Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение

Анализ повести «Сокровенный человек» (А. П. Платонов)

Андрей Платонович Платонов — один из самых нетипичных авторов в истории русской и советской литературы. Его идеи опережали время, в которое ему пришлось жить, а свобода выражалась как в мыслях, так и в используемом языке. Многомудрый Литрекон предлагает с анализом повести “Сокровенный человек” по плану ниже.

История создания

Работал над произведением Платонов с 1926 по 1927 год. Это был период сталинских репрессий и жесткого контроля над всеми сферами деятельности. Несмотря на мрачную обстановку, нужду и безуспешные попытки восстановиться в большевистской партии, Платонов не терял надежды на светлое будущее. Тогда по его рассказу «Песчаная учительница» готовились снять фильм, а вопрос о публикации сборника рассказов был практически решен. Более того, автору предложили занять пост в «СовКино». Только вот в 1928 году стало ясно, что все эти перспективы не более правдивы, чем агитационный плакат. Книга не была опубликована, фильм не был снят, работа не была получена.

Опубликован «Сокровенный человек» был в 1928 году, когда писатель уже стал популярен после выхода сборника “Епифанские шлюзы”. Это произведение было едва ли не из последних книг, изданных при жизни писателя. В 30-е годы начинается травля Платонова, которая привела к вычеркиванию его имени из советской литературы вплоть до перестройки.

Жанр, направление

Относится “Сокровенный человек” к жанру повести. Здесь несколько сюжетных линий, которые тесно сплетаются с основной. Также события развиваются постепенно, в хроникальном порядке. Важен и объем произведения: оно излишне объемное (9 глав), чтобы называться рассказом, и недостаточно крупное, чтобы считаться романом.

С литературным направлением же чуть сложнее. Несмотря на то, что герои Платонова — советские люди, соцреалистом писателя назвать нельзя из-за часто высказываемого на страницах сомнения в действиях партии. Поэтому писателя определяют как реалиста с чертами модерниста или даже постмодерниста за любовь к игре слов, свободу творчества, исследование реальности и поиск оригинальных способов выражения мыслей.

Смысл названия

Слово “сокровенный” встречается несколько раз в Библии. Там подобным образом называют человека, прекрасного не внешностью, а богатым внутренним миром. Кротким, молчаливым, ценящим то, что дается ему свыше.

Главный герой, при всей своей непокорности и некоторой циничности, оказывается покорен великолепием природы, и благодаря ей обретает гармонию, становится спокойным и умиротворенным. К тому же умение чувствовать и понимать красоту уже говорит о духовном развитии личности.

Если же обращаться к толковым словарям, то “сокровенный” означает “скрытый от кого-то”. Здесь можно углядеть двойственность образа основного персонажа. С одной стороны, он не пытается скрыть испытываемых эмоций, с легкостью говорит о сомнениях и критикует людей независимо от их социального положения. В этом случае трудно говорить о какой-либо тайне. С другой стороны, у Фомы есть та самая, спрятанная от остальных, любовь к окружающему миру.

Суть: о чем?

Сюжет повести «Сокровенный человек» разворачивается на фоне событий Гражданской войны, в 1920-х годах.

Начинается все с рассказа о том, что центральный персонаж — Фома Пухов — человек не очень чувствительный. На похоронах жены он резал на гробу колбасу и ел. Но делал он это, как выясняется позже, из-за жуткого голода, а не презрения к женщине.

Работа Фомы заключается в том, что он с командой расчищает железнодорожные пути от снега. И однажды происходит трагедия. Два паровоза, которые тащат за собой снегоочиститель, внезапно начинают буксовать в сугробах. От неожиданной остановки погибает один помощник — случайно накалывается на штырь головой. Остальные получают травмы и ушибы, Пухов теряет четыре зуба.

Группа решает передохнуть, но появляется казачий отряд из пятнадцати человек, который угрожает расправой и требует отвезти паровозы на станцию Подгорное. Начальника дистанции подстреливают. Вскоре появляется бронепоезд, который спасает рабочих.

Затем Пухов перемещается в Лиски, где видит объявление о наборе в революционный отряд механиков. Хочет вступить сам и зовет друга — Петра Зворычного, но тот отказывается. Тогда Фома отправляется один.

Следующий период его жизни проходит насыщенно: герой служит на судне “Шаня”, участвует в операции против Врангеля, приезжает в Баку, где встречается с бывшим матросом Шариковым, отправляется в Царицын, чтобы заказать по поручению подводные лодки, живет четыре месяца в Новороссийске и, в конце концов, оказывается на малой родине. Там он пытается защитить город от “белых” на бронепоезде, но план проваливается — конструкция слишком крепка.

Заканчивает читатель следить за жизнью Фомы тогда, когда тот вновь прибывает в Баку и на время обретает внутренний покой.

“Душевная чужбина оставила Пухова на том месте, где он стоял, и он узнал теплоту родины, будто вернулся к детской матери от ненужной жены…”

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Сокровенный человек» вместе со своей характеристикой представлены в таблице от Многомудрого Литрекона:

Фома Пухов Вдовец, рабочий человек, механик. Для него активная деятельность — практически смысл жизни. Она помогает ему полностью раскрыться, дарит ощущение настоящего удовольствия. «Для Пухова это было самое милое дело: день и ночь вращается машина — умная, как живая, неустанная и верная, как сердце…». Особую ценность для героя представляет природа. Красота способна затронуть его душу, вдохновить, дать ощущение безмятежности и гармонии в душе. При этом в общении с людьми Фома достаточно неловок. Его можно назвать несколько грубым, безразличным к чувствам других, так как он не стесняется прямо говорить то, что думает. Не понимает, насколько сильно люди привязаны к своим семьям, и почему расставание для них — настоящая трагедия. “Мальчонка умер — горе небольшое, а для родителя тоска” — так думает он о смерти сына своего товарища. Поэтому Пухов не может найти место в этом мире, уж слишком отделенным от общества он себя ощущает. Также он не поддерживает новую власть, открыто осуждает ее, не боясь быть наказанным.
Петр Зворычный противоположность Фомы, его друг. Крепко держится за жену, изначально не хочет вступать в революционный отряд, так как в любой момент может погибнуть и оставить любимых в одиночестве. Яро поддерживает идеи большевиков, читает множество партийных книг, спорит с Пуховым. Тот же считает Петра глупым и бесхарактерным.
Шариков бывший матрос, еще один приятель Пухова. Как и Петр, прогибается под систему, становится комиссаром по вербовке рабочих, предлагает и Фоме занять должность начальника. Быстро учится выживать в непривычных условиях.
Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Тематика повести «Сокровенный человек» блика каждому читателю:

  1. Поиск места среди других людей — основная тема произведения «Сокровенный человек». Фома переезжает, знакомится с людьми, пробует себя в разных делах или просто размышляет о жизни — все это он делает для того, чтобы достичь покоя. Но лишь в работе и наблюдении за природой он находит истинное наслаждение
  2. Затрагивается и отношение людей к политике “красных”, неприятие инакомыслия (Фому за негативную оценку большевиков воспринимают как безумца, лишнее звено).
  3. Показывается, как личность подстраивается под новые условия. Приспособленчество большинства определило и успех, и безнаказанность большевиков, ведь люди попросту соглашались на все, что с ними делали.
  4. Можно увидеть и осуждение такого явления как гражданская война, которая приносит только боль и разрушения, но никак не приближает светлое будущее.

Если Вы считаете, что можно добавить еще тем, напишите нам в комментариях. Многомудрый Литрекон расширит раздел, а Вы поможете другим читателям.

Проблемы

Автор поднимает различные проблемы в повести «Сокровенный человек», все они связаны с жизнью человека.

  1. Например, отдалённость от общества. Герой отличается от остальных, резко отзываясь о происходящем в стране. И нигде он надолго не задерживается, часто переезжая. Тогда как прочие предпочитают стабильно жить и работать на одном месте. Фома одинок, ведь не может найти понимания в мире, где люди согласны принять любую неправду ради своего комфорта.
  2. Проблема цинизма и онемения души. Фома не чувствует эмоциональную привязанность ни к друзьям, ни к близким. Да, он ощущает неудобство в быту, когда жена умирает, так как привык к заботе и комфорту, но и все. Также и по отношению к другим. Можно сказать, что из-за тяжелой жизни у персонажа огрубела душа. Но при этом Фому очаровывает прелесть окружающего мира, а, значит, его сердце все еще умеет чувствовать.
  3. Выделяется и проблема слепого доверия, бездумного следования приказам и правилам. Люди без лишних вопросов готовы исполнять все, что им скажут, не задумываясь о причинах и последствиях. Пример тому — поведение Зворычного. Полностью приспособившись под изменившийся режим, он будто становится одержим идеями новой власти.

Проблематика повести «Сокровенный человек» может быть дополнена — только скажите нам, чего не хватает, в комментариях.

Основная идея

Даже в состоянии неопределенности можно найти счастье и обрести равновесие — таков смысл повести «Сокровенный человек». Для Пухова отдушиной являются любимое инженерное дело и природа, которой он по-настоящему наслаждается. Они помогают ему смотреть на мир чуть иначе, искать новые пути и мечтать о будущем.

«Он увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии…»

Главная мысль повести «Сокровенный человек» состоит в том, что источником счастья для человека является он сам: его труд, его восприятие красоты, его достижения и победы. Личность самодостаточна. Ей не нужно подстраиваться под чужие идеи, под партийные установки. Иначе она потеряет себя и даже право остаться собой.

Чему учит?

Автор в повести «Сокровенный человек» заставляет задуматься о том, к чему могут привести бессмысленные сражения друг с другом. Практически все персонажи несчастливы, потеряли кого-то из близких или просто не видят особой цели в жизни, превратившейся в войну всех против всех.

Говорит писатель и о том, что в любое время есть место познанию мира и самого себя. Пухов пробует себя на различных местах, учится замечать прекрасное, и это помогает ему существовать в тяжелый для всех период. Такова мораль повести «Сокровенный человек».

Платонов учит тому, что человек должен искать счастье в призвании и себе самом, а не подстраиваться под коллективные догмы о счастье, которые зачастую оказываются фальшивыми.

Читайте также:
Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Художественные особенности

Платонов пишет о простых рабочих, и язык его произведений также приближен к тому, как говорят люди. Особенно это заметно в диалогах и внутренних монологах. Речь героев экспрессивна, встречаются просторечия, бранные слова, профессиональные слова, употребляемые специалистами.

“— Закрой пар, стервец, кривошипы порвешь!”

“— Тоже нескладно! — закричал Пухов. — Надо так написать, чтоб все дураки заочно поумнели!”

Большую роль играет описание ветра, которое выступает здесь как олицетворение свободы.

“Ветер, нечаянно зашедший с гор, говорил о смелости, с которой он воюет над беззащитными пространствами. Свое дело он и людям советовал — и те слышали…”

С помощью множества глаголов автор придает повести динамичность. Они же добавляют тексту “звучание” и образность:

“Люди шумели, рельсы стонали под ударами насильно вращаемых колес…”

Критика

Несмотря на, казалось бы, небрежное отношение к идеям революции, Платонова еще не так сильно осуждали за подобное пренебрежение к коллективизму. Отмечали лишь некоторые недостатки повести, но внимания на идеологическом несоответствии не заостряли. Например, известный соцреалист Максим Горький писал ему:

«В психике вашей, — как я воспринимаю её, — есть сродство с Гоголем. Поэтому: попробуйте себя на комедии, а не на драме. Не сердитесь. Не горюйте… Всё — минется, одна правда останется.

В худшую же сторону переменились отношения с властями и публикой чуть позже, после публикации рассказа под названием “Усомнившийся Макар”.

Однако даже осудившие писателя чиновники не могли не признать его таланта. На одном из собраний писателей в период опалы Платонова Сталин уже с порога поинтересовался:

Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
      • Сочинения 5 класс
      • Сочинения 6 класс
      • Сочинения 7 класс
      • Сочинения 8 класс
      • Сочинения 9 класс
      • Сочинения 10 класс
      • Сочинения 11 класс
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Cочинение по литературе

Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова

События повести А. П. Платонова «Котлован», написанной между декабрем 1929 и апрелем 1930 года, переносят нас в драматическую пору индустриализации, коллективизации и переустройства деревни, нелепостей и «перегибов» общественной практики, насилия над народом и подавления личности партийно-государственной системой на рубеже 20 – 30-х годов XX века. Объектом изображения Платонова стало время крушения прежних основ жизни.
Местом действия Платонов сделал какой-то провинциальный город и его окрестности, а также безымянную деревню с окружающими ее просторами. В связи с этим в композиции повести можно условно выделить две основные части, воссоздающие разные пространственные зоны. Герои книги иногда перемещаются из города в село и наоборот. Но в основном все они строго прикреплены к своим «участкам».

Изнуряя себя до изнеможения и отупения, люди беспрестанно роют, будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована». В этом обнаруживается первый парадокс происходящего: люди пытаются спастись там, куда можно только провалиться, – в пропасти. Обессиленные и усталые строители, созидающие дом для жизни, падают на пол «как мертвые» и лежат вповалку. Каждый существует «без всякого излишка жизни», все «худы, как умершие». Напротив, замуровывая умершую женщину в своеобразном каменном склепе, рабочий Чиклин многозначительно произносит: «Мертвые тоже люди». То есть о мертвых говорят как о людях живых, а живые оказываются уподобленными мертвецам.
Рано утром люди вновь начинают, выматывая себя, рыть скользкую глину, поднимать тяжелый грунт и долбить неподатливый камень, чтобы завтра опять делать ту же работу, забираясь все глубже в бездну огромного котлована.
В своих мечтах строители устремляются куда-то высоко в поднебесье, и их гигантский «общепролетарский дом» начинает напоминать легендарную Вавилонскую башню.
Высота дома-башни и глубина котлована контрастируют, как возвышенное и низменное, как мнимое и реальное, потому что чем интенсивнее строится «башня», тем глубже люди зарываются в глину и земную толщу, в «низовую бедность земли». Здание над котлованом должно «возвыситься над всем усадебным, дворовым городом» и предшествовать, к тому же, очередному гиганту: «другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли». Помня о том, чем закончилась история вавилонян («И рассеял их Господь по всей земле, и они перестали строить город»), читатель уже понимает всю тщетность дерзких планов героев и бесперспективность их строительства. И видит его бесчеловечность, так как строительство сопровождается гибелью «малых единичных домов» в окрестностях, где останавливается «дыхание исчахших людей забытого времени».
А пока труд людей нескончаем, в нем все больше утверждает себя безобразное и абсурдное. Не случайно в центре изображения оказываются безногий урод Жачев, картины грязи, нищеты, болезней, увечья, хаоса. И чем больше в повести говорится о подъеме вверх, тем больше люди опускаются вниз, задавленные деспотией плана, ускорением темпов и бездушием. И время, и пространство «раздвигаются» до бесконечности, утверждая представление о бесцельности, бездумности творимого.
Абсурдность происходящего особенно ощутима, когда мы глядим на эту «великую стройку» глазами мудрого и пытливого правдоискателя Вощева, который сомневается в необходимости подобного созидания. Оно не вписывается в вощевский «план общей жизни», противоречит «смыслу жизни», и герой, всегда не желавший подчиняться общему бездушно-бюрократическому порядку и бездумной механизированной деятельности, не хочет быть «участником безумных обстоятельств». Противник любого беспамятства (отсюда его собирательство разных предметов), безвестности и обезличенности, он добровольно спускается в котлованный ад и покидает его во имя познания нового ада – корчащейся в муках деревни, – тем самым связывая две пространственные сферы повести.
В обезумевшем мире Вощев не только не находит истины, но и приходит к выводу, что здесь вообще излишни поиски смысла жизни, если ею руководят такие люди, как обезличенный Сафронов, тупой исполнитель директив и ревностный поборник генеральной линии, или Пашкин, силящийся даже «забежать вперед главной линии»; если свою непомерную жестокость здесь являют такие, как опустившийся Жачев или поднявшийся к бюрократическим верхам Козлов, кровожадный сельский «активист» или отчаявшийся землекоп Чиклин; если, наконец, девочка Настя, отравленная ядами идеологизированной жизни, единственная надежда строителей, ради которой они «живут впрок», вынуждена играть не только «у гробового входа», но и в самом гробу. В предмогильной обстановке она живет, в ней она и умирает. Котлован, предназначенный для жизни, становится могилой, и не только индивидуальной, но и братской, недаром строители спят в гробах, реквизированных у крестьян соседней деревни. Бесперспективность этой жизни совершенно очевидна.
В соседних деревнях набирает темп коллективизация, тоже уродливая и тоже абсурдная. Обостряется битва «против деревенских пней капитализма», ведущая к истреблению крестьянства. Происходящее на селе предстает в трагикомических картинах, возникших оттого, что «бедняцкий слой деревни печально заскучал по колхозу». И чтобы усилить «жар от костра классовой борьбы», активисты начинают демонстрировать свою ненависть.
Герои Платонова приходят к выводу некрасовских мужиков: для них тоже нет счастья, они «несчастные», им «некуда жить», ибо «внутри всего света тоска». Котлованность жизни захватила деревню так же, как город и строительство «общепролетарского дома». Вынесенное в название слово, объединяя обе части повествования, приобретает зловещий смысл. Реализация идеала на практике, его деформация превращают утопию в антиутопию.

Читайте также:
Писатель и время: сочинение

Символы и аллегории у Платонова

О символе можно говорить очень много, давая самые разные определения, ссылаясь на авторитеты и традиции. Но есть лишь один аспект, который действительно представляет интерес, а точнее, является минимально необходимым при избранной постановке проблемы. Символ в своей семантической объемности менее определен, чем другое слово или образ.

Символ – отсылка к понятийному полю, но не единственному понятию. Разница между “единственным понятием” и “полем” трудно формализуема, особенно если рассмотрению подлежит художественный образ, но она вполне различима и ощущаема. Важна тривиальная противопоставленность символа и аллегории, из которых последняя в свете сказанного действительно оказывается исчерпавшим себя символом, уже решенным или легко решаемым и известным словом. Аллегория – иносказание лишь во втором значении: выражение иного смысла. Это оскудевшее и неполное иносказание в отличие от символа, который обязан быть еще и иной, небывалой или забытой, провоцирующей и нерешенной, формой выражения, хотя бы в силу того, что его область значений не вполне ясна.

Платонов признан писателем-философом или “идеологическим” писателем. Чтобы быть и тем и другим, оставаясь при этом еще и художником, необходимо писать по меньшей мере аллегорически, но скорее – символически. В некотором плане платоновский замысел в своем становлении проходит путь от аллегории к символу. Первая стадия как бы подготавливает вторую. Его тексты в процессе совершенствования лишаются точности ради неопределенности: в них размывается авторская позиция, что, впрочем, естественным образом вынуждает читателя к ее реконструкции, насколько это доступно; слово утрачивает однозначную связь с предметным миром, и читателю также приходится самостоятельно ее возмещать.

Несомненно, утрачивается “точность” и “конкретность” единичного, и только она. И только для того, чтобы уступить свое место конкретности совершенно другого порядка, адекватно соответствующей реалиям, которые иным вербальным способом, кроме как неопределенно, выразить нельзя.

Понятно, что Платонов идеологичен отнюдь не благодаря идейным спорам его героев и высказываниям повествователя. Все это лишь составляющие “миметического” плана, который, постоянно оборачиваясь фантомом, существует как момент в целом художественного произведения. Беспрестанное разрушение логики фабулы и алогический стиль оказываются средством создания идеологического повествования. Множество платоновских текстов полны диалогов, споров, открытых комментариев “от автора” (“Че-Че-О”, “Впрок”, вся публицистика и почти вся критика). И все они лишь массив “праматерии”, из которого рождалось главное и основное – тексты, где явное предстает лишь знаком иного: “Чевенгур” и в наивысшей степени “Котлован”.

Первичный текст у Платонова (объединяя под этим понятием как ранние редакции, так и те завершенные и незавершенные произведения, которые позже востребовали переплавки в новой форме) аллегоричен, потому что он довольно легко решаем. Интерпретация слишком быстро возникает в сознании читателя, когда он сталкивается с тем или другим “ранним” платоновским образом.

Читайте также:
Общая характеристика творчества А. П. Платонова: сочинение

Сложно найти более очевидные примеры, чем предлагает повесть “Строители страны”, предшествовавшая “Чевенгуру”. В повести несколько героев, которые, собственно, и претендуют на роль строителей страны. Дванов, Гратов, некто Геннадий, наконец Стратилат Копенкин. Есть и героиня, которой отведена роль судьи: совершенно в традициях русского романа она выбирает главного, настоящего героя своего времени, отдавая ему свое предпочтение и любовь. Каждый герой олицетворяет отдельную идею, которая легко выявляется, поскольку проговорена повествователем. Гратов безнадежно влюблен в героиню Софью Александровну, его “мозг плавал тающей льдиной на теплом море чувства. Ледовитый Океан мудрости был на далеком полюсе – под Полярной Звездой”.

Поглощенный своим чувством до помутнения рассудка, он абсолютно бесполезен для строительства. Дванов – антипод ему. Он тоже любит Софью Александровну, но он считает, что прежде нужно построить социализм в деревне и уж потом вернут

Советы ли Г. З. Литвина-Молотова, доброжелательного читателя повести, оказали свое действие, или же это стремление было имманентно самому платоновскому поиску (существенно второе), система персонажей в “Чевенгуре” потеряла функциональную четкость. Дванов слился с Гратовым, Геннадий исчез, оставив часть идей, обращенных теперь в полунамеки, тому же Дванову, образ которого перестал быть однополярным – он теперь неясен. Похожая вещь происходит и с Копенкиным, только достигается она несколько иным способом: Платонов перестает относиться к герою “общего разума” однозначно положительно. Копенкин и прежде вызывал иронию, но она оправдывалась самой манерой повествования о красном командире в полном соответствии с формулой “гений рождается из дурачка”: “От Копенкина всем стало как-то легко, просто и весело. Даже Гратов обрадовался ему, а Мрачинский оставил свои мысли об изнасиловании”. (СтрСтр, 360). В “Чевенгуре” же подобных оправданий нет. Читатель брошен наедине с иронией и двойственностью – хотя при всей туманности само семантическое поле, “Чевенгуром” означаемое, то же, что и прежде.

Опираясь на критерий “аллегория – символ”, можно условно классифицировать произведения Платонова. Например, из раннего Платонова “Ерик” в большей степени аллегоричен, а “Маркун” – символичен. При сравнении “Впрок” и “Котлована” обнаруживается целый ряд повторяющихся в “аллегорической” и “символической” редакциях сцен. Такое же отношение прослеживается между “Техническим романом” и “Родиной электричества”.35 В этом ряду незаконченная “Счастливая Москва” является еще не преодоленным аллегорическим повествованием (сошлемся на начало, на воспоминания героини о “темном человеке с горящим факелом”, бегущем “по улице в скучную ночь поздней осени”).36 Как текст “первичный” она с закономерностью или не могла быть завершена, или не стала бы последней точкой в истории некоего гипотетического “вторичного” текста.

Каждое произведение искусства по крайней мере претендует на причастность к символу. Платоновские отличны от других лишь индивидуальными формами символического. Поэтика Блока предоставляет случай убедиться, что само отношение обоих художников к творчеству было в определенном смысле родственным. Трудно поверить, что причиной тому стало лишь некое архетипическое (“социологическое”, “мифическое”. ) начало. Развитие эстетики по законам самой эстетики сыграло здесь свою роль. Оно же помогло Платонову использовать опыт своих непосредственных предшественников совершенно особым образом, чтобы создавать произведения вовсе не символистские.

Следует отметить: слово “символизация” как обозначение сущностной характеристики иносказания не заменяется, казалось бы, очень близкими последнему “тайнописью”, “криптографией”, “эзоповым языком”. Это отчасти допустимо по отношению к аллегорической ипостаси платоновского письма; в символической же они присутствуют как прием, а не как архитектонический принцип. Символ снимает определенность послания, которое зашифровано “тайнописью” или передается эзоповым способом. Он превращает художника – учителя и проповедника в ученика и исследователя, он выражает сомнение последнего.

Язык художественной прозы А. П. Платонова

Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны. Это “неправильный” язык. Причем косноязычны не только персонажи рассказов и повестей, но и авторская речь построена “неправильно”.
Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: “захохотал всем своим редким молчаливым голосом”, “она открыла опавшие свои, высохшие, как листья, смолкшие глаза”, “утомительное пространство” и т.

Related posts:

Язык художественной литературы (О литературе)Язык художественной литературы – одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые […].

Особенности прозы ПлатоноваАндрей Платонович Платонов доучился до аттестата зрелости еще при царском режиме. Считал себя пламенным “трибуном передового класса”. Был рабочим, но и был знаком с новейшей западной философией. Философская поэтика выстроила в его голове романтический образ Царства Справедливости. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, […].

Особенности прозы Андрея ПлатоноваПлатонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание […].

Читайте также:
Своеобразие романа А. П. Платонова Чевенгур.: сочинение

Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведенииЛ. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […].

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА”ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” Андрей Платонович Платонов – один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека. Главным в раскрытии замысла писателя является […].

Новаторство художественной прозы Н. М. КарамзинаПисателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к “низкому” жанру писем, успешно использовав его возможности для […].

Сочинение на тему Необычность языка произведений ПлатоноваНеобычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к […].

Язык. Речь. О месте иностранных слов в русском языкеО месте иностранных слов в русском языке – вот проблема, над которой рассуждает В. Глаголев. Автор с тревогой описывает то, как иностранные слова проникают в наш родной язык: словно “нахальный чужак лезет на место, у которого есть законный, живой и здоровый владелец”.Но В. Глаголев уверен, что иногда, уступая место “словам-гастарбайтерам”, “слова-аборигены” сохранят за собой более […].

Многогранный русский языкРусский язык, один из сложнейших языков Мира, но в тоже время, это самый красивый, самый многогранный язык. В русском языке очень много слов и выражений, которые наиболее точно передают чувства, нюансы отношений. Ни в одном языке мира нет столько уменьшительно ласкательных слов, ни один язык не может передать всю красоту природы. В русском языке много […].

Художественные особенности повести “Котлован” А. П. ПлатоноваПлатоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова “Котлован”, со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени. В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, […].

Необычность языка произведений ПлатоноваАндрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к автору и его произведениям. […].

Реализм и народность художественной прозы Б. ГринченкоДикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие хаты, вишневые сады, земля. Но в этих беленьких домам происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи. А самое страшное, что невозможно найти выхода из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садиками. Поэтому так страдает […].

Развитие художественной прозы в последние десятилетия XIX векаРусская проза в последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе прежде всего отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с противоречиями и идейными спорами. Лучшие деятели русской культуры 70-х гг., как и прежде, искали опору в народе. Но в период убыстренного […].

Сочинение “Язык – богатство народа” или “Язык – сокровище нации”Сочинение “Язык – богатство народа” или “Язык – сокровище нации” Люди часто ставят знак равенства между языком и нацией. И говорят, что язык – это богатство нации, которое ни в коем случае нельзя растерять или утратить. И если с лица земли исчезает язык, то и народ обычно исчезает тоже. Казалось бы, почему это так? Ведь […].

Годы опалы в творчестве Платонова А. ПВ 1931 году в журнале “Красная новь” была опубликована повесть Платонова “Впрок”. Автор назвал ее “бедняцкой хроникой”. Повесть призывала к трезвому, реальному взгляду на коллективизацию, создавалась как предупреждение об опасности крайностей в ломке жизни крестьянства, перегибов и извращений в создании колхозов. Произведение вызвало крайне негативную оценку Сталина. Вскоре в “Красной нови” появилась статья А. Фадеева […].

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3): сочинение

Характеристика художественной прозы А. П. Чеховаразработка лейтмотивной в русской литературе темы “маленького человека” в специфическом ракурсе изображения этого персонажа не только как жертвы социальной несправедливости, но и как тирана, изводящего своих близких, а также как характерного представителя “царства банальности”; обнажение трагизма “мелочей жизней”, демонстрация жестокой правды недостойного человеческого существования и внутреннего неблагополучия личности; осмеяние уродливых общественных и нравственных явлений; изображение […].

А. П. Чехов – мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта)Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой кинематографа.) В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он […].

Сочинение Русский язык мой любимый школьный предметВ школьной программе много интересных предметов. Каждый учащийся может выбрать близкий и интересный для себя. Но все они, кроме иностранного языка, в нашей стране преподаются на родном русском языке. Поэтому для себя я выбрал русский язык – любимым школьным предметом. Предметом, по которому я занимаюсь в первую очередь и с большим удовольствием. Ведь в основе […].

РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”)РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”) Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и “в течение всего этого времени… стремился… воплотить в надлежащие типы… быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно” служил “предметом” его “наблюдений”. Тургенев очень много сделал […].

Сочинение на тему “Пока жив язык, жива нация”Россия – великая держава, обладающая богатой историей и, как писал И. С. Тургенев “великим, могучим русским языком”. Основой сохранения нации главным образом является ее язык. Русский язык – зеркало русской самобытности, отражение самой жизни народа, поэтому каждый уважающий себя россиянин обязан сохранять свой язык. “Сохранить язык” это вовсе не так трудно, как может показаться на […].

По тексту Жа­ро­вой Какое же зер­ка­ло жизни наш язык (ЕГЭ по русскому)Русский язык… Великий и могучий! Так почему же мы не можем сохранить его таковым? В своем тексте Т. В. Поднимает проблему сохранения русского языка, особенно актуальную в современном мире. Автор показывает нам, как старомодные слова в наше время приобретают новую окраску, порой звуча пренебрежительно. Мы стали забывать: как на самом деле должно звучать то или […].

Сочинение на тему “Русский язык в современном мире”Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главных его функций. Россия – самое большое в мире государство по занимаемой им территории. Поэтому русский язык является средством […].

Великая Отечественная война. в творчестве Платонова А. ПВ годы Великой Отечественной войны в качестве корреспондента газеты “Красная звезда” Платонов побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Его первый военный рассказ был напечатан в сентябре 1942 года. Он назывался “Броня” и рассказывал о моряке, занятом изобретением состава сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно, что броня, “новый металл”, “твердый […].

Моя Родина – мой язык: примеры, аргументыПонятие родина многие трактуют по-своему. Некоторые считаю, что Родина – это страна, в которой родился. Другие уверяют, что это город или село, в котором ты вырос. Я же считаю, что Родина – это каждый уголок и каждое сердце пропитанное родным языком. Наш язык – это и мощное оружие, и нежное утешение, и материнская колыбель. Он […].

Сочинение на тему: в чем заключается специфика языка художественной литературы? ПомогитеЯзык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература – зна­чит богат и литературный язык. И не случайно созда­телями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Художественная […].

Сочинение на тему: “Язык, на котором я думаю”Базисом для взаимопонимания между людьми является язык. Трудно представить себе мир, в котором речь и язык были бы полностью недоступны для человека. Не факт, что в таком случае не появились бы какие-то другие средства коммуникации. Тем не менее, общение стало бы намного более трудным и менее удобным. При этом очень интересно отметить, что речь не […].

Читайте также:
Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

О творчестве А. П. ПлатоноваА. Платонов (Климентов Андрей Платонович) относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества – проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего творчества писателя составляет тема взаимоотношения человека и природы. Природа у Платонова – “прекрасный и яростный мир”. Двойственность ее в том, что она беззащитна, хрупка перед […].

Сочинение на тему: “Язык – первоэлемент литературы”Слово есть двигатель мысли, лишь оно одно обращает текущее чувство в мысль. (А. Платонов) Сила слова, власть слова! Эти часто встречающиеся и уже устоявшиеся словосочетания известны практически всем. Но действительно ли слово является таким сильным и властным, а язык представляет собой первоэлемент литературы? В русском языке существует огромное количество поговорок и пословиц о силе слова […].

Сочинение: Язык – великое делоВеликое потому, что словом можно объединить людей для благородных, больших дел. Словом можно выразить любовь и все тончайшие движения души. Но, к сожалению, слово может служить вражде и ненависти. Не случайно в двух одинаково построенных пословицах противопоставляется значение речи: “Язык мой – друг мой” и “Язык мой – враг мой”. Именно об этом парадоксальном противоречии […].

Язык романа Лермонтова “Герой нашего времени”“Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,- писал Чехов.- Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать”. Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы. Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Крайне редко он прибегает […].

Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”?Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? – Какая проблема составляет основу всего творчества А. Пла­тонова? а. Отцов и детей б. Борьбы за свободу в. Сущности жизни г. Интеллигенции и революции – Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? а. Гармоничный мир б. Прекрасный и яростный мир в. Разгул стихий 3. В каких […].

ЯзыкЯзык – закономерно развивающаяся знаковая система, служащая основным средством общения людей. Каждый языковой знак имеет понятийное содержание и формальное выражение. Таким образом, с одной стороны, язык отражает набор понятий, представлений о мире, свойственных языковому коллективу, членит окружающую действительность и представляет ее средствами языка. В системе выражаемых им значений язык фиксирует опыт всего коллектива, “картину мира” […].

История создания повести “Котлован” А. П. ПлатоноваА. Платонов – явление в российской литературе уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX столетия, кто заметил разложение “социалистической души”, утрату индивидуальности в человеке и забил тревогу. Художественное видение Платонова способствовало созданию им новой поэтики, абсолютно не похожей ни на что, существующее в литературе прежде. Повесть […].

О ЧЕМ Я РАССУЖДАЛА, ЧИТАЯ ПОВЕСТЬ “КОТЛОВАН” А. ПЛАТОНОВАЧитая эту повесть, каждый, я думаю, размышляет над тем, что хотел сказать ав- тор, а не над сюжетом или композицией, так как для самого ПлатоновА важна была суть. Лично я в его повести нашла многое, над чем можно подумать, но больше всего меня пора- зили люди. Да, мы знаем, что тогда они свято верили в […].

Пафос и сатира в произведениях А. П. Платонова (По повести “Сокровенный человек”)Андрей Платонович Платонов начинает печататься в 1921 году. Он дебютирует со стихами и публицистикой, в 1927 году выпускает сборник рассказов, становится известным. Повесть “Сокровенный человек” выходит в 1928 году. Художественный мир Платонова противоречив и трагичен. Он обращается к теме “маленького человека” с его сокровенностью в душе, продолжая традиции Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Н. […].

Детство и юность. Платонова А. ПАндрей Платонович Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 16 (28 н. ст.) августа 1899 года в Ямской слободе, пригороде Воронежа, в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича и Марии Васильевны Климентовых. Он был старшим ребенком в многодетной семье. Несмотря на бедность, родители сумели дать образование всем детям. Андрей окончил не только церковно-приходскую школу, но и […].

Сочинение на тему “Почему русский язык называют великим и могучим?”Русский язык называют так не зря – он удивительно гибкий, благозвучный и с огромными возможностями для выражения. Наш язык красивый, мелодичный и, главное – очень многогранный и информативный. Можно всю жизнь изучать новые слова в русском языке, но так до конца и не узнать все. А изменив одну часть слова или поставив запятую в другом […].

Характеристика художественной прозы А. П. Чехова сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литератураразработка лейтмотивной в русской литературе темы “маленького человека” в специфическом ракурсе изображения этого персонажа не только как жертвы социальной несправедливости, но и как тирана, изводящего своих близких, а также как характерного представителя “царства банальности”; обнажение трагизма “мелочей жизней”, демонстрация жестокой правды недостойного человеческого существования и внутреннего неблагополучия личности; осмеяние уродливых общественных и нравственных явлений; изображение […].

Читайте также:
Символисты – Блок и Платонов: сочинение

Белорусский язык и украинскийА ведь всем известно, что языки славянской группы имеют четко выраженные общие черты. Так, являясь гражданкой Беларуси, полькой по национальности и русско-белорусской по духу, я хорошо понимаю речь поляков, чехов, украинцев, болгар, сербов, хотя никогда не учила их языки. Сходство в грамматическом строе и лексическом составе этих языков позволяет предположить, что существование у славян единого […].

Цвет в повести А. П. Платонова “Котлован”Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе “Чевенгур”, повестях “Котлован”, “Ювенильное […].

Пещера Платона

Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной. И за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Тени, отбрасываемые этими предметами на стену пещеры, — единственное зрелище, доступное узникам, единственное, о чем они могут думать и говорить.

Аллегория Пещеры, описанная Платоном в 7-м томе «Государства», монументального трактата о формах государственного устройства и идеальном правителе, вероятно, самая известная из множества образов и аналогий, предложенных этим великим греческим философом. Идея передать управление обществом философам зиждется на тщательном изучении природы истины и знания, и именно в этом контексте Платон использует аллегорию Пещеры.

Платоновская концепция познания сложна и многослойна, и раскрывается она по мере изложения мифа о пещере.

Теперь представь, что с тебя сняли оковы и позволили свободно ходить по пещере. Сначала ты сощуришься от света огня, но постепенно поймешь, каково происхождение теней, которые ты прежде считал подлинными предметами. А потом ты выйдешь из пещеры в залитый светом внешний мир, где вся полнота реальности освещена ярчайшим небесным светилом, Солнцем.

Толкование притчи о Пещере

Интерпретация платоновской пещеры вызывала массу споров, но общий смысл вполне ясен. Сама пещера олицетворяет «чувственный мир» — видимый мир повседневного опыта, где все неопределенно и постоянно изменяется. Скованные узники (обычные люди) живут в мире догадок и иллюзий, в то время как бывшие заключенные, которым позволено бродить по пещере, придерживаются самого точного взгляда на реальность, возможного в переменчивом мире восприятия и опыта. Мир за пределами пещеры — это «истинное бытие», постигаемый мир, наполненный объектами познания, идеальный, вечный и неизменный.

«Смотри, человеческие существа, живущие в подземной пещере. подобно нам… они видят лишь собственную тень либо тени друг друга, отбрасываемые на стену этой пещеры» Платон, около 375 г. до н. э.

Теория Форм

По мнению Платона, знание должно быть не только истинным, но еще идеальным и неизменным. Однако ничто в эмпирическом мире (представленном жизнью внутри пещеры) не соответствует этому описанию: высокий человек по сравнению с деревом мал; яблоко, красное в полдень, в сумерках кажется черным и т. п. Поскольку ничто в эмпирическом мире не может быть объектом познания, Платон предполагает, что должна быть иная реальность (мир за пределами пещеры) совершенного и неизменного бытия, которое он назвал миром Форм (или Идей). Так, например, посредством имитации или копирования Формы Правосудия все отдельные акты справедливости являются справедливыми. В аллегории пещеры описана иерархия Форм, высшей из которых является Форма Добра (представляемая Солнцем), придающая смысл всем остальным и лежащая в основе их существования.

Проблема универсалий

Теория Форм и метафизическая основа, на которой она строится, может показаться чересчур замысловатой и надуманной, но проблема, которую она породила, — так называемая проблема универсалий — стала основной в философии и в том или ином виде существует до сих пор. В Средневековье философская линия фронта пролегла между реалистами (сторонниками Платона), которые полагали, что универсалии, подобные «красноте» и «высоте», существуют независимо от красных и высоких предметов и номиналистами, считавшими эти понятия всего лишь названиями, ярлыками, прикрепленными к объектам, чтобы подчеркнуть сходство между ними.

Такое же различие, обычно выраженное терминами «реализм» и «антиреализм», присутствует во многих областях современной философии. Согласно реалистической позиции, во «внешнем мире» есть сущности — физические объекты, нормы морали, математические формулы, — которые существуют независимо от нашего знания или ощущения их. Противоположная концепция, известная как антиреалистическая, предполагает, что необходимо наличие связи между объектом и нашим знанием о нем. Основные аргументы этой дискуссии были сформулированы более двух тысяч лет назад великим Платоном, одним из первых философов-реалистов.

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

В защиту Сократа

В аллегории Пещеры Платон не только прояснил собственный взгляд на реальность и наше знание о ней. В самом конце притчи узник, выйдя во внешний мир и познав природу истины и подлинной реальности, стремится вернуться в пещеру и освободить своих томящихся во мраке товарищей. Но, привыкнув к яркому свету, в темноте пещеры он поначалу спотыкается, тычется в разные стороны, и потому прочие узники считают его глуповатым. Они полагают, что путешествие вовне дурно повлияло на него, не желают слушать захватывающих рассказов и даже пытаются убить несчастного, когда тот становится чересчур настойчив. В этом фрагменте Платон намекает на обычную участь мыслителя — насмешки и отверженность, — пытающегося просвещать обычных людей и указывать им путь к знаниям и мудрости.

Особое место в трудах Платона занимает судьба его учителя, Сократа (его устами он излагает собственные взгляды в «Государстве» и большинстве других диалогов), который всю жизнь отказывался смягчать свои философские концепции в угоду публике и в итоге был казнен по приговору афинских властей в 339 г. до н. э.

Платоническая любовь

Идея, с которой сегодня чаще всего ассоциируют имя Платона, — так называемая платоническая любовь — естественным образом рождается из аллегории Пещеры, где вступают в противоречие мир разума и мир ощущений. Классическое объяснение этой идеи, состоящее в том, что идеальная любовь выражается не физически, но интеллектуально, сформулировано в знаменитом диалоге «Симпосий».

В массовой культуре

Эхо платоновских размышлений ясно слышится в творчестве К. С. Льюиса, автора семи романов, образующих единый цикл «Хроники Нарнии». В финале завершающей части, «Последней битвы», дети — герои книги становятся свидетелями разрушения Нарнии и вступают в земли Аслана, чудесную страну, в которой соединилось лучшее, что было в прежней Нарнии, с той Англией, которую они помнят. В конце концов дети обнаруживают, что в действительности они умерли и покинули «Землю теней», которая была лишь бледной копией вечного и неизменного мира, где они отныне поселились.

Несмотря на откровенно христианские реминисценции, влияние Платона не менее очевидно — и это лишь один из многочисленных примеров огромного (и порой неожиданного) влияния великого греческого философа на всю западную культуру, религиозную мысль и искусство.

Символы и аллегории у Платонова: сочинение

  • Блог
  • Услуги
  • Персональный помощник
  • Корректура
  • Верстка электронных книг
  • Дизайн обложки (NEW)
  • Печать тиража
  • Редактура
  • Продвижение книги
  • Написание аннотации
  • Все услуги

Что такое символ
в литературе

Что такое символ в литературе

Образ-символом называют мощное орудие, которое позволяет «прорваться» через пелену повседневности к высшей реальности. Он отражает, прежде всего, индивидуальное, собственное представление автора о мире.

Символ – это особый поэтический образ, который предусматривает ответную творческую работу поклонников писателя. Его можно назвать важной связующей нитью, которая соединяет автора и читателя. В этом и состоит важность переворота, который был произведён символизмом в искусстве.

Типы символов в литературе

символы, которые создаются без опоры на культурные традиции. Они возникают на основе смысловых ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К их числу стоит отнести образ вишнёвого сада в одной из пьес Антона Павловича Чехова.

Сходство и отличия символов от метафоры и аллегории

При использовании метафоры обычно подразумевается связь с конкретным предметом («сноп волос твоих овсяных» у С. Есенина). Символ – это попытки автора отразить что-то нематериальное, вечное, постоянно ускользающее из поля зрения человека. В качестве примера приведём пламя свечи на окне в романе «Доктор Живаго». При помощи этого символа Б. Пастернак изображает надежду на воцарение мира, обретения счастья. Пламя свечи – это ещё и воплощение душевного тепла, которое удаётся сохранить в суровых реалиях военного времени.

Метафора углубляет восприятие реальности. Символ же уходит за её пределы. Как было упомянуто ранее, посредством него автор пытается постичь «высшую реальность». Следовательно, по смысловой нагрузке символ значительно глубже метафоры.

Символизм в литературе

В русской

Московская группа принадлежала к старшим символистам. Её руководителем был В. Брюсов. Представители московской группы символом называютинструмент, позволяющий показать явный конфликт с окружающим миром. Реальная жизнь представлялась старшим символистам всего лишь иллюзией. Творчество и мечты им виделись отдельным миром, в котором личности суждено обрести свободу. Реальность писатели называли «пошлой и бессмысленной». В творчестве символистов было весьма точно подмечено несовершенство мира.

Первые представители второй группы движения появились в 1901 году (в период роста революционных настроений). Последователи философских идей В. С. Соловьева верили в торжество мира Красоты. Считалось, что она сумеет соединить в себе земное и божественное начало. Следовательно, именно Красота спасёт мир. Младшие символисты были полны оптимизма. Они ждали «царства божьего на земле», полного преображения мира.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова: сочинение

Символика, тайны которой хранит русская литература, довольно часто олицетворяет собой любовь, женственность, красоту. Так происходит и в произведении А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Символика придаёт образность эпическим произведениям. К примеру, в сказке «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина в центре повествования находится образ измученной до полусмерти крестьянской лошади. Он довольно сложен. Образ животного, искалеченного тяжёлой работой, является воплощением порабощённости трудящегося крестьянства.

В западной

Понятие символа в литературебыло издавна известно зарубежным авторам. Писатели активно применяли их в своём творчестве. Ниже приведены некоторые примеры символов в литературе.

Герой романа «Убить пересмешника» предостерегает своих детей от убийства птиц. Он считает подобный поступок актом бессмысленной жестокости. Пересмешники – птицы, которые воплощают собой красоту и непорочность. Этот образ символизирует невинность.

Огромная чёрная птица из стихотворения «Ворон» Э. А. По отображает глубину переживаний рассказчика, олицетворяет горечь потери. Образ огромного ворона символизирует печаль, одиночество, траур.

В повести Д. Оруэлла «Скотный двор» животные выступают в роли представителей человеческого общества. Этот образ – слегка завуалированный символ событий, происходящих в СССР. Он олицетворяет собой сложный переход от революционных идей к построению тоталитарного общества. Под Наполеоном в этом произведении подразумевается И. В. Сталин.

Автор Дж. К. Роулинг умело продолжает традиции английской литературы. Известный во всём мире мастер пера широко применяет разнообразные символы. Ниже перечислены наиболее популярные из них:

Человек и природа в романе А.П. Платонова «Чевенгур»

Автору «Чевенгура» мир представлялся бескрайним пространством и безграничным временем, а природа — зримым обликом вечности. Найти слова и краски для воплощения подобного образа нелегко. Вот почему поэтика произведения — неразгаданная тайна.

Изобразительные средства платоновской прозы просты сами по себе, но чрезвычайно сложны их замысловатые соединения. В пейзажных зарисовках прекрасные, насквозь прозрачные картины сочетаются с извращенными, уродливыми. Может быть, поэтому «неимоверный мир», отобразившийся в романе, удивляет читателя одновременно и своей реальностью, и нелепостью. «Разумное видение», «осязание умом», «умное узрение» — так называли критики платоновский метод изображения действительности.

«Чевенгур» — это мир философствующей природы. Да и сама она в хронотопе романа представляется одной из форм бытия и времени — вселенского, непостижимого — и поэтому является предметом философского изучения.

Когда один из героев, Захар Павлович, наблюдает величественную картину звездного неба, он пытается представить себе вечность и бесконечность. Ночная природа приносит платоновскому персонажу умиротворение, днем же он чувствует, что «доброта природы портит людей». Представления этого человека об окружающем мире искажены. Природа усугубляет его внутренние противоречия: сердце тянется к красоте и гармонии, а сознание видит прелесть лишь в безобразном. Это новый нигилизм XX века: люди, превратившие природу из «храма» в «мастерскую», пожинают плоды своих бездумных действий.

Платонов постоянно сопоставляет природу и людей, дополняя описание животного или растения необычным сравнением: «Лошадь спала, как некоторые дети». Автор настойчиво повторяет мысль о единстве всего живого, хотя ни один из его героев не приходит к этому выводу. Природа наделяется способностью рефлексировать, а человек, наоборот, лишь бессознательно ощущает какую-то необъяснимую связь с внешним миром.

Часто при создании пейзажа Платонов отказывается от полихромной гаммы и наполняет какой-либо единственный цвет символическим значением. Синий — это покой; желтый и красный — тревога, волнение; черный — умиротворение. Иногда монохромность означает скуку и однообразие — время, когда ходят по земле «без счастья и без покойной надежды». Писатель подчеркивает: человек сам обесцвечивает природу, делая свою жизнь убогой (чевенгурцы, например, собираются уничтожить «буржуйские» клумбы, чтобы везде «беспрепятственно мог расти лопух»).

Вечная природа отторгает пролетария как явление временное. Доказывая эту мысль, Платонов создает пейзажные зарисовки с негативной эмоциональной окраской, используя метафорические эпитеты, которые принимают на себя в определенных фрагментах текста основную смысловую нагрузку. Так, к примеру, широкое семантическое поле сочетания «безвыходное небо» позволяет избежать многословных пояснений и пространных описаний.

В контексте романа понятен и образ «порожнего места»: люди, задавшиеся целью создать «новую землю», разрушили связи между социумом и внешней средой, природа вернулась в первозданное состояние, опустела. «Пустыня», «пустота» — вот смысловой стержень метафор, которые использует в пейзажных фрагментах автор «Чевенгура». Вовсе не удивительно, что персонажи как будто вновь обретают первобытный облик, заново осваивают планету, которая в течение тысячелетий была покорна людскому племени.

Идейная позиция автора и ее языковое выражение находятся в единстве. Платонов утверждает: восстановление гармонии возможно только в том случае, если произойдет единение людей (их души и сознания) с окружающим миром. Аллегории «Чевенгура» строятся на сочетании сатирического, философского и лирического способов изображения действительности, и это, безусловно, можно отнести к творческим открытиям Андрея Платонова. Постижение иносказания, на котором строится роман, помогает понять проблемы сложного мира, где вечное всегда преобладает над временным.

Автор статьи — К. Чуковский (korneychuk)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: