Евгений Онегин лишний или духовно ищущий человек?: сочинение

Сочинение на тему: Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а в черновиках романа отчужденность главного героя от бытовых условностей аристократического общества подчеркивается упоминанием о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”. Что же это за социально-психологический феномен, какова историческая подоплека его возникновения, каковы условия формирования, особенности мировосприятия и поведения, роль в духовной жизни русского общества? Наступившая после победы в Отечественной войне 1812 года реакция в России повергла прогрессивно мыслящую интеллигенцию в состояние подавленности, угнетенности. Наиболее активная, передовая часть дворянства создавала тайные общества, чтобы установить в стране более прогрессивный государственный строй. Другие, менее деятельные, но умные, честные, критически мыслящие представители общественной элиты, сознавая несправедливость государственного строя, никчемность, пошлость праздного образа жизни с множеством отживших светских условностей, не находили в себе достаточно решительности, смелости, ясных представлений о способе изменения социального строя, впадали в депрессию, состояние подчеркнутого безразличия к духовной и общественной жизни. Евгений Онегин из числа таких пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, от-торженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятости, ненужности.
Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер — “француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…” В результате “Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, имел достаточное представление о литературном процессе, чтобы поддерживать светский разговор: “…помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха”, “бранил Гомера, Феокрита”, хотя “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Столь же неглубоки были его познания в мировой истории, “но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей”. Правда, Евгений “…читал Адама Смита и был глубокий эконом”, но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых. Одним словом, образованность Онегина была поверхностной, несистематичной, и только “…счастливый талант без при-нужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре” позволяли ему в глазах окружающих выглядеть достаточно просвященным, критически мыслящим человеком. К тому же требования аристократического общества были весьма низкими, и Онегина охотно принимали в свете:
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно: Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять… умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:
Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… …русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “…но труд упорный ему был тошен…” Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. Ограниченные, недалекие помещики дали ему нелестную характеристику “опаснейшего чудака”, подчеркивающую отчужденность Евгения, непохожесть на стереотипы “светской черни” его поведения:
“Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с”.
Таков был общий глас.
Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось. В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы… Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны;
Потом понравились…
Но дружба эта закончилась трагически: “всем сердцем юношу любя”, Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной. Евгением действительно овладел “чувствий пыл старинный”, душевная опустошенность готова была дрогнуть под впечатлением нахлынувшего потока настоящего чувства, но Онегин не нашел в себе достаточно эмоциональных сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что “вольность и покой замена счастью” была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен:
Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.

Читайте также:
В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»: сочинение

Евгений Онегин — лишний человек (А.С. Пушкин)

Литеровед предлагает вниманию заинтересованных читателей сочинение по литературе на тему «Евгений Онегин – лишний человек», написанное по одноименному роману А. С. Пушкина.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», который сейчас читается на одном дыхании, был написан не так быстро, как может показаться. На его создание поэт потратил более семи лет, но роман так и остался незавершенным. Предполагалось, что история главного героя будет описана от рождения до смерти. Впрочем, четкого плана перед работой над произведением у Пушкина не было.

В центре изображения судьба главного героя Евгения Онегина. Его характер сложен и противоречив. Он является типичным представителем молодого поколения дворянства. Пушкин неоднократно подчеркивает, что в его воспитании и образовании не было ничего особенного. Как и всех дворянских детей, сначала его воспитывала мадам, потом ее сменил мосье. Он учился всему понемногу, ведь «воспитанием, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Имея прекрасные способности, образование герой получил поверхностное. Став юношей, Онегин выходит в свет. И снова он ничем не отличается от других. Пострижен и одет по последней моде, умеет поддержать разговор и произвести впечатление. Свет решил, что «он умен и очень мил».

На примере Онегина автор показывает, чем был наполнен день молодых людей в начале 19 века. Просыпался герой после обеда, совершал визиты. Потом он ехал в рестораны, театры, балы, домой возвращался глубоко за полночь. Такой образ жизни привел к тому, что все ему наскучило, им овладела хандра. Онегин не был счастлив. Более того, он ни к кому и ни к чему не испытывал глубоких чувств, прошел через любовь, измены, и все ему надоело. Пылкий повеса уступил место угрюмому и томному человеку, охладевшему к жизни. Его не интересовало ничего, пытался писать, но ничего не вышло из-под его пера. Тогда попробовал читать чужие труды, но и в этом не преуспел. В это время заболел дядя, и Онегин отправился к нему в имение, которое вскоре после смерти родственника получил в наследство.

Затворничество в деревне стало своеобразным протестом против светского общества, лишающего человека индивидуальности. Сначала ему было интересно в деревне, все здесь ему казалось новым. Продолжалось это недолго, так как герой понял, что и в деревне скука та же.

Соседи находили его странным и даже опасным, он так же не стремился к общению с ними. Единственным другом стал молодой сосед Владимир Ленский. Он познакомил его с семьей Лариных, в которой было две девушки на выданье. В Онегина сразу влюбилась старшая из сестер Татьяна. Она первая призналась ему в своих чувствах, но развращенный женским вниманием Онегин не оценил ее порыва и отверг любовь девушки. Он не захотел пожертвовать своей свободой ради семейной жизни.

Не смог Онегин и дружбу сберечь. Они с Ленским много общались. Юный сосед делился с другом сокровенными мыслями. Онегин относился к поэту снисходительно, слушая его пылкие речи. впоследствии он жестоко подшутил над другом, за что тот вызвал его на дуэль. Онегин, заботясь об общественном мнении, не отказался от поединка и застрелил Ленского. Нарушив покой поместного дворянства, разрушив чужие жизни, Онегин уезжает в путешествие. Испытание дружбой и любовью показало, что внешнее отрицание общепринятых мнений не означает внутреннего освобождения.

Вернулся он другим человеком. Попутешествовав по свету, герой стремится к тихой жизни. Увидев в столице на балу Татьяну, ставшую невероятной красавицей, он понял, как жестоко ошибался. Он пишет ей письмо с признаниями, всюду следует за нею. Теперь она отказывает ему.

Жизнь Онегина не сложилась по всем статьям. Он разочарован в светской жизни, не разделяет интересов общества. У него нет друзей, единомышленников. Не нашел он себе никакого занятия, его ничего не интересует. Отказавшись от любви, герой потом горько сожалеет об этом. Он везде стал лишним. Его жизнь растрачена впустую.

Автор неоднократно упоминает о том, что был лично знаком с героем. Он встретился с ним, когда Онегин разочаровался в жизни. Обстоятельства разлучили их, автор вынужден был уехать, вероятно, в одну из ссылок. Не нашел герой себя и в кругу людей, близких Пушкину.

Онегин жил, не задумываясь ни о чем. Беззаботная жизнь была наполнена развлечениями, которые быстро приедаются. Испробовав все на свете, он пресытился. К этому моменту он не научился работать, быть полезным. Он плывет по течению, послушный судьбе, не желая приложить никаких усилий. Будучи мыслящим человеком, он понимает, что его жизнь проходит зря. Это не может не терзать его, поэтому он обречен на вечные страдания от осознания своей бесполезности.

Финал романа в стихах открытый. Пушкин оставляет героя на распутье, предоставляя читателю решать судьбу своего героя. Думается, что Онегин так и не смог реализовать уже свои способности и воплотить в жизнь мечты и желания. В. Г. Белинский назвал роман «поэмой несбывшихся надежд», имея в виду судьбу Онегина и всего поколения в целом. «Лишние» люди стали явлением духовной жизни русского общества, отражая кризис общественной системы.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Читайте также:
«Может быть Пушкин даже лучше бы сделал если бы назвал свою поэму именем Татьяны а не Онегина ибо бесспорно она главная героиня поэмы»: сочинение

Отношение Пушкина к столичному дворянству

В своем романе Пушкин недвусмысленно дает читателю понять, насколько сильно он не принимает положение нравов столичном дворянстве. Он негативно относится ко многим устоям этого слоя русского общества. Например, Пушкин не принимает домашнего образования. В этом случае обучение происходит поверхностно, человек вырастает в узко ограниченном интеллектуальном пространстве, у него складывается потребительское отношение к жизни, искусству и культуре (например, Евгений позволяет себе в театре зевнуть, не может отличить «ямба от хорея»), закладывается неуважение к труду, неумение работать.

В романе «Евгений Онегин» жизнь дворянства описывается праздно, но автор дает нелестную оценку таким нравам. Прогулки и обеды, балы и театры выступают как развращение нравов. «Быть можно дельным человеком, а думать о красе ногтей» – пишет поэт, говоря читателю о том, что бессмысленно проживать жизнь, ничего не делая для общества.

Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.

Дворянское сословие в столице

В начале XIX века В. Белинским произведение о Евгении Онегине было названо энциклопедией российской жизни. Почетное дворянское сословие описано Пушкиным в литературном труде на примере двух столиц достаточно полно и красочно. Сообщение о нраве и жизненных ценностях дворян удивительно правдиво.

Отношение автора к столичной знати

В романе в стихах читателю без дополнительных смыслов сообщается, в какой мере автор возмущен нравами столичного дворянства. Пушкин негодует из-за многих правил и обычаев этого российского общества.

К примеру, образование в домашних условиях — это, по мнению писателя, негативное проявление привилегированного сословия, так как эти знания поверхностны. Личность в знатной семье воспитывается в ограниченных рамках, при домашнем обучении кругозор более узкий, интеллектуальное пространство урезано. У ребенка формируется потребительский подход к жизни, культуре и предметам искусства, например, главный персонаж Евгений в театре зевает, затрудняется отличать ямб от хорея. Воспитывается отрицание уважения к труду, нет навыков работы, а только лень и скука.

В романе в стихах «Евгений Онегин» столичное дворянство ведет праздный образ жизни, Пушкин высказывает свое отрицательное отношение к этому. Завтраки и обеды, длительные прогулки и пустые беседы, увеселительные театры и балы, — все это развращает, здесь мало смысла и пользы.

В свою очередь, автор говорит уважительно об обществе «старших» дворян. Они достаточно разумны и образованны, правильно относятся к жизни, их стремления благородны.

Характеристика столичных дворян

Автором детально описаны нравы столичной знати, где подчеркнуты их «некрасивые» черты. Их ценности во многом ошибочны и искажены, что представляет собой глобальную проблему для русской общественности в таблице приоритетных вопросов. Столичные дворяне чересчур внимательно следят за модой, в любовных отношениях все делается напоказ, дружба завязывается поверхностно и для собственной выгоды. К таким нравам и быту привык Евгений.

Портрет дворянина из столицы:

  • внешний вид по последней моде;
  • лицемерие;
  • праздность;
  • леность;
  • лживость;
  • поиск выгоды.

Герои являются авторским вымыслом лишь отчасти. Александр Пушкин хорошо знаком с дворянством, у его персонажей есть реальные прототипы из действительной будничной жизни. В реальности среди дворянской знати было большое количество тунеядцев и иждивенцев. Картина дворянства более правдива, чем вымышлена.

Татьяна оказалась в Москве неслучайно. Она специально отправилась на «ярмарку невест». В столице есть близкие родственники Лариных, они гостеприимно приняли Татьяну и ее мать. На балах московская знать чопорна, бросает высокомерные и надменные взгляды на провинциальную барышню. Им не чужда клевета, они не прочь пустить сплетни. Читателю представлено московское дворянское общество с отрицательной стороны.

В начале произведения, когда впервые появляется Евгений, знать Петербурга предстает перед читателем как легкомысленное и глупое общество. Не смущаются в безделье и праздности, полагая, что это норма для петербургской жизни. День ото дня ходят на званые ужины и балы. Повсюду все пестрит, каждый стремится к моде, на лице редко мелькнет улыбка. Высший свет Петербурга нахален, пуст душой. Надо отметить, что, разумеется, имелись в Российской Империи и действительно достойные дворяне. Но автор стремится обличить пороки аристократического общества, чтобы быть наставлением и моралью для читателя. Конечно же, роман был воспринят публикой неопределенно, были и недовольные.

Собираясь на праздничных балах и обедах, дворяне обсуждают вздорные темы в беседах. Становится понятно, что при внешнем блеске внутри столичное дворянство развращено и безнравственно. Жизнь дворянства в столице день напролет полна одних развлечений.

Нравы столичных дворян

Пушкин красноречиво описывает устои столичных дворян, показывая их с некрасивой стороны. У них искажены многие понятия и идеалы, что являлось глобальной проблемой общества. Представители столичного дворянства тщательно следили за модой, но в этом не было человечности. К любви столичная молодежь относилась как к науке, все их поступки совершались напоказ.

Особое отношение автор подчеркивает в отношении дружбы. Это понятие у столичных дворян искажено – дружить они привыкли поверхностно и лишь ради собственного удобства. В такой среде и рос Евгений, в ней Онегин стал той личностью, которую мы видим в романе.

Одной из проблем романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является проблема трагичности судеб главных героев. В чём их трагедия, почему молодые люди не обрели счастья? Кто виноват в том, что их пути разошлись?

Причина не только в разности характеров, не только в том, что Татьяна – русская душою, а Онегин – «денди лондонский», подобный ветреной Венере. И не в том, что они не услышали друг друга – диалога не состоялось. Она пишет – он читает проповедь; он пишет – она читает отповедь. Во многом виновато то общество, которое их окружало. Это сначала дворянство поместное, а впоследствии петербургский свет.

Каждый круг представлен по принципу линейной перспективы. На переднем плане изображено несколько героев этого общества, а затем типичные черты всего круга. «Чинная толпа» поместного дворянства представлена в романе целой галереей типов: дядя Онегина, родители Татьяны, соседи Онегина и Ленского по деревне, гости на именинах. Жизнь для них — обряд, и все они томятся скукой. Однако если Онегин «ничем заняться не умел» и везде «равно скучал», то каждый из «чинной толпы» пытается найти себе занятие в соответствии с характером и духовными запросами. Великолепно показана жизнь дяди Онегина, буквально в одной строчке: «в окно глядел и мух давил», и всё это на протяжении сорока лет. Для простодушных Лариных «квас как воздух был потребен», Зарецкий «трибун трактирный», «отец семейства холостой». Чем занимаются деревенские жители «от делать нечего»? Они занимаются бытом. Старушка Ларина «езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…служанок била осердясь…» Все представители поместного дворянства примитивны, их потребности в основном располагаются в области физического тела. Недаром Татьяна видит в своём пророческом сне гостей в образе чудовищ, которые готовы уничтожить героиню. И их приезд на именины зеркально отображает сцену страшного сна. Фамилии помещиков точно передают их сущность, совсем в традициях классицизма.

… Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов…

Животность облика, отсутствие духовных запросов, эстетических интересов, невежество – всё это неприемлемо для главных героев романа. Но, презирая поместное дворянство, Онегин не способен подняться над своим предубеждением, быть осуждённым этими людьми. И происходит трагедия, в результате гибнет Ленский, Татьяна остаётся в одиночестве и теряет надежду на любовь Евгения.

Читайте также:
Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»): сочинение

Встреча с Татьяной в петербургском свете стала полной неожиданностью для Онегина. Прошло три года, а от деревенской девочки не осталось и следа. Татьяна хорошо усвоила урок своего «наставника»: учитесь властвовать собою. Петербург – царство благопристойного лицемерия. Здесь всё холодно совсем по-северному. Не допускаются ни эмоции, ни чувства. Все носят маски. В первой главе Пушкин, описывая жизнь своего героя, рисует его неоднократную смену нарядов на протяжении всего дня. Однообразное течение светской жизни приводит Онегина к тому, что он тоже надевает маску: «Но к жизни вовсе охладел. Как Child-Harold, угрюмый, томный», он стал являться в салонах, демонстрируя свою скорбь по утраченным иллюзиям. В восьмой главе Пушкин подчеркивает, что Петербург не терпит недобросовестного исполнения роли. Однако Евгению уже не до позёрства, он является в салонах «угрюмый, неловкий» и трудно не поверить в искренность его чувств. Татьяна презирает всю эту ветошь маскарада, но она играет по правилам своей новой роли и не может выйти за установленные рамки. В московском свете мы видим только Татьяну, её появление там обсуждается всеми, причём без учёта такта и уважения.

Архивны юноши толпою На Таню чопорно глядят И про нее между собою Неблагосклонно говорят.

Консерватизм барской Москвы, её упрямая старина, самодовольство кузин кажется смешным и нелепым. Татьяне душно, она уносится в своих мечтах в свой сад, где всё было так мило и по-простому добродушно.

Оппозиция героев ко всем кругам общества очевидна. Они одиноки, хотя всегда окружены толпами людей. И каждый круг внёс свою лепту в крушение надежд и сделал любовь героев невозможной.

Хотя основным предметом внимания Пушкина в «Евгении Онегине» не было изображение высшего света, поэт сумел показать в романе широкую панораму всей русской жизни своего времени: московского общества, петербургского света и мелкопоместного дворянства, городского и сельского простонародья. Именно эту сторону романа имел в виду В.Г. Белинcкий, называя «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Внешние приметы жизни различных социальных групп не являются для Пушкина целью изображения. Чаще всего описание бытового поведения служит созданию атмосферы духовного (или бездуховного) бытия. Читателю нашего времени иногда трудно понять сложность и неоднозначность пушкинского отношения к своим современникам, не в последнюю очередь обусловленного самой противоречивостью их внутреннего мира. В «Евгении Онегине» сатирическое отношение к свету, знакомое нам по комедии Грибоедова «Горе от ума», переплетается с изображением тех важных и значимых для Пушкина сторон жизни, в которых «почти исключительно выразился прогресс русского общества».

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на тему: «В чем трагедия Онегина»
  • Лирика А.С. Пушкина. Сочинение.
  • Значение калмыцкой сказки в раскрытии образов героев повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • Был ли счастлив мой Евгений? Сочинение по роману «Евгений Онегин»
  • «А счастье было так возможно…» по роману «Евгений Онегин»
  • Особенности драматургии Пушкина А.С.
  • Почему Германн сошел с ума? Сочинение по повести «Пиковая Дама»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Образ Емельяна Пугачева (по роману «Капитанская дочка»)
  • Наказанием или благом обернулась для Пушкина ссылка в Михайловское
  • Дуэль Онегина с Ленским. Анализ эпизода романа «Евгений Онегин»
  • Значение калмыцкой сказки в раскрытии образов героев повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • Творчество А.С. Пушкина в Болдине
  • «А счастье было так возможно…» по роману «Евгений Онегин»

Новые материалы раздела:

  • Именины Татьяны. Эпизод пятой главы романа Пушкина «Евгений Онегин»
  • Моё отношение к роману «Евгений Онегин»
  • Онегин и Ленский сравнительная характеристика. Сочинение
  • Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»
  • Политическая лирика А.С. Пушкина

Правда и вымысел о столичных дворянах в «Евгении Онегине»

Персонажи в романе вымышлены Пушкиным лишь на половину. Автор сам вращался в дворянских кругах, и большинство образов были действительно найдены им в реальной жизни. Тунеядство и потребительское отношение к жизни были распространены в столичном дворянстве в реальной жизни, а не только на страницах произведения. Именно это делает роман достоянием мировой литературы. Пушкин очень точно смог описать жизнь дворянства, добавив в роман не столько вымысел, сколько примеры из жизни.

Противопоставление столичного и провинциального дворянства. Татьяна в среде дворян.

Поместное дворянство показывается Пушкиным менее образованным, но при этом их отношение к жизни автор ценит гораздо больше. Они беседуют не о модных тенденциях, а о сенокосе и посевах, но жизнь их наполнена смыслом. Семья Лариных относится именно к поместному дворянству. По приезду в Москву Татьяна немного разочарована. Она ждала чуда, а на деле увидела лишь бессмысленность бесед и скуку. Несмотря на то, что приняли героиню очень хорошо, она не спешит новым знакомым открывать свою душу, выбирая в качестве собеседника няню.

Таким образом, мы видим столичное дворянство в романе Пушкина со стороны деградации общества. То, чем руководствуется в жизни столичная молодежь – лишь напыление, не имеющее никакого смысла. Статья поможет написать сочинение на тему «Столичное дворянство в романе «Евгений Онегин».

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед; Другой лукаво улыбнулся, И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной. Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

Читайте также:
Пушкин и российская история: сочинение

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова Приехал и мосье Трике, Остряк, недавно из Тамбова, В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой, Надежный друг, помещик мирный И даже честный человек.

Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых И на барьер поставить их, Иль помириться их заставить, Дабы позавтракать втроем, И после тайно обесславить Веселой шуткою, враньем.

Дворянство в романе Пушкина Евгений Онегин сочинение

Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.

Дворянство обеих столиц Пушкин наблюдал на балах, званых обедах и светских раутах. Сами герои, конечно, же все вымышленные.

Провинциальные дворяне появляются в романе на званом обеде в честь именин Татьяны. Они простые люди. С подозрением относятся ко всему новому. Онегин заменил барщину оброком. Так один сосед решил, что это может нанести страшный вред. Другие соседи посплетничали между собой. И решили, что он чудак, но опасный.

По округе поползли сплетни, что он недалёкого ума человек, сумасброд, хлещет стаканами красное вино, дамам ручки не целует. Но у соседских помещиков были дочери на выданье, и поэтому, они мечтали заполучить в зятья Ленского. Ему не нравились их разговоры про сенокосы, надои молока, собаках. Ему было не интересно выслушивать сплетни про их родню до седьмого колена.

Вот помещики приехали на обед по случаю дня рождения Татьяны. Одни привезли всех детей, от мала до велика, чтобы задарма пообедать. Другой старый сплетник и плут, любитель покушать за чужой счёт. Без зазрения совести берёт взятки. Третий, вообще, в пуху, видимо, в чём ходит в курятник, в том и приехал.

Провинциальное дворянство тоже устраивает балы с танцами. Для этого приглашают полковой оркестр. Мероприятие по размаху уступает столичному. Да и блюда, приготовленные крепостными поварами, не сравнить с рецептами столичных французских поваров.

Дворянское общество Москвы ещё более патриархальное, чем в Петербурге или деревне. Театры, балы. Везде тесно, жарко от горящих свечей, музыка грохочет во всю мочь. Дамы в лёгких уборах. Залетают сюда гусары, но им здесь не интересно. Блеснули, покрутили даму в танце и улетели.

Остаются юноши, которые служат в государственных учреждениях. Пушкин их называет «архивны юноши». С ними за внимание дам конкурируют франты в жилетах с лорнетами. Приезжают на такие балы и отставные военные. С одним из них и познакомилась Татьяна.

Дворяне Петербурга в год давали по три бала. Денег не хватало – сидели в долгах. Пример – отец Онегина. Мода была, как в Лондоне, короткая стрижка у мужчин. Чтобы произвести впечатление, молодые люди должны были уметь танцевать и говорить на французском языке, непринуждённо кланяться.

Не обязательно было ходить на службу. Они же дворяне, значит, есть поместье и крепостные. Вот, поэтому, он – завидная партия для дочерей. И его приглашают на балы во все приличные семейства. Таков портрет Онегина. Бал – удобное место для признания в любви или вручения любовного письма. Публика на балах сплошь аристократы, военные, дипломаты.

Читайте также:
Я так люблю Татьяну милую мою (по роману Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

2 вариант

Пушкин в своем любовном произведении «Евгений Онегин» отображает столичное и провинциальное дворянское сословие, находя одинаковые и разные стороны. В этом обзоре мы на самом деле обнаруживаем путеводитель по родной действительности, о которой сообщал В. Белинский.

Возьмем столичное дворянское сословие. Писатель подмечает, что действительность Петербурга «однообразна и пестра». Это запоздалое просыпание, «записочки» с предложениями приехать на торжественный вечер, светский ужин или детское празднество. Главное действующее лицо лениво высматривает какое-нибудь веселие, потом думает о собственном внешнем виде и приезжает на светское представление. Только так живет почти все привилегированное сословие Петербурга.

В этом месте люди приучились к показной роскоши, беспокоятся о том, чтобы стать развитыми и цивилизованными, из-за чего они не один час посвящают себя сплетням о мировозрениях, о словесности, но на самом деле их культурность оказывается пустышкой. К примеру, поход в театр претворено в какой-то обряд. Онегин посещает балет, правда его абсолютно не волнует разыгрывающиеся в театре действия. В отношении нравственной действительности – Татьяна в конце называет фешенебельную действительность костюмированным балом. Дворянское сословие в Питербурге пропитано только ненастоящими эмоциями.

В Москве, по представлению писателя, поменьше требований. В 7 части он не сообщает ни о сцене, ни о словесности, ни о мировозрениях.. Но в этом месте есть возможность услышать много слухов. Все говорят друг о друге, однако все речи происходят в границах обычных норм, из-за чего в публичной комнате не услышишь ни одной жизненной фразы. Писатель вдобавок подмечает, что представители московского социума не изменяются со временем: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие преобразований знаменует, что этот народ не живет должным образом, а просто-напросто есть.

Провинциальное сословие связано с сельской действительностью Онегина и укладом жизни семейства Лариных. Аристократы в представлении писателя оказываются народом обыкновенным и добросердечным. Они сосуществуют в согласии с первозданным миром. Они недалеки от общенародных ценностей. К примеру, о семействе Лариных речь идет: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Писатель сообщает о них с большой тёплой любовью, нежели о столичных дворянских сословиях, потому что действительность в селе более живая и настоящая. Дворяне естественны при разговоре, умеют быть друзьями. Но в то же время Пушкин не восхваляет их. По большей части, провинциалам чужда высокая культура. Они фактически не занимаются чтением книжек. К примеру, дядюшка Онегина читал только календарь, папе Татьяны по большому счету не нравилось заниматься чтением, но в то же время, он «в книгах не видал вреда», поэтому разрешал дочке ими интересоваться.

Именно поэтому, провинциальные дворяне в представлении Пушкина оказываются народом добрым, натуральным, но не очень культурным, а столичный и городской бомонд предстает фальшивым, притворным, пустым сословием, но немного более культурным чем помещики.

Сочинение Дворянство в Евгении Онегине

В романе «Евгений Онегин» показана жизнь русского дворянства во времена А.С. Пушкина.

Главный герой является типичным представителем петербургского дворянства. По описанию автора одного дня Евгения Онегина можно понять, как проводит своё время всё высшее общество. День столичного денди начинается далеко за полдень. После пробуждения ему приносят приглашения на различные развлечения. Затем утренний туалет и завтрак, время неспешной прогулки по бульвару. После обеда посещение театра, который для высшего света не только искусство, но и дань моде, место светских встреч и любовных интриг. Вечером – бал, где представители дворянства общаются, играют в карты, знакомятся, танцуют. Возвращение домой – под утро, когда трудовой народ уже встаёт и приступает к работе. И так, каждый день – пустая и однообразная жизнь, типичная для всех представителей высшего света. Для аристократического общества превыше всего внешний блеск. Чтобы произвести впечатление на окружающих своей высокой культурой и образованием, они много времени проводят в беседах о литературе, философии, искусстве. Часто знания об этом у многих поверхностные.

Немногим от петербургских отличается жизнь московских дворян. Они менее подвержены европейской культуре, поэтому проще, радушнее, естественнее. Московские дворяне старомодны и любят сплетни. Объединяет всех представителей столичного дворянства – праздность, роскошь, скука.

О жизни мелкопоместного дворянства можно судить на примере семьи Лариных. Их образ жизни намного проще столичного, нет той чопорности и блеска. Деревенская жизнь и близость природы наложила на помещиков свой отпечаток. Родители Татьяны Лариной – старомодные, гостеприимные, добрые люди. Они чтят и соблюдают народные традиции. Их жизнь проходит не спеша. Днём хлопочут по хозяйству, вечером иногда принимают гостей. Отец Татьяны предпочитает простое общество без церемоний, где можно поговорить и посмеяться.

Молодые деревенские дворяне тоже отличаются от столичных аристократов. Романтик Ленский является полной противоположностью скептику Онегину. Простодушная, непосредственная и искренняя Татьяна Ларина не похожа на московских барышень.

Пушкин пишет о семье Лариных с теплотой, но не идеализирует их. Деревенские помещики не отличаются образованностью, высокой культурой, почти не читают книг. Однако, отец Татьяны не запрещает дочери предаваться её любимому занятию, не видит в чтении вреда.

В то же время, Пушкин безжалостно описывает местных дворян, которые пришли в гости к Лариным. Он характеризирует их, как ограниченных людей, обжор и взяточников. В то время, как помещики окружают себя роскошью, их крепостные живут в нищете. Провинциальное дворянство пытается во всём подражать столичному высшему обществу, при этом выглядит иногда смешно.

Таким образом, в романе Пушкина показана пустая и бессодержательная жизнь дворянско-крепостного общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Дворянство в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе

Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том

Рассказ «О любви» – часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес». Это стихотворение принадлежит к последним произведениям Лермонтова, написано оно было примерно за месяц до роковой дуэли поэта.

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей

Читайте также:
Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»): сочинение

Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Царёва Людмила Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского – и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: – исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; – рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; – выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина – типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных – эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом.

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея — воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” — безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Столичное дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Отношение Пушкина к столичному дворянству

В своем романе Пушкин недвусмысленно дает читателю понять, насколько сильно он не принимает положение нравов столичном дворянстве. Он негативно относится ко многим устоям этого слоя русского общества. Например, Пушкин не принимает домашнего образования. В этом случае обучение происходит поверхностно, человек вырастает в узко ограниченном интеллектуальном пространстве, у него складывается потребительское отношение к жизни, искусству и культуре (например, Евгений позволяет себе в театре зевнуть, не может отличить «ямба от хорея»), закладывается неуважение к труду, неумение работать.

В романе «Евгений Онегин» жизнь дворянства описывается праздно, но автор дает нелестную оценку таким нравам. Прогулки и обеды, балы и театры выступают как развращение нравов. «Быть можно дельным человеком, а думать о красе ногтей» – пишет поэт, говоря читателю о том, что бессмысленно проживать жизнь, ничего не делая для общества.

Тем не менее, автор подчеркивает свое уважение к представителям старшей дворянской знати. Он положительно оценивает их ум и образованность, отношение к жизни и благородные нравы. Характеристика старшего звена столичных дворян описана поэтом крайне привлекательно.

Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин»

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости. Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга. Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной. Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен. Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова. Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг. Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Автор: Александра Мокеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нравы столичных дворян

Пушкин красноречиво описывает устои столичных дворян, показывая их с некрасивой стороны. У них искажены многие понятия и идеалы, что являлось глобальной проблемой общества. Представители столичного дворянства тщательно следили за модой, но в этом не было человечности. К любви столичная молодежь относилась как к науке, все их поступки совершались напоказ.

Особое отношение автор подчеркивает в отношении дружбы. Это понятие у столичных дворян искажено – дружить они привыкли поверхностно и лишь ради собственного удобства. В такой среде и рос Евгений, в ней Онегин стал той личностью, которую мы видим в романе.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего, Заветный клад и слез и счастья, Хранит безмолвно между тем И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор; Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою На Таню чопорно глядят И про нее между собою Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар, Красавиц легкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Всё чувства поражает вдруг. Здесь кажут франты записные Свое нахальство, свой жилет И невнимательный лорнет. Сюда гусары отпускные Спешат явиться, прогреметь, Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Правда и вымысел о столичных дворянах в «Евгении Онегине»

Персонажи в романе вымышлены Пушкиным лишь на половину. Автор сам вращался в дворянских кругах, и большинство образов были действительно найдены им в реальной жизни. Тунеядство и потребительское отношение к жизни были распространены в столичном дворянстве в реальной жизни, а не только на страницах произведения. Именно это делает роман достоянием мировой литературы. Пушкин очень точно смог описать жизнь дворянства, добавив в роман не столько вымысел, сколько примеры из жизни.

Противопоставление столичного и провинциального дворянства. Татьяна в среде дворян.

Поместное дворянство показывается Пушкиным менее образованным, но при этом их отношение к жизни автор ценит гораздо больше. Они беседуют не о модных тенденциях, а о сенокосе и посевах, но жизнь их наполнена смыслом. Семья Лариных относится именно к поместному дворянству. По приезду в Москву Татьяна немного разочарована. Она ждала чуда, а на деле увидела лишь бессмысленность бесед и скуку. Несмотря на то, что приняли героиню очень хорошо, она не спешит новым знакомым открывать свою душу, выбирая в качестве собеседника няню.

Таким образом, мы видим столичное дворянство в романе Пушкина со стороны деградации общества. То, чем руководствуется в жизни столичная молодежь – лишь напыление, не имеющее никакого смысла. Статья поможет написать сочинение на тему «Столичное дворянство в романе «Евгений Онегин».

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества. Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте. Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина — утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука. В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина. В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется. Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все. Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека. Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства. Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

Другие сочинения: ← Евгений Онегин. Все герои романа↑ ПушкинСветское общество в романе Евгений Онегин →

Столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.

Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,
И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Описанием одного дня Евгения Онегина, Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: