Театр Гарольда Пинтера: сочинение

Поэт и гражданин Лауреатом Нобелевской премии по литературе стал убежденный критик войны в Ираке

Нобелевский комитет присудил премию по литературе английскому драматургу и поэту Гарольду Пинтеру. Автор знаменитых абсурдистских пьес известен также своими левыми взглядами и последовательной критикой действий Великобритании и США в Югославии и в Ираке. В пресс-релизе Шведской королевской академии говорится, что в своих пьесах Пинтер “приоткрывает бездны, скрывающиеся за будничной болтовней, и вторгается в замкнутые пространства угнетения”.

Выбор 102-го лауреата проходил непривычно долго: объявление победителя было перенесено на неделю, в течение которой в Нобелевском комитете произошла громкая публичная отставка. Большинство наблюдателей полагали, что академики Шведской Королевской академии не могут найти компромисс в поисках кандидата, который был бы одновременно и выдающимся литератором, и обладателем выраженной политической позиции. Теперь, когда премия вручена, кажется, что более очевидной кандидатуры нельзя было и придумать: 75-летний Пинтер, действительно крупный драматург и обличитель войны в Ираке, удовлетворяет большинству негласных критериев комитета.

Правда, мало кто мог рассчитывать, что лауреатом премии станет англоязычный автор: в 2003 году Нобелевскую премию получил южноафриканец Дж.М. Кутзее, а в 2001 – карибский британец Видьядхар Найпол.

Труды и дни

Гарольд Пинтер родился 10 октября 1930 года в семье еврейского портного в лондонском районе Хэкни, известном своей скверной репутацией. Еще в школе он участвовал в любительских театральных постановках. В начале 50-х Пинтер начал писать стихи и получил место актера в одной из ирландских театральных трупп.

Премьера “Дня рождения” (“The Birthday Party”), первой пьесы его собственного сочинения, состоялась в 1957 году в Бристольском университете. В 1960 году был поставлен “Сторож” (“The Caretaker”), по-настоящему открывший Британии ее главного драматурга второй половины XX века.

Критики назвали ранние пьесы Пинтера “комедиями угроз”: в замкнутых помещениях его герои постепенно снимали с себя шелуху заурядных жизней и обнаруживали бездонные колодцы агрессии, страха, вины.

В первой половине 1960-х Пинтер написал все едва ли не самые известные свои драмы: “Коллекция”, (“The Collection”, 1961), “Любовник” (“The Lover”, 1962), “Чаепитие” (“The Tea Party) и “Возвращение домой (“Homecoming”, обе – 1964 года).

Из поздних пьес Пинтера часто ставят такие, как “Ничейная земля” (“No Man’s Land”, 1974), “Предательство” (“The Betrayal”, 1978), “Язык гор” (“Mountain Language”, 1988).

Пинтер продолжил безжалостный анализ потаенных уголков человеческих душ не только в театре, но и в кино. Он написал сценарии для известной кинотрилогии Джозефа Лоузи “Слуга” – “Несчастный случай” – “Посредник” (“The Servant”, 1963, – “The Accident”, 1967, – “The Go-Between”, 1970). Знаменитый политический триллер Майкла Андерсона “Меморандум Квиллера” (“The Quiller Memorandum”, 1966) тоже был создан при участии Пинтера. По его же сценарию был поставлен фильм “Последний магнат” по роману Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда (1976, режиссер Элиа Казан, в главных ролях – Роберт Де Ниро, Жанна Моро). Еще одна знаменитая картина была сделана по сценарию Гарольда Пинтера – “Любовница французского лейтенанта” по роману Джона Фаулза (1981, режиссер – Карл Райш, в главных ролях – Мэрил Стрип и Джереми Айронс). В 1990 году Пинтер адаптировал для экрана роман Маргарет Этвуд “История служанки” (“The Handmaid’s Tale”). Фильм поставил Фолькер Шлендорф. В 1996 году Пинтер участвовал в экранизации романа Франца Кафки “Процесс” (“The Trial”, режиссер – Д.Х. Джонс, в главных ролях – Кайл Маклохлан и Энтони Хопкинс).

Гарольд Пинтер написал несколько сценариев по своим собственным пьесам. Так, в 1963 году в США был снят фильм “Сторож” (“The Caretaker”), режиссер Клайв Доннер, в главной роли – Алан Бейтс, а в 1983 году появилась киноверсия “Предательства” (“The Betrayal”), режиссер Д.Х. Джонс, в главных ролях – Джереми Айронс и Бен Кингсли.

Гарольд Пинтер известен также как киноактер. В последние годы он мало снимался, но пару его небольших ролей зритель может помнить: например, дядю Бенни в “Портном из Панамы” по книге Джона Ле Карре (“The Tailor of Panama”, 2001, режиссер Джон Бурман) и сэра Томаса Бертрама в постановке романа Джейн Остин “Мэнсфилд Парк” (“Mansfield Park”, 1999, режиссер Патриша Розема).

В 1966 году Гарольд Пинтер получил первую престижную награду: стал кавалером ордена Британской империи. За ней последовали и другие – Европейская литературная премия (1973), чилийский орден “За заслуги” (1992), Почетный “Мольер” (1997), всего почти два десятка наград.

В России пьесы Пинтера ставили многократно, чаще всего – “Сторожа”, “Лифт”, “Любовника”, “День рождения”. Одну из лучших постановок “Коллекции” осуществил Владимир Мирзоев.

Большая политика

Еще в начале 1970-х Пинтер стал активистом движения за права человека. В 1985 году по инициативе Международного ПЕН-клуба Пинтер и американский драматург Артур Миллер приехали в Турцию, чтобы расследовать случаи пыток и физического притеснения литераторов в этой стране. На встрече с послом США в Анкаре Миллер заявил, что американское правительство поддерживает действующий режим в стране и, тем самым, поощряет пытки и расправы над диссидентами, в том числе из числа интеллигенции. Когда посол стал объяснять, что в условиях советской угрозы Америка не может не поддерживать действия турецкого правительства, Пинтер и Миллер сделали несколько оскорбительных выпадов в адрес дипломата. Драматургов публично изгнали из посольской резиденции. Впоследствии Пинтер писал, что это был один из самых ярких эпизодов в его биографии, которым он будет гордиться до самой смерти.

Позже Пинтер неоднократно выступал против политики Турции в отношении курдов, против действий США в Никарагуа, призывал к расследованию случаев нарушения свободы слова в Центральной и Южной Америке.

Когда начались бомбардировки Сербии силами НАТО, Пинтер стал рупором антивоенных настроений в Великобритании. Он назвал британскую политику позором и преступлением, обвинив Клинтона и Блэра в лицемерии: “Им обоим нет дела до косовских албанцев… То, что сейчас происходит – это утверждение Америки в Европе… Главная угроза миру исходит сейчас не от бывшей Югославии, а от Соединенных Штатов”.

После начала войны в Персидском заливе, во время американских кампаний в Афганистане и Ираке Пинтер продолжал обличать двойные стандарты Великобритании и политику США. В январе 2003 года драматург выступил в Нижней палате британского парламента с пламенной речью, в которой содержались обвинения против президента Буша и его кабинета: “Американцы добились мнимой поддержки “мирового сообщества”, используя безотказные методы устрашения: запугивание, взятки, шантаж и запудривание мозгов… Произошла простая вещь: вторжение на суверенную территорию, военная оккупация и контроль над нефтяными месторождениями”.

В начале марта 2005 года Гарольд Пинтер заявил, что прекращает заниматься драматургией и что отныне он намерен сосредоточиться на стихах и политике, поскольку его “очень, очень беспокоит нынешнее положение вещей” (в интервью телекомпании BBC).

Разве наша речь нужна только для того, чтобы искажать реальность? Искажать происходящее, потому что мы боимся этого? Нашу трусость поощряют. Мы не можем смотреть в лицо мертвым. Но мы должны сделать это, потому что они умерли ради нас.

Спустя три дня после своего 75-го дня рождения, 13 октября 2005 года, Гарольд Пинтер получил Нобелевскую премию по литературе. Не приходится сомневаться, что Шведская королевская академия высоко оценила не только достижения выдающегося британца на литературном поприще, но и его гражданскую позицию. Можно также сказать, что Европа интеллигентно показала Америке кукиш в кармане.

«Пейзаж» Гарольда Пинтера в контексте «Драм памяти»

«ПЕЙЗАЖ» ГАРОЛЬДА ПИНТЕРА В КОНТЕКСТЕ «ДРАМ ПАМЯТИ».

научный руководитель канд. филол. наук, доцент

Сибирский федеральный университет

Во второй половине ХХ века появляется и получает распространение такой феномен, как «театр памяти». Драматурги обращаются к проблеме памяти, сделав её основным предметом интерпретаций. Стремление познать и понять влияние прошлого, памяти и течения времени на человеческое сознание и формирование личности – характерная черта, присущая «театру памяти» двадцатого века.

Понятие «memory play» – пьеса памяти, или пьеса о памяти – используется в тех случаях, когда тема памяти является центральной для той или иной пьесы. «Memory play», по определению американского исследователя Аттилио Фаворини, «это пьеса, в которой феномен памяти стоит в центре драматического внимания; в ней память представлена в качестве пути к пониманию, знанию и познанию прошлого».

Английский драматург Гарольд Пинтер (Harold Pinter, 1930-2008) создаёт свои пьесы тогда, когда тема памяти уже нашла свое воплощение у Теннесси Уильямса, Жана Ануя, Хайнера Мюллера, Сэмюэля Беккета. Однако Пинтеру принадлежит особое место в современном театре. Оригинальность стиля художника подчеркнута своеобразным жанровым обозначением, данным его пьесам критиками: pinteresque – «пинтеровский» («пинтеризм»), что созвучно определению picturesque – «живописный». Гарольд Пинтер является обладателем ряда международных литературных и театральных премий, в том числе Нобелевской премии в области литературы 2005 года. «В своих пьесах он показывает ловушки, скрывающиеся за будничной болтовней, и открывает двери в закрытые комнаты подсознания», – говорится в сообщении Нобелевского комитета.

Работы, впоследствии объединённые в группу под названием «драмы памяти», были написаны Г. Пинтером в 1960-70-е гг. Особенностью драматических текстов, а именно пьес – «Возвращение домой» («The homecoming», 1964), «Пейзаж» («Landscape», 1967), «Предательство» («Betrayal», 1978) и др., является их общая тематическая направленность и интерес к проблеме времени и памяти.

Для Пинтера память является художественным приёмом, позволяющим по-новому изобразить время. Прошлое происходит в тот же момент, когда тот или иной персонаж его «вспоминает». Таким образом, реальностью в пьесе становится не то, что есть на самом деле, а то, что персонаж воплощает в своей «версии» произошедшего. Память наделяется созидательной функцией, не просто восстанавливая события прошедшего времени, а создавая их. Это прошлое время настолько реально, насколько читатель готов поверить в его реальность, насколько он готов поверить персонажу.

В «драмах памяти» Пинтера персонажи почти всегда лишены конкретной биографии, мы знаем о них лишь то, что видим. Всю остальную информацию мы можем почерпнуть из рассказанных ими историй и из услышанных диалогов. Художественная динамика пинтеровских пьес не стремится раскрыть персонажа, показать его развитие на протяжении отрезка времени. Напротив, вместо нарративной связности и последовательности, мы наблюдаем множество версий произошедшего, часто противоречивых и абсурдных. Драматурга интересует то, как каждый персонаж рассказывает о своём прошлом, что заставляет его вспомнить те или иные события, как меняется и развивается ситуация в настоящем под влиянием событий прошлого.

Драма Пинтера «Пейзаж» открывает цикл его пьес о памяти. Действие происходит на кухне загородного дома. Бет и Дафф сидят и вспоминают о каких-то эпизодах из прошлого. Персонажи обращаются друг к другу, но в тоже время они как бы не замечают, что находятся в одном пространстве. Не откликаются, не слышат и не смотрят друг на друга. Они остались жить лишь в своих воспоминаниях, хотя и продолжают физически находиться в общем пространстве настоящего.

Чем больше персонажи погружаются в воспоминания, тем слабее мы различаем их реальные фигуры. Дафф и Бет обращаются в своих воспоминаниях к самим себе, но только многими годами раньше. Таким образом, создаётся ещё одна пара персонажей, которые для читателя не менее реальны. Бет и Дафф полностью в них перевоплощаются, вновь переживают то, что было с ними в прошлом, в молодости.

Это всё те же муж и жена, сидящие на кухне, но для читателя реальность исчезла в тумане прошлого, а персонажи навсегда остались жить в своих воспоминаниях.

Герои потеряли связь друг с другом, их разобщение лежит на уровне несовпадения содержания их воспоминаний. Кроме того, их воспоминания имеют различную природу. Бет имеет визуальную память, способную запечатлеть такие образы, как линию горизонта между морем и небом, полоску берега. А память Даффа фиксирует обстоятельства, поэтому он помнит конкретный разговор или стук дождя по стеклу. Бет вспоминает сцены из прошлого, которые эмоционально важны для неё: «Он так нежно коснулся моей шеи, так нежно поцеловал меня в щёку. Пауза. Я положила руку ему на грудь». А Дафф подробно описывает свою прогулку с собакой в парке, спор в пабе, признание в своей измене и так далее.

Таким образом, перед нами появляется пейзаж жизни, в котором при этом нет сведений ни о возрасте, ни о социальном положении этих персонажей. Они лишь «маленькие фигурки», вписанные в пейзаж. Но тем не менее Пинтер передал всю ретроспективу их жизни посредством лишь рассказанных ими обрывочных воспоминаний.

Перед нами пьеса, пронизанная особенно острым ощущением времени и памяти, в том числе эмоциональной, психологической. Время и память реализуются в тексте совершенно иначе, чем прежде. Анализ данных категорий у Пинтера оказывается соотнесенным с важнейшими мировоззренческими проблемами современного общества и сюжетами эпохи.

Впоследствии Пинтер ещё не раз обращался к проблеме памяти, исследуя разные ее аспекты. Ряд его пьес объединяет тема памяти как «инструмента, посредством которого прошлое может влиять на человека, даже если связь с ним была потеряна давно и, казалось, навсегда. Объединённые одной темой, эти пьесы все же по-разному трактуют позицию человека по отношению к своему прошлому».

Писарев Д.И.: сочинение

РУЛЕТКА:
Кто виноват?
А. Я. Трофимов.

Орловский В.Е.

ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
Авторов: 5688
Произведений: 63183

  • Ю. Сорокин.Д. И. Писарев как литературный критик[1981]99kОценка:2.56*19 Критика
  • Волынский А.Л.Раскол в радикальной журналистике шестидесятых годов[1895]Ѣ166kКритика
    Либеральное уподобление Тургенева Аскоченскому.- Бурные события эпохи.- Направление “Отечественных Записок”.- Громека и его заступничество за радикальные журналы.- Сатирические фельетоны Щедрина в “Современнике”.- Колебания в политическом направлении “Современника”.- Выходка против нигилистов.- Насмешка Щедрина над романом Чернышевского.- Первая схватка с “Русским Словом”.- “Лукошко глубокомыслия” и “бутерброды глубокомыслия”.- Отъезд Щедрина и решительная битва между обоими журналами.- Вмешательство Писарева.- Антонович и Писарев о Чернышевском.- Чернышевский о Чернышевском.- Победа “Русского Слова” и падение “Современника”.- Прекращение обоих журналов и возникновение новых изданий.
  • Волынский А.Л.Литературные заметки[1895]Ѣ84kКритика
    Биография и общая характеристика Писарева.
    Статья I.
    Детские годы.- Первая любовь.- Университетская жизнь, студенческий кружок, Трескин.- Движения в университете, женский вопрос, разбор “Обломова” в “Разсвете”.- Первые статьи Писарева в “Русском Слове”.- Психическое расстройство, окончание университета,- Заключение романа и скандал на вокзале Николаевской железной дороги.- Крепость.- Труды, письма, новый роман в письмах и новая неудача.- Освобождение.- Последняя любовь, ссора с Благосветловым, сотрудничество в “Отечественных Записках”.- Смерть.- Заключение.
  • Волынский А.Л.Литературные заметки[1895]Ѣ123kКритика
    Д. И. Писарев.
    Статья II.
    Библиографические заметки Писарева в журнале “Рассвет”.- Эмансипация женщины.- Три статьи о Гончарове, Тургеневе и Толстом.- Эстетические, моральные и религиозные взгляды Писарева в этом периоде его литературной деятельности.- Первые шаги его в “Русском Слове”.- Бесплодное обличение нравов.- Книжки для народа.- Идеи Платона пред судом Писарева.- Схоластика XIX века.- Торжество материализма.- Компилятивные статьи по естествознанию.- Характеристики Писемского, Тургенева, Гончарова.- Нападки на Фета и Полонского.- Базаров.- Ошибка Писарева в характеристике этого типа.- Падение и смерть Базарова.- Статья Н. Страхова об “Отцах и детях”.
  • Волынский А.Л.Литературные заметки[1895]Ѣ155kКритика
    Д. И. Писарев.
    Статья III.
    Полемика с “Русским Вестником”.- Писарев и Герцен о Киреевском.- Писарев о Петре Великом.- Исторические, естественно-научные, философские и педагогические статьи Писарева.- “Темное царство” в новом освещении.- Реалистический взгляд на любовь и ревность.- Первые нападки на искусство.- Пушкин и Белинский.- Разрушение эстетики.- Два романа с эмансипаторскими идеями.- “Новый тип”.- Проблески новых настроений.
  • Гончаров И.А.Мнение по поводу части 3 “Сочинений” Д. И. Писарева[1866]5kКритика
  • Жизнь_замечательных_людейЛитературный процесс по 2-й части “Сочинений Д. И. Писарева”[1907]Ѣ230kПублицистика
    15-го Іюня 1868 г. въ уголовномъ департаменте С.-Петербургской Судебной Палаты, разсматривалось дело по обвиненію отставнаго поручика Павленкова, въ нарушеніи постановленій о печати при изданіи имъ второй части “Сочиненій Д. И. Писарева”.
  • Чернышевский Н.Г.Литературная летопись[1863]Ѣ122kКритика
    Журналы.- Влияние политики на литературу. Политико-литературные споры московских и петербургских журналов. Взгляд на общину под влиянием политики; взгляд на “почву” с политической точки зрения. Вопросы об университетском преподавании и об улучшении быта духовенства, решаемые практически. Статьи гг. Писарева и Благовещенского.- Повести и романы.- Спор о достоинствах молодого поколения, решаемый политиками и романистами. Молодое поколение на взгляд партии г. Каткова и оно же в повестях некоторых писателей и в романе г. Чернышевского преимущественно. Какие существенные качества молодых людей.- Новые книги.- Литература. Стихотворения г. Фета. Его замечательные переводы из Гафиза. Непростительная невнимательность критики и ярость врагов г. Фета.
  • Шелгунов Н.В.Сочинения Д. И. Писарева[1870]84kКритика
    10 ч. С.-Петербург 1866-1869
  • Н. Ф. Бельчиков. Д. И. Писарев[1940]46kОценка:4.62*14 Критика
  • Гольдинер В. Писарев Д. И.[1934]53kКритика
  • Писарев Д. И.: биобиблиографическая справка[1990]31kОценка:3.52*5 Справочная
    Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • В. Писарева. Письмо в редакцию “Современника”[1865]5kЭпистолярий
  • Сорокин Ю.Д. И. Писарев[1955]181kОценка:2.87*10 Критика
  • Антонович М.А.Промахи[1864]111kКритика Комментарии: ()
    (Последний философ-идеалист. В. А. Зайцева. “Русское Слово”, 1864, декабрь)
    (Нерешенный вопрос. “Русское Слово”, 1864, сентябрь)
  • Благосветлов Г.Е.Смерть Д. И. Писарева[1868]Ѣ7kПублицистика
  • Быховский Н.Я.Д. И. Писарев в Петропавловской крепости[1936]79kПублицистика
    Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  • Воровский В.В.Д. И. Писарев[1908]20kКритика
    (К 40-летию его смерти).
  • Иванов И.И.Писарев, Дмитрий Иванович[1898]23kКритика, Справочная
  • Минаев Д.Д.С Невского берега[1868]Ѣ48kПублицистика
    Похороны Д. И. Писарева.- Надгробные речи и стихотворение, посвященное покойнику.- Сотрудник “Голоса”, попавший в суд за печатное оскорбление женщины и его обвинитель-защитник.- Обоюдоострый адвокатский меч г. Лохвицкого.- Загуляевский наместник в “Голосе”.- Где оканчивается ложь и начинается правда?- Скарятин и его доказательства пьянства народа.- Один из современных поэтов.- Лето в Петербурге.- Поджоги и подметные письма.- “Батюшкины братцы”.
  • Неведомский М.Д. И. Писарев[1923]93kКритика
  • Скабичевский А.М.Кружок А. В. Топорова. Д. И. Писарев[1903]18kМемуары
  • Соловьев-Андреевич Е.А.Дмитрий Писарев. Его жизнь и литературная деятельность[1893]806kБиографическая проза
    Биографическая библиотека Флорентия Павленкова

    Книги Дмитрия Писарева

    Дмитрий Писарев – автор 60 книг. Из известных произведений можно выделить: Базаров, Пушкин и Белинский, Мотивы русской драмы. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

    Предлагаем вашему вниманию статью Д.И.Писарева “Базаров” о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

    Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу знаменитого русского писателя Дмитрия Ивановича Писарева «Мотивы русской драмы». Книга прочитана популярным артистом Михаилом Росляковым.”Основываясь на драматических произведениях Островского, Добролюбов показал нам в русской семье то «темное царство», в котором вянут умственные способности и истощаются свежие силы наших молодых поколений.Нам постоянно .

    Издание 1944 года. Государственное издательство политической литературы. Оригинальная обложка. Сохранность удовлетворительная. Владельческие записи. Работа Писарева “Мыслящий пролетариат” первоначально была напечатана в журнале “Русское Слово” в 1865 г. под заглавием “Новый тип”. Под названием “Мыслящий пролетариат” она впервые была опубликована в 1867 г. в первом издании собрания сочинений .

    Настоящее издание кроме критических статей В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева, изучаемых по школьной программе, содержит дополнительные материалы в помощь школьникам: комментарии, темы сочинений и рефератов по работам литературных критиков и развернутые планы некоторых из них. Для учащихся старших классов.

    Предлагаемая читателю книга содержит избранные статьи выдающегося русского литературного критика, писателя и философа Д.И.Писарева (1840-1868), посвященные социально-философской проблематике. В заглавной статье “Популяризаторы отрицательных доктрин” дается характеристика деятельности Вольтера, Дидро, Гольбаха и других французских философов XVIII века, так называемых экономистов-физиократов, расшат.

    Настоящее трехтомное издание составляют избранные литературно-критические статьи Д.И.Писарева. В первый том вошли статьи 1859-1864 гг.: “Обломов”, “Дворянское гнездо”, “Три смерти”, “Цветы невинного юмора”, “Стоячая вода”, “Базаров” и другие. Во второй том вошли статьи 1864-1865 гг.: “Реалисты”, “Промахи незрелой мысли”, “Роман кисейной девушки”, “Прогулка по садам российской словесности”, “Разру.

    60-е годы XIX века – время бурных споров в русской критике, предмет которых – признанные шедевры классики и – шире – актуальные вопросы общественной жизни России. Настоящий том составлен так, чтобы дать представление об этих спорах, и, наряду со статьями, довольно часто издававшимися в предыдущие десятилетия (Антонович, Писарев об `Отцах и детях`), и теми, что выходили сравнительно небольшим тираж.

    Базаров на всем протяжении литературно-критической деятельности Л.И.Писарева оставался его любимым литературным героем, олицетворением всего лучшего, что было в русской общественной жизни в середине XIX века. Объединенные в настоящем издании две статьи Писарева “Базаров” (1862) и “Реалисты” (1864) помогут сегодняшнему школьнику, учителю-словеснику воссоздать ту сложную общественную и литературну.

    • Литературная критика
    • Гуманитарные науки
    • Теория литературы

    Москва, 1944 год. Государственное издательство политической литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Переплет потерт. С портретом автора. Дмитрий Иванович Писарев принадлежит к числу выдающихся представителей русской

    Вашему вниманию предлагается книга “Реалисты”. Предисловие К.И.Бонецкого.

    • Литературная критика
    • Публицистика

    Во второй том вошли статьи 1864-1865 гг.: “Реалисты”, “Промахи незрелой мысли”, “Роман кисейной девушки”, “Прогулка по садам российской словесности”, “Разрушение эстетики”, “Мыслящий пролетариат”.

    Впервые напечатана в журнале “Русское слово”, 1862, кн. 1 и 2. В первое издание сочинений не включалась. Здесь воспроизводится по тексту журнала.

    Предлагаемая читателю книга содержит избранные статьи выдающегося русского литературного критика, писателя и философа Д.И.Писарева. “Прогулка по садам российской словесности” – одно из наиболее важных и ярких выступлений демократической критики против реакционных направлений в литературе 1860-х гг. Статья “Разрушение эстетики” содержит анализ эстетического учения Н.Г.Чернышевского на материале одн.

    В сборник избранных статей Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1868) вошли: “Бедная русская мысль”, “Очерки из истории труда”, “Исторические эскизы”, “Исторические идеи Огюста Конта” и “Популяризаторы отрицательных доктрин”. Составление, подготовка

    Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868) – русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов». В книгу вошли самые известные литературно-критические статьи Д. И. Писарева: «Г. Гейне», «Русское пра.

    В настоящем издании объединены статьи “Базаров”, “Реалисты”, отрывки из “Промахов незрелой мысли”, которые имеют большое познавательное и воспитательное значение для школьников, студентов, учителей-словесников и широкого круга читателей.

    Вашему вниманию предлагается книга “Одноактные пьесы русских писателей”. В сборник вошли пьесы Гоголя “Игроки”, Крылова “Урок дочкам”, Тургенева “Провинциалка”, Салтыкова-Щедрина “Утро у Хрептюгина”, Некрасова “Осенняя скука”, “Петербургский ростовщик”, Островский “Семейная картина”, “Свои собаки грызутся, чужая не приставай”, Писарева “Хлопотун”, Каратыгина “Дом на Петербургской стороне”. В кон.

    • Кино
    • Сборник

    В сборник вошли статьи “Идеализм Платона”, “Схоластика XIX века”, “Русский Дон-Кихот”, “Очерки из истории труда” и др., в которых ведется острая борьба с идейными противниками революционной демократии, а также знаменитые памфлеты, повлекшие за собой заключение публициста в Петропавловскую крепость. Составление, вступительная статья и примечания кандидата филологических наук И.В.Кондакова.

    Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского литературного критика, писателя и философа Д.И.Писарева (1840–1868), в которой развернуто изложены его взгляды на историю человеческого общества. Автор выступает против идеализации истории; по его мнению, основой исторического прогресса является трудовая деятельность масс, а не поступки и желания отдельных выдающихся личностей или высокоп.

    Писарев Д.И.: сочинение

    ” в конце слова из фразы. Например:

    Критерий близости

    ” в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    Релевантность выражений
    Поиск в интервале

    Писарев, Дмитрий Иванович – Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева)

    Карточка
    Marc21
    LDR 00817nam#a22001811ia4500
    001 003521874
    005 20170927150021.0
    008 061002s1897####ru#####||#####|||#|brus#d
    035 ##
    $a (NLR)rc1694234
    040 ##
    $a RuMoRGB
    $b rus
    $e rcr
    $c Prosoft-M
    041 0#
    $a rus
    100 1#
    $a Писарев, Дмитрий Иванович
    $d 1840-1868
    245 00
    $a Сочинения Д. И. Писарева
    $h [Текст] :
    $b полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева)
    250 ##
    $a [2-е изд.]
    260 ##
    $a Санкт-Петербург
    $b Ф. Павленков
    $c 1897
    300 ##
    $c 26 см
    700 1#
    $a Соловьев, Евгений Александрович
    $d 1821-1881
    979 ##
    $a fb19vrus
    Описание
    Автор
    Заглавие Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева)
    Дата поступления в ЭК 02.10.2006
    Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
    Издание [2-е изд.]
    Выходные данные Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897
    Физическое описание 26 см
    Язык Русский
    Состав

    Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева). – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897. – 26 см.
    Т. 1. – 1897. – [4], 636 стб. ещё
    1859. Первые литературные опыты ;
    1861. Несоразмерные претензии ;
    Народные книжки ;
    Идеализм Платона ;
    Физиологические эскизы Молешота ;
    Процесс жизни (по Фохту) ;
    Схоластика XIX века ;
    Стоячая вода ;
    Писемский, Тургенев и Гончаров ;
    Женские типы в романах Писемского, Тургенева и Гончарова
    Библиографические заметки ;
    Меттерних
    Хранение: FB D 30/523;
    Хранение: FB M 3/2;
    Хранение: OR 8р/П-34;
    Хранение: FB D 30/432;

    Писарев, Дмитрий Иванович (1840-1868).

    Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева). – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897. – 26 см.
    Т. 2. – 1897. – 608 стб. ещё
    Аполлоний Тианский ;
    Московские мыслители ;
    Русский Дон-Кихот ;
    Вольные русские переводчики ;
    Генрих Гейне ;
    Пчелы ;
    Физиологические картины ;
    Базаров ;
    Очерки из истории печати во Франции ;
    Зарождение культуры
    Хранение: FB D 30/523;
    Хранение: FB M 3/2;
    Хранение: OR 8р/П-34;
    Хранение: FB D 30/432;

    Писарев, Дмитрий Иванович (1840-1868).

    Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева). – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897. – 26 см.
    Т. 3. – 1897. – 572 стб. ещё
    1863. Наша университетская наука ;
    Наша университетская наука ; Исторические эскизы; Цветы невинного юмора; Мотивы русской драмы; Прогресс в мире животных и растений; Историческое развитие европейской мысли
    Цветы невинного юмора ;
    Мотивы русской драмы ;
    Прогресс в мире животных и растений ;
    Историческое развитие европейской мысли
    Хранение: FB M 3/2;
    Хранение: FB D 30/432;

    Писарев, Дмитрий Иванович (1840-1868).

    Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева). – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897. – 26 см.
    Т. 4. – 1897. – 598 стб. ещё
    Реалисты ;
    Кукольная трагедия с букетом гражданской скорби ;
    Промахи незрелой мысли ;
    Роман кисейной девушки ;
    Сердитое бессилие ;
    Прогулка по садам российской словесности ;
    Перелом в умственной жизни средневековой Европы ;
    Мысли Вирхова о воспитании женщин ;
    Педагогические софизмы ;
    Разрушение эстетики ;
    Школа и жизнь
    Хранение: FB D 30/523;
    Хранение: FB M 3/2;
    Хранение: FB W 213/825;
    Хранение: FB D 30/432;

    Писарев, Дмитрий Иванович (1840-1868).

    Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева). – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897. – 26 см.
    Т. 5. – 1897. – 588 стб. ещё
    Пушкин и Белинский ;
    Подвиги европейских авторитетов ;
    Посмотрим! ;
    Подрастающая гуманность ;
    Исторические идеи Огюста Конта ;
    Погибшие и погибающие ;
    Популяризаторы отрицательных доктрин ;
    Взгляды английских мыслителей на умственные потребности современного общества ;
    Льюис и Гексли
    Хранение: FB D 30/523;
    Хранение: FB M 3/2;
    Хранение: FB W 213/825;
    Хранение: OR 8р/П-34;
    Хранение: FB D 30/432;

    Писарев, Дмитрий Иванович (1840-1868).

    Сочинения Д. И. Писарева [Текст] : полное собрание в шести томах : с портретом автора и статьей Евгения Соловьева (автора биографии Писарева). – [2-е изд.]. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1897. – 26 см.
    Т. 6. – 1897. – LII, 548 стб., 1 л. портр. ещё
    Очерки из истории европейских народов ;
    Образованная толпа ;
    Борьба за жизнь ;
    Романы Андре Лео
    Старое барство ;
    Мистическая любовь ;
    Французский крестьянин в 1789 году
    Хранение: FB D 30/523;
    Хранение: FB M 3/2;
    Хранение: OR 8р/П-34;

    Писарев Д.И.: сочинение

    Литературный критик и публицист Д. И. Писарев родился 14 октября 1840 года в с. Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии (ныне с. Писаревка Задонского района Липецкой области) в небогатой дворянской семье. В возрасте 10 лет вместе с семьей перебрался в имение Грунец Тульской губернии (ныне Орловской области). В доме царила атмосфера постоянного учения и культа знаний, поощрялись литературное творчество и чтение. С четырех лет Дмитрий Писарев читал по-русски и по-французски, свободно говорил на французском языке. Но творческой активности и самостоятельности мешали постоянная мелочная опека, семейный деспотизм со стороны родителей. Это наложило отпечаток на его дальнейшую творческую и личную жизнь.

    Д. Писарев окончил гимназию в Петербурге (1856), историко-философский факультет Петербургского университета (1861). Студентом, с 1859 года, он вел отдел критики и библиографии в журнале «Рассвет», который стал для него хорошей журналистской школой. Его статьи о романах «Обломов» И. А. Гончарова и «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева были замечены в литературном мире.

    Однако в 1859 году Д. И. Писарев пережил мировоззренческий кризис, сопровождавшийся утратой семейных авторитетов, крушением религиозных воззрений и веры в прежние идеалы. По воспоминаниям двоюродной сестры Дмитрия Писарева Раисы Гарднер, воспитывавшейся в их доме, одной из причин его глубоких переживаний могла стать и их сильная взаимная привязанность, которой воспрепятствовала мать. Кризис закончился психическим расстройством. Д. И. Писарев был помещен в психиатрическую лечебницу, где дважды пытался покончить с собой.

    После лечения, с 1860 года Д. Писарев был ведущим критиком и помощником главного редактора журнала «Русское слово» (до его закрытия в 1866 году). Вершинным достижением его в этот период была статья «Базаров», один из первых откликов на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений в романе он трактовал как глубокий разлад, проникший во все сферы российского общества. По мнению литературоведов, в это время Писарев, с его поддержкой «новых идей» в науке, «новых людей» в жизни и «новых типов» в литературе, был негласным вождем молодежного движения протеста в русской культуре.

    В июле 1862 года за статью-прокламацию «О брошюре Шедо-Ферроти», содержащую призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома, Писарев был арестован и заключён на четыре года в одиночную камеру Петропавловской крепости. На годы заключения приходится почти сорок его публикаций: «Мотивы русской драмы» (1864), «Реалисты», «Пушкин и Белинский» (1865), «Мыслящий пролетариат» о романе Чернышевского «Что делать» и др. Еще во время пребывания Д. Писарева в Петропавловской крепости издатель Ф. Павленков приступил к изданию полного собрания его сочинений.

    С ноября 1866 года Д. Писарев работал в журнале «Дело», с лета 1867 года сотрудничал с журналом «Отечественные записки». В эти годы он приходит к мысли о том, что мешать «естественному течению исторических событий» бесперспективно и что попытки «борьбы с целым обществом» обречены на поражение.

    Д. И. Писарев умер 4 июля 1868 года в Дуббельне, недалеко от Риги, в результате несчастного случая (утонул). Есть предположения о том, что это было самоубийство. Похоронен на Волковом (ныне Волковское) кладбище в Петербурге.

    Произведения автора

    • Полное собрание сочинений: в 6-ти т. – СПб., 1894-1907.
    • Избранные сочинения: в 2-х т. / общ. ред. и вступит статья В. Я. Кирпотина. – М.-Л., 1934-1935.
    • Сочинения: в 4-х т. / вступит. ст. и примеч. С. Сорокина. – М.: Гослитиздат, 1955-1956.
    • Избранные философские и общественно-политические / под ред. и с предисл. В. С. Кружкова. – М. : Госполитиздат, 1949. – 719 с.
    • Избранные педагогические сочинения. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1951. – 416 с.
    • Избранные педагогические сочинения / вступит. ст. В. В. Большаковой. – М. : Педагогика, 1984. – 367 с. – (Педагогическая б-ка).
    • Избранные педагогические высказывания / вступит. ст. В. В. Бобровниковой, С. А. Фрумова. – М. : Учпедгиз, 1938. – 464 с. – (Педагогическая б-ка).
    • Избранные произведения. – Л.: Худож. лит., 1968. – 615 с.
    • Литературно-критические статьи / под ред. Н Ф. Бельчикова. – М.: Гослитиздат, 1940. – 480 с.
    • Литературно-критические статьи. – Минск : Изд-во БГУ, 1976. – 255 с.
    • Исторические эскизы : избр. ст. – М. : Правда, 1989. – 608 с. – (Из истории отечественной философской мысли).
    • Пушкин и Белинский. – М.-Петроград : Госиздат, 1923. – 231 с.
    • Базаров / послесл. Ю. С. Сорокина. – М. : Гослитиздат, 1956. – 63 с.
    • Реалисты / полесл. К. И. Бонецкого. – М. : Гослитиздат, 1956. – 191 с.
    • Базаров : реалисты / послесл. Л. Г. Птушкиной ; примеч. Ю. С. Сорокина. – М. : Худож. лит., 1974. – 332 с.
    • Надо мечтать! / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. В. Кондаков. – М. : Сов. Россия, 1987. – 429 с. – (Б-ка русской художественной публицистики).
    • Добролюбов Н. А. Избранное / Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. О. В. Волобуев, д. ист. н., А. Ю. Морозов, к. ист. н. – М.: РОССПЭН, 2010. – 765 с. – (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).

    Литература о жизни и творчестве

    • Гарднер Р. А. Варвара Дмитриевна Писарева : [скончалась] 15-го июля 1880 г. : [о матери Д. И. Писарева вспоминает ее племянница и воспитанница; в частности, рассказывает о драмат. истории взаим. привязанности между ею и Дмитрием Писаревым, которой воспрепятствовала мать] // Русская старина. – 1880. – № 12 – С. 1007-1014. – (Записная книжка “Русской старины”).
    • Логачев Г. В. Дмитрий Иванович Писарев / Г. В. Логачев. – Липецк : Кн. изд-во, 1960. – 22 с.
    • Плоткин Л. Д. И. Писарев: жизнь и деятельность / Л. Д. Плоткин. – М.-Л.: Гослитиздат, 1962. – 232 с.
    • Демидова Н. В. Писарев / Н. В. Демидова. – М.: Мысль, 1969. – 223 с.
    • Коротков Ю. Писарев / Ю. Коротков. – М.: Мол. гвардия, 1976. – 368 с. – (Жизнь замечат. людей).
    • Важинский В. М. Усадьба, в которой родился и провел детские годы Д. И. Писарев: (деревня Писаревка) // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Липецкая область. – М., 1980. – С. 91-92. – (Труды НИИ куль туры; Т. 87).
    • Кузнецов Ф. Ф. Нигилисты? : Д. И. Писарев и журнал «Русское слово» / Ф. Ф. Кузнецов. – перераб. и доп. – М. : Худож. лит., 1983. – 598 с.
    • Прозоров В. В. Д. И. Писарев : книга для учителя / В. В. Прозоров. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.
    • Елизаветина Г. Г. Писарев – критик. Начало пути / Г. Г. Елизаветина. – М. : Наследие, 1992. – 176 с.
    • Мир Д. И. Писарева : исслед. и материалы. – М. : Наследие, 2000. – Вып. 2. – 256 с.
    • Яблонский А. «Разрешить навсегда вопрос о голодных и раздетых…» // Добрый вечер. – 2003. – 3 дек. (№ 49). – С. 19.
    • Мир Д. И. Писарева. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – Вып. 3. Исследования и материалы / [отв. ред. И. Б. Павлова]. – 158 с.
    • Осколков В. Реалист-мечтатель : [к 165-летию Д. И. Писарева] // Добрый вечер. – 2005. – 19-25 окт. (№ 42). – С. 22.
    • Писарев Дмитрий Иванович // Славься, земля Задонская!: летопись малой Родины. – Воронеж: изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2008. – С. 178-180.
    • Перцев В. Яркость короткой жизни // Красное знамя [г. Елец и Елецкий район]. – 2010. – 19 окт.: фото.

    Справочные материалы

    • Энциклопедический словарь. – Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – М., 1992. – Т. 46. – С. 688-692.
    • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 55-58.
    • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 576.
    • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 269-270.
    • История русской литературы XIX века: библиогр. указ. / ред. К. Д. Муратова. – М.-Л., 1962. – С. 539-544.
    • История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: аннотир. указ. кн. и публ. в журн. – М., 1979. – Т. 3. Ч. 1. – С. 172-173.
    • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1999. – Т. 4. – С. 613-622. : портр.
    • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. – Вып. 1. – С. 64-69.
    • Главная /
    • Персоналии /
    • Уроженцы Липецкого края
    • Персоналии

      Лермонтов Михаил Юрьевич (1814–1841.

      Великий русский поэт. Имение отца поэта находилось в д. Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне –.

      Фисенко Анатолий Евгеньевич (1957–2.

      Поэт, прозаик. Родился в городе Липецке.

      Котов Борис Александрович (1909–194.

      Поэт, герой Великой Отечественной войны. Детство провел в с. Пушкари Усманского уезда, учился в г. Усмани.

      Памятные места

      Памятник И. А. Бунину (г. Елец).

      Памятник был открыт в 1995 году к 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. Установлен на улице Маяковского по.

      Музей писателя В. Д. Ряховского (с.

      Музей находится в школе с. Перехваль, где родился и жил писатель.

      Мемориальная доска В. В. Розанову (.

      Установлена на здании бывшей мужской гимназии, где преподавал писатель.

      • Главная страница
      • Персоналии
        • Уроженцы Липецкого края
        • Жили, пребывали в Липецком крае
      • Географический указатель
      • Памятные места
      • Литературные премии
      • Литературные объединения
      • Литературные фестивали
      • Литературный журнал «Петровский мост»
      • О проекте
      • И. А. Бунин. Хроники

      © 2013-2021 Литературная карта Липецкой области. Все права защищены.

      Писарев Д.И.: сочинение

      ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ (1840-1868).

      Близким соратником революционеров-демократов был выдающийся мыслитель, критик и публицист Дмитрий Иванович Писарев. Он прожил всего 28 лет, но за свою короткую жизнь стал властителем умов передового русского общества. Статьи Писарева поражают силой мысли, полемической остротой, страстной убежденностью. Он пропагандирует естественные науки, обосновывает роль труда в развитии общества, выступает против паразитизма, под какой бы маской он ни прятался.

      Придя к мысли о неизбежности революции, Писарев стремился помочь сближению передовой интеллигенции с народом, призывал к пробуждению революционного самосознания народа. В 1862 го-

      Д. В. Каракозов (1840-1866) – русский революционер-народник; 4 апреля 1866 года стрелял в Александра II, промахнулся, в сентябре того же года был повешен по приговору царского суда.

      он выступил с памфлетом против царского доносчика барона фиркса, который оклеветал в печати Герцена. В памфлете обличался не только Фиркс, но и вся система, порождающая шпионство н преследование лучших представителей народа. Династия Романовых и петербургская плутократия должны погибнуть, – говорил автор.

      Писарев был арестован и провел четыре с половиной года в крепости. .В одиночном заключении он пишет ряд статей, в которых развертывает программу деятельности передовой интеллигенции, анализирует крупнейшие литературные произведения.

      Взгляды Писарева не лишены противоречий и ошибок. С наибольшей очевидностью это сказалось в оценке некоторых литературных явлений. С одной стороны, Писарев вместе с Чернышевским и Добролюбовым воюет за искусство высоких идей, громит поэтов чистого искусства, которым доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мирка. Но, с другой стороны, Писарев считает художественную литературу лишь средством распространения полезных истин, принижая ее эстетическое значение как искусства слова. Поэтому там, где критик не видит прямой пропаганды передовых взглядов, он не видит и подлинной идейности. Так, Писарев сводит содержание Евгения Онегина к любовной истории, объявляет Онегина ничтожным пошляком, высмеивает Татьяну. Более того, он вообще отрицает прогрессивное значение творчества Пушкина.

      Вместе с тем Писарев отличался редкой проницательностью в оценке многих произведений литературы, отразивших стремление передовой молодежи к переустройству общества. Исключительно сложная борьба возникла вокруг романа Тургенева Отцы и дети. Даже многие передовые читатели и критики увидели в герое этого романа, разночинце Евгении Базарове, карикатуру на молодое поколение. Писарев в статьях Базаров и Реалисты, созданных в крепости, убедительно показал, что герой нового тургеневского романа – подлинный представитель разночинцев-демократов, трезво смотрящий на жизнь, презирающий пустую мечтательность, способный многое сделать3.

      Блестящую статью написал Писарев о романе Чернышевского Что делать?. Надо понять, какого героического самоотвержения требовала уже сама по себе работа над статьей о романе государственного преступника, тем более от автора, который сам был политическим заключенным. Писарев в своей статье показал революционную направленность романа. В герое этого произведения – Рахметове, деятельность которого Чернышевскому пришлось зашифровать, критик увидел подлинного революционера.

      Таким образом, Писарев вместе с литераторами, группировавшимися вокруг Современника, воспитывал читателей в духе гуманизма, демократии, революции.

      Безвременная смерть Писарева (он утонул через два года после освобождения из крепости) явилась тяжелой утратой для русского освободительного движения.

      Итак, русская журналистика, родившаяся еще в XVIII веке, во второй половине XIX века приобрела громадную общественную силу. Передовая журналистика в условиях цензурного гнета, доносов и преследований будила мысль читателей, формировала их мировоззрение, отстаивала подлинное реалистическое искусство.

      ЛИТЕРАТУРА

      Ленин В. И. Из прошлого рабочей печати в России.

      Кузнецов Ф. Публицисты 1860-х годов. Круг Русского слова. М., 1969 (серия Жизнь замечательных людей).

      Жданов В. Добролюбов. М., 1961 (серия Жизнь замечательных людей).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: