«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

Сочинение: Платонов а. п. – Одно горе делает сердце человеку

После публикации в 1986-1988 годах повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод к прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.
В настоящее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, включающей в себя желание народа разобраться в истоках современной социальной структуры.
Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен поверить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в художественном творчестве Платонова, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.
Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявив себя в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.
Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта.
В середине 20-х годов Платонов создает ряд произведений, в которых идея доверия народной традиции оказывается доминирующей. Умозрительность подвергается очевидной критике. С наибольшей наглядностью это проявилось в повестях «Сокровенный человек» (1926) и «Епифанские шлюзы» (1927). В повести «Сокровенный человек» автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий «коллективное» и «родственное». Понятие «коллективное» заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает «энтропийное», неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.
Придя к выводу о природной сущности социальной революции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к «голому разуму». Это недоверие своеобразно проявляется в повести «Епифанские шлюзы». Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращают любую идею в тощую абстракцию.
Особую наглядность критика рационализма получает в сатирических произведениях писателя. В повести «Город Градов» (1926) Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. 0 повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.
Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончательно убедился в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его последующих произведений. В романе «Чевенгур» (1929), в повестях «Котлован» (1930), «Впрок» (1931), «Ювенильное море» (1934) Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда.
В повести «Котлован» высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования реалистической выписаннос-тью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации. Можно подумать, что и впрямь горе человеку необходимо.
«Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
– Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен».
Обращает на себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын.
Есть в «Котловане» и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
“- Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!”
Или другой пример. После смерти ребенка вера Копенки-на в коммунизм пошатнулась: «Какой же это коммунизм. От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм». Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести «Ювенильное море».

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

«Одно горе делает сердце человеку». (По прозе А. П. Платонова.)

После публикации в 1986-1988 годах повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной науки, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод к прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.
В настоящее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, включающей в себя желание народа разобраться в истоках современной социальной структуры.
Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен поверить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в художественном творчестве Платонова, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.
Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявив себя в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.
Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта.
В середине 20-х годов Платонов создает ряд произведений, в которых идея доверия народной традиции оказывается доминирующей. Умозрительность подвергается очевидной критике. С наибольшей наглядностью это проявилось в повестях «Сокровенный человек» (1926) и «Епифанские шлюзы» (1927). В повести «Сокровенный человек» автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий «коллективное» и «родственное». Понятие «коллективное» заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает «энтропийное», неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.
Придя к выводу о природной сущности социальной революции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к «голому разуму». Это недоверие своеобразно проявляется в повести «Епифанские шлюзы». Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращают любую идею в тощую абстракцию.
Особую наглядность критика рационализма получает в сатирических произведениях писателя. В повести «Город Градов» (1926) Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. 0 повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.
Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончательно убедился в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его последующих произведений. В романе «Чевенгур» (1929), в повестях «Котлован» (1930), «Впрок» (1931), «Ювенильное море» (1934) Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда.
В повести «Котлован» высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации. Можно подумать, что и впрямь горе человеку необходимо…
«Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
— Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен».
Обращает на себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын.
Есть в «Котловане» и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
«- Ликвидировали?! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»
Или другой пример. После смерти ребенка вера Копенкина в коммунизм пошатнулась: «Какой же это коммунизм. От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм». Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести «Ювенильное море».

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3): сочинение

Похожие сочинения:

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Все возможно — и удается все, Но главное — сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив.

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова Проблема русского характера… Загадочная русская душа… Сила народного характера… Каждый из писателей по-своему решал эту проблему: «очарованный странник» Лескова и.

От «внешнего» человека к «сокровенному» (по повести А. П. Платонова «Сокровенный человек») Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожалению, его удивительная.

Зорко одно лишь сердце «Откуда я? Я из моего детства». А. Экзюпери Всякий, кто прочел сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, знает, как соответствует.

«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького) Анализировать творчество писателя вне его личности всегда немного скучно. Творец, воспринимая действительность, преломляет ее в себя, превращая в нечто общественно-частное.

Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платонова «Котлован» — произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под «вершиной».

«Ювенильное море» А. Платонова Мотив смерти, один из важнейших в творчестве Платонова, становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии.

Художественное своеобразие одного из произведений А. П. Платонова («Ювенильное море») Мотив смерти, один из важнейших в творчестве А. Платонова, стал символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом.

Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов — один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они.

Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Свист, грохот, лязг, движение — заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес.

«Грустно существующие люди» (по повести А. Платонова «Котлован») Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия — самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

Писатель и время (А. Платонов) После публикации повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным.

Особенности прозы А. Платонова ‘ Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в.

Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не.

Размышляя над названием романа А. Платонова «Чевенгур» Роман «Чевенгур» — чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война.

Своеобразие романа А. Платонова «Чевенгур» Роман «Чевенгур» — центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя — возник в известном смысле неожиданно среди небольших.

Герои А. Платонова Многие произведения, созданные нашими писателями в 20-30-х годах XX века, пришли к нам только в последние годы. Книги Платонова, Замятина.

Своеобразие романа А. П. Платонова «Чевенгур» В конце 20-х годов — начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи —.

Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется.

Герои произведений А. Платонова Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия.

Биография Платонова Андрей Платонович Климентов родился 28 августа по новому стилю 1899 года в Воронеже (Ямская Cлобода). Отец Климентов Платон Фирсович (1870-1952).

Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что.

Герои произведений Андрея Платонова В середине ЗО-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже.

Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован» «Котлован» (1930)- таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на.

Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Андрей Платонович Платонов — писатель двадцатого века. В своем творчестве он затрагивал нравственные и философские проблемы. Платонова волновал вопрос: возможно.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Как старший в многодетной семье, рано начал работать: помощником машиниста, литейщиком.

Чевенгурский коммунизм Андрея Платонова А. Платонов в своем творчестве подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о собственном существовании: «…точно все живущее находилось где-то посреди времени.

Мои размышления над прозой А. П. Платонова …Чтобы что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то темный путь для сердца к влекущему меня явлению, а мысль шла.

Пророчество Платонова в повести «Котлован» Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20-30-е годы XX века, в период укрепления.

Писатель Андрей Платонов и его герой …В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность…. А. Платонов Андрей Платонов начал писать очень рано.

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Читайте также:
Общая характеристика творчества А. П. Платонова: сочинение

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» – умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

Читайте также:
Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

Читайте также:
Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

5 сочинений на тему: “Литература 18 века в восприятии современного читателя”

­ Пример сочинения 1

Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.

В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.

В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.

Различия современной литературы и написанной в 18-м веке заключается в том, что интересы людей полностью изменились. За это время было отменено крепостное право, а конфликты стало принято решать цивилизованным путем. Изменения не стали резкой переменой, они происходили постепенно, меняя вместе с этим и литературу.

Литература 18-го века имеет огромное влияние на современного читателя, она способна прививать ему положительные качества, старается показать то, как можно искоренить отрицательные, учит любить совершенно по-другому, хотя кажется, что человек утратил эту способность из-за мирового прогресса. Это часть российской истории, которая сказывается и на будущих поколениях.

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.

Пример сочинения 2

18 век является веком перемен для Российской не только с территориальной точки зрения, но и с литературной. В 18 веке российские читатели узнали о таких гениях пера как Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев. Образы созданные великим классицистами вызывали массу всеразличных эмоций у читательской публики, особенно этим может похвастаться Фонвизинская комедия «Недоросль». Но с момента фонвизинской славы прошло уже более двухсот лет, как современные читатели относятся к литературе 18 века?

В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.

Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.

В особенности успешно это сделал Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», главный герой которого выступает бытописателем жизни простого населения во время поездки. Рассказанные Радищевым ужасные случаи притеснения помещиками крестьян вызвали гнев неимоверной силы в правящих кругах и вызвали понимание в глазах прогрессивного дворянства. Правительственная машина жестко расплатилась с Радищевым за невиданную по тем временам вольность, но идея о тотальной несправедливости в Российской Империи породила декабристов, которые в свою очередь являются прародителями народных революций в России. То есть можно с уверенностью сказать, что произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» повлияла на освобождение крестьян из-под помещичьего сапога.

Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.

В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.

Пример сочинения 3

Каждое столетие оставляло в истории литературы свой отпечаток. Перечитывая определенные произведения, мы словно окунаемся в жизнь той эпохи, ощущаем ее дух, проникаемся тревогами и мыслями людей. И 18 век не был исключением. Классицизм и сентиментализм стали основными направлениями в литературе того времени.

Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.

Писатели тех времен концентрировали внимание на чувствах героев, их переживаниях из-за происходящих событий. Одним из примеров подобного подхода является произведение Карамзина «Бедная Лиза». Писатель сумел очень тонко передать все переживания и тревоги своей героини, её побуждения. Он создал образ ранимой и наивной девушки. Под пристальным вниманием оказался внутренний мир отдельной личности. Таким образом, Карамзин подготовил почву для будущих поколений писателей.

Еще одно яркое произведение той эпохи – «Недоросль» Фонвизина. Оно затрагивает ряд вечных проблем, а современного читателя привлекает красотой высокого слога. Создание комедии связывают с указом Петра I, запрещающим молодым дворянам без образования поступать на службу или жениться. Идея произведения заключается в необходимости воспитания подрастающего поколения на основе идей просвещения, а они остаются актуальными и сегодня.

Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.


Пример сочинения 4

В наше время люди редко читают литературу прошлых веков. Они более заинтересованы в новой литературе. Некоторые же не читают вообще. Но остались люди, которые отдают предпочтение к произведениям прошлых веков. В 18 столетии был век сентиментализма(или как по-другому чувство). В каждом произведении есть свой смысл, то что хочет донести до нас автор. Вот в 18 веке можно было многое прочувствовать, ведь в то время было крепостное право и большинство людей хотели освободить крестьян.

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

Во-первых, все произведения посвящены крестьянам, их жизни. Например, всеми известная повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Это произведение вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано переживаниями,любовью,предательством и расставанием. Что привлекает внимание в этой повести так это то, какая бывает несчастная любовь, любовь простой крестьянки и дворянина, и какими могут стать безрассудные действия героев, отчаявшиеся в любви. Также произведение “Путешествие из “Питербурга в Москву” о жизни крепостного крестьянства: о нищите народа, о трудной работе и продаже с публичного торга, показывающее насколько жестоко обходились с крестьянами.

Во-вторых, помимо грустных и трагичных произведений в 18 веке были еще и комедии, например, известное произведение “Недоросль” Фонвизина, эта забавная повесть впечатлит любого читателя.

Я думаю, люди все равно должны читать произведения тех веков, ведь как же мы узнаем как жили люди в те времена? Нам нужно знать историю, чтобы не повторить всего того, что было в прошлом снова.

Пример короткого сочинения

Говоря о литературе 18 века, нельзя назвать ее устаревшей. Ведь в каждом произведении, несмотря на год его написания, можно найти уроки для своей жизни. Современный читатель находит много интересного для себя в литературе прошлых веков. Эта литература интересна не только историческими фактами, но и бытом, который царил в те времена. Читая произведения прошлых веков, мы видим, что люди всегда остаются людьми. Не важно, когда они жили, в каком столетии. Всегда были, есть и будут люди добрые, злые. Всегда будут те, кто предает, те, кто искренне любит и те, кто ищет себя в этой жизни. Нужно воспринимать литературу прошлых веков как уроки жизни и истории, которые нельзя игнорировать. Ведь зная историю, зная поступки людей, мы сами можем избегать подобных ситуаций.

18 век – век долга, разума и любви. В основном прослеживается романтизм и сентиментализм. Авторы произведений много описывают чувства людей, любовь и ненависть. Вспомнить хотя бы “Бедную Лизу”. Произведение яркое, запоминающее и романтическое. Сколько любви, нежности мы видим в главной героини. Противопоставление ей будет молодой человек, которого она полюбила. Тема любви, предательства и верности актуальна и сегодня.

Поэтому читать такие произведения очень полезно современному читателю. Нужно не просто читать, а размышлять о прочитанном и думать о своей жизни. Литература 18 века всегда будет актуальна.

Писатель-судья своего времени (Итоговое сочинение (декабрьское))

С давних времён люди пытались выразить свои идеи, свои мысли и чувства в словах. Сначала это были устные высказывания, которые передавались из поколения поколение. Потом, когда появилась письменность, стала возможной более эффективная передача всех этих высказываний. Так появились летописи, затем художественная литература. Но всё же любое произведение строится по одному принципу: сюжет разворачивается на фоне реальных исторических событий. Исходя из этого, писатель даёт свою оценку данной эпохе и сопутствующим ей событиям. Обратимся к произведениям художественной -литературы, в которых писатели ярко и полно дали оценку тому времени, в котором они жили. Например, в книге А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». читатель видит картины жизни крепостного права.

Описывая избу, одежду, обувь крестьян, автор показывает нищету народа (глава «Пешки»). О том, как крестьянин много работает и на сколько тяжек его труд, писатель рассказывает в главе «Любани». Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. На дни обработки своей пашни остаются одни праздники да ночи. В главе «Медное» описывается продажа крестьян с публичного торга. Там продают старика семидесяти пяти лет, который спас с поля боя раненого отца капитана. Этот капитан в итоге его и продаёт. В главе «Зайцево» А. Радищев поднимает проблемы бесчеловечности и произвола помещиков по отношению к крестьянам. Ярким примером служит история асессора и его сыновей, которые издевались над крепостными и делали с ними всё, что хотели. Однажды, верша свой суд над девушкой-крестьянкой и её женихом, помещики не подумали о том, что терпению народа русского пришёл конец. Возмущённые несправедливостью и жестокостью своих хозяев, крестьяне окружили их и убили. Разумеется, что за этот поступок они очень поплатились. Их арестовали и посадили в острог. А. Радищев выносит на суд время крепостного права, считая его страшным временем. Являясь человеком сострадательным, писатель не мог пройти мимо людских бед и отразил трудное положение народа в своей книге, предоставив читателю увидеть истинное лицо России того времени, социальное неравенство народа, уви угнетение слабых сильными, невежество, стремление к деньгам и власти, лицемерие и пошлость. Другим примером служит рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который стал большим событием в литературе общественной жизни. В период оттепели, когда критиковали личность продолжив этим Сталина, A. Солженицын начал лагерную тему, продолжив этим разоблачение сталинской эпохи. Жизнь учёных, талантливых писателей, неугодных Сталину, в лагерях – это свидетельство его преступлений против народа. Люди вынуждены были лгать и предавать ближних, боясь тоже попасть в лагеря. Поэтому в целом произведение затрагивает острые социально-политические вопросы, насыщенные осуждением власти, и отражает горькую правду истории нашего народа. Опираясь на свой опыт жизни в лагере, Солженицын пишет рассказ об одном дне из жизни заключённого Ивана Денисовича Шухова с номером щ – 854, вместив в этот день всю его лагерную жизнь. Мир лагеря ужасен, жесток, каждый думает о том, как выжить в этих нечеловеческих условиях. Писатель раскрывает причину, по которой Шухов сюда попал. Он осуждён на десять лет за измену родине и ложно обвинён в том, что вернулся из плена с секретным немецким заданием. За восемь лет Шухов привык к лагерной жизни, где арестант арестанту враг. Однако сумел остаться человеком, сохранить своё достоинство, природную доброту, заботу о человеке. Шухов, по мнению автора, – высоконравственный герой, поскольку прошёл проверку на человечность. A. Солженицын очень правдиво повествует о времени сталинских репрессий, чтобы каждый читатель смог самостоятельно оценить то время, в которое жил писатель. Пролетают годы, десятилетия, века. Время всё меняет и располагает по своим местам. Переосмысление того, что стало историей, помогает жить в настоящем и намечает движение в будущее. И от того, насколько правдив был писательский суд о времени и людях, живущих в нём, зависит судьба целых поколений.

Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Аргументы из жизни и литературы на тему «Время и его быстротечность»

Очень часто современный человек жалуется на нехватку времени, на его скоротечность, поэтому сегодня мы заинтересовались темой «Время и его быстротечность», для которой нам нужны аргументы из жизни и литературы. За примерами мы, как всегда, обратились к произведениям признанных гениев русской литературы, к народной мудрости, а также высказываниям авторитетных людей, чтобы узнать их мнение об интересующей нас теме.

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову время
  5. Синонимы к слову быстротечность
  6. Эпитеты к слову время
  7. Эпитеты к слову быстротечность.
  8. Аргументы из литературы
  9. Аргументы из жизни
  10. Аргументы из народной мудрости
  11. Афоризмы

Проблема

Что такое время? Можно ли остановить его ход?

Отношение автора к проблеме

Время – это то, из чего складывается наша жизнь; самое главное сокровище, ценность которого, к сожалению, мы понимаем не сразу.

Аргументы

  1. Время – единица, которой мы измеряем нашу жизнь.
  2. Время нельзя остановить, ускорить или замедлить его течение.
  3. Время – самая большая ценность в жизни человека.
  4. Время – невосполнимый ресурс, который получает человек при рождении и тратит в течение жизни.
  5. При умении распоряжаться временем можно многого достигнуть в жизни.
  6. Понимание быстротечности времени приходит со зрелостью.
  7. Время неподвластно человеку.
  8. Чтобы оставить после себя заметный след, нужно тратить время жизни с умом, на благие цели и дела.
  9. Время — самый лучший лекарь и самый мудрый учитель.

Синонимы к слову время

Час, минута, вечность, мгновение, день.

Синонимы к слову быстротечность

Быстрота, краткость, стремительность, скоротечность, недолговечность, мимолетность, мгновенность, недолговременность, быстролетность, минутность, непродолжительность.

Эпитеты к слову время

Благоприятное, благословенное, быстроногое, быстротечное, выгодное, горячее, досужее, драгоценное, золотое, кипучее, критическое, напряженное, неблагоприятное, неподходящее, неудобное, ответственное, подходящее, удобное, хлопотливое, шабашное (простореч.), железное, крутое, летучее, лукавое, седое, скупое, вечернее, внеучебное, дневное, дополнительное, звездное, зимнее, каникулярное, летнее, местное, ночное, позднее, послеобеденное, поясное, рабочее, раннее, свободное, солнечное, суточное, утреннее, учебное, безвозвратное, беззаботное, блистательное, благословенное, веселое, глухое, горячее, долгопамятное (устар.), молодое, невозвратимое, невозвратное, незабвенное, незабываемое, памятное, страдное (устар.), суровое, счастливое, трудное, тяжелое, тяжкое, хлопотливое, юношеское, былое, глухое, давнее, давнишнее (разг.), давнопрошедшее (устар.), далекое, дедовское, достопамятное (устар.), доброе, древнее, незапамятное, неизгладимое, памятное, патриархальное, первозданное, стародавнее, старое, старопрежнее (устар.), бедственное, безрадостное, беспокойное, блаженное, буревое, бурное, величественное, героическое, глухое, гнилое, горемычное, горькое, грозное, грозовое, губительное, дивное, драматическое, знаменательное, историческое, кипучее, клокочущее, кровавое, крутое, легендарное, лихое (простореч.), мирное, мрачное, неспокойное, ответственное, переломное, переходное, подлое (простореч.), роковое, светлое, славное, смутное, страшное, суровое, счастливое, темное, тревожное, трудное, тяжелое, худое (простореч.), цветущее, черное, чудесное, чудное, звонкое, непогожее, огнепальное, пламенное, скудное, тошное, тугое, удручительное, фугасное.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова: сочинение

Эпитеты к слову быстротечность.

Невозвратная, иллюзорная, земная, предначертанная, чудовищная, наглядная, подвластная, неподвластная, катастрофическая, страшная.

Сочинение на тему «Писатель – судья своего времени»

Время – категория философская и непредсказуемая. Поэтому очень сложно и ответственно быть судьёй всего того, что совершается в родном государстве.

Несмотря на это, именно писатели берут на себя эту тяжёлую ношу. Миссия нелёгкая, поскольку, как известно, нет пророка в своём отечестве. Трудность «летописания» заключается ещё и в том, что «…лицом к лицу – лица не увидать: большое видится на расстоянии». Для осознания любого события необходимо время, а его часто недостаточно у писателя, чтобы объективно оценить происходящее. Следовательно, роль судьи и его ответственность увеличивается многократно.

В этой связи вспоминается роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия», посвящённый фактически нашим ровесникам, которые родились до Великой Отечественной войны, росли, учились, любили… А в «лихую годину» испытаний проявили и решительность, и отвагу, и героизм в борьбе с фашистами, оккупировавшими Краснодон. Талант писателя проявился и в композиции романа, и изображении героев-молодогвардейцев. Отважным Олегом Кошевым гордились. Заводной и безрассудно смелой Любкой Шевцовой восхищались и в неё влюблялись. Серёжку Тюленина ставили в пример. А газеты трубили о том, как талантливо и правдиво художник показал то грозовое время. Этим произведением зачитывались все. По роману был снят кинофильм. Почти все театры включили в свой репертуар «Молодую гвардию». И вдруг как гром среди ясного неба прогремело известие, что писатель исказил события, изобразил этот исторический отрезок времени неверно.

Почему это произошло? Сегодня ответ прост и очевиден. Слишком мало времени минуло с тех страшных событий. Не были ещё рассекречены все документы о деятельности подпольной комсомольской (и партийной) организации. Фадеев же писал роман по свежим следам, по «заказу партии», которая требовала от писателя как можно скорее написать «показательный роман для воспитания подрастающей молодёжи». Значит, быть судьёй своего времени сложно и в определённой степени опасно? Скорее всего, да. И тем не менее фиксировать время, на мой взгляд, необходимо. Иначе как узнать о годах и столетиях, в которых мы не жили?!

К сожалению, люди «времена не выбирают, в них живут и умирают». Человечество пережило не одну историческую бурю и не одно поколение получило оценку писателей — судей. М.А. Шолохов, не понаслышке знавший и понимавший период Гражданской войны на Дону, пишет цикл рассказов об этом периоде («Донские рассказы») и роман-эпопею «Тихий Дон», ставший, по-моему, энциклопедией жизни и борьбы казачества за свою свободу и независимость.

Писателю М.А.Шолохову было легче, чем А.А.Фадееву, давать исторический комментарий этому событию. Сам из казачества, он в тонкостях знал и понимал то, о чём писал. Поэтому являться «судьёй своего времени» Михаилу Александровичу Шолохову было проще.

Начало двадцатых годов в донских степях. Красные – белые. Белые – красные. Власть меняется чуть ли не каждый месяц. Григорий Мелехов, главный герой романа, как былинка в степи, мечется из одного стана в другой. Где правда? За кем идти? Какому отечеству служить верой и правдой? Ощущение такое, что сам автор находится в поиске ответов на поставленные вопросы. Объективно описывая происходящее, писатель-судья даёт оценку своему времени. И читатель соглашается с ним. Происходит то редкое единение читающего с пишущим.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Пролетают годы, десятилетия, века. Время всё расставляет по своим местам. Переосознание того, что стало историей, помогает жить в настоящем и намечает пунктиры движения в будущее. И от того, насколько правдив был писательский суд времени и людей, живущих в нём, зависит судьба целых поколений. В народе говорят: «Не суди – не судим будешь». И всё-таки есть смелые творцы, которые не боятся оценивать то, что так свежо и близко. И за это им большое спасибо!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: