Своеобразие романтизма в творчестве Эдгара По: сочинение

ТЕМНЫЙ РОМАНТИЗМ Эдгар Аллан По

Автор: Татьяна Корсакова (DARKER. №10 октябрь 2015)
Источник: https://darkermagazine.ru/page/triumf-maski

Рассказ Эдгара Аллана По «Маска Красной Смерти» изрядно выделяется в творческом наследии автора «Черного кота», «Необыкновенного приключения некоего Ганца Пфааля» и «Убийства на улице Морг». Это короткое произведение, повествующее о маскараде принца Просперо в сказочном замке, поражающем воображение причудливым убранством, даровало американскому классику неувядающую славу. Ведь обитателей мира сего никогда не перестанет завораживать и очаровывать ужасное. и прекрасное!


С. П. Ладыгин. Маска красной смерти. 1917. Фрагмент.

Рассказ был написан и впервые опубликован в 1842 году, и с тех пор выдержал множество переизданий по всему миру. Сюжет этого произведения, наверное, знаком каждому еще со школьной скамьи. Его можно пересказать буквально в нескольких предложениях. Правитель Просперо собрал в укрепленном аббатстве тысячу приближенных, чтобы укрыться от зловещего недуга, именуемого Красная Смерть.

Когда завершался пятый или шестой месяц «пира во время чумы», принц устроил маскарад, на который велел не надевать красного. Однако в самый разгар праздника, когда зловещие часы пробили полночь, явился незваный гость в образе трупа, умершего от Красной Смерти. Принц вступил с ним в единоборство и пал. Приближенные отважились сорвать маску с незнакомца и под ней не обнаружили ничего — пустота знаменовала торжество Красной Смерти.

Однако, согласитесь, простой пересказ, даже очень подробный, не может дать правильного представления об этом произведении. Ведь главное здесь не действие, а атмосфера.


Кадр из фильма «Маска красной смерти», режиссёра Р. Кормана. В роли Красной Смерти — Винсент Прайс.

ЖДУ ВАС НА МАСКАРАДЕ -ТАМ-ТО, ТАКОГО-ТО ЧИСЛА.

Размышления над трактовкой приводят вдумчивого читателя к мысли, что в этом произведении Э. А. По продолжил некий эксперимент с формами и языком для описания ужасного, отталкивающего, начатый в более раннем рассказе «Король Чума» (1835).

В нем пьяные матросы, спасаясь от преследования, попадают в лавку гробовщика, где пируют шесть представителей «Чумного» семейства. Их вид вызывает отвращение, но и восхищение смелостью пера автора. Ведь в те времена художественный прием эстетизации уродства еще не существовал. У кого-то — безобразно высокий лоб, у другого — рот до ушей, длинный и тонкий нос до подбородка у третьего и так далее.

Здесь автор прибегает к бурлескному антуражу, изображая кладбищенских персонажей в поистине сюрреалистической манере — с гипертрофированными частями тела, одетых в погребальные аксессуары, включая даже гроб. В «Маске» же грубоватый юмор уступает место изысканно-эстетическому описанию, в центре которого находится маскарад Просперо.

Что же представляет собой этот бал? Маски были гротескными, словно кошмарные сновидения или порождения горячечного бреда. Здесь было и красивое, и безнравственное, и чудное, что-то вызывало отвращение. Маски кривлялись словно злые духи и, подсвеченные чудным светом, в каждой комнате меняли свой облик. Неистовое движение сменялось периодами статики, когда гости замирали, словно живые картины, охваченные предчувствием приближающейся гибели.

Нетрудно заметить, что рассказ насыщен эффектами, которые можно увидеть на сцене. Это ощущение усиливает то, что действие замкнуто в замке, как картина в раме (по собственному выражению По). О театральности кричат залы, задрапированные разноцветными тканями, неземное освещение, навязчиво повторяющийся мотив маски и даже звуки — бой черных часов.

Кстати, автор намеренно отсылает к театру, упоминая в тексте постановку пьесы В. Гюго «Эрнани». И, стоит отметить, художники более позднего времени уловили этот посыл. В одноименной экранизации Роджера Кормана (1964), напоминающей фильм-спектакль, большое внимание уделено стилизации и визуальным эффектам.

Гораздо позднее, в конце 2000-х, рассказ был адаптирован для театра1, и в пьесе использованы мотивы «Маски Красной Смерти», как и других «страшных» произведений По. В Детройте ежегодно на Хэллоуин проходит маскарад для всех желающих2. Организаторы, по собственному признанию, вдохновлялись рассказом По и фильмом Кормана3. Так «Маска» обрела иное измерение, максимально приблизившись к реальной жизни.


«Маска красной смерти» Венди Пини. Гости собираются на бал, чтобы встретить смерть.

Не стоит, однако, забывать, что зловещий бал заканчивается смертью всех участников. Концовка — вполне в духе Э. А. По, который раз за разом возвращается к маскараду в своем творчестве. Тема веселого карнавала, популярного развлечения и простолюдинов, и высшего общества у американского классика обрастает мрачными коннотациями. А маскарадная интрига, изначально имеющая развлекательную функцию, оборачивается роковым знамением.

К примеру, в рассказе «Прыг-Скок» (1849) шут изготовил костюм, который принес смерть королю и его советникам во время маскарада. Здесь также под маской — маской, которую надели «жертвы», — скрывалась смерть.

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

В «Бочонке Амонтильядо» (1846) Монтрезор уничтожает Фортунато, когда в городе бушует безумие карнавала. Для жертвы все происходящее — игра и развлечение, вплоть до ужасной развязки. Он не осознает, что под полами домино, в которое облачился главный герой, таится его смерть. В этой новелле невинный розыгрыш — обычное дело на карнавале — оборачивается зловещим приговором.

Решающим эпизодом «Маски Красной Смерти» становится срыв «маскарадного» костюма, под которым обнаруживается инфернальная пустота. Этот прием был ранее применен в «Вильяме Вильсоне» (1839), где главный герой встречает на маскараде своего двойника. Кульминация наступает, когда Вильсон удовлетворяет свою одержимость и срывает маску с врага, обнаружив под ней собственное лицо. Любопытно, что на маскараде в фильме Р. Кормана, в котором режиссер щедро использует мотивы По, принц Просперо, сорвав маску со Смерти, также встречает своего двойника.

Так, контраст между веселым (маскарад) и ужасным (смерть под маской) и представляет собой тот гротеск, который является основой рассказа, действительно наводящего ужас.


Конец XV в. Пляска смерти. Бернт Нотке. Таллин, церковь Нигулисте. 2 фрагмент (слева направо, по иерархии сословий 2 и 3 фигуры — император и императрица).

КРАСНЫЙ ШУТ

Новелла Эдгара По имеет, строго говоря, два названия. При первой публикации в «Журнале Грэма» в 1842 г. она была озаглавлена «Маска Красной Смерти» («The Mask of the Red Death»), и это название закрепилось в русской традиции. Позже, в 1845 переработанная версия вышла под заглавием «The Masque of the Red Death», где слово «masque» означает «маскарад» или «театрализованное представление». В фокусе оказывается не центральный персонаж, появляющийся в финале, а бал-маскарад, пронизанный духом Красной Смерти. Название также оттеняет последнюю строку произведения: «. и над всем безраздельно воцарились Мрак, Гибель и Красная смерть» (пер. Р. Померанцевой).

Что послужило прототипом красной смерти? Туберкулез, унесший близких автора или, может, чума — Черная смерть? Симптомы, описанные Э. А. По — «неожиданное головокружение, мучительная судорога, потом из всех пор начинала сочиться кровь» (пер. Р. Померанцевой), — не подходят ни под одно реальное заболевание, так что, вне всякого сомнения, сама болезнь — плод неуемной и смелой фантазии автора.

Гораздо интереснее, однако, не истоки болезни, а то, как описана Красная Смерть в рассказе. Стоит заметить, что в европейской традиции Средневековья, на которую так или иначе ориентировался автор, есть известные сюжеты «Пляска смерти», «Триумф смерти» и «Три мертвеца и три живых», которые, безусловно, повлияли на создание образа этого персонажа, каким мы его знаем сейчас — скелет в темном одеянии, с косой.

На средневековых изображениях Мрачный Жнец предстает в виде скелета либо мертвеца, окутанного саваном, трупа, увенчанного царскими (или папскими) регалиями. Его атрибуты — коса или лук, иногда Смерть едет на коне (этот образ берет начало в Откровении Иоанна Богослова) как благородный господин. На знаменитой гравюре А. Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» этот персонаж держит песочные часы.


А. Дюрер. «Мастерские гравюры». Рыцарь, смерть и дьявол. 1513-1514. Фрагмент.

А что же у Э. А. По? Незваный гость предстает закутанным в саван, обрызганный кровью, а «маска» в точности воспроизводит застывшие черты трупа, погибшего от Красной Смерти. Автор пишет, что ее появлению предшествует кровь, ее «печать». Т

ак появляется трактовка образа Смерти как существа благородного происхождения, поскольку личной печати удостаивается не каждый. Ее появление предвещает бой черных часов и гости-тени, мечущиеся по залам словно злые духи. В финале, когда приближенные Просперо срывают с незваного гостя его наряд, Смерть названа шутом («mummer» в оригинале), но в конечном счете шут становится королем этого бала.

Интересно, что в литературе более позднего времени, как и в кинематографе, одеяние Красной Смерти трансформировалось из погребального савана, забрызганного кровью, в красное домино — атрибут итальянского карнавала.


Таинственный убийца из киноленты 1989 г.

. И ЭТО БЫЛО ВЕЛИКОЛЕПНОЕ И ВЕСЕЛОЕ ПРАЗДНЕСТВО

Легко заметить, что краткий рассказ, не содержащий сколь-нибудь проработанных характеров либо напряженного действия, представляет собой — при богатстве декораций — скудный материал для адаптаций. Вместе с тем некая недосказанность бередит фантазию, заставляя читателей размышлять о характере принца Просперо и его приближенных. Как и о том, что же, собственно, происходило в замке на протяжении полугода?

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Оригинальную трактовку предложила американская художница Венди Пайни, создательница графического романа по мотивам «Маски Красной Смерти». Она привнесла в произведение гомоэротический оттенок. В ее футуристическом романе присутствует откровенная любовная линия между принцем Просперо и молодым ученым, который помогает главному герою искать лекарство от смерти. Хотя сюжет уходит далеко в сторону от «Маски» Э. А. По, художнице удается передать эстетско-декадентскую атмосферу, присущую оригиналу.

Что касается характера хозяина бала, то в фильмах 1964 и 1989 гг., названных так же, как и рассказ, Просперо изображен тираном и садистом. По версии Р. Кормана, гости коротали время за грубоватыми и порой жестокими развлечениями, вполне в духе Средневековья. Впрочем, принц в исполнении Винсента Прайса не лишен некоторого обаяния. Кроме того, в повествование мастерски вплетен сюжет другой новеллы Э. А. По — «Прыг-Скок», действие которой также разворачивается на маскараде. Стоит заметить, что такое соединение смотрится вполне органично.

Ремейк этой картины, 1989 г., где в режиссерское кресло сел Ларри Брэнд, а продюсером выступил Корман, отходит от стилизации и демонстрирует натурализм средневекового быта. Просперо здесь — средневековый феодал, ведущий себя в соответствии с требованиями своего времени. Вначале критики приняли эту версию прохладно, но позднее отмечали, что главный герой здесь получился более жизненным и рефлектирующим, однако и более скучным.

Другую возможность для интерпретации демонстрирует лента «Маска Красной Смерти» 1989 г. Алана Биркеншоу, неуловимо напоминающая своим сюжетом «10 негритят». Действие детектива с элементами хоррора перенесено в наше время. Экстравагантный и эксцентричный герцог устраивает тематический маскарад для своих друзей. Внезапно появляется убийца в маске Красной Смерти и истребляет гостей одного за другим.

Желание пересматривать это кино вряд ли возникнет, но единоразовый просмотр, вероятно, доставит удовольствие ценителям творчества Э. А. По. Здесь вам и страшные часы, и маятник, который становится орудием казни. Зловещие подземелья, гибельный пресс — все это вписывается в поэтику американского классика.

Еще одно произведение — компьютерная игра 2013 г. — «Темные истории: Эдгар Аллан По. Маска Красной Смерти» от ERS Game Studios, квест с поиском предметов, предлагает детективную трактовку. Хотя сюжет имеет мало общего с творчеством Э. А. По, кроме, конечно же, образа Красной Смерти — убийцы в маске, игра поможет погрузиться в эпоху и оказаться в зловещих антуражах произведений классика.


Убийца в маске красной смерти, герой компьютерной игры.

Таким образом, «Маска Красной Смерти» — прекрасный пример того, как некий эстетический эксперимент оказался настолько удачным, что породил целую галерею оригинальных, запоминающихся и устрашающих образов. Несмотря на большое количество адаптаций и отсылок к этому произведению в литературе, кино, музыке, в театре, думается, эта история еще не закончена.

Эдгар Аллан По: краткая биография и своеобразие творчества

Автор: Guru · Опубликовано 11.11.2016 · Обновлено 24.02.2017

Кто придумал детектив?

Эдгар Алан По – создатель популярного жанра «детектив», мастер романтической новеллы («Падение дома Ашеров», «Красная маска» и т.д.), автор легендарной поэмы «Ворон» и т.д. и т.п. Вклад Эдгара По в развитие литературы можно описывать еще очень длинно, вот поэтому он – первый американский писатель, имя которого прогремело на весь мир. Его достижения в литературе до сих пор остаются неразгаданными феноменами. Их тщательно изучают, открывая новые грани и новые смыслы в творчестве по-настоящему выдающегося писателя своего времени. Чтобы понять и оценить его книги, необходимо обладать базовыми знаниями: В каком стиле писал Эдгар По? Какие основные темы преобладают в его творчестве? Что отличает Эдгара По от других писателей?

Своеобразие творчества Эдгара По во многом объясняется тем, что его творчество выдержано в стилевой и смысловой палитре романтизма (что такое романтизм?). Тематика тоже во многом зависит от романтического направления, которое оказало решающее влияние на писателя. Однако нельзя приравнять По к романтикам и ограничиться этой характеристикой: его мастерство самобытно и требует более детального анализа. Прежде всего, нужно проследить его творческий путь.

Краткая биография Эдгара Аллана По

Эдгар Аллан По (1809-1849) – первый значимый американский писатель, который во многом определил облик современной литературы. Правда, по авторскому мировосприятию, по стилистике творчества он, скорее, европеец. В его книгах нет национальной идентичности, которая есть у Теодора Драйзера или Эрнеста Хэмингуэя, например. Он был склонен к мистификации собственной жизни, поэтому сложно воссоздать его биографию, однако кое-какие сведения все же доподлинно известны.

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Эдгар родился в семье актеров бродячей труппы. В 4 года остался сиротой, родители умерли от туберкулеза. Навсегда в его памяти застрял образ матери, которая харкает кровью ему в лицо. Врожденная патология писателя – асимметрия лица (одна половина лица парализована). Несмотря на этот дефект он был симпатичным ребенком и вскоре его усыновили. Богатая семья коммерсанта Аллана взяла мальчика на воспитание. Его любили, особенно трепетно к нему относилась приемная мать, но отчима Эдгар невзлюбил: слишком разными были они людьми. Конфликт с отчимом обострился, поэтому юный Аллан По 6 лет жил в пансионате в Англии.

В дальнейшем Эдгар поступил в Виргинский университет, но обучение там не закончил. Деньги, которые мистер Аллан дал ему на учебу, незадачливый студент проиграл в карты. Новая ссора переросла в окончательный разрыв. Ему было всего 17. Что делать, если ты молод и нужны деньги? Конечно же, издать сборник стихов. Под псевдонимом «Бостонец» Эдгар По выпускает поэтический сборник, но терпит неудачу, после чего отправляется в армию. Жесткий режим тяготит его, он оставляет службу.

После смерти мачехи Эдгар и отчим заключают перемирие, поэтому возобновившаяся материальная поддержка позволяет ему заняться литературой. Если поэзия его не пользуется успехом, то мистический рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» занял первое место на престижном конкурсе.

В основном, Эдгар По работал во многих периодических изданиях в качестве журналиста, редактора и корреспондента. Получал 5-6 долларов за рассказ или статью, то есть жил небогато. Стоит сказать, что стиль его журналистских публикаций отличался ироничностью и даже сарказмом.

В 1835 поэт обвенчался со своей кузиной Вирджинией Клемм. Она стала прообразом всех женских героинь: субтильная, бледная, болезненная. Девушка, словно призрак. Говорят даже, что у новобрачных была лишь платоническая любовь.

В 1838 Эдгар По переехал в Филадельфию, стал редактором журнала, проработал там 6 лет. В то же время он работает над сборником «Гротески и арабески». Это эталон мистической прозы. Та мрачность, что отличает фирменный стиль По, становится результатом его хронической болезни – мигрени. Известно, что писатель с ума сходил от боли, но, тем не менее, работал на износ. Именно так объясняются еле заметные шизофренические нотки в произведении.

1845 год стал роковым в жизни Эдгара По: умирает Вирджиния, которую он искренне любил, журнал, где он работал, обанкротился, и под гнетом горя и неудач он пишет свою самую знаменитую поэму «Ворон».

Страсть к опиуму и вину перечеркнула его дальнейшую карьеру. Одна лишь мать Вирджинии заботилась об Эдгаре По, именно ей он отдавал заработок, а она кормила его и обеспечивала хотя бы какой-то порядок в его жизни.

Причина смерти Эдгара Аллана По является загадкой. Известно, что друг устроил ему встречу с издателем, Эдгару По была выдана крупная сумма денег в качестве аванса за какую-то литературную работу. Он, видимо, решил отметить «получку» и выпил лишнего в пабе. Наутро его нашли мертвым в парке, и денег у него при себе уже не было.

Особенности и своеобразие творчества

О чем статьи Эдгара Аллана По? В своих статьях он стоял на позициях «чистого искусства». Чистое искусство – это точка зрения, согласно которой искусство не должно быть полезным, оно и есть самоцель (искусство ради искусства). Только образ и слово воздействуют на эмоции читателя, а не на рассудок. Поэзию он считал высшим проявлением литературного таланта, так как в прозе, полагал он, есть что-то комическое, низменное, а поэзия всегда «парит в эфире», не соприкасаясь с бытовыми дрязгами земли. Эдгар По — перфекционист по складу характера: он долго шлифовал свою работу, тщательно редактировал произведения и без конца правил готовые рассказы и стихи. Форма была для него важнее, чем содержание, он – настоящий эстет в литературе.

В его рассказах и стихах преобладает звукопись: многочисленные аллитерации и ассонансы. Музыкальность в его поэзии всегда на первом месте. Это характерная черта для авторов романтического направления, ведь музыку они признавали главным видом искусства.

Творчество Эдгара Аллана По приблизительно можно разделить на две разновидности: логические рассказы (детективы) и мистические повести.

Своеобразие творчества Эдгара По:

  • мастерство готического пейзажа
  • кульминация созвучна с природой
  • пугающий мистицизм, игра на страхах читателя
  • постепенная, «крадущаяся» интрига
  • произведения передают гнетущее состояние, как музыка: читатель не знает, что именно указывает на печаль и тоску, но чувствует их, именно чувствует прозу, а не понимает.
Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Стиль Эдгара По. Отношение к искусству

Для Эдгара По творчество – не порыв вдохновения, а работа, сравнимая с математической задачей: последовательная и четкая. Он выбирает новый яркий эффект и ищет идеальную форму для того, чтобы поразить читателя, воздействовать на его сознание. Краткость формы нужна для единства впечатления, бесстрастный тон – чтобы подчеркнуть мистику происходящего. В поэме «Ворон» автор, по собственному признанию, намеренно выбрал меланхолическую подачу и трагический сюжет, дабы подчеркнуть значение символики ворона, связанное с тем, что эта птица — падальщик, завсегдатай поля боя и кладбища. Знаменитый рефрен «Nevermore» — это однообразие в звучании, но подчеркнутая разница в смыслах. Эдгар По сначала выбрал комбинацию «o» и «r», а потом подстроил под нее фразу, которая является окказионализмом Эдгара По, то есть словосочетание «Nevermore» он придумал сам. Единственная цель такой кропотливой работы – оригинальность. Современники По замечали, как страстно и артистично автор читает свою поэму, как выделяет звуки и следует внутреннему ритму стихов. Именно музыкальность, неповторимая гамма чувств, ощущений, пейзажных красок и идеально построенная форма произведения являются свойствами, по которым читатель безошибочно узнает авторский стиль Эдгара По.

Александр Полежаев — о поэте

Информация

Биография

Алекса́ндр Ива́нович Полежа́ев (30 августа (11 сентября) 1804, село Рузаевка, Инсарский уезд, Пензенская губерния — 16 (28) января 1838, Лефортовский военный госпиталь, Москва) — русский поэт.

В 1826 он был отправлен унтер-офицером в армию за поэму «Сашка» (1825) по личному приказу Николая I. Армию он не любил и неоднократно самовольно покидал полк; подвергался телесному наказанию. В 1838 г. он умер в возрасте 33 лет.

Александр Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 год в имении Струйских Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Рузаевский район Мордовии). Он был внебрачным сыном помещика Л. Н. Струйского от его крепостной Аграфены Ивановой (по А. И. Введенскому —…

Алекса́ндр Ива́нович Полежа́ев (30 августа (11 сентября) 1804, село Рузаевка, Инсарский уезд, Пензенская губерния — 16 (28) января 1838, Лефортовский военный госпиталь, Москва) — русский поэт.

В 1826 он был отправлен унтер-офицером в армию за поэму «Сашка» (1825) по личному приказу Николая I. Армию он не любил и неоднократно самовольно покидал полк; подвергался телесному наказанию. В 1838 г. он умер в возрасте 33 лет.

Александр Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 год в имении Струйских Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Рузаевский район Мордовии). Он был внебрачным сыном помещика Л. Н. Струйского от его крепостной Аграфены Ивановой (по А. И. Введенскому — Степаниды Ивановны). Внук Н. Е. Струйского, двоюродный брат поэта Д. Ю. Струйского (Трилунного), также внебрачного сына помещика, но узаконенного.

Вскоре после рождения сына Аграфена была отпущена на волю и выдана замуж за саранского купца Ивана Ивановича Полежаева, с которым переселилась в село Покрышкино, откуда и происходит ошибка в некоторых источниках при указании места рождения будущего поэта. Чтобы «покрыть барский грех», документы были выправлены с указанием, что Полежаев родился в 1805 г. уже в Покрышкине, в «законной семье». Пять лет Александр с матерью и отчимом жили в Саранске. В 1808 г. Иван Полежаев пропал без вести. В 1810 г. умирает мать Александра. Струйский передает Полежаева и его сводного брата Константина (сына Аграфены и её супруга И. И. Полежаева) под опеку Я. Андреянова, дворового учителя, женатого на сестре Аграфены Анне.

В 1816 г. Струйский, перед своим отъездом в Сибирь на поселение за убийство своего крепостного, увозит Александра в Москву и помещает в пансион при Московском университете. Сам Струйский умер в ссылке в 1825 г.

В 1820 году Александр Полежаев поступает вольным слушателем на Словесное отделение Московского университета[1].

В 1825 г. Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина пишет собственную поэму «Сашка». В этом же году выходит альманах М. П. Погодина «Урания», в котором напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)». В 1826 г. Полежаева принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

После доноса жандармского полковника Ивана Петровича Бибикова (1788—1856) поэма «Сашка», содержащая критику порядков в Московском университете и описание нравов университетского студенчества, попала в руки самого Николая I. Как пишет биограф, «в другое время шалость Полежаева могла бы окончиться и пустяками; но вскоре после 14 декабря 1825 года, когда умственное направление декабристов приписывалось, между прочим, вредному направлению образования юношества, дело приняло иной оборот». Герцен рассказывает со слов самого Полежаева, что поэта привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле перед коронацией, и царь заставил читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения. Император, по словам Полежаева, предложил ему: «Я тебе даю возможность военной службой очиститься». В 1826 г. Александра отдают в унтер-офицеры в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя. За участие в этой «удалой проказе» из университета был исключён и его товарищ Александр Афанасьев.

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Побег из полка.
В июне 1827 г. Полежаев бежит из полка с целью добраться до Петербурга и ходатайствовать об освобождении от воинской службы. Однако его хватают, возвращают в полк и отдают под суд (по другой версии, Полежаев вернулся в полк сам, «одумавшись»). Поэт из унтер-офицеров разжалован в рядовые без выслуги и лишён личного дворянства — до конца жизни он должен был остаться на военной службе рядовым.

От отчаяния и тоски он запил и «воротившись как-то нетрезвым в казармы, на выговор фельдфебеля за недозволительно позднее возвращение — ответил ему бранью непечатными словами». В 1828 г. Полежаева арестовывают за оскорбление фельдфебеля. Почти год он провёл в кандалах на гауптвахте в подвале Московских спасских казарм, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В заключении он написал стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против царя. «В уважение весьма молодых лет» он избежал более серьёзной ответственности и был переведён в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ. Там поэт принимает участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане. Кавказские мотивы занимают важное место в его лирике (две изданные анонимно по требованию цензуры поэмы — «Чир-Юрт» и «Эрпели»). Отличившись в походах, в 1831 он вновь был произведён в унтер-офицеры.

В 1833 г. Полежаев вместе с полком возвращается в Москву. Осенью поэта переводят в Тарутинский егерский полк.

Встреча с Екатериной Бибиковой
В 1834 г. подполковник И. П. Бибиков, написавший в 1826 г. донос на поэта, ставший роковым в его судьбе, вновь встречается с Полежаевым и ему удается выхлопотать для него двухнедельный отпуск, который поэт провел в семье Бибиковых, в подмосковном имении Ильинское. Здесь он влюбляется в 16-летнюю дочь Бибикова Екатерину (1817-1900), которая пишет акварелью, наверное, самый знаменитый портрет поэта, а сам Полежаев создаёт несколько стихотворений, вызванных любовью к девушке.
Таланты ваши оценить Никто не в силах, без сомненья! Того ни с чем нельзя сравнить, Что выше всякого сравненья. Вы рождены пленять сердца Душой, умом и красотою…

— А. И. Полежаев 11 июля 1834 Село Ильинское

Впоследствии, в 1889 г., она, под псевдонимом «Старушка из степи», издает ценные воспоминания о поэте. Необходимость, однако, возвратиться в полк так угнетающе действует на Полежаева, что он по дороге пропадает и его удается найти с большим трудом.

После перенесенного им телесного наказания и в результате обострения «злой чахотки», подхваченной во время заключения на гауптвахте Спасских казарм, Полежаев был помещён в сентябре 1837 г. в Лефортовский военный госпиталь, где и скончался 16 (28) января 1838 г. В конце декабря 1837 года он был произведён в офицеры (получил чин прапорщика), но едва ли узнал об этом даже на смертном одре.

Похоронен на Семёновском кладбище (могила не сохранилась). Впоследствии и само кладбище было уничтожено при промышленной застройке района (ныне часть территории кладбища занимает сквер между Семеновским валом, Измайловским шоссе и Семеновским проездом, а другая часть — промышленный квартал между Золотой улицей и проспектом Буденного).

Трагическая судьба Полежаева вызывала гнев и сочувствие А. И. Герцена, Н. П. Огарёва. Споры по поводу того, что стало роковой причиной столь трагичной судьбы, начались сразу после смерти поэта. Так, В. Г. Белинский в статье 1842 г. по поводу выхода сборника стихов Полежаева писал, что во всём он мог обвинять только самого себя. Это суждение было вызвано незнанием критиком как обстоятельств жизни самого поэта, так и многих его острополитических стихов, запрещенных цензурой и похороненных в её недрах. Со временем стала преобладать противоположная тенденция — рассматривать Полежаева исключительно как жертву царского режима и произвола Николая I. По всей же видимости, свою роль сыграла и буйная натура самого Полежаева, передавшаяся ему «по наследству» от отца и деда, блестяще отображенная им в поэме «Сашка» и ставшая причиной бегства его из полка в 1827 г., а также многих других столь же импульсивных его поступков.

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Биография Александра Полежаева

Александр Иванович Полежаев – русский поэт и переводчик – родился 30 августа (11 сентября) 1804 года в имении Струйских Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Рузаевский район Мордовии).

Он был внебрачным сыном помещика Л. Н. Струйского от его крепостной Аграфены Ивановой (по А. И. Введенскому — Степаниды Ивановны). Внук Н. Е. Струйского, двоюродный брат поэта Д. Ю. Струйского (Трилунного), также внебрачного сына помещика, но узаконенного.

Вскоре после рождения сына Аграфена была отпущена на волю и выдана замуж за саранского купца Ивана Ивановича Полежаева, с которым переселилась в село Покрышкино, откуда и происходит ошибка в некоторых источниках при указании места рождения будущего поэта. Чтобы «покрыть барский грех», документы были выправлены с указанием, что Полежаев родился в 1805 г. уже в Покрышкине, в «законной семье». Пять лет Александр с матерью и отчимом жили в Саранске. В 1808 Иван Полежаев пропал без вести. В 1810 умирает мать Александра. Струйский передает Полежаева и его сводного брата Константина (сына Аграфены и её супруга И. И. Полежаева) под опеку Я. Андреянова, дворового учителя, женатого на сестре Аграфены Анне.

В 1816 Струйский, перед своим отъездом в Сибирь на поселение за убийство своего крепостного, увозит Александра в Москву и помещает в пансион при Московском университете. Сам Струйский умер в ссылке в 1825.

В 1820 Александр Полежаев поступает вольным слушателем на Словесное отделение Московского университета.

В 1825 Полежаев под воздействием «Евгения Онегина» Пушкина пишет собственную поэму «Сашка». В этом же году выходит альманах М. П. Погодина «Урания», в котором напечатан перевод Полежаева «Человек. К Байрону (из Ламартина)». В 1826 Полежаева принимают в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

После доноса жандармского полковника Ивана Петровича Бибикова поэма «Сашка», содержащая критику порядков в Московском университете и описание нравов университетского студенчества, попала в руки самого Николая I. Как пишет биограф, «в другое время шалость Полежаева могла бы окончиться и пустяками; но вскоре после 14 декабря 1825, когда умственное направление декабристов приписывалось, между прочим, вредному направлению образования юношества, дело приняло иной оборот». Герцен рассказывает со слов самого Полежаева, что поэта привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле перед коронацией, и царь заставил читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения. Император, по словам Полежаева, предложил ему: «Я тебе даю возможность военной службой очиститься». В 1826 Александра отдают в унтер-офицеры в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя. За участие в этой «удалой проказе» из университета был исключён и его товарищ Александр Афанасьев.

В июне 1827 Полежаев бежит из полка с целью добраться до Петербурга и ходатайствовать об освобождении от воинской службы. Однако его хватают, возвращают в полк и отдают под суд (по другой версии, Полежаев вернулся в полк сам, «одумавшись»). Поэт из унтер-офицеров разжалован в рядовые без выслуги и лишён личного дворянства — до конца жизни он должен был остаться на военной службе рядовым.

От отчаяния и тоски он запил и «воротившись как-то нетрезвым в казармы, на выговор фельдфебеля за недозволительно позднее возвращение — ответил ему бранью непечатными словами». В 1828 Полежаева арестовывают за оскорбление фельдфебеля. Почти год он провёл в кандалах на гауптвахте в подвале Московских спасских казарм, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В заключении он написал стихотворение «Узник» («Арестант»), содержащее весьма резкие выпады против царя. «В уважение весьма молодых лет» он избежал более серьёзной ответственности и был переведён в Московский пехотный полк, с которым отправился на Кавказ. Там поэт принимает участие в боевых действиях в Чечне и Дагестане. Кавказские мотивы занимают важное место в его лирике (две изданные анонимно по требованию цензуры поэмы — «Чир-Юрт» и «Эрпели»). Отличившись в походах, в 1831 он вновь был произведён в унтер-офицеры.

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

В 1833 Полежаев вместе с полком возвращается в Москву. Осенью поэта переводят в Тарутинский егерский полк.

В 1834 подполковник И. П. Бибиков, написавший в 1826 донос на поэта, ставший роковым в его судьбе, вновь встречается с Полежаевым и ему удается выхлопотать для него двухнедельный отпуск, который поэт провел в семье Бибиковых, в подмосковном имении Ильинское. Здесь он влюбляется в 16-летнюю дочь Бибикова Екатерину (1817-1900), которая пишет акварелью, наверное, самый знаменитый портрет поэта, а сам Полежаев создаёт несколько стихотворений, вызванных любовью к девушке.

Впоследствии, в 1889, она, под псевдонимом «Старушка из степи», издает ценные воспоминания о поэте. Необходимость, однако, возвратиться в полк так угнетающе действует на Полежаева, что он по дороге пропадает и его удается найти с большим трудом.

После перенесенного им телесного наказания и в результате обострения «злой чахотки», подхваченной во время заключения на гауптвахте Спасских казарм, Полежаев был помещён в сентябре 1837 в Лефортовский военный госпиталь, где и скончался 16 (28) января 1838 года.

В конце декабря 1837 Полежаев был произведён в офицеры (получил чин прапорщика), но едва ли узнал об этом даже на смертном одре.

Похоронен на Семёновском кладбище (могила не сохранилась).

А. И. Полежаев (1804–1838)

А. И. Полежаев (1804–1838)

Среди поэтов конца 1820–1830-х годов А. Полежаев выделялся своей несчастной и трагической судьбой, которая не щадила поэта с дней рожденья. Он был незаконнорожденным сыном, обвинен по доносу в нарушении норм общественной нравственности, сослан в качестве унтер-офицера Бутырского пехотного полка, разжалован в солдаты, лишен дворянского звания «без выслуги», страдал чахоткой и в 33 года умер.

Полежаев начал писать в конце 1820-х годов. Его стихи были отчетливо ориентированы на пушкинский принцип стилистической свободы и отличались резким смыслом, энергичным ритмом и злободневностью. Он часто отдавался во власть игровой ритмической стихии. Он умел в быстром темпе развертывать тему и мчать стих в едином порыве от начала до конца. Интонация быстрого и страстного речения передавалась им с помощью коротких строк. Это позволяло избегать многословия, точно нацеливало мысль и заостряло ее:

Я умру! На позор палачам

Беззащитное тело отдам!

Но, как дуб вековой,

Неподвижный от стрел,

Я, недвижим и смел,

Встречу миг роковой!

В отдельных стихотворениях («Сарафанчик») Полежаев пытался обратиться к народной образности.

Читайте также

Полежаев Александр Иванович (1804 или 1805-1838)

Полежаев Александр Иванович (1804 или 1805-1838) Особое место в поэзии 1830-х годов занимает творчество Александра Ивановича Полежаева. Его вольнолюбивая лирика, казалось бы продолжающая традиции декабристов, теряет четкую гражданскую и политическую направленность, перерастая

Лирика Лермонтова 1838-1840 годов.

Лирика Лермонтова 1838-1840 годов. В конце ноября – начале декабря 1837 года хлопоты бабушки увенчались успехом. Лермонтова перевели сперва в Гродненский лейб-гвардии гусарский полк в Новгород, а весной 1838 года – по месту старой службы в Петербург. Здесь Лермонтова встретили

Александра Осиповна Ишимова (1804–1881)

Александра Осиповна Ишимова (1804–1881) Александра Осиповна Ишимова родилась в 1804 году в Костроме. На следующий год отца перевели на службу в Санкт-Петербург. До семи лет девочку ничему не учили, даже азбуке, давая ей полную свободу. А в восемь лет Александру отдали в пансион.

А. И. Полежаев (1804 или 1805–1838)

А. И. Полежаев (1804 или 1805–1838) 70. Песнь пленного ирокезца Я умру! на позор палачам Беззащитное тело отдам! Равнодушно они Для забавы детей Отдирать от костей Будут жилы мои! Обругают, убьют И мой труп

А. С. Хомяков (1804–1860)

А. С. Хомяков (1804–1860) Первоначально он развивал традиционные для любомудров темы: поэтическое вдохновение, единство человека и природы, любовь и дружба. Поэт в лирике Хомякова – соединительное звено между мирозданием и природой. Его «божественный» жребий предуказан

В. Г. Тепляков (1804–1842)

В. Г. Тепляков (1804–1842) Немногие молодые поэты удостоивались похвалы Пушкина. Такая удача выпала на долю В. Теплякова. Он был, как писала о нем Е. Е. Дмитриева, «живым воплощением типа романтического героя, начало которому в русской и европейской литературе положили поэмы

«Дума» (1838)

«Дума» (1838) В отличие от элегии «И скушно и грустно», в «Думе» развернут анализ нынешнего состояния души и духа поколения. Поэт сосредоточен на непосредственном размышлении, процесс которого происходит словно сейчас, когда пишется стихотворение. Синхронность

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

«Ветка Палестины» (1838)

«Ветка Палестины» (1838) Среди таких стихотворений выделяются «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», две «Молитвы». Во всех этих стихотворениях, в противоположность «Валерику» или «Завещанию», Лермонтов не проявляет никакого стремления превратить

«Поэт» (1838)

«Поэт» (1838) Отправной точкой при рассмотрении темы служит стихотворение «Поэт», разделенное на две части. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу – давняя поэтическая традиция). Во второй она сопоставлена с

«Тамбовская казначейша» (1838)

«Тамбовская казначейша» (1838) Ни комическое, пародийное, ни бытовое начала не могли укрыться от исследователей поэмы «Тамбовская казначейша». Одни из них (Б. М. Эйхенбаум, Л. В. Пумпянский) выделяют пародийность, комичность как конструктивный стержень поэмы, другие

«Беглец» (1837–1838?)

«Беглец» (1837–1838?) В поэме «Беглец» Гарун осуждается как трус, который бежал с поля боя и не сумел ни отомстить за отца и братьев, ни отстоять честь и вольность черкесов. Он мог вернуться домой либо победителем, либо отомстившим. В противном случае он должен был принять

Александр Полежаев

­11 сентября 1804 года родился Александр Иванович Полежаев — русский поэт.
Судьба Александра Ивановича Полежаева сложилась трагически, и, если будет корректно так сказать, по-глупому. До сих пор не утихают споры: был ли поэт сам виноват в своих бедах, или стал жертвой Николая I и армейского командования? Так или иначе, Полежаев скончался всего лишь в 33 года, 16 (28 по новому стилю) января 1838 года. Причиной тому стали последствия заключения на гауптвахте.
Именно стихи Александра Полежаева сыграли роковую роль в его судьбе – и тем более важен тот факт, что они до сих пор популярны.

Он удалился, лицемерный,
Священным клятвам изменил,
И эхо вторит: легковерный!
Он Нину разлюбил!
Он удалился!
Могу ли я, в моей ли власти
Злодея милого забыть?
Крушись, терзайся, жертва страсти!
Удел твой – слезы лить:
Он удалился!
В какой пустыне отдаленной,
В какой неведомой стране
Сокрою стыд любви презренной!
Везде все скажет мне:
Он удалился!
Одна, чужда людей и мира,
При томной песне соловья,
При легком веяньи зефира
Невольно вспомню я:
Он удалился!
Он удалился – все свершилось!
Минувших дней не возвратить.
Как призрак, счастие сокрылось.
Зачем мне больше жить?
Он удалился!
.
ЛЮБОВЬ
Свершилось Лилете
Четырнадцать лет;
Милее на свете
Красавицы нет.
Улыбкою радость
И счастье дарит;
Но счастия сладость
Лилеты бежит.
Не лестны унылой
Толпы женихов,
Не радостны милой
Веселья пиров.
В кругу ли бывает
Подруг молодых –
И томность сияет
В очах голубых;
Одна ли в приятном
Забвеньи она –
Везде непонятным
Желаньем полна;
В природе прекрасной
Чего-то ей нет,
Какой-то неясный
Ей мнится предмет:
Невольная скука
Девицу крушит,
И тайная мука
Волнует, томит.
Ах, юные лета!
Ах, пылкая кровь!
Лилета, Лилета!
Ведь это – любовь.

НОВАЯ БЕДА

Беда вам, попадьи, поповичи, поповны!
Попались вы под суд и причет весь церковный!
За что ж? За чепчики, за блонды, кружева,
За то, что и у вас завита голова,
За то, что ходите вы в шубах и салопах,
Не в длинных саванах, а в нынешних капотах,
За то, что носите с мирскими наряду
Одежды светлые себе лишь на беду,
А ваши дочери от барынь не отстали:
В корсетах стиснуты, турецки носят шали,
Вы стали их учить искусству танцевать,
Знакомить с музыкой, французский вздор болтать.
К чему отличное давать им воспитанье?
Внушили б им любить свое духовно званье,
К чему их вывозить на балы, на пиры?
Учили б их варить кутью, печь просвиры.
Коль правду вам сказать, вы, матери, неправы,
Что глупой модою лишь портите их нравы.
Что пользы? Вот они, пускаясь в шумный мир,
Глядят уж более на фрак или мундир
Не оттого ль, что их по моде воспитали,
А грамоте учить славянской перестали?
Бывало, знали ль вы, что значит мода, вкус?
А нынче шьет на вас иль немец, иль француз.
Бывало в простоте, в безмолвии вы жили,
А нынче стали знать мазурку и кадрили.
Ну, право, тяжкий грех, оставьте этот вздор;
Смотрите, вот на вас составлен у:х собор.
Вот скоро Фотий сам с вас мерку нову снимет,
Нарядит в кофты всех, а лишнее все скинет.
Вот скоро, дайте лишь собрать владыкам ум,
Они вам выкроят уродливый костюм!
Задача им дана, зарылись все в архивы.
В пыли отцы, в поту! Вот как трудолюбивы:
Один забрался в даль под Авраамов век
Совета требовать у матушек Ревекк,
Другой перечитал обряды назореев,
Исчерпал Флавия о древностях евреев,
Иной всей Греции костюмы перебрал,
Другой славянские уборы отыскал.
Собрали образцы, открыли заседанье
И мнят, какое ж дать поповнам одеянье,
Какое – попадьям, какое – детям их?
Решите же, отцы! Но спор возник у них:
Столь важное для всех, столь чрезвычайно дело
Возможно ль с точностью определить так смело?
Без споров обойтись отцам нельзя никак,
Иначе попадут в грех тяжкий и просак.
О чем же этот спор? Предмет его преважный:
Ходить ли попадьям в материи бумажной,
Иметь ли шелковы на головах платки,
Носить ли на ногах Козловы башмаки?
Чтоб роскошь прекратить, столь чуждую их лицам,
Нельзя ли обратить их к древним власяницам;
А чтоб не тратиться по лавкам, по швеям,
Не дать ли им покров пустынный, сродный нам?
Нет нужды, что они в нем будут как шутихи,
Зато узнает всяк, что это не купчихи,
Не модны барыни, а меж церковных жен.
Беда вам, матушки, дождались перемен!
Но успокойтесь, страх велик лишь издали бывает:
Вас Шаликов своей улыбкой ободряет:
Молчите, говорит, я сам войду в синод,
Представлю свой журнал, и, верно, в новый год
Повеет новая приятная погода
Для вашей участи и моего дохода.
Как ни кроить убор на вас святым отцам,
Не быть портными им, коль мысли я не дам.
1825
НОЧЬ

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Умолкло все вокруг меня:
Природа в сладостном покое;
Едва блестит светило дня;
В туманах небо голубое.
Печальной думой удручен,
Я не вкушу отрады ночи
И не сомкнет приятный сон
Слезой увлаженные очи.
Как жаждет капли дождевой
Цветок, увянувший от зноя,
Так жажду, мучимый тоской,
Сего желанного покоя.
Мальвина, радость прежних дней!
Мальвина, друг мой несравненный!
Он жив еще в душе моей,
Твой образ милый, незабвенный.
Так всюду зрю его черты:
В луне задумчивой и томной,
В порыве пламенной мечты,
В виденьях ночи благотворной.
Твоя невидимая тень
Летает тайно надо мною;
Я зрю ее – но зрю, как день
За этой мрачной пеленою.
Я с ней – и от нее далек.
И легкий ветер из долины
Или журчащий ручеек –
Мне голос сладостный Мальвины!
Я с ней – и блеска сих очей,
На мне покоившихся страстно,
В сияньи радужных лучей
Ищу в замену я напрасно;
Я с ней – и милые уста
Целую в розе ароматной;
Я с ней и нет – и все мечта,
И пылких чувств обман приятный!
Как светозарная звезда
Мальвина в мире появилась,
Пленила мир – и навсегда
Звездой падучею сокрылась.
Мальвины нет! исчезли с ней
Любви, надежд очарованье,
И скорбной участи моей
Одна отрада – вспоминанье!

ПОГРЕБЕНИЕ
Я видел смерти лютой пир –
Обряд унылый погребенья:
Младая дева вечный мир
Вкусила в мгле уничтоженья.
Не длинный ряд экипажей,
Не черный флер и не кадилы
В толпе придворных и пажей
За ней теснились до могилы.
Ах, нет! Простой дощатый гроб
Несли чредой ее подруги,
И без затейливой услуги
Шел впереди приходский поп.
Семейный круг и в день печали
Убитый горестью жених,
Среди ровесниц молодых,
С слезами гроб сопровождали.
И вот уже духовный врач
Отпел последнюю молитву,
И вот сильнее вопль и плач.
И смерть окончила ловитву!
Звучит протяжно звонкий гвоздь,
Сомкнулась смертная гробница –
И предалась, как новый гость,
Земле бесчувственной девица.
Я видел все; в немой тиши
Стоял у пагубного места
И в глубине моей души
Сказал: “Прости, прости, невеста!”
Невольно мною овладел
Какой-то трепет чудной силой,
И я с таинственной могилой
Расстаться долго не хотел.
Мне приходили в это время
На мысль невинные мечты,
И грусти сладостное бремя
Принес я в память красоты.
Я знал ее – она, играя,
Цветок недавно мне дала,
И вдруг, бледнея, увядая,
Как цвет дареный, отцвела.
1826(?)

Полежаев Александр Иванович

Краткие содержания

(1804-1838)

Талантливый русский поэт и писатель, Александр Иванович Полежаев, появился на свет 11 сентября 1804 года, в селе Покрышкино, Пензенской губернии. Его рождение было, как бы так сказать, неофициальным, ибо в то время внебрачный ребенок был вне закона. Его отец, видный помещик Л. Струйский, завел себе любовницу в лице Аграфены Ивановой, крепостной женщины, которая не славилась своим очарованием. От него она и забеременила. Вскоре после рождения Александра Аграфена Ивановна была выпущена на свободу и уехала к саранскому купцу Ивану Полежаеву, с которым и прожила долгие годы.

Читайте также:
Эдгард По величайший поэт Америки: сочинение

Александр жил с матерью и отчимом, вплоть до своего пятилетия. В шесть лет, он уже остается сиротой. Отец остался пропавшим без вести, а мать через несколько лет умирает на глазах сына. Юный Александр переходит под опеку дворового учителя Андреянова, который и начинает серьезно заниматься воспитанием мальчика. Вскоре, Александр переезжает в Москву жить и учиться в пансионе при Московском университете. В ссылке умирает и родной отец Александра, Струйский.

Далее биография Александра Ивановича Полежаева повествует о том, что в 16 лет он становится вольным слушателем Московского университета. Он серьезно увлекается изучением литературных трудов былых мастеров. Огромное впечатление получает от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина. Воздействие этого произведения на сознание 21-летнего парня оказалось настолько глубоким, что вскоре после этого он взялся за перо и написал короткую поэму «Сашка». Через год Полежаев становится членом почетного общества любителей российской словесности.

Поэме «Сашка» суждено было пройти долгий путь и оказаться в руках императора Российской империи Николая I. Вскоре император распорядился привезти к нему Полежаева. Когда приказ был выполнен, он заставил его читать вслух при министрах свое произведение. А после прочтения распорядился отдать Александра в Бутырский пехотный полк унтер-офицером. Эта, казалось бы, совсем невинная проказа, стоила дорого для Александра и его близкого окружения.

Вскоре Полежаев не выдерживает военной службы и бежит из полка. Не успев добраться до Петербурга, его хватают и отдают под суд. Суд приговаривает его к пожизненному «заключению» на службе в качестве рядового.

Вскоре после приговора он уходит в тяжелые запои. Пьет не переставая. Многим казалось, что он хочет убить себя спиртным. Очередная такая бессознательная пьянка становится для него практически роковой. Он, прибыв в нетрезвом виде в часть, оскорбляет фельдфебеля – из-за чего вскоре оказывается на гауптвахте в подвале, где проводит целый год своей жизни.

Находясь в заключении, он пишет стихотворение «Узник», в котором резко выражается против царя. После освобождения, его, в составе Московского пехотного полка, отправляют на Кавказ. Там он становится участником боевых действий в Чечне и Дагестане. Отличившись в военных операциях на Кавказе. Он вновь возвращает себе звание унтер-офицера.

В 1833 году он переходит в Тарутинский егерский полк. По иронии судьбы через много лет, Александр Иванович встречается со своим предателем И. Бибиковым. Бибиков, который и написал донос на Полежаева, тем самым, отняв фактически 10 лет жизни поэта, добивается того, чтобы Полежаева освободили на две недели. Так и случается. Полежаев едет в семью Бибикова погостить. В этой поездке он по уши влюбляется в юную и талантливую дочь Бибикова Екатерину. Вскоре после счастливых двух недель пребывания в гостях и первой любовной лихорадки Полежаев решает не возвращаться обратно в полк и сбегает. Однако и на этот раз его находят и возвращают обратно. Трагическая судьба красной линией пересекала мечты о счастливой жизни Полежаева.

Критики и историки до сих пор расходятся во мнении, что именно считать причиной его столь печальной судьбы. Большинство из них остаются на мнении, что во всем виноват царский режим Николая. Однако стоит также учитывать буйный нрав самого Полежаева, его неспособность подчиняться никакому режиму. У этого одаренного человека ненависть к всевозможным заключениям развивалась с юных лет. Стремление к свободе он принял от своих родителей. Его поступки во многом были импульсивны и направлены против главенствующего режима. Он считал себя неуязвимым и старался распространить эту неуязвимость на все поля тогдашнего мира. Вскоре он заболевает ужасной на тот момент болезнью чахоткой и попадает в военный госпиталь. Там 28 января 1837 года душа покидает его тело.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: