Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3): сочинение

Анализ и сочинения по рассказу «Фро» Платонова

В своем рассказе «Фро» автор затронул человеческие переживания. В произведении рассказывается о любви Фроси к супругу, который уехал очень далеко. Творение отличается линейным сюжетом. Вместе с несколькими произведениями Платонова рассказ был опубликован в 1936 году.

  1. Анализ рассказа «Фро»
  2. О чем рассказ Астафьева – сюжет
  3. Сочинение о рассказе Платонова
  4. Своеобразие рассказа Фро

Анализ рассказа «Фро»

«Фро» — небольшой рассказ Платонова, в котором на первое место выходят не события, а людские переживания. В новелле повествуется о безграничной любви, испытываемой молодой женщиной Фросей к уехавшему от нее «далеко и надолго» супругу. Произведение характеризуется линейной композицией, то есть события в нем даны в хронологической последовательности.

История создания

Об истории создания рассказа «Фро» известно не очень много. Написан он в 1936 году. Вместе с ним на свет появилось еще несколько произведений Платонова, повествующих о России дореволюционной и советской, о любви и труде, о жизни бедных и неграмотных людей.

Среди них – «Река Потудань», «На заре туманной юности», «Среди животных и растений», «Бессмертие». Впервые рассказ «Фро» был напечатан вскоре после написания, то есть в том же 1936 году. Опубликовал его журнал «Литературный критик». Впоследствии произведение вошло в сборник «Река Потудань», изданный в 1937 году.

Главная героиня

В центре повествования – двадцатилетняя Ефросинья (Фро) Ефстафьева. Она всеми силами пытается жить без супруга Федора, уехавшего работать на Дальний Восток, но ничто не помогает ей забыться – ни танцы в клубе, ни ночной труд в шлаковой яме, ни посещение курсов железнодорожной связи и сигнализации.

Скучающая по мужу Фрося практически не ест, ей становится безразличен ее внешний вид. Любовь для Фро равна самой жизни, без нее нет радости. У главной героини есть возможность изменить, утолить свой любовный голод, но она отказывается идти по такому пути.

Не в силах больше терпеть тоску по супругу и желая вернуть его любыми средствами, Фро решается на крайние меры. Женщина отправляет мужу телеграмму, написанную якобы от лица ее отца. В ней сказано, что Фрося смертельно больна и вот-вот умрет.

В финале, когда супруг опять уезжает, Фро находит успокоение в обществе соседского мальчика. Во-первых, он столь же одинок. Во-вторых, похож на детскую фотографию Федора. Кроме того, союз Фроси и ребенка – это метафора деторождения.

В результате, обретя в лице мальчика близкого человека, наладив отношения с отцом, Фро становится способной пережить новую разлуку с мужем.

Характеристики основных персонажей

Мужа Фроси – Федора – читатель практически не видит. Собственной персоной он появляется только почти в финале. Зато о нем много говорится по ходу рассказа, благодаря чему удается немало узнать об этом персонаже. В начале повествования Федор уезжает на Дальний Восток с целью «настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы». При помощи механизмов муж Фроси собирается преобразовать весь мир.

Работа сильно увлекает его – настолько, что он готов покинуть на год молодую супругу. Да, он возвращается к Фро, так как любит и скучает, но в финале все равно снова уезжает. Причем есть вероятность, что после Дальнего Востока его ждет Китай.

Второй важный персонаж рассказа – Нефед Степанович, вдовец и отец Фроси. Раньше он был машинистом паровоза. Когда-то его пытались отправить на пенсию. Сначала Нефед Степанович согласился, так как толком не понимал, о чем идет речь. Очень быстро ему стало сильно не хватать работы.

Отец Фроси – человек, который не мыслит себя без труда на железной дороге. Трагедия Нефеда Степановича заключается в том, что его фактически отвергли на работе, он стал там не нужен.

Тематика произведения

Как отметил лингвист и литературовед Александр Жолковский в статье «Душа, даль и технология чуда (Пять прочтений “Фро”)», в этом платоновском рассказе есть «все». Перед взором читателя предстает быт в рядовом провинциальном городке, затерянном где-то на бескрайних просторах Советского Союза – быт, не наполненный интересными событиями.

Кажется, что главное развлечение здесь – танцы в клубе. При этом некоторых жителей городка влечет «романтика далеких горизонтов». В первую очередь речь идет о Федоре, стремящемся на Дальний Восток.

Важнейшая тема произведения – тема любви. Раскрывается она главным образом при помощи отношений Фроси и Федора. Кроме того, значительную роль в рассказе играет тема работы. Без труда на железной дороге не может полноценно жить старик Нефед Степанович.

Ради работы готов бросить Федор молодую жену и умчаться за сотни километров от дома. Посредством труда пытается избавиться от тоски по супругу Фрося.

Нередко рассказ «Фро» трактуется как новелла о перевоспитании индивидуалистки. На протяжении практически всего произведения Фрося хотела супруга только для себя одной, но под конец смирилась и стала готова спокойно дожидаться его, пока он вдали будет преобразовывать весь мир «для блага и наслаждения человечества или для чего-то еще».

Литературное направление

В 1920 году Платонов отвечал на вопросы анкеты Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди них – «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?». Ответ писателя примечателен: «Никаким, имею свое».

У Платонова было не просто свое направление, у него была особая литература. Это очень точно подметил Распутин:

«Такое ощущение, что он пришел из таких глубин и времен, когда литературы еще не было, когда она, быть может, только начиналась и избирала русло, по которому направить свое течение. И где только-только начинался русский человек и русское мышление». Платонову удалось создать «совсем другой мир – реальный и одновременно ирреальный».

О чем рассказ Астафьева – сюжет

Сюжет разворачивается вокруг 20-летней девушки Ефросиньей Ефстафьевой. Девушка старается начать самостоятельную жизнь без своего мужа Федора. Ее супруг уехал на Дальний Восток. Она обучается железнодорожным связям, работает и ходит на танцы в клуб.

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

Фрося сильно скучает по Федору, не ест и перестала за собой ухаживать. Она не могла радоваться без любви. Девушка не может найти в себе силы и испытывает тоску по возлюбленному. Фро осмеливается любыми способами вернуть супруга. От имени своего отца она написала телеграмму мужу. В письме было написано, что Фрося сильно больна.

После приезда и очередного отъезда мужа Фро нашла утешение в лице соседского мальчика. Союз девушки и мальчика автор выразил как метафору деторождению. Фрося наладила отношения с отцом и уже была готова пережить разлуку с Федором.

В рассказе Федор появляется только в конце. В произведении Фрося постоянно его вспоминает и упоминает. Вначале он поехал на Дальний Восток, где работал в качестве инженера-электротехника.

При помощи своих приборов Федор хочет изменить окружающий мир. Он любил свою работу больше чем Фросю. Он приезжает, поскольку супруга сильно скучает, потом сразу же уезжает. На этот раз он отправился в Китай.

Еще одним персонажем является Нефед Степанович. Нефед является отцом главной героини. До пенсии он работал машинистом на железнодорожной станции. На пенсии ему стало не хватать работы, после чего его взяли на должность запасного механика. На работе Нефед появлялся раз в 4 дня.

Сочинение о рассказе Платонова

Перед читателями возникает простой быт, который особо не заполнен увлекательными событиями. В рассказе автор использовал оригинальные и художественные приемы, метафору и эпитеты, также сложные образы.

Платонов на первый план выставляет человеческие чувства. Героев рассказа невозможно поделить на отрицательных и положительных. Автор выражает мягкость и теплоту ко всем героям.

Главной темой книги является любовь. Данное чувство раскрывается во взаимоотношениях между Федором и Фросей.

Кроме любви важное место занимает тема работы. Ради своей работы Федор уехал, бросив свою жену. С помощью работы Фрося старалась освободиться от тоски. А ее отец не мыслил свою жизнь без железнодорожной станции.

Своеобразие рассказа Фро

«Фро» является маленьким рассказом Андрея Платонова, в котором автор предлагает читателю окунуться, главным образом, не в сюжет, а в эмоции и переживания персонажей.

В произведении речь ведется чувствах молодой женщины Фроси к своему супругу, который, по ее же словам, уехал далеко и еще скоро не вернется. События, как это не характерно для Платонова, ведутся в хронологической последовательности, то есть линейно.

В центре сюжета находится двадцатилетняя девушка Ефросинья Есфставьева, которая изо всех сил старается вести быт без мужа Федора. Федор работает на Дальнем Востоке, и еще долго не появится в родном доме.

Фро тяжко скучает по своему супругу, и ничто не в силах ей помочь. Она, стараясь отвлечься от гнетущих мыслей, ходит на танцы, трудится, посещает курсы железнодорожной связи, но все без толку. Девушка не ест, не ухаживает за собой, только ждет любимого.

Без Федора ей нет счастья в жизни. У нее есть возможность утолить свой любовный голод, но она отказывается от этого. В какой-то момент Фро отчаивается и идет на крайние меры. Она пишет мужу телеграмму, якобы написанную от имени ее отца. В телеграмме значится, что Фрося больно и вот-вот отдаст Богу душу.

На финальных страницах Федор снова уезжает, но, на этот раз, Фрося находит себе утешение. Она начинает общаться с соседским мальчиком. Их объединяет удручающее одиночество. И, плюс к тому, юноша очень похож на Федора в детстве.

В конце концов, наладив отношения с отцом и найдя близкого человека, Фро принимает свою участь и находит в себе силы пережить долгую разлуку с супругом.

Федора, в произведении, мы практически не видим. Появляется он только в финале. Зато по ходу самого повествования мы узнаем о нем очень много. Федор уезжает на Дальний Восток, желая поработать в создании неких таинственных электроприборов.

С помощью них мужчина планирует изменить весь мир. Работа манит мужчину настолько, что он готов оставить свою супругу и уехать от нее на целый год. Он тоже скучает по своей супруге, он даже возвращается к ней, но потом все же снова уезжает за своей мечтой.

Следующим важным персонажем является отец Ефросиньи – Нефед Степанович. Он вдовец, работал на поезде машинистом. В какой-то момент, его хотели отправить на пенсию, на что Нефед Степанович соглашается в силу незнания дел. Но вскоре ему очень сильно перестает хватать работы, и он снова отправляется на поезд.

Но на этот раз не машинистом, а резервным механиком. Вызывали Нефеда Степановича на работу нечасто – всего несколько раз в неделю. Но этого он ждал ежедневно и даже ежечасно. Мужчина не может представить себя без работы, ему нужно быть кому-то необходимым, чем-то себя занять. Трагедия персонажа заключается в том, что его почти, что выгнали с работы, он больше там не нужен.

Стиль у Платонова свой, до него таких произведений никто не видел. Ему удалось создать свое литературное направление, вместе со своими особенностями, характеристиками и мышлением. Нигде вы не найдете настолько странного, таинственного сплетения разных, даже чуждых друг другу элементов.

Читайте также: Конь с розовой гривой – сочинения и анализ рассказа Астафьева.

В этом рассказе А.П. Платонов подчеркивает одну из своих излюбленных идей о том, что человек должен жить ради дела, а не ради мирских утех. Так жили наши предки из поколения в поколение. Так назначено жить и нам.

Не случайно в разговоре с дочерью отец Фроси рассказывает о том, как ждала его с работы жена, и говорит о том, что и Фросе надо так преданно ждать мужа. В финале рассказа Фрося смиряется со своей судьбой.

Ее внимание к соседскому мальчику заставляет читателя верить в то, что сбудется ее мечта и у нее скоро тоже появится похожий на Федора ребенок. Это событие наполнило бы ее жизнь смыслом и истинным счастьем.

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

Художественное своеобразие одного из произведений А.П. Платонова (“Ювенильное море”)

Мотив смерти, один из важнейших в творчестве А.Платонова, стал символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести “Ювенильное море”, написанной в середине 30-х годов. В ней подвергнуты критике умозрительные прожекты гигантского строительства, не учитывающие интересы отдельного человека. Разрыв между “общим” и “частным” ведет к потере “родства” между людьми, к росту формализма. Человек теряет свою ценность, превращается в механизм. Наиболее характерен эпизод, в котором герой, глядя вслед любимой женщине, размышляет о том, какую практическую пользу может принести ее тело, “сколько гвоздей, свечек, меди и минералов” можно получить из него. Гротескно описание бывшей совхозной кухарки, “печальной бесхозной женщины”, у которой даже ушные сережки отобрали, чтобы расплавить и получить материал для стройки, затеянной активистами на месте уничтоженного совхоза. В “Ювенильном море” писатель часто использует один из характерных своих приемов — художественную конкретизацию абстрактной идеи. Зачастую,, как и в других произведениях, это те самые идеи, которыми он “переболел” в молодости.
В “Ювенильном море” одной из центральных является проблема “человек и технический прогресс”. Платонов критически относился к позиции своих героев, сходной с той, которую он имел сам в юные годы, в период увлечения философией пролеткульта. В ранних статьях молодой писатель-публицист отстаивал взгляд на человека, как на “социально-организованный автомат”, считая, что член будущего коммунистического общества должен быть гайкой и болтом в “общей машине — человечестве”, не выделяясь из коллектива. Однако уже вскоре писатель отдал предпочтение личности, посвятив свое дальней шее творчество исследованию ее “сокровенности”. Таким образом, и структура повести “Ювенильное море” не лишена следов мировоззренческой эволюции художника. В этой повести идея ценности личности утверждается путем от противного — критикой бездуховности, явившейся следствием рационализации сознания “нормализованного человека”. В системе персонажей отсутствует тип сокровенного платоновского героя. Почти все действующие лица гротескны, ирреальны, порой сатиричны. В то же время следует признать, что такой взгляд во многом определен той значительной дистанцией, которая разделяет эпоху 30-х годов и современность. Многие читатели повести, особенно старшего поколения, узнают и атмосферу того времени, и его приметы, воспринимая повесть в сугубо реалистическом плане, не замечая высокой степени художественной условности. Подобное осмысление “Ювенильного моря” закономерно влечет за собой предположение о том, что писатель “заразился” мироощущением большинства современников, сам поверил в миф, развенчанный им в произведениях, написанных незадолго до создания повести.
Полярные взгляды на “Ювенильное море” свидетельствуют о сложности его повествовательной структуры, в которой авторская позиция оказывается далеко не проясненной.
Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы было вычеркнуто из истории русской литературы и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за высказанной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании букв. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф.М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произведения А. Платонова лежат те гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская литература. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю человечества”. Писатель-реалист Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать сознание”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал, почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. “Писать надо не талантом, а человечностью — прямым чувством жизни” — вот кредо писателя.

Своеобразие романа А. Платонова “Чевенгур”

Роман “Чевенгур” – центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя – возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей “микропрозы” писателя начала и середины 20-х годов.
“Чевенгур” – роман всей жизни Платонова. Роман возникал из бесконечного количества жизненных событий, внутренних реакций, осмысливаемых в метафорах и символах, вырастал из опыта очарований и разочарований. Нить личной судьбы продернута сквозь

Related posts:

Своеобразие романа А. П. Платонова “Чевенгур”В конце 20-х годов – начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи – роман “Чевенгур”, бедняцкую хронику “Впрок”, повести “Котлован”, “Джини”, “Ювенильное море”, рассказы и пьесы. В 1926 г. он писал жене: “Я должен опошлять и варьировать свои мысли, чтобы получились приемлемые произведения. Именно – опошлять. А если […].

Размышляя над названием романа А. Платонова “Чевенгур”Роман “Чевенгур” – чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как “ремонт” всей земли, горестные столкновения со свинцовым идолом бюрократического зла – все вокруг ожило в величественном и мучительном сне. Многие давние впечатления заново мучили Платонова, […].

Сочинение о человеке по роману Платонова ЧевенгурПодготовка к ЕГЭ: Сочинение о человеке по роману Платонова Чевенгур Сочинение. Тема: “А. П. Платонов. Проблема человека и окружающего мира (по роману “Чевенгур “)”. Роман “Чевенгур” написан А. А. Платоновым в 1929 году, а напечатан в СССР в 1988 году в журнале ” Дружба народов”. Почти 60 лет лет произведение было ввергнуто в забвение, сознательно […].

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Сюжетные особенности в романе А. П. Платонова “Чевенгур”Роман Андрея Платонова “Чевенгур” можно назвать антиутопией. Жанр во многом определяет язык произведения, далекий от литературной правильности и сочетающий в себе разговорную речь малообразованных рабочих и крестьян с канцелярско-бюрократическими оборотами. Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский очень точно заметил, что Платонов “писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи”. В романе описана фантастическая Чевенгурская коммуна, […].

“Чевенгур” Платонова в кратком содержанииЧерез четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса – бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар Павлович слушал шум […].

Сочинение о человеке в романе ЧевенгурПодготовка к ЕГЭ: Сочинение о человеке в романе Чевенгур Сочинение. Тема: “А. П. Платонов. Проблема человека и окружающего мира (по роману “Чевенгур “)”. Роман “Чевенгур” написан А. А. Платоновым в 1929 году, а напечатан в СССР в в 1988 году в журнале ” Дружба народов”. Почти 60 лет лет произведение было ввергнуто в забвение, сознательно […].

Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема – взаимоотношения человека и природы. Установление гармонии между ними является смыслом жизни ранних героев писателя. Эта тема раскрывается в рассказах “Происхождение мастера”, “Прекрасный и яростный мир”, “Эфирный тракт”, “Сокровенный человек”. 2. Как понимать платоновское определение природы как “прекрасного […].

“Чевенгур” краткое содержание по главам романа ПлатоноваПримерно через каждые четыре года голод заставлял жителей поселка уходить в города или в леса. Людей в поселении оставалось мало, в их числе – Захар Павлович. За свою жизнь этот человек научился мастерить много нужных в хозяйстве вещей, но сам, практически, ничем не обладал. У Захара Павловича не было жилья, не было и семьи. Как-то […].

Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”?Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? – Какая проблема составляет основу всего творчества А. Пла­тонова? а. Отцов и детей б. Борьбы за свободу в. Сущности жизни г. Интеллигенции и революции – Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? а. Гармоничный мир б. Прекрасный и яростный мир в. Разгул стихий 3. В каких […].

Как понимать название повести А. Платонова “Котлован”?Какая тема является главной в раннем творчестве А. Пла­тонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема – взаи­моотношения человека и природы. Установление гармонии меж­ду ними является смыслом жизни ранних героев писателя. Эта тема раскрывается в рассказах “Происхождение мастера”, “Пре­красный и яростный мир”, “Эфирный тракт”, “Сокровенный человек”. Как понимать платоновское определение природы как “пре­красного и яростного […].

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (5)Многие произведения, написанные нашими писателями в двадцатых-тридцатых годах, пришли к нам только в последние годы. Книги Платонова, Замятина, Пастернака, Гроссмана не увидели свет при жизни авторов. Но эти произведения испытали проверку временем и теперь вносят достойный вклад в сегодняшнюю жизнь. Эти произведения особенно интересны тем, что они открывают для нас взгляды и сомнения непосредственных очевидцев […].

Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова)В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова возвратилось в литературный обиход нашего времени, пройдя через колоссальный перепад оценок творчества писателя: от “юродиво-вредного явления”, как критика определяла его при жизни, до выдающегося мастера, по мнению сегодняшнего литературоведения. Художник редкой […].

Безличный коммунизм (А. П. Платонов “Чевенгур”)Слова JI. Толстого о том, что “без идеала нет жизни”, относятся и к людям, чьи идеалы ложные, внушенные власть имущими, и к людям, напоминающим зомби, в которых жизненное начало подменено фанатической верой в чуждые им идеи. Платонов подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о своем существовании, человека безыдейного: “…точно все живущее находилось где-то посреди времени и […].

“Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни”. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – АЛ. Платонов. “Чевенгур”.)Слова Л. Толстого о том, что “без идеала нет жизни”, относятся и к людям, чьи идеалы ложные, внушенные власть имущими людям, напоминающим зомби, в которых жизненное начало подменено фанатической верой в чуждые им идеи. А. Платонов подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о своем существовании, человека безыдейного: “…точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего […].

Своеобразие внутреннего мира героев ПлатоноваВ прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя – странствующий философ, пытающийся понять “смысл частного и общего существования” и стремящийся найти путь ко всеобщему счастью. Философские убеждения самого писателя естественным образом передались и героям его прозы, поэтому, чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев, необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя. Неисправимый идеалист и романтик, […].

Чевенгурский коммунизм Андрея ПлатоноваА. Платонов в своем творчестве подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о собственном существовании: “…точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление”. Писатель выражает сомнение в том, оправдана ли прекрасная будущая жизнь столькими жертвами, да и может ли она быть построена на таком зыбком […].

Чевенгур, в сокращенииЕпифанские шлюзи Сокровенний человек Чевенгур Котлован Ювенильное море Возвращение Через четире года в пятий голод гнал людей в города или в леса – бивал неурожай. Захар Павлович оставался в древесное один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, вот сковородки к будильнику, но у самого Захара Павловича ничего не било: ни семьи, […].

Читайте также:
Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

ЧевенгурАндрей Платонович Платонов Чевенгур Путешествие с открытым сердцем Роман (1929) Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса – бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни […].

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (4)Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда […].

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова“Ты кто? Отчего ты живешь? Хорошо тебе или нет?”. Такие вопросы задает мальчик Егор – герой платоновского рассказа “Железная старуха”, написанного в 1951 году. Не эти ли вопросы ставит перед нами сам Платонов? На первый взгляд рассказ кажется детским, на самом же деле, используя образ ребенка, Платонов ставит перед нами важные, глубокие философские вопросы. Что […].

Чевенгур краткое содержаниеПлатонов А. П. Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса – бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар […].

Краткое содержание Чевенгур А. П. ПлатоновА. П. Платонов Чевенгур Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса – бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда […].

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (3)Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни не удавалось воплотить эти утопические идеи. Очень скоро Платонов осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения разумных людей в бездуховных существ, […].

Мои размышления над прозой А. П. Платонова…Чтобы что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то темный путь для сердца к влекущему меня явлению, а мысль шла уже вслед… А. Платонов Судьба произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом счастье “столь нужном, столь достоверном, как неизбежность…” Все необычно и […].

СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН”КЛАССИКА А. П. ПЛАТОНОВ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Андрей Платонов написал повесть “Котлован” в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома – сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха – сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин “взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием”. […].

О творчестве А. П. ПлатоноваА. Платонов (Климентов Андрей Платонович) относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества – проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего творчества писателя составляет тема взаимоотношения человека и природы. Природа у Платонова – “прекрасный и яростный мир”. Двойственность ее в том, что она беззащитна, хрупка перед […].

Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведенииЛ. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […].

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (2)Талантливый писатель А. Платонов, создавал свои произведения в сложные годы, когда строились новые заводы и фабрики, начиналась новая жизнь. В новой обстановке и люди становились иными. Писатель стремился отразить судьбу народа, решить проблему истинно человеческой свободы, подлинной гармонии. Но он видел, что в реальной жизни невозможно ее достичь, поэтому во многих его рассказах отчетливо видны […].

Своеобразие повести Андрея Платонова “Котлован”Андрей Платонов написал повесть “Котлован” в 1929-1930-х годах. Это были годы великого перелома – сворачивание нэпа, индустриализация и коллективизация. Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха – сталинская. По словам У. Черчилля, Сталин “взял Россию лапотной, а оставил ее с атомным оружием”. Такая резкая перемена говорит о чрезвычайной важности этого периода русской […].

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова. (1)Зачем ему теперь нужен Смысл жизни и истина всемирного Происхождения, если Нет меленького, верного человека, В котором истина стала бы Радостью и движением? А. Платонов “Котлован” Желание исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 […].

Художественное своеобразие произведения А. Платонова “Котлован”Желанием исследовать одну из самых сложных проблем XX века – проблему приобщения человека к новой жизни – проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930 года, так же, как создавался роман Николая Чернышевского “Что делать?”, тоже написанный на злобу дня. Теперь, когда мы знаем многочисленные произведения, посвященные […].

Читайте также:
Писатель и время: сочинение

Герои произведений Андрея ПлатоноваВ середине ЗО-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден признать ошибкой многое написанное им ранее. Не могло быть и речи в этой ситуации о публикации остросоциальных “Чевенгура” и “Котлована”. Повесть “Ювенильное море” также не увидела свет, несмотря на закамуфлированность […].

Песнь о человеке (по страницам произведений А. Платонова)Чем необычен писатель А. Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, особенность художественного мышления классика литературы такова, что глубоко современная проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиций современного личностного сознания. Стоит открыть любой рассказ или повесть этого писателя, как нас вскоре пронзит печальный […].

Цвет в повести А. П. Платонова “Котлован”Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе “Чевенгур”, повестях “Котлован”, “Ювенильное […].

Читая Платонова… (2)Возвращенные из литературного небытия произведения Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Шаламова, А. Платонова не были напечатаны при жизни авторов, однако воспринимаются как живые явления современной литературы и читаются с жадным интересом. Они помогают нам разобраться в нашем “непредсказуемом” прошлом, потому что созданы непосредственными очевидцами переломных моментов истории. Они никогда не отступали от выстраданных ими убеждений, […].

От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”)Каждая новая эпоха дает своих новых героев, “новых людей”. После революции 1917 года с особой остротой выдвинулся вопрос о “новом человеке” и его взаимоотношениях с миром. Он стал центральным в творчестве А. Платонова, чутко уловившего суть произошедших в России перемен и невольно передавшего всю трагичность их последствий. Произведения, созданные А. Платоновым в конце 20-х – […].

Герои произведений А. ПлатоноваТворчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за […].

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА”ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” Андрей Платонович Платонов – один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека. Главным в раскрытии замысла писателя является […].

Из кого состоит череда героев у Платонова?А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только “музыку”, но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений […].

Сочинение: Маленький человек в произведениях ПлатоноваВ литературе XX века, особенно послереволюционной, тема маленького человека надолго ушла в тень. Собственно, в лите­ратуре социалистического реализма до поры до времени и не могло возникнуть такой темы как актуальной. Во-первых, рево­люция и последующие социалистические преобразования тре­бовали героя не заурядного и тем более не маленького, а харак­теров крупных, героических. Во-вторых, сама постановка проблемы маленького человека […].

Элементы антиутопии, их своеобразие в романе А.Платонова “Чевенгур”

Рассмотрение элементов творчества А. Платонова, автора романа-антиутопии «Чевенгур». Определена специфика данного жанра, типологические и его субъективные черты. Столкновение утопических представлений о социализме с реальной практикой его строительства.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.05.2018
Размер файла 17,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Элементы антиутопии, их своеобразие в романе А.Платонова «Чевенгур»

В данной статье рассматриваются элементы творчества А. Платонова, автора романа-антиутопии «Чевенгур». Определена специфика данного жанра, типологические и субъективные черты антиутопии.

Работая в студенческой аудитории, я еще иногда слышу вопрос: а нужен ли нам А.Платонов со своими косноязычными героями, трудным для восприятия сегодняшнего читателя языком ? И, не задумываясь, отвечаю, что не только нужен, но необходим. Мало кто из писателей сумел столь правдиво воспроизвести эпоху, ее язык, показать тех, кто счел себя в праве доказать возможность земного рая. Но если бы только об этом были произведения Платонова. Платонов принадлежит к тем немногочисленным писателям, кто услышал в революции не только музыку, но и отчаянный крик. Народ воспринял октябрь 1917 года в духе библейского мифа о рае, но рае земном. Все казалось возможным и легко осуществимым. Возвращение к реальности было тяжелым и болезненным – слишком велики были перегрузки. Революционные идеи овладевали массами, но вот как они усваивались – это вопрос. платонов утопический социализм

В романе «Чевенгур» сталкиваются утопические надежды перестроить мир как в сказке «по щучьему ( по коммунистическому- З.П.) велению, по моему (народному-З.П.) хотению». В представлении народа социализм видится как сообщество хороших людей, заботящихся о человеческой душе. Нет ни бедных, ни богатых, ни униженных. Все равны, все одинаковы. А социализм получится сам по себе, без кропотливой работы, организации, учета, строгой дисциплины. Ведь всякий труд – это уже товар, собственность, а значит – капитализм.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение

Такой утопический социализм и создают герои А.Платонова в «Чевенгуре». Столкновение утопических представлений о социализме с реальной практикой строительства социализма точно зафиксировано Платоновым, причем писателю удалось показать глубину этой проблемы и ее социальные потенции. Поэтому роман Платонова «Чевенгур» относится к жанру антиутопии. Антиутопия предполагает изображение отрицательных последствий социальных экспериментов, в основе которых лежит построение «общества будущего», соответствующего определенной идеологической модели.

Роман «Чевенгур» состоит из двух частей: повести-притчи «Происхождение мастера», рассказывающей о русском умельце Захаре Павловиче, своеобразном народном философе, эволюции его мироощущения, а также о дореволюционной жизни России, и романа «Чевенгур». Обе части романа связаны образами главных героев- Захара Павловича и его приемного сына Саши Дванова и сквозным мотивом путешествия: ”Чевенгур” имеет подзаголовок «Путешествие с открытым сердцем», в связи с этим возникает вопрос – о ком говорится в подзаголовке, кто путешествует вначале по дореволюционной, охваченной голодом России, а затем по России периода военного коммунизма и НЭПА – Захар Павлович, Саша Дванов, Чепурный или Копенкин? На этот вопрос поможет ответить повесть-притча «Происхождение мастера», в которой скрыт глубокий философский смысл, воплощающий авторскую сверхзадачу. Мы приходим к выводу, что это путешествие по России с открытым сердцем предпринимает сам Платонов, чтобы показать хотя бы уголок провинциальной России и правдиво, без утайки, рассказать о происходящем. «Как Гоголь, который следуя мотивам «Божественной комедии» Данте, попытался показать ад современной российской жизни , своеобразную русскую преисподню с галереей «мертвых душ» помещиков и чиновников, так и Платонов представляет читателю «адово дно коммунизма» – целую серию гротескных ревзаповедников, уездных коммун, маленьких «чевенгуров», где того и гляди, по мнению их основателей, наступает «коммунизм» [1].

Герои «Чевенгура» представляют социализм малодворными артельными поселками с общими приусадебными наделами. Все они не сеют, не пашут, а ждут, что само-собой «произрастет» коммунизм – без труда, без имущества, без материальных забот. Это люди, думающие в соответствии с обстоятельствами, с разными идеями, со своими странностями и фантазиями, входящие в соприкосновение друг с другом. Но все они идут к общей цели. Яснее других ее формулирует рыцарь революции, Копенкин. Он кричит «задумавшемуся человеку: «Да что ты, гнида такая…закончи к лету социализм. Вынь меч коммунизма, раз у нас железная дисциплина». И еще: «Социализм придет моментально и все покроет. Еще ничего не успеет родиться, как хорошо настанет» [2].

Большинству героев поначалу свойственен утопизм мышления и чувств. После окончания жестокой братоубийственной гражданской войны все ждали немедленного наступления социализма. Ведь для этого и воевали, лили кровь, жертвовали собой. Только откуда же он возьмется, если кругом разруха, запустение, холод и голод?! Но отрезвление придет позже, а пока все «строят» немедленный социализм за счет разграбления богатых помещичьих усадеб, передачи домашней скотины имущих, неимущим, уравнительного распределения материальных благ, бюрократического придумывания фиктивных должностей для быстрейшего воплощения идей революции, а на самом деле выгодного «обслуживания самих себя.»

Широко используя такие художественные средства как словесный гротеск, ирония, символика образов, искусство детали и др., Платонов шаг за шагом обнажает несостоятельность нелепых новообразований на огромной российской земле, абсурдность и трагизм внезапно образовавшихся утопий.

Платонов представляет в романе, если воспользоваться терминологией М.Бахтина «множественность голосов эпохи», которые выражают точки зрения реально существовавших социальных групп: крестьянства (кузнец Сотых, Недоделанный рябой мужик), рабочих (Захар Павлович, безымянный машинист), левацки настроенных революционеров (Чепурный, Копенкин, Прохор Дванов), анархистов (Пашинцев, Мрачковский). Таким образом «Чевенгур»- роман многоголосый, и эту его особенность отметила Н. Иванова : «По Платонову, истина не может принадлежать одному человеку, не может вместиться в одно сознание. Роман являет собой мощный народный диспут, открытый митинг о судьбах страны, о настоящем и будущем общества» [3].

Автор показывает как постепенно народный здравый смысл начинает противостоять идеологии нового порядка, подчеркивается утопичность и недолговечность последнего: «…Жителям надоели большие идеи и бесконечные пространства: они убедились, что звезды могут превратиться в пайковую горсть пшена, а идеалы охраняет тифозная вошь».

И в самом деле, кроме высоких идей, не было у коммунаров знаний, не было политического опыта; стихийно утверждалась идея неизбежности, необходимости построения коммунизма, представляющимся всем неопределенным раем, где упразднены «буржуазные» ценности, нет изнуряющего труда, нет классов, ведь коммунизм- общество бесклассовое: «Когда пролетариат живет себе один, то и коммунизм у него сам выходит».

Оттого выливалось иногда это чувство в действия жестокие и бессмысленные, как расстрел бывшей буржуазии и «класса остаточной сволочи» в Чевенгуре. Как говорит Копенкин: «Мое дело – устранять враждебные силы. Когда все устраню,- тогда оно само получится, что надо.» Даже «сокровенный» человек Дванов, герой всегда занятый своими мыслями, также думает, что только полностью разрушив прошлое, можно на нетронутой почве устроить заманчивую и интересную жизнь. Поэтому и ведет Платонов своего героя по России, делая свидетелем самых невероятных социальных экспериментов, помогая ему осознать происходящее, сделать вывод о губительных последствиях подобных социальных опытов. Сталкивая с самыми странными людьми, фанатиками, прожектерами, чудаками, бандитами, не обладающими ни культурой, ни интеллектом, единственным оружием которых является насилие и классовое чутье, автор показывает как строится в Чевенгуре коммунизм: прежде всего необходимо отучить грамотных от букв для всеобщего равенства. Отменены деньги, почта отменена, потому что «пролетарии уже вплотную соединены, труд объявляется пережитком жадности, ум под подозрением. Коммунизм, как считают чевенгурцы, утвержден полностью. Только вот все глуше становится, все бесприютнее и безнадежнее! «Пролетарии и прочие …быстро доели пищевые остатки буржуазии…». Надвигается зима. Умирает от голода мальчик. Коммунизм оказался выдуманным для идеи, а не для жизни ребенка, не для человека. Вызванный Копенкиным в Чевенгур Дванов, для перенятия опыта коммунизма с целью распространения, тоже глубоко потрясен и опечален.

Читайте также:
Символисты – Блок и Платонов: сочинение

«Революция миновала эти места, освободила поля под мирную тоску, а сама ушла неизвестно куда, словно скрылась во внутренней темноте человека, утомивших на своих пройденных путях. А в мире было – как вечером, и Дванов почувствовал, что в нем наступает вечер, время зрелости, время счастья или сожаления…»

Это ключевые страницы романа. С них начинается переоценка прежних ценностей, происходит возвращение к человеку, его потребностям, к работе, семье, восстанавливаются связи между людьми, человеком и природой… Чевенгурцы стали налаживать электричество, изобретать полезные машины, строить, пахать землю. Казалось бы, на этой мажорной ноте можно было закончить роман. Но мудрый Платонов увидел новую опасность. К народу, делавшему свое дело «пристраивался бюрократ, аппаратчик, учетчик, демагог. Теперь он начинал организовывать, командовать, учить, подбирать кадры. А в сущности, рвать самую большую долю незаработанного им пирога» [4].

Александр Дванов, который всегда хранил память об отце, детстве, озере Мутево, на дне которого отец пытался разгадать тайну смерти, «в чувстве стыда жизни» повторяет его путь. Этим можно было бы и закончить, если не вспомнить о том, что роман написан в конце 1920-х годов, когда насильственно был прерван НЭП и столь же крутыми мерами проводилась коллективизация. В известном смысле возвращался тот же «коммунизм» с продразверсткой, уничтожением «капиталистических» классов, а потом и середняка для полного торжества бедноты во всех отношениях- социальном, материальном, моральном.

Это ли не дантовские круги ада, когда две эпохи неожиданно начали совпадать, и поэтому платоновский их анализ имел не только смысл, но и смысл прогностический. Уже было очевидно, что нельзя основывать коммунизм только на перераспределении существующего имущества, на уравниловке, без наращивания производства, на материальной незаинтересованности в труде. Поэтому мы можем добавить к тому, что «Чевенгур» Платонова – антиутопия, это еще и роман-предупреждение.

Платонов предупреждал против равенства в бедности, голого пролетарства, когда лучше не работать, потому что всякая работа рождает добавочный продукт, связывает человека имуществом и лишает его классовой чистоты.

В этом предупреждении была мысль и о новых человеческих жертвах, о разрушении экономических связей, об ожесточении сердец, о взрыве бумажной, пустопорожней, бюрократической деятельности, плодящей сотни тысяч инструкций, циркуляров, приказов. О понижении общего интеллектуального уровня сводимого к приказу и исполнению, о страданиях тех, кто лишился родственных связей, духовных запросов и личной независимой жизни. Оттого на столь трагической ноте заканчивается роман. Платонов говорил нам не только о строительстве коммунизма, коллективизации. Его прогнозы были связаны с сегодняшним днем. Ведь то, что есть в «Чевенгуре», есть еще и в нашей жизни.

1. Белова Т. Художественные принципы контраста и взаимопроникновения образов в романе А.Платонова «Чевенгур» //Вестник Московского университета,1999, №5- С.28.

2. Платонов А. Ювенильное море. Котлован. Чевенгур.-М.,1989.-С.278.

3. Иванова Н. Третье рождение //Дружба народов, 1988,№ 4- С.160.

4. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность. Роман Андрея Платонова в контексте его времени //Наш современник, 1989, № 3.-С.41.

Анализ произведения Платонова Чевенгур

Роман «Чевенгур» автор писал в течение 3 лет. Первая часть романа «Строители страны» вышла в 1927 году. А через год в журнале было напечатано несколько отрывков. Произведение относится к модернистскому течению. В первой части романа описаны детство и юность главного героя. Книга была написана в жанре антиутопии. Герои произведения живут в коммунистическом городе и безоговорочно верят советской власти. Глазами главного героя читатель начинает понимать, что происходит в Чевенгуре.

Становление Александра Дванова тесно связано с традициями и воспитанием. Дванов получил задание от партии и отправился на поиски «социалистических элементов». Познания главного героя превращают произведение в роман о путешествиях. История о Чевенгуре – это настоящий апокалипсис.

Роман является загадочным произведением в мире литературы. Книга не была окончена до конца. Композиция книги состоит из отдельных эпизодов, написанных вразброс. Интрига в романе повышается тем, что читатели не знают точного его финала. Прочитать роман довольно трудно, поскольку некоторые части по смыслу не связаны между собой. В конце сюжета Дванов уехав из Чевенгура, приехал в родные края. Тем самым приключения в романе возвращаются на самое начало. Действия в произведении начинаются в начале 20 века. В тот момент сын рыбака в 6 лет остался сиротой. В романе автор описал тяжелое детство Саши в приемной семье Двановых. В следующем эпизоде автор описал вступление героя в партию и его отправку на фронт. Во второй части рассказывается о жизни Александра в Чевенгуре. Вместе с Копейкиным читатели попадают на субботник, при котором жители передвигали дома.

Главным героем произведения является Александр Дванов. Герой получил фамилию от приемного отца. Семья Двановых усыновила мальчика после смерти отца и выгнала из дома спустя 4 года. Сводный брат героя Прокофий является полной противоположностью Александра.

Произведение сочетает в себе глубокую трагедию и иронию, также смех, который основан на разрыве социальных идей. Копейкин странствует на коне. Он должен попасть на могилу своей возлюбленной Розы Люксембург. По пути он помогает всем угнетенным людям. В романе автор применяет штампы и канцеляризм. Канцеляризм совмещается с афоризмом. Автор уделил большое внимание видениям и снам всех героев. Платонов постоянно делал меткие и самобытные сравнения.

Вариант 2

Роман «Чевенгур» является центральным и самым важным произведением Платонова. Многие критики склонны относить произведение в ряд антиутопий. Речь ведется о жителях города Чевенгур, которые безоговорочно верят в идеи коммунизма и светлого будущего. Но чем дальше, тем более явным для читателя становится незавидная участь героев романа.

Для многих «Чевенгур» является одним из самых загадочных и таинственных произведений отечественной литературы. Текст так и не был напечатан автором в полном объеме, и поэтому нам остается непонятным расположение отдельно взятых эпизодов и глав. Мало того, что читатель, возможно, до сих пор читает роман не в том порядке и понимает все не совсем верно, так еще и концовка книги усиливает интригу, так как судьба главного героя романа Дванова для нас остается тайной.

Читайте также:
Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова Котлован: сочинение

Сюжет романа начинается в начале 20 века. Юный Саша в 6 лет остается сиротой. Далее автор описывает тяжелую жизнь мальчика и судьбу его отчима Захара Павловича. Мы узнаем, что Захар Павлович человек непростой, он является членом партии, позже попадает на войну.

Далее Дванов и Копейкин отправляются на поиски деревни с тем самым, истинным, как они думают, коммунизмом. Путешествие длится недолго, около месяца, и, по возвращении Двановым в город, там уже наступает нэп, из чего мы понимаем, что речь идет о 1921 годе. Герой будто бы теряется во времени, потеряв несколько лет.

Вторая часть произведения ведется в городе Чевенгур, где, наконец, наступил коммунизм, и время оттого остановилось. Время играет в романе особую роль, она то двигается с умопомрачительной скоростью, то становится спиралью, то останавливается насовсем.

Вот мы попадаем в Чевенгур с его коммунистическим строем. Жители города работают не покладая сил, но делают это не ради материальной выгоды, а лишь ради удовольствия. Общество, по их слова, распущено раз и навсегда, в солнце названо главным пролетарием мира.

Читатель узнает, что коммунизм в Чевенгуре наступил после того, как Чепурный устроил жителям города маленький «конец света». То есть он просто убил богатых людей и прогнал середнячков.

Пролетариев не хватает, и Прокофий решает привести в город людей извне. Но и они, увидев смерть ребенка, уходят каждый в свою сторону. Неудачная попытка воскрешения мертвого является кульминацией, пиком романа.

Время в Чевернгуре стоит на месте. Копенкин, по ощущениям, проводит в городе всего месяц, но, после приезда Дванова, он становится зрелым человеком, то есть мы снова видим, самый что ни на есть, временной провал.

В какой-то момент на Чевернгур нападают. Чепурный признает в неприятелях казаков и кадетов. В этот момент Дванов предстает перед читателями уже тридцатилетним мужчиной, что вновь вызывает в читателе изумление, ведь в городе он совсем недолго.

Чевернгурцы проигрывают битву, и Дванов уезжает к озеру Мутево, в котором давным-давно погиб его настоящий отец. Конец романа остается для нас тайной: Прокофий отправляется на поиски Дванова. И его успех или неудача нам неизвестны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Чевенгур

Популярные сегодня темы

Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.

Мальчик получил в подарок перочинный ножичек, привезенный из Москвы. У ножа была особенная костяная ручка и два зеркальных лезвия. Он оказался для мальчика бесценным и незаменимым сокровищем.

В произведение мы видим, как идет переплетение многих судеб и имеет необычный религиозный подтекст, для того времени, в котором он был написан

Евгений – второстепенный персонаж в повести Чехова Палата № 6. Читатель наталкивается на героя в восьмой главе произведения. Это врач, который прибыл в больницу для помощи доктору

Герой нашего времени – эта тема волновала людей всегда, во все века. Так называли людей, выражавших идеи, мысли, проблемы, которыми жили поколения. В годы войны это были герои, совершавшие подвиги

Сочинение по произведению на тему: «Чевенгур» А. Платонова — «Печальная сказка о горьком человеческом опыте»

Роман «Чевенгур» — одно из самых значительных произведений А. Платонова. Оно написано в жанре антиутопии и представляет собой мучительные раздумья писателя над историей, концентрированное выражение внутреннего опыта человека, оказавшегося перед лицом великих перемен.

Для героев романа революция стала мерилом нравственности, совестью, высшим судией. Беззаветное служение революции приводит Дванова и Копенкина в Чевенгур — реальное воплощение коммунистической идеи. Здесь — конечный пункт пути всех правдоискателей А. Платонова. В этой точке становятся ненужными все пути — и пройденные, и предстоящие. Именно поэтому Чепур-ный, председатель чевенгурского ревкома, говорит, что в Чевенгуре — конец всей всемирной истории, что она теперь никому не нужна.

Тема конца истории со всеми ее последствиями превращает «Чевенгур» в произведение о наивном, анархическом правдоискательстве и его жестокости. Тот эксперимент, который затеян романтиками революции на клочке степной земли, способен внушить даже ужас. Но он же в какие-то минуты высвечивает в душах правдоискателей — Саши Дванова, Копенкина, Гопне-ра — черты редкой духовной красоты, благородство и чистоту. Чевенгур — это вдохновляющий мираж. Не смеясь, а скорее плача, расстается здесь А. Платонов со своими юношескими мечтами.

А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы уже построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна. Люди там ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз и навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием. ». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место сады и передвигая дома. В Чевенгуре жителей осталось совсем мало, притом одни «трудящиеся массы»: «Буржуев

в Чевенгуре перебили присно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».

Судьба нескольких десятков людей, которые не имели права существовать, потому что жили чуть лучше других, была решена председателем ревкома Чепурным лично. В начале расправы товарищ Пиюся совершает «одиночное убийство». Секретарь ЦИКа Прокофий возмущен: коммунисты «сзада не убивают». В ответ Пиюся заявил, что коммунистам «нужен коммунизм, а не геройство». А. Платонов восстает против такой философии, он так же, как и Ф. М. Достоевский, считает, что цель не может оправдывать средства, что нельзя построить всеобщего счастья на крови. Лишить человека права на существование — значит совершить величайшее преступление против нравственности, это огромный грех и злодеяние.

Читайте также:
Своеобразие романа А. П. Платонова Чевенгур.: сочинение

Но ради чего же все эти жертвы, свирепое разрушительство? По логике героев — для победы над разобщением, эксплуатацией, эгоизмом, над «небратскими» отношениями между людьми. В конечном счете — для победы над смертью, для создания «вещества существования», «вещества дружбы». В огромном сверхколлективе никто не должен быть слаб, никто не должен быть смертен.

Таковы чаяния героев, но они обманулись. Ребенок безымянной нищенки, поселившейся в Чевенгуре, умирает, несмотря на все усилия Чепурного. Точно так же умерла и девочка Настя в «Котловане». А ведь в Чевенгуре хотели изменить даже законы природы — отменить ночь, обуздать все страсти.

Вроде бы это случайность, мелочь — после многих смертей, после всех «чисток» исторического пространства. Но именно смерть ребенка заставила всех ощутить холод покинутости, недоверия к псевдоколлективизму, к уверениям Чепурного, что это и есть тот самый наилучший миропорядок. Битва проиграна — «вещества существования» не хватает, чтобы одолеть вещество смерти. Ребенок нищенки, говорящий совсем не по-детски, — символ победы смерти над жизнью. И именно это событие, а не разгром Чевенгура неизвестно откуда взявшимися казаками, — крах всех утопических упований.

Голос талантливого, честного, самобытного писателя доносится к нам из времени «великого перелома», напоминая об опасности теорий, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.


«Чевенгур», анализ романа Платонова

История создания

Роман «Чевенгур» создавался Платоновым с 1926 по 1929 гг. В 1926 или 1927 гг. уже был готов первоначальный вариант романа, повесть «Строители страны», где председатель губисполкома решил построить социализм в отдельно взятой губернии.

В 1928 г. в журнале «Красная новь» были напечатаны 2 отрывка из романа – «Происхождение мастера» и «Потомок рыбака». В 1929 г. в сборнике произведений Платонова «Происхождение мастера» была опубликована под этим же названием первая часть «Чевенгура».

В №6 журнала «Новый мир» за 1928 г. был опубликован отрывок из романа под названием «Приключение», подвергшийся серьёзной правке редактора.

Платонов так и не смог издать «Чевенгур» целиком. Он пытался опубликовать вторую часть, «Вещество существования», в издательстве «Федерация», а затем, потерпев неудачу, в издательстве «Молодая гвардия», в котором даже вышла вёрстка романа с редакторской и авторской правкой.

В 1971 г. были напечатаны два отрывка из романа. «Чевенгур» (вторая часть, исключая «Происхождение мастера») был издан в 1972 г. в Париже, а полный текст вышел в СССР отдельным изданием только в 1988 г.

Литературное направление и жанр

Роман «Чевенгур» обычно относят к модернистским течениям, но традиции реализма 19 в. тоже сильны в романе, особенно в первой части, где описано детство и юность Дванова. Роман относится к жанру антиутопии, называется также романом-предостережением. В 1929 г. Платонов уже прекрасно понимал, чем обратился для народа социализм, а для писателей – правда о нём.

Когда читаешь «Чевенгур» впервые, поначалу толком непонятно, утопия это или антиутопия. Герои романа, живущие в городе коммунизма, безоговорочно верят в него. Постепенно читатель прозревает и, подчиняясь воле автора, критично относится к происходящему в Чевенгуре и жалеет героев.

История становления Александра Дванова позволяет говорить о традициях «романа воспитания». Путешествие Дванова по пространствам родины в поисках «социалистических элементов жизни» (такое он получил партийное задание) превращает повествование в «роман-путешествие». Собственно история Чевенгура – это утопия или апокалипсис (для его жителей в зависимости от их коммунистических или христианских убеждений), но антиутопия для читателей.

Сюжет и композиция

«Чевенгур» – одно из самых загадочных произведений русской литературы. Из-за того что полный текст романа не был напечатан при жизни автора, осталось неизвестным, в каком порядке располагаются в романе отдельные эпизоды. Так что исследователи только предполагают, какова композиция романа, а на главки пробелами он разделён волей исследователей и издателей. Интрига усиливается тем, что остаётся непонятным, умер ли в финале Дванов, главный герой романа.

Роман читать довольно трудно, вначале отдельные эпизоды кажутся не связанными между собой. Когда Дванов уходит из Чевенгура в финале и попадает в родную деревню, роман словно снова возвращается к началу. Буквально повторяется эпизод из детства Дванова, когда Захар Павлович просит Прошку привести Сашу. Маленький Прошка соглашается привести Дванова за деньги, а взрослый – даром. Но читатель осознаёт, что повторения прошлого быть не может и герои, наверное, не встретятся.

Действие романа начинается в первом десятилетии 20 в., когда сын любопытного рыбака в 6 лет остаётся сиротой. Время в романе движется неравномерно, подробно описаны тяжёлые детские годы Саши в семье Двановых и жизнь его будущего отца Захара Павловича. О жизни Дванова в семье приемного отца Захара Павловича сказано немного и быстро. Платонов рассказывает только несколько эпизодов: вступление Дванова в партию, его командировка от партии на фронт гражданской войны, попытка спасти поезд, приведшая к множеству жертв, происшествие с пленением Дванова и освобождением его Копёнкиным, болезнь Дванова.

Дальнейшее повествование замедляется, становится более подробным. Дванов и Копёнкин объезжают степные деревни в поисках самозародившегося коммунизма. Кажется, что они путешествуют неделю или месяц, но, когда Дванов возвращается в город, там уже наступает нэп, то есть идёт 1921 год. Дванов как будто провалился во времени, потеряв пару лет.

Вторая часть романа описывает жизнь Дванова в городе Чевенгуре, в котором, по словам председателя ревкома Чепурного, наступил коммунизм, поэтому время остановилось. Время в романе тоже ведёт себя странно: оно закручивается в спираль, так что трудно понять, в какой последовательности происходили события в «Чевенгуре».

Читайте также:
Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

Читатель попадает в коммунистический Чевенгур вместе с Копёнкиным прямо на субботник, во время которого 11 жителей Чевенгура передвигали теснее дома и деревья. Чевенгурцы работали только для удовольствия, общество они «распустили навсегда», а трудилось у них солнце, объявленное всемирным пролетарием. Профессия жителей – душа, ремесло – жизнь.

Ретроспекция даёт возможность узнать, что Чевенгур стал городом коммунизма после того, как Чепурный устроил жителям, сплошь ждавшим второго пришествия, конец света, то есть попросту убил «буржуев» и прогнал «полубуржуев». Случилось это за 2 года до основных событий.

Из-за нехватки пролетариев Прокофий приводит в Чевенгур «прочих», бродяг, которые постепенно расходятся после смерти ребёнка нищенки. Неудачная попытка оживить умершего – кульминация романа.

В Чевенгуре время останавливается. Кажется, что Копёнкин проводит там не больше месяца. А когда приезжает Дванов, то в его жизни наступает время зрелости, то есть снова случается провал во времени.

Вставная новелла повествует об отношениях преданной Дванову Сони и влюблённого в неё Симона Сербинова, приехавшего искать в Чевенгуре бурьян.

Когда на Чевенгур нападают неизвестные войска, которые Чепурный называет казаками и кадетами на лошадях, молодость Дванова уже кончается. То есть ему лет 30, и непонятно, как это получилось, ведь он был в Чевенгуре несколько месяцев.

В схватке с неизвестным войском чевенгурцы погибают, а Дванов садится на Пролетарскую Силу, которая вывозит его к тому самому озеру Мутево, в котором утонул от любопытства его отец.

Конец романа открытый, потому что Прокофий по просьбе Захара Павловича отправляется искать Дванова. А вдруг найдёт?

Герои и образы

Александр Дванов – главный герой романа. Читателю неизвестно имя его любопытного отца-рыбака. Дванов получил фамилию от приёмной семьи Двановых, взявшей его после смерти отца и выгнавшей побираться через 4 года. Возможно, Платонов хотел сделать фамилию говорящей. То есть подчёркивал некую двойственность Дванова или то, что они с Прокофием Двановым двойники.

Внешность Дванова становится известна из фотографии, которую Сербинов видит у Сони. Лицо у него незапоминающееся, а глаза запавшие, словно мёртвые, похожие на усталых сторожей.

Дванов – человек, ни в чём не определившийся: Чепурный считает, что в нём «слабое чувство ума». Саша сам не знает, что для него хорошо. В партию он вступает потому, что об этом попросил Захар Павлович, с Соней встречается случайно, а уезжает от неё вообще непонятно почему. Очевидно, Дванов отражает отношение самого Платонова к происходящему в стране.

Сводный брат Дванова Прокофий – антипод Дванова. Он с детства ищет выгоду во всём. У Прокофия «чёрные непрозрачные глаза и отверстый, ощущающий и постыдный» нос, а также «старый экономический ум» хищника.

Степан Копёнкин – рыцарь революции. Его портрет непримечателен: «Малого роста, худой и с глазами без внимательности в них». Лицо у него «международное», а черты личности стёрлись о революцию. Копёнкин путешествует на коне по имени «Пролетарская Сила», больше похожем на коня былинного богатыря, что Платонов выражает гиперболой: чтобы насытиться, конь съедает «осьмушку делянки молодого леса» и запивает «небольшим прудом в степи».

Перед взором читателя проносятся самые странные личности – герои заповедника эпохи революции и гражданской войны. Чего стоит уполномоченный волревкома Степан Мошонкин, переименовавшийся в Фёдора Достоевского, и Недоделанный, лишённый документов и поэтому обозначенный как прочий неопределённого пола. Продолжают коллекцию чудаков лесник Биттермановского лесничества, который искал истину в плохих книгах, немногочисленные члены коммуны «Дружба бедняка», созданной для усложнения жизни, Пашинцев из «Революционного заповедника», который сидит в подвале на горе гранат в латах и панцире, «сирота земного шара», живущий «без всякого руководства».

Стилистические особенности

Роман сочетает ироничность и глубокий трагизм. И смех, и трагизм основаны на разрыве между заявленными социальными идеями и тем, как их воспринимают герои. Яркий пример – выбор Захаром Павловичем партии.

Копёнкин, путешествуя, вполне доверяется чутью коня, так что он только случайно попадает в определённые места. Конечная цель Копёнкина – могила его возлюбленной Розы Люксембург, а по пути туда он защищает всех угнетённых. Может быть, он так и не доезжает до могилы потому, что конь считает целью Копёнкина горизонт.
Копёнкин называет себя «природной силой», а не властью, а своего коня – классовой скотиной, которая по сознанию революционней бедняка.

Чепурный – председатель чевенгурского ревкома. Он описан как невысокий человек «со слабым носом на лице» (отчего, наверное, получил прозвище Японец) в шинели дезертира царской войны. Чепурный видит людей насквозь. Его идея – сохранить коммунизм в Чевенгуре.

Платонов умело использует канцеляризмы и штампы: «Намечающееся самозарождение социализма среди масс», «коммунизм – обоюдное чувство масс», «умнее пролетария быть не привыкнешь».

Канцеляризмы сочетаются с афоризмами, ставшими выражением народной мудрости: «У нас ума много, а хлеба нету», «есть примерно 10 процентов чудаков в народе, которые на любое дело пойдут – и в революцию, и в скит, и на богомолье», «власть дело неумелое, в неё надо самых ненужных людей сажать». Приказчик-нэпмен говорит старухе: «Ленин взял, Ленин и дал». Он перефразирует пословицу: «Бог дал, Бог и взял».

Огромное значение в романе имеют сны и видения героев. Платонов называет сон той же жизнью, но в обнажённом смысле.

Удивительна метафоричность языка Платонова: «У революции стало другое выражение лица», «самодельные люди» (о партийных).

Сравнения Платонова всегда точны и самобытны, например, жена Фуфаева «с такой точностью знала жизнь своего мужа, точно она сама его родила».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: