ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА: сочинение

Философская лирика Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина
Русская поэзия знает немало поэтов-философов со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции. Философия Пушкина – это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские темы добра и зла, жизни и смерти, мига и вечности, времени, памяти и тема человека.

В ранний лицейский период Пушкин смотрел на жизнь оптимистически. Жизнь представлялась ему радостным праздником и веселым пиром, на который призваны он и его друзья. Поэтому в стихотворениях этого периода появляются анакреонтические и эпикурейские мотивы. Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином – вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» говорится, что «жизнь, увы, не вечный дар», поэтому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение, стремиться украсть у скупого времени хотя бы несколько минут. В послании к «Князю А. М. Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Амура» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придет к завершению, вступить в мрачный челн Харона из объятий возлюбленной. Таково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.

Но пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости, Пушкин изменил свое отношение к жизни. В стихах этого периода появляются вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В стихотворении 1928 года «Дар напрасный, дар случайный. » поэт задает вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?» В этом стихотворении поэт осознает, что жизнь наполнена страданиями и сомнениями и у нее нет цели.

В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» человеческая жизнь с ее суетой уподобляется беготне мышей, в ней отсутствует всякий смысл. Мудрые богини судьбы парки, от которых зависит жизнь человека, здесь представлены как бессмысленно бормочущие обычные деревенские бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные ответы на вопросы о смысле человеческого существования получить не удается.

В отличие от стихов лицейского периода, в зрелом возрасте смерть не кажется Пушкину чем-то легким. Осознав трагическую неизбежность ухода из жизни, поэт, однако, не отчаивается, потому что в своем сознании он находит силы принять эту неизбежность и смириться перед ней как перед законом судьбы. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » он размышляет о приближении последнего часа и о том, что рано или поздно все, живущие на этой земле, сойдут под вечные своды. Пушкин понимает, что ему придется уступить место другому («мне время тлеть, тебе цвести») и что наступит момент, когда его не будет на земле, а жизнь будет продолжаться и природа также будет сиять своею вечную красой.

Мудрое приятие жизни со всеми ее противоречиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «. Вновь я посетил. » поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и настоящее. Здесь поэт осознает себя звеном в единой цепи поколений. В конце стихотворения поэт выражает уверенность, что его внук, возвращаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нем.

На протяжении всей жизни и творчества Пушкину было свойственно радостное, жизнеутверждающее, оптимистическое отношение к жизни. Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет. » поэт мудро советует не печалиться и не сердиться в день уныния, но твердо верить, что «все мгновенно, все пройдет. », что день веселья и счастья непременно настанет. В стихотворении «Чем чаще празднует Лицей. » Пушкин понимает, что житейские испытания, которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их возмужанию и духовному росту. Он утешает своих друзей и вселяет в них надежду встретиться вновь и обнять друг друга.

Для пушкинского восприятия жизни свойственно стремление к гармонии с окружающим миром, природой. Он не чувствует себя изолированным от того, что происходит вокруг него. В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет о том, как чередование времен года влияет на духовное, душевное и даже физическое состояние человека. Он отмечает, что его любимое время года, когда он вновь расцветает, – это осень. Именно осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъем.

Читайте также:
Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии: сочинение

Один из философских вопросов – восприятие человеком времени – нашел свое воплощение в стихотворении «Телега жизни». Здесь человеческая жизнь уподобляется езде в телеге, а время – ямщик, погоняющий лошадей. Утро, полдень и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив и ему наивно кажется, что он погоняет лошадей, то есть управляет событиями. В зрелости у него «нет уж той отваги» и уверенности, а в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его везут, не претендуя на то, чтобы держать бразды правления в своих руках.

В стихотворении 1836 года «Была пора: наш праздник молодой. » отражено восприятие жизни в ее разные периоды. В пору юности поэт и его друзья – беспечные невежды, они жили «и легче, и смелей». Однако с годами они переменились, и их отношение к жизни стало более серьезным и строгим, – «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размышляет об отношении личности и истории. История здесь предстает как стихийная сила, противостоящая воле и желаниям людей, но для Пушкина человек – это не щепка в водовороте исторических событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой.

Пушкин-человек смирился перед неизбежностью смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » он говорит о том, что не умрет в памяти русских людей, что его душа, воплощенная в стихах, избежит тления и что слава о нем не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.

Философская лирика А.С. Пушкина – анализ тем и мотивов

Направление лирики

Основные философские мотивы в лирике Пушкина постоянно менялись — видна чёткая периодизация. В начале своих писательских лет поэт имел мировоззрение романтика, больше всего заботившегося о развлечениях и весёлых днях с друзьями. Позже, во времена революции, ссылок и цензуры, он пережил несколько духовных и личностных кризисов. Тяга к геройским начинаниям и романтизм постепенно сменяются жёстким реализмом и цинизмом.

Под конец своей жизни писатель приходит к гармонии с собой. В своих произведения он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого бытия, жизни и смерти. Одновременно с этим явно выражены нотки ностальгии по былым весёлым временам.

Александр Сергеевич был склонен к философским рассуждениям ещё с юности. В своих ранних поэмах он призывает читателя хранить свободный дух, веселиться, развлекаться с друзьями и ни о чём не заботиться. Яркие примеры подобных стихотворений — «Гроб Анакреона» (1815), «Стансы Толстому» (1819). В них воспеваются пирушки, гулянки и простые удовольствия, которыми Пушкин наслаждался в свои лицейские годы.

Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, кардинально поменялись к началу двадцатых годов. Культурная революция и политические события того времени склонили его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в бессмысленном прожигании времени за весельем, вместо этого стремясь к героическим поступкам. Кумирами писателя в те года были Байрон и Наполеон.

В середине двадцатых годов Пушкин переживает очередной личностный кризис. Романтизм в его стихотворениях сменяется холодным реализмом. Появляются раздумья о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог друзьям в свержении царского режима.

Поздняя поэзия Александра Сергеевича пропитана грустью и одиночеством, которые он тогда испытывал. Частыми в ней становятся размышления о природе жизни и смерти, раскрытие религиозных тем. Поэт старался не описать традиции и внешние атрибуты церкви, а проникнуть глубже и разобраться в непростых вопросах веры.

Другая особенность поздних стихов заключается в явной ностальгии по прошлым, простым временам. Это ярко выражено в таких произведениях, как «Чем чаще празднует лицей» и «Была пора».

Анализ произведений

Чтобы лучше понять природу размышлений и жизненных ценностей писателя, стоит провести анализ философской лирики Пушкина по стихам. Немаловажно рассматривать произведения в контексте жизненной ситуации поэта, чтобы полностью проникнуться идеями и чувствами Александра Сергеевича на разных этапах его жизни и творчества.

Ода Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. Своеобразие произведение заключается в его жанре. Обычно оду пишут с целью восхвалить что-то, но стихотворение Пушкина имело противоположную цель — в нём писатель выражал презрение к славе, богатству, признанию и уважению высшего класса.

Главной темой произведения стал поиск поэтом места в мире, осознание своего предназначения и роли в обществе. Именно он является метафорическим пророком — Пушкин использует религиозную тематику, чтобы скрыть истинное значение стиха. В стихотворении поэт приходит к выводу, что главное для него — нести народу свет и направлять на правильный путь, а не искать людское признание.

Читайте также:
Построение повествовательной часть романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: сочинение

Стих написан в возвышенном стиле, но Пушкин не идеализирует пророка и не считает его путь единственно правильным. Он подчёркивает, что стать настоящим поэтом можно только через упорную работу, страдания и развитие талантов, а это выдержит не каждый. Только пройдя через испытания, человек сможет возвыситься духовно и нести свои идеи другим. Кроме того, тяжёлую работу вряд ли вознаградят при жизни, что Александр Сергеевич хочет донести до молодых коллег.

Стихотворение Узник

История создания этого произведения пришлась на тяжёлые времена в жизни поэта. С 1820 по 1824 он отбывал южную ссылку, где занимался рутинными канцелярскими обязанностями. Наказание угнетало автора, он считал его несправедливым оскорблением и насилием над личностью, а потому продолжал халатно относиться к обязанностям и писать «непотребные» стихи. Одним из них стал «Узник», в котором Пушкин метафорически описал своё положение.

В своём произведении поэт говорит сравнениями. Он представляются читателю как молодой орёл, «вскормленный в неволе». Этому дали два толкования:

  • Александр Сергеевич намекает на вседозволенность самодержавного правительства, при котором каждый человек свободен только мнимо и может в любой момент попасть за решётку из-за неправильного слова.
  • Поэт попал в заключение в очень молодом возрасте, при котором личность только формируется, а потому подобное насилие над ним может серьёзно повлиять на характер и судьбу.

Какая бы из трактовок ни была верной, писатель резко протестует против своего заключения. Он противопоставляет радость свободы и трагедию узника в контрасте между заточённым орлом и «вольной птицей» — изначально они равны друг другу, но затем были разделены решёткой по прихоти хозяина. Разница между их качеством жизни показана в сравнении хозяйского корма и кровавой добычи — символа независимости и свободы.

Свободный орёл предлагает запертому собрату улететь в далёкие земли, избавленные от насилия и гонений. Это отражает стремление писателя к свободе. Возможно, в стихотворении автор намекает на его подготовку к побегу за границу, который он планировал в середине двадцатых годов.

Произведение Цветок

Это литературное произведение было написано в 1828 году, когда Пушкин уже освободился из ссылки и уехал обратно в Петербург. Но свобода и долгожданное возвращение не принесло поэту должной радости — столичное общество было настроено против него, а власти продолжали пристально следить за писателем, готовые преподать ему новый урок. Поэтому в стихотворении «Цветок» явно прослеживаются мотивы разочарования — оно посвящено грустным раздумьям и быстротечности жизни и увядшей красоте.

Сюжет незатейлив — лирический герой находит среди страниц книги давно забытый цветок и размышляет о его судьбе. В лирике прослеживается параллель жизненного цикла растения с жизнью самого поэта:

  • цветение — беззаботная молодость, во время которой человек преисполнен радостных надежд и думает, что перед ним открыт весь мир;
  • момент, когда кто-то срывает красивый цветок, не задумываясь о том, что тем самым лишает его жизни — это метафора для внезапной ссылки Пушкина, не подозревающего ничего о надвигающейся опасности;
  • зажатый в страницах книги, цветок лишается возможности благоухать и радовать людей своей красотой — как и поэт иссыхает в заточении, неспособный нести народу своё творчество.

В коротком стихе также чувствуется сопротивление поэта попыткам власти сделать его произведения личной собственностью — как сорвавшие цветок хотели оставить его красоту только для себя. Но прямо высказать свои мысли он не мог из-за страха разгневать Николая I, который освободил его.

Размышления о судьбе увядшего растения остаются туманными, без намёков на конкретных личностей. Поэт упоминает, что оно было сорвано и подарено как символ памяти, а затем стало свидетелем любовных историй и страстей людей, которых уже может и не быть в живых. В стихотворении рассматривается тема быстротечности жизни, раскрывается проблема людей, неспособных ценить её лучшие годы, а затем разочаровывающихся.

Если жизнь тебя обманет

Стихотворение было написано во времена михайловской ссылки Пушкина в 1825 году. Оно было посвящено Е. Вульф — женщине, в которую писатель некоторое время был влюблён, но потом отношения переросли в крепкую дружбу. Много дней он проводил в доме её семьи, скрашивая своё одиночество.

Переживающий личностный кризис поэт, страдающий от гонений и притеснений за свои убеждения, чувствовал себя в безопасности и комфорте рядом с Е. Вульф, а потому на время мог прервать печальные мысли. Это сыграло огромную роль в его жизни — в некоторых конспектах литературоведов даже говорится, что эта женщина стала прообразом Ольги Лариной в «Евгении Онегине».

Читайте также:
Сравнительная характеристика образов Онегина и Ленского: сочинение

Александр Сергеевич не хотел, чтобы девушка, отличающаяся добротой и жизнерадостностью, слишком рано разочаровалась в жизни и познала её жестокости. Потому он написал стихотворение в оптимистичном, жизнеутверждающем ключе. Он говорит, что даже если настоящее кажется тусклым и безрадостным, человек всегда может изменить ситуацию к лучшему в будущем. Раскрывается проблематика поиска счастья — нужно не ждать, пока оно наступит, а самому создавать его путём тяжёлой работы.

Поэт призывает читателей проще относиться к неизбежным неудачам и падениям, утверждая, что «всё пройдёт» и «день веселья настанет» после часов уныния. Автор учит принимать жизнь такой, какая она есть и кратко доносит правдивую мысль о том, что даже о прошлых годах неудач и лишений в конце концов останутся добрые и радостные воспоминания.

Погасло дневное светило

Это стихотворение Пушкин написал в 1820 году, когда на корабле направлялся из Феодосии в Гурзуф. Это философское произведение с элементами пейзажной лирикой отражает контрасты и противоречивость в эмоциях поэта: с одной стороны, он был опечален и взволновал вечной ссылкой, с другой — не мог не восхищаться красотой южной природы. В строках стихотворения можно найти отголоски многих чувств:

  • уныние и неопределённость — Пушкин не знал, что его ждёт впереди и не представлял, вернётся ли он когда-нибудь на родину, потому воспоминания о прошлой любви, друзьях, надеждах и желаниях вызывают у него грусть и слёзы;
  • покорность — поэт сравнивает несправедливую власть с непреклонным морем, подчёркивая её неприступность и бессилие обычного человека, являющегося всего лишь песчинкой;
  • разочарование — писатель в некоторой степени рад своему изгнанию с родины, ведь именно на ней он лишился былых наивных иллюзий о свободе и справедливости, понял лицемерную натуру современников, к которым теперь чувствовал презрение.

Лирический герой этого произведения соответствует классическому определению одинокого морского путешественника. Интересным его делает глубокая личная связь с Пушкиным, который не только видел море впервые, но и был настоящим изгнанником со своей родины, что сделало его впечатление очень реальными и глубокими.

Телега жизни

Это произведение литературы было написано в 1823 году, когда Пушкин перебывал в южной ссылке. Он был вынужден заниматься скучной канцелярской работой, вгоняющей в депрессивные размышления. Это отразилось на настроении стихотворения, в котором автор символически описывает разные этапы своего жизненного пути.

Утро в стихотворении отождествляется с молодостью — первые строки стиха показывает дух юности, которая, «презирая лень и негу», готова беззаботно ехать, пока не «сломает голову». Но к полудню наступает разочарование — былая отвага пропадает, теперь в действиях требуется холодный расчёт. Далее приходит вечер, к которому человек настолько привыкает к своей телеге, что уже не чувствует радости от предстоящего и пройденного пути — даже лошадей гонит уже не он, а время.

Герои в стихотворении представлены обобщённо. В нём Пушкин описывает психологию взросления обычного человека, а не делится личным опытом. Себя поэт считает частью общей народной массы, подчиняющейся законам вселенной.

Сон Татьяны (Анализ эпизода из 5-й главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал пленительный образ русской девушки, которую назвал своим «верным идеалом», Татьяна, по словам поэта, «русская душою». Само простонародное имя ее — Татьяна, введенное поэтом в русскую литературу, ассоциируется со «стариной», с народной жизнью. Она и выросла среди лесов и полей, в атмосфере русских народных сказок и преданий. Известно, что она была в стороне от шумных детских забав, а «страшные расскаы // Зимою в темноте ночей // Пленяли больше серде ей». Провинциальная барышня, она легко и естественно ощущала себя в мире русского фольклора.

Да, автор не раз говорит о том, что его героиня читала иностранные романы и верила в «обманы и Ричардсона, и Руссо». Более того, он отмечает, что Татьяна «по-русски плохо знала . и изьяснялася с трудом на языке своем родном». И даже письмо Онегину она пишет по-французски. Но в то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического штриха раскрывает «русскость» души героини: в роман введен ее сон. Включая его в повествование, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни. Татьяна читает иностранные романы (русских тогда еще не создали), но снятся ей русские сны.

Ее вещий сон, весь сотканный из фольклорных образов и символов, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Именно поэтому над ней витает Лель, славянский бог любви, чтобы предсказать девушке ее участь. Татьяна одержима мыслью об Онегине, она обеспокоена его равнодушием к ней, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон.

Уснув за гаданием в святочную ночь (как известно, на Руси считалось, что святки — лучшее время для того, чтобы узнать свою судьбу), Татьяна видит, будто бы она «идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена. ». Согласно сонникам, идти по снежной равнине ночью — значит встретиться с трудноразрешимыми проблемами, с бедой. Да и сама картина холодой, заснеженной местности символична: она явно указывает на интуитивное понимание Татьяной того, что ее возлюбленный не ответит ей взаимностью, что он холоден к ней и равнодушен. На пути Татьяне встречаются разнообразные препятствия: незамерзающий ручей, «кипучий, темный и седой. », с хлипким мостиком через него, «снег, рыхлый по колено ей», деревья, ветви которых цепляются за серьги. Все эти трудности ей помогает преодолеть не ее возлюбленный, а выступающий в роли суженого медведь — «лакей косматый». Именно он подает ей руку, переводит через ручей и несет ее в дом, И здесь сон также не отступает от русских фольклорных традиций. Медведь — характерный образ народных сказок. Татьяна замирает от ужаса, когда ее, упавшую в снег, подхватывает медведь, но сопротивляться своей судьбе она не может: «Она бесчувственно-покорна, // Не шевельнется, не дохнет».

Читайте также:
Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка»: сочинение

Конечно же, сон в святочную ночь не мыслим без возлюбленного. И Татьяна видит его сидящим за столом. Сначала, заметив среди сказочных чудовищ Онегина, который выступает как «предводитель» и хозяин компании, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.

За столом сидят страшные существа: «Один в рогах с собачьей мордой, // Другой с петушьей головой, // Здесь ведьма с козьей бородой…», «Там карла с хвостиком, а вот // Полужуравль и полукот». В описании чудовищ угадываются сказочные, фольклорные образы. Перед глазами героини смешались рога, костяные пальцы, копыта, хоботы, «кровавы языки». Наверное, эти образы Татьяна встречала в сказках няни. Однако, несмотря на то, что сказка должна заканчиваться благополучно, здесь все готовит героиню, а вслед за ней и читателя, к трагической развязке. Именно поэтому существа за столом сидят, «как на больших похоронах», и дико хохочут. И развязка незамедлительно наступает. Уже во сне случается та самая трагедия, которой суждено быть и наяву. Стоит только Татьяне остаться наедине с Онегиным, как появляются Ольга и Ленский. Онегин бранит незваных гостей, спорит с ними, а затем «хватает длинный нож» и убивает Ленского. Ольга также появляется неслучайно. Татьяна интуитивно чувствует, что ее сестра невольно сыграет трагическую роль в предстоящих событиях.

Неподдельный ужас охватывает Татьяну, и она просыпается. Но если Светлана (героиня одноименной баллады Жуковского), пробуждаясь, видит в окне солнечное морозное утро и поднимающегося по ступенькам крыльца жениха, то Татьяна встревожена после пробуждения не меньше, чем во время сна. Она старается осмыслить увиденное, так как верит в предзнаменование: «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны». На уровне интуиции героиня догадывается, что тот, кого она считала своим суженым, никогда не будет с ней. Ее судьба иная.

Сон героини настраивает читателя на то, что предсказанные события свершатся, поэтому «странное» поведение Онегина в гостях у Лариных, его ухаживание за Ольгой — логическая цепь, за которой последует катастрофа — дуэль недавних приятелей. Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но таая же несчастная, как прежде. «. Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить. Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна», — говорит она Онегину. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет. Она останется верна долгу, в этом ее суть. В таком понимании русской женщиной ее судьбы в романе Пушкина угадываются и ассоциации с поэмами В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Тем более что образ Светланы считается первым достоверным образом русской девушки в отечественной литературе.

Итак, сон Татьяны занимает важное место в романе и имеет сразу несколько значений. Он предсказывает дальнейшее течение событий, с одной стороны, и помогает лучше узнать пушкинскую героиню, с другой, Сцена гадания и сам сон Татьяны, сопряженный с русским фольклором и литературной традицией в разработке русского национального женского характера, выявляет глубинную психологию русской женщины. Идея же суженого связана с представлениями о долге; будущий супруг мыслится как предначертанный судьбой. Татьяна неотделима от национальной народной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой и вещими снами, Сон Татьяны лишний раз доказывает, насколько близко героине народное, фольклорное восприятие миа. Она думает и чувствует как русский человек.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Анализ эпизода «Сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 11.06.2020 · Обновлено 11.06.2020

Без сна Татьяны невозможно представить «Евгения Онегина» — несколько строф содержат в себе ключ к разгадке всего романа. В иносказательной форме А. С. Пушкин описывает все процессы в бессознательном Татьяны, ее чувства и мотивы действий. Пушкин как гениальный знаток человеческой психологии, проницательный эмпат и интуит, загадал читателям романа загадку, которую мы попытаемся разгадать. Многомудрый Литрекон представляет анализ фрагмента «Сон Татьяны» из романа «Евгений Онегин». Полный разбор романа представлен здесь, а краткое содержание по главам — тут.

О чем эпизод?

Во время святок Татьяна не остается в стороне от русских гаданий и кладет зеркало под подушку, чтобы увидеть во сне своего жениха. Героиня видит сон, где в суровую зимнюю пору ей предстоит переправиться через реку, еще не скованную льдом. Хлипкий мостик не внушает доверия, но на помощь девушке приходит страшный косматый медведь. Превозмогая страх, она оперлась на его лапу и перешла ручей. Силы оставили ее, когда она пыталась убежать от животного, и тогда медведь взял девушку на руки и донес до своего кума, где можно было обогреться.

В дверную щель героиня увидела пиршество чудовищ. Но во главе стола сидел Евгений! Он отстоял Татьяну и сказал, чтобы чудовища ее не трогали. Они сели на скамью, он склонил ей голову на плечо, но тут зашли Ольга и Ленский. Онегин расстроился при виде незваных гостей и закричал на них. В потасовке он убил Ленского. На этом месте Татьяна проснулась.

Смысл фрагмента

Действие сна разворачивается снежной зимой, что метафорично подводит читателя к взрослению Татьяны. Получается, что ее любовь к Евгению проводит черту между детством и юностью девушки. Поток, через который ей помогает перебраться медведь – это ее зов о помощи. И действительно, Татьяне очень нужна помощь. В очень сложной и запутанной ситуации с искушенным холодным светским львом Евгением ей, чистой деревенской девушке, некому помочь. Взъерошенный медведь – помощник и проводник, символизирующий сильное и не вполне осознаваемое Татьяной влечение, любовь к Онегину. Ни жива, ни мертва, Татьяна не в силах сопротивляться медведю – автор показывает, что она своим чувствам не может противиться:

«Медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет»

Главная мысль фрагмента «Сон Татьяны» заключается в том, что Татьяна пытается от медведя бежать – ей страшно и стыдно, что ее любовь к Онегину сильнее ее воли и рассудка. Медведь несет Татьяну – и куда! – в логово, где Онегин возглавляет шабаш чудищ. Медведь здесь – метафора чувств и влечения к Евгению. Татьяна изо всех сил сдерживала себя, стеснялась и стыдилась, но все же написала письмо Онегину. И теперь она в его власти, во власти медведя, то есть своих чувств. Шабаш чудищ здесь символизирует свадьбу Татьяны и Евгения:

«И что же видит? .. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот»

Онегин правит бал – ведь он жених! Татьяне снится свадьба с ним. Онегин развлекает себя этой странной компанией – ему и правда очень скучно в деревне, вот он и развлекается как может. Дразнит Ленского и всех соседей. А когда звери кричат: «Моё, моё! », указывая на Татьяну – здесь видно ее подсознательное желание быть присвоенной Онегиным. Чтобы он сказал – она моя! Именно это мы и происходит во сне. И в жизни, только уже слишком поздно для героев. ..

А во сне Онегин положил Татьяну на лавку, что символизирует их союз, их свадьбу. Татьяна согласилась отдаться Онегину или на волю судьбы – что в XIX веке для девушки было одним и тем же. И тут входит Ольга с Ленским и мешают им: «Свет блеснул, Онегин руку замахнул». Убит Ленский, Татьяна в ужасе проснулась – а сон оказался пророческим. Смерть Ленского помешала героям, перечеркнула их будущее. Такова основная идея главы «Сон Татьяны».

Значение фрагмента в романе

Итак, писатель посредством обращения к иррациональному началу показал, что Татьяна влюблена и влюблена сильно. Она любит чистой, девичьей любовью и в ее мире Евгению Онегину отведена роль властелина ее дум. Он на пьедестале, о нем все мысли, мечтания и чаяния девушки. Фигура его в представлении Татьяны выросла до небес, да что там до небес – она заслоняет небо. Конечно же, Святочные гадания для Татьяны — не просто обряд забавы ради. Девушке хочется хоть как-то себя поддержать, пусть даже иллюзиями. Татьяне крайне важно узнать хоть что-то о будущем ее любви. Она отдается на волю Провидения и гадает. Значение сна Татьяны – это итог минут, часов, дней, проведенных за размышлениями об Онегине. Слишком много чувств и мыслей прорвалось в одну святочную ночь.

Читайте также:
Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А. Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Именно в эпизоде «Сон Татьяны» читатель может прочувствовать русский дух милого идеала — одной из любимых героинь Пушкина. В ее сознании переплелись народные предания, фольклорные мотивы и литературные сюжетные линии из французских романов. Такова дорога в ее внутренний мир, где главной движущей силой стала любовь, которую Татьяна пронесет через всю жизнь. Ее цельная натура неспособна на компромиссы и легкомыслие, она вверяет себя одному лишь Евгению, бесповоротно и навсегда, превозмогая страхи и предрассудки. В героине заговорила та особая, исконно народная сила женской любви, которая повергает в трепет даже представителей сильного пола. Так писатель показал нравственное и духовное превосходство Татьяны над Евгением и предрек финал их союза — трагедию двух сердец, разлученных самой судьбой.

Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин (анализ, роль, смысл)

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи. Кроме того, этот эпизод является своего рода связующим звеном между главами и событиями произведения.

Не секрет, что для Пушкина Татьяна была настоящей русской девушкой, близкой к народу, любящей деревню. Потом и сон её наполнен элементами русского фольклора, народности. Например, девушка встречается в своём сне с медведем, а ведь медведь – это частый герой русских сказок

Сам сон девушки очень логичен, события идут одно за другим, выстраиваясь в сюжетную цепь, без резких скачков: девушка идёт по лесу, где встречает медведя, который помогает ей пробираться через сугробы, животное страшит её, поэтому Татьяна лишается чувств, но медведь несёт её в дом, где девушка видит своего возлюбленного, Евгения, в окружении разных чудищ. Когда они видят девушку в сенях, поднимается шум, но Онегин-хозяин прогоняет их и остаётся с Татьяной наедине. Но после появляется Ленский и Онегин во сне убивает его.

Столь же логично вплетение самого этого эпизода в текст произведения. Сон девушки является своего рода отражением событий романа. К примеру, видеть во сне медведя – к замужеству, а когтистая лапа, на которую опирается во сне Татьяна, сулит богатую жизнь. В конце романа Татьяна действительно оказывается замужем за генералом, она становится светской дамой и живёт в достатке. Следовательно, медведь символизирует её будущего мужа-генерала во сне, и Татьяна, как мы помним, хотя и напугана, идёт за ним.

Увиденные девушкой во сне чудовища символизируют неприятности, которые не заставят себя ждать и в реальной жизни героев. Кроме того, их пир символизируют похороны, которые также случатся после гибели Ленского. Как мы уже знаем, во главе стола сидел Евгений, который и будет «предводителем» всех этих неприятностей, включая убийство юного поэта.

Часть, где Евгений остаётся с Татьяной наедине, отражает мечты девушки о любви. Она влюблена в Онегина и жаждет взаимности, и во сне она эту взаимность получает: мужчина ласков с ней так, как никогда не был в жизни.

Далее сон показывает дальнейшие события романа абсолютно буквально: появляется Ленский, и Онегин убивает его. В произведении же их вскоре после сна ждёт дуэль, где Ленский также будет убит и похоронен. Благодаря некому предчувствию девушки, сон становится вещим.

Таким образом, эпизод сна выполняет в произведении две важнейшие функции: раскрывает характер Татьяны, её мечты, подчёркивает её близость к русскому народу, а также является аллюзией на события романа, предвосхищая судьбы его главных героев.

2 вариант

Сон — это один из литературных приемов. Писатель с помощью этого инструмента может показать читателю внутренний мир персонажа, его скрытые желания, чувства. Также иногда сон является вещим и предсказывает дальнейшее событие. Многие литераторы верили, что сон действительно может многое сказать о человеке, поэтому верили в их толкование.

Сон Татьяне снится после святочных гаданий. Многие незамужние девушки любили гадать на суженного. Татьяна была суеверной и хотела погадать на Евгения Онегина, но испугалась. Тогда девушка легла спать. Ей приснилось, что она перебегает бегущий ручей, который не замерз вопреки морозам. Там ее хватает на свою спину медведь и везет в специальную хижину, где девушка видит сидящих за столом чудовищ. Среди них есть и Евгений Онегин, хозяин дома. Потом в помещение входит Ленский и Ольга. Евгений убивает друга, а Татьяна просыпается от ужаса.

Читайте также:
Эволюция творчества Пушкина: сочинение

Этот сон отражает желание девушки погадать на Евгения Онегина, ведь он является главным персонажем ее сна. Образы сидящих за столом чудовищей намекают на скорые именины девушки, ведь там тоже будет сидеть множество разных людей за столом. Убийство Ленского Онегиным также случится позднее. Но главной функцией этого сна является не пророческая, а эмоциональная.

Этот сон отражает чувства и переживания девушки. Она полюбила Евгения Онегина, но он не ответил ей взаимностью. Это тяготило бедную Татьяну. Мысль об его поступке преследовала ее. Но после сна чувства девушки к герою изменились, потому что видение полностью поменяло мнение Татьяны об Онегине.

Во сне герой предстает холодным, бездушным человеком, который управляет сборищем фантазийных существ. Он уже не вызывает тех нежных чувств у девушки как раньше. А затем он убивает их общего знакомого, что окончательно говорит об его эгоизме.

Во сне с помощью силы воображения девушка смоделировала такую ситуацию, в которой ее возлюбленный расположен не в самом лучшем свете. Поведение Онегина вызывает отторжение, отвращение. Татьяна с помощью своего ума сама заставила себя отпустить героя, охладить свои чувства. Но, как говорится, ее фантазия была очень проницательна, ведь эти события повторяются и в жизни. Это говорит об уме девушки и ее умении хорошо чувствовать людей, которое развилось с помощью чтения книг, осмысления и мечтательности.

Сон Татьяны — один из самых ярких элементов романа в стихах «Евгений Онегин».

Сочинение про Сон Татьяны

Сон, приснившийся Татьяне описан в пятой главе, которая как раз предшествует трагическим событиям романа. На Святки Ларина вместе с другими девушками гадает, после чего засыпает с зеркалом под подушкой. Сны, увиденные в это время, на Руси приятно считать вещими.

Сон Татьяны также является по-своему пророческим. Его можно условно разделить на две части.

Начинается сон с того, что девушка стоит на берегу ручья. Ручей этот символизирует ее страх, сомнения, неопределенность. Текущая вода — знак скорых перемен. Они страшат Татьяну, она ждет кого-то, кто помог бы ей перейти на другой берег. Тут из чащи леса появляется медведь. Этот образ в русском фольклоре символизирует мудрость, достаток, благополучие. Сначала девушка пугается медведя, но потом следует за ним в его дом. Это можно назвать предсказанием будущего мужа Татьяны, взрослого, солидного, обеспеченного генерала. С медведем ей спокойно и безопасно, но душа к нему не лежит.

Во второй структурной части сна появляется Евгений. Когда он возникает, Татьяна думает, что теперь она спасена от кошмара, но Онегин из сна пугает ее еще сильнее. Этот отрывок можно рассматривать как пророчество и для него. Сначала Онегин пирует с домовыми, ведьмами, чудовищами, он пьет, смеется и веселится. Это может символизировать жизнь, полную забав и удовольствий, которую он вел в Петербурге и которую начнет вести снова. И там происходит встреча с Татьяной. Говоря: «Мое!» он вторгается в ее жизнь как сделал это в конце романа. После происходит их роковая стычка с Ленским, все случается быстро: ссора, нож, удар, мертвое тело. Как и в жизни, никто не успевает ничего понять.

Сон Татьяны можно рассматривать как немного мистического в романе. «Евгений Онегин» — очень светское произведение, но в какой-то момент автор решает добавить совсем чуть-чуть неизведанного и пугающего. Ведь Татьяна — весьма чувствительная и восприимчивая девушка, кому как не ей мог быть послан такой сон. А может, она, совсем не разбираясь еще в жизни, интуитивно чувствовала, как все может обернуться, и подсознание подсказало это во сне. Этот эпизод сильно повлиял на Татьяну. Кто знает, возможно, она через много лет, именно вспомнив свой сон, отказала Онегину.

Также читают:

Картинка к сочинению Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Сочинения про Профессии

На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.

Осень приходит всегда не заметно. А если быть точнее ее приближение наступает внезапно. Вот только был июнь и впереди лето, полное интересных событий. А уже едешь покупать канцтовары и выбираешь наряд на линейку

Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).

Читайте также:
Романтизм в лирике Александра Пушкина: сочинение

Сон Татьяны в “Евгении Онегине”

«Евгений Онегин» – роман в стихах, одно из самых известных произведений Пушкина. Великий русский писатель посветил ему семь лет своей жизни. Работа над романом продолжалась с 1823 года по 1830 год. Важную роль в произведении имеет сон Татьяны Лариной.

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.

Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина и пишет ему любовное письмо, что было совершенно не типично для девушки того времени. Однако, хоть главный герой и считает девушку интересной, не любит ее, и отвечает ей отказом. Для Татьяны это был большой удар, все ее мечты разрушились. Через несколько лет она выходит замуж за нелюбимого человека и становится светской дамой. Встретив ее, Онегин влюбляется без памяти, понимает, каким глупцом он был и, опьяненный своей любовью, пишет ей письмо. Главная героиня по-прежнему любит его, но отвечает, что слишком поздно и между ними ничего не может быть: «но я другому отдана и буду век ему верна»

Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.

Сон Татьяны

На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:

«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»

В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:

«Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком,

а вот Полужуравль и полукот.»

Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.

Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.

Значение сна Татьяны

«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.

Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.

Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.

Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа “Евгений Онегин” – самое загадочное место во всём произведении. Эпиграф к этой главе (“О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!”) взят из известной баллады Жуковского “Светлана”, главная героиня которой засыпает и видит различные ужасы. Существует также традиция сравнения сна Татьяны со сном Наташи из баллады “Жених”, которая была написана Пушкиным примерно в то же время, что и пятая глава (правда, в балладе Наташа только описывает действительность, выдавая её за страшный сон). Однако обе баллады (и Жуковского, и Пушкина) заканчиваются благополучно (Наташа разоблачает злодея в финале, а Светлана просыпается и узнаёт о возвращении своего жениха; кошмарные сны не имеют продолжения и никакого влияния на последующую жизнь героинь), тогда как сон Татьяны – зловещий знак её судьбы (Татьяна недоумевает и во сне, и после пробуждения, ищет толкование сна в соннике). Сновидение Татьяны – вещее (в творчестве Пушкина не раз встречались такие сны: например, видел Пугачёва в пророческом сне Гринёв).

Читайте также:
Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин Моцарт и Сальери: сочинение

Татьяна верила в приметы (“…предчувствий горестных полна, ждала несчастья уж она”), святочные гадания (которые сулили ей утраты в ту зиму). Хотя Татьяна и находила тайную прелесть “в самом ужасе”, ворожить она не решилась, положив зеркальце под подушку (здесь существует явная параллель со Светланой, которая гадала с зеркалом, о чём и упоминает Пушкин в этой строфе). Снится ей “чудный сон”: она “идёт по снеговой поляне” (вообще, сама пятая глава начинается с описания зимних пейзажей; “Татьяна… с её холодною красою любила русскую зиму…”). Тема зимы будет сопровождать героиню всё время. В Москву, “на ярманку невест”, она поедет по зимнему пути (но в тот момент Татьяна уже не рада “проказам матушки зимы”, ей страшно). Встреча Татьяны и Евгения в Петербурге происходит в это же время года, а сама она при встрече с Онегиным “окружена крещенским холодом”, и холод этот – броня Татьяны. Так от любви к зиме она переходит к страху перед ней, а потом зима (равнодушие и усталость) поселяется внутри неё. Отзовётся в реальной жизни и ещё один мотив из сна: Татьяна видит “дрожащий, гибельный мосток”; потом она на пути в Москву заметит, как “мосты забытые гниют”.

В хижине, куда затем попадает Татьяна, – веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”). Но Пушкин сразу говорит: “Как на больших похоронах”, что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу. Действительно, пируют там страшные чудища: “один в рогах с собачьей мордой”, “другой с петушьей головой”, “ведьма с козьей бородой”, “карла с хвостиком” и т.д. Но главное, кроме них, Татьяна видит и того, кто “мил и страшен ей”, Евгения, и причём в роли “хозяина” (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти, который затем убивает Ленского. В этот момент Татьяна просыпается и сразу видит Ольгу, которая являет собой полный контраст (“…Авроры северной алей и легче ласточки…”) мрачному сну с убийством её, Ольги, суженого; эта ситуация отражается позже: после действительного убийства Ленского Ольга очень быстро оправляется и выходит замуж за улана (“Увы! невеста молодая своей печали неверна. Другой увлёк её вниманье…”), в противоположность Татьяне (“Но я другому отдана; я буду век ему верна”).

Сон этот интригует Татьяну, она ищет ответа у Мартына Задеки, ей непонятен, загадочен и сам Онегин, она не может постичь его сущность. Ответ (или это опять неверный ответ?) она найдёт гораздо позже, когда, разглядывая книги Онегина в его доме, скажет: “Уж не пародия ли он?” Но в этот момент (в пятой главе) Татьяна находит решение прямо противоположное. Во всей главе Онегин обрисован самыми мрачными красками: он и лихой молодец, предводитель шайки домовых, герой тех книг, которые описаны в третьей главе:

Онегин повторяет некоторые жесты этих героев во сне Татьяны (хотя она сама с этими произведениями незнакома). Ещё в третьей главе Онегин предстаёт перед Татьяной “грозной тенью”, “блистая взорами” (в её сне он “взорами сверкает”, “дико… очами бродит”). Когда же Онегин увлекает её в угол и “клонит голову свою к ней на плечо”, он предположительно играет роль Вампира, обречённого питаться кровью молодых и прекрасных женщин, которых он любит. В романе “Жан Сбогар” также есть похожая ситуация: героиня рассказывает своему жениху ужасный сон, в котором она тоже была среди всякой нечисти, а повелевал ею её жених. Действительно, в сновидении Онегин воистину “сатанический урод” и “демон” (слова эти появляются в восьмой главе, указывая, скорее всего, на сон Татьяны).

Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна (например, “уездный франтик Петушков” – “другого с петушьей головой”, а остальные – “Буянов, в пуху, в картузе с козырьком”, “Флянов… обжора, взяточник и шут”, “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” – настолько нелепы и смешны, что похожи на описания тех “домовых”). В хижине – “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ”, у Татьяны – “толкотня”, “тревога”, “лай мосек”, “чмоканье девиц”, “шум”, “хохот”, “давка”, “поклоны”, “шарканье гостей”; во сне героини – “крик и звон стакана”, на именинах – “рюмок звон”, “никто не слушает, кричат”. Но и на этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир, он решает “отмстить” Ленскому (непонятно за что, ведь он сам согласился приехать), а результатом его плохого настроения является дуэль, глупая и никому не нужная. При описании состояния героини и во сне, и на празднике (она равно чужая и там, и здесь) употребляются похожие эпитеты, а одна фраза (“Татьяна чуть жива”) повторяется дословно. Кстати, на её вопрос в письме к Онегину: “Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель. ” – дан достаточно ясный и однозначный ответ. Пушкин и раньше называл Онегина “искусителем роковым” (и это отчасти правда: в последней главе Татьяна действительно подвергнется большому искушению), а Ленский считает его “развратителем”. Единственное светлое место для Татьяны во всей пятой главе – строфа тридцать четвёртая, где “взор… очей” Онегина “был чудно нежен”.

Читайте также:
Путешествие Онегина: сочинение

Итак, в день именин самой светлой героини совершается вакханалия самых чёрных сил зла (причём эпиграф ещё раз подчёркивает это: светлая героиня (Светлана) – “страшные сны”).

Тема сна будет сопровождать Онегина на протяжении всего романа. Резко контрастирует его “сладостный, безгрешный сон” после получения письма Татьяны и “страшный, непонятный сон”, в котором он чувствует себя на дуэли (он горько будет сожалеть об этой “минуте мщенья” на балу, да и Оленьку тот котильон томил, “как тяжкий сон”). Не зря он проспал время дуэли (“…Ещё над ним летает сон”). Затем этот мотив появляется в восьмой главе, после встречи Онегина и Татьяны. Он вспоминает: “…Та девочка… иль это сон. ”, он спрашивает себя: “Что с ним? в каком он странном сне!”

Как ранее Татьяна, Онегин полон недоумения: та, что раньше казалась такой простой, такой доверчивой и понятной, теперь оказалась на недосягаемой высоте. Татьяна – неприступная богиня, “величавая” “законодательница зал”. Но сама героиня видит всё по-другому. Её впечатления от первых балов в Москве (“теснота, волненье, жар, мельканье”, “шум, хохот, беготня, поклоны, галоп” – в общем, “волненье света”) очень напоминают “адской сволочи скаканье” из сна (светская толпа – “ряд докучных привидений”). Опять Пушкин перечисляет гостей (как во сне и на именинах): “…Проласов, заслуживший известность низостью души. ”, “…другой диктатор бальный стоял картинкою журнальной, румян, как вербный херувим…”, “…путешественник залётный, перекрахмаленный нахал…” и т.д. Скорее всего, для Татьяны эти люди ничем не лучше персонажей из её сна. Но по иронии судьбы, теперь она – хозяйка бала, хотя и ничуть не дорожит этой “ветошью маскарада”, “блеском”, “шумом” и “чадом”. А Онегин, видя её среди всего этого, не может понять, как она могла так измениться. Он на балах в Петербурге оказывается в роли Татьяны на шабаше. Как и Татьяна, он пытается найти этому объяснение, но не в соннике, а в литературе, читая “Гиббона, Руссо, Манзони” “без разбора”. Но “меж печатными строками читал духовными глазами другие строки”: “то были тайные преданья сердечной, тёмной старины” (Татьяна “верила преданьям простонародной старины”, гадала), “ни с чем не связанные сны” (опять тема сна!), “угрозы, толки, предсказанья” (Мартын Задека Татьяны), “длинной сказки вздор живой” (а сам сон героини и есть сказка, с явными волшебными мотивами), “письма девы молодой” (аналог письма Татьяны). Перед встречей с Татьяной он сам на “мертвеца” похож.

Сон Татьяны предопределил их будущее. Да, в конце концов они меняются местами (классическая для романов ситуация несовпадения), но это далеко не так важно, как то, что вся жизнь Татьяны и Евгения не удалась (они оба чужие на этом празднике жизни), она похожа на дурной сон. Ни его, ни её никто в окружающем мире не понимает. Даже друг для друга они не очень реальны. Татьяна “мечтой стремится… в сумрак липовых аллей, туда, где он являлся ей”. И Онегин возвращается в мыслях к деревенской жизни: “…То сельский дом – и у окна сидит она… и всё она. ”

Итак, вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. В предпоследней строфе романа Пушкин в последний раз упоминает ключевое слово “сон”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: