Анализ стихотворения А. С. Пушкина К***: сочинение

Исследование некоторых этапов биографии А.С.Пушкина на опыте анализа его стихотворения « К***»
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с шедевром пушкинской лирики – стихотворением «К ***», историей его создания;

– в процессе анализа стихотворения выявить некоторые факты биографии А.С.Пушкина;

– расширить знания учащихся о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

– обобщить итоги наблюдений в виде таблицы.

Скачать:

Вложение Размер
issledovanie_nekotoryh_etapov_biografii_a.s.pushkina. docx 18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 8 класс

Тема: «Исследование некоторых этапов биографии А.С.Пушкина на опыте анализа его стихотворения « К***».

Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с шедевром пушкинской лирики – стихотворением «К ***», историей его создания;

– в процессе анализа стихотворения выявить некоторые факты биографии А.С.Пушкина;

– расширить знания учащихся о биографии и творчестве А.С.Пушкина;

– обобщить итоги наблюдений в виде таблицы.

Основные методы урока:

  1. беседа с учащимися;
  2. анализ поэтического текста;
  3. частично – поисковый.
  1. Организационный момент.

Слово учителя : сегодня мы проводим урок- исследование на тему: «Исследование некоторых фактов биографии А.С.Пушкина на опыте анализа его стихотворения «К***»( А.П.Керн), в ходе которого мы выявим и зафиксируем в таблице некоторые этапы его жизни, которые «зашифрованы» в этом шедевре. Вспомните, какие стихотворения А.С.Пушкина мы проходили в 5-7 классах.

Ученики : «Узник», «Кавказ», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд…», «И.И.Пущину», «Песнь о вещем Олеге».

Учитель : вы назвали стихотворения о природе, дружбе, любви к свободе, судьбе, а сегодня мы прикоснемся к самой, пожалуй, интимной стороне пушкинской лирики – стихотворениям о любви, которые занимают в творчестве поэта огромное место..В любовной лирике одним из самых знаменитых является стихотворение «К***», написанное в 1825 г.

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

3. Работа с текстом стихотворения.

1)Выступают заранее подготовленные ученики, которые кратко рассказывают историю создания стихотворения. Один учащийся- от автора; второй (девушка)- читает воспоминания А.П.Керн ( первая встреча с А.С.Пушкиным в 1819 году в Санкт- Петербурге в доме А.Н.Оленина; вторая встреча- через 6 лет в Тригорском; стихотворение написано в Михайловском,где А.С.Пушкин отбывал ссылку).

4. Наблюдения за текстом.

Учитель: зачитайте, какие места в тексте вы выделили.

Ученики: 1 стр. « Я помню чудное мгновенье…»

2 стр. «В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты…»

3 стр. « Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты…»

4 стр. « В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои…»

5 стр. « Душе настало пробужденье…»

5. Исследовательская работа учащихся ( задание было дано заранее, т.к. требует тщательной подготовки и работы с дополнительным материалом; задание выполняют сильные ученики).

Учитель: какие факты биографии скрыты, «зашифрованы» в этих строчках?

Ученики: В 1 и 2 строфах рассказывается о петербургском периоде жизни А.С.Пушкина, «младости моей мятежное течение»( с июля 1817 по май 1820 года). Зачислен в Коллегию иностранных дел вместе с Кюхельбекером и Яковлевым), туда же поступил А.С.Грибоедов. Расцвет пушкинской политической лирики ( ода «Вольность» 1817г.,

« К Чаадаеву» 1818г., « Деревня» 1819г.). Знакомство с К.Ф.Рылеевым, П.Г. Каховским, С.И. Муравьевым- Апостолом, М.Г.Бестужевым- Рюминым. Участие в деятельности «Арзамаса» и «Зеленой лампы». Бурная светская жизнь.

Ученики: 3 строфа – «Бурь порыв мятежный…» (1820г.- до лета 1824г.)- начало южной ссылки А.С.Пушкина за стихи и эпиграммы против правительственных лиц и самого Александра 1; жизнь А.С.Пушкина в Кишиневе, Одессе, увлечение Е.К.Воронцовой, конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, увлечение А.Ризнич, К.Собаньской; поэма «Цыганы», « Кавказский пленник».

4 строфа : « В глуши, во мраке заточенья…» (лето 1824г.- сент.1826г.)- перевод в Псковскую губернию, в с.Михайловское, восстание на Сенатской площади; «Борис Годунов», 3-я гл.»Евгения Онегина».

5 строфа : «Душе настало пробужденье…»( хронология совпадает с 4 строфой)- духовный рост поэта в Михайловском – изучает историю религии. Библию, много работает над собой, исправляет «недостатки проклятого своего воспитания»; встреча в «псковской глуши» с И. И. Пущиным (вспоминаем стихотворение «И.И.Пущину» ), А.Дельвигом, А.П.Керн, написание стихотворения «К ***».

6. Подведение итогов. Составление таблицы.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (под контролем учителя).

Строки их стихотворения

Основные события и произведения

Вывод: стихотворение охватывает период в жизни поэта с 1819 по 1825 г.г.

Заверши тезис: «Мне понравилось стихотворение «К***», потому что…».

8. Заключительное слово учителя.

В 1839 г. М.И.Глинка на эти стихи написал романс, который подарил своей любимой девушке Екатерине Ермолаевне, дочери А.П.Керн. Так мать и дочь вошли в бессмертие гением А.С.Пушкина и М.И.Глинки. Звучит романс.

Можно рассказать легенду о третьей встрече А.С.Пушкина и А.П.Керн , когда на улице Москвы встретились две процессии –гроб с телом А.П.Керн и памятник А.С.Пушкину.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я помню чудное мгновенье»

Стихотворение К*** «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина датируется 1825 годом. Поэт, друг Пушкина А.А.Дельвиг публикует его в «Северных цветах» в 1827 году. Это стихотворение на тему любви. Ко всему, что связано с любовью в этом мире, А.С.Пушкин относился особо. Любовь в жизни и творчестве для него была страстью, которая давала ощущение гармонии.

Полный текст стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина смотрите в конце статьи.

Стихотворение обращено к Анне Петровне Керн , молодой привлекательной женщине, которую двадцатилетний поэт впервые увидел на балу в Петербурге в доме Олениных в 1819 году. Это была мимолётная встреча, и Пушкин сравнивал её с видением божественной красавицы из прекрасного произведения Жуковского «Лалла Рук».

Проводя анализ «Я помню чудное мгновенье…» следует обратить внимание на то, что язык этого произведения необычен. Он вычищен от всякой конкретики. Можно заметить пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слёзы, жизнь, любовь. Такая перекличка «формирует смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества».

Время, когда поэт находился в южной ссылке (1823,1824 г.г.), а затем в Михайловском («в глуши, во мраке заточенья»), было для него кризисным, тяжёлым. Но уже к началу 1825 г. Александр Сергеевич справился с собой, со своими мрачными думами, и в «душе настало пробужденье». В этот период он увидел второй раз А.П.Керн, которая приехала в гости к Прасковье Александровне Осиповой, проживающей по соседству с Пушкиным, в Тригорском.

Стихотворение начинается с пересмотра событий былой давности, времени, проведенном

«В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты…»

Но годы прошли, и наступил период изгнания.

«В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви».

Депрессивное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Александр Сергеевич приходит с ощущением радости жизни.

«Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».

Что же послужило той движущей силой, с помощью которой жизнь поэта вновь обрела яркие краски? Это творчество. Из стихотворения «Вновь я посетил…» (в другой редакции) можно прочитать:

«Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой»

Что касается тематики стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», то, по мнению ряда литературных экспертов, любовная тематика находится здесь в подчинении другой, философско-психологической тематики. Наблюдение за «разными состояниями внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью» — вот главное, о чём идёт речь.

Но любовь никто не отменял. Она представлена в стихотворении масштабно. Именно любовь добавила Пушкину столь необходимых сил и украсила его жизнь. А источником пробуждения автора всё-таки послужила поэзия.

Стихотворный размер произведения – ямб. Пятистопный, с перекрёстной рифмой. Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» делится на три части. По две строфы в каждой. Произведение написано в мажорной тональности. В нем чётко звучит мотив пробуждения к новой жизни.

«Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина относится к плеяде самых популярных работ поэта. Знаменитый романс М.И.Глинки, положенный на текст «Я помню чудное мгновенье», способствовал ещё большей популяризации этого творения.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

Самым важным для легенды русской поэзии Пушкина была свобода, как в жизни, так и в творчестве. В разные годы жизни поэта, понятие свобода выступала по-своему, это отображалось в его работах. Если анализировать «вольнолюбивую лирику» Пушкина, то в ней свобода выступала новым языком, современным, в котором нет никаких границ, причем общество и политика тесно переплетались. Многие произведение на данные темы были написаны Пушкиным в период с 1817 года по 20-й год. Поэт даже пожертвовал своей второй любимой темой любви, для того, чтоб больше времени уделить теме свободы. На Пушкина во многом повлияло его окружение в те годы, которое было современным и прогрессивным.

В период жизни поэта в политике происходили изменения и к тому же начала появляется первая организованная оппозиция. Пушкин вместе с остальными людьми своего поколения имел мечту о свободном обществе, обществе в котором можно делать все что хочется, естественно в рамках закона. Свободы хотелось не только в политике, но и в духовном плане. Пушкин в своем творчестве пытался показать, что все неправомерные ограничения со стороны власти должны быть уничтожены.

Изначально в творчестве поэта, свобода — это вольность. Например, в оде «Вольность» поэт считает, что самое главное в жизни — это закон Божий. Для поэта все люди равноправные, не зависимо от социального статуса. Для Пушкина рабство это страшный грех, общество, по его мнению, должно быть очищено от него, государство должно быть свободным. Многие работы, написанные на данные темы, имели огромную популярность среди декабристов.

Когда поэт стал зрелым и повидал достаточно в жизни, то вы его творчестве понятие свободы немного меняется. Теперь Пушкин считает, что свобода — это ценность бытия. В некоторых работах этого периода поэт показывает пагубное влияние огромной власти одного человека над другими людьми. Так же для поэта свобода это вольность в поэзии. Данной теме посвящены такие работы как «Поэту» и «Поэт». Кроме этого стихотворение, которое до сих пор изучают в школах и других учебных заведениях «Я памятник себе воздвиг . ».

Во многих стихотворениях поэт ставит акцент на том, что нельзя поддаваться лести и похвале, причем обращается Пушкин к другим поэтам, художникам и деятелям искусства. Пушкин пытается донести, что нужно быть верным своим идеалам и не сворачивать с выбранного пути. Только в таком случае творчество будет по-настоящему свободным и благородным.

«Я памятник себе воздвиг…» является неким выводом, итогом творчества Пушкина. Поэт сам подводит итоги, причем не стесняясь пытается сказать то, что будет он известен на весь мир и помнить его будут как выдающегося поэта.

Тема свободы

Что же такое “свобода в лирике Пушкина”? Давайте для начала вообще расшифруем данное слово. Свобода – это действия, которые не кем не контролируются. Это то, что человек может говорить всё что хочет, и всё что захочет. Именно данная тема хорошо проявляется в лирике Пушкина. На мой взгляд это вообще одна из единственных тем, которая так нравилась Пушкину, ведь он её преподносил по истине грамотно и поучительно. Тема свобода в лирике Пушкина является одной из самых важных и актуальных тем. Ведь Пушкин себя преподносит нам себя как свободный человек. Он хочет отметить, что свобода это одна из самых интересных жизненных ценностей. Ведь без свободы не реально представить своё прошлое. Если бы мы с самых лет были введены в правила, если бы мы были введены в кучу правил связанных с ограничением и упреканием нас в чём-то, то чтобы мы делали мой дорогой друг? Мы бы не жили. Серьёзно, мы бы попросту были в страхе жить и существовать, мы бы не понимали всё суть нашей жизни, мы бы не знали что такое веселье и конечно же, что такое свобода?!

Без свободы невозможно представить нашу жизнь. Ведь наша бы жизнь без свободы стала мрачной, скучной и максимально не интересной. Согласись, жизнь наша окрашивается в зловещие тона как только мы становимся мрачными и угрюмыми, становясь мрачными и угрюмыми мы можем задеть чувства других, огорчить человека попросту и сами мы этого конечно не заметим, ведь мы не замечаем своих так сказать косяков, когда мы находимся в таком ужасном по истине состоянии.

В стихах Пушкина в 1817 годах можно было увидеть, как свобода становиться жизненной ценностью. Свобода даже в каком-то аспекте может стать похвальным словом. А точнее она стало им, именно в те времена. Свободой оценивалась наша жизнь, она должна была быть интересным таким наукам как история и общество. Свобода – это ценность человека, это высшая спутница нашей жизни, которая всегда с нами!

Есть такие некие жанры свободы. Например, свобода в произведении Пушкина “Кинжал”. Как говорилось в произведении, она является тайным стражем свободы. Так же во многих произведениях Пушкина были обоснованы такие факты как произведения, которые пронизывают мотив свободы. Чем же являлась по сути свобода для Пушкина в те времена? Она являлась чем-то особенным. Ведь свобода для него была неким политическим символом.

В 20-е и 30-е годы свобода являлась личной независимостью. Это было достоинство каждого человека.

3 вариант

Почему Пушкина так волнует тема свободы? Возможно, потому что когда-то его предка просто подарили русскому царю ещё ребёнком. Колокол свободы стучит в его сердце.

Пушкин разделял идеи декабристов, хоть и не вышел с ними на Сенатскую площадь в морозном декабре 1825 года. Чтобы поддержать друзей хотя бы морально, он пишет своё знаменитое стихотворение. В далёкую заснеженную Сибирь одна из жён декабристов, которая отправляется к своему мужу, привозит это послание от поэта. Это стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

Также этому событию в жизни России, и в жизни Пушкина посвящены стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю». Поэта ссылают под домашний арест в родовое имение Михайловское. Ода «Вольность» была написана ещё юном возрасте, которому свойственен максимализм. Поэтому, Пушкин не боится открыто выражать свои мысли о свободе.

Он недоволен, как правит Александр I. Нет, он не против царя. Он против его методов правления. Пушкин наивно полагает, что царь должен править справедливо и мудро, как того требуют принятые законы. Если он этого не будет делать, то жестоко за это поплатится. Можно сказать, что это явный призыв к свержению царя.

В молодые годы он готов служить на благо России и посвятить ей свои порывы. В стихотворении есть красивая строка «звезда пленительного счастья». Она взойдёт после того, как будет свергнуто самодержавье. А на его обломках напишут имена всех борцов за свободу. Каким же молодым и наивным он был! Свергнуть царя не так-то просто.

Декабристы рискнули и поплатились за это своими жизнями и свободой. Пушкин считает, что их труд, а главное – идеи и благородные порывы, упадут на благодатную почву и дадут всходы. Ведь на свободе остались их друзья и последователи. Поэт как будто прозрел. Это уже не тот юноша-максималист. Теперь он считает, что свободой надо дорожить. Её невозможно подарить.

Декабристы разбудили Россию. Поэт решает по-своему продолжить дело своих друзей, находящихся в ссылке. Он будет нести людям идеи декабристов через свою поэзию. Слово в умелых руках превращается в сильное оружие. Им можно убить, а можно и спасти. А можно повести за собой людей.

Пушкин хочет свободы творчества, отмены цензуры. За честно высказанные мысли поэта могут отправить в ссылку в родовое имение или на Кавказ. Правду никто не любит. А царь тем более. Ведь он сам понимает, что нарушает закон.

Нет, Пушкин не занимался агитацией. В своих стихотворениях он писал про несправедливость царского режима. Про то, что человека лишают свободы только за то, что он не врёт, честно высказывает свою точку зрения. Ему не нравится жить в стране, где господствует крепостное право, где деньги и связи вершат правосудие. А законы не работают, им никто не подчиняется. Люди должны быть равны перед законом.

Венцом свободолюбивой лирики Пушкина является стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Где есть строка о том, что в эпоху правления жестокого и деспотичного тирана Александра I он восславлял, как умел, свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Свобода в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Как часто мы слышим, что нужно питаться правильно? Об этом твердят нам родители, тренера и даже учителя. Но на самом деле, что такое правильное питание? И на сколько оно важно в действительности?

Русский художник Волков Ефим, является довольно незаурядным мастером холста и кисти. Его работы по – своему всегда выходили уникальными. Сам художник родился в городе Петербург в 1844 году.

Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам.

Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом, он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая

Сергей Аксаков написал чудесную и добрую сказку «Аленький цветочек». В основном в произведении идет речь о любви. Главными героями является купец и его дочки. Мужчина очень сильно любит своих девочек.

Сочинение: Свобода и любовь в лирике Пушкина 2

Свобода и любовь в лирике Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

8 октября 1824 г. Пушкин писал В.Ф. Вяземской из Михайловского в Одессу: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова — думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства. »

В стихотворении «К морю» чувства поэта не так мучительны. Почему же? Ведь ему близка «свободная стихия», а прощание неизбежно. Море притягательно для поэта своей одушевленностью, разнообразием жизни. Оно блещет «гордою красой», но шум его в прощальный час напоминает «друга ропот заунывный» и «зов его». Величие, «торжественная краса», мощь и сила, которыми наделено море, противостоят состояниям и судьбе поэта. Он «тихий и туманный», он «окован», море — своенравно и неодолимо. Море зовет поэта возможностью восторга, полета, разнообразия («поэтический побег»), «Брег» скучен именно оттого, что «неподвижный». Почему же поэт «у берегов остался»?

М. Цветаева, передавая свои детские впечатления об этом стихотворении Пушкина, писала: «Но самое любимое слово и место в стихотворении:

Вотще рвалась душа моя!

Вотще — это туда, а могучей страстью — к морю, конечно. Получалось, что именно из-за такого желания туда Пушкин и остался у берегов. Почему же он не поехал? Да потому, что могучей страстью очарован, так хочет — что прирос! И со всем весом судьбы и отказа:

У берегов остался я».

И рассказав о том, как разочаровало реальное море после стихии пушкинского стиха, Цветаева уже взрослым своим сознанием подтверждает: «К морю» было еще и любовь моря к Пушкину: море — друг, море, зовущее и ждущее, море, которое боится, что Пушкин забудет, к которому, как живому, Пушкин обещает вернуться. Море — взаимное, тот единственный случай зависимости, до краев и через морской край наполненной, а не простой, как счастливая любовь. Такое море — мое море — море моего и пушкинского. «К морю» могло быть только на листке бумаги — и внутри. И еще одно: пушкинское

море было — море прощания. Мое море пушкинской свободной стихии — было море последнего раза, последнего глаза».

Но в стихотворении море и поэт не сближены совершенно. «Певцом» моря оказывается Байрон:

. Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим.

Пушкин не своенравен, как море, по прихоти хранящее или губящее корабли, не неукротим, как Байрон. Он предан чувству, «могучей страстью очарован». У берегов поэта удерживает не только любовь, но и бесцельность пути:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Гении свободы, воин и поэт, Наполеон и Байрон, погибли (хотя один угас, другой «умчался», «как бури шум»), «мир опустел», море стало «пустыней». Побег тоже невозможен, потому что свободы нет нигде, она неосуществима:

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

«Могучей страстью» поэт не закован — «очарован». Пушкин не считает ее пленом. Это не «прежних лет безумная любовь», как в «Погасло дневное светило. ». Это взгляд на море с берега, к которому тогда поэт не пристал, с которого теперь — не сошел. Свобода при всей ее притягательности оказывается не высшей ценностью, как у романтиков. Чувство, преданность для Пушкина более могущественная стихия. И в этом его отход от романтизма. В конце стихотворения звучит не отчаяние, а благодарение.

В элегии «К морю» столкнулись романтическое желание свободы, безграничного движения, которое возможно для моря — стихии природной, и трезвое сознание того, что человек живет по другим законам. Преодоление трагедии для Пушкина здесь возможно потому, что человеку даны верность, память, чувство, наконец, внутренняя свобода:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

У Пушкина не отняли моря, прощание не может его отнять, ибо красота в душе человеческой не умирает.

Свобода и любовь не только чувства, соперничающие в сердце человека. Любовь для поэта тоже свобода, ибо нет ей границ. Прочтите «Заклинание», написанное в 1830 г. Даже смерть возлюбленной не может остановить в нем любви. И читая стихотворения Пушкина о любви, мы видим благородство, искренность, неистребимость его чувств. Красота для поэта — «святыня» («Красавица»), он беззащитен перед красотой, его сердце на нее отзывается восторгом, и он напрасно удерживает себя от восхищения («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу. »). Однако это не ветреность. Для Пушкина нет большего преступления, чем игра в чувство. И хотя не может уберечь талисман, подаренный «волшебницей», «от недруга, от могилы», хотя «в бурю, в грозный ураган» не убережет головы влюбленного и не даст ему ни богатства, ни славы, ни встречи с родиной, в нем есть «таинственная сила»:

Но когда коварны очи

Очаруют вдруг тебя

Иль уста во мраке ночи

Поцелуют не любя, —

Милый друг! от преступленья,

От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман.

Попробуем задуматься над тем, как меняется образ любви в лирике Пушкина. В Лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «К Морфею», 1816). В «Желании» он пишет:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы, любовь уподобляется вдохновению творчества («Редеет облаков летучая гряда. », 1826; «Ночь», 1823). Стихотворения 1825 г. «Сожженное письмо» и «Я помню чудное мгновенье. » открывают любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца. Почему любовь Пушкин называет «чудным мгновеньем»? При всей хрупкости ее облика («мимолетное виденье», «голос нежный») любовь оказывается не убитой ни томленьями «грусти безнадежной», ни «тревогой шумной суеты». Двойные усиления эпитетов помогают Пушкину передать тяжесть обстоятельств, внешних и внутренних, противостоящих любви, но не стирающих ее. Однако время, бури века оттесняют любовь, ведут к забвению. Повторы стихотворения подчеркивают это удаление любви («милые черты» стали «небесными»). Безжизненность ссылки, «мрак заточенья», казалось, убили любовь. Но она воскресает снова и ведет к чувствам, незримо более сильным, чем прежние. Не «томленья грусти безмятежной», а «упоенье» полнотой жизни приходит к поэту. Мгновение оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее мятежного порыва бурь. И в этом для Пушкина чудо любви, с которой вместе «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы. ». Сам поэт, по словам А.П. Керн, сильно смутился, когда из главы «Онегина», которую Пушкин дарил Анне Петровне при прощании, выпал листок со стихотворением.

Посмотрите на портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее. В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину, с волосами цвета ржи, чуть наивными голубыми глазами, полными плечами. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства.

Тема свободы в лирике Пушкина: сочинение. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина

Вариант 2

Если речь заходит о русской поэзии, то в итоге разговор, непременно, сводится к самому известному представителю этого направления – Александру Сергеевичу Пушкину. Это был действительно сильный поэт. Недаром век, в который он творил, и поныне считается веком Пушкина, Золотым веком поэзии. Александр Сергеевич написал невероятно большое количество действительно красивых, воодушевляющих, побуждающих к действиям, стихов. Особое место, как и в творчестве каждого поэта, у Александра Сергеевича занимают стихи, основной темой которых является свобода, стремление к воле. Да и вообще, у любого поэта в творчестве прослеживается красной нитью эта линия, если он истинный творец слова.

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит много стихов, посвященных теме свободы. Взять, к примеру, оду под названием «Вольность», написанную в 1817 году. Сотворил это поэт, будучи на старте своего творчества. В ней автор присягает в верности общественной идее и возвышает закон Божий. В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин следует правилам классицизма, он применяет такой прием, как одушевление абстрактных понятий. Ода насыщена большим количеством архаизмов, а также риторическими оборотами, вопросами. Пушкин призывает подчиняться Божьему закону всех: и царей, и поэтов, и народ. По сравнению с Радищевым, поэт не поднимает народ к свержению действующей власти, а при помощи аллегории описывает все преимущества конституционной монархии.

Еще одним довольно известным стихотворением Александра Пушкина является «К Чаадаеву». Написано это произведение в форме обращения к реально существовавшему другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В этом случае автор отступил от канонов классицизма и повел себя более вольно. Пушкин выступил в роли новатора, соединив личные мотивы с гражданскими. А еще были сравнены гражданские мотивы с любовными.

«Деревня» — очередное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное деревне, народу. При этом в нем прослеживается тема рвения к свободе. В этом стихотворении поэт выступает против крепостного права. «Деревня» делится на две части, первая из которых напоминает по типу написания и философским рассуждениям элегию. Мирная жизнь, прелестное единение с природой – вот, что описано в этой части «Деревни». Во второй части Александр Сергеевич выражает свои надежды, что народ когда-нибудь станет вольным, избавится от гнета царя. Автор обращается к монарху, чтобы тот поменял что-то, внес какие-то реформы в пользу крестьян, как-то облегчил им жизнь.

Три выше описанных стихотворения – одни из самых известных поэтических творений Александра Сергеевича, посвященных теме воли и свободы.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина


Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина

10 класс группа №3

Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. Поэт прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Большинство стихотворений, посвященных свободе были написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживающиеся самых прогрессивных взглядов, и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.

В послелицейский период Пушкин пишет программное стихотворение-оду «Вольность», одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина.Рабство противно поэту, и он мечтает видеть свою страну свободной. Это стихотворение создавалось под влиянием декабристов и отражает их идею договора между властью и народом

Пушкин считает, что все люди изначально равны перед Высшим законом, и знать и рабы-крепостные, а любое беззаконие приводит к трагедии. Поэт призывает царей подчиниться закону. Но Пушкин не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит о преимуществах конституционной монархии.

Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.

Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Отрывки из оды А.С.Пушкина “Вольность”

Особую роль в формировании мировоззрения поэта сыграли лекции Куницына о «естественном праве» каждого человека на свободу и равенство. В стихотворении «Лицинию» звучит главная идея всего творчества Пушкина- протест против рабства. Некий гражданин пишет письмо своему другу Лицинию, в котором призывает его удалиться из рабствующего города в деревенскую тишину. Попутно он разоблачает нравы императорского Рима и осуждает граждан, утративших гордость. В финале стихотворения лирический герой доказывает, что рабство губит целые государства: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён».

Алекса́ндр Петро́вич Куни́цын-русский
юрист, профессор.В 1811—1820 годах преподавал в Царскосельском лицее нравственные, политические и юридические науки. пушкин писал:
Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Но мысль ужасная здесь душу омрачает Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Отрывки из стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”

Идеал общества живущего под властью закона проповедуется и в стихотворении «Деревня». В первой части стихотворения нарисован мирный сельский пейзаж, противостоящий порочному городу. А во второй части автор рисует позорные картины «барства дикого» и «рабства тощего».

В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания

Одна из составляющих свободы для Пушкина – это свобода поэтического слова. Немало стихотворений посвятил Пушкин этой теме. Одно из них — «Я памятник себе воздвиг…». В этом стихотворении Пушкин как бы подводит итог всей своей деятельности. Автор без ложной скромности пророчит себе мировую известность, признание и любовь среди простых людей потому, что его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и прославлял «жестокий век свободу».

Спасибо за внимание!

Образец 4

Свобода, была очень значима для Пушкина, не только для его личной жизни, но и для творчества. Которому он и посвятил свою жизнь. На протяжении его жизни, понятие свободы было не однозначно. С каждым прожитом годом поэт, понимал ее совершенно по разному. Это было заметно по эго работам. Проанализировав, свободолюбивую лирику Александра Сергеевича, становится понятно, что тема свободы выражена абсолютно различным языком. Несмотря на то, что общество и политика были переплетены между собой, свобода была безграничной и современной.

В период с 1817-20годы, на тему свободы А.С. Пушкиным, было написано очень большое количество произведений. Пушкин даже готов был пожертвовать своей любимой любовной тематикой, дабы уступить место свободе. Именно в эти года, на поэта так повлияло его окружение, которое отличалось своей прогрессивностью о современностью.

Александр вместе с тем поколением в котором жил мечтал о свободе, об обществе в котором можно было позволить себе все что угодно. Разумеется в рамках законности. Но свободы им хотелось не только в политическом плане но и в духовном. Своими произведениями писатель хотел донести, что неправомерные ограничения со стороны государства должны убрать.

В некоторых произведениях этого автора, свобода была преподнесена как вольность. Например в произведении «Вольность» Пушкин предполагает, что в жизни нет ни чего важнее Божьего закона. Для него каждый человек был равноправен другому, несмотря на его статус и положение в обществе. Рабство он считал огромным грехом, общество в котором н жил должно быть защищено он рабства. Среди декабристов были очень популярны его произведения на данную тематику.

С возвратом, писатель повидавший жизнь, понимает свободу совершенно иначе. Ценность бытия теперь считалось для него свободой. Он показывает в своих произведениях, как власть одного человека имеет пагубное воздействие на других людей. Вольность в поэзии, так же считалось для Александра Сергеевича свободой.

В некоторых произведениях этого поэта, он ставит акцент на том, что человек не должен поддаваться лести. Он хотел донести что человек должен быть верен своим собственным идеалам. И не должен сворачивать с пути который он себе выбрал.

Пушкин не мог представить свою жизнь без свободы. Для него, жизнь была бы скучной и мрачной. Одно из самым известных произведений этого великого русского поэта было произведение «Я памятник себе воздвиг…». По сути это было итогом творчество поэта, а само произведение выводом. Он абсолютно без стеснения подводил итоги. Он говорил о том что будет известен на весь мир, и каждый будет вспоминать его как выдающегося писателя.

Другие сочинения: ← Мой любимый литературный герой Татьяна (из Евгения Онегина)↑ ПушкинАнализ Сказки о попе и о работнике его Балде →

Тема свободы

Что же такое “свобода в лирике Пушкина”? Давайте для начала вообще расшифруем данное слово. Свобода – это действия, которые не кем не контролируются. Это то, что человек может говорить всё что хочет, и всё что захочет. Именно данная тема хорошо проявляется в лирике Пушкина. На мой взгляд это вообще одна из единственных тем, которая так нравилась Пушкину, ведь он её преподносил по истине грамотно и поучительно. Тема свобода в лирике Пушкина является одной из самых важных и актуальных тем. Ведь Пушкин себя преподносит нам себя как свободный человек. Он хочет отметить, что свобода это одна из самых интересных жизненных ценностей. Ведь без свободы не реально представить своё прошлое. Если бы мы с самых лет были введены в правила, если бы мы были введены в кучу правил связанных с ограничением и упреканием нас в чём-то, то чтобы мы делали мой дорогой друг? Мы бы не жили. Серьёзно, мы бы попросту были в страхе жить и существовать, мы бы не понимали всё суть нашей жизни, мы бы не знали что такое веселье и конечно же, что такое свобода?!

Без свободы невозможно представить нашу жизнь. Ведь наша бы жизнь без свободы стала мрачной, скучной и максимально не интересной. Согласись, жизнь наша окрашивается в зловещие тона как только мы становимся мрачными и угрюмыми, становясь мрачными и угрюмыми мы можем задеть чувства других, огорчить человека попросту и сами мы этого конечно не заметим, ведь мы не замечаем своих так сказать косяков, когда мы находимся в таком ужасном по истине состоянии.

В стихах Пушкина в 1817 годах можно было увидеть, как свобода становиться жизненной ценностью. Свобода даже в каком-то аспекте может стать похвальным словом. А точнее она стало им, именно в те времена. Свободой оценивалась наша жизнь, она должна была быть интересным таким наукам как история и общество. Свобода – это ценность человека, это высшая спутница нашей жизни, которая всегда с нами!

Есть такие некие жанры свободы. Например, свобода в произведении Пушкина “Кинжал”. Как говорилось в произведении, она является тайным стражем свободы. Так же во многих произведениях Пушкина были обоснованы такие факты как произведения, которые пронизывают мотив свободы. Чем же являлась по сути свобода для Пушкина в те времена? Она являлась чем-то особенным. Ведь свобода для него была неким политическим символом.

В 20-е и 30-е годы свобода являлась личной независимостью. Это было достоинство каждого человека.

Сочинение на тему “Свобода в лирике Пушкина”

«Восславил я Свободу. »
(Тема свободы в лирике А. С. Пушкина)

Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется его личность, богатство внутреннего мира. Откликаясь на многообразие окружающего мира, желая понять внутреннюю красоту человека, пушкинская лирика вобрала в себя множество тем и мотивов.

Ключевым понятием поэтических произведений Пушкина является слово «свобода». Эволюция употребления этого слова и самой темы в лирике показывает, как формируется поэтический мир Пушкина.

В ранних поэтических произведениях «свобода» отражает вольнолюбивые стремления, политическую независимость. О том, что значит это слово для молодого поэта, говорит сожаление Пушкина по поводу цензурного запрета на строки «Вольнолюбивые надежды оживим. » из послания к Чаадаеву (1821). Поэт убежден, что слово «вольнолюбивые» «хорошо выражает» нынешнее стремление к свободе в обществе. Именно в таком смысле прочитывается это понятие в произведениях «Лицинию», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал».

Неотделима политическая независимость и от личной свободы. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Свободы сеятель пустынный. », «К морю», «Я вас любил: любовь еще, быть может. ».

Кризис политических надежд, произошедший с Пушкиным в 1823 году, придает понятию свободы полемический характер. Нередко возвышенное чувство свободы контрастирует с мыслями о нежелании и невозможности людей обрести внутреннюю свободу:

Однако пушкинская лирика всегда проникнута верой в лучшее, именно поэтому в стихотворении «Птичка» звучат ноты надежды:
Я стал доступен утешенью,
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я смог свободу даровать!

Трагические ноты возникают у поэта параллельно свободолюбивым настроениям. В стихотворении «К морю» идеалом свободы выступает морская стихия. Море символизирует мятежную свободу, выступая в тесной связи с образами Наполеона, Байрона и самого лирического героя. По-разному они соотносятся в сознании поэта и с понятием свободы. Если французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то английский поэт — певец свободы, погибший, ею «оплаканный». Для лирического героя, как и для Пушкина, личная свобода — это единственная возможная форма существования, и поэтому так уверенно звучит его признание в минуты прощания:

Понятие личной свободы у Пушкина неотделимо от уважения независимости другого человека, прежде всего любимого.

Независимость «от царя», «от народа», личная свобода для художника соединяются в понимании свободного творчества. В «Разговоре книгопродавца с поэтом» на вопрос, обращенный к поэту, что изберет он, «оставя неизменный свет, / И муз, и ветреную моду», он гордо отвечает: «Свободу». О свободе творческой личности говорит Пушкин в лирических произведениях «К Н. Я. Плюсковой», «Из Пиндемонти», «Поэту», призывая идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»:

Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать.
( «Из Пиндемонти» )

Понимание «иной», «тайной», «лучшей» свободы приводит поэта к философскому осмыслению этого состояния человека. И прежде всего Пушкин размышляет в стихотворении «Анчар» о рабстве как антитезе свободе. Создавая картину-символ, несущую в себе притчевое начало, художник размышляет о роли зла в человеческой жизни и приходит к неприятию ни раба, ни господина.

Непреходящая ценность свободы для человека обретает особый смысл в итоговых произведениях поэта («Пора, мой друг, пора. », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »).
«На свете счастья нет, а есть покой и воля. » В этих словах — простота и глубина мудрости Пушкина. Видимо, предчувствуя скорую кончину своего земного существования, поэт желал найти покой в дальней обители «трудов и чистых нег». Словно развивая эту поэтическую мысль, Пушкин в стихотворении-завещании пишет:

3260. Тема Свободы в лирике Пушкина 9 класс сочинение Русский язык

Сочинение — Тема Свободы в лирике Пушкина. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Тема свободы является одной из ведущих тем в произведениях Пушкина. В разные периоды творчества поэта его представление о свободе менялось. В Петербургский период Пушкиным было написано множество свободолюбивых стихотворений, в которых он отрицал ограничения, касающиеся гражданской жизни человека. В стихотворениях этого периода поэт критикует крепостничество и абсолютную монархию. Он считает, что все люди одинаково равны перед законом, а следовательно, не может быть ни рабов, ни всевластных монархов. К примеру, в своей оде «Вольность», поэт желает, чтобы царь подчинялся законам, что является отсылкой к конституционной монархии.

Постепенно Пушкин отходит от идеи гражданской свободы к идее свободы романтической, которая выявляется у него даже стилистически. Таково, например, стихотворение «Узник», где мы можем наблюдать все традиционные символы простора: горы, море, ветер, и даже птица-орёл символизирует свободу в противовес томящемуся в несвободе узнику.

Далее Пушкин переходит к мотиву свободы творческой, которая заключается в возможности самовыражения. Как мы знаем, ни о какой свободе слова в то время речи не шло, и многие произведения не пропускали в печать, а за некоторые из них людей наказывали ссылками.

Не обошла эта участь стороной и Пушкина. Он желал полной свободы для творчества, чтобы никто не мог сдерживать творческих порывов, мешать творческому процессу. Пушкин считает поэта независимым лицом, для которого не может быть судей, который волен говорить священную правду. Но речь в произведениях Пушкина на этом этапе уже идёт и о внутренней, о духовной свободе личности. Он понимает, что не должен зависеть от толпы, что не толпа должна выносить ему и его творчеству приговор. Лишь сам поэт может судить себя, а потому творить он должен так, как сам считает нужным и правильным, даже если этого не поймут и не оценят люди. Он стремится избавиться от зависимости поэта от толпы. Ярким примером взглядов Пушкина этого периода может послужить стихотворение «Из Пиндемонти», где он прямым текстом говорит, что поэту следует «…никому/Отчета не давать, себе лишь самому/Служить и угождать…».

Таким образом, содержание темы свободы в творчестве поэта менялось на протяжении всей жизни Пушкина, но эта тема продолжала оставаться при этом одной из главных и ведущих тем, которая трогала сердце и ум Пушкина и находила своё отражение в его лирике.

Вариант 2

Если речь заходит о русской поэзии, то в итоге разговор, непременно, сводится к самому известному представителю этого направления – Александру Сергеевичу Пушкину. Это был действительно сильный поэт. Недаром век, в который он творил, и поныне считается веком Пушкина, Золотым веком поэзии. Александр Сергеевич написал невероятно большое количество действительно красивых, воодушевляющих, побуждающих к действиям, стихов. Особое место, как и в творчестве каждого поэта, у Александра Сергеевича занимают стихи, основной темой которых является свобода, стремление к воле. Да и вообще, у любого поэта в творчестве прослеживается красной нитью эта линия, если он истинный творец слова.

Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит много стихов, посвященных теме свободы. Взять, к примеру, оду под названием «Вольность», написанную в 1817 году. Сотворил это поэт, будучи на старте своего творчества. В ней автор присягает в верности общественной идее и возвышает закон Божий. В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин следует правилам классицизма, он применяет такой прием, как одушевление абстрактных понятий. Ода насыщена большим количеством архаизмов, а также риторическими оборотами, вопросами. Пушкин призывает подчиняться Божьему закону всех: и царей, и поэтов, и народ. По сравнению с Радищевым, поэт не поднимает народ к свержению действующей власти, а при помощи аллегории описывает все преимущества конституционной монархии.

Еще одним довольно известным стихотворением Александра Пушкина является «К Чаадаеву». Написано это произведение в форме обращения к реально существовавшему другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В этом случае автор отступил от канонов классицизма и повел себя более вольно. Пушкин выступил в роли новатора, соединив личные мотивы с гражданскими. А еще были сравнены гражданские мотивы с любовными.

«Деревня» — очередное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, посвященное деревне, народу. При этом в нем прослеживается тема рвения к свободе. В этом стихотворении поэт выступает против крепостного права. «Деревня» делится на две части, первая из которых напоминает по типу написания и философским рассуждениям элегию. Мирная жизнь, прелестное единение с природой – вот, что описано в этой части «Деревни». Во второй части Александр Сергеевич выражает свои надежды, что народ когда-нибудь станет вольным, избавится от гнета царя. Автор обращается к монарху, чтобы тот поменял что-то, внес какие-то реформы в пользу крестьян, как-то облегчил им жизнь.

Три выше описанных стихотворения – одни из самых известных поэтических творений Александра Сергеевича, посвященных теме воли и свободы.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение он посвятил лучшие свои произведения: «Вольность», «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине Сибирских руд…». В этих стихотворениях прослеживается пушкинское понимание событий тех времен и его нескрываемая ненависть к тиранам.

Свободолюбивые мысли Пушкин формулирует в оде «Вольность», написанной сразу после завершения обучения в лицее в 1817 году. В ней он высказывает недовольство правящим монархом. Он возмущен:

«Стоите выше Вы народа, но вечный выше Вас закон».

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.

А.С. Пушкин с лицейских лет дружил с декабристами. Спустя год после сочинения оды «Вольность», он пишет замечательное произведение, адресованное одному из своих друзей – стихотворение «К Чаадаеву». Мотивы произведения те же – свободолюбие. Уже смелее звучит протест против монархии и уверенность в неминуемом исходе:

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Спустя шесть лет Пушкин пишет еще одно вольнодумное произведение – стихотворение «К морю». Море здесь символ свободы. В противовес свободе — берег, где царствует рабство. Оно пронизано грустью автора, от того, что все написанное им ранее не дошло до царя, восстание декабристов подавлено. Пушкин видит выхода и, прощаясь со стихией, остается лишь с мечтой о свободе.

По прошествии трех лет поэт пишет к отбывающим ссылку своим друзьям не менее «громкое» произведение «Во глубине Сибирских руд…». Он не предал их дело, дело не погибло. Весь текст пронизан вновь обретенной уверенностью в неминуемом торжестве свободы. Именно ей Пушкин теперь дорожит, как ничем.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Переосмыслив годы событий, Пушкин почувствовал в себе пророка, осознал силу слова. У поэта всегда остается возможность воспевать волю, клеймить рабство и беззаконие. Пушкин продолжил дело декабристов. Все его произведения полны любовью к свободе и справедливости. Тема свободы для Александра Сергеевича приобретает особую ценность. Она прошла красной линией через всю его лирику. Воспевание свободы автор считает своей заслугой и, подводя итог творчества, в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» пишет: «…в мой жестокий век восславил я свободу…».

Образец 4

Свобода, была очень значима для Пушкина, не только для его личной жизни, но и для творчества. Которому он и посвятил свою жизнь. На протяжении его жизни, понятие свободы было не однозначно. С каждым прожитом годом поэт, понимал ее совершенно по разному. Это было заметно по эго работам. Проанализировав, свободолюбивую лирику Александра Сергеевича, становится понятно, что тема свободы выражена абсолютно различным языком. Несмотря на то, что общество и политика были переплетены между собой, свобода была безграничной и современной.

В период с 1817-20годы, на тему свободы А.С. Пушкиным, было написано очень большое количество произведений. Пушкин даже готов был пожертвовать своей любимой любовной тематикой, дабы уступить место свободе. Именно в эти года, на поэта так повлияло его окружение, которое отличалось своей прогрессивностью о современностью.

Александр вместе с тем поколением в котором жил мечтал о свободе, об обществе в котором можно было позволить себе все что угодно. Разумеется в рамках законности. Но свободы им хотелось не только в политическом плане но и в духовном. Своими произведениями писатель хотел донести, что неправомерные ограничения со стороны государства должны убрать.

В некоторых произведениях этого автора, свобода была преподнесена как вольность. Например в произведении «Вольность» Пушкин предполагает, что в жизни нет ни чего важнее Божьего закона. Для него каждый человек был равноправен другому, несмотря на его статус и положение в обществе. Рабство он считал огромным грехом, общество в котором н жил должно быть защищено он рабства. Среди декабристов были очень популярны его произведения на данную тематику.

С возвратом, писатель повидавший жизнь, понимает свободу совершенно иначе. Ценность бытия теперь считалось для него свободой. Он показывает в своих произведениях, как власть одного человека имеет пагубное воздействие на других людей. Вольность в поэзии, так же считалось для Александра Сергеевича свободой.

В некоторых произведениях этого поэта, он ставит акцент на том, что человек не должен поддаваться лести. Он хотел донести что человек должен быть верен своим собственным идеалам. И не должен сворачивать с пути который он себе выбрал.

Пушкин не мог представить свою жизнь без свободы. Для него, жизнь была бы скучной и мрачной. Одно из самым известных произведений этого великого русского поэта было произведение «Я памятник себе воздвиг…». По сути это было итогом творчество поэта, а само произведение выводом. Он абсолютно без стеснения подводил итоги. Он говорил о том что будет известен на весь мир, и каждый будет вспоминать его как выдающегося писателя.

Читайте также:
Типичность личности Онегина в одноименном романе Пушкина: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: