Евгений Онегин энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение (по одноименному роману А.С. Пушкина): сочинение

Евгений Онегин энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение (по одноименному роману А.С. Пушкина): сочинение

Роман в стихах “Евгений Онегин”, был написан в 20— 30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лег. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе се проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала прогни крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например. Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией “блистательной и полувоздушной” Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию “за лес и сало” ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: “духи в граненом хрустале”, “пилочки”, “щетки тридцати родов”.

На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:

Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Bcтает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.

И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни “золотой дворянской молодежи”. Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только “за полдень”. Жизнь Евгения “однообразна и пестра”: балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем. почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.

С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, “заслуживающие известность низостью души”.

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих “поместных владетелей”. Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум.

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, парившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

Таким образом, в романе “Евгений Онегин” все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: “Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя”. Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: “читатель ждет уж рифмы “розы”, на вот, возьми ее скорей”. А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами.

Читайте также:
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»: сочинение

Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:

Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал.
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота.

Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности. В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и “Борис Годунов”, и сказки. Поэт в расцвете сил. в разгаре творческого освоения народности.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: “Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор. “.

Сочинение для 9 класса «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ.

Добрый день. Предлагаем Вашему вниманию сочинение на тему «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ. Надеюсь, в этом сочинении вы найдете множество идей, которые помогут вам в написании собственного сочинения.

Также Вы можете вспомнить текст произведения, прочитав краткое содержание «Евгения Онегина». На сайте есть и другие сочинения по роману “Евгений Онегин”.

«Евгений Онегин» — энциклопедия русской души.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах. Ранее ничего подобного не было ни в русской, ни в мировой литературе. Уникальным произведение делает также и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита, освоенные гением Пушкина, приобрели такую значимость и достоверность, что роман стали называть энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века.

«Евгений Онегин» — это произведение, в котором отразился век и современный человек. Болезнью века, «болезнью «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию именно этого явления и посвятил Пушкин свой роман.

Из этого романа, как из энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар» Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный»), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство, то есть весь народ. Это позволяет нам говорить об «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о «соли светской злости», «ни о необходимых нахалах» и тому подобном.

Глазами столичного жителя показана нам и Москва — «ярмарка невест». Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «наивный пошлый вздор», но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России:

Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось.

Он гордится Москвой 12-го года:

последним счастьем опоенный,

с ключами старого Кремля.

Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слое в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная, попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни 19-го века — поэмой Гоголя «Мертвые души»!

Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», — романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

История матери Татьяны достаточно трагична: «Не спросясь совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но заменила счастье привычкой: «Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Образ, очень похожий на Коробочку.

На месте Буянова, «в пуху, в картузе с козырьком» вполне можно представить гоголевского Ноздрева, а Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», напоминает Плюшкина.

Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: «Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут». Эту характеристику можно отнести и к чиновникам «Мертвых душ», да и «Ревизора» тоже.

Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянскoго гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе в реализме: Печорин, Болконский, Обломов.

Читайте также:
Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

Спасибо за внимание. Надеемся, сочинение «Евгений Онегин» — энциклопедия русской души оказалось Вам полезным

Конспект урока «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»

Пересказ

Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск. На Кавказе была серьезная проблема: на тех, кто шел один, часто нападали. Горцы все время показывали кто тут хозяин. Жилин отправился в путь вместе с военным обозом. Тут он встретил сослуживца по фамилии Костылин.

Обоз шел медленно, офицеров это не устраивало, и они решили продолжить свой путь сами. Сослуживцы разговорились и не заметили, как на них выскочили горцы. Друзья отчаянно пытались убежать от преследователей, но ничего не вышло.

Сначала поймали Жилина, затем привезли и Костылина. В горном ауле друзей купил богатый татарин. Их ноги сковали и посадили в аул. Хозяин сказал, чтобы офицеры срочно написали родным просьбу о выкупе. Костылинская семья имела деньги, чего не скажешь о Жилине. Ему не на кого положиться, он указал ошибочный адрес и решил бежать при первой попытке.

Пленники сидели в сарае, колоды снимали только ночью. Жилин всегда что-то делал своими руками, но умел он сидеть просто так. Хозяин сослуживцев имел дочь, звали ее Диной. Девочке было тринадцать лет. Она все время наблюдала за пленниками. Жилин для нее лепил кукол. Дина же приносила ему лепешки с сыром. Меж героями возникла симпатия.

Ни одна ночь не обходилась без рытья подкопа. Вскоре он был сооружен. Осталось только улучить момент. Когда горцы куда-то ускакали, пленники бежали. Они двинулись в сторону леса, вдруг Костылин повредил ногу, на таких скоростях друзья не могли двигаться быстро и их поймали и посадили в яму. Где их почти не кормили. Костылин заболел.

Дина постоянно приходила к пленникам и что-то приносила. Она тихонько разговаривала с Жилиным, однажды она сообщила, что его хотят убить. Он просит Дину о помощи, она приносит ему ветку, и он выходит из ямы. Костылин отказывается от побега.

Жилин вышел с Диной за аул, сбить колоды с его ног они даже вдвоем не смогли. Девочка дала ему лепешки и плача побежала в аул. Жилин всю ночь шел лесом, чтобы вновь никому не попасться. Он вышел к своей крепости, как вдруг его настигли всадники. Он бежал и звал казаков. Те услышали его и сразу кинулись на помощь. Горцы ушли.

Жилин наконец-то вырвался из плена. Больше он никуда не поехал. Костылина выкупили через месяц, он был тяжело болен.

Сочинения

Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века. Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен. В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.

Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.

Толстой Кавказский пленник

Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе. Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина — другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили. Сам же Костылин убежал, захватив единственное оружие. Жилина продают Абдул-Мурату. Но, Костылину также было суждено попасть в плен к тому же Абдул-Мурату.

И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп. Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя. Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.

Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.

Толстой Кавказский пленник главные герои

В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки. Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства. Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.

Читайте также:
Сюжет, герои, проблематика Повестей Белкина А. С. Пушкина.: сочинение

Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.

Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.

Толстой Кавказский пленник главная мысль

Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.

1. Жилин получает письмо от матери 2. В дороге офицер попадает в плен 3. Костылин также в плену 4. Письма о выкупе 5. Место жительства в плену и условия проживания 6. Первая попытка побега. Неудачный побег 7. Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка

Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План

А какую оценку поставите вы?

Содержание первой половины рассказа

В первой части рассказывается о весточке Жилину от матери, желающей проститься с сыном. Жарким летом тот отправляется в путь с обозом. Но из-за медленного и утомительного передвижения решается добираться в одиночку. Костылин предлагает составить ему компанию, но при первой же встрече с татарами бросает товарища. Жилина после отчаянного сопротивления берут в плен, привозят в отдаленный аул и запирают в сарае, надев на ноги колодки.

Вторая часть посвящена знакомству Жилина со своим хозяином Абдул-Муратом, который надеется на выкуп своего пленника. Сторговавшись на 500 рублях, офицер отправляет письмо матери, сознательно указав неверный адрес. Он понимает, что той негде взять столь большую сумму. Главный герой узнает о пленении Костылина, который соглашается на выкуп в размере 5 тыс. рублей.

К началу третьей части проходит месяц. За это время жители аула вызнали: Жилин — мастер на все руки. Способен он не только часы и пистолет починить, но и кукол для дочери Абдул-Мурата смастерить. Но тот не оставляет надежды сбежать из плена. Так заканчивается первая половина рассказа «Кавказский пленник» (план будет представлен далее).

Образец

Какие требования необходимо соблюдать при его составлении? Цитата автора должна быть дословной и заключаться в кавычки. Для того чтобы не использовать объемную фразу, допустимо вместо пропущенных слов ставить многоточие. Текст должен обязательно передавать главную мысль смыслового отрывка. Предлагаем примерный цитатный план рассказа «Кавказский пленник»:

  1. «Не дамся… живой».
  2. «Товарищ… может, богат, а я… Хотите убивайте!».
  3. «Прошла про Жилина слава, что он мастер».
  4. «Надо бежать!».
  5. «Камнями… бьют их».
  6. «Коли… меня жалко… палку принеси!».
  7. «Братцы! Братцы! Вот я и… женился!».

Произведение Л. Толстого обладает необъяснимой особенностью. После прочтения оно удивительным образом сохраняется в памяти. В этом феномен писательского таланта автора.

Вариант 2

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из — за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.

Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.

Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.

Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.

Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.

Читайте также:
Образ и характер Ленский: сочинение

Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.

В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.

Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)

Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.

«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой

Краткий вариант

План рассказа «Кавказский пленник» может выглядеть следующим образом:

  1. Захват Жилина в плен татарами.
  2. Договоренность с хозяином о выкупе обоих офицеров.
  3. Слава Жилина как мастера.
  4. Подготовка к побегу.
  5. Неудача и ухудшение условий содержания.
  6. Побег Жилина с помощью Дины.

План пишется для того, чтобы стать опорой при пересказе текста. Если необходимо восстановить в памяти все важные детали произведения, целесообразно использовать более расширенный вариант.

Подробный план

Чем больше пунктов и точнее заголовки смысловых частей, тем легче освоить содержание. Предлагаем план из 14 пунктов:

  1. Письмо от матери и решение Жилина ее навестить.
  2. Поездка в отпуск.
  3. Попытка двух офицеров опередить обоз.
  4. Попадание в плен из-за трусости Костылина.
  5. Знакомство с «хозяином» и требование выкупа.
  6. Жилин надеется на побег, Костылин соглашается на выкуп.
  7. Жизнь в татарском ауле: слава мастера, дружба с Диной.
  8. Изучение местности и подготовка к побегу.
  9. Похороны местного жителя и возникновение благоприятных условий для бегства.
  10. Неудавшийся побег, малодушие Костылина.
  11. Ужесточение содержания, угроза для жизни со стороны хозяина.
  12. Помощь Дины в побеге Жилина.
  13. Счастливое спасение.
  14. Завершение истории для Жилина и Костылина.

Для того чтобы передать язык автора, приблизить пересказ к оригиналу, требуется цитатный план. «Кавказский пленник» позволяет сделать его интересным и содержательным.

Сочинение по рассказу Кавказский пленник Толстого 5 класс

В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период Кавказской войны при Николае I.

Главный герой произведения – русский офицер Жилин, служивший на Кавказе. По происхождению он являлся обнищавшим дворянином, однако, несмотря на это, был честен, имел добрую душу и чистые намерения. Ростом он был невысок, но достаточно силен. Пожилая мать героя просит навестить ее и тот отправляется к ней вместе с обозом, взяв отпуск. И на пути попадает в плен к татарам, захватившим его с целью выкупа. Происходит это по вине его товарища, офицера Костылина, который проявив невообразимую трусость покидает Жилина, забрав с собой ружьё.

Находясь в плену, Жилин был продан Абдулу, с чьей дочерью – обаятельной девочкой Диной, с течением времени, подружился, вылепливая для нее кукол из глины. Девочка, в ответ, по мере сил и возможностей помогала ему, приносив еду, такую как лепешки, мясо и молоко. Жилину удается наладить взаимоотношения с татарами: он то и дело занимается работой, присматриваясь к людям, и на итог, в сарае его запирают лишь на ночь, поскольку ему удается завоевать доверие татар.

Читайте также:
ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН.: сочинение

Костылин же, грузный мужичок из богатой помещичьей семьи, отличившийся своей трусостью, также был пойман в плен и попал к тому же хозяину, что и Жилин.

Толстой весьма красноречиво указывает нам на контраст между этими двумя героями. Волевой, мужественный, находчивый Жилин и пассивный, эгоистичный и обделенный умом Костылин. И несмотря на эти явные различия, на протяжении всего рассказа Жилин действительно пытался помочь своему товарищу. Сделав подкоп под сараем, герои намереваются совершить побег, но по вине Костылина терпят неудачу.

Не заботясь о собственной судьбе, на помощь Жилину, в очередной раз, приходит дочь хозяина Дина. Много миль преодолевает Жилин с оковами на ногах, прежде чем встречается с солдатами и казаками.

Однако, основная мысль этого произведения не только лишь в том, чтобы показать пример Жилина как положительного героя и акцентировать внимание на том факте, что всем нам следует брать с него пример, но и в том, насколько глупа и бесчеловечна была Кавказская война, ведь по обе стороны враждующих народов есть как плохие, так и хорошие люди.

Вариант 2

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из – за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.

Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.

Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.

Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.

Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.

Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.

В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.

Сочинение 3

В рассказе “Кавказский пленник”, написанном в первую очередь для детей, Л.Н. Толстой поднимает множество важных, сложных даже для взрослых людей тем: долг, человеческие отношения, война, самоотверженность.

Рассказ похож на притчу или сказку — персонажи предельно просты, архетипичны, повествование ведётся динамично и просто, главный герой — Жилин — содержит в своём образе все черты, присущие условному “хорошему” человеку: он отважен, честен, умён, справедлив, добр, самоотвержен, инициативен. Его полный антипод — Костылин — вялый, трусливый, слабый и телом, и характером человек. Автор противопоставляет их, попавших в одинаковую ситуацию, друг другу. Так, например, в плен они попадают по разным причинам: Жилин из-за того, что Костылин испугался и бросил его, а Костылин из-за собственной нерасторопности. На требование пленителей написать домой с просьбой о выкупе, Костылин сразу соглашается запросить пять тысяч, Жилин же, не соглашаясь и на три, сбрасывает цену до пятисот. И даже после этого он пишет неправильный адрес — не желает разорять свою мать. Живя в ауле на правах пленных, герои ведут себя по разному: пока Костылин целыми днями спит и ждёт, когда его выкупят, Жилин делает девушкам и детям игрушки, чинит жителям аула часы и прочие вещи, тем самым располагая их к себе. Первая попытка побега проваливается именно из-за Костылина — он не может идти, а Жилин, уверенный, что товарища бросать нельзя, несёт его на своей спине, из-за чего и попадается преследователям. На вторую попытку побега(возможную только благодаря Дине, которую, как написано выше, Жилин, как и многих жителей аула, расположил к себе) Костылин не соглашается, говоря, что не потянет. Это долгое, многогранное, протянутое через весь рассказ сравнение, разумеется, служит только одной цели — показать “что такое хорошо и что такое плохо”.

Читайте также:
Шуйский - характеристика литературного героя: сочинение

И если эта тема раскрыта прямо и очевидно, то другая, не менее важная тема, рассматривается более изящно. Это тема войны, отношений между воющими: не государствами и армиями, а обычными людьми. В сцене захвата Жилина в плен, люди, называемые татарами(очевидно, что это чеченцы) воспринимаются им как уродливые, вонючие, грубые, страшные существа. С первых же слов описания жизни Жилина в плену восприятие его изменяется — он видит уже не врагов, а простых людей: рыжебородый, захвативший его в плен и отдавший за долги чернобородому, описывается как грозный мужчина, несмотря на то, что к Жилину он относится негативно; дочка чернободого, Дина, воспринимается Жилиным с долей восхищения — он находит её красивой, робкой, женственной. Его “хозяин”, Абдула, постоянно смеётся, приговаривая “Я — Абдул — хорошо, ты — Иван — хорошо”. Он не избивает(вопреки догадкам Жилина) пленников. Более того, он относится к ним достаточно хорошо, по крайней мере, до первой попытки побега. Даже старик Ходжи, ненавидящий русских и требующий у Абдулы убить пленников, вызывает сочувствие: он ненавидит русских за то, что они разграбили его имение и убили всю его семью. Всю, кроме одного сына, сдавшегося в плен — его старик убил сам. Этому поступку автор не даёт моральной оценки, словно говоря читателю, что это — чужая культура, которую сложно понять. Жилин, наблюдающий жизнь аула, не видит врагов — он видит людей, которые живут, работают, играют, провожают погибших в последний путь, молятся. Точно также и жители(за исключением старика): они либо не видят в нём врага, как Дина; либо видят, но относятся к нему с уважением, как Абдула. Примечательно также, что первая попытка побега проваливается из-за Костылина, а вторая удаётся благодаря Дине. Толстой словно подчёркивает, что врагов в этой ситуации нет — есть простые люди, ведомые человеческими чувствами — страхом, симпатией, благодарностью.

Сбежав из плена, Жилин принимает решение не покидать Кавказ — собственно, в плен он попал, направляясь к матери, просившей его приехать и нашедшей ему невесту — считает, что не судьба. Эти слова, произнесённые героем в самом конце рассказа, раскрывают его название с новой стороны: кавказский пленник — это не Жилин. Точнее, не только он. Кавказские пленники — это все они, русские и чеченцы, поглощённые ненужной им войной.

Этот простой рассказ затрагивает действительно сложные и важные темы, раскрывает их с точки зрения простого человека — Жилин предстаёт перед читателем в первую очередь человеком, а не военным. Суть рассказа — не в отважном русском солдате, сбежавшем из плена, а в добром русском человеке, живущим рядом с теми, кого он считал своими врагами.

Вариант 4

Сюжет произведения разворачивается в период Кавказского конфликта. Все описанные в произведение действия разворачивались на самом деле, и являются воспоминаниями самого автора, и его сослуживцев. Жизни и судьбы невероятно разных героев с различными характерами и помыслами переплетаются в картине, но при этом находят различное отображение с точки зрения автора. Например, в произведении показан главный герой, который попадает в плен к своему врагу, но при этом не теряет силу духа и веру в лучшее, он храбрый и могучий воин, и при этом сильный человек. В отличие от него, его товарищ проявляет трусость и слабость, которую писатель осуждает, но при этом понимает, что условия были крайне тяжелыми, и в целом понять даже такого персонажа можно.

Также, в произведении показан героизм маленькой девочки, которая решает помочь русскому офицеру, отпуская его из плена. Она не побоялась того, что семья отречется от нее, и совершила настоящий подвиг. И наконец, читателя знакомят с пожилым человеком, который озлоблен на жизнь из-за того, что война забрала у него всю семью, которую он любил и считал смыслом своего существования. Все показанные персонажи связаны между собой в сюжете произведения.

Главного героя произведения автор наделил фамилией Жилин, при этом ни разу не назвав его по имени. Однажды, будучи на войне, он получает письмо от собственной матери, которая мечтает, чтобы ее сынок приехал к ней и навестил ее, и возможно обрел супругу. Жилин решает отправиться в одиночку, не дожидаясь помощи от своей части. Вместе с ним отправляется товарищ по фамилии Костылин. На своем пути они встречают врагов. Видя то, что они смогут попасть в плен, персонажи ведут себя по-разному. Жилин бежит напрямую к врагу, а Костылин бросает товарища и спасает свою жизнь. Попав в плен к врагу, главный герой не теряет силы духа, за что его даже противник начинает уважать. Также, он проявляет смелость в том эпизоде, когда его просят написать письмо домой, а он указывает неверный адрес, для того, чтобы у его матери не было проблем из-за него. Произведение является ярким примером того, каким должен быть человек, а также оно очень реалистично и интересно.

Читайте также:
Болдинская осень Пушкинской жизни: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

По воле судьбы главный герой рассказа был направлен в одну из заброшенных деревень на полгода, где изнывал от скуки. От безделья он принялся заниматься лечением местных жителей и попробовал обучить грамоте Ярмолу.

В жизни каждого из нас, так или иначе, появляются люди, которые нас чем-то обижают. Это могут быть как совершенно незнакомые люди, например хамоватая женщина в очереди в продуктовом магазине

Ольга Ильинская – умная, красивая, почти идеальная героиня романа И.А. Гончарова «Обломов». Ольга предстает перед читателями в образе сильной личности, обладающей талантом всегда находиться в гармонии с собой и своими мыслями

Медведь на воеводстве представляет собой одну из сказок Салтыкова-Щедрина, которые имеют одной из своих целей критику власти. Мысль не нова, но не у всех отыскивает подобного выражения.

Хлестаков Иван Александрович, 23-ёх лет, – главное лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Его имя стало нарицательным, соотносимым с безудержным враньём и гомерически раздутым самомнением

Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс

Изучая творчество Толстого в школе, в программу включено и изучение произведения, а также написание сочинения на тему Кавказский пленник. Лев Николаевич Толстой написал данное произведение в конце девятнадцатого века и скорее всего в этом произведении он описал историю из своей жизни, ведь, как известно, писатель побывал в плену у татар, когда проходил службу на Кавказе.

Работая над анализом произведения Кавказский пленник Толстого, хочется начать сочинение о том, насколько красиво автор описывает природу Кавказа, как будто попадаешь в сказку. Также в произведении писатель затрагивает повседневную жизнь татар, быт свободолюбивых горцев. Сам рассказ и события в нем формируются вокруг трех основных героев, среди них два офицера и девочка Дина.

Жилин и Костылин

В повести два офицера Жилин и Костылин попадают в плен. В сочинении по «Кавказскому пленнику» хочется отметить, что Жилин и Костылин оказались в равных условиях, но совершенно по-разному проявились их характеры. Да и по описанию автора мы видим различия и Костылин уже здесь не вызывает симпатии. Тучный, грузный, постоянно обливается потом. Другое дело Жилин. Он удал, полон сострадания, любви даже к животным, храбрый, целеустремленный.

Поступки у пленных также разные. Если Костылин уверен, что ему должны все помогать, достаточно только написать родственникам, которые вызволят его, то Жилин не хочет волновать свою мать, и решается на самостоятельное спасение, устроив побег. Он изучает местность, жителей аула, их жизнь и, все подготовив, совершает побег, прихватив собой Костылина, и в этом была его ошибка. Этот слабый, трусливый, ленивый человек и здесь не смог проявить твердость характера, поэтому их быстро поймали и вернули назад. Очень обидно было за главного героя, который все рассчитал, который уже бежал, когда свобода была уже рядом. Но, не получилось. Теперь Жилину грозила верная смерть.

Жилин и Дина

Однако все завершилось хорошо и должное нужно отдать девочке Дине – дочери татарина. В своем сочинении хочется отметить те теплые отношения, что сложились между Жилиным и Диной в «Кавказском пленнике». Сначала девочка боялась пленников, но позже поняла, Жилин добрейшей души человек и они подружились. Жилин развлекал девочку, которая была обделена любовью родителей. Он делал ей кукол из глины, а она ему носила вкусную еду. А после неудачного побега девочка и вовсе стала для офицера ангелом-спасителем, ведь предупредив об опасности, она помогла бежать Жилину второй раз. Все закончилось благополучно.

В завершении работы над «Кавказским пленником» Толстого, в своем сочинении хочется сказать, что, несмотря на жизненные ситуации, никогда не нужно опускать руки. Нужно быть, как Жилин, смелым, храбрым, решительным, целеустремленным. Именно эти качества и характеризуют настоящих мужчин, а такие ничтожные, трусливые ленивые люди, как Костылин, вызывают только жалость и уж на кого равняться не стоит, так это на подобных героев.

Кавказский пленник сочинение, вариант 2

Кавказский пленник привлекателен не только своей сюжетной линией, но и тем, что на страницах рассказа писатель затрагивает частичку нашей истории, описывая один из самых сложных конфликтов, период Кавказской войны. Л. Н. Толстой в своем рассказе использует собственные воспоминания, а также воспоминания офицеров и солдат, которые принимали непосредственное участие в военных действиях. Сегодня мы пишем небольшое сочинение по литературе на тему кавказского пленника, и попутно ответим на вопрос, над чем же заставляет задуматься произведение Кавказский пленник. Написать работу нам поможет план сочинения, который мы составили заранее, и предоставим его в конце нашей работы.

Кавказский пленник сочинение

Л. Н. Толстой свой рассказ Кавказский пленник написал в конце девятнадцатого века, где рассказал о войне, предательстве, человеческой доброте, и стремлении найти выход даже с самой сложной ситуации. Рассказ повествует о поступках разных людей, которые попадают в одинаковые условия. Здесь мы видим взаимоотношения народов. Кавказский пленник в полной мере раскрывает человеческие пороки — трусость, высокомерие, мстительность, жестокость, но несмотря ни на что, доброта, храбрость и упорство, побеждают, и приводят к счастливому концу.

Читайте также:
Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение

Рассказ Кавказский пленник знакомит нас с главными героями Жилиным и Костылином, которых захватили в плен горцы. И на протяжении всего рассказа мы можем наблюдать их поведение в неординарных условиях. Жилин присматривается к врагу, знакомится с ними ближе, старается занять себя каким-либо делом и даже лечит больных врагов. Костылин в плену бездействует. Он считает себя выше врага, поэтому с ними на контакт не идет, и ожидает выкуп.

Жилин разрабатывает план побега, к которому присоединяется и его товарищ. Первый побег оказался неудачным, и виной тому был Костылин, который не нашел в себе силы идти дальше. Беглецов схватили, и ужесточили условия содержания. Но и теперь Жилин не падает духом, он не собирается просить родных выкупить его из плена, и надеется только на себя. Однако здесь ему на помощь приходит девочка Дина, которая успела подружиться с офицером, и благодаря ей Жилин бежал.

У рассказа счастливый конец. Жилину удалось добраться до своих, а за Костылина внесли нужную сумму и еле живого через месяц привезли домой.

Продолжая работать над сочинением на тему рассказа Кавказский пленник, хочется отметить насколько интересное и поучительное написал автор произведение. Оно показывает, насколько важно не терять силу духа, учит быть добрым, показывает насколько губительной может оказаться трусость, насколько ужасно предательство, и как важно не опускать руки.

Над чем заставляет задумываться Кавказский пленник

Давайте все же постараемся ответить в сочинении на вопрос над чем заставляет задуматься Кавказский пленник?

Рассказ заставляет задуматься о проблемах, которые приносит человеку война, и о том, как важно не пренебрегать реальной опасностью в военное время. Если ошибка была сделана, то не стоит поддаваться панике и постараться найти решение со светлой головой. Рассказ призывает с уважением относиться к обычаям других народов, уважать традиции других национальностей, и помнить главное — что не существует плохих национальностей, есть лишь плохие люди, как есть и хорошие.

Прочтя рассказ Толстого, невольно задумаешься о добре и зле, о том, как важно оставаться человеком, даже оказавшись в плену, ведь если хорошо относиться к другим, то даже среди врагов найдутся те, кто захочет тебе помочь. Но для этого важно не терять веры, не опускать руки, и бороться за свою свободу, не проявляя слабости и трусости.

✔️ Вступление
✔️ Основные проблемы, что затронуты в рассказе Толстого
✔️ Главные герои и их поведение в одинаковых условиях
✔️ Чему учит произведение Кавказский пленник
✔️ О чем заставляет задуматься рассказ Толстого

Жилин и Костылин – разные судьбы сочинение (5 класс)

В образах двух офицеров, попавших в плен, автор показал лучшие и худшие черты характера. Оказываясь в одних и тех же критических ситуациях, один из них показывал наиболее достойный вариант поведения, тогда как другой – то чего делать нельзя.

Сами фамилии персонажей Жилин и Костылин – говорящие. Жилин происходит от части человеческого тела, ассоциирующейся с силой и выносливостью, а Костылин сразу намекает на слабость и неполноценность. Костылин и на протяжении всего рассказа выступает в качестве того, кто нуждается в помощи. И действительно, ему сначала в меру своих сил помогает Жилин, а затем выкупают из плена родственники, он ничего не способен сделать сам.

В плен герои попадают из-за Костылина, предложившего поехать быстрее без прикрытия солдат, но испугавшегося и не ставшего прикрывать Жилина, когда татары напали на них. Трудолюбивый и умелый Жилин смог хитростью попасть на гору и в некоторой степени разведать дорогу для побега. Кроме того, он подружился с девочкой Диной, которая позже поможет ему бежать. В то же время Костылин проявляет равнодушие и полную пассивность. Он не сидит и не упражняется в бесплодных мечтах о том, как отомстит людям, пленившим его, но просто не делает ничего даже для своего спасения.

Первый побег срывается именно из-за Костылина. Он, в силу не столько физической слабости (которую вряд ли можно заподозрить за офицером нв зоне боевых действий), но неумения сконцентрироваться и заставить себя, сначала идет медленно по острым камням, а затем отказывается двигаться совсем. Жилин здесь проявляет себя лучшим образом, отказавшись бросить товарища, хотя именно ему он и был обязан нахождению в плену, и несет его на себе.

Однако здесь он не требует помощи и просто предлагает товарищу бросить его и спасаться самому. И впоследствии, когда Дина подала возможность Жилину выбраться из ямы, Костылин также просто не хочет заставить себя проявить усилие.

Толстой этими примерами показывает, что человек, обладающий волей, может достигать поставленных целей и изменять свою жизнь самостоятельно. Способность собраться и действовать, вместе с искренне доброжелательным отношением к людям, помогли Жилину, в конце концов, удачно бежать из плена. При апатии, которую олицетворяет Костылин, всегда приходится надеяться на помощь со стороны других, как и этому герою, позже выкупленному из плена родственниками.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Сочинение 2

Большинство писателей русской литературы используют в своих произведениях приемы противопоставления. В рассказе «Кавказский пленник» А. К. Толстой представляет двух главных героев, у каждого из которых своя судьба. Жизнь сложились именно так из-за собственных характеров, взглядов на жизнь и поведения героев.

Жилин и Костылин – это военные люди своего нелегкого времени, они – офицеры. Оказавшись спутниками по пути домой, они одинаково надеялись на долгожданную встречу с родными. Но испытание, выпавшее на их долю, помогает понять их сущность.

Жилин и Костылин оказываются захваченными врагами. Нахождение в плену у татар на протяжении длительного времени стало тем периодом, который оказался показательным и решающим для дальнейшего существования. Поведение в подобных условиях Жилин сводилось к оптимистическому настрою, желанию двигаться вперед, не причиняя вреда окружающим людям, несмотря на то, что они являлись врагами. Здесь он продолжал действовать так, как жил раньше. Проявлял трудолюбие, смастерив не раз игрушки для дочери захватчика, сострадание – пытаясь вылечить больных в ауле. Он с уважением относился к тем, кто окружал их, требуя такого же отношения взамен. Жилин считал, что уныние – это помеха в жизни, поэтому ведет себя смело и оптимистично всегда. Он беспрестанно надеется на поиск выхода из ситуации, предпринимая разные попытки и уловки. Например, заранее делая подкоп, рассчитывая время. Мужчина добр ко всем, а его честность и открытость помогают завоевать расположение остальных. Именно поэтому он не испытывал голод, находился в хороших условиях. Благодаря своему характеру Жилин самостоятельно строил свои отношения, судьбу.

Точно в таких же условиях оказался и Костылин, однако он во всем видел безвыходную ситуацию. Собственным отношением к жизни этот мужчина рушил все на своем пути. Отсутствие честности, уверенности и преданности в его характере чуть не лишило его жизни. Лень, слабость и жадность – не дают ему действовать для того, чтобы сбежать из плена. Оба пленника ведут себя совершенно по-разному. При этом это касается и детей, и врагов, и близких, и денег.

Каждый из героев строит свою судьбу так, как подсказывает им сердце и интуиция. Те качества характера, которые проявляются в них во время пребывания в плену татар, становятся определяющими. Одному они помогаю выжить, другому – заслужить недоверие.

Разные судьбы Жилина и Костылина рассуждение

Центральными лицами рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» выступают русские офицеры Жилин и Костылин. Их судьбы показаны на протяжении короткого времени, но в ситуации, когда человек полностью раскрывает свою сущность.

Фон событий – незатухающая война на Кавказе, которую Россия веками ведёт на окраинах своего государства. Но не военные действия стоят в центре сюжета, а рассказ об участи двух русских военных, попавших в плен к татарам. Они по-разному попали в одинаковое положение.

Их отношение к своему незавидному состоянию, поведение в плену и предпринимаемые действия по освобождению настолько отличаются, что позволяют понять, насколько разными могут быть человеческие типы, характеры и судьбы.

Герои оказались в одном обозе, они едут в домой. Жилина заставило взять отпуск письмо одинокой бедствующей матери. Костылин же едет просто насладиться мирной жизнью и на время снять военную форму.

Весь ход рассказа и его финал убеждают, что больше он её никогда не наденет, а выйдет в отставку, получит свою долю в семейном богатстве или наследство и будет жить барином. А Жилину и дальше предстоит тянуть военную лямку и надеяться только на себя.

Изначально симпатии читателя на стороне Ивана Жилина. Согласившись на предложение Костылина оторваться от медленно идущего обоза, именно он становится тем человеком, на которого можно положиться в связке.

Офицер действует умело, пускается на холм для разведки, обнаруживает вражеский разъезд, вступает в неравный бой. Костылин же, имея одно ружьё на двоих, вместо того, чтобы поддержать товарища, пустился наутёк.

Оказавшись в одном ауле во власти у Абдулы, смельчак не вспоминает о позорном поступке беглеца, а по сути, предателя. Он готов простить чужую ошибку и трусость, ведь им предстоит испытать одинаковую судьбу пленников.

В равных условиях герои ведут себя соответственно своим человеческим качествам. Жилин выходит из жизненного испытания, сохранив офицерскую честь и человеческое достоинство, а у Костылина нахождение в яме выявило полную несостоятельность и отсутствие мужских черт. Он проиграл в поединке за право называться порядочным человеком.

Благодаря чему Жилин оседлал судьбу, а Костылин оказался выбитым из седла? Жилин всегда действует, активно ищет пути освобождения, делает подкоп. Он не замыкается на своём положении, не унывает. Иван умеет смотреть по сторонам, видеть в окружающих людях не только врагов.

Кому-то герой случайно помог выздороветь. Татарских детишек порадовал своими игрушками. Главное в его характере – доброта, на неё отозвалось сердце Дины. Жилин сумел найти верного друга.

Благодаря дружбе и помощи татарской девочки, а также собственной смелости и выносливости, Жилин со второй попытки проделал путь к спасению. Первую попытку провалил Костылин, неумелый воин, физически и морально слабый человек и ненадёжный товарищ. Ему оставалось рассчитывает только на деньги, которые пришлют в качестве выкупа его родственники.

Читайте также:
Предполагаемая судьба Евгения Онегина и Татьяны Лариной: сочинение

Таким образом, в рассказе интересно показаны два мужских характера, из которых лишь один заслуживает уважения. Только Жилин достойно держит удары судьбы и выходит из испытаний несломленным.

Жилин и Костылин – разные судьбы

Популярные сочинения

Любители лесных прогулок любят многих представителей флоры и фауны. Ветерок, шорох трав, пение птиц, аромат листьев или хвои. Непередаваемые ощущения! Однако немногие знают, что особую роль в правильной работе

На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный

Перед нами представлено произведение русского художника Дмитрия Анатольевича Крымова, картина “Зимний вечер”. Мы видим, что на картине изображена маленькая деревня в зимний период времени.

Кавказский пленник сочинение

Кавказский пленник сочинение по плану 5 класс

↑ 1 вариант

1. Жилин и Костылин

2. Характеристика военнопленных

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера – труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

↑ 2 вариант

2. Дружба Дины и Жилина

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

↑ 3 вариант

1. Герои рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои – Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: