Евгений Онегин А. Пушкина роман, в котором отразился век: сочинение

Почему «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни?

Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю отечественной и мировой литературы как великий писатель первой половины 19 века. Заслуженное признание он получил не только благодаря интересным сюжетам и ярким образам своих героев: Александр Сергеевич зафиксировал во всей полноте русский быт первой четверти 19 века, емко, красочно и лаконично. Свои наблюдения, размышления и поражающие свой точности характеристики писатель включил в повествование «Евгения Онегина», романа в стихах, написанного в период с 1823 по 1830 год.

Данное произведение в силу своего объема и глубины мысли не раз подвергалось анализу и критике, и на сегодняшний день за всю историю его существования оставлено множество отзывов и рецензий, часть которых написана известными и популярными в свое врем деятелями, внесшими вклад в развитие культуры и искусства. Среди них и Виссарион Григорьевич Белинский, известнейший русский литературный критик. В своих критических статьях он называл «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», в котором «отразился «век и современный человек». Действительно, роман изобилует описаниями быта, причем не только столичного, но и поместного дворянства, а также простых крестьян.

Описания А.С. Пушкина с полной уверенностью можно назвать энциклопедическими. Словно на страницах справочного издания, автор представляет информацию коротко, но в полном объеме, детально и четко. В его строках нет ни одного лишнего слова, что преумножает ценность данного произведения. Сам автор свои лирические отступления и изображения быта в повествовательной части называет «болтовней», воспринимает скорее как заметки, но не самостоятельные отрывки, имеющие огромную ценность.

Подобные описания встречаются уже в первой главе романа и содержат в себе информацию о воспитании юных дворян в начале 19 века:

Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил

Через описание жизни Онегина писатель продолжает знакомство с нравами светского Петербурга своего времени:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил

Становится ясно, что в подобных обществах дворян царит леность, скука и поверхностность. Несмотря на то, что по-прежнему существуют люди, стремящиеся к развитию и просвещению, дворян первого типа куда больше, как бы печально это не было. Александр Сергеевич характеризует не только нравственные ориентиры общества, но и богатое убранство бальных помещений, описывает излюбленные блюда и напитки, в общих чертах упоминает моду и идеалы красоты.

Помимо этого, большое внимание автор уделяет театру и подробно останавливается на постановках, актерах и общей атмосфере, царящей как на сцене, так и среди зрительских рядов:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она

Вместе с героем читатель путешествует по самым изысканным местам Петербурга, а после совершает путешествие в деревню, в имение покойного дяди Евгения, где также знакомится с местными привычками и бытом. Ярким пример поместного дворянства становится семья Лариных, в частности отец Татьяны и Ольги:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый,
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал простой игрушкой

Также Александр Сергеевич описывает местный быт, с которым хорошо знаком:

У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод

А.С. Пушкин приводит лаконичные характеристики не только Петербурга и деревенской жизни, но и барской Москвы со всеми ее традиционными нравами и устоями, а не вошедшая в произведение глава о путешествиях Евгения Онегина включает в себя описания различных мест, в которых за несколько лет странствий успел побывать главный герой.

«Евгений Онегин» – уникальное произведение не только из-за особой формы, но и благодаря невероятно богатому содержанию. Разветвленный сюжет А.С. Пушкин разбавил авторскими фрагментами: описаниями, размышлениями, планами на жизнь, надеждами и мечтами, которые были присущи многим его современника, а потому являются бесценными историческими сведениями о жизни Российской империи в начале 19 века. Именно поэтому «Евгений Онегин» является энциклопедией русской жизни – произведением, несущим не только художественную, но и историческую ценность.

Читайте также:
Художественный разбор стихотворения Пушкин А. С. «К Чаадаеву»: сочинение

Сочинение по роману Евгений Онегин Пушкина

«Евгений Онегин» — это одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина, написанное в жанре роман в стихах. Особенность стиля позволяет совместить автору лирическое (стихотворная форма, пристальное внимание к чувствам и переживаниям героев) и эпическое (логически построенный сюжет).

Главный герой романа — Евгений Онегин. Этот столичный молодой человек приезжает в деревню, которую унаследовал после смерти дядюшки. Он устал от столичной жизни. Ему захотелось чего-то нового.

В деревне общество приняло его с радостью, но Евгений не мог найти там единомышленников и настоящих друзей. От скуки он много общается с Владимиром Ленским, которого потом убьет на дуэли. У них мало общего. Владимир — романтическая личность. Он учился в Германии, увлекается немецкой литературой и философией. Он искренне любит Ольгу Ларину — легкомысленную девушку, которая не принимает его чувства всерьез.

У Ольги есть сестра — ее полная противоположность. Татьяна Ларина — скромная и тихая девушка, увлекающаяся чтением. Она влюбляется в Онегина. Но, Онегин лишь посмеялся над ее чувствами после ее признания. Евгений Онегин никак не мог сравнить Татьяну и светских барышень. Провинциальная девушка сильно отличалась от столичных особ.

Татьяна тяжело переживала отказ любимого. После этого последовало много событий, в том числе и отъезд Онегина в Петербург. Однако девушка нашла в себе силы победить горе и боль. Татьяна вышла замуж за генерала, которому хранила верность всю жизнь.

Евгений Онегин — это образ «лишнего человека» очень популярный в литературе своего времени. «Лишний человек» — это, как правило, неординарная, способная, выдающаяся личность, которой присущи такие качества, которые она не может применить в своем времени. Это человек, идущий на шаг вперед от остальных. В чем же выражается неординарность Онегина? Он не отличается хорошим образованием, но ему присуща верность себе и своим взглядам. Онегин слушает только себя и свое сердце, никогда не принимает советов других. Это качество не всегда приносит пользу, как показывает автор.

«Евгений Онегин» понравился сразу же всему высшему свету после своей публикации. У романа много поклонников и сегодня, ведь он не потерял актуальности. За его злободневность, широкую тематику и вечную проблематику Виссарион Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

2 вариант

Роман «Евгений Онегин» написан Александром Сергеевичем Пушкиным и пользуется сумасшедшей популярностью среди читателей и почитателей даже сегодня. Данное произведение определило новое направление в творчестве писателя хотя бы потому, что он изобрел нечто совершенно новое и не похожее на ранние свои творения – роман в стихах – вот жанр данного пушкинского произведения. Также в «Евгении Онегине» поднимаются не только темы любви, творчества, но и проблема русского общества, молодых людей после декабристского восстания, которое было жестоко подавлено в 19 веке. Нередко это произведение сравнивают и проводят параллели с романом «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь если внимательно прочитать и проанализировать обе книги, то можно отыскать уйму косвенных совпадений. В пример хочется привести фамилии главных героев – Онегин и Печорин, которые произошли от названий русских рек.

В центре внимания произведения пушкинского романа находится молодой человек, родившийся «на брегах Невы», которые приезжает в деревню с целью получить в скором времени наследство своего больного дяди, что скоро умрет. Здесь он иногда ходит на балы. Однажды на него обращает внимание Татьяна Ларина девушка из богатой семьи. Оказывается, что она в него влюбляется, и чтобы рассказать о своих чувствах пишет большое любовное письмо-признание. Онегин получает его и тут же холодно реагирует. Он пишет отказ такого же объема. Время бежит Онегин начинает проявлять внимание к хохотушке сестре Татьяны Ольге, к которой испытывает чувства друг Онегина, скорее приятель, Владимир Ленский. Между героями разгорается конфликт на почве любви. Между ними состоится дуэль, в ходе которой Онегин убивает Ленского. Он изгоняется высшем обществом из деревни. Он уезжает, путешествует по России.

Читайте также:
Любовь в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Спустя определенное время он понимает, что влюблен Татьяну. Потому, когда приезжает вновь в деревню, то на одном из балов он видит Татьяну Ларину. Он пишет ей второе письмо только уже с позиции влюбленного. Но Татьяна не отвечает ему взаимностью по причине долга. Она пишет, что замужем за генералом и, так как «другому отдана и будет век ему верна».

Таким образом, после прочтения романа делается вывод: необходимо думать головой, прежде чем что-то сделать и упущенных возможностей, чувств не вернуть.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Герой нашего времени – роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку.

Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

В хронологической таблице о жизни Державина включена важная информация о событиях происходящие в ней. Он был предан своему гражданскому долгу. Он смог достичь огромных успехов в жизни и на службе.

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 302.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 302.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит ещё желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой дру“.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Читайте также:
Он весь дитя добра и света (по лирике А.С.Пушкина): сочинение

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “власти роковой“.

Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Полный анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С. Пушкин)

Делая полный анализ стихотворения «К Чаадаеву», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, у нас есть возможность узнать историю создания и основную мысль произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который будет полезным при подготовке к предстоящему уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Написано стихотворение в 1818 году. Поскольку Александр Сергеевич был далеко неравнодушным человеком, то имел свое мнение насчет правления императора Александра Первого. После окончания военных действий народ жаждал изменений, и достаточно положительных, поскольку война была окончена победой.

Народ надеялся на снисхождение императора. Люди стали более сплоченными и осознавали, что во внутреннюю политику необходимо внести изменения.

Но изменения так и не наступили, все вернулось на круги своя. Особенно были возмущены крестьяне, которые вынуждены были вернуться к тяжелому труду.

Александр Сергеевич полностью разделял их мнение, поскольку его так же не устраивало крепостное право. В то же время цензура стала более жесткой, что очень затрудняло творчество автора.

В данном стихотворении поэт выражает свою точку зрения, а так же готовность служить Родине. Являясь патриотом, ему была не безразлична судьба государства.

Стихотворение он посвятил своему товарищу П.Я. Чаадаеву, который являлся ярым либеральным публицистом. Как и сам поэт, Чаадаев подвергал критике действующую власть. Он считал власть деспотичной, и не видел никаких изменений в лучшую сторону.

Естественно оба товарища понимали, что тем самым рискуют отправиться в ссылку, и потерять возможность публикации своих произведений из-за очень жесткой цензуры.

Чаадаев поддавался травли не меньше Александра Сергеевича. Свои жизненные принципы он изложил в «Философических письмах». Одно из них даже опубликовали в 1836 году. Но после данной публикации жизнь автора еще больше изменилась. Мало того, что его произведение было не понято, так его ещё и обвинили в умственном расстройстве.

Читайте также:
Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Народ не хотел знать столь вольные мысли автора. Александр Сергеевич не остался в стороне, а посвятил своему товарищу это великолепное произведение, которое занимает далеко не последнее место в творчестве поэта.

Данное произведение было своего рода агитацией восстания. Автор хотел принять активное участие в перевороте, но его товарищи понимали, чем это может быть чревато для поэта, поэтому сумели оградить его.

Так же данное стихотворение послужило поводом для двух последующих ссылок автора.

Жанр, размер

По жанру стихотворение «К Чаадаеву» — это дружеское послание. Обращаясь в первую очередь к своему товарищу, автор параллельно дает совет народу не терять веры в светлое будущее, а так же призывает их принять участие в его создании.

Это произведение можно назвать, как и гражданской лирикой, так и любовной, и философской.

Написано стихотворение четырехстопным ямбом. По направлению – это реализм, так как в данном произведении поднимаются темы политики и социального неравенства.

Композиция

Само стихотворение написано одной строфой, но по смыслу делится на три части. Автор прибегает к интересному приему, где использует противопоставление первой и последней части друг другу.

В первой части стихотворения автор рассказывает о разочаровании юношества.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;

Во второй части стихотворения мы видим уже слова зрелого человека, который недоволен правительством. Он готов встать на защиту государства и бороться за права. Состояние его подавлено, но сердце полно решимости.

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

В заключительной части поэт обращается к людям с призывом не терять надежду и верить, что все наладится!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Образы и символы

В образе лирического героя явно виден сам поэт. Он вложил в него все те качества, которыми был наделен сам: свободолюбие, борьба с самодержавием, а так же надежда избавиться от крепостного права.

Мы видим, что он искренне переживает о судьбе государства и готов бросить все свои силы на строительство нового общества и строя.

Так же присутствует образ власти, который автор критикует. Он не доволен и разочарован.

Образ же самого Чаадаева присутствует больше мысленно. Автор разделяет его точку зрения и полностью поддерживает. Своим посланием Александр Сергеевич старается поддержать боевой дух товарища и вдохнуть в него новые силы.

Темы и проблемы

Главной темой произведения является тема свободы. Поэт устал от царствующей власти, которая ничего не хочет менять в лучшую сторону. Ему неприемлемо самодержавие, которое прочно укоренилось в России. Он разделяет взгляды своего товарища – такого же борца за справедливость, каким является и сам поэт.

Александр Сергеевич, несомненно, был патриотом своей Родины, поэтому в данном произведении поднимается так же и эта тема. Ему не безразлична судьба России. Он жаждет перемен, которые смогли бы сделать его любимую страну лучше.

Поэт обращается и к будущему поколению с надеждой, что их имена не будут забыты и большое дело будет продолжено.

Еще одна тема присутствует в стихотворении «К Чаадаеву» — это тема дружбы. Как известно, поэт очень ценил дружбу и порой ставил на первое место в своей жизни. И здесь о не оставил своего товарища, а всеми путями старается поддержать и вдохнуть в него новые силы.

Не обошел стороной поэт и политические темы, которые очень его тревожили. Ему надоело самодержавие, которое существовало в государстве. Люди возлагали большие надежды на последствия событий 1812 года, но их ждало лишь разочарование. Императору были не интересны проблемы простого народа, поэтому он не предпринимал никаких шагов, чтобы их уладить.

Читайте также:
Сочинение на тему Капитанская дочка: сочинение

Автор призывает людей наконец-то проснуться ото сна и начать что-то делать. Он надеялся, что проблемы государства будут решаться, а не пускаться на самотек. Общественность должна подняться и заставить власть действовать. И пока люди не решатся и не встанут, в государстве не будет никаких изменений. Будущее зависит от народа, который перестал верить и надеяться. Поэтому поэт призывает их к решению проблем, говоря, что ни в коем случае нельзя терять веру в светлое будущее.

Средства выразительности

В данном стихотворении поэт использует достаточно большое количество разнообразных троп. Благодаря эпитетам автор добивается контраста между частями стихотворения. Сравнения и метафоры так же прекрасно передают мысли автора, делая их более понятными для большинства людей.

Основная мысль произведения

Основную мысль автор выразил в заключительной части произведения. Он пытается донести до народа, что им необходимо направить все свои силы на благоустройство своего государства. Он выделяет минусы правительства, но при этом продолжает любить свою Родину.

Спасение государства Пушкин видит именно в таких борцах, каким является его товарищ Чаадаев. Это человек бесстрашный, который никогда не поступится своим принципам. На примере Чаадаева он хочет показать остальным, что не все потеряно и не стоит сдаваться.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С.Пушкин)

А.С.Пушкин не раз затрагивал в своих стихотворениях тему судьбы России. «К Чаадаеву» — одно из них. Однако данное произведение выходит далеко за рамки одной темы. Подробный разбор от Многомудрого Литрекона поможет Вам рассмотреть его с разных сторон, увидеть новаторство А.С.Пушкина.

История создания

Поэт написал стихотворение в 1818 году. Как и у многих общественных деятелей начала XIX века, у Пушкина сложились свои ожидания от правящего императора Александра I. После войны 1812 года общество ожидало перемен, страну охватил патриотический экстаз, ведь война была выиграна. Многие люди, потерпевшие притеснения и потери во время борьбы, ожидали от царя милости. Народ сплотили бои, и многие дворяне осознали необходимость новой внутренней политики. Но никто ничего не сделал: после изгнания Наполеона и его войска все пошло по-старому, и простой крестьянин, еще не отдохнувший от войны, должен был нести на своем горбу бремя подневольного труда. Поэт, как и многие его современники, негодовал из-за крепостного права, защищал свободу слова (после 1812 года резко ужесточилась цензура). Он хотел, чтобы все проблемы разрешились «по манию царя». В стихотворении «К Чаадаеву» поэт выразил свою готовность служить на благо Родины, отразил свои душевные порывы, которые не позволяют ему оставаться равнодушным к судьбе страны.

Стихотворение посвящено либеральному публицисту и мыслителю П. Я. Чаадаеву, другу Пушкина и его соратнику. Они оба критиковали власть за деспотизм и отсутствие позитивных результатов правления. Нетрудно догадаться, какая участь ждала этих господ: ссылки, безжалостная цензура, а иногда и невозможность публиковаться. Чаадаев, как и Пушкин, тоже страдал от травли, и эти жизненные впечатления легли в основу «Философических писем», одно из которых было опубликовано в 1836 году. После этого автора заклеймили позором и объявили сумасшедшим, ведь общество было не готово к таким передовым мыслям. Пушкин тонким чутьем художника слова угадал мученическую участь друга и посвятил ему одно из лучших своих творений.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» — дружеское послание. Поэт писал своему товарищу Чаадаеву, однако одновременно обращался ко всему обществу, призывая не только верить в счастливое будущее, но и способствовать ему. Стихотворение можно отнести к нескольким разновидностям лирики:

  • гражданская лирика (поэт переживает за судьбу своей страны, призывает общество способствовать её процветанию);
  • любовная (томление влюблённого перед грядущим свиданием сравнивается с ожиданием наступления свободомыслия, отменой ожесточенной цензуры);
  • философская (размышления о прошлом).

Размер произведения «К Чаадаеву» — четырехстопный ямб. Направление — реализм, ведь в стихотворении поднимаются насущные социальные проблемы и выражаются политические требования.

Читайте также:
Свобода и любовь в лирике Пушкина: сочинение

Композиция

Стихотворение А.С.Пушкина состоит из одной строфы, но можно условно разделить его на три части, причём первая и вторая противопоставлены друг другу.

  1. Так, в начале поэт говорит о юношеской разочарованности («Недолго нежил нас обман»), он проникнут тоской и печалью.
  2. Однако во второй строфе присутствуют воодушевлённые речи, он обрушивается с негодованием на власть, но говорит о своём горящем желании помогать стране подниматься с колен. Пламенный порыв сердца противопоставлен унылому состоянию.
  3. В конце стихотворения звучит обращение не только к конкретному товарищу, но и ко всему русскому народу. Поэт призывает людей верить в счастливое будущее, в разрушение самодержавия.

Образы и символы

  • Образ лирического героя в данном стихотворении почти полностью сливается с автором – А.С.Пушкиным (на что указывает сам жанр, дружеское послание). В произведении выражено свободолюбие героя, его стремление к демократии, к устранению самодержавия, к избавлению от крепостного права. Но также читателю открывается внутренний мир автора, его переживания, душевные тревоги. Конечно, мы не можем ассоциировать лирического героя с автором в полной мере, но данное произведение явно носит автобиографический характер: речь идет о реально существующем друге Пушкина и о том, что волновало общество того времени, в том числе и самого автора. Поэтому он говорит не «я», а «мы», то есть перед нами нетрадиционный герой с набором индивидуальных черт, а некая сила, некая общность людей, которых сплотили идеи свободы и справедливости. Пушкин всячески подчеркивает, что его политические требования — не его частная инициатива, а необходимость, которую ощущают сотни граждан.
  • Образ царизма носит негативный характер в этом стихотворении. Поэт резко критикует самодержавный строй России, обличает «самовластье» («под гнётом власти роковой»). При царе страна спит, все ее силы дремлют, и лишь свобода сможет разбудить их.
  • Образ Чаадаева читатель скорее воображает, чем видит в строках поэта. Это единомышленник лирического героя, который имеет такие же жизненные ценности, как и он. Но, видимо, он пал духом, поэтому герой стремился его поддержать.

Темы, настроение, проблемы

  1. В центре произведения «К Чаадаеву» находится основная тема свободы и вольности. А.С.Пушкин не может мириться с самодержавием – он разделяет идеи своего товарища П.Я.Чаадаева, который состоял в одном из тайных обществ и ратовал за демократизацию России.
  2. Еще одна важная тема — патриотизм. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» — призывает поэт современников. Свобода нужна не сама по себе, речь идет не о независимости конкретной личности, а о процветании России, невозможном без обеспечения политических прав и свобод. Не дворяне нуждаются в изменениях, а та страна, которая их выпестовала. Ради нее звучат все эти возвышенные речи.
  3. Также звучит тема преемственности поколений, Пушкин верит, что их имена не забудут потомки, они будут им благодарны. Он осознает, что работа, за которую взялись Чаадаев и ему подобные не послужит их поколению, зато даст свои всходы в других, что и произошло в реальной жизни.
  4. Кроме того, автор поднимает тему дружбы: Пушкин был знаком с Чаадаевым еще с отрочества: когда литератор учился в лицее, он уже общался со студентом МГУ Чаадаевым. Эту крепкую дружбу он воспел в лирике, ведь данное стихотворение является мотивацией для товарища, попыткой поддержать его. Об этом говорит и тот факт, что первоначально автор не публиковал данное произведение, оно просто переписывалось от руки в альбомы тех людей, которые были в кругу друзей Чаадаева и Пушкина.
  5. В начале стихотворения лирический герой чувствует разочарованность, опустошенность. Однако потом его настроение меняется: внутри него горит желание помогать отчизне, он верит в грядущие изменения, которые приведут к свержению самодержавия: «Россия вспрянет ото сна».

В стихотворении «К Чаадаеву» звучат важные политические проблемы того времени.

  • Автор критикует самодержавие. Если в юности и после патриотического подъема 1812 года дворяне верили в то, что царь сможет освободить народ, то после нескольких лет ожиданий они разуверились в его способности и желании заниматься проблемами простых людей.
  • Другая проблема — иллюзии, которые мешали дворянам объективно оценивать ситуацию. Пока они ждали и нежились в обмане, ситуация только усугублялась от бездействия, и теперь отчизна зовет их сбросить с себя сонную одурь и пойти против диктата.
  • И, наконец, основная дилемма произведения — это проблема русского пути. Автор видит его в пробуждении ото сна, в котором пребывает сильная и перспективная страна под гнетом самодержавия. Пушкин видел в правлении Александра Первого застой вместо не раз обещанных реформ. Из этого легко сделать вывод: пока власть не будет ответственна перед обществом, она не будет эффективно решать его проблемы. Этой ответственности должно потребовать само общество, а пока и оно не вспряло ото сна, перемен ждать не приходится. Значит, прекрасное будущее — не иллюзия, которая нежит дворян предвкушениями и ожиданиями, а следствие реальных действий людей, на плечах которых лежит нравственный долг перед страной. Именно они, сознательные и образованные члены общества, должны повести Россию к свободе и справедливости.
Читайте также:
О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (2): сочинение

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в последней его части. Поэт призывает посвящать своей родине все свои силы, все прекрасные порывы. Он видит недостатки правящей системы, но, несмотря на это, испытывает самые нежные чувства по отношению к России. Ее спасение он видит в таких бесстрашных и принципиальных борцах за свободу, как Чаадаев. Этим примером он хочет вдохновить и других современников.

Смысл авторской позиции понятен: поэт вербует в ряды оппозиционеров новых адептов, разделяющих его веру в необходимость кардинальных перемен. Поэтому стихотворение «К Чаадаеву» содержит призывы к действиям, направленным на улучшение жизни.

Особенности

Об этом произведении сохранились интересные факты и наблюдения:

  1. Стихотворение использовали в качестве политической агитации перед восстанием декабристов. Поэт и сам хотел участвовать в подготовке переворота, но друзья, осознавая, какому риску подвергается гений, намеренно оградили пылкого литератора от участия в политической акции.
  2. Именно это произведение породило долгоиграющий конфликт между царем Александром Первым и Пушкиным, который обернулся для поэта двумя ссылками.

Средства художественной выразительности

А.С.Пушкин в дружеском послании «К Чаадаеву» использовал различные тропы. Среди них:

  1. Эпитеты, с помощью которых автор создает контраст между первой и второй частью произведения: «тихой славы», «утренний туман» — в первой , и «власть роковая», «нетерпеливая душа», «души прекрасные порывы».
  2. Сравнения: исчезновение юных забав автор сравнивает с рассеянием утреннего тумана, ожидание любовником свидания уподобляется томительному предвкушению «минут вольности святой» .
  3. Метафора «звезда пленительного счастья» обозначает резкие изменения в стране (можно считать как намёк на революцию), которые приведут к решению всех сущих проблем.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Автор: Наталья Игоревна Иванова (учитель русского языка и литературы)

Дата публикации: 10.03.2020

Стихотворение «К Чаадаеву» — один из лучших образцов свободолюбивой лирики Пушкина.

Выдающегося русского философа Петра Яковлевича Чаадаева и Александра Сергеевича Пушкина сближала мечта о цивилизованной России без произвола самодержавия и близость гражданских и политических убеждений.

Имя Петра Яковлевича поэт и увековечил в стихотворении, адресованном товарищу.

История создания

С Чаадаевым Пушкин познакомился в 1816 году в Царском Селе, куда тот был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк. Дружба с образованным, вдумчивым человеком оказала серьезное влияние на становление, мировоззрение и гражданскую позицию юного поэта.

Пушкину были очень близки свободолюбивые идеи Чаадаева, участника Бородинского сражения, ходившего в штыковые атаки, награждённого русским орденом Cвятой Анны и прусским Кульмским крестом. Петр Яковлевич пользовался огромным авторитетом в кругу лицеистов, был уважаем начальством, дружбы с ним искали многие.

Читайте также:
Основные особенности лирики А. С. Пушкина: сочинение

Послание «К Чаадаеву» написано в 1818 году совсем еще молодым поэтом, недавним выпускником Лицея, поступившим на службу в Коллегию иностранных дел. 1818 год отмечен в истории России необыкновенной активизацией общественной мысли и политическим подъемом.

Еще будучи лицеистом, Пушкин стал участником литературного общества «Арзамас» и к моменту написания послания «К Чаадаеву» находился под влиянием поэзии Жуковского, Батюшкова, Давыдова. Поэту, как и его другу, были не чужды свободолюбивые мысли и устремления к изменению государственного устройства России. Через много лет (в 1829 году) стихотворение, ставшее чрезвычайно популярным у декабристов, опубликуют в альманахе «Северная звезда», но Пушкин об этом уведомлен не будет.

Еще два стихотворения, обращенных П.Я. Чаадаеву, напишет А.С. Пушкин в 1821 году и в 1824 году.

Жанр, размер, направление

Стихотворение написано в древнем и одном из самых популярных в начале XIX века жанров – послания, адресованного конкретной персоне.

«К Чаадаеву» – дружеское обращение, которому свойственен неканонический, свободный характер.

Стихотворение написано очень любимым русскими поэтами, ритмически богатым размером – четырехстопным ямбом. В этом размере А.С. Пушкиным созданы его самые известные произведения: роман «Евгений Онегин», поэмы «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

В литературном обществе «Арзамас», членом которого являлся поэт, в то время вопросы о социально-политическом содержании литературы часто поднимали члены Союза благоденствия (в последствии – участники восстания 1825 года). Сблизившись с будущими декабристами, Пушкин не мог не попасть под влияние их религиозного и политического свободомыслия.

Высказывание императора Александра I о том, что «…Наконец, все народы должны освободиться от самовластия…» укрепили в русском обществе революционные настроения и ожидание перемен.

Послание «К Чаадаеву», написанное Пушкиным под влиянием всеобщих настроений, имеет революционную направленность.

Композиция

Послание «К Чаадаеву» состоит из трех частей.

Первая часть носит лирический характер раздумий автора об уходящей юности, иллюзии и забавы которой исчезли, как «утренний туман».

Вторая часть, своеобразный анализ настоящего времен, повествует о самоощущениях автора и его соратников сегодня, сейчас.

Третья часть (со слов «Пока свободою горим») – кульминационная. Поэт громогласно призывает к действию и убежден в его результате: «Россия вспрянет ото сна». Финал стихотворения подобен манифесту. Эмоциональный характер произведения изменяется от части к части. Сожаление лирического героя об утрате юношеских надежд преображается к концу стихотворения в настойчивый призыв к действию.

Главные герои и их характеристика

Главных героев произведения двое. Это сам автор и его друг Чаадаев, которому и адресовано послание. Но при прочтении стихотворения возникает ощущение того, что Пушкинские строки «недолго нежил нас обман», «в нас горит еще желанье» и финал «напишут наши имена» – не только о двух товарищах, а о большом круге единомышленников, связанных верой в лучшее будущее России.

В стихотворении прослеживается мысль о гражданском взрослении героев от юношеской беззаботности и лиричности до осознанного неравнодушия к судьбе отчизны и готовности отдать за нее жизнь.

Темы

Патриотизм, товарищество, будущее отчизны, призыв к действиям во имя ее блага и к протесту против самодержавия – главные темы дружеского послания.

Поэт призывает своего товарища посвятить «души прекрасные порывы» делу пробуждения России ото сна.

И хотя в послании нет прямого призыва к свержению самодержавия, строки «И на обломках самовластья напишут наши имена» подразумевают возможность участия автора и его друга в революционном движении, что придает произведению политический и даже агитационный характер.

Проблемы

Произвол самодержавия и тирания власть имущих привели Россию к бедственному состоянию. Осознание поэтом необходимости решительных действий и побудило его обратиться товарищу с призывом.

Средства выразительности

Стихотворение легко читается. Оно убедительно и образно.

Усиливают убедительность послания разнообразные средства выразительности: сравнения («как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья»), эпитеты («юные забавы», «власти роковой», «святая вольность», «нетерпеливою душой»), метафору («горит еще желанье»), оксюморон («тихой славы»), инверсию («души прекрасные порывы»), метонимию («звезда пленительного счастья»).

Обращения «мой друг», «товарищ» придают посланию доверительности.

Побудительные предложения, глаголы в будущем времени и восклицательная интонация делают стихотворение очень эмоциональным и мотивирующим.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Критика

Последние строки стихотворения революционно настроенные соплеменники Пушкина расценивали как прямое побуждение к свержению самодержавия в России. Чрезвычайно популярным оно стало у будущих участников восстания 1825 года. Стихотворение тиражировали переписыванием. Речи о том, чтобы его напечатать, и быть не могло.

Письмо не могло не попасть на стол тогдашнему шефу жандармов Бенкендорфу, а несколько позже и самому царю Александру I, вызвав у последнего ярость. Пушкину грозила ссылка в Сибирь.

Лишь в 1829 году послание было впервые напечатано в альманахе «Северная звезда». Оно подверглось изменениям в тексте, смягчающим его революционный характер.

Со времени написания Пушкиным одного из самых известных стихотворений русской литературы послание «К Чаадаеву» анализировалось и осмысливалось критиками и литераторами неоднократно.

А политическим воззрениям и художественному мышлению А.С. Пушкина свои работы посвятили: русский поэт, драматург, критик И.Ф. Анненский, В.Ф. Ходасевич, русские поэты В.Ф. Ходасевич, А.А. Блок, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, русский философ и религиозный мыслитель XX века С.Л. Франк и другие.

Выдающийся русский критик В.Г. Белинский, характеризуя творчество Пушкина, отметил: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью».

Сочинение Моё любимое стихотворение Пушкина

Я помню чудное мгновение…

Мне нравиться стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновение…» В нём Пушкин воспевает женскую красоту. Не скрывает своих чувств к любимой женщине.

Поэт очень трепетно описывает появление возлюбленной. Стихотворение передаётся в виде воспоминания о появлении в его жизни образа обожания.

И вот прошло время, постепенно, автор стал забывать любимую даму. Уже не трепетало его сердце. Монотонно, спокойно проходило время. Уже без трепетных чувств и пылких вдохновений.

Перечитывая стихотворение, я понимаю, что чувствовал поэт при встрече. Он описывал самое нежное чувство — любовь. Полюбив, человек преображается. Словно парит в небе. У него появляется вдохновение. Он написал прекрасное стихотворение.

Своё произведение он посвятил Анне Керн. В нём идёт описание всех периодов вовремя влюблённости. Сначала кипят страсти, автор не может спокойно смотреть на объект обожания. Затем, влюблённые перестали видеть друг друга. И поэт стал забывать черты характера и её внешний облик. И в нём постепенно погасли нежные и пылкие чувства.

Здесь чувствуется грусть по прошедшим дням, когда душа пела. Автор прибегает к воспоминаниям о чудном времени. Перед ним появилась стройная, завораживающая, молодая, таинственная девушка. И ему кажется, что это в этом объекте собраны и чистота, и красота. И душа ожила. Стала парить. Потом встречи прекратились и постепенно всё забылось. Поэт стал просто тихо жить, отброшенный миром. В тихом, глухом месте. Исчезло вдохновение и любовь погасла, остыла. А воспоминания вновь взбудоражили прежние чувства и захотелось вновь испытать душевные муки, страдания и нежнейшие воздыхания.

Повстречавшись вновь, наш герой ощутил трепетные чувства и на него нахлынули воспоминания. Он почувствовал прежнюю любовь и трепетные переживания. И создал, следующее четверостишие.

Я люблю читать стихотворения о любви Пушкина. Мне тоже хочется, чтобы мной восхищались и любили. Посвятили стихотворение. Рассказывая стихотворение, я понимаю чувства поэта, его нежную любовь к прекрасной девушке. Здесь и нежные переживания, счастливые минуты проведённые с любимой леди. Для него в ней собраны всё, что нравится в женщине. Вспоминает поэт новую встречу. Любовь движет чувствами и работоспособностью поэта. У него пробуждаются все запасные резервы, душа поёт и хочется творить.

Сочинение Мое любимый стих Пушкина К Чаадаеву

Александр Сергеевич Пушкин является великим русским поэтом не только XIX века, но и вообще всей русской литературы. С детства я любил читать его замечательные сказки. Взрослея, я начал восхищаться поэмами, прозой, многими небольшими стихотворениями, такими как «Анчар». Но самое любимое стихотворение Пушкина было и остается «К Чаадаеву». Оно необыкновенно близко для меня, потому что носит патриотический характер. В нем поэт обращается к своему другу по царскосельскому лицею — Петру Чаадаеву.

Это стихотворение наполнено дружеским задором, молодецким пылом, верой в изменение существующей действительности к лучшему, к светлому и доброму. Недаром Александр Сергеевич пишет:

Читайте также:
Сопоставление стихотворений Деревня и Вновь я посетил...: сочинение

«Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна. »

Друзья с нетерпением ждут, когда роковой гнет царизма канет в Лету. Пушкин подталкивает Чаадаева направить «души прекрасные порывы» на борьбу против тяжелой судьбы русского человека и страны в целом. Любовь к Родине у Пушкина в этом произведении сравнивается с революционной борьбой. Послание выглядит как агитационный материал, что было именно так и воспринято современниками. «К Чаадаеву» стало одним из многих произведений поэта, из-за которых он был сослав в «южную ссылку». В стихотворении присутствует явный призыв к свержению царизма в России. Учитывая факт дружбы Пушкина с декабристами, слава вольнодумца для Пушкина оказалась лакмусовой бумажкой.

Любимо моей душе это стихотворение еще и потому, что в нем тесно переплелись лирическое послание товарищу и смелый гражданский клич. Пушкин, несомненно, понимал, что такое поведение относительно власти повлечет за собой тяжелые последствия и сильно повлияет на его дальнейшую судьбу. Но поэт не отказался от написания и публикации произведения. В то время, как и сейчас, многие были недовольны существующей властью, но открыто противостоять ей и критиковать ее могли лишь немногие.

В годы авторства Пушкин еще не обрел славы великого поэта. Но, не смотря на это, с момента написания стихотворения оно передавалось из рук в руки, а опубликовать его решились только спустя 11 лет.

Моё любимое стихотворение Пушкина Я помню чудное мгновение… 9 класс

Хотя это стихотворение слишком растиражировано, но оно на самом деле моё любимое. Меня смущает, что каждый может прочитать его наизусть, что каждый его знает… От этого стихотворения веет «тайной», признанием, а так весь эффект пропадает.

С другой стороны, популярность стихотворения означает, что оно, действительно, очень хорошее. Люди просто чувствуют это!

Возлюбленная поэта – создание исключительное. Она появилось, вся его шумная жизнь отошла на второй план. Он её называет и виденьем, и образцом чистой красоты. Это любовь точно – когда человек сразу становится единственным, исключительным.

Важно, что эту влюбленность автор проносит через всю жизнь. Образ её помог ему пережить ссылку в деревне, как я понимаю. Но так и должно быть. Когда нам трудно лишь важные для нас люди (родные и любимые) просто мыслью о них могут нас поддержать.

И в финале говорится, что Пушкин уже всё забыл… вроде бы. Черты поблекли, голос уже не слышен. Надежды ни на что нет. Но вот она снова появилась в его жизни, и всё вернулось. Так бывает, когда приезжаешь куда-то, например, и снова чувствуешь, как раньше всё… А казалось, что всё забыл.

Так красиво, что для поэта женщина оживила всё: магию жизни, вдохновенье, любовь (конечно) и саму жизнь. То есть это уже не унылое существование, а жизнь, полная радости. Но, казалось бы – один человек снова появился. И как всё может измениться к лучшему! В этом и есть тайна, чудо… Душа пробуждается.

Для меня это стихотворение полно надежды и радости. Оно о том, что Солнце вернётся обязательно. Вот рассвет – счастье его видеть, ночью нам свет Солнца приносит Луна (это как воспоминания о любимой), но вот опять утро. И несмотря ни на что, всё возрождается! Ведь Пушкин жил, как сам пишет, без слёз, любви и вдохновенья. Может быть, он и сам не понимал, почему… Не винил ту самую «К». Ему она даже не снится, как раньше. Мирские бури развеяли мечты его, планы… Но возвращение этой любви его пробуждает.

Мне всегда радостно читать это стихотворение. Перечитывать его хорошо, когда тебе грустно, но и когда весело. Оно вселяет надежду в возрождение.

И я готова делить это стихотворение с другими. Пусть читают и перечитывают.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: