Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Герои произведений Андрея Платонова

В середине ЗО-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден признать ошибкой многое написанное им ранее. Не могло быть и речи в этой ситуации о публикации остросоциальных «Чевенгура» и «Котлована». Повесть «Ювенильное море» также не увидела свет, несмотря на закамуфлированность авторской идеи, вынесенной в подтекст с таким мастерством тайнописи, что в заблуждении оказался даже современный читатель, удивившийся оптимистическому пафосу быстро «перестроившегося» писателя.
Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реализации, обнаруживают тщетность своих инициатив. Как правило, они жертвы своих собственных или чужих идей, погибающие в столкновении с неумолимой реальностью.
Трагически завершается жизнь одного из самых значительных платоновских персонажей, Саши Дванова из романа «Чевенгур». Путь героя к истине сложен. Саша Дванов рожден революцией, ею сформировано его коммунистическое сознание, его аскетизм, готовность к самопожертвованию во имя идеала, но идеалы героя слишком абстрактны, они чужды народу и не выдерживают поверки народной этикой. В романе с огромной художественной силой реализована мысль о противостоянии абстрактного коммунистического идеала, который приобрел черты казарменного коммунизма, и конкретной народной жизни, исковерканной идеями социального рационализма. Дванов, принадлежащий к типу героев-правдоискателей, не найдя истины в коммунистическом Чевенгуре, уходит из этого мира. Не случайно на протяжении всего романного действия ищет Сашу Захар Павлович, чтобы вернуть своего «заблудшего сына» домой, к народной жизни. Именно Захар Павлович является тем персонажем, которому можно дать платоновское определение «сокровенный». Он носитель народного идеала, каким этот идеал представляется художнику. «Сокровенные» платоновские герои несут в себе зерно народной жизни. Выработанное веками народное сознание сопротивляется рациональной схеме, рожденной «текущим моментом». Сокровенный человек сомневается, ищет правду, истину, озабочен стремлением «очеловечить» мир, помочь ближнему. Он, обладая природной зоркостью, оказывает сопротивление всему чуждому, наносному, противоречащему исконно народным представлениям о нравственности.
Характерно, что в социальных утопиях Платонова функция «сокровенного» героя передана второстепенным или вовсе эпизодическим персонажам. И хотя они редко появляются в сюжетной канве повествования, их смысловая роль крайне велика. В большей мере такое наблюдение относится к роману «Чевенгур». Взять, к примеру, кузнеца Сотых и крестьянина по прозвищу Недоделанный. Оба они, являясь носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народу казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, пришлых людей, одержимых идеей мгновенного социального переустройства, о страшных последствиях проводимой ими политики раскулачивания крестьян.
Отчетливо мысль о неминуемом экономическом крахе политики текущего момента прозвучала и в разговоре Дванова и Копенкина с кузнецом Сотых, который в открытой резкой форме предсказал будущее: «И в партии у вас такие же негодящие люди… Ты говоришь — хлеб для революции! Дурень ты, народ ведь умирает — кому ж твоя революция останется?»
В повести «Котлован» высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования своей реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
— Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен».
Обращает иа себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын.
Есть в «Котловане» и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
«Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»
В произведениях Платонова мастерски вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен «идеи», видел в этом не вину его, а беду. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: «как будто ничего человек, а действует против простого народа». Платонов не видел злонамеренности в действиях коммунистов, уничтожавших крестьянство. Он понимал опасность идеологического микроба, поразившего податливую русскую почву, населенную народом, склонным к мечте о «грядущем царстве правды». Политический лозунг, обещающий через несколько лет райскую жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили.
В изображении платоновских героев нашли отражение многочисленные авторские интенции, порой скрытые от самого писателя. Тексты его произведений насыщены периодическими возвратами, пародийностью, повторяющимися приемами, лейтмотивами. В критике неоднократно указывалось на роль образа — символа дороги в художественной системе писателя. Почти все герои Платонова отправляются в путь искать «смысл существования». Характерно, что персонажи социальных утопий отчасти пародируют движение «сокровенных» героев. И Вощев, и Дванов бредут по дороге, приближаясь не к истине, а к смерти. «Одна открытая дорога», но которой отправился Вощев, ведет только в одно место — к котловану. Котлован в повести — овеществленная метафора строительства социализма, модель общественной структуры эпохи коллективизации, когда все силы были направлены на строительство «общего пролетарского дома», когда рабочие трудились до изнурения, забыв себя, а крестьяне, уцелевшие от голодной смерти, покидали родные места в поисках случайного заработка.

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Похожие сочинения:

Герои произведений А. Платонова Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия.

Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не.

Чевенгурский коммунизм Андрея Платонова А. Платонов в своем творчестве подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о собственном существовании: «…точно все живущее находилось где-то посреди времени.

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения.

Художественное своеобразие одного из произведений А. П. Платонова («Ювенильное море») Мотив смерти, один из важнейших в творчестве А. Платонова, стал символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом.

Герои А. Платонова Многие произведения, созданные нашими писателями в 20-30-х годах XX века, пришли к нам только в последние годы. Книги Платонова, Замятина.

Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов — один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Как старший в многодетной семье, рано начал работать: помощником машиниста, литейщиком.

Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован») В произведениях Замятина и Платонова можно проследить отражение проблем времени, в котором жили писатели. Творчество этих авторов пришлось на первую.

Герои и проблематика ранних произведений М. Горького По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла «тройка» великих русских писателей: Л. Н. Толстой.

Герои ранних произведений М. Горького М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый.

Автор и его герои в одном из произведений русской литературы (Н. С. Лесков «Соборяне») «Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия, мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать.

«Одно горе делает сердце человеку». (По прозе А. П. Платонова.) После публикации в 1986-1988 годах повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится.

«Грустно существующие люди» (по повести А. Платонова «Котлован») Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия — самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью.

Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Повесть А. П. Платонова «Котлован» — философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых.

«Ювенильное море» А. Платонова Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии.

От «внешнего» человека к «сокровенному» (по повести А. П. Платонова «Сокровенный человек») Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожалению, его удивительная.

Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован» Желанием исследовать одну из самых сложных проблем XX века — проблему приобщения человека к новой жизни — проникнута трагическая мистерия.

Сюжетные особенности в романе А. П. Платонова «Чевенгур» Роман Андрея Платонова «Чевенгур» можно назвать антиутопией. Жанр во многом определяет язык произведения, далекий от литературной правильности и сочетающий в.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение

Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован» Каждое художественное произведение, так или иначе, отражает время, в которое оно создается. Автор переосмысливает какое-то историческое явление и на страницах.

Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован» Повесть А. П. Платонова «Котлован» — философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых.

Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован» «Котлован» (1930)- таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на.

Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется.

Драматизм приобщения к новой жизни по повести А. П. Платонова «Котлован» В повести А. П. Платонова «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века — проблема приобщения человека к.

Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что.

Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платонова «Котлован» — произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под «вершиной».

Рецензия на повесть А. Платонова «Ювенильное море» В течение последних двух десятилетий в печати стали появляться многие произведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги.

Люди в произведении А. Платонова «Котлован» Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием.

Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован» Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые.

Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Андрей Платонович Платонов — писатель двадцатого века. В своем творчестве он затрагивал нравственные и философские проблемы. Платонова волновал вопрос: возможно.

госы_1 / готов.госник / 53. Проза А.Платонова. Проблематика, поэтика, типа героев

Характеристика творчества А.Платонова

Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе. После выхода рассказов Платонова подвергли резкой и несправедливой критике. Обвиняли писателя в тяжелых идейных грехах. Наклеивали ярлык “кулака” и “правоуклониста”. Отныне все произведения Платонова объявлялись вражескими, их печатание запрещалось. Единственное, что разрешалось печатать,— это критика. В 1937 году Платонов вынужден был покаяться. Он писал: “Мои литературные ошибки не соответствовали моим субъективным намерениям”. Лишь через семь лет после смерти писателя вышла небольшая книжка рассказов. Полностью наследие писателя увидело свет в девяностые годы, через сорок лет после их написания.

В данной ситуации Платонова угнетала не нищета, а безысходность, хождение по кругу, страшное искажение смысла жизни. Революция приносит надежду на скорое обретение смысла жизни. Человек освободится и станет подлинным творцом, кузнецом своего счастья. В это время для Платонова человек — борец и победитель. Его герой не борется с врагом, а созидает. Ему дорог не воин, а — строитель. Революция и искусство, считал Платонов, дают человеку смысл существования, открывают широкие перспективы.

Уже у раннего Платонова, свято верящего в маршрут “паровоза истории”, ощущается стремление проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливы.

“Епифанские шлюзы” повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он од-шовременно жертва и палач. Историческая повесть “Епифанские шлюзы” вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства.

В 1927—1929 годах писатель работает над повестью “Сокровенный человек” и романом “Чевенгур”. В них Платонов (описывает события недавней истории — революцию.

Чевенгур — небольшой город, в котором “группа товарищей” пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех “недостойных коммунизма”. На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно — жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки “построенного рая”. Романом “Чевенгур” Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа — жертвы неправильно поставленной цели. В этом их беда, а не вина.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

А что же повествует “Сокровенный человек”? Пухов не предатель, а сомневающийся. Что за тайну хранит он в душе? В душе Фома несет страсть к подлинному познанию, неуспокоенность. Не все так просто и однозначно в человеке, хотя сам он хочет дойти “до самой сути”, и, в первую очередь, до сути революции. Почему он Фома? Намек на апостола Фому, единственного постигшего смысл учения Христа, его сокровенную суть. Автор дает реальную картинку тех лет: “На всем пространстве двора лежали изувеченные неимоверной работой паровозы. Эшелоны царской войны, железные дороги гражданской войны — все видели паровозы, а теперь залегли в смертном обмороке, в деревенские травы, неуместные рядом с мариной”. Какая печальная музыка прощания с уходящим, общая беззащитность растений, паровозов, людей. Всеобщее космическое сиротство. Непривычный для читателя взгляд на гражданскую войну.

Страшной картиной начинается повесть: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. Резко сдвинуты понятия жизни и смерти, повседневности и вечности. “Осиротевшему” Фоме нужно жить дальше. Зачем революция? Помогает она людям или осложняет их жизнь? Стали ли люди счастливее? “Зачем революция,— думает Фома,— если она не несет высшей справедливости. Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы”. Пухов — вечный странник, он как пушинка, влекомая ветром, путешествует, толкаемый тайными запросами души. Фома — сторонний наблюдатель, созерцающий все то, что несет за собой революция: плохо и плохой краской замазан Георгий Победоносец, а вместо него — портрет Троцкого. На станцию, переполненную пассажирами, прибывает поезд, везущий одного командующего, разъясняющего, что “буржуазия целиком и полностью сволочь”. Удручает Пухова не сами “глупости революции”, а отсутствие в сознании ее участников нравственной перспективы. Влекомый по земле, не находит нигде себе места Фома, так как не находится места в революции его душе. Само движение приносит герою радость и душевное успокоение. Он хочет покоя и всеобщего примирения, а не вражды и борьбы. “Хорошее утро”,— говорит Пухов. “Да, вполне революционное”,— отвечает машинист. И опять сомнение. Прочно ли счастье в послереволюционном мире? На этот вопрос ответит повесть “Котлован”. Она описывает события “великого перелома”. Повесть показывает гибель рабочих, посланных на борьбу с кулачеством и подавление кулака, как класса эксплуататоров. И работу на котловане, который роют, чтобы построить не просто дом, город, а будущее счастье. А котлован становится могилой для маленькой Насти. Здесь прослеживается параллель с Достоевским, который устами своего героя отвергал будущее всеобщее счастье, в основе которого заложена слезинка ребенка. Одна слезинка! А о каком же счастье можно мечтать, если оно зиждется на костях, в том числе и детей. Котлован — фундамент для общепролетарского дома — постепенно превращается в братскую могилу, в которой хоронят не только умерших рабочих, но и надежду на “светлое будущее”. Главный герой повести Вотщев. Его фамилию можно трактовать как любовь к вещественному миру, или вотще — напрасно, или, еще резче, попал как кур во щи… Платонов выступает здесь как мастер эпизода. Любая деталь много говорит без слов. Герои повести не хотят сомневаться, они перестают думать.

Необычный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям смысл задуманного. “Дождь порол землю”, то есть мучал, а не поил. Речь автора и его героев — это скрытая ирония. Платонов нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: “продолжать летать, умолкнувшим образом… будучи убитым…” Его язык подчинен стилю эпохи — стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора.

Произведения Платонова находят все новых и новых поклонников.

Своеобразие внутреннего мира героев прозы А. Платонова

В эпоху тоталитаризма самобытная жизнь человека уходит под спуд, в глубину. С этой глубинной жизнью связаны надежды А. Платонова. Обращаясь в своих произведениях к нравственным, социальным и философским вопросам, писатель отстаивает дорогую ему идею сокровенного человека, которому без истины стыдно жить. Герои А. Платонова — механики, электрики, инженеры, деревенские правдоискатели, странники, бредущие по дорогам России, ищущие истину, которая поможет им найти «план общей жизни». Они живут в разоренной после революции стране, но
страстно стремятся приблизить прекрасное время, они — преобразователи мира. Но светлое будущее они не представляют себе без любви, без трепетного отношения к человеку. Всем героям А. Платонова свойственно творческое отношение к жизни. Поэтому они — изобретатели и философы. Например, главный герой рассказа «Маркун» бьется по ночам над устройством «вечного двигателя»: «…чтобы вскинуть землю до любой звезды, человечеству довольно одного моего мотора-станка». Но Маркун не только изобретатель, он — философ, который смог понять смысл человеческой жизни. Маркун разглядел истинное предназначение каждого. Его изобретение не имеет смысла, пока люди не станут жить друг для друга, любить ближнего, быть единым целым и в радости, и в горе. Но человек должен образовать гармоническое единство не только с другими людьми, но и со всем окружающим миром. Герой рассказа «В прекрасном и яростном мире» становится частью окружающего мира. Машинист Мальцев, ослепнув от разряда молнии, продолжает вести паровоз, поскольку видит мир в своем воображении. «С жадностью страстного размышления» наблюдают напряженную работу мотора герои рассказа «Родина электричества», захваченные поэзией мира машин, которые представляются им живыми существами. Они создают оросительную систему и обеспечивают деревне подачу воды в жаркое, сухое лето. «Молодой, бедный и спокойный» герой рассказа дарит свой талант и силы простым крестьянам, чтобы облегчить их тяжелый труд и освободить душевные силы от борьбы с разрухой, чтобы был у них «свет, хлеб и чтение» и время для радости и спокойного созерцания мира. Герой повести «Сокровенный человек» Фома Пухов необычен. Он «не одарен чувствительностью» к близким людям, но его душа страдает от неопределенности судьбы всего пролетариата, за который он «и кровь лить согласен». У Пухова сложные отношения с революцией: «Для рабочих — смутный человек. Не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции». Пухов покидает родной город. Он странствует по фронтовым дорогам в самый разгар Гражданской войны, участвует в морском десанте в тыл Врангеля. Среди военных бед и лишений Пухов вглядывается в лица «настоящих людей». Но механику-философу Пухову мучительно жаль всех людей, подверженных «порочной дурости. невнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природная обстановка». А. Платонов раскрывает читателю сложность и глубину внутреннего мира своих героев, их сердечность, душевную чистоту. Любовь к людям, любовь до юродства воплощена в Юшке — герое одноименного рассказа. Безобидного Юшку били все: и взрослые, и дети, а он безропотно терпел. Однажды Юшка возмутился, и прохожий ударил его так, что он забился насмерть. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство», — пишет А. Платонов. О чем бы он ни писал, он говорит о своей вере в человека, страстно, мучительно пробивается к лучшему в нем, отстаивает способность мыслящего человека сознательно и ответственно творить пусть едва заметную, но свою тропинку в истории народа.

Читайте также:
Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

Предисловие

С творчеством Андрея Платонова я познакомился в начале 1980-х годов и был потрясен его романом «Чевенгур». Тогда же я сделал доклад о романе в рамках проекта исследования утопии при Центре междисциплинарных исследований в Университете Билефельд (Германия). В особенности меня ошеломили параллели с событиями, происходившими в 1534–1535 годах в соседнем вестфальском городе Мюнстер, когда тот находился во власти секты анабаптистов. В романе Платонова меня взволновало неожиданное скрещение двух исторических эпох — западных хилиастических направлений XII–XVI веков и сектантства в русском революционном движении XX века.

В первые годы моего знакомства с Платоновым вопросы утопии безусловно находились в центре внимания. Необычайные эксперименты Платонова по обе стороны от утопии производили на меня огромное впечатление; хотелось понять предпосылки и закономерности этого до сих пор еще небывалого жанра — утопии-антиутопии. На фоне бурного исторического перелома конца 1980-х годов, когда главные произведения Платонова возвращались в русскую литературу, эти проблемы представляли особенный интерес как для России, так и для Германии. Статья о «Чевенгуре» в сборнике «Утопия и утопическое мышление» (М., 1991) была моей первой публикацией о Платонове на русском языке. Впоследствии я был участником многочисленных московских и воронежских конференций о Платонове. Ряд статей, которые мне удалось опубликовать за эти годы, вошел в предлагаемую теперь вниманию читателя книгу . Я очень благодарен Наталье Корниенко за непрерывный диалог о Платонове, который длится между нами уже чуть ли не тридцать лет.

Вопросам утопии и памяти посвящена первая часть этой книги — о «Чевенгуре» и типологии утопического жанра, о Золотом веке на фоне соответствующих идей Достоевского, о повести «Котлован» в связи с мифом о Вавилонской башне, о платоновской рецепции философии Н. Федорова и о русской традиции платонизма. Платонов развертывает обе стороны федоровской мысли — тему утопии и тему сохранения памяти. Кризис утопической мысли и нарушение исторической преемственности в Советской России заставляют Платонова постепенно переместить акцент с утопии на память.

Вторая часть книги посвящена «осуществляющейся» утопии. Рассматривается эволюция мотива жертвы в творчестве Платонова, судьба безотцовщины, идущей к «отцу народов», аллегорическая структура повести «Котлован», повесть «Ювенильное море» как пародия на жанр строительного романа и постутопические рассказы в связи с концепцией любви к дальнему и к ближнему. В последней главе этой части речь идет о перспективе «нищих духом», которая находит свое выражение в мотивах детскости, юродства и «глупости», противопоставленных официальному «госуму».

Читайте также:
Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

Разнообразные формы трактовки телесности рассматриваются в третьей части книги — семантическая оппозиция голода и сытости в романе «Чевенгур», сектантские воззрения чевенгурских «братьев и сестер» на вопросы тела и пола, взаимоотношения между человеком и животным у Платонова, проблема «увечных инвалидов» в произведениях «Мусорный ветер» и «Счастливая Москва» и образ героини романа «Счастливая Москва» на фоне советского архетипа матери.

В центре внимания последней части книги находится связь творчества Платонова с русской апокалиптической традицией. Особое внимание уделяется культурным истокам представления о революции как конце времен, апокалиптике как «движении вдаль» в романе «Чевенгур» и концепции времени-пространства у Платонова.

Контекстуальный подход к литературе, который преобладает в настоящей книге, не претендует на полную, «целостную» интерпретацию отдельных произведений. Контекст проливает свет лишь на ограниченную полосу текста, освещая ее с точки зрения определенной постановки вопроса. В конфронтации с новым контекстом текст, скорее всего, начинает выдавать о себе что-то новое, до сих пор не замеченное. Контексты бывают самые разные — литературные и внелитературные, близкие и далекие, исторические, современные, а также возникающие задним числом. Феномен контекстуальности напоминает о том, что текст не детерминирован своим генезисом, а обладает динамичной незавершенностью. После тридцати лет чтения Платонова меня до сих пор поражает удивительная открытость и многогранность его творчества.

Выражаю глубокую благодарность Илье Кукую за помощь в редактировании русского текста.

Рецензия-отзыв на повесть А.П. Платонова «Котлован»

Скачать сочинение
Тип: Рецензия

Андрей Платонович Платонов – писатель двадцатого века. В своем творчестве он затрагивал нравственные и философские проблемы. Платонова волновал вопрос: возможно ли счастье в послереволюционном мире?

В повести «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы двадцатого века – проблема «строительства» новой жизни. Жизни, к которой стремилось целая эпоха. Но автор прекрасно осознает, что идея прекрасного будущего всего лишь утопия, недостижимая мечта.

В своем произведении Платонов показывает необычных персонажей. Главный герой – Вощев попадает в бригаду, которая должны рыть котлован, этот человек был уволен с завода за то, что задумался над «планом общей жизни». Вощев ищет смысл жизни, но никто не может объяснить ему, что это такое. Отсюда тоска и противоречивость чувств главного героя, рабочие-землекопы все же объясняют ему, что смысл жизни человека в работе на благо последующих поколений.

Чиклин и Сафронов как, в принципе, и многие другие рабочие, живут в ужасных условиях, хотя это им не мешает работать до изнеможения. Они не могут понять Вощева, поскольку, по их мнению, умственный труд – всего лишь отдых, а не работа. Думать про себя – это то же самое, что и «любить себя». Работая землекопом, Вощев избавляется от возможности думать.

Еще одним важным образом «Котлована» можно считать Прушевского. Это человек своего времени. Его существование кажется ему бессмысленным, вся жизнь героя строится только на воспоминаниях о любимой женщине, он не находит себе места в настоящем. Единственный выход Прушевского из мучающей его тоски – прийти к рабочим, подпитаться их идеей, заняться полезным делом. Для Вощева и Прушевского приобщение к труду – своеобразный способ избавиться от собственных проблем.

В той части повести, где говорится о возникновении колхоза, ключевым персонажем, по моему мнению, можно считать Медведева. Этот человек – трудоголик, для него не важен результат, ему интересен сам процесс работы, отсюда непригодность всех тех вещей, которые он создает в своей кузнице. Этим людям присуща некоторая жестокость. Это связано, в первую очередь, с тем, что рабочие-землекопы противопоставили себя крестьянам, которым было свойственно думать не о будущем поколении, а о самих себе.

Несмотря на это рабочие-землекопы с особой нежностью и любовью относились к девочке Насте. Ее, на мой взгляд, можно считать символом идеи, по которой следует «жить впрок» ради завтрашнего дня этого ребенка. Сафронов приветствует ее «как элемент будущего». Сама девочка тоже осознает себя только в коммунизме: «Главный – Ленин, а второй – Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!»

Читайте также:
Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Необычен и язык Платонова, который своеобразно помогает раскрыть смысл произведения. Платонов создает резкие и яркие образы действительности. «Дождь порол землю», но не наполнял его влагой. Автор часто прибегает к разговорным выражениям, газетным фразам, канцелярским оборотам.
Речь автора и его героев – это скрытая ирония. Платонов сознательно «коверкает» фразы, чтобы показать нелепость происходящего: «продолжать летать умолкнувшим образом… будучи убитым…». Его язык является своеобразным символом эпохи, он свойственен стилю лозунгов и штампов.

На мой взгляд, автор показывает разрушение русского языка, который переосмысливается и становится поверхностным, пафосным, лживым. Можно говорить о переплетении трагичного и комичного в повести, что придает больший драматизм произведению.

При выборе изобразительно-выразительных средств автор особое место уделяет метафоре, которых в произведении очень много. Они способствуют созданию более глубоких образов, делают сюжет динамичнее и, вместе с тем, заставляют читателя обращать особое внимание на детали.

Драматизм повести «Котлован» заключается в том, что герои слепо следуют за своей мечтой, и это развращает их и делает жестокими, учит их насилию. Смерть Насти является символом коммунистической идеи, которая приводила к смерти миллионы взрослых и детей: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, но уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»

На мой взгляд, здесь следует говорить о разоблачении идеи «всемирного счастья», появляющемся на строительстве котлована. Крестьяне работали «с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Автор «Котлована» приводит читателя к парадоксальной мысли: стремясь к заветной истине, герои романа все дальше и дальше отдаляются от нее. И в этом, по-моему, состоит трагедия целого поколения. Первые годы революционной деятельности стали своего рода рытьем собственной могилы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Платонов А.П. / Котлован / Рецензия-отзыв на повесть А.П. Платонова «Котлован»

Смотрите также по произведению “Котлован”:

Анализ рассказа Котлован Платонова сочинение

По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.

Повесть отличается наличием нескольких сюжетных линий, разветвленной системой образов персонажей, а также достаточно большим объемом.

Композиционная структура повести условно разделяется на два раздела, первый из которых, называемый городским, описывает работы по устройство котлована, а второй, деревенский, излагает историю о процессе раскулачивания и начале коллективизации. При этом в финале произведения писатель снова возвращается к изображению строительных работ, тем самым представляя кольцевую композицию в качестве обрамления повествовательного содержания.

Основным героем повести является Вощев, представленный писателем в образе тридцатилетнего мужчины, который, будучи уволенным с работы из механического заводского цеха, направляется на новое местожительства и волею случаю прибивается к строителям, выполняющим работы по рытью котлована для заливки фундамента здания, предназначенного в будущем для местного пролетариата.

Описание строительства является в повести определяющим символом, поскольку в образе котлована автор демонстрирует происходящие общественные изменения, которые не продвигаются согласно выдвинутой идеи, а тормозятся на всех этапах и отличаются значительными перегибами.

В имеющихся многочисленных образах персонажей выделяется маленькая героиня повести, изображенная автором как больная, осиротевшая девочка по имени Настя, которую приводит бригадир землекопов Чиклин. Вводя в сюжетную линию образ Насти, писатель олицетворяет будущую жизнь, которая вскоре должна наступить во вновь построенном доме счастья.

В деревенской части повести писатель изображает борьбу пролетариата с кулачеством, отображая жестокость, равнодушие и бессердечность людей, охваченных новой властью. В результате раскулачивания бригада рабочих сплавляет крестьянские семьи по бурной реке, а маленькой девочке преподносит подарки в виде отнятых у кулаков гробов, которые Настя использует в качестве кровати и ящика для игрушек.

Среди средств художественной выразительности в повести присутствуют гротесковые приемы, двойная аллегория, позволяющие передать безумный характер описываемых событий. Кроме того, писатель сознательно совершает изменение языковых норм, выражаясь в повести косноязычно, а также делая лексические ошибки, тем самым создавая эмоциональную атмосферу повествовательного содержания, отражающего авторский замысел, заключающийся в изображении личности, ставшей обычным общественным элементом и отказавшейся от собственной индивидуальности.

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

Финал повести представляется в трагическом виде смерти маленькой девочки, так и не увидевшей нового выстроенного дома, а труп Насти оказывается основанием фундамента строящегося здания.

Вариант 2

Повесть знаменитого писателя Платонова была написана как раз в то время, когда смутное время переходило к новому периоду. Конечно, существуют методы, которые адекватными и гуманными назвать очень тяжело или практически невозможно. И тогда автор решил не только во всем разобраться, но и разоблачить их.

Как только об этом издании узнало правительство, то сделало все для того чтобы его никто не смог прочитать. Но автор тоже сдаваться не собирался и поэтому отправил данное произведение в самиздательство. И, конечно же, автору прекрасно было известно, что если об этом узнает правительство, то и за хранение могут жестоко наказать.

Главным героем стал Вощев. Он уже много лет работает на заводе. И вот однажды его увольняют. Также ему выдали специальные документы, в которых написано о том, что он был уволен, потому что не успевает работать за сотрудниками и меньше их выполняет работу. Теперь его здесь больше ничего не держит и поэтому он может отправляться в город, где найдет не только нормальную работу, но и свою любовь. Ехать до города очень долго и поэтому он останавливается возле котлована, где и решает отдохнуть, а на утро опять отправиться в путь. Вот только хорошенько выспаться ему здесь не дают, потому что совсем скоро здесь должна начаться стройка. Работники, которые должны были здесь начать строительство, пригласили мужчину позавтракать с ним, а заодно рассказывают, что с ними произошло и как они сюда попали. И тогда Вощев решает остаться работать с ними.

Часто сюда приезжает профсовет, который должен контролировать работу и предоставлять всем работникам все пригодные условия для работы и самое главное, они должны всю работу выполнить в срок. У каждого из работников имеется своя мечта, которую им хочется осуществить. Больше всего здесь работает Сафронов. Больше всего на свете ему хочется отыскать радио и когда работа будет закончена или они пойдут отдыхать, то будут слушать радио и знать все новости, которые происходят в мире.

На заброшенном кафельном заводе рабочие нашли женщину и маленькую девочку. Женщину уже было не спасти, а вот девочка останется совершенно одна. Девочку они оставили здесь, и теперь после работы она рассказывала им разные очень интересные истории. Кроме этого она помнит о том, что ей говорила умирающая мать.

Несколько рабочих отправляются в колхоз, вот только назад не возвращаются. А вот остальные решили сколотить плот для того чтобы на нем отправиться искать кулаков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Котлован Платонова

Популярные сегодня темы

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

Очень важно, чтобы человек правильно говорил и мыслил. В человеке всё должно быть прекрасно: речь и внешний вид.

Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.

Анализ «Котлован» Платонов

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 519.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 519.

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.

для самых рациональных –

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Композиция

Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Котлован

Андрей Платонов

25 сентября 2021 г. 23:53

0 мучительно красивые и беспросветные поиски истины

Моё знакомство с Платоновым вышло весьма спонтанным. Я взялась читать эту повесть в электронном варианте, не имея ни представлений, ни ожиданий насчет того, что внутри – просто первая строчка показалась мне интересной.

Поэтому всё, что было после, внезапно оказалось для меня самым крупным в моей жизни литературным экспериментом. Садомазохистким литературным экспериментом :)

Сюжет повести максимально прост, и не особенно развивается по ходу действия. Работника завода увольняют по причине того, что он во время рабочего процесса буквально задумывается о смысле жизни. В поисках смысла и истины он уходит в другой город, где находит артель землекопов, что роют огромный котлован для будущего общепролетарского дома. Почувствовав, что эти люди владеют смыслом, он захотел приобщиться к рабочим.…

29 сентября 2021 г. 11:24

3 Эта антиутопия меня поразила.

Эта книга меня впечатлила, однако гораздо сильнее чем, чем “1984” Дж. Оруэлла. С каждой страницей я чувствовала нарастающий ужас от прочитанного. Когда я читала эту книгу, то ощущала в ней дух пролетариата – движение жизни, но все это виделось мне в серых тонах мира, где общество обезличено и отречено от житейских проблем и радостей жизни. Вся цель их существования – порадовать власть. Более подробная рецензия в моем блоге.

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

5 из 10 для тех, кто любит антиутопии читали/ планируете? Что думаете о книге?

Книгу приобретала в интернет-магазине в лабиринте @labirintru от издательства @eksmolive https://www.labirint.ru/books/582916/?p=33385

23 августа 2021 г. 01:30

3 Мы строили-строили, и ничего ни построили.

Читать литературные произведения жанра антиутопии, на мой взгляд, увлекательно, поскольку интересно находить элементы сюжета из книги в современном мире. Писатели прошлого представляли мир будущего не всегда радужным и беззаботным, но интереснее читать антиутопию, автор которой был приверженцем политического течения, при котором ничего кроме светлого будущего для простых рабочих не предполагалось. Повесть Андрея Платонова «Котлован». Честно скажу, лучше прочитать полностью биографию Андрея Платонова, жизнь у человека была насыщенной, интересной и неоднозначной. Его взаимоотношения с властью напоминали качели: он то попадал в немилость за свои произведения/поступки, подвергался всеобщему гонению в прессе, то его хвалили, оправдывали, давали ответственную работу. Являлся приверженцем…

8 мая 2021 г. 21:39

Это что-то небывалое, товарищи.
Душещипательная, оптимистичная и странная смесь любви, движения, заботы обо всём сущем. То и дело откладывала её, чтобы перевести дух.
Чем больше горестей случается, тем больше читатель уверяется, ради каких замечательных дел стоит жить.
Даже в очень ограниченных рамках люди пытаются получить от жизни удовольствие.
Речь персонажей грубовата, исконна, истинна – в каждом слове Платонов как бы выносит на поверхность первоначальное его значение, причины его появления, причины людских поступков. Язык этот с непривычки обезоруживает: как свободно, оказывается, с ним можно обращаться! И как ему это идёт! Речь до того точна, что порой нелепа. Хотелось бы назвать это игрой, но нет, наоборот, мы сразу чувствуем самое серьёзное и ответственное отношение автора к…

31 мая 2021 г. 22:09

Честно говоря, меня ошеломила эта повесть. Очень жаль, что она так и не попала мне в руки в школе, очень хотелось бы обсудить её со своей учительницей, высказать свои робкие рассуждения, докопаться до большего, но самое главное – прожить её не в одиночестве и постараться ничего не упустить.

Я была уверена, что легко прочту эту повесть, но это оказалось огромным заблуждением – стиль автора не может оставить никого равнодушным, ведь сквозь слова и образы нужно буквально прорываться: они давят, словно специально сопротивляются, не дают пройти. Ты читаешь книгу, а слышишь будто бы внутренний голос, да только не свой. Чужой. Он странный, повествование не похоже на привычное, но чем сильнее сопротивление, тем больше тебе хочется идти дальше и вникать во всё происходящее. Идти вперёд страшно,…

28 июня 2021 г. 10:53

Помню, что в школе в рамках программы внеклассного чтения нам добровольно-принудительно задали прочесть либо “Котлован” Платонова, либо “Мы” Замятина. Я выбрала Замятина, и, как показала практика, не прогадала. Мои одноклассники, те, кто прельстился небольшим объемом “Котлована”, сели в лужу. И теперь я понимаю, почему. Читать его очень трудно. Несмотря на витиеватый, но очень интересный язык повествования, следить за развитием сюжета и характерами персонажей очень напряжно. Хотя, какое там развитие сюжета? Все мрут, как мухи, никому не суждено вступить в светлое будущее и жить в “общем доме”. Да-да, я понимаю, что это все иносказания, что автор совсем не дом имел в виду, но читать “Котлован” мне было скучно. Это как скрестить “Поднятую целину” Шолохова с ее безнадегой и тот же самый…

не то чтобы эксперт

6 июня 2021 г. 00:05

5 метафизический и пророческий «Котлован»

Я не знаю, что сказать по поводу этой повести и одновременно хочу сказать слишком много. Возможно, это самый противоречивый для интерпретации и сильный в историческом и художественном плане текст, написанный в советский период русской литературы. «Котлован» был закончен весной 1930 года, впервые издан в ФРГ в 1960-е, а в СССР был издан лишь в 1987 г. Пламенный коммунист и приверженец новой идеологии в молодости, Андрей Платонов посетил в 1929 году колхозы и совхозы, эти впечатления легли в основание данной истории. ⠀ ⠀ «Платонов непереводим и, до известной степени, благо тому языку, на который он переведён быть не может», — напишет Бродский в предисловии к первому изданию повести на английском языке. И это абсолютно так. Здесь невероятная плотность литературы на квадрат текста, это…

Читайте также:
Писатель и время: сочинение

Рецензии на книгу Котлован

Очень сложно охарактеризовать данное произведение. Читаешь, и постоянно возникает ощущение тщетности бытия, даже в самые «светлые» моменты книги где-то там скребётся мысль, что скоро всё снова станет плохо. Сложно сказать, что именно создаёт такое ощущение безысходности.

Возможно дело в начале, когда Вощев остался без работы из-за того, что осмелился подумать. Или из-за самого котлована, который поглотил столько энергии и жизненной силы людей, но всё в пустую. А может дело в бедной девочке, дочери женщины-буржуйки, которая пролетела быстро и ярко, как падающая звезда. Или же дело в простом и немного рубленом слоге Платнова (просто посмотрите цитаты), который постоянно тревожит и раздражает сознание.

И всё-таки, несмотря на то, что читать произведение очень сложно и даже как-то неприятно, но мысль автора о том, что не стоит терять ориентиры в жизни, читается очень чётко.
#Бинго (6)

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Странное произведение и впечатление от него остаётся странное. Вроде, написано достаточно просто, но воспринимается слишком тяжело.
По ходу чтения произведения возникает множество ассоциаций с раннее прочитанными книгами. Вот он Вощев – простой человек, который однажды задумался и был уволен с работы. И правильно, не чего думать, когда нужно только трудиться. А он вздумал смысл жизни искать! И вот Вощев, подобно Заратустре, решает отправиться к людям. Но только не чтобы нести свою мудрость, а для того, чтобы набраться её у людей.
И он достигает своей цели, так как попадает к рабочим, которые точно знают, для чего они живут. Им нужно рыть котлован! А котлован послужит фундаментом для более правильной и организованной жизни. Чем не достойная цель? Подумаешь, что каждый отдельно взятый рабочий становится чем-то наподобие отработки, которую за ненадобностью ссыпают в отвалы. Но всё же на благо будущих поколений!
И тут речитативом в голове начинает звучать голос Маяковского:

…Но шёпот громче голода –
он кроет капель спад:
«Через четыре года
Здесь будет город-сад!»…

И сразу возникает резонный вопрос: а будет ли? Там, у Маяковского, надежда на это велика. Потому что есть цель, есть чёткий план и люди, готовые всё сделать ради намеченной цели. Возможно, эта вера в лучшее слишком идеализирована. Но она помогает людям жить и работать дальше. А что мы видим у Платонова? Начало схожее, но в продолжении вырисовывается иная картина. На ум опять приходят поэтические строки, только вещает их уже Крылов:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, а только мука…

Одна мука и выходит. Каждое действие, каждая благая мысль героев непременно заканчивается провалом. Что желание увеличить котлован, что попытка способствовать коллективизации деревни. Во всём чувствуются безнадёга и обречённость. И от этого так и тянет впасть в уныние.
Но в любой, даже самой тёмной повести, непременно должно быть светлое пятно. Оно находится и здесь. Это девочка Настя, яркое порождение прошлого режима, но перерождённая для новой жизни. Многие её фразы звучат подобно лозунгам. Хоть плакаты печатай. И, кажется, она одна верит в победу нового строя и вселяет эту веру в других. Но, как и новоиспечённая власть, девочка плохо различает оттенки серого. Всё вокруг для неё окрашено только в чёрные и белые цвета. Смерть матери – чёрный, шумное гуляние в деревне – только белый, следуешь за всеми – свой человек, задумался, а не повернуть ли назад, – и сразу угодил в классовые враги. Несмышлёная девочка превращается в подобие пророка новой эпохи. Но от этого уныние только усиливается. Ведь конец у всех пророков одинаков.
Думаю, эта далеко не та книга, при чтении которой можно просто отдохнуть и расслабиться. У неё несколько иная задача: взбудоражить, ошеломить, заставить задуматься. Впрочем, вряд ли книга открыла для меня что-то новое. Скорее, просто в очередной раз напомнила, что самая благая затея без нужного вектора может обернуться полным провалом, а постоянный поиск врагов и тупое следование намеченному плану редко доводят до добра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: