Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

Гессен А. И.: Жизнь поэта Глава четырнадцатая. Болдино. 1830

По всеобщему признанию всех любителей творчества А.С. Пушкина и специалистов в этой области именно «Болдинской осени» мир обязан появлению на свет многих талантливых произведений, вышедших из-под руки признанного гения. В этот трехмесячный период, начавшийся 31 августа 1830 года, поэт находился на пике своего творчества, когда он сочинял свои нетленные творения с таким воодушевлением и скоростью, что у многих создается впечатление его сверхъестественных способностях.

А ведь именно эпидемия холеры, терзавшая Россию в то время и унесшая многие человеческие жизни, стала причиной неожиданного затворничества поэта. И именно этот удручающий фактор в первую очередь способствовал неожиданно высвободившемуся времени, которым Александр Сергеевич распорядился очень плодотворно.

Что предшествовало «Болдинской осени»

Предвестниками «Болдинской осени» великого поэта стали весна и лето 1830 года. 6 мая состоялось объявление о помолвке Пушкина и Гончаровой. Из-за финансовых затруднений семейства невесты свадьба несколько раз откладывалась. Мать Натальи Гончаровой не желала прослыть разоренной, а потому отсутствие приданного ее дочери считала затруднением для этого торжественного события. Кроме того, в августе умер дядя Пушкина, Василий Львович. И из-за траура свадьба опять была отсрочена, а поэт выехал из Москвы в Болдино для вступления во владение деревней Кистенево, которую ему подарил отец.

Интересно, что перед отъездом из Москвы жених поссорился с матерью невесты и под влиянием обуревавших его чувств в письме к Наталье написал, что она «совершенно свободна», а он в свою очередь «женится только на ней или не женится никогда». В пункт назначения Пушкин прибыл 3 сентября 1830 года. Здесь он планировал в течение месяца управиться с делами. В первые дни поэт даже опасался, что из-за хлопот со вступлением во владение и закладу деревни Кистенево у него будет нарушен плодотворный рабочий режим. Ведь обычно именно осенью он наиболее усердно писал свои произведения.

В это краткосрочное путешествие Александр Сергеевич взял с собой только три книги («Историю русского народа», 2-ой том Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и «Сочинения английских поэтов»), которых ему, как оказалось впоследствии, было очень мало. Замысел Пушкина о месячном турне в деревню был нарушен страшной эпидемией холеры, которая накрыла европейскую часть России. Из-за карантинных кордонов, исключающих транспортное сообщение с Москвой и Петербургом, он был вынужден застрять в Болдино на три месяца.

А.С. Пушкин во время «Болдинской осени»

Во время своего пребывания в деревне Пушкин с головой погрузился в творчество. «Болдинская осень» смогла подарить миру достаточное количество литературных произведений, вышедших из-под руки мастера, как в стихах, так и в прозе. Сельский уклад очень благотворно сказался на его способности писать. Красивая природа, чистый воздух и уединенность стали для писателя теми важными причинами, которых ему всегда не хватало в шумном городе. Он мог с восхода солнца и до поздней ночи творить, полностью отдавшись музе.

Именно «Болдинская осень» в жизни русского гения считается самым ярким периодом созидания. Ведь именно в это время он смог раскрыться во многих литературных жанрах, создав множество произведений. Здесь он за три месяца успел завершить написание поэмы «Евгений Онегин», создать поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических произведения малых форм, написать «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», а также создать массу неоконченных произведений.

Обычно Пушкин пробуждался к шести часам. Его утренний моцион состоял из холодного душа и горячего кофе. Потом он начинал писать. Причем делал это, лежа прямо на кровати. Скорость написания его была такой высокой, что многие специалисты недоумевают и сегодня: «Делал он это так быстро, словно свои произведения не сочинял самолично, а записывал под диктовку». Вдохновенная пора для творчества радовала и самого классика, и он не упускал возможность его использовать с максимальной эффективностью. В деревне Александр Сергеевич смог освоить новые литературные жанры. Он экспериментировал с лексикой и сочетал различные народные и художественные формы. К сожалению, не все свои замыслы той поры ему удалось впоследствии реализовать в полной мере.

Лирические литературные формы

Характерно, что осень 1830 года стала для великого писателя периодом подведения очередных итогов своего творчества. Еще в своем письме к родителям в апреле этого года он упоминает о «новом периоде». Об этом же он сообщает в конце сентября и Плетневу: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!». Литературный подъем совпал с переменами в личной жизни. 13 сентября была окончена «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная в назидательной манере. А заключительная глава «Евгения Онегина» повествует читателю о символической ретроспективе своего творчества через «смену обликов Музы». По словам Благого, эволюция творчества Пушкина в этот период происходила как «движение через романтизм к реализму, от поэзии к прозе».

В Болдино было сочинено более тридцати стихотворений, среди которых находятся «Элегия», «Моя родословная» и «Бесы». Особенных слов заслуживают две финальные главы «Евгения Онегина» и поэма «Цыганы». Если попытаться обобщить творческую тематику лирики «Болдинской осени», то складывается впечатление, что поэт подводит некий итог прошлым событиям и пытается сформулировать впечатления от настоящего времени. А пробы в народных жанрах, выраженные в «Сказке о попе и о работнике его Балде» и неоконченной «Сказке о Медведихе», только усиливают данное впечатление.

Читайте также:
Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Именно жанровая разносторонность и две категории («воспоминания» о прошлом и «впечатления» от настоящего) стихотворных произведений наиболее полно характеризуют «болдинский» период творчества великого русского поэта. В качестве литературных примеров можно привести «Заклинание» (любовные элегии), «Осень» (красноречивое описание природы), «Герой» и «Моя родословная» (политические и философские размышления), «Бесы» (жанровые зарисовки), «Не то беда…» (эпиграммы).

В начале октября 1830 года Александр Сергеевич предпринял попытку выбраться из Болдина, однако карантинные кордоны ему тогда не удалось преодолеть. Лишь 5 декабря (с третьего раза) он смог прорваться в Москву, еще не оправленную от холеры. А 9 декабря он написал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme…».

Болдинская осень в творчестве Пушкина: лирика

Период скитаний — это важный этап творческого взросления, созревания, вынашивания серьезных замыслов. Тяжелое духовное состояние, поднадзорное существование, бездомность не способствовали реализации многих из них. Нужна была Болдинская осень, чтобы холерный карантин, отрезавший поэта от внешнего мира на три месяца, принес уединение, внутреннюю сосредоточенность, когда наступало то состояние, которое он позднее опишет в своей знаменитой «Осени»:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Болдинская осень 1830 г. — звездный час поэта, пир его воображения и звездный час всей русской поэзии. Пять «Повестей Белкина», четыре «Маленьких трагедий», завершение работы над «Евгением Онегиным», стихотворная повесть «Домик в Коломне» и пародийная прозаическая «История села Горюхина», «Сказка о попе и его работнике Балде», полемические статьи и, конечно, стихотворения (около 30) — и все это в течение каких-то трех месяцев. Все три рода поэзии на равных входили в его поэзию, и это был, говоря словами Белинского, тот «мирообъемлющий» взгляд, которому было подвластно все.

Осень всегда была для Пушкина порой творчества, но обстоятельства складывались так, что от нынешней осени он не ожидал ничего. Сложности с женитьбой на Натали Гончаровой, имущественные дела в Болдине, а тут ещё холерный карантин — все противилось вдохновению и не располагало к творчеству. Но как это было нередко: Пушкин не поддавался обстоятельствам и настроению, а побеждал их. Это поистине был пир воображения во время холеры. Может быть, и одна из его «Маленьких трагедий» получила заглавие «Пир во время чумы» именно потому, что «Есть упоение в бою // И бездны мрачной на краю И в дуновении Чумы».

Болдинская лирика только на первый взгляд пестра и разнолика. Интенсивность творческого процесса (чуть ли не каждый день рождалось новое произведение) и его эстетическое переживание в многочисленных письмах, статьях, заметках превращали лирику в своеобразную кардиограмму духовных и стенограмму творческих поисков.

Уже первое стихотворение Болдинской осени Пушкина — «Бесы», написанное 7 сентября, никак не соотносится с реальными обстоятельствами. Это «зимнее», метельное стихотворение все пронизано мраком и мутью, страхом. Ясный день ранней осени не предвещал ничего подобного. Это было состояние, настроение души, то, что Шекспир называл «зима тревоги нашей». Напряженный ритм четырехстопного хорея, многочисленные рефрены, фиксирующие вой вьюги, снежные завихрении, кружение бесов, блуждания в ночи сопрягают в единый мирообраз два слова-понятия: «мрак» и «бесы». Мракобесие как состояние не только души, но и общества было хорошо почувствовано и передано Достоевским в романе «Бесы». А пушкинский лирический пролог в Болдинскую осень был сопряжен с прошлым и рождал состояние напряжения и тоски, что отразилось в финальном четверостишии.

На следующий день, словно отогнав от себя «исчадий ада» и трезво осмыслив выгоды своего нынешнего положения, Пушкин пишет «Элегию», где осмысление прошлого соотносится с сегодняшним, настоящим и предвещает будущее. «Безумных лет угасшее веселье» — «Мой путь уныл» — «Сулит мне труд и горе // Грядущего волнуемое море» — так в первой строфе определены этапы жизненного пути. Каждый этап передан в двустишии и синтаксически «отбит» точкой. Следующая строфа — восьмистишие — одно предложение, эмоциональный поток, где точки с запятой — законченная незаконченность, а двоеточие влечет за собой шлейф надежд, иллюзий, призрачного счастья. Призывание жизни («не хочу умирать; я жить хочу»), определение ее смысла: «чтоб мыслить и страдать» (в первоначальном варианте: «…и мечтать»), трезвое осознание платы за всевозможные наслаждения — и великая мудрость поэта и человека.

Назвав свое стихотворение «Элегия», Пушкин, по существу отказывается от жанрового канона. Сохраняя элегическое настроение, он создает стихотворение философского содержания, где «светлая печать» и экзистенциальная концепция неразделимы. Опираясь на сонетный объем (14 стихов), он не следует канону. Две строфы (6 и 8 стихов) зеркально отражаются друг в друге: «как вино» — «гармонией упьюсь», «печаль минувших дней» — закат печальный», «труд и горе волнуемое море» — «меж горестей, забот и треволненья», «сулит» — «ведаю». И в перекличках, отраженьях — отзвуки сонетной завершенной гармонии, законченности, но вместе с тем и глубина элегического чувства, открытость души новым впечатлениям. Пушкинское «может быть» (вспомним: «любовь ещё быть может, // В душе моей угасла не совсем» или «А может быть и то: поэта обыкновенный ждал удел») — знак этой открытости и вариативности судьбы. «Элегия» — это философская медитация на темы жизни и судьбы, свет в эпоху мракобесия.

Читайте также:
Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»: сочинение

А в конце периода Болдинской осени, вероятно, уже на излете творческого вдохновения, в зимний день он напишет стихотворение «Цыганы» с подзаголовком «С английского». Скорее всего, подзаголовок — мистификация, ибо исследователям не удалось до сих пор найти что-либо соответствующее в английской литературе. Но это произведение — память об одноименной поэме, южной ссылке, бессарабских степях, с нескрываемым чувством ностальгии — «лето наших надежд».

Из Болдина Пушкин уезжал с огромным творческим урожаем и с уверенностью в том, что «блеснет любовь» и он обретет свой Дом. Лирика Болдинской осени причудлива в своих настроениях, в своем тематическом диапазоне: анфологические эпиграммы (Царскосельская статуя», «Отрок», «Рифма», «Труд») в ней соседствуют с испанскими и английскими текстами. («Я здесь, Инезилья», «Пред испанкой благородной», «Паж или Пятнадцатый год», «Из Berry Cornwall» и «Медок»), поэт вдруг возвращается к арзрумским впечатлениям («Стамбул гяуры нынче славят…»). Да и весь творческий процесс Болдинской осени прихотлив и непредсказуем: лирика сменяется прозой, проза — драматургией, внезапно рождаются критические статьи, пародии; работа над «Повестями Белкина» вдруг обрывается и начинается работа над «Маленькими трагедиями», сжигается десятая глава «Евгения Онегина» и завершается работа над текстом всего романа.

Но и в этом кажущемся отсутствии формальной и банальной логики есть своя высшая логика. Смена родов поэзии, жизненного материала, эпох и стран способствовала художественному синтезу. Пушкин искал взаимодействие поэзии и прозы, лирики и драматургии. Стихотворения могли спокойно входить и в текст «Маленьких трагедий», и в прозаическое «Путешествие в Арзрум», и в открытое пространство поглавного издания «Евгения Онегина».

Болдинская лирика в большом контексте всего творчества Пушкина периода Болдинской осени 1830 г. носила экспериментальный характер. В нее внедрялся материал прозы и полемически отстаивалось право на новые сюжеты и новую поэтику. Так, стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…» — эстетический манифест, утверждающий быт и будни деревенской, простонародной жизни как объект творчества и поэзии. Диалог с критиком — это продолжение той литературно-критической деятельности, которой Пушкин занимался в это время. Более того, это был зримый аргумент в пользу того, что поэзии ничто не чуждо и что предмет поэзии вся жизнь. Картина деревенской жизни, которую поэт предлагает «румяному критику»:

Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.

Без шапки он, несет под мышкой гроб ребенка

Сочинение на тему «Болдинская осень в жизни А.С. Пушкина»

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.

Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина находится на рубеже литературных эпох: классицизма и сентиментализма ХVIII века и романтизма и реализма XIX века. Как личность и как художник поэт сформировался в переломный момент европейской истории и в период подъёма национально-патриотических настроений в России. Эти факторы обусловили основное направление его творческого пути – утверждение национально-самобытных и народных начал и усвоение европейского культурно-исторического опыта. Творчество Пушкина принято делить на периоды, каждый из которых имеет свои особенности, закономерности развития, ключевые темы, идеи и язык.

Читайте также:
Роль композиции в произведениях Пушкина: сочинение

31 августа 1830 года А.С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку он запечатал конверт с письмом к Петру Александровичу Плетневу, другу и родственнику, издателю и кассиру, где сообщал, что едет в село Болдино. Перед смертью отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине. Казалось бы, предстоящая женитьба должна была делать его безоглядно счастливым, но Пушкин не чувствовал себя таким. «Милый мой, — Писал он Плетневу в Петербург, — расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего, хуже тридцати лет жизни игрока… Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Все это не очень утешно. Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…». Владимир, Муром, Лукоянов. Лошади резво взяли и вот оно, большое Болдино. Избы с двух сторон образовывали широкую улицу. Глаза они не радовали: серо и убого, хотя иная изба украшалась резными наличниками. Кибитка свернула к усадьбе, слева был пруд, дальше, на зеленом лугу, — белокаменная церковь; Справа, за оградой и стволами лип, — блекло-рыжий дом с верандой.

Он никогда здесь не бывал, хотя предки его владели этими землями с XVI в. Господский дом был пуст. Он был низок, с нештукатуреными стенами. Мебель, стоявшая в комнатах, была сделана руками крепостных. Дом был со времени смерти деда Пушкина, ибо наследники в нём не жили. Отец Сергей Львович, выделил старшему сыну по случаю женитьбы часть имения. Это и заставило Пушкина ехать сюда, в отдалённый полустепной край, чтобы на месте разобраться со своими имущественными делами.

За ужином приказчик пояснил, что ввод во владения не простой: Земля, которую Сергей Львович давал сыну, составляла не отдельное имение, а часть деревни Кистенево. Кроме того, после процедуры ввода, Пушкин собирался сразу же заложить имение, а это требовало его присутствия в уездном городе Сергач. Деньги нужны же были позарез: он, жених, обязался доставить своей невесте приданное; без него Наталья Ивановна Гончарова не отдавала за него свою дочь.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Утром Пушкин занялся делами. С приказчиком поехали в Кистенево. В Кистенево жили умельцы, изготовлявшие сани и телеги, крестьянки ткали холсты и сукна. Эти товары славились на базарах Лукояновского и Сергачского уездов и на самой Макаревской ярмарке. Вечером Пушкин разобрал свои бумаги. Пушкин представил болдиского народного батюшку. Сами собой заиграли озорные строки:

С первого щелка

Прыгнул поп до по толка;

Со второго шелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вышибло ум у старика;

Слово «балда», как, наверное, и «балбес», пришло в русскую речь из татарского языка. Но «балбес», скорее всего, происходила от татарского «бильмес», что означает невежду. А «балда» должно было идти от «болдак», это слово означало рукоятку сабли или сабельный эфес. Не даром в старину слово «балда» стояло еще «ближе» к Болдину: в семнадцатом веке писалось «болда».

Осмотревшись в Болдине, он через несколько дней писал Плетнёву: «Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал в деревню и отдыхаю… Соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается…» После напряжения последних лет, литературных схваток, придирок Бенкендорфа, следившего за каждым его шагом, после московских переживаний и размолвок с будущей тёщей, требовавшей от него денег, «положения в обществе», он мог, наконец, вздохнуть свободно: скакал по окрестностям верхом, писал, читал дома в тишине. Он не собирался задерживаться здесь надолго – передоверил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву, подписал несколько бумаг – торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины.

Сначала Пушкин не принял этого всерьёз и шутил в письмах к друзьям: «Знаешь, что это за зверь? Того и гляди, забежит в Болдино да всех нас перекусает». Потом до него дошли вести о бедствиях от эпидемии, о том, что холера косит людей вокруг. Он беспокоился о Москве, о невесте, друзьях. Пишет в Москву Погодину: «Пошлите мне слово живое, ради Бога. Никто мне ничего не пишет… Не знаю, где и что моя невеста. Знаете ли вы, можете ли узнать. » Пушкин предпринял попытку вырваться, но карантины не пропускали. Получив, наконец, письмо из Москвы от Натальи Николаевны, успокоился и смог работать без помех. И неожиданно для него самого «болдинское сидение» наполнилось небывалым творческим подъёмом.

Читайте также:
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Близость страшной болезни обострила его чувства. Пушкин всегда любил опасность. Так было и на Кавказе в 1829 г. Так было и теперь. Опасность удваивала силы, вселяла дерзость. Недаром он писал в «Пире во время чумы»:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

У Пушкина память была цепкая, хотя документы и рукописи, относящиеся к этому столетию, он читал пять лет назад, когда писал «Бориса Годунова».

Пушкин писал письмо Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази, степь да степь, соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Творчество в Болдино

Достоверно известно, что в Болдино Пушкин

      Седьмого января закончил стихотворение «Бесы».
      Восьмого сентября — «Элегию»

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

      Девятого Сентября — Повесть «Гробовщик»
      Четырнадцатого сентября — повесть «Станционный смотритель»
      Четырнадцатого сентября написал предисловие к «Повестям Белкина»
      Двадцатого сентября — окончил повесть «Барышня крестьянка»
      Двадцать пятого сентября — восьмую главу «Евгений Онегин»

    Двадцать шестого сентября — написал стихотворение «Ответ анониму».

В Москве Пушкина одолевали мрачные мысли. Царские милости к нему обернулись пленом. Независимости, которую он почитал основной человеческого достоинства, не добиться. Друзья его юности далеко. Он жадно прислушивается к политическим событиям в Европе, но ехать туда ему не разрешают царь и Бенкендорф. Кольцо «мышьей беготни», суеты жизни сжимается всё теснее. 18-летняя Наталья Гончарова так прекрасна, что напоминает Пушкину пленительных мадонн Эрмитажа. Она «прелесть не по одной наружности». Забрезжившее видение счастья, кажется, может заставить замолчать все опасения.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Пушкин едет в Болдино огорчённый разлукой с Натальей и ободрённый надеждой творчества. Смерть бродит рядом, эпидемия холеры охватила многие губернии, народ «подавлен и разорён», всюду карантины, и не вернуться в Москву, к Натали. Но в болдинском уединении Пушкин передумывает прошедшее и «волнуем будущим». Он размышляет о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождаются трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено стать великими. И в болдинских пьесах, «опытах драматических изучений», которые в одном из писем Пушкин назвал «маленькими трагедиями», он как будто усилил условность драматического искусства. Мы присутствуем лишь при развязке поединков, которые слагались долго, но освещены Пушкиным почти мгновенно, как резким блеском молнии.

1830 г. – трагический рубеж в жизни Пушкина. Он ясно понял, что лишен независимости и свободы. Жестокое время против человека, и Пушкина уже больше не обманут легкокрылые надежды.

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и быта, роли, навязанной героем или подсказанной традицией, которые многие действующие лица охотно исповедуют. Сильвио в «Выстреле» загоняет себя в рамки дуэльной распри и сословного тщеславия, но оказывается выше этих намерений, подсказанных, в сущности, литературным штампом романтического злодея. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира при всей ее выспренности оказывается тоже внушением традиции , а не непосредственным голосом сердца. И потому природа (метель), время, чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни. В «Гробовщике» Андриан Прохоров потрясен сном, который выводит героя за рамки привычности. В «Станционном смотрителе» дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне. Ситуация «Барышни- крестьянки» тоже изображена как условность ,один из предрассудков сознания героев и разрушена шутливо и простодушно. Таким образом, « Повести Белкина» оказываются полемикой с бытом, представленным и как литературная заданность поведения, и как сословная ограниченность. Человек у Пушкина выше быта, его окружающего.

Возвращение в Москву

И вот настал день 27 ноября 1830 года, когда в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. Уже после возвращения в Москву, Пушкин писал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанною октавами (стихов 400), которую выдам «Anonym». Несколько драматических цен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…». Далее Пушкин сообщает, что написал, пять повестей прозой.

Читайте также:
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина Дубровский): сочинение

Кроме того, известно, что была написана первая его болдинская сказка, а также ряд литературно-критических статей. Двадцатого октября 1830 года Пушкин поставил точку в последней повести Белкина, а 23 октября уже закончил первую из маленьких трагедий — «Скупого рыцаря». Они следовали одна за другой: 26 октября — конец работы над «Моцартом и Сальери»,4 ноября — над «Каменным гостем» и шестого ноября — «Над пиром во время Чумы». Проблема этих пьес перекликается с проблемами повестей Белкина и других произведений, созданных осенью того года. Жизнь и смерть. Сыновний и родительский долг. Сердце и ум человека, раскрывающийся в любви. Бедность и богатство.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять те чувства и мысли, которые владели Пушкиным, оказавшимся на три месяца «в глуши, во мраке заточения».

После неудачной попытки прорваться в Москву через карантины, Пушкин, возвращаясь в Болдино, из Лукояново написал губернатору в Нижний Новгород. В этом письме, он просил выдать ему свидетельство о том, что Болдино не заражено холерой. Ответ мог бы придти в следующие несколько недель. Пушкин надеялся застать по возращению в Болдино, письма от невесты. Но их не было. Он писал: «На днях мне может быть сообщат, что вы вышли замуж… Есть от чего потерять голову».

В Болдино он вспоминал свою молодость и былые увлечения, в Болдине он прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов «прощанья», «заклинанья», «для берегов отчизны дальной». В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним.

Три месяца. Срок, как выяснилось, громадный.… Теперь на земле осталось еще одно место с которым он сроднился и которое без него осиротеет.

Жизнь Евгения Онегина в Петербурге с цитатами

Город Петербург. Именно здесь проходили все театральные представления, массовые балы и развлечения. По этой причине наш герой и не мог бы жить в любом другом скучном городе. Его ни на минуту не оставляло желание и стремление к переключениям. Когда трудовой люд выходит на работы Онегин возвращается с веселья. Автор делает акцент в самом начале книги на современность этого города. Каждая персона одета по самым последним веяниям моды и в точности знает французский язык.

В этом романе встречается множество, так любимых автором, лирических отступлений. Пушкин всячески пытался показать образ популярного Онегина. Наряды и его кабинет . Герой имеет отличное образование, чем и старается выделиться на каждом балу.

В такое общество вписывается наш герой. Жизнь воспитывает его товарищей себялюбивыми. Хоть Онегин и находиться не далеко от таких идеал, в нем все равно остается человечность.

Каждый день героя начинается с изучения приглашений на различные балы, разбавляет он столь обыденный день самолюбованием перед зеркалом, а к завершению суток отправляется на встречу с высшим обществом.

До утра жизнь его готова
Однообразна и пестра
И завтра то же, что вчера

Однообразная повседневность способна быстро наскучить, что и происходит с Евгением. Друзья прекращают его понимать. Начинает изучать литературу, но и это занятие быстро надоедает Онегину.

По случаю умирает его дядя, и в руки Евгения попадает наследство. Он устраивает побег в деревню, но через время все же понимает, что это не спасение. Постоянная хандра все также окутывает мысли Онегина. Он понимает, что ничего не изменилось.

Герой так и не может найти смысла жизни даже в 26 лет. Но за это время он изрядно изменился. По возвращению в Петербург автор пишет о герое «Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур?».

Онегин становится другим.

Но вновь возвращается Татьяна. На этот раз она представлена в другом образе. Уверенная в себе женщины, которая даже бровью своей не повела. Теперь она знает о любви не из романов, а из настоящей жизни. Онегин сражен. И тут они меняются ролями. Теперь наш герой пытается найти с ней встречи. Он возвращается на балы, но современный люд его только раздражает, ведь именно он и их правила приличия не дают им встретиться. От отчаяния он пишет письмо, в котором только и видно местоимение «Я». На этот отклик она не дает ожидаемого ответа.

Омрачены. Онегин закрывается в своем по новому обставленном кабинете. В этот раз не наблюдается тех роскошных вещей, которые были в самом начале этого романа. Мысли Евгения, как и все окружающие предметы, становятся проще.
Но их встреча все же состоялась. Разве может девичья душа когда-то забыть первую любовь?

Татьяна хоть и призналась в своих чувствах, но ничего сделать не может. Ее судьба уже связана с другим мужчиной.

«Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Он остается совсем один. И придется герою доживать в безнадежности и тоске.

Читайте также:
Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин Моцарт и Сальери: сочинение

Жизнь Евгения Онегина в Петербурге

Несколько интересных сочинений

Любовь – светлое и прекрасное чувство, которое соединяет двух людей. У них появляется желание заботиться друг о друге, подарить любимому человеку тепло и сделать его счастливым. Свою вторую половину люди находят по-разному

В своем произведении «Дети подземелья» Короленко поднимает главную социальную проблему

Благодаря тщательному анализу и изучению данного великолепного произведения, написанного Львом Толстым, историки ставили все новые и новые вопросы, касательно правдоподобности описываемых событий

Любовь – это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя. Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества. Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское. Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.

Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.

Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.

В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.

Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова. Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного. Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.

Сочинение Петербург в Евгении Онегина

В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых – тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей. Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители. Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.

В романе Петербург выступает местом, где начинается и заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского.

С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное. Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами. На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени. Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой и пребывание в рабочем кабинете. Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.

Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.

Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.

Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века. Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым. Петербург – это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.

Читайте также:
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Петербурга в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Отличная новогодняя история! Наверное, все знают сюжет – на новогодние праздники жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень. Это уже очень мило!

«Человек без мечты, как птица без крыльев». Эта фраза как нельзя точно отражает жизнь человека, который не любит и не умеет мечтать.

Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным

Успех ученика – это плод работы учителя. Каждый в мире успешный человека благодарен в первую очередь трем людям: родителям и учителю. Мы сейчас учимся в школе, и некоторые очень отрицательно настроены на своих же учителей

Онегин в Петербурге: сочинение

Петербург. Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции “Евгения Онегина”. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением “лестью забавлять”, “преследовать любовь” подходит только такой порядок.

В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот “молодой повеса” умел “казаться новым. ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать”. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.

Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:

Бывало он еще в постеле —

Ему записочки несут.

Три дома на вечер зовут.

Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

Ужасно недоволен он.

Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение “по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить”. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера

Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, “в тиши уединенья” Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.

Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?

Евгений повзрослел, он, “убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов. ничем заняться не умел”. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один “в толпе избранной стоит безмолвный и туманный”. Теперь он усмирился, не “корчит чудака”. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от “пустого” света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание “доброго малого”. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.

Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже “переболел” свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство “мелкое”. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.

Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

Читайте также:
Татьяна Ларина женщина исключительной душевной красоты: сочинение

Каким предстаёт Петербург в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? — Самое интересное

Образ Санкт-Петербурга и столицы в романе в стихах “Евгений Онегин” русского поэта Александра Сергеевича Пушкина предстаёт разносторонним и многогранным, изысканным и бытовым, противоречивым и гармоничным.

А сам роман увидел свет 20 марта 1833 года. В этот день было опубликовано первое полное издание произведения. О Петербурге XIX века, который играет в романе одну из главных ролей, выступает его важным персонажем, а не просто антуражем для действий, мы и поговорим в этой публикации.

На протяжении всего романа образ Петербурга тесно связан со становлением личности Онегина. Петербург — этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

Пушкин и “Евгений Онегин”

Александр Пушкин работал над романом свыше 7 лет. Произведение, начатое поэтом ещё в южной ссылке, было завершено в Болдине осенью 1830 года. Пушкин писал “Евгения Онегина” в 1823—1830 годах, но лишь спустя 3 года его напечатали. В поэтическом предисловии к роману автор обращается к читателю:

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

По словам автора, произведение стало “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Работу над ним Александр Сергеевич называл подвигом. В произведении ярко показана судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века.

Пушкин детально и идеально изобразил жизнь дворянского общества 1820-х годов. По словам известного критика В. Г. Белинского, этот роман можно назвать “энциклопедией русской жизни”. В нём воспроизведена картина русского общества, “взятого в одном из интереснейших моментов его развития”. В романе достаточно подробно изображено как столичное, так и провинциальное дворянство.

Петербург маленького Онегина

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки. Это обстоятельство вынудило молодого гуляку покинуть шумный Петербург и отправиться к больному.

Первая глава посвящена рассказу о происхождении, семье и ранней жизни главного героя. Повествование в романе Пушкина ведётся от имени безымянного автора. Итак, читатель узнаёт, что Евгений Онегин родился “на брегах Невы” — в Санкт-Петербурге:

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

И тут мы знакомимся также с первой картиной Петербурга. В самом начале романа столица России представляется Летним садом, где гуляет маленький Евгений.

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Петербург юного героя

Родился Онегин не в самой успешной дворянской семье, однако, получил соответствующее неплохое воспитание. А. С. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды.

Всё вместе позволяло главному герою рассчитывать на то, чтобы “свет решил, что он умён и очень мил”. Здесь автор просвещает читателей, рассказывая о воспитании детей в дворянских семьях, а также об образовании в то время, таким образом, он как бы рассказывает и о самом себе:

В XV строфе первой главы “Евгения Онегина” Петербург уже взрослеет вместе с главным героем, отражая его молодость и беспечность. Столичный город выглядит по-современному и элегантно, одновременно с навязанным снобизмом. На сцену выходит просторный бульвар, где по утрам высший свет совершает променад. Онегин появляется тут только ради приличия.

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Петербург молодого денди

Петербург показан со вкусом дорогого ресторана французской кухни, в котором подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское.

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

Город на Неве рассматривается в рампах театра с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почётными гостями. В храме искусства Онегин ощущает некое недовольство и с равнодушием смотрит на сцену.

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Театра злой законодатель,

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру,

Где каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать entrechat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Моину вызвать (для того,

Петербургское общество XIX столетия подпало под влияние всего французского. Это прослеживается даже в рабочем кабинете Евгения, декорированном и меблированном в духе французской моды. Красноречивым изображением Петербурга является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Во всём этом просматривается образ столицы той эпохи.

Петербург взрослого ловеласа

Как мы узнаём из повествования, с самой ранней юности Евгений Онегин “твёрже всех наук” познал “науку страсти нежной”, “что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень”.

Читайте также:
«Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»): сочинение

Жизнь этого героя в Петербурге была заполнена любовным флиртом и светскими развлечениями. В конечном итоге, Онегину всё это приелось:

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и страcбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкий,

Но разлюбил он наконец

Чтобы занять себя, Евгений бросается из одной крайности в другую, поначалу пробует себя на писательском поприще, “но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его”. Затем Онегин “отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё без толку”.

Он хотел уже пуститься в путешествие по миру, как вдруг его застало известие о болезни дяди. Онегин едет к нему в деревню, “приготовляясь денег ради, на вздохи, скуку и обман”, с чего и начинается первая глава.

Жизнь в деревне и трагедия

После приезда оказывается, что дядя уже отошёл в мир иной, а Евгений стал его наследником. Он селится в деревне, но тут он мается от скуки. А возвращаться в опостылевший и набивший оскомину Снкт-Петербург он не хочет…

Соседом Онегина был 18-летний поэт-романтик Владимир Ленский, приехавший из Германии. По характеру и темпераменту Ленский и Онегин — полные противоположности. Несмотря на это, они становятся друзьями.

Они знакомятся с сестрами — дочками местного помещика Ларина. Младшая сестра Ольга — приятна и всегда весела, внешне красива, но вовсе не интересна Онегину. На неё абсолютно не похожа её задумчивая сестра — Татьяна, которая старше Ольги всего на один год. Онегин размышляет:

А что? — Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

Увидев Евгения Онегина, Татьяна Ларина сразу же влюбляется в него и пишет ему письмо. Но он не ищет спокойной семейной жизни, и не отвечает девушке взаимностью. Ленского и Онегина пригласили к Лариным на именины Татьяны.

Онегин не хочет ехать, но Ленский уговаривает его, заверяя, что никого из гостей-соседей не будет. Но приехав на торжество, Онегин обнаруживает “пир огромный”, что его злит не на шутку. И он решил другу отомстить.

Ленскому нравилась Ольга. Чтобы заставить его ревновать, на обеде у Лариных Онегин неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Онегин был вызван Ленским на дуэль, которая заканчивается смертью последнего. Евгений Онегин покидает деревню, тогда ему было 26 лет.

Спустя 3 года Онегин снова появляется в Петербурге и случайно встречает Татьяну. Она уже была замужней светской дамой. Евгений влюбляется в неё и пытается добиться её расположения. Татьяна же ему отвечает:

Но я другому отдана;

На этом заканчивается роман. Пушкин оставляет шокированного Евгения, в нескольких репликах прощается с читателями, а также со своим многолетним трудом.

Прозаический и поэтический Петербург

Образ Петербурга в романе предстаёт в бытовых картинах — неугомонным, полным беззаботного веселья. Одновременно город на Неве сотрясает барабанные звуки. Пушкин показывает жителей, спешащих на рынок, продавцов и купцов, разносчиков и извозчиков. Читатели видят Петербург — “барабаном пробуждённый”, “неугомонный” и т.д.

Уж барабаном пробужденный.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Автор описывает бытовую жизнь Петербурга, но в приподнятом настроении и с юмором, особенно про “васисдас” хлебника немца с отсылкой на немецкую фразу “Was ist das”, что означает: “Что это”. Тут Пушкин блещет и своими способностями владения языками.

В романе уделено внимание каждому закоулку города на Неве. Автор точно и живописно подбирает каждый эпитет. Петербург показан и поэтическим, и прозаическим. Александр Пушкин и Евгений Онегин, оба восхищались красотой и величием Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:

И опершися на гранит,

Стоял задумчиво Евгений,

Как описал себя пиит.

Всё было тихо; лишь ночные

Да дрожек отдалённый стук

С Мильонной раздавался вдруг;

Лишь лодка, вёслами махая,

Плыла по дремлющей реке:

И нас пленяли вдалеке

Аристократический Петербург лидер

Исследователь Ю. М. Лотман считает, что в романе представлен только Петербург аристократический и щегольской. Описываются его главные и роскошные места и достопримечательности: Невский проспект, набережная Невы, Миллионная улица, Летний сад, Малая Морская — гостиница “Лондон”, Театральная площадь и другие. Также в Петербурге первой четверти XIX века в воздухе витает дух перемен и “вольности святой”:

Петербург видится Пушкиным городом декабристов, а значит и местом, где творится история России, в котором возможны в будущем любые подъёмы. Автор выступает тут в качестве пророка, превращая город Петра в колыбель революций, в город, способный стать лидером в народном движении за освобождение.

Петербург Татьяны Лариной и многранен

В последней главе романа Петербург описывается глазами Татьяны Лариной, превратившейся из провинциальной девушки в светскую даму, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века: сочинение

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Не улыбающихся лиц;

Тут был посланник, говоривший

О государственных делах;

Тут был в душистых сединах

Старик, по-старому шутивший:

Отменно тонко и умно,

В восьмой главе романа “Евгений Онегин” сарказм по отношению к светскому обществу звучит острее и значительнее, чем психологическое ощущение Онегина его как “пустого света”. Описывая общество того времени, Пушкин говорит, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть”. В целом, образ Петербурга в романе многогранен, местами противоречив, но и очень гармоничен.

Сочинение: Онегин в Петербурге на материале 1-й и 8-й глав романа А.С.Пушкина Евгений Онегин.

Онегин в Петербурге (на материале 1-й и 8-й глав романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).

Автор: Пушкин А.С.

Петербург. Здесь начинается и заканчивается роман, и именно этому городу принадлежит главная роль в композиции “Евгения Онегина”. Почему Петербург? А разве мог этот герой жить в другом городе, далеком от развлечений, балов, театральных представлений? Столичная жизнь никогда не оставляет человека наедине с самим собой, а юному Онегину с его жаждой общения, умением “лестью забавлять”, “преследовать любовь” подходит только такой порядок.

В начале романа автор описывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по французски, разъезжает по балам и праздникам. И в это общество прекрасно вписывается Онегин. Этот “молодой повеса” умел “казаться новым. ловить минуту умиленья, невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать”. Однако, вращаясь в свете, этот незаурядный человек не становится точной копией своих товарищей.

Автор описывает детей того века себялюбивыми, сухими, с безнравственной душой, и Онегин похож на своих современников, но назвать его бездушным человеком нельзя. Белинский определяет Евгения как эгоиста поневоле. Столичный образ жизни, всеобщая любовь и признание — все это .не могло не взрастить в герое самолюбие. И как Онегину не любить себя, если:

Бывало он еще в постеле —

Ему записочки несут.

Три дома на вечер зовут.

Так начинался каждый его день, а проходил он в праздных гуляньях, посещениях балов, театров. Да и как проходил?

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

Ужасно недоволен он.

Театр, которым Пушкин восхищается, его герою кажется заурядным, обыденным, наконец, просто скучным. После возвращения домой с неугодного представления Евгений имел обыкновение “по три часа по крайней мере пред зеркалами проводить”. Завершением вечера обычно была поездка на бал, ничем не отличающийся от предыдущего, где Онегин вновь улыбался записным кокеткам и читал эпиграммы милым дамам. А завтра все начиналось снова:

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера

Евгению, как когда-то самому автору, такая жизнь определенно нравилась, но быстро наскучила В деревне, “в тиши уединенья” Онегин пытался освежиться, но вскоре увидел, что перемена мест не меняет некоторых обстоятельств. Разумеется, жизнь в глуши изменила Евгения, но не смогла излечить героя от хандры: бездеятельность и пошлость жизни по-прежнему душат его.

Что же происходит с Онегиным после жизни в уединении? Каким он появляется вновь в Петербурге? С чем приходит к старому обществу?

Евгений повзрослел, он, “убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов, до 26 годов. ничем заняться не умел”. Мы видим человека, безнадежно уставшего от жизни, не имеющего своего места в мире. Он один “в толпе избранной стоит безмолвный и туманный”. Теперь он усмирился, не “корчит чудака”. Здесь очень хорошо просматривается отличие Онегина от “пустого” света Автор вновь описывает все ту же обыденную жизнь столичных модников, но чувствуется и усиление иронии, насмешки над светом. Пушкин даже рисует точный жизненный путь человека, претендующего на звание “доброго малого”. Это делается для того, чтобы еще яснее показать контраст между светским обществом, все таким же, как прежде, и Евгением, так скоро переменившимся.

Где теперь тот молодой повеса, шутник, балагур? Его чувство к Татьяне отнюдь не неожиданно. Он уже “переболел” свободой, и Татьяна кажется ему прекрасной. В его чувстве присутствует досада и суетность, а Татьяна расценивает любовь Онегина как чувство “мелкое”. Евгений же считает, что он готов не увлекаться, но любить. В нем нет более кокетства, нет желания волочиться за девушками, как нет охоты и до праздных развлечений.

Итак, обстоятельства и внутренние размышления совсем переменили героя: если раньше он сливался со светским обществом, то теперь резко контрастирует с людьми, с которыми когда-то общался и был тем доволен. Автор не зря начинает и заканчивает повествование описанием Петербурга Помещая своего героя на разных этапах жизни в одинаковые обстоятельства, Пушкин четко показывал перемены в Евгении: нет и не будет более весельчака, увлекающегося девушками, теперь свою жизнь, еще очень долгую, ему придется доживать в тоске и безнадежности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: