Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина Прощание с Матерой): сочинение

Все темы в одном произведении. Распутин В.Г. « Прощание с Матёрой»

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Повесть «Прощание с Матёрой» была написана в 1976 году и сразу привлекла к себе внимание читателей. Прошло уже столько лет, ушла в прошлое социалистическая система, выросло несколько поколений новой России, однако произведение остаётся актуальным. Причина в том, что автор затрагивает проблемы и темы, которые волнуют и сегодня, «вечные», как можно их охарактеризовать.

В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.

Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть.

Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.

Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.

Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы в нём. Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им. И тогда данный повесть станет просто универсальным примером при написании сочинения и по литературу, и по русскому на ЕГЭ.

Важность формирования такого нравственного качества, как доброта.

Доброта как основа нравственности человека

В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В.

Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.

Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки.

Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми.

Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками.

Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память- это плохо, без неё лучше».Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле», — пишет автор.

«На то ты и человек»,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость?

Читайте также:
Повесть Прощание с Матерой: сочинение

Это одна из проблем повести.

Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.

Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время.

Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.

Чем грозит вмешательство человека в законы природы?

Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?

Важность экологического воспитания молодёжи.

Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.

Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы.

Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину.

С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». Как тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков.

Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?

Для чего человек живёт?

В чём его предназначение.

В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений.

Дарья переживает: «Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.

Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина “Прощание с Матерой”)

Повесть В. Распутина “Прощание с Матерой”(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию – затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл. В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба “малой родины”, проблема взаимоотношений человека и природы, спор поколений, раздумья о нравственной судьбе народа.
Социально-философский смысл повести помогает понять разговор с чиновником, который звучит в начале произведения. Этот чиновник объясняет коренным жителям, почему необходимо переселение с острова: “У нас семьдесят точек под затопление и везде кладбища”. Писатель В. Распутин посмотрел на эту “точку”, ничем не выделяющуюся на карте, и показал, что с каждой подобной деревней уходит Россия. Простая человеческая судьба, пейзажные зарисовки получают здесь философское звучание.
Открывается повесть рассказом о прошлом Матеры. Неслучайно автор выбирает для деревни это название. Так зовется срединное течение реки в Сибири. Так определяется ее естественная, живая сила. Прилагательное “матерый” означает “старинный”, “зрелый”, “опытный”. Корень этого слова – “мать”. Все вместе эти понятия образуют единую систему. Задушевные авторские идеи звучат в устах одной из главных героинь повести – Дарьи. Она много прожила, повидала в жизни. Даже в старости ее отличает сильный, мужественный характер. Эта героиня ощущает себя частью природы, живой стихии. Она гармонично, целостно воспринимает мир. Старуха Дарья понимает, что вокруг происходит что-то не то, “свет переломился и переломился по старикам. Все сломя голову вперед бегут”. Дарья еще не раз пожалеет современного человека за то, что он оторвался от своих корней, напрасно “жизнь раскипятил”.
Человек думает, что победил природу, стал хозяином жизни. Но он уже давно не ее хозяин. Жизнь взяла верх, именно жизнь “погоняет человеком”. В этих размышлениях Дарьи раскрывается важная философская проблема: люди становятся заложниками цивилизации, чужого способа мысли. Дарья не очерчивает этот вопрос целиком, но сердцем понимает, что в этом трагедия будущего поколения. Безоглядный век, беспамятство ведут к духовной смерти. Сама старуха живет памятью о родных и все свои действия соотносит с этой памятью.
С образом Дарьи связаны фольклорно-мифологические мотивы, придающие повести художественную многозначность. Природа в повести – источник нравственности, ответственности для человека. Показательна в этом отношении судьба Павла – сына Дарьи. Это не последний мужик в деревне, крепкий, хозяйственный. Но он даже не заметил, как пробежал в этой жизненной суете мимо самого главного. Форма монолога, исповеди показывает, в чем сын отошел от правды матери. Павел стоит на перепутье. Он утратил силу, опору, присущие Дарье, потерял связь с землей. Его несло прочь от природы вместе со всеми. Символично, что в конце повести он пытается отыскать Матеру в тумане, но так и не находит. Герои мечется не только внешне, но и душевно. Поэтому и его охватывает беспамятство.
Третий герой – Андрей, сын Павла. После армии он вернулся на Матеру, удивился здешней жизни и уехал в город работать на заводе. Свою позицию Андрей защищает так: “Нельзя на одном месте сидеть. Молодым хочется везде побывать, все посмотреть”. Кажется, что его точка зрения оправдана, естественна. Но в споре со своей бабушкой он проигрывает. Именно у Дарьи есть нравственная сила, за ней стоит правда родной земли. Андрей пытается противопоставить свою позицию правде земли. Это и приводит героя к опустошению. Бегство человека с одного места на другое может привести к тому, что он потеряет свои корни. Так поступает Андрей. Он уезжает с Матеры и даже не оборачивается. Дарья не может так поступить. Она чувствует зов предков. Кульминация повести – ее монолог, который она произносит перед умершими людьми. За собой она чувствует строй многих поколений своих предков. Дарья ощущает себя лишь звеном в этой общей великой цепи. Итог ее размышлений: правда – в памяти.
Повествование открывается весенним пейзажем. Расколовшийся лед, пробудившиеся к жизни деревья, птицы, – все символизирует перемены. Но перемены эти далеко не к лучшему. Многие дворы в деревне заросли крапивой, остались заброшенными. Баба Настасья специально вновь посадила огород, “лишь бы отсрочить, обмануть себя”. Природа и люди сосуществуют так близко, что подчас происходят неожиданные встречи: например, появление медведя на Матере.
Могучая вековечная лиственница, как дерево жизни, охраняет маленький мир деревни. Часто Дарья сравнивает жизнь человека с жизнью природы: “нет ничего на свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности”. Только Дарья видит Хранителя острова, “маленького, чуть больше кошки зверька”. Во многом этот образ создан с помощью фольклорных мотивов. Каждую ночь Хозяин обходил свой остров. Он знал привычки, характер каждого обитателя деревни. Он прекрасно понимал, “что наскоро ставится, то скоро и старится”, тому, кто не работал на этой земле, не жаль расставаться с ней. Так, в образе мифического Хозяина проявляется теснейшая взаимосвязь человека и природы.
Природа при этом показана как главенствующее начало, целостная стихия. Природа чувствует приближающееся несчастье. Хозяин острова видит суматоху, гибель бабы Катерины, но он понимает закономерности развития человека. Участь острова уже предрешена. Но его коренные жители не готовы, не понимают смысла новой жизни – вне острова, вне связи с землей. Они не привыкли жить на всем готовом, гнаться за наживой. Матера оживает лишь тогда, когда люди работают на земле, вкладывают в нее свою любовь и труд. Короткое оживление острова было связано с июньскими работами по хозяйству. Только в этот момент все жители почувствовали радость, отраду от того, что они делают сообща, вместе. Это было своеобразным прощанием с Матерой. А рядом с этим заповедным уголком уже шло наступление грозной, подчас разрушительной цивилизации. Она представлена в образе ГЭС. “Все на свете имеет смысл службы”,- говорят старожилы. Земля, опустевшая, одинокая, обречена в современном мире. Но не все жители готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Старики не охвачены болезнью века – забвением, эгоизмом. Они чувствуют свою кровную связь с островом, не представляют своей жизни без него. Они сохраняют в себе “благость, человечность”. Вместе с заповедной природой и обреченной деревней они глубоко переживают свое одиночество, ненужность в этом новом мире, где превыше всего ставится комфорт. Так, люди и природа разделяют одну трагическую судьбу. Сначала уничтожению подвергают могучий “листвень” с вековыми корнями – опору острова, так же легко рабочие разрушают и жизнь простых людей.
Заканчивается повесть символически. Петруха кричит в туман: “Ма-а-ать. Эй, Матера-а!”, прощальный тоскливый вой Хозяина сменяется звуком мотора, остров уже сгинул “в кромешной темноте тумана”, а вместе с ним покинули людей память, покой и первозданная гармония.

Читайте также:
Проблемы нравственности в современной литературе: сочинение

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.

Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Многие писатели затронули в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и “учились в истине блаженство находить”. Другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос так называемого великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Вспомним “Поднятую целину” Шолохова, “Котлован” Платонова, поэмы Твардовского “По праву памяти” и “Страна Муравия”. Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о “великом переломе” принято было умалчивать.

“Забыть, забыть велят безмолвно,/ Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ Над ней сомкнулись. Быль забыть”.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в нашей сегодняшней жизни.

В повести “Прощание с Матерой” В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили построить там ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители — переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр подчиниться! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь им знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах их родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мудро рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Читайте также:
Почему Живи и помни?: сочинение

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова “Облава”. Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

Примерно об этом же и рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель наблюдает деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражают бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна; это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 50-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот и весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом. Она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам автор, “много было наворочено несправедливости с Матреной”. Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась. Она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю очередь: лишь бы квартиранту было хорошо. Однако злость и жадность окружающих погубили крестьянку.

Читайте также:
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы (Распутин): сочинение

В конце рассказа автор утверждает, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится вся русская земля.

Сочинение на тему «Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)»

Многие писатели обращались в своем творчестве к деревенской теме. Одни восхищались деревенским укладом жиз­ни, «учились в истине блаженство нахо­дить», иные называли деревню нищей, а ее избы — серыми.

В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос о «великом пе­реломе» актуален и в наши дни. Именно коллективизация заставила многих писа­телей взяться за перо. Вспомним «Под­нятую целину» Шолохова, «Котлован» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Страна Муравия».

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем во­прос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили по­ставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родины? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другие места. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр, подчиняйся! Ин­тересно, что жители по-разному отреа­гировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто так расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести ста­руха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая женщина украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучитель­но переживает эта малограмотная жен­щина судьбу своей деревни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что «наука важнее природы», и они должны пересе­литься во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного втор­жения в свою жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли силь­на природа? В. Распутин касается многих нравст­венных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Читайте также:
Колька: сочинение

Ну а что случалось с крестьянами, ког­да они покидали родную деревню в пе­риод коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор те­ряет жену, а потом и дочь, которых лю­бил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вы­терпев и пережив все, опять возвраща­ется на родину. Вообще, главной чертой крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме обращается А. И. Со­лженицына в рассказе «Матренин двор». Действие происходит в 1956 году. Моло­дой учитёль поселился в избе крестьян­ки Матрены, и читатель видит деревен­скую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища: темная комната, в которую свет попадал только из окна, многочис­ленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда по­зади остались гражданская война, кол­лективизация. Неужели в 1950-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налажен­ного хозяйства, ни огорода, ни палисад­ника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот все хо­зяйство.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Судьба крестьянки трагична: Матрена была больна, но не считалась инвали­дом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, что­бы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учрежде­ний. Одним словом, как говорит автор, «много было наворочено несправедли­вости с Матреной».

Но, несмотря на все тяготы жизни, Ма­трена не озлобилась: она настолько до­бра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думает о себе в последнюю очередь, лишь бы другим было хорошо. Но злость и жад­ность окружающих погубили крестьян­ку. Во время перевоза горницы попада­ют под поезд несколько человек, в том числе и она. В конце рассказа автор пи­шет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, дер­жится земля.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”?

Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Многие писатели затронули в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и “учились в истине блаженство находить”. Другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос так называемого великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Вспомним “Поднятую целину” Шолохова, “Котлован” Платонова, поэмы Твардовского “По праву памяти” и “Страна Муравия”. Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о “великом переломе” принято было умалчивать.

“Забыть, забыть велят безмолвно,/ Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ Над ней сомкнулись. Быль забыть”. Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в нашей сегодняшней жизни. В повести “Прощание с Матерой” В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили построить там ГЭС?

Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители – переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали – будь добр подчиниться!

Читайте также:
Настасья Карпова: сочинение

Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь им знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах их родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как ее навсегда покинуть.

Как мудро рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало. Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь.

Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова “Облава”.

Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину.

Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли. Примерно об этом же и рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель наблюдает деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражают бедность и убогость ее жилища.

Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна; это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 50-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота.

Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка – вот и весь скот Матрены. Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом. Она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений.

Одним словом, как пишет сам автор, “много было наворочено несправедливости с Матреной”. Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась. Она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю очередь: лишь бы квартиранту было хорошо. Однако злость и жадность окружающих погубили крестьянку.

В конце рассказа автор утверждает, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится вся русская земля.

Твір на тему: Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Related posts:

Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина “Прощание с Матерой”) У каждого человека есть малая родина, которая является вселенной и частью души и сердца. Именно такое место занимает Матера в сердцах героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине.

Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Прощание с Матерой”.) В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения. И решает ее автор путем противопоставления старого – новому. Возможно, на первый взгляд.

Изображение деревни в рассказе “Матренин двор” (по рассказу А. И. Солженицына) Исходное название рассказа “Матренин двор” – “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А. П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т. е. дохрущевским.

Матренин двор – Александр Солженицын Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но.

Краткое содержание “Матренин двор” Солженицын Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но.

Читайте также:
Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина): сочинение

Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой” Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря.

Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” …Есть она тот самый праведник, Без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе “Матренин двор” А. И. Солженицын выступает преемником.

Пожалуйста помогите написать сочинение на тему трагизм судьбы матрены в произведении солженицына матренин двор В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины – Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием.

Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Рассказ Солженицына “Матренин двор” повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с.

Мотивы русской деревни в современной литературе (по творчеству Н. Рубцова) Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая, Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов. Поэт Николай Рубцов одним из первых в современной литературе поддержал традицию русских классиков: Пушкина.

Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом.

Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более.

Анализ рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор” Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена.

Деревенская тема в русской литературе 60-80-х годов XX века Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих.

Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” А. И. Солженицын является одним из тех писателей, кто жил и творил в трудные годы советской России. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писателя. Война и голод, бесконечные восстания.

Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие.

Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор” В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.

Женские судьбы в русской литературе xx века Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать – да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила.

Тема праведничества в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” Исследование русского характера – вот основная тема творчества А. Солженицына, которая развивалась в произведениях писателя конца 50 – начала 60-х годов. В рассказе “Матренин двор” (1959) автор изобразил народный хaрактер.

“Не стоит село без праведника” (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”) Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров.

Рецензия на повесть В. Г. Распутина “Прощание с Матерой” (I вариант) Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое.

Читайте также:
Рецензия на книгу В. Г. Распутина Живи и помни: сочинение

“Не стоит село без праведника” (по рассказу “Матренин двор” ) И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим.

Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить.

Судьба российской деревни 20-х – 30-х годов в романе М. Алексеева “Драчуны” В автобиографическом романе М. Алексеева “Драчуны”, написанном в 1981 году, ‘действие происходит в конце 20-х – начале 30-х годов в селе Монастырском. Сложнейшее время в жизни российской деревни – период.

Проблематика повести В. Распутина “Прощание с Матерой” “Прощание с Матерой” было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале “Наш современник”. Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как.

Русская деревня в изображении А. И. Солженицына (по рассказу “Матренин двор”) Общепризнанным является тот факт, что 20 век в истории России является кровавой эпохой, принесшей стране и ее народу много страшных испытаний. Одним из них стал “советский режим”, повлекший за собой.

Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына (“Матренин двор”) Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: “Праведник – человек, живущий во всем по закону Божьему”. То есть безгрешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его.

Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”) “Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие”. Именно сюда завела рассказчика.

Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор” Не стоит село без праведника. Русская пословица План I. Значение слова “праведник”. II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены. 2. Смерть Матрены. 3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

Рецензия на рассказ А. Солженицына “Матренин двор” Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу.

Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин “Прощание с Матерой”, А. Солженицын “Матренин двор”)

Готовое сочинение: Судьбы русской деревни в литературе 1950—1980-х годов

Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово «деревня»? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне.

Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько сложно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Многие писатели затронули в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить». Другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время Готовое сочинение русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос так называемого великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Вспомним «Поднятую целину» Шолохова, «Котлован» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Страна Муравия». Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крестьянства, показать положение деревни. Но все же эта Готовое сочинение остается для нас загадкой, ведь о «великом переломе» принято было умалчивать.

«Забыть, забыть велят безмолвно,/ Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ Над ней сомкнулись. Быль забыть».

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в нашей сегодняшней жизни.

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили построить там ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня должна уйти под воду, а жители — переселиться в другую деревню. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр подчиниться! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Матерой. Здесь им знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах их родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мудро рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что наука важнее природы и они должны переселиться во что бы то ни стало.

Читайте также:
Тема деревни в современной литературе (по произведениям В. Распутина): сочинение

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая Готовое сочинение этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

Примерно об этом же и рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель поселился в избе крестьянки Матрены, и читатель наблюдает деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражают бедность и убогость ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из окна; это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективизация. Неужели в 50-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот и весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом. Она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам автор, «много было наворочено несправедливости с Матреной». Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озлобилась. Она настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю очередь: лишь бы квартиранту было хорошо. Однако злость и жадность окружающих погубили крестьянку.

В конце рассказа автор утверждает, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится вся русская земля.

Сочинение по повести Прощание с Матерой Распутина

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Однако повесть не столько восхваление родного края, сколько крик души. Описываются разоренные, загубленные, затопленные деревни, а также жители этих земель, которых насильно выселяют из тех мест, в которых они прожили всю жизнь, к которым привыкли и без которых не могут.

Автор ценит и уважает традиции. А вот «люди нового склада» – нет. Им непонятно, почему старики и люди старой формации не желают покидать эти, казалось бы, весьма заурядные места? Почему бы им не переселиться в иные поселения, ближе к цивилизации?

Нет, героев не манят технологии, возможности, развитый социум. Они привыкли к этому поселку, где в избах провели свое детство, где жили их родители в те времена, когда деревья были большими, когда жизнь была счастливее.

Дарья именно такая. Это образ пожилой женщины, которая чтит традиции и обычаи, воспитала детей и внуков, прожила большую часть жизни. Потому ей очень важно, чтобы кончина ее произошла на Родине, а не где-нибудь «на материке», где все чужое.

Читайте также:
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин Прощание с Матерой, А. Солженицын Матренин двор): сочинение

По мере прочтения старуху становится жаль. Кстати, все пожилые женщины Матеры сравнивают себя со старыми деревьями, которые пытаются пересаживать. Но это же бессмысленно. Именно это пытаются донести жители Матеры и читатель проникается подобной атмосферой с первых страниц.

Особенно сердце щемит в те моменты, когда Дарья прощается с родной избой. Она обряжает ее как покойника. Также обидно от того, что «новые люди» не хотят понять, насколько важно для жителей Матеры это обжитое место – для них это целая жизнь, образ мыслей. Лишить их дома – значит, оборвать существование.

Кто возмущает в произведении, так это Петруха – совершенно бесполезный и глупый человек. Кроме алкоголя, ему нечем заполнить душевную пустоту, поэтому он «чудит» и даже сжигает дом. Конечно же, он никогда не смог бы самоутвердиться с ровесниками, обрушивает ругань только на стариков.

Достаточно живописные описания внушают ужас. Очень хорошо удалось автору «оживить» природу, которая мстит тем, кто угнетает ее. Допустим, листвень стойко держится в земле и не поддается топорам и огню. Так и уходит он вместе с землей, которая дала ему жизнь.

Однако присутствует ощущение «запутанности» – словно люди просто пошли иной дорогой и погубленная природа все же способна их простить…

2 вариант

Едва ли сюжет произведения можно назвать нетривиальным. Но в этом и кроется его соль: оно поднимает темы народные, близкие каждому жителю весей и поселков огромной страны.

Действие разворачивается в 60-е годы и имеет индустриальную подоплеку. Матера – это островная деревушка, расположенная на одном из островов на реке Ангара. В те годы началось строительство ГЭС, соответственно деревня будет затоплена в водах хранилища, которое образуется после постройки станции.

Для пожилого населения это становится трагедией. Неудивительно, ведь они душой приникли к родному месту, часть души уже заложена в каждом сантиметре родной земле. Здесь покоятся их предки, с этим местом связаны лучшие моменты их жизни. Их можно понять.

Эту ситуацию можно рассмотреть на примере главной героини, которая занимается побелкой родной хаты перед приездом санитарной бригады. Она настроена решительно против переезда в город.

Другие коренные тоже противятся переезду. Например, дед Егор, один из героев, вовсе не находит покоя в новых бытовых условиях, но находит покой на небесах. Он не принял на подсознательном уровне новое место жительства.

Молодежи легче принять участь деревушки на острове. Часть их души не была к ней прикреплена, поскольку они питали надежды на будущее. А будущее было тесно связано с переездом в город, где гораздо больше возможностей для самореализации. Они еще не утратили надежд, их мировоззрение свободно от местечковых предрассудков.

Символом краха местного традиционного уклада становится Хозяин острова, гибнущий под холодными сибирскими водами вместе с деревней. Надежду на вечную жизнь и память дает царская лиственница, которую санитарная бригада не может ни сжечь, ни срубить.

Произведение дает понять четкую мысль, что ничто не вечно. Но вечна память, вечна любовь к своей малой Родине. Человек должен задумываться над фундаментальными вещами: кто и куда он. Когда человек долго живет на одном месте, часть его духа остается там. С гибелью этого места погибает и часть души. Так же и с людьми, если задуматься, с гибелью близкого человека что-то в душе оставшихся в живых тоже умирает.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Прощание с Матерой Распутина

Популярные сегодня темы

Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда тот отходит от правды и поступает несправедливо. Наличие совести свидетельствует о порядочности человека

Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения.

Алеша Пешков жил с родителями в Астрахани. Отец у него был краснодеревщиком. К ним из Нижнего Новгорода приехала бабушка Акулина Ивановна. Отец заболел холерой и умер. После похорон они с матерью переехали к бабушке.

Одним из основных персонажей произведения является Степан Петрович, представленный писателем в образе уральского рабочего человека.

На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: