Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Урок литературы в 9 классе по теме «Онегин и Ленский.Дуэль…»

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения — уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна — ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на именины Татьяны Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Дуэль Ленского с Онегиным (анализ эпизода романа «Евгений Онегин» А. Пушкина)

В первых же строках романа главный герой, Евге­ний Онегин, характеризуется как человек корыст­ный, заботящийся только о своем комфорте и благо­получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим­ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны­ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений… не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри­нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве­рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при­вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора­зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко­торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом­стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак­теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко­торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же­них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы­зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере­мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от­стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге­ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы­танное раздражение при виде многочисленных гос­тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва­ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно­гом…». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при­нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист… Конечно, быть должно презре­нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов…».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра­тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил… Евгений поражен смертью приятеля: Убит. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де­ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи…

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Убийца поневоле. Дуэль Онегина и Ленского

УБИЙЦА ПОНЕВОЛЕ. ДУЭЛЬ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чем причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли? Дуэль — это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, «в дуэлях классик и педант», и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует. Вместо этого он «встал без объяснений… Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется неявившимся. Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены. Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание. Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли — смертельном исходе. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый — потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй — чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции. Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит. Пушкин грустно иронизирует над этим в стихах, сгущая до предела элегические штампы: …Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре. Дата добавления: 11.07.2001

Читайте также:
Лирическое начало в поэзии Пушкина: сочинение

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Как раскрывается характер Онегина во время дуэли?

Перед дуэлью Онегин практически не испытывал никаких неудобств в сзязи с предстоящей дуэлью, (проспал всю ночь да еще и опоздал) которая могла окончиться смертью либо для него самого, либо для его друга, что в принципе для нравственной личности почти равнозначно. Хотя может показаться, что Онегин легко согласился на дуэль, как говорится, и бровью не повёл, это не так. Онегину пришлось все же сделать выбор: пойти на «мировую» с товарищем или же, струсив перед мнением того общества, которое так яро презирал, согласиться, во-первых, подвергнув из-за небольшой ссоры жизнь друга, а, во-вторых, таким образом изменить самому себе в отношении к свету. Именно в этом заключается трусость Онегина, а точнее, неспособность идти до конца в достижении поставленной цели. Поведение Онегина перед самой дуэлью также подтверждает это. Приехав без секунданта на дуэль, он еще имел возможность изменить своё решение и разрешить спор мирным путем. Но нет! Онегин поступает как упрямый юноша, пытаясь доказать что-то кому-то, сам не знает. Возможно, дело тут в Зарецком, перед которым Онегину было бы стыдно показать себя, как он считает «трусом» и не понимает, что трусость как раз в обратном. О Зарецком и обществе: Он зол, он сплетник, он речист

Читайте также:
Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

Конечно, быть должно презренье

Но шёпот, хохотня глупцов!

Автор объясняет поведение героя так:

И вот общественное мненье.

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пушкин неслучайно берет строчку из произведения Грибоедова «Горе от ума», проводя аналогию между двумя этими произведениями и, возможно, таким образом ставя Чацкого в пример Онегину.

Безразличие Онегина также ярко представлено в эпизоде. Если хладность ума Онегина является его достоинством, то хладность чувств, делают его личностью безнравственной, опустошенной, лишенной высоких моральных принципов. Ведь он стрелял первым, следовательно, у него еще был шанс избежать трагедии, выстрелев в воздух или просто отказавшись продолжать дуэль, поскольку Онегин, вероятно, осознавал к каким последствиям приведет эта дуэль. А он стреляет в друга. И хладнокровно убивает, при этом скорее всего не желая его смерти по-настоящему. Мнение Пушкина об этом схожее:

Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе Евгений Онегин (описание и анализ причин)

«Евгений Онегин» внес огромный вклад в литературу русского народа. Пушкин работал над романом около семи лет. Начало было положено в 1823 году. Произведение яркими красками приникает в сердце каждого читателя. Пушкин на славу потрудился над написание романа. На его страницах Александр Сергеевич рассуждает, ярко описывает красоту природы и детально рассказывает о всех происходящих эпизодах.

Одно из важнейших событий – дуэль Онегина и Ленского. Причина дуэли проста и прозаична: Евгений, поддавшись чувству обиды на Владимира, заигрывал с Ольгой. Кому понравится такое поведение, да еще в такие времена, когда честь имела огромное значение? Владимиру не оставалось ничего другого, кроме как вызвать Евгения на дуэль. Чувства мужчина были уязвлены глупым поступком друга, который не нес в себе злых намерений. Онегин сделал это ради забавы, желая вывести Ленского на ревность. Но он не думал, что глупость может обернуться такими серьёзными последствиями.

Почему Ленский так горячо воспринял поступок Онегина? Потому, что он романтик, поэт. В нем кипят чувства, и он ярко и близко к сердцу воспринимает окружающий мир. Простая шутка и забава друга толкает его на безрассудный поступок. Он был разгневан и расстроен. Это и приводит его к поступку, который создает угрозу его жизни. Возможно, не было между мужчинами настоящей дружбы, ведь можно было решить вопрос другим путем. Сам Пушкин делает акцент для читателя: «От нечего делать друзья». Эта фраза заставляет задуматься над происходящим.

Онегин поступил с другом эгоистично, его не волновали чувства другого человека. Обида застлала глаза, даже перед лицом друга. Но несмотря на это, он чувствует вину, прочитав письмо от Владимира, в котором написано о дуэли. Он осознает жестокость своего поступка. Долгие размышление наталкивает его на мысль о примирении. Зачем доводить ситуацию до плачевных последствий? Но он, как и все мужчины того времени, боится мнения общества, ведь он мужчина, он не должен ничего бояться, не должен запятнать свою честь. Выбирая между другом и обществом, он выбирает общество.

На дуэли Онегин в долю секунду убивает друга и не верит произошедшему. Душевные муки терзают его настолько, что он вынужден уехать из деревни, чтобы забыть произошедшее. Он погубил человека, друга, внутри которого кипела жизнь, таились мечты и желания. Это событие изменило жизнь всех героев романа.

2 вариант (Сочинение Дуэль Онегина и Ленского)

Александр Сергеевич Пушкин – поистине выдающаяся фигура в истории русской литературы. То ли оттого, что он с детства пристрастился к чтению, то ли по причине природного дара, великий поэт и прозаик создавал произведения, наилучшим образом отражающие образ мышления русского народа.

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» много лет является классикой мировой литературы и входит в ряды обязательных к прочтению книг. О том, что роман еще долгое время не утратит своей актуальности, спорить не приходится, ведь в нем раскрывается глубокая проблематика человеческих взаимоотношений.

Одним из ключевых и переломных моментов произведения, без сомнений, является дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского. Несмотря на нелепость причины поединка, исход дуэли стал роковым, необратимым.

Во время бала, испытывая скуку, Онегин решает пригласить на танец невесту Ленского – Ольгу и в показной манере увлекает ее льстительными нежностями. На щеках девушки вспыхивает румянец, и она еще пуще увлекается танцем. Ленский, не выдержав безжалостного высмеивания своих высоких чувств по отношению к возлюбленной, стремительно удаляется с бала. Позже Онегин, к тому времени осознав свою неправоту, получает вызов на дуэль от своего друга. Обратного пути нет – Ленский настроен решительно.

Дуэль происходит утром. Онегин, до последнего сомневающийся в реальности происходящего и убеждающий себя в том, что еще есть шанс разойтись полюбовно, стреляет первым. Выстрел, отнявший жизнь у юного романтика. Но страшный суд в этот момент вершился отнюдь не над погибшим Ленским, а над его убийцей – слабовольным и малодушным Онегиным. Он разбит и не до конца осознает всего ужаса происходящего.

Роль данного эпизода в произведении огромна: он дает нам осознать всю человеческую сущность Онегина, демонстрирует власть общества на его поступки. Циничный юнец боится показаться смешным, стать главным героем нелестных сплетен. На одной чаше весов его репутация, на другой – дружба с Ленским. Но нежелание прослыть трусом берет верх над естественными человеческими эмоциями. Ленский убит, а вместе с ним – убито все человеческое в Онегине. По факту, мертвы они оба.

Читайте также:
Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина Медный всадник: сочинение

Евгений Онегин, в последующих главах книги, пытается забыть о своем поступке, путешествуя по России, заполняя пустоту в сердце нежными чувствами к Татьяне, но не выходит у него затмить чувства вины и сожаления, которые лежат у него на сердце тяжким грузом всю оставшуюся жизнь.

Анализ эпизода 3

В романе «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина в центре внимания находятся два героя: сам Евгений Онегин и его друг Владимир Ленский. Дружеский союз данных героев напоминает сплочение двух противоположностей. Онегин выступает в качестве убеждённого скептика, не ждущего никаких приятных перемен в жизни и не ищущего любви. Ленский, напротив, представлен в качестве мечтателя, видящего во всех событиях высшее предназначение и не теряющего веру в счастье. Развитие взаимоотношений Ленского и Онегина показано настолько искусно, дружеский союз и последующее соперничество интригуют до самого конца романа.

Герои проходят различные испытания. Беседуя, они выражают личное мнение касаемо жизненных вопросов. Даже явная разница в возрасте и характерах не стала препятствием для становления дружбы Онегина и Ленского.

Влюбившись в Ольгу Ларину, Владимир показал себя в глазах Евгения в качестве расторопного и неопытного человека. Онегин, лучше разбираясь в противоположном поле, довольно сурово оценил Ольгу. Однако при этом Евгений обратил внимание, что старшая сестра Ольги – Татьяна – была более искренней, надёжной и интересной.

Благодаря своей открытости Ларина-старшая очаровала Онегина. А в это время увлечение Ленского своей пассией дошло до того, что по вине излишней увлечённости и хладнокровия Онегина Владимир вызвал друга на дуэль.

Во время званого вечера у сестёр Лариных заскучавший Евгений подшутил над высокими чувствами мечтательного друга. Помимо этого, ощущая волнение Татьяны из-за его присутствия и пытаясь разрядить напряжённую атмосферу, Онегин начал любезничать с Ольгой и приглашать её на танцы. Это рассердило Владимира, твёрдо убеждённого в том, что был любим. Таким образом, поведение Евгения стало последней каплей для друга, ставшего врагом, и наутро Онегин получил от Ленского записку, оказавшуюся вызовом на дуэль.

Эпизод поединка двух бывших друзей является самым грустным в романе. Особенно печален тот факт, что дуэль привиделась Татьяне во сне, однако героиня не смогла найти толкование своего сновидения, оказавшегося пророческим.

Евгений достойно и холодно принял вызов Владимира, понимая, что сыграл жестокую шутку над чувствами романтичного друга. Во избежание срыва назначенной дуэли герои не раскрывали подробности размолвки и в оговорённое время прибыли к мельнице.

Ленский и Онегин, приготовившись к дуэли, не желали нарушать светские порядки и не отказались от идеи поединка. Выстреливший первым Евгений сразил Владимира, о чём впоследствии пожалел: Онегин подбежал к бывшему другу и пытался окликнуть его, однако все усилия оказались тщетными: романтичный мечтатель, который мог бы обрести славу поэта, был уже мёртв.

На самом деле, конфликт двух героев мог быть решён мирным путём. Сама идея дуэли оказалась ошибкой, приведшей к гибели ни в чём неповинного человека. Однако, когда всё было оговорено, менять что-либо было поздно: отказ от дуэли приравнивался к поступку настоящего труса. Сама дуэль смогла определить многое в жизни героев произведения, в корне изменив жизнь не только Онегина, но и сестёр Лариных.

Также читают:

Картинка к сочинению Дуэль Онегина и Ленского

Популярные сегодня темы

Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время

Роман Э. Золя Жерминаль является революционным и считается одним из самых ярких произведений писателя. Находясь в центре событий, Э. Золя точно смог передать увиденное, подчеркнуть

Иванами, не помнящими своего родства, называют людей, которые забывают о своей родине, традициях своего народа. Таким людям не интересно прошлое родной страны. Докажем данное утверждение на примерах.

Для любого человека был то это ребенок или взрослый. Лучшая пора года – это лето. Все любят лето, ведь лето ассоциируется с теплыми деньками, солнышком, хорошими вечерами в кругу друзей

Собственно термин поколение может трактоваться различным образом, в зависимости от сферы применения. К примеру, поколение в генетике представляет собой совершенно иное

Материал по литературе по теме “История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова”

Описание разработки

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен. »

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. »

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг. ), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом. »

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.)отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг. ), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сочинение на тему: «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова».

История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы настоящих граждан этой страны. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи.

И им хотелось, чтобы основные вехи нашей истории были запечатлены не только в летописях и документах историков, но и воспеты в художественных произведениях.

Так, А. С. Пушкин в своей «Песне о вещем Олеге», поэтически рассказал о времени правления (882 – 912гг.) князя Олега в Киеве, о быте Древней Руси, о мудрости и смелости князя и его дружины в деле освобождения русских владений от кочевников и от засилия Византийской империи; о смерти князя, предсказанной ему волхвом.

А. С. Пушкин, как известно, был очень свободолюбив, поэтому строчками, вложенными в уста волхва –

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен.

Правдив и свободен их вещий язык.

И с волей небесною дружен.»

– он выразил и своё собственное отношение к преследующему его « могучему владыке» – Николаю I.

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»

В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного (1533 – 1584 гг.), в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева ( за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

Когда М. Ю. Лермонтов писал это произведение, «…в его памяти возникла та правда, которая стала для него жить в самую раннюю пору – в Тарханах, в старых тарханских песнях», – говорил известный лермонтовед С. А. Андреев – Кривич, долгое время изучавший в селе Тарханы фольклор. В. Г. Белинский резюмировал:

– «Песня про купца Калашникова»… представляет собою факт в кровном родстве духа поэта с народным духом.»

Царствование Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.) отражено А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», где ярко и выпукло изображены и образ царя Бориса – умного, дальновидного властителя, завоевавшего престол хитростью и энергией, и образ Самозванца. Этот пылкий юноша – Григорий – страстно рвётся из стен Чудова монастыря в большой мир, к власти, обнаруживая при этом смелость, ум, способности дипломата.

Но и для Бориса, и для Гришки дорога к власти лежит через насилие, через преступление. Народ, со свойственным ему нравственным сознанием, осуждает и того, и другого…

Ко временам правления Петра I (1682 – 1725 гг.), который был для А. С. Пушкина любимым историческим деятелем, поэт обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». В «Полтаве» описывается победа Петра I над шведами, вторгшимися в Россию в 1709 г., поэтически описан Полтавский бой, его напряжённые моменты, описан гордый и могучий облик Петра I, его отвага и великодушие к побеждённым.

«Медный всадник» воспевает град Петров – Петербург:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Этот город Петр I заложил на севере России, у берегов Балтийского моря, на топи болот, среди лесов, с тем, чтобы « в Европу прорубить окно», откуда « грозить мы будем шведу».

Петербург он делает столицей своего государства и строит его с размахом, прочно, на века. И сейчас Санкт – Петербург (Петербург, Петроград, Ленинград) является одним из красивейших городов мира.

Времена царствования Екатерины II (1762 – 1796 гг.), крестьянская война (1773 – 1775 гг.) под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва отражены А. С. Пушкиным в «Истории Пугачёва», в «Капитанской дочке». М. Ю. Лермонтов откликнулся на эти события романом «Вадим».

Читайте также:
Евгений: сочинение

Основной мыслью, которая звучит у обоих авторов, является то, что « люди, когда страдают, обыкновенно, покорны: но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок превращается в тигра; притеснённый делается притеснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. », как писал М. Ю. Лермонтов. Страшен русский бунт, страшен и бессмыслен.

Однако мысли, заложенные в этих произведениях, касались не только прошлого, но и настоящего, и будущего николаевской России.

Борцами, с присущим обоим духом бунтарства, были и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов. За их свободолюбивые взгляды не жаловало их тогдашнее правительство…

События 1812г., события Отечественной войны, описаны М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». М. Ю. Лермонтов общался со многими бывшими солдатами, участниками той войны, жившими в Тарханах. Его отец и братья бабушки тоже воевали. Маленький Лермонтов любил их слушать, восхищался героизмом русского народа. Вот откуда знание темы, откуда гордость за смелость и мужество русских солдат, которые разгромили непобедимую армию Наполеона.

В 1941г., защищая от фашистов подступы к Москве, солдаты, идя в бой, нередко повторяли лермонтовские строки из «Бородино».

Событиям на Кавказе, который был бельмом в глазу России, посвящены поэмы «Черкесы» М. Ю. Лермонтова и «Кавказский пленник» А. С. Пушкина. Об этих же событиях упоминается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Подводя итоги, можно сказать, что любое историческое событие в жизни народа всегда находит своё отражение в творчестве знаменитых писателей, тем более таких гигантов, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Оба прожили короткие жизни. Как жаль… Проживи они подольше, сколько бы они ещё написали, сколькими бы шедеврами одарили свой народ.

Думнов Валерий, 7 «В» кл., 65 шк., г. Пенза, 16 декабря 2011г.

«История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»

С раннего возраста Александр Сергеевич заинтересовался российской историей. Еще на экзамене в Царскосельском лицее не просто показал поэтическую картину славного прошлого Родины, но и подметил, насколько велика была роль народа в борьбе с французскими солдатами. Именно представители народа, сделавшие мир на земле, находятся в рабском положении.

Поэт прекрасно был осведомлен событиями мировой истории. Поэтому, то весь опыт изучения истории сопровождался думами о крепостничестве. Поэт хотел больше знать, и его интересовало все, начиная от происхождения своей родословной до воинственных побед русских воинов. Александр Сергеевич высоко ценил реформы Петра I.Он отмечал образованность государя, и считал его близким к себе. Так, в поэме «Полтава», поэт изобразил государя, воодушевленного любовью к Родине и общему делу, внушающего энтузиазм. За уроками истории, тем более за военными всегда стоит смерть. Однако Пушкин Полтавскую битву преподнес как восхваляющую песнь о торжестве государя и той России, которая стояла за его спиной. Бой под Полтавой подчеркнул всю правильность проведения реформ Петра.

Сражение под Полтавой, побег Гришки Отрепьева, бунт Пугачева-это только мелкие вехи исторических страниц Отчизны. Не остался в стороне поэт, отражая эту тематику в своем творчестве. Он хотел, чтобы читатель ощущал ту духовную жажду, что и он сам, чтобы ценил самое дорогое, что у него есть. Пушкин превосходно сам рассказывал исторические события, одновременно напрямую или косвенно выражая свое мнение о них.

В творчестве Александра Сергеевича имеются произведения прозы, носящие исторический характер. Поэт попытался воссоздать события истории в произведении «Арап Петра Великого», где главный герой Абрам Ганнибал был предком Пушкина. Именно здесь показана картина русской жизни. Но особенно ярко отразил историю в драме «Борис Годунов», которая далеко шагнула от классического жанра. События в произведении развернулись на целых 7 лет. В работе поэт уделил основное значение народу, который, к сожалению, находится в бездействии. В этом и заключается настоящая драма Родины. Над следующим своим трудом «Капитанская дочка» Пушкин работал долго, день, за днем исследуя и перерабатывая документальные факты Пугачевского бунта. В этой повести автор впервые разработал новый эпический жанр исторической повести. Традиция отображения исторических событий показана и воде «Вольность», где во всеобщем обозрении предстает мировая история.

В творчестве Пушкина история была уроком нравственного величия, поэтому историческая тема тесно переплетается с психологической, которую продолжили писатели последующей эпохи.

Тема истории в творчестве М. Лермонтова

Дыдыкина Екатерина, 11 лет

Областной конкурс индивидуального литературного творчества

(посвящается 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

Тема истории в творчестве М.Ю. Лермонтова

В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Он прожил очень короткую жизнь, но за эти неполные двадцать семь лет успел написать так много прекрасных стихотворений, поэм, романов и драматических произведений!

Наша страна обладает очень древней и богатой историей, к которой в своем творчестве очень часто обращался Лермонтов. Он изучал историю с детства. Не удивительно, что писателя особо привлекало Бородинское сражение, ведь в нем участвовал его родной дядя. Гениальную поэму о бессмертном народном подвиге — «Бородино» Лермонтов написал в 1837 году, к двадцать пятой годовщине Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. У писателя о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего эту войну, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Рассказ старого солдата вызвал у меня чувство гордости за наших предков, уважение к их подвигу и желание быть похожей на них. Одновременно я вижу сожаление Лермонтова по поводу того, что все великое осталось в прошлом. Писатель противопоставляет прошлое настоящему. Он подчеркивает никчемность и пустоту своих современников, упрекая их за это:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Читайте также:
Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина — обличение деспотизма: сочинение

Богатыри – не вы!

Поэт сравнивает нынешнее поколение, которое считает неспособным на подвиги, с людьми прошлого, «богатырями». Он называет этих людей богатырями не только за физическую силу, но и за силу духа, за способность постоять за родную землю ценой собственной жизни:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Чувством гордости за свой народ проникнуто стихотворение юного Лермонтова «Два великана», написанное в 1832 году. В нем также видна любовь поэта к отечеству и его героическому прошлому. Лермонтов представил Россию как великую и непобедимую державу. Он сравнил Москву с великаном в «шапке золота литого», а о противнике говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом».

В исторических произведениях Лермонтова большую роль играют обычные люди. Поэт восхищается этими сильными и мужественными людьми, готовыми на подвиги во имя свободы и счастья своего Отечества.

Стихотворения Лермонтова об исторических событиях 200-летней давности и сегодня нас очень волнуют. Война – это кровь, ужас и смерть. Но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия». Благодаря таким талантливым произведениям великого русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова эта славная страница нашей истории навсегда сохранится в нашей памяти.

«Да, были люди в наше время» Очерк о моих легендарных предках

История создавалась многие века. Великие люди – ученые, воины, герои, мудрецы – делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. Много тяжких и трудных моментов было в истории нашего народа. Великая Отечественная война. В нашей стране нет семьи, которую не обошла стороной эта ужасная война. И наша семья не исключение.

Мой прадедушка, Родионов Владимир Александрович, в самом начале войны восемнадцатилетним юношей добровольцем ушел на фронт. Он героически сражался с врагами нашей Родины. В суровых боях под Москвой прадедушка был тяжело ранен и вышел из госпиталя инвалидом. За отвагу и мужество его наградили боевыми наградами.

После войны мой прадедушка окончил институт и был направлен на работу в закрытый город Саров. Около пятидесяти лет он проработал в Российском Федеральном ядерном центре и являлся одним из лучших специалистов. Прадедушка был начальником проектного отдела и участвовал в секретной разработке первой отечественной атомной бомбы.

За множество уникальных разработок прадедушка был удостоен звания лауреата Сталинской премии и получил личное поздравление Сталина за удачное завершение испытаний. Он также награждался орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и многими другими орденами и медалями, очень почетными и важными.

Моя прабабушка, Родионова Нина Андреевна, во время войны работала на трудовом фронте в тылу врага.

Другой мой прадедушка, Дыдыкин Иван Егорович, тоже в самом начале Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Но через полгода он героически погиб.

Великая Отечественная война все дальше уходит в историю. К сожалению, с каждым годом все меньше и меньше остается непосредственных участников войны и тружеников тыла. В нашей семье тоже уже не осталось участников тех кровавых событий. Но в моей памяти остались яркие и правдивые рассказы прабабушки о том времени. Мои легендарные предки воевали и трудились для того, чтобы в стране был мир, чтобы их дети не видели войны. Работая над этим этой темой, я много поняла. События Великой Отечественной войны ожили для меня. Великая Победа была одержана благодаря героизму и стойкости простых людей, к которым относятся и мои предки. Всё, что рассказывала нам с братом прабабушка, — история. И я очень рада, что у меня такие замечательные родственники! Они принимали самое активное участие в истории страны: отстояли победу в Великой Отечественной войне, строили мирную жизнь… Кроме того, главные ценности у них нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и трудолюбие. Я восхищаюсь и горжусь своими героическими предками!

Огромное счастье, что наше поколение, начинающее третье тысячелетие, живет под мирным небом! Я и мои родители не видели войны. Но когда я смотрю фильмы о войне, слышу рассказы ветеранов или читаю книги о подвигах нашего народа, мое сердце наполняется болью и гордостью за свою Родину.

Русские – великий народ, если он сумел пережить то, что досталось России. Мы должны хорошо знать и историю страны, и историю своей семьи.

Лермонтов и история. Ссочинение

М.Ю. Лермонтов в своих произведениях обращался к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которым их наделили многие писатели. Да и историзм Лермонтова необычен. Он имеет сугубо индивидуальную, личную окраску и в этом отношении историзм Лермонтова условен. Так например история Мцыри является эпизодом из истории русско-кавказских отношений, но это заметно только вначале. По ходу действия история отходит на второй план уступая судьбе и личным переживаниям главного героя. Таким образом в произведениях Лермонтова исторические детали служат только для прояснения внутреннего мира героев. Другая черта присущая лермонтовскому историзму, это постоянные сравнения минувшего и времени в котором жил поэт . Разочарованный в настоящем, Лермонтов не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»). Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно». История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, «богатырями». Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение — Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь. Я думаю, что при обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великого русского классика – М. Ю.Лермонтова.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Историческая тема в поэзии. Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращался к истории с позиций поэта-романтика и искал в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон. Он был идеалом для многих современников поэта. К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. «Атаман»), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей. Идея сильного человека получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова второго периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года «Бородино»: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Обращение Лермонтова к исторической теме — это взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит «могучее, лихое племя», а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда…

Эпоха, когда общественная жизнь замирает. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков.

«Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Так же как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны. В «Песне…» объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни…» особенны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные внимания. Очевидно их противопоставление людям «нынешнего племени». К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в «Балладе» 1831 года. И он упал — и умирает Кровавой смертию бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: «Смотри, как умирают люди…» Однако с художественой точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину. Она состоит трех частей, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ах, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина и боярыню его белолицую!

Характерны обращения: «Ох ты той беси, царь Иван Василье вич» или «Господин ты мой, Степан Парамонович». «Песня…» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и прочие, песенные сравнения: «Ходит плавно — как лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет…», а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. Финал «Песни…» является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому народу. Итак, на примере «Песни…» мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.
Все сочинения

История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Читайте также:
Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба. Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 87 666 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Сочинение по теме История России в произведениях Пушкина и Лермонтова.

Сочинение на тему «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова»

Россия — это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.

Читайте также:
Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере Сказки о Золотом Петушке: сочинение

Например, Пушкин в «Песни о вещем Олеге» перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.

Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.

Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях — об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.

У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении «Бородино» он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.

Ещё одно произведение Лермонтова — «Песнь про… купца Калашникова»- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика — опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.

Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 85 995 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Погасло дневное светило (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Русская история в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

. дуновенья бурь земных

И нас нечаянно касались.

А. С. Пушкин

Великим поэтам России А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову довелось жить в эпо­ху, когда личная судьба человека была самым тесным образом связана с исторически­ми событиями — судьбами государств и народов. Их современник А. И. Герцен ска­зал в своих мемуарах «Былое и думы»: «Это отражение истории в человеке, случайно встретившемся на ее пути».

Но, по-моему, такие люди, как Герцен, Пушкин, Лермонтов, вовсе не случайно встрети­лись на пути истории — они были ее участниками. Война 1812 года, Бородинское сражение, восстание 14 декабря 1825 года, николаевский режим, война на Кавказе — эти события русской истории не просто влияли на формирование гениальных поэтов России — они во многом определили их отношение к жизни.

Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина — одна из главных. Достаточ­но вспомнить «Полтаву», «Бориса Годунова», «Капитанскую дочку», поэтому «Мед­ный всадник». Пушкин-лицеист вместе со своими товарищами начинал день с чтения газет, где печатались сообщения с полей сражения. Отряды ополченцев мимо Лицея шли на фронт. Впоследствии поэт вспоминал:

Он был единомышленником декабристов, героев войны 1812 года, лицейских дру­зей. Пушкин не скрыл от Николая I, что участвовал бы в восстании, если бы 14 де­кабря 1825 года был в Петербурге. Рискуя собственной свободой, он передает ссыль­ным свое послание «В Сибирь» — гимн их мужеству, их бескорыстному подвигу. Поэт призывает ссыльных хранить «гордое терпенье», уверяет, что «дум высокое стремле­нье» героев 1825 года найдет отклик в сердцах современников и потомков, что «око­вы тяжкие падут, темницы рухнут. »

По мнению Пушкина, память о своем прошлом составляет одно из богатств наро­да — его культуру; в этой памяти основа уважения к себе каждого отдельного челове­ка. Вот почему одним из любимых героев его лирики был Петр I, суровый, жестокий, но мудрый царь. В годы николаевской реакции, после встречи с царем, Пушкин обра­щается к нему в стихотворении «Стансы», как бы подсказывая новому царю програм­му действий: «во всем будь пращуру подобен», помни, что он «смело сеял просвещенье», будь «памятью, как он, незлобен». Последние строки — призыв к смягчению участи ссыльных декабристов. Надо было обладать большим мужеством, чтобы пуб­лично призвать царя-деспота к амнистии. Но жизнь показала поэту, что «милости к падшим не будет», и он вновь и вновь обращается к героическим страницам русской истории, к ее подлинным героям. В 1831 году созданы стихотворения «Перед гробни­цею святой» и «Клеветникам России», напоминающие о великом прошлом родной страны, о ее подлинных героях.

То, что для Пушкина было настоящим или недавним прошлым, для Лермонтова — уже история. Всего 15 лет разделяют великих поэтов России, но это целая эпоха. Лермонтову не пришлось пережить патриотический подъем 1812 года, он, к великой своей беде, не знал дружеского круга братьев-единомышленников. Его юность совпа­ла с годами деспотизма николаевского режима. Современники, отказавшиеся от декабристских идеалов, предавшие их, были чужды поэту, и он, противопоставляя свое поколение героям прошлого, ищет утешение и надежду в недавних событиях истории России. Поэт видит в народе, победившем Наполеона, сказочного богатыря. Так, в стихотворении «Два великана», написанном в 1832 году, он создаёт аллегори­ческую картину битвы «старого русского великана» с «трехнедельным удальцом» (На­полеоном), а через пять лет, к 25-летию Бородинского сражения, пишет прославлен­ное «Бородино», где открыто противопоставляет героев прошлого, чудо-богатырей, своим современникам:

Впервые в русской поэзии Лермонтов рассказал о великом историческом событии устами простого солдата, рассказал очень просто, используя разговорную речь. «Бо­родино» — не только жемчужина русской поэзии, но и вызов царю-деспоту, унижа­ющему народ, забывшему о его великом историческом подвиге. Материал с сайта //iEssay.ru

Знакомство с солдатской средой во время ссылки на Кавказ, дружба с поэтом-де­кабристом А. Одоевским очень много значили для Лермонтова. Укрепилась его вера в народ, еще враждебнее стал относиться он к литературному и бездушному высшему свету. Участие в военных действиях сделало раздумья поэта об исторических судьбах народа беспощадными и бесстрашными. Он, отважный, храбрый офицер, имел на это моральное право. В одном из лучших своих произведений «Валерик», рисуя крово­пролитное сражение на горной речке Валерик в Чечне, Лермонтов задает великий и вечный вопрос:

Этот вопрос вмещает в себя больше, чем осуждение войны, — это осуждение вся­кой вражды между людьми, призыв к человечности. Сила этого «зачем?» передалась всей русской литературе. Великий лермонтовский урок истории перерастает в фило­софские раздумья о взаимоотношениях между людьми, о цене свободы и бесценности человеческой жизни. Сто шестьдесят лет назад не мог знать Лермонтов, что сражение близ «речки смерти» (так переводится на чеченский язык название реки) — лишь один эпизод долгой, кровопролитной и изнурительной кавказской войны, которая продол­жается, увы, и сегодня.

Зачем? Почему политики не вдумываются в вещие строки гениальных поэтов? Что мешает им, сегодняшним, усвоить уроки истории, данные великими учителями — пат­риотами А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: