение).
  3. Например. (доказательства, аргументы).
  4. И потому. (вывод).

Вы, внемлющие в звуках строф моих Томлениям, что сердце мне терзали В те дни, как страсти юность волновали и я еще не знал забот иных,-

Пусть пестрый мой, волнующийся стих, Дитя слепых надежд слепой печали, Найдет в тех, кто тоже испытали, Дань жалости, а не попреков злых!

Ведь понял я: давно меня народ За суету обрек на поношенье, Да я и сам собой устыжен.

Таков итог тщеславья и забот: Раскаянье, да стыд, да разуменье, Что все соблазны мира – краткий сон.

В каком возрасте, по вашему мнению, поэт написал этот сонет? (В зрелом возрасте,

так как поэт вспоминает юность, которая промелькнула).

Какими словами поэт вспоминает свою юность?

(«Томлениям, что сердце мне терзали В те дни, как страсти юность волновали И я еще не знал забот иных»).

Назовите художественные средства, которые использует автор для создания образа своего стиха? (Эпитеты – «пестрый, волнующийся стих», метафору – «дитя слепых надежд, слепой печали»).

К какому выводу приходит поэт? («Что все соблазны мира – краткий сон»).

Читайте также:
Историческое значение лирики Петрарки: сочинение

“Мой плач — мой смех” (по творчеству Петрарки)

Школьное сочинение

И мира нет — и нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну — и пылаю;

В пыли влачусь — ив небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю.

. Я жажду гибели — спасти молю;

Себе постыл — и всех других люблю;

Страданьем жив; со смехом я рыдаю.

Петрарку с полным правом называют человеком, с которого началась великая эпоха Ренессанса. Младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения, он расширил и утвердил в литературе новый жанр сонета, положил начало новой моде на стихотворство. Сонет давал поэтам возможность передавать чувства влюбленного человека, подвергать его анализу, предаваться размышлениям.

Главной книгой Петрарки, работа над которой заняла большую часть его жизни, стала “Книга песен”. Из этого произведения мы узнаем о противоречиях, терзавших душу писателя, о его возвышенном чувстве к Лауре. Поэт несколько раз переписывал и дополнял свою книгу перед тем, как она появилась в окончательном виде. Постоянные изменения, которые он вносил в свое произведение, отражают стремление к совершенству и возможности сказать о своих сомнениях.

В любви Петрарки к Лауре заметны веяния поэзии трубадуров, где сквозь условность формы светится искреннее чувство. Но в то же время здесь присутствует элемент философии предшественников поэта, поклонявшихся предмету своей любви, как высшему благу, сравнимому с небесными ценностями. Любовь Петрарки — земная и небесная одновременно. Именно поэтому она лишена гармонии и покоя и наполняет жизнь поэта печалью и страданиями. Но автор не стремится к избавлению от своих мучений.

Лаура для него — недостижимый идеал, совершенство, высшее божество. Она является его суровой повелительницей. Душа поэта живет лишь грезами, и потому он часто ищет утешения в слезах. Однако Петрарка постоянно ощущает божественное присутствие своей возлюбленной, и это наполняет его сердце великим блаженством. Его любовь неизменна, но он постоянно колеблется между надеждой и отчаянием, между радостью и печалью. Он разрывается между возвышенным, духовным чувством и земной любовью, которую считает греховной. Нам открывается напряженная борьба поэта с этим чувством, его стремление подавить в себе недостойные порывы и невозможность отказаться от них. “С одной стороны, меня уязвляют стыд и скорбь, влекущие меня назад, а с другой стороны, меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так усилилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью”, — говорит он.

Петрарка сознает неразрешимость душевного конфликта, ощущает раздвоенность своей психики: “И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!” Поэт не может ничего изменить. Изменения приходят лишь со смертью Лауры. Но здесь он сталкивается с новыми противоречиями: его охватывает отчаяние, которое постепенно сменяется просветлением и радостью. Теперь его возлюбленная стала ближе, она смягчилась, шепчет ему слова утешения, осушает его слезы, внимательно выслушивает, ведет его за собой. Она перестала быть недосягаемым божеством, и поэт начинает видеть гармонию в своем чувстве: “Я счастлив был, я в жизни знал блаженство. ” Борьба с греховной любовью исчезает сама собой. Но теперь у Петрарки возникают сомнения в допустимости любви к “святой” Лауре. Он просит Деву Марию вымолить у Бога для него прощение за любовь, от которой он все-таки не может отказаться. Лаура становится для него воплощением райского совершенства, воспоминанием, которое он не может не оплакивать.

Читайте также:
Личность Петрарки: сочинение

Противоречивость характера Петрарки звучит во всем его творчестве. Читая его произведения, мы видим перед собой индивидуалиста, охваченного жаждой славы, на первый план выдвигающего свое “я”. С другой стороны, это человек, которого терзают сомнения, тяготит груз старой религиозной культуры, который не способен еще освободиться от него. Отсюда возникает конфликт между жизнелюбием и жизнеотрицанием, болезненное недовольство собой, глубокая печаль, которая отбивает стремление ко всякой деятельности. Внутренняя борьба поэта с самим собой ярко отразилась в книге, которую он называл “Моя тайна”. По словам самого автора, он написал ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. В этой книге он ставит под сомнение истинность своих высших идеалов и ценностей — Любви и Славы. Все эти сомнения и смятение души поэта особенно характеризуют его как человека переходной эпохи, сближая с другими выдающимися поэтами, такими, например, как его соотечественник Данте Алигьери.

Петрарка и Лаура: платоническая любовь и недостижимая мечта знаменитого поэта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

После смерти отца Франческо Петрарка получил в наследство только лишь рукопись Вергилия. Понимая, что ему нужно искать средства к существованию, он стал членом монашеского ордена францисканцев, поселился в Авиньоне (Франция) при папском дворе и принял духовный сан. Параллельно Петрарка занимался литературной деятельностью, которая принесла ему большую известность.

Находясь в Авиньоне, Петрарка впервые увидел Лауру. Это произошло 6 июля 1327 года у церкви Святой Клары. На полях рукописи Вергилия влюбленный сделал пометки: «Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне…»

Был день, в который по Творце вселенной
Скорбя, померкло Солнце… Луч огня
Из ваших глаз врасплох застал меня:
О, госпожа, я стал их узник пленный…

Исследователи считают, что женщиной, покорившей сердце Петрарки, была Лаура де Нов, дочь синдика (старшины гильдии) Одибера де Нов. Репутация златокудрой красавицы была безупречной: примерная супруга, многодетная мать (всего она родила 11 детей). Петрарка ранее дал обет безбрачия, поэтому ему только и оставалось, что ловить ее взгляды на службе в церкви, или вздыхать, когда она проходила мимо по улице. Неизвестно, знала ли сама Лаура о пылких чувствах тайного поклонника.

Однако даже друзья сомневались в существовании Лауры, т. к. ее имя фигурировало только в сонетах, балладах, мадригалах. Косвенным подтверждением реальности Прекрасной Дамы является тот факт, что Петрарка однажды заказал камею с изображением возлюбленной.

Имя своей златокудрой Музы Петрарка неустанно обыгрывал в своем творчестве: lauro — «лавр», l’aureo crine — «золотые волосы», l’aura soave — «приятное дуновение»[4], l’ora — «час»). Петрарка писал, что него есть только два мирских желания: Лаура и лавр (т. е. слава).

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого серафима
Она сравниться красотой могла.

Петрарка посвятил Лауре 336 сонетов, которые объединил в «Книгу песен». Творчество поэта ознаменовало собой начало эпохи Проторенессанса, демонстрируя новую художественную форму лирики, в которой основой выступают личные чувства поэта, всеобъемлющая любовь и к Богу, и к человеку.

По иронии судьбы Лауры не стало ровно через 21 год их знакомства. На полях рукописи Вергилия убитый горем поэт написал: «…И в том же городе, также в апреле и также шестого дня того же месяца, в те же утренние часы в году 1348 покинул мир этот луч света, когда я случайно был в Вероне, увы! о судьбе своей не ведая…»

Читайте также:
Личность Петрарки: сочинение

Погас мой свет, и тьмою дух объят —
Так, солнце скрыв, луна вершит затменье,
И в горьком, роковом оцепененье
Я в смерть уйти от этой смерти рад.

В тот год в Авиньоне свирепствовала чума, но достоверно неизвестно, от чего умерла Лаура де Нов. Петрарка не мог смириться с кончиной возлюбленной. Каждое последующее 6-е апреля он отмечал новым сонетом, написанным в честь его Прекрасной Дамы.

Современные издатели разбили сборник стихов Петрарки на 2 части: «На жизнь мадонны Лауры» (Rime in vita Laura), и «На смерть мадонны Лауры» (Rime in morte Laura). Любопытно, что в подлиннике между двумя периодами разбивки нет. Петрарка лишь вшил между ними белые листы. Он старался не замечать, что его возлюбленной уже нет в живых. Незадолго до своей смерти поэт писал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме неё».

В картинах художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли также прослеживается образ Прекрасной Дамы. Для живописца настоящим божеством и идеалом красоты стала юная Симонета Веспуччи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Лирика ф.Петрарки. «Книга песен» (композиция, жанровое своеобразие, образ Лауры). Разработка жанра сонета.

Величайший поэт, он сам ценил только поэзию древних. Современникам Франческо Петрарка был известен как блестящий знаток античности. Тогда, в XIV веке, в Италии начиналась эпоха Возрождения. Ломались старые средневековые законы, представления, люди освобождались от гнета «духовной диктатуры» католической церкви. Новое мировоззрение опиралось на гуманизм античной культуры. Франческо Петрарка по праву считается одним из первых гуманистов Возрождения, выразивших новые, прогрессивные идеи, новое отношение к жизни, человеку. Петрарка все свое время отдавал изучению античной культуры, разыскивал, расшифровывал, переводил, истолковывал рукописи авторов Древнего Рима, сам блистательно писал поэмы по-латыни. Особенно интересен его трактат «О презрении к миру» – своеобразная исповедь мятущейся души. А за свою латинскую поэму «Африка», описывающую подвиг древнеримского полководца Сципиона Африканского, Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолии как первый поэт Италии. Но суд потомков очень часто отличается от суда современников. Поэма «Африка» давно забыта, а бессмертную славу Петрарке принесли его стихи на итальянском языке, написанные «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры».

«Книга песен»

«Книга песен» состоит из стихов «Сонеты на жизнь Мадонны Лауры» и стихов «Сонеты на смерть Мадонны Лауры» и раздела «Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы». Стихи были написаны на итальянском и латинском языках. Все сонеты посвящены Прекрасной Даме, образ которой только начал складываться в литературе того периода. Дама Петрарки – бледная, рыжеволосая и голубоглазая Лаура – полностью соответствовала средневековым канонам красоты. Поэта с музой, если верить многочисленным источникам, ничего не связывало, ведь Прекрасной Даме принято было лишь поклоняться, возносить изысканные хвалы, совершать во имя нее подвиги, но что-то большее уже оскверняло образ, уничтожало жгучее желание, что вдохновляло рыцаря на самоотречение в нескончаемой борьбе на турнирах, в походах и других состязаниях. Дама была уподоблена боевому стягу, гербу или знамени, которое красовалось на щите воина.

Петрарка и Лаура: история любви

Петрарка впервые увидел Лауру 6 апреля 1327 года в Авиньоне, где жил вместе с семьей. Ему было 23 года. Была Страстная пятница – день, когда по христианской мифологии распяли Христа. Поэт, погруженный в молитву, поймал на себе взгляд прекрасной женщины. Это была Лаура. Он воспылал любовью, но его мечтам не суждено было сбыться: Лаура второй год была замужем. Впоследствии она родила мужу одиннадцать детей. Однако Петрарка после этой встречи 21 год воспевал ее как Непорочную Деву, признаваясь любимой женщине. Видимо, эти стихи были известны Лауре.

Читайте также:
Историческое значение лирики Петрарки: сочинение

Анализ поэтического сборника Петрарки «Книга Песен»

Исповедальная тональность, предельная искренность, тонкий лиризм, какого еще не знала европейская поэзия, — все это торжествует в «Книге песен».

В 1348 году в Европе была масштабная эпидемия чумы, настоящий мор. Она унесла жизнь миллионов людей. От этой болезни умерла и Лаура. И умерла она именно в тот же день и месяц, и в те же утренние часы, и в том же городе, где впервые пересеклись их взгляды. Тайну этой встречи и любви нам не дано открыть. Смерть Лауры Петрарка воспринял как катастрофу.

Поэзию Петрарка понимал, как возможность достигать в слове неземного совершенства, поэтому он много раз редактировал свои стихи, оттачивал мастерство, изменяя форму и содержание сонетов не несколько раз. Чем больше он сам себя редактировал, тем яснее ему становилось, к чему его влечет. А стремился он отразить именно религиозные мотивы, и Лаура все чаще принимала образ Мадонны. Однако магия творчества заключалась для него в том, чтобы приблизить абстрактные образы к человеческому миру, понять и осознать их глубину, не покидая реалий своего времени, не отдаляясь от мира в скит. Красота и искренность человеческих чувств — это не просто главная мысль в лирике Петрарки. Это мировосприятие свободного человека.

Ни образ Лауры, ни любовь лирического героя не развиваются. Время бежит мимо них, и любовь не имеет истории. Явление Прекрасной Дамы – абсолютное новаторство в литературе того времени, ведь автор изобразил живую реальную женщину. Да, это парадный портрет в строгом стиле, без динамики и вольного очарования непосредственности, искренности, полноты характера, но в литературе и того не было. Лаура нужна поэту только ради того, чтобы он мог продемонстрировать свое мастерство, поклоняясь ангелоподобному лику. На этом ее функции заканчиваются. В освещении ее образа не фигурируют бытовые детали, например, так как с помощью Лауры раскрывается внутренний мир поэта, проявляется восприятие им окружающей действительности.

Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки выражены прозрачно и ясно, его поэзия была понятна простым людям. Именно поэтому сонеты с легкостью становились романсами. Музыкальность стихотворений восходит к звучности народных песен. Петрарка знал фольклор и подсознательно вносил его характерное звучание в мелодику стиха. Используя языковые приемы, сравнения, метафоры, эпитеты, Петрарка воссоздал тип новых взаимоотношений человека и земного мира, людей и природы.

Любовь Петрарки лишена чувственности, даже намека на эротичность. Она – платоническая, непорочная, а потому идеальная и возвышенная. «Книга песен» — первый в истории европейской поэзии сборник, где наблюдается внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, преисполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового времени.

Самая главная тема в поэзии Петрарки – летописное описание внутреннего мира лирического героя. Появляется тенденция к созданию психологизма в лирике. Раскрепощение человеческого духа – вот основная заслуга Франческо Петрарки.

Читайте также:
Личность Петрарки: сочинение

Историческое значение личности и творчества Петрарки

1. В истории итальянской литературы Петрарка представляет собой модель поведения человека культуры, на которую опирались многочисленные писатели и поэты вплоть до 18 века.

2. Тематика, стилистика и система символов его “Канцоньере“ стали основой для всей любовной (и не только) лирики Нового времени, как в Италии, так и за ее пределами.

3. Определяющей явилась его роль и для метрических форм сонета и канцоны.

4. Другой особенностью лирики Петрарки явилось то, что его поэзия стремится быть вне времени и пространства, избегать каких бы то ни было конкретных социальных характеристик и всякой прямой связи с реальной действительностью. Именно поэтому его поэзия может быть моделью при самых различных точках зрения и для разных социальных слоев, и именно эта черта стала залогом успеха его поэзии на протяжении столь длительного времени.

5. Основные качества этой поэзии, определенные Пьетро Бембо еще в 16 веке, заключались в ее утяжеленности (gravita’) и приятности (piacevolezza). С современной точки зрения, основным художественным качеством лирики Петрарки является ее противоречивость. Принцип противоречивости должен учитываться при интерпретации как творчества Петрарки, так и его психологии, условий существования, отношений со своей эпохой. Основной конфликт поэта заключается в противостоянии между его стремлением к идеальному, к абстракции, – и земными желаниями, которые постоянно стремятся к своей реализации в изменчивых, подвижных земных условиях (самое сильное из них – любовь к Лауре). С точки зрения этической и религиозной этот конфликт может быть интерпретирован как столкновение идей св.Августина и Франциска Ассизского: с одной стороны, поиск божественной правды и совершенства; с другой – привязанность к иллюзорным и изменчивым благам земной жизни. Поэзия Петрарки – это еще и попытка разрешить это противоречие, однако сделать это невозможно. Через любовь к Лауре поэт стремится найти неизменный идеал в земной жизни, однако когда этот идеал обретает вневременную символико-поэтическую форму, он выходит за рамки совершенных и неизменных религиозных истин. Между желанием воспеть преходящую земную красоту и поисками красоты вечной и неизменной остается непреодолимый разрыв. Именно в этом и заключается величие поэзии Петрарки: она стремится быть абсолютной и бессмертной, но взгляд поэта постоянно обращен к меняющемуся миру, естественным элементом которого является смерть, – не находящая, впрочем, оправдания.

6. В основе поэтики Петрарки лежит неприятие современного ему мира, поэтому его поэзия стремится отдалиться от действительности, укрыться за стабильными формами языка, стремящегося быть вне времени (что в определенной степени объясняет стремление поэта к постоянному усовершенствованию текста). Однако образ Лауры заставляет поэта постоянно обращаться к настоящему, к прекрасной и одновременно ужасной действительности (стоит вспомнить, что в “Канцоньере” нашло отражение и самое страшное событие 14 столетия – эпидемия чумы 1348 г., жертвой которой стала и Лаура).

7. Творчество и личность Петрарки отражали большинство противоречий, которые были присущи его времени – эпохе депрессии, эпидемий, изменений социальной и политической структуры общества (от коммуны к синьории). Главное мировоззренческое противоречие поэта – это борьба между гуманистической направленностью его произведений и еще достаточно сильными чертами средневекового миропонимания (поздняя готика).

Его имя стало почти синонимом Поэзии. А имя той, которую он воспел более чем в 350 стихах (среди них 317 сонетов) «на жизнь и смерть Мадонны Лауры», сделалось олицетворением возвышенной и всепоглощающей Любви. Хотя достоверно известно всего лишь об одной их встрече и то издали. Это случилось во время утренней мессы в Страстную пятницу 6 апреля 1327 года в Авиньоне, где Петрарка оказался вместе с родителями после бегства из Италии. 23-летний поэт был погружен в молитву, когда вдруг поймал на себе взгляд проходившей мимо белокурой красавицы. Два взора слились в один, и с этого момента начался новый виток в развитии мировой культуры.

Читайте также:
Историческое значение лирики Петрарки: сочинение

Среди реликвий поэта, доживших до наших дней, есть семейный, доставшийся ему по наследству кодекс (рукописная книга с пергаментными листами, содержащая сочинения Вергилия, комментарии к ним и разного рода записи). На обороте первой страницы, собственноручно приклеенной Петраркой к обложке, имеется сокровенный автограф поэта — один из беспримерных документов человеческой души, где певец Лауры (видимо, на склоне дней) описал историю своей любви. Вот этот краткий, но бездонный по глубине продуманного, документ.

Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне. И в том же городе, также в апреле и также шестого дня того же месяца, в те же утренние часы в году 1348 покинул мир этот луч света, когда я случайно был в Вероне, увы! о судьбе своей не ведая. Горестная весть через письмо моего Людовико настигла меня в Парме того же года утром 19 мая. Это непорочное и прекрасное тело было погребено в монастыре францисканцев в тот же день вечером. Душа ее, как о Сципионе Африканском говорит Сенека, возвратилась, в чем я уверен, на небо, откуда она и пришла. В память о скорбном событии, с каким-то горьким предчувствием, что не должно быть уже ничего, радующего меня в этой жизни, и что, после того как порваны эти крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона, пишу об этом именно в том месте, которое часто стоит у меня перед глазами. И когда я взгляну на эти слова и вспомню быстро мчащиеся годы, мне будет легче, с Божьей помощью, смелой и мужественной думою, покончить с тщетными заботами минувшего, с призрачными надеждами и с их неожиданным исходом.

Для Петрарки тот первый священный миг сделался — мало сказать, подобным удару молнии в сердце. Он стал для него актом, равным сотворению Вселенной. Отныне течение собственной жизни и судеб всего мира повели отсчет от малозначительного на первый взгляд события — пересечения взглядов двух молодых людей. Гениальный поэт в гениальных стихах сумел так выразить свое личное чувство, что оно и по сей день «лучами огня» зажигает души людей, даже не знающих итальянского языка. Петрарка во все времена был понятен, как собственное Я, каждому, кто испытал великое чувство влечения к прекрасной женщине. А любовь, как известно, мало кого обходит стороной! Она — вселенская страсть, наполняющая жизнь смыслом, всепронизывающий космический Эрос, немеркнущее солнце, которое согревает кровь и душу:

Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
Любовь ее лица спокойные черты,
Вся красота других, бледнея, исчезает
В сиянье радостном небесной красоты.

(Сонет XIII. Перевод Ивана Бунина)

Уже Данте космизировал «любовь, что движет солнце и светила». Но мы воспринимаем эпические полотна «Божествен ной комедии» как бы со стороны — наподобие картин Боттичелли или Рафаэля. Петрарка же пропустил космический поток любви через собственное сердце и собственные стихи — да так, что его страсть и спустя шесть веков передается читателям. Наиболее совершенные и вдохновенные сонеты «Книги песен» («Канцоньере») воспринимаются так, будто описанное в них происходило не в эпоху раннего Возрождения, а сегодня, с тобой и на самом деле:

Читайте также:
Личность Петрарки: сочинение

Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

(Сонет LXI. Перевод Вячеслава Иванова)

К моменту роковой встречи Лаура уже второй год была замужем. В последующие двадцать с лишним лет безмятежной супружеской жизни она, как выявили петрарковеды, родила своему мужу одиннадцать детей. Это не помешало влюбленному в нее поэту 21 год воспевать свой «гений чистой красоты», как Непорочную Деву, все сильнее и сильнее воспламеняясь от неразделенной страсти и изливая свои чувства в стихах — одном прекраснее другого. Знала ли об этом сама Бессмертная возлюбленная? Читала ли хотя бы один сонет из тех, которые впоследствии на протяжении шести с половиной веков будут наизусть заучивать тысячи влюбленных, черпая восторг и вдохновение из неиссякаемого поэтического источника? Не могла не знать! Не могла не читать! Законы любви, диктуемые природой, не терпят умолчания. И если уж в свидетели и соучастники приглашается весь мир, то как же половодье чувств может обойти самый, объект, который их породил и на который они направлены?

Как Данте проводит читателя по кругам ада и сферам рая, так и Петрарка увлекает всех пленников и служителей любви в самые сокровенные тайники собственной души, превращая их в частички своего Я, своих тревог, своих сомнений:

Коль не любовь сей жар, какой недуг
Меня знобит? Коль он — любовь, то что же Любовь?
Добро ль?… Но эти муки, Боже.
Так злой огонь?… А сладость этих мук.
На что ропщу, коль сам вступил в сей круг?
Коль им пленен, напрасны стоны. То же,
Что в жизни смерть, — любовь.
На боль похоже Блаженство.
«Страсть», «страданье» — тот же звук.

(Сонет СXXХІІ. Перевод Вячеслава Иванова)

В искренности своей, открытости и понятности для всех и каждого, наконец, по исповедальности своей Петрарка достигает высот и глубин величайших человеческих документов, получивших одно и то же название «Исповедь» — Августина Блаженного, Жан-Жака Руссо и Льва Толстого:

Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: «Пощада!»
Кляну себя — и все же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу…
И вот за пыл сердечный мой награда!

(Сонет CXXXIV. Перевод Вячеслава Иванова)

Тончайший лиризм поэта органично перерос в глубокий философский гуманизм, суть которого можно выразить в краткой формуле: человек в неисчерпаемом богатстве своих чувств и исканий, наделенный воистину божественным даром любви, — есть средоточие всех токов Вселенной и ее предустановлений, в нем как Микрокосме отображается и проявляется многообразный и многоликий Макрокосм. Вместе с Данте Петрарка по праву считается родоначальником европейского Возрождения и провозвестником нового гуманистического отношения к действительности.

В 1348 году по Европе прокатилась страшнейшая эпидемия чумы (описанная Боккаччо в «Декамероне» и ставшая, собственно, поводом для создания этого произведения). Среди миллионов жертв оказалась и Бессмертная возлюбленная, которую Петрарка потом оплакивал еще десять лет, написав отдельный цикл «На смерть Мадонны Лауры». И вновь жизненный катаклизм — на сей раз скорбный, но все также равный вселенскому светопреставлению.

Читайте также:
Историческое значение лирики Петрарки: сочинение

Погас мой свет, и тьмою дух объят —
Так, солнце скрыв, луна вершит затменье,
И в горьком, роковом оцепененье
Я в смерть уйти от этой смерти рад

(Сонет CCCXXVII Перевод Вильгельма Левика)

Объединенный вместе с ранее созданными стихами посмертный цикл и составил великую книгу, названную «Канцоньере». Поэт совершенствовал ее, шлифовал, дополнял до конца дней своих (всего известно семь прижизненных редакций). Этот сборник и составил славу Петрарки, хотя тот считал главным делом своей жизни совсем иные книги. Он был уверен, например, что написанная на латыни эпическая поэма «Африка», посвященная победе Рима над Карфагеном, прославит его в веках, как «Илиада» Гомера. Но ее мало кто знает, и она не заставит трепетать нежные струны души. Зато, если хотят определить высшую степень совершенства какого угодно стихотворения, по сей день говорят «Прекрасно, как сонет Петрарки».

Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Значение лирики Петрарки для европейской ренессансной поэзии

Главой старшего поколения итальянских гуманистов был Франческо Петрарка (1304 — 1374). В деятельности этого замечательного поэта, мыслителя и ученого ярко выразились все особенности первого этапа итальянского Возрождения, связанного с культурой свободных городских коммун. Гуманизм Петрарки, вырастающий на основе развитого личного самосознания и проникнутый напряженным интересом к античности, в то же время связан с дантовскими традициями. Он отличается идеологическими противоречиями, характерными для мировоззрения человека переходной эпохи.

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание – пусть не всегда четкое – некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

Петрарка – родоначальник новой современной поэзии. Его “Книга песен” надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, непогрешимым учителем, то начиная с 1501 года был предан широкой гласности, началась эпоха петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому “Плеяда” во Франции, Гонгора в Испании, Камоэнс в Португалии, Шекспир и елизаветинцы в Англии, Кохановский в Польше. Без Петрарки их лирика была бы непонятной для нас.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания поэта.

Не будет большим преувеличением сказать, что Петрарка одним из первых применил принцип историзма в понимании культуры, показав, что культура античности, Средневековья и его времени есть ступени развития одного и того же феномена, но приобретающего различные черты на различных стадиях его существования.

Петрарка не только обосновал отличие своей культурной эпохи, но и выделил ее характерные черты, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового и, весьма существенно, от миропонимания и мироощущения античного человека, который мыслил, чувствовал и действовал во многом иначе, чем гуманисты Возрождения.

Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Впервые у Петрарки любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти. Она сыграла огромную роль в укреплении гуманистического мировоззрения с его индивидуализмом и реабилитацией земных связей. Созданный Петраркой индивидуалистический стиль стал каноническим для лирической поэзии.

Читайте также:
Личность Петрарки: сочинение

Характерная особенность поэтического стиля Петрарки по сравнению с Данте в том, что Петрарка придает поэтической форме самостоятельное значение, тогда как для Данте поэтическая форма являлась только орудием мысли.

Петрарка оставил в наследие европейской поэзии огромный запас поэтических образов, форм и мотивов, довел до совершенства разработанный уже его предшественниками жанр сонета, ставший отныне достоянием всех европейских литератур. Все это позволяет видеть в нем подлинного отца новой европейской лирики, учителя всех великих поэтов европейского Возрождения — Тассо, Рон-сара, Спенсера, Шекспира (как лирического поэта).

В самой Италии огромное значение, помимо любовной лирики Петрарки, имели его патриотические стихи, в которых поэт призывал к объединению Италии. Знаменитые канцоны Петрарки «Моя Италия» и «Высокий дух» стали на многие века боевым кличем и символом веры итальянских патриотов, боровшихся за воссоединение страны. Вместе с Данте Петрарка стал провозвестником итальянского национально-освободительного движения XIX в.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

21. Лирика Петрарки и ее значение для развития европейской поэзии Ренессанса.

Петрарка был реформатором в поэзии: в идущую от трубадуров традицию он внес содержательные и формальные новшества: он изменил мотивацию поэтического творчества, тип лирического героя и саму концепцию любви.

Ранней лирике Петрарки было свойственно влияние поэзии трубадуров, отголоски из Овидия, влияние Данте. Характерной особенностью поэтического стиля Петрарки по сравнению с Данте является то, что Петрарка придает поэтической форме самостоятельное значение, тогда как для Данте поэтическая форма являлась только орудием мысли. Лирика Петрарки всегда отличается эстетичностью, беспрестанным стремлением к внешней красоте.

Большое влияние на поэзию Петрарки (подобно Данте) оказала любовь к Лауре, которой посвящены два сборника «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», вместе образующие «Канцоньере» («Книгу песен»). Под влиянием Данте Петрарка изображает возлюбленную образцом добродетели, совершенства. Лаура состояла в браке, поэтому она остается, прежде всего, прекрасной женщиной, которой поэт любуется. Но Петрарка мучается от внутреннего противоречия между платонизмом и чувственной (плотской) любовью, осознавая греховность последней. Во второй части книги («После смерти Мадонны Лауры») Петрарка, опять же, подобно Данте превращает свою возлюбленную в святую. После ее смерти прекращается борьба чувств, поскольку в них теряется земной характер. Но и здесь у Петрарки возникают сомнения о допустимости любви к святой. Для Петрарки поэзия стала средством самопознания, а не демонстрацией поэтического мастерства. Изменение типа лирического героя тесно связано с установкой на самосознание. Петрарка ввел в лирику такой способ самоанализа как рефлексия, то есть разделение единой и цельной личности на субъектов переживания и наблюдения. Способ самоанализа определил и систему персонажей в лирике Петрарки. Она включает субъект чувства (лирического героя), объект чувства и само чувство. Концепция любви в лирике Петрарки восходит к платоновской идее созерцания вечно прекрасных сущностей через их земное отражение. Единство концепции любви, созданной Петраркой, и формы сонетного цикла получило название петрарковского канона, поскольку стало обязательным и образцовым для большинства лириков Ренессанса. Историческое значение лирики Петрарки заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма, отвлеченности. Впервые у Петрарки любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти.

Читайте также:
Историческое значение лирики Петрарки: сочинение

22. Ранние произведения Боккаччо и их значение в художественном становлении писателя.

Вторым великим итальянским гуманистом после Петрарки стал Джованни Боккаччо. Он испытывал сильное влияние Петрарки в научно-филологическом ключе и Данте в области поэзии.

В возрасте 14 лет Боккаччо был отправлен в Неаполь, где сошелся с неапольскими гуманистами и через них получил доступ ко двору Роберта Анжуйского. Где и состоялась его встреча с Марией д’Аквино, которую в своих работах Боккаччо назовет Фьяметта (огонек). Подобно Данте и Петрарке, Боккаччо сформирует свое творчество вокруг ее образа. По возвращению во Флоренцию, юношеские задумки Боккаччо легли в основу его деятельности. Семь ранних произведений Боккаччо основываются на тесном синтезе античности и средневековья. Он испытывает сильное влияние античных произведений, в особенности буколической поэзии. В заимствованные старые формы поэт вкладывает новое содержание – опыт человека городской культуры. Это содержание, мирское, светское, противоречит средневековым рыцарским и религиозным традициям и надолго уживается с античными отголосками. В своей второй работе «Филострато» Боккаччо впервые использует 8-строчную строфу – октаву, а также впервые обрисовывает и дает психологический анализ характеров и поступков.

Особенно из его ранних произведений выделяются повесть «Фьяметта» и поэма «Фьезоланские нимфы». «Фьяметта» считается первым психологически романом в западноевропейской литературе. Здесь Боккаччо говорит устами женщины, изображает ее любовные страдания, используя при этом опыт/факты собственной жизни. Для него важно показать пережитый опыт, внутренний мир реального человека и одновременно не нарушить границу между личным «я» и художественным. В повести отсутствует какие-либо движение, все развитие сюжета происходит монологическое повествование Фьяметты. Через которое Боккаччо также дает и психологический анализ мыслей и чувств героини. Боккаччо не обожествляет Фьяметту, а показывает с множеством бытовых подробностей и переживаний, чем закладывает фундамент европейского психологического романа. Героиня наделяется гуманистической ученостью, нередко в описания переживаний включаются цитаты античных авторов, пересказывание мифов и пр. Эта риторика оформляет воспоминания в сознании героини, т.е. – это первый пример приема «потока сознания» в истории европейской литературы.

Для самого Боккаччо эта работа важна тем, что с созданием романа Фьяметта для него превращается в литературного персонажа, который перестал тревожить сердце, но продолжает занимать воображение.

Во «Фьезоланских нимфах» Боккаччо продолжает развивать гуманитарные идеи и свое художественное мастерство писателя. В основу поэмы ложится подражание античным этнологическим мифам и работам Овидия («Метаморфозы», «Героиды»). Здесь Боккаччо без лишней риторики рисует простую историю. Впервые в европейской литературе рисует материнское чувство и семейные отношения. Сочетает с огромной силой реалистическое и народное начала его творчества: часто использует «народный» язык, приближает поэму к фольклору, нимфы представлены не как богини, а как обычные деревенские девушки. А в сочетании с легкой, отточенной, но по народному небрежной лирикой, «Нимфы» становятся идиллической поэмой нового типа. В «Нимфах» Боккаччо показывает простую, естественную жизнь в слиянии с природой, утверждает естественные чувства в противовес аскетическим идеалам. Таким образом, он утверждает новые нравственные и эстетические идеалы Возрождения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: