Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

О чем свидетельствует распоряжение свидригайлова перед смертью. Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”). Р

Краткая характеристика Свидригайлова

Аркадий Иванович Свидригайлов – мужчина среднего роста с «широкими и крутыми» плечами. Он выглядел «осанистым барином», благодаря «щегольской» одежде и аксессуарам, среди которых были красивая трость, свежие перчатки и перстень с дорогим камнем. Больше всего Свидригайлов любил «щеголять» своим бельем.

Лицо Аркадия Ивановича было широким и скулистым, белым и румяным. Такими же румяными были и губы персонажа. Свидригайлов имел довольно приятное лицо. Взгляд был «слишком тяжел и неподвижен».

Несмотря на то, что герой описывается как немолодой мужчина, в целом он показан как «отлично сохранившийся человек», который казался «гораздо моложе своих лет». Однако было в его красивой и «чрезвычайно моложавой» внешности что-то «ужасно неприятное».

На момент действия ему 50 лет. По происхождению он дворянин, является офицером в отставке, вдовец.

Несмотря на то, что Свидригайлов имеет детей, их воспитанием он не занимается, потому что «они богаты», а он им «лично не надобен». Персонаж не воспринимает себя как отца.

Известно также, что Аркадий Иванович – в прошлом шулер, раньше он состоял в команде шулеров. Вероятнее всего, именно из-за этого он и попал в долговую яму, из-за чего его посадили в тюрьму.

Тут и раскрывается его любовная линия с Марфой Петровной. Она настолько любила Свидригайлова, что делала для него по-настоящему многое: прикрывала все его преступления и измены.

Характер Свидригайлова достаточно противоречив и двойственен. С одной стороны, это циничный, хитрый и пошлый человек. Он сам объясняет, почему является таким: «Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь», «отчего же и не побывать пошляком». С другой же стороны, Свидригайлов – жертвующий деньги и силы ради других людей.

Автор называет Свидригайлова «сумасбродом». Другие персонажи называют его «грубым злодеем», «сладострастным развратником» и «подлецом». В повествовании несколько раз подчеркивается его «сладострастие». Это главная и отличительная черта Свидригайлова. Он знает, что не безгрешен, называет себя также человеком «скверным и пустым».

Для Раскольникова Свидригайлов – «пустейший и ничтожнейший злодей».

Образ и характеристика Свидригайлова

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.

Свидригайлов – человек, абсолютно лишенный всякой нравственности. За свою жизнь он совершил немало жестоких поступков, его руки испачканы человеческой кровью. Целью его злодеяний было получение возможности свободно выбирать, каким образом выстраивать собственную жизнь.

В свое время Свидригайлов был карточным шулером, а затем и вовсе стал убийцей, отсидел срок в тюрьме, а после оказался виновным в смерти своей жены.

Тем не менее, несмотря на все эти события, герой не считает себя злодеем. Свидригайлов способен совершать и добрые дела, а именно: он готов оказать финансовую помощь Авдотье Романовне, не требуя от нее брачного союза; он желает ее оградить от брака с Лужиным, потому как видит гнилую сущность этого человека.

Свидригайлов быстро раскрывает суть теории Раскольникова, разгадывает его мысли, видит мучения главного героя. Он понимает, что Родион задается нравственными вопросами, вопросами «гражданина и человека». Он призывает Раскольникова отказаться от этих мыслей, призывает его не браться «не за свое дело».

В отличие от Свидригайлова, Раскольников, совершив преступное деяние, все же не переступил черту, остался «на этой стороне». Преступившего черту Свидригайлова совесть совершенно не мучает.

Однако подобная вседозволенность лишила его всяческого интереса к жизни. Герой осознает, что весь путь, который он прошел, был неправильным, и теперь он стал рабом собственной прихоти и желаний, с которыми не в силах бороться. По мнению Свидригайлова, он и Раскольников – «одного поля ягоды».

Весьма показательным является момент, когда Родион узнает о самоубийстве Свидригайлова. Это происходит тогда, когда главный герой идет к следователю с намерением признаться в совершенном им злодеянии.

Этим Достоевский показывает, что настоящую свободу могут обрести только те люди, у которых по-настоящему доброе сердце. Те же, кто избрал путь греха и порока, в конце концов, утрачивают свободу. Таким образом, бесчеловечная теория Раскольникова терпит окончательный крах – она лишена права на существование.

Преступления превращают человека в раба. Такие люди уже не способны совершать хорошие поступки, даже если сами этого хотят. Свидригайлов показательный тому пример. Слишком долго этот человек жил в грехе, и осознание своей ошибки пришло к нему с опозданием.

При помощи образа Свидригайлова автор показывает нам, к чему может привести бесчеловечная теория, придуманная Раскольниковым. По утверждению Достоевского, собственное счастье нельзя построить на чужом несчастье, тем более, если речь идет о преступном деянии.

Оправдание целей

Продолжая раскрывать тему «Преступление и наказание»: образ Свидригайлова», необходимо сразу отметить, что для этого героя нравственные вопросы стали абсолютно лишними, он считает, что достижение «хорошей цели» оправдывает любое злодейство. В его цели входит безграничное сладострастие, ради него происходят какие-то ужасные вещи, умирает Марфа Петровна, погибает молодая девушка, потом Свидригайлов готовится жениться на шестнадцатилетней невесте и замышляет насилие над Дуняшей Раскольниковой, которой хочет добиться любой ценой.

Читайте также:
Раскольников есть истинно русский человек...: сочинение

Все и дальше шло бы по его расчетливому и коварному плану, ведь он приехал в Петербург за тем, чтобы получить Дуняшину любовь любой ценой. Он поставил ловушку для Дуни и знает, что «птичка» обязательно в нее попадет. Бедная девушка вынуждена прийти к нему на свидание, чтобы поговорить о тяжкой тайне бедного брата. И это та спасительная соломинка, за которую цепляется Свидригайлов. «Преступление и наказание» в эти минуты накаляет сюжет до предела. Их свидание стало очень сильным и захватывающим местом в произведении.

В итоге схватки, когда Дуня, вырвавшись из сильных рук Савидригайлова, схватила револьвер и направила его на обидчика, тот испугался, и совсем не оружия, а духовной силы девушки. Он отступил перед своей любовью к ней. Именно тогда он окончательно понял, что у него нет спасения от отчаяния, а значит, нет будущего, и теперь его ждет вечность в «банке с пауками».
Предыдущая статья:
Николай Рерих, «Заморские гости Описать картину рериха заморские гости
Следующая статья: Что такое мюзикл? Значение слова «мюзикл». Мюзикл — это что такое? Истоки зарождения жанра мюзикл примеры мюзиклов

Сочинение про Свидригайлова

Образ Свидригайлова Аркадия Ивановича один из самых загадочных в романе. Впервые о нем упоминается в письме матери к Раскольникову.

Со слов Пульхерии Александровны мы узнаем, что сестра Раскольникова Дуня служила в доме семейства Свидригайловых гувернанткой и несправедливо подверглась унижению из-за домогательств Аркадия Ивановича.

Но со временем, убедившись в невиновности Дуни, его жена Марфа Петровна восстановила ее репутацию и даже устроила ее замужество со своим дальним родственником Лужиным.

Это человек с темным прошлым, о котором ходит множество смутных слухов. Его подозревали в причастности к гибели жены. Говорили, что покончил с собой лакей, не вынеся его издевательств, что удавилась девочка-подросток, на которой он надругался. Явных доказательств достоверности этих злодейств не было.

Сам же Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым много говорит о себе дурного. Но смеется над нелепыми слухами. Он довольно откровенен и простодушно говорит о своих пороках, что он праздный, недобрый, развращенный и даже продажный. Была у него недолгая служба в кавалерии, потом он стал шляющимся, без определенных занятий господином.

Не стыдится, что был шулером, из-за чего сидел в долговой тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна и женила на себе.

Но и самые лучшие поступки в романе совершает этот же человек. После похорон Катерины Ивановны пристраивает ее детей в пансион и обеспечивает им дальнейшее содержание, фактически спасая от голодной смерти. А старшую девочку Полечку уберег, возможно, от повторения Сониной участи.

Самой же Соне дает денег, чтобы она могла последовать на каторгу за Раскольниковым. Пытается через Раскольникова предлагать Дуне денег, чтобы спасти ее от брака с мерзавцем Лужиным, понимая, что на эту жертву она идет ради брата. Но она этих денег не принимает.

Только почему-то мучают его призраки умерших. То являются привидения жены и лакея. То мучают во сне кошмары с девочкой-самоубийцей. За что, какие грехи? Он понимает, что у Раскольникова есть путь к спасению, может быть будущее. А своего будущего он не видит. Лишившись последней надежды на спасение в Дуниной любви, кончает жизнь самоубийством.

Последняя встреча Свидригайлова и Дуни

Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. V. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого автора? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ.

Рекомендуем прочесть: Перечень работников полной материальной ответственности

Свидригайлов в романе Преступление и наказание

В романе Достоевского «Преступление и наказание» раскрыто очень много интересных образов. Одним из самых ярких и запоминающихся является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова.

По описанию автора это немолодой человек лет пятидесяти, но очень хорошо сохранившийся для своего возраста. Он хорошо одет, приятной наружности, на голове его практически нет седых волос. Глаза голубые и глубокие, но почему- то главному герою Родиону Раскольникову они кажутся загадочным и страшными.

Свидригайлов представляется читателю сначала человеком очень много пожившим и повидавшим. И, как становится понятно, сделавшим в своей жизни немало плохого. Например, даже его знакомство с женой. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за шулерство. Так же на его счету есть злодеяния намного страшнее.

Кажется, что из благодарности супруге, он должен был стать благородным мужем и отцом, но все совершенно не так. В браке Свидригайлов продолжает дебоширить, пить, и творить нехорошие дела. Ему вменяют в вину надругательство и доведение до самоубийства немой девочки – служанки.

Но благодаря деньгам супруги, донос на Свидригайлова исчезает из полиции. И только наличием этой записки жена могла влиять на него. Что, тем не менее, не мешало Свидригайлову колотить супругу, а в дальнейшем, по слухам, отравить.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Человеческие чувства проявляются у Свидригайлова тогда, когда он влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру главного героя романа. Но в меру своей распущенности Аркадий Иванович начинает за ней ухаживать так, что становится Дуне противным и ненавистным. Он предлагает ей деньги, сбежать вместе за границу. Но Дуня его отвергает.

Далее в романе становится понятным, что чувства Свидригайлова к Дуне были, наверное, настоящими и чистыми, насколько того позволяла его испорченная душа. Чтобы стать ближе к ней он пытается делать хоть что-то хорошее в своей жизни.

Свидригайлов начинает совершать благородные поступки. Он дает денег Дуне, чтобы та не выходила замуж за Лужина, и тем самым не губила свою жизнь, оплачивает похороны Катерины Ивановны и помогает её бедным детям. Дает денег Соне, чтобы та смогла отправиться на каторгу за Раскольниковым, и поддержать его там.

В общем, образ Свидригайлова является спорным, и дает повод задуматься. В одной стороны пьяница и убийца, с другой, — понимающий и щедрый человек. Хотя, если учесть то, что он задумал самоубийство, или как он сам это называет вояж в Америку, то можно понимать его хорошие поступки как попытку искупить свои грехи. Он хочет облегчить свою совесть.

Образ Свидригайлова в сюжетной линии романа очень важен, интересен и многогранен. Он был плохим человеком, но также умел совершать и благие дела.

Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского

Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.

В этом романе рассказывается о Родионе Раскольникове, который совершил страшное преступление, а именно убийство. И главным смыслом произведения является, то что обязательно за преступлением должно следовать наказание. Пусть даже это наказание не в виде лишения свободы, но от собственной совести никогда не удастся уйти.

В данном произведении главный герой Родион Раскольников, убил старуху-процентщицу, а также ни в чем неповинную сестру старухи. Убив ее, он планировал отдать деньги талантливым и бедным людям. После убийства Родион не может воспользоваться этими деньгами. Он начинает жить словно в аду. Вся его дальнейшая жизнь превращается в сущий кошмар. Он мучается от угрызения совести, он постоянно живет в страхе. Он боится разоблачения, Раскольников находится в постоянном напряжении, он также вынужден обманывать и своих близких людей. Он находиться на грани сумашествия. Но такие страшные чувства он испытал больше не из- за содеянного страшного преступления, а в основном из за того, что не мог справиться с испытанием, которое подготовила ему судьба. И поэтому он не может называться «право имеющий». На это преступление подтолкнула его нищета, которая окружала его вокруг. Он не мог никогда признать своих ошибок.

В итоге он смог полностью раскаяться в этом чудовищном преступлении, рассказав обо всем не своим родным и близким, а Соне Мармеладовой-женщине, которая зарабатывает деньги на панели. Он не смог больше держать этот тяжелый груз у себя на душе и решил ей все рассказать. Когда он ей признавался в содеянном, то понял, что убил себя самого.

В этом романе описывается то, что чувствует человек, который переступил через свои морали, рассказывается то, насколько тяжело им потом живется после содеянного. На примере главного героя произведения, можно сделать вывод, что методом насилия и убийства нельзя достичь ничего. Люди, которые идут на такие преступления, наказывают в первую очередь себя. Это наказание приходит к нему в виде сердечных и душевных терзаний.

Ни один человек в мире, переступивший через нормы морали и нравственности, не может остаться не наказанным. И обычно самым страшным и тяжелым наказанием являются те муки, которые он испытывает, совершив эти преступления.

2 вариант

Роман, который носит название «Преступление и наказание» и по сей день пользуется широкой популярностью среди читателей всего мира. Написан он Федором Михайловичем Достоевским. Смысл, суть и идея данного произведения представлены в этой статье.

В центре повествования находится Родион Романович Раскольников – молодой бедный студент, проживающий в культурной столице России. Сюжет в настоящее время знаком почти каждому, кто тем или иным образом знаком с творчеством этого автора: Раскольников убивает старушку-процентщицу и на протяжении всего произведения представлен его внутренний мир и итог…

Господин М.Н. Катков, который являлся редактором «Русского вестника», вел переписку с Федором Михайловичем Достоевским. В одном сентябрьском письме были написаны некоторые факты из романа «Преступление и наказание».

Федор Михайлович описывал сюжет, как отчет с точки зрения психологии после совершения преступления. Событие данное произошло в настоящее время. Героем является молодой студент, который ввиду такой жизни проживает в бедности и нищенстве. Он совершает преступление. Причинами служат бедность, нигилизм, бонапартизм, легкомысленность. Он убивает старуху, дабы проверить идея сверхчеловека.

Также в этом послании Федор Михайлович делает пояснение, что протекает в душе главного героя. Убийца задается вопросами, которые решить нельзя. Он словно бы отломился от человечества. И замучился от этого.

Для того, чтобы оправдаться и заслужить вновь находиться среди людей, Родион придумывает себе утверждение, что преступник принимает муку для искупления своего свершения.

Читайте также:
Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

В финале произведения главный герой приходит той же тропой, которой начинал путь, к тому, откуда начинал. Он приходит к Творцу, человечности, которые запрограммированы в людях от самого их создания.

При этом автор имел такое мнение, что наказание с точки зрения закона является пугающим в меньшей мере, нежели наказание внутреннее. Считается, что самое тяжело выносимое наказание – это муки души, наказание совестью. В своем послании для Каткова Федор Михайлович объясняется, что преступление, которое назначено убийце по закону юристами меньше его устрашает, нежели нравственные терзания.

Получается ли у главного героя раскаяться? Это сразу его настигает или спустя несколько лет? Финал вселяет надежду, что это все же происходит.

Сочинение Смысл романа Преступление и наказание

Наверное, невозможно встретить сегодня человека, живущего в нашей стране и не читавшего романа великого Достоевского «Преступление и наказание». Эта книга доходит до сердца каждого, кто берет ее в руки. Однажды прочитав творение русского гения, уже никогда не сможешь забыть его. И это не удивительно: в нем поднимаются очень важные вопросы, которые волнуют многие поколения людей.

В чем же суть и идея этого бессмертного романа? Чтобы дойти до его сути, необходимо тщательно проследить за мыслями и действиями главного героя. Кто же такой Родион Раскольников? Что побудило этого честного и благородного молодого человека совершить такое страшное преступление?

Раскольников – студент петербургского университета. Он беден, что откладывает свой отпечаток на весь его облик. Несмотря на то, что он хорош собой, лохмотья, в которые он вынужден одеваться, лишают его внешность привлекательности. Но, пожалуй, не это самое страшное. Гораздо ужаснее то, что нищета способствует зарождению в его голове крамольных идей. Став однажды в трактире невольным слушателем беседы студента и молодого офицера, он нашел в их диалоге мысли, схожие со своими. Этот факт свидетельствует о том, что для современников Достоевского идея сверхчеловека была достаточно актуальной и важной. Раскольников стал отражением этих идей.

Он решает убить старуху-процентщицу, которая наживается за счет несчастных людей. В его сознании формируется теория, которая по своей опасности может сравниться с фашисткой теорией Гитлера. Раскольников мучительно ищет ответ на вопрос, не дающий ему покоя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» По мнению героя, убийство, которое может принести благо многим людям, допустимо. Убив старуху, Раскольников мечтает избавить общество от скверны. Теория его опасна, так как узаконивает страшное преступление.

Основная мысль романа заключается в том, чтобы показать читателю всю несостоятельность и пагубность преступной теории Раскольникова. Автор намеренно подчеркивает: одно преступление влечет за собой другое. Человек, убивший один раз, может, не задумываясь, убить и второй раз. Это и происходит с бедным студентом. Расправившись Аленой Ивановной, Раскольников убивает и ее сестру Лизавету, которая стала невольным свидетелем преступления.

Еще одной очень важной идеей романа является идея того, что любовь – великая сила, способная перевернуть даже внутренний мир преступника. В этой связи важная роль в романе отводится Сонечке Мармеладовой. Именно ее любовь помогает Раскольникову прийти к покаянию. Вера в бога вселяет в Раскольникова веру в себя, в свое воскрешение, перерождение.

Роман Достоевского можно назвать книгой на все времена!

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Произведение замечательного автора многих известных произведений, Пушкина, всегда наполнены обилием различных персонажей и образов. В своих произведениях практически

Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

Александр Александрович Блок – гениальный русский поэт серебряного века. Он подарил миру очень много хороших произведений, многие из которых знают даже те, кто мало знаком с литературой.

Произведение является актуальным и в настоящее время, несмотря, что относится к шедеврам русской литературы. Основной сутью романа является противопоставление двух миров (крестьянского и помещичьего).

Александра Николаевича Островского можно назвать великим русским драматургом и театральным деятелем. Он написал множество замечательных произведений, на которые потом были поставлены пьесы, оказавшие колоссальное влияние на развитие русского театра.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Содержание:

  • 1 К чему ведет нарушение нравственных законов?
  • 2 Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь.
  • 3 Какова цена человеческой жизни?
  • 4 Проблема нравственного выбора
  • 5 Что значит быть истинно милосердным?
  • 6 Оправдывает ли цель средства?
  • 7 Почему человек совершает преступления? (Нарушение моральных норм, последствия и причины преступления)
  • 8 Что такое преступление? (Последствия нарушения нравственного закона)
  • 9 Страшно ли ошибаться? Для чего нужны ошибки? (проблема ошибки, роль ошибки в жизни человека)
  • 10 Что такое совесть? Для чего нужна совесть? (Проблема совести)
  • 11 Какого человека можно назвать опасным для общества?
Читайте также:
Дневник Раскольникова: сочинение

↑ К чему ведет нарушение нравственных законов?

Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной. Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий. Цель его жизни – «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению. Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души. Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек.

↑ Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь.

Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими.

↑ Какова цена человеческой жизни?

Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой придумает теорию, согласно которой всех людей можно разделить на два типа: гениальных, способных сказать «новое слово» и материал, пригодный лишь для продления потомства. Раскольников пытается убедить себя, что «материалом» можно пожертвовать ради высших интересов. Лишив жизни Алену Ивановну, Раскольников хочет помочь не только своей семье, но и людям, пострадавшим от старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, смерть злобной старухи сделает мир лучше. Поначалу ему кажется, что он совершает преступление, чтобы спасти близких от нищеты, но такую мотивацию он быстро откидывает, избавляясь от украденных денег. Потом он пытается оправдать свой поступок соображениями высшего блага. Однако убийство не приносит ему свободы: герой страдает и мучается. В итоге Раскольников осознает, что теория обесценивания человеческой жизни губительна для всего мира.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

↑ Проблема нравственного выбора

Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф.М. Достоевского. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью. Соня переступает через себя. У каждого свой нравственный выбор и продиктован он разными условиями. Однако каждому герою приходится платить за свой выбор. Одни пути ведут героя к смерти, другие- к страшной духовной пустоте и самоубийству. Раскольникова преступление привело к страшным нравственным мучениям, отвращению, ужасу перед совершенным злодеянием. Выбор, который он совершил, привел его к разрыву с человечеством.

↑ Что значит быть истинно милосердным?

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Она жертвует собой, чтобы спасти семью. Проявляя истинное сострадание, она спасает Родиона Раскольникова от духовной гибели. Она бросает все и едет за арестованным, ничего не требуя взамен. Ее поведение можно назвать поистине милосердным.

↑ Оправдывает ли цель средства?

Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников задает себе вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга. в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

↑ Почему человек совершает преступления? (Нарушение моральных норм, последствия и причины преступления)

Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.

↑ Что такое преступление? (Последствия нарушения нравственного закона)

Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

↑ Страшно ли ошибаться? Для чего нужны ошибки? (проблема ошибки, роль ошибки в жизни человека)

Ошибки очень важны, поскольку помогают человеку приобретать опыт, становиться лучше. Иногда опыт может быть горьким, но без него человек не способен к самосовершенствованию.
Подтверждением может служить роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой произведения, на протяжении всего романа пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке и хочет понять, к какому типу людей относится он. Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Пытаясь разрешить внутренний конфликт герой идет на преступление, совершая самую главную ошибку в своей жизни. Однако он понимает, что не может справиться с грузом вины, его жестокость и бесчеловечный поступок терзают душу. Но в конечном счете именно это становится для него главным уроком, Соня Мармеладова помогает ему осознать свою ошибку. Раскольников признается в содеянном и берет на себя ответственность за свои поступки. Только совершив ошибку, Родион Романович учится отвечать за свои поступки и слова. В конце романа мы видим, что Раскольникову предстоит долгий путь искупления, но начало положено.

↑ Что такое совесть? Для чего нужна совесть? (Проблема совести)

Совесть – внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессоветсной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.

Сочинение Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)

Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)

Не убий. Шестая заповедь Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания. Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не происходит волнений, борьбы добра со злом. Каждое новое произведение Достоевского является честным и обстоятельным ответом на вопрос, заданный самой эпохой: что есть истина? Где искать добро? Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради всестороннего исследования вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести»? Человеком, решающим эту проблему, становится главный герой романа — Родион Раскольников. Вот каким предстает нам герой на первых же страницах романа: «Он был задавленным бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Именно такой человек, загнанный в угол, способен на любое преступление. Жизнь среди жестоких людей в бездушном городе делает из доброго и отзывчивого юноши безмолвного созерцателя. Но нет-нет да и проявятся лучшие стороны души Раскольникова. Так он пожалел пьяную девочку, бродившую по улицам Петербурга, принял участие в ее судьбе, но вскоре вспомнил о себе, о своих бедах. Более он не стремился помочь той несчастной, даже пожалел о потраченных на нее времени и деньгах. Но все же Раскольников не законченный самовлюбленный эгоист, способный на любые подлости ради собственного процветания. Бедность, безысходность и неверие в Бога не смогли бы побудить его на преступление, не будь у героя своей «теории». Согласно ей люди делятся на два лагеря: «материал» и «творцов». Следуя этой мысли, Раскольников отнес себя к лагерю людей, которым позволено ради «угнетенного человечества» разрешить себе убийство. Но теория — ничто без практики. Появилась и подходящая жертва — старуха-процентщица — никчемный человек. Деньги, взятые у нее, Раскольников предполагал раздать обездоленным, избавив их от нищеты. Сбылись ли мечты героя? Деньги ростовщицы так и не попали в руки нуждающихся, как не принесли они пользы и самому преступнику. Убийство коренным образом изменило Раскольникова. Он становится все более отчужденным, отдаляясь от окружающего мира. Это делается инстинктивно, герой пока не считает себя недостойным общества, где есть люди, виновные более него. Но с каждым днем в Родионе Романовиче происходят все новые и новые изменения. Потеряв связь с внешним миром, он уходит в себя, начинает анализировать каждый поступок, все ближе и ближе продвигаясь к разгадке мучающего его вопроса: «А вправе ли я был это делать?» С этих пор уже более ничего не может отвлечь Раскольникова от страшных мыслей. Теперь он живет как во сне, не заботясь о том, что делает его тело. Отсюда бессмысленные и бесцельные блуждания по городу. Даже родные не могут привести его в прежнее состояние. Но у человека есть предел чувств и сил, за который он не может перешагнуть. Душа Раскольникова не справляется с поставленными перед ней вопросами, а их становится все больше и больше. Нервное напряжение перерастает в болезнь, но и в бредовом состоянии тревожные мысли продолжают преследовать героя. Раскольников будто боится испачкать окружающих своим преступлением. В этот момент он встречает Соню Мармеладову, такую же «отверженную», как и он. Вот тот человек, с которым он может общаться на равных. Беседы с Соней заставляют героя сомневаться в своей эгоистической позиции — недаром ему так хочется получить утвердительный ответ на тревожащий вопрос: можно ли жить, не обращая внимания на гибель других. Только в разговорах с этой девушкой герой искренен, но из-за этого он заставляет ее страдать, пытаясь возбудить ненависть Сони к себе. Не успокаивается совесть Раскольникова и после признания Соне. Он понимает, что теперь никакое покаяние не сможет избавить его от жестоких угрызений совести. В этот роковой момент и произносит он слова, являющиеся, по моему мнению, ответом на основной вопрос романа. Герой признает, что, совершив преступление, он убил себя, а не старуху. Раскольников получает опровержение своей «теории», но какой ценой! Жизни у него теперь нет, есть вечное страдание, которое он не в силах прекратить. Бороться за право Родиона Романовича на счастье начинает Соня. Ее непоколебимая вера в Бога, в народную правду заставляет Раскольникова поверить в это. Но, по мнению Достоевского, нет прощения без покаяния. Оно является своеобразным испытанием на пути к иной, чистой жизни. К признанию в убийстве Раскольникова подтолкнуло и самоубийство Свидригайлова. Видимо, даже этот циник, погубивший немало человеческих жизней, не смог примириться со своей совестью. Само провидение показывает Родиону Романовичу наказание за страшные грехи. Вылечить душу героя смогла только самоотверженная любовь Сони. Благодаря ей, он перерождается в нового человека… После того, как я прочла роман «Преступление и наказание», на душе у меня осталось тяжелое чувство. Автор так образно и наглядно нарисовал картину происходящего, что кажется, будто не Родион Раскольников, а уже ты сам испытываешь всю гамму чувств, описанную классиком. Жаль, что многие люди не руководствуются этим романом-притчей. Преступившие закон почему-то убеждены, что они существа уникальные и им не выпадет то, что суждено остальным. Достоевский своим произведением давно доказал неправоту таких мыслей. Но все же многим приятно тешиться своей неповторимостью. Человек — не обособленный, оторванный от других остров. Нам необходимо общение и, чтобы войти в полную гармонию с окружающими, надо возлюбить их. Благодаря Достоевскому, я поняла это.

Читайте также:
В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

Я себя убил, а не старушонку. «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами жизни. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности. А в начале двадцатого века это стало практически основным вопросом в среде творческой интеллигенции. Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей переоценки и сопутствующего ей «расчеловечивания человека». Он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из центральных романов – «Преступление и наказание». Этот роман Ф. М. Достоевский опубликовал в 1866 году. Это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мечущаяся человеческая душа к постижению истины. Раскольников — духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительнее раздвоение, чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. Родион Романович Раскольников – главный герой романа — в недалеком прошлом студент, оставивший университет по идейным соображениям. Несмотря на привлекательную внешность, «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Раскольников живет в крайней нищете, снимая в одном из петербургских домов каморку, похожую на гроб. Однако он мало уделяет внимания обстоятельствам жизни, так как увлечен собственной теорией и поиском доказательств ее справедливости. Разочаровавшись в общественных способах изменения окружающей жизни, он решает, что воздействие на жизнь возможно при помощи насилия, а для этого человек, вознамерившийся сделать что-то для общего блага, не должен быть связан никакими нормами и запретами. Пытаясь помогать обездоленным, Родион приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. В отчаянии он решается «преступить* нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом с этой идеей существует другая — «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Раскольников делит человечество на «…два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Второй разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, первый — «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употреблять, как ему заблагорассудится -на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, раскрывают его сознание. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, Раскольников вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он лелеял в течение месяца, вызывает у него отвращение. Раскольников не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы — место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный сценарий Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета, и ему приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не родившегося ребенка). После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет его от человечества, окружает ледяной пустыней. Мрачное «ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». У Раскольникова горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Родион пытается молиться, и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчужденности героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «…бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя непреодолимую границу, «лежащую» между ними. Путь преступления для Раскольникова (а по Достоевскому, ни для кого из людей) неприемлем (недаром Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со смертью, а дальнейшее его воскресение происходит именем Христа). То человеческое, что было в Раскольникове (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогал, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова), способствует скорейшему воскрешению героя (слова Порфи-рия Петровича о том, что Раскольников «недолго себя морочил»). Воскрешает Родиона к новой жизни Соня Мармеладова. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданиями (образы Сони, Дуни, Миколки). Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни. Устав от «теории» и «диалектики», Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший жить «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта — «тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Раскольников сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не в силах нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. Потом идет в участок и признается. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», – признается он Соне Мармеладовой. Эта оторванность от людей мешает Раскольникову жить. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Недаром Гете говорил в Фаусте: «Теория, мой друг, сера. Но вечно зелено дерево жизни». По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

Сочинение на тему в чем заключается наказание раскольникова в романе Преступление и наказание

u00a0u00a0u00a0u00a0u041cu043du0435 u043au0430u0436u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u0441u0442u0440u0430u0434u0430u0435u0442 u0435u0449u0451 u0438 u0438u0437-u0437u0430 u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043e u043eu043d u0432u0438u0434u0438u0442, u043au0430u043a u0435u0433u043e u0442u0435u043eu0440u0438u044f u043fu043eu0445u043eu0436u0430 u043du0430 u0443u0431u0435u0436u0434u0435u043du0438u044f u041bu0443u0436u0438u043du0430 u0438 u0421u0432u0438u0434u0440u0438u0433u0430u0439u043bu043eu0432u0430. u0412u0435u0434u044c u0441u0432u043eu0438u043c u043fu043eu0441u0442u0443u043fu043au043eu043c u043eu043d u0445u043eu0442u0435u043b u043eu0433u0440u0430u0434u0438u0442u044c u0443u043du0438u0436u0435u043du043du044bu0445 u0438 u043eu0441u043au043eu0440u0431u043bu0435u043du043du044bu0445 u043bu044eu0434u0435u0439 u043eu0442 u0442u0430u043au0438u0445, u043au0430u043a u043eu043du0438, u0430 u043fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u0435u0433u043e u0442u0435u043eu0440u0438u044f u0441u0431u043bu0438u0436u0430u0435u0442 u0435u0433u043e u0436u0435 u0441 u043du0438u043cu0438. u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u0443u0436u0435 u043du0438u043au043eu043cu0443, u0434u0430u0436u0435 u0441u0435u0431u0435, u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u043eu0431u044au044fu0441u043du0438u0442u044c u0437u0430u0447u0435u043c u0438 u043fu043eu0447u0435u043cu0443 u0443u0431u0438u043b, u043eu043d u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0442u044c, u0447u0442u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u2013 u043du0435 u0432u043eu0448u044c. u00abu042f u043du0435 u0441u0442u0430u0440u0443u0448u043eu043du043au0443 u0443u0431u0438u043b, u044f u0441u0435u0431u044f u0443u0431u0438u043bu00bb – u0433u043eu0432u043eu0440u0438u043b u043eu043d u0421u043eu043du0435, u043eu0441u043eu0437u043du0430u0432u0430u044f u0441u0432u043eu0439 u043fu043eu0441u0442u0443u043fu043eu043a.u00a0
u00a0u00a0u00a0u00a0u041cu0443u043au0438 u0441u043eu0432u0435u0441u0442u0438, u0441u0442u0440u0430u0445 u043fu0435u0440u0435u0434 u0440u0430u0437u043eu0431u043bu0430u0447u0435u043du0438u0435u043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043fu0440u0435u0441u043bu0435u0434u0443u0435u0442 u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432u0430 u043du0430 u043au0430u0436u0434u043eu043c u0448u0430u0433u0443, u043cu044bu0441u043bu0438 u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043eu043d u043du0435 u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043d, u0430 u201cu0442u0432u0430u0440u044c u0434u0440u043eu0436u0430u0449u0430u044fu201d, u043fu043eu043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u0431u0435u0441u0441u043cu044bu0441u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u0430 u2014 u0432u0441u0435 u044du0442u043e u043bu043eu0436u0438u0442u0441u044f u043du0430 u0434u0443u0448u0443 u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432u0430. u0417u0430u0434u0443u043cu044bu0432u0430u044f u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435, u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u043du0435 u0443u0447u0435u043b, u0447u0442u043e u0431u0443u0434u0435u0442 u0442u0430u043a u043cu0443u0447u0430u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u0432 u043du0435u043c u0436u0438u0432u0443u0442 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430, u0447u0442u043e u043fu043eu0441u043bu0435 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044f u043eu043d u043du0435 u0441u043cu043eu0436u0435u0442 u043eu0431u0449u0430u0442u044cu0441u044f u0441 u043bu044eu0434u044cu043cu0438, u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u044f u0441u0432u043eu044e u0432u0438u043du0443. u041du0430 u043cu043eu0439 u0432u0437u0433u043bu044fu0434, u044du0442u043e u0435u0433u043e u0441u0430u043cu0430u044f u0433u043bu0430u0432u043du0430u044f u043eu0448u0438u0431u043au0430. u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u0434u0443u043cu0430u043b, u0447u0442u043e u0441u043cu043eu0436u0435u0442 u0438u0441u043fu0440u0430u0432u0438u0442u044c u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u043e, u043du043e u043eu0448u0438u0431u0441u044f. u0418 u0435u0433u043e u0442u0435u043eu0440u0438u044f u0440u0443u0448u0438u0442u0441u044f. u042f u0441u0447u0438u0442u0430u044e, u0447u0442u043e u0420u0430u0441u043au043eu043bu044cu043du0438u043au043eu0432 u043du0430u043au0430u0437u0430u043d u043du0435 u0437u0430 u0441u0430u043cu043e u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435, u0430 u0437u0430 u0441u0432u043eu044e u0442u0435u043eu0440u0438u044e u0438 u0440u0435u0448u0435u043du0438u0435 u0432u043eu043fu043bu043eu0442u0438u0442u044c u0435u0451 u0432 u0436u0438u0437u043du044c, u0437u0430 u0442u043e, u0447u0442u043e u043eu043d u043fu043eu0441u0447u0438u0442u0430u043b u0441u0435u0431u044f u00abu043fu0440u0430u0432u043e u0438u043cu0435u044eu0449u0438u043cu00bb u043du0430 u0443u0431u0438u0439u0441u0442u0432u043e.

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» – говорил он Соне, осознавая свой поступок.
Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства — все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Поговорим о Раскольникове. Наказание Родиона Раскольникова.

Наказание Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?

Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.

Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Его мучают страдания, которые он доставил матери и Дуняше.

Героя одолевают страх и беспокойство: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает?» Раскольникову даже иногда хочется, чтобы поскорее раскрыли его преступление: «Пропаду так пропаду, всё равно. » Но в то же время он и боится быть пойманным. У него даже появилась мысль о самоубийстве. Так он скажет позже сестре: «Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться…» Целых 10 дней длились эти душевные страдания, пока Родион сам не явился в полицию с повинной.

Не меньшую душевную боль приносит Раскольникову и то, что его теория о праве сильной личности на преступление потерпела крах, что сам он – далеко не сильная личность, а именно «тварь дрожащая». Ему страшно от того, что убил он не из-за голода, а именно из-за желания проверить, кто он. И совсем не мир он спасал от несправедливости, не защищал обездоленных.

Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.

В признании Сонечке Раскольников сознаётся, что прежде всего он убил самого себя. (««Я не старушонку убил, я себя убил»).

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

На пути нравственного преображения героя оказалась Соня Мармеладова. Она поддержала его, воскресила своей любовью, пошла с ним на каторгу, где открыла для героя Бога (раньше он был атеистом). Сам автор был уверен, что человек, пришедший к Богу, становится совершенно иным, по-другому смотрит на мир, меняются его ценности, а душа становится чище и добрее. На позитивной ноте заканчивается роман о страшном преступлении – на вере в человека, в возможность его нравственного воскрешения. Конечно, за преступление идёт наказание, но каждый человек имеет право начать жизнь с чистого листа. Именно этим можно объяснить конечные строки романа: «… «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Сделаем выводы.

Каждый человек в ответе за всё, что он совершает, за близких людей. Как бы ни тяжела порой жизнь, нужно находить в себе силы выстоять, идти дальше. Ни в коем случае не нужно становится на противоправную тропу, а тем более на путь преступления.

Нужно помнить, что за любым преступлением следует наказание.

Жить нужно по правде, по совести, не стыдясь за свои поступки, не раскаиваясь в содеянном.

Но в то же время каждый имеет право на осмысление своих поступков и возможность, искупив вину, продолжить жить уже по законам совести. Не случайно Раскольников читает главу из Библии о воскрешении Лазаря.

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя — Фёдора Михайловича Достоевского . И сегодня его книги интересны читателям, учат, какими нужно быть людьми, как прожить жизнь достойно, какие нравственные идеалы выбрать. Только путь добра, милосердия, сопереживания, жизнь по чести и совести могут сделать человека счастливым.

Наказание Раскольникова: сочинение

Центральным героем романа Ф М. Достоевского “Преступление и наказание” является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько “задавлен бедностью”, что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. “Я и сам жить хочу”, — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из “Пиковой дамы” Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!” Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. “Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это “твари дрожащие”, которые обязаны быть послушными и достойными презрения. “Необыкновенные” люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание “тварей дрожащих” Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: “Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал. “

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство “по теории”. И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”.

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: “Сохрани тебя Бог!” Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: “Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!” И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит “раз навсегда”.

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: