Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

Человек и тоталитарное государство в произведениях А. П. Платонова (на примере одного произведения)

ПЛАН ОТВЕЛ

1. Платонов и время.

2. «Путь» человека в тоталитарном обществе (повесть «Котлован»):

а) строительство котлована;

в) поиски истины.

4. Дорога длиною в жизнь.

1. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории «зарю прогресса человечества». Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою правду», «выключать сознание», «переходить изнутри вовне», не оставляя в душе ни единого «личного чувства», «терять ощущение самого себя». Он понимал, почему «жизнь на время останавливает» того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь» то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. А. П. Платонов принадлежит к тем авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу

2. Повесть А. П. Платонова «Котлован» (1930) — драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь семнадцатого года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились «в солнечный край непочатый» миллионы людей. Но не все спешат идти по общей дороге в светлое будущее.

Главный герой повести «Котлован» Вощев уволен «в день тридцатилетия личной жизни. с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования». Куда идет он? Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но и здесь его не покидает «задумчивость среди общего темпа труда», из-за которой ему дали расчет на заводе. О чем же думает герой? Что ищет? Он думает «о плане общей жизни», об истине, без которой «стыдно жить». Он не может «трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться». Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности. Пространство, в котором движется герой, это не столько просторы Советского Союза, сколько условное пространство смысла, и его координаты — город, котлован, колхоз имени Генеральной линии — имеют символическое значение. Здесь, в этих точках бесконечного мира, Вощев пытается обрести истину. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. У рабочих, строителей котлована, есть вполне определенная цель: они строят «то единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Являвшийся лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Разве это не есть та истина, ради которой стоит жить? Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: «Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты наблюдал этих грустно существующих людей, способных без торжества хранить в себе истину».

Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда «кулацкий сектор», погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска, сопровождающаяся «возгласами довольства» и ржанием обобществленных лошадей, так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание «счастливых» колхозников продолжается. Вторя зажужжавшей мухе, «колхоз. запел слабым голосом. Слов в этой песне понять было нельзя. но в них слышалось жалобное счастье и напев бредущего человека». Радость, подобная смерти, — вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести «Котлован» изображено как жертвоприношение будущему. Но Вощеву нужно прикоснуться перстами к этому «будущему счастью и действу», чтобы уверовать в святость и необходимость жертв.

3. Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Ее жизнь — оправдание смерти Козлова, Софронова и многих других жертв. Но занятые «всеобщим счастьем» строители не уберегли девочку. «Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации». Общепролетарский дом, котлован под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу Чиклин выдолбил в вечном камне на дальнем краю котлована. Рытье котлована и создание колхоза являются в повести Платонова воплощением строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые вообще усомнился в их существовании: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором истина стала бы радостью и движеньем?»

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3): сочинение

4. А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована, и придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь, пусть не сейчас, они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл. И будет это странствие вечным, потому что «нигде человеку конца не найдешь и масштабной карты души его составить нельзя». И будет герой брести и брести, встречая на своем пути таких же одиноких людей, осиротевших от утраты высшего смысла. И может быть, где-то на повороте обдаст его морозной пылью бешено мчащаяся куда-то «птица-тройка». «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. »

1. Куда идут платоновские странники? Чего ищут?

2. Что означает название повести «Котлован»?

73. Поиски человеком смысла жизни в произведениях А.П. Платонова. (На примере одного произведения.) (Билет 9)

Для творчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», отправляется в путь на поиск смысла пролетарской революции и вечной истины. Писатель назвал своего любимого героя «сокровенным человеком», духовно одаренным, «потаенным», то есть внешне вроде бы простым, даже равнодушным, каким-то Иваном-дурачком, а на деле — глубоким философом и правдоискателем. «Без меня народ неполный», — говорит он, давая понять, что кровью и плотью связан с нацией. Он привык странствовать, этот Пухов, и если народ пошел в поход за золотым руном, то он тоже покидает свой домишко. География повести чрезвычайно обширна: из провинциального Похаринска герой отправляется то в Баку, то в Новороссийск, то в Царицын, то снова в Баку. Чаще всего мы видим его в дороге. Дорога была важнейшим лейтмотивом в произведениях Радищева и Гоголя, Лескова и Некрасова. Как и у русских классиков, дорога у Платонова — сюжетобразующий элемент. Сюжет повести состоит не в столкновении красных и белых, не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно только тогда, когда герой находится в дороге. Как только он останавливается, его жизнь теряет историческую перспективу. Так происходит со Зворычным, Шариковым, Пере-вощиковым. Становясь синонимом духовного поиска, дорога у Платонова постепенно теряет свое пространственное значение. Перемещения Пухова по просторам России весьма хаотичны, логически не мотивированы: «почти бессознательно он гнался жизнью по всяким ущельям земли» (гл. 4). Причем, несмотря на точность географических названий, упомянутые в повести города не имеют конкретных примет и вполне могли бы быть заменены другими. Дело в том, что у героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла. Блуждания души не нуждаются в реальном, предметном обрамлении.

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

  • Добавить сочинение
  • Карта сайта
  • Обратная связь
  • Биографии
  • Главная

Классическая литература

  • Андреев Л. Н.
  • Анненский И. Ф.
  • Ахматова А. А.
  • Бабель И. Э.
  • Бажов П. П.
  • Бальмонт К. Д.
  • Баратынский Е. А.
  • Батюшков К. Н.
  • Белинский В. Г.
  • Бестужев А. А.
  • Блок А. А.
  • Булгаков М. А.
  • Бунин И. А.
  • Герцен А. И.
  • Гоголь Н. В.
  • Гончаров И. А.
  • Горький А. М.
  • Грибоедов А. С.
  • Грин А. С.
  • Гумилев Н. С.
  • Державин Г. Р.
  • Достоевский Ф. М.
  • Есенин С. А.
  • Жуковский В. А.
  • Замятин Е. И.
  • Зощенко М. М.
  • Карамзин Н. М.
  • Короленко В. Г.
  • Крылов И. А.
  • Куприн А. И.
  • Лермонтов М. Ю.
  • Лесков Н. С.
  • Ломоносов М. В.
  • Макаренко А. С.
  • Маяковский В. В.
  • Набоков В. В.
  • Некрасов Н. А.
  • Осоргин М. А.
  • Островский А. Н.
  • Пастернак Б. Л.
  • Платонов А. П.
  • Пришвин М. М.
  • Пушкин А. С.
  • Радищев А. Н.
  • Салтыков-Щедрин М. Е.
  • Сумароков А. П.
  • Толстой А. Н.
  • Толстой Л. Н.
  • Тургенев И. С.
  • Тютчев Ф. И.
  • Фет А. А.
  • Фонвизин Д. И.
  • Чернышевский Н. Г.
  • Чехов А. П.
  • Шварц Е. Л.
  • Шолохов М. А.

Зарубежная литература

  • Вальтер Скотт
  • Джеймс Олдридж
  • Джек Лондон
  • Джордж Байрон
  • Иоганн Гёте
  • О. Генри
  • Проспер Мериме
  • Роберт Бернс
  • Эдгар По

Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие «массы», покорные режиму. Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, ярких символичностью образов и своеобразием авторского языка.

Эта тема косвенно затронута в рассказе «Усомнившийся Макар», написанном Платоновым в 1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма — машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях. «Нормальный мужик» Макар Ганушкин отправился в Москву, «чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей». Он задается вопросом: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного развития. Идол мертв, потому что мертва любая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель.

Услышав в дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях, Макар пошел туда бороться за «обще-бедняцкое дело». В результате он сам, как свежий человек из «низок», был принят в ряды чиновников. Так поиски истины закончились у Макара обретением теплого местечка, где уже совсем не хотелось думать о тех самых трудящихся, ради интересов которых он двинулся в путь.

Читайте также:
Символисты – Блок и Платонов: сочинение

История Макара Ганушкина — это рассказ о том, как «нормальный мужик» превращается в обезличенного служащего. Платонов пытается сказать тем самым, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними. Платонов же видит такой выход: «Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи».

Интересное развитие этой темы мы видим в романе «Чевенгур». Это произведение об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в гражданской войне, о «строителях страны», об их идеях, мыслях и переживаниях. Главный герой романа — Александр Дванов — отправляется в город Чевенгур, где образовался полный коммунизм. По дороге он встречается с бывшим командиром «полевых большевиков» Степаном Копенкиным, мечтающим о всеобщем равенстве и об освобождении от «живых врагов коммунизма» мертвого тела Розы Люксембург. Они вместе направляются в Чевенгур.

И вот они уже в «революционном заповеднике». Коммунизм установлен в Чевенгуре декретом Чепурного и его товарищей. Чевенгурцы живут беззаботно, они не трудятся — труд «способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению». Одной лишь силой веры чевенгурцы стремятся приблизить реальный коммунизм. Пока же в городе царят лишь отдельные его признаки — абсолютное равенство, понимаемое скорее как одинаковость физическая, умственная и духовная, а также взаимное обожание товарищей.

Их руководители — Чепурной и его идеологический помощник Прокофий видят скорейшее приближение коммунизма в полном уничтожении «густой мелкой буржуазии», населявшей город. К буржуазии же причислялся всякий, кто не рвался «обнять товарища» и «затихнуть в счастье полного душевного коммунизма».

В «Чевенгуре» Платонов показывает, как изначально светлые помыслы, забота о всеобщем благе вырождаются в свою противоположность: деление людей на «наших» и «не наших» и травлю последних. Самоуправство идеологов — людей номер один в тоталитарном государстве — не имеет границ. Вот, к примеру, Прокофий, «имевший все сочинения Карла Маркса для личного употребления, формулировал всю революцию как хотел — в зависимости от настроения Клавдюши и объективной обстановки». И мы видим, к чему привело такое идеологическое руководство в Чевенгуре. Коммунары с уверенностью и воодушевлением борются с «буржуазным элементом»: «Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа». Товарищи уже все сделали для прихода коммунизма: гадов перебили, имущество, ведущее к неравенству и эксплуатации, уничтожили. Но так и не дождались они первого утра «нового века» — коммунизм не наступил.

Дальнейшие события романа показывают нам отношение автора к описываемому им построению «нового века». Чевенгур разрушается каким-то страшным вражеским отрядом. Роман заканчивается дорогой, открытостью в будущее, надеждой. Андрей Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность друг от друга «не слишком далеко» и «не слишком близко». Своим гротескным произведением Платонов выступил против нивелирования личности. Одинаковость физическая, умственная и духовная невозможна. Такое равенство остановило бы всякое развитие, саму жизнь, говорит автор.

Тема, вынесенная в название сочинения, во всей полноте раскрывается Платоновым также в повести «Котлован», написанной в 1929—1930 годы, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Главный герой «Котлована» Вощев, подобно Усомнившемуся Макару, задумался и засомневался в справедливости всего происходящего вокруг. А вокруг происходит вот что. Герои повести согласно директиве сверху безостановочно роют Яму. При этом Котлован даже не углубляется и не принимает тех форм, которые напомнили бы конфигурацию будущего фундамента. Он просто расползается по земле — сначала вчетверо, а затем — благодаря стараниям исполнителей, в шесть раз. Создается впечатление, что Котлован будет распространяться до бесконечности. Вот об этом и думает главный герой.

Задумавшийся «среди общего темпа труда» Вощев — фигура не только не нужная, но и вредоносная: он сомневается в «генеральной линии», ищет собственную дорогу к истине. Вощев описан Платоновым как народный философ-правдоискатель. В то же время он представитель первого поколения советской интеллигенции, призванной занять место уничтоженного старого культурного слоя. В «Котловане» показан также один чудом уцелевший интеллигент-инженер Прушевский, внутренне подготовивший себя к самоубийству и живший на строительстве «предсмертной, равнодушной жизнью». Оба эти героя не могут найти смысла в той работе, которую они вынуждены делать.

Девочка Настя, единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем. теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Платонов пытается понять, что движет людьми, продолжающими рыть яму, несмотря на то, что их мечта уже похоронена. Он пишет, что кто-то один (или несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наделав из нее массу кумачевых плакатов об ударном темпе и энтузиазме. Заменить «упраздненного Бога» должен был массовый психоз — поклонение вождю тоталитарного режима. Именно об этом повесть Платонова. Человек в поисках истины постоянно натыкается на слепую силу всеобщего психоза, на авторитарность.

Личность не может развиваться в тоталитарном государстве. Андрей Платонов всем своим творчеством пытался сказать, что государство не должно стоять над человеком, а людей нельзя стричь под одну гребенку. Иначе история остановится, а светлые мечты о коммунизме превратятся в свою противоположность. Так оно и произошло. Творческий путь самого писателя, программные произведения которого были опубликованы в нашей стране спустя более чем полвека после их написания, лишний раз доказывает, что в тоталитарном государстве нет места свободно мыслящему человеку.

Читайте также:
Своеобразие романа А. П. Платонова Чевенгур.: сочинение

“Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – АЛ.Платонов. “Чевенгур”.)

Слова Л.Толстого о том, что “без идеала нет жизни”, относятся и к людям, чьи идеалы ложные, внушенные власть имущими людям, напоминающим зомби, в которых жизненное начало подменено фанатической верой в чуждые им идеи.
А.Платонов подчеркивает неосознанное состояние человека, забывшего о своем существовании, человека безыдейного: “. точно все живущее находилось где-то посреди времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление”. Писатель выражает сомнение в том, оправдана ли прекрасная будущая жизнь столькими жертвами, да и может ли она быть построена на таком зыбком фундаменте.
Вопрос, поставленный Платоновым, имеет давнюю традицию в русской литературе. Сюжетно он реализует мысль Достоевского о недопустимости постройки самого прекрасного здания, если в его основании заложена “слезинка ребенка” (реминисценция настолько очевидна и прозрачна, что прочитывается всеми исследователями повести). Образ девочки Насти несет глубокую смысловую нагрузку. Как известно, в художественном мире Платонова тема ребенка тесно связана с концепцией будущего. “Котлован” завершается смертью девочки, символизирующей потерю в первую очередь культурной преемственности.
Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе “Чевенгур”. Размышлениям главного героя о революции и культуре, отражающим революционное сознание в 20-е годы, придана явная пародийная окраска: “. Дванов был доволен, что в России революция выполола начисто те редкие места зарослей, где была культура, а народ как был, так и остался чистым полем — не нивой, а порожним плодородным местом. И Дванов не спешил ничего сеять: он полагал, что хорошая почва не выдержит долго и разродится произвольно чем-нибудь небывшим и драгоценным, если только ветер войны не принесет из Западной Европы семена капиталистического бурьяна”. Платонов доводит до абсурда идею уничтожения старой культуры, конкретизируя известный пролетарский лозунг о “расчистке места” для постройки нового общества. Сюжетную реализацию эта мысль получает в главах, в которых описывается чевенгурский коммунизм.
Чевенгур — символический образ Будущего, его утрированно-гротескная модель, построенная путем овеществления абстрактных понятий. Примечательно, что идеологическая структура этого образа имеет двойную подоснову — философское учение Н. Федорова и коммунистические идеи. Именно эти два начала, как было отмечено ранее, оказали существенное влияние на формирование мировоззрения раннего Платонова. Однако жизнь вносила свои коррективы. Выше уже указывалось на ироническое переосмысление художником собственных взглядов. В “Чевенгуре” один из самых “неистовых” героев романа, Чепурный, своим отношением к революции близкий молодому Платонову, строит коммунизм в городе в течение нескольких дней -(реконструкция идеи о мгновенном построении коммунистического общества с проекцией на библейский сюжет), уничтожив старый мир “до основанья”. Писатель либо пародирует, либо тонко иронизирует над коммунистическим сознанием героя, прибегая к приему овеществления метафоры: “Лучше будет разрушить весь благоустроенный мир, но зато приобрести в голом порядке друг друга, а посему, пролетарии всех стран, соединяйтесь скорее всего!” Далее в романе рисуются трагические последствия деяний человека, пренебрегшего законами природы и истории. Существование общества, построенного на пустом месте, невозможно.
На элемент самопародии указывают трагифарсовые интерпретации наиболее близких Платонову идей Федорова — любви и равенства, родства и братства, отказа от земных благ. Платонов трагикомически рисует чевенгурское общество, в котором пролетарии “взамен степи, домов, пищи и одежды* имели “друг друга, потому что каждому человеку надо что-нибудь иметь”.
Чевенгурский коммунизм, построенный идеалистом Чепурным при поддержке демагога Прокофия Дванова, с радостного согласия обманутых “идеей” Копенкина, Пашинцева и остальных, обречен на гибель, ибо в основании его лежат одни абстракции, оторванные от реальной жизни. Критический пафос писателя выражается в его стремлении придать комические черты чевенгурским активистам, живущим в соответствии с прямолинейно понятыми лозунгами. Зачастую авторская позиция проявляется и в речи персонажей. Многие герои, в том числе и активный борец за социализм Копенкин, “за которого все однажды решила Роза Люксембург”, начинают сомневаться в правильности чевенгурской жизни. После смерти ребенка вера Копенкина в коммунизм пошатнулась: “Какой же это коммунизм. От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм”. Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом философии социального рационализма. Это ускоряло процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в повести “Ювенильное море”, написанной в середине 30-х годов.

“Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни”. Л.Н. Толстой

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.05.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

А. Платонов (Климентов Андрей Платонович) принадлежит к поколению, вошедшему в литературу с революцией. Основной проблемой его творчества является проблема сущности жизни и миссии человека на земле.

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

Основой ранних работ писателя является тема взаимоотношений человека и природы. Природа Платонова – это «прекрасный и яростный мир». Его двойственность заключается в том, что он беззащитен, хрупок перед человеком (история «Неизвестный цветок»), но также и враждебен человеку: это бунт стихий, угрожающих человеку голодом, холодом и смертью. Смысл жизни и предназначение человека на Земле Платонов видит в установлении гармонии между человеком и природой. Человек сам является частью природы, но обладает способностью творить.

Платонов убежден, что человек своей работой одухотворяет неодушевленную материю – машины, машины, паровозы. Его рассказы об этом: «Происхождение мастера», «Скрытый человек», «Родина электричества», «Река Потудан». Для Платонова революция – это форма одухотворения природы, возможность построить гармоничный и справедливый мир. Платоновские представления о социализме были утопическими. Разрушение этой утопии приводит к появлению таких произведений, как «Чевенгур», «Раскопки», «Ювенильное море».

А. Платонов принадлежит к тем, кто услышал в революции не только музыку, но и отчаянный крик. Он видел, что добрые дела иногда соответствуют злым делам, что справедливая идея заслоняет страдания людей, людей. Платонов передал драму строительства социального рая. Писатель создает антиутопию, где яркий сон превращается в трагедию.

Чевенгуры понимают социализм как примитивный коммунистический коммунизм, а также отменяют труд как источник неравенства. Они мечтают построить «что-то удивительное в мире вне всех забот». В «Яме» это «что-то» – единое «пролетарское здание», где будет жить весь местный пролетариат. Платонов создает страшную метафору для построения нового общества: чем выше вы хотите построить здание, тем глубже вы должны копать яму, а на дне этой ямы – жизни людей.

Общим мотивом всех трех произведений Платонова является мотив смерти ребенка, разрывающего молодую жизнь. Это далеко не случайно и приводит к мысли, исходящей от Достоевского: я отказываюсь принять Царство Божье, если оно построено хотя бы на одной слезе. Смерть молодых является сигналом о нарушении моральных законов.

В «Яме» олицетворением будущей жизни является девушка Настя. Платонов показывает, что воспитание убивает все живое чувство, даже у ребенка. Каждый, кто «может жить», а кто-то «может жить». Принцип «нужно убить всех плохих людей, но очень мало хороших людей» воспринимается девушкой как естественный.

В ребенке нет сострадания. Настя также воспринимает ее смерть прохладно: «Мама, почему ты умираешь – потому что ты буржуйка или от смерти?» Чрезмерная идеологизация сознания ребенка является трагедией необратимого процесса дегуманизации. Это означает, что «вселенская мечта» не меньше, чем сама смерть молодого существа.

В 1930-х годах Платонов, признавший самую социалистическую идею, отказался от форм строительства новой жизни, которую они наблюдали.

“Без идеала нет твердого направления, а нет направления – нет жизни” Л.Н.Толстой. По произведению АЛ.Платонова “Чевенгур”

Слова Л. Толстого о том, что «нет жизни без идеала», также применимы к людям, чьи идеалы являются ложными, вдохновленными влиятельными людьми, похожими на зомби, в которых жизненный принцип заменяется фанатичной верой в чужие им идеи.

А. Платонов подчеркивает бессознательное состояние человека, который забыл о своем существовании, человека без идей: «. как будто все живые существа были где-то посреди времени и их движение: его начало забыто всеми и конец неизвестен, остается только направление “. Автор сомневается в том, что прекрасная будущая жизнь оправдана таким количеством жертв и может ли она быть построена на таком шатком фундаменте?

Вопрос, поставленный Платоновым, имеет давнюю традицию в русской литературе. В этой истории он воплощает мысль Достоевского о недопустимости строительства самого красивого здания, если оно основано на «слезе ребенка» (воспоминание настолько очевидно и прозрачно, что его читают все исследователи этой истории).

Образ девушки Насти несет в себе глубокий смысловой смысл. Как известно, в мире искусства Платонова тема ребенка тесно связана с концепцией будущего. «Яма для фундамента» заканчивается смертью девушки, символизирующей прежде всего потерю культурной преемственности.

Художник недвусмысленно выразил свое отношение к проблеме культуры, забвение которой приводит к гибели нации, в романе «Чевенгур». Размышления главного героя о революции и культуре, отражающие революционное сознание 1920-х годов, получили явную пародийную окраску: «. Дванов был рад, что в России революция полностью очистила те редкие заросли, где была культура, и людей как бы они ни были, он оставался чистым полем – не кукурузным полем, а пустым плодородным местом.

И Дванов не торопился что-то сеять: он полагал, что хорошая почва не будет длиться долго и произойдет произвольно с тем, что никогда не было и не было драгоценным, если ветер войны не принес семян из западноевропейских капиталистических сорняков. «Платонов доводит до абсурда идею разрушения старой культуры, уточняя известный пролетарский лозунг« расчистка места »для строительства нового общества». Эта идея изложена в главах, описывающих чевенгурский коммунизм.

Чевенгур – это символическое изображение будущего, его преувеличенно-гротескная модель, построенная путем овеществления абстрактных понятий. Примечательно, что идеологическая структура этого образа имеет двойную основу – философское учение Н. Федорова и коммунистические идеи.

Эти два принципа, как отмечалось ранее, оказали значительное влияние на формирование мировоззрения раннего Платонова. Однако жизнь внесла свои коррективы. Ироническое переосмысление художником своих взглядов уже указывалось выше.

В Чевенгуре один из самых «безумных» героев романа Чепурни, который близок к молодому Платонову по своему отношению к революции, строит коммунизм в городе за несколько дней – (реконструкция идеи мгновенного построения коммунистическое общество с проекцией на библейский сюжет), разрушающее старый мир «до дна». Автор либо подражает, либо тонко иронизирует коммунистическое сознание героя, прибегая к материализации метафоры: «Лучше было бы уничтожить весь удобный мир, но приобретать друг друга в чистом порядке, а значит, и пролетариев всех стран.

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Объединяйтесь скорее всего! » Далее в романе изображены трагические последствия действий человека, который пренебрег законами природы и истории. Существование общества, построенного с нуля, невозможно.

На элемент самопародии указывают трагические интерпретации ближайших к Платонову идей Федорова – любовь и равенство, родство и братство, а также отказ от земных благ. Платонов трагически комизирует чевенгурское общество, в котором пролетарии «в обмен на степь, дома, еду и одежду * имели» друг друга, потому что каждому человеку нужно что-то иметь.

Заключение

Чевенгурский коммунизм, построенный идеалистом Чепурным при поддержке демагога Прокофий Дванов, с радостным согласием Копенкина, Пашинцева и других, обманутых «идеей», обречен на смерть, поскольку основан на абстракциях, оторванных от реальная жизнь. Критический пафос писателя выражается в его желании дать комические черты активистам чевенгура, живущим в соответствии с понятными лозунгами.

Зачастую авторская позиция проявляется в речи персонажей. Многие герои, в том числе Копенкин, активный борец за социализм, «для которого Роза Люксембург однажды все решила», начинают сомневаться в правильности жизни чевенгуров. После смерти ребенка вера Копенкина в коммунизм поколебала: «Что это за коммунизм? .. Ребенок никогда не мог дышать от него, человек появился и умер вместе с ним. Есть инфекция, а не коммунизм».

Таким образом, мотив смерти, один из важнейших в творчестве художника, тесно связан в романе с темой Чевенгура. Он становится символом мертвой жизни, укоренившейся в примитивном освоении философии социального рационализма необразованными людьми. Это ускорило процесс мифологизации сознания, последний этап которого Платонов отразил в романе «Ювенильное море», написанном в середине 30-х годов.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Сочинение: Островский а. н. – Без идеала нет твердого направления а нет направления нет жизни

Наиболее непосредственно и прямо цели А.Н.Островского, его идеология воплощаются в реалистических пьесах, овеянных в той или иной мере романтикой, в таких как “Доходное место”, “Гроза” и “Бесприданница”
Здесь прекрасен сам предмет изображения – ведущие положительные герои. Той же цели, устремляя читателей и зрителей к морально-прекрасному, служат и обличительно-сатирические пьесы Островского с полностью отрицательными героями; рисуя их духовно ограниченными, драматург по контрасту направляет чувства и мысли читателей и зрителей в идейно-профессивную, нравственно-позитивную сторону. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
В то же время герои пьесы не освящены высокими целями, конкретными идеями. Они живут, как завещали предки, по старинке, больше опираясь на обычаи, чем на логику мысли.
На фоне прекрасного пейзажа рисуется жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?
В этом названии скрывается глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “. Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. “Гроза-то нам в наказание посылается”, – поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. “Я и не знала, что ты так грозы боишься”, – говорит ей Варвара. “Как, девушка, не бояться! – отвечает Катерина. – Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами. ” Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Обыденность подтачивает разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не способна перешагнуть через консерватизм предков и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Тем не менее в отличие от грозы любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: “. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.
Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островского: “Пьеса Троза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкийжонец самодурства. ”
В это верил и сам драматург, и его современники.
Преодолевая оскорбительную брань реакционной критики, притеснения царской цензуры, недоброжелательное отношение дирекции императорских театров, Островский с самых первых пьес и до конца своего творческого пути был демократическим драматургом-новатором, отстаивавшим теоретически и практически принципы критического реализма.
По его мнению, “реализм. есть не более не менее, как настоящее творчество, связанное с широкими обобщениями, с глубокой типизацией. Писатель, отображая действительность, утверждает положительные типы как “высшее выражение” современной ему жизни или обличает в ней отрицательное, узкоэгоистическое.
Разъясняя в 1850 году В. И. Назимову, попечителю Московского учебного округа, цель комедии “Свои люди – сочтемся!”, драматург писал: “Мне хотелось-, чтоб именем Подхалюзи-на публика клеймила порок точно так же, как клеймит она именем Гарпагона, Тартюфа, Недоросля, Хлестакова и других”.
Защищая реализм, Островский всегда критиковал натурализм. Его персонажи, как правило, отличаются глубиной и широтой обобщения. На это обратил внимание еще Добролюбов: Типы комедий Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие или чиновничьи, но и общенародные черты”.

Читайте также:
Общая характеристика творчества А. П. Платонова: сочинение

Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести Пушкина поднимается важный вопрос о необходимости нравственного ориентира на жизненном пути. Правильно выбранный нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и находить верный путь к цели. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» руководствовался советом отца — «Береги честь смолоду». В жизни героя постоянно встречались ситуации выбора, и Гринев ни разу не изменил этому завету. В Белогорской крепости во время восстания Пугачева на его глазах казнят капитана Миронова и других защитников гарнизона. Тем не менее герой, зная, что может погибнуть, отказывается сохранить свою жизнь ценой измены присяге и офицерской чести. Мужество молодого офицера вызывает уважение даже у его врагов.

Защита своей чести и защита страдающих и униженных — явления одного порядка. Так понимает это Петр Гринев, заступаясь за Машу, которой нанес оскорбление Швабрин. Ради освобождения дочери капитана Миронова из рук ее мучителя, Гринев отправляется в ставку Пугачева и вновь рискует своей жизнью. Однако справедливость и спасение страдающих для героя важнее всего — поэтому он вновь вспоминает завет отца. Как воздаяние за твердость, мужество и честь, автор награждает Гринева счастливой семейной жизнью. Этим Пушкин показывает, как важно человеку руководствоваться высокими нравственными принципами на дороге жизни.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показаны жизненные дороги многих героев. Каждый из них прошел через испытания и приобрел опыт на этом пути. Так, князь Андрей приходит от увлечения личностью Наполеона и мечтой о своем Тулоне к пониманию истинных ценностей бытия, идее прощения и принятия своей судьбы. На поле Аустерлица он осознает всю тщетность и честолюбие своего желания славы и понимает, что есть нечто высшее, чему должна быть доступна душа человека. Смертельно раненый в Бородинском сражении, он находит в себе силы простить измену Наташи и смириться. Не бывает легкой дороги у тех, кто постоянно в поисках истины, однако искать ее необходимо — такова мысль автора.

Другой герой, Пьер, также пережил увлечения идеями наполеонизма, масонства, вынашивал мысль убить Наполеона, участвовал в Бородинском сражении. А в эпилоге романа мы видим, что пришел он к идеям декабристов; Пьер — член тайного общества. Однако можно сказать, что все его искания на жизненной дороге были продиктованы одним чувством: страстным желанием делать добро, быть нужным своему Отечеству. Именно поэтому он оказывается в рядах декабристов. Так, жизненный путь человека идет через препятствия и заблуждения, но приводит его к достижению цели.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума». На примере главного героя своей комедии автор показывает, как важно уметь отстоять свой жизненный выбор перед окружающими, не сломиться, не отказаться от своих идеалов. Для этого часто необходимо мужество и твердость характера. Человек выбирает свой путь самостоятельно, не оглядываясь на других. Только он несет ответственность за свой выбор. А суд людской всегда необъективен и неоднороден — невозможно угодить всем, на этом пути можно себя потерять. Поэтому нужно твердо идти своей дорогой, не обращая внимания на то, что говорят люди. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» испытал на себе суд людской в полной мере. Оказавшись в фамусовском обществе, он сразу бросается в бой с консервативными взглядами помещиков-крепостников. Чацкий выступает против чинопочитания и низкопоклонства молчалиных, девиз которых «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он осуждает крепостное право и преклонение перед иностранным, выступает против правила Фамусова «ну как не порадеть родному человечку». Нравственный принцип Чацкого — «служить бы рад, прислуживаться тошно». За один день своими пылкими речами он восстановил против себя всех, даже когда-то влюбленную в него Софью. На протяжении пьесы многие вступают с ним в спор — но Чацкий не отступает от своих идеалов. Герой не изменяет себе и тогда, когда собравшиеся начинают придумывать про него небылицы («шампанское стаканами тянул — нет, бочками сороковыми») и в итоге объявляют его сумасшедшим. Герой покидает негостеприимный дом Фамусова непобежденным. Именно так и должен вести себя человек, выбравший свою дорогу в жизни.
  • В. Каверин «Два капитана». В повести В. Каверина «Два капитана» главный герой однажды, будучи любознательным мальчиком, нашел сумку почтальона со старыми письмами. Оказалось, что это письма капитана Татаринова, отважного мореплавателя, отправившегося в экспедицию. «Святая Мария» потерпела крушение и все члены экипажа погибли. Однако Саня решает раскрыть тайну писем и узнать, кто виновен в этой трагедии. Путешествие в прошлое становится для него целью жизни. А судьба готовит ему встречи с теми, кто имеет непосредственное отношение к этой истории — дочерью капитана и его братом. Саня становится военным летчиком, его упорство и вера в успех помогают ему открыть место последней стоянки экспедиции Татаринова и восстановить справедливость. Теперь имя первооткрывателя новой земли на Севере станет известным географическому обществу, а имя его брата, Николая Ивановича, по вине которого погибли путешественники, покрыто позором. На пути к этому открытию главный герой обрел бесценный опыт, почувствовал настоящую цену жизни, узнал цену дружбе и предательству. Путешествие в прошлое не только открыло новые имена и тайны, но и определило жизненные ориентиры, а ещё связало два любящих сердца — Катю Татаринову и Саню.
  • И.А. Гончаров «Обломов». На примере трагической судьбы главного героя писатель показывает, к чему приводит пассивное отношение к жизни. Илья Ильич Обломов, типичный представитель дворян-помещиков, всю свою сознательную жизнь проводит на диване. Диван и халат стали символами его существования. То, что происходит за стенами его дома, для него не интересно, имением своим он не занимается, поэтому управляющий его бесстыдно обворовывает, а крестьяне бедствуют. Его активный и деятельный друг Штольц, зная о прекрасных душевных качествах Обломова, пытается его спасти, вырвать из тины повседневности и апатии. Но даже любовь к Ольге Ильинской, вспыхнувшая в сердце главного героя и озарившая на миг его существование, оказалась бессильна сдвинуть его с места. Обломов ощущает трагедию своей жизни, но в борьбе с самим собой терпит поражение. Он не сумел воспользоваться возможностью возрождения, которую подарила ему судьба, и возвращается на свой диван, к привычному прозябанию. Жизнь его вроде бы и идет, и в то же время стоит на месте. Автор показывает, как даже натура, богатая духовно, способная принести много пользы обществу, гибнет под влиянием лени и апатии, заканчивает свое существование, ничего не оставив миру. И. А. Гончаров призывает читателей помнить о необходимости развития, самосовершенствования, духовного роста — именно это жизненный путь, достойный человека.
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Жизнь героя поэмы «Мцыри» можно назвать коротким и трагическим путешествием ради высокой цели. Мальчик, спасенный русским генералом во время кавказской войны, прожил до юношеских лет в монастыре. Однако суровый уклад и размеренная жизнь в неволе не устраивали романтическую натуру героя. Он одержим мечтой о родине, о свободе. Бегство из монастыря и три дня, проведенные на воле, в итоге приводят его к гибели, но они же дают ему бесценный опыт свободы и силы страсти. «Что делал я на воле? — Жил!» — восклицает он в своей исповеди перед смертью. Мцыри понял самого себя, узнал во время сражения с барсом, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов», однако понял и то, что не сможет найти дорогу домой. Вернувшись в свою тюрьму-монастырь, он не жалеет о своем побеге и готов заплатить за эти три дня своей жизнью. Судьба героя поэмы дает нам понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям.
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Дорога в жизни человека мыслящего — это всегда возможность приобрести необходимый жизненный опыт, узнать мир и познать самого себя. Повесть А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой эпизоды народной жизни, рассказанные неравнодушным путешественником. Для повествователя встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Встреча с крестьянином, вынужденным из-за большой семьи работать на помещика круглосуточно и без отдыха, зрелище плачевного состояния дорог и городских построек, знакомства с людьми, рассказывающими свои истории — все это наводит повествователя на размышления. О пагубности крепостничества для народа, о корыстолюбии, о необходимости просвещения, о причинах пьянства и разврата, о вреде чинопочитания. Но одновременно и о духовном богатстве русского народа, о природной красоте русских крестьянок, о том, в чем главное достоинство человека. Таким образом, путешествие дает возможность совершающему его осмыслить многое в своей жизни, получить ответы на непростые вопросы или, наоборот, задуматься о том, чему ранее не придавал значения.
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой повести, написанной больше для взрослых, чем для детей, путешествие героя мыслится как путь к познанию самого себя и мира. Маленький принц знакомится с жителями других планет, и каждый из них — иллюстрация к определенному восприятию смысла жизни. Кто-то, как Король, видит его в безграничной власти, для Честолюбца важнее всего почитание и восхищение окружающих, Деловой человек занят подсчетами и присвоением всего, что можно учесть, Пьяница находится в плену своей страсти и в то же время страдает от нее. И лишь на одной планете герой встречает человека, занятого делом: Фонарщик единственный, кто не смешон, «потому что думает не только о себе». Путешествуя между мирами, Маленький принц приходит к пониманию важности заботы о своем доме, о тех, кто ему доверился. Его отношение к жизни изменилось, потому что он приобрел важный опыт и понимание истинных ценностей.
  • Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Сюжет знаменитого романа представляет собой рассказ о путешествии главного героя по реальной Испании, как сам он говорит, ради борьбы со злом и воскрешения «золотого века». Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот отправляется в странствие, подобно их героям, Его оруженосец Санчо Панса называет его Рыцарем Печального образа, потому что в сражениях часто с вымышленными врагами Дон Кихот терпит унижения, побои, насмешки окружающих. А его поединок с ветряными мельницами чуть не приводит героя к гибели. Дон Кихот не осознает различия реальной жизни современной ему Испании и воображаемого мира, где царствуют идеалы благородства и мужества. Однако образ благородного безумца привлекает стремлением защищать обиженных, вступаться за бесправных. Герой романа воспринимается как символ борьбы за идеалы справедливости, права, свободы. По избранному им пути Дон Кихот следует, не предавая своих идеалов, не обращая внимания на осуждение и издевательства окружающих, без раздумий вступая в бой с пороками — в этом его достоинство как личности и пример для читателей.
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе». В фантастической повести Ч. Диккенса говорится о путешествии героя в собственное прошлое. Скупой и черствый старик Скрудж, кажется, забыл о любых человеческих побуждениях и чувствах: отказывается прийти на праздник к племяннику, выгоняет из дома пришедших просителей. Отказывается помочь своему клерку, у которого болен ребенок. Пожалуй, в его окружении нет ни одного человека, который любил бы его. Да и сам он никого не любит и никому не сочувствует. Перед Рождеством ему в снах поочередно являются три добрых Духа, которые переносят героя сначала в детство, затем в его юность, показывая, как растерял Скрудж все доброе и чистое в своей душе, как постепенно ожесточился и стал равнодушен к страданиям и боли других. Старику больно вспоминать о своем прошлом, и он просит Духов скорее вернуть его домой. Третий Дух — Будущего Рождества — показывает Скруджу его будущее: смерть старого скряги и человеконенавистника не вызовет слезы сочувствия ни в ком, воры разграбят его имущество. И не будет на свете человека, который вспомнит его с теплотой и поблагодарит за помощь. Увидев показанные Духами картины прошлого и будущего, Скрудж решает изменить, пока не поздно, свое настоящее: помогает клерку вылечить больного ребенка, идет на праздник к племяннику, раздает деньги неимущим — и начинает ощущать изменение отношения к нему. Так, путешествие в прошлое стало путем к возвращению героя в мир людей, к пониманию истинных ценностей жизни.
  • Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Знаменитый роман о мореплавателе, оказавшемся после кораблекрушения на необитаемом острове вдали от цивилизации, поднимает важный вопрос о силе человеческого духа и способности противостоять в одиночку ударам судьбы. Его герой с детства мечтал о мореплавании и реализовал свою мечту. Все неудачи и трудности первых морских путешествий не отвратили его от выбранного пути. Оставшись в живых после крушения корабля, Робинзон постепенно обживается на острове, используя полученные им знания для обустройства жилища и обеспечения себя пищей и одеждой. Он находит несколько зерен и постепенно засевает участок земли, обходя остров, обнаруживает пригодные к пище растения, учится обжигать глину и изготавливать посуду. Дневник, в который он записывает свои впечатления и наблюдения, становится для героя возможностью не забыть язык, не утратить способность к общению, не одичать. Двадцать восемь лет, прожитые им вдали от человеческого общества и привычных условий, были наполнены борьбой за жизнь, противостоянием пиратам и стихии. История Робинзона — доказательство могущества человеческого разума и воли, напоминание читателям о том, что никогда не следует опускать руки в борьбе за свою жизнь и свои убеждения. Какие бы препятствия ни встретились на дороге жизни — их нужно встречать с достоинством и верить в свою победу.
  • Читайте также:
    Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

    Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

    • Литература
    • Темы
    • Цитаты

    Материал для подготовки к итоговому сочинению

    Аргументы для итогового сочинения

    Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

    Е. Водолазкин «Лавр»

    Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

    Читайте также:
    Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

    2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

    Е. Замятин «Мы»

    Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

    В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

    Читайте также:
    Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

    Д. Киз «Цветы для Элджернона»

    Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» – умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

    3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

    Читайте также:
    Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

    Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

    М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

    Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

    А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

    Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

    5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

    В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

    Н.В. Гоголь «Ревизор»

    В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

    В.Г. Распутин «Живи и помни»

    Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: