Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова

Проблема русского характера… Загадочная русская душа… Сила народного характера…

Каждый из писателей по-своему решал эту проблему: “очарованный странник” Лескова и носитель “роевого начала” Платон Каратаев Толстого; несгибаемый Андрей Соколов Шолохова и мужественный Егор Дремов А. Н. Толстого. Их нельзя спутать, о них нельзя забыть. Но платоновские герои всегда стояли каким-то особняком в русской литературе. У Платонова нет презрительного отношения к пролетариату, которого так не любят герои Булгакова, нет снисходительного, покровительственного отношения к мужику, что характерно для писателей эмигрантской волны.

Народный характер в изображении Платонова как бы совмещает в себе все, что было подмечено до него, но именно этому писателю удалось показать “коренной тип” чудака-бессребренника, наивного мудреца, мужика-правдоискателя, “душевного бедняка”, который пытается постигнуть истину, найти человеческую красоту и самому стать красивым. И мы видим этот трудный путь от “чудаков”, от тупой покорности, каких-то бесприютных мечтаний до “одухотворенности” людей, которые силой своего характера победят фашизм и будут жить дальше, мечтая о космосе и очаровывая читателя своей мечтой. Один из них, Прометеев 20 века, воскликнет: “- Эх, земля! Не будь мне домом – несись кораблем небес!

Ответь, обыватель, на корабле мы или в хате? Ага, на корабле – тогда держи руль свинцовыми руками!” (“Эфирный тракт”). О чем мечтал Платонов, рисуя народные характеры? О том, “… как случайную нечайную жизнь человека превратить в вечное господство над чудом Вселенной”.

Герои Платонова очень разные. Но сила их народного характера – в любви. Любви ко всему, что их окружает: “Перед тем, как лечь спать, отец лазал по полу на коленях между спящими детьми, укрывал их получше чунями, гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их: он как бы просил прощения у них за бедную жизнь”.

В фигуре отца – глубина любви к людям, жажда преобразить мир силой своей любви. Любимые герои в прозе Платонова 20-х годов “сами себе неизвестны”. Они – чаще всего мастеровые, полудеревенские ремесленники, машинисты, “сироты” по своему душевному состоянию. Каждый из них находится в своеобразном поиске – странствии, скитальчестве, искании Истины.

Это особые, именно платоновские скитальцы, убоявшиеся после событий революции “остаться без смысла жизни в сердце”. И странствуют они каждый в своем особом пространстве”. Откуда они? Платонов пишет: “…Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы.

Появляется человек с зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно”. Так начинается “Происхождение мастера”. Слободской сирота Филат, вечный поденщик у мещан, “сподручный парень”, мечтающий купить ассенизационную бочку и “стать человеком”. Платонов показывает особую бедность – бедность сознанием своей бедности. Но, пережив (именно пережив!), счастливые часы единения и братства с ремесленником Игнатом, от которого Филат слышит “огнеопальные речи”, герой уходит из слободы, где прожил тридцать лет.

Почему? Куда он идет? В мир. К людям. У Филата есть мечта – мечта найти таких людей, которые знают новый смысл жизни.

Ему хочется “забыть навсегда Ямскую слободу, тридцать лет дремучей жизни”. И это был первый шаг героя к “будущим одухотворенным людям” от тупой покорности бесприютных мечтателей. Герою повести “Сокровенный человек” машинисту Фоме Пухову тоже хочется “очутиться среди множества людей и заговорить обо всем мире”. Это своего рода “стихийный” философ из народа, который пытается понять что-то важное в “проселках революции”, “не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями”. Он “сдвинут революцией”, именно она наделила его поразительной поэтичностью мысли.

Не просто понять, что происходит, а осознать, почувствовать, разобраться, а происходящем – вот что движет Пуховым. И в этом осмыслении романтик и сатирик Платонов сливаются в единое целое. Отсюда возникают потрясающие платоновские характеры (их часто называют “коренным платоновским типом”). Филат, Фома Пухов, Захар Павлович, Стефан Катигроба – скитальцы и странники в дебрях собственного разума, собственных чувств, герои с вечным душевным непокоем, как бы “нечаянно” открывающие возможности человеческой души. Вот перед нами красноармеец Никита Фирсов (“Река Потудань”), чья душа, как река Потудань, долго таилась и холодела подо льдом.

И опять – поиск, поиск себя, поиск счастья. Платонов описывает нам такие характеры, таких людей, без которых “народ неполный”. В повести “Джан” такие люди воплощены в образе Чагатаева, который выводит народ джан – символический образ всех одиноких, сиротливых, обездоленных – из плена бесплодной впадины в пустыне. И это победа над “тормозами покорности”, разобщением людей.

Но вот перед нами другой тип (тоже народный характер!) человека. Машинист Мальцев (рассказ “В прекрасном и яростном мире”) уверился в своем личном мастерстве, внутренне отошел от всех. Он “ослеплен” этой гордыней.

А спасает его юный помощник, решивший “победить “неуловимый расчет гибельных сил”. Разные характеры, разные судьбы, но создается впечатление, что это твои знакомые, – так точно Платоновым выписаны эти характеры. Но, пожалуй, самые пронзительные характеры – в “Одухотворенных людях”. Уже название этого сборника символично. “Одухотворенные” характеры объединяет творчество духа.

Именно особый народный дух помогает вернувшемуся с войны Иванову, человеку с ожесточившимся сердцем, совершить подлинное возвращение к самому сокровенному, понять и оценить молчаливый подвиг жены и сына Петрушки. Вообще, рассказы Платонова о войне поражают, переворачивают душу читателя. Потрясает пронзительность описания людей и событий. “Мне кажется, что мне кое-что удается, потому что мной руководит воодушевление их подвигом”, – писал Платонов.

Платоновские машинисты и мастера в рассказах “На заре туманной юности”, “Фро”, вошедшие в историческую народную память, красноармейцы, преградившие путь фашистским танкам в Севастополь (“Одухотворенные люди”), дети с их “вкусом чуда” жизни (“Июльская гроза”, “Ветер-хлебопашец”) – это “удивительная галерея народных характеров. “Без них был бы неполон портрет родной страны, портрет родного героя” – с этими словами критика В. А. Чалмаева трудно не согласиться.

Твір на тему: Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова

Related posts:

Особенности народного характера в повести Платонова “Котлован” План 1. Противоречия эпохи “строительства светлого будущего”. 2. Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. 3. Повесть “Котлован” – реквием по простому русскому народу. А. П. Платонов в одном из своих самых.

Особенности народного характера в прозе В. М. Шукшина на примере одного из рассказов (“Микроскоп”) Общественная система тоталитарного типа нивелирует личность. Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В. Шукшин создает своего “Чудика”. Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь.

Читайте также:
Своеобразие романа А. П. Платонова Чевенгур.: сочинение

Особенности прозы А. Платонова ‘ Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел.

Особенности стиля повести А. Платонова “Котлован” Свист, грохот, лязг, движение – заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес. М. Волошин. “Пар” Писатель Андрей Платонович Платонов был из рабочих.

“Одно горе делает сердце человеку”. (По прозе А. П. Платонова.) После публикации в 1986-1988 годах повестей “Ювенильное море”, “Котлован” и романа “Чевенгур”, по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонович Платонов (Климентов) занимает.

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница” Андрей Платонов стал известен читателю в 1927 году, когда вышел его первый сборник повестей и рассказов “Епифанские шлюзы”. Ранее Платонов пробовал свои силы в поэзии, выступал на страницах газет и.

Сочинение на тему Величие простых сердец в прозе Платонова Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Все возможно – и удается все, Но главное – сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт.

Библейские мотивы в повести А. Платонова “Котлован” Повесть Андрея Платонова “Котлован” – произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под “вершиной”. Для того чтобы изучить и понять смысл платоновского текста, недостаточно.

Сюжетные особенности в романе А. П. Платонова “Чевенгур” Роман Андрея Платонова “Чевенгур” можно назвать антиутопией. Жанр во многом определяет язык произведения, далекий от литературной правильности и сочетающий в себе разговорную речь малообразованных рабочих и крестьян с канцелярско-бюрократическими оборотами.

Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова 1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема – взаимоотношения человека и природы. Установление гармонии между ними является смыслом жизни ранних.

От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”) Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожалению, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, “обнажившимся сердцем”, долгое время.

Тест по творчеству А. П. Платонова 1. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова? А. Отцов и детей Б. Борьбы за свободу В. Сущности жизни Г. Интеллигенции и революции 2. Какова концепция природы в творчестве.

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году на Алтае в крестьянской семье. Военное детство, работа в колхозе, попытки устроиться в городе, смена множества рабочих профессий – все это закалило характер.

О творчестве А. П. Платонова А. Платонов (Климентов Андрей Платонович) относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества – проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего.

Герои произведений А. Платонова Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые.

“Грустно существующие люди” (по повести А. Платонова “Котлован”) Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия – самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью, Платонов не считал, однако, всякую жизнь достойной человека. Писатель стремился.

Какие лучшие качества русского народного характера воплотил И. С. Тургенев в Герасиме, герое рассказа “Муму”? (План) Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. Качества русского народного характера, воплощенные в Герасиме: Богатырская сила (“Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем”. Когда он косил, казалось, что.

Своеобразие романа А. Платонова “Чевенгур” Роман “Чевенгур” – центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя – возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей “микропрозы” писателя начала и середины 20-х.

Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное.

Размышляя над названием романа А. Платонова “Чевенгур” Роман “Чевенгур” – чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как.

Цвет в повести А. П. Платонова “Котлован” Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к.

Своеобразие романа А. П. Платонова “Чевенгур” В конце 20-х годов – начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи – роман “Чевенгур”, бедняцкую хронику “Впрок”, повести “Котлован”, “Ювенильное море”, рассказы.

Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова возвратилось в литературный обиход нашего времени.

Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести “Котлован” А. П. Платонова Описание событий в романах и других произведениях А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и “самобытный”. Только.

Смысл названия повести А. Платонова “Котлован” Главной темой повести А. Платонова “Котлован” является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется через возведение нового здания, “куда войдет на поселение весь местный.

Философский смысл произведения А. П. Платонова “Котлован” Повесть А. П. Платонова “Котлован” – философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь 1917 года поднял на.

Художественный мир романа-утопии “Чевенгур” А. Платонова “Чевенгур” – большой роман, над которым Платонов работал несколько лет. Роман рассказывает об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в гражданской войне, о “строителях стран”.

Герои произведений Андрея Платонова В середине ЗО-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден признать ошибкой многое написанное им.

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

Сочинение на тему Необычность языка произведений Платонова Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений.

Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова “Котлован” Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть.

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова

Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Особенности народного характера в прозе Платонова

Неисправимый идеалист и романтик, А.П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества».

Писатель-реалист А.П. Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать сознание», переходить «изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя».

Он понимал, почему «жизнь на время оставляет» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.

А.П. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу.

А.П. Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за ним.

Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове, на каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь.

Герои А.П. Платонова говорят о «пролетарском веществе» (сам Платонов говорил о «социалистическом веществе»). В эти понятия он включает живых людей. У А.П. Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо. В его произведениях мы видим именно «социалистическое вещество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.

Из кого же состоит живое «социалистическое вещество» у А.П. Платонова?

Из романтиков жизни в самом полном смысле этого слова. Они мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их прошлое, не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное.

Все они – преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключаются в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого.

Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами – людьми раскрепощенной мысли.

Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто революции противился, потерпели поражение и сметены.

Вторая группа персонажей – это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах Гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, каких в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие.

В силу понятных причин именно они, вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне.

Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они путались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой, на которой расцветало насилие.

В романе «Чевенгур» А. Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно так. Труд – причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства – труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает.

Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытно-общинного коммунизма.

При всей сложности восприятия действительности А. Платоновым в целом создается картина, которая удивительным образом отражает суть эпохи и отвечает на самые важные вопросы. Почему простой народ так яростно принял сторону большевиков, втянулся в их действия и даже в какой-то немалой части своей помогал творить сталинские злодеяния?

Острая сатира в произведениях А. П. Платонова

Любые явления действительности неизменно находят свое отражение в произведениях литературы и искусства. Комические явления действительности отражаются в сатирических или юмористических произведениях. Возникнув в глубокой древности в устном народном поэтическом творчестве, сатира получила свое название и достигла высокого развития в древнеримской литературе (сатиры Горация и Ювенала, комедии Плавта и Теренция, романы “Сатирикон” Петрония и “Золотой осел” Апулея). С тех самых пор сатире принадлежит важное место в литературе,

Related posts:

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие “массы”, покорные режиму. Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, ярких символичностью образов и своеобразием авторского языка. Эта тема косвенно затронута в рассказе “Усомнившийся Макар”, написанном Платоновым в 1929 году. […].

Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к автору и его произведениям. […].

Особенности стиля повести А. Платонова “Котлован” Свист, грохот, лязг, движение – заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; Превратили Царя вселенной в смазчика колес. М. Волошин. “Пар” Писатель Андрей Платонович Платонов был из рабочих. Участник гражданской войны, потом самозабвенный работник восстановительного периода. Разбирался в механизмах, электростанции строил. Очень любил паровозы. Часто описывал их в рассказах, и выходили они у […].

Читайте также:
«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

Проблематика повести А. П. Платонова “Котлован” Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить роман “Чевенгур”, повести “Впрок” и “Усомнившийся Макар”. Я […].

Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова “Котлован”) В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века – проблема приобщения человека к новой жизни. Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в […].

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от другой. Сатира была оружием писателя. В середине XIX века из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского […].

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Б. Салтыкова-Щедрина (1) Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор высмеивал тот или иной порок человека и всего общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и отличны одна от другой. Сатира была оружием писателя. В середине XIX века из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского […].

Пророчество Платонова в повести “Котлован” Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20-30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведений, правдиво отразивших события этого времени, относится его известная повесть “Котлован”. Платонов начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик “великого перелома”, или, как говорится в […].

Образ-символ у А. Платонова(по произведениям “Сокровенный человек” и “Котлован”) А. Платонов мечтал о преобразовании во всех сферах жизни – обществе, науке, экономике и искусстве. Он считал, что современная цивилизация утратила связь между человеком и природой, и для преобразования мира необходимо было начать с минимального – со слова. Так, он выделил три элемента слова – идею, образ и звук и всецело стремился в своем творчестве […].

От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”) Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожале – нию, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, “обнажившимся сердцем”, долгое время оставалась принудительно невостребованной читателями. Действительно, у прозы Платонова трудная судьба. В 1927 г. состоялся его яркий дебют: сборник рассказов “Епифанские шлюзы” принес писателю […].

Особенности прозы А. Платонова Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать сознание”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал, почему […].

Писатель Андрей Платонов и его герой … В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность… . А. Платонов Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, […].

Особенности прозы А. Платонова (1) Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание […].

Герои произведений А. Платонова Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за […].

Особенности прозы А. Платонова (2) “Без меня народ нелонный” А. Платонов Андрей Платонович Платонов доучился до аттестата зрелости еще при царском режиме. Считал себя пламенным “трибуном передового класса”. Был рабочим, но и был знаком с новейшей западной философией. Философская поэтика выстроила в его голове романтический образ Царства Справедливости. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир […].

Утопический мир в повести А. П. Платонова “Котлован” Идея Рая есть логический конец человеческой мысли в том отношении, что дальше она, мысль, не идет; ибо за Раем больше ничего нет, ничего не происходит. И поэтому можно сказать, что Рай – тупик… То же относится и к Аду. И. Бродский На протяжении всей своей истории человечество не прекращало попыток заглянуть за грань реальности, предугадать […].

Своеобразие внутреннего мира героев А. П. Платонова В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя – странствующий философ, пытающийся понять “смысл частного и общего существования” и стремящийся найти путь ко всеобщему счастью. Философские убеждения самого писателя естественным образом передались и героям его прозы, поэтому, чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев, необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя. Неисправимый идеалист и романтик, […].

Мои размышления над прозой А. П. Платонова … Чтобы что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то темный путь для сердца к влекущему меня явлению, а мысль шла уже вслед… А. Платонов Судьба произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом счастье “столь нужном, столь достоверном, как неизбежность… ” Все […].

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Истина как смысл жизни (по повести А. Платонова “Котлован”) Я буду делать хорошие души Из рассчитанных потерянных Снов. А. Платонов В литературе ХХ века заметно усилилась тенденция к трансформации таких традиционных изобразительных средств, как ирония, сарказм и гротеск. Ирония, которая до сих пор понималась как насмешка, позволяющая занять отчужденную позицию, подлую по отношению к миру, приобретает характер протеста. Ироническое отношение к миру обозначает теперь […].

Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова “Котлован” Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле – сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению […].

Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям “Сокровенный человек”, “Впрок”, “Котлован”) Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и […].

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова Все возможно – и удается все, Но главное – сеять души в людях. А. Платонов К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицистики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов заново открыл для себя Пушкина. Великому поэту посвящена статья “Пушкин – наш товарищ” и самая крупная, ставшая известной читателю после смерти Платонова пьеса “Ученик лицея”. Над […].

Повесть А. П. Платонова “Ювенильное море” На сегодняшний день имя Андрея Платонова широко известно как у нас, так и за рубежом, и со временем читательский интерес к его творчеству не спадает, а, скорее, идет по нарастающей. Что и неудивительно – ведь круг проблем, очерченных в книгах писателя, ведется от изначальных представлений человека о мире – но при этом рассматривается с позиций […].

Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова Имя Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова) – это не просто имя одного из самых ярких писателей XX века. Это имя настоящего русского человека, вышедшего из народа и как никто другой понимавшего мельчайшие подробности души народа. В его произведениях часто сочетаются мечта и дело, утопия и реальность, “вечные” вопросы и попытки их немедленного практического решения. И […].

Сатира В. В. Маяковского … Сатира должна обладать зубами и когтями, ее плуг должен глубоко пахать почву, чтобы на ней вырос впоследствии хлеб нашей жизни, а не гладить бурьян по поверхности. Сатира должна остаться великим искусством ума и гневного сердца, любовью к истинному человеку и его защитой… А. Платонов “Сатирик – это писатель, изъясняющийся на языке смеха, бесконечно разнообразном, […].

Сатира Н. В. Гоголя (2) В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой”. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных […].

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница” До 1921 года Андрея Платонова в литературной среде знали как поэта и журналиста, но в конце 1921 года в его судьбе произошел резкий поворот: он отказался от журналистики и перешел на работу в Воронежское губернское земельное управление, где прослужил до 1926 года. Свое решение Платонов объяснил так: “Засуха 1921 года произвела на меня чрезвычайно сильное […].

Путешествие в фантастический город Чевенгур (по роману А. Платонова “Чевенгур”) “Чевенгур” Андрея Платоновича Платонова – это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, “что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов”. Действия в этом романе происходят в 1919- 1921 гг., однако ясно, что ставится проблема начала коллективизации в стране. Платонов описывает […].

О чем я рассуждала, читая “Котлован” Читая эту повесть, каждый, я думаю, размышляет над тем, что хотел сказать автор, а не над сюжетом или композицией, так как для самого Платонова важна была суть. Лично я в его повести нашла многое, над чем можно подумать, но больше всего меня поразили люди Да, мы знаем, что тогда они свято верили в то, что […].

Сатира в творчестве В. В. Маяковского (по стихотворению “Прозаседавшиеся”) Говоря о чертах, определяющих характер сатиры, М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Для того чтоб сатира была действительно сатирой и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало”. Сатира Маяковского полностью удовлетворяет этим требованиям: […].

Сатира в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. […].

“Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой” (В. Г. Белинский) (по повести А. Платонова “Сокровенный человек”) Вся жизнь А. Платонова была призмой, сквозь которую преломлялось все то, что посылала ему судьба. В Платонове всегда гармонично уживались писатель, художник слова, и мастеровой человек, многое умеющий делать своими руками. Будучи литератором и возрождая погибшие вроде бы земли, писатель точно знал, что человек в этой жизни может все, вот только с самим собой, с […].

Сатира в литературе 20-30-х годов ХХ века (по творчеству М. М. Зощенко) Михаил Зощенко – создатель бесчисленных повестей, пьес, киносценариев, невообразимо обожаем читателями. Однако истинную популярность ему дали небольшие юмористические повествования, опубликованные в самых разнообразных журналах и газетах – в “Литературной неделе”, “Известиях”, “Огоньке”, “Крокодиле” и некоторых других. Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги. В новых сочетаниях они каждый раз заставляли по-новому взглянуть на себя: […].

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3): сочинение

“Сердце в людях бывает слепое” (по рассказу А. П. Платонова “Юшка”) (2 вариант) В своих произведениях А. П. Платонов всегда изображает реальную жизнь, которая, к сожалению, несовершенна. И это несовершенство автор наиболее ярко раскрывает с помощью своих героев. Зачастую это “душевные бедняки”, как называл их сам писатель: их душевные переживания таят в себе знания о жизни, касающиеся всех, но доступные не многим. В рассказах Платонова перед нами предстает […].

Сатира Н. В. Гоголя (1) В 30-е годы прошлого века Россия после недавнего восстания декабристов переживала тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою […].

Сатира (По повести “Собачье сердце”) И принимаем вперемежку С надменностью встречая их То восхищенье, то насмешку От современников своих. Г. Иванов Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах. Сатирическая повесть “Собачье сердце”-глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович […].

Утверждение идеалов добра и любви в рассказе А. П. Платонова “Юшка” Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен человек на добро или зло. Большинство людей реагирует на одни и те же ситуации по-разному – в зависимости от настроения. Если они устали или раздражены, то все представляется в черном свете, если же радостны – вокруг тоже сияет солнце и поют птицы. Однако есть […].

Сатира в литературе 20-30-х годов XX века (По творчеству М. М. Зощенко) (1) О чем поет соловей? М. Зощенко Русские писатели-сатирики в 20-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они являлись наследниками русского реализма XIX века. Имя Михаила Зощенко стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, М. Булгаков, А. Платонов. Популярности М. Зощенко в […].

Бичующая сатира в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыкова-Щедрина В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя. Н. Г. Чернышевский Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является прямым продолжателем литературных традиций Н. В. Гоголя. В произведениях Салтыкова-Щедрина сатира обрела новую форму, не потеряв своей остроты и актуальности. В “Сказках для детей изрядного возраста” писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор, […].

“Сердце в людях бывает слепое” (по рассказу А. П. Платонова “Юшка”) (1 вариант) С разными литературными героями мы уже успели познакомиться на уроках русской и зарубежной литературы – смелыми и робкими, честными и коварными, добросердечными и жестокими. Но не было среди них ни одного, похожего на Юшку – главного героя рассказа А. П. Платонова. Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным […].

Сочинение на тему: «Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры»

В 1926 году Андрей ПлатоновИч Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов». Эта повесть написана меньше чем за три недели, под влиянием тамбовских впечатлений: в Тамбове ПлатоновА направили работать в отдел мелиорации губернского земельного управления. «Скитаясь по захолустьям, я увидел такие грустные вещи, что не верил, что где-то существует роскошная Москва, искусство и проза, — писал Платонов. — Но мне кажется — настоящее искусство, настоящая мысль и могут только рождаться в таком захолустье». Позже повесть получила новую редакцию. К сожалению, это произведение менее известно, чем, например, «Котлован» и «Чевенгур», написанные гораздо позднее. ВО многом это произошло из-за того, что Платонов не так давно пришел к своему читателю, его читательская аудитория только сформировалась. Сейчас его творчество вызывает большой интерес, как и произведения других писателей, недоступных широкому кругу читателей из-за жесткого идеологического контроля над литературой в советское время. Советские критики считали сатиру Андрея ПлатоновА неуместным, вредным литературным явлением. Даже сам Платонов сомневался в своих сатирических способностях. Но ценивший его творчество Максим Горький говорил, что ему неплохо бы удалась комедия, что, несомненно, говорит об особом сатирическом таланте писателя. Писатель открывает для себя новые возможности в жанре сатиры, говоря о создании нового общества, о жизни людей во время революции. Уже само название напоминает город Глупов из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Народ в городе существовал без спешки и не беспокоился о якобы лучшей жизни. Служил с усердием, держа порядок в губернии, но ярости в труде не знал. Торговали по малости, без риска, но прочно сбывая хлеб насущный. Героев город не имел, безропотно и единогласно принимал резолюции по мировым вопросам. А может, и были в Градове герои, только их перевела точная законность и надлежащие мероприятия», — рассказывает нам Платонов. Это сатира на злобу дня, высмеивающая бюрократию. Критики-первооткрыватели ПлатоновА — Л. Шубин, С. Бочаров, Е. Толстая-Сегал — говорят о парадоксальном сочетании лирики и сатиры в творчестве писателя и предельной полифонии повествования, где «рассказчик согласен вообще с любой из точек зрения».Платонов использует советизмы, плакатную, лозунговую речь, газетные штампы, канцеляризмы, варваризмы, «неловкости» речи и даже церковнославянизмы, создавая свой неповторимый стиль повествования. Само название повести тавтологично, получается город Городов. Это символический образ государства, которое разобщает и уничтожает, где свобода людей минимальна.

Сочинение на тему: «Предсказания и предостережения в романе Замятина «Мы» и повести Платонова «Котлован» Произведения ПлатоновА и Замятина были написаны примерно в одно и то же время. Двадцатое столетие было не простым для страны временем: жизнь людей постоянно менялась, довольно остро стоял вопрос социальных проблем. Странно, что при жизни авторов роман «Мы» и повесть. Читать далее.

Биография Андрея Платонова Андрей Платонович Платонов — русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Детство и юность Родился Андрей Климентов 20 августа 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10. Читать далее.

Сочинение на тему: «Разрушение семьи — жестокое последствие войны»(По рассказу А. П. Платонова «Возвращение») В послевоенные годы Андрей ПлатоновИч Платонов написал правдивый рассказ «Семья Иванова»(«Возвращение»), получивший в критике отрицательную оценку. «Вина» писателя заключалась в том, что он серьезно заговорил о том, что наблюдал в жизни и на что хотел обратить общественное внимание. Платонов не. Читать далее.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова: сочинение

Сочинение на тему: «Особенности творчества Ремизова А. М.» Наверное, ни о каком другом прозаике 20 века не было столь разноречивых суждений, сколько их было об Алексее Ремизове. А. Блок называл его «одним из самых серьезных и глубоких писателей нашего времени» и при этом добавлял: «Я все более предпочитаю. Читать далее.

Сочинение на тему: «Труд-нравственное содержание человеческой жизни»(По рассказу «В прекрасном и яростном мире» Платонова А. П.) Тема труда имеет огромное значение в жизни А. П. ПлатоновА, ведь сам писатель начал работать с двенадцати лет. Также как и герой его рассказа, Платонов работал в железнодорожных мастерских и помощником машиниста на паровое в годы Гражданской войны. В рассказе. Читать далее.

Сочинение на тему: «Рассказ А. Платонова «Юшка». Тема любви и ненависти.» Короткий рассказ ПлатоновА оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в тупых и опасных животных. Нравственная и духовная деградация, о которой. Читать далее.

Тест по творчеству А. П. Платонова 1. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова? А. Отцов и детей Б. Борьбы за свободу В. Сущности жизни Г. Интеллигенции и революции 2. Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? А. Гармоничный мир Б. Прекрасный и яростный мир. Читать далее.

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» Андрей Платонович Платонов — один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь. Читать далее.

История создания повести «Котлован» А. П. Платонова А. Платонов — явление в российской литературе уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX столетия, кто заметил разложение «социалистической души», утрату индивидуальности в человеке и забил тревогу. Художественное видение Платонова способствовало. Читать далее.

О ЧЕМ Я РАССУЖДАЛА, ЧИТАЯ ПОВЕСТЬ «КОТЛОВАН» А. ПЛАТОНОВА Читая эту повесть, каждый, я думаю, размышляет над тем, что хотел сказать автор, а не над сюжетом или композицией, так как для самого Платонова важна была суть. Лично я в его повести нашла многое, над чем можно подумать, но больше. Читать далее.

Сочинение на тему: «Связь литературы как искусства слова с ведущими тенденциями своего времени» Несмотря на то, что со средневековья до начала XX века русская литература в основном служила интересам власть имущих, она все же накопила много произведений, в которых отражались общие народные интересы и реальное состояние политической и общественной жизни русского народа. Богатый. Читать далее.

Традиции русской классической литературы в повести А. Платонова «Котлован» Одно слово правды весь мир перетянет. Народная пословица Создавая совершенно «неклассическую» картину утопического мира в повести «Котлован», Платонов ориентировался на классические темы и мотивы, которые помогли ему еще ярче изобразить абсурдную реальность. Главный герой повести Вощев — это человек, умеющий. Читать далее.

Сочинение на тему: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что за-. дача автора в этом случае — донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен обла­дать громадным чувством ответственности за то, что он. Читать далее.

О творчестве А. П. Платонова А. Платонов относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества — проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего творчества писателя составляет тема взаимоотношения человека и природы. Природа у Платонова -«прекрасный и. Читать далее.

На вершинах русской сатиры Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. М. Салтыков-Щедрин Творчество великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина занимает почетное место в национальной и мировой литературе. Он сделал. Читать далее.

Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова 1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема — взаимоотношения человека и природы. Установление гармонии между ними является смыслом жизни ранних героев писателя. Эта тема раскрывается в рассказах «Происхождение мастера», «Прекрасный. Читать далее.

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА В центре произведений А. Платонова — уездная полудеревенская Россия, взвихренная революцией. Герой, существующий на «проселках революции», — обыкновенный русский человек. Все герои А. Платонова — мастеровые, машинисты, крестьяне — во многом похожи. Читать далее.

Песнь о человеке (по страницам произведений А. Платонова) Чем необычен писатель А. Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, особенность художественного мышления классика литературы такова, что глубоко современная проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиций современного. Читать далее.

Художественные особенности повести «Котлован» А. П. Платонова Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова «Котлован», со своими образами, символами, метафорами. Читать далее.

Своеобразие романа А. П. Платонова «Чевенгур» В конце 20-х годов — начале 30-х годов (это были годы 1-й пятилетки) Платонов создает свои наиболее крупные вещи — роман «Чевенгур», бедняцкую хронику «Впрок», повести «Котлован», «Джини», «Ювенильное море», рассказы и пьесы. В 1926 г. он писал жене: «Я. Читать далее.

Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов — один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете. Читать далее.

Сочинение на тему: «Некоторые аспекты отображения творчества К. Симонова» Константин Симонов — великий писатель, который рассказывал последующим поколениям о том, что пришлось пережить России и ее гражданам во времена ВОВ 1941-45 г. г. Отметим, что этот писатель был центральной фигурой среди всех остальных мастеров слова, которые творили в аналогичном. Читать далее.

Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

УТОПИЧЕСКИЙ МИР В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН» УТОПИЧЕСКИЙ МИР В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН» Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, «усомнившегося», желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает. Читать далее.

Сочинение на тему: «Художественный мир русской прозы» «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения», — эти слова принадлежат великому русскому писателю. Читать далее.

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован» Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов — писатель особенный и «самобытный». Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами. Читать далее.

Комедия «Недоросль» — опыт сатиры в русской драматургии Необходимость выразить в литературе лицемерные настроения в жизни российского общества восемнадцатого столетия назрела давно и все думающие прогрессивно граждане ждали появления такого произведения. И вот появляется комедия Фонвизина «Недоросль» — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в. Читать далее.

Сочинение на тему: «Золотой век в русской поэзии» «Золотой век» в русской поэзии совпадает с эпохой рассвета такого направления, как романтизм в Западной Европе. Но поэзия «Золотого века» — это не романтизм, поскольку она имеет свои, ярко выраженные черты. Это большая формальность и избирательность. Все это можно объединить. Читать далее.

ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА ОСТРАЯ САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ПЛАТОНОВА Русская литература первых десятилетий XX века отмечена мощной сатирической направленностью, чему являются подтверждением произведения Е. Замятина, М. Булгакова, М. Зощенко. В этих произведениях обличаются общественные пороки, высказывается резкое неприятие насилия как способа преобразования. Читать далее.

Сочинение-эссе по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок» Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем индустриализации и коллективизации в советской стране. Судьбы государства вершили взбудораженные людские массы, соответственно, и искусство. Читать далее.

Сочинение на тему: «Образ моря в русской романтической поэзии» Море во все времена привлекало внимание поэтов. К морю обращались в минуты грусти и в моменты небывалого счастья, восторженности. Образ моря занимал важное место в русской романтической поэзии. В основе романтизма — отрицание современной действительности и противопоставление ей мира фантазии. Читать далее.

Сочинение на тему: «Проникновение в литературу 19 века Фольклорных мотивов на примере творчества Пушкина» Интерес литераторов к народному творчеству проявился еще в конце 17 столетия, однако условия для формирования жанра русской литературной сказки возникли только в начале 19 века. Многие писатели того времени пробовали себя на этом поприще. Основоположниками литературной сказки можно считать А. Читать далее.

Характеристика творчества Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги «Епифанские шлюзы» в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока. Читать далее.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОЗОЙ А. П. ПЛАТОНОВА (по произведениям «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован») РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОЗОЙ А. П. ПЛАТОНОВА (по произведениям «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован») Все необычно в мире писателя А. Платонова. Его голос звучит слегка приглушенно, печально. Кажется, что это тихий разговор о жизни писателя с читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать. Читать далее.

НЕИСТОВЫЕ РОМАНТИКИ А. ПЛАТОНОВА Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист А. П. Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать. Читать далее.

Особенности народного характера в прозе Платонова Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист А. П. Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу», «выключать. Читать далее.

Сочинение на тему: ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Правда в памяти! У кого нет памяти, у того нет жизни. В. Распутин Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда при­носит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн. Читать далее.

Смысл названия повести «Котлован» А. П. Платонова Котлован — углубление в земле для закладки фундамента какого-нибудь сооружения», — читаем в толковом словаре. В повести Платонова слово «котлован» приобретает гораздо больший смысл. Котлован — это отголосок языческих мифов. По обычаю в древности самый первый камень, который закладывали в. Читать далее.

Сочинение на тему: «Тема дуэли в русской литературе(по произведениям литературы 19 века)» Традиция дуэли, как способа разрешения конфликтной ситуации, издавна существовала почти повсеместно не только в России и в Европе, но и в Азии. В средние века судебные поединки детально регламентировались в сводах законов. Любопытно отметить, что мнение светских и церковных властей. Читать далее.

Читая Платонова… (2) Возвращенные из литературного небытия произведения Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Шаламова, А. Платонова не были напечатаны при жизни авторов, однако воспринимаются как живые явления современной литературы и читаются с жадным интересом. Они помогают нам разобраться в нашем «непредсказуемом» прошлом, потому. Читать далее.

ПРОРОЧЕСТВО А. ПЛАТОНОВА В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН» Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20-30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведений, правдиво отразивших события этого времени, относится его известная повесть «Котлован». Платонов начал. Читать далее.

Творчество А. П. Платонова в критике и литературоведении

26.10

Домашняя работа

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951 ). Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· знакомство с особенностями жизни и творчества А. П. Платонова.

Читайте также:
Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова Котлован: сочинение

Задачи:

· сформировать представление о самобытности художественного мира А. П. Платонова, о типе платоновского героя;

· закрепить умения оперировать теоретико-литературным понятием «гротеск», что помогает провести глубокий анализ платоновского текста.

На занятии

мы узнаем:

· некоторые факты из биографии Андрея Платонова;

мы научимся:

· анализироватьисторические события того времени и авторский взгляд на преобразования в стране после революции 1917 г.

мы сможем:

· сформировать представление о самобытности художественного мира А. П. Платонова и познакомиться с необычным типом платоновского героя.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Самобытность художественного мира А. П. Платонова;

2. Теоретико-литературное понятие «гротеск»

3. Анализ текст на примере нескольких произведений писателя.

Тезаурус

· Антиутопия – в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.

· Герменевтика – искусство толкования и понимания текстов.

· Гротеск – приём, который основывается на чрезмерном преувеличении.

· Идиостиль– это авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений; предмет изучения стилистики.

· Сатира – обличающая ирония.

· Сюрреализм – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

· Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Цель – обличение утопического идеала как отклонения от нравственного идеала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Андрей Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) был участником всех знаковых событий первой половины XX века: принял участие в революционном движении, в качестве фронтового корреспондента прошёл гражданскую войну, был свидетелем сталинской коллективизации, и, наконец, работал военкором на фронтах Великой Отечественной войны. Безусловно, все эти события нашли отражение в творчестве писателя. Платонов родился в семье железнодорожного машиниста в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, а после — в городском училище. Подростком Платонов работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в ремонтных мастерских. В годы гражданской войны служил в Красной армии.

С 1918 года на страницах воронежских газет и журналов он начинает публиковать свои первые очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах.В 1922 году выходит первая книга стихов Платонова — «Голубая глубина», на которую обращает внимание Валерий Брюсов.

В период «великого перелома» Платонов подвергается гонениям. После прочтения повести «Впрок» Сталин присылает в издательство «Красная Новь» письмо, в котором фактически объявляет писателя врагом народа. Ему отказывают в издании «Чевенгура». Не может быть и речи о публикации повести «Котлован».

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар», с которого и начинаются у Платонова проблемы с властью, написан в 1929-м году. Произведение представляет собой сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей, где за формальными бюрократическими действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души обычного и одинокого в этом обществе человека. Главные герои рассказа – это люди разных слоёв общества. Деревенский житель Макар Ганушкин «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах», имел «порожнюю голову» и мудрые руки. Лев Чумовой – «член государства», формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы – считался «наиболее умнейшим на селе». Наивный сельский житель Макар вынужден ехать на заработки в многолюдную Москву – «город чудес науки и техники». Автор рассказывает о жизни героя в столице: во всех казённых учреждениях он получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. В рассказе Платонова композиция кольцевая – замкнутая система, из которой вырваться невозможно: Макар возвращается к тому, от кого ушёл искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него, складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, то есть абстрактно, на словах, а не на деле. Платонов, как и его герой, Макар, усомнился, задумался, и эти раздумья не могли быть поняты как предупреждение власти и народа. Они столкнули маленького человека с бездушным государством. Автор показывает на преступное невнимание к «маленькому человеку».

После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергается резкой критике. Произведение называют анархистским и идеологически двусмысленным. Сталин, прочитав рассказ, назвал его произведение идеологически вредным.

Темы свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, исторической памяти, этичности науки, взаимоотношений взрослых и детей и многие другие звучат у Платонова в романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море».

Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация.

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

События первой половины XX века, участником которых был Андрей Платонов, нашли отражение в его творчестве. Он показывал их как в сатирическом, так и трагическом ключах. Всё новое, что происходило в смутное послереволюционное время, писатель проверял на «прочность» и всегда отстаивал гуманистическое начало в творчестве.

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

«Андрей Платонов — смотритель изначальной русской души. Она у него неуютно чувствует себя в настоящем и всё страдает в этом “прекрасном и яростном мире” от какой-то неродственности бытия. », — так определил Валентин Распутин писателя, который был убеждён: чужой боли и чужого страдания не бывает. Платонов просит читателей проявлять сочувствие и сопереживание к жизни других людей. В своей лирике он отстаивает ценность человека и предупреждает: «Человечество — одно дыхание, одно живое, тёплое существо. Больно одному, больно всем». По Платонову, «всё действительно возвышенное рождается лишь из житейской нужды», а человек «начинается с исполнения своего долга перед народом», человек должен «жить всем дыханием человечества».

Творчество А. П. Платонова в критике и литературоведении

Читайте также:
Повести А. П. Платонова: сочинение

Л. А. Шубин: «О языке Платонова писали много — порой в нём видели своеобразный эстетский язык, маску, юродство, кривляние, чаще, однако, восторгались его народной выразительностью, гибкостью и красотой. Вводя образ рассказчика или передавая слово герою, молодой писатель стремился социально и психологически оправдать собственный строй мышления, ибо, по сути дела, он изображал не “чужое слово” и не “чужую мысль”. Платонов остаётся как бы внутри изображаемого сознания. Он сам так думает, как его герои, самый склад его мышления народный. Платонов — интеллигент, который не вышел из народа. “Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость, особые, столь характерные для народной речи, спрямления — всё это своеобразное мышление вслух, когда мысль ещё только рождается, возникает, “примеряется” к действительности. Герои Платонова ведут беспрерывный диалог с миром и с окружающими людьми, диалог, через который складывается, формируется авторская идея».

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 58 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Человек и природа в романе А.П. Платонова «Чевенгур»

Автору «Чевенгура» мир представлялся бескрайним пространством и безграничным временем, а природа — зримым обликом вечности. Найти слова и краски для воплощения подобного образа нелегко. Вот почему поэтика произведения — неразгаданная тайна.

Изобразительные средства платоновской прозы просты сами по себе, но чрезвычайно сложны их замысловатые соединения. В пейзажных зарисовках прекрасные, насквозь прозрачные картины сочетаются с извращенными, уродливыми. Может быть, поэтому «неимоверный мир», отобразившийся в романе, удивляет читателя одновременно и своей реальностью, и нелепостью. «Разумное видение», «осязание умом», «умное узрение» — так называли критики платоновский метод изображения действительности.

«Чевенгур» — это мир философствующей природы. Да и сама она в хронотопе романа представляется одной из форм бытия и времени — вселенского, непостижимого — и поэтому является предметом философского изучения.

Когда один из героев, Захар Павлович, наблюдает величественную картину звездного неба, он пытается представить себе вечность и бесконечность. Ночная природа приносит платоновскому персонажу умиротворение, днем же он чувствует, что «доброта природы портит людей». Представления этого человека об окружающем мире искажены. Природа усугубляет его внутренние противоречия: сердце тянется к красоте и гармонии, а сознание видит прелесть лишь в безобразном. Это новый нигилизм XX века: люди, превратившие природу из «храма» в «мастерскую», пожинают плоды своих бездумных действий.

Платонов постоянно сопоставляет природу и людей, дополняя описание животного или растения необычным сравнением: «Лошадь спала, как некоторые дети». Автор настойчиво повторяет мысль о единстве всего живого, хотя ни один из его героев не приходит к этому выводу. Природа наделяется способностью рефлексировать, а человек, наоборот, лишь бессознательно ощущает какую-то необъяснимую связь с внешним миром.

Часто при создании пейзажа Платонов отказывается от полихромной гаммы и наполняет какой-либо единственный цвет символическим значением. Синий — это покой; желтый и красный — тревога, волнение; черный — умиротворение. Иногда монохромность означает скуку и однообразие — время, когда ходят по земле «без счастья и без покойной надежды». Писатель подчеркивает: человек сам обесцвечивает природу, делая свою жизнь убогой (чевенгурцы, например, собираются уничтожить «буржуйские» клумбы, чтобы везде «беспрепятственно мог расти лопух»).

Вечная природа отторгает пролетария как явление временное. Доказывая эту мысль, Платонов создает пейзажные зарисовки с негативной эмоциональной окраской, используя метафорические эпитеты, которые принимают на себя в определенных фрагментах текста основную смысловую нагрузку. Так, к примеру, широкое семантическое поле сочетания «безвыходное небо» позволяет избежать многословных пояснений и пространных описаний.

В контексте романа понятен и образ «порожнего места»: люди, задавшиеся целью создать «новую землю», разрушили связи между социумом и внешней средой, природа вернулась в первозданное состояние, опустела. «Пустыня», «пустота» — вот смысловой стержень метафор, которые использует в пейзажных фрагментах автор «Чевенгура». Вовсе не удивительно, что персонажи как будто вновь обретают первобытный облик, заново осваивают планету, которая в течение тысячелетий была покорна людскому племени.

Идейная позиция автора и ее языковое выражение находятся в единстве. Платонов утверждает: восстановление гармонии возможно только в том случае, если произойдет единение людей (их души и сознания) с окружающим миром. Аллегории «Чевенгура» строятся на сочетании сатирического, философского и лирического способов изображения действительности, и это, безусловно, можно отнести к творческим открытиям Андрея Платонова. Постижение иносказания, на котором строится роман, помогает понять проблемы сложного мира, где вечное всегда преобладает над временным.

Автор статьи — К. Чуковский (korneychuk)

О Платонове

«Довольно! Нет искусства и нет работы. Они одно и то же. Отлить, выверить и проточить цилиндр для паровоза требует такого же напряжения высших сил человека, как и танец балерины. Блуза и воздушная юбка равноценны. Вот среди нас жили десятки лет великие герои, мученики и гении терпения и труда, о них никто не знал, их держали, как зверей, на окраинах города в черноте тела, в темном безумии полусонной, сжатой жизни, их томили в тисках нищеты и безнадежности. »
Андрей Платонов ( http://platonovap.narod.ru/bio.html )

Художественные искания Платонова обуславливались представлением об исчерпанности подходов, сложившихся под влиянием идейной парадигмы Возрождения-Просвещения. Новые художественные явления формировались в русле идей неклассических философов – Шопенгауэра, Маркса, Ницше, Фрейда, которые своими трудами выразили общее для эпохи недовольство «классическими» вариантами осмысления бытия, поставили под сомнение их полноту и жизненность.
Эстетические явления, сформировавшие неклассическое искусство конца 19 – начала 20 века, получили обобщенное название «модернизма». Общепризнанной дефиниции этого явления не существует, как специфическую особенность отмечают «жизнетворчество», попытку творения собственного мира, а не миметическое отражение мира реального. В силу того, что любое творчество имеет характер специфического осмысления реальности художественными средствами, определение «модернизм» носит довольно условный характер. Собственно, даже направление «социалистического реализма», к которому обычно относят творчество Маяковского или А.Н. Толстого, не обрело бы своего окончательного облика без опыта футуристической поэзии или авангардистской прозы 1910-20-х гг. Несомненно, платоновское творчество имеет точки соприкосновения с современной ему литературой – но и, как любое индивидуальное творчество выдающегося писателя, столь же значительные различия.
То, что литературный процесс долгое время изучался в «облегченном» варианте, изображался как некое поступательное развитие магистрального направления, порождало невнимание, игнорирование, замалчивание таких фигур как М. Булгаков и А. Платонов. С момента ввода в широкий читательский контекст произведений этих авторов возникли новые якобы «магистральные» истолкования и восприятия. Если творчество Булгакова оказалось востребовано и адаптировано массовой культурой, то «открытие» Платонова не вполне наступило даже среди специалистов в области литературы. Причиной тому послужило несколько факторов. В частности, не существует канонически выверенных текстов произведений, опубликованных после смерти писателя. Вот что об этом пишет Н. Корниенко: «…в отношении Платонова мы делаем лишь первые подступы к осмыслению его могучего и свободного дара» (Корниенко Н. Наследие А. Платонова – испытание для филологической науки. В: «Страна философов Андрея Платонова: проблемы творчества», выпуск 4, с. 117).
Сложность отнесения творчества писателя к той или иной литературной традиции связана и с тем пограничным, на наш взгляд, местом, которое оно занимает в ситуации исчерпанности иудео-христианских основ европейской культуры, одновременно примыкая к новому искусству. И, с другой стороны, Платонов об этом великом прошлом горюет, не может легко и непринужденно с ним порвать (в отличие от авангардистов, сбросивших Пушкина с корабля современности, для него Пушкин – «наш товарищ») и понимает исчерпанность старой культуры (в 1930-е годы записывает в дневнике: “Как непохожа жизнь на литературу. Большая ложь – слабость литературы. Даже у Пушкина и Толстого и Достоевского – мучительное лишь “очаровательно”).
Символически это столкновение «старого и нового» можно проиллюстрировать эпизодом из повести «Сокровенный человек»: «Один плакат перемалевали из большой иконы – где архистратиг Георгий поражает змея, воюя на адовом дне. К Георгию приделали голову Троцкого, а змею-гаду нарисовали голову буржуя; кресты на ризе Георгия Победоносца зарисовали звездами, но краска была плохая, и из-под звезд виднелись опять-таки кресты». И если у героя повести плакат вызывает лишь досаду, как частная «глупость революции», то герои «Чевенгура» только такими глупостями и занимаются (например, размещают коммунистическую ячейку в храме), что указывает на неслучайность образа. Приведем в данном контексте мнение исследователя Михаила Михеева: «. его герои насильственно погружены в некий «физиологический раствор» и существуют только в рамках эксперимента их автора: они посажены в банку, где созданы идеальные условия, чтобы главный опыт (а им, безусловно, является Коммунизм – все-таки автор жил в 1899-1951 годах), чтобы этот эксперимент удался и начал бы «расти», развиваясь из самих этих людей, будучи просто как бы промежуточным веществом – между туловищами пролетариата.
Условия опыта идеальны в том смысле, что им не мешает никакая реальность. Платонов писатель не реалистический. Его не интересует действительность как она есть. Он пытается исчерпать, разработать до мыслимого предела саму идею Революции, чтобы уяснить, ради чего же она произошла. Он нисколько не изменяет первоначальных – именно идеальных – побудительных мотивов, специально не принимая во внимание, не следя за их изменениями – то есть того, что на самом деле всегда происходит и начинает преобладать в любом реальном опыте» (ссылка 2008 года неактивна, а М. Михеев, кажись, защитил докторскую диссертацию).
Платонов находится в рядах творцов новой культуры с ее сциентизмом и верой в прогресс, отошедшей от Духа в иудео-христианском понимании (недаром из околохристианских мыслителей ближе всего ему оказались представители русского космизма, а назвать Николая Федорова, например, ортодоксальным христианином язык не поворачивается). В то же время он не закрывает глаза на издержки процесса переделки мира. (Неудивительно, что он пытался опубликовать «Чевенгур» и «Ювенильное море», вовсе не находя там всей той антисоветской крамолы, которую приписало ему позднее либерально-буржуазное литературоведение конца ХХ века, которое напрасно выискивало у него пресловутый «гуманизм», трактуя последний внеисторически и внесоциально. Не найдя искомого, стали акцентировать внимание на пресловутой сложности его языка, фактически отказываясь анализировать содержание произведений. Платонов искренне считал себя пролетарским писателем и переживал из-за зачисления в «попутчики».)
Представляется, что Платонов с его антилитературностью явился одним из первых народных писателей – не оторванным от жизни масс «писателем для народа» – обычно фальшивым исполнителем воли элит к манипуляции массами, а первым писателем, пишущим (используем штамп) из самой «гущи народной жизни». Недаром же Платонов искусство не считал работой, а любую хорошую работу приравнивал к искусству (см. эпиграф).

Читайте также:
Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

Горький, ознакомившись с «Чевенгуром», в письме Платонову отмечал, что его творчество чем-то напоминает гоголевское – резко сатирическое и саркастическое. Эти мотивы отмечали критики 30-х и по другим поводам: А. Гурвич писал, что для героев «грань между жизнью и смертью стерта, неразличима, живые люди Платонова мертвы». В этом замечании косвенно обозначены традиции гоголевских «мертвых душ». В. Ермилов заметил, что в платоновской сатире добродушный смех уступает место сарказму и социальному разоблачению, которые направлены на «дискредитацию идеи социализма». Понятно, что Платонов здесь сближается по методу с Гоголем и Салтыковым-Щедриным (чем, возможно, объясняется интерес Сталина к писателю – ведь Щедрин был одним из любимых писателей вождя, как и других революционеров, включая Ленина. Однако то, что Платонов посмел изобразить советских начальников в духе глуповцев, вызвало его резкое неприятие и возмущение).

На наш взгляд, мнение Н. Корниенко, обнаружившей в творчестве Платонова близкие Достоевскому проблемы поиска смысла жизни человека и идеального мироустройства страдает чрезмерной обобщенностью и расплывчатостью. У той же Корниенко есть верное замечание, что не стоит слишком увлекаться поисками различных литературных аллюзий у писателя, потому что у него часто просто не было времени так масштабно изучать мировую литературу – он ведь не был профессиональным писателем, скорее, «пишущим инженером» (в большей степени, чем Фолкнер – «пишущим фермером»).

Иосиф Бродский в послесловии к «Котловану» попытался определить художественное направление писателя и зачислил его в сюрреалисты. Сущность классического модернизма (и сюрреализма в частности) состоит в отражении субъективной реальности, а особенностью западного модернизма является индивидуализм. Модернизм Платонова, по мнению Бродского, состоит в том, что писатель выражал не единичное эго, а коллективное сознание страны, эпохи, времени, что, является отражением особенностей менталитета России (в отличие от Запада). Бродский оценивает писателя как деятеля революционного пролетарского искусства, а именно искусства авангарда, причисляя его одновременно к литературе абсурда. Умышленное построение ситуации абсурда Платоновым в своем творчестве И. Бродский считал основой творческого метода писателя.
Некоторые исследователи попытались связать творчество Платонова с реализмом. Однако реализм предполагает типизацию, система же образов, выстроенная в произведениях Платонова, основана на других принципах, здесь встречаются целые системы аллегорий, многочисленные образы-символы. Нет в произведениях Платонова и традиционного в реализме положительного героя.
Декадентская эстетика подвергла концепцию положительного героя критике. Вот и относительно Платонова возникает вопрос: можно ли признать положительного героя положительным; есть ли у него положительный герой в привычном понимании, то есть соответствующий определенным требованиям современности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: