Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? итоговое сочинение 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Список литературных аргументов по направлению цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? Который опубликовал ФИПИ для итогового декабрьского сочинения 2021-2022 учебного года. Данные аргументы вы можете использовать при написании вашего сочинения для допуска к ЕГЭ 2022 года.

Ссылка для скачивания банка аргументов: скачать

Литературный аргумент №1 Н.Г. Чернышевский к сочинению

Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.

Литературный аргумент №2 Е. Замятин к сочинению

Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.

Литературный аргумент №3 Л.Н. Толстой к сочинению

«Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.

Литературный аргумент №4 к сочинению

Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.

Литературный аргумент №5 к сочинению

Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.

Литературный аргумент №6 к сочинению

Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.

Литературный аргумент №7 к сочинению

Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.

Читайте также:
«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

Литературный аргумент №8 к сочинению

Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.

Литературный аргумент №9 к сочинению

Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.

Литературный аргумент №10 к сочинению

Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.

Литературный аргумент №11 к сочинению

Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.

Литературный аргумент №12 к сочинению

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.

Литературный аргумент №13 к сочинению

Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.

Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Литературный аргумент №14 к сочинению

Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.

Литературный аргумент №15 к сочинению

Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Аргумент Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Аргумент Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни. Л. Н. Толстой

Сочинения по литературе: Без идеала нет твердого направления, а нет направления — нет жизни. Л. Н. Толстой. Наиболее непосредственно и прямо цели А. Н.Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как “Доходное место”, “Гроза” и “Бесприданница” Здесь прекрасен сам предмет изображения — ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей к морально-прекрасному, служат и обличительно-сатирические пьесы Островского с полностью отрицательными героями; рисуя их духовно ограниченными, драматург по контрасту направляет чувства и мысли читателей и зрителей в идейно-профессивную, нравственно-позитивную сторону. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права. В то же время герои пьесы не освящены высокими целями, конкретными идеями. Они живут, как завещали предки, по старинке, больше опираясь на обычаи, чем на логику мысли.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой? В этом названии скрывается глубокий смысл.

Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “. Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости.

Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. “Гроза-то нам в наказание посылается”, — поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. “Я и не знала, что ты так грозы боишься”, — говорит ей Варвара.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение

“Как, девушка, не бояться! — отвечает Катерина. — Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами.

” Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза.

Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”. Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Обыденность подтачивает разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не способна перешагнуть через консерватизм предков и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Тем не менее в отличие от грозы любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина.

Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: “. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге. Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островского: “Пьеса Троза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского.

В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкийжонец самодурства. ” В это верил и сам драматург, и его современники. Преодолевая оскорбительную брань реакционной критики, притеснения царской цензуры, недоброжелательное отношение дирекции императорских театров, Островский с самых первых пьес и до конца своего творческого пути был демократическим драматургом-новатором, отстаивавшим теоретически и практически принципы критического реализма. По его мнению, “реализм. есть не более не менее, как настоящее творчество, связанное с широкими обобщениями, с глубокой типизацией. Писатель, отображая действительность, утверждает положительные типы как “высшее выражение” современной ему жизни или обличает в ней отрицательное, узкоэгоистическое. Разъясняя в 1850 году В. И.

Назимову, попечителю Московского учебного округа, цель комедии “Свои люди — сочтемся!”, драматург писал: “Мне хотелось-, чтоб именем Подхалюзи-на публика клеймила порок точно так же, как клеймит она именем Гарпагона, Тартюфа, Недоросля, Хлестакова и других”. Защищая реализм, Островский всегда критиковал натурализм. Его персонажи, как правило, отличаются глубиной и широтой обобщения.

На это обратил внимание еще Добролюбов: Типы комедий Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие или чиновничьи, но и общенародные черты”.

Одно горе делает сердце человеку (по прозе А. П. Платонова)

После публикации в 1986—1988 годах повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод к прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.

В настоящее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, включающей в себя желание народа разобраться в истоках современной социальной структуры.

Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен поверить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в художественном творчестве Платонова, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.

Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявив себя в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта.

В середине 20-х годов Платонов создает ряд произведений, в которых идея доверия народной традиции оказывается доминирующей. Умозрительность подвергается очевидной критике. С наибольшей наглядностью это проявилось в повестях «Сокровенный человек» (1926) и «Епифанские шлюзы» (1927). В повести «Сокровенный человек» автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий «коллективное» и «родственное». Понятие «коллективное» заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает «энтропийное», неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.

Читайте также:
Своеобразие романа А. П. Платонова Чевенгур.: сочинение

Придя к выводу о природной сущности социальной революции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к «голому разуму». Это недоверие своеобразно проявляется в повести «Епифанские шлюзы». Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращают любую идею в тощую абстракцию.

Особую наглядность критика рационализма получает в сатирических произведениях писателя. В повести «Город Градов» (1926) Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. 0 повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.

Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончательно убедился в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его последующих произведений. В романе «Чевенгур» (1929), в повестях «Котлован» (1930), «Впрок» (1931), «Ювенильное море» (1934) Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда.

В повести «Котлован» высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации. Можно подумать, что и впрямь горе человеку необходимо…

«Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.

— Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен».

Обращает на себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын.

Есть в «Котловане» и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.

«— Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

Или другой пример. После смерти ребенка вера Копенкина в коммунизм пошатнулась: «Какой же это коммунизм. От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм». Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести «Ювенильное море».

Одно горе делает сердце человеку». (По прозе А. П. Платонова.)

После публикации в 1986-1988 годах повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод к прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового

подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.
В настоящее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, включающей в себя желание народа разобраться в истоках современной социальной структуры.
Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства

А. Платонов — художник-гуманист Феномен Андрея Платоновича Платонова приковывает к себе внимание современной критики, которая пытается его разгадать с переменным успехом. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод.

Своеобразие внутреннего мира героев Платонова В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя — странствующий философ, пытающийся понять «смысл частного и общего существования» и стремящийся найти путь ко всеобщему.

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован» А. П. Платонова Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов — писатель особенный и «самобытный». Только к.

Биография Платонов Андрей Платонович (1899 — 1951) (1899-1951) — прозаик, публицист, критик. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи.

Особенности прозы А. Платонова Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса.

Особенности прозы Платонова Андрей Платонович Платонов доучился до аттестата зрелости еще при царском режиме. Считал себя пламенным «трибуном передового класса». Был рабочим, но и был знаком с новейшей.

Читайте также:
Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (5) Многие произведения, написанные нашими писателями в двадцатых-тридцатых годах, пришли к нам только в последние годы. Книги Платонова, Замятина, Пастернака, Гроссмана не увидели свет при жизни.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова «Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?». Такие вопросы задает мальчик Егор — герой платоновского рассказа «Железная старуха», написанного в 1951 году. Не.

Герои произведений А. Платонова Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен.

Характеристика творчества Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги «Епифанские шлюзы» в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах.

Песнь о человеке (по страницам произведений А. Платонова) Чем необычен писатель А. Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, особенность художественного мышления классика литературы такова, что глубоко современная.

Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова 1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема — взаимоотношения человека и природы. Установление гармонии между.

Особенности прозы Андрея Платонова Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым.

Особенности народного характера в прозе Платонова Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории.

О творчестве А. П. Платонова А. Платонов относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества — проблема сущности жизни и предназначения человека на земле.

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие.

Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Свист, грохот, лязг, движение — заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес. М. Волошин. «Пар» Писатель Андрей.

Биография Андрея Платонова Андрей Платонович Платонов — русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Детство и юность Родился Андрей Климентов 20.

От «внешнего» человека к «сокровенному» (по повести Платонова «Сокровенный человек») Каждая новая эпоха дает своих новых героев, «новых людей». После революции 1917 года с особой остротой выдвинулся вопрос о «новом человеке» и его взаимоотношениях с.

Читая Платонова… (1) В те времена, почти уже легендарные, когда литература гремела, кричала, была занята только глобальными проблемами, голос Андрея Платонова, негромкий и доверительный, казалось, трудно было расслышать.

ПРОРОЧЕСТВО А. ПЛАТОНОВА В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН» Творчество Андрея ПлатоновА помогает современному читателю разобраться в собы- тиях, происходивших в России в 20-30-е го- ды XX века, в период укрепления в нашей стране.

НЕИСТОВЫЕ РОМАНТИКИ А. ПЛАТОНОВА Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творче- ство добра», в «мир и свет», хранящиеся в че- ловеческой душе, в занимающуюся на.

Ювенильное море» А. Платонова Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс.

Гуманизм в творчестве Андрея Платонова Творчество писателя Платонова занимает особое место в русской литературы. Его интересно читать, анализировать, чувствовать. Произведения Платонова отличаются своей непредсказуемостью, неожиданностью событий. Еще в то время.

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Все возможно — и удается все, Но главное — сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицистики, достижения романтика.

Поиски человеком смысла жизни Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П. Платонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений.

Тема «светлого будущего» в повести А. Платонова «Котлован» «По вечерам Вощев лежал с открытыми глазами и тосковал о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья». А. Платонов. «Котлован» Повесть.

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ПЛАТОНОВА Тему человека и тоталитарного государст- ва, подавляющего в нем личность, можно на- звать центральной в творчестве Андрея Плато- нова. Писатель выступал против объединения отдельных людей.

Мои размышления над прозой Платонова Судьба произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом счастье «столь нужном, столь.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (4) Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских.

Писатель Андрей Платонов и его герой Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал.

Сочинение на тему: «Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры» В 1926 году Андрей ПлатоновИч Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов». Эта повесть написана меньше чем за три недели, под влиянием тамбовских впечатлений: в Тамбове.

Своеобразие повести Андрея Платонова «Котлован» Андрей Платонов написал повесть «Котлован» в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома — сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин.

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

Герои произведений Андрея Платонова В середине 30-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден.

Герои «Чевенгура» Платонова Роман Андрея Платоновича Платонова «Чевенгур» непрост для чтения и труден для понимания. Сложность его в том, что перед читателем эта книга вначале предстает как множество.

Проблема трагической судьбы России в повести Андрея Платонова «Котлован» Андрей Платонов — один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов.

Драматизм приобщения к новой жизни по повести А. П. Платонова «Котлован» В повести А. П. Платонова «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века — проблема приобщения человека к новой жизни. Герой Платонова Вощев.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Образ-символ у Андрея Платонова А. Платонов мечтал о преобразовании во всех сферах жизни — обществе, науке, экономике и искусстве. Он считал, что современная цивилизация утратила связь между человеком и.

Рецензия на повесть А. П. Платонова «Ювенильное море» В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги Андрея Платонова. Чем необычен писатель.

“Одно горе делает сердце человеку”. (По прозе А.П. Платонова)

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.07.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Андрей Платонов начал писать очень рано. Он ссылается на писателей со славой, разгорающихся чем дальше, тем больше. При его жизни очень мало было опубликовано. Платонов писал в своих статьях, рассказах, романах, романах обо всем: о трудолюбии рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о научной фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.

А. Платонов в своих работах показал тяжелую жизнь тыловиков, солдат фронта со всеми ее повседневными трудностями. В философском романе «Джан» Платонов выступил против насильственного пребывания человека в армии, против дикого состояния сознания и выступил за первоначальное единство с природой. Главной проблемой для писателя 30-х годов была проблема подлинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни этого не могло быть – поэтому у Платонова есть трагические заметки, вызванные невозможностью мгновенного всеобщего счастья.

Они отчетливо звучали в рассказах Фро и Потудан. В рассказе «Через полночное небо» писатель уже предвидел опасность угрожающих миру идей национал-социализма. Эти идеи превратили землю в пустыню, ум – в безумие, дети – в сирот. В повести «Яма» А. Платонов очень четко и наглядно изображает трудную жизнь, труд людей-строителей.

В романе «Чевенгур» писатель показывает, как люди могут утопить всю грязь жизни. Но есть люди, которые удерживали себя от такой жизни. «Чевенгур» – «это черная дыра . » В рассказе «На могилах русских солдат» Андрей Платонов наглядно и убедительно показывает зверства нацистов во время войны. Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, все это понимал. Он запретил публикацию произведений Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и серьезность жизни за годы стагнации. Только в наши дни, после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читательскую аудиторию. Они продолжают учить нас великому дару любви, добра, милосердия и справедливости.

“Одно горе делает сердце человеку” в прозе А.П. Платонова

После публикации романов «Ювенильное море», «Яма» и романа «Чевенгур» в 1986–1988 годах, как их понимают читатели и критики, становится все более очевидным, что именно Платонов Андрей Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе 20-го века. Феномен Платонова привлекает внимание современной науки, пытаясь решить ее с переменным успехом.

Труд писателя трудно интерпретировать, что порождает прямо противоположные толкования, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, проза Платонова обладает мощным философским потенциалом, раскрывающим то или иное значение по мере того, как оно становится актуальным в каждой новой эпохе.

В настоящее время есть желание читать последние публикации писателя, прежде всего в социальном аспекте. Это вполне естественно в соответствии с социальной тенденцией, которая включает в себя стремление людей понять истоки современной социальной структуры.

Работа Платонова дает богатый материал для понимания этой проблемы. Автор рассматривает результаты неудачной попытки мгновенной социальной перестройки общества, показывая уровень мифологизации сознания людей. Примечательно, что сам художник был склонен верить в реализацию идеального мирового порядка. Об этом прежде всего свидетельствует его журналистика. Однако в искусстве Платонова, интуитивно ориентированном на национальный идеал, встречаются в основном только умозрительно трансформированные собственные умозрительные конструкции автора.

Недоверие к собственному утопизму, сформированное философскими идеями русских космистов и поддерживаемое пролеткультурными универсальными экуменическими проектами, уже проявилось в ранних работах писателя, проявившихся в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника одновременно породил веру в реализацию идеального мирового порядка и недоверие к его быстрому выполнению, которое могло быть обеспечено только ценой огромных жертв. Спекулятивные конструкции проверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Идея народной жизни является одной из определяющих в мире искусства Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным желанием художника, возникшего из глубин людей, моделировать процесс накопления индивидуальной личностью огромных возможностей человеческого разума и таланта.

В середине 1920-х Платонов создал ряд работ, в которых идея доверия к народной традиции оказывается доминирующей. Спекуляция подвергается явной критике. Наиболее отчетливо это проявилось в романах «Тайный человек» (1926) и «Епифанские ворота» (1927). Впервые в романе «Тайный человек» автор акцентирует внимание на разнице между понятиями «коллективный» и «родственный». Понятие «коллектив» содержит формальное значение. Коллектив – это не братство людей, а своего рода социальное сообщество, организованное определенной идеей.

Платонов подчеркивает «энтропическое», бессознательное существо Красной Армии, слепо подчиняющееся чужой идее. Автор сравнивает это состояние со слепой природной силой. Человек, по словам Платонова, найдет свою сущность только тогда, когда поймет свое предназначение. Революция будет продуктивной для общества только тогда, когда каждый человек расскажет о своих идеях.

Придя к выводу о естественной сущности социальной революции, герой рассказа Пухов ободряет себя мечтой о развитии ее гуманистического принципа. В то же время он ставит под сомнение стоимость революционного процесса.

Логика мысли героя раскрывает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как спекулятивного явления, в то же время в нем уже сформировалось недоверие к «голому разуму». Это недоверие особенно проявляется в повести «Епифанские ворота». Основной смысл работы сводится к критике проекции. Пренебрежение национальной традицией, отказ от национальной почвы превращают любую идею в тощую абстракцию.

Критика рационализма особенно очевидна в сатирических произведениях писателя. В романе «Город градов» (1926) Платонов дает своеобразную художественную иллюстрацию идеи, которая его волновала – опасности крайнего формализма. В сюжете заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 1920-х годов с идеями героя истории о бюрократе Шмакове. Писатель злой и открыто высмеивает их, доводя до абсурда. Платонов был возмущен бюрократией, вопиющим неумелым руководством и витринами, царящими в стране. Писатель видел истоки всего этого в той же абстракции общей идеи из практической жизни.

Таким образом, к концу 1920-х годов Платонов был окончательно убежден в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его последующих работ. В романе «Чевенгур» (1929), в романах «Яма» (1930), «На будущее» (1931), «Ювенильное море» (1934) Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность искажений идея социализма. Романы отражают современную писательскую реальность эпохи коллективизации.

Платонов был ее противником, понимая последствия отлучения крестьянина от земли, рабочего от результатов его труда.

В романе «Яма» эпизодический образ Ивана Крестинина отмечен с высокой смысловой нагрузкой. Сцена прощания старого крестьянина с его фермой резко выделяется на фоне гротескного повествования с реалистическим писанием, усиливая трагедию звучания в истории темы коллективизации. Вы можете подумать, что горе действительно необходимо мужчине. Старый пахарь Иван Семенович Крестинин поцеловал молодые деревья в своем саду и с корнем сорвал их с земли, а его женщина оплакивала голые ветки.

Не плачь, старуха, – сказал Крестинин. – Вы станете крестьянским влюбленным в колхоз. Но эти деревья – моя плоть, и пусть теперь она страдает, ей скучно общаться в плену.

Заслуживает внимания прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: хотя главные герои этой истории наделены только фамилиями, герой, фигурирующий только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Намерение автора также проявилось в том факте, что имя Иван Крестинин созвучно фразе “Иван – сын крестьянин”.

В «Яме» есть пророчества, которые по смыслу похожи на чевенгурские. В сцене раскулачивания реплика одного из крестьян поражает смелостью. «- Ликвидированы?!» сказал он со снега. «Послушай, я ушел, а завтра тебя там не будет. Получится, что один из ваших главных людей придет к социализму!

Или другой пример. После смерти ребенка вера Копенкина в коммунизм поколебала: «Что это за коммунизм? .. Ребенок никогда не мог дышать от него, человек появился и умер вместе с ним. Есть инфекция, а не коммунизм». Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, укоренившейся в примитивном освоении философии социального рационализма необразованными людьми. Это ускорило процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в романе «Ювенильное море».

А. П. Платонов “Ювенильное море”

За последние два десятилетия многие произведения, которые ранее были запрещены цензурой, стали появляться в печати. Это книги Андрея Платонова. Чем отличается необычный писатель Андрей Платонов?

Что вызвало растущий во всем мире интерес к его работе? Вероятно, проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с точки зрения современного человека, который впитал в себя культуру, историю России, достижения всего мира.

Среди них рассказ «Ювенильное море», созданный в 1934 году и дошедший до читателя только в 1986 году. В нем, с необычайным убеждением, автор отразил нелепость жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущее страны.

На наших глазах появляется мясокомбинат «Число сто один», к которому инженер-электрик Вермо пять дней ездил по потухшей земле. Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхоза Умрищев отдает нелепые приказы: рожать детей по графику, собирать травинки на пешеходных дорожках, но в целом он не занимается сельским хозяйством. Однажды он приехал из центра, где были созданы отделы планирования на «неизвестные времена за тридцать лет вперед». Эти задачи неосуществимы, потому что их решение «требует вечности».

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

В изображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина. Платонов, как и великий сатирик, показывает, что происходит в гиперболической и гротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; довольный мясом и совхозом, Федератовна уже полгода не спит. Это правда, что вместо «дряхлых форм животных» он мечтает иметь бронтозавров для «молока в одном молоке», автор подчеркивает, что в этом обществе люди рассматриваются как еще одна продуктивная единица.

Вермо, глядя на Босталоева, размышляет: «Сколько гвоздей, свечей, меди и минералов можно получить химическим путем из тела Босталоева». Жалость приравнивается к преступлению. («В конце концов, миллиарды разных людей погибли бесполезно. Почему вы стоите в одиночестве, извините. Осталось немного жителей! Пожалейте меня, если в вас гнилой либерализм!» Божев возмущается возле тела повешенной Айны На чьих похоронах они будут плакать только из приличия), милосердие и доброта полностью отрицаются («Тебе не нужно всех жалеть . тебе нужно убивать многих», соглашается с ним) счастье его личной жизни не существует, его работа заменила его.

За годы гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермо считал, что «любовь – это выдумка, подобная колесу и человеку . долгое время привыкла любить, пока не возникла необходимость». Становится ясно, что в этой «стране трудного счастья» трудно и страшно для всех людей.

Несмотря на небольшой размер работы, проблемы истории довольно сложны. Платонов поднимает проблемы будущего страны, пути ее развития, методы управления и универсальные проблемы добра и зла, счастья, личной свободы, социально значимые для тридцатых годов. Герои рассказа совершают все действия с пафосом, но автор обращает внимание на ложность этого пафоса. В качестве примера можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрывая их абсурд. Босталоева призывает к увеличению молочной продуктивности и количества мяса, не увеличивая поголовье взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречит физиологии животных.

Язык писателя также необычен: он сравнивает несопоставимые понятия («шоковый поцелуй», «кипящая вселенная», «безнадежная энергия»), сознательно использует косноязычный язык («смотрите друг на друга», «подошел . случайно… рядом»), ирония и сарказм (несмотря на то, что совхоз был «в русле реки, высохшей тысячу лет назад») на открытой местности, унесенной всеми ветрами, отмечает автор: «База Херта была расположена разумно и удобно», а его директор «любил все темы, кроме скотоводства»), политический словарь («либерализм», «оппортунизм»), газетные штампы.

Персонажи в истории имеют «говорящие» имена и фамилии. Это еще один способ, которым автор раскрывает изображение. Vermo ассоциируется со словами «верный», «верность». Он человек, всегда преданный тому, во что он когда-то верил. Фамилия Умрищева словно происходит от слова «умри», так как он не способен жить в новом обществе. Бог, как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична, сменила свое второе имя с появлением нового правительства. Надежда Босталоева олицетворяет надвигающуюся победу над «классовым врагом». Все это помогает писателю более четко передать черты того времени.

Для этой же цели автор искусно использует множество художественных деталей: босые стюардессы, зубы Босталоевой, потемневшие от нехватки порошка, пастухи, спящие на земляном полу, указывают на бедственное положение людей и экономику страны. Важную роль играет ландшафт. Это помогает увидеть параллель между скудной природой степи и положением государства в целом: «Редкая ковыль покрыла местную степь, в то время как полынь и другие непищевые, бедные травы сильно выросли», «Траве надоело жить под солнцем», скучная сила осеннего ветра и зимней метели, поющая о безнадежности жизни. «Мертвая природа» сама отвергает возможность построения счастливого социалистического общества на бедной земле.

Создавая портрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. В отличие от умрищевских глаз, в которых происходило «постоянное углубление в фундаментальные проблемы человеческого общества и всей нынешней вселенной», в глазах Босталоевой, в которой сияет «классовая вражда», Платонов подчеркивает огромный моральный разрыв между ними.

Жестокость героев удивительна. Хотя Вермо пытается облегчить работу человека, все его мысли направлены на «убийство всех врагов». Ужасающий образ Босталоевой, мечтающей «разложить и положить на могилу нынешнего классового врага», и образ Федератовны, который говорит, что «многих нужно убить». Самый аморальный из Бога и Священного. Их черствость, подозрительность и деспотизм становятся явным признаком диктаторского режима.

Заключение

Особая роль отводится «необъяснимым» людям, которым Умрищев также отвечает. Автор показывает деградацию человека «под игом тоталитарной системы, его постепенное превращение в шуруп, в человека-робота. Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным образом жизни и отказывается от своих взглядов.

В ювенильном море А.П. Платонов предстает как провидец, предсказывая будущее. В этом история похожа на антиутопический роман Э. И. Замятина, «Мы». Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечной политики государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картинки, изображенные в этой истории, ужасны и заставляют читателя задуматься о том, какую цену они должны заплатить за социалистические идеи.

Сюжет называется «Море несовершеннолетних», и далее автор дает объяснение «Море молодости». Возможно, это относится к молодежи, молодежи, а значит, и к неопытности страны. Как человек в молодости, государство готово пойти на любое безрассудство (уничтожение людей, изменение природы и всего земного шара), но вскоре оно вырастет и поймет все свои ошибки.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

После публикации в 1986-1988 годах повестей “Ювенильное море”, “Котлован” и романа “Чевенгур”, по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод к прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.

В настоящее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, включающей в себя желание народа разобраться в истоках современной социальной структуры.

Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен поверить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в художественном творчестве Платонова, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.

Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявив себя в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта.

В середине 20-х годов Платонов создает ряд произведений, в которых идея доверия народной традиции оказывается доминирующей. Умозрительность подвергается очевидной критике. С наибольшей наглядностью это проявилось в повестях “Сокровенный человек” (1926) и “Епифанские шлюзы” (1927). В повести “Сокровенный человек” автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий “коллективное” и “родственное”. Понятие “коллективное” заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает “энтропийное”, неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.

Придя к выводу о природной сущности социальной революции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к “голому разуму”. Это недоверие своеобразно проявляется в повести “Епифанские шлюзы”. Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращают любую идею в тощую абстракцию.

Особую наглядность критика рационализма получает в сатирических произведениях писателя. В повести “Город Градов” (1926) Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. 0 повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.

Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончательно убедился в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его последующих произведений. В романе “Чевенгур” (1929), в повестях “Котлован” (1930), “Впрок” (1931), “Ювенильное море” (1934) Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда.

В повести “Котлован” высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации. Можно подумать, что и впрямь горе человеку необходимо.

“Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.

— Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен”.

Обращает на себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын.

Есть в “Котловане” и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.

“— Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!”

Читайте также:
Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова Котлован: сочинение

Или другой пример. После смерти ребенка вера Копенкина в коммунизм пошатнулась: “Какой же это коммунизм. От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм”. Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести “Ювенильное море”.

Одно горе делает сердце человеку”. (По прозе А. П. Платонова.)

“. (По прозе А. П. Платонова.)

После публикации в 1986-1988 годах повестей “Ювенильное море”, “Котлован” и романа “Чевенгур”, по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод к прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.

народа разобраться в истоках современной социальной структуры.

Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен поверить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в художественном творчестве Платонова, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.

Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявив себя в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта.

проявилось в повестях “Сокровенный человек” (1926) и “Епифанские шлюзы” (1927). В повести “Сокровенный человек” автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий “коллективное” и “родственное”. Понятие “коллективное” заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает “энтропийное”, неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.

процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к “голому разуму”. Это недоверие своеобразно проявляется в повести “Епифанские шлюзы”. Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращают любую идею в тощую абстракцию.

Особую наглядность критика рационализма получает в сатирических произведениях писателя. В повести “Город Градов” (1926) Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. 0 повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.

“Чевенгур” (1929), в повестях “Котлован” (1930), “Впрок” (1931), “Ювенильное море” (1934) Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда.

“Котлован” высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации. Можно подумать, что и впрямь горе человеку необходимо.

“Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.

— Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен”.

Обращает на себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын.

Есть в “Котловане” и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.

“— Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: