Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»: сочинение

3279. Сочинение Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Русский язык

Сочинение — Сон Татьяны Лариной. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Сновидения иногда могут рассказать много о будущем. Даже если в это не верить. Так и произошло с пушкинской героиней Татьяной. Она верила не только преданьям и гаданиям, но и снам. В тот святочный вечер, когда она собиралась гадать, ей приснился вещий сон, о котором она никому не сказала.

Татьяна молодая, но при этом рассудительная, задумчивая. Поэтому кажется немного странной. Как и все девушки, она мечтает о большой и единственной любви. Выросшая в деревенской глуши на французских романах ей хочется встретить человека похожего на героев из романов.

В то время когда ей приснился сон, она уже встретила своего кумира и страдала от любви к нему. Никто не знал о душевных терзаниях. Она тщательно скрывала свои чувства даже от сестры.

И вот во сне она встречает большого медведя, кругом лежит снег. Он, вместо того чтобы спать в берлоге встречает ее и помогает перебраться через речушку, которая в зимнее время тоже почему-то не замерзла.

С помощью лохматого медведя Татьяна добирается до избушки, в которой пируют фантастические существа. Главарем же является ее возлюбленный.

Этот сон может говорить лишь о том, что девушка мечтала о молодом человеке, который ей отказал в самой унизительной форме. Все эти существа показывают то, что у Онегина не совсем чиста душа. Он избалован женским вниманием городских красавиц. Он хочет быть главным и чтобы его слушались. Ему нравится быть надменным с бедной влюбленной девочкой в жизни. Это и видит в своем сне Татьяна. Медведь же снится к замужеству. Он помогает девушке в трудной ситуации. Так же он является кумом Евгению. Самое интересное то, что в жизни муж Татьяны является дальним родственником Онегина. Он берет в жены ее, когда она была в трудной, безвыходной ситуации. Дальше появляются Ольга и Ленский. Между друзьями начинается спор. Во время, которого друзья ссорятся, и Онегин убивает Ленского. После этого все исчезает. Это только во сне. На самом деле все только началось.

Если бы Татьяна поняла смысл сна раньше, то возможно бы она предотвратила размолвку между друзьями и спасла бы жизнь Владимира Ленского. Тогда не понятно как бы сложилась бы судьба ее самой. Ведь Онегин уже отказал доверчивой девушке. Но случилось именно так, как задумал поэт. И с помощью сна он показал будущее, которое ждет каждого героя романа.

Прочитав сон Татьяны можно себя подготовить к событиям, случившимся в поэме и уже не удивляться.

Анализ, роль, смысл

Татьяна Ларина, главная героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», — натура цельная и незаурядная. Живя в деревне, где нет других развлечений, кроме прогулок и чтения, Татьяна отдает предпочтение последнему. А чтение книг, как известно, развивает воображение.

Татьяна – полный антипод своей сестры Ольги, легкомысленной красавицы. Воспитанная на сказках и «преданьях простонародной старины», Татьяна верит в приметы, сны и суеверия. Именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин вводит в роман ее сновидение.

Ум девушки занят мыслями о красавце-соседе Евгении настолько, что Онегин является ей даже во сне. Но видит она его среди чудовищ, в логове у медведя.

Но главная роль в этом сне отводится не Евгению, а медведю –«лохматому лакею», который ходит за девушкой по пятам, помогает ей пройти через шаткий мостик, увлекая за собой:

Татьяна в лес, медведь – за ней.

Медведь, по русским поверьям, снится к замужеству. Он – олицетворение хозяина, хранителя дома. А мохнатая лапа, протянутая им Татьяне, — признак богатства и знатности. Именно таким и будет муж Татьяны – богатым и родовитым князем, который, как и медведь в ее сне, окажется дальней родней Онегину. В последних главах Пушкин как раз описывает мужа Татьяны, который с гордостью идет за ней, как когда-то во сне медведь в лесу.

Увидела девушка во сне и скорую гибель Ленского. Ее богатое воображение и любящее сердце подсказали ей, что сон этот вещий, и повод для ссоры Онегина с Ленским действительно есть.

Сон описан очень красочно, так что у читателя создается ощущение, словно он сам попал в сказочный зимний лес, в хижину с чудовищами и домовыми. Автор достигает этого с помощью антитез, эпитетов и олицетворений.

Читайте также:
Гринев и Швабрин: сочинение

Ее сестре Ольге, девушке более «приземленной», с менее богатым воображением, вряд ли бы приснился такой сон. Ведь у нее даже не было предчувствия о гибели Ленского, в то время как Татьяна чувствовала это.

Более того, Пушкин, сам воспитанный на русском фольклоре, тоже был достаточно суеверен, верил в приметы и сны. Тем более в сны «святочные». Святки на Руси считались самым мистическим временем, когда девушки гадали на суженого или просто на будущее.

И гадание, и сон сулили Татьяне замужество: во сне – медведь, в гадании на воске – колечко:

И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней.

Сон в данном случае – как продолжение гадания, — не менее мистический, и, как окажется впоследствии, вещий. Именно в этом его смысл. Без описания этого сна произведение не было бы таким интересным и захватывающим. Сон Татьяны призван показать ее необычную, впечатлительную натуру, ее «русскую душу». И несмотря на то, что Татьяна стала настоящей светской львицей, скорее всего, в душе она осталась той же впечатлительной, суеверной девочкой, верящей снам и приметам.

Анализ и значение сна Татьяны в романе А. С. Пушкина

«Евгений Онегин» — реалистичный роман в стихах, поскольку в нём можно увидеть русское общество XIX века. Самым таинственным местом в произведении считается сон Татьяны. Анализ и значение этого эпизода школьники изучают на уроках литературы во время знакомства с пушкинским романом. Хоть сновидение главной героини не оказало влияния на ее реальную жизнь, его символизм не стоит игнорировать.

  1. Характеристика героини
  2. Разбор главы о сновидении Татьяны
  3. Проблематика романа

Характеристика героини

Татьяна Ларина — простая девушка из провинциальной дворянской семьи. Живёт вместе с матерью и младшей сестрой Ольгой. Героиня обладает определёнными чертами характера, позволяющими составить ее полноценный образ. К ним относятся:

  • открытость;
  • прямота;
  • мечтательность;
  • простота.

Девушка была открытой, искренней, мечтательной, с особым внутренним миром и мировоззрением. Автор с любовью описывал её внешность, черты характера и простоту. Пушкин в романе создал образ идеальной девушки, так как Татьяна не обладала качествами типичных женщин, не умела льстить и кокетничать, любила читать. Книги сыграли большую роль в формировании внутреннего мира и лучших качеств героини.

С детства героиня отличалась от других девочек тем, что с уважением относилась к родителям, не любила играть с детьми, не вышивала и не брала в руки куклы. Ей были чужды примитивные игры, девушка росла одухотворённой, поэтической и высокой личностью. Однако Татьяна верила преданьям, карточным гаданьям и приметам.

Многие критики с восхищением высказывались о Татьяне и её внутреннем мире. Цитата В. Г. Белинского:

Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.

Автору нравится искренность героини, так как в XIX веке девице признаваться первой в любви было неприлично, но за это Татьяну сложно осуждать, потому что она не могла совладать с сильными чувствами, которые испытывала к Евгению.

Характер девушки постоянен. Эта черта присуща ей с девичества. Когда героиня выходит замуж, то вспоминает былые времена. Её любовь к Евгению не утихла, девушка хранит в душе то светлое чувство, которое испытала в юности.

Хоть Татьяна до сих пор влюблена в главного героя романа, ей присущи благородство и верность супругу. На признание Евгения она кратко отвечает такими строчками из текста:

Но я другому отдана, я буду век ему верна.

Девушка верит в приметы и святочные гадания, которые предсказывали ей утраты и несчастья.

Разбор главы о сновидении Татьяны

Сон начинается с того момента, когда девушка входит в дом, где царит веселье. Пушкин подчёркивает, что атмосфера в хижине была, как на больших похоронах, что не предвещало ничего хорошего и говорило о присутствии потусторонней силы, где пируют чудища с ужасными мордами, собачьими хвостами и рогами. Во главе атаманской шайки девушка видит Евгения, который после этого убивает Ленского.

После пробуждения Татьяна ищет содержание каждого символа в соннике Мартына Задеки. Ей непонятна сущность образа Евгения. Она найдёт ответы на вопросы гораздо позже, когда узнает, что сон был вещим. Во всей главе Онегин изображён в самых тёмных красках, он предводитель шайки чудовищ.

Читайте также:
Сочинение на тему Капитанская дочка: сочинение

В третьей главе Онегин появляется перед Лариной, глядя на нее странным взглядом. Когда Евгений уводит героиню в тёмный угол, он напоминает вампира, который питается кровью и жизненными силами молодых женщин, в которых влюблён. Во сне Татьяны Евгений Онегин напоминает демона, а это значит, что он готов забрать душу девушки в огненную гиену.

В эпизоде с именинами Татьяны читатели могут найти отсылки к её сну. Гости (мосье Трике, Франтик Петушков, семейство Панфила Харликова), съехавшись на праздник, напоминают адских созданий. В хижине во сне царил беспорядок. Были слышны собачий лай, свист, пение и хохот чудовищ, а на именинах Татьяны все толкались, девицы целовались, а моськи лаяли. Во сне героини чудища суетились, никто никого не слушал, раздавались краткие крики, стаканы бились и ударялись друг о друга.

На этом празднике рассерженный Онегин вызывает Ленского на дуэль. Когда автор описывает состояние героини, во сне и на именинах употребляются одни и те же эпитеты и слова.

Проблематика романа

В повести Пушкина можно выделить несколько центральных проблем. Все они стали основой для сюжета:

  • поиск смысла жизни;
  • отношение к браку;
  • тема дружбы;
  • вопрос долга и чести.

Пушкин в произведении поднял тему поиска смысла жизни у молодых людей в XIX веке. В романе читатели видят динамичное развитие событий, разные характеры героев, их образы и идеалы. Некоторые нашли предназначение в жизни и выставили приоритеты, а другим людям только предстоит пройти путь жизненного искания.

В те времена молодые люди не стремились к духовному развитию и самосовершенствованию. Они тратили деньги родителей на разные праздники, ходили на балы и в театры, ездили на обеды друг к другу. В бесконечной суете не было свободной минуты для того, чтобы задуматься о душе и найти свои идеалы, поэтому люди больше уделяли внимание внешнему виду и общественной репутации.

Сначала Онегин не хотел вступать в серьёзные отношения и жениться, так как супружеская жизнь казалась ему нудной и скучной, поэтому он отверг предложение Татьяны. После того как прошло несколько лет, главный герой осознал, что влюблён, и признался девушке, но было уже поздно, так как она вышла замуж за другого человека. Евгений нуждался в тепле и в семейном уюте, но из-за ошибок юности не мог претворить мечту в реальность.

Автор раскрывает тему дружбы в романе благодаря взаимоотношениям Онегина и Ленского. В XIX веке у светских молодых людей практически не было настоящих друзей, а были только приятели и знакомые, с которыми можно было пообщаться от «нечего делать». Такие отношения были и у Онегина с Ленским, которые по воле судьбы оказались в одном городе. Хоть они были разными, у них находились темы для разговора и, возможно, в будущем они могли бы стать хорошими друзьями, но из-за мелкой ссоры Евгений убил Ленского на дуэли.

Евгений и Татьяна трепетно относятся к вопросу долга и чести, так как оба получили дворянское воспитание. Общественные нравы не повлияли на светлую душу девушки, но когда Онегин признался ей в любви, то она ему отказала, хоть сильно любила, так как была верна супругу.

В сочинениях школьники анализируют сон Татьяны Лариной для того, чтобы понять, какой приём для подсказки сюжета использовал автор. Учителя задают детям сделать пересказ некоторых отрывков романа, чтобы ученики осознали, что такое истинная любовь, на что готовы пойти герои ради нее.

Проходят эпохи, меняются увлечения и мода, общественные идеалы и законы, но всегда будут ценить качества души, которые делают Татьяну Ларину милым идеалом поэта.

Лицемерное общество, погрязшее во лжи, не может найти истинный смысл жизни, поэтому люди не ценят добро. Онегин больше заботился о светской чести и репутации, чем о своей душе и нравственном долге, поэтому убил своего товарища. Читателям это покажется абсурдным, поскольку человек не должен забывать о моральных ценностях, но таковы законы суровой реальности.

Лирический герой в произведения М. Ю. Лермонтова

В стихотворных произведениях М.Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию, благодаря которому поэту удается оценивать и описывать происходящее, а также через этого героя выражать, своё отношение к той или иной ситуации, к персонажам, к предметам, к обстановке и т.д.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Безумных лет угасшее веселье (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Лирический герой Лермонтова – герой романтический. Поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют темы присущие романтизму: одиночество, борьба, трагичность любви, отчаяние и мечтательность.А также сам лирический герой наделен отличительными чертами романтика – он и скиталец, и поэт, и мятежник, и влюбленный.

Каждое из этих романтических начал лирического героя Лермонтова раскрывается в творчестве поэта по отдельности, но вместе собранные, они создают полный, довершенный и неповторимый образ лермонтовского героя романтика.

Тема неразделенной и несчастной любви занимает главное место в творчестве поэта, а также в формировании образа лермонтовского героя.
В любви героя постоянно появляются препятствия, мешающие ему насладиться счастьем и разделить любовь со своей возлюбленной.

Трагичность любви лермонтовского героя видим на примере отрывка из стихотворения «Нищий»:

«Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, отчего он чувствует непреодолимую тоску и «окутывающую» его печаль, которые настолько сильны, что герой не в силах сдерживать их у себя в душе, и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного.

Тема одиночества, отчаяния и грусти занимают второе место в произведениях Лермонтова и в создании образа лирического героя.
Герой творчества поэта очень часто выступает, как одинокий и никем не понятый человек, что дополняет его образ, добавляя к неразделенной любви еще и трагичность, и мрачность почти всего окружающего.
Тема одиночества лермонтовского героя присутствует во многих его стихотворных произведениях, однако особенно сильно отслеживается отчужденность, одиночество и тоска в стихотворении «И скучно, и грустно», мы видим это на отрывке из стихотворения:
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»

Здесь мы видим сильную тоску лирического героя, его страдания от того, что он одинок и от того, что ему «некому даже руку подать», когда это так необходимо.
Эта тоска, печаль, грусть дополняют трагичный образ лермонтовского героя.

Тема борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя, но здесь можно сказать, что она не трагична и несчастна,
а наоборот является одной из важных составляющих, которые определяют целеустремленную и волевую личность. Борьба с установленными порядками, с самим собой, борьба за любовь – является самой сущностью романтической натуры лермонтовского героя. Тема борьбы присутствует в стихотворении «Парус», где внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником:

«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой».

Все выше представленные темы, формирующие романтизм и образ лирического героя, отражали глубокую тоску, одиночество и трагичность судьбы лермонтовского героя, однако еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа героя, способная чувствовать «высокое» и прекрасное, что мы видим на примере отрывка из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:

«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
…Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».

Лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова – человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему большинства людей.
Это трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни и даже всё окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является его свободолюбивые намерения, которые постоянно идут бок о бок с темой борьбы в творчестве Лермонтова, и также любовь к русской природе, её величию и неповторимости, делающие героя хоть на мгновение, но счастливым в его трагичной и несчастной жизни.

Лирический герой в поэзии, анализ лирического героя

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: А.А. Блок: понятие о лирическом герое

Другие лирические герои разных эпох

Лири́ческий геро́й — одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром.

Читайте также:
Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

Похожесть автора и лирического героя начинается с Лермонтова.

Рис. 4. М. Ю. Лермонтов (Источник)

Лирический герой в таком понимании впервые, безусловно, появляется в творчестве Лермонтова.

Это мощная, титаническая личность, мыслящая, воплощающая в себе идеи свободы, индивидуальной и всеобщей, глубокая и страстная, трагическая и протестующая, одинокая и открытая для любви. Узнаваемая читателями, эта личность является не только лирическим субъектом, но и объектом изображения в произведениях Лермонтова. Белинский в статье «Стихотворения Лермонтова» (1841) говорит о единстве миропонимания, о нравственной высоте личности поэта, объединяющей все его произведения. По сути, речь идёт об устойчивом образе лирического героя, который возникает в поэтическом творчестве Лермонтова. Белинский пишет о стихотворении «1-е января»: «Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною… читая её, мы опять входим в совершенно новый мир, хотя и застаём в нём всё ту же думу, то же сердце, словом — ту же личность, как и в прежних». Эта лирическая личность — сложная и многогранная. У Белинского звучит мысль о безусловном единстве реальной личности поэта и лирического героя в творчестве Лермонтова. Читателя в этом убеждает подлинность, достоверность чувств, глубочайшая искренность, свойственная его лирике.

Лирический герой зачастую воплощает в себе самое существенное, что есть в уме и сердце его создателя. Своего лирического героя Некрасов

наделил гражданственностью, страстностью, стремлением к нравственному преобразованию общества, передовыми идеалами, моральными принципами «новых людей», способностью остро чувствовать страдания простого человека, сопереживать ему. Именно эти человеческие свойства побуждали к творчеству самого поэта.

В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Некрасовский лирический герои — это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели — разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему народу («…толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа..

В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом…» Некрасов изображает эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей — вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе а сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!

Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные «углы» крестьянской жизни и городских низов, в душу простолюдина.

В своем творчестве Некрасов стремится пережить «народную боль» и высказать «народную правду» с позиций самого народа. Во многое стихотворениях Некрасова лирический герой — простой человек. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной…» от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:

С горя да с голоду завтра мы оба

Так же глубоко и сладко заснем;

Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —

Вместе свезут и положат рядком…

Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге» лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, а в стихотворении «Школьник» — сливаются:

— Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок —

Эй! садись ко мне, дружок!

Рис. 5. Н.А. Некрасов (Источник)

Лирический герой Некрасова учит пас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Поэтому читателю нередко представляется, что автора в лирике невозможно отделить от героя. Об этом пишет М. Бахтин в работе «Автор и герой в эстетической деятельности». Он говорит, что в лирическом произведении автор словно бы «растворяется», «кажется, что его нет, что он сливается с героем, или наоборот, нет героя, а только автор». Но это всё-таки не так, автор и лирический герой не одно и то же. Лирический герой, по мнению Бахтина, никогда не может полностью совпасть с автором.

Рис. 6. М. Бахтин (Источник)

Лидия Гинзбург в книге «О лирике» (Л., 1964), написанной через сорок с лишним лет после статьи Тынянова о Блоке, пользуется его термином лирический герой. Но, рассматривая проблему воплощения в лирике авторского сознания, уточняет и углубляет это понятие. Она замечает, что «термином лирический герой несомненно злоупотребляли». Безусловно, в лирическом произведении всегда раскрывается личность автора (о чём уже шла речь выше), но не всегда создаётся образ лирического героя. Он возникает тогда, когда автор — субъект лирики, «носитель переживания», — становится предметом изображения, когда он сам является темой поэтического произведения. Так, в поэзии А. Белого есть сквозные идеи, образы, интонации, мелодии, узнаваемые читателем, но нет объективированного образа лирического героя, а в лирике Блока он есть. И прав Ю. Тынянов, когда в статье, которая цитировалась выше, утверждает, что «Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа».

Недаром в предисловии к собранию своих стихотворений Блок пишет, что три книги его стихов составляют трилогию с персонифицированным лирическим героем: «…Всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни» (9 января 1911 г.).

«Лирический герой не существует в отдельном стихотворении. Это непременно единство, если не всего творчества, то периода, цикла, тематического комплекса, — говорит Л. Гинзбург. — В подлинной лирике, разумеется, всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается некими устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, сюжетными».

Рис. 7. Л. Гинзбург (Источник)

Л. Гинзбург считает, что «в истории русской лирики несколько раз возникали условия для того, чтобы наиболее отчётливым образом сложилось человеческое лицо, «подставляемое» вместо своего литературного двойника. Самые отчётливые лица русской лирики — Лермонтов, Блок..» Сам поэт, его облик, переживания, судьба и творчество являются предметом изображения, становятся объектом его лирики.

Являясь предметом изображения, «настоящий лирический герой чаще всего зрительно

Полное единство поэтической и реальной личности, все слова этой строфы выражают «на самом деле» реальное душевное состояние говорящего (нас захватывает, притягивает их искренность, достоверность), и при этом возникает в стихотворении художественный образ, образ лирического героя, заключающий в себе обобщение, вбирающий в себя идеальные черты истинного поэта.

Тема одиночества

Ноты изолированности от обыденной жизни особенно сильно звучат в образе романтического героя Михаила Юрьевича. Одиночество приобретает в его произведениях различные вариации: любовное, возникающее во множестве произведений на данную тему; заточение в темнице; обособленность человека в окружающем мире.

Во многих произведениях («И скучно и грустно…», «Дума») появляется образ, связанный с общим мотивом одиночества современного Лермонтову поколения. Мы сталкиваемся здесь с одной из важнейших проблем, которую затрагивает Михаил Юрьевич, — это рефлексия, разрушающая душу, болезнь, которая, по мнению поэта, убивает поколение и замыкает в себе личность, обрекая человека на одиночество.

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

Читайте также:
Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надежд И вдохновений мирных!— но безумный Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной; И мир не пощадил — и бог не спас!» «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». «Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

«Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить?» «Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом дана Молодая жена, Воля-волюшка, Вольность милая, Несравненная; С ней нашлись другие у меня Мать, отец и семья; А моя мать – степь широкая, А мой отец – небо далекое» «Воля», 1831.

Тема безверия и веры

Тесно связана с мотивом борьбы и тема безверия и веры. Лирический герой поэзии Лермонтова упрекает Бога за то, что мир несовершенен. Романтический и демонический персонажи поэм «Мцыри» и «Демон» отрицают Создателя, не принимая при этом и самого мира, в котором они живут. Но, видевший именно в отсутствии идеалов, в неверии причину такого мировоззрения, Михаил Юрьевич не мог не привести в конце концов к согласию с Творцом романтическую личность. Поэтому лирический герой поэзии Лермонтова приходит к компромиссу с небесами.

Таким умиротворяющим началом становится в произведении «Когда волнуется желтеющая нива…» природа. Мысль героя «погружается в сон», тем самым освобождая его чувства, а любовь к «мирному краю» дает ему возможность «увидеть» Творца.

Мотив борьбы

Эта тема является важнейшей для романтической литературы не только в нашей стране, но и во всем мире. У Михаила Юрьевича она получает оригинальное развитие. Борьба является сущностью, основой характеров, которые имеют лирические герои поэзии Лермонтова. Сочинение Михаила Юрьевича «Парус» — стихотворение, в котором человек в образе корабля сражается с враждебной стихией. Но стоит смолкнуть буре — и он начинает сам ее «просить» и искать, так как ищет отнюдь не счастья, а преодоления.

Автор

Автор в художественном произведении может проявляться по-разному. Взгляните на нашу таблицу и запомните все ключевые особенности.

15. Охарактеризуйте лирического героя произведения 16. В каких произведения русских поэтов воссоздается единство состояния природы и человека и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «Как в апреле. »? (ЕГЭ по литературе)

При первом прочтении стихотворения Ивана Алексеевича Бунина может показаться, что его основной идеей является желание показать прелесть наступившей осени. Его лирический герой — простой прохожий, чей взгляд прикован к пленительной красоте природы. И, хотя автор не дает читателю конкретного образа, о его внутреннем мире можно многое узнать исходя из представленных строчек.

Читайте также:
Онегин в начале и конце романа: сочинение

Первая черта, которую я бы хотела отметить, — человеческая простота. Начальные строки наполнены описанием окружающего мира, тем, что видит лирический герой вокруг себя. Мир представляется неизмеримо красивым, и нет ничего, на что бы он не обратил своего пристального внимания. Простой человек находит магическое и прекрасное в самых обыкновенных вещах — шорохе опавших листьев, тонких ветках деревьев и высоком небе. Эти строки пестрят яркими эпитетам, которые как нельзя лучше передают эту красоту: “…верх / Дымчатый, воздушный и сквозной”. В самом унылом и дождливом времени года, которое обычно приносит лишь грусть, тоску и усиливающиеся холода, лишь человек романтичной натуры способен усмотреть своеобразную прелесть. Несмотря на то, что он все же ощущает присутствие легкой, едва уловимой грусти, о чем сам признается в одной из строк, она не гложет его. Даже в ней он находит нечто хорошее, ведь хотя это перемена и сулит долгую темную зиму, она — часть непрерывного жизненного цикла и признак того, что он, как свидетель этих изменений, жив. Так, его несомненно можно назвать оптимистом, способным увидеть что-то светлое даже в темные времена. Используя прием олицетворения (“И с годами Сердце не считается”) Иван Алексеевич показывает, что возраст для не является чем-то значимым и отягчающим. Его переполняет жажда жизни — стремление жить и наслаждаться своим нахождением здесь, поэтому он идет вперед “молодыми, лёгкими шагами”, осознавая, что жизнь — момент между прошлым и будущим, за который нужно быть благодарным. Можно предположить, что герой — человек уже среднего или пожилого возраста, поскольку невозможно отрицать то, что в его мыслях действительно заложен сложный вопрос неумолимого времени.

Итак, более подробно рассмотреть скрытый внутренний портрет лирического героя возможно только при более полном ознакомлении с стихотворением И. А. Бунина. Исходя из собственных рассуждений, я предполагаю что он — простой человек, способный находить красоту в обыденных вещах, который осознаёт ценность своей жизни и знает, что все неприятности временны.

Тема природы несомненно является одной из самых важных в лирическом творчестве русских поэтов. Она находит свое отражение не только в стихотворениях, но и в прозе. Однако чаще всего ей отведена не просто роль фона для происходящих в сонете или романе событий, она также может стать одним из ключевых персонажей или, как часто это происходит в литературе, отражением душевного состояния героя. Яркий пример такому явлению — произведение И. А. Бунина “Как в апреле по ночам в аллее…”, которое открывается описанием природной красоты.

Сопоставить с данным произведением можно известное стихотворение М. Ю. Лермонтов “Тучи”. Их общей особенностью становится то, что состояние лирических героев тесно связано с окружающей их средой. И если в произведении Ивана Алексеевича человек видит в природе нескончаемую красоту и благодать, то лирической героя Михаила Юрьевича заходит в этих отношениях куда дальше — в природном явлении он находит своих “братьев по несчастью” и буквально пытается вступить с ними в диалог, что ясно передано через использование обращений, риторических вопросов и восклицаний: “”Тучи небесные, вечные странники!”, “Кто же вас гонит: судьбы ли решение?”. Так, природа подобно зеркалу отражает внутреннее состояние героев. В первом случае внутреннее спокойствие героя становится залогом и внешнего благополучия, оно способствует тому, что даже столь грустная пора для него — лишь очередной этап в жизни из которого он почерпнет лишь хорошее. В это же время образ Михаила Юрьевича чувствует себя чужим там, где он находится сейчас, поэтому всё стихотворение основано на сравнении его внутреннего состояния с изгнанниками-тучами, чья холодность и свободолюбие приятны герою. Таким образом, оба произведения похожи между собой тем, что их герои — люди, которые чувствуют свою схожесть и необъяснимую тесную связь с великой природой.

Другим стихотворением, в котором природные явления играют далеко не второстепенную роль, является “Зимняя дорога” А. С. Пушкина. Далеко не сразу здесь можно заметить то, как взаимосвязаны между собой лирический герой стихотворения и окружающие его пейзажи. Но при более детальном анализе читатель отмечает, что природа стала явным отражением душевного состояния героя, как и в произведении

И. А. Бунина. Темная зимняя ночь становится для него чем-то невыносимо тягостным, скучным и утомительным, что особенно подчеркивает автор посредством использования лексического повтора: “На печальные поляны / Льет печально свет она”. Но причина этому — не холод и туман, а лишь внутреннее состояние путника утомленного дорогой, который стремится скорее попасть домой. Так, в противопоставление враждебному миру автор ставит теплый и уютный дом, где царствует уют и гармония. Несмотря на явные различия, как и в произведении Ивана Алексеевича окружающий мир становится лишь отражением внутреннего мира лирического героя. Она будто подстраивается под то состояние, которое царит в душе людей, являясь то ненавистной печальной зимой, то прелестной легкой осенью.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. С. Пушкина: сочинение

Таким образом в лирическом творчестве И. А. Бунина, М. Ю. Лермонтова и А. С Пушкина мы разобрали три на первый взгляд абсолютно не похожих друг на друга стихотворения. Однако, после более вдумчивого чтения становится очевидным, что роль природы в каждом из них — отразить состояние героев, показать то, насколько сильно ощущение человека влияет на то, каким он видит мир вокруг себя.

Понятие о лирическом герое

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3 :

  1. Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого. Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта – это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах – вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию – функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «. у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .

Читайте также другие статьи по теме “Анализ творчества Владимира Маяковского”:

Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова

Что значит лирический герой?

Лирический герой – это воображаемый человек, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихах.

Поэт и лирический герой не тождественны: между ними всегда есть дистанция. Литератор может наделить своего героя особыми чертами. Так, лирический герой Владимира Маяковского – несгибаемый «агитатор, горлан-главарь», хотя сам поэт в жизни мог быть и нежным, и стеснительным человеком.

Первым понятие «лирический герой» ввел литературовед Юрий Тынянов в статье «Блок» в 1921 году. Считается, что подобные образы появились в литературе эпохи романтизма – в творчестве Джорджа Гордона Байрона и Генриха Гейне.

Лирический герой в стихотворении чаще всего не называется по имени и не описывается. Поэтому порой бывает сложно разграничить, где именно с читателем говорит автор, а где – его альтер эго.

В чем разница между автором и лирическим героем?

Автор стихотворения – реальный человек, поэт, который написал эти строки. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или И.А. Бродский.

Лирический герой – художественный образ. Он может быть близок к подлинному автору, а может быть очень далек от него.

Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Такой жизнью живет лирический герой стихотворения – поэт-хулиган, образ которого так любил Есенин. Это не значит, что поэт действительно все ночи напролет пил с бандитами спирт (хотя и такое в бурной биографии Сергея Есенина могло случаться).

Другой пример. У Александра Блока в цикле «Стихи о Прекрасной даме»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Вновь речь идет не об авторе, а о лирическом герое, который в этом цикле предстает в разных образах – рыцаря, монаха-инока и других.

Лирический герой есть в любом стихотворении?

Существуют «безличные» стихотворения, где лирического героя нет. Взять, к примеру, чисто пейзажные стихи Афанасия Фета о природе:

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

А бывает «ролевая лирика» – стихотворения, написанные от имени вымышленного или исторического персонажа. Яркий пример – «Черная шаль» Пушкина, написанная от имени убийцы-ревнивца:

Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья. текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!

Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА: сочинение

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…» Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Михаила Юрьевича Лермонтова – это лирический герой европейского романтизма. Он отражает личность автора на глубинном, «задушевном» уровне, но при этом из образа сознательно исключается все лишнее, не связанное с «участью» поэта, отмечала литературовед Ирина Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии».

Для Лермонтова как для поэта-романтика лирический герой – это способ самопрезентации, «игры в себя». «Это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру», – объясняла Роднянская.

Функцию авторской самоподачи выполняют и трагические персонажи Лермонтова – Печорин , Демон, Мцыри . Внутренний мир «лермонтовского героя» един, но в различных произведениях доминируют разные его черты: вольнолюбие Мцыри, эгоцентризм Демона, рефлексия Печорина.

Основные черты лирического героя Лермонтова:

Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями

Он ищет и не может найти свое предназначение

Разочарован в жизни

Мечтает о свободе и покое

Вечный странник, свободолюбивый сын природы

Одинокий и гордый

Спорит с роком, сам создает свою судьбу

Чувствует в себе энергию, которой нужен выход

Предчувствует раннюю и трагическую гибель

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832)

В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:

Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.

Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они:
Лиют без слов язык богов.

«Портреты» (1829)

Однако за свою недолгую жизнь поэт прошел большой путь: от наивного юношеского романтизма к зрелой рефлексии, оценочному взгляду со стороны; от копирования романтических клише – к уникальному, внимательному взгляду на жизнь.

Расставшись с надеждами юности, автор устами лирического героя начинает размышлять о судьбе «лишнего» поколения, к которому относит и себя. С одной стороны, в этом проявляется его трагизм, с другой – он находит свое предназначение в обращении к обществу:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

«Дума» (1838)

В итоге лирический герой Лермонтова отходит от «сверхчеловеческой» героики отрицания, становится сопричастен людям. Он выходит за рамки «человека своего поколения», обращается ко всему челочеству – и ни к кому конкретно:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

«Выхожу один я на дорогу» (1841)

Пожив всего 27 лет, Лермонтов своей судьбой и творчеством воплотил образ, появившийся еще в ранних стихах, отмечает Роднянская. В результате вся его лирика воспринимается как «пророческая тоска» великого поэта, предвидевшего свое будущее. Лирический герой и реальный Лермонтов в глазах потомков практически слились.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: