Повести А. П. Платонова: сочинение

Повесть А.Платонова “Котлован”. Проблемы, аргументы для сочинения ЕГЭ.

В повести “Котлован” Андрей Платонов ставит немало проблем. Какие это проблемы? Какую аргументацию из повести можно использовать в сочинении ЕГЭ? Разобраться в этом поможет данная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Повесть А.Платонова “Котлован”. Проблемы, аргументы для сочинения ЕГЭ.»

  • Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути.
  • Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни.
  • Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)

Возможный вариант вступления/заключения Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины .

  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

  • Гротеск — искусств. художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов.

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).

  • Возможный вариант вступления/заключения
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.

  • Тезисы Цитаты

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей… (О. Мандельштам)

В повести А. Платонова «Котлован» раскрывается проблемы трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Так, в деревнях идёт страшный процесс коллективизации, уничтожения кулачества, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузнице трудится за всех медведь- батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. Особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.

  • Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в романе «Мы» в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е. Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно – отношение к личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его жизни. К проблеме бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве обращается.
  • А. Ахматова. Поэма «Реквием» написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

Проблема духовного здоровья общества.

  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема духовного здоровья людей, то есть утраты духовных ценностей. В повести царит атмосфера бездуховности, грубости, бескультурья. Коллективизация предстает как коллективное убийство и самоубийство. Люди превращаются в животных: Чиклин механически убивает оказавшегося под рукой мужика; крестьян, не вошедших в колхоз, отправляют на плоту; мужики не видят различий между убийством активистов и скота, вырубкой деревьев и уничтожением своей плоти. Человек обезличен и превращен в понятие («кулак», «буржуй», «активист»). Храм опустел. Креститься не допускается. Народ лишь ставит свечку, вместо молитвы, и скрывается, поднимая за собой траву. Люди потеряли смысл жизни: «я остался без Бога, а Бог без человека…» Для мужиков гроб – цельное хозяйство, ради которого они и живут. Чиклин же приносит два гроба: один для постели Насти, а другой – для красного уголка. Таким образом, можно сказать, что в «Котловане» нет надежды на будущую жизнь. В основе всей жизни лежат лишь одни мечты.
Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

Проблема духовного здоровья общества.

  • В повести А.П. Платонова «Котлован» раскрывается проблема утраты духовных ценностей. Так, взорван Храм Христа Спасителя – центр духовной жизни России, а на его месте предлагается построить Дворец Советов. А котлован «нового дома», в котором человек был бы «обручен с землей», становится для многих могилой, «вечным домом» для маленькой Насти. Уничтожение религии и фанатичное поклонение новы идеям, это не атеизм, а безбожие: «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот». В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка. «Я теперь ни во что не верю!» Вот итог строительства новой жизни, нового человека и его духовного здоровья.
  • Герои романа Е. Замятина «Мы» – «нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной? В предисловии к роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал, что его

Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)

Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

Проблема будущего России

  • К проблеме будущего России в 20-е годы ХХ века обратился Е. Замятин в романе- антиутопии «Мы». Создавая модель идеального государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, автор предупреждал об опасности обезличивания, утрате живой души и превращении человека в безликую массу «нумеров».

Проблема научного прогресса

«Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» (Ю. Бондарев). – Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (А.Д. Сахаров).

Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно- технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.

Заключение: «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» – писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

Читайте также:
«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

Сочинение на тему Платонов а. п. – Драматизм приобщения к новой жизни по повести а. п. платонова котлован

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-17

В повести А. П. Платонова “Котлован” поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века – проблема приобщения человека к новой жизни.
Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над “планом общей жизни”. Таким образом, в самом начале повести появляется традиционный для русского народного творчества образ искателя счастья и правды. Действительно, Вощев именно народный мыслитель, и об этом свидетельствует даже тот стиль, которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни – в работе на благо будущих поколений.
Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они “живут впрок”, “заготовляя” свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравятся раздумья Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умственная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя – это то же самое, что и “любить себя” (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде, и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости и возможности думать. Итак, новая жизнь в повести Платонова “Котлован” – это “жизнь впрок”, постоянный тяжелый труд. Важно отметить, что
только коллективно, всем вместе, у рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить индивидуальность, ведь все они живут только ради воплощения одной идеи.
Символом этой идеи для рабочих является маленькая девочка Настя. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит “жить впрок”, вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше. Рабочие-землекопы воспринимают ее как символ коммунизма: Сафронов приветствует ребенка “как элемент будущего”. Сама девочка тоже осознает себя только в связи с коммунизмом: “Главный – Ленин, а второй – Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!”
Говоря о приобщении к новой жизни в повести Платонова “Котлован”, нельзя не сказать об образе Прушевского. Инженер Прушевский чувствует тоску из-за того, что существование кажется ему бессмысленным; он живет воспоминанием о любимой женщине и не находит себе места в настоящем, в нынешней жизни. Единственный способ для Прушевского преодолеть тоску – прийти к рабочим, приобщиться к их коллективу, ощутить спокойствие, которое присуще Чиклину и Сафронову, заняться полезным делом. Для Прушевского, как и для Вощева, приобщение к новой жизни нужно, чтобы избавиться от собственных проблем.
На мой взгляд, в приобщении к новой жизни не было бы никакого драматизма, если бы эта новая жизнь исчерпывалась работой на котловане. Однако рабочие-землекопы, будучи коммунистами, должны были выполнять указания партии. В то время в рамках генеральной линии партии был взят курс на коллективизацию и раскулачивание. Именно поэтому землекопы были отправлены в деревню, и рытье котлована было приостановлено.
В той части повести, которая посвящена организации колхоза, ключевым образом, на мой взгляд, является образ медведя-молотобойца. Медведь – фанатик работы, он трудится не ради результата, но ради самого процесса труда. Именно поэтому то, что он изготовляет в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйства. Кроме того, одним из качеств молотобойца является звериная жестокость, которая не имеет никаких оправданий.
Чтобы понять причину жестокости рабочих-землекопов, которые с такой нежностью и любовью относились к Насте, необходимо сказать о тех людях, против которых эта жестокость была направлена. Крестьяне в повести “Котлован” отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о себе. Это и дает основания Чиклину я другим считать крестьян кулаками, враждебными элементами. Однако в самом первом эпизоде, где идет речь о крестьянах, читатель видит, в чем выражается эта забота о себе. Крестьянин Елисей приходит к рабочим, чтобы забрать у них гробы, которые те случайно отрыли. Выясняется, что у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей есть свой гроб, сделанный точно по размеру. Крестьяне уверены, что из-за того или иного мероприятия советской власти даже их дети не успеют сколько-нибудь подрасти. Крестьяне – нищие, забитые люди, никогда не противостоящие насилию, которое над ними совершается. Жестокость Чиклина, Жачева и других строителей новой жизни объясняется не столько их личными качествами, сколько тем, что идея предписывала им быть жестокими.
Новая жизнь в повести “Котлован” – “жизнь впрок”, тяжелый труд в коллективе ради счастья грядущих поколений. Люди приходят, приобщаются к этой новой коммунистической жизни, чтобы избавиться от собственных внутренних сложностей, придать смысл своему существованию. Однако идея коммунизма не всегда положительно влияет на героев Платонова: она заставляет их жестоко обращаться с себе подобными. Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучая к насилию, и нивелирует личные качества каждого. Для коммунистической идеи жестокость, насилие также не кончаются ничем хорошим. На мой взгляд, то, что гибнет Настя, которая является символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают. В конце концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

Тема смысла жизни в повести А.П. Платонова «Котлован»

«Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства», – писал А.П. Платонов.

В повести «Котлован» рассказывается о строительстве огромного «дома счастья», «общепролетарского дома», где будут жить трудящиеся всего города. Пока ведется первоначальная работа: роется котлован под фундамент этого дома. Люди, занятые на строительстве, производят мрачное, гнетущее впечатление. Показывая землекопов, Платонов акцентирует наше внимание на том, что это «усталые, недумающие люди», что у них «бессознательные лица», что они «угрюмы и худы». Вот как реагируют землекопы на появление в их бараке нового человека – Вощева: «Все мастеровые молчали против Вощева: их лица были равнодушны и скучны, редкая, заранее утомленная мысль освещала их терпеливые глаза». Перед нами люди, которые разучились думать, размышлять! Смысл жизни землекопов сводится к одному: постоянному рытью котлована.

Работа этих людей прерывается только тогда, когда надо принять пищу и поспать. Создается впечатление, что руководители этого трудового процесса не одобряют и такие вынужденные остановки в работе. Для них это – только досадная необходимость. Как было бы хорошо, если бы человеку не надо было ни есть, ни спать!

Да и сами «мастеровые» забыли об элементарных радостях жизни: едят они «серьезно», «принимая в себя пищу как должное, но не наслаждаясь ею». Все они одинокие люди. У них нет семей, детей, любимых женщин, они живут в большом бараке и работают, работают, работают… Конечно, есть труд, который облагораживает человека, делает его физически сильным, красивым. Это труд в радость. Но есть труд изматывающий, превращающий человека в рабочую скотину. Смысл жизни людей, занятых рытьем котлована, – «жизнь впрок», тяжелый коллективный труд ради счастья будущих поколений.

Землекопы утешают себя так: «Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и для детства». Они живут ради элементарного будущего, забыв о том, что каждый человек имеет право на счастье и на личную жизнь.

Смысл жизни строители видят еще и в том, чтобы дожить до коммунизма. И очень боятся не дожить. Их убедили в том, что рабочий класс должен жить для «энтузиазма». Чиклин запрограммирован, будто какой-то робот, на одну сплошную работу, и потому, когда он не копает землю, «его жизни некуда было деваться».

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Особое место на страницах повести А.П. Платонова занимает Вощев. Именно образом Вощева открывается повествование, и именно с этим образом в роман входит тема правдоискательства, вечная тема поиска смысла жизни. Ведь сколько стоит мир, столько люди (а как же иначе: человек ведь мыслящее существо) ищут ответы на вопросы: зачем устроен мир, зачем живет человек, для какой цели?

В «день тридцатилетия личной жизни» Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования». Иначе говоря, Вощева уволили. В чем же причина? Отлынивал от работы? Прослыл лентяем? Нет, дело совсем в другом. Его «устранили с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев – не какой-нибудь тунеядец, просто с некоторых пор этот человек начинает догадываться, что смысл жизни, «тайна» бытия, не может ограничиваться только бессмысленным существованием в цехе завода.

Но, что самое удивительное, новому государству не нужны люди, подобные Вощеву: «Тебе, Вощев, государство дало лишний час на твою задумчивость – работал восемь, теперь семь, ты бы и жил – молчал! Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет?» На что Вощев отвечает: «Без думы люди действуют бессмысленно!»

И вот Вощев, уже принятый на работу в качестве землекопа, но «томимый своей последовательной тоской», продолжает поиски смысла жизни. Он спрашивает инженера Прушевского: «А вы не знаете, отчего устроился весь мир?»

Впервые разглядывая спящих рабочих, Вощев тщетно, жадно пытается обнаружить на их лицах радость жизни. Тогда бы он немного успокоился, осознав, что радость, удовлетворение можно черпать в труде, и тогда есть какой-то смысл в жизни. Но «припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица»; «в бараке» «никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, – каждый существовал без всякого излишка жизни…»

Почему же отношение к Вощеву и ему подобным у людей нового государства резко отрицательное? По их убеждению, умственная, мыслительная деятельность является отдыхом, а не работой. Думать – это для буржуев, которых не должно существовать, которых надо убивать. Жить нужно «впрок», забыв о себе и думая только о грядущих поколениях.

В связи с этим, смерть маленькой Насти, дочки владельца кафельного завода, весьма символична. Настя – олицетворение «счастливого» будущего государства, она одна из тех, для которых предназначается строящийся дом. Смерть ребенка (котлован становится ее могилой!) означает гибель веры в светлое будущее, иллюзорность надежд героев.

Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова: сочинение

Поиски человеческого смысла жизни в произведениях А.П.Платонова (на примере одного произведения).

Повесть «Котлован» А.П.Платонов написал на рубеже 1929-1930 годов, а опубликована она была лишь спустя шесть десятилетий после издания в журнале «Новый мир». Написана она «трудным» языком, читать её временами нелегко. Но именно этот язык и своеобразная манера повествования помогают лучше понять главную идею произведения – поиски человеком смысла жизни.

С первых же страниц повести читатель попадает в эпоху, когда город переживает пору своей индустриализации, а деревня оказывается в полосе сплошной коллективизации. Захватив и соединив два таких значительных отрезка времени, А.Платонов делает местом действия какой-то провинциальный город и его окрестности, а также какую-то безымянную деревню с окружающими её просторами. В связи с этим в композиции повести можно выделить две основные части. Герои книги иногда перемещаются из города в деревню и наоборот. Но в основном все они строго закреплены за определённым «участком». Как замечает один из персонажей, «у нас стихии сейчас нет ни капли, деться никому некуда!» Уже одно это замечание показывает бесправие каждого отдельного человека, его некую «обобществлённость».

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

Основу действия повести составляет монотонный и изнурительный труд людей на рытье котлована. А.Платонов даёт почувствовать тяжесть и изнурительность труда, который выматывает все силы трудящихся. Измождённые и усталые, они падают на пол, «как мёртвые» и лежат буквально в повалку. Даже во время сна у них «оставалось живым только сердце, берегущее человека». Рано утром они вновь начинают рыть скользкую глину, поднимать тяжёлый грунт и долбить неподатливый камень, чтобы завтра опять делать ту же работу, забираясь всё глубже в пропасть огромного котлована. И создаётся впечатление, что люди «хотели спастись навеки» в этом земляном убежище.

Изображение условий жизни, изнурительного труда неслучайно – в людях как бы стирают всё человеческое, делают удобными и одинаковыми. А это главное условие существования и сохранения тоталитарного строя – одинаковость всех, неспособность и нежелание думать. Вернее, думать люди ещё должны, но всё об одном и том же. Вот поэтому в сознании отдельных тружеников зреет прекрасная мечта об огромном доме, который будет выстроен на фундаменте, уложенном в чреве их бескрайнего котлована. С этим домом связывается людское представление о будущей устроенной и красивой жизни: «Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома её можно организовать впрок – для будущего неподвижного счастья и детства». Сюда «войдёт на поселение весь местный класс для пролетариата». Казалось бы, что может быть прекрасней — вынашивать идеальный образ грядущего и всеми возможными силами способствовать его приближению. Так кажется Козлову и инженеру Прушевскому, лелеющему в мечтах прекрасный «общепролетарский дом». Во имя его люди работали, «не помня времени и места», «спуская остатки своей тёплой силы в камень». Но почему-то в дне сегодняшнем для великих строителей будущего не даётся даже малой толики радости и счастья. Чем больше они нагревают рассекаемый камень, тем больше холодеют сами. Чем дальше продвигается строительство, тем глубже опускаются строители, зарываются в землю, а строительства дома вовсе не видно даже в обозримом будущем. Да и будущее счастье названо почему-то «неподвижным».

В деревне тоже идёт строительство «котлована» – ведут борьбу с «деревенскими пнями капитализма», с хозяевами земли, потому что «бедняцкий слой деревни печально заскучал по колхозу». Автор выразительно показывает, что противится крестьянство насильственной коллективизации, своему самоуничтожению, как организует убой скота и проводит саботаж. Писатель делает нас свидетелями того, как люди «плакали во время бодрости» и маршировали во время плача. Порой описания принимают абсурдный характер: например, рассказ о том, как люди запасаются гробами для своей близкой смерти и живыми размещаются в них. Или эпизод, когда активист сажает на плот и сплавляет вниз по бурной реке весь «кулацкий элемент», обрекая людей на верную смерть.

Мотив смерти, умирания человеческой индивидуальности продолжается на протяжении всей повести. Не оттого ли, что тот самый вожделенный дом будущего, этот обобществлённый рай напоминает одну большую могилу или казарму? Постоянно сопровождает героев мотив смерти и могилы: они «худы, как умершие», спят «замертво», у некоторых спящих рабочих «охладевшие ноги беспомощно вытянуты в старых рабочих штанах»; мечтает умереть инженер Прушевский, так как чувствует «стеснение своего сознания и конец дальнейшему понятию жизни». Движения рабочих при рытье котлована однообразны и заученны, словно механические. И говорят они, и едят, и спят без чувства, без радости, без цели. То же можно сказать и об эпизодах, связанных с колхозом: мужики, перед тем, как записаться, прощаются друг с другом и просят отпустить им все грехи, как перед смертью. А потом в разгар всеобщего веселья по поводу новой колхозной жизни, все забывают о маленькой Насте – девочке, которую Чиклин принёс в котлован для «нежности», «теплоты» и «общей радости существования». Несомненно, Настя становится для всех героев повести символом надежды и мечтаний о будущем. Но Настя умирает, а вместе с ней гаснет свет надежды, и Жачев испускает дикий крик: «Я теперь ни во что не верю!». Факт смерти ребёнка утверждает невозможность строительства светлого и прекрасного здания будущего. Ведь дом строится для детей, а дети жить в нём не могут.

Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Единственный герой повести правдоискатель Вощев на протяжении всей повести пытается найти смысл жизни. Он как бы один не утратил индивидуальность, мыслительных желаний. После смерти девочки он «уже не знал, где теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убеждённом впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором истина стала бы радостью и движением?»

Котлован – начало фундамента нового мира – становится могилой Насти, и если «дети – это время, созревающее в свежем теле», то котлован становится также могилой будущего. Вощев не находит смысла в жизни. Не видит цели и сам автор. Платонов, прежде всего, для себя пытается найти ответы на вопросы – что произошло в стране после революции и что ждёт впереди.

Молодой Платонов пылко и убеждённо верил в преобразующее начало революции, в рождение новой человеческой породы. В 1920 году он пишет: «С пролетариатом рванулось всё лучшее этого мира, всякая свежая молодая сила. Революция – живой и стройный организм. Она тот же человек, с его чистым огненным ликом, но человек без зла и нечистот, в рамках которых он тонет каждый день с огнём о отчаянием». В повести «Котлован» автор создаёт страшный символ духовного вакуума, всё живое здесь обречено на физическое и духовное самоуничтожение – такова расплата за попытку «сказку сделать былью», если в основе этой попытки лежит низведение человека до «ничто», «точки генеральной линии». В жизни торжествует насилие, нелепость, всеобщая котлованность, тотальная обезличенность и бесчеловечность, надругательство над народом.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Сочинение на тему

Поиски человеком смысла жизни в произведениях А П Платонова (на примере одного произведения — «Котлован»)

События повести А.П. Платонова «Котлован», написанной между декабрем 1929-го и апрелем 1930 года, переносят нас в драматическую пору индустриализации, коллективизации и переустройства деревни, нелепостей и «перегибов» общественной практики, насилия над народом и подавления личности партийно-государственной системой на рубеже 20—30-х годов XX века. Объектом изображения Платонова стало время крушения прежних основ жизни.

Местом действия Платонов сделал какой-то провинциальный город и его окрестности, а также безымянную деревню с окружающими ее просторами. В связи с этим в композиции повести можно условно выделить две основные части, воссоздающие разные пространственные зоны. Герои книги иногда перемещаются из города в село и наоборот. Но в основном все они строго прикреплены к своим «участкам». Изнуряя себя до изнеможения и отупения, люди беспрестанно роют, будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована». В этом обнаруживается первый парадокс происходящего: люди пытаются спастись там, куда можно только провалиться, — в пропасти. Обессиленные и усталые строители, созидающие дом для жизни, падают на пол «как мертвые» и лежат вповалку. Каждый существует «без всякого излишка жизни», все «худы, как умершие». Напротив, замуровывая умершую женщину в своеобразном каменном склепе, рабочий Чиклин многозначительно произносит: «Мертвые тоже люди». То есть о мертвых говорят как о людях живых, а живые оказываются уподобленными мертвецам. Рано утром люди вновь начинают, выматывая себя, рыть скользкую глину, поднимать тяжелый грунт и долбить неподатливый камень, чтобы завтра опять делать ту же работу, забираясь все глубже в бездну огромного котлована.

В своих мечтах строители устремляются куда-то высоко в поднебесье, и их гигантский «общепролетарский дом» начинает напоминать легендарную Вавилонскую башню. Высота дома-башни и глубина котлована контрастируют, как возвышенное и низменное, как мнимое и реальное, потому что чем интенсивнее строится «башня», тем глубже люди зарываются в глину и земную толщу, в «низовую бедность земли». Здание над котлованом должно «возвыситься над u1074 всем усадебным, дворовым городом» и предшествовать к тому же очередному гиганту: «другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли». Помня о том, чем закончилась история вавилонян («И рассеял их Господь по всей земле, и они перестали строить город»), читатель уже понимает всю тщетность дерзких планов героев и бесперспективность их строительства. И видит его бесчеловечность, так как строительство сопровождается гибелью «малых единичных домов» в окрестностях, где останавливается «дыхание исчахших людей забытого времени».

Читайте также:
Символисты – Блок и Платонов: сочинение

А пока труд людей нескончаем, в нем все больше утверждает себя безобразное и абсурдное. Не случайно в центре изображения оказываются безногий урод Жачев, картины грязи, нищеты, болезней, увечья, хаоса. И чем больше в повести говорится о подъеме вверх, тем больше люди опускаются вниз, задавленные деспотией плана, ускорением темпов и бездушием. И время, и пространство «раздвигаются» до бесконечности, утверждая представление о бесцельности, бездумности творимого. Абсурдность происходящего особенно ощутима, когда мы глядим на эту «великую стройку» глазами мудрого и пытливого правдоискателя Вощева, который сомневается в необходимости подобного созидания. Оно не вписывается в вощевский «план общей жизни», противоречит «смыслу жизни», и герой, всегда не желавший подчиняться общему бездушнобюрократическому порядку и бездумной механизированной деятельности, не хочет быть «участником безумных обстоятельств». Противник любого беспамятства (отсюда его собирательство разных предметов), безвестности и обезличенности, он добровольно спускается в котлованный ад и покидает его во имя познания нового ада — корчащейся в муках деревни, тем самым связывая две пространственные сферы повести. В обезумевшем мире Вощев не только не находит истины, но и приходит к выводу, что здесь вообще излишни поиски смысла жизни, если ею руководят такие люди, как обезличенный Сафронов, тупой исполнитель директив и ревностный поборник генеральной линии, или Пашкин, силящийся даже «забежать вперед главной линии»; если свою непомерную жестокость здесь являют такие, как опустившийся Жачев или поднявшийся к бюрократическим верхам Козлов, кровожадный сельский «активист» или отчаявшийся землекоп Чиклин; если, наконец, девочка Настя, отравленная ядами идеологизированной жизни, единственная надежда строителей, ради которой они «живут впрок», вынуждена играть не только «у гробового входа», но и в самом гробу. В предмогильной обстановке она живет, в ней она и умирает. Котлован, предназначенный для жизни, становится могилой, и не только индивидуальной, но и братской, недаром строители спят в гробах, реквизированных у крестьян соседней деревни. Бесперспективность этой жизни совершенно очевидна.

В соседних деревнях набирает темп коллективизация, тоже уродливая и тоже абсурдная. Обостряется битва «против деревенских пней капитализма», ведущая к истреблению крестьянства. Происходящее на селе предстает в трагикомических картинах, возникших оттого, что «бедняцкий слой деревни печально заскучал по колхозу». И чтобы усилить «жар от костра классовой борьбы», активисты начинают демонстрировать свою ненависть. Герои Платонова приходят к выводу некрасовских мужиков: для них тоже нет счастья, они «несчастные», им «некуда жить», ибо «внутри всего света тоска». Котлованность жизни захватила деревню так же, как город и строительство «общепролетарского дома». Вынесенное в название слово, объединяя обе части повествования, приобретает зловещий смысл. Реализация идеала на практике, его деформация превращают утопию в антиутопию.

Сочинение: Поиски человеком смысла жизни в произведениях А.П. Платонова (на примере одного произведения)

События повести А.П. Платонова «Котлован», написан­ной между декабрем 1929 и апрелем 1930 года, переносят нас в драматическую пору индустриализации, коллективизации и переустройства деревни, нелепостей и «перегибов»)общест­венной практики, насилия над народом и подавления лично­сти партийно-государственной системой на рубеже 20 — 30-х годов XX века. Объектом изображения Платонова стало вре­мя крушения прежних основ жизни.

Читайте также:
Писатель и время: сочинение

Местом действия Платонов сделал какой-то провинци­альный город и его окрестности, а также безымянную дерев­ню с окружающими ее просторами. В связи с этим в компози­ции повести можно условно выделить две основные части, воссоздающие разные пространственные зоны. Герои книги иногда перемещаются из города в село и наоборот. Но в ос­новном все они строго прикреплены к своим «участкам».

Изнуряя себя до изнеможения и отупения, люди беспре­станно роют, будто хотят «спастись навеки в пропасти котло­вана». В этом обнаруживается первый парадокс происходя­щего: люди пытаются спастись там, куда можно только провалиться, — в пропасти. Обессиленные и усталые строи­тели, созидающие дом для жизни, падают на пол «как мерт­вые» и лежат вповалку. Каждый существует «без всякого из­лишка жизни», все «худы, как умершие». Напротив, замуровывая умершую женщину в своеобразном каменном склепе, рабочий Чиклин многозначительно произносит: «Мертвые тоже люди». То есть о мертвых говорят как о лю­дях живых, а живые оказываются уподобленными мертве­цам.

Рано утром люди вновь начинают, выматывая себя, рыть скользкую глину, поднимать тяжелый грунт и долбить непо­датливый камень, чтобы завтра опять делать ту же работу, забираясь все глубже в бездну огромного котлована.
[sms]

Помня о том, чем закончилась история вавилонян («И рассеял их Господь по всей земле, и они пере­стали строить город»), читатель уже понимает всю тщетность дерзких планов героев и бесперспективность их строительст­ва. И видит его бесчеловечность, так как строительство со­провождается гибелью «малых единичных домов» в окрест­ностях, где останавливается «дыхание исчахших людей забытого времени».

А пока труд людей нескончаем, в нем все больше утвер­ждает себя безобразное и абсурдное. Не случайно в центре изображения оказываются безногий урод Жачев, картины грязи, нищеты, болезней, увечья, хаоса. И чем больше в по­вести говорится о подъеме вверх, тем больше люди опускают­ся вниз, задавленные деспотией плана, ускорением темпов и бездушием. И время, и пространство «раздвигаются» до бес­конечности, утверждая представление о бесцельности, без­думности творимого.

Абсурдность происходящего особенно ощутима, когда мы глядим на эту «великую стройку» глазами мудрого и пытли­вого правдоискателя Вощева, который сомневается в необхо­димости подобного созидания. Оно не вписывается в вощев-ский «план общей жизни», противоречит «смыслу жизни», и герой, никогда не желавший подчиняться общему бездушно-бюрократическому порядку и бездумной механизированной деятельности, не хочет быть «участником безумных обстоя­тельств». Противник любого беспамятства (отсюда его собира­тельство разных предметов), безвестности и обезличенности,
он добровольно спускается в котлованный ад и покидает его во имя познания нового ада — корчащейся в муках деревни, тем самым связывая две пространственные сферы повести.

В обезумевшем мире Вощев не только не находит истины, но и приходит к выводу, что здесь вообще излишни поиски смысла жизни, если ею руководят такие люди, как обезли­ченный Сафронов, тупой исполнитель директив и ревност­ный поборник генеральной линии, или Пашкин, силящийся даже «забежать вперед главной линии»; если свою непомер­ную жестокость здесь являют такие, как опустившийся Жа­чев, или поднявшийся к бюрократическим верхам Козлов, кровожадный сельский «активист», или отчаявшийся земле­коп Чиклин; если, наконец, девочка Настя, отравленная яда­ми идеологизированной жизни, единственная надежда строи­телей, ради которой они «живут впрок», вынуждена играть не только «у гробового входа», но и в самом гробу. В предмогиль-ной обстановке она живет, в ней она и умирает. Котлован, предназначенный для жизни, становится могилой, и не толь­ко индивидуальной, но и братской, недаром строители спят в гробах, реквизированных у крестьян соседней деревни. Бес­перспективность этой жизни совершенно очевидна.

В соседних деревнях набирает темп коллективизация, тоже уродливая и тоже абсурдная. Обостряется битва «про­тив деревенских пней капитализма», ведущая к истребле­нию крестьянства. Происходящее на селе предстает в траги­комических картинах, возникших оттого, что «бедняцкий слой деревни печально заскучал по колхозу». И чтобы уси­лить «жар от костра классовой борьбы», активисты начина­ют демонстрировать свою ненависть.

Герои Платонова приходят к выводу некрасовских мужи­ков: для них тоже нет счастья, они «несчастные», им «неку­да жить», ибо «внутри всего света тоска». Котлованность Исизни захватила деревню так же, как город и строительство “общепролетарского дома”. Вынесенное в название слово, объединяя обе части повествования, приобретает зловещий сМысл. Реализация идеала на практике, его деформация пре-вращают утопию в антиутопию.[/sms]

Читайте также:
Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова (на примере одного произведения)

Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П- Пла­тонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений писа­теля. Герои Платонова — это люди-преобразователи, смело подчиняющие себе природу, устремленные в светлое буду­щее. Поиск ответов на вечные вопросы и строительство но­вого часто сопряжен с мотивом странничества, сиротства. Эти постоянно сомневающиеся и жаждущие истины люди, любимые герои А. П. Платонова, ищут «смысл жизни в серд­це». Насыщенность повествования, философичность и уни­версальность обобщений отличают произведения А. П. Пла­тонова, свой метод писатель определил так: «Сущностью, сухою струею, прямым путем надо писать. В этом мой новый путь».

Повесть «Сокровенный человек» (1928). Произведение посвящено событиям, связанным с революцией и Граждан­ской войной. Главный герой, машинист Фома Пухов, после смерти жены попадает на фронт и участвует в Новороссий­ском десанте. Он не понимает смысла своего существова­ния, балагурит и провоцирует людей на спор, во всем сомне­вается, да и само имя героя вызывает ассоциацию с Фомой неверующим. Его несет по земле в общем людском потоке по «проселкам революции». На сложные жизненные вопро­сы герой старается вначале не обращать внимания, но со­кровенный внутренний мир берет верх над всем внешним. Широко распространенное в «новой» литературе 20-х гг., «преображения» сознания героя под влиянием революции с Пуховым не происходит. На фоне скрытого вырождения хо­роших идей «природный дурак» Пухов остро ощущает несо­ответствие ожиданий и реальности и испытывает разоча­рование, а потому некоторые его шутки провоцируют читательскую грусть. Показателен яркий эпизод экзамена, который сдает Фома Пухов: «Что такое религия? — не уни­мался экзаменатор. — Предрассудок Карла Маркса и народ­ный самогон. — Для чего нужна религия буржуазии? — Для того, чтобы народ не скорбел. — Любите ли вы, товарищ Пу­хов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь поло­жить? — Люблю, товарищ комиссар, — ответил Пухов, что­бы выдержать экзамен, — и кровь лить согласен, только что­бы не зря и не дуриком!»

Чувство разочарования в конце 1920-х гг. становится для самого Платонова острым, болезненным. Стихия, которая должна была преобразовать общество, подчинилась офици­озной обрядности. Радость жизни, рожденная революцией, и тревога за ее будущее отражаются в повести.

Вся композиция повести подчинена решению авторского замысла, отразившегося в самом названии: пройти с героем его дорогу, на которой Пухов пытается уяснить все происхо­дящее вокруг него. В пути и происходит саморазвитие пер­сонажа. «Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работав­шим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение». Причин, по которым герой отправляется в путь, автор открыто не называет, но читатель понимает их самостоятельно. «Сокровенный чело­век» — это человек, с необычным, сокрытым в глубине души миром, стремящимся к познанию окружающего и не под­дающегося навязываемым извне общепринятым представ­лениям о жизни.

В современной цивилизации, по мнению писателя, поте­ряно родство человеческих душ, связь между человеком и миром природы. Долгий путь обретения истины в себе, что­бы изменить что-то и вокруг, совершает Фома Пухов. Он на­много честнее окружающих его «строителей будущего». «Природный дурак» не стремится воспользоваться возмож­ностью карьерного роста. Герой отправляется в Новорос­сийск, определяя для себя свое решение внутренней необхо­димостью: «Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет! А то видал — тифозных эшелонами прут, а мы си­дим — пайки получаем. Революция-то пройдет, а нам ни­чего не останется!» Показателен в этом плане другой персо­наж повести, воплощающий в себе иную правду времени, — матрос Шариков. Фома не терпит лозунговости, пустой бол­товни, Шариков же прекрасно усвоил дух времени, нашел себе «теплое» местечко и на совет Пухова лично «укреплять революцию» делом («бери молоток и латай корабли») отве­чает настоящим хозяином: «Чудак ты, я ж руководитель Кас­пийского моря! Кто ж тогда будет заправлять тут всей крас­ной флотилией?»

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

Знаменательно, что духовный поиск не приводит к внеш­ним изменениям главного героя: в начале повести мы видим его машинистом снегоочистителя, а в конце машинистом нефтяного двигателя. Поезд (а в творчестве А. П. Платонова это символ революции, сам писатель отмечал: «Слова о па­ровозе-революции превратили для меня паровоз в ощуще­ние революции»), в который садится герой, идет в неизвсст- ном направлении (этот символ приобретает эпический характер). Вспыхнувший было интерес к собственному буду­щему («Куда он [поезд] едет?»), быстро сменяется у Пухова смирением («Поезд трогался куда-то дальше. От его хода Пухов успокаивался и засыпал, ощущая теплоту в ровно ра­ботающем сердце»). Фоме нужно пройти по дорогам страны самому, увидеть все собственными глазами, прочувствовать своим сердцем (сказывается неверующая натура). Новорос­сийск, освобождение Крыма от Врангеля (механик на судне «Шаня»), поездка в Баку и встреча с матросом Шариковым составляют определенные этапы жизни героя и обретения Пуховым смысла своего существования. Сама дорога, дви­жение становится сюжетообразующим началом, и как толь­ко герой останавливается где-то, его жизнь теряет остроту, утрачивается духовный поиск. Зворычный и Шариков, на­пример, в своем застывшем состоянии такого развития не получают.

Попытка героя разобраться, как изменилась жизнь людей под влиянием «исторической бури», приводит персонаж к мысли, что истинная цель, подлинные чувства утрачены. Звучащий на страницах повести мотив смерти тесно связан с мотивом всеобщего сиротства. (И тот и другой становятся центральными в творчестве А. П. Платонова.) Тема смерти вводится в повествование не случайно. Революция не только не смогла воскресить мертвых (философская идея Н. Федо­рова была воспринята самим А. П. Платоновым), но принес­ла, и автор постоянно обращает на это внимание читателя, новые смерти.

Некая бесчувственность сердца главного персонажа в начале пути (режет колбасу на гробе жены) сменяется ощу­щением глубокого единения с миром, что и понимается как смысл жизни. В финале повести происходит прозре­ние: «Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех тел к своему телу. Он постепенно дога­дывался о самом важном и мучительном. Он даже остано­вился, опустив глаза, — нечаянное в душе возвратилось к нему. Отчаянная природа перешла в людей и в смелость ре­волюции».

Своеобразие языка. В произведении находит свое отра­жение авторское представление о нерасторжимости мира внешнего и внутреннего, материального и нематериального. В повести «Сокровенный человек» изображение жизни осу­ществляется в единстве комического и трагического начала. Язык платоновского произведения отразил поиски нового языка, под знаком которого прошло начало XX в. Символи­ческие образы, которые в ряде произведений писателя по­вторяются, начинают выполнять лейтмотивную функцию. «Странный» язык повествователя Платонов использует для выражения внутреннего мира героя, который не имеет слов для передачи своих переживаний и умозаключений. В осно­ве языка Платонова лежит книжная речь с обилием отвле­ченной лексики (На стенах вокзала висела мануфактура с агитационными словами), смещением привычных языковых связей, когда последующее слово трудно предсказуемо, свертыванием и развертыванием предложений (Наконец по­езд уехал, постреливая в воздух — для испуга жадных до транс­порта мешочников), намеренным использованием тавтоло­гических повторов и др.

А. П. Платонов создает произведения, в которых изобра­жает не вещи, не предметы, а их смысл, писателя интересует не быт, а бытие, суть вещей. Образ Фомы Пухова, соединяя в себе «высокую трагическую и смеховую культуру», стано­вится одним из целой галереи ищущих и сомневающихся платоновских героев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: