Анализ стихотворения Пушкина Деревня: сочинение

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин) открывает читателям в авторе художника и борца за свободу. История создания этого произведения непростая. Написано оно в 1819 году, когда в России остро стоял крестьянский вопрос. Пушкин в это время увлекается революционными идеями декабристов, его взгляды на общественный строй такие же революционные, но пока еще поэт не попал в опалу Александра I, поэтому император одобряет «Деревню». Но опубликовать стихотворение в тот же год не получилось, а после декабристского восстания деятельность поэта была под жестким контролем власти. Впервые свет увидел анализируемое произведение только в 1826 году с внесенными поправками и под названием «Уединение». Сегодняшний же вариант был опубликован уже 1829 году, тогда же вернулось к нему и первоначальное название.

Пушкин всей душой болел за простых крестьян, столетиями притесняемых помещиками. В начале 19 века многие писатели касались темы крепостничества в своем творчестве. Не смог обойти стороной ее и Пушкин. И «Деревня» — далеко не единственное произведение, раскрывающее тему несправедливости власти по отношению к народу. Будь то власть императора или помещика, который с молчаливого согласия монарха творил произвол над своими крестьянами. Пушкин раскрывает главную тему через тему природы, тему творчества и проблемы невежества русского человека. Основная же мысль стихотворения заключается в том, чтобы показать, что именно крепостной строй тормозит Россию в развитии. Ведь помещики, пользуясь богатствами земли, разоряют ее из-за своего невежества, угнетают народ, который, в свою очередь, такой же невежественный, потому что ему не дают возможности развиваться.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, а его композицию можно разделить на две части, противоположные по эмоциональной и смысловой составляющим.

В первой части автор восхищается деревенскими пейзажами и наслаждается состоянием покоя и умиротворения, которого поэту так не хватало, когда он жил в городе. Мы читаем эти строки, и перед глазами возникают картины неспешной сельской жизни: раскиданные крестьянские «хаты» вдали, сад, который дает прохладу в жаркий день, ручьи, «лазурные равнины», поля, стада, мельницы, рыбак на берегу. Автор называет эти картины неподвижными, наверное, потому, что жизнь в деревне протекает неспешно, и порой кажется, что она совсем застыла.

На самом деле есть и в деревне своя динамика. Только деревня живет в одном ритме с природой. Здесь более естественная среда для человека. Поэтому и работается, и отдыхается в деревне легче.

Для Пушкина деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Поэт целиком отдается упоению тишиной и забвению. Здесь во всем гармония, поэтому и вдохновение Пушкина посещает чаще.

Но Пушкин не только создает прекрасные картины природы, но противопоставляет деревню городу. Для него это два совершенно разных мира. В городе автор был будто бы скован «суетными оковами», стал заложником общественного мнения. Деревня же дает ему все, что нужно для спокойной и безмятежной жизни.

Совсем другим настроением окрашена вторая часть стихотворения. Ее открывает противительный союз «но», который сразу дает понять читателям, что чем-то душевная гармония лирического героя нарушена и в деревне:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Невежами поэт называет помещиков, которые присвоили себе труд земледельца. Истинным же хозяином земли поэт считает крестьян. Это они возделывают поля, они отдают себя работе на земле. «Барство дикое» — так называет поэт помещиков и всех, кто потворствует рабству. Поэт считает это незаконным, хотя в действительности крепостничество было разрешено. Но не о том законе говорит лирический герой. Он говорит о законе Божьем. Это против него идет власть.

Пушкин сочувствует нелегкой крестьянской жизни. Ему невыносимо больно за то, что юные девушки «цветут» лишь для удовлетворения барской прихоти, ими пользуются, как вещью. Жаль поэту и молодых и крепких юношей, которые вынуждены потратить свое здоровье, ломая спину ради благополучия барина, и ждет их только участь «измученных рабов».

В основе второй части тоже лежит антитеза. Автор противопоставляет «барство дикое» «рабству нищему». И та и другая социальная прослойка прозябает в невежестве, но разница лишь в том, что крестьянский талант задушен уже в самом его зародыше. А вот барство добровольно отказывается от внесения вклада в просвещение русского человека.

Читайте также:
Жизнь Пушкина в период «каменного» режима Николая I: сочинение

Последние строки больше похожи на мольбу лирического героя. В них он выражает надежду на то, что когда-то придет конец рабству народа, вот только увидит ли он это, доведется ли автору увидеть свободного крестьянина?

Пушкин щедро снабдил стихотворение средствами художественной выразительности. Метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» и эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы» в основном служат автору для передачи настроения автора и его отношения к проблеме.

«Деревня» — это боль поэта за судьбу русского человека, выраженная в прекрасных стихах. Крепостной строй официально отменен уже больше ста лет назад, но думаю, что и сейчас бы Александр Сергеевич вряд ли смог бы сказать, что его мечта сбылась. Наверное, поэтому оно не теряет своей популярности до сих пор.

Анализ по плану стихотворения Александра Пушкина «Деревня»

В своём произведение поэт затронул темы, которые касаются непосредственно его творчества. Автор описывает красоту природы, свободолюбие, но в то же время не упускает из виду бедных крестьян, которые столкнулись с социальной несправедливостью. Об этом и повествует в своём произведении «Деревня» Пушкин. Анализ стихотворения по плану поможет кратко понять основную мысль, которую заложил в него автор, и подготовиться к сочинению по литературе в 9 классе.

  1. План анализа
  2. История создания
  3. Тема произведения
  4. Основная мысль и проблематика
  5. Композиция стихотворения
  6. Жанр, направление и размер
  7. Средства художественной выразительности

План анализа

Прежде чем начать разбирать произведение, следует составить план анализа, который поможет читателю при подготовке к уроку литературы. В нём отображены важные моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. История написания. Эта часть анализа подразумевает под собой описание того, что подтолкнуло автора на создание своего произведения и дату.
  2. Тема. Разбор того, о чём произведение, его ключевые моменты.
  3. Основная мысль и проблематика. В этой части нужно объяснить, что пытался донести писатель до читателей.
  4. Композиция. Описание составляющих, которые образуют целостную картину произведения.
  5. Жанр, направление и размер.
  6. Средства художественной выразительности. Разбор того, какие тропы использовал автор и что пытался при помощи их передать.

История создания

В начале XIX века многие авторы в своём творчестве поднимали тему жизни крестьян. Тогда власти начали получать све́дения о жизни простого народа, а литература пополнилась произведениями, в которых рассказывалось о социальном неравноправии. Однако бо́льшую часть из них попросту не допустили до печати из-за цензуры. В таких условиях Пушкин написал своё стихотворение «Деревня» в 1819 году.

Александр Сергеевич приступил к написанию своего произведения, когда пребывал в Михайловском. Самая первая версия стихотворения была отдана на прочтение императору Александру 1. Он положительно отозвался о нём и похвалил поэта за его творчество. Однако стихотворение «Деревня» не было допущено до печати.

После восстания декабристов в 1825 году редакции усилили цензуру. Поэту пришлось вносить изменения в произведение, чтобы его допустили до печати. Уже в 1826 году стихотворение с поправками было выпущено под названием «Уединение». Полную версию произведения читатели увидели только 1829 году. Название «Деревня» было использовано в более поздних публикациях.

Тема произведения

В стихотворении автор рассматривает две темы: красота пейзажей деревни и угнетённые крестьяне. Автор мастерски сочетает их в произведении так, что они дополняют друг друга и образуют общую картину.

В первых четырёх строфах писатель повествует о красоте деревенских пейзажей, при помощи которых поэт выражает собственное «Я». Пушкин признаётся, что ради этого умиротворённого уголка он покинул шумный город с пирами и празднованиями. Здесь он может спокойно творить, так как только в этом месте идеи для творчества сами возникают в голове поэта.

Далее автор описывает природу деревни во всех красках. Он охватывает каждый уголок, который вызывает у него восхищение. Александр Сергеевич через строки стихотворения передаёт читателю лёгкость и свободу, которые присуще природе в тех краях. Поэт считает, что именно эта деревня является местом, в котором зарождается творчество.

После описания пейзажей писатель раскрывает другую сторону жизни в деревне. Он описывает нелёгкую судьбу бедных крестьян, которые пали под гнётом богатых бояр. Они смогли забрать у простых людей всё: дома, труд, время. Поэт не скрывает того, что всё это было сделано при помощи насилия.

В последних строках своего стихотворения он надеется на то, что когда-нибудь крестьяне смогут освободиться и не бояться за свою жизнь.

Основная мысль и проблематика

Главной мыслью стихотворения является осуждение крепостного права. Автор сочувствует крестьянам, которые до изнеможения трудятся у своего владельца. Поэт наблюдает за тем, как с каждым днём становится всё больше и больше таких рабов общественного строя. Лирический герой пытается донести свою мысль в массы, но всё напрасно. Либо он не наделён таким даром, либо люди его попросту не хотят выслушать.

Читайте также:
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Авторская позиция заключается в том, что поэт специально описывает, насколько прекрасна природа родного края. Таким образом он пытается показать, что высшие слои общества никак не могут выйти из своих шикарных домов, чтобы увидеть настоящую жизнь. Только там человек может остаться наедине со своими мыслями и задуматься над тем, что следует делать дальше. Там же можно увидеть и нищих крестьян, которые пытаются угодить владельцу. При помощи своего произведения Пушкин пытается донести до людей необходимость перемен.

В стихотворении писатель поднимает проблемы, которые коснулись его и всего общества в те времена. Он пытается донести до читателя, что скрывается за прекрасными деревенскими пейзажами. В произведении подняты такие проблемы, как:

  • Проблема рабства и тирании. Поэт описывает жизнь безвольных крестьян, работающих до изнеможения у хозяина. Пушкин сочувствует им, но в то же время понимает, что поэзией он не сможет изменить общественный строй, который устанавливался не одним десятилетием. Автор считает, что изменения наступят только тогда, когда проблема угнетённых крестьян будет поднята на уровне политики.
  • Проблема бессилия поэта. Александр Сергеевич понимание, что своим стихотворением не сможет не сможет достучаться до людей и помочь бедным крестьянам. Поэт терзает себя за свою неспособность изменить общественный строй при помощи убеждений.

Композиция стихотворения

Композиция произведения не отличается какими-то особыми приёмами. Она состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Стих делится на две смысловые части.

В первой части поэт описывает природу родного края. Он ходит по знакомым местам, обращает внимание на каждую мелкую деталь и восхищается ею. Только в этом месте автор обретает душевное спокойствие. Он убежал от всей городской суеты, чтобы уединиться с природой и начать творить.

Во второй части автор описывает то, что омрачает его мысли. Он повествует об убогих крестьянах, которые живут в ужасных условиях и потакают владельцам во всех их прихотях. Целыми днями люди работают до изнеможения, но при этом не имеют прав на своё мнение и на достойные условия жизни.

В последних строках можно увидеть отчаяние поэта, который надеется, что когда-нибудь ему удастся увидеть крестьян, освобождённых от рабства.

Жанр, направление и размер

Произведение нельзя отнести к какому-то определённому жанру. Оно является и посланием, так как идёт обращение к деревне, и элегией, потому что автор пытается указать на проблему неравноправия в обществе, где угнетают крестьян.

Нельзя выделить только одно направление стихотворение. В нём присутствует романтизм, в котором поэт любуется природой и описывает её во всех красках. Он наслаждается времяпрепровождением в родном крае, где нет суеты и шума. Однако повествование о жизни крестьян относится к социальной проблематике, которая никак не свойственна романтизму. Автор без прикрас описывает общественный строй, сложившийся в стране. Стихотворение относится и к пейзажной лирике, и к философской. Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.

Стихотворный размер — шестистопный ямб. В стихотворении можно чётко проследить все виды рифмовок, которые использует поэт: перекрёстная, кольцевая и параллельная.

Средства художественной выразительности

В своём произведении автор использует больше количество троп, при помощи которых поэт во всей красе описывает пейзажи и выражается об общественном строе. В стихотворении имеются такие средства выразительности:

  • Контраст. Основным средством выразительности в произведении является именно этот приём. Сначала автор повествует о природе и о том, как хорошо ему побыть наедине со своими мыслями в этом отдалённом уголке. Дальше идёт мрачное описание жизни крестьян, которые находятся в рабстве у владельцев. Автор попытался противопоставить две совершенно разные стороны жизни в деревне.
  • Антитезы — «барство дикое» и «рабство тощее».
  • Метафоры — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».
  • Эпитеты — «тёмный сад», «душистые скирды», «нивы полосаты», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы».
Читайте также:
Отцы и дочери: сочинение

Краткий анализ содержания стихотворения Пушкина «Деревня» поможет понять читателю ту идею, которую хотел донести до него автор. Поэт с досадой смотри на жизнь крестьян, но при этом никак не может на неё повлиять. Он надеется, что когда-нибудь люди освободятся от рабства и начнут жить спокойной жизнью.

Сочинение: Пушкин а. с. – Шутливые поэмы граф нулин и домик в коломне

Александр Сергеевич Пушкин – замечательный поэт, работавший в разных жанрах. Его перу было подвластно все. Мы наслаждаемся его прекрасной лирикой, романтическими поэмами, драматическими произведениями. В своем творчестве А. С. Пушкин отдал дань и реализму. Интересны и своеобразны его поэмы “Граф Нулин” и “Домик в Коломне”, написанные в шутливом тоне.
Поэт молод, у него много проблем, но он полон планов, вышел из тяжелого мировоззренческого кризиса и понял, что строить свои взгляды на жизнь и требования к ней нужно не на “беспечной вере” в высокие романтические идеалы, а на правильном, трезвом понимании жизни, своего места в ней.
Благодаря таланту, поэт из повседневности, обыденности может “сделать” высокую поэзию. “Прозаические картины” Пушкин наполняет волнующей поэзией. Таких обыденных картинок в поэмах много:

Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков.- Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег.
Чем же занята женская половина помещичьих усадеб?

Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,
В анбар и в погреб заглянуть.

Необычайно органично и свободно поэт переходит с описания образа жизни в усадьбе на героиню, ее интересы, образ мыслей.

Она сидит перед окном;
Пред ней открыт четвертый том
Сентиментального романа:
Любовь Элизы и Армана,
Иль переписка двух семей.

В деревне все вызывает интерес, например сцена:

. возникшей драки
Козла с дворовою собакой.

Обыденная картинка, но Пушкин и ее умеет наполнить лиризмом, юмором. Показав однообразие деревенских будней, поэт умеет заглянуть во внутреннюю жизнь барской усадьбы, с ее нехитрыми заботами и занятиями. И настоящим событием становится приезд даже случайного гостя:

Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует, сердце нам.

Автор, прекрасно зная психологию человека, в нескольких фразах рисует нам одного из героев поэмы. Небольшой отрывочек, всего несколько строк, а какую емкую картину дает нам Пушкин:

Граф Нулин, из чужих краев,
Где промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казатъ, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь.

Граф полон снобизма, он привык к легким победам в па- рижском свете, ему невдомек, что в мире существуют верность слову, чистота помыслов, преданность принципам.
Гостеприимство и любопытство от скуки герой принимает за флирт и слишком быстро переходит к активным действиям. Получив решительный отпор хозяйки, граф удивлен, даже обескуражен. Он абсолютно не понимает, как себя вести в данной ситуации.
С появлением нового героя, хозяина усадьбы, изменяется динамика действия. А. С. Пушкин прекрасно владеет техникой словесной характеристики героя. Речь помещика, еще не остывшего от охоты, азарта погони, строится на отрывочных фразах, непоследовательности вопросов. Создается впечатление, что он не беседует, а произносит монолог. Это тоже характеристика персонажа, самодовольного, прямолинейного и недалекого, но незлого и простосердечного человека. Помещик простодушен, видит во всех окружающих “приятелей”, он достаточно гостеприимный и хлебосольный хозяин:

Какая скверная погода!
У кузницы я видел ваш
Совсем готовый экипаж.
Наташа! Там у огорода
Мы затравили русака.
Эй, водки! Граф, прошу отведать.

И в конце, продолжая шуточный тон повествования, поэт говорит довольно серьезные вещи. Эту мысль он проводит во многих своих произведениях:

Теперь мы можем справедливо
Сказать, что в наши времена
Супругу верная жена,
Друзья мои, совсем не диво.

В следующей поэме, “Домик в Коломне”, Пушкин долго полушутливо-полусерьезно рассуждает о содержании и предмете поэзии. Автор утверждает, что предметом может быть любая тема, а не только высокие чувства и порывы, идейность и патриотизм. Поэзия в первую очередь должна услаждать, восхищать, а не только воспитывать. Пушкин отстаивает свою мысль на право шутить в поэзии. Это, считает автор, ничуть не принижает истинное искусство. Отвечая возможным оппонентам, Пушкин писал: “Шутка, вдохновенная сердечной веселостью и минутною игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие. ” Рассказав в поэме почти анекдотический случай о молодом человеке, нанявшемся под видом кухарки в дом своей возлюбленной, Пушкин не заканчивает своего произведения нравоучением. Это не в его правилах. Поэт шутит, вместе с читателями смеется. Но порой в его повествование входят мрачные шутки:

Читайте также:
Особенности композиции романа А. С. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Я воды Петы пью,
Мне доктором запрещена унылость:
Оставим это,- сделайте мне милость.

Но в целом поэма “Домик в Коломне” необыкновенно поэтична. Кажется, что стихи рождаются в душе сами. За видимой легкостью повествования – мастерство и труд поэта. Это зрелая работа мастера, которому по плечу любая тема, размер стиха, ритм повествования. Все это читатели не замечают. Они просто наслаждаются чтением.

..Жила-была вдова.
Тому лет восемь, бедная старушка,
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка.

Интрига в поэме доведена до кульминации, но автор так и не дает четкого объяснения: знала ли Параша, кого привела в дом. В конце поэмы автор шутливо читает мораль, оставляя на суд читателей поступок юной героини, быть может, сознательный, а может, и невольный.

. по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно.

Произведения А. С. Пушкина, шутливые или серьезные, одинаково привлекательны для читателей, прежде всего, занимательным сюжетом, прекрасным литературным языком и всегда высокой поэзией.
А. С. Пушкин – гений, который смог сделать поэзию одновременно высокой, напевной и доступной читателям. Поэзия Пушкина, как неугасимая звезда, ведет за собой все новые и новые поколения читателей, воспитывая самые лучшие качества личности: патриотизм, духовность, доброту.

Читать сочинение по всему другому: “Пушкин а. с. – Шутливые поэмы граф нулин и домик в коломне” Страница 1

Александр Сергеевич Пушкин – замечательный поэт, работавший в разных жанрах. Его перу было подвластно все. Мы наслаждаемся его прекрасной лирикой, романтическими поэмами, драматическими произведениями. В своем творчестве А. С. Пушкин отдал дань и реализму. Интересны и своеобразны его поэмы “Граф Нулин” и “Домик в Коломне”, написанные в шутливом тоне.Поэт молод, у него много проблем, но он полон планов, вышел из тяжелого мировоззренческого кризиса и понял, что строить свои взгляды на жизнь и требования к ней нужно не на “беспечной вере” в высокие романтические идеалы, а на правильном, трезвом понимании жизни, своего места в ней.Благодаря таланту, поэт из повседневности, обыденности может “сделать” высокую поэзию. “Прозаические картины” Пушкин наполняет волнующей поэзией. Таких обыденных картинок в поэмах много:Осенний ветер, мелкий снегДа вой волков.- Но то-то счастьеОхотнику! Не зная нег,В отъезжем поле он гарцует,Везде находит свой ночлег.Чем же занята женская половина помещичьих усадеб?Она должна:Грибы солить, кормить гусей,Заказывать обед и ужин,В анбар и в погреб заглянуть. Необычайно органично и свободно поэт переходит с описания образа жизни в усадьбе на героиню, ее интересы, образ мыслей.Она сидит перед окном;Пред ней открыт четвертый томСентиментального романа:Любовь Элизы и Армана,Иль переписка двух семей.В деревне все вызывает интерес, например сцена. возникшей дракиКозла с дворовою собакой. Обыденная картинка, но Пушкин и ее умеет наполнить лиризмом, юмором. Показав однообразие деревенских будней, поэт умеет заглянуть во внутреннюю жизнь барской усадьбы, с ее нехитрыми заботами и занятиями. И настоящим событием становится приезд даже случайного гостя:Как сильно колокольчик дальнийПорой волнует, сердце нам.Автор, прекрасно зная психологию человека, в нескольких фразах рисует нам одного из героев поэмы. Небольшой отрывочек, всего несколько строк, а какую емкую картину дает нам Пушкин:Граф Нулин, из чужих краев,Где промотал он в вихре модыСвои грядущие доходы.Себя казатъ, как чудный зверь,В Петрополь едет он теперь.Граф полон снобизма, он привык к легким победам в па- рижском свете, ему невдомек, что в мире существуют верность слову, чистота помыслов, преданность принципам.Гостеприимство и любопытство от скуки герой принимает за флирт и слишком быстро переходит к активным действиям. Получив решительный отпор хозяйки, граф удивлен, даже обескуражен. Он абсолютно не понимает, как себя вести в данной ситуации.С появлением нового героя, хозяина усадьбы, изменяется динамика действия. А. С. Пушкин прекрасно владеет техникой словесной характеристики героя. Речь помещика, еще не остывшего от охоты, азарта погони, строится на отрывочных фразах, непоследовательности вопросов. Создается впечатление, что он не беседует, а произносит монолог. Это тоже характеристика персонажа, самодовольного, прямолинейного и недалекого, но незлого и простосердечного человека. Помещик простодушен, видит во всех окружающих “приятелей”, он достаточно гостеприимный и хлебосольный хозяин:Какая скверная погода!У кузницы я видел вашСовсем готовый экипаж. Наташа! Там у огородаМы затравили русака. Эй, водки! Граф, прошу отведать. И в конце, продолжая шуточный тон повествования,

Читайте также:
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Сочинение: Пушкин а. с. – Шутливые поэмы граф нулин и домик в коломне

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный поэт, работавший в разных жанрах. Его перу было подвластно все. Мы наслаждаемся его прекрасной лирикой, романтическими поэмами, драматическими произведениями. В своем творчестве А. С. Пушкин отдал дань и реализму. Интересны и своеобразны его поэмы “Граф Нулин” и “Домик в Коломне”, написанные в шутливом тоне.
Поэт молод, у него много проблем, но он полон планов, вышел из тяжелого мировоззренческого кризиса и понял, что строить свои взгляды на жизнь и требования к ней нужно не на “беспечной вере” в высокие романтические идеалы, а на правильном, трезвом понимании жизни, своего места в ней.
Благодаря таланту, поэт из повседневности, обыденности может “сделать” высокую поэзию. “Прозаические картины” Пушкин наполняет волнующей поэзией. Таких обыденных картинок в поэмах много:

Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков.- Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег.
Чем же занята женская половина помещичьих усадеб?

Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,
В анбар и в погреб заглянуть.

Необычайно органично и свободно поэт переходит с описания образа жизни в усадьбе на героиню, ее интересы, образ мыслей.

Она сидит перед окном;
Пред ней открыт четвертый том
Сентиментального романа:
Любовь Элизы и Армана,
Иль переписка двух семей.

В деревне все вызывает интерес, например сцена:

… возникшей драки
Козла с дворовою собакой.

Обыденная картинка, но Пушкин и ее умеет наполнить лиризмом, юмором. Показав однообразие деревенских будней, поэт умеет заглянуть во внутреннюю жизнь барской усадьбы, с ее нехитрыми заботами и занятиями. И настоящим событием становится приезд даже случайного гостя:

Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует, сердце нам.

Автор, прекрасно зная психологию человека, в нескольких фразах рисует нам одного из героев поэмы. Небольшой отрывочек, всего несколько строк, а какую емкую картину дает нам Пушкин:

Граф Нулин, из чужих краев,
Где промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казатъ, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь.

Граф полон снобизма, он привык к легким победам в па- рижском свете, ему невдомек, что в мире существуют верность слову, чистота помыслов, преданность принципам.
Гостеприимство и любопытство от скуки герой принимает за флирт и слишком быстро переходит к активным действиям. Получив решительный отпор хозяйки, граф удивлен, даже обескуражен. Он абсолютно не понимает, как себя вести в данной ситуации.
С появлением нового героя, хозяина усадьбы, изменяется динамика действия. А. С. Пушкин прекрасно владеет техникой словесной характеристики героя. Речь помещика, еще не остывшего от охоты, азарта погони, строится на отрывочных фразах, непоследовательности вопросов. Создается впечатление, что он не беседует, а произносит монолог. Это тоже характеристика персонажа, самодовольного, прямолинейного и недалекого, но незлого и простосердечного человека. Помещик простодушен, видит во всех окружающих “приятелей”, он достаточно гостеприимный и хлебосольный хозяин:

Читайте также:
«Может быть Пушкин даже лучше бы сделал если бы назвал свою поэму именем Татьяны а не Онегина ибо бесспорно она главная героиня поэмы»: сочинение

Какая скверная погода!
У кузницы я видел ваш
Совсем готовый экипаж.
Наташа! Там у огорода
Мы затравили русака.
Эй, водки! Граф, прошу отведать.

И в конце, продолжая шуточный тон повествования, поэт говорит довольно серьезные вещи. Эту мысль он проводит во многих своих произведениях:

Теперь мы можем справедливо
Сказать, что в наши времена
Супругу верная жена,
Друзья мои, совсем не диво.

В следующей поэме, “Домик в Коломне”, Пушкин долго полушутливо-полусерьезно рассуждает о содержании и предмете поэзии. Автор утверждает, что предметом может быть любая тема, а не только высокие чувства и порывы, идейность и патриотизм. Поэзия в первую очередь должна услаждать, восхищать, а не только воспитывать. Пушкин отстаивает свою мысль на право шутить в поэзии. Это, считает автор, ничуть не принижает истинное искусство. Отвечая возможным оппонентам, Пушкин писал: “Шутка, вдохновенная сердечной веселостью и минутною игрою воображения, может показаться безнравственною только тем, которые о нравственности имеют детское или темное понятие. ” Рассказав в поэме почти анекдотический случай о молодом человеке, нанявшемся под видом кухарки в дом своей возлюбленной, Пушкин не заканчивает своего произведения нравоучением. Это не в его правилах. Поэт шутит, вместе с читателями смеется. Но порой в его повествование входят мрачные шутки:

Я воды Петы пью,
Мне доктором запрещена унылость:
Оставим это,- сделайте мне милость.

Но в целом поэма “Домик в Коломне” необыкновенно поэтична. Кажется, что стихи рождаются в душе сами. За видимой легкостью повествования — мастерство и труд поэта. Это зрелая работа мастера, которому по плечу любая тема, размер стиха, ритм повествования. Все это читатели не замечают. Они просто наслаждаются чтением.

… Жила-была вдова.
Тому лет восемь, бедная старушка,
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка.

Интрига в поэме доведена до кульминации, но автор так и не дает четкого объяснения: знала ли Параша, кого привела в дом. В конце поэмы автор шутливо читает мораль, оставляя на суд читателей поступок юной героини, быть может, сознательный, а может, и невольный.

… по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно.

Произведения А. С. Пушкина, шутливые или серьезные, одинаково привлекательны для читателей, прежде всего, занимательным сюжетом, прекрасным литературным языком и всегда высокой поэзией.
А. С. Пушкин — гений, который смог сделать поэзию одновременно высокой, напевной и доступной читателям. Поэзия Пушкина, как неугасимая звезда, ведет за собой все новые и новые поколения читателей, воспитывая самые лучшие качества личности: патриотизм, духовность, доброту.

Место стихотворных повестей “Граф Нулин” и “Домик в Коломне” в творчестве А.С.Пушкина.

«Граф Нулин» (1825)

Серьёзный смысл шутливой повести.

Некий помещик Лидин уезжает на охоту, оставив дома скучающую за чтением молодую жену Наташу. Случайно проезжавщая мимо коляска опрокидывается и путник — граф Нулин — остаётся ночевать в доме Натальи Павловны. Вечером за ужином графу кажется, что хозяйка заигрывает с ним. Ночью граф Нулин вспоминает страстные взгляды Натальи Павловны, её рукопожатием за чаем и решается идти к ней в спальню. Однако получает звонкую пощечину. Утром, стыдясь и злясь, граф из вежливости вынужден выйти к чаю. В это время возвращается с охоты муж, сообщает гостю, что его коляска уже налажена. Граф Нулин уезжает. Наташа рассказывает мужу ночную историю, муж гневается. Однако над этой историей вместе с Наташей посмеялся ещё один человек:

«Но кто же более всего

С Натальей Павловной смеялся?

Не угадать вам. — Почему ж?

Муж? — Как не так. Совсем не муж.

Он очень этим оскорблялся

Смеялся Лидин, их сосед,

Помещик двадцати трёх лет. » (IV, 179)

Короткая стихотворная повесть, весьма похожая на анекдот, ироническая, на первый взгляд, представляется непонятной, случайной для Пушкина, недавно завершившего «Бориса Годунова». Однако при внимательном рассмотрении «Графа Нулина» повесть обнаруживает свой серьёзный смысл и оказывается вполне закономерным этапом творческой эволюции Пушкина.

Повесть была написана в ночь с 13 на 14 декабря 1825 года и первоначально называлась «Новый Тарквиний». Первые 30 стихов повести были напечатаны в «Московском вестнике» в 1827 г., а полностью она была опубликована в «Северных цветах» на 1828 год. В декабре 1828 г. «Граф Нулин» и «Бал» Баратынского вышли вместе отдельной книжкой под названием «Две повести в стихах».

Читайте также:
Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»: сочинение

О поводе, натолкнувшем Пушкина на этот сюжет, он сам написал в «Заметке о «Графе Нулине» (6): «…Перечитывая “Лукрецию”, довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощёчину Тарквинию? Лукреция б не зарезалась, Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история были бы не те Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась. Я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть. Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. «Граф Нулин» писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближения» (VII, 156).

По легенде, изгнание царей из Рима и основание республики вызвано тем, что сын последнего царя Тарквиния Гордого Секст Тарквиний совершил насилие над супругой Коллатина (его Пушкин по ошибке назвал Публиколой) Лукрецией. Обесчещенная Лукреция рассказала обо всем мужу и убила себя. Коллатин и друг его Люций-Юний Брут подняли восстание. У Шекспира на этот сюжет была написана поэма «Лукреция».

Таким образом, шутливая повесть Пушкина прямо связана с его серьёзными историческими размышлениями о роли случая в истории, о роли «пустяков» (исторических «нулей») в большой истории. На исторический смысл указывают и заключительная фраза Пушкина в его заметке: «Бывают странные сближенья». Вероятно имеется в виду случайное совпадение дня завершения повести «Граф Нулин» и свершения декабрьского восстания в Петербурге.

Своеобразие поэтической формы «Графа Нулина»

Работая над «Борисом Годуновым» Пушкин не мог не думать о принципах обработки исторического материала, так как не мог не видеть развницы между архивными документами и описанием тех же событий в «Истории…» Карамзина. Как следует писать историческое сочинение: быть археологически-документально достоверным или субъективно излагать историю, собирая события в единый сюжет? Ответ, казалось бы, был найден Пушкиным в образе летописца Пимена — он, «душой в минувшем погруженный», сопереживает участникам исторических событий, не скрывает собственных суждений, и в то же время ради передачи правды своим потомкам всегда достоверен, вынужден говорить правду «не мудрствуя лукаво».

Однако неожиданно работа Пушкина над историческим материалом привела его к «Графу Нулину» — пародии на такой тип историзма. Повествователь в «Графе Нулину» — пародийный образ историка: он и субъективен (не скрывает своего сентиментально-поэтического отношения к героям, своих догадок, своей логики), и в то же время старается быть документально достоверным (описывает все детали, даже ненужные):

Меж тем печально, под окном,

Индейки с криком выступали

Вослед за мокрым петухом;

Три утки полоскали в луже;

Шла баба через грязный двор

Бельё повесить на забор;

Погода становилась хуже:

Казалось, снег идти хотел…

Вдруг колокольчик зазвенел. (IV, 171-172)

Повествователь строго последовательно и внимательно выстраивает свой сюжет, но в итоге приходит к нулевому результату: истинной причины произошедшего не понял не только муж Наташи, не только раздосадованный граф Нулин, но и повествователь, который вынужден сделать совершенно ложный вывод:

Теперь мы можем справедливо

Сказать, что в наши времена

Супругу верная жена,

Друзья, совсем не диво.

В самом деле: сильной пощёчиной Наташа недвусмысленно отвергла притязания Нулина и, более того, всё честно рассказала мужу. Однако незаметно истина ускользнула от историка:

Но кто же более всего

С Наташей Павловной смеялся?

Смеялся Лидин, их сосед,

Помещик двадцати трёх лет.

Таким образом, Пушкин вышел в своих размышлениях к интереснейшему выводу: в «Борисе Годунове» — историческая сила не есть простая сумма действий отдельных лиц (добрые намерения каждого персонажа в «Борисе Годунове» в сумме оказались безликим злом), в «Графе Нулине» — историческое событие иррационально нелогично, случайно, непонятно. Наташа должна была соблазниться, недаром было её теплое рукопожатие и взгляды, недаром двери были незаперты и «лампа чуть горела», но она дала слишком громкую пощечину, отчего проснулась собака, от лая которой проснулась служанка Параша, отчего граф срочно бежал из спальни Наташи — всё шло по сюжету, но вмешался пустяк, совершенный «нуль», бессмысленная случайность. Безликое и иррациональное начало в жизни. В историческом процессе всерьез беспокоит Пушкина, переживающего драму с отцом и поражение декабристов, а также своё случайное отсутствие в Петербурге.

Читайте также:
Земфира: сочинение

«Домик в Коломне» (1830)

Написана после «Евгения Онегина». Следующий этап развития стихотворного повествования, дальнейшее развитие жанра стихотворной повести, этап движения Пушкина к эпосу. В «Домике в Коломне» он испытывает октаву, традиционную для эпоса строфу (Т.Тассо): восьмистишие abababcc, чередование мужских и женских рифм (альтернанс), тройные созвучия, афористическое итоговое двустишие. Соревнование онегинской строфы и октавы.

«Домик в Коломне» — поэма-травести, переделка «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо с переодеванием героев, с травестийным снижением героя до кухарки. Сам сюжет повести обыгрывает собственную поэтическую форму (чередование мужских и женских рифм, необходимость выводов в конце строфы). Первые 8 строф повести полностью посвящены рассуждениям автора о преимуществах и особенностях октавы (цитировать IV, С.234-236), последние 2 строфы посвящены необходимости сделать вывод, но вывода никакого нет (IV, С.243-244).

Движение Пушкина к эпосу происходило от «Цыган» к «Борису Годунову» и далее через жанр стихотворной повести. Освоение новых форм у Пушкина принимает вид пародии над существующими формами.

«Граф Нулин» и «Домик в Коломне»:
Пушкин избивает Катенина

Вся эта система домыслов выстроена с целью доказать, что “Пушкин систематически избивал Катенина”, что “не только роман ‘Евгений Онегин’, но и целый ряд широко известных произведений Пушкина . являются пародиями — ответами Катенину в этой литературной борьбе, которую Пушкин вёл до самой смерти.”

Н ужно очень сильно стараться, чтобы не заметить, что “Граф Нулин” с “опасным соседом” Лидиным из катенинских “Сплетен” — жесткая сатира “реального Пушкина” в адрес не менее “реального Катенина”.

. “Граф Нулин” появился в конце 1827 года на страницах “Северных цветов” в качестве очередного ответа Пушкина на “Сплетни” Катенина. Читающая публика не могла не понять значения введенной Пушкиным в фабулу “Графа Нулина” темы “опасного соседа” по фамилии Лидин. Это — пародия на Лидина из “Сплетен” — жертву коварного Зельского, в образе которого Катенин вывел своего “друга” Пушкина.

Внимательный читатель 1827 года не мог не воспринимать героиню Наталью Павловну с ее лицемерной добродетелью как пародию на все ту же “Наташу” Павла Катенина.

В попытках любой ценой обелить образ борца с царизмом Катенина и выдать его за “друга” Пушкина, пушкиноведы-катениноведы без зазрения совести обкрадывают то, чему сами же патетически придали ранг Национальной святыни. Вот на примере сравнения только одного отрывка из катенинских “Сплетен” с содержанием “Графа Нулина” Пушкина можно убедиться, что дело вовсе не в недосмотре, а в умышленном сокрытии правды:

Как можно видеть, содержание последних стихов из приведенного отрывка нашло свое отражение в язвительной реплике рассказчика “Евгения Онегина: “Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою”. Не может не поражать то, как пушкинистам-катениноведам удалось “не заметить” пушкинскую художественную игру высочайшего класса с катенинской аллитерацией жужжащих в последних трех стихах — явно же не преднамеренной у Катенина и являющейся грубым “художественным проколом” :

Итак: “муж — не муж; уж”. А вот как Пушкин спародировал этот момент в “Графе Нулине”:

Утрируя, Пушкин даже усилил “просто” катенинское “уж” до “поче му ж“, и рядом оказались два “мужа”; более того, даже поставил в парную рифму одно и то же слово: “муж” (третье по счету подряд!), что с точки зрения “нормального” стихосложения, тем более пушкинского, не лезет ни в какие ворота. Уже одна эта катастрофическая для любого поэта “рифма” кричит о том, что здесь — пародия на кого-то. И стыдливо отвести свой и читателя взор от этого места, “скромно промолчать”, великодушно прощая Национальной Святыне подразумеваемую откровенную халтуру, да еще при этом восклицать с кликущеской патетикой: “Хоть убейте, не могу я себе представить Пушкина в роли злобного параноика, который корёжит одно за другим свои произведения единственно ради того, чтобы все они пародировали Катенина” — значит выразить свое неуважение к Пушкину, проявить высокомерное неверие в его поэтический талант. Что и делает пушкинистика которое десятилетие подряд, из кожи вон спасая имидж Катенина за счет правды о содержании творчества Пушкина.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Итак, всего в шести — причем, завершающих! — стихах пушкинского “Графа Нулина” налицо несомненные признаки пародируемых “Сплетен” Катенина: бросающаяся в глаза аллитерация, Наталья Павловна и Лидин — с одновременным введением темы “опасного соседа”.

Профессионалы высочайшего класса, каковыми в российской филологии по праву считаются представители ее авангарда — пушкинистики, не заметить этого обыгрывания просто не могли. А ведь речь идет об использованном Пушкиным высокохудожественном приеме, скрыв который, академическая пушкинистика и не менее академическое катениноведение просто обокрали как Пушкина, так и тех, кто из своего и без того небогатого кармана оплачивает их академические изыскания.

В “Домике в Коломне” Пушкин буквально издевается не только над видением Катениным женской добродетели, но и над потугами в области теории литературы. “Домик в Коломне” — своеобразный мастер-класс, которым Пушкин, употребив по две тройные рифмы (!) во всех сорока строфах, наглядно продемонстрировал Катенину, что русский язык вовсе не беден на рифмы, как тот утверждал, и что прибегать к итальянским октавам вовсе нет необходимости.

. Все началось с того, что еще в 1820 году, формулируя свою теорию пятистопного ямба с цезурой на второй стопе (применительно к переводу “торкватовых октав”), Катенин сетовал, что “подыскивать” рифмы в русском языке трудно. Пушкин читал это, о чем просигнализировал Катенину упоминанием об итальянском глаголе piombare, который Катенин “так же не понимает”, как и “дружбу”. И, работая над формой своего ответа на катенинские “Сплетни”, он взял в качестве матрицы незаконченный, но поставленный на сцене “Пир Иоанна Безземельного” с вкраплениями рифм в белый пятистопный ямб, чем Катенин подтвердил беспомощность своего “стихотворческого дарования” (слова Вяземского). Иногда это произведение называют “прологом”, продолжения которому так и не последовало, — похоже, “Борисом Годуновым”, и особенно “Домиком в Коломне” Пушкин отбил у Катенина охоту и заниматься “белыми” стихами, и брать за основу своих произведений работы зарубежных авторов (см. “Прогулки с Евгением Онегиным”, Глава XX: “Преображенский приятель” — оглавление ниже).

“Домик в Коломне” — великолепный этюд в виде сорока пятистопных рифмованных октав (строф по восемь стихов), которыми Пушкин опроверг утверждение Катенина о трудности подобрать по две строенные рифмы на каждую октаву.

Первые восемь строф “Домика в Коломне” из сорока — прилюдное и демонстративное издевательство над теорией октав Катенина: вот тебе, “милый мой”, ответ на твое письмо издателю “Сына отечества” с изложением твоей теории — помнишь, упоминанием о глаголе piombare я предупредил тебя, что читал его; получи-ка при настоящем не много не мало, а целых сорок октав пятистопника, с любимой тобой цезурой на второй стопе; обрати, приятель, внимание, что для каждой из сорока этих строф мне удалось подобрать в русском языке по две тройных рифмы — итого восемьдесят; понял ли ты, что ущербная строфика “Бориса Годунова” — вовсе не плагиат, а пародия на твою бездарность?

Вот в таком ключе прочитывается пушкинский “Домик в Коломне”, если действительно “не боятся прикоснуться к тексту”. Это ж насколько нужно не верить Пушкину, чтобы закрыть глаза на сатирическую полемичность уже самой первой строфы, чтобы принять за чистую монету как якобы исходящее от самого Пушкина вот такое :

В подтверждение преднамеренности такой, якобы “антихудожественной” художественности, в следующей строфе Пушкин вкладывает в уста своего “якающего” антигероя апологетику глагольных рифм — и далее по восьмую строфу включительно идет перечисление излюбленных графоманских средств стихосложения, которые сатирический антигерой Пушкина берет себе на вооружение. Пользуясь остроумными выражениями О. Алешиной, следует признать, что в самом страшном сне не мог бы Пушкин . корёжить одно за другим свои произведения без того, чтобы все они пародировали хоть кого-то — если и не Катенина, то кого угодно. Потому что только пародийность и сатирическая авторская интенция оправдывают непримемлемую для “нормальных” произведений, демонстративно низкую художественность целого ряда произведений Пушкина.

Тем пушкинистам, которые “не боятся прикоснуться к тексту”, можно порекомендовать ознакомиться с черновыми вариантами “Домика в Коломне”, где трусливая позиция анонима-Катенина показана еще более наглядно — одни нападки на пушкинский круг и “Литературную газету” чего стоят! Для читателей, у которых нет под рукой черновых редакций, привожу некоторые строфы.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Иль наглою, безнравственной, мишурной
Тебя в Москве журналы прозовут,
Или Газетою Литературной
Ты будешь призвана на барский суд. —
Ведь нынче время споров, брани бурной,
Друг на друга словесники идут,
Друг друга жмут, друг друга режут, губят
И хором про свои победы трубят.

Тогда давай бог ноги. Потому что
Здесь имя подписать я не хочу
Порой и стих повертываю круто,
Все ж видно: не впервой я им верчу,
А как давно? того и не скажу-то.
На критиков я еду, не свищу,
Как древний богатырь — а как наеду.
Что ж? Поклонюсь и приглашу к обеду.

Чисто риторический вопрос к пушкинистам и катениноведам: ну стоит ли Катенин того, чтобы в угоду его светлой памяти принимать кредо трусливого анонима как исповедуемое самим Пушкиным? Как его, Пушкина, собственное отношение к литературному процессу? И, стыдливо пряча глаза, врать скороговоркой в отношении того, что-де Пушкин на “каком-то этапе” (Болдино, 1830 год!) решил отойти от четырехстопного ямба (это при том, что восьмая глава “Евгения Онегина” еще не вышла из печати, и что после Болдина Пушкин все так же продолжал использовать четырехстопный ямб, и не думая от него отходить — разве что в пародийных целях)? Или авторитетно заявлять миллионными тиражами, что при публикации “Домика в Коломне” Пушкин-де полемические строфы изъял, и что в опубликованном виде поэма не содержит никакой полемики? А куда же тогда девать первые восемь настолько “искореженных” строф, что вне полемического контекста о их художественности говорить не приходится. Или Пушкин действительно был настолько халтурщиком, что мог позволить себе вот так — с самой первой строфы — бравировать глагольными рифмами. И еще хвастать этим во второй.

Просто стыдно за пушкинистов, ей Богу.

Вот еще изъятая строфа:

Когда б никто меня под легкой маской
(По крайней мере долго) не узнал!
Когда бы за меня своей указкой
Другого строгий критик пощелкал.
Уж то-то неожиданной развязкой
Я все журналы после волновал!
Но полно, будет ли такой мне праздник?
Нас мало. Не укроется проказник.

Как пушкинисты могли хоть на мгновение поверить, как они могут продолжать до сих пор верить, что тот самый Александр Сергеевич Пушкин может вот так цинично (пусть в черновых вариантах, но это дела не меняет) писать о себе как подлом анониме, бравировать этим в стихах? Можно ли после этого доверять суждениям пушкинистов о содержании творческого наследия Национальной Святыни? И не является ли после всего этого весь их показной “пиетет” обыкновенным кликушеством, при котором от переусердствования разбивают себе лоб.

Добавлю, что в этой строфе также содержится намек на то, что Катенин публиковал свои полемические статьи под псевдонимом, инспирировал публикации других лиц.

[А вероятно не заметят нас,
Меня, с октавами моими купно.
Однако ж нам пора. Ведь я рассказ
Готовил — а шучу довольно крупно
И ждать напрасно заставляю вас.
Язык мой враг мой: все ему доступно,
Он обо всем болтать себе привык.
(Он обо всем болтает. — Уж привык. )
Фригийский раб, на рынке взяв язык,]

Недоработанная XVIII строфа заканчивается стихами:

И ведь даже в опубликованном Пушкиным виде “Домик в Коломне” — отнюдь не “вежливо отведенный от себя удар”, а беспощадное избиение “безрассудного рифмача”, осмелившегося поднять на Пушкина руку своими “Сплетнями” и “Старой былью”.

Возврат к месту ссылки в ответе О. Алешиной — через кнопку Назад (Back) (ту, что слева вверху со стрелкой “влево”).

Пришедшие на эту страничку другим путем могут попасть к месту сноски по этой гиперссылке: Вот тебе, бабушка, и Макарьев день!

На головную страничку и к оглавлению сайта“Замысловатая клевета на Пушкина” или кликушество во Пушкине?


    Теория литературы и мениппея: Пушкин создал свои произведения “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Памятник”, “Руслан и Людмила”, “Медный всадник”, “Повести Белкина” как сатирические пародии.

Текст книги Прогулки с Евгением Онегиным в одном файле (объем файла с иллюстрациями 1 мб)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: