Анализ оды Вольность: сочинение

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вольность»

Автор: Guru · 11.04.2018

А. С. Пушкин привлек своим смелым стихотворением многих прогрессивно мыслящих читателей. В эпоху абсолютной монархии такое открытое обвинение царя было недопустимо, однако поэт не побоялся отстоять свое мнение, а потом и понести наказание. В 1820 году «Вольность» стала одной из причин ссылки автора.

История создания

Это стихотворение могло вообще не увидеть свет, так как было слишком свободолюбиво. А. С. Пушкин рисковал, так открыто выражая свои мысли о власти, хотя в силу возраста еще не полностью понимал угрозу цензуры.

Само произведение он писал на квартире братьев Тургеневых. Из окон этой квартиры был виден Михайловский замок, где был убит Павел I (вот, о ком пишет Пушкин в стихотворении «Вольность»). Это произошло в 1817 году, сразу после того, как он окончил Царскосельский лицей. Видя обитель самодержавия, и размышляя над его деспотической природой, автор сочинил одно из самых значимых своих творений, относящихся к вольнолюбивой лирике. «Вольность» так и не была опубликована при жизни Александра Сергеевича. После смерти Пушкина либеральный публицист Герцен опубликовал стихотворение в сборнике «Полярная звезда».

Жанр, размер, направление

Безусловно, «Вольность» — это вольнолюбивая лирика поэта, являющаяся реалистическим произведением, так как показывает все несовершенства социального устройства России пушкинского времени. Автор называл свободу своим кумиром, поэтому данная тематика особенно важна для автора. Для того чтобы передать это, автор выбрал необычный жанр – ода. Деспотия самодержавия обличается в «Вольности» с такой экспрессией именно благодаря своеобразному жанру.

Ода написана в форме лирического монолога высоким, торжественным стихом, что акцентирует внимание на большом значении проблемы. Размер – четырехстопный ямб. Рифма – женская. Рифмовка – смешанная.

Композиция

«Вольность» можно разделить на три части.

  1. Начало является преамбулой, в которой поэт только знакомит читателя со своими мыслями: «Хочу воспеть свободу миру».
  2. В основной части Пушкин рассуждает о разных самодержцах и их судьбах.
  3. Заключение можно назвать самым эмоциональным. Здесь автор горячо призывает монархов склониться перед законом и отказаться от самодеятельности.

Основные образы и их характеристики

  1. Монарх в стихотворении сравнивается с тираном, который стоит выше закона, и которому власть «дает Закон – а не природа». Пушкин окружает царя не самыми приятными обращениями: «Самовластительный Злодей», «Владыки», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы,
    Упрек ты богу на земле». В его представлении правитель России захватил страну не по справедливости и управляет ею недостойно. Высшие силы не назначали его на этот пост, но ведет он себя так, как будто земной владыка – это и есть центр мира, равных которому нет. Это неправильно, ведь такая позиция ведет к безответственности и абсолютной власти, растлевающей душу.
  2. Лирический герой – зеркало идей и переживаний Пушкина. Сразу заметно, что, несмотря на то, что поэту на период создания «Вольности» было всего восемнадцать лет, он – сознательный гражданин и патриот. Ему важна судьба Родины и народа, он хочет бороться с несправедливостью ради общего блага, в его речах чувствуются юношеская страсть, гнев, возмущение и надежда одновременно. По первой строфе становится ясно, что он больше не хочет иметь отношения к «изнеженной лире». Теперь его волнуют более важные проблемы государственного масштаба.

Темы и проблемы

  1. Проблема тирании и безответственности властей. Пушкин верил, что главное в человеке – его индивидуальность и свобода. Общество и власть, по мнению автора, только ограничивали личность и мешали ей создавать нечто новое. Проблема, затронутая с «Вольности», касается именно государства, как инструмента подавления гражданской инициативы. Поэт считает своей миссией разжечь сердца людей и восстать против ограничения мысли с помощью глагола, который может разжечь сердца. Он призывает «падших рабов» восстать против «тиранов мира».
  2. Тема свободы. Пушкин возмущен ограничением своей свободы, внутренней и политической, и свободы остальных людей. Он критикует самодержавие, и не желает жить по указке монарха, который попирает права своих подданных.
  3. Проблема социальной несправедливости. Поэт говорил, что власть не должна передаваться по наследству, а должна доставаться лишь самым достойным.
Читайте также:
ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ: сочинение

Таким образом, смысл стихотворения «Вольность» — это протест против абсолютной монархии. Один человек не может полностью владеть и распоряжаться судьбами других, особенно если он получает эти безграничные права по наследству, а не достоинству. Александр Пушкин в своем осуждении ссылается на несправедливость законов, перед которыми не все равны. Поэтому главная идея «Вольности» может быть сформулирована так: монарх должен чтить закон, но он этого не делает, так как имеет слишком много власти, из-за чего страдает общество. Если же правитель не может соблюдать закон и продолжает ограничивать свободу народа, он должен быть свергнут.

Также поэта очень волнуют внутренняя свобода (нет цензуре, любая идея и мысль должны уважаться), это и есть главная мысль стихотворения, отрицающего любое идеологическое давление на личность.

Средства художественной выразительности

Для того, чтобы не упустить ни одну деталь из описываемой ситуации, А.С. Пушкин использует анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»). Среди других средств художественной выразительности можно заметить:

  • Метафоры (например, «молчит закон»);
  • Эпитеты («гибельный позор», «благородный след», «в сгущенной мгле предрассуждений», «изнеженная лира»);
  • Риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!»);
  • Олицетворения («молчит закон», «спящий средь тумана Пустынный памятник», «спокойный сон отягощает»).

Также в «Вольности» преобладают глаголы, что помогает автору создать сильную динамику в произведении и призвать читателей к действию.

Ода «Вольность» А. С. Пушкина: анализ произведения

Ода «Вольность» была написана А. С. Пушкиным в 1817 году, во времена абсолютной монархии, когда открыто обвинять царя было недопустимо. И оттого произведение поэта кажется еще более смелым. Он не побоялся изложить свое революционное мнение в поэме. Анализ оды «Вольность» поможет разобраться, почему эта работа стала одной из причин ссылки Пушкина.

История создания

Александр Сергеевич Пушкин в 1817 году с отличием окончил Царскосельский лицей. В нем основным образом учились представители дворянства, у которых на судьбе было начертано стать чиновниками и служащими монархии. Но усилиями талантливых педагогов, привившим детям идеалы чести и равенства, студенты лицея выступали за свободомыслие.

Нельзя не заметить, что военные действия 1812 года переменили настроения общественности, в том числе взгляды дворян на абсолютно монархический строй в стране. Юные лицеисты не стали исключением, они также горели желанием лицезреть свою родину свободной, просвещенной и сильной. Все эти аспекты оказали большое влияние и на самого Пушкина и его творчество. В ранних работах творца прослеживается юношеский максимализм и свободолюбие. Стихотворение «Вольность» стало одним из наиболее ярким в тот период творчества Александра Сергеевича.

В период написания оды бывший выпускник лицея гостил у братьев Тургеневых в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон был виден Михайловский замок, где когда-то был убит российский император Павел I. Возможно, именно такой вид из окна побудил поэта написать настолько смелое стихотворение.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

Ключевая идея

Продолжая анализ «Вольности» Пушкина следует отметить, что главный смысл произведения — это протест против самодержавия. Ведь один человек не должен абсолютно управлять судьбами других, особенно если это право досталось ему в наследство, а не за особые заслуги и качества. Автор в поэзии рассказывает о несправедливости закона, перед которым не все люди равны.

Главная идея произведения — монарх обязан соблюдать закон, но не придерживается его, так как держит в своих руках слишком много власти, а страдает от этого народ. Если государь не в состоянии придерживаться закона и ограничивает собственный народ — его необходимо свергнуть.

Жанр и размер

По жанру стихотворение «Вольность» относится к оде. Это реалистичное произведение относится к вольнолюбивой лирике поэта. Настолько ярко обличить и осудить деспотию самодержавного строя автор смог именно за счет выбранного жанра.

Художественные средства

Ода написана очень эмоционально и красочно. Пушкин смог сделать поэму живой за счет использованных средств выразительности.

  1. Эпитеты — «благородный», «роковая».
  2. Метафоры -«свободы гордая девица», «гроза царей».
  3. Риторический вопрос «где ты» встречается во всем произведении.
  4. Олицетворения «закон молчит», «отягощает сон»
  5. Ода наполнена обращениями к царице, певице, рабам, мученикам.

А также поэма пестрит глаголами, что способствовало созданию Пушкиным сильной динамики произведения и призыву читателей к действию.

Характеристика основных образов

В произведении Александр Сергеевич определил двух основных персонажей. Первый это монарх, которого поэт сравнивает с тираном, что поставил себя выше закона. Для него законы устанавливает власть, а не природа. Из правителя Пушкин делает отрицательного героя и отводит для него не самые лестные обращения: «Владыка», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле», «злодей.

По мнению автора, русский монарх стал управлять страной не по справедливости, а потому и правит он недостойно. Его на эту должность назначила не высшая сила, но он все равно ведет себя словно Всевышний, владыка земли, которому все дозволено. Такая позиция неверна и абсолютная власть может повлечь за собой только развращение души и потерю чувства ответственности перед своим народом.

Лирический герой оды отражает идеи и волнения самого Пушкина. По его выражениям сразу становится ясно, несмотря на то, что Александру Сергеевичу на момент написания поэмы едва ли исполнилось восемнадцать, он патриот и абсолютно сознательный ее гражданин и член общества. Он очень переживает за судьбу народа и за себя, как за ее часть. Его волнует будущее России, а потому он желает бороться против несправедливости во имя общего блага и призывает к этому людей.

В то же время в словах Пушкина ощущается юношеская страсть, чрезмерный гнев, возмущение нынешним положением граждан и надежда на светлое будущее. Еще с первой строфы понятно, что поэт больше не желает иметь ничего общего с «изнеженной лирой». Он другой и волнуют его другие проблемы, народные и государственные.

Краткое содержание

В начале оды поэт обращается к музе — выдуманному созданию. Пушкин величает ее певицей свободы и развивая мысль, говорит, что порочность должны быть повержена. И чтобы увидеть, что народ доволен жизнью, воля должна сочетаться с торжеством закона.

Далее автор приводит ряд примеров из истории, которые демонстрируют, что он одинаково не понимает тиранов и тех, кто желает жестко с ними распрощаться. По мнению поэта, безнаказанность недопустима, и неважно, кто хочет нарушить закон простые люди или управляющие страной. Он против методов французов, которые убивали священников, замеченных в переодевании в церковные одежды. Смерть поработителей для Пушкина не выход, а такой же ничтожный и мерзкий поступок, как и угнетение низших слоев населения. Кровопролитие не решит проблему, а погубит страну и ее граждан.

Читайте также:
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ (жизнь и деятельность).: сочинение

В завершение своих мыслей и идей автор обращается к ныне правящим монархам и их сознанию. Александр Сергеевич пытается пробудить в них желание прислушаться к его словам, а также извлечь урок из истории.

Стих по праву можно назвать идеалом композиционной стройности и выразительности. Каждая строка в нем помогает передать чувства и мысли автора. Все художественные приемы подобраны очень точно и соответствуют динамике изложения.

Эссе Читая Пушкина.

«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).

Приближается 6 июня – Пушкинский день в России. Вновь хочется читать стихи поэта, смотреть кинофильмы, снятые по его произведениям, перечитывать воспоминания современников и писателей другого, XX века, влюбленных в его творчество и покоренных мощью его личности. В этом ряду стоят К. Вересаев, А. Ахматова, М. Цветаева…
В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести», – отмечал писатель. Эти слова так созвучны моим мыслям, что « пальцы просятся к перу, перо к бумаге» – хочется говорить о Пушкине!
«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека», – утверждал В.Г. Белинский.
Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы же от рождения уже люди!
Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е. вскормить.Однако не хлебом единым жив человек! Позднее это понятие приобрело новый смысл: «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек», – писал К.Г. Паустовский. Как же воспитать в себе человека, читая Пушкина?
Во-первых, я считаю, поэзия Пушкина учит откликаться на прекрасное, например, мы видим глазами поэта зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный!»), зимний вечер («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»), «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Во-вторых, в произведениях Пушкина всегда много солнца, света, радости, вопреки всему плохому и трудному, что бывает в жизни. А насколько известно, жизнь великого поэта была достаточно трудной: ссылки, гонения, борьба с цезурой… Но, несмотря на это, поэт по-доброму советует другу или просто читателю:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не грусти,
День веселья, верь, настанет…
В-третьих, поэзия Пушкина подарила нам прекрасные образцы лирики дружбы, верности, преданности. Среди большого количества стихотворений-посланий тема дружбы занимает особое место. Поэт обращается к А. Дельвигу, В.А. Жуковскому, В. Кюхельбекеру… А после посещения Иваном Пущиным Михайловского, напишет знаменитое послание, в котором даст оценку этому поступку друга и признается ему в дружбе, назвав «бесценным другом»:
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
В-четвертых, никто не мог так восторженно писать о любви, быть таким «незлобливым», даже если она оказывалась неразделенной:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
В-пятых, А.С. Пушкин, по выражению Н.В. Гоголя, « это русский человек, который явится нам через 200 лет», т.е. поэт опередил время. И действительно, его интересовали очень многие вопросы: и литературные, и общественные, и политические, и философские, и исторические… Он всегда «хотел быть с веком наравне»:
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
В-шестых, Пушкин учит нас проявлению чувства доброты и благодарности к тем людям, которые тебя воспитали, окружали трогательной заботой. Примером могут быть строки, обращенные к няне: «подруга дней моих суровых», «голубка».
И, наконец, на постаменте главного памятника великому поэту в Москве начертаны слова из знаменитого литературного завещания – стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал!
Это ли не есть великая миссия великого поэта?!
Итак, только беглый взгляд на поэзию А.С. Пушкина позволяет с уверенностью сказать, что, читая его произведения, можно воспитать в себе лучшие человеческие качества.
В заключение хочется привести воспоминания С.Я. Маршака: «Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов спросил меня:
– Любите ли вы Пушкина?
Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:
– Я больше люблю Лермонтова!
Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:
– Милый, любите Пушкина!
Это отнюдь не значило: “Перестаньте любить Лермонтова”.
И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:
– Милые, любите Пушкина!

Читайте также:
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (по одному или нескольким произведениям): сочинение

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Перед вами сочинение-рассуждение по творчеству великого поэта А.С Пушкина. Сочинение озаглавлено словами литературного критика В.Г. Белинского.

«ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА» (В. Г. Белинский)

Сочинение-рассуждение по творчеству А.С. Пушкина. «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Более ста восьмидесяти лет прошло со дня гибели поэта, а его творения находят все новых и новых поклонников в нашей стране и за рубежом. В чем же сила творений поэта?

Большая часть современников поэта не принимала его, ведь вместо популярных тогда назиданий и нравоучений, как следует жить и как не следует, стихи Пушкина заставляли думать, чувствовать. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — мечтал поэт. Он «жег сердца людей», «не позволял душе лениться».

Жизнь и поэзия для Пушкина слились в одно целое. Его творения не имели бы такой силы и значимости, если бы были в изоляции от жизни. А. С. Пушкин воспевал свободу, но считал, что честные правители и справедливый закон, это то, что необходимо стране для обеспечения свободы, равенства и братства.

Под сень надежного закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Пушкин был дружен с декабристами, и если бы не стечение ряда обстоятельств: ссылка, желание его друзей-декабристов защитить его бесценный дар, возможно он встал бы в рады на Сенатской площади.

После событий на Сенацкой площади, когда даже имена декабристов было запрещено произносить, Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд…».

Его муза — «гроза царей, свободы гордая певица».

«Его стихи пронизаны глубоким уважением к тем, кто борется -с деспотизмом, за свободу ума и сердца, за утверждение правды и справедливости ка земле», — писал В. Г. Белинский.

Стремление к жизни, свободной от зла, насилия, жестокости возникает при чтении вольнолюбивых стихотворений Пушкина. Один из декабристов — Рылеев так сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин». Пушкин же предстает перед читателем как поэт- гражданин. Размышления о назначении поэта, его долге, волнуют Пушкина еще с лицейских лет. Он спорил с Дельвигом и Кюхельбекером о том, что нельзя воспевать «цветочки и лепесточки», когда народ бесправный и угнетенный.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по мановении царя,

Читайте также:
Воплощение в образе Татьяны русского национального характера: сочинение

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Пушкин мечтает об отмене крепостничества, что находит отражение в его стихотворении «Деревня». Своими произведениями он подводит читателя к необходимости бороться за счастье окружающих людей, как бы ни было трудно.

Гражданственность Пушкина проявляется и в его произведениях о войне 1812 года. Он искренне жалеет, что не мог внести личного вклада в борьбу за освобождение для Родины.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал.

Поэт прославляет русский народ в стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», понимая, что именно народ одержал победу над врагом. Пушкин сравнивает русских воинов с богатырями. Лирика Пушкина народна, она заставляет задуматься о силе простого человека, о его значении в исторических событиях.

Пушкин в своем творчестве выделяет огромное место любви и дружбе. Белинский так описывал черты, свойственные Пушкину:

«…живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, влечение к жизни, жизненным удовольствиям и тревогам. Пушкин — это певец дружбы, благородного чувства, истоки которого были заложены в самой натуре этого человека».

У Пушкина было много друзей, он считал дружбу — идейным сплочением людей. Необыкновенное чувство дружбы объединяло Пушкина и Чаадаева. Поэт уважал этого человека за необыкновенный ум, мужество, пламенное сердце.

Пушкин доносит до нашего понимания, что дружба познается и проверяется в беде, когда плечо и помощь друга особенно необходимы, дороги. Поэт пытается поднять дух друзей, сосланных в Сибирь, после неудачного восстания декабристов, рискуя навлечь на себя гнев власть имущих. Он верит, что их дело не пропадет, что его продолжат другие поколения.

Через всю жизнь Пушкина проходит тема любви. Он воспевает в своих стихах духовную и физическую красоту человека. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» пронизано грустью, воспоминанием, горестным сознанием утраты, счастьем встречи. Слова:

И жизнь, и слезы, и любовь —

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит. Стихотворение «Я вас любил…» поражает силой человеческих чувств, достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Пушкин — тонкий художник, с какой искренностью, правдивостью смог он передать чувства молодой девушки в письме Татьяны к Онегину.

Пушкин любил не только своих героев, но и все, что их окружало — Родину, русскую природу.

Пред ним пестрели и цвели

Луга а нивы золотые,

Творчество Пушкина было, есть и будет близко людям, т.к. оно затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия современна и сейчас в пору духовной черствости. Его размышления о роли общества и человека в нем, проблемы нравственности в отношениях между людьми, истинных ценностей, отношение к Родине — все это делает творчество Пушкина живым и жизненно необходимым и в наше время.

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

Конкурсное сочинение “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”
творческая работа учащихся по русскому языку (9 класс)

Всероссийский конкурс сочинений в 2019 году. Участие ученицы 9 класса Мирзовой Зарины. Сочинение заняло 1 место на муниципальном этапе

Скачать:

Вложение Размер
chitaya_pushkina.docx 16.97 КБ

Предварительный просмотр:

ученицы 9 класса МБОУ СОШ№3

а.Джерокай Шовгеновского района

«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г.Белинский)

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью.

Я сижу за партой у распахнутого окна, и в него врывается своими запахами и голосами прекрасный осенний мир… И снова возвращаюсь к Вам, мой дорогой Александр Сергеевич Пушкин. Ваша поэзия лишена очертаний, во всем видна рука гения: небеса светлы и высоки, душа легка и полна, сквозь прозрачный воздух и свет тонко прорисован смысл бытия.

Я представляю, каким Вы были, чем увлекались, что любили и ненавидели. Как хочется прожить такую же яркую, достойную, стремительную жизнь! Вопросов много, но ответы легко найти в Ваших стихах.

Ваши произведения знают и взрослые, и дети. Кто из нас не восхищался чудесными сказками! От них веяло добротой, радостью, счастьем. Я еще не умела читать сама, а уже знала наизусть:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Уже тогда я понимала, что быть злым и жадным, пытаться подчинить себе всех, – наказуемо, что не все желания исполнимы.

С возрастом я стала другой, а Ваш взгляд, Александр Сергеевич, кажется, проникает в душу, заглядывает в самые потаенные ее уголки. Вы учите любить жизнь, быть наблюдательным, внимательным. Читаю стихи и удивляюсь, как же все верно Вы подмечаете и в природе, и в человеке! Ведь все это вижу и я, но эта красота скользит мимо меня, не трогает. Прочитав же Ваши стихи, по-другому воспринимаешь окружающий мир, изумляешься первому лучу солнца, ясному небу, осеннему лесу.

Легкостью, музыкальностью, волшебным стихом привлекает меня Ваша поэзия.

О Пушкин, Пушкин! Кто Вас учил пленять в стихах чудесных? Каждый, кто соприкасался с Вашим великим творением, находит чувства, созвучные своим. В детстве – замирая над сказкой, в юности – волнуясь возвышенной любовью и высотой гражданских чувств, а в зрелости – грустя о неизбежных утратах.

А как Вы восхищаетесь русской природой! Какие яркие, запоминающиеся картины, воспевающие красоту родной природы! Каждое стихотворение – настоящее открытие, волшебство. Пленительные картины одна краше другой:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Теперь понятно, почему Татьяна Ларина любила русскую зиму с «ее холодною красою».

Любимый поэт, Вы сумели увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, которая заражает и нас. Спасибо, что научили видеть, понимать и любить земную красоту. Вы первый, кто не только сам познал чудесный мир природы, но и открыл его прелести.

Помните Ваши размышления о назначении своего творчества? Поразительно, как глубоко понимали Вы предназначение поэта-человека, как чутко ощущали правду жизни, самую ее суть! Стихотворение «Пророк» звучит как декларация верности гражданскому призванию поэта. Безусловно, Вам присуща необъятная сила творческого воображения и дарования, позволившая утвердить в русской литературе великую миссию поэта-пророка, провозвестника свободы и справедливости. Этот путь ответствен, опасен, суров и труден, но полон веры:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Сколько раз ни перечитываешь Ваши стихи, всегда восторгаешься наблюдательностью, эрудицией, умением передать глубокие чувства, малейшие изменения в настроении героев.

Любовь для Вас – глубокое сложное чувство, где переплетаются и восторг, и страдание. Разве можно не восхищаться таким шедевром мировой поэзии, как «Я помню чудное мгновенье»?! Каким чувствительным надо быть, чтоб внезапное явление гения «чистой красоты», ярко осветившее мрак заточения, способствовало пробуждению души к новой жизни! Это стихотворение – гимн любви!

А «Признание», где Вы в полушутливой форме поведали нам о своих чувствах, передавая все приметы?

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска…

Любовь – живительный источник, невозможно жить без нее. Даже неразделенная любовь прекрасна:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Какую чуткую, нежную душу надо иметь, каким благородным надо быть, чтобы желать счастья и любви той, что отвергла тебя.

Наверное, никто не может остаться равнодушным к судьбе Татьяны Лариной. Невозможно не восхищаться силой ее любви, преданностью, порядочностью. Каково это – быть любящей и непреклонной?

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Какой урок верности, благородства преподает она! Я не скрываю своих симпатий к милой Татьяне. Она для меня идеал, сочетающий в себе простоту, образованность, ум и твердость, так недостающих нам, современным девушкам. Во многом хочется походить на Татьяну, учиться у нее нравственной чистоте, скромности, душевности. Обещаю быть достойной Вашей любимой героини.

О Вас написано много книг, статей, монографий, стихотворений. Но одно из них – стихотворение Анатолия Передреева, – по-моему, необычайно точно и глубоко выразило особую сегодняшнюю роль Вашего наследия:

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим.

Что такое духовность? Современная молодежь, часто сбитая с толку рассуждениями журналистов и социологов, иногда приравнивает ее к культурному досугу. Но духовная жизнь – не культурное времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над самим собой, над своей душой, созданием самого себя, расширением своего мира и твердое следование моральным устоям.

Не счесть Ваших уроков, Александр Сергеевич, которые даете Вы и которые еще предстоит усвоить, но для этого надо быть «духовной жаждою томим».

О Вас можно писать столько же, сколько живете рядом с нами. Не стареете Вы, поэт! Не одно поколение ушло в забвение, а Вы остаетесь «вечно молодым». И это, может быть, для нашего времени важнейший итог Вашего творчества. Но как бы ни был велик Ваш мир, он не может существовать сам по себе, без читателя. Бесспорно одно: у каждого поколения свой Пушкин, для каждого из нас Вы загадочны и неповторимы.

Мне кажется, не случаен в наше время такой повышенный интерес к Вашему творчеству. Идут столетия, но проблемы, конфликты произведений, воспитательная их роль принадлежат дню нашему, сегодняшнему.

Н.В.Гоголь пророчествовал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Прошло уже двести двадцать лет. Но как интересно погрузиться в Ваш мир, мир замечательного поэта, сверкающий разнообразными красками, вырасти до Вашего идеала! А для этого надо читать Ваши стихи. Я уверена, они помогут стать лучше, чище, разобраться в себе и людях, по-новому взглянуть на окружающий мир и полюбить его.

С юбилеем, мой дорогой поэт, мой советчик и защитник! Я вновь мысленно обращаюсь к Вам, и через столетия Вы дарите мне доброту и любовь, дружески протягиваете руку, внося в мою душу спокойствие и уверенность.

С уважением Ваша благодарная читательница Зарина

Сочинение: Пушкин а. с. – Читая пушкина

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
А.Н. Плещеев

С творчеством Александра Сергеевича Пушкина я познакомилась довольно-таки давно. Еще в детстве мама читала мне его сказки на ночь, а старшая сестра с упоением рассказывала наизусть «Письмо Татьяны к Онегину». Шли годы, и я уже сама могла изучать его произведения, восхищаясь его истинным талантом. Сколько себя помню, мне всегда было легко и приятно читать его стихотворения, слог Пушкина как-то особенно казался мне ритмичным и мелодичным.
Каждый раз, открывая любой сборник Александра Сергеевича Пушкина, я словно окуналась в его собственный, неповторимый, чудесный мир. Поэзия Пушкина завораживала меня, а вереница образов, возникающих перед моим взором, уводила меня в таинственную страну красоты, любви и счастья. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проносились передо мной. И нельзя не влюбиться в нее, в ее краски и звуки, потому что эти волшебные звуки идут от сердца и души самого поэта. Всякий раз, читая стихотворения, посвященные лицейским друзьям, я начинала боготворить дружбу, мысленно повторяя за поэтом:
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я…
Какая высокая должна быть душа у человека, чтобы так вознести дружбу, долг, верность тем, кто давал радость взаимопонимания, искренности! Рисуя портеры друзей, Пушкин исходил из идеала, не ища «родимых пятен», досадных недостатков в характерах (а они есть у всякого). Вряд ли мной современник может сказать о друге: «Мой первый друг, мой друг бесценный» или «мой брат родной по музе, по судьбам». Мы стали холодны, черствы, и нам легко надоедают даже те, с кем связь казалось прочной. Не может не тронуть сердце и отношение поэта к учителям жизни: и к Чаадаеву, и к Жуковскому, и к Куницыну…
Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена!
Пушкин как-то все очень глубоко понимает: и то, что учитель щедро отдает свои знания ученику, а ученик, в свою очередь, став взрослым, не должен раздражаться на молодость за то, что она буйна, дерзка, легкомысленна. Мудро и светло звучат строки поэта:
Придет, придет и наше время
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас.
Когда я впервые прочитала эти строки, я была потрясена широтой, щедростью такого отношения к «молодому племени», поняла на всю жизнь, что такое истинное благоволение к человеку, будь он дворовый мальчик, что в салазки Жучку посадил, будь то старушка, окропляющая свою воспитанницу святой водой, видя, что ей плохо, будь то отнюдь не даровитый поэт, пишущий романтическими штампами: «златые дни», «что день грядущий мне готовит», «желанный друг», будь то плачущая на могиле отца молодая женщина, когда-то предавшая его («Станционный смотритель»). Купаясь в лучах пушкинской доброты, я училась у поэта живому чувству сострадания, «лелеющей душу гуманности».
Покинувший «неволю душных городов» и приставший к цыганам Алеко совершил убийство возлюбленной и ее избранника; Пленник кавказских гор и своих внутренних страстей стал причиной самоубийства черкешенки; Германн, возомнивший себя Наполеоном и решивший во что бы то ни стало узнать тайну трех карт с целью обогащения, – преступники с точки зрения христианской нравственности. Но никогда мне не хотелось клеймить их позором, наоборот, хотелось жалеть и плакать над ними, ибо сам Пушкин исповедовал «милость к падшим» и призывал к искоренению губительных страстей прежде всего в себе.
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя…
Насколько близки и понятны каждому эти строки. Талант Пушкина в том и заключается, что язык его – прост и доступен всем («народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте»).
Все стихи Александра Сергеевича замечательные, и поделить их на любимые и нелюбимые просто невозможно. Но, пожалуй, самые запоминающиеся, самые яркие были посвящены самому прекрасному и святому чувству – любви. Именно она открывает в человеке все его лучшие стороны. Она не судит. Любовь дает крылья и зовет за собой, возвращая к жизни остывшие сердца.
И сердце вновь горит и любит –
Оттого, что не любить оно не может.
У Пушкина было свое, особенное понимание любви. Не «материальной», не чувственной предстает перед нами его любимая в «Я помню чудное мгновенье», а гением чудной, одухотворенной красоты, с «нежным голосом» и «небесными чертами». Формула любви у поэта именно пушкинская: любовь это «и божество, и вдохновение, и слезы…». Но любовь – это и ответственность («Любви и чести верен будь», – говорит старый финн в «Руслане и Людмиле»), и светлая печать расставания, в которой нет и намека на чувства обманутого собственника:
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но путь она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «…дай вам бог любимой быть другой».
Все свои думы Александр Сергеевич Пушкин направлял на поиски добра, свободы и счастья.
Читая стихи Пушкина, как писал великий критик В.Г. Белинский, можно «превосходным образом воспитать в себе человека». И действительно, произведения Александра Сергеевича помогли мне научиться видеть человека в человеке, ценить хорошее к себе отношении, уважать чувства других и, конечно же, любить искренне и бескорыстно своих друзей, учителей, природу…

Читая Пушкина…

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Читая Пушкина стихи,
Расслышим голоса живого
Мы общерусские штрихи
И нынешнего, и былого…
Е. Мамаева

О Пушкине написаны и еще будут написаны сотни статей и книг. Его можно перечитывать многократно и с возрастом открывать все новую и новую значимость, различные оттенки его произведений, отвечающие твоим настроениям, переживаниям.
В творчестве А.С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления: поэмы, сказки, романы, повести, оды, эпиграммы. Все это Пушкин освоил, осветил своим гением и оставил нам в наследие.
Наверное, для каждого из нас знакомство с творчеством этого художника начинается с прочтения его сказок. И хотя все они очень легко читаются, какие непростые и поучительные это произведения на самом деле!
Например, читая «Сказку о рыбаке и рыбке», мы понимаем, как наказывает судьба скупых, корыстных людей. А как можно не восхищаться сказкой-поэмой «Руслан и Людмила»?
Самым примечательным в ней является сам стих, очень живой – шутливый или грустный, но очень понятный и запоминающийся.
Именно после поэмы «Руслан и Людмила» Пушника назвали «первым поэтом России».
Великий русский поэт оставил свой след в каждом жанре русской литературы. Наряду с большими историческими произведениями, он создал тихие стихи, небольшие размышления, поэтические послания потомкам. Его напутственные строки «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» можно назвать «крылатыми», они стали девизом – обращением к каждому новому поколению.
Своим «голосом в будущее» выделяется стихотворение Пушкина «Памятник», посвященное размышлению автора о настоящем, о грядущей памяти потомков, о собственной гражданской позиции:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А вот строки из стихотворения Пушкина «Отцы пустынники…» –
Не дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи –
звучат как призыв автора прислушиваться к голосу правды, жить по законам совести и человеколюбия.
Написанный А.С. Пушкиным роман в стихах «Евгений Онегин» также стал значительным событием в мировой литературе. Он превратился в настольную книгу для большинства русских людей. Незабываемые характеристики героев, данные автором в произведении, стали крылатыми фразами и поговорками.
Разве можно ошибиться в имени героя, читая строки:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал,
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил…
За ними легко угадывается Евгений Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для своего класса воспитание и живущий по законам высшего общества.
Пушкин создает в своем романе и незабываемый образ скромной, обаятельной девушки Татьяны Лариной. Именно она решается первой написать своему возлюбленному письмо с признанием: «Я к вам пишу, чего же боле…»
Сколько чувств и эмоций вызывает это объяснение в любви! Если бы не пушкинская Татьяна, мы не узнали бы тех душевных переживаний, той доброты, открытости и честности, которые свойственные русским женщинам.
В любовной лирике Пушкина нельзя не отметить и его маленькое стихотворение «Я вас любил…»
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я Вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
По высоте и чистоте чувств это произведение поражает, и, наверное, оно останется вечным памятником бескорыстной и большой любви.

Герои пушкинских произведений сопровождают нас на протяжении всей жизни. Они учат нас патриотизму, человеколюбию, добру, служению высоким идеалам.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Читая Пушкина…

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: