Чувства добрые в поэзии А. С. Пушкина: сочинение

«Чувства добрые» в поэзии А.С.Пушкина

Пушкин служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается каждому в детстве и остается с нами до смерти. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Пушкиным — с его стихами и поэмами, повестями и романами, трагедиями и сказками. Только великое и вечное может преодолеть многотрудные перевалы времени, волновать сердца людей другой эпохи. Это — великое и вечное — заключает в себе гений Пушкина.
Еще не умея читать, еще не вникая в смысл, — но уже с восторгом, то радостным, то грустным, — кто не слушал зачарованно:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Всего несколько слов, а какая картина: какое темное, мрачное небо, как грозно свистит ветер! Говорится про что-то страшное, а стихи полны красоты. Слова звучат как музыка!
Кто не помнит злую царицу-мачеху, или скромную, добрую царевну, или смешного бесенка, обманутого ловким Балдой. Все это встает перед глазами как живое и не забывается никогда.
В юности мы начинаем открывать в каждом слове Пушкина дали и глубины, существование которых уже предчувствовали.
Нам близки и дороги страстный патриотизм, чувство национальной гордости, одухотворяющие пушкинские произведения. Их источник — трепетное ощущение родимой земли, глубинное проникновение в народную жизнь. Его муза обрела силу и красоту под ветрами событий Отечественной войны 1812 года — достославных событий в истории России.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!

Углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название “Воспоминания в Царском Селе”. Там есть удивительные своей простотой слова: “Края Москвы, края родные. ” И уже не надо ничего другого!

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?

Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Поэт был настоящим живописцем природы. Он восхищался ее пышностью и красотой. Глубоко русский человек, Пушкин сумел подметить в скромных родных пейзажах именно то, что составляет тайну неизъяснимого очарования.
Болдинская осень наглядно показывает, какой огромный мир чувств и творческих воображений нес в себе Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Пылко, страстно, по велению своей благородной, чистой натуры воспринял поэт идеи политической свободы. Эти идеи дороги Пушкину:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Отдавая дань классицизму, он пишет оду “Вольность” и посвящает ее свободе:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив “с плеч долой обузу” классицизма, Пушкин формирует свое политическое кредо.

. Я не рожден царей забавить
Стыдливой лирою своей.

И зазвучат стихи, направленные против сильных мира сего. Близкий друг декабристов, Пушкин служение отчизне понимал как служение свободе. Никогда не перестанут быть свежими и первозданными, как бы написанными только сегодня строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Пушкин умел любить достойных, близких по духу людей. Он был верен прочной, неподдельной дружбе и посвятил ей немало взволнованных строк. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: “Мой первый друг, мой друг бесценный. ”
Мне кажется, я вижу горящие глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.

Но жизнь многогранна. И не последнее место занимают в жизни человека добрые чувства любви, нежности, верности. Какими ласковыми, какими прекрасными словами Пушкин обращается к няне:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Жаль, очень жаль, что в нашей обыденной жизни мы редко находим эти добрые слова для наших близких.
А им бы ничего другого и не надо от нас!
Пушкин, художник по натуре, был поклонником всего прекрасного. Красота трогала, восхищала, захватывала его и вызывала чувство благоговейного преклонения:

Читайте также:
Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.

Любовь для поэта — глубокое, сложное чувство, где переплетаются и восторг и страдание. Она охватывает душу незабываемо прекрасными воспоминаниями, полными и сердечного умиления, и печали:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Пушкин часто размышлял над смыслом жизни. Он писал:

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный.

Но его согревало сознание того, что жизнь свою он посвятил служению народу. Поэт был уверен, что народ будет его помнить и любить:

Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.

За долгие годы, прошедшие со дня гибели Пушкина, многое в мире до неузнаваемости изменилось. Иной стала родина поэта, новые люди со своими радостями и печалями живут на ее просторах. Но имя Пушкина не только не потеряло своего обаяния и лучезарности, а стало еще ближе и роднее.

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина сочинение

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Тема добра, красоты человеческой души звучала во все вре­мена в сочинениях всех поэтов. В творческом наследии А. С. Пушкина она не стала исключением — в своих стихах поэт учит восхищаться окружающим миром, радоваться жизни, наслаждаться чувствами, преодолевать неудачи. Он сочувствует всем, кто нуждается в милосердии, отзывается всеми струнами души на высокое и доброе и в этом видит свое призвание, даже если нести людям истину и добро не так-то просто. Одним из главных, непременных условий поэтического творчества счита­ет Пушкин свободу. Причем речь идет о свободе в самых разных значениях этого понятия — от свободы в плане общественном и политическом до свободы личности и творчества поэта. Конеч­но, здесь не могли не сказаться общественный подъем начала 1820-х годов, близкие дружеские отношения поэта с будущими декабристами, пора молодого энтузиазма и веры в будущее. Для поэта важна свобода гражданская, политическая, отмена рабст­ва в России:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Но особенность пушкинской лирики такова, что в ней сти­рается грань между интимной и гражданской лирикой, что сво­бода личная важнее для поэта, не приемлющего деспотизма и произвола. В знаменитом обращении «К Чаадаеву» (1818 г.) поэт говорит о своей гражданской позиции, избрав для этого жанр дружеского послания. С нетерпением призывает поэт действовать на благо Отчизны, причем жажда свободы сравни­вается им с предвкушением любовного свидания. Такое глубо­кое личное восприятие свободы делает стихотворение особым, незабываемым, выражающим глубокую веру автора в будущее России:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Ощущение молодого задора пройдет с годами, но свобода личности будет непреходящей нравственной ценностью и не­пременным условием творчества на протяжении всей жизни поэта:

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…

(«Из Пиндемонти». 1836 г.)

Еще одна непреходящая ценность для поэта — чувство друж­бы, священное лицейское братство, которому посвящены многие строки Пушкина. Иван Пущин — «мой первый друг, мой друг бесценный», Кюхельбекер, Дельвиг, Горчаков — неизменные ад­ресаты дружеской лирики. Интересно сравнить стихи, написан­ные в лицейскую годовщину — 19 октября — 1825 и 1836 годов. Первое написано в пору михайловского одиночества и, несмотря на горечь разлуки, исполнено трепетной веры в духовное братст­во лицеистов:

Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,

Читайте также:
Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

И как полно грусти стихотворение позднее, когда Лицей празднует двадцать пятую годовщину со дня открытия:

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Но поэт понимает и принимает неизбежность такого изменения:

Не сетуйте: таков судьбы закон…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836 г.)

Он гордится теми грозными событиями, свидетелем которых стал, и ролью в этих событиях России, русских людей, своих со­временников.

И конечно же, огромная часть поэтического наследия Пуш­кина — это лирика, посвященная любви, возвышенному, свет­лому чувству, делающему жизнь человека лучше и прекрасней. Пушкин был человеком очень эмоциональным, влюбчивым, у его интимной лирики множество адресатов. Но кому бы ни были посвящены эти строки, в них чувствуется живая душа поэта, бьется его трепетное сердце. Хрестоматийные строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» (1825 г.), посвя­щенного А. П. Керн, показывают, что значила любовь в жизни поэта:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Любовь — жизнь. Нет любви — и жизнь превращается в унылое, скучное прозябание, изменить которое может толь­ко новая встреча с любимой. Только тогда «душе настало про- бужденье»:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь изменчива и преходяща, но сердце человека пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно прекрасным. Только Пушкин мог так написать:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

И сердце поэта не знает одиночества:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

(«На холмах Грузии…», 1829 г.)

Благородства и великодушия исполнены строчки, посвящен­ные расставанию с любимой женщиной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

(«Я вас любил…», 1829 г.)

И какой благодарностью звучат слова поэта, обращенные к его Мадонне, его жене и спутнице жизни:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Свобода, творчество, добро и красота, дружба и любовь — вот нравственные ценности поэта, которым он оставался верен на протяжении всей жизни и которым он посвятил свои стихи. Как свою высочайшую заслугу видит Пушкин следование этим заве­там в своем творчестве:

Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе.
Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя – «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.
Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ».
Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. »
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

Читайте также:
Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев: сочинение

Тема “маленького человека” в “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя

Исследование роли литературных героев, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. Изучение влияния правильного отображения его образа для успешности произведения. Рассмотрение развития образа маленького человека в “Станционном смотрителе”.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.05.2016
Размер файла 16,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 1

Городского округа город Михайловка Волгоградской области

Проект по литературе

Тема “маленького человека” в “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя.

Выполнила: ученица 8А класса

Проверила: Попова Наталья

Васильевна, учитель русского

языка и литературы

Волгоградская область, г. Михайловка, 2016 г.

1. «Станционный смотритель» А.С. Пушкина

2. «Шинель» Н.В. Гоголя

литературный социальный произведение

Тема “маленького человека” — это “сквозная тема” русской литературы. Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев, занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. Тему «маленького человека» поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что её задача – отражать жизнь простого человека со всеми переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берёт на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по – своему. С темой «маленького человека» в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на окружающую его действительность. Вообще же образ «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это человек, не имеющий служебного чина, и ввиду этого ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим.

Читайте также:
Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

1. «Станционный смотритель» А.С. Пушкина

Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя – «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Долгие годы службы развили в нем терпение и наблюдательность, а неприятности и страдания не смогли вытеснить из его сердца доброту и доверие к людям. Жена у него умерла, и всю свою любовь Самсон отдавал подрастающей красавице дочери, с нею же связывал и свое счастье. На Дуне не только «дом держался», но она также умела успокоить сердитых и раздражительных постояльцев. По воле судьбы случается так, что проезжающий через станцию гусар Минский влюбляется в девушку и обманом увозит ее из отцовского дома. От горя и сознания собственной беспомощности Вырин тяжело заболевает, а выздоровев, решает пешком отправиться за своей дочерью в Петербург. Разыскав похитителя Дуни, отец просит его вернуть Дуню, но Минский пытается убедить старика, что он девушку не обидит и сделает ее счастливой, и, дав денег, выпроваживает Вырина на улицу. Имея все основания не верить Минскому, смотритель предпринял еще одну неудачную попытку увидеть Дуню, после чего «подумал, махнул рукой и решился отступиться». Так он вернулся домой, к службе. Горький жизненный опыт говорит ему о плачевном будущем Дуни: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжающий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе и бархате, а завтра поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Потеряв дочь, смотритель утратил и смысл своей жизни. Кто же виноват в его смерти? Конечно, общество, система, при которой человек остается одиноким среди других людей, ощущая на себе весь гнет их равнодушия и свою беззащитность перед ними. Несомненно, виноват Минский, решивший, что от отцовских чувств можно просто-напросто откупиться. Нельзя снимать ответственности за смерть отца и с Дуни, потому что судьба ее на самом деле сложилась счастливо, девушка вышла замуж по любви за обеспеченного человека, родила детей — что же мешало ей если не приехать, так хотя бы послать отцу весточку о себе? Наверно, так случилось лишь потому, что у Дуни не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она принуждена была порвать с отцом все связи. Стена классовых предрассудков разлучила ее с ним навсегда. «Зачем тебе ее? – говорит смотрителю Минский.- Она отвыкла от прежнего своего состояния».

Читайте также:
Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”: сочинение

2. «Шинель» Н.В. Гоголя

В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего. Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь. Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

Представление о “маленьком человеке” менялось на протяжении всего 19 – начала 20 веков. Каждый писатель имел свои взгляды на данного героя. А.С. Пушкин был одним из первых, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» – удел естественный и неизбежный. «Маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни. Вопрос о поведении «Маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина поставлен остро и драматично. Смирение, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

Читайте также:
Идеал свободного и независимого образа в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер. Гоголь продолжил развитие этой темы, но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. У Гоголя «маленький человек» такой же униженный и оскорбленный, как и у Пушкина. Но он уже пытается противостоять «сильным мира сего». У Пушкина образ «маленького человека» глубоко реалистичен. У Гоголя наряду с реализмом появляется жесткая сатира с нотами сарказма.

«Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)»

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой — одной из основных в русской классической литературе.

Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается . В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.

Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель…».

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»

Читайте также:
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина Дубровский): сочинение

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

Повесть «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.

Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.

Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь — на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

Образ маленького человека в произведениях Пушкина и Гоголя (Станционный смотритель и Шинель): сочинение

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе.

Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя – «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.

Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ».

Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Читайте также:
Смысл названия повести А. С. Пушкина Капитанская дочка: сочинение

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. »

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.

Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.

Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.

Читайте также:
Противоречивость характера и трагизм судьбы главного героя романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

Маленький человек в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

Дорогие ученики, предлагаем вам в помощь при написании сочинения наше видение маленького человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Тема маленького человека – очень популярная в классической русской литературе. Она не остается без внимания таких классиков, как Пушкин и Гоголь. Интересно, что они очень хорошо относились друг к другу. Гоголь считал Пушкина светилом русской литературы. Пушкин в свою очередь воспринимал Гоголя как интересного человека и хорошо отзывался о его «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Главными героями гоголевских произведений очень часто становились не богатые люди с высшего общества, а простые люди со сложными судьбами. Ставя в центр повествования маленького человека, он пытался обратить внимание на тяжесть их бытия. Критики часто обвиняли писателя в том, что его персонажи никому не интересные. Все они нищие, бедные и имеют много пороков. Но Гоголь упорствовал и стоял на своем. Он считал, что судьба таких людей не менее интересна.

Образ маленького человека очень глубоко раскрывается в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Главным героем этого произведения является Евгений. Это простой чиновник, который живет в Петербурге и мечтает о прекрасном будущем со своей возлюбленной Парашей. Но в один момент река Нева выходит со своих берегов, затапливает город и его мечты рушатся. Дом его возлюбленной оказывается охвачен водой, и девушка погибает. Для самого Евгения это становится большой трагедией. Отчаявшись, он сходит с ума и вскоре умирает.

Почти во всех произведениях Гоголя присутствует образ маленького человека. Но особое внимание уделяется ему в «Петербургских повестях». Ему понравилась идея Пушкина: показывать жизнь маленьких людей в большом городе. Именно поэтому центром событий становится большой и яркий город Петербург. О петербургской жизни Николай Гоголь знает почти все. Материалом для повестей стала его собственная жизнь. Он часто вспоминал, как попал в Петербург еще девятнадцатилетним юнцом. Тогда ему пришлось работать здесь обычным чиновником. Хотя ехал он туда, как и все провинциалы, с большими надеждами на тихий и мирный приют огромного, красивого и яркого города. Но Петербург встретил его не с распростертыми объятиями и не поздравил с новой городской жизнью, засветив ярко огни. Он буквально выталкивал его из себя. На фоне всех прекрасных дворцов и больших домов Гоголь смог рассмотреть крошечные дома, где жили те же люди, вот только с другими характерами, амбициями и судьбами. В произведениях Гоголя маленький человек всегда в конце умирал. Он считал, что это единственно возможный и логический конец повествования.

У Пушкина так же, как и в Гоголя, маленький человек существовал одновременно в двух мирах. Один из них был выдуман и назывался «мечтой», другой был реальностью. Так Евгений из поэмы «Медный всадник» был мечтателем. Пушкин несколько раз подчеркивает то, что он часто мечтал о спокойном и счастливом будущем. Но как только в его жизни произошла трагедия, мир мечты рухнул. Герой оказался к этому не готов: он остался ни с чем и сошел с ума. То же самое происходит и в повести Гоголя «Шинель», когда главный герой Акакий Акакиевич собирает по копейкам деньги на шинель, о которой мечтал всю свою сознательную жизнь. Он покупает ее, и его мечта становится реальностью, но ненадолго. Кто-то ворует эту ценную вещь прямо из-под носа у главного героя. Для Акакия Акакиевича это становится большой трагедией, он не выдерживает такого напряжения. Его мир мечты также утопает в реальности и растворяется. Коллеги по работе пытаются как-то помочь ему и собрать деньги на новую шинель, но возможности их ограничены. В конце концов, они собирают самую малость, этого не хватает, чтобы купить новую шинель или хотя бы вернуть покой главному герою. Таким образом, Акакий Акакиевич в конце повести по распределению Гоголя умирает. Но все же после смерти он пытается вернуть в этот город толику честности и справедливости. Акакий остается в городе и в виде привидения нападает на богатых и пытается забрать у них шинель.

Читайте также:
Читая Пушкина: сочинение

Также Гоголь унаследовал од Пушкина сочувствие к своим героям. Так, например, Пушкин в поэме «Медный всадник» сочувствует Евгению. Он несколько раз использует слово «бедный», описывая героя, и речь идет не о материальном положении. Автору жаль своего маленького человека, но он скудо, бедно говорит об этом. Гоголь также в повести «Шинель» использует слово «бедный» по отношению к Акакию Акакиевичу. Великие классики русской литературы оказываются единственными, кому приходит в голову пожалеть этих бедняг. Потому что и в пушкинских произведениях, и в гоголевских окружение героев не понимает их. Люди не испытывают сочувствия. Когда пушкинский Евгений сошел с ума от горя и скитался по улицам, некоторые сторонились его, а некоторые и вовсе насмехались над ним. То же самое видим и в гоголевской «Шинели». Там герой также остается один на один со своим горем. От этого им еще тяжелее. Писатели пытаются показать, что трагедия маленького человека не только в том, что он глубоко несчастлив среди петербургской роскоши. Также ему тяжело по той причине, что другие не оказывают ему помощь, не видят глубины его страданий.

В повестях Гоголя маленький человек обладает большой робостью. Он смирен и кроток. Герой, окруженный чужой роскошью, чувствует себя очень неуютно в большом городе. Он считает себя ниже других не только по статусу, но и по жизни. Гоголевский маленький человек чувствует превосходство других людей над ним. Это морально давит на него. В то же время, его герой прекрасно осведомлен обо всех политических государственных делах, но не считает, что имеет право на высказывание своего мнение по поводу этого. Однако вернемся к сюжету повести Гоголя «Шинель». Этот молчаливый и покорный Акакий Акакиевич перед смертью начинает говорить все, что он думает о так званых «высших людях», и проклинает их ругательными словами. Пушкинский Евгений ведет себя точно также. Окончательно обезумев, но поймав луч разумного просвета, он отправляется к памятнику Петру I. Евгений обвиняет его не только в гибели своей невесты, но и в том, что он построил этот город, несмотря на опасения наводнения. Образ маленького человека является ключевым в творчестве, как Пушкина, так и Гоголя. Свое начало он берет в произведениях Александра Сергеевича, но более обширным и интересным становится под воздействием пера Николая Васильевича Гоголя. Их «маленькие люди» имеют много общего, но они не идентичны. Между ними есть и незначительные отличия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: