Авторское сочинение по роману Евгений Онегин: сочинение

Эссе по роману Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» можно назвать сериалом своего времени – Пушкин писал его почти 8 лет и выпускал долгожданные главы практически каждый год с 1825 по 1832.

Финальная точка была поставлена весной 1833 года, когда вышла полная версия книги. Тираж разлетелся, как горячие пирожки, роман был очень популярен в России.

То, как публика ждала новых частей произведения, какие дебаты велись по его поводу, как читатели пытались предсказать судьбу героев, очень напоминает современные выходы новых сезонов культовых сериалов, типа «Шерлока Холмса» или «Игры престолов».

«Евгения Онегина» с полной уверенностью можно назвать переломным произведением не только в творчестве самого Пушкина, но и в русской литературе в целом.

Пока друзья поэта пытались осуществить государственный переворот, он совершал революцию в литературе.

Роман в стихах вызвал целую бурю споров, отзвуки которых слышны и сегодня, спустя почти 2 века.

В чем же новаторство Пушкина?

В «Онегине» Пушкин-романтик на наших глазах превращается в Пушкина-реалиста. Его перестают волновать возвышенные герои, подвиги и сентиментальные элегии.

Смерть Ленского, олицетворяющего поэта возвышенного толка, символизирует разрыв Пушкина с литературными идеалами своей юности.

В начале восьмой главы автор рассказывает о своем творческом пути с Лицейских лет вплоть до создания «Онегина», описывая, как менялись интересы его музы со временем.

«Как часто по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
со мной скакала на коне!»

Теперь поэта интересует простая жизнь обычных людей, среди которых он живет, с которыми общается каждый день.

«Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
с печальной думою в очах,
с французской книжкою в руках».

Такой поворот в творчестве поэта приняли далеко не все – даже близкие друзья критиковали Пушкина за незначительность личности Онегина, глупость Ленского, невыразительность Татьяны, что уж говорить о критиках и недругах поэта.

А Пушкину необходим был герой простой, совсем не «героический», узнаваемый типаж, обыкновенный человек со своими слабостями и достоинствами.

Гениальный поэт окончательно и бесповоротно переместил фокус русской литературы на жизнь простого человека. Без Пушкинского Онегина не было бы ни Печорина, ни Башмачкина, ни Базарова, ни Раскольникова.

В романе автор является совершенно самостоятельным героем произведения – мы постоянно слышим его иногда ироничный и насмешливый, иногда лиричный и задумчивый голос.

Он посмеивается над героями, но по-доброму, хотя в первых главах, знаменитого пушкинского сарказма было значительно больше. Он сам указывает на это в письме Александру Тургеневу: «…я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью…»

Но на протяжении долгих 8 лет происходит много событий в жизни поэта, он меняется сам, меняется и его отношение к героям, к литературе в целом.

Пушкин намеренно отделяет себя от Онегина, постоянно напоминая читателю, что его «добрый приятель» ни в коем случае не тождественен ему самому.

Онегин симпатичен Пушкину, но все же их взгляды во многом не совпадают.

Такой прием вызывал удивление у современников поэта, но он прочно обоснуется в произведениях следующих поколений русских писателей.

Литературное новаторство Пушкина – это только одна сторона медали. «Евгений Онегин» – это грандиозное переосмысление русского языка.

Поэт совершает невозможное – внедряет в поэтический язык истинно народную речь, тот русский, на котором говорят простые люди, но которого не знает дворянство, сплошь изъяснявшееся в то время на французском языке.

Русский считался слишком простым или слишком вычурным, чтобы выражать на нем эмоции и чувства.

Татьяна – истинно русская провинциальная девушка – владеет родным языком на бытовом уровне, а свое письмо Онегину с самыми сокровенными мыслями вынуждена писать на французском – языке ее любимых романов, в котором есть все необходимые слова для признания в любви.

Пушкин, извиняясь, переводит нам письмо Татьяны, и оказывается, что родной язык ничуть не хуже привычного иностранного. Текст письма героини стал настоящей жемчужиной русской поэзии, в нем нашлись нужные слова и интонации.

Пушкин кардинально поменял вектор развития литературы, и «Евгений Онегин» стал флагманом этого курса.

К сожалению, при жизни поэта за эту книгу на него вылили много помоев и несправедливой критики. Среди охаивания и ругани громко прозвучал, в общем-то, только один голос – на защиту романа встал Белинский, справедливо назвавший «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни.

Сочинение рассуждение на тему евгений онегин 9 класс

  • Пушкин
  • В своём произведении “Евгений Онегин” Пушкин затрагивает такие волнующие нас темы как: дружба, верность, любовь и предательство. В его произведении нашли своё место многие человеческие пороки, но также там имеют место быть и добродетели, которые показывают читателю, что всегда есть маленькая толика добра, в этом злом мире. Однако, в большинстве своём, произведение “Евгений Онегин” отнюдь не о великом добре, как и не о великом зле. Данное произведение скорее держит золотую середину, из которой и является выходцем главный персонаж произведения, сам, Евгений Онегин.

    В произведении Евгений Онеги предстаёт перед нами как достаточно умный молодой человек. Ему присущи хорошие стороны любого человеческого характера. Однако как выясняется позже, Онегин также имеет, как и любой другой человек, достаточно неприятные черты характера, которые позже всплывают по мере хода повествования.

    Выясняется, что Евгений довольно злопамятный человек, который не потерпит любых унижений или неповиновения в свою сторону со стороны обычных людей, которые, так или иначе, находятся ниже его социального статуса. Пусть даже и выше его статуса, Евгений всё равно сделает всё возможное, дабы максимально навредить своему обидчику, заставить его чувствовать себя униженным. Таким образом, автор выделяет всю двуличность персонажа. Он говорит о том, что даже если человек приятно выглядит внешне, он обходителен, вежлив, то не стоит доверять ему, так как в любой момент данная вежливость может стать агрессией или даже ненавистью по отношению к вам. И это правда, жизни, ведь очень часто людей предают попросту из-за того, что они имеют то, что надо получить другим людям. Потому и многие люди лишаются, казалось бы, близких им людей, они просто предают их. Это одна из мыслей, которую выражает автор в своём произведении.

    Читайте также:
    Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина Дубровский): сочинение

    Следующая же мысль, которую Пушкин пытается передать через своё произведение, тема любви и предательства. По ходу развития сюжета мы видим, как Евгений сперва влюбляет в себя одну девушку, а затем во зло ей начинает флиртовать с другой, даже не задумываясь о чувствах первой, а это приносит ей огромную боль.

    Таким образом, мы видим, что Пушкин в своём произведении “Евгений Онегин” раскрыл множество интересных тем, которые, так или иначе, затронули человеческие сердца.

    Я считаю, что именно данные темы Пушкин пытался обсудить в своём произведении “Евгений Онегин”.

    Евгений Онегин. Сочинение по произведению 2

    Произведение, написанное в стихотворной форме, Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – одно из самых известных в классической литературе.

    Главный герой – молодой, очень обаятельный человек, вечно ищущий смысл жизни. Онегин, выросший в столице и получивший классическое для того времени образование, привык получать от жизни все, при этом не прикладывая совершенно никаких усилий. Евгений – типичный представительно молодежи начала 19 века. Он живет в свое удовольствие, много времени проводит на балах, в театре, вместо того чтобы стремиться к чему-то большему. Формируя образ героя, Пушкин акцентирует внимание на среде, в которой вырос Евгений, его воспитании и образовании. Он неглуп, много времени проводит за чтением книг и ему совсем не чужд романтизм. При этом основной чертой его характера является эгоизм. Онегин хоть и вхож в элиту общества, но далек от нее – его душевные порывы отрицают порядок жизни не только светского, но и политического окружения.

    Вскоре герою надоедает эта пустая, по его мнению, жизнь, он хандрит, разочарован во всем и, в надежде побороть скуку, отправляется в деревню. Но и здесь Онегин не может найти свое место – отсутствие привычных развлечений снова наводит на него скуку. Его поступок в отношении крестьян удивляет соседей, которые начинают считать его «странным». Тогда как читателю Евгений, которого волнуют лишь собственные переживания и беды, впервые представляется как человек способный понимать и сочувствовать.

    Знакомство с Владимиром Ленским отвлекает Онегина от его привычного времяпрепровождения – лени и безделья. Разные по натуре и характеру молодые люди все же находят общий язык и между ними завязывается нечто похожее на дружбу.

    Эгоистичный по натуре, Онегин не понимает, что может причинять кому-то боль. Это проявляется не только в дружбе с Ленским, но и отношении к Татьяне Лариной.

    Выслушав признание влюбленной девушки, в чьих глазах он представлялся героем любовного романа, идеалом, Евгений, не заботясь о ее чувствах, не только рассказывает о своей неготовности к браку и отрицательных чертах характера, но и рекомендует научиться «властвовать собою».

    Убийство Ленского побуждает Онегина к бегству из деревни, о самого себя. И спустя два года, встретив на балу уже замужнюю Татьяну, герой понимает всю никчемность своего положения. Ее отказ, вопреки неостывшим чувствам, еще больше угнетают героя. Эти события оказали сильно влияние на характер героя. Он стал сильнее, увереннее и, наконец, познал ценность таких чувств как любовь и дружба.

    Евгений Онегина – не отрицательный персонаж, но и не положительный. Изобразив реального человека, автор показывает, на его примере, своих современников, призывает к изменению столь неприемлемого, на его взгляд, образа жизни.

    Другие темы: ← Письмо Татьяны к Онегину↑ ПушкинЕвгений Онегин — лишний человек →

    Сочинение на тему «Евгений Онегин», 9 класс

    Роман был создан в стихотворной форме. Он является одним из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Поэт писал его целых восемь лет и отразил в своём творении быт и нравы русского общества накануне декабристского восстания.

    Главный действующий герой в этой поэме, Евгений Онегин, из благополучной семьи, был обучён Французскому языку и всем подобающим манерам. Он всегда мог промолчать, когда надо, и высказать свою мысль так, что всем сразу было видно, насколько он интересный и интеллигентный человек. Досуг он проводил с друзьями, в баллах и театрах. Но всё это ему очень сильно наскучило, и он решает уехать в село, где жил его дядя, оставив свой дом в качестве выплаты долга.

    В селе поначалу всё ему нравится, но со временем снова появляется хандра. Он знакомится с Ленским, много времени они проводят вместе. Однажды Онегин с Ленским пошли в гости к семье Ольги, в которую Ленский был влюблён. Там в Онегина влюбляется Татьяна, старшая сестра Ольги, представив Онегина тем самым героем из романов. Но Онегин был вынужден отказать Татьяне, и сделал это довольно благородно, сказав, что он не создан для семьи.

    Когда наступила зима, Ленский позвал Онегина на день именин, где Онегин встречает Татьяну, чего он совсем не ожидал. Решив отомстить Ленскому, он активно общается с Ольгой и приглашает на танец. Ленского это так сильно обидело, что он вызвал его на дуэль. Дуэль же заканчивается тем, что Онегин убивает Ленского. После чего Онегин уезжает в путешествие, а Ольга через два месяца выходит замуж. Татьяну же забирают в Москву на «ярмарку невест». Там она встречает генерала, девушка приглянулась ему, и согласилась выйти за него замуж.

    Читайте также:
    Земфира: сочинение

    Через три года после женитьбы Татьяны Онегин возвращается в Петербург. Он был знаком с тем самым генералом. В тот момент, когда они встречаются на балу, Онегин видит девушку, не сразу узнаёт в ней Татьяну, нынешнюю жену генерала. На этот раз Онегин влюбляется в Татьяну, но теперь она отказывает ему, возможно, здесь присутствует даже месть с её стороны. А книга заканчивается сценой, где Онегин сидит у ног Татьяны, и в комнату заходит генерал.

    Читая строки романа, невольно проникаешься сочувствием к героям, начинаешь переживать вместе с ними. А благодаря красивому слогу произведение хочется перечитывать вновь и вновь.

    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Евгений Онегин», 9 класс» читают:

    Сочинение на тему любви в романе «Евгений Онегин», кратко

    Сочинение по картине Поленова «Золотая осень»

    Многие работы художника В.Д. Поленова посвящены его Родине, на многих можно увидеть реку Оку. Рядом с ней художник жил многие Читать далее…

    Сочинение по картине Шишкина «На севере диком», 9 класс

    Картина «На севере диком» была написана художником И. И. Шишкиным в 1890 году. Полотно пронизано темой одиночества. Художник изобразил мрачное Читать далее…

    Сочинение на тему: Особенности любовного конфликта в пьесе Горького «На дне»

    Пьеса «На дне» — одно из самых популярных произведений Максима Горького. Она раскрывает глубокие социальные и философские проблемы, показывает Читать далее…

    Сочинение на тему: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

    Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», на мой взгляд, один из самых трагичных в русской литературе, если Читать далее…

    Сочинение на тему «Смелость и трусость»

    С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, Читать далее…

    Сочинение на тему «Я русский бы выучил только за то…»

    Русский язык певучий и благозвучный, с этим нельзя не согласиться. Каждый из нас с самого детства носит в душе мамины Читать далее…

    Популярные сочинения

    • Сочинение Школьная перемена
      Одним из любимых моментов большинства школьников является перемена. У многих перемена проходит очень скучно
    • Сочинение по картине Цветы и плоды Хруцкого (3, 5 класс)
      Картина Цветы и плоды написал известный белорусский художник Иван Хруцкий. На полотне изображен натюрморт с множеством мелких деталей. Картина, написанная в ярких тонах
    • Анализ романа Пушкина Дубровский
      Великий русский поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин создал за свою короткую жизнь не мало гениальных произведений, которые читаются во многих странах мира и по сей день. К числу таких творений относится повесть

    Сочинение 4

    Роман “Евгений Онегин” можно по праву считать шедевром русской литературы, А.С.Пушкин создал невероятные образы в своем произведении. Одним из центральных и основных таких стал образ главное героя. В самом начале романа мы узнаем, что Евгений воспитывался французом, соответственно получил французское образование. Он знает экономику, умеет себя вести во время разговора, знает толк в моде, ухаживает за собой, педантичный, много времени проводит напротив зеркала. С отцом у Онегина не совпадали взгляды на жизнь, так как у сына они были более современные и философские. Евгений умен, он хорошо владеет французским языком и латынью, умеет танцевать мазурку. В кабинете у него очень много заграничных вещей, он чужд русскому обществу. В театре герой обращает внимание на молоденьких артисток, на балы ездит только ради того, чтобы посмотреть на женщин, их ножки, в целом, у него было несерьезное отношение к слабому полу. Онегин не увлечен столичной жизнью, так как больше его привлекает его все иностранное. Он умный, со своими мечтами и целями, но это человек, не способный действовать, работать, доверять людям. Он разочарован во всем, хандра овладела им, но надежда на изменение жизни все же есть, появляется желание перемены мест. В деревне Евгений поначалу скучает, читает книги, заменяет барщину на оброк, не находит общего языка с соседями, так как он умнее и воспитаннее. Там он знакомится с Ленским, они становятся друзьями “от нечего делать”. Их привлекает друг в друге иностранное воспитание, но в остальном они полностью разные. Это – некрепкая дружба, которая обречена на крах. Впоследствии друзья сходятся на дуэли, где Ленский погибает. После знакомства с Татьяной, девушка влюбляется в Онегина, так как он для нее герой французского романа, идеал, но не получает взаимности в ответ на свое любовное письмо, так как Евгений чувствует свою неготовность и духовную нищету. Он честно рассказывает девушке о своих отрицательных чертах и неуверенности в эффективности их брака. Через несколько лет главный герой встречает Ларину на одном из балов и понимает, что любит ее, но оказывается слишком поздно: Татьяна замужем и не собирается бросать мужа. Так, Онегин понимает, что он упустил свое счастье. В своем романе Пушкин пытался показать молодых людей своего времени, показать неприемлемость такого образа жизни, призвать людей к изменению своего уклада жизни. 9 класс

    Тема любви в романе «Евгений Онегин»

    Любовь – самое нежное, светлое и высокое чувство в мире. Во все времена писатели и поэты возвышали ее и посвящали ей свои литературные шедевры. В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» тема любви является ведущей. Человеческая натура измеряется автором способностью героев любить искренне и предано. Сам Пушкин был убежден, что именно любовь является смыслом нашей жизни.

    Читайте также:
    Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

    С юных лет Евгений Онегин был частью высшего общества, в котором процветали лицемерие и ложь. Поэтому о благородных поступках и помыслах он знал только понаслышке. Люди высшего света достаточно неприятны. В их кругах важно уметь производить приятное впечатление. Внутренний мир и духовная красота человека не интересуют никого. В таком обществе легко находиться поверхностным людям. Интриги, флирт и многочисленные романы – основные развлечения людей высшего света. Такая жизнь быстро надоела Онегину, и он разочаровался в ней и своем окружении.

    До того, как главный герой романа встретился с Татьяной, он жил без цели и не задумывался о смысле своего существования. Однако искренние чувства девушки затрагивает его душу. Татьяна интересует Онегина, но он не уверен, что способен ответить ей взаимностью. Она отличалась умением сильно и искренне любить. Следуя примерам из любимых романов, влюбленная девушка пишет возлюбленному письмо. Татьяна представляет Евгения Онегина героем своего романа, но на самом то деле она не знает, какой он. Получив письмо, главный герой прежде всего задумывается о себе, а не о чувствах Татьяны. Поэтому он решает преподнести девушке урок и отвергает ее. Читатель понимает, что о любви здесь не может быть и речи. Ведь влюбленный человек никогда не обидит чувства другого.

    Вскоре Татьяна выходит замуж, однако в книге не говорится о любви к мужу. Спустя время, преобразовавшаяся Татьяна встречает Онегина. Он удивляется ее изменениям. Герой начинает ухаживать за девушкой и пишет письмо. Но, теперь она отказывает ему отвечая: «Я вас люблю, Но я другому отдана; Я буду век ему верна.»

    Несмотря на все его недостатки и слабую сущность, Татьяна любила и продолжает любить Онегина. Это чувство и помогло ей измениться и стать сильнее.

    Меня, как читателя, на протяжении всего романа волновал один вопрос: «Умеет ли Евгений Онегин любить?». Мне кажется, что общество, в котором он вырос оказало негативное влияние на его судьбу и способность выражать чувства.

    «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»)»

    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.

    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:

    Я, может быть, прогневал небеса,

    Я счастие твое не мог устроить.

    Безвинная, зачем же ты страдаешь

    Говорит он дочери.

    А ты, мой сын, чем занят

    И в государстве много недовольных.

    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.

    Живая власть для черни ненавистна,

    Они любить умеют только мертвых.

    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:

    Изменчива, мятежна, суеверна,

    Легко пустой надежде предана.

    Мгновенному внушению послушна,

    Для истины глуха и равнодушна,

    А баснями питается она.

    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

    Народу же остается одно безмолвствовать.

    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:

    Нет, милости не чувствует народ:

    Твори добро не скажет он спасибо;

    Грабь и казни тебе не будет хуже.

    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.

    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.

    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.

    Всегда народ к смятенью склонен;

    Так борзый конь грызет свои бразды;

    На власть отца так отрок негодует;

    Конем спокойно всадник правит,

    И отроком отец повелевает.

    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:

    …Я в Углич послан был

    Исследовать на месте это дело:

    Наехал я на свежие следы;

    Весь город был свидетель злодеянья;

    И, возвратясь, я мог единым словом

    Изобличить сокрытого злодея.

    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:

    Читайте также:
    Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин Моцарт и Сальери: сочинение

    Он, признаюсь, тогда меня смутил

    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…

    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:

    Борис не так-то робок!

    Какая честь для нас, для всей Руси!

    Зять палача и сам в душе палач,

    Возьмет венец и бармы Мономаха…

    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:

    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…

    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:

    Пошлю тебя начальствовать над ними;

    Не род, а ум поставлю в воеводы…

    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:

    Я думал свой народ

    В довольствии, во славе успокоить… но

    Живая власть для черни ненавистна.

    Они любить умеют только мертвых.

    Безумны мы, когда народный плеск

    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:

    Среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто… едина только совесть.

    Так, здравая, она восторжествует

    Над злобою, над темной клеветой.

    Но если в ней единое пятно.

    Тогда беда! Как язвой моровой

    Душа горит, нальется сердце ядом…

    И мальчики кровавые в глазах…

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.

    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»)

    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.

    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:

    Я, может быть, прогневал небеса,

    Я счастие твое не мог устроить.

    Безвинная, зачем же ты страдаешь

    Говорит он дочери.

    А ты, мой сын, чем занят

    И в государстве много недовольных.

    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.

    Живая власть для черни ненавистна,

    Они любить умеют только мертвых.

    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:

    Изменчива, мятежна, суеверна,

    Легко пустой надежде предана.

    Мгновенному внушению послушна,

    Для истины глуха и равнодушна,

    А баснями питается она.

    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

    Народу же остается одно безмолвствовать.

    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:

    Нет, милости не чувствует народ:

    Твори добро не скажет он спасибо;

    Грабь и казни тебе не будет хуже.

    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.

    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.

    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.

    Всегда народ к смятенью склонен;

    Так борзый конь грызет свои бразды;

    На власть отца так отрок негодует;

    Конем спокойно всадник правит,

    И отроком отец повелевает.

    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:

    Читайте также:
    Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

    …Я в Углич послан был

    Исследовать на месте это дело:

    Наехал я на свежие следы;

    Весь город был свидетель злодеянья;

    И, возвратясь, я мог единым словом

    Изобличить сокрытого злодея.

    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:

    Он, признаюсь, тогда меня смутил

    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…

    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:

    Борис не так-то робок!

    Какая честь для нас, для всей Руси!

    Зять палача и сам в душе палач,

    Возьмет венец и бармы Мономаха…

    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:

    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…

    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:

    Пошлю тебя начальствовать над ними;

    Не род, а ум поставлю в воеводы…

    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:

    Я думал свой народ

    В довольствии, во славе успокоить… но

    Живая власть для черни ненавистна.

    Они любить умеют только мертвых.

    Безумны мы, когда народный плеск

    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:

    Среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто… едина только совесть.

    Так, здравая, она восторжествует

    Над злобою, над темной клеветой.

    Но если в ней единое пятно.

    Тогда беда! Как язвой моровой

    Душа горит, нальется сердце ядом…

    И мальчики кровавые в глазах…

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.

    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

    klassreferat.ru

    Меню сайта

    • Сочинения
    • Сочинения по литературе
    • Сочинения на свободную тему
    • Анализ стихотворения
    • Полные произведения
    • Сочинения по картинам
    • Краткое содержание произведений
    • Твори з української мови
    • Твори з української літератури
    • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
    • Краткие биографии
    • Исторические портреты
    • Справочник по русскому языку

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов») – сочинение

    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.

    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражениеНет счастья его детям:

    Я, может быть, прогневал небеса,

    Я счастие твое не мог устроить.

    Безвинная, зачем же ты страдаешь

    Говорит он дочери.

    А ты, мой сын, чем занят

    И в государстве много недовольных.

    Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.

    Живая власть для черни ненавистна,

    Они любить умеют только мертвых.

    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:

    Изменчива, мятежна, суеверна,

    Легко пустой надежде предана.

    Мгновенному внушению послушна,

    Для истины глуха и равнодушна,

    А баснями питается она.

    Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

    Читайте также:
    Читая Пушкина: сочинение

    Народу же остается одно безмолвствовать.

    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:

    Нет, милости не чувствует народ:

    Твори добро не скажет он спасибо;

    Грабь и казни тебе не будет хуже.

    А не высшая ли это истинаВедь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.

    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.

    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.

    Всегда народ к смятенью склонен;

    Так борзый конь грызет свои бразды;

    На власть отца так отрок негодует;

    Конем спокойно всадник правит,

    И отроком отец повелевает.

    В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:

    …Я в Углич послан был

    Исследовать на месте это дело:

    Наехал я на свежие следы;

    Весь город был свидетель злодеянья;

    И, возвратясь, я мог единым словом

    Изобличить сокрытого злодея.

    Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как:

    Он, признаюсь, тогда меня смутил

    Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

    Он мне в глаза смотрел, как будто правый…

    Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Шуйский с сарказмом говорит:

    Борис не так-то робок!

    Какая честь для нас, для всей Руси!

    Зять палача и сам в душе палач,

    Возьмет венец и бармы Мономаха…

    Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:

    Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают…

    Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

    Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая худородного Басманова воеводой над родовитыми боярами:

    Пошлю тебя начальствовать над ними;

    Не род, а ум поставлю в воеводы…

    Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. Чернь всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе тщетны:

    Я думал свой народ

    В довольствии, во славе успокоить… но

    Живая власть для черни ненавистна.

    Они любить умеют только мертвых.

    Безумны мы, когда народный плеск

    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

    Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. И Годунов пророчески говорит:

    Среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто… едина только совесть.

    Так, здравая, она восторжествует

    Над злобою, над темной клеветой.

    Но если в ней единое пятно.

    Тогда беда! Как язвой моровой

    Душа горит, нальется сердце ядом…

    И мальчики кровавые в глазах…

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.

    Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь… на Лжедмитрия.

    Примеры на тему “Совесть” для сочинения.

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

    Пример 1. АКСИНЬЯ и ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ.

    Пример 2. Муки совести на войне. (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

    Долго еще чудился Григорию первый убитый им неприятель. «Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза».

    И другие казаки, замечает Григорий, после боя переменились. Прохор Зыков, выживший под копытами конницы, вернулся из лазарета, все еще тая на лице боль и недоумение; другой при всяком случае ругался тяжко и непристойно; третий «нелепо похохатывал, смех его был непроизволен, угрюм. Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной».

    Изменился и Петро, которого Григорий встретил во время передышки, данной их полку после боя. Он признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули. Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было. А зачем я энтого срубил?»

    Когда Наталья Мелехова раздраженно и ревниво упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть. Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась. Людей убиваешь. Неизвестно для чего всю эту кашу. », Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь. Мало через тебя, черта, я лиха приняла?» И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить».

    Читайте также:
    Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву: сочинение

    Пример 3. Муки совести из-за смерти жены (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. Тургенева

    Пример 1. Отсутствие совести (БАЗАРОВ)

    Пример 2. Проявление совести (НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ)

    Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив, пространно повествует о своих заботах по хозяйству, хотя и чувствует, что сына этот предмет мало интересует. Наконец Николай Петрович, явно смущаясь, приступает к наиболее важному и деликатному обстоятельству, переходя на французский язык, дабы скрыть разговор от слуги и кучера. «. Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета. Словом, эта. эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал. » При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести. Почувствовав в сыне «чувство снисходительной нежности. смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства», он испытывает душевную боль, «что-то кольнуло его в сердце. Но он тут же обвинил себя».

    Для Николая Петровича Фенечка — «не легкомысленная прихоть», и он испытывает облегчение оттого, что объяснился с Аркадием. И все же что-то смущает его. «Сердце его забилось. Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».

    Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «НА ДНЕ» М. Горького

    Пример 1. Проявление совести (ПЕПЕЛ)

    Пример 2. О совести (КЛЕЩ)

    Аргументы на тему «Совесть» из повести «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя

    Пример. Недолгое угрызение совести (ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО)

    Аргументы на тему «Совесть» из повести «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н.С. Лескова

    Пример. Отказ от совести, заглушение голоса совести (КНЯЗЬ)

    Аргументы на тему «Совесть» из драмы «БОРИС ГОДУНОВ» А.С. Пушкина

    Пример 1. Проявление совести (САМОЗВАНЕЦ)

    Пример 2. Муки нечистой совести. (БОРИС ГОДУНОВ)

    Изображая Бориса Годунова виновным в убийстве царевича Димитрия, Пушкин следует версии Карамзина. Но ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов прямо не признается в содеянном преступлении. Уличают его тревожные сны («. тринадцать лет мне сряду Все снилося убитое дитя») и муки нечистой совести, вызываемые кровавыми видениями:

    Бледнеет он и при простодушном рассказе патриарха Иова о чудотворных мощах Димитрия.

    источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести. Глубина и сила переживаний Бориса Годунова свидетельствуют о незаурядности его личности, о его могучей душе. Тем более что монолог этот не «на публику», а имеет исповедальный характер.

    Мучаясь и страдая, он ищет утешения и опоры не у земных сил, Борис Годунов обращается к кудесникам и гадателям, обращается к религии. Когда царь велит собрать войско, он приказывает не трогать монахов: «Пусть молятся за нас они. » В надежде искупить свою вину перед Богом он просит Юродивого помолиться за него. Но ничто не может успокоить его беспокойную совесть.

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого

    Пример 1. Муки совести АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

    Пример 2. Муки совести на войне НИКОЛАЯ РОСТОВА

    Пример 3. Муки совести МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ

    Пример 4. Человек большой совести – ПЬЕР.

    Брак Пьера и Элен не был счастливым. Он приносит Пьеру страдания и разочарования.

    Как человек большой совести он не склонен был всю вину взваливать на Элен. Прежде всего Пьер обвиняет самого себя. Перед ним встали главные вопросы, которые он постоянно задавал себе: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: “Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать”. Но и умереть было страшно».

    Аргументы на тему «Совесть» из комедии «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. Грибоедова.

    Пример. Отсутствие совести (РЕПЕТИЛОВ)

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского

    Пример 1. Оправдание отсутствия совести великими целями. (РАСКОЛЬНИКОВ)

    Первый разряд — «господин настоящего» — сохраняет мир и приумножает его численно. Люди этого разряда, «по натуре своей консервативные, чинные», любят и «обязаны быть послушными». Они «для того только и существуют на свете, чтобы. поднатужиться и породить наконец. сколько-нибудь самостоятельного человека». Второй разряд — «господин будущего» — двигает мир и ведет его к «цели». Как правило, люди этого типа — «законо-датели и установители человечества» — требуют «разрушения настоящего во имя лучшего». Они имеют «право разрешить своей совести перешагнуть. «для своей идеи» «через кровь», устранить «. десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Все они «преступают закон» (он для них «не писан») и по природе своей должны быть «непременно преступниками». Такие «гениальные люди» рождаются по одному «из миллионов, а великие гении, завершители человечества, — может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле». Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», — по мнению Разумихина и Порфирия Петровича, — страшнее «официального», «законного» разрешения «кровь проливать».

    Читайте также:
    Сочинение на тему Капитанская дочка: сочинение

    Пример 2. Муки совести Раскольникова.

    Пример 3. Муки совести СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ из-за положения, образа жизни.

    Аргументы на тему «Совесть» из комедии «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского

    Пример 1. Мнимая совесть. (БОЛЬШОВ)

    Настоящее потрясение испытывает Большов, когда понимает, что дочь и зять его предали. Тут-то он вспомнил и о совести, и о грехе, и об Иудином предательстве. Он знает, что совершил тягчайшее преступление, и напоминает молодым, какова цена их нынешнего благополучия: «Ведь я злостный — умышленный. Ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради».

    Он осознал, что теперь сила — это Подхалюзин, а не он, Большов, доселе всех державший в страхе и повиновении. Страдает он не оттого, что совершил безнравственный поступок, а оттого, что его надул недавний мальчишка, находившийся у него в услужении, что он, Самсон Силыч Болыпов, позволил себя обвести вокруг пальца, что так жестоко обманулся, положившись на «своих людей». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» — это вывод не раскаявшегося грешника, а обманутого плута.

    Пример 2. Отсутствие совести. (ПОДХАЛЮЗИН)

    Почтительностью, лицемерием, притворным смирением и усердием Подхалюзин добивается особого расположения у Большова, чем умеет воспользоваться для своей выгоды. Узнав о намерении хозяина обмануть кредиторов, Подхалюзин тотчас задумал свою аферу. Ловко играя на тщеславии и самоуверенности Большова, он практически подтолкнул его к решению объявиться несостоятельным и своими руками все (капитал и имущество) отдать ему, приказчику. «Уж вы во мне-то не сумневайтесь», – заверяет Лазарь Самсона Силыча. Подхалюзин действует хитро и осторожно — склоняет стряпчего Рисположенского оформить все дело так, чтобы стать фактическим хозяином состояния Большова. Ему хорошо известно, что юридическое преступление может положить конец экономической карьере, поэтому он обдумал все детали своего участия в преступной акции Большова. Со стряпчим заключили устное соглашение («Я вам две тысячи-с за этот же самый предмет-с»), но строго при этом предупредил: «Только, Сысой Псоич, уж хвостом не вертеть туда и сюда, а ходи в аккурате, — попал на эту точку и вертись на этой линии». Подхалюзин не оставляет никаких следов в истории банкротства «благодетеля». Не давал он письменных обещаний и свахе Устинье Наумовне, расстроившей свадьбу Липочки с благородным женихом.

    Предусмотрительный Подхалюзин остался чист перед законом юридическим, нарушив законы нравственные. Большов был прав, когда говорил о Лазаре: «Он у меня парень дельный, ему только мигни, он и понимает. А уж сделает-то что, так пальца не подсунешь». Он действительно все обделал «лучшим образом», да еще и надул самого Самсона Силыча. Сомнения в правомерности своих действий Подхалюзин отвергает с самого начала: «Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!»

    Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «БЕСПРИДАННИЦА» А.Н. Островского

    Пример. Отсутствие угрызений совести, договор с совестью (ПАРАТОВ)

    Аргументы на тему «Совесть» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

    Пример. Совестливый человек, уроки совести (СТАРОДУМ)

    Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.

    Стародум учит Софью добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы.

    Аргументы на тему «Совесть» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова

    Пример 1. Сделка с совестью (САФРОНОВ)

    Пример 2. Совестливый человек ВОЩЕВ

    Вощев понимает, что строители котлована не знают истины. «Говорили, что все на свете знаете. а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду. все равно мне без истины стыдно жить». От сознания «неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал.

    Вощев — один из немногих на котловане, кто не поддается влиянию политических лозунгов. Ему «беспричинно стыдно от долгих речей по радио». Правда, в отличие от Жачева, он не протестует против угнетения души, он лишь все больше грустит.

    Вощев не может участвовать в строительстве, ради которого у крестьян отбирается их последняя собственность.

    Несмотря на яркое солнце, у Вощева нерадостно на душе.

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. Лермонтова

    Пример 1. Неспокойная совесть (ГРУШНИЦКИЙ)

    Тогда Печорин, испытывая Грушницкого, ужесточил условия дуэли — на краю пропасти, куда противники будут вставать по очереди, даже легкая рана окажется смертельной. Грушницкий колебался: стреляясь при обыкновенных условиях, хотя бы и на шести шагах, он мог целить Печорину в ногу, легко его ранить и удовлетворить свою месть, не отягощая слишком своей совести; теперь же он должен был или стрелять в воздух, или сделаться убийцей, или оставить свой подлый замысел.

    Читайте также:
    Стихотворение «Деревня»: сочинение

    Лицо Грушницкого ежеминутно менялось — Печорин поставил его в затруднительное положение, — теперь он оказался лишен возможности удовлетворить свою месть легким ранением Печорина, совесть его теперь должна быть неспокойна. Он с жаром начал убеждать капитана в чем-то, очевидно, отказаться от их замысла, посиневшие губы его дрожали. Капитан его не слушал.

    Печорин предложил ему помолиться Богу — Грушницкий отказался, посоветовав не заботиться о его душе больше, чем о своей. Печорин призвал его прислушаться к голосу совести, но капитан прервал его. Когда же Печорин уличил их обман и капитан не решался принять его вызов, Грушницкий признался, «смущенный и мрачный», — и в первый раз не послушался указаний капитана.

    Пример 2. Договор с совестью (ПЕЧОРИН)

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

    Пример 1. Муки нечистой совести (ЖИВАГО)

    Вскоре любовь к Ларисе властно вторгается в жизнь доктора. Любовь кажется ему предопределенной, и он не в силах бороться с ней. Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя «неуличенным преступником». Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком. Живаго особенно тяжело потому, что идеи «свободной любви» ему чужды. «Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».

    Пример 2. Совесть на войне. (ПАМФИЛ ПАЛЫХ)

    Например, вечно подавленный и угрюмый Памфил Палых признается доктору, что его мучает кровь невинного молодого кадета, пролитая им еще в февральскую революцию: «Оголец один у меня из головы нейдет, огольца одного я стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру, ни за что». Так из разговора с Памфилом Живаго узнает имя убийцы комиссара Гинца и еще раз удивляется величайшей тайне жизни на земле, где все взаимосвязано, и тысячи судеб тесно переплетены в один неразрывный узел.

    С тех пор прошло много времени, но по ночам Памфилу не дает уснуть беспокойная совесть, и все мерещится станция, на которой он совершил тяжкое убийство. Палых боится, что за содеянное им преступление придется расплачиваться не только ему, но и горячо любимым жене и детям. Не желая отдавать семью на поругание белым, Памфил в припадке тоски зарубил всех насмерть.

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А.Н. Толстого

    Пример. Совестливый человек – АЛЕКСЕЙ БРОВКИН

    Аргументы на тему «Совесть» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

    Пример. Совестливый человек -Петр ГРИНЕВ

    Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли.
    А. С. Пушкин, “Борис Годунов”

    Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

    Если в “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее “эпизодами”.

    С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика; автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

    В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории. ” Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

    Читайте также:
    Онегин в начале и конце романа: сочинение

    Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

    Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок:

    Милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.

    Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“. государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:

    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни —
    Когда-нибудь, и скоро может быть,
    Все области, которые ты ныне
    Изобразил так хитро на бумаге,
    Все под руку достанутся твою —
    Учись, мой сын, и легче и яснее
    Державный труд ты будешь постигать.

    Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

    В монологе “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:

    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах.
    И рад бежать, да некуда. ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

    Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:

    Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не смеет и напомнить
    О жребии несчастного младенца —
    А между тем отшельник в темной келье
    Здесь на тебя донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от божьего суда.

    Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих царей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья
    Спасителя смиренно умоляют.

    Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.

    . Верь ты мне:
    Нас издали пленяет слава, роскошь
    И женская лукавая любовь.
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.

    Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

    С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “. то ведают бояре, / Не нам чета. “. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:

    Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
    Ступай! Вязать Борисова щенка!

    Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

    В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!”

    Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.

    Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: