Обзор творчества Джона Бойнтона Пристли: сочинение

ПРИСТЛИ Джон Бойнтон романист, драматург, публицист

Награжден орденом “За заслуги” 1977. Детство и юность провёл в родном городе, где его отец работал учителем. В 17 лет оставил школу, тяготясь косной системой обучения. Поступив ради заработка клерком в контору торговой фирмы, П. начал пробовать свои силы в разных литературных жанрах: писал стихи, рассказы, скетчи, статьи. С началом 1-й мир. войны ушел на фронт, прослужил в армии почти 4 года: был рядовым пехотинцем, потом произведён в офицеры, воевал на передовой, был ранен, контужен, отравлен ядовитыми газами. После демобилизации в 1919 изучал историю, литературу и политические науки в Кембриджском университете. В 1-й пол. 20-х гг. П. активно работает в журналистике, сотрудничая в многочисленных газетах и журналах. Во время 2-й мир. войны П. – один из самых авторитетных публицистов: как радиокомментатор по своей популярности уступал только У. Черчиллю.

Первыми изданными книгами П. были литературоведческие исследования: “Тропы в современной литературе” “Figures in Modern Literature”, 1924, “Комические персонажи английской литературы” “English Comic Characters”, 1925 и др. В отличие от этих книг, создавших П. литературное имя, его первый роман “Адам в лунном свете” “Adam in the Moonlight”, 1927 успеха не имел. Широкую известность П. принёс третий роман – “Добрые товарищи” “Good Companions”, 1929; экран. 1933; рус. пер. 1945, а инсценировка романа совместно с Э. Ноблоком, 1931 стала драматургическим дебютом П. Герои романа – бродячие актёры, страстно влюблённые в своё искусство, чья жизнь состоит из череды комических приключений. Эта современная идиллия, которую критики сравнивали с “Записками Пиквикского клуба”, была восторженно принята читающей публикой, уставшей от разочарования и скепсиса послевоенных лет.

П., автор 28 романов и 47 драматических произведений в том числе для радио, кино и телевидения, быстро завоевал международное признание и славу: период его наибольшего успеха – 30-40-е гг. Романы П., в большинстве своем однотипные, отмечены попыткой передать реальную действительность Великобритании, будь то время экономической депрессии напр., “Улица Ангела” – “The Angel Pavement”, 1930; рус. пер. 1960; “Они бродят по городу” – “They Walk in the City”, 1936; рус. пер. 1938 или 2-й мир. войны “Затемнение в Гретли” – “Black-Out in Gretley”, 1942; рус. пер. 1944; “Дневной свет в субботу” – “Daylight on Saturday”, 1943; рус. пер. 1944. Наиболее ценная часть художественного творчества П. – это драматургия, что определилось уже при жизни писателя и в особенности после его смерти.

Драматургия П. в целом достаточно тра-диционна: в ней реалистически изображаются быт и нравы в основном английского среднего класса, а сюжет занимателен и чётко выстроен. Большинство пьес П. содержит социально-критическое начало, временами достигающее драматизма и патетики, временами выраженное мягко, юмористически; по большей части критический пафос драматурга уравновешен оптимистической верой в разрешение общественных противоречий.

В 30-е гг. П. пишет две наиболее известные драмы. Первая из них, “Опасный поворот” “Dangerous Corner”, 1932; рус. пер. 1938, содержит многое из того, что стало характерно и для последующих пьес драматурга. Прежде всего это раскрытие неприглядной правды о людях, внешне вполне респектабельных. Действие происходит в одном и том же месте и укладывается в короткий отрезок времени, фактически равный реальной продолжительности спектакля. Такой характер места и времени придаёт происходящему правдоподобие по уверениям самого П., это было с его стороны уступкой тогдашним общепринятым вкусам, а также способствует концентрации действия, усиливает напряжённость сюжета, по своей форме детективного: благодаря случайности начинается расследование самоубийства, оказавшегося убийством. Однако главный итог “дознания” – истинное представление о характерах, моральном облике и взаимоотношениях персонажей. В конце пьесы действие возвращается к исходной точке: “опасного поворота” в действительности не произошло. Подобная кольцевая структура использовалась П. и в дальнейшем, особенно когда он всерьёз заинтересовался различными теориями времени цикличность, сосуществование различных временных пластов и т. д., прежде всего английского философа Дж. У. Данна, автора кн. “Эксперимент со временем” 1927. В числе “пьес о времени” авторское определение кон. 30-х гг. – вторая широко известная драма П. “Время и семья Конвей” “Time and the Conways”, 1937; рус. пер. 1939. Место действия, как и в “Опасном повороте”, здесь не меняется: это одна и та же комната, но время действия первого и третьего актов – 1919, а второго -1937. Такая структура не столько иллюстрирует теорию одновременности существования настоящего и будущего, сколько подчёркивает контраст между радостными надеждами юности и разочарованиями зрелого возраста. Кроме того, картина будущего бросает новый свет на настоящее, позволяя увидеть скрытую сущность характеров и взаимоотношений героев, оценить истинный вес вроде бы ничего не значащих слов и поступков в их дальнейшей судьбе. Поклонник творчества Чехова, П. использовал в этой пьесе некоторые мотивы “Трёх сестёр”. Но наиболее “чеховской” по атмосфере и обрисовке персонажей является написанная под влиянием “Вишневого сада” пьеса “Райский уголок” “Eden End”, 1934 о повседневной жизни, надеждах и разочарованиях обитателей тихого поместья.

К 30-м гг. относится также ряд комедий, в лучших из которых П. сочетает достоверную картину нравов и сочно выписанные характеры с динамичным и остроумным сюжетом: “Ракитовая аллея” “Laburnum Grove”, 1933; рус. пер. 1960 о скромном добропорядочном бизнесмене, оказавшемся крупным фальшивомонетчиком; “Когда мы женаты” “When We Are Married”, 1938; рус. пер. 1939 о трёх солидных супружеских парах, неожиданно узнавших, что их брак недействителен.

В годы 2-й мир. войны П. создаёт две значительные пьесы, в которых впервые столь открыто и страстно заявляет о своей общественной позиции. В драме-утопии “Они

Пришли к городу” “They Come to a City”, 1943; рус. пер. 1943 в результате сдвига во времени 9 человек, представляющих английское общество в миниатюре, оказываются у стен некоего таинственного города, где люди гармоничны, добры и радостны. Этот земной но рукотворный рай не показан на сцене, главное для драматурга – его воздействие на героев, большинство которых, вдохновлённые увиденным, собираются жить по-новому; только аристократы и делец-спекулянт остаются людьми старого мира.

Наиболее громкий резонанс получила пьеса “Инспектор пришёл” “An Inspector Calls”, пост. 1946; публ. 1947; экран. 1954; рус. пер. 1987; на русской сцене ставилась с 1945 по неопубликованным переводам, оставшаяся в числе лучших пьес П. Избрав форму, хорошо известную по его довоенному творчеству действие, отнесённое к 1912, происходит во время семейного праздника на протяжении одного вечера в одной и той же комнате, как всегда придав жизненную убедительность своим персонажам, П. резко заострил социальную проблему, что сказалось и на сюжете, и на обрисовке действующих лиц. Неожиданный визит полицейского инспектора становится началом расследования: все члены семьи промышленника Бер-линга оказываются виновными в гибели молодой работницы, а главная причина их преступления – сословная спесь и жестокость. В конце пьесы выясняется символическое значение фигуры инспектора: это воплощение совести, такого реального человека в местной полиции нет. Столь же символично имя жертвы – Ева Смит: она и рядовая английская девушка, и Женщина, погубленная бездушным обществом.

Непосредственно после окончания 2-й мир. войны П. пишет романы о современной Великобритании, проникнутые верой в новую, справедливую и светлую жизнь: “Трое в новых костюмах” “Three Men in New Suits”, 1945; рус. пер. 1946, “Ясный день” “Bright Day”, 1946, “Фестиваль в Фарбрид-же” “Festival at Farbridge”, 1951. Но самым сильным произведением тех лет стала пьеса “Семейство Линденов” “The Linden Tree”, 1947; в русском неопубликованном переводе поставлена на телевидении, 1958, где в отличие от романов послевоенная действительность изображена с горечью и разочарованием. По форме это семейная драма, по сути – история о борьбе благородного одиночки за свои идеалы.

Для творчества П. 50-60-х гг. характерны такие сатирические произведения, как пьесы “Сокровище на острове Пеликан” “Treasure on Pelican”, 1952; в рус. пер. “Сокровище”, 1957 и “Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и Миссис Мун” “The Scandalous Affair of Mr. Kettle and Mrs. Moon”, 1955; рус. пер. 1958, романы “Сэр Майкл и сэр Джордж” “Sir Michael and Sir George”, 1964; рус. пер. 1965 и дилогия “Создатели образов” “The Image Men”, 1968-1969 – последний из романов писателя. Спасение от тотальной нивелировки П. видит в отстаивании личностью своей особо-сти, непохожести на других, вплоть до чудачества как в пьесе-антиутопии “Уберите шута” – “Take the Fool Away”, 1956, где цирковой клоун, перенесённый во сне в будущее, оказывается единственным, кто противостоит бесчеловечному, механизированному миру.

Именно эти черты П. склонен считать основой английского национального характера, которому он посвящает немало работ, в том числе кн. “Англичане” “The English”, 1973. Приверженность традиционным ценностям, характерная для П. в зрелые годы, находит выражение и в его эстетических воззрениях. Так, главный пафос его лекций, объединённых в кн. “Искусство драматурга” “The Art of the Dramatist”, 1957; рус. пер. 1987, и многих высказываний о драме и театре – утверждение принципов реализма, в то время как ранее он любил говорить о своём “заговоре” против реалистического метода.

В последнее десятилетие творческой деятельности П. завершает серию автобиографических книг, начатую ещё до войны: “Полночь над пустыней” “Midnight on the Desert”, 1937, “Заметки на полях” “Margin Released”, 1962; рус. пер. 1988, “За длинной высокой стеной” “Over the Long High Wall”, 1972, “Вместо деревьев” “Instead of the Trees”, 1977. Кроме истории жизни и литературного творчества писателя в них содержится изложение его взглядов на проблему времени.

П. не пролагал новых путей в литературе, хотя и претендовал на это как драматург. Но он был высокопрофессиональным и серьёзным писателем, и его лучшие произведения вошли в английскую литературу, а также в репертуар английского и мирового театра 20 в.

Соч.: Thoughts in the Wilderness. L., 1957; Literature and Western Man. L., 1960; Essays of Five Decades. L., 1968; Outcries and Asides. L., 1974; в рус. пер.: Избранное: В 2 т. / Предисл. В. Ворсоби-на. М., 1987.

Лит.: Гозенпуд А. Пристли // Гозенпуд А. Пути и перепутья. Л., 1967; Кагарлицкий Ю. И. Пристли // История западноевропейского театра: В 8 т. М., 1985. Т. 7; Hughes D. J. B. Priestley. L., 1958; Evans J. L. J. B. Priestley the Dramatist. L., 1964; Brome V. J. B. Priestly: A Biography. L., 1988.

Джон бойнтон пристли (john boynton priestley. 1894-1984)

— автор более 120 произведений, романист, драматург, эссеист, литературный критик. С его именем связано несколько десятилетий английской культуры. В интервью по поводу своего семидесятилетия Пристли без ложной скромности заявил: «Нет, я не гений, но чертовски талантлив». Пристли

родился в семье школьного учителя, мать умерла сразу после его рождения. По окончании школы в университет поступать не стал. В промышленном городке Брэдфорд, где прошли его юные годы, он приобрел первый жизненный опыт: начал пробовать свои силы в журналистике, стал заядлым театралом и поклонником мюзик-холлов. 1914—1919 гг. провел в окопах, получил ранение, которое казалось ему ничтожным по сравнению с «незаживающей раной, которую получил мир». «Все мое поколение было изрублено и изгажено», — сказал он позже. Ненависть к войне, к бездарным политикам прорывается на страницах его романов «Мэр Мирокура» (1930), «Ясный день» (1940), в автобиографической книге «Заметки на полях» (1962). Но решение стать писателем пришло к нему после того. как он в 1919 г. поступил в Кембридж и закончил его со степенью бакалавра по истории и литературе. Славу ему принесла тринадцатая по счету книга — роман «Добрые друзья» (1929), в котором писатель декларировал свою приверженность незыблемым, старым, добрым английским традициям. Следующая книга, «Улица Ангела» (1931), была принята столь же восторженно. «В отличие от многих современных авторов я всегда полагал, что романы (и пьесы) должны быть развлекательными. Но это не значит, что мои романы лишь развлечение и ничего больше. В них всегда содержится большая доля социальной критики», — говорил Пристли. Два военных романа — «Затемнение в Грэтли» (1942), «Дневной свет в субботу» (1943) — и послевоенный «Трое в новых костюмах» (1945) написаны художником-гуманистом, глубоко озабоченным судьбой нации и куль­туры. В те же годы он вел постоянную радиопередачу, писал пьесы, эссе, критические обзоры. Феномен плодовитости и работоспособности Пристли трудно переоценить. В эссе «У меня было время» он так формулирует свое отношение к творчеству: «Писательство, бесспорно, должно быть причислено к вредным профессиям; оно изматывает и поглощает тебя без остатка. Часами сидишь один, как паук, и ткешь свою паутину. Творческий процесс может идти прекрасно, но переносить его результаты на бумагу — тяжкий труд». Механизм творческого процесса, равно как и степень необходимости этого занятия всегда были в центре внимания Пристли. В романе «Дженни Вильерс» (1947) стареющий драматург Мартин Чиверелл, мировая знаменитость и кумир публики, приходит к мысли о тщете искусства, суть которого, полагает он. — пошлая игра выдуманных страстей. И лишь долгое, мучительное путешествие в прошлое, знакомство с Дженни Вильерс, талантливой трагедийной актрисой, умершей совсем юной, убеждает его в недолговечности зла, в неизбывности добра. Этот роман симптоматичен и в плане экспериментальных поисков писателя, разрывающего условности и узы времени и места действия, переносящего читателя в Зеленую комнату — мир мечты и фантазии. Начиная с пьесы «Опасный поворот» (1932), Пристли закрепил за собой реноме драматурга «международного класса». В этой пьесе он отказывается от идиллического воспроизве­дения действительности, преодолевая рубежи, намеченные Диккенсом, выступает как сатирик, разоблачающий одну из самых разрушительных черт человеческого сообщества нового времени:

фальшь и ее производные — снобизм, лицемерие, эгоизм, притворство. В этих проявлениях чело­веческой натуры Пристли видел не менее разрушительное, деструктивное начало, чем в агрессии, порождающей насилие и войны. Вершинами драматургического искусства Пристли стали также пьесы «Время и семья Конвей» (1937) и «Визит инспектора» (1947). Устами своего героя Пристли говорит: «Мы живем не в одиночку. Мы члены одной семьи. И если люди не усвоят этого урока, им. придется познать его в огне и крови». Пристли — блестящий эссеист, мастер этого чисто английского жанра, продолжатель традиций Поупа, Дефо, Стерна, Теккерея, Честертона. Среди сборников эссеистики — «Записки из Лилипутии» (1922), «Открытый дом» (1927), «Раек» (1929), «Заметки на полях» (1962), «Англичане» (1973).

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост. Е.Гениевой.— М.: Худож. лит., 1990; Избранное: В 2 т. / Сост., послесл. и коммент. В. Ворсобина. — М.: Искусство, 1987; Избранное / Сост. Л. М. Завьяловой; Предисл. Н.Анастасьева.— М.: Правда, 1985.— 559 с.; Заметки на полях: Художественная публицис­тика / Сост., авт. предисл. и коммент. Е. Ю. Гениева. — М.: Прогресс, 1988. — 467 с.; Улица Ангела / Пер. М. Е.Абкиной; Предисл. Ю. Кагарлицкого и Р. Померанцевой. — М.: Гослитиздат, 1960. — 502 с. Angel pavement / Авт. послесл. М.Тугушева.— М.: Progress, 1974.— 503 р.; The English.— London: Heinemann, 1973.— 256 p.; Essays of five decades / Sel. and with a pref. by S. Cooper.— London: Heinemann, 1969.— XXI, 311 p.; The good companions.— Harmondsworth: Penguin books, 1978.— 618 p.; Jenny Villiers.— London: Heinemann, 1947.— 190 p.; The other place and other stories.— New York: Harper, 1953.— 265 p.; The plays: Vol. 1—2.— London: Heinemann, 1948; Three men in new suits.— London: Heinemann, 1945.— 170 p.

Сочинение Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

Тема взаимоотношений человека и природы является центральной в творчестве русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Писатель с особой любовью относится к окружающей природе, в произведениях Пришвина она живет, дышит. Сказка-быль «Кладовая солнца» не является исключением.

Из этого произведения мы узнаем о том, что болота хранят в себе несметные богатства. Деревья, травинки, кустарники, растущие там, пропитаны солнечным теплом. Умирая, растения не сгнивают, а превращаются в торф. Поэтому болота не редко называют «кладовыми солнца». Также в произведении писатель рассказывает о кислой ягоде – клюкве. Пришвин сообщает читателям о том, что клюкву обычно собирают осенью. Но наиболее вкусной ягода сносится весной, после зимовки под пушистым снежным одеялом.

Сказочными предстают в произведении Пришвина деревья и травы. Как о живом существе писатель говорит о болоте, которое таит в себе не только клад, оставленный солнцем, но и страшную опасность. Писатель призывает с бережностью и осторожностью относится к природе, жить с ней в гармонии. Ведь человек является неотъемлемой частью этого удивительного и прекрасного мира.

Однажды Настя и Митраша решили отправиться на болото за клюквой. На развилки тропы дети поссорились: они никак не могли выбрать дорожку, по которой продолжат свой путь за лесной ягодой. Митраша выбрал более опасную, почти нехоженую тропинку, в то время как его более осторожная старшая сестра пошла дальше по проторенной надежной тропе. Мальчик попал в беду, в зеленой полянке, на которой росла травка, ребенок не сразу узнал Слепую Елань. Митраша попал в трясину, самостоятельно выбраться из которой он не мог. Настя же нашла лесную полянку с клюквой. Она стала собирать ягоды, позабыв о брате. Выбраться из болота мальчику помогла собака покойного лесника – Травка. После смерти хозяина она жила под остатками разрушенного дома Антипыча. Собака очень любила своего хозяина, поэтому не решалась покинуть лес, наверное, она все еще ждала лесника. В Митраше Травка нашла своего нового Антипыча, вместе с мальчиком она пришла в деревню.

Главным антагонистом сказки-были стал волк Серый Помещик. Этот хищник был очень страшным и опасным животным. Серый Помещик охотился на собак, он хотел поймать и съесть Травку. Однако храбрый и отважный Митраша спас собаку лесника от страшного волка. Мальчик выстрелил из ружья в Серого Помещика, закончив его долгую жизнь.

Как и любая добрая сказка, «Кладовая солнца» имеет свой счастливый конец. Дети вернулись домой, вместе с ними, а точнее к ним, из леса пришла собака Травка. Главный злодей, Серый Помещик, был побежден. А Настя, осознав свою жадность к ягоде, из-за которой чуть не погиб ее брат, отдала клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда.

2 вариант

Большая часть произведений Михаила Пришвина пронизана той самой любовью к природе. В них очень часто показываются взаимоотношения человека с природой.

Ведь испокон веков человек находится в постоянном контакте с ней. Именно природа помогает нам существовать на Земле, давая всевозможные ресурсы для жизни.

В сказке «Кладовая солнца» автор описывает деревья, траву, ягоды так, будто бы они тоже живут своей собственной жизнью. Ели своими сучьями могут нагнать страх на людей, болото стонет и рычит, а солнце считается матерью растений. Все в этом мире на своих местах и у всего есть свое предназначение.

Пришвин старается призывать людей относиться бережно к природе и окружающей среде. Автор с нежностью описывает жизнь сирот Митраши и Насти, описывая, как ежедневно девочка выводила свое «любимое стадо». Показывается также собака лесничего по имени Травка, которая всегда после смерти своего хозяина верно жила на месте, где были останки его дома. Ее хозяин Антипыч имел очень большую любовь и связь с природой. Именно природа даровала леснику такую долгую жизнь.

В сказке рассказывается, как однажды дети собрались идти за клюквой на болото. По дороге Митраша и Настя разминулись. Девочка пошла по широкой дороге, а Митраша выбрал в качестве своего пути узкую, полную опасностей, дорогу. И по дороге его затянула трясина. А девочка же в свою очередь наткнулась на большое клюквенное поле и совсем забыла о брате. К счастью как раз в это время в лесу и оказалась собака Травка, которая и помогла Митраше выбраться из болота. Травка после этого случая почуяла в Митраше своего нового хозяина и больше не отходила от мальчика ни на шаг.

Как и у большинства сказок в «Кладовой солнца» оказался счастливый конец. Мальчик оказался спасен, а Настя, поняв свою жадность к клюкве, решила отдать все собранные ягоды детям, которых эвакуировали из Ленинграда.

«Кладовая солнца» показывает всю ту природу, которая скрывается от нас, и на которую люди в повседневной суете не обращают внимания. В сказке демонстрируются все те бесчисленные богатства, которые скрывает наша Земля. В сказке показывается относительность всего в мире и что абсолютно у всего на Земле есть свое место.

Сочинение для 6 класса

Для известного русского прозаика Михаила Пришвина важной темой является взаимодействие человека с природой. Он очень трепетно и любяще относится к живому миру. В его произведениях природа волшебным образом оживает. Так же происходит в правдивой сказке «Кладовая солнца», сочиненной писателем в 1945 году.

Наименование произведения имеет интересные истоки. Кладовой солнца автор называет топи, в которых хранятся огромные сокровища. В его понимании все травы, вековые деревья и кустарники пропитаны лучами солнца и после увядания превращаются в торф. Так же там растет чудодейственная, целебная ягода клюква. Ее принято собирать по осени, но по-настоящему целебной она становится весной, после того, как проведет зиму под белым, холодным снегом.

В повествовании автора все растения леса предстают в сказочном свете. А болото представляется живым существом, хранящим не только несметное сокровище, но и страшную опасность. Автор призывает читателя заботиться о природе и существовать с ней в гармонии, потому что человечество занимает значительное место в этом удивительном мире.

В один теплый весенний день Митраша и Настя решили отправиться на поиски клюквы. Оказавшись на развилке тропы, они поругались. Настя выбрала протоптанную безопасную дорогу, а ее брат пошел по нехоженой тропе, не подозревая какие опасности его поджидают. На полянке, заросшей густой травой, мальчик угодил в топь, выбраться из которой сам бы не смог. В это время его сестра нашла полянку с ягодами и забыла о брате.

Попытки Митраши выбраться не увенчались успехом, но ему на помощь пришла собака Травка, которая раньше жила у лесничего, но после его смерти осталась одна на развалинах его дома. Собака помогла мальчику выбраться из трясины и увидела в нем своего нового хозяина.

По дороге в деревню они встретили опасного зверя. Волк, которого называли Серый Помещик, наводил ужас. Его добычей были собаки, и давно хотел поймать Травку. Но смелый мальчик не испугался хищника и спас своего нового друга. Он выстрелил из ружья в волка и убил его.

Как и в любой сказке, итог произведения оказался счастливым. Дети вернулись из леса целыми и невредимыми. Вместе с ними вышла Травка, ставшая им новым другом. Они одержали победу над Серым Помещиком. А девочка Настя, понявшая, что поступила не осмотрительно по отношению к брату, признала свою ошибку и отдала все ягоды нуждающимся детям.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца

Популярные сегодня темы

Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу

В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

По тому, как люди из нашего окружения к нам относятся, мы можем условно разделить их на «своих» и «чужих». Сколько лет первым и сколько у них имеется денег – это мы знаем точно, а вот о возрасте

Произведение является составной частью сказочного сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанной в жанре народного фольклора.

У волка, пожиравшего свою добычу, в горле застряла кость, которая причиняла ему такую сильную боль, что он с воем носился туда, сюда и умолял каждого встречного протянуть ему добрую руку, чтобы облегчить его страдания

Сочинение на тему: Единство человека и природы в творениях М. М. Пришвина

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Единство человека и природы в творениях М. М. Пришвина

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин М. М. Пришвин — один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, «географических очерков» о природе. В них все объединено человеком — неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Пе-реяславль-Залесского, осиротели двое детей», — так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа — Настя и Митраша. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки». Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы». Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Однажды решили они пойти в лес за клюквой. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, «вся красная, как кровь, от одной только клюквы», Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную «тулку», сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. «Мужичок в мешочке» хорошо помнит отцовские слова: «В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься…». Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. «Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания». О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа. После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. «Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у дере- вьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Даже волк в это время вылез из своего логова, «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл». Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках». Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет «живут» на Блудовом болоте ель и сосна.

Проблема воздействия природы на человека (По М.М. Пришвину)

Мы – люди являемся частью природы. Как говорят, культура – есть отдельная (вторая) природа, созданная только человеком.

Тем не менее, для людей трудно представить себе существование вне настоящей подлинной природы. Мы всегда связаны с природными феноменами и циклами. Даже если человек оказывается в пространстве мегаполиса, полного бетона и асфальта, далеко от лесов, полей и рек, то тоже имеет на себе различные воздействия природы и природных циклов.

Например, нашим телом управляют циклы восходов и закатов и многое другое. Для человека свойственно являться частью природы, то есть остального пространства материи.

Именно поэтому тематика человека и природы так часто прослеживается в различных произведениях искусства. Об этом сочиняют музыку композиторы и пишут свои произведения литераторы, а художники зачастую вдохновляются именно природными феноменами. Мне кажется, свойство вдохновлять и дарить воодушевление и является самым значительным в отношении воздействия природы на человека.

Когда мы представляем себе первобытных, древних людей, то можем помыслить о том, как они боялись природы и различных природных феноменов. Тем не менее, и в этом тоже прослеживалось вдохновение, ведь люди восхищались неподвластным могуществом стихий.

Как говорят многие ученые, первые мифологии и религии и возникли, как способ осмыслить различные природные стихии и описать воздействие природы на человека. Различные варианты мировосприятия стали основой для мифологического понимания мира и благодаря этому люди могли представлять простыми словами какие-то масштабные феномены и обстоятельства. Например, гром представлялся как звук небесной колесницы или нечто подобное и благодаря такому простому описанию становился более понятным.

Современное искусство во многом является продолжателем этой традиции. Как поэтично и красиво описывают природу в своих произведениях Пришвин, Паустовский, Тургенев, Бианки и другие. Разве отличаются они существенным образом от древнего мифотворца, который создавал сказания?

Пожалуй, если и отличаются, то не существенным образом. Писатели тоже вдохновляются природой и пытаются охватить эту неохватываемую красоту возможностями собственного разумения. Они тоже представляют перед нами стихии определенным образом и делают природу более понятной, но не менее вдохновляющей.

В завершение следует отметить такие воздействия природы как воспитание положительных качеств, развитие чувства ответственности и многое другое. Тем не менее, все эти воздействия мне кажутся вторичными. Основой является вдохновение и воодушевление, которые дает природа человеку.

Сочинение Влияние природы на человека

Всем известно, что природа дала и дает нам самое незаменимое – жизнь. Мало кто задумывается над этим, прежде чем сорвать листочек с дерева или любое другое растение, которое привлекает взгляд.

Природа играет жизненно важное значение и наша обязанность помнить об этом и оберегать её. Каждый из нас, посадив хоть одно дерево, внесет свою лепту в обогащение и её сохранение.

Что для нас является базой в пирамиде человеческих потребностей? Физиологический аспект. Тут затрагиваются следующие необходимые составляющие: воздух, пища, сон и вода. Мы должны осознать реальную роль природы в нашей жизни, ведь база человеческих потребностей на 99% зависит только от природы. Чистый воздух вырабатывают растения. Пища так же зависит от растений, ведь так или иначе, любое мясо животного, было выращено на природных материалах. Другое аспект – рыба, ее дают нам озера, реки, океаны и т.д., что еще раз доказывает жизненную необходимость природы. Здоровый и крепкий сон зависит от здоровья человека, которое в свою очередь зависит от окружающей среды и деятельности человека, то бишь, природа играет и тут огромное значение. Воду мы получаем из природных источников, поэтому данная потребность даже не нуждается в обосновании.

Каждый человек когда-либо болел, поэтому вопрос медицины давно развит на достаточном уровне. А с чего все начиналось? Растение, которое проявило лечебное свойство, было внедрено в медицинские препараты, поэтому можно точно сказать, что медицина так же основывается на природных материалах.

Разные страны, материки – разный климат, что делает необходимым некую регулировку между природными зонами – это еще одно удивительное свойство природы.

Экономическая обстановка каждой страны зависит именно от ее природы. Страна может славиться плодородными грунтами, что значительно повышает ее финансовый уровень.

Как говорилось раннее – природа играет огромное влияние на здоровье человека. Каким воздухом мы дышим, какую пищу принимаем, и какую воду пьем – все это зависит от чистоты природных зон.

Человек всегда имеет потребность в душевном отдыхе. Что он в этом случае делает? Старается уединиться с природой, в этом случае природа имеет не физическое влияние, а уже духовное. Провожать закат или встречать рассвет, наблюдать за молнией на горизонте или за разводами облаков – все это оказывает целебное влияние на душу и человека и его равновесие.

Природа необходима каждому человеку, поэтому следует оберегать ее и озеленять новые уголки нашей планеты.

Сочинение ЕГЭ по тексту Пришвина: Как природа влияет на человека?

Сочинение ЕГЭ Как природа влияет на человека?

по тексту Пришвина:
«Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз»
Исходный текст

Как природа влияет на человека? Этот вопрос в одном из своих произведений поднимает писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Размышляя над поставленной проблемой, автор описывает лесной пейзаж ранней весной. Герой гуляет возле ручья и подмечает каждую деталь оживающей природы: следит за путем бегущего ручейка, видит еще нераспустившиеся бутоны цветов, чувствует запах березовой смолы. Писатель замечает, как «новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается». Писатель учится у природы стойкости, силе. Вода вдохновляет рассказчика на борьбу с невзгодами. «Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время» — приходит к выводу герой. Природа помогает герою лучше понять жизнь, наблюдая за естественным ходом вещей. Этим вывод автор приводит нас к выводу: жизнь человека — путь к счастью, тернистый, сложный, но невероятно интересный и важный. Эти примеры указывают на то, что природа помогает человеку лучше понять жизнь, найти вдохновение.

Важными для понимания проблемы становятся и чувства рассказчика :»мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться» Этот пример показывает, что единение с природой помогает человеку достичь гармонии. Все примеры, дополняя друг друга, указывают на положительное воздействие природы на человека, указывают на тесную взаимосвязь природы и человека и помогают лучше понять авторскую позицию.

М. М. Пришвин считает, что человек лучше понимает самого себя, когда наблюдет за природой, потому что он сам является ее частью. Смотря на природу, преодолевающую трудности, возрождающуюся и расцветающую каждую весну, мы вдохновляемся, достигаем внутренней гармонии, а все проблемы временно отходят на второй план.

С мнением писателя согласна не только я, но и многие русские поэты. Например, А. А. Фет в своем знаменитом стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» пишет: «…душа все так же счастью/И тебе служить готова», «…отовсюду/На меня весельем веет,/Что не знаю сам, что буду/Петь – но только песня зреет». Это еще раз подтверждает, что природа благотворно влияет на человека. Она становится источником человеческого оптимизма, вдохновения на новые, пока еще не известные нам самим, дела.

Подводя итог, можно сказать, что благотворное влияние природы очень важно для морального и физического состояния человека. Ведь недаром нам грустно и хочется спать, когда идет дождь, и весело, когда солнечно.

Вариант 3

Человек является частью природы, но очень часто он взаимодействует с ней по минимуму, теряет свои корни и тем самым вредит, в первую очередь, себе.

Запираясь в городах, многие современные люди очень мало контактируют с природой, чаще всего это происходит в местных парках или скверах, на бульварах, центрально-городских набережных и около заботливо высаженных аллей, ботанических садов. Бывает так, что у людей нет возможности или желания выехать на природу, за город, подышать свежим воздухом, практически не загрязнённым выхлопными газами, дать себе отдохнуть и просто полюбоваться красотой окружающего мира.

Я считаю, что контакт человека с природой безмерно важен, ведь незримые её силы влияют на человека, где бы он ни находился. Например, смена погоды вызывает у многих людей перепады настроения, скачки атмосферного давления, магнитные бури – головные боли, общую слабость. Ритм жизни людей зависит, прежде всего, от природы, ведь именно природой ночью заложено спать, а днём – бодрствовать. Часто люди, которые нарушают этот цикл, становятся со временем вялыми, усталыми, раздражительными, апатичными. Человек, побывавший на природе хотя бы несколько дней, становится спокойным, снимается раздражительность, уходит стресс и тревога, появляется чувство умиротворения. Самое главное – отдыхать на природе, не принося ей вреда лишним мусором или неосторожной сигаретой, которая может стать причиной неконтролируемого пожара.

Очень грустно то, что современный человек уничтожает природу, пытаясь подчинить её себе и использовать ради собственного блага. Вырубаются лесы, уничтожаются редкие виды животных и растений, а следствие – озоновые дыры, угроза глобального потепления, и даже стихийные бедствия. Ведь катаклизмы – это протест природы против насилия над собой, таким образом, она показывает, что в её власти прекратить существование человека в любой момент.

Каждый из нас должен стремиться не только взаимодействовать с природой, но и сохранять её, ведь, расходуя природные ресурсы и разрушая планету, мы берём взаймы, в первую очередь, у своих детей.

Проблема воздействия природы на человека. По М. М. Пришвину

Проблема воздействия природы на человека. И. П. Цыбулько 2020. Вариант № 14. («Если хочешь понять душу леса…»)

Какое воздействие оказывает природа на человека? Способен ли человек стать лучше, общаясь с природой? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя М. М. Пришвина.

Раскрывая проблему воздействия природы на человека, автор опирается на собственные наблюдения над таким явлением природы, как ручей. Рассказчик идёт по берегу любимого лесного ручья, и в это время он «видит, слышит, думает». Он видит, как на пути воды рождаются всё новые и новые препятствия и как ручей преодолевает эти преграды. Жизнь ручья, как и жизнь человека, проходит «то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней». Оба эти примера, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что жизнь ручья, как и жизнь человека, походит в борьбе, в преодолении препятствий.

Авторская позиция заключается в следующем: когда человек наблюдает за природой, он начинает лучше понимать самого себя, потому что между жизнью природы и жизнью человека много общего. Наблюдения за природой помогают достичь чувства покоя и гармонии.

Мне близка позиция автора. Действительно, природа — неиссякаемый источник мыслей и чувств. Созерцание окружающего мира обязательно приводит к истине, помогает преодолевать трудности. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где тяжело раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский лежит на спине на Праценской горе и видит перед собой бесконечное высокое небо с медленно и плавно плывущими по нему облаками и открывает истину: его мечты о славе по сравнению с высоким небом были ложными – мелкими и ничтожными.

В заключение хочу подчеркнуть природа всегда влияет на человека благотворно, приводит его к открытиям, даёт нравственные силы, помогает преодолеть беды и жизненные невзгоды.
Текст М. М. Пришвина (1)Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз. (2)Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю. (4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком. (6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе. (7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней. (8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала. (9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах. (10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки- вертунки распускают рябь на тихой воде. (11) Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй. (12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней. (14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит. (15)Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья. (16)А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит. (18) Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь. (20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью. (22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками. (23) Семена елей плывут и осин. (24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время. (25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание. (26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени. (27) В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь. (28) Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». (29)И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли». (30) И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан». (31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену. (32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой. (33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели. (34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону… (36) Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. (37) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плесом. (38)Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. (39)Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан. (40)И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. (41)Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута. (42)Ручей мой пришёл в океан. (По М. М. Пришвину)

Человек и природа. М. М. Пришвин – “Певец русской природы”

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души

Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

«Кладовая Солнца»

Михаил Пришвин за свою жизнь написал множество произведений, которые до сих пор восхищают своим глубоким смыслом. И «Кладовая Солнца» по праву считается одним из лучших его творений, ведь в этом произведении мы смотрим на чудесный мир глазами двух детей: брата и сестры Митраши и Насти. После смерти родителей на их хрупкие плечи взвалился тяжелый груз, потому как всем хозяйством им пришлось управлять самим.

Как-то дети решили сходить в лес за клюквой, взяв с собой необходимые вещи. Так они дошли до Блудова болота, о котором ходили легенды, и здесь брату и сестре пришлось расстаться, потому как «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Настя и Митраша оказались один на один с природой, им предстояло пройти множество испытаний, главным из которых являлась разлука. Тем не менее, брат и сестра смогли встретиться друг с другом, и Митраше в этом помогла собака Травка.

«Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Например, в момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе: даже повидавшее многое на своем веку деревья стонали. Однако любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Природный человек в произведениях М. М. Пришвина

Вы будете перенаправлены на Автор24

Природный (естественный) человек – это гуманистическое представление о человеке, согласно которому изначальная природа человека добра и одинакова у всех, независимо от культуры, эпохи, веры, страны и т.д.

Идейно-эстетическая концепция творчества М. Пришвина

Произведения М. Пришвина современны и тесно связаны с проблемами научно-технической революции. В своих произведениях Пришвин утверждает мысль о том, как должны выглядеть отношения человека и природы. Писатель стремится познать природу и с помощью средств искусства открыть многообразные и сложные законы ее развития. Он пытается постичь закономерные связи между теми процессами, которые происходят в природе и общественной жизни. В 21 веке, когда разум человека проник в самые глубины материи, когда материалы и энергия природы используются в небывалых масштабах, вопрос об отношении человека и природы стоит наиболее остро.

М. Пришвин, чтобы предельно емко и точно передать движение природы и времени, использует сжатые синтаксические конструкции. Лаконизм позволяет писателю создать движущуюся картину природы: с точностью воспроизвести переходные моменты, которые переживает животный и растительный мир на стыке времен года – лета и осени, зимы и весны и т.д.

Каждое предложение помогает Пришвину воссоздать картину, которая точно передает какую-то особенность или момент времени года. Например, приход осени писатель начинает с изображения движения, перемещения птиц.

В пейзажных зарисовках писатель передает царящую в живой природе гармонию. И если из этого сочетания различных явлений живой природы убрать какое-то звено, по цепочке начнет нарушаться равновесие сил, складывавшееся тысячелетиями.

В литературу М. Пришвин пришел в начале 20 века и сразу привлек внимание к себе как писатель, обладающий своим неповторимым почерком и связавший свою судьбу с жизнью трудового народа. Творчество писателя развивалось в русле традиций отечественной классической литературы, которая воссоздавала картины русской жизни, воспевала богатство и красоту российских просторов.

Готовые работы на аналогичную тему

А.И. Хайлов, исследователь творчества М. Пришвина, заметил, что свой творческий путь писатель во многом начал как изобразитель «здоровых начал», и в первую очередь, народного труда, который писатель понимал в истории борьбы человека со стихией. Наряду с изображением природы и разносторонних отношений к ней человека, Пришвин довольно много писал о людях труда. В произведениях писателя изображены яркие человеческие характеры, которые свою социальную сущность проявляют в первую очередь в общении с природой. Писатель воспроизводит большой этнографический материал, который знакомит читателя с бытом и жизнью людей разных областей необъятной страны и имеет большое историко-познавательное значение.

Человек, который почувствовал величие и вдохновляющую силу творчества, способен на совершение многих благих дел, приносящих пользу обществу и доставляющих самому творцу нравственное удовлетворение. Лишь в деле человек может раскрыть богатство своей индивидуальности – это одна из идейно-эстетических и нравственных концепций Пришвина.

Проблема отношения человека и природы

Проблема человека и природы для многих писателей является предметом глубоких философских раздумий и обобщений. В произведениях Пришвина природа часто выступает как действующее лицо, которое определяет развитие сюжета. Это подчеркивается и названиями произведений, например:

  • «Календарь природы»;
  • «Женьшень»;
  • «Корабельная чаща»;
  • «Глаза земли».

Отношения человека и природы писатель трактует как единство, которое развивается на основе закона связи всех составляющих. Главным предметом изображения в произведениях М. Пришвина является отношение человека к природа. Свою итоговую книгу писатель назвал «Дорога к другу». Все творчество писателя было дорогой к читателю, представителю новой эпохи и творцу новых отношений в мире. Это определяет новаторский характер творчества писателя и обусловливает возрастающий интерес к литературному наследию Пришвина. Писатель своими произведениями утверждает, что природа не раба и не враг, а друг человека. Он считает, что человек должен учиться видеть и понимать ее жизнь, пользоваться ее дарами разумно.

Пришвин раскрывает благородство внутреннего мира своих героев в процессе их ежедневного общения с природой, красота и многообразие которой в них рождает раздумья о назначении человека и смысле его жизни. Благодаря этому произведения Пришвина развивают у читателя способность воспринимать и чувствовать многообразие явлений природы, стремление к самосовершенствованию.

За писателем закрепилась слава «певца природы». Для Пришвина природа была и творческой лабораторией, и материалом, средой, которая доставляла ему радость, вдохновляла на творчество. Писатель отлично знал природу, понимал и чувствовал ее малейшие изменения, проникал в сложные взаимосвязи, в которых природа находится в процессе своего развития. К. Паустовский отмечал умение Пришвина живо передавать самые тонкие проявления жизни природы. Он писал, что Пришвин – мастер, который может написать целую поэму о каждом листе, слетающем с дерева.

Творческие традиции М. Пришвина развивают многие писатели: Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Распутин, С. Залыгин, В. Белов, Г. Троепольский и др. С темой человека и природы в произведениях этих авторов тесно связана другая – природа и научно-техническая революция.

М. Пришвин в своих произведениях учит сохранять мир природы ради больших целей, которые связаны с проблемами гармонического воспитания человека. Писатель считал, что задача художественного творчества – правдивое отражение жизни. Человек – часть природы, высшая форма ее организации. В своем длительном развитии человек прошел через все стадии эволюции живой материи. И в этом писатель видит единство человека и природы.

Произведения Пришвина – это не фотоснимки явлений жизни, это творческое переосмысление того, что существует в реальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: