Евгений Онегин лишний человек: сочинение

Сочинение на тему Евгений Онегин — лишний человек 9 класс

Одна из главных проблем произведения Пушкина «Евгений Онегин» — проблема «лишнего» человека.

Герой рос в Москве и вёл довольно праздный образ жизни. Воспитывался Евгений гувернёром, при этом, не подвергаясь особым умственным нагрузкам. Тем ни менее Онегин был наделён гибким умом и достаточными способностями для реализации своего потенциала. Но, вероятно, не хотел пользоваться тем, что дала ему природа и генетика. Молодой человек вырос довольно поверхностной и эгоистичной личностью.

Онегин предпочитал растрачивать своё время на балах и светских приёмах. Казалось бы, идеальное место для поверзностного человека. Однако, сидящая внутри мыслящая натура, не смогла долго сдерживаться. Со временем Онегину наскучили светские мероприятия. Он осознал, что его образ жизни можно назвать праздным, а жизнь — бесполезной. Тогда Онегин уехал в деревню, но и там не смог жить гармонично.

Судьба свела героя с Татьяной Лариной. Это был шанс для героя познать любовь и проявить себя в ней. Тем не менее Евгений упускает и эту возможность, отвергая искренние чувства девушки и считая себя при этом отжившим человеком. Закончив с несостоявшимися отношениями, Онегин отправляется путешествовать по России. Однако, даже это не приносит ему удовлетворения. Он понимает тщетность своих попыток найти себя и возвращается в столицу. Там герой встречает Татьяну вновь. Но девушка уже не та, она изменилась и не готова принять Евгения. До возвращения Онегина Ларина вышла замуж и стала княгиней.

И почему же всё-таки Онегина можно назвать «лишним» человеком? Евгений наделён от природы хорошими данными, но не пользуется ими, не приносит пользы обществу. Он разменивается на бессмысленную суету светской жизни и, замечая этот факт, не решается искать первопричину, а лишь меняет обстановку. Он тяготится мыслями о бесполезности своего существования, своей жизни, образа жизни высшего света. Однако, он не пытается ничего изменить. Он мечется в поисках смысла и своего предназначения, но поиски эти не увенчаются успехом. Герой также зависим от общественного мнения и не в состоянии отделиться от него, найти себя. Это не меньше мешает ему определиться.

Евгений Онегин — герой неглупый и одарённым, но он не пользуется своими качествами. За всю свою жизнь он не сделал ничего полезного для общества и не реализовался как человек. Можно предположить, что он родился не в ту эпоху и стал жертвой аристократического общества. Именно поэтому Онегина и можно назвать «лишним» человеком.

Сочинение «Лишний» человек Евгений Онегин

«Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений в русской литературе. Сюжет романа разворачивается в начале 19 века. Это время значительных политических изменений в стране, эпоха, когда каждый начал задумываться о судьбе России, период новых идей и тенденций в обществе. Также в эти времена сложился фенотип людей, которые в дальнейшем будут названы «лишними людьми». Речь идет о личностях, разочарованных в традиционных ценностях и критически относящихся к действительности. Они не могут найти себя, цели и смысла в жизни, часто их терзают душевные смуты, у них есть некая личная драма, с которой они не могут бороться. Первым, кто описал такую личность, оказался А.С. Пушкин. И личность эта Евгений Онегин.

Онегин это дворянин, с соответствующим образованием и воспитанием. Учителем его был француз, который выполнял свои обязанности не совсем так, как хотелось бы, знания Онегин получил поверхностные. Но мальчик рос смышлёным от природы, а талант производить нужное впечатление помогал ему выглядеть в глазах общественности интеллигентным человеком. Он был желанным гостем в каждом доме. Но Онегин, вместе с тем, являлся человеком ленивым. Работать он не умел и не желал.

Поведение Онегина подстать его происхождению – вечные балы, рестораны, любовные увеселения. Жизнь его пуста, и вскоре герою все это надоедает. Такое бесцельное существование вскоре заставляет Онегина потерять вкус к жизни, ему все кажется до жути скучным, а светское общество он и вовсе начинает презирать. В попытках отгородиться от этих людей, он, желая найти свой путь, пытается найти себе некое полезное занятие. Изначально он пробует писать, но, из-за лени и неумения работать, это дело заканчивается ничем. Чтение книг также не приносит ничего хорошего, в них Онегин видит лишь все то, отчего желал убежать. Потом молодой человек едет в деревню, где начинает заниматься хозяйством, чем заметно облегчает жизнь своим крестьянам. Но и это дело вскоре ему надоедает.

Мы видим в образе Онегина человека сложного, противоречивого. Из-за воспитания он стал эгоистичным, думающим только о своей выгоде и удовольствиях. Чувства чужих людей ему чужды, ему ничего не стоит обидеть другого. Онегин не принимает любовь Татьяны, боясь потерять личную свободу. Желая развеселиться, он оскорбляет своего друга и позже убивает его ну дуэли.

Встреча Онегина с Татьяной могла перевернуть его мировоззрение, наполнить его жизнь смыслом. Искренность чувств девушки удивляет его. Однако природный эгоизм, боязнь возможных любовных переживаний, не дают ему принять любовь Татьяны. По его же словам, он не создан для семейного счастья. И только по прошествии многих лет, вновь встретив девушку, Онегин понимает, что счастье было совсем близко.

Читайте также:
О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина Дубровский?: сочинение

Онегин вынужден ходить по свету и искать самого себя. Среди своих он лишний. Среди чужих ему и подавно нет места. Неумение применить свои силы и способности в нужном направлении, делают из молодого человека того самого «лишнего человека», который уже давно разочарован в себе, в обществе, и в жизни.

Популярные сочинения

  • Сочинение Русские женщины Некрасова (7 класс)
    Некрасов в своих произведениях очень часто касался тем человеческой личности, обсуждая их со своим читателем. Он так ясно и точно описывал человеческий быт, и человеческое взаимодействие в нём друг с другом
  • Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)
    Один из главных героев произведения «Кавказский пленник» — русский офицер Жилин. Герой представлен молодым барином из небогатой дворянской семьи.
  • Словом можно убить, словом можно спасти — сочинение-рассуждение
    Слова играют важную роль в жизни каждого человека: трудно представить наше существование без них. С первых дней мы воспринимаем речь других людей, например, ласковые и нежные слова мамы

Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Евгений Онегин» — первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой.

Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию.

Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян.

Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин — светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга.

Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию.

Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава Богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны: Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман и бред; В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие.

Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество.

За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

Примеры работ

Проблема главного персонажа, что он очень умен, чтобы радоваться пустому существованию. Онегин воспитан и обучен для светской жизни и не представляет, что такое созидательный труд, радость от полученного результата, помощь людям.

Первый вариант

Главный герой романа «Евгений Онегин» родился в знатной семье. Его родне незнакомы такие понятия, как трудолюбие и физический труд, они не могут длительно заниматься одним делом. Он был воспитан под традиции светской жизни, поэтому не в состоянии заниматься чем-то всерьез. Вот почему Онегина называют лишним человеком. Созданный обществом, он был ему не нужен.

В детстве герой не подвергался умственным нагрузкам, вел праздный образ жизни. Но его гибкий ум и способности позволили реализовать потенциал. Герой вырос довольно поверхностным и эгоистичным. Он тратил свое время на праздные балы и пустые светские приемы. Но вскоре ему надоела такая бесполезная жизнь.

Это сподвигло героя уехать в деревню. Только и там жизнь не стала гармоничной. Он упустил свой шанс познать любовь, отверг Татьяну, после чего убил на дуэли своего друга. После всех этих событий отправился путешествовать по стране, но и это не принесло ему удовлетворения. Герой вернулся в Москву, где встретил похорошевшую Татьяну. Он понял, что потерял.

Читайте также:
Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Онегин пользовался своими прекрасными данными, которыми его наделила природа, но при этом он не использует их на благо общества, не приносит никакой пользы. Герой тратит свое время на бессмысленную светскую жизнь. Причем он не ищет первопричину недовольства своим существованием, а лишь меняет обстановку. Его тяготят мысли о бесполезности бытия, поиске смысла жизни, но он никак не может найти себя, так как подвержен общественному влиянию. Герой не способен отделиться от него. Вот почему Онегин — лишний человек.

Сочинение хочу закончить цитатой из произведения: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей…». Онегин был неглуп, но так и не смог реализовать себя. Он осуждал и презирал людей.

Почему Онегин стал лишним человеком?

Евгений Онегин — это герой

, образ которого истолковать, однозначно не получится. Сколько не перечитывай роман, всякий раз, подвергая критике сделанные ранее собственные и чужие наблюдения и выводы, будешь открывать новые грани этого интересного характера.

Рассказывая об Онегине, Пушкин

создал загадочный, во многом автобиографический образ, который до сих пор трактуется читателем неоднозначно. Одни Онегина жалеют, другие испытывают к нему острую неприязнь, третьи осуждают, видя в нем недалекого и ленивого человека. Так же относились современники и до автора. После смерти поэта его дело продолжит другой молодой гений, М. Ю. Лермонтов, который напишет о Печорине — героя своего времени, который мучительно и безысходно страдает.

Евгений Онегин

И почему же Онегин лишний человек?

Как отдалился он от той среды, которая его породила? Почему не приживается в обществе?

Он рожден хоть и в небогатом, но благородном семействе, глава которого честно служил родине и государю, но тратил денег много и без счета, что его и погубило.

Сам Евгений рос в достатке под опекой няньки и не очень мучил науками учителей.

Повзрослев, он приобрел все лучшие качества светского бездельника, наделенного недюжинным умом — но умом непонятым, невостребованным, острым и немножко пугающим.

В тогдашнем обществе приложение ума если и нужно, то только для интриг и любовных приключений, а потому «в науке страсти нежной» Евгений достиг большого успеха. Однако он наделен живым характером, а потому не удивительно, что в пустых великосветских развлечениях и забав герой быстро потерял интерес.

Главный персонаж стихотворного романа составлен не только из недостатков. Ему свойственна мечтательность, нежелание подражать, холодность ума и обостренного чувства чести. Отойдя от пустоты и суетности светского общества, Онегин

пытается придать своей жизни смысла. Он начинает читать, берется за перо, но не из необходимости, а от скуки. Не удивительно, что эти потуги терпят фиаско.

Чувствуя отвращение к праздной столичной жизни, Онегин

без сомнений отрекается от мира, легко расстается с Петербургом и отправляется в деревню. Здесь он показывает себя господином-реформатором, пытается управлять имением, которое досталось ему от дяди, однако получается у него только замена барщины оброком.

Вырвавшись из водоворота светской скуки, он погружается в болото сельской тоски. Здесь, в деревне, он снова оказывается чужим. Эгоизм и показная душевная черствость ставит Онегина в оппозицию против сельского общества. Отныне он обречен на одиночество. Он мог бы иметь друга, если бы знал и верил, что дружба существует.

Он мог бы любить и был бы любимым, если бы верил в это большое чувство.

Мне Онегина жаль всей душой, как и всех героев романа. Мне грустно думать о гибели романтика Ленского, о судьбе Ольги, которая лишь на немного разминулась со своим счастьем, и конечно же, о Татьяне, которая осталась с нелюбимым, хотя могла поступить иначе. Евгений Онегин (анализ)

Евгений Онегин – лишний человек сочинение 9 класс

Множество писателей породила русская земля, но основоположником русской литературы, ее первооткрывателем, был, разумеется, А.С. Пушкин. Автор оставил после себя множество произведений, но особо выдающимся является роман «Евгений Онегин». Сюжет романа развивается в первых десятилетиях XIX века. Кругом царит ожидание чего-то нового, происходят кардинальные изменения в политической и социальной жизни государства. Будто бы из ниоткуда возникают люди с новым мышлением, желающие для себя большей свободы и простора для жизни. И в это же время появляются те, кого будут называть «лишними людьми». Что же это за люди такие? «Лишними людьми» называют тех, кто относится ко всему с некой долей пессимизма, они критически относятся ко всему окружающему. Их разочаровала жизнь, они не желают находиться в обществе. Вместе с этим, чаще всего их преследуют переживания личного характера, некая жизненная драма отдельно взятого человека. Именно Пушкин впервые создал в своем творчестве образ такого «лишнего человека». Речь идет о Евгении Онегине.

Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации, и не слишком докучал своему ученику науками. Но все же Евгений сумел набраться неких знаний, неглубоких, зато в самых разных отраслях, отчего в глазах людей молодой человек выглядел крайне просвещенной и образованной личностью. Онегин был желанным гостем в каждом доме и на каждом балу, он умел произвести на собеседника нужное впечатление.

Читайте также:
Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Онегин ведет образ жизни типичного дворянина. Вечные празднества, танцы и балы. Но вскоре такое бесцельное времяпровождение молодому человеку надоедает, ему становится тошно от самого вида великосветского общества. Онегин желает начать новую жизнь, начать работать и найти себя в этой жизни. Сначала он пробует себя в писательском ремесле. Но природная лень не дает ему закончить начатое, и молодой человек решает уехать в деревню. Там он начинает заниматься хозяйством и облегчать жизнь крестьянам, но и это дело успевает вскоре Онегину надоесть. Мы видим, что Онегин человек сложный, противоречивый, его нельзя описать лишь одним словом, он многогранен и не похож на остальных.

Из-за своего воспитания и образа жизни, Онегин вырос человеком эгоистичным, не слишком думающим о чувствах других людей. Даже встретив девушку, которая подходила ему по всем параметрам и готова была стать герою супругой, он отвергает ее любовь, не желая потерять личную свободу. А желание досадить Ленскому, с которым Онегин был в приятельских отношениях, приводит к смертельной дуэли, по итогам которой Ленский принимает трагическую смерть от пули.

Онегин из тех людей, кто вынужден всю жизнь метаться по свету из угла в угол и искать самого себя. Но в этой погоне он заранее проигравший. Онегин обречен на вечные страдания от осознания своей ненужности. Он умен, способен на многое, но ему некуда приложить свои усилия. В этом и заключается трагедия «лишнего человека».

2 вариант

Пушкин в своих произведениях очень часто касался темы человеческой личности и общих человеческих качеств, как плохих, так и хороших. Он говорил, что однозначно плохих или хороших людей не бывает, есть только люди, которые выбрав тот или иной путь, идут по нему, соответствуя нашим о них представлениям. Очень часто такие люди оказываются весьма и весьма не счастливыми, так как их весьма часто не понимают окружающие из-за их особенного стиля и образа жизни. Общество просто не принимает подобных людей, людей которые отличаются от рамок, установленных этим самым обществом, которое, обычно обладает весьма консервативными взглядами на мир. Отличным примером послужит произведение Пушкина “Евгений Онегин”.

В нём автор рассказывает интереснейшую историю, подкреплённую большим количеством фактов из реальной истории, и также фактов, которые были выдуманы им. Автор в данном произведении даёт своему творческому началу разгуляться, и потому произведение вышло очень насыщенным, и очень богатым на детали. В нём автор так точно и ясно описывает жизнь российской буржуазии, что у читателя появляется стойкое представление о том, почему же всё-таки в то время так не любил дворян и аристократов. За что их называли самыми неприятными и отторгающими людьми из всего российского общества, и почему же они всё-таки считаются настолько ужасными, какими их обычно представляют. Прекрасным примером данного персонажа послужит главный герой произведения Евгений Онегин.

Евгений Онегин – член аристократии, которого детства воспитывали по всем законам буржуазии того времени. С самого детства Евгению прививали идею о том, что если ты принадлежишь к аристократии, то абсолютно все дороги для тебя открыты и ты один из избранных. Ему также говорили и о менее богатых сословиях. Его приучали обращаться с ними так, как хозяин обращается со своей вещью, ведь аристократы по праву считали себя хозяевами низших слоев. Потому Онегин вырос достаточно избалованным человеком, который не стремится ни к чему, потому как уже всё имеет и ничего лишнего себе не хочет. Автор называет его ненужным человеком, ведь, несмотря на то, что Онегин имеет достаточно неплохие навыки, он всё же не применяет их и не желает их развивать, потому он никак не влияет на общество, и по этой причине он может считаться не нужным человеком, который не играет никакой роли в обществе.

Евгений Онегин – лишний человек

Несколько интересных сочинений

Чиполлино. Главный герой, мальчик-луковица, происходит из семьи бедняков. На всем протяжении сказки Чиполлино борется со злом

Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая – это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник – Исаак Бродский

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Это по-настоящему эпохальное произведение. Некоторые именуют его «Библией нигилизма». И это совершенно не случайно. Сам автор, Чернышевский, был ярым противником самодержавия и не упускал случая кольнуть власть

Герои произведения «Тарас Бульба» Остап и Андрий. Они кровные братья, выросли вместе, получили одинаковое воспитание, но имеют совершенно противоположные характеры.

Философские мотивы лирики Пушкина сочинение по творчеству

Творчество гениального русского поэта А.С.Пушкина – это уникальное явление мировой художественной литературы. Его произведения многогранны и наполнены философскими размышлениями о закономерностях развития природы, общества и человека. Его стихи пронизаны мыслями о вечных ценностях и проблемах человеческого бытия. Пушкин говорил, что его лирика «образует союз волшебных звуков, чувств и дум», а предназначение поэта – «глаголом жечь сердца людей» и «чувства добрые» в них лирой пробуждать.

Читайте также:
Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»: сочинение

Пушкин не просто поэт, он философ и гуманист. Философские мотивы проходят красной нитью через все его произведения. Предметом творчества русского гения являются герои, которые ищут смысл жизни и ведут борьбу за правду, за свободу и справедливость. Многие стихи посвящены «великому дару» – любви и дружбе. Пушкин, анализируя проявления этих чувств, пришёл к мысли, что они вечны и бесценны.

Ещё в ранних стихах Пушкин размышлял о том, что жизнь – это постоянное нравственное развитие и духовный рост личности. Он утверждал, что ошибки и неудачи, которые происходят в молодости – это ценность, которая в дальнейшем станет жизненным опытом. Поэт называл свою «младость» «потрёпанной». Но вместе с тем «чувства разгорались» и «музы улыбались». Он считал, что молодость, зрелость и старость – это важные этапы жизни человека, они гармонично связаны между собой, естественны и неизбежны. «Прошли года и как они переменили нас», но «не сетуйте: таков судьбы закон» – убеждает читателей Пушкин. Рассуждения на эту тему ярко проявились в стихотворении «Элегия». В нём поэт говорит о переоценке радостей бытия, что после «безумных лет» веселья, он хочет жить «чтоб мыслить и страдать…».

Мотивы вечного обновления и возрождения особенно сильно звучат в стихотворении «Вновь я посетил…». Пушкин написал его во время последнего приезда в Михайловское в 1835 году. Это не просто биографическое воспоминание о былом, а глубокое философское размышление. Первые строки печальны, поэт вспоминает няню, видит «убогую» жизнь крестьян, покосившуюся мельницу. Но при виде трёх старых сосен, которые опять приветствовали его шорохом вершин, настроение Пушкина меняется. Наблюдательный взор поэта заметил, что «около корней их устарелых… младая роща разрослась». В этом Пушкин увидел символ преемственности поколений, и он с оптимизмом приветствует новое «племя младое, незнакомое».

Творчество Пушкина тесно связано с его высокой гражданской позицией. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», поэт утверждает, что «весь я не умру – душа… мой прах переживёт». Эти мысли являются пророческими. Новые поколения помнят и любят Пушкина. Читая его бессмертные произведения, они учатся у него «жить, мыслить и страдать».

2 вариант

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и прозаик. Его произведения – неисчерпаемая сокровищница художественных образов и глубоких мудрых мыслей. Философская лирика – особый пласт в творчестве писателя. Это рассуждения о смысле жизни, о месте человека в мире, о вечном вопросах жизни и смерти, связи этих непостижимых явлений, о счастье и долге. Философские мотивы проходят через все творчество знаменитого поэта. В ней отражены личные переживания Пушкина, особое свойственное писателю мироощущение. Философская лирика Пушкина важное место в русской литературе.

Уже с лицейских лет Пушкин размышляет о месте человека в мире, о его предназначении. Так стихотворение 1820 года “Мне вас не жаль года моей весны” посвящено учебе в Царскосельском лицее. Девятнадцатилетний Пушкин рассуждает о жизни, как о скоротечном явлении. Лирический герой не жалеет, что счастливое время юношества осталось позади. Гораздо больше Пушкин переживает от того, что утратилась былая острота ощущений, прошли младые надежды и “прежний жар”. В своем стихотворении поэт подводит итог юношеству.

“Дар напрасный, дар случайны” – стихотворение, написанное в 1828 году. В лирическом произведение затронуты, волнующие поэта вечные вопросы жизни и смерти. Стихотворении состоит из трех строф. В первых двух автор задается вопросом, зачем человеку дана жизнь и почему “судьбою тайной” она “осуждена на казнь”? Бесцельная жизнь томит тоскою лирического героя. Все стихотворение пронизано атмосферой грусти и отчаянья. Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” также посвящено теме неизбежности смерти. Мысли о скоротечности жизни, о смерти не внушают ему уныние, здесь выражена покорность перед судьбой и примирение с ее исходом.

Особое место в творчестве писателя занимает стихотворение “Вновь я посетил. ”, написанное в 1835 году. В нем Пушкин подводит жизненный итог, в нем слышится мотив прощание с родным местом, где он любил гулять. Лирический герой не отделим от поэта. Читатель понимает, что Пушкин делиться своими личными переживаниями, сокровенными мыслями. Стихотворение делится на три части. В перовой рассказывается о воспоминаниях Пушкина, о безвозвратно прошедшей юности. Во второй части поэтом описаны места, где он любил гулять. В третий подводится итог размышлений Пушкина о жизни. Здесь он рассуждает о смене поколений, о будущем мире, который ему уже не суждено увидеть. Стихотворение наполнено грустью, нежным прощанием с родным краем.

Также читают:

Картинка к сочинению Философские мотивы лирики Пушкина

Популярные сегодня темы

Садко является главным героем былины Садко, который любит играть на гуслях и петь. Его пение является самым лучшим пением в округе, он есть самым что ни на есть талантом

Читайте также:
Отцы и дочери: сочинение

Любовь не всегда дарит человеку ощущение радости. Порой она бывает безответной, и тогда влюблённый страдает от своих чувств. Он может продолжать стучаться в закрытые двери или радоваться за счастье любимого человека

«Капитанская дочка» – возможно лучший роман А.С. Пушкина. Это произведение можно считать историческим, так как оно затрагивает такое событие, как «Пугачёвское восстание». Пушкин воссоздаёт атмосферу и обстановку

В романе Гончарова «Обломов» главный герой ведёт праздную жизнь, не читает книг, не занимается хозяйством и своим поместьем. Илья Ильич заводит отношения с двумя женщинами

Тарас Бульба одно из известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В рассказе мы узнаем о борьбе украинского народа за свое освобождение.

Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

Кратко.

В 19 веке философская лирика была характерна для большинства крупных писателей. Все происходящее в мире довольно сильно влияли на мышление людей, из-за чего это отражалось на творчестве многих авторов. Поэзия стала иметь тесную связь с философией. Правда, она была проблематична для обретения публичного признания и восприятия. Но это не останавливало творческие умы.

Александр Сергеевич Пушкин — один из таких поэтов, в произведениях которого тем или иным образом присутствуют риторические вопросы, размышления и философия на ту или иную тему. И немудрено, что он часто писал стихи, описывая проблемы бытия: в жизни каждого человека может возникнуть период осмысления и попыток понять всю сущность предназначения чего-либо в этом мире.

Его стихотворения несут личностный характер, из-за чего они имеют свойство заставить читателя не только задуматься, но, порой, переосмыслить какие-либо вещи. Скрывая вопросы философского характера в описании событий, Пушкин дает возможность сильнее задуматься о морали истории. И чтобы больше углубиться в разговоры о философии поэта, стоит обратиться к его произведениям.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Одной из популярных философских элегий Пушкина является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанный в 1829 году. Лирический герой ведёт монолог с самим собой, где передаются личные переживания о неизбежности смерти. Он рассуждает о жизни и о грядущем в будущем после нее; о цикличности происходящего: один уходит, другой приходит

Младенца ль милого ласкаю

Уже я думаю; прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.».

Как и в большинстве своих стихов, Пушкин не теряет надежду о светлом и прекрасном, ведь жизнь продолжается и не стоит на месте:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Главная тема: жизнь и смерть».

Элегия (Безумных лет угасшее веселье)

Следующим стихотворением является «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)», написанное в 1830 году. В то время Пушкин получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой о женидьбе, поэтому готовился к свадьбе. Из-за осознания того, что теперь ему придется финансово обеспечивать семью, выполнять больше обязанностей и иметь серьезное отношение к этому шагу, поэт вылил все свои размышления на бумагу, вспоминая молодость и минувшие дни:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

В обращении «о други» Пушкин имел в виду своих близких людей, которым он мог бы рассказать все свои переживания. Да и даже при таком раскладе автор не оставляет себя без светлых мыслей:

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Тема: любовь, свобода.

Вновь я посетил..

К философским стихотворениям также можно отнести «Вновь я посетил..», уже написанное в поздний период творчества Пушкина в 1835 году, связанное с последним приездом поэта в Михайловское. Здесь он описывает свои родные края, вспоминает близких ему людей, следовательно как бы подводя итог своей жизни. Также поэт обращается к «племени младому, незнакомому», все еще после размышлений оставляя частичку надежды о будущем поколении. Стих проникнут печалью и грустными воспоминаниями. Тема: жизнь, родина, неизбежный поток времени.

Вывод

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что философская лирика Пушкина имеет в себе размышления о жизни и смерти, о добре и зле, о вере и безверии, о реальности, о людях, о родине. Таким образом, стихи также можно отнести к философии, рассуждая о бытие вместе с автором.

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.

Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.

  1. Философская лирика А. С. Пушкина
  2. А. С. Пушкин – философская лирика
  3. А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта
Читайте также:
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (передовые люди XIX века): сочинение

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Читайте также:
ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: сочинение

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, —

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

А. С. Пушкин – философская лирика

Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820‑е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения ‑океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Читайте также:
Импровизатор любовной песни (по трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»): сочинение

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие — поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

Еще одним широко известным философским стихотворением Пушкина является «Пророк». Господь наделил поэта особо чутким слухом и зрением, чтобы лирический герой смог стать его наместником на грешной земле. Поэтому на пророка возложена особая миссия. Он призван «глаголом жечь сердца людей».

Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Читайте Пророк Пушкин стихотворение — полный и краткий анализ.

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.

Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.

По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин. Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.

Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20‑х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение Пушкина “К морю” 1824 года.

Читайте также:
Стихотворении А. С. Пушкина «К Чаадаеву»: сочинение

В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.

В произведении «Телега жизни» Александр Сергеевич сравнивает жизнь с обычной телегой, запряженной лошадьми, она едет, не останавливаясь, дни и ночи напролет, начало поездки кажется радостным и светлым, а вот конец – печальным и темным. Боевой дух поэта надломился после поражения декабристов, Пушкин чувствовал вину перед своими друзьями, потому что не смог принять участие в восстании против царского режима.

К концу 20‑х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле.

Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.

Сочинение на тему ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Перед Вами сочинение-рассуждение на тему философская лирика А.С. Пушкина.

Текст сочинения.

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим:

На тронах поразить порок.

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему «поэта и поэзии», задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему «поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение «Пророк» (1826 г.) с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: «…и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения.

Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения,истинного видения жизни.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении «Монах» (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении «Демон» (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел.

Поэту явился «злобный гений», и теперь жизнь не представляет дня него ничего важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях. Можно сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Ангел», которое является ответом на ранее написанное стихотворение «Демон». В нем видно, что Демон у Пушкина противоречивый герой,олицетворяющий борьбу добра и зла. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал.

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение «Бесы”. Когда читаешь его, создается впечатление, что бесы вокруг тебя, они не дают тебе покоя. Можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки.

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

В беспредельной вышине;

Визгом жалостным и воем

Надрывая сердце мне…

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему — «Предчувствие»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? — горестно восклицает поэт.

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

В этом стихотворении Пушкин говорит, что смысл жизни уже потерян; смерть его не страшит, она даже представляется для него единственным выходом:

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный

Снова пристань я найду…

В 1835 году в Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…», в котором признает, что все в жизни невечно и он стареет. Но существует молодое поколение, которое продолжит дело отцов. Это и есть то светлое, к чему так страстно тянулась его душа. Поэт снова задумывается о смерти, но теперь он воспринимает ее уже как должное, это не способ ухода от действительности, смерть — это естественный этап жизни.

Читайте также:
Анализ стихотворения Пушкина А. С. Во глубине сибирских руд (В Сибирь).: сочинение

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение «Памятник», где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Сочинение: Философские проблемы лирики А.С. Пушкина

Философские проблемы лирики А.С. Пушкина.

Пушкин… «Солнце русской поэзии», её великое начало и совершенное выражение. Вселенная его лирики так велика, что вмещает в себя, кажется, весь мыслимый тематический диапазон. Пушкин – это певец любви, дружбы, природы. Это поэт, понимающий своё высокое предназначение. Это гуманист, мыслитель и философ.

Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как для лирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.

Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять,-

Пишет поэт, завершая стихотворение.

В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.

Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».

Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.

Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» – пишет о себе поэт.

Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!»

Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия – ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.

Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: