Анализ стихотворения Зимнее утро.: сочинение

Сочинение на тему мое любимое стихотворение пушкина зимнее утро

Особое место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина занимают стихотворения, посвящённые красоте родной природы. С детских лет поэт проникся любовью к родным просторам и позже запечатлел ее в своих произведениях с пылкостью настоящего патриота. Стихотворение «Зимнее утро» знакомо читателю еще из школьной программы – оно является одним из самых выразительных и ярких пушкинских творений о зиме. Автор рисует торжество зимнего утра, передает жизнерадостное настроение человека, который наслаждается началом нового дня.

История создания

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро»

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы в стихах. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче погляди в окно!»

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом, “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать, как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение — это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Жанр, направление, размер

Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.

Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

Полный текст «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Средства художественной выразительности

Особую окраску стихотворению «Зимнее утро» придает антитеза, которую поэт использовал во второй строфе. Вспоминая разыгравшуюся стихию в ночное время, лирический герой более глубоко и полно ощущает утреннее спокойствие и умиротворение.

Для описания красоты русской природы поэт использует широкую палитру художественных средств выразительности. К ним относятся эпитеты такие эпитеты как «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый». С их помощью Пушкин создает милые сердцу образы, которые надолго врезаются в память. И вместе с тем, для описания ненастной ночи Пушкин выбирает эпитеты с отрицательной окраской: «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно».

Пушкин, будучи мастером по использованию метафор, не преминул использовать это художественное средство в стихотворении «Зимнее утро». Для усиления образов он изящно вводит в произведение метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит».

Однако, несмотря на использование широкого спектра художественных средств выразительности, стихотворение «Зимнее утро» ценно, прежде всего, своей идеей. Центральное место в нем занимает русская природа во всей своей первозданной прелести. Недаром она выступает в качестве безмолвного главного персонажа: она живая, все чувствующая и понимающая. Лирический герой находится с ней в непрестанном взаимодействии. Подобной эффект еще более усиливают олицетворения «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», которые еще больше оживляют окружающую природу, добавляют ей новые краски.

Смысл

«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.

Читайте также:
А. С. Пушкин наш современник: сочинение

Сочинение на тему «Зимнее утро»

Главная › Сочинение на тему «Зима» › Сочинение на тему «Зимнее утро»

Зимнее утро необычайно красиво, особенно в хорошую погоду. С самого утра, как правило, деревья покрыты инеем. Словно заколдованные, они стоят в серебре. Но как только начинает подыматься солнце, то все меняется. Деревья уже усыпаны миллионами разноцветных бриллиантов, которые так и искрятся.

Зимой утром на много прохладнее, мороз еще держится. Идешь по улице, и снег под ногами скрипит. На небе еще горят звезды. Солнце уже начинает подыматься, но на небосклоне по-прежнему весит застывший месяц. Кажется, что ему так холодно, что он с места не может сдвинуться. Но тут ему на помощь приходит солнце, которое согревает его своими лучами и он начинает постепенно опускаться за горизонт.

Солнце озаряет своими лучами горизонт, окрашивая его в холодный розовый цвет. Зимнее утреннее небо не так красиво как летом, здесь нет облаков и совсем мало красок.

Чем выше подымается солнце, тем теплее становится. Оно словно разрушает зимние чары Снежной королевы, которая навила за ночь порядок в своем царстве.

На небе постепенно тают звезды, но вечером, как только начнет заходит солнце, они вновь заискрятся холодным светом.

Зимнее утро необычайно тихое, кажется, что никто не хочет нарушать эту идиллию, но вот приходит новый день и жизнь снова кипит.

Сочинение-описание Зимнее утро» 5-7 класс

Удивительно красиво зимнее утро, особенно в солнечную погоду. Ранним утром ветви деревьев еще покрыты инеем. Они стоят, украшенные серебром, словно их заколдовала Снежная королева. Но стоит выглянуть солнцу, как картина тут же меняется, серебро превращается в бриллианты, которые искрятся и переливаются в его лучах — ярких, но не теплых.

Зимним утром еще держится мороз, снег скрипит под ногами, воздух чистый и свежий, кажется, что надышаться им невозможно. В густом небе еще проглядывают звезды. Перед глазами разворачивается необыкновенное зрелище – ночь встречается с днем. Солнце уже потихоньку поднимается, а месяц еще не покинул небосклон. Месяц застыл, словно скованный морозом, и никак не может расстаться с небом, кажется, что он специально ждал солнце, чтобы хоть немного согреться в его лучах.

Так и случилось, солнце поднялось, и месяц медленно скрылся за горизонт. Солнце становится единоличным хозяином на небе. Оно окрашивает небо в свои краски, предпочитая холодный розовый цвет. Утреннее небо зимой лишено ярких красок, по нему не плывут пушистые облака.

По мере того, как поднимается солнце, становится все теплее. Оно разрушает волшебство Снежной королевы. Но это длится недолго. Вот уже после обеда солнце начнет скрываться, и звезды вновь займут место на небе, загораясь холодным светом.

Утро не успело наступить, как его сменяет еще более короткий день, и, наконец, наступает вечер. Завтра будет новый день и новое утро.

Сочинение-миниатюра Зимнее утро»

За окном еще темно. Выходишь на улицу – и тут же ощущаешь свежий морозный воздух, который сначала приятно щекочет, а потом и покалывает нос, щеки и кончики пальцев.

Любое состояние природы имеет свой неповторимый запах. Вдыхая запах морозного утра, ощущаешь спокойствие и тихий восторг. Идешь по дороге, на которой торопящиеся на работу и в школу пешеходы еще не успели оставить свои следы, и слышишь мягкое похрустывание. Небо сиреневатое. На его фоне виден месяц, который будто бы заволокла туманная дымка.

Легкие порывы ветра срывают с бархатной снежной каймы, прильнувшей к голым ветвям деревьев, пушистые хлопья снега. Они кружатся в воздухе, выписывая причудливые фигуры, и, медленно опускаясь на землю, сливаются с нежным белым ковром. А ты идешь по нему, и на твоих губах невольно появляется улыбка. На душе становится радостно и спокойно.

Стихотворение и анализ «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Краткое содержание

Фотография М. Шелякина. 2017

Пейзажная лирика составляет весьма внушительный пласт в творчестве А.С. Пушкина. Горячо любивший родину, поэт еще в детстве проникся любовью и к ее великолепной природе, яркие образы которой позже с большим мастерством воплотил в своих произведениях. Поэт описывал природу в разное время года, справедливо отмечая, что в каждом периоде, будь то расцвет или увядание, есть своя, неповторимая красота. Данное стихотворение Пушкин посвятил зиме. Автор представил настолько яркие образы вечерней бури и морозного утра, что у читателя создается эффект полного присутствия в этой занесенной снегом деревне.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Фраза, с которой начинается стихотворение: «Мороз и солнце; день чудесный!», стала уже, в некотором смысле, цитатой. Эти слова очень образно передают картину яркого морозного утра. Восторгом от преображения природы после вечерней вьюги автор желает поделиться со своей подругой, к которой он обращается: «красавица» и «друг прелестный». Ночная непогода описывается словами: «вьюга злилась», «мгла носилась», которые резко контрастируют с утренней картинкой: «ель зеленеет», «речка блестит».

Чувствуется, что Пушкину по душе деревенская идиллия, где можно укрыться от суеты большого города. Ведь для душевного покоя человеку достаточно уютного домика, где весело «трещит натопленная печь», и «милого друга» в лице любимой девушки. Особый восторг герой испытывает от предстоящего катания на санях со своей спутницей. Нет для него большего удовольствия, чем «посетить поля пустые» и «берег, милый для меня».

В названии стихотворения можно усмотреть некий скрытый смысл. Возможно, слово «утро» здесь олицетворяет какое-то обновление, указывающее на то, что за ночной метелью непременно последует светлый, ясный день.

Анализ

История создания

«Зимнее утро» по праву занимает одно из первых мест среди красивейших произведений Пушкина. Написано оно было в 1829 году, когда закончилась ссылка, и власти сняли с поэта запрет на перемещение. Покинув Михайловское, Пушкин отправился в Петербург, но по пути решил остановиться у своего приятеля П.И. Вульфа, в его имении, расположенном в живописнейшем месте Тверской губернии. Усадьба находилась на берегу речки Тьма, ее блестящий подо льдом образ как раз и запечатлел поэт в своем стихотворении.

Всего один день понадобился Пушкину, чтобы сочинить это красочное стихотворение, посвященное русской зиме. Вопрос о том, кем является таинственная красавица, которая фигурирует в произведении, до сих пор не разгадан. В ту пору Пушкин уже был знаком с Натальей Николаевной Гончаровой, поэтому можно предположить, что в стихотворении он имеет в виду ее. В то же время, по некоторым сведениям, этой девушкой могла быть дочь соседского помещика, Мария Борисова, к которой Пушкин имел особое расположение.

Персонажи и образы

Центральный образ стихотворения – волшебная зимняя природа. Картина морозного утра, наполненного жизнью и светом, дополнена ярким солнцем, искрящимся снегом и прозрачным льдом замерзшей речки. В роли второго образа выступает возлюбленная героя, та самая красавица, которую он называет «звездою севера», что означает самое прекрасное, что может быть в этих краях.

Разбушевавшаяся ночная непогода занимает третье место в системе образов. Ей посвящено небольшое, но очень колоритное описание: «вьюга злилась», «мгла носилась». Но, на данный момент, все это уже позади. Следующий, четвертый образ – это уютный, теплый дом, с раскаленной печкой и залитой солнечным светом комнатой. Свободу, энергию, движение, раздолье символизирует пятый образ – «нетерпеливого коня», которого герою самому не терпится «запречь» и унестись в «поля пустые» вместе с любимой подругой.

Композиция

Линейная композиция стихотворения означает, что события развиваются последовательно, одно за другим. Таким образом, можно выделить несколько частей, из которых состоит произведение.

Первое, что видит читатель, это восхищение героя красотой зимнего утра. Ему не терпится разбудить возлюбленную, чтобы разделить с ней восторг от созерцания волшебной картины. Затем следуют воспоминания о метели, которая обрушилась на землю прошедшей ночью. После этого автор подробно описывает все прелести русской зимы. Далее происходит плавный переход к теплой домашней обстановке, которая так располагает к спокойствию в лютые морозы. Заканчивается повествование внезапным предложением героя совершить веселую зимнюю поездку на санях.

Предельно реалистичное описание зимней природы позволяет отнести это стихотворение к реализму. По жанру это традиционная пейзажная лирика, причем, один из лучших ее образцов. Состояние внутренней свободы, которую, наконец, обрел поэт, передается через величественную картину начинающегося нового дня.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворение написано любимым размером Пушкина – четырехстопным ямбом. Смешанная рифмовка (ААВССВ) представлена в первой, второй, четвертой и пятой строках женской рифмой с переходом на мужскую в третьей и шестой строках. Такое необычное чередование обеспечивает необыкновенную легкость всего произведения.

Антитеза представляет собой контраст между вчерашней стихией и утренним спокойствием. Такое описание, построенное на противопоставлении, делает стихотворение невероятно красочным. В тексте представлены два вида эпитетов. Положительные: «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» соотносятся с приятными образами. Отрицательные: «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» создают мрачное, гнетущее ощущение. В тексте используются очень изящные метафоры: «сомкнуты негой взоры», «навстречу северной Авроры», «звездою севера». Поэт «оживляет» природу при помощи олицетворений: «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», придавая пейзажу динамику и стремительность.

Проблематика и основная идея произведения

«Зимнее утро» нужно воспринимать не только как высокохудожественное описание зимней природы. В стихотворении заложена идея торжества самой жизни, восхищения от вида прекрасного зимнего утра. В этом произведении звучит гимн единению человека и природы, которые подчинены одним и тем же законам.

Читайте также:
Угличская драма в жизни Бориса Годунова: сочинение

Приподнятое и возвышенное настроение автора строится на контрасте ночного ненастья и волшебного солнечного утра. Этим Пушкин хочет показать, что главная мысль данного стихотворения это то, что после непогоды всегда наступает новый ясный день, который нужно рассматривать как очередной подарок судьбы. Ведь человек склонен меньше ценить нагрянувшее счастье, если в его жизни не было ни бурь, ни потрясений.

Образ кавказского пленника в русской литературе

Образ кавказского пленника в русской литературе.

Для исследования я выбрала следующие произведения: поэма «Кавказский пленник» и рассказ – быль «Кавказский пленник» .

На сегодняшний день тема очень актуальна. Поэтому она мне показалась интересной. Я решил выяснить, как в произведениях Пушкина и Толстого толкуется образ кавказского пленника.

раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей

1) прочитать произведения по данной тематике;

2) провести анализ описания образа кавказского пленника в каждом из произведений;

3) выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений;

4) сделать сравнительную характеристику образа кавказского пленника на примере произведений трёх русских писателей.

Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой и составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. С целью обретения свободы путешественник отправляется в область диких и естественных нравов, но там оказывается в положении раба.

Пленник холоден и предан другой – навсегда единственной возлюбленной свободе. Он – не может любить, сердце его навсегда остыло. В диалогах пленника с черкешенкой читатель видит лишь душевную пустоту героя. Пленнику нечем ответить на глубокое чувство молодой черкешенки, ведь он потерял способность любить.

Пушкинский герой остаётся жив и обретает свободу благодаря молодой

черкешенки. Она, понимая то, что её любовь к пленнику безответна, бросается в воду и тонет. Герой же проявляет поразительное равнодушие.

Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце. Позже, отводя упрёки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку – да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблён в черкешенку – он прав, что не утопился» (Письмо от 6 февраля 1823 года).

«Кавказский пленник» .

На первых страницах поэмы Лермонтова «Кавказский пленник» читатель видит образ пленников. Но, в конечном счёте, нас привлекает образ одного русского пленника, который и является главным героем поэмы.

Как и у , лермонтовский герой безымянный. Перед нами морально подавленный молодой человек, который не может смириться с тем, что потерял свободу. Пленник не мог сдерживать слёзы, он нуждался в поддержке. Лермонтовского героя мучают сомнения: то были моменты, когда он смирялся со своим положением, то возникало огромное желание убежать. Пленник не верит в своё спасение, он тоскует по родине и свободе. Лермонтовский герой не может взаимностью ответить на любовь своей спасительницы черкешенки. Пленник ждал её именно как спасительницу, но никак не в роли возлюбленной. У черкешенки Лермонтова более решительный характер, нежели у пушкинской, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также и драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Но пленник не то, что не способен любить, он не хочет любви. Пленник гибнет от выстрела старого черкеса.

«Кавказский пленник» .

всю жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе: «Кавказский пленник».

Жилин (главный герой этого произведения) смелый человек, понимая то, что в любой момент он может оказаться в плену или быть убитым, он всё же решается ехать к матери. Вместе с Жилиным Толстой отправляет героя, совершенно противоположного по своим качествам. Костылин неуклюж, пуглив, труслив, и с помощью создаваемого контраста Толстому более ярко удаётся показать фигуру Жилина. Жилин и Костылин попадают в засаду. Сцена противостояния Жилина татарам показывает, что наш герой не паникует, не боится, готов бороться до последнего.

В плену Жилин держится достойно. Он не падает духом, очень внимателен ко всему, что его окружает. Читатель чувствует, что Жилин не со злобой относится к врагу, а с интересом. Особо затрагивает момент, когда Жилину удаётся найти контакт с детьми татарчатами. Жилин проявляет смекалку: мастерит, чинит, лечит, чтобы найти подход к местному населению. Все его умения и способности ярко выражаются и спасают его от уныния, тоски и грусти. Костылина татары тоже ловят и сажают его вместе с Жилиным в сарай. И опять читатель видит, насколько подавлен, напуган Костылин, и насколько силён духом и спокоен Жилин.

Побег пленников не удачен. Ожесточаются условия их существования. Мастеря куклы, Жилин завоёвывает симпатию татарской девочки, дочери своего хозяина. Чисто из – за жалости Дина помогает выбраться нашему герою из плена. Помощь татарской девочки ещё раз даёт Жилину шанс обрести свободу. Он бежит один, так и не сумев уговорить Костылина бежать вместе.

Читайте также:
Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина): сочинение

В плену Жилин проявил силу характера, силу воли, огромную веру в спасение. Ему удалось выбраться из плена. Остался Жилин служить дальше на Кавказе. Рассказ написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина «Кавказский пленник». писал: «По своему заглавию и сюжету рассказ кажется демонстрацией против пушкинской поэмы; романтический пленник превратился в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой – татаркой, которая не питает к пленнику никаких чувств, кроме обыкновенной жалости; вместо взволнованного поэтического стихотворного повествования – спокойная сжатая речь простого рассказчика».Заключение.

В своей работе я проанализировала и сравнила образ кавказского пленника в творчестве трёх русских писателей: , , . Задачи, которые я ставила перед собой, последовательно выполняла и тем самым достигла поставленной цели: раскрыла образ кавказского пленника. Образ кавказского пленника многопланов, философски глубок, интересен, неоднозначен, побуждает к размышлению.

Мне более понятен и близок по своим поступкам, рассуждениям пленник Толстого жизненная позиция его героя меня впечатляет и воодушевляет. На сегодняшний день именно такой человек с такими волевыми качествами жизнеспособен.

Работать над темой было интересно, так как пришлось читать и произведения, которые мы еще не проходили. У меня появилась возможность сравнить свои нынешние впечатления с впечатлениями прошлых лет.

Результатом моего исследования стала таблица, в которой я даю сравнительную характеристику образа кавказского пленника каждого рассмотренного мною произведения.

Архангельский Александр: Герои Пушкина
“Кавказский пленник”

«Кавказский пленник»

Поэма

(поэма, 1820–1821; опубл. — 1822)

ПЛЕННИК

— путешественник, разочарованный жизнью русский европеец, отправившийся с Запада, из «цивилизованного пространства», «с веселым призраком свободы» «в край далекий» — в область диких естественных нравов. Но именно здесь он попадает в неволю — «Он раб».

«байронической» (т. е. построенной по жанровым законам «восточных повестей» Дж. Г. Байрона) поэмы, он оказывается в парадоксальном положении невольника, восхищенно наблюдающего за свободной жизнью своих поработителей: «Меж горцев пленник наблюдал / Их веру, нравы, воспитанье, / / Гостеприимство, жажду брани». Естественно, в него влюбляется юная и гордая Черкешенка; сердце европейца охлаждено, однако он как бы принимает ее любовь, сохраняя верность своей единственной возлюбленной — Свободе.

Завязка сюжета получает логическое развитие — следует решительное объяснение Пленника с Черкешенкой, которая предлагает ему поменять одну неволю на другую — забыть «свободу, родину» и навсегда соединиться с нею семейными узами. Он не может «остылым сердцем отвечать / Любви младенческой, открытой»; она не в силах понять, что такое любовь не к женщине, а к воле; зато в силах пожертвовать собою — ради этой «идеальной» любви своего любимого. Пленник свободен; Черкешенка гибнет в бурных водах реки. Позже, отводя упреки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку (характерно местоимение „мою“, а не „свою“. — — да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, — тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблен в черкешенку — он прав, что не утопился» (письмо П. А. Вяземскому от 6 февраля 1823 г.). А годом ранее Пушкин обмолвился: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо В. П. Горчакову от окт. 1822 г.).

— начала 1820-х годов (потому он и не назван по имени), тем не менее жанр «байронической» поэмы предполагал подчеркнутый автобиографизм героя, узнаваемость авторского лица в его обобщенных чертах. Пушкин формально соблюдает это правило; в посвящении к поэме он прозрачно намекает на обстоятельства своей жизни, пересекающиеся с обстоятельствами жизни Пленника («Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем; / Я жертва клеветы и мстительных невежд…»). «Таил в молчанье он глубоком / Движенья сердца своего, / И на челе его высоком / Не изменялось ничего».

«Кавказский пленник». Заглавный лист первоначальной редакции поэмы. 1820.

«Шильонского узника» Байрона (поэма была переведена В. А. Жуковским одновременно с выходом «Кавказского пленника») — см. отзыв П. А. Плетнева в журнале «Соревнователь» (1822); с Чайльд Гарольдом — в отзыве П. А. Вяземского, ставшем манифестом русского романтизма («Сын Отечества». 1822). Образ Пленника мгновенно разошелся во множестве литературных «копий» (подробнее см.:

Однако на словесность повлиял не только характер «разочарованного героя» (к которому, на новом витке творчества, в поэме «Цыганы», вернется сам Пушкин) — достаточно назвать Гусара в «Эде» Е. А. Баратынского и Печорина в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова; но и сама сюжетная схема — русский в «восточном» плену, спасаемый влюбленной горянкой. Схема эта может упрощаться, разлучаясь с любовной темой, — так произойдет в одноименном рассказе Л. Н. Толстого о пленном офицере Жилине, который столь долго служит на Кавказе, что давно перестал быть «европейцем» и стал просто честным русским солдатом, и которого освобождает из плена девочка Дина. (Т. е. образ Жилина строится на взаимоисключающем соединении психологического портрета Максим Максимыча из «Героя нашего времени» с сюжетной судьбой Пленника.) Схема эта может предельно усложняться, как в повести того же Л. Н. Толстого «Казаки», где столичный офицер Оленин, попав на Кавказскую линию, влюбляется в казачку Марьяну и с ужасом обнаруживает непреодолимую культурную пропасть, навсегда разделяющую их. Наконец, слагаемые сюжетной формулы, «вычисляющей» пушкинского героя, могут вообще меняться местами — как в рассказе В. С. Маканина «Кавказский пленный» (1995); здесь русские солдаты 1990-х годов берут в плен чеченского юношу, чтобы поменять его на свободный проход своего отряда через засаду горцев, и один из них почти влюбляется в юного пленника, что не спасает последнего от гибели. Но как бы ни видоизменялась сюжетная схема Пленника, как бы ни запутывалась литературная генеалогия, все равно восходящая к нему «родословная» последующих героев очевидна.

Читайте также:
Национальный образ Онегина: сочинение

ЧЕРКЕШЕНКА — молчаливая, задумчивая, прекрасная горянка; дарит свою первую (и последнюю) любовь герою поэмы, русскому Пленнику. Несмотря на его холодность и преданность другой, навсегда единственной возлюбленной — Свободе, Черкешенка помогает ему бежать из плена, а сама тонет в бурных водах горной реки.

«лондонского» периода (прежде всего это — Гюльнара в «Корсаре»); весьма отдаленным сюжетным фоном служит повесть «Бедная Лиза» H. М. Карамзина — история о крестьянке, полюбившей дворянина и погибшей в итоге. Однако социальный конфликт переведен у Пушкина в общекультурный план. Черкешенка полностью принадлежит естественному, дикому миру и потому во всем противоположна Пленнику, «европейцу». Он не может любить, ибо сердце его навсегда остыло («…он с безмолвным сожаленьем / На деву страстную взирал») — она любит без памяти («Сгорая негой и желаньем, / Ты забывала мир земной»); внутренний холод Пленника оборачивается выжженным пространством вокруг него («И гасну я, как пламень дымный, / Забытый средь пустых долин») — жар ее любви несет с собою утоление («Я стерегла б минуты сна, / Покой тоскующего друга»), спасительную прохладу. Он ищет, где укрыться от палящего солнца, — она появляется в сумерках, ночью, облитая лунным светом (что одновременно предвещает близкую смерть); она связана с влагой — приносит освежающий кумыс, вино, даже слезы ее (равно как «влажная» песня) свежи. Противоположен и финал заведомо конфликтной встречи дикого, пылкого Востока с цивилизованной Европой: для Черкешенки — «Она исчезла, жизни сладость / / И все прошло…», а Пленник «освобожденный» — с «воскресшим сердцем» возвращается в Россию.

И все-таки гибель Черкешенки не до конца безысходна. Трагический любовный сюжет, образованный тремя встречами героев, во время которых они обмениваются монологами, встроен Пушкиным в «военно-историческую» рамку. Восхищенными глазами Пленника показана боевая удаль черкесов, воюющих с казаками; восхищенными устами автора воспета мощь русских войск, покоряющих Кавказ. Не чья-то злая воля, но ход истории предопределяет грядущую победу «двуглавого орла» над двуглавым колоссом Эльбруса; трагедия Черкешенки — лишь частный случай этой глобальной встречи двух миров. Ей суждено погибнуть, но за миг до гибели она если и не понимает умом, то ощущает сердцем великую силу Свободы. А значит — перестает быть до конца «дикаркой», не становясь при этом «европейкой».

В образе Черкешенки (который современная Пушкину критика оценила куда более положительно, чем Пленника) впервые намечен тип героя, который будет необычайно важен для решения «имперской» темы в русской литературе. (Подробнее см. в Части 3.) Показана «промежуточная» личность, которая в результате завоевательно-цивилизаторских процессов выпадает из «естественной» традиции, не находя себя в традиции российской, и — гибнет. Такова героиня «Эды» Е. А. Баратынского, где прямо пародируется финал «Кавказского пленника»; Аммалат-бек из одноименной кавказской повести А. А. Бестужева (Марлинского), который мечется между русским и горским военными станами; Бэла в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова и его же Мцыри; «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого и др.

Байрон и Пушкин: Пушкин и западные литературы. Л., 1978.

«Столетняя чаровница»: О русской романтической поэме // Русская романтическая поэма. М., 1985.

Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.

Иван холост, но не возражает против женитьбы, поэтому очень рад, когда узнаёт, что мать нашла ему невесту. Тут же он получает отпуск, чтобы посетить свою старенькую мать.

На Кавказе идёт война, поэтому Жилин переправляется вместе с вооруженным обозом, который ходит между городами. Однако обоз идёт слишком медленно, и он с офицером Костылиным вырывается вперёд. Наткнувшись на татар, Иван попадает в плен, из-за предательства и трусости Костылина, который пусть и убегает, скоро окажется в том же плену.

Жилин принципиальный, попав в плен, когда его всё же заставляют – пишет письмо о выкупе, но указывает неправильный адрес, понимая, что у матери попросту нет таких денег. Он полагается только на себя.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Иван трудолюбивый человек, умеет рукодельничать, благодаря чему получает расположение хозяйской дочки Дианы. Он делает для неё кукол из глины, а она тайно кормит его и Костылина, который тоже уже попал в плен. Кроме того он чинит хозяину-татарину остановившиеся офицерские часы, ремонтирует ружья и другие вещи жителей аула. Жилина ненавидит только старик, говоря, что его необходимо убить, остальные жители относятся нормально, и он уже может свободно гулять по аулу.

После неудачной попытки побега Жилин не разочаровался и не сдался. Он ещё лучше продумывает план побега, и решается на вторую попытку. Риск огромен, но на кону свобода. Во время побега он демонстрирует себя как человека с сильной волей, умеющего прощать, для которого дружба это не простой звук. Когда Костылин не может идти Жилин не кидает его, несёт на себе, забывая про предательство, увеличивая риск попасться.

Можно сказать, что в Жилине собраны все лучшие качества, он настоящий офицер, обладающий смекалкой, об этом свидетельствует случай, когда в плену Иван дал больному воды с песком, надеясь на простое выздоровление больного, без лекарств, как и произошло. Ещё он преданный друг, трудолюбивый и мудрый человек, готовый рисковать при необходимости.

Вариант 2

Всемирно известный русский классик Л.Н.Толстой создал множество произведений, являющихся актуальными и в настоящее время. Образы героев его произведений, их внутренний мир, не похожи друг на друга и настолько реалистично описаны, что заставляют читателей сострадать им.

Об одном из таких героев, русском офицере Жилине, повествуется в рассказе «Кавказский пленник».

Иван Жилин – офицер русской армии, служащий на Кавказе в период войны. Несмотря на дворянское происхождение, Ивана был не из богатых, поэтому регулярно отсылал деньги пожилой матери.

Узнав, что мать нашла ему невесту, он решает поехать домой в отпуск. Однако путешествие домой оканчивается трагически: Жилин вместе со своим спутником Костылиным попадает в плен к татарам, требующим с родных пленников выкуп. Зная бедственное положение матери, Жилин указывает в письме заведомо ложный адрес, надеясь только собственными силами вырваться из плена.

Находясь в неволи, Жилин не сидит без дела, стараясь с пользой применить свои разносторонние знания: ремонтирует хозяйские часы, оказывает помощь в лечении знатного татарина, мастерит кукол для дочери хозяина Дины, которая в благодарность тайком подкармливает его.

Параллельно Иван пытается найти выход из плена, строя планы побега.

Первая попытка заканчивается неудачей из-за вечно ноющего Костылина, помешавшего идти быстрее. Однако Жилин не сдается, надеясь рано или поздно обрести свободу.

Русский офицер не только смел и решителен, но и обладает хитростью и смекалкой. Стараясь приручить собаку, он постоянно подкармливает ее, чтобы она не выдала его при следующей попытке побега.

Только третья попытка оборачивается для Жилина удачей, благодаря помощи девочки Дины. Несмотря на раны, истертые кандалами ноги, Жилин не пал духом, смог отбиться от догонявших его татар и достигнуть крепости, оставшись служить там до самого окончания войны.

В образе главного героя «Кавказского пленника» Толстой показал лучшие качества обычного русского человека, умеющего даже на войне оставаться настоящим человеком, независимо от того, кто рядом – друг или враг. Храбрость, доброта, преданность, патриотизм и сила духа русского офицера помогают одержать победу над жестокостью врага.

Во время войны по-разному проявляются черты характера каждого человека. Такие, как Костылин, опускают руки и надеются на судьбу и на окружающих. Но есть и такие, как Жилин, способные собственными руками изменить свою судьбу, и именно на таких людях держится Российское государство.

Сочинение про Ивана Жилина

В основе произведения, который основан на реальных событиях мы видим войну, ее тягости и потери. Главный герой обыкновенный русский парень Иван Жилин. Однажды он получает письмо от своей матери и взяв отгул отправляется увидеть ее, но он встречает преграду в виде татар. Ивана и его друга Костылина берут в плен и требуют деньги. В такой сложной жизненной ситуации Иван показывает себя как настоящий герой в отличии от своего спутника. Можно сказать, что он смотрит смерти в лицо и читатель невольно начинает сопереживать такому храбрецу.

В рассказе очень ярко противопоставляются два образа. Иван не падает духом, в отличии от Костылина. Он пытается выжить всеми способами, даже чинит оружие и часы татарам. Особенное место занимает в произведении девочка Дина, которой Жилин дарит кукол из глины, а она в ответ жалея его кормит в тихую молоком и лепешками. А Костылин упав духом постоянно причитает и жалуется на сложившуюся ситуацию. Здесь особо отражается его слабохарактерность. Все это дает нам понять, что татары замечают насколько сильный характер и умелые руки у Ивана и проникаются к нему доверием и начинают его уважать, но из-за желания обогатиться за счет выкупа заставляет их этого не замечать.

Несмотря на груз плена Ивана не покидают мысли о побеге. Даже в первый побег, который закончился ямой и деревянными колодками, он вел себя как хороший товарищ. Громоздкий и постоянно ноющий Костылин не смог идти быстро и Жилин решил тащить его на себе. А третья попытка, благодаря девочке Дине увенчается успехом. Он израненный и без сил смог выбраться и отбиться от почти догнавших его татар.

Читайте также:
Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»: сочинение

Война всегда несет потери и разрушения и только отвага настоящих героев с большим горячим сердцем помогает народу не падать духом. Она открывает в душе каждого черты характера и раскрывает по особенному. Поэтому такая храбрость и упорство, как у Ивана Жилина всегда побеждает жестокость такую, как у татар.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

Какую роль, играет кино, в жизни каждого из нас? Это очень трудный вопрос. Ведь оно бывает разным. Кто- то включает телевизор для подавления шума, не вникая в смысл происходящего на экране

Главной героиней повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина является графиня Анна Федоровна Томская. Графиня очень пожилая. Ей около 87 лет. Все ее родственники считают ее давно умершей

Повесть Лескова «Очарованный странник» имеет очень оригинальное название. Известно, что изначально Лесков хотел дать название «Черноземный Телемак». Видимо, второе название, по мнению автора

Хлестаков является главным героем комедии Гоголя «Ревизор» и представляет собой один из самых ярких и характерных персонажей в творчестве автора. Характер героя получился настолько правдивый и точный

Произведение «Илиада» до сих пор вызывает споры историков. Одни утверждают, что она описывает реальные события, другие считают, что это художественный вымысел. Автор тоже вызывает сомнения

Образ Жилина в рассказе «Кавказский пленник»

сочинение по литературе 5 класса

Общая характеристика

Жилин — главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, служащий на Кавказе. Жилин попадает в плен к горцам, из которого ему удается сбежать.

Отличительные качества

Жилин — смелый и мужественный человек, настоящий русский офицер. Он никогда не теряет самообладания и чувство собственного достоинства. Жилин до последнего оказывает сопротивление численно превосходящим его противникам. В плен его удается взять с трудом.

Оказавшись в положении пленника, Жилин не струсил и не стал молить о пощаде. Он даже вступил в пререкания с горцами и заслужил за это одобрение.

Жилин знает, что за попытку побега его могут сурово наказать или попросту убить. Но покоряться неизбежной судьбе, как Костылин, он не намерен.

Длительное бездействие может полностью сковать волю человека, поэтому в плену Жилин ведет себя очень активно. Изготовление детских игрушек может показаться бессмысленным, но таким образом пленник постепенно входит в доверие к своей будущей спасительнице.

«Золотые руки» Жилина вообще играют большую роль в его судьбе. Если Костылина горцы воспринимают только в качестве источника выкупа, то Жилина они ценят и по-своему любят.

Бесстрашие, инициативность и решительность — вот главные качества, которые помогли Жилину спастись.

Отношение к Костылину

В начале рассказа Костылин совершил непростительный грех, предав товарища. Жилин не держит на него никакого зла. Он даже обрадовался, когда встретил предателя в плену. Благодаря Жилину отношение к пленникам становится немного лучше.

Еще до побега Жилин понимал, что неповоротливый и слабый Костылин станет серьезной помехой. Он без труда мог сбежать в одиночку и, скорее всего, добился бы успеха.

Чувства жалости и сострадания не позволили Жилину бросить приятеля в беде. Его опасения полностью подтвердились: Костылин сильно замедлял бегство. Жилин всячески пытался подбодрить товарища, а в конце концов был вынужден тащить его на себе.

Жилин устоял перед огромным искушением, когда Костылин сам попросил бросить его. Этот поступок делает его настоящим героем. Стонущий офицер мог сыграть роль приманки для преследователей, но Жилин твердо решил: «Не годится товарища бросать».

Отношение к врагам

Жилин не испытывает ненависти к поработившим его горцам. Он понимает, что таковы законы войны на Кавказе. Жилин с достоинством признает свое поражение, но все же диктует свои условия при определении размера выкупа.

Русский офицер с интересом наблюдается за образом жизни и обычаями горцев. Многое ему кажется странным и непонятным. Жилин не осуждает чужие нравы, а пытается как-то приспособиться к этим людям.

Первую «победу» Жилин одерживает над душой Дины с помощью незамысловатых игрушек. Починкой оружия и часов он располагает к себе хозяина и жителей всего аула: «Ай, урус! Ай, Иван!».

Слава мастера Жилина, вероятно, спасла жизни обоих пленников. «Красный татарин» и старик, потерявший на войне всех сыновей, неприязненно относились к русским и постоянно требовали их казни. Выкуп задерживался, но Жилин был полезен, поэтому расправа постоянно откладывалась.

Образ миротворца

Толстой отрицательно относился к любой войне и доказывал, что она приносит только страдания. В образе Жилина писатель показал, что даже непримиримые враги могут найти общий язык.

В рассказе Жилин никого не убивает. Только во время взятия в плен в целях самообороны он думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

В плену Жилин мечтает не о мщении, а о бегстве. Горячие «патриоты» могут обвинить его в контактах и работе на врага, но для Жилина в этом нет ничего зазорного. Он просто делает то, что умеет.

Читайте также:
Отцы и дочери: сочинение

Дружба Жилина с Диной — лучший пример того, как человеческие чувства и разум одерживают верх над многолетней враждой. С точки зрения горцев девочка предала свой народ. На самом деле Дина еще не была заражена лютой ненавистью и смогла увидеть в русском «звере» подобного ей человека.

Образ Кавказа в произведениях русских романтиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
– изучить литературу по теме исследования;
– изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
– проанализировать произведения этого периода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………. 15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………. 32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение………………………………………………………………. 39
Список литературы……………………………………………………………40-41

Работа содержит 1 файл

Курсовая Образ Кавказа.docx

Итак, общий интерес к кавказской теме определялся историческими условиями ее возникновения, романтической эстетикой и задаваемыми ею задачами, а кавказская тема стала рассматриваться в качестве постоянно обновляющейся значимой эстетической традиции.

Таким образом, Кавказ стал для русской культуры еще одним, но не прямым, а опосредованным «окном в Европу», культурно- философским «окном». Структура кавказской фабулы отражает движение с родины на Кавказ как из плена в мир свободы, превращение русского в невольника и его обратное движение на родину. Реальное пленение на Кавказе в какой-то степени переворачивает каноническую романтическую ситуацию, позволяет взглянуть на нее несколько иначе. Светский плен противостоит и парадоксально сочетается с романтическим образом свободы — Кавказом, но место идеализированной свободы на самом деле оказывается иллюзией

Кавказ в жизни А. С. Пушкина

Пребывание А.С. Пушкина на Кавказе в 20-е годы 19 века оставило важный след и в истории русской литературы, и в общественном сознании. Среди пушкинских произведений кавказского цикла – стихотворения и поэмы. «Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен русскою поэзии, – и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию,- писал крупнейший русский литературный критик 19 века

В.Г. Белинский. «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний. Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленное драгоценною кровью сынов ее и подвигами ее героев». Непреходящее значение той части наследия Пушкина, которая относится к кавказскому циклу, Белинский видел, в частности, в объективном изображении горцев – людей «раздольной воли. кипучей жизни и смелых мечтаний. ». В поэме «Кавказский пленник» Пушкин отобразил возникновение отношений доверия и уважения между воевавшими тогда сторонами. В другой своей драматической поэме «Тазит» Пушкин показал начавшийся исторический процесс перестройки вековых традиций в горском обществе. Через семейный конфликт героев поэмы – отца и сына – показан образ жизни и мыслей представителей двух поколений, утверждение новых понятий о чести и достоинстве личности. Пушкин духовно и нравственно сблизил русский и чеченский народы. Не случайно он был и остается самым читаемым на русском и чеченском языках автором в республике. Чеченские поэты, стоявшие у истоков современной чеченской поэзии, еще в 1937 году перевели на чеченский язык и издали весь кавказский цикл произведений великого русского поэта.

Кавказским наблюдениям и впечатлениям обязаны своим появлением также стихотворения «Калмычке» и «Дон», о которых мы уже писали, а также и «Был и я среди донцов». Глубоко проникновенны малоизвестные строки из ранней редакции «Путешествия Онегина», где поэт вспоминает свое посещение Кавказа:

Во время оное былое.

В те дни ты знал меня, Кавказ,

В свое святилище глухое

Ты призывал меня не раз.

В тебя влюблен я был безумно.

Меня приветствовал ты шумно

Могучим гласом бурь своих.

Я слышал рев ручьев твоих,

И снеговых обвалов грохот,

И клик орлов и пенье дев.

Неизменный интерес великого поэта к кавказской тематике подтверждается также сохранившимися в его библиотеке книгами Платона Зубова «Шесть писем о Грузии и Кавказе, писанные в 1833 году» и «Подвиги русских воинов в странах Кавказских с 1800 по 1834 год».

Читайте также:
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение (по одноименному роману А.С. Пушкина): сочинение

Значение Кавказа для творчества Пушкина было огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н. В. Гоголь в следующих проникновенных строках: «Судьба как нарочно забросила его туда, где границы России отличаются резкою величавою характерностью; где гладкая неизмеримость России прерывается подоблачными горами и обвевается югом. Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ, среди знойных долин поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с тех пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком — слог его молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом. ».

Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.

Поэма «Кавказский пленник» была задумана еще на Кавказе. Пушкин писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве около шести месяцев. Эпилог помечен:

«Одесса. 1821. 15 мая». Первоначально поэма имела название «Кавказ».

Свою романтическую поэму Пушкин посвятил Н. Н. Раевскому-младшему, с которым еще недавно проводил на Минеральных водах «милые сердцу дни»:

Прими с улыбкою, мой друг,

Свободной музы приношенье:

Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье

И вдохновенный свой досуг.

Поэт вспоминает летние дни 1820 года, которые он провел вместе с

Н. Н. Раевским на водах:

Во дни печальные разлуки

Мои задумчивые звуки

Напоминали мне Кавказ,

Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,

Аулов и полей властитель пятиглавый,

Был новый для меня Парнас.

Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины,

Пустыни знойные, края, где ты со мной

Делил души младые впечатленья;

Где рыскает в горах воинственный разбой,

И дикий гений вдохновенья

Таится в тишине глухой.

Сюжет поэмы, в подражание властителю дум Байрону, отразил модную в те времена тему любви европейца к девушке из племени, не тронутого цивилизацией. В образе разочарованного пленника Пушкин «хотел изобразить то равнодушие к жизни и ее наслаждениям, ту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи его времени».

Горою противопоставлена «цельная, исполненная любви и самопожертвования натура черкешенки». «Черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести»,— признавался Пушкин своему кишиневскому приятелю В.П.Горчакову. Поэта привлекает в горцах их любовь к свободе, мирный труд и гостеприимство, национальные песни.

Уж меркнет солнце за горами;

Вдали раздался шумный гул;

С полей народ идет в аул,

Сверкая светлыми косами.

Пришли; в домах зажглись огни,

И постепенно шум нестройный

У молкнул; все в ночной тени

Объято негою спокойной.

В поэме много описаний великолепной природы Кавказа. Ее герой,

Влачася меж угрюмых скал,

В час ранней утренней прохлады,

Вперял он любопытный взор

На отдаленные громады

Седых, румяных, синих гор. Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый,

Белел на небе голубом.

Пушкин любил свою кавказкую поэму. «Местные краски верны, — писал он Гнедичу в апреле 1822 года, — но понравятся ли читателям, избалованным поэтическими панорамами Байрона и Вальтера Скотта. Отеческая нежность не ослепляет мeня насчет «Кавказского пленника», но, признаюсь, люблю его, сам не зная за что; в нем есть стихи моего сердца». Сознавая несовершенство образов героев, недостатки композиции и стиля поэмы, поэт и позднее считал ее своей творческой удачей: «Все это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно»,— записал он в 1829 году, перечитав поэму во время путешествия по Кавказу.

История героя поэмы, попавшего в плен к черкесам, заимствована Пушкиным из рассказов людей, с которыми встречался на Кавказе, а также из литературных источников. Известны были и факты пленения горцами генерала Дельпоццо, майора Шведова и дальнего родственника поэта Ф. Н. Немцова.

В своем отзыве о «Кавказском пленнике» Белинский писал: «Какие же действия должны были произвести на русскую публику эти живые, яркие, великолепно- роскошные картины Кавказа при первом появлении в свет поэмы! С тех пор, с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии. »

И в эпилоге к «Кавказскому пленнику» Пушкин, прощаясь с читателем, еще раз вернулся к своей музе, воспевшей Кавказ:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: