Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”: сочинение

Сочинение: Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем на­звал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений — кто же еще? Да­же Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне. И в школьных учебниках мы чита­ем: главный герой романа — Евгений Онегин, типичный моло­дой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было.

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе — «И жить торопится и чувствовать спешит» — тоже про Онегина. Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и автор. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много — об авторе почти столько же, сколько о герое.

Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: «добрый мой приятель». Но много у них также и раз­ного. Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, и все-таки автор выглядит ярче, умнее, значительнее человека, которого мы на­зываем «типичным представителем» его эпохи!
[sms]

Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его со­временнику басни Крылова «Осел и мужик»: «Осел был самых честных правил. » — и переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело выступает против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавист­но: против сковывающих писателя правил и законов — за сво­боду мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже некоторых своих друзей-писателей, которые, конечно, не одобрят подобное начало.

Итак, роман начинается почти без всякого вступления — мыслями героя об умершем дяде. Ведь выражение «уважать себя заставил» в те времена означало «скончался» (теперь мы говорим, например, «приказал долго жить»). При этом Онегин сетует на то, как обременительно для близких присутствие тя­желобольного, ведь приходится:

Ему подушки поправлять.
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет ли сам Пушкин такое поведение и мысли Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, чи­тая роман, мы все-таки узнаем и то, что думает Пушкин об Оне­гине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отноше­ния, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется. Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как непра­вильно воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет «лицемерить, казаться, являться»; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться.

Вот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, на­пример, театр. Для Пушкина петербургский театр — «волшеб­ный край», о котором он мечтает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?

А Онегин «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лор­нет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам. », едва взгля­нув на сцену «в большом рассеянье», уже «отворотился — и зевнул».

Или, например, отношение к русскому языку. В первой гла­ве много иностранных слов: Madame, Monsieur, dandy, vale -и так далее. И слова-то из разных языков: французские, анг­лийские, латинские. Может быть, Пушкину трудно обойтись без них? В строфе XXVI он и сам пишет:

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика Пушкина: сочинение

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами.

Читая вторую, третью и другие главы, убеждаемся: Пушки­ну-поэту вовсе не так уж нужны «иноплеменные слова», он превосходно обходится без них. А вот Онегину нужны. Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато, а вот герой его говорит светским «смешанным» языком, где перепле­тается английский с французским и где не поймешь, каков же родной язык твоего собеседника.

Евгений Онегин — определенный этап в развитии русского общественного сознания. Он — воплощение европейского со­знания: европейской культуры, образования, рационализма. Автор подчеркивает отчужденность героя от национальной жизни, но ценит в Онегине сильные стороны, прежде всего по­требность осмыслить себя как личность.

Работая над второй главой, Пушкин еще не знал, что ско­ро — не пройдет и года — он вынужден будет поселиться в этом «прелестном уголке», сосланный, поднадзорный. Но он уже давно знал, что русская деревня далеко не так прекрасна, как кажется непосвященному взору. Еще в 1819 году, приехав в Михайловское во второй раз в жизни, двадцатилетний Пуш­кин увидел не только прелесть русской природы (стихотворе­ние «Деревня», 1819):

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества губительный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Такой русская деревня XJK века сохранилась в уме и серд­це поэта. С иронией описывает Пушкин деревню в «Евгении Онегине». Так, дом дядюшки Онегина назван «почтенным зам­ком», хотя обставлен он весьма скромно: «два шкафа, стол, ди­ван пуховый. ».

Онегин — чужой в деревне. Он из другой жизни, живет по другим правилам:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с».

Таков был общий глас. Эти обвинения нам знакомы: «Шампанское стаканами тя­нул. — Бутылками-с, и пребольшими. — Нет-с, бочками сороковыми» так рассуждали о Чацком гости Фамусова. В «Горе от ума» глухая старуха графиня-бабушка не услышала ни звука из того, что ей рассказал Загорецкий о Чацком, но слова нашла такие же, как соседи Онегина: «Что? К фармазонам в хлеб? Пошел он в басурманы?» Сам Пушкин во время юж­ной ссылки примыкал к кишиневской масонской организации. Среди масонов было немало передовых людей, будущих дека­бристов, потому их так ненавидели гости Фамусова и соседи Онегина.

Можно сравнивать Онегина с Пушкиным, Чаадаевым, Ка­вериным — с умнейшими, выдающимися людьми своей эпохи. Но Евгений не таков, как эти люди, ему недоступны их зна­ния, их таланты, их умение понимать жизнь, действовать, хо­тя он много выше среднего человека своего круга — в этом мы убеждаемся, читая вторую главу. И этого-то не прощает ему его круг.[/sms]

Сочинение ОБРАЗ АВТОРА И ЕГО РОЛЬ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Прежде чем писать сочинение о роли автора в романе «Евгений Онегин», предлагаю вам вспомнить, в чем же эта роль заключалась. Идеи этих слайдов также можно использовать в сочинении.

Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин» Роль и образ автора в романе «Евгений Онегин»

Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.

Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Читайте также:
Ссылка А. С. Пушкина в селе Михайловском (18241826 г.): сочинение

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.

Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Читайте также:
Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.

На сайте есть еще одно сочинение по данной теме, можете обратить внимание и на него:

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя. Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества. Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское. Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.

Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.

Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.

В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.

Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова. Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного. Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.

Сочинение Петербург в Евгении Онегина

В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых – тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители. Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.

В романе Петербург выступает местом, где начинается и заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского.

Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное. Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами. На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой и пребывание в рабочем кабинете. Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.

Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.

Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.

Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века. Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым. Петербург – это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Отличная новогодняя история! Наверное, все знают сюжет – на новогодние праздники жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень. Это уже очень мило!

«Человек без мечты, как птица без крыльев». Эта фраза как нельзя точно отражает жизнь человека, который не любит и не умеет мечтать.

Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным

Успех ученика – это плод работы учителя. Каждый в мире успешный человека благодарен в первую очередь трем людям: родителям и учителю. Мы сейчас учимся в школе, и некоторые очень отрицательно настроены на своих же учителей

Петербург и петербуржцы в романе «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)

Александр Сергеевич Пушкин писал один из самых своих знаменитых романов “Евгений Онегин” в 1823 – 1831 годах. Это одно из самых гармоничных по композиции и богатых по содержанию его произведений. Одна из самых кропотливых и длительных работ Пушкина.

Первое упоминание о романе было в письме другу Вяземскому 4 ноября 1823 года. Пушкин не хотел публиковать “Онегина”, он писал для себя. Это размышление о себе и своих мыслях.

Роман написал в жанре реализма. Белинский говорил: “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

Главный герой Евгений Онегин – типичный дворянин того времени. Он получил поверхностное дворянское образование. Онегин проводил все свои дни однотипно. Сначала он приводил себя в порядок, гулял, шел в театр. Он не любит общество, избегает его. Но и общество не любит его, потому что он намного умнее, честнее окружающих его людей.

Читайте также:
Жизнь Пушкина в период «каменного» режима Николая I: сочинение

Главный герой жил всю свою жизнь в Петербурге. Его детство и юность прошли в этом городе. С 16 лет ходит на балы, ведет светскую жизнь, играет “в любовь”. Автор очень подробно описывает Петербург, его общество и достопримечательности.

Петербург – столица России в 1712 – 1918 годах. В романе город показан светским и очень праздным. Пушкин делает акцент на внешнем облике города, не углубляясь дальше. Автор показывает новизну и современность жизни в Петербурге. Здесь каждый одет по последней моде, говорит по-французски и любит ездить по балам и театрам. Пушкин очень подробно описывает реальные места в Петербурге, которые были популярны среди дворян того времени. Например: ресторан Talon, где часто бывал Евгений, “К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин”. Невский проспект, где любил гулять, “Онегин едет на бульвар, И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед”. Река Нева, ” Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель”. Миллионная улица, “С Мильонной раздавался вдруг. “. Пушкин сравнивает Петербург с Италией, а его каналы – с венецианскими. “Ночей Италии златой Я негой наслажусь на воле С венецианкою младой. “.

Александр Сергеевич также много пишет о петербуржском обществе. В первой главе описывается типичный день Евгения Онегина. Так на примере одного человека Александр Сергеевич описывает обычный день любого дворянина. Евгений Онегин просыпается, приводит себя в порядок, сразу же отправляется на прогулку по определенному маршруту. “Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар, И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед”. После прогулки едет в ресторан: “Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним росбиф окровавленный И трюфели, роскошь юных лет. “. Дальше едет на балет в театр, после, не дождавшись конца, едет домой. Он переодевается, готовится к балу. После танцев он, уставший, едет домой: “В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден”. Таким и описывает Пушкин обычный день столичного дворянина.

Александр Сергеевич также отмечает, что на общество в Петербурге достаточно произвести хорошее первое впечатление, чтобы понравится. Практически все знают французский язык, но мало кто обращает на внутренний мир, душу человека. “Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил”. По моему мнению, главная проблема дворянского общества – это то, что молодые люди вели напрасную жизнь, они не любили труд, им ничего не нужно было. Про Онегина хочется сказать, что он умный, образованный, но бесцельный человек. У него нет любимого дела, потому что не может найти применение своему уму. Ему быстро все надоедает.

Хочется отдельно подчеркнуть, что дворянское общество относилось к любви очень поверхностно, они лишь “играли в любовь”. Онегин не знаком с этим чувством по-настоящему, как и все его окружение. Герой волочится за женщинами ради скуки, он не был готов к настоящему чувству Татьяны, не разглядел его и не верил, что сам способен на любовь.

В заключении я хочу сказать, что это роман не только героев, но и автора. В своем произведении он рассказывает о своих переживаниях, мыслях. Пушкин сам живет в Петербурге, поэтому очень хорошо и точно описывает общество и сам город в целом. Пушкин говорит о петербургском обществе с долей иронии и без симпатии, как о вещи, чуждой ему, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро «наскучивает».

Читайте также:
Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина Дубровский: сочинение

Сочинение: Петербург в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.08.2020 · Обновлено 25.08.2020

(577 слов) Ещё В.Г. Белинский, известный русский критик, назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Так почему же, тоненькое восьмиглавое издание книги принято считать энциклопедией и справочником? А.С. Пушкин создал поистине неповторимое, не имеющее аналогов творение, описывающее жизнь, быт, уклад мыслей всех слоёв общества России начала девятнадцатого века. В романе описаны дворянство Москвы, высшая элита Петербурга и даже жизнь помещиков в деревне. В итоге, мы получаем целостную картину эпохи, в которой одна из главных ролей отдана столице. Жизнь в Петербурге в романе «Евгений Онегин» представлена пестрым калейдоскопом развлечений, в котором, тем не менее, не хватает главного — хоть одного искреннего чувства.

Уже после знакомства с главным героем произведения Евгением Онегиным, читатель в состоянии составить типичный распорядок дня молодого дворянина девятнадцатого века, проживающего в столице. Сперва юноша одевается в лучшие наряды, соответствующие моде Петербурга. Далее он разбирает приглашения с визитами на вторую половину дня:

«Бывало, он еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут».

Ежедневными традициями молодых дворян были прогулки.

«…Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…»

Данные променады несли в себе лишь показной характер. Каждый «выгуливал» свой новый образ, показываясь перед высшим светом, набивая себе цену. Петербург на все закрывал глаза, но только не на бедность. Обеды в лучших ресторанах города, переодевание к вечернему развлечению, посещение бала (чаще всего с опозданием) и отход ко сну уже под утро — такой образ жизни характеризует Санкт-Петербург того времени. Суета большого и богатого города позволяла дворянам испробовать самые разные наслаждения, однако пресыщенность вскоре многих из них вгоняла в тоску, как и главного героя романа.

И хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Интересно, что почти все развлечения российской столицы позаимствованы из-за рубежа. В ресторанах Онегина ждут трюфели и вина из французской кухни и «Страсбурга пирог нетленный». Зрители шикают на Федру или Клеопатру, а вызывают Моину. В театре все традиции и постановки тоже иностранные, поэтому автор поминутно переключается на французский язык, чтобы назвать тот или иной термин: «Готов охлопать entrechat». В русском языке для этой жизни нет даже имени. Столица России облачена в европейские одежды и отчаянно пытается изжить из себя все отечественное и национальное. Русский человек не узнал бы в этом городе своей страны, но элита, напротив, стесняется своего происхождения, и потому Онегина, как и многих его товарищей, с малолетства воспитывают французы. Также автор в своих рассуждениях подмечает, что высший свет столицы погряз в духовной нищете, а мнение о человеке напрямую зависит от его социального статуса. Богач с хорошими связями будет героем своего времени, несмотря на умственную ограниченность и безнравственность:

И все же А.С. Пушкин искренне любит родной Петербург, город, который прославился деятелями искусства, декабристами и своей историей. Столица всегда покоряет наблюдателя своей живостью и энергией. Не все, подобно дворянам, упиваются праздностью. Ради обеспечения этой праздности работают тысячи человек:

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужденный.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин» можно назвать двойственным. С одной стороны, автор признает, что праздная суета города надоедает, и ему не хватает русского духа. С другой стороны, описание столицы светится добрым юмором. Поэт, говоря о нем, оптимистичен, а не огорчен. Красота, активность и веселье Петербурга время от времени очень необходимы человеческой душе, но на постоянной основе легко приедаются и даже развращают личность.

Читайте также:
Основные темы лирики Пушкина: сочинение

«Светский Петербург в романе «Евгений Онегин»»

В стихах Пушкина, справедливо замечает Н. А. Добролюбов, продолжая в этом отношении выводы Белинского, «впервые открылся нам действительный русский мир». «Открытие» в «Евгении Онегине» русской .действительности «русского«мира» – не только имело важнейшее познавательное значение, но и было снизано с целым переворотом в области традиционных эстетических представлений и понятий, с замечательным расширением границ самого предмета художественного изображения, круга явлении действительности, достойных поэтического отображения, допускаемых в сферу искусства.

Во времена Пушкина бытовали представления, сложившиеся еще в эпоху классицизма, о том, что предметом поэзии должно быть только «изящная» природа; наоборот, «низкая природа» – все обыденное, «прозаическое» – находится за пределами художественной литературы. Исключение делалось только для сатирических жанров, поскольку их целью было не воспевание, а обличение. Автор «Евгения Онегина» – произведения в целом отнюдь не сатирического – стирает всякие различия между «изящной» и «низкой» природой. В его роман наряду с «поэзией» хлынула широким–потоком и «проза» – жизнь как она есть, со всеми ее красками и оттенками, с праздничным и обыденным, патетическим и смешным, трогательным и ничтожным, высокими поэтическими порывами и житейским «пестрым сором» – «прозаическими бреднями», мелкими будничными дрязгами, бытовыми деталями. Но вместе с тем этой «прозе» автор «Евгения Онегина» сумел придать высокое поэтическое достоинство; сумел, говоря словами Добролюбова, «представить… ту самую жизнь, которая у нас существует, и представить именно так, как она является на деле», «не компрометируя искусства».

В осуществлении своего новаторского творческого замысла поэту пришлось пойти совершенно новыми, непроторенными путями. Строфы «Евгения Онегина» полны полемики со всеми существовавшими в ту пору основными литературными направлениями, школами и традициями (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, почти всеми типами романа). В то же время для «поэзии действительности» необходимо было создавать новые способы и средства выразительности, разрабатывать новые художественные приемы, наконец, соответственным образом преобразовывать самый материал искусства слова – русский литературный язык. И в пушкинском романе это было замечательно осуществлено. Изображению полноты жизни, сложности и многообразия ее проявлений соответствуют «пестрые главы» романа – «полусмешные, полупечальные, простонародные, идеальные».
Многообразию жанровых и стилевых элементов соответствует разнообразие поэтического языка. В «Евгении Онегине» использовано все богатство общенародного языка, вся стихия русской речи. Слог романа, точно, ясно и просто, без излишних поэтических украшений, «вялых метафор», обозначающий предметы «вещного» мира, выражающий мысли и чувства человека и вместе с тем бесконечно поэтичный в этой своей простоте, является замечательным явлением реалистического искусства слова. В выработке норм русского национального языка, что является одной из важнейших задач, осуществленных творческим гением Пушкина, роману в стихах принадлежит исключительно важное место.

С целью вместить в свое произведение все многообразие действительности и вместе с тем сообщить ему необходимое единство Пушкин применяет и соответствующую стихотворную форму.

Но авторское начало в «Евгении Онегине» не ведет, как это было у сентименталистов и романтиков, к произвольному смешению субъективного и объективного планов, к подмене одного другим. Особенно рельефно новаторство Пушкина проступает в приемах характеристики героев. В пушкинских романтических поэмах характеристика складывалась в основном из авторского повествования и рассказа-монолога героя о самом себе. В «Евгении Онегине» мы сталкиваемся с исключительным богатством приемов характеристики героев. Так, образ Онегина раскрывается перед читателем посредством его речей, размышлений, выступающих и т. д.

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Каким предстаёт Петербург в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? — Самое интересное

Образ Санкт-Петербурга и столицы в романе в стихах “Евгений Онегин” русского поэта Александра Сергеевича Пушкина предстаёт разносторонним и многогранным, изысканным и бытовым, противоречивым и гармоничным.

А сам роман увидел свет 20 марта 1833 года. В этот день было опубликовано первое полное издание произведения. О Петербурге XIX века, который играет в романе одну из главных ролей, выступает его важным персонажем, а не просто антуражем для действий, мы и поговорим в этой публикации.

На протяжении всего романа образ Петербурга тесно связан со становлением личности Онегина. Петербург — этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

Пушкин и “Евгений Онегин”

Александр Пушкин работал над романом свыше 7 лет. Произведение, начатое поэтом ещё в южной ссылке, было завершено в Болдине осенью 1830 года. Пушкин писал “Евгения Онегина” в 1823—1830 годах, но лишь спустя 3 года его напечатали. В поэтическом предисловии к роману автор обращается к читателю:

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

По словам автора, произведение стало “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Работу над ним Александр Сергеевич называл подвигом. В произведении ярко показана судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века.

Пушкин детально и идеально изобразил жизнь дворянского общества 1820-х годов. По словам известного критика В. Г. Белинского, этот роман можно назвать “энциклопедией русской жизни”. В нём воспроизведена картина русского общества, “взятого в одном из интереснейших моментов его развития”. В романе достаточно подробно изображено как столичное, так и провинциальное дворянство.

Петербург маленького Онегина

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки. Это обстоятельство вынудило молодого гуляку покинуть шумный Петербург и отправиться к больному.

Первая глава посвящена рассказу о происхождении, семье и ранней жизни главного героя. Повествование в романе Пушкина ведётся от имени безымянного автора. Итак, читатель узнаёт, что Евгений Онегин родился “на брегах Невы” — в Санкт-Петербурге:

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

И тут мы знакомимся также с первой картиной Петербурга. В самом начале романа столица России представляется Летним садом, где гуляет маленький Евгений.

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Петербург юного героя

Родился Онегин не в самой успешной дворянской семье, однако, получил соответствующее неплохое воспитание. А. С. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды.

Всё вместе позволяло главному герою рассчитывать на то, чтобы “свет решил, что он умён и очень мил”. Здесь автор просвещает читателей, рассказывая о воспитании детей в дворянских семьях, а также об образовании в то время, таким образом, он как бы рассказывает и о самом себе:

В XV строфе первой главы “Евгения Онегина” Петербург уже взрослеет вместе с главным героем, отражая его молодость и беспечность. Столичный город выглядит по-современному и элегантно, одновременно с навязанным снобизмом. На сцену выходит просторный бульвар, где по утрам высший свет совершает променад. Онегин появляется тут только ради приличия.

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Петербург молодого денди

Петербург показан со вкусом дорогого ресторана французской кухни, в котором подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское.

Читайте также:
Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

Город на Неве рассматривается в рампах театра с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почётными гостями. В храме искусства Онегин ощущает некое недовольство и с равнодушием смотрит на сцену.

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Театра злой законодатель,

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру,

Где каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать entrechat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Моину вызвать (для того,

Петербургское общество XIX столетия подпало под влияние всего французского. Это прослеживается даже в рабочем кабинете Евгения, декорированном и меблированном в духе французской моды. Красноречивым изображением Петербурга является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Во всём этом просматривается образ столицы той эпохи.

Петербург взрослого ловеласа

Как мы узнаём из повествования, с самой ранней юности Евгений Онегин “твёрже всех наук” познал “науку страсти нежной”, “что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень”.

Жизнь этого героя в Петербурге была заполнена любовным флиртом и светскими развлечениями. В конечном итоге, Онегину всё это приелось:

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и страcбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкий,

Но разлюбил он наконец

Чтобы занять себя, Евгений бросается из одной крайности в другую, поначалу пробует себя на писательском поприще, “но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его”. Затем Онегин “отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё без толку”.

Он хотел уже пуститься в путешествие по миру, как вдруг его застало известие о болезни дяди. Онегин едет к нему в деревню, “приготовляясь денег ради, на вздохи, скуку и обман”, с чего и начинается первая глава.

Жизнь в деревне и трагедия

После приезда оказывается, что дядя уже отошёл в мир иной, а Евгений стал его наследником. Он селится в деревне, но тут он мается от скуки. А возвращаться в опостылевший и набивший оскомину Снкт-Петербург он не хочет…

Соседом Онегина был 18-летний поэт-романтик Владимир Ленский, приехавший из Германии. По характеру и темпераменту Ленский и Онегин — полные противоположности. Несмотря на это, они становятся друзьями.

Они знакомятся с сестрами — дочками местного помещика Ларина. Младшая сестра Ольга — приятна и всегда весела, внешне красива, но вовсе не интересна Онегину. На неё абсолютно не похожа её задумчивая сестра — Татьяна, которая старше Ольги всего на один год. Онегин размышляет:

А что? — Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

Увидев Евгения Онегина, Татьяна Ларина сразу же влюбляется в него и пишет ему письмо. Но он не ищет спокойной семейной жизни, и не отвечает девушке взаимностью. Ленского и Онегина пригласили к Лариным на именины Татьяны.

Онегин не хочет ехать, но Ленский уговаривает его, заверяя, что никого из гостей-соседей не будет. Но приехав на торжество, Онегин обнаруживает “пир огромный”, что его злит не на шутку. И он решил другу отомстить.

Читайте также:
Анализ Евгения Онегина А. С. Пушкин: сочинение

Ленскому нравилась Ольга. Чтобы заставить его ревновать, на обеде у Лариных Онегин неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Онегин был вызван Ленским на дуэль, которая заканчивается смертью последнего. Евгений Онегин покидает деревню, тогда ему было 26 лет.

Спустя 3 года Онегин снова появляется в Петербурге и случайно встречает Татьяну. Она уже была замужней светской дамой. Евгений влюбляется в неё и пытается добиться её расположения. Татьяна же ему отвечает:

Но я другому отдана;

На этом заканчивается роман. Пушкин оставляет шокированного Евгения, в нескольких репликах прощается с читателями, а также со своим многолетним трудом.

Прозаический и поэтический Петербург

Образ Петербурга в романе предстаёт в бытовых картинах — неугомонным, полным беззаботного веселья. Одновременно город на Неве сотрясает барабанные звуки. Пушкин показывает жителей, спешащих на рынок, продавцов и купцов, разносчиков и извозчиков. Читатели видят Петербург — “барабаном пробуждённый”, “неугомонный” и т.д.

Уж барабаном пробужденный.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Автор описывает бытовую жизнь Петербурга, но в приподнятом настроении и с юмором, особенно про “васисдас” хлебника немца с отсылкой на немецкую фразу “Was ist das”, что означает: “Что это”. Тут Пушкин блещет и своими способностями владения языками.

В романе уделено внимание каждому закоулку города на Неве. Автор точно и живописно подбирает каждый эпитет. Петербург показан и поэтическим, и прозаическим. Александр Пушкин и Евгений Онегин, оба восхищались красотой и величием Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:

И опершися на гранит,

Стоял задумчиво Евгений,

Как описал себя пиит.

Всё было тихо; лишь ночные

Да дрожек отдалённый стук

С Мильонной раздавался вдруг;

Лишь лодка, вёслами махая,

Плыла по дремлющей реке:

И нас пленяли вдалеке

Аристократический Петербург лидер

Исследователь Ю. М. Лотман считает, что в романе представлен только Петербург аристократический и щегольской. Описываются его главные и роскошные места и достопримечательности: Невский проспект, набережная Невы, Миллионная улица, Летний сад, Малая Морская — гостиница “Лондон”, Театральная площадь и другие. Также в Петербурге первой четверти XIX века в воздухе витает дух перемен и “вольности святой”:

Петербург видится Пушкиным городом декабристов, а значит и местом, где творится история России, в котором возможны в будущем любые подъёмы. Автор выступает тут в качестве пророка, превращая город Петра в колыбель революций, в город, способный стать лидером в народном движении за освобождение.

Петербург Татьяны Лариной и многранен

В последней главе романа Петербург описывается глазами Татьяны Лариной, превратившейся из провинциальной девушки в светскую даму, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Не улыбающихся лиц;

Тут был посланник, говоривший

О государственных делах;

Тут был в душистых сединах

Старик, по-старому шутивший:

Отменно тонко и умно,

В восьмой главе романа “Евгений Онегин” сарказм по отношению к светскому обществу звучит острее и значительнее, чем психологическое ощущение Онегина его как “пустого света”. Описывая общество того времени, Пушкин говорит, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть”. В целом, образ Петербурга в романе многогранен, местами противоречив, но и очень гармоничен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: