Общая характеристика творчества А. П. Платонова: сочинение

Сочинение: Характеристика творчества А.Платонова

Характеристика творчества А.Платонова

Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе. После выхода рассказов Платонова подвергли резкой и несправедливой критике. Обвиняли писателя в тяжелых идейных грехах. Наклеивали ярлык “кулака” и “правоуклониста”. Отныне все произведения Платонова объявлялись вражескими, их печатание запрещалось. Единственное, что разрешалось печатать,— это критика. В 1937 году Платонов вынужден был покаяться. Он писал: “Мои литературные ошибки не соответствовали моим субъективным намерениям”. Лишь через семь лет после смерти писателя вышла небольшая книжка рассказов. Полностью наследие писателя увидело свет в девяностые годы, через сорок лет после их написания.

В данной ситуации Платонова угнетала не нищета, а безысходность, хождение по кругу, страшное искажение смысла жизни. Революция приносит надежду на скорое обретение смысла жизни. Человек освободится и станет подлинным творцом, кузнецом своего счастья. В это время для Платонова человек — борец и победитель. Его герой не борется с врагом, а созидает. Ему дорог не воин, а — строитель. Революция и искусство, считал Платонов, дают человеку смысл существования, открывают широкие перспективы.

Уже у раннего Платонова, свято верящего в маршрут “паровоза истории”, ощущается стремление проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливы.

“Епифанские шлюзы” повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он од-шовременно жертва и палач. Историческая повесть “Епифанские шлюзы” вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства.

В 1927—1929 годах писатель работает над повестью “Сокровенный человек” и романом “Чевенгур”. В них Платонов (описывает события недавней истории — революцию.

Чевенгур — небольшой город, в котором “группа товарищей” пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех “недостойных коммунизма”. На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно — жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки “построенного рая”. Романом “Чевенгур” Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа — жертвы неправильно поставленной цели. В этом их беда, а не вина.

А что же повествует “Сокровенный человек”? Пухов не предатель, а сомневающийся. Что за тайну хранит он в душе? В душе Фома несет страсть к подлинному познанию, неуспокоенность. Не все так просто и однозначно в человеке, хотя сам он хочет дойти “до самой сути”, и, в первую очередь, до сути революции. Почему он Фома? Намек на апостола Фому, единственного постигшего смысл учения Христа, его сокровенную суть. Автор дает реальную картинку тех лет: “На всем пространстве двора лежали изувеченные неимоверной работой паровозы. Эшелоны царской войны, железные дороги гражданской войны — все видели паровозы, а теперь залегли в смертном обмороке, в деревенские травы, неуместные рядом с мариной”. Какая печальная музыка прощания с уходящим, общая беззащитность растений, паровозов, людей. Всеобщее космическое сиротство. Непривычный для читателя взгляд на гражданскую войну.

Страшной картиной начинается повесть: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. Резко сдвинуты понятия жизни и смерти, повседневности и вечности. “Осиротевшему” Фоме нужно жить дальше. Зачем революция? Помогает она людям или осложняет их жизнь? Стали ли люди счастливее? “Зачем революция,— думает Фома,— если она не несет высшей справедливости. Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы”. Пухов — вечный странник, он как пушинка, влекомая ветром, путешествует, толкаемый тайными запросами души. Фома — сторонний наблюдатель, созерцающий все то, что несет за собой революция: плохо и плохой краской замазан Георгий Победоносец, а вместо него — портрет Троцкого. На станцию, переполненную пассажирами, прибывает поезд, везущий одного командующего, разъясняющего, что “буржуазия целиком и полностью сволочь”. Удручает Пухова не сами “глупости революции”, а отсутствие в сознании ее участников нравственной перспективы. Влекомый по земле, не находит нигде себе места Фома, так как не находится места в революции его душе. Само движение приносит герою радость и душевное успокоение. Он хочет покоя и всеобщего примирения, а не вражды и борьбы. “Хорошее утро”,— говорит Пухов. “Да, вполне революционное”,— отвечает машинист. И опять сомнение. Прочно ли счастье в послереволюционном мире? На этот вопрос ответит повесть “Котлован”. Она описывает события “великого перелома”. Повесть показывает гибель рабочих, посланных на борьбу с кулачеством и подавление кулака, как класса эксплуататоров. И работу на котловане, который роют, чтобы построить не просто дом, город, а будущее счастье. А котлован становится могилой для маленькой Насти. Здесь прослеживается параллель с Достоевским, который устами своего героя отвергал будущее всеобщее счастье, в основе которого заложена слезинка ребенка. Одна слезинка! А о каком же счастье можно мечтать, если оно зиждется на костях, в том числе и детей. Котлован — фундамент для общепролетарского дома — постепенно превращается в братскую могилу, в которой хоронят не только умерших рабочих, но и надежду на “светлое будущее”. Главный герой повести Вотщев. Его фамилию можно трактовать как любовь к вещественному миру, или вотще — напрасно, или, еще резче, попал как кур во щи. Платонов выступает здесь как мастер эпизода. Любая деталь много говорит без слов. Герои повести не хотят сомневаться, они перестают думать.

Читайте также:
Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

Необычный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям смысл задуманного. “Дождь порол землю”, то есть мучал, а не поил. Речь автора и его героев — это скрытая ирония. Платонов нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: “продолжать летать, умолкнувшим образом. будучи убитым. ” Его язык подчинен стилю эпохи — стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора.

Произведения Платонова находят все новых и новых поклонников.

Андрей Платонов

краткая биография

Роль и место в литературе

Около тысячи исследовательских работ посвящено творчеству одного из самых неоднозначных и самобытных авторов первой половины 20 века Андрея Платонова. Писателем высокого напряжения называли русского советского писателя, поэта и публициста.

У Платонова была на редкость сложная судьба. Это выражалось не столько в плане материального благополучия, сколько в том, что у мастера такого масштаба не было ни единой возможности публиковаться на родине. За ее пределами в то время его имя было никому не известно, хотя объемы и разнонаправленность его творчества впечатляли – из-под его пера, помимо романов выходили и рассказы, и пьесы и очерки. Имея рабочее происхождение и бунтарский революционный склад души, Платонов оставался человеком мирным и доброжелательным и не мог понять, «почему он не нужен своей земле».

Очень много вопросов, связанных с жизнью и творчеством писателя, остается и по сей день. Его странный и загадочный образ еще не совсем обрел свое место в культурной жизни России. Для многих он непонятен не только своим языком, но и своеобразным взглядом на мир, отличным от взглядов большинства. В этом и заключался трагизм его положения изгоя на фоне знаменитых мэтров советской литературы.

Происхождение и ранние годы

Платонов – не наследственная фамилия писателя, а литературный псевдоним. Настоящая фамилия Андрея – Климентов. Родился он на одной из рабочих окраин Воронежа, в Ямской слободе 28 августа 1899 года. Кроме него, в семье воспитывалось еще десять младших братьев и сестер. Андрей был старшим ребенком слесаря и машиниста паровоза Платона Климентова и домохозяйки Марии Лобочихиной. Отец был настоящим пролетарием, его добросовестный труд был дважды оценен родиной в виде присвоения ему звания Героя труда.

Чтобы содержать такое немалочисленное семейство, Климентову старшему приходилось трудиться сутками. Дети, по мере взросления, пополняли ряды кормильцев и начинали зарабатывать деньги на жизнь.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение
Образование

Когда Андрею исполнилось семь лет, его отдали в церковно-приходскую школу. После ее окончания он, в 1909 году поступил в обычную четырехгодичную школу, на момент окончания которой ему было тринадцать лет. С этого возраста началась трудовая биография будущего писателя. Как на самого старшего из детей, на него возлагалась обязанность по зарабатыванию денег. До восемнадцатилетнего возраста Андрей получил уже несколько рабочих профессий, обучаясь им в разных мастерских.

Учеба в железнодорожном техникуме началась в 1918 году. Андрею не довелось окончить его, этому помешала Гражданская война. Молодой человек, не колеблясь, принял сторону большевиков и вступил в ряды Красной Армии. Именно в это время, под влиянием грандиозных событий, связанных с Октябрьской революцией, у него обнаружилось писательское дарование.

Творчество

Андрей в детстве

В двадцатых годах Андрей взял себе новую фамилию – Платонов. Под этим псевдонимом он начинает сотрудничать с различными воронежскими издательствами. Начало его творчества отличалось многообразием жанров, это были и стихи, и очерки, и проза и критика. Первым произведением Платонова, вышедшим отдельным изданием в 1921 году, была «Электрификация». Через два года вышел сборник его стихов «Голубая глубина». В 1926 году издается повесть «Епифанские шлюзы», после которой имя Платонова стало узнаваемым. В это время, уже, будучи женатым, писатель перевозит семью в Москву и с головой погружается в работу.

Результатом этого вдохновения стали две повести – «Эфирный тракт» и «Город Градов», а также несколько рассказов. Одной из значимых работ писателя можно назвать роман «Чевенгур», написанный в 1929 году. В следующем году Платонов заканчивает нашумевший впоследствии роман «Котлован». К сожалению, автору так и не довелось узнать реакцию широкой публики на эти произведения. Изданы они были лишь после его смерти. При жизни же писатель не был обласкан властями, и его имя часто оказывалось в списке опальных авторов.

После выхода в свет повести «Впрок» в 1931 году Платонов всей кожей ощутил немилость и негодование И.В. Сталина, который запретил издавать этого писателя, несмотря ни на какие обстоятельства.

Когда власти немного ослабили тиски цензуры, Платонов в 1934 году уехал с коллегами в Среднюю Азию. В результате этой поездки появился рассказ «Такыр». На писателя вновь обрушился шквал критики, а сам Вождь Народов, иногда просматривавший его произведения, сделал на полях заметки сплошь из бранных слов, которые относились как к произведению, так и к личности самого автора.

С женой и сыном

Платонов на удивление спокойно реагировал на негатив со стороны властей и не собирался прекращать свою деятельность. В 1936 году он каким-то образом сумел опубликовать некоторые из своих вещей. Когда началась Великая Отечественная война, характер его творчества изменился – военная тема стала основной в его произведениях.

На фронте писатель служил корреспондентом «Красной звезды», но не только авторучка была его основным оружием – он наравне со всеми принимал участие в боях. Он внимательно наблюдал за тем, как общаются между собой бойцы во время затишья, интересовался их бытом. В этих моментах он находил вдохновение для своих рассказов и военных очерков.

К сожалению, послевоенные годы оказались для писателя не самыми легкими – переписывание народных сказок одно время являлось единственным заработком Андрея.

Главные произведения

Роман «Чевенгур» был написан в 1929 году, а опубликован через десятилетия после смерти автора в Великобритании. Он по праву, наравне с «Котлованом» считается главным произведением Платонова. Советскому читателю он стал доступен почти в одно время с антиутопиями «О новый дивный мир» и «1984». Однако, если у Хаксли и Оруэлла повествование во многом можно назвать завуалированным, то в «Чевенгуре» Платонова, который все же не является прямой антиутопией или утопией, явно звучит прямой политический подтекст.

С дочерью Машей

В «Котловане» (1930) читателю интересны, прежде всего, смысловые игры, пронизывающие буквально каждую страницу произведения. Некоторые называют текст романа токсичным но, тем не менее, только в нем можно насладиться знаменитым платоновским стилем и языком.

В «Котловане» обнажена жестокая правда тридцатых годов периода коллективизации. Роман пролежал на полке почти сорок лет, впервые был опубликован в США и приобрел необычайную популярность. Произведение также не является чистой антиутопией, здесь нет будущего и отрицательных вариантов его наступления. Но чувства и поступки героев настроены именно на него.

Читайте также:
Своеобразие романа А. П. Платонова Чевенгур.: сочинение

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был опубликован в 1941 году. Главная тема – преодоление советским человеком испытаний, выпавших на его долю. Еще одна тема – одиночество таланта, которому нередко сопутствует гордыня, приводящая к слепоте. Не обязательно смотреть на мир широко раскрытыми глазами, достаточно раскрыть ему свое сердце.

Памятник в Воронеже

Отношение к враждебности прекрасного мира хорошо передают характеры главных героев – машиниста Мальцева и молодого человека Кости. Рассказ повествует об истории их взаимоотношений, от знакомства и постепенного сближения до крепкой дружбы, проявившей себя в беде.

Последние годы

В 1946 году Платонов вернулся домой. У него был диагностирован туберкулез, по одной из версий, подхваченный на фронте, а по другой – от заразившего его

сына. В этот период появился на свет рассказ «Семья Иванова». Он был напечатан с измененным названием «Возвращение» и снова вызвал бурное негодование критиков. Автора обвиняли в клевете на советских солдат, из-за чего ему был закрыт доступ во все издательства.

Семью содержать было не на что, и дочь Маша подсказала отцу идею переработки народных сказок. За год до смерти Андрей Платонович закончил работу над «Волшебным кольцом» и «Неизвестным цветком». В семидесятые годы по этим сказкам были созданы мультфильмы, которые по сей день остаются востребованными.

Андрей Платонов умер от туберкулеза 5 января 1951 года. Последним приютом писателя стало Армянское кладбище Москвы. Супруга пережила его на тридцать лет. Дочь Мария до самой своей смерти была организатором компании по изданию богатого творческого наследия отца. Она умерла в 2005 году и похоронена на том же кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1899 Год рождения писателя
1906 Поступление в церковно-приходскую школу
1909-1913 Учеба в четырехклассной школе
1911 Написание первых стихотворений
1913-1918 Работа разнорабочим на разных предприятиях Воронежа
1918 Написание статей в воронежских газетах
1918 Поступление в ж/д училище, уход на фронт
1919 Работа помощником машиниста
1920 Вступление в ВКП(б)
1921 Выход брошюры «Электрификация»
1922-1924 Работа в системе мелиорации
1926 Переезд в Москву
1927-1930 Работа над романами «Чевенгур» и «Котлован»
1931 Критика И.В. Сталиным повести «Впрок»
1931 Переезд в дом Герцена, где живет до конца жизни
1932 Выход «Высокого напряжения» и «Ювенильного моря»
1934 Поездка в Среднюю Азию
1935 Написан рассказ «Джан»
1936 Закончен роман «Счастливая Москва»
1941 Уход на фронт собкором
1944 Диагностируется туберкулез
1944-1951 По возможности продолжает заниматься писательством
1951 Не стало Андрея Платоновича Платонова
Интересные факты
  • был старшим среди одиннадцати детей своих родителей;
  • первые стихи попробовал написать в двенадцать лет;
  • в течение жизни сменил десятки профессий;
  • работать начал в 14 лет, чтобы помочь отцу содержать семью;
  • Платонов – один из многих псевдонимов Андрея Климентова;
  • многие произведения были опубликованы через много лет после смерти писателя;
  • И. Бродский сравнивал талант Платонова с Достоевским;
  • ухаживал за своим, больным туберкулезом, сыном;
  • один из астероидов был назван в честь Платонова.
Память о писателе

Улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд – все эти объекты носят имя Платонова в Воронеже.

В центре Воронежа установлен памятник писателю.

С 2011 года в Воронежском литературном музее постоянно функционирует выставка, посвященная жизни и творчеству Андрея Платонова.

На проходной Воронежского тепловозоремонтного завода им. Ф. Э. Дзержинского и на здании вокзала ст. Воронеж-1 установлены мемориальные доски в память о Платонове.

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова

Литературное наследие А. Платонова огромно. Начинает свой путь он со сборника рассказов и повестей «Епифановы шлюзы», затем появляются повести «Ямская слобода», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера» и другие.

Платонов живет и начинает работать в эпоху реакции, с 1921 года. На страницах своих произведений он рисует образы своего времени. Мы видим современников писателя, а это люди разных социальных групп. Любимые герои Платонова – машинисты, умельцы-механики, крестьяне-бедняки, странники, солдаты, изработавшиеся старики, дети, рано повзрослевшие от войны и забот.

Писатель наделяет их определениями самого высокого ранга: они мастера, «одухотворенные люди», «великие люди». Уже в самых ранних рассказах и повестях легко улавливается дорогая Платонову мысль: в мире людей не натолкнуться на копию, человек всегда неповторим и в своей «сокровенности» обязательно таит открытие.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

И Платонов, открывая для себя каждого своего героя, открывал и для нас, читателей, многое.

Одно у всех героев Платонова общее – трудности и беды, т.к. все это рабочий люд. Конечно, иногда эти люди грубы, невежественны, но то, что отличает платоновский народный характер, – это скрытая духовность, чистота сердечная и доброта.

Иногда Платонов создает такой тип выходца народного, какой просто ошеломляет и шокирует. Таков образ Юшки из одноименного рассказа.

Долготерпимость Юшки, безмерная доброта – вот что отличает его от других. Можно сказать, что герою не давали прохода, всех, даже малых детей, раздражало его молчание, покорность, будто мертвенность. Его толкали, били, кидали в без того почти не видящие глаза камешки и пыль, а в ответ получали: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие. Вы, должно быть, любите меня. От чего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать…».

Он не может даже плохо подумать о людях, не говоря уже о том, чтобы им грубо ответить. И Юшка даже радовался вместе с детьми: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Казалось бы, это самый безропотный платоновский герой. Но нет, он однажды «осерчал в ответ» и возмутился, чем он так мешает всем. Как раздражало людей его молчание, так и ответ вызвал только раздражение. В итоге Юшку убивают.

Но вовсе не бессмысленна, как думали односельчане, была его жизнь. Оказывается, девочка-сирота выросла и получила образование в Москве благодаря этому человеку. Всю свою жизнь он посвятил ей и работал ради этого до последних дней.

Труд объединяет всех платоновских героев, будь то мужчина или женщина. Так, учительница села Хошутово Мария Никифоровна Нарышкина своим трудолюбием, силой воли добивается значительного улучшения жизни односельчан. Обыкновенная учительница отличается деятельностью, инициативностью и самопожертвованием. Она не сдается в трудных ситуациях, не пасует перед начальством.

Мария Никифоровна серьезно задумывается над возможностью самопознания. Поначалу она мечтает о работе в Хошутове, о личном счастье со своим избранником. Но, в конечном счете, осознает, что посвятит свою жизнь другим людям.

В прозе Платонова тридцатых годов перед нами опять предстает рядовой человек России. У него не было большого сердца и глубокого разума, способного познать сущность происходящих явлений: «Это душевный бедняк, измученный заботой за всеобщую действительность». «Душевный бедняк» наследует главную примету героя двадцатых годов – подлинное желание понять жизнь и только после этого принять ее. Он сохраняет любовь к мастерству, еще более желает сблизиться с другими рабочими людьми. Жизненная программа такого народного героя заключена в словах героя очерков «Че-че-о» – Федора Федоровича, «рабочего, ветерана железнодорожных мастерских и философа»: «…Первостепенно надо: делать вещи, покорить природу и – самое главное – искать дороги друг к другу».

Образу «одухотворенного человека» платоновских рассказов 30-40 годов уже не свойствен внутренний драматизм «сокровенного человека» двадцатых годов, но он наследует его духовность, способность насыщать мыслью и вдохновением свою работу.

Теперь нормой становятся такие человеческие качества, которые ранее у Платонова оценивались как исключительные. Мария Никифоровна («Песчаная учительница», 1927 г.) как бы предсказала появление Чагатаева («Джан», 1934 г.). Это опять люди труда, воспринимающие его как одухотворенный процесс, а не принудительный.

Так, Марк Альвин («Святая вода из колодца»), копая землю, не «покорял ее», а как бы вступал с ней в диалог на равных, помогая ей раскрыть свое перспективное существо. Труд не приносит ему усталости и потому, что он «и не был для него работой, а был близок отношению к людям, деятельным сочувствием их счастью, что и его самого делало счастливым…». Сама жизнь человека обретает смысл, лишь став частицей народной жизни.

Таким образом, духовные связи в мире Платонова оказываются прочнее родственных. Это еще одна особенность народного характера первой половины ХХ века, а не просто порождение фантазии Андрея Платонова. Он так понимает свой народ, и все эти особенности проявляются в произведениях Платонова вплоть до 1954 года.

Читайте также:
Повести А. П. Платонова: сочинение

Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.

Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено “строителям страны”.

Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть “Сокровенный человек”, герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в “потоке несчастных людей”. Фома Пухов попадает волей судьбы в “поездной состав неизвестного маршрута и назначения” и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: “Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции”. В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: “Все совершается по законам природы!”, “Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”, “Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!” В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.

В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в “бедняцкой хронике” “Впрок”) различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и “разгибов” в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и “дураков”. Из характерных черт складывается “коллективный персонаж”, отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: “быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно”, “мне тяжело”. Но все же он продолжал упорно работать.

Сущность эпохи “великого перелома” особенно ярко отражена в повести “Котлован”, посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю “строителей” социалистического общества.

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда “весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело”. И строители “общепролетарского дома” верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что “посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства”.

Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями “общепролетарского дома”. То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить “впрок”, вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а “общепролетарскому дому” превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной “стройке”, обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.

Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.

И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы “Чевенгур”, “Счастливая Москва”, рассказы “Река Потудань”, “Фро”, “Возвращение”, комедии “Шарманка” и “Ноев Ковчег” и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.

Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности “тупоумных теорий”, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.

Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Проблема русского характера… Загадочная русская душа… Сила народного характера.

Каждый из писателей по-своему решал эту проблему: «очарованный странник» Лескова и носитель «роевого начала» Платон Каратаев Толстого; несгибаемый Андрей Соколов Шолохова и мужественный Егор Дремов А.Н.Толстого. Их нельзя спутать, о них нельзя забыть. Но платоновские герои всегда стояли каким-то особняком в русской литературе. У Платонова нет презрительного отношения к пролетариату, которого так не любят герои Булгакова, нет снисходительного, покровительственного отношения к мужику, что характерно для писателей эмигрантской волны.

Народный характер в изображении Платонова как бы совмещает в себе все, что было подмечено до него, но именно этому писателю удалось показать «коренной тип» чудака-бессребренника, наивного мудреца, мужика-правдоискателя, «душевного бедняка», который пытается постигнуть истину, найти человеческую красоту и самому стать красивым. И мы видим этот трудный путь от «чудаков», от тупой покорности, каких-то бесприютных мечтаний до «одухотворенности» людей, которые силой своего характера победят фашизм и будут жить дальше, мечтая о космосе и очаровывая читателя своей мечтой. Один из них, Прометеев 20 века, воскликнет:

«- Эх, земля! Не будь мне домом – несись кораблем небес! Ответь, обыватель, на корабле мы или в хате? Ага, на корабле – тогда держи руль свинцовыми руками!» («Эфирный тракт»).

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

О чем мечтал Платонов, рисуя народные характеры? О том, «… как случайную нечайную жизнь человека превратить в вечное господство над чудом Вселенной».

Герои Платонова очень разные. Но сила их народного характера – в любви. Любви ко всему, что их окружает: «Перед тем, как лечь спать, отец лазал по полу на коленях между спящими детьми, укрывал их получше чунями, гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их: он как бы просил прощения у них за бедную жизнь». В фигуре отца – глубина любви к людям, жажда преобразить мир силой своей любви.

Любимые герои в прозе Платонова 20-х годов «сами себе неизвестны». Они – чаще всего мастеровые, полудеревенские ремесленники, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию. Каждый из них находится в своеобразном поиске – странствии, скитальчестве, искании Истины. Это особые, именно платоновские скитальцы, убоявшиеся после событий революции «остаться без смысла жизни в сердце». И странствуют они каждый в своем особом пространстве». Откуда они?

Платонов пишет: «…Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек с зорким и до грусти измождённым лицом, который всё может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно». Так начинается «Происхождение мастера». Слободской сирота Филат, вечный поденщик у мещан, «сподручный парень», мечтающий купить ассенизационную бочку и «стать человеком». Платонов показывает особую бедность – бедность сознанием своей бедности. Но, пережив (именно пережив!), счастливые часы единения и братства с ремесленником Игнатом, от которого Филат слышит «огнеопальные речи», герой уходит из слободы, где прожил тридцать лет. Почему? Куда он идёт? В мир. К людям.

У Филата есть мечта – мечта найти таких людей, которые знают новый смысл жизни. Ему хочется «забыть навсегда Ямскую слободу, тридцать лет дремучей жизни». И это был первый шаг героя к «будущим одухотворённым людям» от тупой покорности бесприютных мечтателей.

Герою повести «Сокровенный человек» машинисту Фоме Пухову тоже хочется «очутиться среди множества людей и заговорить обо всем мире». Это своего рода «стихийный» философ из народа, который пытается понять что-то важное в «проселках революции», «не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями». Он «сдвинут революцией», именно она наделила его поразительной поэтичностью мысли. Не просто понять, что происходит, а осознать, почувствовать, разобраться, а происходящем – вот что движет Пуховым. И в этом осмыслении романтик и сатирик Платонов сливаются в единое целое. Отсюда возникают потрясающие платоновские характеры (их часто называют «коренным платоновским типом»). Филат, Фома Пухов, Захар Павлович, Стефан Катигроба – скитальцы и странники в дебрях собственного разума, собственных чувств, герои с вечным душевным непокоем, как бы «нечаянно» открывающие возможности человеческой души. Вот перед нами красноармеец Никита Фирсов («Река Потудань»), чья душа, как река Потудань, долго таилась и холодела подо льдом. И опять – поиск, поиск себя, поиск счастья.

Платонов описывает нам такие характеры, таких людей, без которых «народ неполный». В повести «Джан» такие люди воплощены в образе Чагатаева, который выводит народ джан – символический образ всех одиноких, сиротливых, обездоленных – из плена бесплодной впадины в пустыне. И это победа над «тормозами покорности», разобщением людей. Но вот перед нами другой тип (тоже народный характер!) человека. Машинист Мальцев (рассказ «В прекрасном и яростном мире») уверился в своем личном мастерстве, внутренне отошел от всех. Он «ослеплен» этой гордыней. А спасает его юный помощник, решивший «победить «неуловимый расчет гибельных сил».

Разные характеры, разные судьбы, но создается впечатление, что это твои знакомые, – так точно Платоновым выписаны эти характеры. Но, пожалуй, самые пронзительные характеры – в «Одухотворенных людях». Уже название этого сборника символично. «Одухотворенные» характеры объединяет творчество духа. Именно особый народный дух помогает вернувшемуся с войны Иванову, человеку с ожесточившимся сердцем, совершить подлинное возвращение к самому сокровенному, понять и оценить молчаливый подвиг жены и сына Петрушки. Вообще, рассказы Платонова о войне поражают, переворачивают душу читателя. Потрясает пронзительность описания людей и событий. «Мне кажется, что мне кое-что удается, потому что мной руководит воодушевление их подвигом», – писал Платонов.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова: сочинение

Платоновские машинисты и мастера в рассказах «На заре туманной юности», «Фро», вошедшие в историческую народную память, красноармейцы, преградившие путь фашистским танкам в Севастополь («Одухотворенные люди»), дети с их «вкусом чуда» жизни («Июльская гроза», «Ветер-хлебопашец») – это «удивительная галерея народных характеров. «Без них был бы неполон портрет родной страны, портрет родного героя» – с этими словами критика В.А. Чалмаева трудно не согласиться.

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова

Литературное наследие А. Платонова огромно. Начинает свой путь он со сборника рассказов и повестей «Епифановы шлюзы», затем появляются повести «Ямская слобода», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера» и другие.

Платонов живет и начинает работать в эпоху реакции, с 1921 года. На страницах своих произведений он рисует образы своего времени. Мы видим современников писателя, а это люди разных социальных групп. Любимые герои Платонова — машинисты, умельцы-механики, крестьяне-бедняки, странники, солдаты, изработавшиеся старики, дети, рано повзрослевшие от войны и забот.

Писатель наделяет их определениями самого высокого ранга: они мастера, «одухотворенные люди», «великие люди». Уже в самых ранних рассказах и повестях легко улавливается дорогая Платонову мысль: в мире людей не натолкнуться на копию, человек всегда неповторим и в своей «сокровенности» обязательно таит открытие.

И Платонов, открывая для себя каждого своего героя, открывал и для нас, читателей, многое.

Одно у всех героев Платонова общее — трудности и беды, т.к. все это рабочий люд. Конечно, иногда эти люди грубы, невежественны, но то, что отличает платоновский народный характер, — это скрытая духовность, чистота сердечная и доброта.

Иногда Платонов создает такой тип выходца народного, какой просто ошеломляет и шокирует. Таков образ Юшки из одноименного рассказа.

Долготерпимость Юшки, безмерная доброта — вот что отличает его от других. Можно сказать, что герою не давали прохода, всех, даже малых детей, раздражало его молчание, покорность, будто мертвенность. Его толкали, били, кидали в без того почти не видящие глаза камешки и пыль, а в ответ получали: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие. Вы, должно быть, любите меня. От чего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать…».

Он не может даже плохо подумать о людях, не говоря уже о том, чтобы им грубо ответить. И Юшка даже радовался вместе с детьми: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Казалось бы, это самый безропотный платоновский герой. Но нет, он однажды «осерчал в ответ» и возмутился, чем он так мешает всем. Как раздражало людей его молчание, так и ответ вызвал только раздражение. В итоге Юшку убивают.

Но вовсе не бессмысленна, как думали односельчане, была его жизнь. Оказывается, девочка-сирота выросла и получила образование в Москве благодаря этому человеку. Всю свою жизнь он посвятил ей и работал ради этого до последних дней.

Труд объединяет всех платоновских героев, будь то мужчина или женщина. Так, учительница села Хошутово Мария Никифоровна Нарышкина своим трудолюбием, силой воли добивается значительного улучшения жизни односельчан. Обыкновенная учительница отличается деятельностью, инициативностью и самопожертвованием. Она не сдается в трудных ситуациях, не пасует перед начальством.

Мария Никифоровна серьезно задумывается над возможностью самопознания. Поначалу она мечтает о работе в Хошутове, о личном счастье со своим избранником. Но, в конечном счете, осознает, что посвятит свою жизнь другим людям.

В прозе Платонова тридцатых годов перед нами опять предстает рядовой человек России. У него не было большого сердца и глубокого разума, способного познать сущность происходящих явлений: «Это душевный бедняк, измученный заботой за всеобщую действительность». «Душевный бедняк» наследует главную примету героя двадцатых годов — подлинное желание понять жизнь и только после этого принять ее. Он сохраняет любовь к мастерству, еще более желает сблизиться с другими рабочими людьми. Жизненная программа такого народного героя заключена в словах героя очерков «Че-че-о» — Федора Федоровича, «рабочего, ветерана железнодорожных мастерских и философа»: «…Первостепенно надо: делать вещи, покорить природу и – самое главное — искать дороги друг к другу».

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

Образу «одухотворенного человека» платоновских рассказов 30−40 годов уже не свойствен внутренний драматизм «сокровенного человека» двадцатых годов, но он наследует его духовность, способность насыщать мыслью и вдохновением свою работу.

Теперь нормой становятся такие человеческие качества, которые ранее у Платонова оценивались как исключительные. Мария Никифоровна («Песчаная учительница», 1927 г.) как бы предсказала появление Чагатаева («Джан», 1934 г.). Это опять люди труда, воспринимающие его как одухотворенный процесс, а не принудительный.

Так, Марк Альвин («Святая вода из колодца»), копая землю, не «покорял ее», а как бы вступал с ней в диалог на равных, помогая ей раскрыть свое перспективное существо. Труд не приносит ему усталости и потому, что он «и не был для него работой, а был близок отношению к людям, деятельным сочувствием их счастью, что и его самого делало счастливым…». Сама жизнь человека обретает смысл, лишь став частицей народной жизни.

Таким образом, духовные связи в мире Платонова оказываются прочнее родственных. Это еще одна особенность народного характера первой половины ХХ века, а не просто порождение фантазии Андрея Платонова. Он так понимает свой народ, и все эти особенности проявляются в произведениях Платонова вплоть до 1954 года.

Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям “Сокровенный человек”, “Впрок”, “Котлован”)

Школьное сочинение

Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.

Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено “строителям страны”.

Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть “Сокровенный человек”, герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в “потоке несчастных людей”. Фома Пухов попадает волей судьбы в “поездной состав неизвестного маршрута и назначения” и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: “Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции”. В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: “Все совершается по законам природы!”, “Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”, “Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!” В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.

В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в “бедняцкой хронике” “Впрок”) различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и “разгибов” в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и “дураков”. Из характерных черт складывается “коллективный персонаж”, отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: “быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно”, “мне тяжело”. Но все же он продолжал упорно работать.

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

Сущность эпохи “великого перелома” особенно ярко отражена в повести “Котлован”, посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю “строителей” социалистического общества.

Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда “весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело”. И строители “общепролетарского дома” верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что “посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства”.

Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями “общепролетарского дома”. То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить “впрок”, вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а “общепролетарскому дому” превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной “стройке”, обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.

Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.

И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы “Чевенгур”, “Счастливая Москва”, рассказы “Река Потудань”, “Фро”, “Возвращение”, комедии “Шарманка” и “Ноев Ковчег” и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.

Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности “тупоумных теорий”, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: