Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

«Котлован» анализ произведения Платонова – тема, смысл названия, проблематика, критика рассказа

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьезно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приему обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован». Ученики изучают ее в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко. Облегчить подготовку к уроку, посвященному «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализированное произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1887 г.

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др.. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острии перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Композиция

В«Котловане» анализ стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесенной зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление -антиутопия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован»

Каждое художественное произведение, так или иначе, отражает время, в которое оно создается. Автор переосмысливает какое-то историческое явление и на страницах своего творения дает собственное видение происходящего.
В повести «Котлован» А. Платонов ставит под сомнение правильность пути, выбранного советской Россией. «Котлован» с глубоким социально-философским содержанием в аллегорической форме рассказывает о строительстве огромного здания — счастья. Точнее, пока что строится лишь котлован к этому символическому сооружению. Действие сосредотачивается в основном в двух местах — в колхозе имени Генеральной Линии партии и на стройке.
На строительство котлована собирается множество людей во главе с бригадой Чиклина. А начинается повесть со знакомства с одним из ее представителей — Вощевым. Работал да работал, жил да жил человек и вдруг «в день тридцатилетия личной жизни» был уволен с механического завода по причине слабосильности и «задумчивости среди общего темпа труда».
Он пытается познать свое счастье, чтобы «от душевного смысла» повысилась бы производительность труда. Вощев не тунеядец, уклоняющийся от работы. Он просто с некоторых пор начинает догадываться, что «тайна жизни» не может ограничиться его бессмысленным существованием в цехе завода. Из вощевской реплики «Без думы люди действуют бессмысленно» завязывается своеобразный конфликт между «общим темпом труда» и «задумчивостью».
Как только строители начинают задумываться, то теряют «трудовой темп». Такая тенденция характеризует не только Вощева, но и Чиклина, и Сафронова, и Морозова. Тоскующая душа Вощева находится в состоянии поиска разумного начала, счастья. За то, что рабочий высказывает мысли вслух, его увольняют с завода, и тот попадает на строительство дома.
На стройке котлована применяется каторжный труд, лишающий людей возможности мыслить, радоваться воспоминаниям. Землекопы живут в ужасных барачных условиях, их каждодневная пища весьма скудна: пустые щи, картофель, квас. В то же время начальники живут припеваючи. Писатель критически изображает жизнь российского общества 20-30-х годов 20 века.
Самое страшное в повести — гибель героев. Платонов не верит в социализм, калечащий или убивающий людей. Классовая борьба не прошла мимо преданных партии. Козлова и Сафронова убивают в деревне несознательные элементы. Разуверился в светлом будущем Жачев.
Для понимания смысла повести важен образ Насти — маленькой девочки, живущей на строительстве вместе с землекопами. Настя — дитя октябрьской революции 1917 года. У девочки была мама, но она «буржуйка», отживший класс. А ведь отказ от прошлого означает потерю исторических связей, культурных традиций и замена их идейными родителями — Марксом и Лениным. У людей же, отрицающих прошлое, не может быть будущего.
Мир Насти изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.
Название повести символично. Котлован — не только стройка. Это огромная яма, могила, которую роют рабочие для себя. Здесь же многие и погибают. Нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства.
Платоновский пессимизм не мог вписаться в бодрую поступь советской литературы с положительными образами коммунистов, партийными собраниями и перевыполнением намеченных планов. Автор «Котлована» шел не в ногу со временем — он опережал это самое время.

Читайте также:
Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

Похожие сочинения:

Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован» Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые.

Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Главной темой повести А. Платонова «Котлован» является строительство социализма в городе и деревне. В городе оно, как показывает автор, осуществляется.

Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован» «Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок — для будущего неподвижного.

Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платоновича Платонова «Котлован» соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что.

Смысл названия повести А. П. Платонова «Котлован» «Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние.

«Грустно существующие люди» (по повести А. Платонова «Котлован») Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия — самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью.

Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован» Повесть А. Платонова «Котлован» повествует о строительстве символического сооружения — «общепролетарского дома» для вселения туда трудящихся целого города. На строительство.

Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован» Повесть А. П. Платонова «Котлован» — философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых.

Драматизм приобщения к новой жизни по повести А. П. Платонова «Котлован» В повести А. П. Платонова «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века — проблема приобщения человека к.

Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платонова «Котлован» — произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под «вершиной».

Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Андрей Платонович Платонов — писатель двадцатого века. В своем творчестве он затрагивал нравственные и философские проблемы. Платонова волновал вопрос: возможно.

Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован» «Котлован» (1930)- таково название повести Платонова, посвященного строительству нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Платонов останавливается на.

Пророчество Платонова в повести «Котлован» Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20-30-е годы XX века, в период укрепления.

Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Повесть А. П. Платонова «Котлован» — философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых.

Читайте также:
Общая характеристика творчества А. П. Платонова: сочинение

Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован» Желанием исследовать одну из самых сложных проблем XX века — проблему приобщения человека к новой жизни — проникнута трагическая мистерия.

Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Свист, грохот, лязг, движение — заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес.

Люди в произведении А. Платонова «Котлован» Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием.

Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Настоящий писатель — это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель — это и человек, создающий.

Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован») В произведениях Замятина и Платонова можно проследить отражение проблем времени, в котором жили писатели. Творчество этих авторов пришлось на первую.

Характеристика героя Вощев (Котлован Платонов А. П.) Вощев — главный герой повести. В день 30-летия героя его увольняют с завода за «задумчивость среди общего темпа труда». В.

Краткое содержание Котлован Платонов А. П «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В.

Характеристика героя Пашкин (Котлован Платонов А. П.) Лев Ильич — советский чиновник-бюрократ, председатель окрпрофсовета. В имени и отчестве персонажа комично сочетаются ассоциации одновременно с Троцким и Лениным.

Характеристика героя Жачев (Котлован Платонов А. П.) Жачев — инвалид первой мировой войны, безногий калека, передвигающийся на тележке. «Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал.

О чем я рассуждала, читая «Котлован» Читая эту повесть, каждый, я думаю, размышляет над тем, что хотел сказать автор, а не над сюжетом или композицией, так.

Какова идея повести М. Горького «Детство»? Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В.

Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не.

Характеристика героя Прушевский (Котлован Платонов А. П.) Прушевский — «не старый, но седой от счета природы человек». Инженер, спроектировавший «общепролетарский дом» и руководящий его строительством. П. задумал.

От «внешнего» человека к «сокровенному» (по повести А. П. Платонова «Сокровенный человек») Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожалению, его удивительная.

А. П. Платонов. «Котлован» «Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя.

Идея долга в повести И. С. Тургенева «Ася» В образе Аси идея долга получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она.

​​​​​​​Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.12.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

. В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность. . А. Платонов

Андрей Платонов начал писать очень рано. Он ссылается на писателей со славой, разгорающихся чем дальше, тем больше. При его жизни очень мало было опубликовано. Платонов писал в своих статьях, рассказах, романах, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о научной фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.

А. Платонов в своих работах показал тяжелую жизнь тыловиков, солдат фронта со всеми ее повседневными трудностями. В философском романе «Джан» Платонов выступил против насильственного пребывания человека в армии, против дикого состояния сознания и выступил за первоначальное единство с природой. Главной проблемой для писателя 30-х годов была проблема подлинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни этого не могло быть – поэтому у Платонова есть трагические заметки, вызванные невозможностью мгновенного всеобщего счастья.

Они отчетливо звучали в рассказах Фро и Потудан. В рассказе «Через полночное небо» писатель уже предвидел опасность угрожающих миру идей национал-социализма. Эти идеи превратили землю в пустыню, ум – в безумие, дети – в сирот. В повести «Яма» А. Платонов очень четко и наглядно изображает трудную жизнь, труд людей-строителей.

В романе «Чевенгур» писатель показывает, как люди могут утопить всю грязь жизни. Но есть люди, которые удерживали себя от такой жизни. «Чевенгур» – «это черная дыра . » В рассказе «На могилах русских солдат» Андрей Платонов наглядно и убедительно показывает зверства нацистов во время войны. Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, все это понимал. Он запретил публикацию произведений Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и серьезность жизни за годы стагнации. Только в наши дни, после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читательскую аудиторию. Они продолжают учить нас великому дару любви, добра, милосердия и справедливости.

Читайте также:
Повести А. П. Платонова: сочинение

Писатель и время А.Платонов

После публикации романов «Ювенильное море», «Яма» и романа «Чевенгур», как их понимают читатели и критики, становится все более очевидным, что именно Андрей Платонов занимает центральное место в русской литературе 20-го века. Феномен Платонова привлекает внимание современных критиков, пытающихся распутать его с переменным успехом. Труд писателя трудно интерпретировать, что порождает прямо противоположные толкования, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, проза Платонова обладает мощным философским потенциалом, раскрывающим то или иное значение по мере того, как оно становится актуальным в каждой новой эпохе. В настоящее время есть желание читать последние публикации писателя, прежде всего в социальном аспекте. Это вполне естественно в соответствии с социальной тенденцией, которая включает в себя стремление людей понять истоки современной социальной структуры.

Работа Платонова дает богатый материал для понимания этой проблемы. Автор рассматривает результаты неудачной попытки мгновенной социальной перестройки общества, показывая уровень мифологизации сознания людей. Примечательно, что сам художник был склонен верить в реализацию идеального мирового порядка. Об этом прежде всего свидетельствует его журналистика. Однако в искусстве Платонова, интуитивно ориентированном на национальный идеал, преобладают только умозрительно преобразованные собственные умозрительные конструкции автора. Недоверие к собственному утопизму, сформированное философскими идеями русских космистов и поддерживаемое пролеткультурными вселенскими экуменическими проектами, уже проявилось в ранних работах автора, проявившихся в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника одновременно породил веру в реализацию идеального мирового порядка и недоверие к его быстрому выполнению, которое могло быть обеспечено только ценой огромных жертв. Спекулятивные конструкции проверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Идея народной жизни является одной из определяющих в мире искусства Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным желанием художника, возникшего из глубин людей, моделировать процесс накопления индивидуальной личностью огромных возможностей человеческого разума и таланта. В середине 1920-х Платонов создал ряд работ, в которых идея доверия к народной традиции оказывается доминирующей. Спекуляция подвергается явной критике. Это наиболее ярко проявилось в романах «Тайный человек» и «Епифанские ворота». Впервые в романе «Тайный человек» автор акцентирует внимание на разнице между понятиями «коллективный» и «родственный». Понятие «коллектив» содержит формальное значение. Коллектив – это не братство людей, а своего рода социальное сообщество, организованное определенной идеей. Платонов подчеркивает «энтропическое», бессознательное существо Красной Армии, слепо подчиняющееся представлению других. Автор сравнивает это состояние со слепой приливной силой. Человек, по словам Платонова, найдет свою сущность только тогда, когда поймет свое предназначение. Революция будет продуктивной для общества только тогда, когда каждый человек расскажет о своих идеях.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Будучи старейшиной в многодетной семье, он рано начал работать: помощником инженера, литейщиком трубного завода, в мастерских по ремонту паровых двигателей. «Я превратился во взрослого ребенка, лишив молодости». До революции я был мальчиком, и после него не было времени быть молодым человеком, не было времени взрослеть, нужно просто хмуриться и драться» – признался позже Платонов.

И доброжелатели, и авторы еще в 1920-х и 1930-х годах рассказывали о своих странных героях, о неожиданных, оборванных финалах, о невозможности представить произведение, основанное на логике событий, отраженных в нем, а не на логике его герои. Эти особенности удивляют нас, современных читателей. Однако платонический прорыв был восхищением мощным художественным даром писателя – плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в лингвистическом элементе русского языка. Это может быть связано с любым духовным состоянием. Художественный мир Андрея Платоновича полон чувств самого высокого принципа.

Истории и сказки, появившиеся в 30–40-х годах, по форме приближаются к лирической миниатюре, одной из которых был «Неизвестный цветок». Эта сказка, ставшая реальностью, является своеобразным результатом жизни автора, последним идеальным мазком мастера. Обратимся к началу сказки, которая описывает жизнь цветка в пустыне. Вот первые две фразы: «В мире жил маленький цветок. Никто не знал, что он был на земле.

Они уже слышат то чувство одиночества, которое пропитано эмоциональным миром героев Платонова, вечной тоской одиноких душ, живущих на земле. Здесь важна каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует грусть, грусть и тоску в описании, словно цепочка простых слов на первый взгляд: «маленький – никого на земле». Небольшое растение на огромной земле. Это по сути. Помните, что девушка говорит в ответ на самый распространенный вопрос: «Как вас зовут?» «Никто не звонит мне, я живу один».

Грамматическое переосмысление форм бесконечно личных предложений придает особую остроту чувству, которое ожидает читателя. Мир писателя – это мир всеобщего приюта и разобщенности. Люди одиноки, особенно дети, растения и животные одиноки. Даша цветет, другие дети помогают цветку выжить. Почему с нами все было так ясно? Я чувствовал себя сиротой, потому что он был один и один. Два бездомных сердца тянутся друг к другу. Почему это так? В фразе: «Вы хотите, чтобы дети не были убиты». Ты о чем? Мы видим, что Платонов связывает свои надежды с молодым поколением. «Большие – только предвестники, а дети – спасители Вселенной», – писал Андрей Платонович в статье «Знамена будущего».

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

Философ Н. Федоров, идеи которого особенно близки писателю, сказал: «Когда люди маленькие, они особенно остро ощущают всеобщее сиротство». Идея «всеединства», духовного объединения людей – вечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и перерастает в желание реализовать «братство звезд, животных и людей». Только люди с чистыми детскими мыслями и открытым сердцем могут бороться с враждебными силами мира.

Вторая, не менее важная идея сказки «Неизвестный цветок» – это идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли, что человек рождается дважды. Сначала только тело, не вдохновленное высокими мыслями, является мертвой материей. И только тогда произойдет одухотворение, но только благодаря тяжелой работе, физической и моральной. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще одной важной философской идеей является идея смерти цветка и его возрождения у сына. Это идея воскресения мертвых отцов.

По словам Платонова, человеческая жизнь – это тяжелая работа души и тела во имя будущих поколений. Смерть как граница бытия и небытия становится началом новой совершенной жизни, точно так же, как семя, похороненное на земле, дает молодые сильные саженцы. И эти новые поколения обязаны всем своим отцам, которые дали им свое место на земле. Автор полагает, что когда-нибудь Вселенную можно будет «собрать» не только в пространстве, но и во времени, тем самым погасив долг перед отцами.

Таким образом, цветовод нашел продолжение у своего потомка, который благодаря усердному труду и терпению проложит путь другим поколениям, даже более сильным и красивым. В сказке о неизвестном цветке Платонов выразил свою заветную мечту о прекрасном будущем человечества, где враждебные силы природы побеждают труд и силу духа, где память предков свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все препятствия.

Заключение

Придя к выводу о естественной сущности социальной революции, герой рассказа Пухов ободряет себя мечтой о развитии ее гуманистического принципа. В то же время он ставит под сомнение стоимость революционного процесса. Логика мысли героя раскрывает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как спекулятивного явления, в то же время в нем уже сформировалось недоверие к «голому разуму». Это недоверие особенно проявляется в повести «Епифанские ворота». Основной смысл работы сводится к критике проекции. Пренебрежение народной традицией, отказ от национальной почвы превращает любую идею в общую абстракцию.

Критика рационализма получила особую ясность в сатирических произведениях писателя. В повести «Город градов» Платонов дает своеобразную художественную иллюстрацию идеи, которая его волновала – опасности крайнего формализма. В сюжете заметно сходство некоторых постулатов Платонова, публициста начала 1920-х годов, с идеями героя рассказа – бюрократа Шмакова. Писатель злой и открыто высмеивает их, доводя до абсурда. Платонов был возмущен бюрократией, вопиющим неумелым руководством и витринами, царящими в стране. Писатель видел истоки всего этого в той же абстракции общей идеи из практической жизни.

Таким образом, к концу 1920-х годов Платонов был окончательно убежден в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его произведений, написанных позже. В них Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность искажения идеи социализма. Романы отражают современную писательскую реальность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая последствия отлучения крестьянина от земли, рабочего от результатов его труда. При жизни писателя был издан только роман «На будущее». Его призрачное значение было сразу понято чиновниками от критики, а общими усилиями Платонов был отлучен от литературной жизни.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

В основе школьного преподавания литературы лежат не только конкретные трактовки художественных произведений, выводы научного изучения литературного процесса, но и общие принципы анализа. Историзм в рассмотрении литературных явлений, определение социальной природы явлений искусства, раскрытие связи мировоззрения и художественного метода писателя, обнаружение единства формы и содержания художественного произведения – таковы общие принципы литературоведческого и школьного анализа.

Еще при жизни писателя его произведения получали противоречивые оценки (отзыв Сталина о рассказе «Усомнившийся Макар» и бедняцкой хронике «Впрок»; критические статьи Л. Авербаха, А. Фадеева, ответ А. М. Горького А. Платонову по поводу публикации романа «Чевенгур»).

После «второго рождения» А. Платонова, в годы оттепели, о нём заговорили как о «грустном», «молчаливом» писателе, наделённым загадочной мощью интуитивного, преданалитического мышления. И лишь после возвращения платоновской прозы и драматургии в 1986-1989 г.г., в свете участия гуманистической мысли А. Платонова в мировом диалоге культур, стало очевидно, что, вероятно, не было художника в 20-е – 40-е годы с таким трагическим социально-нравственным сознанием. «В наши дни Андрей Платонов. – пишет С. Семёнова, – переживает особую, не часто случающуюся с писателем даже посмертно ситуацию, когда кристаллизуется новый его облик (для нас, для искусства, для истории и будущего): от странного, обочинного, даже «юродиво» – вредного литературного явления – как критика определяла его при жизни, от замечательного, своеобычного мастера – на взгляд литературы последних тридцати лет — он поднимается в избраннейший и ответственный круг классиков. Восхождение? Да! Но сколь трудное и долгое и в каком колоссальном перепаде оценок!» [36,111]

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

Действительно, глубина его мысли, концентрация духовности в его творчестве поражают, но и создают определённые трудности восприятия. Глубокий писатель ждёт вдумчивого, серьёзного читателя. Как подготовить учащихся к восприятию сложной личности и слова писателя? Как донести до них смысл идей платоновского творчества? От решения этих вопросов зависит, какие роль и место займет А. Платонов в жизни учащихся, чему их научит.

Многие учителя-словесники говорят сейчас о необходимости методических разработок, где были бы намечены пути и подходы к пониманию творчества писателя, был бы дан необходимый инструментарий, помогающий преодолеть сложность восприятия языка А. Платонова, были бы освещены особенности языка и символики его произведений.

Обычно такие стилистические средства произведения художественной выразительности, как метонимия, олицетворение, метафора, рассматриваются в качестве элементов поэтики. Однако, применительно к целому ряду произведений Андрея Платонова (“Еще мама”, “Никита”, “На заре туманной юности”, “Железная старуха”) заявлять о стандартном употреблении этих приёмов в качестве стилистических никак нельзя. Исключительность их использования А. Платоновым заключается в том, что в рассказах, героями которых являются дети, данные приёмы стали органичной и естественной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метонимии, а метонимизации, не о метафоре, а метафоризации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции, а также ее разновидностях. В особенности наглядно данная стилистика выступает в рассказе “Никита”. Способ восприятия мира и его познания через тот или иной эмоционально окрашенный и этически существенный образ является для героев произведений А. Платонова почти нормой.

Так, герой рассказа “Еще мама” “прокладывает” себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным “орудием” – образом родной матери. Герой, метонимически и метафорически примеряя его ко всем неизвестным существам, вещам и явлениям окружающего мира, именно через этот образ расширяет главный герой свой внутренний мир. Так видит Платонов первую встречу человека с родиной, наверное, самый сложный и трудный путь самопознания и социализации человека.

Эти же приемы метафоризации и метонимизации претворены в рассказе “На заре туманной юности”, героиня которого девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей.

Метафоричны в детских рассказах Платонова и портретные характеристики тех или иных персонажей. Как, например, «по-детски открытым ртом» дышит краснофлотец Цибулько, или же, «кротко и блаженно, как в младенчества» спит подполковник Мещерин в рассказе “Челюсть дракона”. Или вспомним, что у старика-партизана из повести “Седьмой человек” лысая голова, будто покрытая “детским пухом”. Таким образом прообразы детства так или иначе фигурируют в описаниях многих персонажей Платонова. В данных случаях преобладает в основном сравнение, но ведь именно сравнение вместе с метафорой и создают художественную базу метафоры как таковой.

Платонов часто старается показать взрослую жизнь человека именно через призму его детства, отсылая читателя, таким образом, к первостепенным и простым истинам, попутно наиболее ярко характеризуя своего персонажа. Портрет у Платонова – не просто скупое изображение внешних черт, но путь в мир души, способ лучше проникнуться чувствами и ощущениями героя.

Характерен для Платонова и мифологический подтекст, обращение к фольклору. Об этом писали многие исследователи публицистики и творчества Платонова, и неудивительно. Ведь легкий, проникновенный язык Платонова, незамысловатые сюжеты детских рассказов в сочетании с глубоким философским смыслом, обращение к фантастическому, зачастую, напоминают сказки, но более метафорические и порой даже более мудрые, чем мы видим это в фольклоре. Логический ряд образов Матери-Земли, Матери-Родины, Отца-защитника проходит через все детские произведения Платонова. Это есть ось, вокруг которой вращается мир человека, что взрослого, что маленького. Ярчайшие примеры олицетворения, но не как литературно-художественного приема, а как способа восприятия героем окружающей действительности со стороны автора, и как путь к осмыслению характера персонажа со стороны читателя, встречаются в рассказе «Железная старуха».

Архаическая метафора Родины-Матери задает всю образную структуру платоновской прозы. Метонимический образ смерти, который противопоставляется всему сущему, неотделим от понятия жизни и встречи с ним не удается избежать ни одному платоновскому герою. Поразителен, однако, образ ребенка, которого хоронит мать в рассказе «Броня». Она баюкает его. «Из-под одеяла забелело, почти засветилось лицо ребенка, украшенное вокруг локонами младенчества. Мы склонились к этому столь странному, сияющему лику ребенка и увидели, что глаза его тоже смотрят на нас, но взор его равнодушен; он был уже мертв и лицо его светилось от нежности обескровленной кожи». Раскрытые глаза здесь становятся символом неестественности произошедшего. С другой стороны, ребенок всем своим описанием походит на ангела. Смерть избавила его от труда становится взрослым и черствым, избавила от мук осмысления сложного и несправедливого окружающего мира.

Таким образом, сравнения, олицетворения, метафоры и метонимия характерны для Платонова при изображении практически всех образов детей. Они неотделимы от его особенного выразительного языка, и выступают уже не как приемы, а как нечто естественное, как часть сюжета и как часть мировосприятия ребенка.

Читайте также:
«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

Еще при жизни Платонова, даже при первых его публикациях, именно своеобразие платоновского языка, особого его стиля выражения и повествования стало предметов обсуждения литературной элиты того времени. И поныне продолжаются споры о тех или иных философских подтекстах, а уж великолепный язык писателя не раз и не два подвергался тщательному анализу известных исследователей. Огромный интерес к Платонову обусловлен тем, что этот писатель, будучи идейно противопоставлен правящему тогда режиму в наше время открыт для прочтения и изучения. Написаны десятки книг и монографий, диссертаций и статей, а тема животрепещущего, особенного, выбивающегося из русской литературы двадцатого столетия языка Платонова продолжает волновать филологов и литературоведов. Критики заявляли о своем непонимании «странного» языка платоновской прозы.

Интерес к изучению функций самых разнообразных тропов, а также, художественных приемов в творчестве Андрея Платонова заметно возрос. Что само по себе вполне закономерно, ведь именно образ является главной единицей художественного текста.

В решении темы детства роль троп, сравнений и метафор, применяемых Платоновым, неоспорима. Особенно ярко выразился необычайно богатый язык писателя в военных рассказах о детях.

В период Великой Отечественной войны тема детства присутствует в творчестве Платонова от первого рассказа «Броня» до последнего “Возвращение”. Детство в этих произведениях – характеристика не отдельных героев, а системы персонажей. Военные рассказы Платонова можно условно поделить на несколько групп. В первую очередь, это рассказы, в которых главные герои – взрослые, но окружающая их действительность воспринимается ими через призму собственного детства, и путь к лучшему понимаю сюжета ведет в детства данных персонажей. Вторая группа рассказов классифицируется как повествования о детях войны, об их страшной судьбе, которые сызмальства получают такой ужасный жизненный опыт, который не каждый взрослый в состоянии перенести, они познают жизнь “при немцах…при смерти”.

В первой группе рассказов Платонов ведет к осознанию читателем мысли, что детство – есть категория великая по своей созидательной силе. Именно в детстве формируются самые основные навыки выживания, зарождаются и активно развиваются жизненные позиции, в том числе – нравственность, мораль. Только в детстве можно научиться любить – сначала мать, потом цветок, потом и саму жизнь… А далее – Родину, Отечество, свой народ. Именно в детстве человек начинает осознавать себя крупицей целого живого организма, неотъемлемой и неповторимой – крупицей народа, крупицей самой природы. Такова естественная суть вещей, война же нарушает этот ход, война прерывает самое время.

Такова “платоновская формула жизни”, в прозе Платонова мы видим, что происходящее вокруг ребенка горе – противоестественно. Именно противопоставление, игра на контрастах позволяет понять, как хрупок и беззащитен мир ребенка, как изменчив его внутренний облик. Но автор верит, что дети – спасители вселенной, в них олицетворяет он будущего великого человека, который переосмыслит ошибки всех прошлых поколений и приведет мир к новой, спасительной жизни. Ведь только дети способны увидеть ослепительную простоту бытия, его смысл.

Безусловно, что для создания яркого, говорящего образа ребенка писателю необходимо прибегать к использованию художественно-изобразительных средств. В тексты Платонова они включаются так живо и естественно, будто задуманы самим сюжетом, а не для более красочного изображения героев. Наиболее часто при решении темы детства употребляет Платонов такие тропы, как олицетворение, эпитеты, метафорические эпитеты, сравнения и противопоставления. Например, очень ярко и трагично описывает герой рассказа “Петрушка”. Он сравнивается с пожилым, дряхлым человеком по его мироощущению. У Платонова читаем: «на его спокойном, морщинистом и словно бы уже уставшем от житейской заботы» лице особенно выделялись глаза, которые “глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они один непорядок видели и осуждали человечество”. Уже далее, видим, что автор пишет: “говорил он не по своим летам, а как старик, но не было в его речи стариковской доброты”. Ребенок, который не познал мудрости, но устал уже от жизни. Трагическая печать войны, которую уже не смыть. Затем Петрушке противопоставляются образы других детей, которые, не смотря на тяжелые переживания, остаются живыми, по-прежнему наивными детьми, в сердцах которых горит мечта и надежда.

Выражая моральное состояние героев, Платонов из рассказа в рассказ сравнивает их ощущения со страхом и болью, сопряженным с жизнью в опустошенном мире. “Занемел от страха”, “дрогнула и приостановилось сердце Никиты” [2;146],“скучно Афоне жить на свете”, “сердце боялось”, смотрел “чуждо и робко” [3;352].

Портрет – средство художественной выразительности, без которой вряд ли обходится хотя бы одно произведение Платонова. Описание, граничащее с олицетворением, перемежающееся постоянными метафорами и сравнениями, а также эпитетами, делают портретные зарисовки Платонова удивительно характеризующими, точными и живыми. Герои встают перед читателями в их неповторимом облике, и в нем же, в этом загадочном облике, и скрыт ключ к пониманию смыслового контекста произведений.

Обыгрывает автор и тему игры, создавая из самого образа игры целую метафору. Например, в рассказе “Одухотворенные люди” краснофлотец видит играющих детей, по Платонову “детей, играющих в смерть”. Метафора сама по себе великолепно обыгран и ситуативно, и имеет глубокий философско-художественный подтекст.

Великолепно обыгрывается автором и образ ребенка-цветка в ряде его рассказов, таких, как “Неизвестный цветок”, “Никита”, “Цветок на земле”. Данный образ подчеркивает хрупкость и красоту внутреннего мира ребенка. Однако, в рассказе “Цветок на земле” звучит мысль, что только столь хрупкое внешне, и сильное духом создание способно выжить на каменистой почве нашего темного мира.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях Платонова: сочинение

Все это выражается великолепным, изящным, но и простым одновременно языком Платонова. Платоновский стиль изложения характеризуют зачастую как язык детства, апеллируя даже не к тематике его рассказов, а к форме, в которой Платонов выражает мысль. Среди критиков утвердилось мнение, что проза писателя носит характер языка так называемого “темного сознания”. На основе этого легко сделать вывод о том, что «тяжеловесные» выражения, которыми перенасыщены произведения Платонова, являются на самом деле следствием осознания его героями бытия, окружающего мира, познания глубинного философского смысла. Неповторимый стиль платоновского языка складывается из следующих его особенностей.

Во-первых, это нарушение лексической сочетаемости слов. Такой прием позволяет Платонову более живо, разговорно и выразительно изобразить свою художественную действительность, создается ощущение простоты и понятности. Образ, построенный на не сочетаемых, на первый взгляд, сочетаниях слов неожиданно более полно и красочно раскрывается при прочтении.

Характерно для Платонова и избыточное уточнение. Оно применяется, если автор хочет приковать внимание читателя к какой-нибудь важной детали, дающий ему (читателю) ключ к осознанию метафизического контекста произведения.

Повтор близких по смыслу слов оказывает усиливающее действие, подчеркивает остроту ощущения или переживания. У Платонова этот прием приобретает особенную стилистику.

Инверсионный порядок слов служит для качественно лучшего построения образа, делает речь автора более лиричной и плавной, более “народной”. Не секрет также, что излюбленным методом платоновского письма является совмещение различных стилей, которое создает у читателя ощущения трехмерности происходящего в рассказах

Из всего сказанного можно сделать вывод: создание такого языка является способом выражения авторской позиции. Об этом свидетельствует признание самого писателя: “. границы моего языка означают границы моего мира”. Это подтверждает, что основное внимание в платоновских произведениях привлечено к человеку и процессам познания, восприятия мироощущения, что является одной из характерных особенностей художественного мира Платонова в целом.

44 Худ. Своеобразие прозы а.Платонова («Фро», «Река Потудань», «в прекрастном и яростном мире»)

Творчество Платонова(1899-1951) сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, – с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и природными ритмами, – с другой. У Платонова нет отрицания идеологии и науки, но он постоянно спрашивает: какие они, зачем они, что они несут человечеству? Как художник Платонов занимается «антропологическими исследованиями и открытиями», изображением внутренних сил человека, не всегда проявившихся в деятельности. Платонов крайне тщательно работал над своими произведениями, искал своим мыслям и образам точное словесное воплощение.

Главным в раскрытии замысла художника является язык. Его эпитеты раскрывают неожиданную сторону предмета, события или чувства, передавая прежде всего авторское восприятие, которое и нас должно потрясти: “. стрелял, уничтожая неизвестную жизнь. ” , “Фронт работал” —убивать — привычная работа. “Дождь порол землю. “, то есть мучал, а не поил. В предложениях Платонов намеренно нарушает лексическую и синтаксическую сочетаемость и логику: “. лежала пыль скучно, . спал наевшись ужином. Некуда существовать, вот и думаешь в голову”. Речь Платонова и его героев — это скрытая ирония. Автор нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: “продолжать лежать”, “умолкнувшим образом”, “будучи убитым”. Язык автора — это подчинение языку эпохи, это стиль штампов и лозунгов. Он сообщает речь увлеченных полуграмотных ораторов. “Религия — это предрассудки и самогон. “

В духе классических традиций написан рассказ «Фро» (1936). Платонов проявил в нем себя как психолог, глубоко раскрывший мир женской души. В подавляющем большинстве его произведений главные герои – это мужчины, ищущие «корень мира», смысл жизни, истину, жаждущие великих открытий, рвущиеся вдаль или, наоборот, носители идеи, фанатично претворяющие ее в жизнь. И вот Фро, Ефросинья – молодая, полная жизненных сил женщина, изображенная писателем во всей сложности характера и женственной прелести, Фро, истомившаяся от любовной тоски, от разлуки с мужем, который на Дальнем Востоке настраивает и запускает «таинственные электрические приборы». Ей дорого все, что связано с мужем, даже железная дорога, по которой он умчался на курьерском поезде. Никто и ничто не может ее утешить, исцелить от истомы. Но муж Федор, любящий ее, вызванный телеграммой, в которой сообщалось о якобы тяжело заболевшей жене, продержался в семейном уюте двенадцать дней и снова уехал, даже не предупредив Фро, что-то строить – «коммунизм, что ль, или еще что-нибудь». Женственность, воплощенная во Фро, дает исток целому ряду ассоциаций с героинями классики: с прототипом – Душечкой Чехова, а как архетип это Психея, возможно, Пенелопа, Афродита и т.д. Безусловно, такой расширительный контекст дает углубленное представление о рассказе, ибо с самих истоков литературы повторяется ситуация, описанная в нем, – любовь, разлука, томительное ожидание, надежда на чудо-встречу. Мир мужчины – «даль», будущее, женщины – «близь», настоящее. И все-таки томление Фро, судя по финалу рассказа, когда она находит успокоение души в пришедшем в гости ребенке, – это тоска не только по мужу, но по материнству, по своему собственному ребенку. За чувством в настоящем стоит желанное будущее, у Фро – своя «даль» – устремленность вглубь постоянно рождающегося человечества: мальчик, «наверно, и был тем человечеством, о котором Федор говорил ей милые слова». «Женское» и «мужское» должны существовать не раздельно, а в таинственном единстве, из которого прорастает новая жизнь и будущее человечество. Платонов и здесь не отказывается от слов, которые он написал в статье «Душа мира» о женщине: «Своею пламенною любовью, которую она и сама никогда не понимала и не ценила, своим никогда не утихающим сердцем она в вечном труде творчества тайно идущей жизни, в вечном рождении, в вечной страсти материнства – ив этом ее высшее сознание, сознание всеобщности своей жизни, сознание необходимости делать то, что уже делает, сознание ценности себя и окружающего – любовь» (639).

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

«Река Потудань» (1937) – это повесть о любви. В ней два главных героя. Люба и Никита Фролов, полюбили друг друга. Но жалость не дает Никите способности физически сблизиться с женой. После ряда драматических событий (Никита уходит из дома, а Люба бросается в Потудань, но, к счастью, ее спасли) повесть завершается благополучным для героев финалом: Никита возвращается домой и находит в себе силы, чтобы стать настоящим мужчиной и мужем. У Платонова в записных книжках, в письмах к невесте, а затем жене есть много слов о любви. Но в большинстве художественных произведений тема любви занимает второстепенное место. В действительности любовь для Платонова – священное чувство, религия, ибо та любовь, о которой люди говорят, «есть собственность, ревность, пакость и прочее» (679). «Мое спасение, – писал он жене, – в переходе моей любви к тебе в религию. Я от тебя ничего не требую теперь. В боготворении любимой – есть высшая и самая прочная любовь» (679).

В повести «Река Потудань» раскрыта амбивалентность любви: Никита – тип «слабого человека», но слабого от любви-жалости, от любви-религии. Он «ничего не требует», не хочет ничем обидеть, осквернить взглядом, прикосновением – и вместе с тем причиняет любимой страшную боль, толкает ее на самоубийство. Никита слаб от большой силы чувства, которое лишает его какой-то части животного начала, а оно должно быть и у любящего человека, чтобы продолжить то, что предуказано природой. Однако страсть – это только часть души и тела: когда животное начало подавляет духовное, когда остается «чистый секс», человек у Платонова становится зверем.

Преодоление человеком «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека», изображено в рассказе Платонова «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1941). В лирико-философском отступлении о существовании «враждебных для человеческой жизни обстоятельств», о том, что «эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей», выражена основная мысль рассказа. Во время движения курьерского поезда сквозь грозовую тучу опытный машинист Мальцев был ослеплен вспышкой молнии, но продолжал вести состав, потому что видел мир в своем воображении. П.описывает необычное психофизиологическое состояние машиниста – он якобы может «видеть» мир слепым, что едва не привело к крушению состава. Но есть «нечто такое», чего нет «во внешних силах природы», – «особенность человека». Человеческое, доброе и разумное как «прекрасное» сталкивается с «яростным» – неукрощенной природной стихией. Когда Мальцев стал видеть, его посадили в тюрьму, ему не поверили, что он видел мир слепым. После эксперимента над ним для следствия он снова ослеп. Что же спасло его, почему он вновь прозрел? Человеческое начало, животворные трудовые импульсы и навыки, неимоверное желание работать и видеть мир. Он смог прозреть только в кабине паровоза, куда его пустили из сочувствия к нему, где от прикосновения к рукояткам управления, от движения состава мобилизовались все человеческие ресурсы, скрытые в организме, – «совершенный мастер стремился превозмочь в себе недостаток зрения и чувствовать мир другими средствами, чтобы работать и оправдать свою жизнь». «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве – такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек.

Сочинение по произведению на тему: Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3)

Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни не удавалось воплотить эти утопические идеи. Очень скоро Платонов

осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения разумных людей в бездуховных существ, исполняющих любой приказ власти. Этот протест звучит во многих произведениях

Платонова, отличающихся своеобразностью авторского языка, символичностью образов.

Наиболее полно тема человеческой судьбы в тоталитарном государстве раскрыта в произведении “Котлован”. Землекопы роют котлован, на месте которого должны построить дом для “счастливых” жителей социализма. Но многие герои произведения

погибают, достижение счастья оказывается невозможным без человеческих жертв. Однако фанатичная преданность идее не позволяет рабочим усомниться в правильности всего происходящего.

Только Вощев стал размышлять о сущности бытия. Он был уволен из-за того, что задумался о смысле жизни “среди общего темпа труда”. Вощев – натура противоречивая, символический образ искателя правды. В поисках смысла жизни Вощев попадает к

землекопам. Этот человек хочет быть личностью, своим желанием он бросает невольный вызов государству, для которого существуют только массы. Но, с другой стороны, Вощев участвует в коллективизации, проявляя жестокость по отношению к крестьянам. Это доказывает, что Вощев, несмотря ни на что, является человеком своей эпохи, своего времени. В произведении Платонова много противопоставлений. Рабочие роют котлован, на месте которого хотят построить дом всеобщего счастья, а сами живут в сарае: “Кроме дыханья в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, – каждый существовал без всякого излишка жизни…” Девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у землекопов спит в гробу. Она обречена так же, как и взрослые. Настя является символом будущего, человеком, ради которого рабочие

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

копают яму, не жалея своих сил. Но девочка умирает, котлован становится могилой для ребенка, мечта о светлом будущем похоронена, а рабочие продолжают копать.

Своеобразен язык, которым написана повесть ”Котлован”. При описании героев автор использует нестандартные, необычные выражения: “…его старые жилы и внутренности близко подходили наружу, он ощущал окружающее без расчета и сознания, но с

точностью…”, – пишет автор про Чиклина, одного из землекопов. Козлова Платонов описывает так: “…был угрюм, ничтожен всем телом, пот слабости капал в глину с его мутного однообразного лица…” Люди в произведении подобны машинам, их лица не

выражают чувств, а действия выполняются механически, бездумно. Совершенно иначе изображена у Платонова природа: “Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло смирение в земле.” В отличие от человека природа живая, она наделена чувствами. Человек же существует, ни о чем не задумываясь. Он разрушает почву -–живое тело земли: “…Чиклин спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в удары по мертвым местам”. Разрушая землю, люди убивают свою душу. Почва истощается, человек утрачивает смысл существования.

А в деревне идет страшный процесс раскулачивания. Крестьяне заранее заготавливают себе гробы, так как не ожидают ничего хорошего от власти пролетариев. В домах гуляет ветер, в деревне запустение: одни запасаются гробами, других сплавляют на плотах. В жертву были принесены тысячи крестьян. Новая жизнь в стране строится на их мертвых телах. Страх и жестокость стали определяющими эпохи. Каждый мог превратиться в предателя, врага народа. Жестокость присуща многим героям произведения. Таковы Сафронов и Чиклин, фанатично преданные идее построения социализма. Таков и

деревенский активист, который днем и ночью ожидает директиву сверху: “Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей”. Активист беспрекословно исполняет приказания, не задумываясь над их смыслом. Его дело – исполнять, а властям лучше знать, что хорошо для народа. Власть – символ насилия в произведении.

Насилие распространяется на живую природу и на человека. Люди ничего не создают, а только разрушают. Котлован не вырыт,

так как постоянно приходят директивы о его расширении. У землекопов нет дома, нет семьи, в их жизни нет смысла. Нет смысла и в жизни инженера Прушевского: “Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно поддерживать себя до еще далекой смерти”. Все свое время он отдает работе, единственная его цель – построить дом. На последних страницах повести умирает Настя, последняя надежда и радость землекопов. Ради этой девочки убивают себя и других. Вместе с ней умирает надежда, но землекопы не оставляют работу. Становится неясно, зачем строить дом, в котором никто не будет жить. Произведение построено на противопоставлении человека и природы. Нельзя разрушать связь человека с природой, иначе последствия будут плачевны.

Платонов в своеобразной форме показал в своей повести, к чему приведет коллективизация и индустриализация. Человек в таком государстве не способен думать, чувствовать, оставаться личностью. В подобном обществе не существует отдельного

человека, а только масса, бездуховная и покорная.


Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям “Сокровенный человек”, “Впрок”, “Котлован”)

Школьное сочинение

Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.

Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено “строителям страны”.

Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть “Сокровенный человек”, герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в “потоке несчастных людей”. Фома Пухов попадает волей судьбы в “поездной состав неизвестного маршрута и назначения” и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: “Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции”. В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: “Все совершается по законам природы!”, “Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”, “Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!” В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в “бедняцкой хронике” “Впрок”) различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и “разгибов” в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и “дураков”. Из характерных черт складывается “коллективный персонаж”, отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: “быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно”, “мне тяжело”. Но все же он продолжал упорно работать.

Сущность эпохи “великого перелома” особенно ярко отражена в повести “Котлован”, посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю “строителей” социалистического общества.

Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда “весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело”. И строители “общепролетарского дома” верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что “посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства”.

Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями “общепролетарского дома”. То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить “впрок”, вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а “общепролетарскому дому” превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной “стройке”, обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.

Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.

И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы “Чевенгур”, “Счастливая Москва”, рассказы “Река Потудань”, “Фро”, “Возвращение”, комедии “Шарманка” и “Ноев Ковчег” и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.

Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности “тупоумных теорий”, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: