Духовная эволюция Онегина (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Образ Онегина в романе А. С. Пушкина

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В образе Евгения Онегина Пушкин отразил историю формирования личности молодого человека из дворянской среды, показав его путь с детства и до возраста зрелого мужчины.

Как многие дети дворян, Евгений получал образование с помощью гувернёра-француза, который «учил его всему шутя». «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора. », он становится светским «денди», молодым повесой, ведущим праздный образ жизни: обеды, ужины, приёмы в домах богатых и знатных господ, балы, театры, игра в карты. Но главным занятием, в чём он особенно преуспел, становится «наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить.

Но, как оказалось, пустая, однообразная жизнь стала вызывать скуку, потом раздражение, разочарование и принесла хандру. Видимо, Евгений отличался от других молодых людей, которых светская жизнь и безделье вполне устраивали. Если он решил заняться делом, значит, его духовное развитие продолжается, и результаты ещё впереди. Однако вскоре выяснилось, что «труд упорный ему был тошен», поэтому писатель или поэт из него не получится, а чему-либо другому он также не был обучен. К чтению Онегин относился вдумчиво, но чересчур критично («там скука, там обман иль бред, в том совести, в том смысла нет»), и это помешало ему по-настоящему заняться самообразованием: «как женщин, он оставил книги».

Таким образом, воспитание героя оказалось поверхностным, не принесло необходимых результатов. Объясняется это тем, что дворянское общество начала девятнадцатого века было оторванным от своих русских корней и лишало подрастающее поколение национальных основ в образовании. Молодые люди, нередко от природы богато одарённые, не находили применения своим силам, хотя могли бы принести пользу обществу. Онегин отличается от многих, бесцельно живущих: он пытается изменить свою жизнь. В.Г.Белинский писал: «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Незаурядность натуры героя отмечали и автор, выступавший в роли приятеля Евгения, и Татьяна, любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Итак, в результате разочарований в светском образе жизни, герой испытывает состояние духовного поиска. Казалось бы, положительные перемены должен был принести переезд в деревню, когда Евгений становится наследником богатого поместья. Он даже смог, наконец, применить свои познания в экономике:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но «и в деревне скука та же», – делает вывод Онегин, бежавший от столичного безделья и хандры. Его не привлекает даже красота сельских пейзажей, а знакомств с соседями-помещиками Евгений просто избегал. И всё-таки есть в его жизни кое-что новое, положительно влияющее на его душу. Это дружба с молодым поэтом Ленским, хозяином соседнего имения, который недавно вернулся из Германии, где получал образование. Впервые Онегин чувствует себя старшим товарищем, готовым пощадить чувства юного друга, и они долго беседуют на различные темы.

Новый поворот в судьбе Онегина и его духовном развитии приносит встреча с Татьяной Лариной. Евгений отвергает любовь этой девушки, так как уверен, что не создан для семьи, не хочет терять свободу, да и вряд ли когда-нибудь полюбит её. Он понимает, что Татьяна прекрасна душой, что она во многом отличается от других барышень, но в то время Онегин не собирался менять что-либо в своей жизни.

В данный момент Татьяна, видимо, обладает гораздо большей духовной зрелостью, чем Евгений. Он ведёт себя непоследовательно и эгоистично: раздражён чувствительностью девушки, хочет отомстить другу. Вызвав ревность Ленского тем, что бестактно повёл себя с его невестой, Евгений соглашается на дуэль с другом и убивает его. Все эти поступки говорят о далёкой от совершенства духовной организации Онегина. Но именно эти события повлекли за собой те процессы, которые через муки совести, через страдания и раскаяние вели к очищению души и её совершенствованию, так как Евгений очень тяжело переживал убийство Ленского.

А.С.Пушкин не показал в романе, что происходило с героем во время путешествия. Остаётся только догадываться, почему мы видим Онегина в конце произведения совершенно другим. Это уже не безответственный эгоист и не скучающий от безделья человек. Он способен на сильное и глубокое чувство. Встретив Татьяну на одном из светских приёмов, он понимает вдруг, насколько дорога она ему:

. чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Эти слова Евгений пишет Татьяне, которую полюбил неожиданно для себя, когда она уже была замужем. Новые чувства и страдания от безответной любви открывают в характере неведомые ранее для Онегина качества. В письме к Татьяне звучат мотивы, не свойственные человеку эгоистичному или равнодушному:

. внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

Видимо, теперь, когда Евгений выходит на новый уровень нравственности, он становится духовно ближе Татьяне, хотя она этого не поняла. Да и поздно ей оценивать духовные совершенства Онегина.
Будущее главного героя остаётся неизвестным. Онегин прошёл сложный путь. Можно предположить, что после крушения надежд на счастье в любви он готов, наверное, сблизиться с будущими декабристами, чтобы обрести, наконец, цель в жизни.

Читайте также:
Влияние творчества Пушкина на мировую литературу: сочинение

Сочинение: Духовная эволюция Евгения Онегина

В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, — отметил Пушкин.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом — как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них — в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера — его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке — “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль — узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он — безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа — личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин — “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

Как рано мог он лицемерить,

таить надежду, ревновать,

разуверять, заставить верить,

казаться мрачным, изнывать…

Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.

Проснется за полдень, и снова

до утра жизнь его готова,

однообразна и пестра.

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.

Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения — живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь — от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.

В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не — случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.

Береги честь смолоду сочинение по повести Капитанская дочка Пушкин 8 класс

Главной проблемой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – проблема сохранения чести. Именно поэтому эпиграфом к своей повести Пушкин выбрал народную поговорку «береги честь смолоду».

Кодекс чести и следование ему в пушкинских произведениях является обязательным качеством положительного героя. У главного героя произведения Петра Гринева эта добродетель возведена в Абсолют, придавая его судьбе трагизма. Кодекс чести выработан не самим Петром, он надиктован обществом и самой природой. Правила, которым он следует, это не просто сословный предрассудок. Согласно пушкинскому мировоззрению, человек, лишенный чести, должен быть немедленно осужден обществом и отвергнут им.

Именно этот кодекс мешает Марии Мироновой и Петру вступить в желанный брак, поскольку дочь капитана не желает выходить замуж за молодого дворянина без родительского благословения. Но и этот Кодекс Чести помогает героям сохранить лицо во время разгулявшегося восстания Емельяна Пугачева.

Полной противоположностью Петру выступает Швабрин. Он, подобно лакмусовая бумажка, показывает, что не так страшен беглый разбойник вроде Пугачева, сколько опасен офицер, лишенный чести и даже в заключении остающийся ничтожно мерзким человеком.

Гриневу из всех бунтовщиков симпатичен только Пугачев, который хотя и бунтовщик, но видно, что вступил на эту дорогу не от хорошей жизни. Только Кодекс Чести не позволяет молодому офицеру перейти на сторону восставших и всячески защищать главный символ произведения – Марию Миронову. Девушка для Швабрина – глупая капитанское дитя, с которой можно делать что пожелаешь, а для Пугачева – несчастная сирота. И только Гриневу Мария предстает дамой сердца, за которую можно отдать жизнь.

Своим произведением Пушкин подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свои поступки. Так и Екатерина II не смогла устоять перед рассказом Мироновой о судьбе Петра, когда тому грозило наказание. Перед силой Кодекса Чести не могут устоять ни бунтари, ни даже правители.

Вариант 2

Основная идея произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заложена в простой русской поговорке «Береги честь смолоду», которая и послужила эпиграфом е произведению. В повести автор затрагивает важные жизненные вопросы, а именно: как следует поступить человеку в ситуации морального выбора, на что ему надеяться и от кого ждать поддержки в сложной ситуации. Писатель убежден, что сохранить себя и не потерять человеческое лицо может только тот, кто обладает чувством собственного достоинства.

Отец учит сына, чтобы тот служил верно, исполнял приказы начальников, не прислуживался, но и от обязанностей не уходил, и самое главное, чтобы несмотря ни на что в любой ситуации сохранял честь и достоинство. Всем этим указанием Петр следовал неотступно, оставаясь верным отчизне, императрице и своему долгу перед страной. Даже под страхом смерти Гринев отказывается дать присягу Пугачеву. Тот, в свою очередь, изумляется искренности и храбрости героя, убеждения и поступки которого вызывают в нем настоящее уважение. Пугачев отпускает Гринева «на все четыре стороны».

Тема повести посвящена не просто воинской чести, а чести в широком понимании. Практически все герои повести ею наделены, даже «безжалостный разбойник» Пугачев. Он помогает героям выбраться из разбушевавшейся метели, за что Гринев дарит ему свой тулуп. На тот момент они еще не знали, с кем их столкнула судьба. Пугачев расценивает такой поступок как достойный благородства и уважения. Он вспоминает его, когда спасает жизнь Петру и его дядьке. В другой раз он освобождает из плена Машу Миронову, поскольку считает непозволительным обижать девушку, а тем более сироту.

Читайте также:
Тема одиночества в романе А. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

В противовес Пугачеву писатель ставит совершенно другой образ – Алексея Швабрина. Этот человек начисто лишен чести и самоуважения. С самого начала Швабрин поступает недостойно, когда очерняет имя отвергнувшей его девушки. Затем он переходит на сторону казаков, позабыв о долге и присяге. Далее Швабрин силой пытается добиться согласия Маши Мироновой выйти за него замуж. Девушка согласна принять смерть, нежели стать женой такого ужасного человека как Швабрин.

После ареста Гринева Бесстрашная девушка решается пойти к самой императрице, чтобы добиться освобождения ни в чем не повинного человека.

Судьба щедро одаряет героев повести счастливым воссоединением. Произведение А.С.Пушкина учит тому, что самыми верными помощниками в сложных жизненных ситуациях являются честь и достоинство.

Сочинение Береги честь смолоду (Капитанская дочка)

Одной из центральных тем, волновавших писателей во все времена, – размышления на тему понятия о чести, являющейся основным нравственным символом человека.

В произведении тематика долга, благородства, чести раскрывается автором на примере главного героя повести Петра Андреевича Гринева.

Петр – представитель семейства старинного рода, получивший достойное образование и соответствующее воспитание. Единственным и верным примером честного и добропорядочного человека для юноши является его отец.

Обладающий богатым жизненным опытом, Андрей Петрович воспитывает сына в строгости, уважению к старшим, стараясь вырастить из него порядочного и достопочтенного члена общества.

Первое проявление достойного поведения Петра Гринева случается в момент его направления к месту службы, когда юноша должен заплатить крупную сумму денег, проигравшись в бильярд. Несмотря на уговоры старого слуги Савельича уклониться от возврата долга, Петр решает поступить по совести и полностью расплачивается с долгами.

Затем Гринев за оказанную услугу благодарит случайного встреченного оборванца, одев его в теплый тулуп, проявив сочувствие и бескорыстие.

В дальнейшем Петру не раз приходится отстаивать свою честь, защищая от нападок корыстного Швабрина свою любимую девушку Машу Миронову. Гринев вызывает оскорбившего возлюбленную Швабрина на дуэль, в которой оказывается проигравшим из-за бесчестного поступка оппонента.

Автором четко прослеживается мысль, что воспитание в человеке нравственных и моральных принципов не зависит от полученного им образования. Швабрин является высокообразованным мужчиной, увлекающимся чтением и искусством, однако живущим низкими и подлыми страстями.

Яркой иллюстрацией темы чести представлены автором события, произошедшие во время пугачевского бунта, когда сам Пугачев проявляет к благородному Гриневу глубокое уважение и прислушивается к его мнению, поскольку не лишен великодушия и чувства благодарности. Стоя на эшафоте в преддверии смертного наказания, предводитель видит Гринева и кивком головы прощается с ним.

Попав в гущу событий народного восстания, Петр оказывается арестованным по доносу, но от смертной казни его спасает возлюбленная, сумевшая убедить императрицу в порядочности и патриотизме русского офицера. В финале произведения влюбленные обретают долгожданное счастье.

Повествуя о судьбе обычного военного, испытавшего немало жизненных трудностей, автор с уверенностью утверждает о великой силе человека чести, о решающем значении поступков каждого гражданина, осознающего понятия о добре и зле.

Также читают:

Картинка к сочинению Береги честь смолоду по рассказу Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала

Станционный смотритель – небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник Повести Белкина. Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы – изображение маленького человека.

Виктору Пелевину принадлежит мысль: «Поиск смысла жизни – сам по себе единственный смысл жизни». Эта фраза не вызывает сомнения. Каждый индивидуум весь свой жизненный путь только тем и занимается

Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам.

Рассказ «Дама с собачкой» А.Чехов полностью посвятил романтической теме любви. С одной стороны любовные отношения эти неправильны и греховны, но одновременно с этим девственно чисты и прекрасны.

Береги платье снову, а честь смолоду – сочинение

Каждый человек неоднократно на своем жизненном пути сталкивается с вопросом “как поступить?”. В такие моменты в человеке боятся две стороны, одна говорит поступить по совести и воздержаться от искушения, а другая твердит, что нужно закрыть на все моральные устои глаза и делать необдуманные поступки. Всемирно известная пословица “береги платье снову, а честь смолоду” говорит нам о том, что нужно всегда думать прежде чем совершить какой-либо поступок. Жизнь полна искушений и соблазна, но везде нужно знать меру. Пока у человека молод, он не имеет окончательно сформировавшейся личности и представление о жизни, он может натворить глупостей, которые пагубно скажутся на его дальнейшей жизни.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина Деревня: сочинение

Многие молодые люди ведутся на искушения, которые окружают их из вне. Их образ жизни становится развязным и вредит им. Такими необдуманными действиями люди портят себе репутацию среди своего окружения. Они наносят темные пятна, которые трудно смыть с себя до конца жизни. О таком человеке уже мало чего можно будет услышать хорошее. И восстановить доверие и уважение среди своих знакомых будет очень трудно.

Люди стремятся общаться с искренними, добрыми, честными, ответственными людьми, которые не идут наперекор устоявшимися правилам и нормам. Ещё с давних времён презирали девушек лёгкого поведения или женщин, которые предавали своих мужей и изменяли им. Такие девушки были посмешищем для остальных. Ведь, поступая так, они не ценили свою честь, соответственно если они не ценят сами себя, то и остальные не станут их уважать. Их никто не воспринимал в серьёз, они были одноразовым развлечением для мужчин.

Честь может выражаться по-разному. Мужчины в защиту своей чести и чести своих родных и близких могли вызвать на дуэль человека, оскорбившего его. Каждая дуэль оканчивалась смертью одного из участника. Это говорит о том, что честь превыше жизни. В современном мире дуэли не встречаются, люди уже не задумываются о чести и о том, чтобы ее отстоять. Что бы люди относились с уважением к человеку, он должен беречь честь с самого раннего возраста и не запятнать свою репутацию и положение в обществе. Именно об этом говорит нам пословица “береги платье снову, а честь смолоду”

Вариант 2

Данная пословица появилась давным-давно, ещё во времена наших прабабушек, но актуальна до сих пор. Действительно, ей можно найти множество применений, связанных с самыми разными аспектами нашей жизни. Не смотря на то, что это больше похоже на факт, а не мудрые высказывания, сохранившиеся у народа ещё со старых времён, воспринимать эту фразу можно не напрямую. Таким образом, мы подходим к тому, что у данного предложения есть несколько смысловых значений. Но, если откинуть часть, то остаётся лишь одно – самое главное и наиболее правильное. Так что же оно всё-таки означает?

Лишь то, что нам нужно беречь свою честь. И, когда так говорят, имеют ввиду не хлопотание над своей репутации, а приличное поведение – то самое, которое должно применяться к каждому человеку, то самое, которое издавна ценилось в людях. Задумайтесь, было бы столько упоминаний этого слова, если оно ничего не означало бы среди народа? Были бы пресловутые дуэли «за честь»? Посвящали бы русские писатели и поэты оды этому значению?

Ответ вполне очевиден. И он – очередное подтверждение того, что даже в наши дни это слово не утратило своё значение. И ведь не зря. Мы ценим людей, что умеют хорошо и правильно себя вести, не совершать дурных поступков, даже если представится такая возможность, тех, чью манеру поведения мы уважаем. А это уважение начинается с того, как они вели себя в молодом возрасте, что означает лишь одно – эта часть пословицы повествует нам о том, что в юности нужно сперва хорошенько подумать, прежде, чем что-то сделать – последствия могут проявиться даже спустя множество времени. Как говорится: «первое впечатление бывает лишь раз в жизни». А это значит, что нужно его не упустить.

Остаётся неразгаданной лишь вторая часть сего высказывания – при чём здесь платье? Но, тут всё очень просто. Ведь на место платья можно поставить абсолютно любую вещь, а смысл почти не измениться. Как и честь, её нужно беречь уже с самого начала, чтобы она служила долго и верно. Вспомните, как бережно мы обращаемся с новыми предметами, покупками, которые только что совершали. Потому, что мы помним и понимаем, сколько труда нам потребовалось для приобретения этой вещи и как она для нас ценна (а ценна любая вещь, по-своему, но всё же). Аналогично и с честью. Ведь, гораздо проще предотвратить поломку, бережно обращаясь с прибором, чем потом пытаться всё починить, не так ли?

Береги платье снову, а честь смолоду

Популярные сочинения

Федор Петрович Толстой, это известнейший отечественный мастер кисти, который потрясающе мог продемонстрировать свою любовь к естественной среде обитания, всему живущему и существующему на планете.

Собачка Муму – не является основным персонажем произведения, однако её жизнь связана с главным героем рассказа – глухонемым Герасимом.

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и случаи ее применения

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более «правильной» и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Читайте также:
Дружеская и любовная лирика Пушкина: сочинение

Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.

Много молодых людей живут очень развязной жизнью и не осиновая, что такой образ жизни губит не только их самих, но и наносит им непоправимый моральный вред.

Ведь если имя человека запятнано его неправильным поведением, то до самой смерти, даже если ему суждено прожить девяносто лет, но будет нести это клейми и не будет иметь право гордо поднять голову.

Каждый человек ценит искреннего, преданного, честолюбивого человека, который живет в этом мире по общим правилам и не пренебрегает вековые моральные устои. Еще из покон веков неверная жена или девушка легкого поведения были предметом насмешек и издевательств.

Они не ценили саму себя и свою честь. Их воспринимали как людей второго сорта, которые служили лишь временным увлечением для мужчин.Понятие честь растяжимое. Для мужчины вопросом чести может стать доказательство своей правоты, защита невинного имени сестры или жены.

В истории немало случаев, когда мужчина звал на дуэль своего противника, из-за того, что тот осмелился распустить слухи родной особе другого. Такая схватка несомненно смертельна для одного из участников.

Вот доказательство того, что честь превыше даже собственной жизни.В наше время дуэлей уже не устраивают, на конфликтов, связанных с защитой чести, немало.

Для каждого важно знать и всегда помнить, что честь беречь необходимо с самого юного возраста.

Насколько бы свободным не был этот мир, как бы вольно и развязно человек себя не вел, но должен держать свою честь чистой. Особо следить за своим поведением следует женскому полу. Ни один соблазн не должен заставить их оступиться и пожертвовать своей честью.

  • Долли Облонская (Дарья Александровна) в романе Анна Каренина Толстого сочинениеДолли Облонская, это одна из самых ярких героинь второго плана, известного романа Анна Каренина.
  • Сочинение на тему Хорошо ли быть молодымНа вопрос хорошо ли быть молодым я с легкость могу ответить, что это просто превосходно. Каждый день приходится просыпаться, зная, что наступает новый прекрасный день.
  • Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинениеИзначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий.
  • Сочинение на тему Зима в городеЕще вчера гуляя по городу, я видел очень мрачную картину: все было мрачное, над головой весели темные свинцовые тучи, шел холодный осенний дождь. Но все изменилось в одну ночь, когда я проснулся и открыл свою занавеску,
  • Сочинение на тему Берегите рекиВ нашей стране так много рек, что люди перестали их ценить. Мы ходим к рекам отдыхать, плавать, любоваться красивыми видами.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее «долгой и здоровой жизни».

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Аргументы из литературы

Итак, после того как объяснена собственная позиция, её нужно аргументировать. Для этого прекрасно подходят литературные источники.

Гринев и Швабрин Пушкина

В 1836 году была опубликована повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения рассказывает историю романтической любви Марии Мироновой и Петра Гринева на фоне страшного и кровавого времени для России — восстания Емельяна Пугачёва.

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Пара не сразу обрела счастье, сначала им пришлось пройти через серьёзные испытания, одним из которых явилась влюблённость в главную героиню Алексея Швабрина. Молодые люди сошлись в дуэли, закончившейся ранением Петра, а потом в разгар бунта оказались в противостоящих друг другу войсках.

К перипетиям сюжета отлично подходит пословица, выбранная автором в качестве эпиграфа, «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин олицетворяют противоположные друг другу характеры:

  • Первый готов умереть, но не предать, такой наказ ему ещё отец дал.
  • Второй на всё пойдёт ради спасения собственной жизни.

Время проявить себя и сделать нравственный выбор произошло при трагических обстоятельствах. Честь офицера и человеческое достоинство проявил Пётр, отказавшийся присягнуть Пугачёву и служить в его войске, хотя за это на его глазах казнили капитана и коменданта крепости. Такая же печальная участь не постигла героя только из-за его старого нечаянного знакомства с Емельяном, которому он помог, когда тот был ещё никому не известным беглым казаком.

Швабрин поддался инстинкту самосохранения, отрёкся от присяги на верность отечеству и императрице и пошёл в войско противника. Для него это не было унизительным.

Свою низость по ходу сюжета он продемонстрировал ещё не раз:

  • Разработал план, чтобы силой заставить стать его женой Машу Миронову, которую в итоге спас Пётр, получивший от неё записку.
  • Попав в тюрьму вместе с соперником, сделал донос на него.

Но благородство и честность всё равно одержали верх над низостью и предательством. Гринев пережил всё, не уронив своего достоинства, не нарушив слова присяги и не изменив принципам, и в итоге получил свободу и любовь Маши. Он выполнил свой долг, сохранил верность отечеству, но не думал о награде, а только хотел быть честным перед самим собой.

Лиза и Эраст Карамзина

Следующий аргумент можно привести на основании сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Её содержание раскрывает тему чести и бесчестия по отношению к любимым.

Завязка произведения заключается в неожиданно вспыхнувшей любви дворянина Эраста к крестьянке Лизе. Для всегда ветреного молодого человека это настолько ново, что он думает оставить светское общество ради возлюбленной.

Испытывающая не менее сильное чувство девушка отдаётся во власть Эраста, но вопреки её ожиданиям, он не оказывается человеком чести. Легко расставаясь с деньгами и не умея при этом зарабатывать на жизнь, дворянин проигрывает своё состояние в карты.

Выход из положения есть, и он заключается в свадьбе с богатой вдовой, но Эраст связан словом Лизе. Тем не менее от узнавшей обо всём девушки он решает просто откупиться. Предложение денег вместо любви обнажило всю глубину малодушия, безволия и эгоизма молодого человека, одним словом, бесчестие.

Лиза же поняла, что сделала ошибку, не уберегла честь, отдавшись непорядочному человеку, и заплатила за это собственной жизнью.

Чичиков Гоголя

О бесчестии ради наживы рассказал Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души». Её герой Павел Иванович Чичиков, как и Пётр Гринёв, свято соблюдал наказ отца, но у того он был другим. Родитель посоветовал беречь копейку и это с детства повлияло на Павла. Стремясь преумножить состояние, он совсем забыл о чести:

  • Будучи маленьким, продавал своим одноклассникам еду.
  • Повзрослев, провернул аферу с «мёртвыми душами». Не гнушаясь ради достижения цели не только подкупом, но и умалчиванием или обманом.

Не в лучшем свете выглядят и помещики, ради собственной выгоды вступившие в сделку. Они не думают ни о своей, ни о чьей-либо ещё чести, видя только способы улучшения своего материального состояния. Описаны в произведении и чиновники, пользующиеся своим служебным положением и берущие у посетителей взятки.

Персонажи других произведений

Также примеры можно взять и из других произведений. Среди них:

  • Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин принял участие в неоднозначной дуэли, не допустив осуждения себя светом, но погубив жизнь молодого поэта. Татьяна отказалась от любви, чтобы сберечь честь своей семьи.
  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Чиновники здесь не стесняются брать взятки. Хлестаков, принятый за ревизора, с радостью пользуется бесплатными благами.
  • Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий запятнал честь, предав своих родных ради возлюбленной. Остап и Тарас остались верны казачьему слову.
  • Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Мальчик остался в темноте охранять воображаемый склад, потому что пообещал это подросткам в игре.
  • Рассказ А. Чехова. «Доктор». Осип Степанович Дымов ценой собственной жизни спас пациента, оставшись верен врачебному долгу.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь – это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний – это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Читайте также:
Троекуров 2: сочинение

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом – конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз – бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего – некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

Береги платье снову, а честь смолоду

С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям.

Семнадцатилетний Петр Гринев очень обрадовался, когда отец решил, что настало время идти на службу: “.Трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни.

Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Когда матушка напомнила мужу “поклониться от меня князю Б.

”, чтобы он не оставил “Петрушу своими милостями”, Андрей Петрович возмутился и решил, что вместо того, чтобы ехать на службу в Петербург “мотать да повесничать”, “пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

Отец Петра Гринева был прямым и честным человеком, с чувством собственного достоинства, и службу понимал как долг, а не как средство сделать карьеру.

При прощании он сказал сыну: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь – смолоду”.

По глупости и неопытности проиграв ротмистру Зурину сто рублей,

Гринев посчитал этот долг долгом чести. Совесть Петра Гринева была неспокойна, раскаяние безмолвно, а честь сохранена. В благодарность за оказанную помощь Гринев решает дать вожатому полтину на водку.

Таким образом он хотел отблагодарить человека, выручившего его “если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения”. “Бродяга был чрезвычайно доволен. подарком” – хозяйским заячьим тулупом, пусть и немного маловатым.

Когда Гринев прибыл в Оренбург к генералу, в письме от батюшки были пожелания “держать в ежовых рукавицах” сына “и не давать ему воли”, на что генерал ответил: “.ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине”. В Белогорской крепости Петруша знакомится с семейством Мироновых, и вскоре между дочерью капитана и Гриневым вспыхивают искренние чувства.

Защищая доброе имя Маши от нападок Швабрина, Гринев кипел от негодования. В ответ на слова Швабрина: “.знаю по опыту ее нрав и обычай” Гринев обвинил (и совершенно справедливо) Швабрина во лжи, и они договорились о дуэли.

Отговоры и “рассуждения благоразумного поручика” Ивана Игнатьича не подействовали на Гринева, тем более что Швабрин продолжал делать грубые намеки в адрес Маши.

Первая попытка поквитаться оказалась неудачной, но желание наказать “дерзкого злоязычника” стало еще сильнее, вскоре представился и удобный случай. Только Савельич, который спешил на защиту своего воспитанника, помешал Гриневу нанести решающий удар Швабрину. После этой неудачной дуэли у Гринева с отцом вышла ссора.

Отец очень сердился и собирался проучить сына, “как мальчишку”, говоря, что “шпагу носить. которая пожалована на защиту отечества, а не для дуелей”, он носить еще не достоин. Это были только первые шаги Петра Гринева в постижении сложной науки защиты чести и достоинства.

Полученные в детстве уроки помогли молодому человеку стать отважным, справедливым, великодушным, обязательным. Даже Пугачев оценил его честность, душевность, прямоту, и в этом проявилась незаурядность личности Пугачева, хотя, по убеждению Гринева, Пугачев — изверг, а его соратники – “шайка разбойников”.

Но истинные качества порядочного человека способен оценить каждый.

Loading…Вы сейчас читаете сочинение Береги платье снову, а честь смолоду« Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»Психологические особенности детей младшего школьного возраста »

Итоговое сочинение “Береги платье снову, а честь смолоду”

Сейчас не принято прививать своим детям с детства такие глубокие и уже даже некоторым взрослым, непонятные, чувства, как честь.

Поэтому мгогие из них находясь уже в осознанном возрасте до конца не понимают, что не заботясь о чистоте своей репутации благородного человека, можно по не знанию, невоспитанности и прочим причинам, совершить поступок, последствия которого могут затем преследовать всю жизнь в виде темного пятна и возможности смело и прямо смотреть людям в глаза.

“Береги платье снову, а честь смолоду” -говорят в народе. Но объективно ли понятие чести или субъективно?

Автор исходного текста полагает, что у каждого есть своё понятие о чести и каждый может мерить её своими лекалами. но может ли такое быть, когда речь идёт о высоких моральных принципах. В качестве примера приводятся некие мужчины и утверждение о том, что для одного в понятие входят такой набор принципов, а для второго другой.

На мой взгляд мерка понятия чести собственными принципами и только ими противоречит существованию самого понятия. Такая трактовка позволяет всякому, совершающему даже не праведный поступок ссылаться на то, что он поступал в соответствии с собственными представлениями о чести, оставляя свою совесть, таким образом, чистой и требуя от окружающих поощрения своим поступкам.

Читайте также:
Живое отношение к современности в творчестве русских писателей XIX века: сочинение

Отсутствие базовых общепринятых устоев в основе понятия полностью лишает смысла его существования. Личное мировоззрение может лишь красиво дополнять его теми или иными красками, но накак не подменять. Такую же роль играют особенности некоторых культур. Когда на базовые общечеловеческие моральные устои, нанизывается особенности цивилизационного и субкультурного развития.

Что здесь можно привести в качестве примера? Напрашивается легенда о Робин Гуде. Он действовал исходя не из собственных представлений о чистоте и справедливости поступков. В таком случае это дало бы право любому грабителю и мошеннику называть себя благородным человеком.

Он совершал преступления, но руководствовался некими общепонятными нормами. нельзя жить роскошно за счёт другого. Этой возможности он и лишал тех, кто несправедливо наживался на чужом труде.

Результатами свей борьбы он награждал тех, кто им в этом помогал наживая мозоли, а также помогал тем, кто в этом действительно нуждался.

Как уберечься от бесчестья

Образование и самообразование здесь, на мой взгляд играют не малую роль, так же как и вера человека.

Наблюдения и опыт складывают представление о справедливости, внутреннее к ней отношение, согласующееся, в широком смысле, с человеческим восприятием. на этом базисе необходимо строить свои помыслы и поступки.

при этом они не должны быть вынужденными, а иметь местом своего рождения самую глубину сердца. В этом секрет истинного благородства.

Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” – значение, примеры и аргументы

Значение пословицы

Начать рассуждение ученику лучше с объяснения того, как он понимает само выражение и какой смысл в него вкладывает. Для этого можно опираться на общеизвестные факты и включить собственные мысли. В общем виде это может выглядеть так.

Полностью поговорка звучит, как «Береги платье снову, а честь смолоду». И если первую часть понять легко (действительно, проще сразу аккуратно обращаться с вещами, чем потом отстирывать пятна и зашивать дырки), то вторую не всегда можно интерпретировать однозначно.

«Береги честь смолоду» — это пословица, смысл которой в том, чтобы не совершать поступков, оскорбляющих человеческое достоинство. Таким образом, достойное поведение нужно не столько для того, чтобы сохранить хорошую репутацию в обществе, сколько для собственного спокойствия.

Когда у человека есть хорошие, благородные принципы, которым он неукоснительно следует, он легче делает выбор, а, значит, лишён длительных и изнурительных душевных метаний. Он знает, как правильно, и следует этому, несмотря ни на какие преграды и даже угрозы. Такой человек порой пренебрегает даже смертельной опасностью, если в этом возникнет необходимость, и уж тем более не станет жертвовать своей честью ради личной выгоды.

Вот и получается, что лучше всегда поступать в соответствии со своими принципами, чем потом отстирывать пятна на репутации и зашивать дырки на сердце. Совсем как с платьем.

Понятие чести

С принципами всё понятно, но все ли они подходят понятию чести? А если по своим представлениям человек, например, считает себя лучше других и высокомерен в общении? Или, того хуже, считает возможным принести другим вред?

Тогда, конечно, ни о какой чести речи не идёт. Ведь этим понятием обычно обозначают достойные уважения и гордости качества человека. И хотя его можно считать относительным, это чувство изначально присуще человеку, и люди интуитивно определяют его как честность, благородство и здоровье души и чистую совесть. О тех, кто соответствует такому определению, ещё могут сказать, что они готовы последнюю рубаху отдать ради других.

Аргументы из литературы

Итак, после того как объяснена собственная позиция, её нужно аргументировать. Для этого прекрасно подходят литературные источники.

Гринев и Швабрин Пушкина

В 1836 году была опубликована повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения рассказывает историю романтической любви Марии Мироновой и Петра Гринева на фоне страшного и кровавого времени для России — восстания Емельяна Пугачёва.

Пара не сразу обрела счастье, сначала им пришлось пройти через серьёзные испытания, одним из которых явилась влюблённость в главную героиню Алексея Швабрина. Молодые люди сошлись в дуэли, закончившейся ранением Петра, а потом в разгар бунта оказались в противостоящих друг другу войсках.

К перипетиям сюжета отлично подходит пословица, выбранная автором в качестве эпиграфа, «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин олицетворяют противоположные друг другу характеры:

  • Первый готов умереть, но не предать, такой наказ ему ещё отец дал.
  • Второй на всё пойдёт ради спасения собственной жизни.

Время проявить себя и сделать нравственный выбор произошло при трагических обстоятельствах. Честь офицера и человеческое достоинство проявил Пётр, отказавшийся присягнуть Пугачёву и служить в его войске, хотя за это на его глазах казнили капитана и коменданта крепости. Такая же печальная участь не постигла героя только из-за его старого нечаянного знакомства с Емельяном, которому он помог, когда тот был ещё никому не известным беглым казаком.

Швабрин поддался инстинкту самосохранения, отрёкся от присяги на верность отечеству и императрице и пошёл в войско противника. Для него это не было унизительным.

Свою низость по ходу сюжета он продемонстрировал ещё не раз:

  • Разработал план, чтобы силой заставить стать его женой Машу Миронову, которую в итоге спас Пётр, получивший от неё записку.
  • Попав в тюрьму вместе с соперником, сделал донос на него.

Но благородство и честность всё равно одержали верх над низостью и предательством. Гринев пережил всё, не уронив своего достоинства, не нарушив слова присяги и не изменив принципам, и в итоге получил свободу и любовь Маши. Он выполнил свой долг, сохранил верность отечеству, но не думал о награде, а только хотел быть честным перед самим собой.

Лиза и Эраст Карамзина

Следующий аргумент можно привести на основании сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Её содержание раскрывает тему чести и бесчестия по отношению к любимым.

Читайте также:
Тема одиночества в романе А. Пушкина Евгений Онегин: сочинение

Завязка произведения заключается в неожиданно вспыхнувшей любви дворянина Эраста к крестьянке Лизе. Для всегда ветреного молодого человека это настолько ново, что он думает оставить светское общество ради возлюбленной.

Испытывающая не менее сильное чувство девушка отдаётся во власть Эраста, но вопреки её ожиданиям, он не оказывается человеком чести. Легко расставаясь с деньгами и не умея при этом зарабатывать на жизнь, дворянин проигрывает своё состояние в карты.

Выход из положения есть, и он заключается в свадьбе с богатой вдовой, но Эраст связан словом Лизе. Тем не менее от узнавшей обо всём девушки он решает просто откупиться. Предложение денег вместо любви обнажило всю глубину малодушия, безволия и эгоизма молодого человека, одним словом, бесчестие.

Лиза же поняла, что сделала ошибку, не уберегла честь, отдавшись непорядочному человеку, и заплатила за это собственной жизнью.

Чичиков Гоголя

О бесчестии ради наживы рассказал Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души». Её герой Павел Иванович Чичиков, как и Пётр Гринёв, свято соблюдал наказ отца, но у того он был другим. Родитель посоветовал беречь копейку и это с детства повлияло на Павла. Стремясь преумножить состояние, он совсем забыл о чести:

  • Будучи маленьким, продавал своим одноклассникам еду.
  • Повзрослев, провернул аферу с «мёртвыми душами». Не гнушаясь ради достижения цели не только подкупом, но и умалчиванием или обманом.

Не в лучшем свете выглядят и помещики, ради собственной выгоды вступившие в сделку. Они не думают ни о своей, ни о чьей-либо ещё чести, видя только способы улучшения своего материального состояния. Описаны в произведении и чиновники, пользующиеся своим служебным положением и берущие у посетителей взятки.

Персонажи других произведений

Также примеры можно взять и из других произведений. Среди них:

  • Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин принял участие в неоднозначной дуэли, не допустив осуждения себя светом, но погубив жизнь молодого поэта. Татьяна отказалась от любви, чтобы сберечь честь своей семьи.
  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Чиновники здесь не стесняются брать взятки. Хлестаков, принятый за ревизора, с радостью пользуется бесплатными благами.
  • Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий запятнал честь, предав своих родных ради возлюбленной. Остап и Тарас остались верны казачьему слову.
  • Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Мальчик остался в темноте охранять воображаемый склад, потому что пообещал это подросткам в игре.
  • Рассказ А. Чехова. «Доктор». Осип Степанович Дымов ценой собственной жизни спас пациента, оставшись верен врачебному долгу.

Грамотное завершение сочинения

Вдохновляющие, героические примеры из мировой литературы демонстрируют, почему смолоду надо беречь честь. И одновременно с этим рисуют низкий облик тех, кто пренебрегает этим. Конечно, в них описаны далеко не ординарные, сложные ситуации, во многих из них выбор был действительно серьёзен и очень важен.

Тем более строго нужно относиться к своим нравственным качествам в повседневной жизни. Ведь честь — это не осуждать других за спиной, не лгать, не делать кому-то плохо ради своей выгоды, с любовью, пониманием и терпением относиться к окружающим, не только людям, но и животным. Так что совсем не обязательно подвергаться смертельной опасности за отказ присягать врагу, чтобы прослыть достойным человеком.

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ по произведению А.С. Пушкина Капитанская дочка.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

А сейчас – к делу.

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

Поверьте мне, я чист душою., Н. Рубцов

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Читайте также:
Национальный образ Онегина: сочинение

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Несколько полезных идей можно также почесрпнуть с этого слайда:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: