Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Пушкин А. С. школьное сочинение по произведению на тему, Евгений Онегин, Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
А. Пушкин

Прочитав роман Пушкина “Евгений Онегин”, я действительно получил много информации о частной жизни дворян того времени. Причем в глаза бросилась большая разница между поведением, устремлениями и бытом столичных и провинциальных дворян.
Провинциальные дворяне были книгочеи, особенно девушки. Героиня романа в стихах Татьяна Ларина с ранних лет увлекалась сентиментальными романами, которые ей “заменяли все”, да и Онегин, оказавшись в деревне, немало времени проводит за чтением.
Провинциалы наслаждаются поэзией сельской народной жизни. Татьяна увлекается гаданиями. Словом, присутствие сказочного духа сильно украшает жизнь селян-помещиков.
Провинциалы лучше знали и чувствовали народ, его проблемы и надежды.
На Онегина деревня повлияла самым лучшим образом: он стал замечать трудности крестьян и начал предпринимать реформы, чтобы облегчить их жизнь:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.
Большой популярностью и любовью пользовалась среди провинциальных дворян и народная песня. Например, “песня девушек”. Дело в том, что при сборе ягод девушкам, по распоряжению суровой помещицы, запрещалось их много есть, и, чтобы девушки не нарушали приказание, их заставляли петь.
Типичный представитель столичного дворянства Онегин в городе был “порядка враг и расточитель” и уж, конечно, не замечал народные нужды, проводя время в светских салонах.
А сейчас он:
.сельский житель
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный.
Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.
В семьях дворян “.хранили в жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные праздничные обряды. На масленице у них блины водились. Любили песни, хороводы.
Уходили они из жизни тихо, без суеты. Имели скромные надгробья со столь же сромными надписями:
Смиренный грешник,
Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.
По надгробным надписям можно судить, что селяне-помещики не были людьми тщеславными, хотя среди них было немало достойных высоких слов людей. Тот же Дмитрий Ларин, например, имел за мужество Очаковскую медаль, но об этом мы узнаем только из уст Ленского, которому Ларин в детстве давал ею поиграть. Такой факт свидетельствует о высоких духовных качествах этого дворянина и нравственной чистоте и скромности.
Нравственное начало особенно ярко проявилось в образе Татьяны Лариной. Я бы добавил еще к ее отличительной черте удивительную тонкость и чуткость натуры, которой не сыщешь среди столичных девушек.
Итак, Онегин, описав очередной жизненный круг, полный разочарований и пустых увлечений, вновь встречает Татьяну и всей душой устремляется к ней, поняв и наконец оценив ее в полной мере. Но, увы, в ответ он услышал:
Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Татьяне и в этот момент не приходит в голову лукавить, кокетничать, – скрывать свои чувства. Она искренна в любви.
Мне кажется, проживи она большую часть жизни в столице, духовный мир ее не был бы так крепок.
Взглянув под таким углом на жизнь столичных и городских дворян того времени, я убедился, что духовный мир последних был гораздо богаче, ближе к народу, и такие герои Пушкина, естественно, вызывают у меня больше симпатии, нежели столичная золотая молодежь пушкинской эпохи.

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

Читайте также:
Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: сочинение

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.

Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Читайте также:
Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»): сочинение

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,
И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Описанием одного дня Евгения Онегина, Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

«Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»»

В то время, когда жил великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин, очень распространенным способом общения между людьми являлись письма. Этот эпистолярный жанр получил широкое распространение и в литературе того времени. Сокровищница литература знает множество повестей и романов в письмах. Отчасти, появление такого художественного средства в русской литературе является некоторым подражанием литературе французской. Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих произведениях письма довольно-таки часто, поскольку именно в письмах герои произведений Пушкина ярко и полно проявляли свои чувства. Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» вся построена на послании, написанном Петром Гриневым. В этой повести Пушкину удалось одновременно затронуть и исторический момент, и психологический, и бытовой, и общественный, а также личные переживания героев. И именно письма помогли передать все то. что хотел сказать автор. А письма, которые встречает читатель в произведении, очень и очень разные. Например, в некоторых из них говорится об истории. В письме генерала капитану Миронову говорится о «раскольнике», «злодее» и «самозванце» Пугачеве, которого необходимо было устранить. Кроме истории, в этом письме слегка затронуты бытовые и философские моменты, которые выражаются в попытке Ивана Кузьмича не показывать истинное положение дел Василисе Егоровне, в изображении одиночества Пугачева а также в вопросе Гринева «Как ты думаешь, чем это кончится?», который он задает после этого письма. Противопоставлением этому письму является воззвание Пугачева.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Эти два письма как бы дают характеристику двум противоборствующим лагерям. Ярко изображаются бытовые и нравственные конфликты в письмах Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, а также оренбургскому генералу. В этих письмах передана правда царившей жизни. Личный и психологический конфликт ярко выражен в письме Маши. В этом послании перед читателем открываются характеры Швабрина, Гринева и самой Маши. Но письма служат не только для изображения какого-либо конфликта. Благодаря им, создается неповторимая композиция произведения, развивается его сюжет. Завязкой произведения является письмо, написанное отцом Петруши своему давнему товарищу. Этим письмом «рушатся» все «блестящие надежды» Петруши, поскольку оно адресовано не князю Б. Этим письмом Александр Сергеевич Пушкин затронул также очень распространенную и популярную в русской литературе тему «отцов и детей», поскольку отец Петруши в данном случае просто навязывает свою волю сыну. Характер самого Петра Андреевича раскрывается в письме Зурина Гриневу, в котором от Гринева требуется применение Решительных мер, а также в письме отца Гринева Петру и Савельичу, в котором читатель видит невозможность быть вместе Гринева и Маши. В этом письме мы также видим изображение некоторых черт характеров Маши, Швабрина и отца Петра Андреевича. Ответ же Савельича можно считать попыткой помирить сына с отцом и вернуть ход жизненных событий в привычное русло. Важное значение для Гринева имеет адресованное ему письмо Маши.

Это письмо заставляет Гринева противодействовать существующей политике «осторожности» и «благоразумия». В этом же письме раскрываются и некоторые черты, которые присущи Маше. Ее фразы «Богу было угодно», «молю Бога!» показывают ее смирение перед Богом, а «легче… умереть, нежели сделаться женою такого человека» показывают ее девичью гордость. Секретное письмо Зурину, в котором говорится о необходимости ареста Петра, придает неожиданности сюжету, меняет его размеренный ход. Письмо Маши Екатерине является развязкой произведения. Таким образом, все письма, которые читатель видит в повести «Капитанская дочка» являются средством, которое служит для развития сюжета, а также для яркого и полного изображения характеров героев произведения. Кроме того, язык, которым написаны эти письма, позволяет понять действия персонажей повести, а также более ярко и живо представить образы действующих лиц.

Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»: сочинение

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА А. С. ПУШКИНЫМ (по повести «Капитанская дочка»)

Письма в пушкинские времена были чуть ли не главным средством коммуникации. С появлением светской литературы эпистолярный жанр обретает новую жизнь, становится художественным средством. Появляются повести и романы в письмах. Это, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности Руссо <ведь роман «Юлия, или Новая Элоиза» был написан в виде писем).

Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо,- выражение мыслей и чувств на бумаге, становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с этих позиций.

Пушкинская «Капитанская дочка», кстати, вся написана в виде большого письма, послания, «записок» — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам.

Но начнем не с этого. Как же влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре повести? Итак, с одной стороны, жанр исторического повествования определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название («Капитанская дочка») обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти плана взаимосвязаны.

Поэтому можно говорить о нескольких пластах в повести: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, вносящие живую струю в произведение.

Есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической за-

писке как на лексическом, так и на стилистическом уровне и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение, Сначала экспозиция — вводится образ Пугачева, «раскольника», «злодея», «самозванца». Затем идет динамичная картина’ его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм — «собрал», «произвел», «разорил», «учинял». И вывод — приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея».

Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые, и философские вопросы. Так, например, приписка «по секрету» обьпрывается Пушкиным в добром и немного ироничном ключе при описании попытки Ивана Кузмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны. Употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества. Именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»

Читайте также:
Шуйский - характеристика литературного героя: сочинение

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий служит созданию характеристик обоих лагерей. Это начальная точка сравнения их (эта тема будет развита далее при описании двух советов).

Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не’ случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).

Пушкин не ограничивается этими письмами и посланиями. В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины И отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца, Ца-

рица расточает «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».

Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло.

Рассмотрим их согласно «хронологии» романа. Все «блестящие надежды» Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с Гриневым-младшим, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.

Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с «ежовыми рукавицами»). Этим постоянным навязыванием воли отца сыну Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и «детей», «мудрости и неопытности».

Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам («сейчас» или «никогда»)! Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).

Письмо передает негодование отца. «Сын мой Петр!» — начинается оно, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому построению, звучит как приговор. И становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что «все дело пошло к черту».

Обращение же к Савельичу еще более сурово. «Стыдно тебе, старый пес!», «пошлю свиней пасти!» — пишет ему отец Гринева. У Но все же Пушкин изображает его и как отца, заботящегося как о физическом («Хорошо ли его залечили?»), так и о духовном («Что из тебя будет?») здоровье сына.

В ответном письме Савельич пытается

вернуть все на прежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку помирить отца с сыном и «восстановить» ход событий жизни.

Но приходит еще одно, уже секретное письмо, меняющее не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей Белогорской крепости. Потом в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев, который грабит и убивает, но по счастливой случайности спасает Гринева.

Преподнесенный «злодею» Савельичем список «разграбленного добра» и последующий «припадок великодушия» вождя бунтовщиков не позволяют расценивать Пугачева лишь как тирана и «кровопийцу».

Отпущенный Пугачевым Гринев приезжает в Оренбург. Но там, среди своих, он не находит поддержки у чиновников. И лишь письмо Маши побуждает его пойти против бездеятельной политики «осторожности» и «благоразумия».

Важна роль этого письма и в раскрытии образа Маши. Смирение пред Богом («Богу было угодно», «молю Бога!») и девичья гордость («легче. умереть, нежели сделаться женою такого человека») сочетаются в ней. Большое значение имеет письмо в развитии сюжета и раскрытии других характеров (благородство Гринева, великодушие Пугачева и подлость Швабрина).

Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева. И вот. в «самую минуту», когда будущая жизнь стала представляться в какой-то степени улаженной, «неожиданная гроза поразила» Петрушу.

Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину и содержащая предписание об аресте Петра. Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в имении Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича.

Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей.

И совершенно случайно встретившись с царицей, передает ей письмо, что исправляет все положение. Это и есть развязка всей повести, именно на этом заканчиваются записи Гринева.

Подведем итоги. Письма героев не только помогают развитию сюжета, композиции, но и раскрывают характеры героев, их мысли и чувства. Кстати, речь героев индивидуализирована даже в письмах, что создает живую характеристику их образов, помогает лучше понять их действия.

Анализ и жанр произведения Пушкина «Капитанская дочка»

Источники произведения. Историзм повести

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1832-1836) представляет собой особую грань таланта великого русского литератора первой половины XIX в. — его прозу. Повесть отличается глубоким историзмом и представляет собой научное и художественное исследование одного из важнейших исторических событий в развитии России в XVIII в. — восстание Емельяна Пугачева. Повесть имеет следующие исторические источники:

Читайте также:
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение

✓ исторические документы, государственные и частные архивные материалы;

✓ поездки Пушкина по тем местам, где разворачивались описываемые в повести события, и изучение этнографических материалов;

✓ беседы с очевидцами и участниками событий;

✓ изучение устных преданий, сказаний и песен, связанных с описываемыми событиями;

✓ изучение литературных и исторических произведений других авторов, посвященных данной тематике, и среди них можно выделить:

• труды А. Сумарокова;

• книгу неизвестного французского автора «Ложный Петр III»;

• «Рассказ моей бабушки» А.П. Крюкова;

• рассказ Н.И. Стахова «Благодарность»;

• повесть П.М. Кудряшова «Сокрушитель Пугачева, Илецкий казак Иван»;

✓ создание на основе найденного и переработанного материала исторического труда «История Пугачева», а затем и художественного произведения «Капитанская дочка».

Повесть «Капитанская дочка» как историческое произведение имеет следующие особенности:

✓ не несет ложной тенденциозности в повествовании, не изобилует ужасом и кошмаром, связанным с появлением Пугачева, а показывает, как казаки, крепостные башкиры и чуваши пошли за своим лидером;

✓ отвергает односторонность многих произведений, освещающих данные исторические события и личность Пугачева («Ложный Петр III»);

✓ по-своему дает толкование событий и поступков героев, например отказ от изображения Хлопуши как вмещающего в себя все негативные черты;

✓ развертывает единичный эпизод в грандиозную картину общественных потрясений;

✓ отвергает идеализацию предателя — адъютанта Ивана, который обманным путем поймал Пугачева.

«Основательное знакомство и тщательная работа с многочисленными источниками позволила Пушкину глубоко постичь историческую действительность и дать ее яркое реалистическое изображение» (Роговер).

Жанр и история возникновения

Многие читатели считают, что творение А. С. Пушкина — это рассказ, но на самом деле это не так. Произведение нельзя относить к малой прозе. Александр Сергеевич Пушкин жил в то время, когда к романам и повестям относились только многотомные труды, такие как «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», например. По этой причине жанр произведения «Капитанская дочка» автор обозначал, как повесть. Но пытаясь определить направление, приходится признавать, что у него также есть признаки романа.

История жизни героев охватывает большой промежуток времени. Автор подробно описывает множество персонажей второго плана. Кроме того, Пушкин рассказывает читателям обо всех этапах возмужания Гринева, и это тоже относится к признакам романа. Когда автор работал над ним, то выбирал за основу исторические факты. Это было необходимо, чтобы раскрыть особенности крестьянской войны для потомков. Из всего вышесказанного следует вывод, что «Капитанская дочка» может быть отнесена к жанру исторического романа.

Толчком к созданию книги послужили работы Вальтера Скотта, мастера исторического романа. Его манера создания сюжетов и погружения в историю при написании книг вызывали восторг среди русских читателей. В то время Пушкин, собираясь написать свой роман, собирал информацию о хрониках крестьянских восстаний под предводительством Пугачева. Делал он это так, чтобы донести до аудитории художественный замысел событий русской истории.

«Капитанская дочка» создавалась и публиковалась от имени Петра Гринева в журнале «Современник» незадолго до смерти автора. Стиль, которым описывает Пушкин те времена, сбивал с толку аудиторию, читатели не могли понять, кто же на самом деле автор.

Образы и своеобразие повести

Своеобразие повести «Капитанская дочка» в первую очередь обусловлено созданными в ней образами Гринева-младшего, Маши Мироновой, семейств Мироновых и Гриневых и, конечно, ярким образом Емельяна Пугачева, который выступает центральным образом повести и сосредоточивает вокруг себя все ее сюжетные линии и конфликты. Образы повести можно охарактеризовать следующим образом:

✓ важное место в композиции и системе характеров и образов семьи Гриневых, так как именно с рассказа об этой семье начинается повествование;

✓ тесная связь Гриневых с образами и характерами героев комедии Фонвизина «Недоросль», и это выражается в следующих деталях:

• рассказ о женитьбе дядюшки;

• большое количество детей, умерших в младенчестве;

• сходное с фонвизинским изображение отпрыска — «недоросля» Петруши;

• плохое воспитание подростков людьми, не склонными дать полезное и ценное юному Петруше и фонвизинскому недорослю;

• юмор, переплетающий все нити повествования;

• сходные картины помещичьего быта;

• присутствие рабски преданного слуги рядом с юным героем;

✓ наличие ряда расхождений с фонвизинской пьесой, которые сводятся к следующему:

• Гриневы не утратили связь с культурой XVIII в.;

• Гринев-младший воплощает лучшие черты своих родителей — преданность долгу, честность, человечность;

• семейство Гриневых свято чтит старые традиции: благословение, старинные заветы и обычаи;

✓ постоянное развитие и динамика характера Гринева-младшего, которые заключаются в росте его личности и постепенном взрослении, и это осуществляется автором через композицию повести, условно делящую повесть на три части и своеобразие которой заключается в следующем:

• первая часть повествует об истории жизни Гринева до пугачевских событий;

• вторая часть повести рассказывает о коллизиях судьбы героя во время пугачевских событий: захвата крепости, деяний Пугачева и его помощников и т. д.;

• третья часть содержит в себе финальные эпизоды жизни Гринева в контексте его участия в пугачевских событиях, арест, суд и освобождение;

Читайте также:
Образ страдающего эгоиста в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин: сочинение

✓ своеобразие образа капитанской дочки Маши Мироновой, которое заключается в следующем:

• эволюция образа ее личности и характера от неброскости и обыденности внешнего облика и застенчивости, молчаливости, преобладающих в характере, до раскрытия в процессе повествования и событий, происходящих с героями, таких черт личности, как внутренняя красота, мужество, твердость и в то же время нежность и чуткость;

• тесная сращенность с фольклором и облика, и судьбы героини: спасение ее «разбойником», сказочность в преодолении жизненных препятствий, народность имени, языка, портрета, поведения;

✓ своеобразие и яркость центрального героя повести — Емельяна Пугачева, и это своеобразие проявляется в следующем:

• преодоление той тенденциозной линии, которая преобладала в изображении Пугачева в русской литературе того времени и изображала его как дикого и имеющего жестокие и страшные пороки бунтаря;

• пренебрежение сложившимися в литературе стереотипами в изображении образа Пугачева, начиная с описания его внешнего облика, который воспроизводится до мельчайших индивидуальных деталей («плутовской» прищур глаз, седина в бороде, веселый непритворный смех и т. п.);

• самобытность речи, в которой много пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов и т. п.;

• существенность внутренних черт вожака бунтарей: размах натуры, великодушие, смелость, справедливость и т. п.;

• связь образа Пугачева с фольклорными мотивами и народным творчеством (рассказы самого Пугачева, эпиграфы к главам);

• важнейшая роль Пугачева в сюжете повести: спасение Маши от гнева сподвижников, благословение Маши и Гринева;

• рассмотрение образа Пугачева не идеализированно, а с позиции историзма и объективной правды, указание на его безудержную жестокость по отношению к невинным, совершенные им массовые убийства и т. п.

Новаторство повести в первую очередь определяется ее необычным, нетрадиционным освещением исторических героев и вымышленных персонажей.

Сюжет книги

В начале произведения автор знакомит с совсем юным Петром. Вся жизнь молодого человека состоит в «непыльной службе». Большую власть над ним имеет отец, который воспитывает юношу в строгости, внушая сыну, что:

  • нужно быть верным отечеству;
  • бережно относиться к традициям семьи;
  • не гордиться наградами.

Покинув родные места, герой сразу сталкивается с реальной жизнью. Играя в карты, он проигрывает, обижает своего слугу. После этого он влюбляется в Марию и рискует ради нее на дуэли со Швабриным. Узнав, что Петр задумал жениться, отец не дает своего родительского благословения на брак с любимой. Далее по сюжету парень встречает Пугачева, который дарует Петру снисхождение и уважает выбор юноши. В дороге он отдает казаку свой полушубок и ведет себя с ним весьма приветливо, тот отвечает ему тем же. И где бы ни был главный герой, его всегда выручают простота и добродушность.

Но на этом жизнь не перестает испытывать Петра на прочность и снова заставляет сделать выбор между любовью и долгом перед родиной. Правда, в этот раз выбор героя падает на любовь. Ему удается спасти любимую из подлых рук Швабрина. Во время встречи с Пугачевым тот снова проявляет уважение к Петру и отпускает Марию, но власть жестока и всегда помнит об ошибках. По этой причине Гринева судят без суда. Но любовь способна на многое.

Мария пытается вымолить у Екатерины Второй помилование для Петра, и ей это удаётся. Все заканчивается счастливым финалом — Петр и Мария получают родительское благословенье и венчаются. Пугачева приговаривают к казни. Это краткое повествование событий произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Говоря о том, какова композиция произведения, можно выделить 14 глав, которые вносятся в виде мемуаров. Изложение стройное, четкое и последовательное. Основной смысл заложен в экспозиции, представленной в первых двух главах.

Характерной особенностью каждой части является присутствие эпиграфов. Повествователем выступает сам автор.

Поднятые темы

На первый план выходит тема нравственности. Петр демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин — их отсутствие. В произведении напрямую прослеживаются пути влияния условий жизни на судьбы молодых людей. Несмотря на изворотливый нрав Алексея, правда оказывается на стороне Петра. Что касается проблематики «Капитанской дочки», на первое место выходят темы чести и долга, взаимоотношений между обществом и властью, вопросы воспитания личности.

Роман был издан в журнале «Современник» незадолго до гибели автора и опубликован от лица Гринева. Честь и бесчестье стали ключевыми по важности темами в нем. Каждый герой исторического романа имел право выбора и пошел своей дорогой. Мария последовала зову сердца и не решилась на выгодный брак со Швабриным. Гринев не раз ставил на первое место чувству долга перед родиной, даже когда под угрозой была его собственная жизнь. Ну а Швабрин смотрел на все вопросы с точки зрения выгоды, поэтому и не страшился позора.

Таков краткий анализ «Капитанской дочки», который будет полезен поклонникам творчества Пушкина, а также ученикам старших классов, проходящим произведение. Если говорить о том, какие идеи она пропагандирует и чему учит, в первую очередь можно указать на добродетель, верность и честность. В этом заложен основной смысл повести.

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина “Капитанская дочка”

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась “История Пугачева”. Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Читайте также:
Пётр Первый: сочинение

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? “В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху,

развитую в вымышленном повествовании” – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография

известного политического или культурного деятеля.

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия “жанр” в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения, наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В “Капитанской дочке” писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография.

Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: “Капитанская дочка” – роман о конкретном историческом событии, здесь присутствуют и реальные исторические лица, но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками.

Да и по своей морали он считает пугачевцев “шайкой”, “разбойниками”, а Пугачева – “бродягой”, “самозванцем”; он осуждает “русский бунт”. В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из “записок” Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии “издатель” говорит, как ему досталась “рукопись”: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что “издатель” занимается “трудом, относящимся к временам, описанным его дедом”. “Издатель” – литературная маска Пушкина, под “трудом” подразумевается “История Пугачева”. В послесловии указана и степень участия “издателя” в роботе над рукописью: он решил “издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”.

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского “присутствия” в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева.

Иными словами, эпиграфы можно назвать “конспектами” глав.

Таким образом, роман “Капитанская дочка” – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа “Капитанская дочка” мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский.

И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина А. С. Во глубине сибирских руд (В Сибирь).: сочинение

Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?

В чём своеобразие авторской концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева?

Своеобразие фронтовой поэзии. (На примере стихотворений одного из поэтов русской литературы)

Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

Начните своё рассуждение с мысли о том, что в XIX веке письмо использовалось как одно из основных средств коммуникации, потому этот жанр активно использовался и в литературе. Можно отметить, что в Европе появляются даже эпистолярные романы (Ж.-Ж. Руссо, Б. Стокер). Традиции использования письма как художественного средства в русской литературе развивает в своём творчестве А. С. Пушкин.

Говоря о романе «Капитанская дочка», отметьте, что весь текст — это, как замечал автор, «записки Гринёва», но укажите, что и письмам как жанру А. С. Пушкин отводит отдельную роль. Прежде чем переходить к осмыслению данного структурного элемента текста, обратитесь к роману с точки зрения задач, которые ставит перед собой автор: показать эпоху и человека в тесной взаимосвязи. Использование автором писем в тексте подчинено его авторскому замыслу. Письма носят как личный характер, так и общезначимый. Среди них можно выделить те, что относятся к исторической составляющей романа, и те, что к частной жизни героев. Далее можно построить текст, следуя сюжету, определяя композиционную роль эпистолярного жанра в романе. Так, завязкой произведения можно считать письмо отца Гринёва, которое определит дальнейшую судьбу Петруши. В экспозиции характера главного героя определяющую роль сыграет письмо Зурина с призывом перейти к решительным действиям. В развитии сюжета обратитесь к письмам отца Гринёва к Петру и Савельичу, предопределяющим любовный конфликт, и письму о Пугачёве генерала капитану Миронову, намечающему главное идейное противостояние. Письмо Маши к Гринёву — кульминация — определит следующую сюжетную коллизию, связанную с активными действиями Петра, приведшими его к аресту. О наказании героя опять же станет известно из секретного донесения Зурину, а также из письма князя Б. отцу Гринёва. В развязке повествования письму вновь отводится решающая роль: Маша отдаёт царице послание, которое и разрешает судьбу героев. Приведите примеры. Сделайте вывод о том, что в пушкинском тексте композиционно письмо отменяет предполагаемый ход событий, изменяя русло развития сюжета.

Необходимо отметить также, что эпистолярный жанр помогает автору и в раскрытии характеров героев. При анализе можно обратиться к письмам отца Гринёва, которые «разоблачают» их автора, проливают свет на конфликт «отцов и детей». Кроме того, прокомментируйте послание Маши Мироновой, в котором предстаёт целая галерея характеров: и Гринёв, и Швабрин, и Пугачёв, и сама Мария. Приведите примеры. Обратите внимание и на то, что речь героев в письмах индивидуализирована. Сделайте вывод о том, что использование эпистолярного жанра помогает автору раскрыть внутренний мир героев.

Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?

Формулируя развёрнутый ответ на данный вопрос, покажите, что образ героя-идеолога начинает формироваться в русской литературе в XVIII веке. Совершив краткий экскурс в историю русской литературы, убедитесь, что первым эскизом этого образа можно считать путешественника А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). В первой половине XIX столетия образ героя-идеолога получает всестороннее развитие в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». К идеологам можно отнести и лермонтовского Печорина, который в заключительной новелле романа «Герой нашего времени» излагает свою фаталистическую теорию. Героем этого типа считается и Бельтов из романа А. И. Герцена «Кто виноват?».

Далее покажите, что во второй половине XIX века герой-идеолог становится главной фигурой русской литературы. Подтверждение этому — знаменитые романы 60‑х годов: «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Отметьте заслуги И. С. Тургенева в создании этого литературного типа. Покажите, что его подход к личности и характеристике внутреннего мира Базарова находится в непосредственной связи с собственной авторской оценкой философских, общественно-политических и эстетических воззрений героя. Отметьте полноту слияния психологического, историкотипологического и идеологического аспектов в характеристике личности Базарова. Укажите, что это имя стало нарицательным обозначением определённого этапа развития общественной мысли.

Кратко охарактеризуйте модификацию героя-идеолога, предложенную Ф. М. Достоевским. Подчеркните, что самосознание Раскольникова становится художественной доминантой в построении образа, предполагая радикально новую авторскую позицию по отношению к персонажу.

Отметьте, что определяющей чертой героя Ф. М. Достоевского становится жизнь во власти идеи. Идея неотделима от её носителя, поэтому Раскольников всё окружающее подчиняет себе, окрашивает своими представлениями, превращает в факт собственного сознания.

Установите определённое сходство в структуре и смысловой наполненности этих образов. Покажите, что в художественных мирах своих произведений Базаров и Раскольников даны как люди необыкновенные, однако Базаров — фигура гораздо более масштабная, чем построивший по готовым образцам свою идею Раскольников. Достоинство Базаровамыслителя и несомненное преимущество его над Раскольниковым состоит в непредвзятости подхода к явлениям действительности, в отсутствии теоретического догматизма, в свободе и полноте взаимодействия героя с миром. Раскольников не является трагическим героем, а Базаров, оказавшись лицом к лицу со смертью, проявляет неподвластную болезни силу ума, волю, достоинство и величие духа. Его поведение действительно подвиг.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

В заключении сделайте вывод о том, что созданные в литературе герои-идеологи — яркие личности, наделённые сложной судьбой, отражающей исторический и этический смысл их идеологии.

В чём своеобразие авторской концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева?

Создавая сочинение на данную тему, отметьте, что своеобразие концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева обусловлено представлениями автора о неразрывной связи социального и нравственного в человеке. Поэтому в произведениях этого писателя лирико-философская линия всегда сосуществует с публицистической, в результате чего возникает особая атмосфера напряжённых раздумий, метаний, мучительных поисков.

Покажите, что в основе представлений В. П. Астафьева о том, каким должен быть человек, лежит осознание необходимости товарищества, солидарности, духовного единства всех людей. Тоска по такому единению звучит практически во всех его произведениях («Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Последний поклон»), определяя характер ценностных ориентаций, в которые включены персонажи В. П. Астафьева. Наиболее естественными писатель считает те жизненные формы, которые развивают в людях данные черты характера.

Отметьте, что в Борисе Костяеве («Пастух и пастушка») сконцентрированы возвышенные, наивные представления об идеальном человеке и его мирном предназначении на земле. Ассоциативные параллели героя В. П. Астафьева сближают его с пасторальными пастухами, кавалером де Грие, Дон-Кихотом и персонажами древнерусских житий. Черты этих идеальных типов проявляются в облике пехотного лейтенанта, не разрушая социальной и национальной определённости народного характера.

Обратите внимание на то, что в характерах положительных героев произведения «Царь-рыба» Акима, Коли, матери Акима, Павла Егоровича и других воплощается в разных моделях идея «добра без кулаков», которая парадоксально уживается с проповедью добра активного, способного себя защитить. Определяющей чертой народного характера становится умение «быть душевно преданным каждому человеку». Писатель подробно исследует почву, на которой произрастают такие характеры. Боганидинский артельный мир становится воплощением естественно-природной стихийной жизни человека.

Установите, что в книге «Последний поклон» появляется герой, во многих случаях оторвавшийся от земледельческого труда и строгого размеренного уклада, но при этом сохранивший в себе стержневые позитивные народные ценности. Такому герою свойственно сочетание внешней грубоватости, даже ожесточённости с внутренней добротой, потребностью в братстве и любви. В подобных характерах автор подчёркивает не беззащитность, а умение постоять за себя, не потеряться в любых затруднительных ситуациях.

Сделайте вывод о том, что концепция народного характера воплощается в творчестве В. П. Астафьева средствами социально-философского и социально-психологического анализа.

Своеобразие фронтовой поэзии. (На примере стихотворений одного из поэтов русской литературы)

Создавая сочинение на предложенную тему, вспомните, что задача литературы военного времени — формирование массового «оборонного сознания» и расширение читательской аудитории до масштабов всего воюющего народа. Покажите, что фронтовая поэзия способна увлекать читателя силой публицистических обобщений, отображать личностно выраженные и одновременно всеобщие мысли и чувства.

Выберите в качестве примера фронтовую поэзию Константина Симонова (рассмотрите стихотворения «Ты помнишь, Алёша…», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Жди меня» и другие на ваш выбор).

Отметьте, что герой фронтовой поэзии — человек, осознающий свои исторические корни, носитель идеалов национального сознания, духовных ценностей и традиций. Он настоящий патриот, бескомпромиссный в вопросах чести и долга, переживающий сильные душевные потрясения, мужающий под воздействием жизненных испытаний. Его поведение, жизнь и смерть освящаются идеей героической жертвенности и осмысливаются как пример для подражания.

Отметьте, что поэт стремится не просто создать образ человека из народа, подчеркнуть его бесстрашие, но и показать обыденность, естественность подвига на войне, совершаемого по велению сердца. Убедитесь в том, что в произведениях этого периода утверждалась мысль: героями не рождаются, а становятся в ходе суровых испытаний.

Охарактеризуйте отличительные особенности художественной структуры военных произведений. Покажите, что наряду с традиционными жанрами автор использует востребованные временем специфические формы.

В заключении сделайте вывод о том, что фронтовая поэзия К. М. Симонова, находясь в русле литературного процесса периода Великой Отечественной войны, отразила важнейшие особенности русского национального самосознания. Военная лирика показала героя времени во всей его сложности как средоточие гуманистических качеств, воплотившихся в героические дела, совершаемые во благо любимой родины, ради мира на земле.

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4464.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 4464.

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: