Писарев Д.И.: сочинение

Дмитрий Иванович Писарев

Точность Выборочно проверено
Дмитрий Иванович Писарев
Псевдоним — И. П. Рагодин
р. 2 (14) октября 1840 , село Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии, ныне Липецкой области
ум. 4 (16) июля 1868 (27 лет) , Дуббельн (Дубулты) близ Риги
Русский публицист и литературный критик, революционный демократ

Писарев, Дмитрий Иванович

Содержание

  • 1 Статьи
    • 1.1 1859
    • 1.2 1860
    • 1.3 1861
    • 1.4 1862
    • 1.5 1863
    • 1.6 1864
    • 1.7 1865
    • 1.8 1867
    • 1.9 1868
  • 2 Переводы
  • 3 См. также
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки

Статьи [ править ]

1859 [ править ]

  • Дворянское гнездо
  • Роман И. А. Гончарова «Обломов»
  • Три смерти

1860 [ править ]

  • Сборник стихотворений иностранных поэтов
  • Несоразмерные претензии

1861 [ править ]

  • Аполлоний Тианский, опубл. в 1861
  • Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова
  • Идеализм Платона
  • Народные книжки
  • Писемский, Тургенев и Гончаров
  • Русский Дон-Кихот
  • Стоячая вода
  • Схоластика XIX века

1862 [ править ]

  • Базаров
  • Бедная русская мысль
  • Московские мыслители
  • О брошюре Шедо-Ферроти
  • Поэты всех времён и народов
  • Пчёлы

1863 [ править ]

  • Наша университетская наука
  • Очерки из истории труда

1864 [ править ]

  • Мотивы русской драмы
  • Новый тип
  • Очерки из истории труда
  • Промахи незрелой мысли
  • Реалисты
  • Цветы невинного юмора

1865 [ править ]

  • Мысли Фирхова о воспитании женщин
  • Мыслящий пролетариат
  • Педагогические софизмы
  • Подрастающая гуманность
  • Посмотрим!
  • Прогулка по садам российской словесности
  • Пушкин и Белинский
  • Роман кисейной девушки
  • Разрушение эстетики
  • Сердитое бессилие

1867 [ править ]

  • Борьба за жизнь
  • Генрих Гейне
  • Погибшие и погибающие

1868 [ править ]

  • Старое барство
  • Французский крестьянин в 1789 году

Переводы [ править ]

  • Генрих Гейне, Атта Тролль, опубл. в 1860
  • Генрих Гейне, Отживший мир, опубл. в 1861
  • Фридрих Готлиб Клопшток, 11 песнь Мессиады

См. также [ править ]

Библиография [ править ]

  • Сочинения Д. И. Писарева. Часть первая. — СПб.: Ф. Павленков, 1866. (Google)

Публикации в периодических изданиях:

Ссылки [ править ]

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Писарев Д.И.: сочинение

Писарев Дмитрий Иванович (1840/1868) — русский публицист и литературный критик. Проповедовал революционно-демократические взгляды, разделял идеи утопического социализма, вел революционную пропаганду, за которую был заключен в Петропавловскую крепость (1862/1866). Разработал «теорию социализма», суть которой сводилась к индустриальному развитию страны, высоко ценил естествознание, считая его средством просвещения и производительной силой. Активно сотрудничал с журналом «Русское слово». Наиболее значительные труды: «Генрих Гейне», «Разрушение эстетики», «Реалисты», «Очерки из истории труда».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 219.

Писарев Дмитрий Иванович (1840 – 1868), критик, публицист. Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать. Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким.

В 1952 – 56 учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

Начиная с 1859 Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале “Рассвет” (“Обломов”. Роман Гончарова”; “Дворянское гнездо”. Роман И.Тургенева”; “Три смерти”. Рассказ графа Л.Толстого”). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием.

В 1860 в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861.

Активно сотрудничает с журналом “Русское слово” (до его закрытия в 1866), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом.

В 1862 публикует статью “Базаров”, которая обострила споры вокруг так называемого “нигилизма” и “нигилистов”. Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип “так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов”.

В этом же году, возмущенный репрессиями против “нигилистов” и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома.

2 июля 1862 был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года.

После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься.

Годы заточения – расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время приходится почти сорок его публикаций в “Русском слове” (статья “Мотивы русской драмы”, 1864; “Реалисты”; “Пушкин и Белинский”, 1865; “Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского “Что делать?” и др.).

Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал “Дело”, но в 1868 принимает приглашение Н.Некрасова сотрудничать в “Отечественных записках”, где публикует ряд статей и рецензий.

Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Революционный демократ (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Фролов И.Т. Русский революционный публицист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Русский философ-материалист (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Пустарнаков В.Ф. Публицист и литературный критик (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Пустарнаков В. Ф. Просветитель-материалист (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Володин А.И. Считал наиболее вероятным не «механический», а «химический» путь исторического движения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Коротков Ю.Н. Был провозвестником социологического монизма в России (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ – РЕНУВЕН. 1968).

Далее читайте:

Сочинения:

Соч., т. 1–4, М., 1955–56;

Избр. философские и общественно-политические статьи. М, 1949;

Исторические эскизы. Избр. статьи. М., 1989.

Литература:

Плоткин Л.А. Д.И.Писарев. Жизнь и деятельность. М., 1962;

Демидова Н.В. Писарев. М., 1966;

Цыбенко В.А. Мировоззрение Д.И.Писарева. М., 1969;

Беленкова Л.П. Д.И.Писарев как историк философской и общественной мысли. М., 1983;

Володин А. И. Бедная русская мысль. Заметки о Дмитрии Писареве и не только о нем // Свободная мысль. 1992. N 5;

Короткой Ю.Н. Писарев. М., 1976.

Coquart A. Dmitri Pisarev (1840–1868) et idéologie du nihilisme russe. P., 1946.

​​​​​​​Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.12.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

. В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность. . А. Платонов

Андрей Платонов начал писать очень рано. Он ссылается на писателей со славой, разгорающихся чем дальше, тем больше. При его жизни очень мало было опубликовано. Платонов писал в своих статьях, рассказах, романах, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о научной фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.

А. Платонов в своих работах показал тяжелую жизнь тыловиков, солдат фронта со всеми ее повседневными трудностями. В философском романе «Джан» Платонов выступил против насильственного пребывания человека в армии, против дикого состояния сознания и выступил за первоначальное единство с природой. Главной проблемой для писателя 30-х годов была проблема подлинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни этого не могло быть – поэтому у Платонова есть трагические заметки, вызванные невозможностью мгновенного всеобщего счастья.

Они отчетливо звучали в рассказах Фро и Потудан. В рассказе «Через полночное небо» писатель уже предвидел опасность угрожающих миру идей национал-социализма. Эти идеи превратили землю в пустыню, ум – в безумие, дети – в сирот. В повести «Яма» А. Платонов очень четко и наглядно изображает трудную жизнь, труд людей-строителей.

В романе «Чевенгур» писатель показывает, как люди могут утопить всю грязь жизни. Но есть люди, которые удерживали себя от такой жизни. «Чевенгур» – «это черная дыра . » В рассказе «На могилах русских солдат» Андрей Платонов наглядно и убедительно показывает зверства нацистов во время войны. Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, все это понимал. Он запретил публикацию произведений Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и серьезность жизни за годы стагнации. Только в наши дни, после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читательскую аудиторию. Они продолжают учить нас великому дару любви, добра, милосердия и справедливости.

Писатель и время А.Платонов

После публикации романов «Ювенильное море», «Яма» и романа «Чевенгур», как их понимают читатели и критики, становится все более очевидным, что именно Андрей Платонов занимает центральное место в русской литературе 20-го века. Феномен Платонова привлекает внимание современных критиков, пытающихся распутать его с переменным успехом. Труд писателя трудно интерпретировать, что порождает прямо противоположные толкования, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, проза Платонова обладает мощным философским потенциалом, раскрывающим то или иное значение по мере того, как оно становится актуальным в каждой новой эпохе. В настоящее время есть желание читать последние публикации писателя, прежде всего в социальном аспекте. Это вполне естественно в соответствии с социальной тенденцией, которая включает в себя стремление людей понять истоки современной социальной структуры.

Работа Платонова дает богатый материал для понимания этой проблемы. Автор рассматривает результаты неудачной попытки мгновенной социальной перестройки общества, показывая уровень мифологизации сознания людей. Примечательно, что сам художник был склонен верить в реализацию идеального мирового порядка. Об этом прежде всего свидетельствует его журналистика. Однако в искусстве Платонова, интуитивно ориентированном на национальный идеал, преобладают только умозрительно преобразованные собственные умозрительные конструкции автора. Недоверие к собственному утопизму, сформированное философскими идеями русских космистов и поддерживаемое пролеткультурными вселенскими экуменическими проектами, уже проявилось в ранних работах автора, проявившихся в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника одновременно породил веру в реализацию идеального мирового порядка и недоверие к его быстрому выполнению, которое могло быть обеспечено только ценой огромных жертв. Спекулятивные конструкции проверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Идея народной жизни является одной из определяющих в мире искусства Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным желанием художника, возникшего из глубин людей, моделировать процесс накопления индивидуальной личностью огромных возможностей человеческого разума и таланта. В середине 1920-х Платонов создал ряд работ, в которых идея доверия к народной традиции оказывается доминирующей. Спекуляция подвергается явной критике. Это наиболее ярко проявилось в романах «Тайный человек» и «Епифанские ворота». Впервые в романе «Тайный человек» автор акцентирует внимание на разнице между понятиями «коллективный» и «родственный». Понятие «коллектив» содержит формальное значение. Коллектив – это не братство людей, а своего рода социальное сообщество, организованное определенной идеей. Платонов подчеркивает «энтропическое», бессознательное существо Красной Армии, слепо подчиняющееся представлению других. Автор сравнивает это состояние со слепой приливной силой. Человек, по словам Платонова, найдет свою сущность только тогда, когда поймет свое предназначение. Революция будет продуктивной для общества только тогда, когда каждый человек расскажет о своих идеях.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Будучи старейшиной в многодетной семье, он рано начал работать: помощником инженера, литейщиком трубного завода, в мастерских по ремонту паровых двигателей. «Я превратился во взрослого ребенка, лишив молодости». До революции я был мальчиком, и после него не было времени быть молодым человеком, не было времени взрослеть, нужно просто хмуриться и драться» – признался позже Платонов.

И доброжелатели, и авторы еще в 1920-х и 1930-х годах рассказывали о своих странных героях, о неожиданных, оборванных финалах, о невозможности представить произведение, основанное на логике событий, отраженных в нем, а не на логике его герои. Эти особенности удивляют нас, современных читателей. Однако платонический прорыв был восхищением мощным художественным даром писателя – плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в лингвистическом элементе русского языка. Это может быть связано с любым духовным состоянием. Художественный мир Андрея Платоновича полон чувств самого высокого принципа.

Истории и сказки, появившиеся в 30–40-х годах, по форме приближаются к лирической миниатюре, одной из которых был «Неизвестный цветок». Эта сказка, ставшая реальностью, является своеобразным результатом жизни автора, последним идеальным мазком мастера. Обратимся к началу сказки, которая описывает жизнь цветка в пустыне. Вот первые две фразы: «В мире жил маленький цветок. Никто не знал, что он был на земле.

Они уже слышат то чувство одиночества, которое пропитано эмоциональным миром героев Платонова, вечной тоской одиноких душ, живущих на земле. Здесь важна каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует грусть, грусть и тоску в описании, словно цепочка простых слов на первый взгляд: «маленький – никого на земле». Небольшое растение на огромной земле. Это по сути. Помните, что девушка говорит в ответ на самый распространенный вопрос: «Как вас зовут?» «Никто не звонит мне, я живу один».

Грамматическое переосмысление форм бесконечно личных предложений придает особую остроту чувству, которое ожидает читателя. Мир писателя – это мир всеобщего приюта и разобщенности. Люди одиноки, особенно дети, растения и животные одиноки. Даша цветет, другие дети помогают цветку выжить. Почему с нами все было так ясно? Я чувствовал себя сиротой, потому что он был один и один. Два бездомных сердца тянутся друг к другу. Почему это так? В фразе: «Вы хотите, чтобы дети не были убиты». Ты о чем? Мы видим, что Платонов связывает свои надежды с молодым поколением. «Большие – только предвестники, а дети – спасители Вселенной», – писал Андрей Платонович в статье «Знамена будущего».

Философ Н. Федоров, идеи которого особенно близки писателю, сказал: «Когда люди маленькие, они особенно остро ощущают всеобщее сиротство». Идея «всеединства», духовного объединения людей – вечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и перерастает в желание реализовать «братство звезд, животных и людей». Только люди с чистыми детскими мыслями и открытым сердцем могут бороться с враждебными силами мира.

Вторая, не менее важная идея сказки «Неизвестный цветок» – это идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли, что человек рождается дважды. Сначала только тело, не вдохновленное высокими мыслями, является мертвой материей. И только тогда произойдет одухотворение, но только благодаря тяжелой работе, физической и моральной. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще одной важной философской идеей является идея смерти цветка и его возрождения у сына. Это идея воскресения мертвых отцов.

По словам Платонова, человеческая жизнь – это тяжелая работа души и тела во имя будущих поколений. Смерть как граница бытия и небытия становится началом новой совершенной жизни, точно так же, как семя, похороненное на земле, дает молодые сильные саженцы. И эти новые поколения обязаны всем своим отцам, которые дали им свое место на земле. Автор полагает, что когда-нибудь Вселенную можно будет «собрать» не только в пространстве, но и во времени, тем самым погасив долг перед отцами.

Таким образом, цветовод нашел продолжение у своего потомка, который благодаря усердному труду и терпению проложит путь другим поколениям, даже более сильным и красивым. В сказке о неизвестном цветке Платонов выразил свою заветную мечту о прекрасном будущем человечества, где враждебные силы природы побеждают труд и силу духа, где память предков свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все препятствия.

Заключение

Придя к выводу о естественной сущности социальной революции, герой рассказа Пухов ободряет себя мечтой о развитии ее гуманистического принципа. В то же время он ставит под сомнение стоимость революционного процесса. Логика мысли героя раскрывает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как спекулятивного явления, в то же время в нем уже сформировалось недоверие к «голому разуму». Это недоверие особенно проявляется в повести «Епифанские ворота». Основной смысл работы сводится к критике проекции. Пренебрежение народной традицией, отказ от национальной почвы превращает любую идею в общую абстракцию.

Критика рационализма получила особую ясность в сатирических произведениях писателя. В повести «Город градов» Платонов дает своеобразную художественную иллюстрацию идеи, которая его волновала – опасности крайнего формализма. В сюжете заметно сходство некоторых постулатов Платонова, публициста начала 1920-х годов, с идеями героя рассказа – бюрократа Шмакова. Писатель злой и открыто высмеивает их, доводя до абсурда. Платонов был возмущен бюрократией, вопиющим неумелым руководством и витринами, царящими в стране. Писатель видел истоки всего этого в той же абстракции общей идеи из практической жизни.

Таким образом, к концу 1920-х годов Платонов был окончательно убежден в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его произведений, написанных позже. В них Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность искажения идеи социализма. Романы отражают современную писательскую реальность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая последствия отлучения крестьянина от земли, рабочего от результатов его труда. При жизни писателя был издан только роман «На будущее». Его призрачное значение было сразу понято чиновниками от критики, а общими усилиями Платонов был отлучен от литературной жизни.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова (сочинение)

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Автор: Платонов А.П.

Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Как старший в многодетной семье, рано начал работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться. ” — признавался позже Платонов.

И доброжелатели, и хулители писателя еще в 20—30-е годы говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности изложить произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей. Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка. Не скрывалось и удивление перед той формулой духовного состояния, что утверждал писатель на любом материале жизни, к которому обращался. Художественный мир Андрея Платоновича насыщен чувствами самого высокого начала.

Рассказы и сказки, созданные в 30-е и в 40-е годы, приближаются по форме к лирической миниатюре, одной из которых стал “Неизвестный цветок”. Эта сказка-быль — своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок мастера. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: “Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле”. В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов: “маленький — никто — на земле”. Маленькое растение — на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает чувство жалости к одинокому живому существу. Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: “Как тебя зовут?” — “Меня никто не зовет, я один живу”.

Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя. Мир писателя — мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляются девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего Даше были так близки и понятны переживания крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору. Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: “Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет”. Только ли о потомках цветка идет здесь речь? Мы видим, что Платонов связывает свои надежды с подрастающим поколением. “Большие только предтечи, а дети — спасители Вселенной”, — писал Андрей Платонович в статье “Знамена будущего”.

Философ Н. Федоров, чьи идеи особенно близки писателю, говорил: “Когда люди малы, они чувствуют особенно остро всеобщее сиротство”. Идея “всеединства”, духовного объединения людей — извечный мотив русской христианской философии — у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить “братство звезд, зверей и людей”. Против враждебных сил мира могут бороться лишь люди с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем.

Вторая, не менее важная идея сказки “Неизвестный цветок” — идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Сначала лишь тело, не одухотворенное высокими помыслами, — мертвая материя. И лишь затем произойдет одухотворение, но только благодаря упорному труду, физическому и нравственному. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще с одной важной философской идеей связана мысль о гибели цветка и возрождении его в своем сыне. Это идея воскрешения умерших отцов.

По мысли Платонова, жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений. Смерть как рубеж бытия и небытия становится началом новой, совершенной жизни, подобно тому, как дает молодые, сильные всходы зерно, захороненное в землю. И эти новые поколения всем обязаны своим отцам, уступившим им место на земле. Писатель верит, что когда-нибудь Вселенную можно будет “собрать” не только в пространстве, но и во времени, отдав тем самым долг отцам.

Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где памчть о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

Русская литература 1920-1930гг. / 35. Художественное своеобразие прозы А.Платонова

35. Художественное своеобразие прозы А.Платонова

Андрей Платонов в своём осмыслении новой эпохи сумел перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира, этим он не отличался от своих современников. Верил, что наконец-то удастся победить эгоизм, создать общество «высшего гуманизма». Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Следовал традиции Гоголя и Достоевского.

У Платонова была тяжёлая жизнь: исключили из партии, травили, арестовали сына, который потом скончался от тюремного туберкулёза.

Особенности его творчества: необычные герои, неожиданный оборванный финал, невозможность изложить произведение ни на основе логики событий, ни на основе логики героев; плотность повествования, универсальность обобщения на уровне 1 фразы в тексте, колоссальная свобода и стихия русского языка. Один из лучших представителей русской религиозной философии. Необычная философская насыщенность: в форме обычных рассказов и повестей Платонов обозначает серьезные онтологические и экзистенциальные проблемы.

Рассказы Платонова 20-30х: Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро и др. В них светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира. Все его герои – молодые честные люди деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд. Они еще и подвижники, порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело.

«Фро».Молодая женщина Фрося в ожидании личного счастья. наслаждения. Она преданно любит мужа. От своих тяжёлых переживаний пытается отвлечься трудом. Муж Фёдор уезжает, она говорит ему, что умрёт, если он её разлюбит. «Они хотели быть счастливыми немедленно, теперь же, раньше, чем их будущий усердный труд даст результат для личного и всеобщего счастья». «Фрося хотела, чтобы у неё народились дети, она будет их воспитывать, они вырастут и доделают дело своего отца, дело коммунизма и науки». так Платонов как бы уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (41г) – увлечённость Платонова и его героев мощной техникой. Машинист Мальцев вдохновенный и талантливый работник. Ему не было равных в работе, и он «скучал от своего таланта, как от одиночества». Эта увлечённость перешла в чувствование души паровоза. Старый машинист любит свой паровоз как живое существо, чувствует его всей душой. И эта общность с машиной рождает чувство счастья. Но Платонов так строит ситуацию и конфликт, что этот машинист оказывается глух к живому человеку. Машина в его сознании заслонила человека. Только случившее несчастье – удар молнии и слепота – возвращает ему способность быть чутким к человеку. Лишь пройдя через испытания (одиночество, недоверие, тюрьма, утрата любимой работы) он как бы рождается заново.

Рассказ «Возвращение» (46г) – осмысление послевоенной жизни. Война как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Мальчик Петруша. Нет изображения войны. Главные герои: Алексей Алексеевич Иванов и его жена Любовь Васильевна. Сюжет – отец возвращается с войны. Откровенность жены (рассказы о тяжёлой жизни, о переживаниях, об одиночестве, о Семёне Евсеиче) затронули его самолюбие. Он уходит из дома, от детей к новой, как ему кажется, беззаботной жизни. Сын Петруша и дочь Настя сотворили переворот в душе отца

Проблема жизни и смерти – одна из центральных. Осознание связи живых и мёртвых, людей и животных, человечества и природы. Его сюжеты – правда жизни, правда о человеке. Показал, как непрост путь человека к самому себе. Точность психологических деталей, повороты мысли и чувства. Платонов прошёл через увлечение технократизмом и социальным утопизмом и пришел к идее цельного знания. Платонов – сторонник науки, прогресса, но в сочетании с природной интуицией и духовностью.

К концу 1920-х гг. – 3 сборника прозы. «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». Появляются сатирические рассказы, и свободу ограничили. Обвиняли в идейных грехах, повесили ярлык кулака.

Для Платонова было важно печататься, и он пытался перестроиться.

В 1930-е гг. выступает как критик, рецензент, журналист. Много рассказов о самоотверженных людях («На заре туманной юности»), о личностях. Новая лирическая проза о любви, о мире детства («Река Потудань», «Июньская гроза»). Мало издается. Единственный сборник – 1937, «Река Потудань». Мог писать только критику.

В годы войны был корреспондентом, писал очерки и рассказы о героизме людей. После войны – один из лучших рассказов, «Семья Иванова». Рассказ подвергается жестокой критике. Ермилов «Клеветнический рассказ Платонова». После этой статьи Платонова практически не печатают.

В 1940-50-е гг. выступает как сказочник («Волшебное кольцо»).

На этом этапе (прижизненном) очень мало дошло до читателя.

Второй этап – в 1958 г. (Платонов умер в 1951) появляется маленькая книжка рассказов, которая вызвала огромный интерес. Начинает довольно часто издаваться. Наибольшее количество посмертных публикаций.

Платоновский бум – 1960-е гг. Второе рождение писателя. Продолжается и в 1970-80-е гг. Выходит 3-томное собрание сочинение. Платонов снова пришел к читателю деформированным. «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море» еще не изданы. 1986 – третье рождение. Опубликованы самые крупные романы.

Два этапа – прижизненный и 1970-80-е гг.

Особая эмоциональность прозы.

Подумать об уникальности платоновской фразы. «Язык по Лобачевскому».

Сочинение на тему: Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».

Сочинение. Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».
Сочинение.
Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».

Желанием исследовать одну из самых очень сложных проблем XX века — проблему приобщения человека к новой жизни — проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930 года, так же, как создавался роман Николая Чернышевского “Что делать?”, тоже написанный на злобу дня. Теперь, когда мы знаем многочисленные произведения, посвященные коллективизации, мы можем с полным правом сказать, что процесс этот сложный, неоднозначный. В “Котловане” автор разбивает миф о светлом будущем. Исторический и литературный контекст повести — “политика сплошной коллективизации” и “ликвидации кулачества как класса”. Мы встречаемся здесь и с философской обобщенностью, и с глубокой мифологизацией жизни: рабочие роют котлован под фундамент “общепролетарского дома”, в котором должно потом счастливо жить новое поколение. Задумался о смысле жизни и рабочий Вощев, уволенный с маленького механического завода, потому что устрашился от производства “среди общего темпа труда”. Задумался о том, что ему “без истины трудно жить”. Он тоже попадает на рытье котлована: ему очень хочется “выдумать что-нибудь вроде счастья, чтобы от душевного смысла улучшилась производительность”. Вощев — это народный мыслитель, “сокровенный человек”, странник, “не движущийся в соответствии с генеральной линией”, а имеющий свою дорогу в жизни. Может быть, он первый понимает, что котлован — это новое рабство, оно основано на ритуалах новой веры: безоговорочном подчинении командам Сталина, приведшим к созданию тоталитарного государства. Он не видит к себе уважения со стороны рабочих или профсоюзных деятелей, которые советуют ему молчать. И тогда он, замысливший переустройство мира романтик и мечтатель, горько бросает в лицо новым бюрократам: “Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, и сели на шею. Без думы люди действуют бессмысленно!” Платонов уже с первых страниц определяет главные темы повести: исполнитель и творец, личное и общественное, уважение к достоинству человека и его жизни. В самой фамилии “Вощев” сопрягаются два начала: древнерусское слово “воск” — что-то мягкое, природное, органическое, и “вотще” — “напрасно” (так напрасен будет поиск этим героем счастья, истины и справедливости в “Котловане”). Ряд фонетических аналогий можно продолжить русской пословицей “попал как кур во щи” (в ощип), в которой центральным является звуковой комплекс “вощи” — от корня “вощ”, “воск”. При внешней несовместимости и даже противоречивости всех этих значений в истории Вощева они сплетены воедино, взаимно дополняя друг друга: это связано и с психологическим миром персонажа — он собирает в мешок “всякую безвестность мира для памяти”, ищет смысл общего и отдельного существования — “план общей жизни”. Сюжет русской пословицы в биографии Вощева получает грустно комическое воплощение: в колхозе имени Генеральной линии активист ставит Вощева на “куриное дело” — “перещупать всех кур и тем самым определить к утру наличие свежеснесенных яиц”. Его фамилия определяет и его духовный путь — от надежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования: “Вощев стоял в недоумении над этим униженным ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Вощев согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и замучилась с течением времени”. Платонов употребляет в повести “юродивый”, изломанный язык — результат смещения, сдвига нормативных лексических и синтаксических отношений. Язык этот рассчитан не на понимание, а на запоминание, смысл слов выхолащивается. Здесь применяются политические маркированные слова-ярлыки, идеологически окрашенная лексика: “отправить на коллективизацию”, “узкими масштабами строиться”, “в одном колхозе горюешь”. Это партийные агитки и лозунги, применяемые на Организационном Дворе по отношению к кулакам: “Какое я тебе лицо? Я никто: у нас партия — вот лицо. Являйся нынче на плот, капитализм, сволочь!” И метод вступления в колхоз знакомый: “Пишись! А то в океан пошлю!” Описывая раскулачивание, Платонов использует прием гротеска, так как в раскулачивании принимает участие Медведь-молотобоец. Иногда в нем автор подчеркивает человеческое начало, именно это отмечает и Настя. Умирая, она просит позаботиться о Мишке Медведеве. И тогда срабатывают метафоры “работать как зверь” и “медвежья услуга” — так проявляется в повести одна из сокровенных платоновских идей.
Умирает девочка Настя — уходит от людей в будущее, все дороги ведут в “Котлован” — к всемирному сиротству, бездомности. Раз нет у людей дома (они даже спят в гробах и готовят их себе “впрок”, что уже само по себе бесчеловечно), значит нет связующего звена между поколениями, нет уюта, гармонии, покоя. И тот дом, который они должны были построить для светлого будущего, превращается в могилу ребенка, в могилу людей. В притчевой форме, мудро и ненавязчиво, Платонов, как мне кажется, дает нам понять, что насильно загонять человечество в счастье нельзя. Тогда вместо обещанного рая мы можем получить нечто противоположное. Это повесть-предупреждение о том, что ложные идеи могут загубить тысячи людских жизней и стать трагедией народа. Наверное, народ наш научился извлекать уроки из своего исторического прошлого.

Художественное своеобразие прозы Платонова

Андрей Платонов в своём осмыслении новой эпохи сумел перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира, этим он не отличался от своих современников. Верил, что наконец-то удастся победить эгоизм, создать общество «высшего гуманизма». Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Следовал традиции Гоголя и Достоевского.

У Платонова была тяжёлая жизнь: исключили из партии, травили, арестовали сына, который потом скончался от тюремного туберкулёза.

Особенности его творчества: необычные герои, неожиданный оборванный финал, невозможность изложить произведение ни на основе логики событий, ни на основе логики героев; плотность повествования, универсальность обобщения на уровне 1 фразы в тексте, колоссальная свобода и стихия русского языка. философская насыщенность: онтологические и экзистенциальные проблемы.

Рассказы Платонова 20-30х: Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро и др. В них светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира. Все его герои – молодые честные люди деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд.

«Фро».Молодая женщина Фрося в ожидании личного счастья. наслаждения. Она преданно любит мужа. От своих тяжёлых переживаний пытается отвлечься трудом. Платонов как бы уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (41г) – увлечённость Платонова и его героев мощной техникой. Машинист Мальцев вдохновенный и талантливый работник. Ему не было равных в работе, и он «скучал от своего таланта, как от одиночества». Эта увлечённость перешла в чувствование души паровоза. Старый машинист любит свой паровоз как живое существо, чувствует его всей душой. И эта общность с машиной рождает чувство счастья. Но Платонов так строит ситуацию и конфликт, что этот машинист оказывается глух к живому человеку. Только случившее несчастье – удар молнии и слепота – возвращает ему способность быть чутким к человеку. Лишь пройдя через испытания (одиночество, недоверие, тюрьма, утрата любимой работы) он как бы рождается заново.

Проблема жизни и смерти – одна из центральных. Осознание связи живых и мёртвых, людей и животных, человечества и природы. Его сюжеты – правда жизни, правда о человеке. Показал, как непрост путь человека к самому себе. Точность психологических деталей, повороты мысли и чувства. Платонов прошёл через увлечение технократизмом и социальным утопизмом и пришел к идее цельного знания. Платонов – сторонник науки, прогресса, но в сочетании с природной интуицией и духовностью.

Роман «Чевенгур» (1929). в нём отразился сюжет построения «башни высотою до небес», основанный на легенде о вавилонском столпотворении. В Чевенгуре – постройка маяка, чтобы люди в степи могли идти на огонь. Роман был опубликован в России – в 1988. В романе Чевенгур – это уездный город. Символика выражает центральную проблему романа: изображение попытки создания коммунистического общества в нищей, лапотной стране. Автор стремится показать несостоятельность идей возможности построения социализма в этой стране, но при этом тут же существует надежда на создание этого социализма. Вера в воскрешающую силу коммунизма говорит об отношении к нему героев романа как к религии.

Происходящее в романе порой потрясает сочетанием жестокости и обыденности. Расстрел в Чевенгуре уцелевших буржуев.

Роман заканчивается слиянием героя с природой и возвращением его к отцу – слияние с первобытны хаосом и потеря надежды на возрождение. Чевенгур захватывают казаки, и Саша утопился в том же озере, что и его отец-рыбак.

Повесть «Котлован» (1930). Изображаются события декабря 1929-апреля 1930, попытка проведения «сплошной коллективизации» в стране. При жизни Платонова повесть не издавалась. Выражает сущность эпохи «великого перелома». Символом преобразований Платонов выбрал проектирование и строительство «общепролетарского дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во второй части (действие в деревне) аналогом общего дома становится «оргдвор», где собираются лишённые имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

Обречённость проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. Переплетаются 2 сюжета: странствие главного героя в поисках истины и испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой – странник поневоле, насильно вытолкнут из привычной жизни, лишён средств к существованию.

Превращение котлована в могилу не только для строителей, но и для будущего России.

37. «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка. Жанровое своеобразие.

Написана в 1926, предисловие – 28г. Рассказ не политический. Автору интереснее то, что глубже, все внутреннее. человеческое. Верить автору в предисловии не стоит, это вариант некоего розыгрыша («Фабула этого рассказа наталкивает на мысль, что поводом к написанию его и материалом послужила смерть Фрунзе.. чтобы читатель не искал подлинных фактов и живых лиц»). Постоянное ожидание смерти главного героя, ощущение, что должно произойти что-то страшное. Причем герой не боится смерти, этот образ симпатичен автору: он побывал на войне, это мужество перед лицом смерти.

Композиция повести – кольцевая: в самом начале повести мы читаем: «и было совершенно понятно, что этими гудками воет город, городская душа, залапанная ныне туманной мутью». Туманная муть — это удушающее воздействие тоталитарного государства, губящего все живое.

Название «Повесть непогашенной луны» в данном случае содержит установку на эпичность, общезначимость описываемого. Срабатывает память жанра, и в сознании читателя актуализируются названия древнерусских летописных повестей («Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.) с их эпической лаконичностью и обобщенностью образов героев. Лаконизм и обобщенность свойственны и повести Пильняка, они определяют и принципы создания характеров.

Повествование ведется как бы от имени луны — со стороны мы наблюдаем за всем. Действие, конфликт, таким образом, приобретают глобальный, космический характер.

Финал «Повести…», ее последняя фраза вроде бы характеризует луну как злую, жестокую, даже кровавую, которая будто бы заморозила душу города: «Было совершенно понятно, что этими гудками воет городская душа, замороженная ныне луною». Луна дана либо в нейтральном эмоциональном ключе («над городом шла луна», «луна скользила по рельсам», «луна спешила над городом», «лес замер в снегу и над ним спешила луна»), либо, и это гораздо чаще, оказывается в такой ситуации, которая вызывает сочувствие, сопереживание читателя («поднялась ненужная городу луна», «на горизонте умирала за снегами в синей мгле луна»).

При кажущейся неупорядоченности сюжета и композиции в прозе Б. Пильняка есть своя логика и близка прозе Замятина —в своей упорядоченности, взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов текста, прежде всего композиции, точности.

Если эту повесть рассматривать как всего лишь противостояние двух центральных героев — командарма Гаврилова и негорбящегося человека из дома номер первый, то ее композиция будет выглядеть хаотичной, понятый таким образом центральный конфликт — частным, а образная структура и в первую очередь образ луны — совершенно излишними. На этом пути приближение к пониманию образного, идейно-художественного единства текста невозможно — он разваливается на фрагменты.

Во многих критических работах Гаврилов противопоставляется «негорбящемуся» человеку, по сути, как положительный герой — отрицательному. Да, это противопоставление имеет место на уровне сюжета. Но и тот и другой в принципе не противостоят друг другу, а выступают единомышленниками. Они оба — лики одного исторического времени, оба творят историческое движение, время, торопят, «рвут» его, и в этом они оба противостоят «луне», т.е. природному времени, естественному природному движению.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: