Символисты – Блок и Платонов: сочинение

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

  • В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
  • А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).
Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (2): сочинение

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистов Концепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог) Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я» Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием) Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальности Искусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведений Религиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

  • Дмитрий Мережковский (1865—1941 гг.). Для него символизм был способом постижения и Бога, и действительности. В его творчестве были противопоставлены «правда земная» и «правда небесная». Прозаическая трилогия писателя называлась «Христос и Антихрист». Главными символами в поэтическом творчестве Мережковского были бездна и мгла;
  • Зинаида Гиппиус (1861 – 1945 гг.) – супруга и литературный последователь Д. Мережковского. Современниками она обвинялась в декадентстве (упадничестве), и соответствующие мотивы на самом деле прослеживаются в ее публицистическом и прозаическом творчестве. Однако лирика З. Гиппиус выдавала в ней автора, верящего в светлое. В стихотворении «Все вокруг» она противопоставляет его грязи и серости обыденной жизни;
  • Валерий Брюсов (1873 – 1924 гг.). Один из основоположников и теоретиков русского символизма, издатель альманаха «Русские символисты», был фактическим руководителем редакции «Весов». Для него характерен постоянный поиск новых форм. Его стих звучный, чеканный, живописный. Его поэзия полна намеков. Одним из мотивов его творчества было подчинение природы воле человека-творца;
  • Константин Бальмонт (1867 – 1942 гг.). Его поэзии характерны резкие и пламенные тона. В одном из стихотворений он восклицал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь. », а изданный им в 1902 году поэтический сборник назывался «Будем как солнце». Поэт уделял большое внимание звукописи, удачно пользовался аллитерацией (повторением согласных звуков);
  • Федор Сологуб (1863 – 1927 гг.). Настоящая фамилия писателя и поэта – Тетерников. Основными темами его поэзии были нищета и смерть. Для этого автора характерно внимание к теме противоборства света и тьмы, воплощения Люцифера. Одним из самых известных произведений Ф. Сологуба является роман «Мелкий бес»;
  • Андрей Белый (1880 – 1934 гг.). Под этим псевдонимом вошел в историю литературы Борис Бугаев. В 1903 году вокруг него образовался кружок «Аргонавты». Как поэту ему свойственно мистическое и гротескное восприятие действительности, эксперименты со стихотворной формой. Известно и его прозаическое произведение – роман «Петербург»;
  • Александр Блок (1880 – 1921 гг.). Был одним из самых плодовитых поэтов-символистов. Его творчеству характерно сочетание бытового и мистического. Музыкальность его стихов убаюкивала аудиторию. Наиболее известны его стихотворный сборник «Стихи и Прекрасной Даме», с которым он дебютировал в начале 1900-х годов, драма «Балаганчик» и поэма «Двенадцать»;
  • Вячеслав Иванов (1866 – 1949 гг.). В его творчестве соединились две тенденции: возвращение к духовным основам христианства и переосмысление художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. Выступал за «хоровое» начало в литературе, за преодоление индивидуализма через мифотворчество. Как поэт-символист он дебютировал со сборником «Кормчие звезды», получившим одобрение идеолога младосимволистов Владимира Соловьева. Является автором множества работ по теории символизма;
  • Иннокентий Анненский (1855 – 1909 гг.). Его называют поэтом-экзистенциалистом. Его творчеству характерны такие мотивы как мука мысли, отчаяние, тоска земного существования, неудовлетворенность, совесть, Бог. Символ для него не был средством постижения высшей истины, он использовал его для отображения реальности. Символизм Анненского называют психологическим и эротическим, считают заслугой этого поэта создание нового типа лирического героя.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм

Урок 18. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм”

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о судьбе и творчестве Александра Блока.

· Узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии.

· Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.

Читайте также:
Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова Котлован: сочинение

Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии.

По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. И закат Серебряного века русской литературы связывают с закатом жизни Александра Блока. Можно сказать, что символист Александр Блок сам превратился в символ.

Поэт появился на свет 28 ноября 1880 года в Петербурге. Семью поэта можно без преувеличения назвать выдающейся.

Отец, Александр Львович Блок, получил прекрасное юридическое образование, увлекался историей и философией, был великолепным пианистом. Он возглавил кафедру государственного права в Варшавском университете, стал профессором и написал несколько фундаментальных научных трудов.

Мать поэта, Александра Андреевна Бекетова была отличным переводчиком. Многие её переводы французской поэзии и прозы издаются и в наше время. Кроме того, Александра Андреевна писала стихи и статьи для нескольких журналов.

Брак родителей поэта распался вскоре после рождения сына из-за тяжёлого характера Александра Львовича. Женщина не могла выносить постоянных вспышек гнева своего супруга, который мог ударить её за ошибку в рукописи или недостаточно тонкое понимание музыки. Александр Львович уехал в Варшавский университет. А мать поэта вместе с маленьким сыном вернулась в дом отца – знаменитого профессора ботаники, учёного и популяризатора науки Андрея Николаевича Бекетова.

Здесь и прошли детство и юность поэта. В доме Бекетова, который был ректором Санкт-Петербургского Императорского университета, собирался весь цвет русской интеллигенции: учёные, писатели, художники. Поэтому Александр Блок практически с рождения жил в атмосфере служения искусству. И своё предназначение он осознал очень рано.

Свои первые стихи Александр Блок написал в пятилетнем возрасте. Когда ему исполнилось восемь, Блок категорично заявил, что станет поэтом. В 10 лет мальчик выпустил свой первый рукописный журнал «Корабль», а вскоре и второй – «Вестник». Надо сказать, что семья горячо поддерживала эти начинания. Так, авторами «Вестника» стали мать, бабушка и тётушки поэта. А иллюстрировал все 37 номеров журнала сам профессор Бекетов.

В 1889 году Блок начал учиться во Введенской гимназии. После завершения гимназического курса, поэт решил поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вскоре юриспруденция ему наскучила. Поэтому на третий год обучения Блок перевёлся на историко-филологический.

В студенческие годы Александр Блок познакомился с видными поэтами-символистами. Среди его новых знакомых были Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Андрей Белый и Сергей Городецкий. С Андреем Белым Александра Блока связала тесная дружба, в которой было место и абсолютному взаимопониманию, и любовному соперничеству, и даже двум вызовам на дуэль.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус опубликовали несколько стихотворений Блока в своём журнале «Новый путь». И почти в то же время стихи молодого поэта появились в журнале «Северные цветы» Валерия Брюсова.

Будущей невестой Блока была дочь знаменитого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В одном из спектаклей она играла роль Офелии, а Александр Блок был Гамлетом.

В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились. К сожалению, этот брак нельзя назвать гармоничным и счастливым. А виной тому было ещё одно всепоглощающее увлечение поэта – философия Владимира Соловьёва.

Любовь Дмитриевна была вполне практичной и приземлённой девушкой, мечтающей о семье. А её муж видел в ней не просто жену и музу. Блок и его единомышленники считали Любовь Дмитриевну воплощением Вечной Женственности, Вселенской мудрости и гармонии. Той самой Софией из соловьёвских трудов. Каждое движение, любая перемена настроения, даже детали одежды Любови Дмитриевны воспринимались как особый знак, мистическую сущность которого нужно уловить и растолковать. И сама свадьба воспринималась, как мистическое событие, которое должно изменить мир. Поэт соединялся с воплощением Мировой Души.

Зинаида Гиппиус в воспоминаниях о молодом Блоке обращала внимание на очень важную особенность личности поэта. В философии Соловьёва Александра Блока увлекала не сама концепция и не логические построения. Гиппиус писала: «… всё называемое нами философией, логикой, метафизикой, даже религией – отскакивало от него, не прилагалось к нему. Ученик и поклонник Владимира Соловьёва, Блок весь был обращён к туманно-зыбкому провидению своего учителя: к его стихам, где появляется «Она», «Дева радужных ворот».

Вхожу я в тёмные храмы.

Свершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В 1903 году в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы» был опубликован цикл «Стихи о Прекрасной Даме», прославивший Блока. Этот сборник вышел с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой. А название этому циклу предложил Валерий Брюсов. Сам образ Прекрасной Дамы вдохновлён не только учением Соловьёва, но и куртуазной, рыцарской поэзией Средневековья и Возрождения. Главная черта этой лирики преклонение перед идеализированным, обожествлённым образом недоступной возлюбленной.

Сегодня шла Ты одиноко,

Я не видал Твоих чудес.

Там, над горой Твоей высокой,

Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно,

И эти горные пути

Мешали слиться с неизвестным,

Твоей лазурью процвести.

В рецензии на этот сборник Валерий Брюсов характеризует целый период жизни Александра Блока: «Свои мечты поэт определяет, как «сны раздумий небывалых», как «священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни».

«…Вся история моего внутреннего развития напророчена в “Стихах о Прекрасной Даме”», ‒ сказал Александр Блок.

Поэт утверждал, что всё его творчество представляет собой единый роман в стихах. Этот роман Александр Блок разделил на три тома. И каждый том соответствовал определённому творческому и жизненному этапу. Условно эти этапы можно назвать мистическим, антимистическим и синтетическим.

В первый период творчества задачу поэта Александр Блок видел в служении Вечной Женственности.

Светить в преддверьи Идеала

Туманным факелом своим.

Мистический период творчества Блока закончился в 1905 году. С чем это связано? С революционными потрясениями 1905 года.

«…в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», – писал Блок, – «…поэтому, в эпохи бурь и тревог, нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта тоже преисполняются бурей и тревогой».

Читайте также:
Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова: сочинение

Обратите внимание, что это заявление противоречит убеждениям старших символистов, которые считали, что поэт исследует мистическую суть мира, а до социальной жизни ему нет дела. Блока не зря называли сейсмографом эпохи. Все потрясения начала двадцатого века находили отклик в его лирике.

После выхода сборника стихов «Нечаянная радость» Валерий Брюсов назвал Блока одним из семерых самых выдающихся поэтов России. Имя Блока теперь стояло в одном ряду с именами Фёдора Сологуба, Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова, Андрея Белого и самого Валерия Брюсова.

Популярность поэта росла, но радости в его жизни было мало. В 1909 году умер отец поэта. Александр Блок ехал в Варшаву, чтобы навестить его, но в живых уже не застал. В этом же году умер сын Любови Дмитриевны Менделеевой, прожив чуть более недели. Смерть приёмного сына поэт очень остро переживал.

Я подавлю глухую злобу,

Тоску забвению предам.

Святому маленькому гробу

Молиться буду по ночам.

Но – быть коленопреклонённым,

Тебя благодарить, скорбя? –

Нет. Над младенцем, над блаженным,

Скорбеть я буду без Тебя.

Обратите внимание на последнюю строфу стихотворения «На смерть младенца». Она обращена к Вечной Женственности, Прекрасной Даме. В «антимистический период» творчества у Блока меняется настроение лирики. Появляются мотивы горечи и разочарования, бунта против себя и божественных сил, ощущение безысходности.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Александр Блок разочаровывается в идеях Соловьёва и принципах символизма. «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все», ‒ записал поэт в этот период. Блок критиковал символизм в статье «Вопросы, вопросы, вопросы». В статьях «О лирике», «О театре», «Народ и интеллигенция» поэт спорил с теорией чистого искусства, которой придерживались символисты.

Разочарование отчётливо прослеживается в пьесе «Балаганчик», которую можно назвать пародией на цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этой пьесе Блок перевернул всю привычную символику, показав раскрашенные декорации вместо мистических тайн. Неудивительно, что некоторые символисты восприняли «Балаганчик» как личное оскорбление.

Одна за другой выходили книги Блока «Снежная Маска», «Земля в снегу», «Ночные часы», «Стихи о России», пьеса «Роза и крест». В сборник «Лирические драмы» вошли три пьесы: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка». Можно сказать, что Александр Блок вернулся к театру, но уже не как актёр, а как драматург. В лирике этого периода для поэта ключевыми становятся новые образы: вьюги, зимы, хаоса и мрака.

Во время Первой мировой войны Блок служил табельщиком в инженерных войсках в Белоруссии. По воспоминаниям Анны Ахматовой, Николай Гумилёв сказал, провожая Блока на войну: «Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьёв».

Революцию 1917 года Александр Блок принял, хотя уничтожение его любимой усадьбы Шахматово стало для поэта страшной трагедией. Дух революции поэт воплотил в поэме «Двенадцать», публикация которой вызвала ожесточённые споры.

Поэта осуждали и за гимны революции, и за сотрудничество с новым режимом. Но Блок был уверен, что интеллигенция должна работать с новой властью. Александр Блок писал стихи, статьи, эссе, занимал пост председателя Петроградского отделения Союза поэтов, служил в редколлегии издательства «Всемирная литература». Редактировал протоколы допросов для Чрезвычайной следственной комиссии, которая занималась расследованием преступлений царского режима. Эти протоколы легли в основу его книги «Последние дни Императорской власти».

Последние годы жизни поэта были тяжёлыми. Блок страдал от голода, обострились болезни лёгких и сердца, давал о себе знать изнурительный труд. Поэт разочаровался в революции, надежды на её очистительный огонь и быстрое переустройство мира оказались наивными. Блок погружался в депрессию. Многие современники отмечали, что внутренне поэт был мёртв задолго до своей физической кончины 7 августа 1921 года. Вскоре после его смерти стало известно о расстреле Николая Гумилёва. Так закончился Серебряный век русской литературы.

В помощь ученикам

Для сочинений, докладов, рефератов

  • Стихотворение А.С. Пушкина “Вновь я посетил. ” Восприятие, истолкование, оценка
  • Анализ эпизода
  • Два учителя
  • Перечень произведений для экзамена по литературе
  • Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему
  • Задание 15.3
  • Материалы для подготовки к сочинению по русскому языку
  • Тренировочные материалы
  • Направление “Дом”
  • Направление “Путь”
  • Направление “Время”
  • Направление “Любовь”
  • Направление “Отцы и дети”
  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Проблематика и герои произведений А.П. Платонова

Горестный и вместе с тем светлый рассказ Платонова «Юшка» начинается в сказовой манере: «Давно, в старинное время… жил у нас на улице старый на вид человек…» Читая этот рассказ, сочувствуешь главному герою Юшке, его жизненному подвигу во имя сиротки, о существовании которой никто из его односельчан даже не догадывался.

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Главный герой рассказа Юшка – «старый на вид человек»: всего сорок лет, но у него чахотка.

Юшка – человек необычный. В глазах его всегда стояли «неостывающие» слезы, он всегда видел горе людей, животных, растений: «Юшка не скрывал… своей любви к живым существам… он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя осиротевшим». Он умел видеть сердцем. Много Юшка терпел от детей и взрослых, которых раздражала его незлобивость: дети толкали, швыряли в него землю и камни, а взрослые били. Дети, не понимая, почему он не реагирует, считали его неживым: «Юшка, ты правда или нет?» Им нравилось издеваться безнаказанно. Юшка «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Взрослые били за то, что «блажной». Избивая Юшку, взрослый человек «забывал на время свое горе».

Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Раз в год Ефим куда-то уходил, и никто не знал куда, а однажды остался и впервые ответил человеку, пристававшему к нему: «А чего я тебе, чем я вам мешаю. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя. » Этот первый в его жизни бунт стал последним. Толкнув Юшку в грудь, человек ушел домой, не зная, что оставил его умирать. Умирает Юшка — непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием, как цветок, растоптанный бездушными людьми. После смерти Юшки людям стало хуже, так как «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». А потом стало известно, куда ходил Ефим Дмитриевич.

В Москве на деньги, заработанные им в кузне, росла и училась девочка-сирота. Двадцать пять лет он работал в кузне, никогда не ел сахару, «чтоб она ела его». Девочка «знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтоб лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». Девушка не застала Юшку в живых, но осталась в этом городе и всю свою жизнь посвятила чахоточным больным. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью». Рассказ Платонова заставляет задуматься о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого.

Андрей Платонов, возрождает лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь к людям наполнила смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком…

Сочинение по рассказу Юшка Платонова

Быть добрым сложно. А еще сложнее оставаться добрым на протяжении всей своей жизни. Наш главный герой Юшка – скорее исключение из этого правила. Он – воплощение всех тех человеческих качеств, которых так не хватает этому миру.

Ефим Дмитриевич – прекрасной души человек. Он не держит злобу на обижающих его людей, не отвечает презрением на презрение. Юшка ведет спокойную экономную жизнь, держа в секрете причину своего бедного существования. Андрей Платонов держит нас в неведении большую часть рассказа, не описывая почему этот добросердечный человек не может побаловать себя вкусной едой. У Ефима Дмитриевича есть средства и на одежду, и на хорошую еду, но по какой-то причине он продолжает носить свою единственную пару валенок, и старый тулуп. Люди смеялись над ним, сверяя часы: если Юшка идет на работу, то остальным пора вставать, если отправляется отдохнуть, то другим нужно садиться ужинать.

Мне рассказ показался крайне грустным. Ведь счастливых моментов у Юшки просто не было. Горожане его оскорбляют, издеваются, будь то взрослые или дети. А кто как не он заслужил хотя бы немного счастья? Перед нами трудолюбивый и честный человек, а самое главное – абсолютно одинокий. Никто не пытается с ним подружиться, узнать, что у него на души, или куда он пропадает ровно на месяц каждое лето. Горожане просто придумывали устраивающие их самих варианты. Мы сопереживаем Ефиму Дмитриевичу, считая его старым человеком. А потом выясняется, что этот образ вообще ошибочный, ведь ему всего-то 40 лет.

Временами меня, как и самих героев рассказа, раздражала его доброта. Меня злило, что такому хорошему человеку какая-то маленькая девочка Даша могла задать вопрос: “А зачем ты живешь?”, и он спокойно пожимал плечами на такой вопрос, даже не понимая его сути.

И только в финальной части рассказа, после смерти главного героя, мы узнаем причину его бедного существования. Юшка отказывал себе во всем отдавая все девочке, которую растил. Однажды, он взял на себя ответственность заботиться о сироте. И его старания не прошли даром. Платонов рассказывает нам, что она выросла таким же добрым человеком, как и Ефим Дмитриевич. Его подопечная выучилась на доктора и стала помогать нуждающимся в ней людям.

Автор поднимает тему добра и зла, показывая нам, что жестокие поступки могут быть совершены без какой-либо причины. Мы видим насколько люди могут быть глупы, когда считают, что они вправе судить кого-то по одежке. Как дети становятся похожими на родителей. Но мы также видим, что можно без причины быть добрым, милосердным и любящим.

2 вариант

Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором. Одно из таких произведений – рассказ, который носит название «Юшка». Ну так, о чем же он повествует? Что хотел сказать Андрей Платонов читателю? Какова основная мысль? Об этом и больше в этом тексте.

Начнем с того, что главным героем рассказа является человек, которого зовут Юшка. На вид он выглядит старым, непривлекательным, вызывающим жалость. Хотя на самом деле ему около сорока лет. Его работа – подмастерье кузнеца. Жизнь отыгралась на Юшке и забрала у него зрение и здоровье. Он весьма слабо видит. Выполнял самую тяжкую работу. Жил он весьма бедно, получал маленькую зарплату, не имел своего жилья и не мог себе даже позволить сменить одежду.

Читайте также:
Писатель и время: сочинение

Местная ребятня дразнила Юшку. Но тот верил, что они любят его, просто не научны иным способом выражать свои чувства. Он никогда не отвечал злом зло. Он просто молчал. Взрослые же вели себя с ним еще более жестоко, они избивали Юшку, пинали, издевались всячески над ним. Но тот терпел и никогда никого не обижал своими руками.

Каждое лето он ездил в деревню. Многие предполагали, что там жила его дочь, которой он помогал деньгами. Во время пребывания в деревне Юшке становилось легче. Но болезнь начинала прогрессировать по возвращению в город. Он просто чах на глазах.

Однажды он шел по городской улице, и очередной встречный не отказал в себе поглумиться над беднягой. В первые в жизни добродушный Юшка не выдержал и зло ответил, что он нужен этому миру, как и тот прохожий. Это вывело обидчика из себя, и он избил Юшку до смерти. После похорон Юшки жизнь в городе стала еще хуже, ведь теперь отсутствовал человек, служивший «грушей для битья».

Одним днем в кузницу пришла девушка, которая спрашивала Юшку. Она назвала его Ефимом Дмитриевичем. Как она рассказала, она является сиротой, а Юшка давал ей деньги, устроил в школу. Девушка смогла получить образование и стать врачом. Теперь она желал всем сердцем вылечит того, кто любил ее сильнее всех. Но не успела.

С приездом в город девушка решила помогать тем, кому это надо. Все благодарили покойного Юшку.

Мне кажется, что основная идея и посыл рассказа спрятаны в том, что необходимо зло побеждать добротой, любовью, состраданием, как это делал главный герой.

Сочинение-рассуждение 3

Главным героем является мужчина с необычным именем Юшка. Он выглядит старым и страшным и когда его видят окружающие, то начинают сразу же жалеть. А вот жизнь его совсем не жалеет, именно поэтому много лет назад он не только ослеп, но и ослаб. Его самым лучшим занятием является кузнечное дело. Но не смотря на это выполняет он свою работу первоклассно, хотя и получает за нее небольшие деньги, которых даже на жизнь не хватает. У него не было своего дома, да и надевал он постоянно одну и ту же одежду, а все, потому что другой просто не было.

Все местные жители от мала до велика постоянно издевались над ним и смеялись. Вот только наш главный герой совершенно на них не обижался, потому что думал, что по-другому высказать и показать свою любовь просто не могут и не умеют. Поэтому никогда не отвечал им злом, а всегда старался показать им свою любовь в ответ. Но больше всего он старался молчать и не отвечать в ответ злостью. А вот взрослые чаще всего вылавливали его на улице и очень сильно избивали.

Юшке нравилось лето, ведь именно в это время года он уезжал в деревню. Вот только для чего он это делал, не знал никто, а мужчина никому ничего объяснять не хотел. Многие думали, что у него в деревне находится дочь, которой он старался во всем помогать.

Однажды он шел по городу, а навстречу ему встретились местные жители. И они не упустили момента поиздеваться над ним. Вот только на этот раз молчать он не стал, и ответил тем же злом, что и они. А они на эту злость избили его так сильно, что до больницы он не дотянул и умер. Вот только жизнь в городе не наладилась, а стала еще хуже, а все потому что не стало того человека, над которым можно было издеваться и свалить все свои проблемы.

Немного погодя к нему в кузницу пришла девушка, которая знала его как Ефим. Родителей у девушки не было, да и денег на то чтобы поступить в школу. И поэтому наш главный герой решил помочь ей во всем и дать нормальное образование. Спустя несколько лет девушка выучилась на врача и устроилась в больницу. И была очень сильно благодарна Ефиму и теперь решила помочь ему и навестить его. Вот только она немного опоздала и встречи с ним не получилось.

А для того чтобы искупить перед ним свою вину, она решила остаться здесь и помогать всем кому требовалась помощь. Теперь все благодарили Юшку и жалели, что раньше так к нему обращались.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Юшка Платонова

Популярные сегодня темы

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль

Александра Николаевича Островского можно назвать великим русским драматургом и театральным деятелем. Он написал множество замечательных произведений, на которые потом были поставлены пьесы, оказавшие колоссальное влияние на развитие русского театра.

Сюжет речи поднимает тему воспитания даже в нашем современном мире. Хотя между нами больше двух веков, образы актуальны и сегодня, об этом нам рассказывает Д.И. Фонвизин в своей комедии.

Рассказ «Студент», созданный А.П. Чеховым обладает определенной схемой, в которой можно отметить несколько удивительных черт.

В сказочной стране живут необычные жители – коротышки. Они ростом с небольшой огурец. Все коротышки в свою очередь делятся на малышей и малышек. Имена сказочных героев соответствуют их внешности, характеру или виду деятельности.

Сочинение: Маленький человек в произведениях Платонова

Обсуждение вопроса:


Посмертная слава Андрея Платонова оттеняет скромность и незаметность его судьбы в советской литературе. При жизни он был мало известен широкому кругу читателей, хотя и высоко ценим некоторыми литераторами. Подлинное возвращение Платонова к людям началось с конца пятидесятых годов: его книги переиздавались более семидесяти раз, но творческое наследие его не исчерпано. Встреча с Андреем Платоновым дарует нам счастье прикосновения к подлинной Жизни и высокому Искусству.
При чтении рассказов Андрея Платонова перед нами предстает неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свою подлинную сущность в отношениях с историей, природой и цивилизацией. В нем живет и многовековая история, и современность. Писатель дал выразительное определение своему герою: оно вынесено в заглавие одной из повестей — «Сокровенный человек». Во всех его произведениях этот тип раскрыт наиболее глубоко, с его вечным душевным непокоем, выстраданной духовностью, которая получает питание из постоянного увлечения любимым ремеслом.
Таков юный герой рассказа «Родина электричества». В трудный засушливый 1921 год вся его «надежда на будущий мир коммунизма, надежда, необходимая для ежедневного трудного существования, превратилась в электрическую силу, лишь единственно способную победить засуху». А сделать это необходимо ради людей, страдающих и беззащитных. Для героя образом этого страдания стала маленькая старушка, ростом с ребенка, мудрая и трезвая. Юноша, видя полное ее бессилие, поднял старушку на руки, «сознавая всю ветхую ценность этой ветхой труженицы». Он попрощался с ней, поцеловав ее в лицо, и решил посвятить ей свою жизнь, «потому что в молодости всегда кажется, что жизни очень много и ее хватит на всех старух».
Герой Платонова — человек великого, гуманного сердца. В «сердце», как полагает писатель, — все человеческое богатство. Сердце выявляет подлинное, личное, присущее настоящему человеку. Поэтому каждое движение его заслуживает внимания и доверия. «У человеческого сердца» — не случайно именно в этой формуле запечатлелась его авторская позиция.

Читайте также:
Связь творчества А. П. Платонова с традициями русской сатиры: сочинение

«Умное сердце» юноши из рассказа «Родина электричества» подсказывает ему верное решение технической задачи. Он запускает поливальную установку — вода пошла на высохшую землю вдовьего надела. «Я шел один в темном поле, молодой, бедный и спокойный. Одна моя жизненная задача была решена» — так заканчивается этот рассказ.
Живя в Истории, платоновский герой постоянно ощущает себя и в Природе, «среди животных и растений». В этом мире тоже проявляется величие сердца героя. Назар Фомин из рассказа «Афродита», жарким полднем спускаясь в балку, с особой отчетливостью увидел многочисленные «растения и твари»: каждый был иным и непохожим на другого, но природное существо всех беззащитно, а срок жизни мгновенен. Юный Назар «почувствовал тогда великое немое горе вселенной, которое может понять, высказать и одолеть лишь человек, и в этом его обязанность».
Живя среди животных и растений, человек, по мнению Платонова, несет особую ответственность перед ними. Жажда познания мира в нем неистребима и беспредельна, и этим человек мил писателю, но она подчас оборачивается эгоизмом познания, и тогда живое рядом с человеком умирает. Писателю было присуще

обостренное чувство красоты всего живого. Им он наделил и своих героев. Проникая в природное существо животного или цветка, он передавал обаяние силы жизни, в них заключенной, и одновременно «немое горе» этих слабых в сравнении с человеком «растений и тварей».
В незащищенности человеческого существа от «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека», Платонову видится источник постоянного потенциального драматизма «избранных возвышенных людей» — на них чаще всего и обрушиваются эти силы.

Продолжение ниже

Платоновский мир — мир тружеников, мастеров, изобретателей. Ремесло рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до «сердца» любого устройства, окружено редким уважением. Машины силой любви людей к ним предельно очеловечены. Так любить машины, как любят их платоновские герои, могут только люди с великим человеческим сердцем. «Семья Петра Савельича была небольшая: она состояла из него самого, его жены и паровоза серии «Э», на котором работал Петр Савельич» — такая фраза из рассказа «Старый механик», сказанная с доброй иронией, знаменательна. Только у платоновских героев взгляд на паровоз вызывает растроганную радость, как «в детстве при первом чтении стихов Пушкина». Но одновременно писатель доказывает всем своим творчеством, что «ни хорошие, ни плохие моторы сами по себе не помогают правильно существовать человеку, если в человеке нет священной сущности или эта сущность убита и искалечена». Любовь к механизмам может или открыть перед человеком путь к «вечным ценностям» и «высшему знанию», или отгородить его от людей. Любимые герои Платонова никогда не поставят «драгоценность машин и изделий выше любого человека».

Сущность настоящего человека проявляется при столкновении его с различными жизненными ситуациями. Одна из них — «возвращение». Оно всегда насыщено
большим психологическим содержанием: это не столько возвращение к исходной точке жизни, сколько к себе, своей подлинной сущности, с которой вдруг снимаются наслоения прожитых лет, но сохраняется опыт человеческой зрелости. Таково возвращение Джумаль в древнюю башню на краю такыра, Фомина в родной город, третьего сына в дом матери. Один из рассказов Платонова так и назван — «Возвращение». В нем господствуют два мотива: «дом» и «дорога». С ними связаны жизненные ощущения героя.

Чувство дома, ощущение покоя приносит Иванову встреча с женой Любой: он «обнял ее и так стоял с ней не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека». Но он вспоминает и волосы Маши, его случайной спутницы с фронта, только они «пахли лесною листвою, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью». Тревожная жизнь остается и в его душе. Иванов, прошедший фронт, не может понять своей жены Любы, прожившей долгие годы в условиях, когда жизнь и смерть предельно сближаются и главной целью человека становится только выжить. Суть этой ситуации четко выразилась в реплике сына Иванова Петрушки: «У вас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь…» Солдат познал близость смерти на войне, но не может понять тыловой жизни, полной трудноразрешимых каждодневных забот и ответственности не за себя, а за других, еще более слабых и беспомощных. Он не хочет прочувствовать открытую ему Любой драму выживания человеческого сердца за счет «какой-нибудь радости». Он не в состоянии осознать, что смерть «сердца», угасание души в Любе неизбежно привели бы к смерти и ее, и детей. Прозрение наступило в тот момент, когда он увидел своих детей, бегущих за поездом, который увозил его из родного города.

Читайте также:
Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям “Сокровенный человек”, “Впрок”, “Котлован”)

Школьное сочинение

Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.

Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено “строителям страны”.

Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть “Сокровенный человек”, герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в “потоке несчастных людей”. Фома Пухов попадает волей судьбы в “поездной состав неизвестного маршрута и назначения” и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: “Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции”. В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: “Все совершается по законам природы!”, “Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”, “Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!” В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.

В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в “бедняцкой хронике” “Впрок”) различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и “разгибов” в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и “дураков”. Из характерных черт складывается “коллективный персонаж”, отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: “быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно”, “мне тяжело”. Но все же он продолжал упорно работать.

Сущность эпохи “великого перелома” особенно ярко отражена в повести “Котлован”, посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю “строителей” социалистического общества.

Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда “весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело”. И строители “общепролетарского дома” верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что “посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства”.

Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями “общепролетарского дома”. То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить “впрок”, вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а “общепролетарскому дому” превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной “стройке”, обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.

Читайте также:
Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.

И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы “Чевенгур”, “Счастливая Москва”, рассказы “Река Потудань”, “Фро”, “Возвращение”, комедии “Шарманка” и “Ноев Ковчег” и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.

Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности “тупоумных теорий”, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.

Своеобразие внутреннего мира героев прозы А. Платонова

Сочинение Герои произведений А. Платонова

Творчество Андрея Платонова, писателя, на долгие годы вычеркнутого из истории русской литературы, и по сей день очень тяжело для восприятия. Непривычна его концепция мира, сложен его язык. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за высказанной мыслью. Какая-то сила задерживает восприятие читающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Ф. М. Достоевского, есть единственное дело, достойное того, чтобы посвятить ему жизнь. В основе произведений А. Платонова лежат те же гуманистические идеалы, которые всегда проповедовала русская литература. Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать созна- ние”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого себя”. Он понимал, почему “жизнь на время оставляет” того или иного человека, подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему “неугасимая жизнь” то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. “Писать надо не талантом, а человечностью — прямым чувством жизни” — вот кредо писателя. У А. Платонова идея и человек, ее высказывающий, не сливаются, но идея не закрывает человека от нас наглухо. В платоновских произведениях мы видим именно “социалистическое вещество”, которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Из кого же состоит живое “социалистическое вещество” у А. Платонова? Из романтиков жизни в самом прямом смысле слова. Они мыслят масштабными, общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких социально-административных ограничений. Они непритязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Все они — преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их устремлений заключается в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами — людьми раскрепощенной мысли. Героями первых рассказов А. Платонова становятся изобретатели, которые грезят о переустройстве мира и знают, как это сделать (“Маркун”). В более позднем творчестве возникает герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего сознания людям. “Думал я сильно, за всех”, — говорят платоновские проповедники. Однако самый интересный герой Платонова, несомненно, — сомневающийся человек, человек “природный”, “органический”. Фома Пухов (повесть “Сокровенный человек”) сопротивляется внешним обстоятельствам. Его странничество предпринято ради обретения внутренней истины. Судьба строителей-философов в произведениях А. Платонова, как правило, трагична. И это вполне соответствовало логике эпохи. А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только “музыку”, но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и сметены. Вторая группа персонажей — это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении, они не умели ими распорядиться.

Читайте также:
Повести А. П. Платонова: сочинение

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Своеобразие сатиры А. Платонова

Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему облику, подчеркнуть внутреннюю слабость, несостоятельность, вредность и другие замаскированные специально или обычно не замечаемые недостатки. Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взглядов писателя, многие ее произведения публицистичны, отражают конкретные общественно-политические события современности. Такой публицистичностью обладает и проза А. П. Платонова.

Одним из первых сатирических произведений писателя стала повесть «Город Градов».

*в городе градов герои не покоряли природу, а осваивали канцелярию. Государственный человк Шмаков создал труд «принципы обезличивания человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина». Истинный гражданин, по шмакову, должен потерять индивидуальность, а природа – «худший враг порядка и гармонии», потому что не поддается никаким циркулярам. «город градов» печатался с купюрами и искажениями. Его причисляли к антибюрократическим произведениям, упрощая глубинный смысл книги, которая выявляла не злоупотребления чиновников, а посягала на идею государства, в котором «бумажка» сильнее человека, а «порядок» важнее сути.*

Повесть начинается описанием города: «Героев город не имел, безропотно и единогласно принимая резолюции по мировым вопросам», «…сколько ни давали денег ветхой, растрепанной бандитами и заросшей лопухами губернии, ничего замечательного не выходило». В этот город приезжает Иван Шмаков, чтобы «врасти в губернские дела и освежить их здравым смыслом». Он начинает писать труд «Записки государственного человека», который затем хочет переименовать — «Советизация как начало гармонизации вселенной». А умирает Иван «от истощения сил на большом социально-философском труде: «Принципы обезличения человека, с целью перерождения в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия».

Своеобразие платоновской сатиры заключается в том, что Шмаков, главный философ, создающий концепцию бюрократизма, выполняет двойную функцию: с одной стороны, он — воинствующий бюрократ, с другой — именно он является главным разоблачителем существующего порядка. Шмакова одолевают сомнения, и в его голове рождается «преступная мысль»: «Не есть ли сам закон или другое установление — нарушение живого тела вселенной, трепещущей в своих противоречиях и так достигающей всецелой гармонии?» Ему же Платонов доверяет произнести разоблачающую речь обюрократах: «Кто мы такие? Мы за-ме-сти-те-ли пролетариев! Стало быть, к примеру, я есть заместитель революционера и хозяина! Чувствуете мудрость? Все замещено! Все стало подложным! Все не настоящее, а суррогат!» В этих словах — вся сила платоновской сатиры: с одной стороны, как бы апология бюрократизма, а с другой — простая мысль о том, что власти у пролетариев нет, а есть только у его «заместителей». Бормотов, практик-бюрократ с большим стажем, убежденно заявляет: «Уничтожьте бюрократизм — станет беззаконие», потому что прекрасно понимает, что бюрократизм в принципе неуничтожим, поскольку бюрократы — надежная опора власти. И вот эта мысль особенно дорога Шмакову: «Канцелярия является главной силой, преобразующей мир прочных стихий в мир закона и благородства».

В повести «Город Градов» Платонов открывает, по словам исследователя Л. Шубина, специфичную «градовскую школу философии», которая раскрывается особым языком, на котором только и возможно писать о том, о чем он пишет. Это язык всепроникающей иронии, перефразировка шаблонов, которые отражают всю узость и тупость мышления градовских философов и практиков бюрократизма. Причем речь персонажей невозможно передать на нормированном языке, потому что при этом неизбежно потеряется весь смысл «выражения».

Платонов предстает как мастер языковой характеристики персонажей, как главных, так и второстепенных. Ему достаточно двух-трех реплик, чтобы перед нами возник яркий образ. Примером может служить выразительная речь счетовода Смачнева. «Ничто меня не берет, — с гордостью заявляет Смачнев, — ни музыка, ни пение, ни вера — а водка меня берет! Значит, душа у меня такая твердая, только ядовитое вещество она одобряет… Ничего духовного я не признаю, то — буржуазный обман». Город Градов населяют сплошь «твердые души». Они создают и отстаивают свою философию жизни, выражая представление о ее ценностях. И снова речь отражает низкий, примитивный уровень развития: «любимые братья в революции», » противоречивые утомленные глаза», «сиречь для всякого героя есть своя стерва», «в сердце моем дышит орел, а в голове сияет звезда гармонии». Показательным является и тот факт, что в городе Градове практически отсутствуют пейзажи. Иначе и быть не может, ведь природа, по мысли «главного идеолога» Шмакова, — «самый худший враг порядка и гармонии… Всегда в ней что-то случается…»

Котлован — *рытье ямы под фундамент будущего коллективного дома-дворца выжимало все жизненные соки из участников этого «действа». До создания фундамента дело не дошло, а котлован стал могилой для девочки Насти, символизировавшей будущее. Все любили Настю, но каждый «непрерывно думал о сплошной коллективизации» и не нашел минуты, чтобы навестить ребенка. Так общие идеи вновь приходили в противоречие с отношениями к частному человеку, и страдание ребенка не принималось как цена гармонии.

Не жизнь, но смерть венчала нечеловеческие коллективные усилия. «Котлован» прочитывался не просто как жуткое сновидение об утопическом идеале, но и как реальная хроника его разрушения. Изнурительная работа, изображенная в произведении, ничуть не напоминала труд свободных людей, то «царство сознания», которое ожидалось с приходом новой жизни.

В «котловане» показ труда пролетариата давался параллельно с Революцией в деревне, с уничтожением классового врага – «деревенских пней капитализма». И здесь идею писатель проверял итогом. А когда в итоге лишь смерть, гробу, уничтожение, — основательные сомнения вызывала и сама идея.*

Оригинальный, меткий язык становится основным средством сатиры и в повести «Котлован», где вниманию читателей Платонов представляет страшную картину мира. Закладывается основание огромного Дома для трудящихся, спроектированного инженером Прушевским. Идут изнурительные работы, которые Платонов описывает с устрашающим реализмом. Но когда эти работы закончены, у руководства стройки появляется «гениальная» идея: вырыть котлован «в четыре — в шесть раз» больше. И, несмотря на абсурдность такой затеи, работы продолжаются. Бессмысленный гигантский труд превращается в страшное наказание.

Читайте также:
«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

Действие повести перемещается в близлежащую деревню, где организуется колхоз имени Генеральной линии. Там есть Оргдвор и Оргдом. Все, что происходит в деревушке, настолько жестоко и абсурдно, что о напечатании повести (авторская датировка «Котлована» — декабрь 1929 — апрель 1930) не могло быть и речи, Платонов это понимал, тем не менее, говорил и писал все, что хотел донести до читателя. Поступки героев и события, описываемые в повести, приобретают апокалипсический смысл. Например, идея ликвидировать кулачество как класс, посадив кулаков на плот и отправив их, словно по Лете, в море, — и «вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник «. Этот «плот» как символ не менее страшен, чем » котлован «,

В повести Платонова остро поставлены многие злободневные вопросы, связанные с эпохой индустриализации и коллективизации в Стране Советов. Гигантомания и темпы роста действительно захватили тогда весь государственный организм. Строить новое, стирая с лица земли старое наследие, в начале 30-х годов было самой актуальной задачей. Но символ Котлована приобретает в повести Платонова еще и универсальный смысл: если «общепролетарский дом», который должен быть построен ценой неимоверных человеческих усилий, просто утопия, то Котлован — реальность. Котлован — это бездна, пропасть, бездонная яма, в которую падают и падают люди; он бесконечен, он — непрекращающийся процесс поглощения. Символически звучит фраза о мужиках: «бедные и средние мужики», которые пришли из деревни «зачисляться в пролетариат», «работали с таким усердием, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Язык повести разоблачает действительность не в меньшей мере, чем происходящие в ней события. Это язык жестокой, мрачной сатиры. В повести нет ни одной темы, о которой не было бы сказано на этом особом, пронзительном языке. Так, например, счастливое будущее воплощается в образе «прочного общепролетарского дома», «из высоких окон» которого «будущий человек будет спокойно глядеть в простертый, ждущий его мир» и «бросать крошки из окон живущим снаружи птицам». Платонов намеренно деформирует устойчивые стереотипы революционной эпохи и того времени, которое описано в повести, когда обессмысливается любая попытка выразить себя или развернуть идеи и принципы: «Вощев лежал в сухом напряжении сознательности», «стоял и думал среди производства», «уроду империализма никогда не достанутся социалистические дети», «каждый существовал без всякого излишка жизни», «ты не переживешь вещества существования», «мешок, куда собирали Для памяти и отмщения всякую безвестность», и т. д.

Писатель деформирует и искажает не только официальную, но и бытовую речь персонажей. Наиболее показательным в этом смысле можно считать образ «активного» строителя «общепролетарского дома» Сафронова, имеющего «вежливо-сознательное лицо» и улыбку «загадочного разума».

Сафронов редко задумывается о смысле жизни. Он всецело доверяет партийным лозунгам и призывам, летящим из репродуктора, даже самым абсурдным («Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства», «Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей»), и сожалеет лишь о том, «что он не может говорить обратно в трубу, дабы там слышно было об его чувстве активности, готовности на стрижку лошадей и о счастье». «Единогласная душа» — называет его Жачев. Речь Сафронова сплошь состоит из неумело состыкованных штампов: «Ты, товарищ Чиклин, пока воздержись от своей декларации. Вопрос встал принципиально: и его надо класть обратно по всей теории чувств и массового психоза…» Он произносит развернутые поучительные монологи, где просторечие удивительным образом уживается с политической, деловой и научной лексикой: «У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтобы в тебе был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощев, соревноваться на высшее счастье настроенья». Постепенно Сафронов присваивает себе право высказываться от лица всей артели, пытается формулировать общие мысли.

Например, с появлением на котловане девочки Насти, которую все, и сам Сафронов, воспринимают как «элемент будущего», как грядущее счастливое поколение, он так определяет всеобще чувство: «Товарищи. Перед нами лежит без сознанья фактически житель социализма. Из радио и прочего культурного материала мы слышим лишь линию, а щупать нечего. А тут покоится вещество сознания и целевая установка партии — маленький человек, предназначенный стоять всемирным элементом! Ради того нам необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошел дом, и детский персонал огражден был от ветра и простуды каменной стеной».

Иосиф Бродский под впечатлением от прочитанного написал в предисловии к повести, что «первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время». Самого же Платонова, по его мнению, «следовало бы признать первым сюрреалистом «. Особенно поразил Бродского язык «Котлована»: Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Язык Платонова воссоздать нельзя, потому что этот язык, «компрометирующий время, пространство, самую жизнь и смерть…», «непереводим».

Исследователями творчества Платонова «Котлован» (как и другие произведения, в которых он прибегает к беспощадной сатире) прочитывается в разных контекстах. Но все они сходятся на том, что писатель всегда точно знал, кого он защищает и чью сторону принимает, и всегда виртуозно подбирал для утверждения своей точки зрения выразительные средства. Об этом свидетельствуют слова самого Платонова, сказанные им о сатире: «И сатира должна обладать зубами и когтями, ее плуг должен глубоко пахать почву, чтобы на ней вырос впоследствии хлеб нашей жизни, а не гладить бурьян по поверхности. Сатира должна остаться великим искусством ума и гневного сердца, любовью к истинному человеку и его защитой».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: