Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Любовная лирика Пушкина сочинение 9, 10 класс

Любовь в творчестве всех поэтов разных стран и времён была и остаётся главной темой. Стихи А.С.Пушкина о любви это особое представление поэта о женщине, которая является для него источником вдохновения. Александр Сергеевич был влюбчивой и непостоянной натурой, так как не искал вечной любви.

Любовная лирика поэта необыкновенно многогранна. Она любима всеми. Множество классических литературных произведений было создано этим великим человеком, имя которого прославлено во всем мире. Одними из известнейших шедевров можно отметить стихотворения: “Я помню чудное мгновенье…”, “Я вас любил…” и “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.

Первое было посвящено Анне Керн. Содержание стихотворения основано на реальных событиях. В 1819 году в поместье Оленина проходил званый вечер. Александр Сергеевич познакомился там с прекрасной, молодой девушкой по имени Анна Керн.

Встреча с молодой особой произвела на него незабываемое впечатление. Судьба развела их, но спустя семь лет А.С.Пушкин увидал ее снова. Отправившись в гости к своей давней знакомой, неожиданно встретил Анну, которая оказалась племянницей его приятельницы. Из юной особы она превратилась в прекрасную девушку, красота которой поразила Александра Сергеевича еще больше. В этот момент муза посетила молодого поэта, и к отъезду девушки из усадьбы Осиповой Анна получила в подарок стихи, образы в котором были неземными.

Особенности лирики проявились и в другом его произведении – “Я вас любил”. Здесь мы видим, что поэт осознавал безответность своей любви и не ждал от возлюбленной ответных чувств.

Музой для создания этого прекрасного и воздушного стихотворения стала Анна Алексеевна Оленина. Хоть она и отвергла возвышенные чувства поэта, все же он посвятил ей свои стихи.

Всегда юный и влюбленный Александр сочиняет еще одно произведение литературной классики “На холмах Грузии” после окончания еще одной истории в его жизни. С серьезными намерениями жениться поэт дважды сватался к первой красавице высшего света Н. Н. Гончаровой. В первый раз получил отказ, но спустя два года все-таки они повенчались.

Наталья Николаевна была для Александра Сергеевича богом, музой, которую он безмерно любил. Он дарил ей безграничные доверие и тепло своего сердца.

Когда возникает желание прочесть стихи о любви, то сами собой вспоминаются прекрасные, богатые смыслом строки из творчества А.С.Пушкина. Они затрагивают все струны нашей души.

Сочинение на тему Тема любви в лирике Пушкина

А.С. Пушкин начал проявлять свои творческие способности еще в раннем детстве. Мальчик плохо учился, но жадно и много читал. Позднее он стал писать сам, причем достаточно интересно и в больших объемах. В точных науках Пушкину не хватало собственной усидчивости и внимания, но французским языком и литературой он был поглощен полностью.

Несмотря на свой вспыльчивый нрав, поэт с нежностью и трепетом относился к любимой женщине. Наталья Гончарова понравилась Пушкину сразу. Получив от ее матери отказ в замужестве, Александр Сергеевич добился воссоединения с девушкой спустя некоторое время. Он посвящает супруге несколько стихотворений, которые отличаются особенной чувственностью. В своем произведении «Мадонна» поэт сравнивает прелесть Натальи с красотой Мадонны. «Чистейшей прелести чистейший образец» – Пушкин считает свою жену олицетворением прекрасного, дорогим подарком судьбы, который не знает достойного аналога.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин много внимания уделяет образу главной героини. Татьяна Ларина предстает читателям простой девушкой, которая невзрачная внешне, но имеет богатый внутренний мир. В произведении поэт обращается к ней с особым теплом, называя «милой Татьяной».Он отмечает наивность девушки, ее любовь к уединению и умение видеть красоту в окружающем мире. При этом Татьяна способна любить настолько горячо , что не боится выразить свои чувства. Так же Александр Сергеевич подчеркивает , насколько для нее важно следовать данному слову. Несмотря на признание Онегина, девушка сохраняет верность своему мужу. Высокие нравственные принципы Татьяны делают ее образцом настоящей русской женщины. Именно такой образ рисует читателям Пушкин.

Знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» было адресовано Анне Керн. Молодой поэт очаровался красотой девушки и его переполнили чувства, свойственные юношеской влюбленности. В своих строках он трогательно описывает, что именно появление Керн стало лучиком света в его тоскливом одиночестве. Используя выразительные эпитеты, Пушкин рисует портрет красавицы, которая заставила его испытать надежду на воскресшие в нем «божество, вдохновение, жизнь, слезы и любовь».

Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую, но весьма насыщенную жизнь. Он оставил после себя огромное количество произведений, которые приятно читать и перечитывать вновь. Поэт умел передать читателям самую суть глубоких тем простыми словами. Его выразительные стихотворения прочно сохраняются в памяти уже после первого прочтения, олицетворяя собой искреннюю любовь.

Читайте также:
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин (2): сочинение

Любовная лирика Пушкина

Популярные сочинения

В комедии Грибоедова Молчалин являлся одним из самых неоднозначных героев. Алексей воспринимался читателями по-разному, их мнение относительно этого героя

Я живу в замечательной стране, которая богата красивейшей природой. Каждое время года украшает природу особенными красками, которые восхищают и вдохновляют.

Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта.

Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни естественному миру природы. Все здесь взаимосвязано и соразмерно: одинаково гармонично соседствуют друг с другом сходные и контрастные оттенки чувств, страстей, мыслей, ситуаций, подобно тому, как в одном и том же пейзаже органично сочетаются сходные и контрастные оттенки цвета. Считаю, что тот, кто лишен ощущения пушкинского мира, столь ущербен духовно, как и тот, кто почему-либо лишен чувства родной природы.

Поэт учит чувствовать запах и вкус поэзии природы, поэзии родного русского народа: “Там русский дух… там Русью пахнет”.

Добрый и умный, Пушкин напоминает о великих богатствах русской души, о ее свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость. Все это находишь в пушкинских стихах, если задумываешься над тем, какие мысли и чувства владели поэтом, когда он создавал свои произведения. Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться своей чуткой и всеобъемлющей душой.

Его поэзия вся звенит от слов “друг”, “брат”, “товарищ”, “дружба”, “дружество”. Она обращена к друзьям, дружба переполняет ее. Вот пылкое обращение: “о други», “мой первый друг, мой друг бесценный”, “лицейской жизни милый брат”, “товарищ милый, друг прямой”.

Главная забота Пушкина – верная и даже вечная дружба:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен…

Поэт горд тем, что “дружбе плел венок”. Сам он признается: “Счастье моих друзей мне было сладким утешеньем”. Для Пушкина измена дружбе – преступление.

В вольнолюбивом стихотворении “Деревня”, запрещенном при жизни поэта, читаю:

Друг человечества печально замечает

Везде невежества губительный позор.

Друг человечества, ненавидящий рабство, мечтающий “о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся”, – таков Пушкин.

Поэт словно задался целью подружить все на свете: труд у него стал “другом Авроры златой”, калмык – “другом степей”, лучина в крестьянской избе – “зимних друг ночей”, “вскормленный в неволе орел молодой – верный товарищ узника, а морской прибой звучит “как друга ропот заунывный”. “Прощайте, друзья!” – сказал умирающий Пушкин книгам в своем кабинете. Поэт мечтал о том, что его собственные строки – его друзья – в отдаленном будущем напомнят о нем, о Пушкине, “как верный друг, напомнит хоть единый звук”.

И вот уже более 200 лет напоминают его стихи о великом и мудром друге всех – Пушкине.

Первый наш поэт был образованнейшим человеком своего времени. Познания его в области истории, философии, политической экономии, литературы разных стран и веков не перестают удивлять нас и сегодня. Его произведения впитывают в себя всю эту информацию, выражая ее неназойливо, с большим чувством меры и изяществом.

Любое произведение поэта – это шедевр. Вот передо мной стихотворение “К морю” (1824 г). “Прощай, свободная стихия…” Свобода прежде всего привлекает поэта. В выражении “свободная стихия” понятие свободы еще усилено тем, что эпитет “свободная” отнесен к слову “стихия”, которое в себе самом уже несет содержание ничем не связанной, свободной силы.

Образ моря рисуется как образ какого-то живого богатыря, и не случайно эпитет “неодолимый” поставлен в мужском роде. Здесь и красота моря, и его мощь. Поэт любит и его “тишину в вечерний час и своенравные порывы”, говорит о “торжественной красе” моря. С любовью обещает помнить его

…скалы …заливы

И блеск, и тень, и говор волн.

Такое море – только у Пушкина. И разве это не вызывает восхищения?

В поэзии Пушкина множество картин природы, и все они восхитительны, все они прекрасны, все они волнуют душу.

Читайте также:
Предполагаемая судьба Евгения Онегина и Татьяны Лариной: сочинение

Волнует в поэзии Пушкина и его постоянная забота о том, что нужно жить так, чтобы потомкам было что вспомнить.

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Надо думать не только о себе, утверждает поэт, но и о других, об идущих на смену. Надо, как говорят, “оставить по себе хорошую память”. Эта мысль звучит в стихотворении “Вновь я посетил” (1835 г.).

Близки к этим мыслям и стихи из элегии “Брожу ли я вдоль улиц шумных”;

…Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудъ уж близок час. …

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть…

Автор подводит к мысли о необходимости доброй, действенной связи между поколениями, о том, чтобы жить для будущего, а не только для себя.

Прекрасен в поэзии Пушкина и образ поэта. Это мудрый гуманист, раздумывающий над ходом времени, понимающий закономерность совершающегося, любящий жизнь и людей, в самой печали пришедший к светлому взгляду на будущее. “Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”, – писал В. Г. Белинский.

Поэзия Пушкина – это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему.

Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам “неизъяснимы наслажденья”, воспитывает в нас “чувства добрые”, учит любить и понимать “гений чистой красоты”.

Стихи Пушкина – это и живопись, и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства. И каждый раз, возвращаясь к ним, находишь в них нечто новое.

Я полностью согласна с Владимиром Гоцуленко, который в книге “Тропа к Пушкину” говорил:

И пушкинским стихам звучать на свете белом,

Покуда в нас самих, как радостная весть,

Живут наперекор

Случающимся бедам надежда и любовь, достоинство и честь.

И если можно жить с оглядкою, иначе, заботясъ

лишь о том, чтоб дать душе покой, –

скажите, отчего украдкою мы плачем над пушкинской строкой,

Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В конце 20-х – 30-х годов XIX века А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава».

«Капитанская дочка» – итоговое произведение А.С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участником описываемых событий.

В романе «Капитанская дочка» проявилась типичная черта пушкинской прозы – ее аналитический характер. В этом произведении А.С. Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель, творчески осмысливающий и художественно воссоздающий историю своего народа, страны. Поэта интересует эпоха 18 века. В этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и все русское общество. А.С. Пушкин обращается к новому для себя жанру исторического романа, в котором частная судьба показывается через историю, а история – через частную судьбу.

В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов к каждой главе.

В основе сюжета повести «Капитанская дочка» судьбы обычных, «маленьких» людей, переплетенные с историей народа, страны. Автору интересен мир простого человека, его отношение к ценностям жизни, важнейшими из которых являются честь и достоинство.

Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — отражает главную мысль произведения, причем он характеризует не только главного героя Петрушу Гринева, но и других героев, их поступки: Швабрина, Маши Мироновой, капитана Миронова и его жены.

Пословица, взятая А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа – проблема чести, нравственного долга.

В.Г. Белинский видел в повести «Капитанская дочка» «изображение нравов русского общества в царствование Екатерины». Показывая в романе различные типы сознания: патриархального, дворянского, народного, индивидуалистического, А.С. Пушкин как бы ставил психологический эксперимент. Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.

Полностью эту пословицу вспоминает отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе. Он ставит честь превыше всего – выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию, в далекий гарнизон.

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, А.С. Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом к первой главе «Сержант гвардии»:

  • -Был бы гвардии он завтра ж капитан.
  • – Того не надобно; пусть в армии послужит.
  • – Изрядно сказано! пускай его потужит…
  • – Да кто его отец?

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичем и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза. Отец его – Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». И службу надо начинать с низов, чтобы узнать трудности армейские.

Эпиграфом ко II главе «Вожатый» является старинная песня:

Сторона ль моя, сторонушка,

Что, не сам ли я на тебя зашел,

Что, не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Из данного эпиграфа нетрудно догадаться, что в этой главе кто-то из героев попадёт в трудную ситуацию, во многом из-за необдуманных действий, «прыткости, бодрости» молодецкой. Действительно, Петр Гринёв, не послушав ямщика, который указывал на предвещавшуюся бурю, попал в незнакомое ему место, как и говорится в эпиграфе.

Эпиграф к третьей главе «Крепость» взят из солдатской песни:

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял строки из солдатской песни, описывающие обычные занятия людей, живущих в крепости.

Эпиграф к четвертой главе «Поединок» взят у Княжнина: «Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!». Он не несет скрытого смысла. В этой главе рассказывается о дуэли между Швабриным и Гринёвым.

В пятой главе «Любовь» речь идет об обыкновенной русской девушке Маше, которая надеется встретить свою любовь. Через эпиграф автор обращается к девушке. В качестве эпиграфа служат строчки из народной песни:

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, воспомянешь.

Внимание молодой девушки привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

Автор как будто Маше советует не спешить выходить замуж, а подумать самой и спросить у родных. Но если смотреть на эти строки, то, скорее всего, они обращены к Гринёву, а не к Маше, ведь именно ему отец не дал благословения на женитьбу, сославшись на его молодость и неопытность. Второй эпиграф даёт понять читателю, что расставание героев, действительно, произошло.

Шестая глава «Пугачевщина» рассказывает о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» – войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

В этой главе в Белогорскую крепость приходит известие о начале пугачёвского восстания. Основные действия в главе связаны с профессиональной деятельностью Иваном Кузьмича и его соратников, опытных служивых. Молодые офицеры столкнулись с реальной опасностью, с настоящими военными проблемами.

В седьмой главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» – взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

Эпиграф к этой главе – народная песня:

Голова моя, головушка,

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Читайте также:
Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Ещё петельку шелковую.

Смысл эпиграфа к этой главе заключен в том, что служба, которую несли Иван Кузьмич, Гринёв и другие, не принесла им ни богатства, ни славы, а привела их лишь к виселице. Эта глава является одной из ключевых, так как в ней описано взятие крепости Пугачёвым и поведение каждого в этой ситуации. Кто-то, перешагнув через свои моральные принципы, мог присягнуть самозванцу, а кто-то, оставшись верным истинному государю, попадёт на виселицу.

В восьмой главе «Незваный гость» Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. Эпиграф к этой главе: «Незваный гость хуже татарина». На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубровушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль:

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

В этой главе предстоит «грустное» расставание двух влюбленных. Петр Гринёв покидает Белогорскую крепость и прощается с больной Марьей Ивановной. Однако и это, испытание разлукой, они достойно проходят.

В строках эпиграфа к десятой главе «Осада города» звучат слова Хераскова:

Заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Гринев прибыл в Оренбург, началась осада этого города Пугачёвым. Он точно так, как в песне, окружил город. В этой главе Петр Гринев становится перед выбором: долг офицера или долг чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.

В эпиграфе к одиннадцатой главе «Мятежная слобода» звучат слова А. Сумарокова:

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» –

Спросил он ласково.

А.С. Пушкин сравнивает Пугачёва со львом. Но в «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Именно в этой главе Гринёв пришёл к Пугачёву просить разрешения выехать в Белогорскую крепость. Петр знал, что это опасно, но предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Эпиграф к двенадцатой главе «Сирота»:

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей, у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить-то её некому.

Он исполнен грусти и переживания за девушку-сироту.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, у нее «ни отца нет, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве. Эпиграф к этой главе: Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

– Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить изволите мне прежде.

знакомит читателей с заключением этой главы, когда Зурин, приятель Гринёва, вынужден арестовать его, так как правительство, разузнав о «дружеских путешествиях» с Пугачёвым, прислало приказ об аресте.

Эпиграф к четырнадцатой главе «Суд»: «Мирская молва – Морская волна».

Эта пословица в качестве эпиграфа выбрана Пушкиным, потому что именно из-за людской молвы Гринёв был отдан под суд. Но пословица также гласит, что эта молва неверна и шатка и проходит, как волна. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше. Она отправляется в Петербург, именно Маша сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.

Таким образом, целая система эпиграфов использована А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка». Эпиграфы отражают авторскую точку зрения. Каждый эпиграф является лаконичным «конспектом» содержания главы, указывает на ее эмоциональные особенности. Эпиграф подчеркивает основную мысль произведения и придает ему своеобразное освещение.

Вся история пугачёвского восстания разделяет людей на две группы: первая – дворяне, а вторая – простой народ. Пушкин тоже смог это сделать в своём произведении при помощи эпиграфов. Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Они отражают истинно народный взгляд автора на события.

Читайте также:
Пушкин и русская литература – художественный анализ: сочинение

Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочке», понимаешь, что они — разгадка, ключ к пониманию авторской позиции по отношению к героям, ключ к нашему пониманию Пушкина — писателя и гражданина.

Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Смысл эпиграфа в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» очень глубокий. Фактически в нем содержится главная идея произведения. Вообще Пушкин очень любил давать читателю намеки на истинный смысл написанного. Поэтому не удивительно, что в повести «Капитанская дочка» он использует не один эпиграф, и не два. Пушкин зашифровал буквально каждую главу в маленьких строчках эпиграфа так, что читатель мог открыть для себя ее значение еще до прочтения и, естественно, в конце сделать правильный вывод.

Несмотря на обилие эпиграфов, совсем не сложно выбрать среди них тот, который лучше всех раскрывает главную идею повести. Александр Сергеевич поместил его в начале самого произведения. Он звучит так: «Береги честь смолоду». О чем он говорит и как может помочь понять всецело повесть?

Эти слова-напутствия произносит помещик Андрей Петрович Гринёв, провожая сына на службу. Для него слово «честь» всегда имело огромное значение. Впервые отрывая от себя сына Петра, Гринёв-старший напоминает ему главное, что пытался вложить в него все это время. Если человек потеряет честь, то ее уже никак нельзя вернуть. Пятно бесчестия будет следовать за ним по пятам. Поступки, которые уже совершились, также нельзя исправить, как и вернуть брошенное слово. Отец просит его служить честно, подчиняться старшим по званию, быть твердым и последовательным, никогда не метаться с одной стороны на другую. Далее Пушкин показывает, как Пётр исполнил эту отцовскую заповедь, выраженную народной мудростью.

Пётр Гринёв – славный малый, но его нельзя назвать идеальным. Еще с детства в нем воспитывали лучшие человеческие качества, но умом он не блистал. Сначала крепостной Савельич научил его грамоте, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, за его воспитание принялся французский солдат, бывший парикмахер, Бопре. Только к семнадцати годам он ничему так и не научил Гринёва-младшего из-за своего пристрастия к алкоголю и женщинам. В итоге отец решил, что сыну пора на службу. Зная, что его еще с рождения записали в Семеновский полк, Пётр мечтал о том, каким же прекрасным он будет офицером, о свободе и об удовольствиях петербургской жизни.

Но видимо отец именно этого и боялся, поэтому решил преподать сыну урок настоящей жизни и послал его в оренбургскую армию. Вместе с Петром отправляется и верный крепостной Савельич. Сначала поступки Петра выглядят слишком ребяческими и неосторожными. В первый же день он проигрывает в бильярд круглую сумму. Савельич не хочет давать ему такие деньги, пытаясь как-то уберечь барское имущество. Но Петр, видимо, хорошо запомнил слова отца и решил не разменивать честь и достоинство на монеты. Послушав ворчания старика, он отдал долг и извинился за безрассудство перед Савельичем, пообещав впредь не играть вовсе.

На самом деле это было мелкое событие в жизни юноши, но ведь все складывается из мелочей. Не даром говорят, что верен в малом, будет верен и в большом. Я считаю, Пётр правильно оценил ситуацию и среагировал на нее. Дальше мы видим его в более значимых жизненных ситуациях. Например, когда молодой человек бросает вызов на дуэль Швабрину за оскорбление любимой девушки. Хотя, по моему мнению, самым красноречивым эпизодом является тот, где Пётр отказывается присягать на верность Емельяну Пугачёву из-за того, что уже присягнул императрице. Для него это дело чести, он никогда не сможет позволить себе предать кого-то.

«Разбойник» Пугачёв, несмотря на стабильное «нет» от Петра, испытывает к нему симпатию. Ему также не чуждо слово «честь», поэтому он поддерживает юношу. Сам Пётр испытывает отвращение к людям, которые готовы валяться в ногах у того, кто держит на данный момент власть в своих руках. Ему кажется, что лучше уж умереть, чем опуститься до такого состояния.

Полным антиподом Гринёва-младшего является Швабрин. На первый взгляд это привлекательный молодой образованный человек. Он начитанный, высокоинтеллектуальный мужчина, чего не скажешь о Петре. Возможно, поэтому именно на него бросила свой взор капитанская дочка Маша Миронова. Но за этим обличием скрывался подлый и мелкий человек, для которого «честь» – пустое слово.

Читайте также:
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»: сочинение

Сама Маша не единожды пострадала от него. И только тогда она смогла разглядеть Швабрина. Он всячески злословил девушку, а позже и вообще держал ее в нечеловеческих условиях. Красноречивым также является тот факт, что он сразу же переметнулся на сторону Пугачева, как только тот возымел власть.

Швабрин – настоящий эгоист, он думает только о себе. Такие люди всегда пребывают там, где им удобно и комфортно, и неважно какую цену нужно заплатить за это, даже если речь идет об утерянной чести. Пётр же, стоя на суде, сделал все, чтобы выгородить Машу Миронову, и ни разу не упомянул ее имя, принимая всю вину на себя. Я думаю, что Пушкин отобразил русскую народную пословицу, которая является эпиграфом к повести «Капитанская дочка», в образе Петра Гринёва. Этот малый своими словами и действиями показал, что значит «беречь честь смолоду». Юноша ни разу не дал повода своему отцу для печали, даже наоборот: не один раз удостоился отцовской гордости.

Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка»

Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка».

Казалось бы, довольно банально: – «Капитанская дочка». Но… это произведение есть во многих школьных программах, и , пока ещё, никто не сбрасывал с «корабля современности». Хочу познакомить со своим видением работы над анализом этой повести.

Предлагаю поработать над анализом через выявление смысла и значения эпиграфа.

Домашнее задание к 1 уроку звучало так : по словарям вспомнить и точно определить, что такое эпиграф. В дальнейшем, знакомясь со страницами повести, ребята объясняют смысл и значение эпиграфа. А лишь на итоговом уроке мы приходим к выводам о смысле и значении эпиграфа ко всей повести.

Обращаясь к данной теме исследования, хочется разобраться, как литературоведы понимают термин «эпиграф». Что говорят словари? Например, в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона» можно прочитать следующее: «Эпиграф (греч. epigrajh – надпись) – цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Смотря по литературному и общественному настроению, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. В первой половине прошлого века ими охотно блистали, как выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле».

А в «Литературной энциклопедии» понимание данного термина такое: «Эпиграф — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п.

«Школьный поэтический словарь» даёт следующее понимание эпиграфа: «Эпиграф (греч. epigrajh – надпись)

1) В античное время надпись на памятнике, на здании.

2) В общеевропейской литературе под эпиграфом разумеется изречение или цитата, поставленная перед текстом целого литературного произведения или отдельных глав его. В эпиграфе создаётся основная мысль, развиваемая автором в повествовании». Таким образом, мы видим, что эпиграф относится к числу необязательных элементов композиции литературного произведения. Благодаря этому эпиграф всегда несет важную смысловую нагрузку. Учитывая, что перед нами вид авторского выражения, выделяется два варианта его употребления в зависимости от того, присутствует ли в произведении непосредственное высказывание автора. В одном случае эпиграф является составной частью структуры художественной речи, дающейся от имени автора.

В другом — единственным элементом, не считая заглавия, явно выражающим авторский взгляд».

часто использовал в своём творчестве эпиграфы. Мы встречаемся с ними в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке», «Полтаве», «Каменном госте», «Повестях Белкина», «Пиковой даме», «Арапе Петра Великого», «Дубровском», некоторых лирических произведениях, «Египетских ночах», «Бахчисарайском фонтане». По поводу последнего однажды заметил: «Так и Бахчисарайский Фонтан в рукописи назван был «Харемом», но меланхолический эпиграф (который, конечно, лучше всей поэмы) соблазнил меня». Приведенный список произведений подчеркивает не случайность употребления автором эпиграфов. Ясно, что эпиграфы в них определенным образом формируют смысл этих произведений. Каков механизм этой работы? В каких связях с текстом оказывается каждый эпиграф? Чему он служит? Ответы на эти вопросы прояснят роль пушкинских эпиграфов. Без этого нельзя рассчитывать на серьезное понимание его творчества.

Читайте также:
Дубровский-старший и Троекуров: сочинение

Литературоведы всегда внимательно относятся к эпиграфу, который использует автор в своём произведении. Попробуем разобраться, какова роль и значение этого литературного приёма в прозе . «Капитанская дочка», одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина, неоднократно была предметом исследовательского внимания. Это однако не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе. Более того, многие вопросы всё ещё продолжают оставаться спорными. На наш взгляд, эпиграфы в данной повести представляют интерес для исследования. Перед нами, как полагают многие пушкинисты, и мы вслед за ними, целая система эпиграфов. Перейдём к непосредственному анализу эпиграфов перед главами повести.

Они предпосланы каждой главе и всему сочинению. Некоторые главы имеют несколько эпиграфов. Работая над анализом романа, мы составляем такую таблицу:

Сочинение: Смысл эпиграфа в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

«Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»

В эпиграф своей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания. Так случилось и с Петром Гриневым, главным героем повести. Обстоятельства сложились так, что перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы. В эпиграфе автор как бы ставит вопрос, а сможет ли главный герой сохранить свою честь? К счастью, случилось именно так. Петр Гринев — молодой сын помещика — проходит службу в армии. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни. Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев — добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику; любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину; любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились предводителю восстания и расположили Гринева к нему. Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца. Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти девушку. Он пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий Швабрин вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия. Чувство долга, искренность, преданность — из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. Образ Гринева в повести дан в развитии. Каждое событие дает ему проявлять себя с разных сторон, укрепляет его характер. Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь — по большому счету, взращивание плодов юности. Гринев, по моему мнению, вступает в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.

Читайте также:
ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ: сочинение

А.С.Пушкин Капитанская Дочка. Объясни смысл эпиграфа к повести в целом и к каждой главе в…

Характер эпиграфов к «Капитанской дочке» весьма знаменателен. Пушкин любил снабжать свои повести и романы эпиграфами, но ни в одном из его прежних произведений нет эпиграфа, взятого из фольклора. Все эпиграфы заимствованы в основном из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню. Очень много эпиграфов приводится на иностранных языках, в основном на французском. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, т. е. большая часть, заимствованы из народного творчества. Это не только окружает повесть Пушкина особой атмосферой народности, но и вполне соответствует ее содержанию. Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова. Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер. Большинство эпиграфов помогают раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». При помощи эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве. Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет. Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию. Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»

1. Жанр произведения. 2. История создания. 3. Замысел и основной сюжет. 4. Судьбы героев и смысл эпиграфа. 5. Значение произведения для современного читателя. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — произведение оригинальное и спорное. Это и историческая повесть, задуманная еще в 1833 году, и семейная хроника рода Гриневых, и захватывающая история любви двух молодых сердец. Произведение можно причислить также к жанру романа-притчи, так как судьбы главных героев являются прямым подтверждением народной мудрости, вынесенной в эпиграф. Также это роман-воспитание или роман-становление характеров, один из первых в российской литературе, в котором психологически точно и весьма обоснованно описывается изменение характера главного героя под напором жизненных обстоятельств. Повесть «Капитанская дочка» не даром называют исторической хроникой. В ней представлены не просто исторически значимые лица, но и само действие имеет документальную основу — приказы, выписки, письма, которые с такой тщательностью Пушкин разыскивал в архивах. Описываемые события происходят на протяжении нескольких лет — с 1772 по 1775 год. Ведется рассказ от имени Петра Гринева, потомственного дворянина, искренне преданного императрице Екатерине II и родине, убежденного в необходимости самодержавия. Воспоминания Гринева (а повесть представляет собой мемуары или воспоминания главного героя) связаны с одним их страшнейших событий российской истории — восстанием Е. И. Пугачева. Это яркая и сложная историческая личность — в центре романа, к нему стремятся все основные сюжетные линии, с ним взаимодействуют практически все герои произведения, только мало кому из них удается уйти живым после встречи с ним. Гринев не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. Становление характера, признаться, довольно стойкого и прямолинейного, молодого дворянина связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно попадает в ситуации сложного нравственного выбора, абсолютно правильного, несмотря на жалкий жизненный опыт. Он заключался только во фразе, сказанной сыну на прощание и вынесенной автором в эпиграф: «береги честь смолоду».

Читайте также:
ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: сочинение

Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью. Молодой, неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство во имя спасения собственной жизни в отличие от некоторых, не столь чистых духовно, как он, героев. Но, увидев «русский бунт», «бессмысленный и беспощадный», Гринев серьезно задумался о судьбе русского дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к «черному люду», умения принять этот люд если не как равный, то не лишенный самобытности и человеческого достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса, способно только мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа монархии и самодержавия. Символичен и сон Гринева, в котором «страшный мужик, весело поглядывая, приглашает его под свое благословение». Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге. Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина или остаться в Оренбурге и выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают, и никто не сможет придти ей на помощь. Отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную» стал решающим. Гринев-человек победил Гринева-солдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева. Судьбы героев во многом трагичны, однако финал романа — счастливое воссоединение Маши и Петра — светел и радостен. Пугачева, как это известно из курса истории, поймали и казнили. Большое значение в развязке романа имеет образ Екатерины II, которая пришла на помощь влюбленным, снизошла до «предателя» и пожалела «сиротку». Только благодаря ей и безрассудной смелости Маши, приходившей к императрице во имя спасения своей любви, эта история имеет счастливый финал. Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной Петра. «Береги честь смолоду, а платье снову» — так говорит народная пословица. Что же хотел сказать автор, вынесший народную мудрость в заглавие своей повести? То что единожды запятнав свою совесть, более не отмоешься. То что следует слушать голос сердца, но полагаться на собственную мудрость холодный ум. То, что каждый человек в состоянии выбрать между честью и долгом и либо сохранить, либо запятнать навеки честь — лучший «наряд» для любого. Так соблюдал ли Гринев совет отца? Запятнал он свое имя или нет? Конечно, нет, ведь обвинения в предательстве оказались мнимыми. Знакомство с Пугачевым имело подсобой вполне обыденное человеческое желание обогреть ближнего своего, делящего с тобой дорогу и помогающего тебе в непогоду. Да и не мог Гринев сделать другой выбор, зная, что несчастная, безвинная жертва в руках предателя, и нет спасения, никто не поможет ей. Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым — человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. Подлые и низкие поступки делают любого человека законченным негодяем. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.

Как смысл эпиграфа к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Читайте также:
Творческое восприятие мира в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Как смысл эпиграфа в романе А. Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбой героев произведения?

В романе А.С. Пушкинская «Капитанская дочка» семнадцать эпиграфов, один из них относится ко всей работе, а остальные отсылаются по главам. Главный эпиграф «Береги свою молодость» – русская пословица, отражающая идею о том, что честь – это высшая ценность жизни.

Как и отец главного героя, и он приказал своему сыну «верно служить» и сохранить свое доброе имя.

Смысл основного эпиграфа выполняет множество функций. Показывает общность взглядов на жизнь автора и рассказчика, обозначает основную идею произведения – при любых обстоятельствах остается верным долгу и чести. Это также коррелирует с судьбами героев произведения, награждая тех, кто сохранил свое достоинство, и наказывая предателей.

Не случайно А.С. Пушкин использует антитезу для этой корреляции. Он противопоставляет положительных героев (Петр Гринев, семья Мироновых, Савелич) отрицательным (Алексей Швабрин). Используя эту технику, автор хочет показать читателям ценность несения служебного долга, акцентируя внимание на том, что судьба героев напрямую зависит от их действий.

Итак, главный герой произведения, Петр Гринев, вспомнил приказ отца («Снова позаботься о платье и чести – с юности») и не отступил от него даже в самых сложных ситуациях. Именно благодаря его чести он вернул долг Цюрину, а также передал «заяц из овчины с плеча» бомжу, который помог привести Петрушу и Савелича в бурю. Также персонаж не оставил свою любимую Машу, которую Швабрин голодал и заставил выйти за него замуж, но спас девушку, руководствуясь приказом отца.

Другими вкусностями, которые ценили честь, была семья Мироновых. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна до последнего защищали крепость («Умереть, умри»), потому что это был их священный долг. А их дочь Маша, которая была в плену у Алексея Швабрина, хотя он и относился к ней «очень жестоко», считалась единственно верным способом сохранить честь. («Но мне было бы легче умереть, чем стать женой такого человека, как Алексей Иванович»).

Другим персонажем, оставшимся верным долгу, был Савелич – слуга Петра Гринева. Во время казни защитников крепости он не допустил «смерти барского ребенка», предложив предводителю восстания «повесить мне даже старика». И это неслучайно, потому что он был обязан защищать Петрушу. В образе Савелича автор показал верного и преданного слугу, который мог бы отдать свою жизнь за своего «хозяина».

Героем, который смог предать свои принципы и полностью забыть о чести, была антитеза Петра Гринева – Алексей Швабрин. На его счету много нечестных поступков. Во-первых, он оклеветал Машу Миронову, назвав ее «полным дураком», а также жестоко с ней обращался, голодал и держал его взаперти. Во-вторых, офицер перешел на сторону мятежников, не учитывая присягу и долг. Все эти действия были строго наказаны: Швабрин был арестован за измену. Таким образом, с помощью негативного характера автор показал, что невозможно изменить долг и честь при любых обстоятельствах.

Таким образом, значение эпиграфа романа «Береги честь молодых» напрямую связано с судьбой героев: честные и благородные герои преодолевают трудности, а предатель наказывается по заслугам.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: