Проблемы нравственности в современной литературе: сочинение

Сочинение: Проблемы нравственности в современной литературе

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.

Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть “Пожар” (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли “погреть руки”. Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик – ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар – это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.

Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести “Ночевала тучка золотая.”. Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры. “Для человека — национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна”, – писал Роберт Рождественский.

Повесть “Пожар” вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: “Так больше жить нельзя!” Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель говорит, что опору жизни нужно искать в душе своей. Распутин остро выразил то, что чувствовали многие – нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть.

Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и .чисто художественных интересов, хотя Гранин – писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы “Искатели”, “Иду на грозу”, “Картина” принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стоит проблема – “ученый и власть”. Гранин подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека – от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы обстоятельств? В повести “Эта странная жизнь” он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. “Подвига не было, – пишет Гранин, – но было больше, чем подвиг – была хорошо прожитая жизнь”. Работоспособность и энергичность его недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, “выбрал” свою жизнь, которую подчинил одному – служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он не достиг. Он не гнался за престижными должностями, за большими окладами и привилегиями – он просто тихо и скромно делал свое дело, был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс.

Честность и принципиальность – эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина “Однофамилец”. Герой этой повести – прораб, в прошлом – подававший большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни “подхваченный общим потоком”. Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых- математиков. В центре повести – конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы “стереть с лица земли” другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик” Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе “Иду на грозу”. Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

Читайте также:
Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина Прощание с Матерой): сочинение

Тема “отцов” и “детей” в повести В. Г. Распутина “Последний срок”

Школьное сочинение

Повесть Валентина Распутина “Последний срок” можно назвать своеобразной чертой, подводящей итог многолетним раздумьям и впечатлениям писателя. Он как бы суммирует здесь все те размышления, которые были представлены в предыдущих произведениях. Из вопросов, поставленных раньше вскользь или решенных, по его мнению, недостаточно откровенно, он отбирает наиболее актуальные и возводит их в степень первоочередных. Все отвлекающее внимание писатель намеренно и безжалостно исключает. И делает это для того, чтобы сосредоточить наше внимание на главном, заставить задуматься над самыми важными и самыми сложными жизненными проблемами — проблемой жизни и смерти, взаимоотношениями “отцов” и “детей”.

В центре повествования — образ старухи Анны, достойно прожившей нелегкую жизнь и оказавшейся на пороге смерти. В этот час вокруг нее собрались все те, ради кого она жила, кому посвятила свои силы, кому отдала свое сердце, свою любовь. Это, конечно же, ее дети. Анна вырастила пятерых детей, еще пятерых похоронила, а трое погибли на войне. И сейчас перед ней проходят все прожитые годы. Для чего она жила? Что сделала в жизни? Чего добилась? “Всегда одно и то же: теребили. ребятишки, кричала скотина, ждал огород. — вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам”.

Так прошла вся жизнь. И всю жизнь только одно знала мать: “ребятишки, которых надо было накормить, напоить, обстирать, загодя заготовить, чтобы было чем напоить, накормить их завтра”. И, вспоминая прожитые годы, тех из детей, кому не суждено было остаться в живых, и тех, кого, благодаря безмерной материнской любви, она все же вытащила, вырвала из страшных военных лет, из голодовок и болезней, старуха убеждается в том, что была ее жизнь “доброй, послушной, удачной. Удачной, как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел бездетен”.

Еще В. Г. Белинский писал: “Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда, где, по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами”. Так смирилась с разлукой и Анна: разъехались ее дети, устроили свою жизнь, кто как хотел и. забыли о старухе-матери.

Самая любимая дочь Татьяна — в Киеве, Люся и Илья — в соседнем городе, Варвара — в деревне по соседству. Только Михаил, младший сын, вместе с женой Надей остался жить в родительском доме. И, может быть, именно это помогло ему сохранить душевную чуткость и отзывчивость. Он один как никто понимает мать: “Я от тебя, он от меня, а от него еще кто-нибудь, — говорит он Анне после рождения первенца. — Вот так оно все и идет”.

Когда пришел смертный час старухи, именно Михаил собрал в доме Анны всех ее детей. Он тем самым продлил ее жизнь еще на три дня. Потому что радость от приезда самых дорогих людей, желание хоть немного побыть с ними настолько велики, что способны вдохнуть новые силы в ослабевшее и отжившее тело женщины, способны продлить срок, отпущенный ей Богом. Она даже встала с постели. “Мало-помалу старуха выправилась, и все, что в ней было и что должно было ей подчиняться, одно за другим находилось и как будто даже годилось для жизни”.

Но что же дети? Рады ли они этим, внезапно подаренным судьбой, дням? Ценят ли они эти минуты общения с матерью, которую так редко видели в последние годы и которую уже никогда не увидят? Понимают ли они, что кажущееся выздоровление Анны — это лишь “последний рывок “, последний вдох жизни перед неизбежным концом?

Читайте также:
Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина): сочинение

С ужасом и возмущением мы видим, что эти дни в тягость им. Что все они — Люся, Варвара, Илья — ждут смерти матери. Ждут, проверяя по нескольку раз, жива ли она, и раздражаясь оттого, что еще жива. Для них дни последней встречи с Анной — всего лишь потерянное время.

Поглощенность бытом, житейская суетность настолько ожесточили и опустошили их души, что они не способны осознать, прочувствовать все происходящее с матерью. У них не возникает естественного для любого чуткого человека желания уделить ей внимание и по-настоящему проститься с ней. Ведь они за этим и приехали! Хотя нет. За этим их вызывал Михаил. А они. Люся шьет себе черное платье, постоянно конфликтуете Варварой и чувствует себя здесь “посторонней”. Все относятся к матери как к уже умершей. А видя, что она встала с постели, чувствуют, что приехали зря и собираются разъезжаться по домам. Они даже не скрывают раздражения и досады на то, что пришлось впустую потратить время.

Горько осознавать это несчастной матери. Она вглядывается в лица детей и не хочет, не может принять произошедших с ними перемен. Глядя на старшего сына, она “искала в нем своего Илью”-. Но находила совсем чужого человека. И все же “жалела его, а почему жалела. не умела понять”.

Взглянув на Люсю, мать и вовсе сразу отводит глаза: “У Люси была какая-то другая, непонятная жизнь”. Варвара чаще бывала у матери и еще сохранила в душе остатки чуткости милосердия — она понимает, что нельзя оставлять Анну сейчас. Неслучайно именно ей старуха хочет поручить старинный обряд оплакивания. Но и Варвара тоже утратила многое, что было когда-то частью ее самой, частью ее сердца, ее жизни. В ней чувствуется слабохарактерность, которая и заставляет подчиниться решению остальных.

Анна осознает свою ненужность детям и единственное, чего теперь хочет, поскорее умереть. Умереть, чтобы освободить своих детей от тягостной для них необходимости оставаться рядом с ней — даже в последние свои минуты она думает о том, как бы не доставлять им неудобства, не быть для них обузой. Умереть, чтобы не видеть того, как изменились, очерствели души ее любимых “ребятишек”. “Она лежала потерянно и беспомощно, в полном оцепенении, и все на свете ей теперь было безразлична”. “Она опостылела всем, никому не нужна”.

Любимица Татьяна и вовсе не приехала проститься с матерью. И хотя Анна понимает, что ждать приезда дочери, бесполезно, ее сердце отказывается смириться с этим. Потому она так легко верит “лжи во спасение” Михаила, который говорит, что сам написал сестре, будто матери стало легче и приезжать не нужно.

Прожившая всю свою жизнь ради детей, Анна даже в последние минуты, даже видя холодность и равнодушие дочерей и сына, все-таки старается оправдать их.

В своей неизмеримой любви она и в отсутствии Татьяны “готова была винить. не дочь, а себя”. Ей кажется, что она мало сделала для Тани, недостаточно любила ее: “Что она сделала для того, чтобы свидеться с Таньчорой. Хоть бы палец о палец ударила. ” Точно так же, вспоминая троих погибших на войне детей, мать укоряет себя за то, что потеряла их “сама, по своему недосмотру”. “Что она должна была делать, чтобы сохранить их, она не понимала и теперь, но что-то, наверно, делать надо было, а не сидеть сложа руки и не ждать у моря погоды”.

Удивительная совестливость, честность, мудрость, терпеливость Анны, ее жажда жизни, всепоглощающая любовь к детям настолько контрастируют с черствостью, холодностью, равнодушием, душевной пустотой и даже жестокостью ее детей, что болью врезаются в наши сердца отчаянные слова матери, умоляющей родных ей людей не уезжать, остаться хоть на немного.

“Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку. Я говорю вам, что помру, и помру”. Но даже этот крик души не способен тронуть сердца детей. Они считают слова Анны обычной старушечьей болтовней и, не дождавшись смерти матери, разъезжаются по домам. Занятые собой, думающие только о своих делах, озабоченные пустой суетой, они не увидели, не почувствовали, что скоро уйдет из жизни их мать.

Жестоко, безжалостно и резко звучат слова Михаила: “Ты думаешь, почему они на меня накинулись? Потому что злятся: я их с места снял. а мать возьми да и не помри”. Но такими отрезвляющими, обдающими леденящим холодом становятся эти слова! Потому что выражают истинное положение вещей, раскрывают истинное отношение детей к матери, вырастившей, воспитавшей их, отпустившей во взрослую, самостоятельную жизнь.

С отъездом детей обрываются последние нити, связывающие Анну с жизнью. Теперь ничто не держит ее, незачем стало жить, в сердце погас огонь, согревавший и освещавший ее дни. Она умерла в ту же ночь. “Дети задержали ее на этом свете. Уехали дети — ушла жизнь”. В своем произведении В. Г. Распутин не просто поведал нам о судьбе старухи-матери, о ее нелегкой жизни. Он не просто показал всю широту ее великой души. И не просто нарисовал пугающую своей правдивостью и актуальностью картину взаимоотношений “отцов” и “детей”.

Читайте также:
Настасья Карпова: сочинение

Писатель раскрыл всю глубину проблемы смены поколений, отразил вечный круговорот жизни, вовлек нас в этот круговорот и заставил осознать все нравственные аспекты этой проблемы. Вряд ли найдется на земле человек, которого не тронула бы история матери, не пробудила бы в душе внимание к старикам, желание быть более чуткими и благодарными. Автор стремится научить людей доброте, состраданию, милосердию, терпеливости, стремится воспитать в нас чувство ответственности, чувство долга, пробудить нашу совесть. Ведь мы все в долгу друг перед другом, особенно — перед старшими поколениями. А сознание долга — это ощущение вины, которое и толкает нас к “человеческой тропе”, толкает к нравственности, к совести.

“Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины”, — утверждал В. Распутин. Именно эту мысль проводит он через все свое творчество, доводя, наверное, до максимального накала в повести “Последний срок”.

Пример доброты в произведении Распутина «Уроки французского»

Валентин Григорьевич Распутин — писатель, творчество которого во многом автобиографично. Выросший в Сибири в крестьянской семье, он хорошо знаком с жизнью русской глубинки. В своих книгах Распутин поднимает важные темы человечности, справедливости, милосердия, честности и других прекрасных качеств. В 6 классе ученики пишут сочинение о доброте по произведению «Уроки французского», написанному этим замечательным писателем.

  1. Лидия Михайловна как пример доброты
  2. Добрые поступки в рассказе Распутина
  3. Советы по написанию сочинения

Лидия Михайловна как пример доброты

«Уроки французского», как и другие книги Распутина, трогают меня до глубины души. В них автор раскрывает судьбы своих земляков, описывает тяготы и радости жизни простого человека. Вместе с тем произведения Распутина полны веры в человеческую доброту, любовь, милосердие. Его герои — воплощение возвышенных качеств человеческой души. Одним из таких примеров является учительница французского в произведении «Уроки французского».

Рассказ повествует о деревенском пареньке, которого мать отправила учиться в райцентр. Действие происходит в послевоенное время, когда в стране не хватало еды, поэтому людям приходилось довольно туго. Мальчик хорошо учится, но постоянно голодает. Мать высылает ему картошку и хлеб, но их хватает ненадолго. В отчаянии герой начинает играть со сверстниками на деньги. Поначалу все складывается удачно, но однажды его избивают и прогоняют.

Учительница французского замечает, что с мальчиком творится неладное, и пытается разными способами принять участие в его судьбе, помочь способному ученику. Постепенно у героя и учительницы завязывается дружба, они даже начинают играть на деньги, но однажды их застает директор, после чего Лидию Михайловну увольняют.

Лидия Михайловна — не просто учительница, а яркий пример доброты и милосердия. Молодая, еще не успевшая приобрести характерную для преподавателей жесткость, она всей душой сочувствует мальчику из бедной семьи.

Она не выдает ученика, узнав, что он играет на деньги, поскольку понимает, что пойти на это его заставили жизненные обстоятельства.

Под предлогом дополнительных занятий французским языком учительница приглашает героя к себе домой и каждый раз пытается накормить. Она передает мальчику посылку с макаронами, хотя сама живет небогато. Понимая, что гордый подросток не примет ее помощь, идет на хитрость и предлагает играть на деньги. Это срабатывает: мальчик выигрывает и начинает покупать себе еду. И даже после того, как ее выгнали из школы, Лидия Михайловна не забывает о пареньке и однажды присылает ему посылку с макаронами и яблоками.

Не секрет, что в рассказе Распутин описал самого себя и свою учительницу, сыгравшую важную роль в его жизни. На примере Лидии Михайловны автор показал, какую большую роль в нашем мире играет доброта, которая помогла простому, но способному мальчишке выжить и не потерять себя в тяжелое послевоенное время. Мы видим, что учитель способен дать ребенку не только знания по предмету, но и научить его куда более важным вещам — самоотверженности, милосердию, благородству, состраданию. Это уроки, которые запоминаются всю жизнь.

Добрые поступки в рассказе Распутина

«Уроки французского» — одно из моих любимых произведений. В трогательном рассказе писатель поведал о тяготах жизни простого деревенского мальчика и учительнице, оставившей неизгладимый след в его душе. Рассказ Распутина является автобиографичным — в нем он описал свою учительницу, которую запомнил на всю жизнь благодаря ее главному душевному качеству — доброте.

Произведение повествует о подростке из бедной семьи, приехавшем учиться в райцентр. Вдали от дома мальчик страдает, но больше всего его мучает голод — в то сложное время страна еще не оправилась от последствий войны. Мать помогает сыну, но картошки и хлеба, присланных из деревни, хватает ненадолго. Мальчик начинает играть на деньги, чтобы заработать хоть немного на молоко. Он выигрывает, но другие мальчишки не в силах смириться со своими проигрышами, поэтому вскоре избивают и прогоняют его.

Читайте также:
Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы (Распутин): сочинение

Добрая молодая учительница французского узнает, что ее ученик играет на деньги, но не выдает его директору. Она проникается к герою сочувствием и пытается помочь. Подросток из гордости отвергает ее заботу, но постепенно Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику, предлагая сыграть с ней на деньги. Когда об этом узнает директор, молодая учительница берет вину на себя. Лидию Михайловну выгоняют из школы, она уезжает домой, но через некоторое время герой получает от нее посылку.

Как и во всех произведениях Распутина, женщине в «Уроках французского» отведено особое место. Не секрет, что именно с женщинами писатель связывал все прекрасное и человечное в нашем мире и видел в них спасение человечества.

Такой и предстает в рассказе Лидия Михайловна — она стала воплощением доброты, сострадания, милосердия и самоотверженности. Она не просто педагог, а человек с большой буквы. Ее добросердечность не позволила равнодушно наблюдать за судьбой талантливого мальчика.

Своими поступками учительница открыла герою путь в светлое будущее. Именно доброта спасла полуголодного ребенка из бедной деревенской семьи от беды. Не прими она такое участие в его судьбе, кто знает, как сложилась бы жизнь подростка. Возможно, он продолжал бы играть на деньги с ребятами и был изгнан из школы с позором, а может быть, сам бросил учебу и уехал в деревню, чтобы не умереть от голода.

В своем произведении Распутин хотел показать, как важно быть отзывчивым, добрым, сострадать ближнему, особенно в такое тяжелое время. Человек должен помогать окружающим, ведь только так можно изменить мир к лучшему.

Советы по написанию сочинения

Рассказ «Уроки французского» — один из ярчайших примеров доброты и милосердия в отечественной литературе. Чтобы написать хорошее сочинение, рекомендуется перед началом работы составить план:

  1. Краткое содержание рассказа.
  2. Примеры добрых поступков в произведении.
  3. Почему доброта важна в жизни человека?

Сочинение по «Урокам французского» Распутина пишется в форме небольшого эссе. Такой вид работ очень пригодится будущим выпускникам, так как тема доброты часто становится предметом итогового сочинения, являющегося допуском к ЕГЭ. Чтобы получить высокую оценку на экзамене, рекомендуется прочитать и другие произведения, в которых отражена эта тема:

  1. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».
  2. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  3. Роман Л. Н. Толстого «Детство».
  4. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
  5. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
  6. Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» и т. д.

Список можно продолжать бесконечно. Русская и зарубежная литература изобилует аргументами для написания сочинения на тему доброты. Кроме того, рекомендуется изучить цитаты великих людей — писателей, философов, поэтов.

Проявление милосердия в литературе: примеры для сочинения

Содержание:

Милосердие в литературных произведениях часто является ключевой темой. Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать. Тема широко раскрыта писателями зарубежной, отечественной литературы. Милосердие считается более широким понятием, в сравнении с состраданием. По мнению австрийского литератора Стефана Цвейга, сочувствие можно разделить на два типа:

  • Сострадание, основанное на сентиментальности, малодушии человека. Характерная особенность – стремление человека быстрее забыть о страждущем, чтобы не концентрироваться на неприятных мыслях;
  • Сочувствие истинной природы. Один из видов милосердия. Человек стремится оказать помощь, найти выход из ситуации, поддержать.

Сострадание в литературных произведениях часто противопоставляют равнодушию. Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия. Только Бог может действительно помочь человеку. Библейский смысл заключается в доброжелательном отношении, понимании, заботе о ближнем.

В каких произведениях проявляется милосердие

Произведения о сострадании и милосердии привлекают внимание к человеческим качествам. Они учат нас не отказывать нуждающимся, поддерживать обездоленных. Яркий пример – рассказ «Юшка», который написал Андрей Платонов. Он посвящается больному, слабому человеку, страдающему от насмешек толпы. Когда персонаж умирает, всплывает истина. Мужчина всю жизнь поддерживал сироту, отдавая ей последнее.

Здесь явно виден нравственный мотив. Он предостерегает людей от издевательства над другими. Никто не знает их жизни изнутри, не может судить о причинах, которые заставляют человека выглядеть, действовать, поступать определенным образом.

Проявление милосердия в литературе описал Распутин Валентин в книге «Уроки французского». История о молодой учительнице, оказывающей помощь ученику. У ребенка нет денег на еду, ему приходится зарабатывать копейку игрой. Женщина старается, не ущемляя достоинства школьника, помочь ему найти выход.

Про совесть пишут многие авторы, стараясь уберечь читателя от ошибки, подсказать правильное решение проблемы. Проявление сострадания – важная человеческая черта, которая делает мир добрее.

Примеры милосердия в литературе для сочинения

Рассмотрим несколько примеров произведений, посвященных милосердию:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Автор уверен, только совестливый человек может быть милосердным. Любое доброе дело – порождение следующего добра. Повесть рассказывает о том, как Гринев заблудился в непогоду и был спасен незнакомцем. В благодарность он отдал теплый тулуп спасителю, чтобы человек не замерз. Через время выяснилось, что этим незнакомцем был Пугачев. Он вспомнил историю с тулупом и сохранил жизнь Петру.
  2. Федор Достоевский «Преступление и наказание». Милосердием со стороны Сони Мармеладовой стала поддержка мачехи, отца и маленького ребенка. Ее поступок способствовал моральному очищению. Она стала примером для Раскольникова, который, оценив действия Сони, решил раскаяться в убийстве.
Читайте также:
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин Прощание с Матерой, А. Солженицын Матренин двор): сочинение

Примеры сострадания в литературе для сочинения

Тест включает вопросы о примере сострадания в русской литературе. Рассмотрим два произведения:

  • «Бедная Лиза» Николай Карамзин. Отрицательный герой Эраст стал причиной смерти Лизы. Она не смогла пережить помолвки любимого, так как жила чувствами. Героиня всю жизнь заботится о тяжело больной маме, которой требуется постоянный уход. Она милосердный человек, чьи добрые качества не смог оценить по достоинству возлюбленный. Автор направляет наш взгляд на способность Лизы сострадать больной женщине, сравнивая с бессердечностью Эраста;
  • «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель четко разделил персонажей на негативных и положительных героев. Помещики – крепостники, необразованные, грубые. Они не умеют сострадать другим, предпочитают честить слуг и заботиться о собственных благах. Воспитанные, положительные герои, наоборот, проявляют заботу, милосердие к окружающим.

Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы(Распутин)

“За свою жизнь старуха рожала много и любила рожать, но теперь в живых у нее осталось пятеро…” Скромный и вовсе не новый сюжет, обыденный материал – так откуда же ощущение радости, которое оставляет повесть Валентина Распутина? Ну старуха, восемьдесят лет прожила, детей нарожала. В живых остались двое сыновей и три дочери.

У младшего, Михаила, который один из всех остался в деревне, она и доживает свой век. Теперь при смерти, и собираются проводить ее в последний путь дети, взрослые уже и совсем разные. Распутин в своей первой, создавшей ему имя, повести “Деньги для Марии” также не пользовался остросюжетными приемами. Продавщица сельмага ждет ревизии, а товары в те годы было принято иногда отпускать под запись, на доверие, в долг, хоть и была эта практика незаконной. И едет ее муж по родственникам и друзьям в надежде занять деньги, иначе посадят жену.

Да, первая повесть не отличалась особой оригинальностью сюжета, но читалась на одном дыхании, так как вставали за кажущейся простотой сложные и своеобычные характеры русских людей. Характер старухи Анны принадлежит к тому же социальному типу – типический народный образ деревенской женщины, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет. Выстоявшей на всех ветрах – и не загрубевшей, не очерствевшей душой.

Эта внутренняя безмерная доброта и деликатность Анны, почти детская незащищенность, незамутненность нравственной чистоты и человечности без тени сентиментальности переданы в повести. Смертью, а вернее – жизнью, главной героини проверяется ее дети. Для них смерть матери – высокая трагедия, так как мать уходит из жизни, отдав им все.

Для автора же трагедия (или драма) то, что дети ее – Люся, Варвара, Илья, Михаил – не выдержали проверки на человечность. Суровым приговором завершается эта столь скромная по жизненному материалу повесть. Страшно читать о том, как совестится мать, одновременно тихо радуясь последнему счастью, совестится того, что держит детей при себе, отрывая их от важных дел.

Как будто могут у них быть дела более важные… Самое страшное – в тех наигранных, лживых словах, которыми прощаются они с матерью, в глубине души зная, что это последние слова: “И не обижайся на нас. Так надо”. Надо не по закону человечности, а по закону суеты. По душевной тупости, внутренней заскорузлости, а проще – недостатку доброты. “Выздоравливай, мама.

И не думай ни о какой смерти”. Она не боялась умереть. “Больше тратить в себе ей нечего, выкипела до последней капельки. А что, спрашивается, видела она в своей жизни? Всегда одно и то же: теребили о чем-нибудь ребятишки, дичала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе – вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и душе красоту земли и неба”.

Повесть кончается печально: дети разъехались, а мать сразу после их отъезда умерла. Срок был последним и кратким. А дети… что ж, такова жизнь.

Но протест против такого конца в душе каждого читателя. Высокая нравственная чистота восьмидесятилетней матери и душевная черствость ее великовозрастных детей – страшный контраст, который запоминается надолго. Нравственный суд завершен.

Вопрос поставлен. Немалой важности вопрос – об угрозе бездуховности, о сострадании и милосердии, о том, что такое человек и что такое человечность.

Читайте также:
Колька: сочинение

Твір на тему: Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы(Распутин)

Related posts:

Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы Первые романтические исторические повести связаны с именами декабристов. В ранней прозе А. Бестужева устойчив интерес к русскому средневековью. Здесь выделяются две темы – ливонская и чисто русская. Вторая из них.

Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Прощание с Матерой”.) В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения. И решает ее автор путем противопоставления старого – новому. Возможно, на первый взгляд.

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Живи и помни”.) Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упущения. Писатели на реальных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать негативные стороны общественной и индивидуальной.

Тема семьи в одном из произведений русской литературы (по роману М. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”) “Господа Головлевы” – семейная хроника. С неумолимой правдивостью автор рисует картину разрушения дворянской семьи. Причины вырождения – социальные, а следовательно, речь идет о вырождении дворянского сословия, благополучие которого веками держалось.

Тема подвига в одном из произведений русской литературы Герой – это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. Юлиус Фучик Герой, героизм, героическое… Эти слова с детства входят в нашу.

Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной литературы (на примере рассказа В. Шукшина “Срезал”) Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы (А. Т. Твардовский. “Василий Теркин”) “Василий Теркин” остается одной из самых любимых и знаемых в народе книг. И объясняется это в немалой степени именно ее созвучием нашей современности. Созвучием в самом коренном и главном –.

Тема города в одном из произведений русской литературы (Н. В. Гоголь. “Ревизор”) Некоторые современники Н. Гоголя считали, что драматург, по цензурным соображениям, написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи – Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по.

Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л. Н. Толстой. “Анна Каренина”) Роман “Анна Каренина” – это, как и все произведения гениального писателя, не только рассказ о семье. “Лев Толстой, – писал Стасов, – поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда.

Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы (В. А. Солоухин. “Капля росы”) Особенность любого художника – литератора, живописца, музыканта, скульптора – в том, что он в малом видит большое, а в большом – малое. И передает это видение нам. Ван Гог нарисовал.

Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”) Трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и даже противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова.

Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Свобода. Что мы понимаем под этим словом? Для каждого она имеет разный смысл, но я вижу две стороны “свободы”. Первая – это физическая свобода: ты независим в своих движениях. Вторая.

Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее.

Тема деревни в одном из произведений современной русской и родной литературы (на примере романа В. Овечкина “Районные будни”) В 50-60-ые годы 20 века произошел расцвет советской литературы. Писатели и поэты получили новый толчок к своему творчеству. Это было связано с новым курсом жизни, взятым страной. Россия стала понемногу.

Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В. П. Астафьев. “Пастух и пастушка”.) Чуть больше полувека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этой трагедии. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками.

Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Портрет”.) Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он.

Тема сострадания и милосердия В повести Достоевского “Бедные люди” изображается жизнь петербургских низов. Оригинальность этого произведения в том, что он полностью состоит из писем. Именно это в полной мере помогает автору раскрыть свою тему.

Читайте также:
Повесть Прощание с Матерой: сочинение

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили.

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века …Земля… широко раскинулась… могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н. Кун XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения.

Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Знаменитая повесть “Собачье сердце”, написанная в 1926 году, – яркий образец булгаковской сатиры Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала-фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя.

Автор и его герои в одном из произведений русской литературы (Н. С. Лесков “Соборяне”) “Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия, мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать, священное беспокойство; душа трепещет и горит, и слово падает из.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века …Разлетится… гнилой, склизлый город, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется Финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник… Ф. М. Достоевский Роман Ф. М. Достоевского.

Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. П. Чехов. “Палата № 6”.) Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходящие в этот город. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже.

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Ныне я уничтожен. Уничтоженье это было встречено советским обществом с… радостью… Из письма М. А. Булгакова Правительству СССР Издавна принято делить персонажей литературного произведения на положительных и отрицательных, героев и.

Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы Какая удачная тема для выпускного сочинения! Для каждого из нас, заканчивающих школу, настала пора выбора и темы сочинения, и будущей профессии, и жизненных приоритетов. И каждому хочется, чтобы этот выбор.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века Человек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох пытались проникнуть в самые глубокие тайники человеческой души, найти скрытые.

Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX века Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не.

Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но квартира профессора Преображенского – оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю и любой власти. Конфликт еще.

Мастерство в изображении народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века Народный роман. Если есть такой жанр, то это жанр моего любимого “Тихого Дона”. Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Только они.

Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Любви не утаишь… А. Пушкин Тема любви – одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань. По-своему осветил ее замечательный русский писатель А. И. Куприн в.

Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы(Распутин)

Сочинение на тему Милосердие – примеры текстов, аргументы из литературы и жизни

Разные подходы к определению

  1. Милосердие — это, в первую очередь, доброта. Если человек умеет чувствовать чужую боль, значит, в его душе есть жалость и настоящая любовь. Ярким примером искренности является донорство.
  2. Милосердие — это выражение жалости, явное желание приходить на помощь в сложной жизненной ситуации. Человек, которому хоть раз было оказано чувство сострадания, никогда этого не забудет, и, вероятно, у него появится ответное чувство благодарности. В ребенке с первых лет жизни нужно воспитывать эту добрую черту характера, тогда он никогда не будет злым и бесчеловечным.
  3. Милосердие — это широкое понятие, включающее в себя черты доброты, сострадания, желание помогать и защищать слабых. Это главное качество, на основе которого формируются все остальные характеристики. Во многих рассказах авторы показывают, как разные персонажи проявляют милосердие к другим людям, чтобы вызвать у читателя чувство сострадания.

Под милосердием многие понимают сострадание к другому, часто незнакомому человеку. Это понятие несет в себе желание помочь любому, кто оказался в беде, независимо от того, какие последствия будут для самого себя.

Особенности медитации милосердия

Энергия исцеления может быть направлена на других людей, на ваши взаимоотношения и на организм. Это очень эффективный способ самоисцеления, потому что процесс выработки сильных чувств сострадания, сочувствия и любви к другим оказывает собственное очистительное воздействие на разум. Когда такие сильные положительные чувства возникают в голове, который стал относительно спокойным и стабильным благодаря интенсивной практике медитации, тогда такие чувства можно эффективно направлять на других людей.

Читайте также:
Почему Живи и помни?: сочинение

Медитацию милосердия лучше проводить целый день, чтобы почувствовать вкус могущества, которое может дать спокойный и сконцентрированный разум при пробуждении доброты, щедрости, любви и прощения. Ответная реакция неизменно трогательная: проливается много слез как в радости, так и в горе. Такой вид медитации задевает глубокую струну во многих людях. Она помогает нам выработать в себе сильные положительные эмоции и освободиться от недоброжелательности и презрения.

Занятия медитацией милосердия начинаются с уравновешивания разума и успокоения его при помощи сосредоточения на дыхании. Потом мы сознательно вызываем чувства любви и доброты к себе, возможно, мысленно говоря: «Пусть я освобожусь от гнева; от ненависти; пусть я наполнюсь сочувствием, пусть я буду чувствовать доброту к себе».

Затем можно продолжить, вызывая в памяти кого-либо другого, возможно, конкретного человека, который нам небезразличен. Можно ясно представить этого человека мысленным взором или хранить ощущение в своем сердце, желая ему или ей добра: «Пусть он (она) будет счастлив (а), пусть он (она) не испытывает боли и страдания, пусть он (она) чувствует только радость и любовь». Затем можно включить всех, кого знаете и любите: родителей, детей, друзей.

Потом мы представляем человека, с которым наиболее сложно общаться и к которому, возможно, не хочется испытывать симпатию. Намеренно вырабатываем по отношению к этому человеку чувства доброты, благожелательности и сочувствия, освобождаясь от презрения и неприязни, которые испытываем к нему, и вместо этого пытаемся посмотреть, как на цельное существо, на заслуживающего любовь и доброту, на другого, имеющего чувства и, как и все, испытывающего боль, тревогу и страдания.

Если этот человек нанес обиду, мы отдельно прощаем его в своем сердце, освобождаясь от своего презрения, гнева и обиды, от своего чувства высокомерия, от своих оправданий в отсутствии симпатии. Также просим, чтобы он простил, если мы вольно или невольно нанесли ему или ей обиду.

Просить прощения можно как у живых людей, так и у покойников, и когда вы просите у них прощения или извиняете их, может произойти освобождение от долго хранившихся негативных эмоций. Это глубочайший процесс примирения в собственном сердце и разуме с тем, как все сложилось в настоящий момент, глубокое освобождение от прошлых чувств и обид.

Мы можем направлять милосердие и любовь на других людей, возможно, на тех, кто, по нашему мнению, может нуждаться в положительной энергии, менее счастлив, чем мы. Тогда можно расширить медитацию, излучая чувства милосердия ко всем людям, которые подавлены, страдают, нуждаются в любви и заботе, и еще дальше, расширяя область милосердия по всем направлениям, пока она не охватит всю жизнь на планете: не только людей, но при желании и весь живой мир.

Наконец, возвращаемся к собственному телу, к дыханию и завершаем медитацию, сохраняя в сердце чувства тепла, великодушия и любви ко всему живому.

Медитация милосердия обладает огромной силой, ее использовали в Древней Греции. При регулярных занятиях она оказывает для сердца успокаивающий эффект. Она помогает стать добрее к себе и другим, рассматривать все существа как заслуживающие сострадания, поэтому даже в случае ссоры ваш разум может ясно видеть, а душа не закроется и не потеряется в служении, несмотря на присутствие разрушительных, негативных чувств.

В заключение следует сказать, что исцеление — скорее трансформация взглядов, чем лечение. В него входит осознание внутренней целостности и одновременно с этим вашей связи со всем окружающим миром. Это может привести к поразительным улучшениям в симптоматике и обновленной способности двигаться к улучшению своего здоровья и самочувствия.

Почему человек должен быть милосерден

Проблема отсутствия любви к окружающим людям вызывает равнодушие в окружающем мире. Личная выгода, создание условий комфортных только для себя, не обращая внимания на проблемы других людей — все это порождает эгоизм. Быть добрым и отзывчивым — это значит помогать людям в решении проблем, уметь любить, а главное — пытаться изменить мир в лучшую сторону. Китайский мудрец Лао Цзы выражался о милосердии так: «Кому-то суждено наполнять ладони, кому-то дарить сердца».

Милосердие с детства заложено в каждом, но с возрастом меняются взгляды, и сострадание теряется среди алчности и жестокости современного мира. Люди, у которых отсутствует чувство жалости, остаются в полном одиночестве. Чтобы жить в радости, человек должен быть честным, отзывчивым и добрым.

Проявление милосердия в современном обществе — зеркало, отражающее нравственный облик. Мир полон контрастных цветов, но черное и белое всегда преобладает. Бедному привычнее разделять страдания, а богатому нет дела до проблем обычных людей.

Быть милосердным означает:

  • не искать выгоду для себя;
  • забывать все плохое и идти на уступки другим;
  • выслушивать до конца;
  • жертвовать нуждающимся;
  • помогать людям в простых проблемах.
Читайте также:
Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин Прощание с Матерой, А. Солженицын Матренин двор): сочинение

Каждый школьник должен дома упражняться по русскому языку: писать мини-эссе, сочинения-рассуждения, изложения, подготавливать сообщения на тему милосердия, тогда он сможет понять, какой в мире происходит дефицит добра. Чтобы решить эту проблему, нужно проявлять гуманность и сострадание.

Примеры милосердия в художественной литературе

Вечные темы в литературе неисчерпаемы: проблема милосердия всегда актуальна, ее можно интерпретировать в разные эпохи. В романе «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга рассматривается две концепции сострадания. Первая концепция — это малодушное понимание, вторая — противопоставление милосердия и равнодушия. Многие авторы выделяют две парадигмы, чтобы герои могли сделать морально-нравственный выбор.

Главная цель литературы — вызвать у читателя чувства, натолкнуть на размышления. Для этого авторы в своих произведениях приводят разные примеры сострадания:

  1. Одним из ярких примеров является Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказания» Ф. М. Достоевского. Соня полный антипод Родиона Раскольникова, она демонстрирует истинность сострадания. Семья Сони живет в бедности и, чтобы спасти ситуацию, она жертвует собой, начав заниматься проституцией. Раскольников, в свою очередь, помогая другим, ставит перед собой цель, которую нужно достигнуть, и в его действиях нет ничего искреннего. В итоге милосердие Сони Мармеладовой спасло Раскольникова от духовной смерти.
  2. Другим ярким примером является рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Героиня Лидия Михайловна известна своим поведением, основанным на любви и сострадании к людям. Она находит подход к каждому ученику и умеет помочь бедному, не нарушая педагогической этики.
  3. Замечательная статья Даниила Гранина заставляет задуматься о нравственности, сделать вывод, кто немилосердный, а кто добрый. Даниил уверен, что необходимый элемент — это воспитание сострадания в обществе, с использованием литературного подхода.
  4. Ф. А. Искандер рассматривает милосердие на примере доброго человека, который, проходя подземный переход, дал денег нищему.

А также в текстах произведениях авторы выражают утрату милосердия, на примере И. С. Тургенева «Мум».

Пример сочинения

Тема милосердия вызывает много размышлений, но главное — найти ответ на два вечных вопроса: «Что же такое сердоболие?» и «Природа гуманности и ее роль в современном мире». В этих вопросах можно разобраться, используя примеры из художественной литературы и жизни. Проблема милосердия и аргументы из литературы помогут определить сущность.

Многие писатели в своих произведениях затрагивают проблему милосердия. Самым распространенным рассказом считается рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов во время войны потерял самое ценное, что может быть у человека — семью. В этот момент пропал смысл жизни, силы ушли на ноль и, казалось, выхода не остается, но Андрея спасло милосердие.

Он не смог пройти мимо и оставить в беде мальчика-сироту, который стал его сыном, а он для него — примерным отцом. Получается, доброта может спасти человека от одиночества, смерти и даже вселить новый смысл жизни. Милое сердце — это главная ценность Андрея Соколова, самый прекрасный дар на Земле, который он приобрел с детства.

Нельзя оставить без внимания еще одно великое произведение Л. Толстого — «Война и мир». Героиня Наташа Ростова — девушка с открытой душой и искренним сердцем, она отдала подводы в помощь раненым солдатам. Во благо другим она лишилась своего имущества, решив, что приходить на помощь важнее всего на свете. Следовательно, по мнению Толстого, милосердие — это самопожертвование, потому что в большинстве случаев нужно лишиться чего-то своего, чтобы помочь ближнему.

Вопрос определения милосердия стал понятен, осталось разобрать роль и место сострадания в современности. Эта черта присуща только людям, которые сильны духом, так как в XXI веке преобладает жестокость и зло, а проявить сопротивление с таким равнодушием может только сильная личность. Милосердие делает человека человеком, поэтому играет важную роль в жизни.

Без милосердия мир превратится в сплошной беспорядок, где не будет взаимопонимания, а власть приобретут равнодушие и корысть. Сострадание позволяет нам верить в то, что в мире еще осталась вера друг к другу, Возможность быть вместе, стоять горой один за другого, сочувствовать и доверять.

Таким образом, истинный смысл значения милосердия — это способность пожертвовать своим самым драгоценным во благо другого человека, проявить искренность, сочувствие и доброту. Милосердие объединяет людей, оно способно творить чудеса.

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения
Читайте также:
Настасья Карпова: сочинение

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние деньги герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: