Пригородный поезд дальнего следования (по повести В. Ерофеева Москва-Петушки): сочинение

Анализ произведения Ерофеева Москва – Петушки

Произведение создается одним из ярких представителей постмодернизма в стремлении к созданию нечто особого, непохожего ни на что иное.

Сюжетная линия произведения повествует об истории скитаний в Подмосковье главного героя Венички, представленного в образе интеллигента среднего возраста, который сильно злоупотребляет спиртными напитками. Основу книги составляет поездка героя на пригородном поезде по маршруту Москва-Петушки для встречи с любимой женщиной, на протяжении которой Веничка постоянно употребляет алкоголь, который провоцирует его на откровения со случайными попутчиками. Не доехав одной станции до конечной цели поездки, герой погружается в сон, а просыпается, обнаружив себя на обратном пути в столицу, где попадает под давление хулиганов, закончив свою жизнь трагически.

Отличительной особенностью произведения представляется его неоднозначность, основанная на цитировании в сочетании с разнообразными аллюзиями, ссылками, интерпретациями.

Жанровой направленностью поэмы является постмодернизм в сочетании с сентиментализмом и исповедальным стилем.

Композиционная структура произведения представляет собой главы, которые распределены в соответствии со станциями маршрута Москва-Петушки. Повествование в произведении ведется от лица рассказчика, который изображается автором как нематериальная духовная субстанция, воспринимающая большинство своих соотечественников как мир внутри поезда, идущего по установленному героем маршруту.

Проблематика главного героя заключается в невозможности Венички скрыться от не устраивающей его жизни и окружающих людей, соответственно, герой пытается спастись в соблазнительной бессознательности алкоголизма.

Однако герою удается найти еще один выход через признание грехопадения и направлении к богу, что передается писателем с использованием многочисленных отсылок к божественному писанию в виде эпизодических включений и фабульных выражений (встреча с ангелами, интонация воскрешения, преследование четверыми палачами в финале). Венечка уверен в правильности выбранного способа, даже несмотря на неправильное жизненное существование.

Своеобразие произведения заключается в изображении писателем двух миров в виде ненастоящего, являющегося пародией, и реального, внешнего и внутреннего, находящихся в постоянном взаимодействии.

Сюжетное повествование поэмы отличается применением автором многочисленных средств выражения, цитат, отсылок, а также крылатых фраз, ироничных и забавных, порой печальных высказываний, часто используемых в отношении спиртных напитков.

Смысловая нагрузка произведения заключается в новаторском подходе автора в отношении формирования и комбинирования текстового формата, предлагая читательской аудитории рассмотреть мир внутри мира, отличающийся единством глубокомысленности и эрудиции, изображенных с помощью контрастов большинства эпизодов произведения.

2 вариант

История создания:

Произведение появилось в 1969 году осенью. Первая публикация была летом 1973 года в Израиле, потом было напечатано в Париже в 1977 году. В СССР было напечатано в 1988-1989 годах, изначально в кратком содержании в журнале «Трезвость и культура», а в более развернутом варианте читатель увидел в литературном сборнике «весть». И полностью весь сюжет был напечатан в 1989 году в издательстве «Прометей».

Сюжет

В данном рассказе речь пойдет об воспитанном и добром мужчине Вене, который каждую пятницу из Москвы ездит на электричке к своей девушке и ее маленькому сыну в город Петушки. Мужчина любитель выпить особенно во время поездки к своей даме сердца. В качестве подарка галантный кавалер везет с собой конфеты «Василёк» которые обожает его возлюбленная.

На пути до таких «родных» Петушков, еще будучи в Москве, Венечка почти на каждом углу выпивает стакан-второй горячительных напитков. Желание попасть на Курский вокзал-его единственная цель, к которой он так стремится. Но что-то идет не так, и мужчина попадает в какой-то незнакомый подъезд одного из старых домов, где он и ночует. Дождавшись утра бедный и уставший Веня, мчит к первому попавшемся магазину, чтобы купить себе «лекарство» от похмелья. Но там его ожидает полное разочарование: алкоголя в продаже нет! Самыми быстрыми путями, главный герой едет на вокзал так, как желание попасть в Петушки у него не пропало. Там он заходит в ресторан, и его утро начинает налаживаться. Уже на “выпивший”. Венечка садится в электричку и на всех парах мчит к любимой.

В поезде мужчина не останавливает это “гиблое” дело и дальше продолжает употреблять “горючее”. В тот момент в его голове бушуют воспоминания о том, как он работал бригадиром, и сколько было выпито алкоголя с коллегами. С попутчиками он ведет диалог о политике. религии, о том, что он работал бригадиром, изучает секрет происхождения своей пьяной икоты. Рассказывает разные истории о своей жизни, о том почему его уволили. Но сон его побеждает. Электричка доехав до Петушков в скором времени курсирует обратно в Москву со спящим Веней.

Читайте также:
Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века): сочинение

Приехав обратно в столицу, главный герой шатается по улицам, где на него нападают хулиганы и безжалостно убивают, перерезав горло.

Главной темой точно не является история о том, как мужик выпивает целую дорогу в электричке. Автор затронул более глубокую проблему. В образе Вене на самом деле, скрывается интеллигентный, начитанный человек, душа и знания которого, просыпаются только под действием алкоголя. Весь маршрут от Москвы до Петушков, это как некий путь к Богу. Автор очень тонко описывает натуру главного героя. Пользуясь нецензурной лексикой, библейскими цитатами, писатель явно хочет показать приближение апокалипсиса. Описание встречи Вени с Сатаной, беседа ангелов с Богом заставляют задуматься о жизни ,и вовремя все переосмыслить.

Герои поэмы: Веня, любовница, мальчишка, пассажиры электрички, хулиганы.

Композиция: всю поэму главный персонаж употребляет алкоголь, из-за которого он остался без работы, и в конце поэмы лишился собственной жизни. При этом он очень начитанный и умный человек. Который не мог жить без спиртных напитков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Ерофеева Москва – Петушки

Популярные сегодня темы

Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение

1795 — Александр Грибоедов родился в Москве в аристократической семье. Начальное образование Александр получил дома. Для его обучения был приглашен гувернер.

Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал в большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем.

Произведение по жанровой направленности относится к исторической оде и в качестве основной тематики рассматривает человеческие взаимоотношения, связанные с вопросами любви, чести и патриотизма.

Анализ поэмы Ерофеева «Москва — Петушки»

Автор: Guru · Опубликовано 24.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки», написанная в 1969-1970х годах, с первого взгляда может показаться произведением странным и совершенно непонятным, даже грязным. В процессе чтения в глаза бросаются непомерное стремление главного героя напиться любым доступным способом и одновременно его абсолютно парадоксальная и неоспоримая эрудиция. Таким образом, книга состоит из пересечений «высокого» и «низкого» начал, и в этой неоднозначности можно усмотреть попытку постичь многогранность человеческой личности.

История создания

Венедикт Ерофеев, как и другие постмодернисты, стремился создать нечто особое и из ряда вон выходящее. Свои творческие амбиции он воплотил в поэме «Москва-Петушки». Писатель с самых ранних лет стремился выделиться из серой массы, что отразилось как на его книгах, так и на жизненной позиции. Моментально распространившаяся в самиздате, а затем в кратком виде опубликованная в журнале «Трезвость и культура», поэма полностью была официально напечатана в России спустя восемнадцать лет.

Что же такого крамольного написал автор? В его произведении бдительные цензоры усмотрели опасность, сравнимую с эффектом радищевского «Путешесвия» в царской России. Слишком много видел из окна своей электрички пьяный и честный герой Ерофеева, чересчур остро передается атмосфера безысходности обреченной на гибель страны.

В чем суть произведения?

В основе произведения лежит история подмосковных скитаний Венички – интеллигентного человека средних лет, злоупотребляющего спиртным. Он сначала собирался, а потом добирался из Москвы в Петушки на пригородной электричке навстречу свой возлюбленной. Собственно, главной является непосредственно сама поездка, главы делятся по станциям и местам пребывания героя. На протяжении всего повествования он выпивает все спиртное, что попадается на его пути. Немыслимые коктейли вдохновляют его на откровения. Он ведет беседы со случайными спутниками, а когда остается 1 станция до Петушков, Веничка засыпает и просыпается уже на пути в обратно в Москву. Там его начинают преследовать «четверо», которые и подводят героя к трагичному финалу.

Читайте также:
Проблема интеллигенции и революции: сочинение

Особенности книги

Поэма стала культовой не только для своего времени, но и остается таковой до сих пор. Что же стало причиной тому, что подобное неоднозначное произведение стало таким важным пластом литературы 20го века? Я считаю, что именно эта неоднозначность.

Если начать копать глубже, читатель обнаруживает широчайший, глубочайший и разнообразнейший мир аллюзий, ссылок, цитат и интерпретаций. Цитирование составляет основу всего произведения. За эрудицией Венички скрывается истинная эрудиция Ерофеева, охватить которую сложно даже мысленно.

Жанр и композиция

Относить произведение к постмодернизму дают повод не только интертекстуальность, цитирование, но и жанровые особенности. Разделение глав по станциям на пути Венечки (отданная дань радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву») позволяет провести параллель с жанром сентиментального путешествия, однако у Ерофеева пространство не имеет никаких реальных черт, оно выражается исключительно миром внутри самого героя и ограничивается вагонами и тамбуром электрички с ее пассажирами. Окружающий мир можно рассмотреть разве что мельком, пока Веничка находится в Москве.

Но характеристика главного героя отметает возможность отнесения поэмы к постмодернизму. Беспробудное пьянство сперва-наперво, лично у меня, пробуждает отвращение к самой сущности этого занятия. Какова же роль алкоголя в поэме Москва-Петушки? Можно предположить, что Венечка переживает «горе от ума», или, иначе говоря, пытается таким образом сбежать от тщетности бытия, притупить чувство безысходности, к которому многие глубокомысленные личности склонны. Страдания его души очевидны, а внутренний диалогизированный монолог подталкивает к выводу о том, что тут также имеет место жанр исповеди.

В чем проблема героя?

Как сказал Вячеслав Курицын, герой-рассказчик никому и ничему не принадлежит, является нематериальной духовной субстанцией, которая играет какую-то конкретную роль только в условиях «социального дна». Для автора и рассказчика существование большинства сограждан немногим отличаются от мира внутри поезда, идущего в Петушки. Это наталкивает Веничку на единственное желание – сбежать. Жизнь его не устраивает, люди с их принципами – тоже. Подтверждается это тем, например, как много он по их поводу иронизирует.

Публика посмотрела на меня почти безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами… Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые.

Но бежать оказывается некуда, кроме как в себя или в соблазнительную бессознательность пьянства. На эту тему можно много философствовать, а бегство от действительности посредством алкоголизма можно приравнять к позиции экзистенциалиста Альберта Камю, который полагал, что единственным выходом из тщетности бытия является суицид или смирение.

В чем смысл поэмы?

Герой находит еще один путь – путь через грехи и страдания к Богу. Многочисленные отсылки к Евангелию, как эпизодические, так и фабульные (например, ангелы, мотив воскрешения, четверо палачей в конце), доказывают, что именно такой путь в глазах Венички является единственно верным. Он настаивает на этом, несмотря на собственный образ жизни.

Путь в Петушки можно интерпретировать как путь в Эдем, так как Веничка место это идеализирует, оно выглядит для нас местом утопическим, почти нереальным. Но, несмотря на его стремление, от Петушков он только удаляется, в один момент мир «переворачивается» (возможная аллюзия на Данте), и он вновь едет в Москву. То есть, при всем своем стремлении добраться до конечного пункта и обретения столь желанного покоя, он вновь оказывается в Москве, где его поджидают четверо палачей (возможно, отсылка к палачам Христа), которые убивают его, «пригвоздив к полу». Последнее распятие нового Христа не заканчивается воскрешением. Герой принимает смерть человека, искавшего Бога, но не нашедшего его. Искал ли он вокруг себя или же только внутри?

В произведении имеет место явление «карнавала» по Бахтину, которое подразумевает наличие двух «миров»: второй мир – ненастоящий – является пародией на первый – реальный – но пародия не насмехающаяся, а возрождающая. В поэме два мира – внешний и внутренний – находятся в постоянном взаимодействии, крутятся, совмещаются и переворачиваются. Причем «переворот» миров происходит не только на уровне личности, но и в буквальном смысле, когда поезд, неожиданно для героя, меняет направление на противоположное. «Карнавально перевернутые» ценности Венички претерпели фиаско, его мир вновь начал переворачиваться, все стало возвращаться на свои места.

Читайте также:
Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов): сочинение

В поэме «Москва – Петушки» «низкое» и «высокое» взаимодействуют, сливаются, создают новое смысловое единство. Одно нисходит до другого, второе возвышается. На таких контрастах построено большинство интересных эпизодов (например, описание «белобрысой дьяволицы», исследование икоты).

Крылатые выражения

Свой текст Венедикт Ерофеев не только насыщает многочисленными средствами выражения, цитатами и отсылками, но и сам текст в последствие читатели буквально разобрали на цитаты, которые уже можно назвать крылатыми фразами. Автор иронизирует, страдает и смеется над собственными страданиями. В результате у него родились ироничные и забавные, но печальные высказывания, которые вызывают полную мучительной боли улыбку.

«Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй», — говорит рассказчик. Здесь можно рассмотреть один из наглядных примеров того, как посредством иронии Ерофеев доносит до читателя какую-то серьезную жизненную истину.

С другой стороны есть цитаты, которые, казалось бы, выглядят поучительно, но на деле не имеют никакого подтекста, однако читателям они тоже по-своему запоминаются. «Пить просто водку, даже из горлышка — в этом нет ничего кроме томления духа и суеты».

Значение произведения

Поэма «вышла за пределы» советской литературы того времени, взорвала ее своим новаторским подходом к формированию и комбинированию текста. «Мир внутри мира», каковым является для меня это произведение, сложно представить с первого раза. Различные уровни понимания «Москва – Петушки» можно использовать в качестве мерила собственной глубокомысленности и эрудиции. Я вижу перед собой книгу, вижу слова, но осознание того, что за ними реально скрывается целый мир подтекстов, и его можно расшифровать, не дает мне покоя. Это похоже на уходящий куда-то внутрь цветастый туннель, колодец, который блестит и переливается. По нему можно пройти, но никогда нельзя узнать, что же на самом дне.

Классические традиции в современной литературе

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 10.09.2017 2017-09-10

Статья просмотрена: 1120 раз

Библиографическое описание:

Петрова, О. В. Классические традиции в современной литературе / О. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45582/ (дата обращения: 19.10.2021).

Изучение современной литературы в школе заканчивается, как правило, знакомством с творчеством А. И. Солженицына. Необходимо, чтобы учащиеся понимали, что литература — живой процесс, что среди большого количества современных писателей есть те, кто продолжает традиции классической литературы.

Особенно важным мне представляется знакомство учащихся с современной журнальной деятельностью и обращение к «толстым» литературным журналам

Ирина Стекол опубликовала свои «Рассказы для Анны» в журнале «Новый мир» в 2002 году. На мой взгляд, это прекрасный образец русской реалистической психологической прозы, продолжающей традиции классической литературы. Рассказы составляют своеобразную дилогию, объединенную общим заглавием — «Рассказы для Анны». Неслучаен, видимо, выбор имени: Анна — и «благодать», и несчастливое имя.

В первом рассказе, который называется «Собака и женщина в предлагаемых обстоятельствах» больная «седая девочка» Анна — «благодать» для той, кто ухаживает за ней не по обязанности, а потому что потребность заботиться о ком- то, любить кого-то стала неотъемлемой частью жизни женщины, имени которой мы не знаем и от лица которой ведется повествование в рассказе.

Во втором рассказе — «Женщина и собака Второй рассказ из дилогии И7 Стекол в предлагаемых обстоятельствах» — Анна — персонаж отрицательный, и третья Анна та, которой, видимо, адресованы эти рассказы, та, которая не должна повторить тех роковых ошибок, которые привели этих женщин в эти «предлагаемые обстоятельства». «Предлагаемые обстоятельства» — тот эпизод жизни героинь, который мастерски описан И. Стекол.

Вечные ценности — любовь, сострадание, умение принимать жизнь во всех ее проявлениях — помогают человеку обрести «семью», ведь сиделка из России в первом рассказе ухаживает за больной Анной как за собственной матерью или собственным больным ребенком. От ее лица ведется повествование, и это ее мир пронизан любовью. С этого слова — «я люблю тебя» — начинается рассказ.

Читайте также:
Проблемы молодежи в современной литературе: сочинение

«Анна любит гулять»

«Анна любит читать»

«Анна любит смотреть телевизор»

«Я люблю смотреть на Анну, которая завтракает»

«Я сама люблю ходить в поле»

«Люблю», «любит», «любимая» повторяется в этом небольшом по объему рассказе 10 раз. Героиня тщательно оберегает этот мир. Когда во время прогулки они встречают соседей, с которыми здороваются, героиня обрывает разговор, как только он мог стать опасным, ведь Анна может начать говорить, что «штучку надо поставить на штучку», и «благообразный разговор рухнет». Рухнет в итоге и тот мир, который так оберегала русская сиделка: Анну увозят в приют, а она сама вынуждена уехать из этого дома.

В экспозиции рассказа, который построен на паузах и пробелах, мы знакомимся с женщинами, которых будто бы забыли в старом доме, где им хорошо, особенно когда описывается сад, «оставленный», как и они, и «живущий своей жизнью». Цветы в саду «желтые», «фиолетовые», «бледно-голубые», «земляника в решетке», «старые корявые яблони, дрозды — вечный для русской литературы образ сада. И «старый дом», где много книг, рояль, много прелестных мелочей: «шкатулки, плюшевые игрушки, фарфоровые фигурки, нарядные свечки, бронзовые слоники». И страшный приговор: «дом был полон обломками прежней жизни».

Можно понять, что в прошлом жизнь Анны — концерты, ученики, мама, поездки в Давос. О прошлом русской сиделки мы не знаем ничего, видимо, она не очень успешна и очень одинока, если ухаживает за чужой больной женщиной, и не просто исполняет обязанности сиделки, а искренне любит Анну, дом, сади старую собаку Дуню, с которой разговаривает как с человеком. Пронзительно звучат ее слова, обращенные к больной Дуне, которая уже не может двигаться: «Дунечка, ты сделай все прямо здесь, пописай, покакай, а я уберу, ты не будешь лежать грязная, не бойся»

Когда Анне надо переодеваться, потому что она «наделала в штаны» и начинает плакать, «сердце сжимается от жалости». А из многочисленного гардероба Анна больше всего любит «серую лохматую» кофту. «Лохматая» кофта и лохматая Дуня. Умирает Дуня — начало конца Анны.

Постепенно входит в рассказ тема предательства. Сначала в больнице оказывается Анна, а любимая ученица Анны, всемирно известная пианистка Иошико положила ее туда, а потом несчастная Дуня, которой вместо снотворного ввели тол, что ее убило.

Анна, которую Иошико увозит в приют, потому что, по ее мнению, ничего не помнит и не понимает, но именно сцена, когда Анна спрашивает сиделку так «осмысленно», как никогда не спрашивала, становится кульминацией рассказа

В рассказе особую роль играет тема памяти, такая важная для русской литературы: Анна не помнит, что делала минуту назад, но помнит маму, любимую ученицу, которая становится в рассказе олицетворением западного мира: она платит деньги русской сиделке (это экономично), она оплачивает больницу, а потом сдает Анну в приют. С точки зрения прагматической, рациональной, она права: Анна не понимает, где она, но ведь недаром она прячет дома Ангела, а в церкви, куда они давно не ходили, героине, которая рассказывает эту историю, кажется, что на распятье у «Младенца маленькое хмурое лицо». Именно таким «Младенцем» и «Ангелом», капризным ребенком видится героине Анна. Чувства русской сиделки противопоставлены рационализму Иошико Больная Анна ближе русской сиделке, ведь когда она узнает об урагане в Калифорнии, то на заверение, что это «далеко, в Калифорнии», отвечает: «Какая разница, человек есть человек»

В эпилоге рассказа Мотя мир, где героиня ухаживала за Анной и Дуней, совсем другой: «сад расчищен», «новые занавески», «кошки», а Дуня ненавидела кошек, и об этом вспоминает героиня в эпилоге., ненавидела особенно «толстых и рыжих», олицетворяющих мир, где все правильно, где налажен быт, а бытия нет, и героине кажется, что душа Дуни «пыхтит» теперь в поле, а не в том правильном чужом доме, и «маленькая сгорбленная фигурка» в «лохматой кофте» тоже здесь.

Читайте также:
Женщина и война: сочинение

Рассказ И7Стекол «Собака и женщина в предлагаемых обстоятельствах» напоминают о вечных ценностях, которые не могут не быть востребованными сегодня: сострадание, долготерпение, память, совесть и вечное желание любви.

Второй рассказ из дилогии И. Стекол об одиночестве, Героиня, имени которой мы не знаем и от лица которой ведется повествование, страшно одинока. У нее расстроены нервы, она не может спать без транквилизаторов, часами плачет и выходит из дома ради собаки. Она упоминает друзей и знакомых, которые когда-то были, а потом «куда-то испарились» после смерти Моти (только в конце рассказа понятно, что это муж).

Тема смерти наряду с темой одиночества звучит в рассказе как неизбежная данность: умерла мама, умер Мотя, кладбище, куда не съездить из-за собаки, поминки, которые трудно вспомнить, дочь Ксюша, которая, когда приезжала, ходила на кладбище, но не смогла «из-за дел» остаться с собакой и отпустить на кладбище героиню.

Постепенно понимаешь, что жизнь героини кончилась со смертью Моти. Она запретила себе звонить знакомым, чтобы не плакать потом весь день, и разговаривает теперь только с цветами, ведь «чтобы не погибли, надо разговаривать». «Три пальмы-юкки, большой фикус, маленький фикус, «декабрист», хлебное дерево, несколько горшков фиалок» — вот ее собеседники. Она говорит им: «Потерпите, потерпите». И сама «терпит» свое одиночество, каждый день гладя забытую дочерью «юбка с горохами», чтобы Ксюша могла ее сразу надеть, когда приедет.

Мир героини рушится от телефонного звонка: это Мотя, и «голос звучит как чужой: «Ты не сумасшедшая», «Хватит меня хоронить», «Тысячи мужчин уходят от жен», «Я купил тебе квартиру, у тебя есть собака», «Ты. еще выйдешь замуж» Но это чужой голос, последний довод которой все расставляет на свои места:» Анна права, «что твоя беспомощность — идеальный способ паразитировать на близких». Теперь ясно, что это та Анна, к которой он ушел и которую героиня, по ее словам, боялась всю жизнь, ведь еще мама говорила, что надо опасаться какой-то Анны.

Теперь героиня выходит из своего «подвала» и «хоронит» шарф Моти, а затем идет к церкви. «Солнечные лучи», «каст жасмина» и ежик под кустом, которого находит ее пес Дема. Хочется верить, что это начало новой жизни, а «белый барашек с золотым нимбом» на фронтоне церкви — тот ангел, которого героиня обрела, окончательно осознав, что того Моти, который «не мог допустить, чтобы ей было плохо», больше нет, зато теперь героиня видит мир цветным: «красный кирпич», «зеленый купол», «светящееся атласное соцветие жасмина» и сквер, полный детей

Трагедия оставленности и способность не потерять вкус к жизни, осознание ее ценности — вот то, о чем рассказывает И. Стекол в рассказе «Женщина и собака в предлагаемых обстоятельствах»

Ирина Стекол родилась в Москве. По ее собственному признанию, «с четырех лет читала взрослые книги и жила по высоким литературным образцам». Своим учителем Ирина Стекол считает Бориса Хазанова (Геннадий Моисеевич Файбусович). В интервью, напечатанном в «Русской Германии» № 2 2009, Ирина Стекол признается, что еще в Москве мечтала познакомится с этим писателем, но встреча произошла, когда она переехала в Мюнхен, где живет и работает сейчас, а Борис Хазанов, по ее словам, остается для нее «непререкаемым авторитетом и последней литературной инстанцией».

Образование Ирина Стекол получила в НГИА (Московский государственный историко-архитектурный институт), но занятия литературой стало для Ирины Стекол внутренней необходимостью; своеобразной возможностью осмысления жизни.

«Биография» Ирины Стекол в Германии была непростой: посудомойка в кафе, помощник продавца в продовольственном отделе «Кауфхофа», сиделка, редактор русских текстов, бэби-ситтер, преподаватель русского языка, уборщица квартир.

Когда в интервью Ирину Стекол спросили о ее иерархии ценностей, она ответила так: «Сын. Друзья. Собака. Работа. Природа. Уютный дом»

Именно эти ценности становятся определяющими и в «Рассказах для Анны», которые можно считать продолжением традиций русской классической литературы, а тот факт, что эти рассказы были напечатаны в одном из ведущих «толстых» литературных журналов России, — доказательство того, что творчество Ирины Стекол достойно внимания как образец хорошей литературы.

  1. Ирина Стекол. Женщина и собака в предлагаемых обстоятельствах. «Новый мир». 2002 год, № 12.
  2. Ирина Стекол. Собака и женщина в предлагаемых обстоятельствах. «Новый мир». 2005 год, № 8.
  3. Интервью с Ириной Стекол. «Русская Германия». 2009 год, № 2.
Читайте также:
Традиции русской классической литературы в современной прозе: сочинение

Сочинение: Традиции русской классической литературы в современной прозе

Традиции русской классической литературы в современной прозе

Автор: Разное

Русская классическая литература XIX века внесла большой вклад в мировую культуру тем, как подошла к постановке и освещению сложных проблем человеческой личности, общества, бытия. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский обратили внимание на сложность отношений человека с обществом и пришли к выводу о непреходящей ценности духовных традиций.

Представления о добре и зле, правде и лжи, о предназначении человека и государства должны были, по замыслу писателей тех лет, стать нравственной основой современного им общества. Писатели-реалисты XIX века стремились пробудить в читателе желание изменить существующий порядок вещей и стать лучше, чище, добрее и справедливее. Эти идеи получили свое развитие и в творчестве писателей наших дней.

Проблема преемственности поколений, их духовной неразрывности является одной из главных в современной литературе. Для героев Васильева, Астафьева, Распутина, Айтматова непреходящими остаются духовные ценности, заветы предков.

В повести Б. Васильева «Завтра была война» удивительно воссоздана обстановка предвоенного среднерусского городка. Главные герои повести – довоенные школьники, воспитанные на романтике «революционных буден». Наивные и прямолинейные, искренние и бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от него зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.

Через множество испытаний пройдут герои повести, открыв в конце концов известную истину, которую автор предельно точно сформулировал в предсмертном письме Вики Люберецкой: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее». И детей тоже предавать нельзя. Никого предавать нельзя! Страшно, когда предательство совершается в частной жизни. Еще страшнее, когда это предательство совершает государство по отношению к своим гражданам.

Поколение Искры Поляковой из повести «Завтра была война» и поколение Леонида Сошнина из «Печального детектива», каждое – по-своему, так или иначе вступают в противоречие с обществом, в котором живут. Это борьба за торжество правды и справедливости, которую каждый должен вести и с самими собой, и с окружающей действительностью. Не всем это по силам. Многие, забыв нравственные устои отцов, живут по принципу «моя хата с краю». Но в том, что остались еще люди, не потерявшие своей связи с землей, народом и родной культурой, современные писатели черпают надежду на возрождение и обновление нашей страны.

Взглядом неравнодушного человека смотрит В. Астафьев на мир в повести «Печальный детектив». Его герой, Леонид Сошнин, бывший «опер», выйдя на пенсию по ранению, становится писателем. Перед нами разворачивается картина советской действительности, увиденная острым глазом оперативника и художественно заостренная пером писателя. Протокольная информация о преступлениях сменяется в повести размышлениями главного героя о смысле жизни. Герой выступает одиноким борцом против преступников всех мастей, против бездуховности в обществе.

Изданная на рубеже перестройки, в 1986 году, повесть Астафьева обнажила язвы и доперестроечного общества, и современного. Надо было иметь смелость сказать современникам предельно прямо правду о нас самих и о нашем государстве.

Тема Родины – основная тема произведений В. Распутина. В книге «Что в слове, что за словом. » Валентин Распутин пишет: «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле мы выносим из нее и всю жизнь соотносим с этими образами и понятиями…»

У каждой национальной литературы в нашей стране, как и у народа, творящего словесное искусство, своя история. Но все они оказались в той или иной степени под влиянием классической русской литературы. Так, например, творчество Ч. Айтматова демонстрирует тесное переплетение художественных особенностей русской классической литературы и национальных фольклорных традиций. Можно ли причислить писателя к «национальным» авторам? Пишет он на русском языке. В основе всех произведений писателя лежит общечеловеческое представление о нравственности. Его повести «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» прочно вошли в сокровищницу отечественной литературы. Романы «И дольше века длится день…», «Плаха» и «Богоматерь в снегах», созданные в 80 – 90-х годах, стали событием культурной жизни всех народов бывшего СССР.

Читайте также:
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве: сочинение

Хотя речь во всех этих произведениях идет о жизни так называемых «национальных меньшинств», оказывается, проблемы, которые поднимает автор, не имеют национальных границ.

В романе «И дольше века длится день…» главный герой Едигей Жангельдин – простой рабочий с затерянного в глухой степи полустанка – представлен носителем тех духовных ценностей, которые на протяжении веков складывались и преумножались в казахском народе. Пройдя войну, испытав горе, голод и послевоенные мучения, Едигей не потерял себя как личность, не растерял ценности, которые в него заложили отец и мать, поэтому он и становится духовным преемником Казангапа, старейшины разъезда Боранлы – Буранный.

Едигей и Кзангап собирают и хранят многовековой опыт казахов, их мудрость и поэзию, но при этом они невольно становятся духовными лидерами всего населения разъезда, независимо от национальности. Будучи по натуе философом, Едигей постепенно обобщает факты из современной ему жизни и, анализируя их, приходит к неутешительной мысли о том, что люди измельчали, потеряв связь со своим прошлым. Называя людей без прошлого, без родины, манкуртами, Едигей все-таки надеется на пробуждение нравственной памяти людей. Это, по мнению героя, единственный верный путь к изменению несовершенного общества, в котором мы живем.

На примере русской классической и современной литературы мы видим, что утверждение общечеловеческих ценностей бытия является доминирующим в творчестве многих писателей.

Традиции русской литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Литературные традиции и вечные темы

Русская литература – это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. За века своего существования литература сменила множество жанров, идей и литературных направлений, постоянно приспосабливаясь под стремительно меняющийся мир.

Впрочем, есть у литературы и другая сторона – постоянство традиций. Несмотря на все перемены, в творчестве авторов одной нации всегда можно найти одни мотивы, обращения к одним и тем же источникам вдохновения или упоминания одних и тех же событий. Русская литература – не исключение.

Литературная традиция – преемственная связь, объединяющая последовательные литературные явления.

Большинство литературных традиций возникает в ходе литературного процесса, существует какое-то время, определяя направление движения мыслей авторов произведений этого времени, а затем исчезает, уступая место более новым веяниям. Но есть и такие, что неизменно переходят из книги в книгу, отражая самые глубинные черты нации. Очень сильно на русскую литературную традицию повлияло, к примеру, творчество А. С. Пушкина.

В определенном смысле понятие литературной традиции сходно с понятиями подражания и заимствования. Из этапа в этап в литературе могут переходить стили, виды композиции, тематика и так далее, причём часто не поодиночке, а в сочетании друг с другом.

К понятию литературной традиции относятся также так называемые «вечные темы».

Вечные темы – неисчерпаемые, актуальные во все времена направления мысли.

Сколько бы не появлялось вариантов раскрытия вечных тем, всегда останется место для ещё одного мнения. Меняется историческая ситуация – меняются и ответы на вечные вопросы. Разные писатели могут рассматривать одну и ту же тему под совершенно разными углами.

На самом деле, многие литературные произведения описывают один и тот же сюжет, подкорректированный так, чтобы вписываться в рамки выбранного времени.

Вечные темы в литературе можно разделить на две категории:

  1. Онтологические – раскрывающие тему невозможности познания таких явлений, как космос, хаос, свет, тьма и т.д.;
  2. Антропологические – неисчерпаемые вопросы, относящиеся непосредственно к человеку.

Готовые работы на аналогичную тему

Антропологические вечные темы, в свою очередь, можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это рассуждения об абстрактных понятия бытия – грех, гордыня, добро и зло, смерть и жизнь, смысл жизни. Во-вторых, это колоссальные исторические события – войны, революции, общественная деятельность. В-третьих, это сфера человеческих отношений: любовь, дружба, семья. В-четвертых, это сфера социальных отношений: стремление к власти, человек в обществе и так далее.

Читайте также:
Разрушение стереотипов (Возвращение забытых имен): сочинение

В литературе чаще всего обсуждаются различные нравственные вопросы, решением которых является моральный рост человека.

Традиции русской литературы

Характерные традиции русской литературы переходили из века в век. Всегда век прошедший в каком-то смысле определял век грядущий, готовил все условия для его существования.

Первым этапом в развитии русской литературы была литература Древней Руси, которая зародилась в XI веке и просуществовала до XVII века, став фундаментом для всего русского литературного творчества. Древнерусские авторы стали пионерами в сфере русских литературных традиций.

Из древнерусской литературы в литературу XVIII – XIX веков перешла, в первую очередь, традиция любви авторов к острой социальной проблематике. Если в Древней Руси авторы критиковали нежелание князей объединять разрозненные русские земли против общего врага, что привело к долгому господству Золотой Орды, то в более поздних произведениях критика поэтов и писателей часто обращалась к царскому режиму власти.

Царскую власть критиковали поэты пушкинского круга, сочувствовавшие декабристам, – М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие.

XVIII век, называемый «русским Просвещением», стал площадкой для стремительного развития русской литературы. Авторы этой эпохи начали отказываться от части традиций, пришедших из литературы Древней Руси, и стали формировать свои собственные традиции, в дальнейшем ставшие опорой для писателей XIX века.

В XVIII веке впервые появилась идея русского национального самосознания, выраженная в произведения Михаила Васильевича Ломоносова. Эта идея в дальнейшем красной нитью прошла через литературу XIX и XX веков.

В XVIII же веке в Россию пришёл классицизм, жёсткая система канонов которого оказала большое влияние на дальнейшее развитие литературных направлений, которые так или иначе отталкивались от утверждений классицизма, пусть даже споря с ними, а не соглашаясь.

В этом же веке родилась мысль о назначении поэта и поэзии, десятилетия спустя подхваченная поэтами XIX века – в первую очередь А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым, вдохновившимся стихотворением «Памятник» Г.Р. Державина.

Но самый значительный вклад в формирование русской литературной традиции оказал XIX век – Золотой век русской литературы, как его называют. Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики – Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Тургенев и многие другие.

Именно в XIX веке, опираясь на традиции древнерусской литературы и литературы XVIII века, на страницах произведений появились два характерных русских типа героев – маленький человек и лишний человек. Оба типа впервые появились в произведениях А.С. Пушкина – «Станционный смотритель» и «Евгений Онегин» соответственно.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Как и прежде, писатели обличали пороки и недостатки общества и современного им человека.

В произведениях XIX века своё отражение нашли и вечные проблемы: вопросы устройства бытия, жизни человека, нравственной чистоты. Писатели этой эпохи обратили внимание читателей на вс. сложность взаимоотношений человека и общества, на конфликты, которые происходят в душе каждого человека. В произведениях велись рассуждения о добре и зле, справедливости, чести, честности, назначении человека и отношениях человека и власти.

Продолжилась эта линия преемственности и на рубеже XIX и XX веков. Авторы двадцатого столетия, как и их предшественники, опирались на наследие, оставленное им литературными предками.

Эссе «Ценности и смыслы русской литературы и современные социокультурные вызовы»

Анна Канцевич
Эссе «Ценности и смыслы русской литературы и современные социокультурные вызовы»

Значение русской литературы для культурного и духовного развития человека невозможно не оценить на примере многих известных литературных произведений мы учимся правильно смотреть на жизнь, понимать других людей и себя, осознавать и оценивать свои поступки.

А русская литература – это огромнейшее духовное наследие, которое помимо исторической ценности, несет в себе и особый нравственный стержень, воспитавший не одно поколение. Невозможно не отметить, что русская литература один из самых важных предметов в школьной программе.

Читайте также:
Человек в тоталитарном государстве (по произведениям русских писателей 20 века): сочинение

Это обусловлено тем, что художественная многогранность и психологическая глубина русской литературы, как культурного явления, является ключом к решению философских, нравственных, этических, духовных, эстетических и психологических проблем в жизни человека.

Чем именно русская литература может помочь в решении подобных, довольно сложных проблем?. Ведь, казалось бы, многим людям просто нравиться читать, таким образом, они переживают те события, которых не было в их жизни или узнают что-то новое о каком-нибудь особенном историческом периоде.

Но истинная ценность русской классической литературы вовсе не в этом. Ее философские и гуманистические мотивы создают особый нравственный фундамент для русского общества в целом, именно при помощи слова люди стараются передать свои глубокие, философские мысли и психологически помочь другим людям.

Как влияют социокультурные вызовы на ценности русской литературы?

В настоящее время произошли серьезные изменения в направлении культурных ориентиров и потребностей. Социологиотмечают следующие тенденции: массовизацию вкусов и всего досуга; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение.

К сожалению, очень часто на первое место человек ставит те ценности, которые называются преходящими, то есть временными. К ним относятся деньги, карьера, красота, слава, власть. Конечно, все они могут значительно облегчить нашу жизнь, но нельзя забывать, что они не зря носят название непостоянных.

Случаются обстоятельства, когда богачи в один момент становятся нищими, и тогда их судьба зависит от того, на каком месте у них раньше находились вечные ценности: любовь, справедливость, семья, добро, польза, свобода, истина, дружба.

Ценность русской литературы состоит в нравственном, духовном богатстве ее содержания. Показывая читателю в художественной форме окружающий мир, общество и человека, воссозданные словами, символами и образами, литература изображает жизнь такой, какой она должна быть в идеале. Давая возможность пережить читателю путь нравственного поиска вместе с героем, она воспитывает целые поколения

Гуманистические традиции литературы, ее нравственная, духовная и психологическая направленность – это главный ключ к внутренней гармонии, именно она представляет собой наиболее правильное решение большинства проблем человека.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Наши семейные ценности. Фоторассказ Недавно Наталья Попова познакомила нас с фотозарисовкой «Старые игрушки». Так трогательно и с большой душевной теплотой она рассказала нам.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Планирование в средне-старшей группе на неделю «Семья и семейные ценности» ТЕМА: «Семья и семейные ценности» (05.11.2019 – 08.11.2019г.) ЦЕЛЬ: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать.

Презентация «Семейные ценности. О любви и дружбе между братьями и сестрами» для дошкольников и младших школьников В семейных отношениях всегда важна забота старших о младших. Раньше у людей старшим детям поручали полную заботу о младших. Ведь у родителей.

Презентация «Семейные ценности. О нашей любви к маме и папе» для дошкольников и младших школьников “Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет.

Презентация «Семейные ценности — поговорим с дошкольниками и младшими школьниками «Как вы относитесь к дедушке и бабушке?» Давно известно – в семьях счастливы те дети, рядом с которыми живут добрые и любимые бабушки и дедушки. Вот некоторые выдержки из рассказов.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Читайте также:
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве: сочинение

Нравственные традиции русской классической литературы по тексту Григория Бакланова (ЕГЭ по русскому)

В чём заключаются нравственные традиции русской классической литературы? Над этой проблемой рассуждает Григорий Бакланов в своем тексте.

В предложениях 19 – 22 автор говорит о значении литературы в жизни людей. Этими рассуждениями автор хочет сказать, что литература вызывает определённые чувства, например, боль, для того, чтобы заставить человека задуматься и не потерять человеческое. Для того чтобы произведение вызвало сильные чувства, автор должен пожертвовать собой и сам испытать эти чувства, поэтому Бакланов пишет о Толстом, Чехове, Алексиевич, которые прошли через страдания. Пережив эти страдания, они смогли написать сильные произведения, способные вызвать эмоции и чувства.

Автор считает, что великие художественные произведения, вызывающие сострадание и эмоции, создавались писателями, любившими людей и страдавшими ради них.

Я согласен с позицией автора, ведь, действительно, как автор может вызывать какие-то чувства у читающего, если он сам ничего не испытал, не пожертвовал собой.

Нравственные традиции русской литературы заключаются в жертвовании собой для создания действительно великих произведений, поражающих и заставляющих задуматься миллионы людей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id107114

СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.

1 аргумент связан с традициями русской литературы вызывать у человека сочувствие к тем, кто в нем нуждается.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор сочинения, видимо, назвав номера предложений (19-22) предполагает, что это является иллюстрацией из текста. А следующее предложение («Этими рассуждениями автор хочет сказать…») считает пояснением. Однако все, что далее написано автором сочинения в этом предложении, уже сказано Баклановым. Это и есть пример-иллюстрация. Пояснения не получилось. Ничего своего в пояснение не привнесено.

2 аргумент – приведены в пример личности писателей, которые своим примером показывали, как нужно относиться к людям, к жизни, к своему делу. Пояснение дано: «Для того чтобы произведение вызвало сильные чувства, автор должен пожертвовать собой и сам испытать эти чувства…»

К3 – позиция автора сформулирована верно – 1 балл

К4 – отношение к позиции автора сформулировано, но обоснование выглядит формальным – 0 баллов

К5 – Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка – 1 балл.

Автор сочинения пишет:

«автор должен пожертвовать собой», «…как автор может вызывать какие-то чувства у читающего, если он сам ничего не испытал, не пожертвовал собой». «…традиции … заключаются… в жертвовании собой. »

Наверное, предполагается умение жертвовать собой при необходимости. У автора сочинения получается, что принесение себя в жертву – необходимое условие, чтобы стать хорошим писателем.

К6 – работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но есть нарушения точности выражения мысли – 1 балл

ОЦЕНКА ГРАМОТНОСТИ РАБОТЫ:

К7 – Орфографических ошибок нет – 3 балла

К8 – Допущена одна пунктуационная ошибка – 2 балла

…, для того, чтобы заставить человека задуматься и не потерять человеческое.

(в составном союзе ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ перед ЧТОБЫ запятую ставить не следует)

К9 – допущена одна грамматическая ошибка – 1 балл

Рассуждать можно О ЧЕМ-ЛИБО; в данном случае: над проблемой размышляет

К 10 – допущено 2 речевые ошибки – 1 балл.

– повтор слова «чувства» в одном и в соседних предложениях.

Повтор слова «эмоции» в соседних предложениях.

К11 – этические ошибка в работе отсутствуют – 1 балл

К12 – фактические ошибки отсутствуют – 1 балл.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: