Н. Г. Помяловский (1835—1863): сочинение

Памяти писателя Николая Помяловского (1835-1863) прогудка по Малой Охте

Памяти писателя Николая Герасимовича Помяловского (23.04.1835- 17.10.1863)

31 октября 2021

Стоимость 700 руб. + 300 руб. входной билет на Уткину Дачу

«И теперь хорошо на Охте; погода благодатнейшая, ночи чудные, на кладбище соловьи прилетели, под носом Нева, с затылка речка, только на дворе некрасиво. ну, да зачем на двор смотреть!» — это строки русского писателя Николая Помяловского (1835-1863), который родился, вырос и скончался на Малой Охте, любовь к ней пронес через всю свою короткую жизнь.

31 октября – день его кончины.
История и нравы Охты, которую он называл Поречной, описаны им в повести «Поречане». «Это очень яркий рассказ из хорошо знакомой писателю охтенской жизни. Уверенность рисунка, сочность красок, тонкая ирония свидетельствуют о руке мастера. В этом дивном уголке земли много дикости и жестокости, но поречане в изображении Помяловского — цельные, упорные и независимые характеры» (И.Ямпольский)

Район, история которого на несколько веков старше Петербурга, до наших дней сохранил немало тайн и загадок. Здесь селились староверы — поморцы и федосеевцы, здесь сохранились памятники благотворительности русских купцов и промышленников. На старейшем в городе “раскольничьем” кладбище находятся семейные захоронения Кокоревых, Скрябиных, Пиккиевых. Согласно легендам, в XIX в., когда оно было закрыто, на нем тайно хоронили колдунов и алхимиков. В месте слияния рек Оккервиль и Охта стоит Уткина дача — удивительно красивая, возрождаемая ныне усадьба конца XVIII в. Ее главный особняк построил Николай Львов, которого называют Русским Леонардо.

Программа экскурсии:

12.00 Сбор группы метро “Новочеркасская”, выход 6 возле вывески “Охта Молл”

  • Новочеркасский проспект, главная магистраль М. Охты. История возникновения, названия и необычной формы улицы, дважды меняющей свое направление.
  • Перевозный переулок. Здесь у берега стоял плот с яликами (шлюпками); артель перевозчиков занималась перевозом с М.Охты «на ту сторону» (на Калашниковскую наб.) за 5 копеек.
  • Многофункциональный комплекс «Новый Город». Ранее здесь было футбольное поле, а до него — Мало-Охтенское православное кладбище, уничтоженное в 1930-е гг. В период блокады Ленинграда на нем возобновились захоронения.
  • Малоохтинский проспект. «Дом-чайник» (Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»), «Дом-призма» и прочие спорные изыски современной архитектуры.
  • Императорское Человеколюбивое Общество. Убежище и дешевые квартиры Михаила и Елисаветы Петровых (д. № 49).
  • Городской приют и начальное училище им. М. Г. Петрова — Малоохтинский дом трудолюбия (д. № 51).
  • Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины — главный храм М. Охты. Здесь в начале XVIII в была деревянная часовня, в 1778-1781 гг. построили каменную церковь, ее перестроили в 1849-1857 гг. по проекту арх. В.Ф. Небольсина и К.Я. Маевского. В 1960-е гг. были снесены только купола, еще в 1970-е гг. тут располагался кинотеатр “Рассвет”, затем склад. И только в 1980-е гг. храм снесли. Здесь были похоронены писатель Н.Г. Помяловский, родившийся в семье дьячка этого храма, живописец-маринист А.П. Боголюбов, лейб-медик П.А. Наранович, драматург Е.Ф. Розен.
  • Рассказ про Н.Г. Помяловского и его повесть «Поречане» из истории М. Охты. Кулачные бои поречан (охтинцев) и крючников, они же “муравьи”, они же грузчики портовых складов у Лавры. Вновь построенная крохотная церковь в память уничтоженного храма св. равноапостольной Марии Магдалины.
  • Утраченная часть Малоохтинского пр. Иван Бальгаузен и его банда «Живых покойников», терроризировавшая Петроград в 1918-1920 гг.
  • Церковь и часовня Успения Пресвятой Богородицы (блокадный храм). Построена в 1996-1999 гг., арх. А.И. Романовский, Ю.П. Груздев. Трагическая и загадочная история гибели первого настоятеля храма протоиерея Виктора Ерошенко (1962-2004). Его могила во дворе храма.
  • Ул. Республиканская (бывш. Мариинская). Бывшее здание «Мало-Охтенской пожарной части». Следы утерянного «квартала малых улиц» (Пустая, Глухая, Проходная, Весенняя, Молчаливая и др.).
  • Новочеркасский пр., 3. Жилой дом Главного гидрографического управления (1913-1914 гг., арх. Н.И. Малеин).
  • Новочеркасский пр., 4. Комплекс казарм Новочеркасского Имп. Александра III пехотного полка (5 зданий), 1884-1886-х гг.
  • Новочеркасский пр., 8 к. 1. Дом призрения престарелых бедных женщин в память графа Кушелева-Безбородко и К.К. Злобина. Сегодня здание занимает психоневрологический диспансер.
  • Новочеркасский пр., 8 к. 3. Приют человеколюбивого общества для престарелых девиц и вдов имени Николая и Марии Тепловых (1903-1904 гг.). Таинственное и мистическое заброшенное здание, 3 фасада которого выходят на Малоохтинское кладбище. В верхнем этаже была домовая церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, уничтоженная большевиками.
  • Малоохтинское старообрядческое кладбище. Здесь похоронен «русский Рокфеллер» Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889), первый нефтепромышленник и медиамагнат, основатель Волжско-Камского банка, меценат, талантливый публицист, общественный деятель, друг Д.И. Менделеева, М.П. Погодина, С.И. Мамонтова. Осмотр семейных захоронений Кокоревых, Скрябиных, Пиккиевых и др. Рассказ о легендах кладбища, которое считается самым мистическим местом Санкт-Петербурга.
  • Прогулка по берегу р. Охты. Мост Шаумяна, построенный “вдоль течения реки”, новостройки на месте Завода «Знамя Труда» им. Лепсе (Лангензипена).
  • Река Оккервиль. Охтинское механико-техническое ремесленное училище памяти вел. кн. Александра Владимировича, церковь во имя Св. блгв. кн. Александра Невского (утрачена). Церковь-школа во имя Пресв.Троицы Охтинского отделения Братства Пресв. БЦы (утрачена). Поклонный крест в честь обретения иконы Спаса Нерукотворного.

14-00. ЭСКСКУРСИЯ ПО Уткиной Даче, усадьбе Полторацких. Этот памятник архитектуры федерального значения в Санкт-Петербурге расположен на мысе у впадения реки Оккервиль в реку Охту. Проводит экскурсовод Гос. Музея городской скульптуры.

У́ткина да́ча — бывшая усадьба, расположенная на мысе у впадения реки Оккервиль в реку Охту. Была построена в середине ХVIII века для директора Певческой придворной капеллы Марка Полторацкого и его жены Агафоклеи. Участок был получен в качестве награды Марку Федоровичу за его участие в оперных постановках.

Этой местностью недалеко от Ниеншанца владел некий шведский полковник Оккервиль. Затем, уже в петровское время, хозяином дачи был генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии А.И. Ушаков

По инициативе А. А. Полторацкой в 1790 г. здесь строятся здания центральной усадьбы в стиле классицизма, оранжереи, винокуренный и костеобжигательный заводы.

В 1814 году Полторацкие решили продать имение, разместив объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

21 декабря 1828 года мызу Оккервиль купила княгиня Зинаида Петровна Шаховская, которая после смерти мужа князя А. Я. Шаховского вышла второй раз замуж, на этот раз за мирового судью Василия Ивановича Уткина. С тех пор и закрепилось название — «Уткина дача».

Памяти писателя Николая Помяловского (1835-1863) прогудка по Малой Охте

Памяти писателя Николая Герасимовича Помяловского (23.04.1835- 17.10.1863)

31 октября 2021

Стоимость 700 руб. + 300 руб. входной билет на Уткину Дачу

«И теперь хорошо на Охте; погода благодатнейшая, ночи чудные, на кладбище соловьи прилетели, под носом Нева, с затылка речка, только на дворе некрасиво. ну, да зачем на двор смотреть!» — это строки русского писателя Николая Помяловского (1835-1863), который родился, вырос и скончался на Малой Охте, любовь к ней пронес через всю свою короткую жизнь.

31 октября – день его кончины.
История и нравы Охты, которую он называл Поречной, описаны им в повести «Поречане». «Это очень яркий рассказ из хорошо знакомой писателю охтенской жизни. Уверенность рисунка, сочность красок, тонкая ирония свидетельствуют о руке мастера. В этом дивном уголке земли много дикости и жестокости, но поречане в изображении Помяловского — цельные, упорные и независимые характеры» (И.Ямпольский)

Район, история которого на несколько веков старше Петербурга, до наших дней сохранил немало тайн и загадок. Здесь селились староверы — поморцы и федосеевцы, здесь сохранились памятники благотворительности русских купцов и промышленников. На старейшем в городе “раскольничьем” кладбище находятся семейные захоронения Кокоревых, Скрябиных, Пиккиевых. Согласно легендам, в XIX в., когда оно было закрыто, на нем тайно хоронили колдунов и алхимиков. В месте слияния рек Оккервиль и Охта стоит Уткина дача — удивительно красивая, возрождаемая ныне усадьба конца XVIII в. Ее главный особняк построил Николай Львов, которого называют Русским Леонардо.

Программа экскурсии:

12.00 Сбор группы метро “Новочеркасская”, выход 6 возле вывески “Охта Молл”

  • Новочеркасский проспект, главная магистраль М. Охты. История возникновения, названия и необычной формы улицы, дважды меняющей свое направление.
  • Перевозный переулок. Здесь у берега стоял плот с яликами (шлюпками); артель перевозчиков занималась перевозом с М.Охты «на ту сторону» (на Калашниковскую наб.) за 5 копеек.
  • Многофункциональный комплекс «Новый Город». Ранее здесь было футбольное поле, а до него — Мало-Охтенское православное кладбище, уничтоженное в 1930-е гг. В период блокады Ленинграда на нем возобновились захоронения.
  • Малоохтинский проспект. «Дом-чайник» (Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»), «Дом-призма» и прочие спорные изыски современной архитектуры.
  • Императорское Человеколюбивое Общество. Убежище и дешевые квартиры Михаила и Елисаветы Петровых (д. № 49).
  • Городской приют и начальное училище им. М. Г. Петрова — Малоохтинский дом трудолюбия (д. № 51).
  • Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины — главный храм М. Охты. Здесь в начале XVIII в была деревянная часовня, в 1778-1781 гг. построили каменную церковь, ее перестроили в 1849-1857 гг. по проекту арх. В.Ф. Небольсина и К.Я. Маевского. В 1960-е гг. были снесены только купола, еще в 1970-е гг. тут располагался кинотеатр “Рассвет”, затем склад. И только в 1980-е гг. храм снесли. Здесь были похоронены писатель Н.Г. Помяловский, родившийся в семье дьячка этого храма, живописец-маринист А.П. Боголюбов, лейб-медик П.А. Наранович, драматург Е.Ф. Розен.
  • Рассказ про Н.Г. Помяловского и его повесть «Поречане» из истории М. Охты. Кулачные бои поречан (охтинцев) и крючников, они же “муравьи”, они же грузчики портовых складов у Лавры. Вновь построенная крохотная церковь в память уничтоженного храма св. равноапостольной Марии Магдалины.
  • Утраченная часть Малоохтинского пр. Иван Бальгаузен и его банда «Живых покойников», терроризировавшая Петроград в 1918-1920 гг.
  • Церковь и часовня Успения Пресвятой Богородицы (блокадный храм). Построена в 1996-1999 гг., арх. А.И. Романовский, Ю.П. Груздев. Трагическая и загадочная история гибели первого настоятеля храма протоиерея Виктора Ерошенко (1962-2004). Его могила во дворе храма.
  • Ул. Республиканская (бывш. Мариинская). Бывшее здание «Мало-Охтенской пожарной части». Следы утерянного «квартала малых улиц» (Пустая, Глухая, Проходная, Весенняя, Молчаливая и др.).
  • Новочеркасский пр., 3. Жилой дом Главного гидрографического управления (1913-1914 гг., арх. Н.И. Малеин).
  • Новочеркасский пр., 4. Комплекс казарм Новочеркасского Имп. Александра III пехотного полка (5 зданий), 1884-1886-х гг.
  • Новочеркасский пр., 8 к. 1. Дом призрения престарелых бедных женщин в память графа Кушелева-Безбородко и К.К. Злобина. Сегодня здание занимает психоневрологический диспансер.
  • Новочеркасский пр., 8 к. 3. Приют человеколюбивого общества для престарелых девиц и вдов имени Николая и Марии Тепловых (1903-1904 гг.). Таинственное и мистическое заброшенное здание, 3 фасада которого выходят на Малоохтинское кладбище. В верхнем этаже была домовая церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, уничтоженная большевиками.
  • Малоохтинское старообрядческое кладбище. Здесь похоронен «русский Рокфеллер» Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889), первый нефтепромышленник и медиамагнат, основатель Волжско-Камского банка, меценат, талантливый публицист, общественный деятель, друг Д.И. Менделеева, М.П. Погодина, С.И. Мамонтова. Осмотр семейных захоронений Кокоревых, Скрябиных, Пиккиевых и др. Рассказ о легендах кладбища, которое считается самым мистическим местом Санкт-Петербурга.
  • Прогулка по берегу р. Охты. Мост Шаумяна, построенный “вдоль течения реки”, новостройки на месте Завода «Знамя Труда» им. Лепсе (Лангензипена).
  • Река Оккервиль. Охтинское механико-техническое ремесленное училище памяти вел. кн. Александра Владимировича, церковь во имя Св. блгв. кн. Александра Невского (утрачена). Церковь-школа во имя Пресв.Троицы Охтинского отделения Братства Пресв. БЦы (утрачена). Поклонный крест в честь обретения иконы Спаса Нерукотворного.

14-00. ЭСКСКУРСИЯ ПО Уткиной Даче, усадьбе Полторацких. Этот памятник архитектуры федерального значения в Санкт-Петербурге расположен на мысе у впадения реки Оккервиль в реку Охту. Проводит экскурсовод Гос. Музея городской скульптуры.

У́ткина да́ча — бывшая усадьба, расположенная на мысе у впадения реки Оккервиль в реку Охту. Была построена в середине ХVIII века для директора Певческой придворной капеллы Марка Полторацкого и его жены Агафоклеи. Участок был получен в качестве награды Марку Федоровичу за его участие в оперных постановках.

Этой местностью недалеко от Ниеншанца владел некий шведский полковник Оккервиль. Затем, уже в петровское время, хозяином дачи был генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии А.И. Ушаков

По инициативе А. А. Полторацкой в 1790 г. здесь строятся здания центральной усадьбы в стиле классицизма, оранжереи, винокуренный и костеобжигательный заводы.

В 1814 году Полторацкие решили продать имение, разместив объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

21 декабря 1828 года мызу Оккервиль купила княгиня Зинаида Петровна Шаховская, которая после смерти мужа князя А. Я. Шаховского вышла второй раз замуж, на этот раз за мирового судью Василия Ивановича Уткина. С тех пор и закрепилось название — «Уткина дача».

Сочинение: Приставкин a. – Война сталинизм и дети

“Летим в неизвестность, как семена, по пустыне. По военной пустыне – надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайно застрянем. А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем. Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность”. Анатолий Приставкин Книга Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” сразу привлекла внимание широкого круга читателей. Повесть автобиографична, она рассказывает о сиротах, которые познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Тем, кто этого не испытал, трудно представить, что такое нищета и вечный голод для ребенка. Книга потрясает читателей, вызывает в душе боль и сострадание. Братьев-близнецов Кузьменышей можно сравнить с семенами сорного растения, которые ветер переносит с места на место. Таковы Колька и Сашка. Судьба забрасывает их на Кавказ, в далекий горный край. Мальчишки мечтают о фруктах, но даже не знают значения этого слова. Для Сашки фрукты – что-то божественное, Колька же говорит просто: “Это и есть картошка”. Братья мечтают также о буханке хлеба, которую они ни разу не держали в руках. Впервые увиденный ими батон они распознали только потому, что его “в одном довоенном кино показывали”. А сцена подкопа под хлеборезку? Из подобных сцен и состоит вся напряженная жизнь ребят с ее редкими и скудными радостями. Почему же таким убогим и страшным было существование невинных детей, кто виноват в этом? Волей “отца народов” они были лишены детства, дома, родителей и родной земли. Но пока сильна его власть и вера в нее. И вот дети, среди которых немка, чеченец, ногаец, крымский татарин, кричат: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!” Насмешка? Нет, трагедия. На фронте сражались миллионы людей, в лагерях томились сотни тысяч репрессированных. Сколько оказалось выброшенных на улицу сирот! Самым “разумным” стала высылка детей на Кавказ, с глаз долой, чтоб спокойнее жить было. И ведь никто даже не задумался над тем, что ожидает беззащитных мальчишек и девчонок вдали от родины. Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям на дорогу пайки и прилично одеть их. Что же сделал он? Велел братьям поменяться одеждой. Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. “Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: “От войны за детишками спасается!” Но были и другие. Воспитательница Регина Петровна первая увидела в детях именно детей и зажгла в душах несчастных ребят искру утраченной радости. Благодаря ей Кузьменыши узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, и у людей бывают праздники. Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. Рискуя собой, Регина Петровна спасла Алхузура, которого Колька настойчиво называл своим братом Сашкой. Детям было не понять того, что раскрытие подобного обмана грозило воспитательнице тюрьмой. Обидно, конечно, что Колька Кузьменыш так и не простил Регине Петровне бегства после нападения чеченцев. Он не захотел с ней разговаривать и холодно простился. Я думаю, позже Колька раскаялся в своем поступке и не раз мысленно просил прощения у доброй женщины. Нельзя не вспомнить директора Березовского детдома. Петр Анисимович Мешков всю свою жизнь отдал детям. Он погиб, выполняя служебный, гражданский и просто человеческий долг. Да, время было тяжелое, страшное. Проблема национальной розни волнует не только наших современников, она стояла так же остро и во время пребывания Кузьменышей на Кавказе. Воевали русские и чеченцы. Невольно спрашиваешь себя: “Что же делили люди, жившие на одной земле, под одним солнцем?” Ничего. Просто “вождю народов” пришлись не по нраву чеченцы и ингуши, кабардинцы и балкарцы. Унижая и притесняя “малые” народы, Сталин пытался добиться покорности, беспрекословного повиновения. Но кавказцы – гордые люди, да и кто потерпит издевательства над собой? Горцы были ослеплены ненавистью и творили злодеяния, на которые раньше никто бы из них не осмелился. Следствием национальной вражды явилась гибель Мешкова, веселой, жизнерадостной Веры. Подобная участь ожидала и Регину Петровну, но Алхузур спас ее от верной смерти. “Отец прицелился, а он его за локоть”, – рассказывала воспитательница Кузьменышам о встрече с чеченцами. Она мудро заметила: “Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди”. С этими словами нельзя не согласиться. Да, есть плохие люди и среди русских, и среди чеченцев. Не будь их, может, не было бы вражды между народами. На Кавказе Кузьменыши впервые столкнулись со смертью. Именно гибель ближнего заставила Кольку задуматься над многими вопросами, ответы на которые мы не можем дать и сегодня. Он всегда будет помнить красивый горный край и связанные с ним события. Смерть брата, распятого чеченцами, стала для мальчика самым жутким эпизодом из жизни в чужих краях. Да разве можно забыть такое? “Он . висел, нацепленный под мышками на острия забора, из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы”, а “по штанишкам свисала черная в сгустках крови Сашкина требуха”. Какое же сердце не дрогнет, когда читаешь эти строки? “Страшная отрешенность” овладела Колькой. Мальчик никак не мм поверить в гибель близкого и дорогого ему человека. Но все-таки в запутанном лабиринте зла дети смогли понять, найти правду. Так Колька обращается к мертвому брату: “Вот, небось, сам слышал, как солдаты – наши славные бойцы говорили. Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает. Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит. Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А ты солдат станешь убивать, и все: и они и ты – погибните. А разве не лучше было бы, чтоб ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтоб никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?” Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на ребенка. И Алхузур не винит переселенцев (а ведь именно их считают виноватыми в разорении могил взрослые чеченцы). Они не найдут вины друг в друге и назовут друг друга братьями – в этом глубоко символичный поворот сюжета! Это братья убивали друг друга. Лишь дети смогли понять правду, и в этих детях путь к спасению. Они смогли увидеть главных виновников и простили жертвы: переселенцев, и Зверька, и чеченцев. Но нет прощения власти и исполнителям ее воли. На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между народами, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям. В своей повести Анатолий Приставкин размышляет о путях сближения людей разных национальностей. Он пытается решить острейшую проблему, раскрыв перед нами души детей и взрослых, поведав нам их мысли и чувства. Зерна национальной вражды, посеянные в эпоху Сталина, уже взошли и укоренились. Но решать проблему национальной розни приходится нам. До сих пор слышны отголоски того времени. Не там ли корни нынешнего братоубийства в Карабахе, Грузии, Чечне. Не в том ли, что люди ищут вину в своем брате и не умеют прощать виновных поневоле? Пока не выросли эти корни, книга своевременна. Она повествует о том, что происходит сейчас. Цель произведения Анатолия Приставкина – “дать молодым правду, какой бы жестокой, страшной, тяжелой она ни была”. Ведь именно новое поколение должно восстановить справедливость, очистить страну и мир от войны и ее последствий.

Название: Приставкин a. – Война сталинизм и дети
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 17:13:28 03 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 44
Комментариев: 11
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно Скачать

Конкурсное сочинение на тему “Дети и война”

Конкурсное сочинение на тему “Дети и война” на основе прочитанных книг о судьбе детей в военные годы и личных впечатлений.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_deti_i_voyna.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Муниципального образования «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия №8

Конкурсное сочинение на тему:

Выполнила: Алексеева Аня

ученица 7в класса

Руководитель: Хорошилова Светлана Алексеевна

учитель русского языка и литературы

Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть- и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм…

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.

«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский в одном из своих очерков.

Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Я прочитала несколько повестей и рассказов о жизни, судьбе детей в годы Великой Отечественной войны, но больше всего меня тронули повесть Валентина Катаева «Сын полка» и выставка в библиотеке нашей школы, рассказывающая о подвиге детей в годы войны.

Повесть Катаева «Сын полка» была написана в 1944 году. Это книга о мальчике Ване Солнцеве, осиротевшем в годы войны и ставшем сыном полка. С первых же страниц мы узнаём, что разведчики сержанта Егорова находят в окопчике спящего мальчика. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. «Мальчик спал, и по его измученному лицу пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне». Воины нашей армии помогли Ване Солнцеву стать смелым разведчиком, воспитали в нем лучшие человеческие качества. Читая эту повесть, понимаешь, что нет ничего страшнее для детей, чем война, искалечившая их судьбу и душу.

Но дети в суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами .

Смотрю на страницы выставки и …думаю,…а ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, как мы.… Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
За особые заслуги, за мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками многим из них было присвоено звание Героя Советского Союза (Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею и другим детям) А Клава Шалимова была на фронте разведчицей и радисткой, помогала раненым. Война лишила её зрения. После окончания войны она уже никогда не могла видеть своих друзей, солнца и салюта Победы.

А вот…Марат Казей. Было тогда герою 14 лет…

«. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою »

Строгие, серьезные, детские лица смотрят на меня со стендов выставки и словно рассказывают, рассказывают…

«Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Там была создана подпольная организация “Юные мстители”, и Зину стала членом ее комитета. Она участвовала в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза»

Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести ещё не один пример мужества наших сверстников. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что и через много – много лет память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также будут помнить о детях, которые несли на своих плечах непосильную ношу военных лет. Я хочу, чтобы люди всегда помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники.

Война, сталинизм и дети: сочинение

“Летим в неизвестность, как семена, по пустыне. По военной пустыне — надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайно застрянем. А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем. Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность”.

Книга Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” сразу привлекла внимание широкого круга читателей. Повесть автобиографична, она рассказывает о сиротах, которые познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Тем, кто этого не испытал, трудно представить, что такое нищета и вечный голод для ребенка. Книга потрясает читателей, вызывает в душе боль и сострадание.

Братьев-близнецов Кузьменышей можно сравнить с семенами сорного растения, которые ветер переносит с места на место. Таковы Колька и Сашка. Судьба забрасывает их на Кавказ, в далекий горный край.

Мальчишки мечтают о фруктах, но даже не знают значения этого слова. Для Сашки фрукты — что-то божественное, Колька же говорит просто: “Это и есть картошка”. Братья мечтают также о буханке хлеба, которую они ни разу не держали в руках. Впервые увиденный ими батон они распознали только потому, что его “в одном довоенном кино показывали”.

А сцена подкопа под хлеборезку? Из подобных сцен и состоит вся напряженная жизнь ребят с ее редкими и скудными радостями. Почему же таким убогим и страшным было существование невинных детей, кто виноват в этом? Волей “отца народов” они были лишены детства, дома, родителей и родной земли. Но пока сильна его власть и вера в нее. И вот дети, среди которых немка, чеченец, ногаец, крымский татарин, кричат: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!” Насмешка? Нет, трагедия.

На фронте сражались миллионы людей, в лагерях томились сотни тысяч репрессированных. Сколько оказалось выброшенных на улицу сирот! Самым “разумным” стала высылка детей на Кавказ, с глаз долой, чтоб спокойнее жить было. И ведь никто даже не задумался над тем, что ожидает беззащитных мальчишек и девчонок вдали от родины.

Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям на дорогу пайки и прилично одеть их. Что же сделал он? Велел братьям поменяться одеждой. Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. “Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: “От войны за детишками спасается!”

Но были и другие. Воспитательница Регина Петровна первая увидела в детях именно детей и зажгла в душах несчастных ребят искру утраченной радости. Благодаря ей Кузьменыши узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, и у людей бывают праздники. Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. Рискуя собой, Регина Петровна спасла Алхузура, которого Колька настойчиво называл своим братом Сашкой. Детям было не понять того, что раскрытие подобного обмана грозило воспитательнице тюрьмой. Обидно, конечно, что Колька Кузьменыш так и не простил Регине Петровне бегства после нападения чеченцев. Он не захотел с ней разговаривать и холодно простился. Я думаю, позже Колька раскаялся в своем поступке и не раз мысленно просил прощения у доброй женщины.

Нельзя не вспомнить директора Березовского детдома. Петр Анисимович Мешков всю свою жизнь отдал детям. Он погиб, выполняя служебный, гражданский и просто человеческий долг.

Да, время было тяжелое, страшное. Проблема национальной розни волнует не только наших современников, она стояла так же остро и во время пребывания Кузьменышей на Кавказе. Воевали русские и чеченцы. Невольно спрашиваешь себя: “Что же делили люди, жившие на одной земле, под одним солнцем?” Ничего. Просто “вождю народов” пришлись не по нраву чеченцы и ингуши, кабардинцы и балкарцы. Унижая и притесняя “малые” народы, Сталин пытался добиться покорности, беспрекословного повиновения.

Но кавказцы — гордые люди, да и кто потерпит издевательства над собой? Горцы были ослеплены ненавистью и творили злодеяния, на которые раньше никто бы из них не осмелился. Следствием национальной вражды явилась гибель Мешкова, веселой, жизнерадостной Веры. Подобная участь ожидала и Регину Петровну, но Алхузур спас ее от верной смерти. “Отец прицелился, а он его за локоть”, — рассказывала воспитательница Кузьменышам о встрече с чеченцами. Она мудро заметила: “Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди”. С этими словами нельзя не согласиться. Да, есть плохие люди и среди русских, и среди чеченцев. Не будь их, может, не было бы вражды между народами.

На Кавказе Кузьменыши впервые столкнулись со смертью. Именно гибель ближнего заставила Кольку задуматься над многими вопросами, ответы на которые мы не можем дать и сегодня. Он всегда будет помнить красивый горный край и связанные с ним события. Смерть брата, распятого чеченцами, стала для мальчика самым жутким эпизодом из жизни в чужих краях. Да разве можно забыть такое? “Он . висел, нацепленный под мышками на острия забора, из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы”, а “по штанишкам свисала черная в сгустках крови Сашкина требуха”. Какое же сердце не дрогнет, когда читаешь эти строки?

“Страшная отрешенность” овладела Колькой. Мальчик никак не мм поверить в гибель близкого и дорогого ему человека. Но все-таки в запутанном лабиринте зла дети смогли понять, найти правду. Так Колька обращается к мертвому брату: “Вот, небось, сам слышал, как солдаты — наши славные бойцы говорили. Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает. Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит. Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А ты солдат станешь убивать, и все: и они и ты — погибните. А разве не лучше было бы, чтоб ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтоб никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?”

Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на ребенка. И Алхузур не винит переселенцев (а ведь именно их считают виноватыми в разорении могил взрослые чеченцы). Они не найдут вины друг в друге и назовут друг друга братьями — в этом глубоко символичный поворот сюжета! Это братья убивали друг друга.

Лишь дети смогли понять правду, и в этих детях путь к спасению. Они смогли увидеть главных виновников и простили жертвы: переселенцев, и Зверька, и чеченцев. Но нет прощения власти и исполнителям ее воли.

На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между народами, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям.

В своей повести Анатолий Приставкин размышляет о путях сближения людей разных национальностей. Он пытается решить острейшую проблему, раскрыв перед нами души детей и взрослых, поведав нам их мысли и чувства. Зерна национальной вражды, посеянные в эпоху Сталина, уже взошли и укоренились. Но решать проблему национальной розни приходится нам.

До сих пор слышны отголоски того времени. Не там ли корни нынешнего братоубийства в Карабахе, Грузии, Чечне. Не в том ли, что люди ищут вину в своем брате и не умеют прощать виновных поневоле?

Пока не выросли эти корни, книга своевременна. Она повествует о том, что происходит сейчас. Цель произведения Анатолия Приставкина — “дать молодым правду, какой бы жестокой, страшной, тяжелой она ни была”. Ведь именно новое поколение должно восстановить справедливость, очистить страну и мир от войны и ее последствий.

Сочинение: Приставкин a. – Война сталинизм и дети

“Летим в неизвестность, как семена, по пустыне. По военной пустыне – надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайно застрянем. А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем. Можем и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность”. Анатолий Приставкин
Книга Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая” сразу привлекла внимание широкого круга читателей. Повесть автобиографична, она рассказывает о сиротах, которые познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Тем, кто этого не испытал, трудно представить, что такое нищета и вечный голод для ребенка. Книга потрясает читателей, вызывает в душе боль и сострадание.
Братьев-близнецов Кузьменышей можно сравнить с семенами сорного растения, которые ветер переносит с места на место. Таковы Колька и Сашка. Судьба забрасывает их на Кавказ, в далекий горный край.
Мальчишки мечтают о фруктах, но даже не знают значения этого слова. Для Сашки фрукты – что-то божественное, Колька же говорит просто: “Это и есть картошка”. Братья мечтают также о буханке хлеба, которую они ни разу не держали в руках. Впервые увиденный ими батон они распознали только потому, что его “в одном довоенном кино показывали”.
А сцена подкопа под хлеборезку? Из подобных сцен и состоит вся напряженная жизнь ребят с ее редкими и скудными радостями. Почему же таким убогим и страшным было существование невинных детей, кто виноват в этом? Волей “отца народов” они были лишены детства, дома, родителей и родной земли. Но пока сильна его власть и вера в нее. И вот дети, среди которых немка, чеченец, ногаец, крымский татарин, кричат: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!” Насмешка? Нет, трагедия.
На фронте сражались миллионы людей, в лагерях томились сотни тысяч репрессированных. Сколько оказалось выброшенных на улицу сирот! Самым “разумным” стала высылка детей на Кавказ, с глаз долой, чтоб спокойнее жить было. И ведь никто даже не задумался над тем, что ожидает беззащитных мальчишек и девчонок вдали от родины.
Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям на дорогу пайки и прилично одеть их. Что же сделал он? Велел братьям поменяться одеждой. Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. “Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: “От войны за детишками спасается!”
Но были и другие. Воспитательница Регина Петровна первая увидела в детях именно детей и зажгла в душах несчастных ребят искру утраченной радости. Благодаря ей Кузьменыши узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, и у людей бывают праздники. Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. Рискуя собой, Регина Петровна спасла Алхузура, которого Колька настойчиво называл своим братом Сашкой. Детям было не понять того, что раскрытие подобного обмана грозило воспитательнице тюрьмой. Обидно, конечно, что Колька Кузьменыш так и не простил Регине Петровне бегства после нападения чеченцев. Он не захотел с ней разговаривать и холодно простился. Я думаю, позже Колька раскаялся в своем поступке и не раз мысленно просил прощения у доброй женщины.
Нельзя не вспомнить директора Березовского детдома. Петр Анисимович Мешков всю свою жизнь отдал детям. Он погиб, выполняя служебный, гражданский и просто человеческий долг.
Да, время было тяжелое, страшное. Проблема национальной розни волнует не только наших современников, она стояла так же остро и во время пребывания Кузьменышей на Кавказе. Воевали русские и чеченцы. Невольно спрашиваешь себя: “Что же делили люди, жившие на одной земле, под одним солнцем?” Ничего. Просто “вождю народов” пришлись не по нраву чеченцы и ингуши, кабардинцы и балкарцы. Унижая и притесняя “малые” народы, Сталин пытался добиться покорности, беспрекословного повиновения.
Но кавказцы – гордые люди, да и кто потерпит издевательства над собой? Горцы были ослеплены ненавистью и творили злодеяния, на которые раньше никто бы из них не осмелился. Следствием национальной вражды явилась гибель Мешкова, веселой, жизнерадостной Веры. Подобная участь ожидала и Регину Петровну, но Алхузур спас ее от верной смерти. “Отец прицелился, а он его за локоть”, – рассказывала воспитательница Кузьменышам о встрече с чеченцами. Она мудро заметила: “Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди”. С этими словами нельзя не согласиться. Да, есть плохие люди и среди русских, и среди чеченцев. Не будь их, может, не было бы вражды между народами.
На Кавказе Кузьменыши впервые столкнулись со смертью. Именно гибель ближнего заставила Кольку задуматься над многими вопросами, ответы на которые мы не можем дать и сегодня. Он всегда будет помнить красивый горный край и связанные с ним события. Смерть брата, распятого чеченцами, стала для мальчика самым жутким эпизодом из жизни в чужих краях. Да разве можно забыть такое? “Он . висел, нацепленный под мышками на острия забора, из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы”, а “по штанишкам свисала черная в сгустках крови Сашкина требуха”. Какое же сердце не дрогнет, когда читаешь эти строки?
“Страшная отрешенность” овладела Колькой. Мальчик никак не мм поверить в гибель близкого и дорогого ему человека. Но все-таки в запутанном лабиринте зла дети смогли понять, найти правду. Так Колька обращается к мертвому брату: “Вот, небось, сам слышал, как солдаты – наши славные бойцы говорили. Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает. Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит. Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А ты солдат станешь убивать, и все: и они и ты – погибните. А разве не лучше было бы, чтоб ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтоб никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?”
Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на ребенка. И Алхузур не винит переселенцев (а ведь именно их считают виноватыми в разорении могил взрослые чеченцы). Они не найдут вины друг в друге и назовут друг друга братьями – в этом глубоко символичный поворот сюжета! Это братья убивали друг друга.
Лишь дети смогли понять правду, и в этих детях путь к спасению. Они смогли увидеть главных виновников и простили жертвы: переселенцев, и Зверька, и чеченцев. Но нет прощения власти и исполнителям ее воли.
На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между народами, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям.
В своей повести Анатолий Приставкин размышляет о путях сближения людей разных национальностей. Он пытается решить острейшую проблему, раскрыв перед нами души детей и взрослых, поведав нам их мысли и чувства. Зерна национальной вражды, посеянные в эпоху Сталина, уже взошли и укоренились. Но решать проблему национальной розни приходится нам.
До сих пор слышны отголоски того времени. Не там ли корни нынешнего братоубийства в Карабахе, Грузии, Чечне. Не в том ли, что люди ищут вину в своем брате и не умеют прощать виновных поневоле?
Пока не выросли эти корни, книга своевременна. Она повествует о том, что происходит сейчас. Цель произведения Анатолия Приставкина – “дать молодым правду, какой бы жестокой, страшной, тяжелой она ни была”. Ведь именно новое поколение должно восстановить справедливость, очистить страну и мир от войны и ее последствий.

Война, сталинизм и дети: сочинение

Как война влияет на детей? Этот вопрос в качестве главного ставит С. А. Алексиевич в своём тексте.

В тексте описывается судьба двенадцатилетнего мальчика, чьё детство омрачила война. Герой-рассказчик «стал воспитанником госпиталя», «солдатом». Он лучше взрослых освоил искусство скручивать не только бинты, но и самокрутки. Вряд ли бы мальчик научился всем этим далеко не детским вещам, если бы не война.

С этим описанием ярко контрастирует реакция героя-рассказчика на валяющийся в разбитом немецком посёлке детский велосипед: «Обрадовался. Сел и поехал. Хорошо так идет!» Значит, всё-таки осталась в мальчике частичка ребячества, несмотря на то что он «забыл, что они [детские игрушки] где-то есть».

Эти два ярких намеренно противопоставленных примера-иллюстрации помогают нам выявить мнение самого писателя по поставленной проблеме.

Позицию автора определить не трудно. Война лишает детей их детства и заставляет рано повзрослеть.

Я полностью разделяю точку зрения С. А. Алексиевич, потому что детство есть чисто познавательно-созидательный период жизни человека. Взросление же происходит тогда, когда ребёнку приходится столкнуться с событием, противным человеческому разуму. Отсюда можно провести параллель: война – разрушительное явление, следовательно, «взрослое» и ребёнок, столкнувшийся с ним, уже не будет прежним.

Таким образом, война влияет на детей отрицательно, нарушая их естественный процесс становления как полноценных людей.

Война застала меня в санатории Совет-Квадже на Черном море. Утром пошли в лес, услышали гул самолетов и начали играть «в войну», не подозревая, что где-то уже идет настоящая война.

Через несколько дней нас привезли в Ростов. На город уже падали первые бомбы. Взрослые рыли щели, строили баррикады, готовясь к уличным боям… А мы, мальчишки, сторожили ящики, в которых были сложены бутылки с зажигательной смесью, подвозил песок и воду на случай пожара.

Все школы превратились в госпиталя. В семидесятой школе размещался армейский госпиталь для легкораненых. И туда направили маму. Ей разрешили и меня взять с собой. Куда ехал госпиталь, туда ехали и мы.

После очередной бомбежки запомнил груду книг среди раскрошенного камня, подобрал одну, она называлась «Жизнь животных». Большая, с красивыми картинками. Всю ночь не спал, читал и не мог оторваться… Попался бы сейчас Брем, купил, не задумываясь. Очень картинки помню…

В ноябре сорок второго начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли найти целый месяц. Так я стал воспитанником госпиталя. Что делал? Одни бинты могли свести с ума. Их не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать. Попробуйте скрутить тысячу штук в день! А я наловчился делать то быстрее взрослых. Потому, наверное, так ловко получилась и первая самокрутка, когда старшина, пряча улыбку, вручил мне пачку махорки, как полноправному бойцу. Покуривал (смеется)… тихонько от мамы… Хотелось скорее стать мужчиной.

Когда разбомбили вагоны с солью и парафином, и то, и другое в дело пошло. Соль — поварам, парафин — мне. Пришлось овладеть специальностью, не предусмотренной никакими воинскими списками — делал свечки. Это похуже бинтов! Надо ведь, чтоб они еще и горели…

Мама плакала, а я все равно мечтал сбежать на фронт. В то, что меня могут убить, не верил. Послали однажды за хлебом… Чуть проехали, начался артобстрел. Били из минометов. Сержанта убило, возницу убило, меня контузило. Долго не разговаривал, а когда вернулась речь, заикался.

А это уже в Польше… Среди раненых оказался чех — тромбонист Пражской оперы! Начальник госпиталя обрадовался ему и, когда тот пошел на поправку, попросил пройти по палатам, поискать музыкантов. Оркестр получился отличный. Меня научили играть на альте, на гитаре научился уже сам. Мы играли, а солдаты плакали… Может, поэтому и стал после войны музыкантом.

В разбитом немецком поселке увидел: велосипед валяется. Обрадовался. Сел и поехал. Хорошо так идет! Я за войну ни одной детской вещи не видел…

Поделись с другом в социальной сети

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: