Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.

Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.

Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

2 вариант

Капитанская дочка – исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.

Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.

Другой герой романа -Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить. Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.

Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой. Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.

Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.

В итоге Мария получила награду за все свои страдания – спасение любимого.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

орький Максим – великий русский писатель, который подарил миру множество интересных произведений, таких, как «На дне», «Детство», а также такого персонажа как Старуха Изергиль. Многие люди любят его творчество, но не все из них знают о самом писателе.

Милосердие и доброта – это одни из самых главных качеств современного человека! Они идут бок обок, понятия этих слов близки. Но, тем не менее, есть и различия у этих качеств характера. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.

Читайте также:
Авторское сочинение по роману Евгений Онегин: сочинение

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах

Написание собственных произведений в жанре сказок писатель осуществляет в нескольких целях, включающих в себя прохождение цензорского контроля, реализации сатирического таланта

Солженицин в своем произведении Матренин двор зацикливает внимание читателя на нескольких центральных элементах, которые играют весомую роль в целостности сюжета. Одним из них является дом главной героини Матрены.

Роль писем героев в романе Пушкина ” Капитанская дочка ” – сочинение по “Капитанская дочка” Пушкин А. С

Эпистолярный жанр, сложившийся на Руси уже к 16 веку, был не только средством общения, но позже и средством создания литературного произведения. Вслед за французами (в частности – Руссо) появляются в России повести и романы в письмах. Письма давали возможность писателю характеризовать индивидуальность автора письма.

Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге, становится своеобразной проверкой для героя. «Ум» и «сердце», «чувства» и «разум» обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций.

Весь роман Пушкина «Капитанская дочка» предстает перед читателями в виде большого письма, послания, «записок» — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя).

Как влияют письма на развитие действия? Какова их художественная роль в структуре романа?

Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название («Капитанская дочка») обнаружило еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в его времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти «плана» взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, «вносящие» живую струю в роман.

В произведении представлены письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — «раскольник», «злодей», «самозванец»), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм («собрал», «произвел», «разорил», «учиня», «произведя»), и вывод (приказ отразить, а то и истребить «указанного злодея»). Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые и философские вопросы.

Так приписка «по секрету» обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузьмича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: «Как ты думаешь, чем это кончится?»

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов).

Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).

В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца: «…похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова», — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова («Ум с сердцем не в ладу»).

То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова «живой» и «не живой» жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта).

Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя.

Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно «хронологии» романа. Все «блестящие надежды» Петруши «рушатся», ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с «ежовыми рукавицами»). Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему «отцов» и «детей», «мудрости и неопытности»…

Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам («сейчас» или «никогда»). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина).

С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. «Сын мой Петр!» — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как «Сын мой Камень!» (ведь Петр в переводе с греческого — «камень»), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. «Стыдно тебе, старый пес!», «пошлю свиней пасти!» — пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом («Хорошо ли его залечили?»), так и о духовном здоровье («Что из тебя будет?») сына.

В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. «Грамота» его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и «восстановить» ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости.

И вот… в крепости появляется уже знакомый по письму «злодей» Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список «разграбленного добра» и последующий «припадок великодушия» не позволяет расценивать его лишь как тирана. А Маша спасена и отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринева.

И вот… в «самую минуту», когда будущая жизнь только стала радужно представляться Петруше, «неожиданная гроза поразила» его… Новым ударом становится секретная бумага, пришедшая Зурину, об аресте Петра.

Можно сказать, что письма в контексте романа и есть сама жизнь, непредсказуемая и изменчивая. Так внезапно меняется и уклад жизни в именье Гриневых после получения письма от князя Б., извещающего об аресте Петра Андреевича. Кажется, что дело непоправимо, ведь благородство Гринева не позволяет ему вмешивать Машу. Но она сама пишет прошение Екатерине и отправляется в Петербург, дабы лично вручить его ей. И совершенно случайно встретясь с царицей, передает ей письмо, что и исправляет все положение. Это и есть развязка всего романа, именно на этом заканчиваются записи Гринева.

Итак, можно уверенно сказать, что письма в тексте произведения не только раскрывают индивидуальные характеры их авторов и придают всему тексту повествования историческое звучание, но ещё и влияют на композиционное построение сюжета, являясь иногда поводом для неожиданного поворота в сюжете.

Француз Бопре в романе Капитанская дочка Пушкина

Во времена, которые описываются Пушкиным в Капитанской дочке, многие знатные люди иностранцев для воспитания детей. При этом не всегда иностранные педагоги были педагогами в полном смысле этого слова. Люди из других стран пользовались спросом на такую «экзотику» и даже будучи ранее кондитерами или простыми солдатами, отправлялись в Россию на заработки.

Собственно, Пушкин через француза Бопре описывает именно этот феномен. Этот герой повести ранее работал парикмахером, после чего служил солдатом в Пруссии.

Изначально, согласно заключенному контракту, преподавателю нужно было обучить Петра Гринева разнообразным областям знания и также немецкому и французскому языкам. Тем не менее, по факту Бопре сам учится к Петра, которого учит с 11 лет, русскому языку. Он не прикладывает практически никаких усилий к обучению юноши, но тот этому вполне рад.

Бопре использует свои познания в русском языке для того чтобы обеспечить потребности в рамках основной собственной страсти – женщины. Француз является любителем противоположного пола и стремится всячески завоевать внимание прекрасной половины человечества. За такое поведение он нередко получает не самый приятный ответ, но иногда и добивается собственной цели.

В частности, в повести описывается, как ему удается соблазнить двух молодых и неопытных крепостных: прачку и коровницу. Как говорит автор, Бопре удается «соблазнить неопытность» этих юных особ.

Помимо этого француз является падким до алкоголя и подобно тому, как легко и с собственной пользой меняет родной язык на русский, он меняет привычные ему вина на русские настойки, которые с удовольствием употребляет в неумеренном количестве. В связи с этим нередко Бопре не может стоять на ногах или спит на занятиях с Петром. Именно за безделье и склонность к алкоголю Андрей Гринев в итоге выгоняет репетитора.

Читайте также:
Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Пушкин описывает эти пороки довольно отстраненно и не винит героя в его склонности. Как ни странно, но Бопре в большей степени положительный персонаж, чем отрицательный. Ведь он обладает добротой и искренностью, а также дает Петру полезный навык.

Благодаря Бопре Петр Гринев обучается фехтованию и такое умение оказывается для него весьма полезным на дуэли со Швабриным и в целом на службе. Поэтому в какой-то степени француз все-таки влияет на судьбу своего воспитанника и дает ему нужное и полезное для дальнейшего существования.

Конечно, также образ Бопре введен для того чтобы немного оттенить Савельича и сделать его, скажем так, фактурнее. Благодаря беспечности и безответственности Бопре забота и чуткость Савельича выглядят гораздо более «выпукло». Да и не даром сам Савельич радуется, когда француза в итоге выгоняют, и только он остается воспитателем Петра. В целом, образ Бопре представляет собой бездельника и алкоголика, со множеством пороков. Такие люди существовали и, вероятно, будут существовать всегда.

Француз Бопре в романе Капитанская дочка

Несколько интересных сочинений

Бопре. Капитанская дочка. Цитатный план

Бопре. Капитанская дочка. Цитатная характеристика Краткая характеристика Месье Бопре является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Капитанская дочка» Пушкина. Француз месье (мосье) Бопре — это домашний учитель Петра Гринева, главного героя романа. Семья Гриневых нанимает Бопре, чтобы тот обучал мальчика языкам и наукам. Бопре приезжает к Гриневым на работу, когда Петруше исполняется 11 лет: «…француза, мосье Бопре…» «…на двенадцатом году… батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла…» Цитатная характеристика Профессия. В то время многие учителя-иностранцы, приезжавшие в Россию, были далеко не профессиональными педагогами, а простыми кондитерами, кучерами, солдатами и т.д. Конечно, такие «профессионалы» не годились на роль учителей, но дворяне все равно нанимали их на работу. Так, до приезда в Россию месье Бопре работал парикмахером во Франции и служил солдатом в Германии: «…Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour кtre outchitel, не очень понимая значение этого слова…» (быть учителем) Добрый, но беспутный: «…Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Слабость в характере. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам…» Любит выпить: «…К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря порусски) любил хлебнуть лишнее…» «…мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка…» «…Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян…» Отношение к делу. Бопре мало занимается своими прямыми обязанностями и мало чему учит юного Петра Гринева: «…и хотя по контракту обязан он был учить меня пофранцузски, понемецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня коекак болтать порусски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Взаимоотношения с воспитанником. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Уроки. Учитель Бопре спит на занятиях вместо того, чтобы работать: «…Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности…» Польза от учителя. Одна из немногих вещей, которой Бопре успевает научить Петра, это фехтование. Эти уроки помогают молодому офицеру Гриневу в дуэли со Швабриным: «…Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника…» «…проклятый мусье всему виноват: он научил тебя тыкаться железными вертелами да притопывать, как будто тыканием да топанием убережешься от злого человека. » Расставание с учителем. В конце концов отец Петра Гринева выгоняет Бопре за пьянство и разврат: «…Ба
schoolfiles.net

В самом начале книги Капитанская дочка есть учитель француз ?

Да, был. Француз Бопре. Но недолго.
«… С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало! »

Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel1), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, т. е. (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю:

Читайте также:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта: сочинение

Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью француза. Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание… «

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

На протяжении всего 18 века многие просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от крепостного права, угнетения и унижения.
Революционные настроения и идеи декабристов отразились и на творчестве А.С.Пушкина: темы свободолюбия, вольности и гуманизма стали довольно часто фигурировать в его произведениях.

Вольнолюбивой лирике А.С.Пушкин придавал особое значение, потому что в таких его произведениях часто встречается тот момент, где он надеется «разбудить» и призвать народ к тому, чтобы он восстал против самодержавия и рабства.
Рассмотрим связь лирики Пушкина с идеями декабристов на наглядных примерах(стихотворениях): «Вольность», « К Чаадаеву» и «Деревня».

Ода «Вольность» была написана в 1817 г., т.е. через 5 лет после Отечественной войны, победа в которой оказала не только большое воодушевление на весь русский народ, но вскоре и большой спад социальных настроений от того, что несмотря на победу, которая досталась народу с великим трудом, бывшие герои-ветераны, участники войны вновь возвращены в рабское положение. Многих просвещенных дворян возмутило такое положение русского народа, и они стали искать пути его освобождения. Так зародились декабристские идеи и настроения.

Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своем стихотворении демонстрирует их:

1. Протест против абсолютизма и крепостного права:

«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле ».

В этих строках звучит яростный голос протеста против тирании, самодержавия и беззакония.

«Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть».

Здесь Пушкин обращается к владыкам, которые забыли о своём долге перед народом, а также обращается к самому народу и призывает его восстать против крепостного права.

2. Стремление к свободе и вольности:

«Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок».

В этих строках Пушкин выразил своё желание: видеть весь русский народ свободным и «на тронах поразить порок».
Для того, чтобы желание поэта стало желанием и всего простого люда русской земли, Пушкин использует фразу «хочу воспеть Свободу миру», которая даёт нам понять, что поэт не просто делился своим вольнолюбивыми настроениями и ведал народу о прелестях свободы, а хотел и передать их ему.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру. »

В этом отрывке Пушкин воспевает вольнолюбивую личность, как та которая должна отказаться любви «Беги, сокройся от очей Цитеры слабая царица!», от посвященных ей венка с «изнеженной лирой», и та, которая должна посвятить себя восхвалению свободы.

Читайте также:
Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».): сочинение

Это стихотворение было написано Пушкиным спустя год после «Вольности»(1818г).
Послание адресовано Петру Яковлевичу Чаадаеву – русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию,как Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал.

В этом послании Пушкин снова обращается к теме свободы и вольности,
а также присутствует новые темы: патриотизма и любви к родине.

1. Протест против самодержавия и крепостного права:

«Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».

В этом отрывке поэт использует словосочетание «власти роковой», которое позволяет нам представить трагичную картину, когда народ находится под гнетом этой власти, не имеет собственного мнения и вынужден подчиняться устоям. Под этим словосочетанием мы видим явно негативное отношение Пушкина к абсолютизму и крепостному праву. Однако есть один момент, который указывает на то, что и родина находится в тяжелом положении, а именно фраза «отчизны внемлем призыванье».

2. Стремление к вольности святой:

«Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья».

В данном отрывке мы можем прочувствовать ярое стремление поэта к свободе.
Для того, чтобы показать, что эта тема для него очень значима он использует такие фразы: «минуты вольности святой» и «как ждет любовник молодой», которые подчеркивают важность темы свободы , тем что слово «минута» означает мгновенное, быстрое осуществление «вольности», т.е. путем свершения революции, эпитет «святой» позволяет нам понять, что вольность в данном случае нечто возвышенное и очень значимое, а приём сравнения – «как ждет любовник молодой» указывает на искренность и нетерпение в ожидании , той самой «минуты» свободы.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

В этой строфе поэт воспевает свободолюбивую личность, которая должна «гореть» свободой, «души прекрасные порывы» посвящать служению отчизне и её освобождению от позора крепостничества.
В этой строфе мы можем заметить, что Пушкин любовь к отчизне неразрывно связывает с революционным служением.

Это стихотворение было написано А.С.Пушкиным в 1819г.
В этом произведении поэта также прослеживается тема крепостного права, свободы и самодержавия. Однако в этом нем есть особый момент, который позволяет читателю ярче и понятнее осознать всю несправедливость и жестокость крепостничества, а именно – приём противопоставления. Противопоставляются первая и вторая части стихотворения. В первой автор рассказывает о мирной , тихой жизни в деревне , а во второй повествует о нелегкой жизни угнетенных крепостниками крестьян в «руках» беззакония .

1. Протест против самодержавия и крепостничества:

«Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца».

Прочитав этот отрывок, мы можем понять и оценить, насколько несчастны крепостные крестьяне, насколько тяжела и нелегка их жизнь.
Также мы видим протестование существующей системе правления, ненависть к «барству» и неприязнь к крепостному праву, как и в предыдущих вольнолюбивых произведениях Пушкина.

2. Стремление к вольности святой:
Это стихотворение полностью пронизано темой стремления к вольности, т.е. сам протест против существующей системы правления, крепостного права, призыв к свободе народу говорит нам об этих возвышенных идеях поэта.
Особенно стоит выделить по теме вольности конец этого произведения, потому что именно в нем мы видим непритворную надежду, сильное стремление и некую долю сомнения поэта от того, что он желает увидеть своё отечество освобожденным от рабства.

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

3. Воспевание свободолюбивой личности:
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»

В этом отрывке мы видим, что в роли свободолюбивой личности выступает сам поэт, который отчаялся донести до народа, не желающего ничего менять, точно как и барства, что крепостничество – это позор и пятно бесчестия страны.

• А.С.Пушкин пережил не только взлет, но и крах декабристского движения. Однако своим идеалам и убеждениям он не изменил. Свидетельство тому – его дальнейшее творчество со свободолюбивой тематикой.
Это такие произведения как: «В Сибирь» и «Арион».

Александр Сергеевич Пушкин поистине великий поэт, потому как для того, чтобы не изменять своим взглядам и идеалам требуется истинное мужество, стойкость и смелость, ведь свободомыслие и революционные идеи были под запретом и строго преследовались в течение всего 19 века.

Поэтому Пушкин восхищает нас не только своим необыкновенным творческим талантом, но и своими высокими нравственными чертами.

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение доклад

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора соответственно. Пушкин по сути своей был человеком высокомерным, который не терпел когда у него что-то отнимают или запрещают. Это отразилось и на его творчестве.

Читайте также:
Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина Дубровский: сочинение

В своих произведениях он всегда подчёркивал мысль, что надо ценить и уважать как свою свободу, так и свободу окружающих. В её произведениях также можно встретить строки о родине, природе, любви к ней, и прочие вещи, олицетворяющие его свободолюбивую душу.

Впрочем, Пушкин всегда старался передать тот свободолюбивый дух, который витал в нём, и всегда старался передать его своему окружению. Он активно продвигал идею либерализма, дабы все были свободными, и сами управляли своими жизнями. Что не могло не вызвать негодование со стороны правящей власти. Пушкин иногда испытывал гонения со стороны власти, но благодаря своему авторитету ему удавалось всегда выходить сухим из воды. Но благодаря своему статусу он также не мог уйти из конфликта с кем- либо просто так. Из-за чего, в конце концов, он получил ранение и умер от него. Пушкин всегда был и есть человеком, для которого превыше всего была его свобода и нравственное состояние души, а он не мог её держать в покое пока он был лишён свободы, или пока эту свободу притупляли.

В большинстве произведений он также буквально оскорблял большинство поэтов за их стереотипность, весело над ними подшучивая, из-за чего были люди, которые откровенно его недолюбливали и просили больше ничего в таком духе не делать, но из-за него, опять же, свободолюбивой, он считал, что слово должно было свободно и не должно быть скрыто от всеобщего обозрения. Таким образом, он имел множество врагов в своём окружении, но и чувствовал себя прекрасно, ведь, он думал, что если тебя ненавидят, значит, ты в чём то лучше тех, кто тебя ненавидит. Таким был Александр Сергеевич Пушкин, человеком своенравным, несомненно, высокомерным.

В данном сочинении я проанализировал поэзию и лирику Пушкина и сделал вывод, который описан выше. Моё мнение является субъективным, из-за чего не стоит относиться к нему как к истинно верному.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

На протяжении своего творчества поэт неоднократно обращался в стихотворениях к теме свободы, при этом выражение мыслей автора в этом отношении менялось в зависимости от происходящих в стране событий и взросления поэта.

Впервые свободолюбивые ноты прозвучали с написанной юным поэтом оде «Вольность», в которой автор размышляет о необходимости сочетания свободы с законами, упоминая убитого французского короля, но предполагает, что призывая к бунтарским призывам обрести свободную жизнь невозможно.

Размышляя над идеей о вольности, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании «К Чаадаеву». В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти. Здесь начинают прослеживаться революционные мысли автора и его мечты об освобождении родины от власти самодержавия.

Выражением идей дворянской молодежи, является написание поэтом произведения «Деревня», в котором он размышляет о проблеме крепостного права. Используя в качестве художественного приема антитезу, автор на примере деревенского пейзажа рисует волшебные картины природы с отсутствием борьбы и разногласий, а затем акцентирует внимание читателя на ужасающих фактах жизни крепостных людей.

По прошествии нескольких лет поэт меняет отношение к понятию свободы, находясь под воздействием романтических настроений, и отображает идею вольности как абсолютный абстрактный факт, как вольную стихию в образе могучего океана, олицетворяющего абсолютную свободу («К морю», «Узник»).

Позже к поэту приходит разочарование освободительными движениями, он резко высказывается о людях, неспособных ощутить чувство вольности («Свободы сеятель пустынный»).

После подавления восстания декабристов в произведениях поэта начинают присутствовать мысли, что долгожданная свобода достается невероятной ценой, забирая жизни близких людей («Во глубине сибирских руд», «Арион»).

Ряд стихов посвящены автором поэтической свободе, которую он воспевает как приверженность творческого человека к собственному вдохновению, независимому от непросвещенного мнения общества («Поэт», «Поэт и толпа»).

В последние годы жизни, находясь в зрелом возрасте, поэт снова обращается к свободолюбивой тематике, раскрывая понятие внутреннего освобождения, когда человек мечтает о жизненном покое, далеком от революций («Пора, мой друг, пора!»).

В конце своего творчества, поэт создает поэтическое завещание, снова и снова проповедуя различные проявления свободолюбия («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

Вариант 3

Что такое свобода? Рано или поздно этим вопросом задается каждый. В моем понимании свобода – это состояние души, при котором человек делает то, что хочет, а не то, что ему велят окружающие. Это отсутствие неволи, рабства, границ и ограничений. Когда человек свободен, он волен выбирать и быть счастливым.

Тема свободы стала одной из центральных в творчестве многих поэтов, писателей и философов. Каждый из них понимал волю по – своему; воспевал ее и Александр Сергеевич Пушкин. Еще в юности, учась в лицее, поэт не представлял свою жизнь без свободы, посвящая ей множество стихотворений. Одним из таких произведений стала ода «Вольность», в которой Пушкин категорически отвергает рабство, отдавая предпочтение равенству и гуманности. «Хочу воспеть Свободу миру», – говорит поэт. Воля для Пушкина – это главная жизненная ценность, высшее благо и счастье. При этом источник несвободы поэт видит в государстве, крепостничестве и в самих людях.

Читайте также:
Татьяна 1: сочинение

В годы Южной ссылки тема свободы становится главной для Пушкина. В это время он пишет стихотворение «Узник», где основной мотив – личная свобода. Душа Пушкина томилась в неволе, на которую его обрекла государственная власть, поэтому в произведении «Узник» он ассоциирует себя с орлом, который вынужден обитать за решеткой в темнице. Во время ссылки в Михайловском селе Александр Сергеевич пишет другое стихотворение о свободе – «Во глубине сибирских руд…». В нем Пушкин использует множество аллегорий неволе, такие как «мрачные затворы» и «оковы тяжкие». Итоговым произведением о свободе можно считать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанное в 1836 году. Именно тогда поэт по – новому взглянул на волю и рабство. Пушкин понял, что никакие тираны не могут отнять духовную свободу человека. Каждый имеет право наслаждаться природой и волей.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода для Пушкина – это независимость, отсутствие рабства и подавления личности, возможность иметь свое мнение и высказывать его. Волю, по мнению Александра Сергеевича, нужно уважать, ведь только с ней человек может быть по – настоящему счастливым.

Также читают:

Картинка к сочинению Свободолюбивая лирика Пушкина

Популярные сегодня темы

Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

Родители часто навязывают детям свое мнение, так как думают, что гораздо умнее и опытнее их. Конечно, с тем, что взрослые люди прожили дольше и у них больше жизненного опыта, не поспоришь, но жизнь меняется

Из разнообразных примеров искусства мы можем узнать о том, чем является сила духа. Также есть много примеров и из повседневности, когда такое качество проявляется.

В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Сочинение: Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александ­ра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Под­водя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », поэт написал такие строки:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу.

Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы сво­боды и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внеш­нюю — свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представля­ет только внутренняя свобода, которая ограничивается нрав­ственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт вос­принимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает госу­дарство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Воль­ность», в которой поучает царей и воспевает свободу и воль­ность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.

[sms]
Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические при­меры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском Замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правите­лям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления спра­ведливости:

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лириче­ский герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Более глубокое понимание свободы поэт выражает в сти­хотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопостав­ленных друг другу, то есть Пушкин использует прием анти­тезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Приро­да живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

Читайте также:
Что есть подлость и честь: сочинение

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить.

Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой пере­водит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают Закон.

В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой — сомнева­ется, что это возможно:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворе­нии «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме сво­боды, но осознает ее по-другому. Это произведение перекли­кается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории хра­ма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вы­вод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

. И, в умиленьи вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.

Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддер­жать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд. » и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд. » поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало да­ром, что «темницы рухнут и свобода. примет радостно у входа. ».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пяти декабристов. В этом произведении автор в иносказа­тельной форме описывает события, связанные с декабриста­ми. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пуш­кин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихо- творения свидетельствуют, что лирический герой продолжа­ет начатое дело:

. Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и от­ношения к свободе. Философское осмысление категории сво­боды раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (госу­дарственной службы), от мирской суеты: «Всё это, видите ль, слова, слова, слова».

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностя­ми. Для Пушкина главное — это внутренняя свобода, кото­рая ограничена нравственным идеалом самого человека:

Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.

В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приоб­щившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права. »

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание из­менить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.[/sms]

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Читайте также:
Пушкин и русская литература – художественный анализ: сочинение

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

Пушкин – великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.

В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.

Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит. Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).

В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Итак, можно сделать вывод о том, что тема свободы – одна из главных в творчестве А. С. Пушкина. Поэт освещает множество граней этой проблемы, но в основе каждой из них стоит гуманность и уважение к человеку и людям в целом.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Несколько интересных сочинений

В жизни происходят одни события за другими, неизбежно формируясь в категорию «прошлое». Одни ситуации нам кажутся масштабными и значимыми, другие – не очень, одни ситуации доставляют радостные эмоции, другие – не очень.

Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

В современном мире проблема совести очень актуальна. Люди перестали испытывать муки совести при совершении плохих поступков. Чиновники врут на всю страну о состоянии города, на работе врут о заработной плате

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» скрывает в себе глубокий философский смысл. Здесь автор как бы ведет размышление о смысле жизни. О роли человека в обществе.

Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”. Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя. Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов. Одно из самых ранних революционных произведения Пушкина — это ода “Вольность”, написанная в 1817 году,- пример гражданской витийственной лирики. Поэт использовал приемы классицизма, но развил их в декабристском направлении. Ода проникнута новым, романтическим пафосом. Несмотря на то, что впоследствии Пушкин называл оду “детской”, она делает его одним из первых поэтов декабристского направления. В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока. Поэт взывает к Музе гражданской лирики, у свободы он ищет вдохновения: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Далее поэт призывает рабов восстать против “тиранов мира”: Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Вокруг Пушкин видит только несчастье и слезы, которые были вызваны неправедной властью. Господство самовластья он объясняет непросвещенностью и предрассудками. Поэт считает, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Он обращается к “владыкам” и говорит о том, что, как бы ни были они могущественны, закон стоит выше них: Владыки! Вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Пушкин рассказывает о смерти Людовика XVI и проводит параллель со смертью Павла I. Оба правителя преступили закон и за это были наказаны. Особенно сильна ненависть к тиранам в последующих строках: Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу! Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. В заключительной части оды, которая включает последнее восьмистишие, Пушкин обращается к царям с призывом соблюдать закон: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Ода “Вольность” — одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Хотя политические идеи “Вольности” были более умеренны, чем идеи оды “Вольность” Радищева, тем не менее автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании. Среди друзей Пушкина было много людей с революционными, передовыми взглядами, например, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, которому посвящено одно из лучших вольнолюбивых стихотворений “К Чаадаеву” . По жанру — это дружеское послание, которое приобрело политические черты. Обращение “мой друг” подчеркивает, что Чаадаев — близкий друг поэта, а в обращении “товарищ” есть новый оттенок — это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения. В начале послания Пушкин говорит о том разочаровании, которое постигло его: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман. Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Но, несмотря на это, все прогрессивные люди ждут “минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, и верят, что “звезда пленительного счастья” обязательно взойдет. В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ “власти роковой”. При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины. В слове “Отчизна” чувствуется оттенок сердечности, слово “звезда” в политической лексике эпохи символизировало революцию. Восход звезды означал победу дела освобождения. Наличие политической лексики (“Отчизна”, “власть роковая”, “самовластие”) и устаревших слов (“внемлем”, “упованья”) соответствует высокому пафосу политического послания. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом. Год спустя, в 1819 году, во время поездки в Михайловское, Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи. “Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне: Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда… Везде следы довольства и труда. Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются: Но мысль ужасная здесь душу омрачает… В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян: Здесь Барство дикое без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он — ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения. Стихотворения “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня” зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Гражданские стихотворения Пушкина, написанные до 14 декабря 1825 года, проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность резко меняются. Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд…” адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. А. С. Пушкин уверен в том, что: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение “Арион”, в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы: Я гимны прежние пою… Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал… Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле.
Тема свободы в лирике поэта — ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: