Символы и аллегории у Платонова: сочинение

Анализ рассказа Котлован Платонова сочинение

По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.

Повесть отличается наличием нескольких сюжетных линий, разветвленной системой образов персонажей, а также достаточно большим объемом.

Композиционная структура повести условно разделяется на два раздела, первый из которых, называемый городским, описывает работы по устройство котлована, а второй, деревенский, излагает историю о процессе раскулачивания и начале коллективизации. При этом в финале произведения писатель снова возвращается к изображению строительных работ, тем самым представляя кольцевую композицию в качестве обрамления повествовательного содержания.

Основным героем повести является Вощев, представленный писателем в образе тридцатилетнего мужчины, который, будучи уволенным с работы из механического заводского цеха, направляется на новое местожительства и волею случаю прибивается к строителям, выполняющим работы по рытью котлована для заливки фундамента здания, предназначенного в будущем для местного пролетариата.

Описание строительства является в повести определяющим символом, поскольку в образе котлована автор демонстрирует происходящие общественные изменения, которые не продвигаются согласно выдвинутой идеи, а тормозятся на всех этапах и отличаются значительными перегибами.

В имеющихся многочисленных образах персонажей выделяется маленькая героиня повести, изображенная автором как больная, осиротевшая девочка по имени Настя, которую приводит бригадир землекопов Чиклин. Вводя в сюжетную линию образ Насти, писатель олицетворяет будущую жизнь, которая вскоре должна наступить во вновь построенном доме счастья.

В деревенской части повести писатель изображает борьбу пролетариата с кулачеством, отображая жестокость, равнодушие и бессердечность людей, охваченных новой властью. В результате раскулачивания бригада рабочих сплавляет крестьянские семьи по бурной реке, а маленькой девочке преподносит подарки в виде отнятых у кулаков гробов, которые Настя использует в качестве кровати и ящика для игрушек.

Среди средств художественной выразительности в повести присутствуют гротесковые приемы, двойная аллегория, позволяющие передать безумный характер описываемых событий. Кроме того, писатель сознательно совершает изменение языковых норм, выражаясь в повести косноязычно, а также делая лексические ошибки, тем самым создавая эмоциональную атмосферу повествовательного содержания, отражающего авторский замысел, заключающийся в изображении личности, ставшей обычным общественным элементом и отказавшейся от собственной индивидуальности.

Финал повести представляется в трагическом виде смерти маленькой девочки, так и не увидевшей нового выстроенного дома, а труп Насти оказывается основанием фундамента строящегося здания.

Вариант 2

Повесть знаменитого писателя Платонова была написана как раз в то время, когда смутное время переходило к новому периоду. Конечно, существуют методы, которые адекватными и гуманными назвать очень тяжело или практически невозможно. И тогда автор решил не только во всем разобраться, но и разоблачить их.

Как только об этом издании узнало правительство, то сделало все для того чтобы его никто не смог прочитать. Но автор тоже сдаваться не собирался и поэтому отправил данное произведение в самиздательство. И, конечно же, автору прекрасно было известно, что если об этом узнает правительство, то и за хранение могут жестоко наказать.

Главным героем стал Вощев. Он уже много лет работает на заводе. И вот однажды его увольняют. Также ему выдали специальные документы, в которых написано о том, что он был уволен, потому что не успевает работать за сотрудниками и меньше их выполняет работу. Теперь его здесь больше ничего не держит и поэтому он может отправляться в город, где найдет не только нормальную работу, но и свою любовь. Ехать до города очень долго и поэтому он останавливается возле котлована, где и решает отдохнуть, а на утро опять отправиться в путь. Вот только хорошенько выспаться ему здесь не дают, потому что совсем скоро здесь должна начаться стройка. Работники, которые должны были здесь начать строительство, пригласили мужчину позавтракать с ним, а заодно рассказывают, что с ними произошло и как они сюда попали. И тогда Вощев решает остаться работать с ними.

Часто сюда приезжает профсовет, который должен контролировать работу и предоставлять всем работникам все пригодные условия для работы и самое главное, они должны всю работу выполнить в срок. У каждого из работников имеется своя мечта, которую им хочется осуществить. Больше всего здесь работает Сафронов. Больше всего на свете ему хочется отыскать радио и когда работа будет закончена или они пойдут отдыхать, то будут слушать радио и знать все новости, которые происходят в мире.

На заброшенном кафельном заводе рабочие нашли женщину и маленькую девочку. Женщину уже было не спасти, а вот девочка останется совершенно одна. Девочку они оставили здесь, и теперь после работы она рассказывала им разные очень интересные истории. Кроме этого она помнит о том, что ей говорила умирающая мать.

Несколько рабочих отправляются в колхоз, вот только назад не возвращаются. А вот остальные решили сколотить плот для того чтобы на нем отправиться искать кулаков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Котлован Платонова

Популярные сегодня темы

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

Читайте также:
Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова: сочинение

Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

Очень важно, чтобы человек правильно говорил и мыслил. В человеке всё должно быть прекрасно: речь и внешний вид.

Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.

Философия Платона: как выбраться из пещеры?

Древнегреческая аллегорическая история, поставившая вопросы, над решением которых когнитивисты бьются и сегодня.

Миф о пещере из диалога Платона «Государство» — это одна из главных историй в европейской теории познания, капитально повлиявшая на всю последующую традицию философской мысли. Даже в XXI веке люди регулярно его вспоминают, хотя давно миновали времена, когда пещеры были актуальной частью ландшафта. С концептуальной точки зрения этот миф стал началом дискуссии о том, насколько наши представления о вещах позволяют судить о самих вещах.

Вот о чём идёт речь в этом фрагменте «Государства». Сократ, неизменный персонаж платоновских диалогов и поставщик всяческой мудрости, беседует с братом Платона Главконом. Речь заходит о том, каких успехов можно достичь на пути познания, о просвещённости и непросвещённости. Здесь-то Сократ и прибегает к знаменитой аллегории.

Он рассказывает Главкону о людях, которые находятся в подземной пещере, в то время как перед ними на стене проходят тени от проносимых за границей их поля видения предметов.

— Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

За этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— Если бы в их темнице отдавалось эхом всё, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.

(Платон, «Государство»)

Учение об идеях и Благе

Миф о пещере посвящён относительности перцептивного восприятия и его продуктов (то есть, данных, получаемых с помощью органов чувств). К тому же, как отмечает Платон, увиденным смутным теням люди ещё и «дают имена» — считают их подлинными явлениями, которые обозначаются терминологически и подлежат интерпретации.

Читайте также :

Эйдосы (идеи вещей) в представлении Платона существуют сами по себе, то есть обладают онтологической самостоятельностью. А вот реальные вещи, с которыми люди имеют дело в повседневной жизни — отражения идей.

Идеи неразрушимы и вечны, тогда как вещи могут разрушаться. Но это не страшно, ведь имея представление о том, что из себя представляет стол, можно воссоздать его, а то и запустить целую мебельную фабрику.

Какие-то вещи соответствуют своим идеям меньше, какие-то — больше. Нетрудно догадаться, что, согласно Платону, вторые — лучше, потому что более полно передают бытие вещи в качестве себя самой. Скажем, кривой и колченогий стол далеко ушёл от своей идеи, а вот стол красивый и устойчивый справляется со стольностью хорошо. Тем не менее, они оба являются столами. Признать стол в таких разных объектах, как, скажем, такой и такой, нам, согласно платоновскому учению, помогает именно объединяющая их идея.

Идея предполагает не только общее представление о той или иной вещи, но и сам смысл её существования. Чем больше бытийственая определённость, а заодно добротность, «правильность» конкретной вещи (например, стольность стола), тем больше в ней Блага. Это ещё одно краеугольное понятие платоновской философии. Благое у Платона — это, скорее, не «что-то хорошее», а что-то, точно соответствующее своему онтологическому статусу.

Читайте также:
Проблематика и идея повести А. Платонова Котлован: сочинение

Таким же образом, как солнце освещает предметы, Благо позволяет познавать идеи. В мифе о пещере это свет, который освещает предметы (а заодно и создаёт тени, доступные людскому восприятию). Благо — это причина, по которой возможно познание, при этом само оно — абсолют, максимум того, что вообще можно познать.

Объективный и субъективный идеализм

Читайте также :

Разобравшись с мифом о пещере, можно заодно понять, что такое философский идеализм как таковой.

Сформированное Платоном представление о том, как обстоят дела с идеями, стало каноническим для объективного идеализма. Согласно этому философскому мировоззрению, кроме чувственно воспринимаемой реальности и познающего её субъекта (то есть, всякого человека, который взаимодействует с миром) существует и сверхчувственная, внематериальная реальность. Её генерирует объективное сознание — бог, одухотворённая Вселенная или мировой разум. Только этой высшей духовной сущности доступно видение мира «как он есть», а вот человеку остаётся довольствоваться данными органов чувств и априорными суждениями.

Кроме объективного идеализма, существует также идеализм субъективный. Тут речь идёт о том, что реальность в принципе не существует за пределами разума субъекта. Все те данные, которые тот получает на основе своих ощущений, впечатлений и суждений, признаются единственным содержанием мира. При таком подходе реальность и вовсе может существовать только в сознании человека.

Представим себе, что мы обучаем алгоритм распознаванию объектов. Он способен запомнить большое количество конкретных объектов, как и их признаки, комбинация которых позволяет определить автомобиль как автомобиль, а собаку — как собаку. Но доступна ли такому роботу идея этого объекта?

Согласно Платону, алгоритм, который мог бы действительно видеть все эйдосы, и на их основе «генерировать» вещи, и был бы «божественным умозрением», работающем вместо электричества на Благе. Мнение, что такое первоначало существует, являясь гарантом всех форм и вещей (в том числе тех, которые люди не могут познать и понять), и является идеализмом.

Копии копий: картины как двойное искажение

Чтобы оценить масштаб вклада платоновской аллегории в историю мысли, не обязательно быть идеалистом. Платон описывает принцип человеческого познания, пытаясь разобраться в соотношении кажимости и истины.

В 1929 году французский сюрреалист Рене Магритт, который любил играть со смыслами и образами, написал картину «Вероломство образов». На ней нет ничего, кроме реалистичного изображения курительной трубки с подписью «Это не трубка».

Сочетание изображения и подписи кажется на первый взгляд простой нелогичностью, но технически Магритт не обманывает — перед нами действительно не трубка, а изображение трубки. Мало того, в нашем случае есть ещё как минимум одна итерация: оригинал картины «Вероломство образов» находится в Художественном музее Лос-Анджелеса, а вы сейчас смотрите на цифровую копию репродукции, которая была размещена в «Википедии». Своей работой Магритт запустил новый виток дискуссий о соотношении вещей и художественных образов в искусстве.

Создавая картину, скульптуру или просто пересказывая что-то в меру своих возможностей и словаря, люди создают дополнительные искажения, как случается, если засунуть в ксерокс ксерокопию. Искусство, таким образом, является «копией копии»: Платон относился к изображениям настороженно, полагая, что они умножают погрешности и «неистинность».

Можно ли выйти из пещеры?

Читайте также :

Согласно Платону, человек, снявший оковы в пещере и взглянувший на вещи в ярком сиянии Солнца (то есть, увидевший истинную сущность вещей), запаникует или даже откажется от истинного знания, потому что «правильный взгляд» с непривычки окажется болезненным. Такому человеку будет проще вернуться в пещеру — к прежним представлениям, потому что свет может опалить глаза.

Тут нужно учитывать, что Платон полагал, будто «правильный взгляд» в принципе возможен — за него отвечает абсолют. Из всех людей плотнее всего приблизиться к постижению вечных идей могут только мыслители, способные снять «оковы неразумения».

Кстати, сразу после растолковывания идеи Блага Платон устами Сократа объясняет, почему философы кажутся людьми не от мира сего, а окружающие часто советуют им пересмотреть приоритеты: «Не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь. А удивительно разве, по-твоему, если кто-нибудь, перейдя от божественных созерцаний к человеческому убожеству, выглядит неважно и кажется крайне смешным?».

Тем не менее, даже человек, который стремится к познанию Блага с помощью философии, всё ещё остаётся человеком. Согласно платоновскому учению о бессмертной душе, кроме «разумной» и «волевой» частей у неё есть также «страстная», которая тянется к плотским наслаждениям и отвлекает от высоких побуждений.

Проблемы познания: от Платона до Хокинга

За тысячелетия, которые прошли со времени жизни Платона, исследовательский аппарат человечества необыкновенно расширился, но нельзя сказать, что проблемы, которые философ когда-то сформулировал, были решены.

Насколько наша способность ощущать и понимать отражает реальное положение дел, и есть ли это «реальное положение», а если да, то кто его подтверждает? Сегодня мы можем назвать в качестве такой подтверждающей инстанции науку. Однако даже доказывая нечто математически, мы должны учитывать, что «фундаментальные принципы» могут быть сформулированы только в рамках наших естественных ограничений — как биологических (человеческое описание физических законов напрямую связано с нашими органами чувств), так и определённых свойствами среды (за пределами планеты законы будут иными, не говоря уже о том, что физики-теоретики могут предположить существование вселенных, скажем, с десятками измерений).

Читайте также:
А.П.Платонов. Котлован.: сочинение

«Невозможно познать истинную природу реальности: мы считаем, что чётко представляем себе окружающий мир, но, говоря метафорически, мы обречены всю жизнь провести в аквариуме, так как возможности нашего тела не дают нам выбраться из него», — пишет Стивен Хокинг, сравнивая познающего человека с аквариумной рыбкой.

Возможно, вы помните эпопею с синим-или-золотым платьем, которая расколола интернет на два лагеря. Одним казалось, что оно золотое с белым, другим — что синее с чёрным.

На деле платье было чёрно-синим, а противоречия вызвали особенности хроматической адаптации разных людей, из-за которых у некоторых голубой цвет может «не читаться» (другие таким же образом игнорировали золотые оттенки). Платье оказалось одним из самых ярких известных примеров индивидуальных различий в цветовом восприятии, однако случаев таких оптических иллюзий немало. Кроме особенностей строения сетчатки (количества колбочек и палочек) роль играет то, как именно и под воздействием каких факторов мозг будет «подправлять» картинку, достраивая восприятие.

Якоб фон Икскюль обозначал индивидуальный мир, который создаёт каждое живое существо в меру своих познавательных способностей, словом «умвельт». Наш умвельт будет отличаться, скажем, от собачьего, где существуют целые картины из запахов, но нет отвлечённых понятий. А вот мир какого-нибудь червяка и вовсе будет состоять из нескольких простейших регистрируемых состояний. Различие в восприятии между разными видами велико, однако неверно было бы считать, будто умвельты двух представителей одного вида идентичны друг другу — мы ведь даже не можем договориться по поводу цвета платья.

Так можно ли выйти из пещеры?

Читайте также :

«Истинной» картины мира не видит никто, однако каждый воспринимает её в меру своих познавательных возможностей. Вопрос в том, можно ли в принципе её увидеть, и нужно ли это нам?

Согласно теории когнитивиста Дональда Хоффмана, то, что мы считаем реальностью, на деле больше похоже на рабочий стол со значками — систему для обозначения и взаимодействия.

На основании расчётов и лабораторных исследований Хоффман сделал вывод, что приспособленность организмов к выживанию не связана с умением воспринимать «подлинную реальность». Тесты показали, что способность видеть вещи такими, какие они есть, менее важна, чем приспособленность. Эволюция не способствует подлинному восприятию. Звучит нелогично, ведь, казалось бы, чем точнее живые существа видят мир, тем выше должны быть шансы на выживание.

Однако животные используют простые подсказки, чтобы выжить. Например, австралийские жуки опознают самок как что-то коричневое и гладкое, и потому пытаются спариться даже с пивными бутылками, которые местные жители кидают в кусты. Даниел Канеман называет путь простых решений «Системой 1» — она, в противовес рефлексирующей «Системе 2», принимает самые простые и очевидные решения, которые чаще всего действительно работают.

Дональд Хоффман приводит в пример иконку на рабочем столе компьютера — если она синяя и квадратная, это ведь не значит, что сам файл синий и квадратный? Это всего лишь пользовательский интерфейс, который позволяет нам ничего не знать о резисторах и диодах, оптоволоконных кабелях и программном обеспечении. Таким образом, умвельт-интерфейс, через который живые существа познают мир, скорее прячет реальность. Получается, что выбраться из пещеры невозможно — в неё нас отправляет сама эволюция.

Впрочем, по словам Хоффмана всё это не должно разочаровывать или намекать, что всякое научное познание бессмысленно. Просто представление о том, что наша перцептивная способность поставляет нам «настоящую реальность» оказалось неверным.

С уверенностью можно сказать одно: вопрос границ познания и относительности познавательных способностей, поставленный когда-то Платоном с помощью мифа о пещере, пронизывает все современные науки от нейробиологии до физики. В этой истории впервые в истории европейской мысли была так глубоко и образно сформулирована разница между «реальной реальностью» и представлениями о ней.

Художественный мир Платонова

Нестерова И.А. Художественный мир Платонова // Энциклопедия Нестеровых

  1. Особенности творчества Платонова
  2. Повесть А. Платонова “Котлован”
  3. Будущее в повести А.Платонова “Котлован”

Особенности творчества Платонова

В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.

Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.

Читайте также:
«Одно горе делает сердце человеку» (По прозе А. Платонова): сочинение

В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.

Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.

Платонов использует прием “деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы” фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.

В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:

  • воссоздать конкретное проявление существующего мира;
  • выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.

У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.

Повесть А. Платонова “Котлован”

Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.

По словам самого Платонова, ему очень важно, “чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось”. В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе.

Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.

В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: “Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!”

“Задумчивость” героя превозмогает не только включенность в “общий темп труда”, но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести “Котлован”подключала героя к тому типу “сомневающегося человека” из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.

Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.

Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды “общего и отдельного существования”. Эта искомая правда обозначена в повести понятием “истины”. Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между “Путем и жизнью”.

“Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество”, – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в “Котловане”. Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.

“Мы будем искать истину, а в истине благо” – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести “Котлован”.

Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только “умными руками”, но и ограниченностью мышления.

Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.

Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.

Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб “как скончавшийся”, не веря в воскрешение с “горем смерти”.

В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой “лучше всех осознает” преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.

В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением “спастись в пропасти котлована”.

Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.

У А. Платонова в повести ” Котлован” Настя – это символ будущего. Она являет собой “тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям”. Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.

Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.

Читайте также:
Герои произведений Андрея Платонова: сочинение

Будущее в повести А.Платонова “Котлован”

Платонов создает образ будущего, которое ждет всех советских людей по его мнению. При этом в повести явно прорисовываются две части будущего: строительство дома, где все найдут свое счастье и образ девочки Насти. Строители живут в ужасных условиях, их уже не радует то, что они создают будущее. И тут в ткань повести писатель внедряет образ Насти. Она говорит языком новой социальной утопии: “Ликвидируй кулака, как класс. Привет бедному колхозу, а кулакам нет!”. Своим появлением девочка вселила надежду в измученные сердца рабочих. Они старались поскорее окончить работу. Сколько труда они бы не вкладывали, котлован существенно не увеличивался. Место “энтузиазма труда” занимает “озверение” от него. И даже детская наивность Насти бессильна перед окружающей людей “низовой бедностью земли”. Если образ девочки – это будущее, то очевиден намек автора на то, что девочка умрет. Не зря Чиклин ставил один гроб, чтобы девочка в нем спала.

Финал повести красноречив и символичен. Гибнет сирота Настя. Это олицетворяет крах нового “советского смысла жизни”, подчеркивает несостоятельность, по мнению Платонова, коммунистической утопии. Писатель считал, что тяжелый труд на благо коммунизма бессмыслен, так как коммунизм – это тупик.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова (сочинение)

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Автор: Платонов А.П.

Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Как старший в многодетной семье, рано начал работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. “Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться. ” — признавался позже Платонов.

И доброжелатели, и хулители писателя еще в 20—30-е годы говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности изложить произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей. Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка. Не скрывалось и удивление перед той формулой духовного состояния, что утверждал писатель на любом материале жизни, к которому обращался. Художественный мир Андрея Платоновича насыщен чувствами самого высокого начала.

Рассказы и сказки, созданные в 30-е и в 40-е годы, приближаются по форме к лирической миниатюре, одной из которых стал “Неизвестный цветок”. Эта сказка-быль — своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок мастера. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: “Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле”. В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов: “маленький — никто — на земле”. Маленькое растение — на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает чувство жалости к одинокому живому существу. Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: “Как тебя зовут?” — “Меня никто не зовет, я один живу”.

Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя. Мир писателя — мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляются девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего Даше были так близки и понятны переживания крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору. Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: “Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет”. Только ли о потомках цветка идет здесь речь? Мы видим, что Платонов связывает свои надежды с подрастающим поколением. “Большие только предтечи, а дети — спасители Вселенной”, — писал Андрей Платонович в статье “Знамена будущего”.

Философ Н. Федоров, чьи идеи особенно близки писателю, говорил: “Когда люди малы, они чувствуют особенно остро всеобщее сиротство”. Идея “всеединства”, духовного объединения людей — извечный мотив русской христианской философии — у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить “братство звезд, зверей и людей”. Против враждебных сил мира могут бороться лишь люди с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем.

Читайте также:
Символисты – Блок и Платонов: сочинение

Вторая, не менее важная идея сказки “Неизвестный цветок” — идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Сначала лишь тело, не одухотворенное высокими помыслами, — мертвая материя. И лишь затем произойдет одухотворение, но только благодаря упорному труду, физическому и нравственному. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще с одной важной философской идеей связана мысль о гибели цветка и возрождении его в своем сыне. Это идея воскрешения умерших отцов.

По мысли Платонова, жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений. Смерть как рубеж бытия и небытия становится началом новой, совершенной жизни, подобно тому, как дает молодые, сильные всходы зерно, захороненное в землю. И эти новые поколения всем обязаны своим отцам, уступившим им место на земле. Писатель верит, что когда-нибудь Вселенную можно будет “собрать” не только в пространстве, но и во времени, отдав тем самым долг отцам.

Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где памчть о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.

​​​​​​​Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.12.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

. В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность. . А. Платонов

Андрей Платонов начал писать очень рано. Он ссылается на писателей со славой, разгорающихся чем дальше, тем больше. При его жизни очень мало было опубликовано. Платонов писал в своих статьях, рассказах, романах, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о научной фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.

А. Платонов в своих работах показал тяжелую жизнь тыловиков, солдат фронта со всеми ее повседневными трудностями. В философском романе «Джан» Платонов выступил против насильственного пребывания человека в армии, против дикого состояния сознания и выступил за первоначальное единство с природой. Главной проблемой для писателя 30-х годов была проблема подлинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни этого не могло быть – поэтому у Платонова есть трагические заметки, вызванные невозможностью мгновенного всеобщего счастья.

Они отчетливо звучали в рассказах Фро и Потудан. В рассказе «Через полночное небо» писатель уже предвидел опасность угрожающих миру идей национал-социализма. Эти идеи превратили землю в пустыню, ум – в безумие, дети – в сирот. В повести «Яма» А. Платонов очень четко и наглядно изображает трудную жизнь, труд людей-строителей.

В романе «Чевенгур» писатель показывает, как люди могут утопить всю грязь жизни. Но есть люди, которые удерживали себя от такой жизни. «Чевенгур» – «это черная дыра . » В рассказе «На могилах русских солдат» Андрей Платонов наглядно и убедительно показывает зверства нацистов во время войны. Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, все это понимал. Он запретил публикацию произведений Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и серьезность жизни за годы стагнации. Только в наши дни, после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читательскую аудиторию. Они продолжают учить нас великому дару любви, добра, милосердия и справедливости.

Писатель и время А.Платонов

После публикации романов «Ювенильное море», «Яма» и романа «Чевенгур», как их понимают читатели и критики, становится все более очевидным, что именно Андрей Платонов занимает центральное место в русской литературе 20-го века. Феномен Платонова привлекает внимание современных критиков, пытающихся распутать его с переменным успехом. Труд писателя трудно интерпретировать, что порождает прямо противоположные толкования, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, проза Платонова обладает мощным философским потенциалом, раскрывающим то или иное значение по мере того, как оно становится актуальным в каждой новой эпохе. В настоящее время есть желание читать последние публикации писателя, прежде всего в социальном аспекте. Это вполне естественно в соответствии с социальной тенденцией, которая включает в себя стремление людей понять истоки современной социальной структуры.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова.: сочинение

Работа Платонова дает богатый материал для понимания этой проблемы. Автор рассматривает результаты неудачной попытки мгновенной социальной перестройки общества, показывая уровень мифологизации сознания людей. Примечательно, что сам художник был склонен верить в реализацию идеального мирового порядка. Об этом прежде всего свидетельствует его журналистика. Однако в искусстве Платонова, интуитивно ориентированном на национальный идеал, преобладают только умозрительно преобразованные собственные умозрительные конструкции автора. Недоверие к собственному утопизму, сформированное философскими идеями русских космистов и поддерживаемое пролеткультурными вселенскими экуменическими проектами, уже проявилось в ранних работах автора, проявившихся в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника одновременно породил веру в реализацию идеального мирового порядка и недоверие к его быстрому выполнению, которое могло быть обеспечено только ценой огромных жертв. Спекулятивные конструкции проверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.

Идея народной жизни является одной из определяющих в мире искусства Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным желанием художника, возникшего из глубин людей, моделировать процесс накопления индивидуальной личностью огромных возможностей человеческого разума и таланта. В середине 1920-х Платонов создал ряд работ, в которых идея доверия к народной традиции оказывается доминирующей. Спекуляция подвергается явной критике. Это наиболее ярко проявилось в романах «Тайный человек» и «Епифанские ворота». Впервые в романе «Тайный человек» автор акцентирует внимание на разнице между понятиями «коллективный» и «родственный». Понятие «коллектив» содержит формальное значение. Коллектив – это не братство людей, а своего рода социальное сообщество, организованное определенной идеей. Платонов подчеркивает «энтропическое», бессознательное существо Красной Армии, слепо подчиняющееся представлению других. Автор сравнивает это состояние со слепой приливной силой. Человек, по словам Платонова, найдет свою сущность только тогда, когда поймет свое предназначение. Революция будет продуктивной для общества только тогда, когда каждый человек расскажет о своих идеях.

Художественное своеобразие одного из произведений А. Платонова

Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже в 1899 году. Будучи старейшиной в многодетной семье, он рано начал работать: помощником инженера, литейщиком трубного завода, в мастерских по ремонту паровых двигателей. «Я превратился во взрослого ребенка, лишив молодости». До революции я был мальчиком, и после него не было времени быть молодым человеком, не было времени взрослеть, нужно просто хмуриться и драться» – признался позже Платонов.

И доброжелатели, и авторы еще в 1920-х и 1930-х годах рассказывали о своих странных героях, о неожиданных, оборванных финалах, о невозможности представить произведение, основанное на логике событий, отраженных в нем, а не на логике его герои. Эти особенности удивляют нас, современных читателей. Однако платонический прорыв был восхищением мощным художественным даром писателя – плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в лингвистическом элементе русского языка. Это может быть связано с любым духовным состоянием. Художественный мир Андрея Платоновича полон чувств самого высокого принципа.

Истории и сказки, появившиеся в 30–40-х годах, по форме приближаются к лирической миниатюре, одной из которых был «Неизвестный цветок». Эта сказка, ставшая реальностью, является своеобразным результатом жизни автора, последним идеальным мазком мастера. Обратимся к началу сказки, которая описывает жизнь цветка в пустыне. Вот первые две фразы: «В мире жил маленький цветок. Никто не знал, что он был на земле.

Они уже слышат то чувство одиночества, которое пропитано эмоциональным миром героев Платонова, вечной тоской одиноких душ, живущих на земле. Здесь важна каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует грусть, грусть и тоску в описании, словно цепочка простых слов на первый взгляд: «маленький – никого на земле». Небольшое растение на огромной земле. Это по сути. Помните, что девушка говорит в ответ на самый распространенный вопрос: «Как вас зовут?» «Никто не звонит мне, я живу один».

Грамматическое переосмысление форм бесконечно личных предложений придает особую остроту чувству, которое ожидает читателя. Мир писателя – это мир всеобщего приюта и разобщенности. Люди одиноки, особенно дети, растения и животные одиноки. Даша цветет, другие дети помогают цветку выжить. Почему с нами все было так ясно? Я чувствовал себя сиротой, потому что он был один и один. Два бездомных сердца тянутся друг к другу. Почему это так? В фразе: «Вы хотите, чтобы дети не были убиты». Ты о чем? Мы видим, что Платонов связывает свои надежды с молодым поколением. «Большие – только предвестники, а дети – спасители Вселенной», – писал Андрей Платонович в статье «Знамена будущего».

Философ Н. Федоров, идеи которого особенно близки писателю, сказал: «Когда люди маленькие, они особенно остро ощущают всеобщее сиротство». Идея «всеединства», духовного объединения людей – вечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и перерастает в желание реализовать «братство звезд, животных и людей». Только люди с чистыми детскими мыслями и открытым сердцем могут бороться с враждебными силами мира.

Читайте также:
Особенности народного характера в прозе Платова: сочинение

Вторая, не менее важная идея сказки «Неизвестный цветок» – это идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли, что человек рождается дважды. Сначала только тело, не вдохновленное высокими мыслями, является мертвой материей. И только тогда произойдет одухотворение, но только благодаря тяжелой работе, физической и моральной. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще одной важной философской идеей является идея смерти цветка и его возрождения у сына. Это идея воскресения мертвых отцов.

По словам Платонова, человеческая жизнь – это тяжелая работа души и тела во имя будущих поколений. Смерть как граница бытия и небытия становится началом новой совершенной жизни, точно так же, как семя, похороненное на земле, дает молодые сильные саженцы. И эти новые поколения обязаны всем своим отцам, которые дали им свое место на земле. Автор полагает, что когда-нибудь Вселенную можно будет «собрать» не только в пространстве, но и во времени, тем самым погасив долг перед отцами.

Таким образом, цветовод нашел продолжение у своего потомка, который благодаря усердному труду и терпению проложит путь другим поколениям, даже более сильным и красивым. В сказке о неизвестном цветке Платонов выразил свою заветную мечту о прекрасном будущем человечества, где враждебные силы природы побеждают труд и силу духа, где память предков свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все препятствия.

Заключение

Придя к выводу о естественной сущности социальной революции, герой рассказа Пухов ободряет себя мечтой о развитии ее гуманистического принципа. В то же время он ставит под сомнение стоимость революционного процесса. Логика мысли героя раскрывает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как спекулятивного явления, в то же время в нем уже сформировалось недоверие к «голому разуму». Это недоверие особенно проявляется в повести «Епифанские ворота». Основной смысл работы сводится к критике проекции. Пренебрежение народной традицией, отказ от национальной почвы превращает любую идею в общую абстракцию.

Критика рационализма получила особую ясность в сатирических произведениях писателя. В повести «Город градов» Платонов дает своеобразную художественную иллюстрацию идеи, которая его волновала – опасности крайнего формализма. В сюжете заметно сходство некоторых постулатов Платонова, публициста начала 1920-х годов, с идеями героя рассказа – бюрократа Шмакова. Писатель злой и открыто высмеивает их, доводя до абсурда. Платонов был возмущен бюрократией, вопиющим неумелым руководством и витринами, царящими в стране. Писатель видел истоки всего этого в той же абстракции общей идеи из практической жизни.

Таким образом, к концу 1920-х годов Платонов был окончательно убежден в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его произведений, написанных позже. В них Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире, чтобы показать опасность искажения идеи социализма. Романы отражают современную писательскую реальность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая последствия отлучения крестьянина от земли, рабочего от результатов его труда. При жизни писателя был издан только роман «На будущее». Его призрачное значение было сразу понято чиновниками от критики, а общими усилиями Платонов был отлучен от литературной жизни.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Сочинение на тему: Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».

Сочинение. Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».
Сочинение.
Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован».

Желанием исследовать одну из самых очень сложных проблем XX века — проблему приобщения человека к новой жизни — проникнута трагическая мистерия о коллективизации, созданная Андреем Платоновым необычайно быстро: с декабря 1929 по апрель 1930 года, так же, как создавался роман Николая Чернышевского “Что делать?”, тоже написанный на злобу дня. Теперь, когда мы знаем многочисленные произведения, посвященные коллективизации, мы можем с полным правом сказать, что процесс этот сложный, неоднозначный. В “Котловане” автор разбивает миф о светлом будущем. Исторический и литературный контекст повести — “политика сплошной коллективизации” и “ликвидации кулачества как класса”. Мы встречаемся здесь и с философской обобщенностью, и с глубокой мифологизацией жизни: рабочие роют котлован под фундамент “общепролетарского дома”, в котором должно потом счастливо жить новое поколение. Задумался о смысле жизни и рабочий Вощев, уволенный с маленького механического завода, потому что устрашился от производства “среди общего темпа труда”. Задумался о том, что ему “без истины трудно жить”. Он тоже попадает на рытье котлована: ему очень хочется “выдумать что-нибудь вроде счастья, чтобы от душевного смысла улучшилась производительность”. Вощев — это народный мыслитель, “сокровенный человек”, странник, “не движущийся в соответствии с генеральной линией”, а имеющий свою дорогу в жизни. Может быть, он первый понимает, что котлован — это новое рабство, оно основано на ритуалах новой веры: безоговорочном подчинении командам Сталина, приведшим к созданию тоталитарного государства. Он не видит к себе уважения со стороны рабочих или профсоюзных деятелей, которые советуют ему молчать. И тогда он, замысливший переустройство мира романтик и мечтатель, горько бросает в лицо новым бюрократам: “Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, и сели на шею. Без думы люди действуют бессмысленно!” Платонов уже с первых страниц определяет главные темы повести: исполнитель и творец, личное и общественное, уважение к достоинству человека и его жизни. В самой фамилии “Вощев” сопрягаются два начала: древнерусское слово “воск” — что-то мягкое, природное, органическое, и “вотще” — “напрасно” (так напрасен будет поиск этим героем счастья, истины и справедливости в “Котловане”). Ряд фонетических аналогий можно продолжить русской пословицей “попал как кур во щи” (в ощип), в которой центральным является звуковой комплекс “вощи” — от корня “вощ”, “воск”. При внешней несовместимости и даже противоречивости всех этих значений в истории Вощева они сплетены воедино, взаимно дополняя друг друга: это связано и с психологическим миром персонажа — он собирает в мешок “всякую безвестность мира для памяти”, ищет смысл общего и отдельного существования — “план общей жизни”. Сюжет русской пословицы в биографии Вощева получает грустно комическое воплощение: в колхозе имени Генеральной линии активист ставит Вощева на “куриное дело” — “перещупать всех кур и тем самым определить к утру наличие свежеснесенных яиц”. Его фамилия определяет и его духовный путь — от надежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования: “Вощев стоял в недоумении над этим униженным ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Вощев согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и замучилась с течением времени”. Платонов употребляет в повести “юродивый”, изломанный язык — результат смещения, сдвига нормативных лексических и синтаксических отношений. Язык этот рассчитан не на понимание, а на запоминание, смысл слов выхолащивается. Здесь применяются политические маркированные слова-ярлыки, идеологически окрашенная лексика: “отправить на коллективизацию”, “узкими масштабами строиться”, “в одном колхозе горюешь”. Это партийные агитки и лозунги, применяемые на Организационном Дворе по отношению к кулакам: “Какое я тебе лицо? Я никто: у нас партия — вот лицо. Являйся нынче на плот, капитализм, сволочь!” И метод вступления в колхоз знакомый: “Пишись! А то в океан пошлю!” Описывая раскулачивание, Платонов использует прием гротеска, так как в раскулачивании принимает участие Медведь-молотобоец. Иногда в нем автор подчеркивает человеческое начало, именно это отмечает и Настя. Умирая, она просит позаботиться о Мишке Медведеве. И тогда срабатывают метафоры “работать как зверь” и “медвежья услуга” — так проявляется в повести одна из сокровенных платоновских идей.
Умирает девочка Настя — уходит от людей в будущее, все дороги ведут в “Котлован” — к всемирному сиротству, бездомности. Раз нет у людей дома (они даже спят в гробах и готовят их себе “впрок”, что уже само по себе бесчеловечно), значит нет связующего звена между поколениями, нет уюта, гармонии, покоя. И тот дом, который они должны были построить для светлого будущего, превращается в могилу ребенка, в могилу людей. В притчевой форме, мудро и ненавязчиво, Платонов, как мне кажется, дает нам понять, что насильно загонять человечество в счастье нельзя. Тогда вместо обещанного рая мы можем получить нечто противоположное. Это повесть-предупреждение о том, что ложные идеи могут загубить тысячи людских жизней и стать трагедией народа. Наверное, народ наш научился извлекать уроки из своего исторического прошлого.

Читайте также:
Общая характеристика творчества А. П. Платонова: сочинение

Русская литература 1920-1930гг. / 35. Художественное своеобразие прозы А.Платонова

35. Художественное своеобразие прозы А.Платонова

Андрей Платонов в своём осмыслении новой эпохи сумел перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира, этим он не отличался от своих современников. Верил, что наконец-то удастся победить эгоизм, создать общество «высшего гуманизма». Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Следовал традиции Гоголя и Достоевского.

У Платонова была тяжёлая жизнь: исключили из партии, травили, арестовали сына, который потом скончался от тюремного туберкулёза.

Особенности его творчества: необычные герои, неожиданный оборванный финал, невозможность изложить произведение ни на основе логики событий, ни на основе логики героев; плотность повествования, универсальность обобщения на уровне 1 фразы в тексте, колоссальная свобода и стихия русского языка. Один из лучших представителей русской религиозной философии. Необычная философская насыщенность: в форме обычных рассказов и повестей Платонов обозначает серьезные онтологические и экзистенциальные проблемы.

Рассказы Платонова 20-30х: Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро и др. В них светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира. Все его герои – молодые честные люди деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд. Они еще и подвижники, порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело.

«Фро».Молодая женщина Фрося в ожидании личного счастья. наслаждения. Она преданно любит мужа. От своих тяжёлых переживаний пытается отвлечься трудом. Муж Фёдор уезжает, она говорит ему, что умрёт, если он её разлюбит. «Они хотели быть счастливыми немедленно, теперь же, раньше, чем их будущий усердный труд даст результат для личного и всеобщего счастья». «Фрося хотела, чтобы у неё народились дети, она будет их воспитывать, они вырастут и доделают дело своего отца, дело коммунизма и науки». так Платонов как бы уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья.

Читайте также:
Без идеала нет твердого направления, а нет направления нет жизни. Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. А. Л. Платонов. Чевенгур.): сочинение

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (41г) – увлечённость Платонова и его героев мощной техникой. Машинист Мальцев вдохновенный и талантливый работник. Ему не было равных в работе, и он «скучал от своего таланта, как от одиночества». Эта увлечённость перешла в чувствование души паровоза. Старый машинист любит свой паровоз как живое существо, чувствует его всей душой. И эта общность с машиной рождает чувство счастья. Но Платонов так строит ситуацию и конфликт, что этот машинист оказывается глух к живому человеку. Машина в его сознании заслонила человека. Только случившее несчастье – удар молнии и слепота – возвращает ему способность быть чутким к человеку. Лишь пройдя через испытания (одиночество, недоверие, тюрьма, утрата любимой работы) он как бы рождается заново.

Рассказ «Возвращение» (46г) – осмысление послевоенной жизни. Война как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Мальчик Петруша. Нет изображения войны. Главные герои: Алексей Алексеевич Иванов и его жена Любовь Васильевна. Сюжет – отец возвращается с войны. Откровенность жены (рассказы о тяжёлой жизни, о переживаниях, об одиночестве, о Семёне Евсеиче) затронули его самолюбие. Он уходит из дома, от детей к новой, как ему кажется, беззаботной жизни. Сын Петруша и дочь Настя сотворили переворот в душе отца

Проблема жизни и смерти – одна из центральных. Осознание связи живых и мёртвых, людей и животных, человечества и природы. Его сюжеты – правда жизни, правда о человеке. Показал, как непрост путь человека к самому себе. Точность психологических деталей, повороты мысли и чувства. Платонов прошёл через увлечение технократизмом и социальным утопизмом и пришел к идее цельного знания. Платонов – сторонник науки, прогресса, но в сочетании с природной интуицией и духовностью.

К концу 1920-х гг. – 3 сборника прозы. «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». Появляются сатирические рассказы, и свободу ограничили. Обвиняли в идейных грехах, повесили ярлык кулака.

Для Платонова было важно печататься, и он пытался перестроиться.

В 1930-е гг. выступает как критик, рецензент, журналист. Много рассказов о самоотверженных людях («На заре туманной юности»), о личностях. Новая лирическая проза о любви, о мире детства («Река Потудань», «Июньская гроза»). Мало издается. Единственный сборник – 1937, «Река Потудань». Мог писать только критику.

В годы войны был корреспондентом, писал очерки и рассказы о героизме людей. После войны – один из лучших рассказов, «Семья Иванова». Рассказ подвергается жестокой критике. Ермилов «Клеветнический рассказ Платонова». После этой статьи Платонова практически не печатают.

В 1940-50-е гг. выступает как сказочник («Волшебное кольцо»).

На этом этапе (прижизненном) очень мало дошло до читателя.

Второй этап – в 1958 г. (Платонов умер в 1951) появляется маленькая книжка рассказов, которая вызвала огромный интерес. Начинает довольно часто издаваться. Наибольшее количество посмертных публикаций.

Платоновский бум – 1960-е гг. Второе рождение писателя. Продолжается и в 1970-80-е гг. Выходит 3-томное собрание сочинение. Платонов снова пришел к читателю деформированным. «Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море» еще не изданы. 1986 – третье рождение. Опубликованы самые крупные романы.

Два этапа – прижизненный и 1970-80-е гг.

Особая эмоциональность прозы.

Подумать об уникальности платоновской фразы. «Язык по Лобачевскому».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: