Береги платье снову, а честь смолоду (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) (2): сочинение

Сочинение: Честь в произведении Пушкина «Капитанская дочка»

Обсуждение вопроса:

Береги платье снову, а честь смолоду

Наверное, каж­дый из нас впервые задумался над справедливостью этой известной пословицы, когда читал в школе «Капитан­скую дочку» А.С. Пушкина. Действительно, что такое честь: многие сегодня, к сожалению, считают это поня­тие надуманным, эфемерным, оторванным от реальной жизни. Другие утверждают, что именно честь всегда бы­ла основой верности Родине, делу, семье. Попытаемся ответить на вопрос: что же такое честь и почему ее, по словам А.С. Пушкина, нужно с юных лет « беречь, как хрустальный сосуд, как главную жизненную драгоцен­ность».

Обратимся к роману «Капитанская дочка». Главный герой, молодой русский дворянин Петр Гринев, проходит через тяжелейшие испытания, не уронив чести офицера и порядочного человека. Как ему это удается? Читатель знает, что Петруша, как его ласково называет Савельич, не получил серьезного образования и достойного воспи­тания. С одной стороны, месье Бопре, который «в отече­стве своем был парикмахер» и не пытался даже вложить в душу русского мальчика понятия о чести и достоинст­ве, поскольку нельзя вложить в воспитанника то, чем не обладаешь сам. С другой стороны, до отъезда в Белогор­скую крепость Савельич хоть и числился «дядькой» Пет­руши, но никакого влияния на подростка не оказывал, потому что пока юный дворянин относился к пожилому человеку только как к слуге. Откуда же в неокрепшей душе мальчика представления о чести? Безусловно, это влияние родителей, в первую очередь отца, вельможи екатерининского времени, пострадавшего именно за че­стность и порядочность.

Когда Петруша попал в Белогорскую крепость, неза­метно для него самого продолжилось формирование представлений о чести и достоинстве. Общение с семьей капитана Миронова стало настоящей школой доброты, человеческой отзывчивости, примером служения России. Таким образом, к моменту захвата крепости Пугачевым молодой русский офицер Петр Андреевич Гринев был уже сформировавшейся личностью, человеком, для ко­торого честь дороже жизни. И никакие обстоятельства не могли поколебать Петрушу изменить своим нравствен­ным принципам. Поэтому на предложение бунтовщика он гордо и честно отвечает, что один раз уже присягал отечеству и государыне — «боле присягать не буду». Ге­рой Пушкина, безусловно, рисковал своей жизнью, столь смело и решительно отказавшись от сотрудничества с Пугачевым. Но именно честь и смелость молодого офице­ра и оценил грозный предводитель крестьянского вос­стания. Потому он и помогает Петруше, что видит в этом вчерашнем мальчике нечасто встречающееся даже в офицерской среде нравственное качество — честь солдата и человека!

Через много испытаний пришлось пройти Гриневу и его любимой Маше. Бесконечно восхищают и удивляют их поведение и поступки: нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах не поступились они достоинством, свои­ми представлениями о долге, чести, справедливости. И каким замечательным примером являются они для всех нас!

Таким образом, можно сделать вывод: честь — это не умозрительное, оторванное от жизненных реалий поня­тие. Это непреходящая нравственная ценность, которая формируется еще с детства и которую надо беречь всю жизнь. Ее антиподы — бесчестье, подлость, предательст­во. Сохранить честь смолоду, как считает и сам прекрас­но знавший, что такое честь, Пушкин, удастся не всем: только требовательные к себе, постоянно работающие над собой, порядочные, достойные, честные способны на это!

Береги честь смолоду. Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа “Капитанская дочка”. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом, если с молодости сохранить безукоризненную честь, то в будущем вас будут уважать и ценить, да и самому человеку будет очень тепло на душе.

В романе “Капитанская дочка” очень ярко выражены примеры чести и бесчестия. мы можем увидеть эти примеры в главных героях романа:в Швабрине и в Петре Гринёве.

Швабрин-самый яркий пример бесчестия. Как он предал свою Родину, предал своих родных и друзей. Он предал свою любовь-Машу. Он же так ухаживал за ней, клялся в любви,предлагал выйти замуж, а что потом? Потом спокойно смотрел на то, как убивают её родителей, убивают его приятелей, его друзей. Он сам рассказывал мятежникам, кто предатель, кто глава Белогорской крепости. как он легко перешёл на сторону предателей Родины, как нагло ходил потом и плевал на своих друзей, для него главное было-спасти своё шкуру,свою жизнь. Он обычный трус. А разве не так? только трусом можно назвать такого человека, иначе никак. Заставлял насильно, с угрозами, с шантажом выйти замуж за него Марию Миронову. Его не волновало то, что её родителей у всех на глазах убили, что она осталась сиротой, его это никак не волновало.

Читайте также:
Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина: сочинение

А Пётр Гринёв был полной противоположностью Швабрину, он мог воспользоваться милостью Пугачёва, предать Родину, но он остался верен ей. Потому что чувствовал свой долг перед Отчизной. Он понимал, что предательство и трусость-самые худшие качества человека.

Гринёв мог быть любимцем Пугачёва, пользоваться его щедростью, пользоваться его милостью, жить хорошо. но его совесть, его дух не дали склониться перед ним. Какие бы не были обстоятельства, он отстоял свою честь, защитил свою любовь-Марию.

Не смотря на все трудности, все невзгоды своей судьбы и мятежа, мы с гордостью читали этот роман и восхищались Петром Гринёвым. Он сберёг свою честь, он защитил Родину и остался со своей Марией.
В романе Пушкина очень много мудрости, много смысла того, что нужно хранить и беречь то, что дано с детства. А именно в этом романе- честь.

Также примером чести может стать семья Мироновых. Не смотря на то, что крепость взята, комендант и его жена не предали Родину, не предали своих близких и погибли героической смертью. Читая строки о их смерти, невольно вздрагиваешь от гордости за них.

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Одной из проблем, поднимаемых в произведении, является понятие чести и долга. Об этом говорится в эпиграфе повести: «Береги честь смолоду». Эта тема всегда волновала русских писателей и является центральной в нашей литературе. В «Капитанской дочке» каждый герой наделен своим чувством долга и чести.

Когда же закладываются эти качества? Пушкин, безусловно, считает, что в детстве. Один из главных героев Петр Гринев вырос в нравственной семье. С первых страниц звучат слова старого слуги Савельича, знакомящие читателя с устоями, царящими в доме Гриневых: «Кажется, ни батюша, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего. ». Петру Андреевичу есть с кого брать пример.

Гринев изображен как предельно честный и бескорыстный человек. Возвращая карточный долг, он руководствуется только чувством долга и чести, хотя Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Далее Петр Гринев, несмотря на недовольство старого слуги, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Казалось бы, это бездумный поступок, но он спасает жизни им обоим. Пушкин хочет показать, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Люди чаще всего помнят добро, сделанное им. У благородного человека больше шансов на житейское счастье.

Читайте также:
Татьяна 1: сочинение

Свое понимание чести и долга у крепостного Гриневых Савельича, которого приставили следить за «барским дитятей». Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином — долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне переживает и волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Старый крепостной считает своей обязанностью следить за барским добром. Савельич сердится на Петра Андреевича за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, при этом даже не посчитавшись с мнением своего дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.

Захват Белогорской крепости Пугачевым является кульминационным моментом. В это время начинают проявляться все истинные качества людей. Родители Маши Мироновой отказываются дать присягу мятежникам и погибают. Они ведут себя как люди чести и долга. Капитан Иван Кузьмич до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, «изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”».

Продолжение ниже

Не предает свое офицерское достоинство и Петр Гринев. Но молодой человек был помилован Пугачевым из чувства благодарности за старую услугу. Атаман увидел в Петре Андреевиче благородство и оценил это качество. Искреннее выражение таких чувств у молодого Гринева, как честь и долг, оказало влияние и на Пугачева. Казачий атаман рассказывает Петру старую калмыцкую сказку о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Сказочный орел являлся символом революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев открыто говорит атаману: «Затейлива. Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». После такого ответа Пугачев глубоко задумался о правильности своего жизненного выбора.

Антиподом Гринева в повести «Капитанская дочка» является Швабрин. Молодой офицер, выходец из аристократических кругов, с самого начала повествования представлен бесчестным человеком. В крепости многие к нему испытываю неприязнь. Посватавшись к Маше Мироновой, он получает отказ. Швабрин таит на сердце зло. Через некоторое время Гринев откровенно делится со Швабриным своими чувствами, показывая стихи, посвященные Маше. В ответ на это Швабрин пытается очернить девушку в глазах Петра. Но тот не только не прислушивается к нему, а вызывает Швабрина на дуэль. Низость этого человека проявляется даже во время поединка, когда Швабрин для нанесения удара использует нечестную позицию. Далее его бесчестность выражается еще более ярко. Герой нарушает офицерскую присягу, лицемерно примыкая к Пугачеву. Цели восстания чужды Швабрину, который глубоко презирал народ, боялся и ненавидел Пугачева.

Однако Пушкин наделил своего отрицательного героя хорошим воспитанием, образованностью, умом. Швабрин хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Для чего Пушкин использует этот литературный прием? Видимо, чтобы показать, что внешняя культура мало влияет на основные черты характера человека, становление его положительных черт. Решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Перейдя на сторону восставших, Швабрин пытается что- нибудь изменить в своей судьбе, надеясь отомстить Гриневу и навсегда завладеть Машей Мироновой. Но предводитель мятежников не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент. После разоблачения Швабрин опускается еще ниже. Для того чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, якобы «раскаявшись» перед государством, он предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

Тема чести и долга — это центральная проблема в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — рус­ской народной пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на во­енную службу. И уже сам поступок Андрея Петровича Гри­нева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторо­ну глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гри­невы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Читайте также:
Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина: сочинение

Тема чести и бесчестия варьируется в сюжете пушкинской повести. Она воплощена здесь и как дворянская честь (биль­ярдный проигрыш Гринева Зурину), и как защита чести дамы (дуэль Гринева со Швабриным). Однако основное значение понятия «чести и бесчестия» в «Капитанской дочке» — это воинская честь, верность присяге, верность долгу перед От­чизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотноше­ний Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепо­сти Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Од­нако Гринев не может признать в нем государя, так как пони­мает, кто он есть на самом деле. Рискуя собственной жизнью, он отказывается служить Пугачеву, сохраняет верность воин­ской присяге.

Тема чести воплощается и в других эпизодах романа. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, не­жели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся при­сягнуть Пугачеву.

Тему бесчестия иллюстрирует в «Капитанской дочке» по­ведение Швабрина. Этот персонаж противопоставлен семье Гриневых в повести. Противопоставляя этих героев, Пушкин выражает свою излюбленную мысль: старое, коренное дво­рянство сохранило свои лучшие человеческие качества — сме­лость, выдержку, чувство долга. С самого начала Швабрин ведет себя недостойно: из ревности оговаривает Машу Миро­нову. Когда Пугачев захватил крепость, Швабрин сразу же перешел на сторону бунтовщиков, изменив государственной присяге. Бесчестно и безнравственно ведет себя он по отношению к осиротевшей Маше, насильно удерживая ее возле себя. Бесчестен Швабрин и в финале романа: захваченный войсками императрицы, он доносит на Гринева, того обвиня­ют в государственной измене.

Тема чести и долга неразрывно переплетается в сюжете с темой милосердия. То, что для Гринева является испытанием его чести, для Пугачева оказывается испытанием на добро и мило­сердие. Какова же авторская позиция в повести? А.С. Пуш­кин в повести утверждает модель противостояния кодекса че­сти и абсолютных нравственных норм. И мы видим, что един­ственное, что может помочь человеку выжить в трудной ситу­ации, — это внутренний голос совести. Поэтому «Капитан­ская дочка» считается величайшим произведением, заключа­ющим в себе христианские, православные истины.

Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Примеры готового сочинения на тему «Береги честь смолоду» по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс

  • Произведение: «Капитанская дочка»
  • Автор: А.С. Пушкин
  • Класс: 8 класс
  • 8 класс
  • Капитанская дочка
  • Пушкин А.С.
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин для своего произведения “Капитанская дочка” выбрал эпиграф, который является поговоркой “Береги честь смолоду”. Он выбрал его неспроста, поскольку в своем романе поднимает тему сохранения чести.

Автор на примере своих героев показывает, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации. Петру Гриневу с детства прививали понятие того, что он всегда должен быть честен и порядочен. Петр получил отличное образование, ему были не чужды нравственные устои, потому что он жил среди людей порядочных. Перед тем, как отправить сына на службу его отец наказал:

“…Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”…

Хотя Петр был молод, он очень хорошо усвоил эти слова и старался поступать так, как учил отец. Когда Гринев проиграл сто рублей, он заставил Савельича отдать долг, хотя тот и был недоволен, но это было делом чести. Петр Гринев в Белгородской крепости знакомится со Швабриным, и хотя тот является дворянином, он относился к простым людям с презрением, оговорил Машу только из-за того, что она ответила ему отказом. А значит никаких моральных качеств, которые должны быть у дворянина у него не было. Петр решил защитить честь девушки и вызвал Швабрина на дуэль, хотя это и было запрещено, но он не мог так просто оставить это дело.

Читайте также:
Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».: сочинение

Когда же Пугачев захватил крепость, Алексей Швабрин перешел на его сторону, потому что понял, что он выигрывает. Он решил, что неважно, на чьей ты стороне, плюнул на верность родине и на то, что присягал на верность отчизне и императрице. А вот Гринев ни при каких обстоятельствах не предал бы родину, он предпочел смерть. От виселицы его спасло то, что во время его первой поездки в Оренбургскую область по доброте душевной он пожертвовал Пугачеву свой тулуп, хотя и не знал кто был тот человек. Емельян тоже не лишен чести совсем, он помиловал Гринева в память о добром поступке Петра. Гринев потом также приходит на казнь Пугачева, чтобы выказать благодарность за спасение Маши.

Пушкин хотел в своем произведении показать, что слово честь не пустой звук для многих людей, и нужно стараться быть благородным, тогда удача будет на твоей стороне. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше злобы и подлости.

Пример 2

Стала крылатой цитата из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», которая гласила: «Береги платье снову, а честь смолоду». Что означает это выражение?

Именно такой наказ дает отец Петра Гринева перед тем, как отправить сына служить в Белогорскую крепость. Главный герой старался его свято чтить и соблюдать на протяжении романа. Как бы ни было тяжело, главный герой всегда поступает по совести, делал благородные поступки, старается не запятнать свою честь. Так, Петр Гринев отдает заячий тулуп проводнику, просто потому, что тот легко одет во время зимней стужи. Вроде мелочь, но показывает доброту и благородство человека. Именно из таких мелких деталей и составляется характер личности. Например, мы понимаем низость Швабрина не тогда, когда он перешёл на сторону Пугачёва, а в тот момент, когда оклеветал Машу Миронову в личных целях. Далее Пётр продолжает делать поступки, которые не могут быть не благородными. Он бережёт честь, прежде всего, потому, что он всем говорит правду, никому не врёт. Так Емельян вспомнил главному героя и пригласил присоединиться к войску. Однако Пётр Гринев был искренен с бунтовщиком и ответил, что дал присягу государыне и не может её нарушить, даже если бы и хотел. Именно честность главного героя удивляет и трогает Пугачёва, что будет заметно далее в повествовании еще не раз. Пётр поступает по совести, благородно даже тогда, когда это кажется неправильным действием. С одной стороны, просить у Пугачёва помощи и заступничества в спасении Маши, по сути, может считаться даже предательством. Но с другой, важнее и благородней вытащить из крепости девушку, возлюбленную, находящуюся в беде. Далее Петра снова спасает именно честность в общении с Пугачёвым, так как он даже осмелился спорить и не соглашаться с предводителем бунтовщиков, что поразило Емельяна (эпизод после сказки про калмыцкого орла) и заставило его еще больше уважать юношу.

«Береги честь смолоду!», – принцип, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Капитанская дочка». По этому правилу старается жить главный герой произведения, несмотря на все трудности на своём пути. Пётр Гринев – благородный, добрый, честный человек. Именно его принцип и привел в итоге главного героя к счастью. Я думаю, есть люди, которые, прочитав этот роман, задумались и начали следовать этому правилу и в реальной жизни.

Сочинение на тему «Идейно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Перед Вами сочинение, посвященное анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Особое внимание в данном сочинении уделяется идейно-композиционным особенностям.

Вы можете также посмотреть и другие сочинения по данному произведению.

Капитанская дочка — идейно-композиционные особенности повести.

«Капитанская дочка» отличается такими же стройностью и логичностью композиции, что и роман «Евгений Онегин«. Композиционной структурой произведения раскрываются основные идеи и проблемы полвести, представляются события и образы героев. Четкость архитектоники позволяет выделить наиболее важные места в раскрытии противоречивости личности Пугачева, внутреннего мира Гринева, враждующих сторон.

Повесть содержит 14 глав. Первые две заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых будет представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты смысловые нити повести. Интересно, что во 2-й главе Пушкин использует прием «пророческого” сна. Гринев видит во сне будущее, представленное в аллегорической форме.

Читайте также:
Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина — обличение деспотизма: сочинение

Следующие семь глав повествуют о пребывании Гринева в Белогорской крепости. Первые три главы спокойны по своему содержанию по сравнению с последующими, а 4-я глава, «Пугачевщина«, является кульминацией, смысловым центром пребывания Гринева в крепости. Первые три главы (жизнь Гринева в крепости) относятся по смысловой нити к 1-й главе «Сержант гвардии«. Далее, в «Пугачевщине» — перемена событий, и следующие три главы («Приступ”, «Незваный гость«, «Разлука«) связаны со 2-й главой «Вожатый«. В этих трех главах рассматриваются образ, поступки Пугачева, его устремления, надежды, внутренние качества. В последующих четырех главах (до последней) пересекаются две линии — Пугачев и Гринев. Здесь происходит кульминационный момент в развитии внутренней темы — Гринев обращается к Пугачеву по поводу судьбы Маши Мироновой.

В расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода» также использован композиционный прием. Контрастно (методом антитезы) противопоставляются принципы, методы правления: генерал отказывает Гриневу в помощи, а Пугачев даже сам лично ее осуществляет. Следующие главы, «Сирота» и «Арест» также построены по принципу контраста: Пугачев отпускает Гринева, а официальные власти сажают Гринева в тюрьму.

Последующая глава является развязкой. Действие возвращается в поместье к родителям Гринева. Можно сказать, что композиция кольцевая (как и в «Евгении Онегине»). Пушкин использует симметричные способы развертывания сюжета и действия. Гринев едет к Пугачеву просить о смягчении участи Маши Мироновой — Маша едет просить о смягчении участи Гринева императрицу. Так же симметрично расположены образы Екатерины и Пугачева. Они представляют собой две разные власти. Мне кажется, неверно говорить о том, что Пушкин рисует кого- то из них в положительных, а кого-то — в отрицательных тонах. Он только показывает столкновение двух непримиримых сил. И Пугачев, и Екатерина суровы, а в определенных ситуациях жестоки и непреклонны, но они могут быть великодушны и справедливы. И Пугачев, и Екатерина помогают Гриневу.

Основной внутренний конфликт — взаимоотношения Гринева и Пугачева — раскрывается именно во время их встреч, разговоров. Чувство долга побеждает в Гриневе, что Пугачева, как сильную личность, не может не восхищать. Гринев сам замечает реакцию Пугачева на свои ответы, и, может быть, это придает ему силы:

— Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в Фельдмаршалы, в князья. Как ты думаешь?

— Нет,- отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне…

M. Цветаева назвала эту сцену ’поединком в великодушии, соревнованием в величии’. Гринев не может изменить долгу (перед Отечеством, перед самим собою), и Пугачев не хочет изменить себе, поэтому идет до конца, возможно, чувствуя свою обреченность (притча о вороне и соколе). Их судьбы в данном смысле очень схожи: находясь перед выбором, они выбирают долг перед своей совестью. Они понимают друг друга, поэтому Гринев жалеет Пугачева, поэтому Пугачев кивнул Гриневу в последнюю минуту.

Пушкин как бы проводит параллель между суровыми расправами Пугачева и государственным правлением (вспомним заседание военного совета). По существу, народ мстит за себя, на жестокость отвечая еще большей жестокостью. Жестокость порождает жестокость — Екатерина сурово расправилась с бунтовщиками.

Наверное, при написании повести Пушкина интересовали не только вопросы долга, но и проблемы свободы — извечного стремления человеческой души. Каждый волен выбирать между страхом и совестью, предательством и честью.

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4464.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4464.

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Читайте также:
Романтизм в лирике Александра Пушкина: сочинение

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Идейная структура «Капитанской дочки» (Капитанская дочка Пушкин А. С.) [1/2] – Часть 1

idejnaya-struktura-kapitanskoj-dochki-kapitanskaya-dochka-pushkin-a-s-1-2 Идейная структура «Капитанской дочки» [1/2] Автор статьи: Лотман М. Ю. «Капитанская дочка» — одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина — неоднократно была предметом исследовательского внимания. В обширной литературе вопроса особо следует выделить ряд исследований Ю. Г. Оксмана1 и главу в книге Г. А. Гуковского. Архивные разыскания и публикации документов, равно как и тонкий анализ идейного содержания повести в работах Ю. Г. Оксмана, производимый на обычном для этого исследователя широком идеологическом фоне, и рассмотрение художественной природы повести, ее места в истории формирования пушкинского реализма в книге Г. А. Гуковского составляют высшие достижения советского литературоведения в этой области. И если те или иные конкретные положения этих работ могут стать предметом научного спора, то это не умаляет их значения как основы для любого дальнейшего углубления в анализ пушкинской повести. Ряд глубоких замечаний исследователь найдет в работах Б. В. Томашевского, В. Б. Шкловского, Д. П. Якубовича, Е. Н. Купреяновой, Н. К. Пиксанова, Д. Д. Благого и других. Это, однако, не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе.

Более того, многие кардинальные вопросы позиции Пушкина в «Капитанской дочке» все еще продолжают оставаться дискуссионными. Таково, например, истолкование знаменитых слов о «русском бунте». Если Ю. Г. Оксман считает их своеобразной данью цензурным условиям, воспроизведением охранительной точки зрения (равной взглядам Дашковой и Карамзина), разоблачаемой всем ходом повествования, вызывающего читательское сочувствие Пугачеву, то другой авторитетный знаток творчества Пушкина, Б. В. Томашевский, писал: «Оставленная в тексте романа сентенция отнюдь не вызывалась необходимостью изложения событий.

Что же касается до взглядов Гринева, как героя романа, на Пугачева и крестьянское движение, то Пушкин отлично охарактеризовал их в других более четких словах и в самом ходе действия. Если он сохранил эту фразу, то потому, что она отвечала собственной системе взглядов Пушкина на крестьянскую революцию. За этой фразой не кроются ни презрение к русскому крепостному крестьянству, ни неверие в силы народа, ни какие бы то ни было охранительные мысли. Эта фраза выражает, что Пушкин не верил в окончательную победу крестьянской революции в тех условиях, в которых он жил» . Это не единственный из спорных вопросов, возникающих в связи с «Капитанской дочкой».

Решение их следует искать на путях анализа произведения как идейно-художественного единства. Путь пушкинской мысли от «Дубровского» к замыслам о Шванвиче, Башарине (параллельно с работой над «Историей Пугачева») и, наконец, к «Капитанской дочке» хорошо изучен в работах Ю. Г. Оксмана2 и ряда других исследователей. Суммировать эти данные можно следующим образом: Пушкин в начале 1830-х гг.

, исходя из чисто политического наполнения понятия свободы, пришел к убеждениям, весьма характерным для продолжателей декабристской мысли. Свобода, понимаемая как личная независимость, полнота политических прав, в равной мере нужна и народу и дворянской интеллигенции, утратившей антинародные феодальные привилегии, но выковавшей в вековой борьбе с самодержавием свободолюбивую традицию. Борьба за уважение деспотом прав дворянина — форма борьбы за права человека. С этих позиций народ и дворянская интеллигенция («старинные дворяне») выступают как естественные союзники в борьбе за свободу.

Их противник — самодержавие, опирающееся на чиновников и созданную самодержавным произволом псевдоаристократию, «новую знать». В области художественной типологии такой подход подразумевал своеобразную конструкцию образа: определяющим в человеке считалось не социальное бытие, которое было у Дубровского и Троекурова общим (Пушкин, конечно, был чужд вульгарно-социологическому противопоставлению «мелкопоместного» и «крупного» барства), а принадлежность к определенному кругу идей, культурно-психологическому типу. Только с этих позиций можно было признать, что дворянский, общий с Онегиным, образ жизни не затрагивает народного нравственного склада Татьяны, а Дубровский может перейти на сторону народа, оставаясь дворянином.

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА: сочинение

Он утратил имущество, но не пережил того нравственного переворота, который потребовался, например, Нехлюдову, чтобы перейти на сторону народа. Дубровский в крестьянском отряде — это нравственно тот же Дубровский, каким он был до рокового перелома своей судьбы. Прошедшая жизнь офицера и помещика не представляется ему грехом и скверной, а новая — нравственным воскресением.

Русский столбовой дворянин, наследник вековой традиции сопротивления самодержавию, он естественный союзник народа. И в качестве вождя восставших он сохраняет патриархальную власть над своими крестьянами. Его отряд скорее напоминает партизанскую «партию» 1812 г., возглавленную офицером типа Васьки Денисова или Николая Ростова (которого его гусары называют «наш граф»), чем русскую крестьянскую вольницу, поднявшуюся с топором на господ.

«Общие замечания», которыми снабдил Пушкин «Историю Пугачева» для Николая I, свидетельствуют о глубоком переломе, который произошел во взглядах Пушкина в ходе изучения материалов крестьянской войны под руководством Пугачева. Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства.

Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны» (DC, 375). Именно то, что в основе поведения людей, как теперь считает Пушкин, лежат «интересы», позволяет объединить всех дворян, без различия их идейно-интеллектуального уровня, степени свободолюбия или сервилизма, в один общий с правительством лагерь, противопоставленный «черному народу». Типизация художественного образа приобрела отчетливо социальную окраску. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на всю идейно-художественную структуру повести. Вся художественная ткань «Капитанской дочки» отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению двух миров: дворянского и крестьянского.

Было бы недопустимым упрощением, препятствующим проникновению в подлинный замысел Пушкина, считать, что дворянский мир изображается в повести только сатирически, а крестьянский — только сочувственно, равно как и утверждать, что все поэтическое в дворянском лагере принадлежит, по мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу1. Каждый из двух изображаемых Пушкиным миров имеет свой бытовой уклад, овеянный своеобразной, лишь ему присущей поэзией, свой склад мысли, свои эстетические идеалы. Быт Гриневых, воспитание героя даются сквозь призму ассоциаций с бытом фонвизинских героев. Однако резкая сатиричность образов Фонвизина смягчена.

Перед нами — рассказ вызывающего сочувствие читателей героя о своем детстве. Фонвизинские отзвуки воспринимаются не как сатирическое изображение уродства неразумной жизни плохих помещиков, а как воссоздание характерного в дворянском быту XVIII в. Уклад жизни провинциального дворянина Гринева не противопоставлен, как это было у Фонвизина, вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино. «Простаковский» быт Гриневых не снимает их связи с лучшими традициями дворянской культуры XVIII в. и их порождением — чувством долга, чести и человеческого достоинства. Не случайно «дворянский» пласт повести пронизан отзвуками и ассоциациями, воскрешающими атмосферу русской дворянской литературы XVIII в. с ее культом долга, чести и человечности.

Предыдущий реферат из данного раздела: ТРИ СЕСТРЫ – часть 3

Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – особенности, идея и место эпизода

Историческая повесть

Сторонники первой версии придерживаются мнения, что «Капитанская дочка» — историческая повесть. На первом плане главенствует линия Емельяна Пугачева. Любовная часть вторична, она призвана скрыть внимание автора произведения к пугачевскому восстанию.

Характеристика проблематики романа Пушкина «Капитанская дочка» и подтверждение этой версии подробно расписаны у Азаровой. Художественная идея романа «Капитанская дочка» и содержание раскрывается в следующей последовательности:

  1. Экспозицией выступает биография Гринева, все моменты до его приезда Белогорскую крепость.
  2. В качестве завязки описывается знакомство с Марией Ивановной.
  3. Развитие действия продолжается с описания жизни в крепости и конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация в виде дуэли и письмо отцу в пятой главе.

В результате развитие любовной линии завершается. Основной особенностью окончательно становится историческая часть. Аналогичного мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она остро восприняла образ лидера мятежников, что побудило ее записать мнение о произведении.

Вторая версия

Сторонники иной версии увязывают место эпизода в композиции повести «Капитанская дочка» с историческим романом. На переднем плане рассматривается история вымышленных персонажей. А исторические личности, несмотря на композиционную структуру, не считаются основными героями.

Это позволяет оправдать историческое название романа и то, какова роль Марии Мироновой. Тогда сюжетная схема становится близка первой версии:

  1. Сначала наблюдается второстепенная линия между Гриневым и Пугачевым.
  2. А также раньше происходит развязка исторической линии.
  3. Главным становится любовный сюжет, его кульминация и развязка происходят позже.

Важно учитывать, что поездка в мятежную слободу нужна была для спасения Маши Мироновой. Без этого третья встреча Гринева и Пугачева не состоялась бы. При каждой встрече последний миловал сына барского класса за подаренный когда-то тулуп. И все-таки, гораздо важнее для героя любовь к будущей жене и матери будущих детей.

Интересный момент в произведении

Практически во всех изданиях дополнением печатается так называемая «Пропущенная глава». Она была напечатана спустя 43 года. Предисловие к ней написал Тургенев и высказал интересную мысль, которая заключалась в том, что недавние события снова привлекли внимание к мятежам и бунтам.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Кратко по сюжету, Гринев возвращается в имение. На плоту располагается виселица с 3 телами. Пугачевцы тем временем захватывают родителей Гринева и Машу. Их удерживают в амбаре, чтобы впоследствии сжечь. При этом местные крестьяне положительно относятся к хозяевам.

Именно Швабрин приводит злодеев в имение. После этого Гринев приходит с небольшим по численности отрядом, противники бегут, а родители высвобождены. По мнению Красухина, указанную главу не стоило печатать в романе, раз сам автор ее исключил из кольцевого плана.

Роль случая

Интересно, сколько случайностей происходит в произведении. Несмотря на то что никаких упреков к Пушкину не предъявляют, романисты не обязаны соблюдать правдоподобие. Роман должен стоять из других моментов, включая романтическую линию.

Тем не менее в романе слишком много случаев. Например, случайно Зурин, коему Гринев отдал 100 рублей, управляет отрядом, арестовавшем героя. Маша спокойно переправляется с Савельичем к родителям Гринева. А он остается нести службу в правительственных войсках.

Случайно бродяга, получивший теплый тулупчик со стаканом вина, оказывается предводителем бунтовщиков. Когда Савельич падает к ногам лидера, тот отмечает, что старика сразу признал. После чего милует Гринева.

И случайно женщина, которую встречает Маша Миронова на прогулке в саду, оказывается императрицей. А Пугачев соглашается продолжить путь вместе с Гриневым, ведь никто не может обидеть сироту.

По мнению Пушкина, провидение считается благим промыслом. Добро должно быть под защитой, а зло наказано. И какие бы жестокости и неприятности ни происходили, мир устроен правильно. И есть высокий недоступный смысл в том, что читатель оказывается свидетелем происходящих событий в произведении.

Еще материалы по повести А.C. Пушкина “Капитанская дочка”:

Анализ романа «Капитанская дочка» Пушкин

Исторический роман Пушкина «Капитанская дочка» принято считать произведением, положившим начало формирования реалистического направления в литературе. Он отличается экономным, но ёмким повествованием. При этом в нём уживаются достоверные исторические факты и художественный вымысел.

Краткий и полный анализ романа дадут целостную картину художественного своеобразия романа.

Год написания – 1836 (наброски, черновики, собирание материалов – с 1834 г.)
История создания: Пушкин обратился к Николаю I с замыслом описать в романе Пугачёвский бунт и получил одобрение. Служа в Министерстве иностранных дел, он имел доступ к историческим документам, что помогло создать достоверную картину эпохи.
Жанр: историческая повесть или исторический роман.
Направление: романтизм и реализм.
Основная идея: каждый человек может проявить себя как сильная личность, если будет верен своим убеждениям.
Тема: описание Пугачёвского восстания и людей, участвовавших в нём.
Проблема: сложность нравственного выбора, когда есть риск для жизни.
Композиция – роман состоит из 14 глав, написанных в форме «семейственных записок». Также существует глава, не включенная в роман (под фамилией Гринёва описан Зурин, а Гринёв носит фамилию Буланин).

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема народного восстания против крепостнического режима

Проблема: русский бунт часто оказывается “бессмысленным и беспощадным”, потому что он стихийный, а не четко скоординированный.

2. Тема нравственного выбора в трудных жизненных условиях

Проблема: Трудно отстоять идеалы и принципы, когда из-за них можно потерять жизнь. Гринёву во многом везёт, он не раз мог поплатиться жизнью.

3. Тема воспитания и отношений между родителями и детьми

Проблема: Отец Гринёва не раз испытывает стыд за сына, посрамившего честь семьи. Однако это возникает из-за недопонимания, незнания всей ситуации.

4. Тема власти и общества

Проблема: оба представителя власти – и Пугачев, и Екатерина – хотят улучшить жизнь в государстве, но у них разные представления о долге, чести и о том, что важнее для народа.

Читайте также:
Татьяна 1: сочинение

5. Тема настоящего и ложного патриотизма

Проблема: не все, кто выступает на стороне Пугачёва, хотят улучшения жизни страны, многие примкнули к нему из-за страха (Швабрин – образец лжепатриота).

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Главная идея – в основе любого дела должно лежать нравственное начало. Если бы каждый человек действовал по совести, можно было согласовать интересы разных социальных групп.

Автор понимает, что бунты и восстания происходят оттого, что народу живётся плохо, но также он видит, что это приводит к огромным бессмысленным жертвам.

Благодаря тому, что автор повествует от имени героя, он может себе позволить сочувственное отношение к Пугачёву, видя в нем не только злодея, но и вождя народной войны, глубокую личность.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Пётр Гринёв – сын помещика. Не был хорошо образован, но получил хорошее воспитание. Благородный, честный человек. В трудных испытаниях быстро взрослеет и обретает цельность характера, хотя ему всего 16-18 лет на момент событий.
Вызывает расположение и уважение Пугачёва с первого своего поступка (дарения заячьего тулупа).

Савельич – слуга в доме Гринёвых, стремянной, дядька Петра.
Всюду сопровождает “барское дитя”, стараясь уберечь от бед.
Благодаря ему Гринёв то попадает в неловкие ситуации, то выпутывается из них. Через него раскрывается система ценностей семьи Гринёвых.

Емельян Пугачёв –бунтовщик, вождь крестьянского движения, выдававший себя за Петра III. Злодей, который для Гринёва становится благодетелем и спасителем. Неоднозначный персонаж, вызывающий сочувствие.
С Гринёвым его связывают человеческие отношения. Порой Пугачёв относится к Петру по-отечески, это видно из его “поступков покровителя”.

Алексей Швабрин – сослуживец Гринёва, человек без моральных принципов. В момент захвата крепости переходит на сторону Пугачёва, хотя не разделяет идей народного восстания. Не сумев добиться взаимности от Маши Мироновой, пытается силой заставить её выйти за него замуж.
Швабрин противопоставляется Гринёву, их поступки рассматриваются в формате контраста, антитезы.

Иван Кузьмич Миронов – капитан, комендант крепости, простой и честный человек, не побоявшийся сохранить верность принципам. Отказывается присягнуть Пугачёву, за что и казнён.
Герой раскрывается через отношение к семье, к делу, к военному долгу. Комендант и его жена воспринимаются целостно, так как их связывают крепкие узы.

Василиса Егоровна – жена коменданта Миронова, разделившая с ним тяготы военной службы. Трагически погибает во время захвата крепости.
Добрая, храбрая, умная женщина.

Мария Миронова – дочь капитана, 18-летняя девушка с тихим, но твердым характером. Возлюбленная Петра. Когда жениху угрожала вечная ссылка в Сибирь, в одиночку поехала с прошением о помиловании к императрице и получила положительный ответ. Характер девушки закаляется после гибели родителей и пережитых потрясений.

Иван Зурин – случайный приятель Гринёва, которому он проиграл 100 рублей в бильярд. Позднее становится прямым начальником Гринёва во время Пугачёвских восстаний.

п.4. Литературные приёмы

Параллелизм – описание сходных ситуаций или одинакового поведения героев (уместен термин “зеркальные сцены”):
* Гринёв дарит Пугачёву заячий тулуп, а позднее тот одаривает Петра овчинным тулупом и конём.
* Пугачев помогает Гринёву в качестве “царя”, позднее Маше помогает настоящая царица Екатерина.
* Казнь над Гринёвым отменена, но позже читатель видит состоявшуюся казнь Пугачёва.

Метафора (перенос признака с одного предмета на другой) – “заснул, убаюканный пением бури“.

Олицетворение – “Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым“.

Эпитет (свойство или качество предмета, имеющее художественную образность) – “Все мои блестящие надежды рушились”, “свинцовые волны чернели”.

Сравнение – “Взглянул, как бы ножом насквозь”.

п.5. Конфликт произведения

В романе выделяют 2 основных конфликта:
– между народом и системой власти (проявляется в Пугачёвском бунте)
– столкновение нравственных ценностей героев (Гринёв и Швабрин)

Но также внутри каждого героя есть внутренняя борьба сомнений, как поступить в ситуации, когда тебе грозит гибель.
Можно отстаивать свои взгляды (Гринёв, капитан Миронов), а можно передать их, чтобы сохранить жизнь (Швабрин).
Этот внутренний конфликт и является самым сложным для героев.
Но именно он раскрывает характеры и даёт читателям пример для подражания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: