ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА: сочинение

А.С. Пушкин – философская лирика, полный анализ

Александр Сергеевич Пушкин писал в различных жанрах, но особое место в его творчестве занимает философская лирика, полный анализ которой поможет лучше понять данную тему. Команда Литеровед.ру подготовила самые известные произведения на данную тему, что помогает больше понять мысли поэта.

Будучи еще юношей, поэт часто придавался философским размышлениям. Он часто размышлял о смысле жизни, случайностях и закономерностях бытия, а так же о взаимоотношениях поколений.

Гораздо позже в произведениях поэта появляется тема религии, но даже в этом случае он делает это в своей неподражаемой манере. Автор не пытается показать поверхностную часть, он старается заглянуть в самую глубь, пытаясь раскрыть все аспекты в этом очень непростом вопросе. Еще в раннем детстве он увлекался творчеством различных античных поэтов. Стоит вспомнить, что на то время философ и поэт были одним целым. Возможно поэтому в каждом из стихотворений автора есть о чем поразмышлять.

  1. Философская лирика А. С. Пушкина
  2. “Гроб Анакреона” (1815)
  3. 20-е годы и творчество поэта
  4. «К морю» (1824)
  5. «Телега жизни» (1823)
  6. «Дар напрасный, дар случайный» (1828)

Философская лирика А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин не зря получил славу одного из самых великих поэтов того времени. Благодаря ему в русской литературе впервые появилось понятие реализма, основоположником которого и является Александр Сергеевич. Благодаря этому смогли раскрыться таланты и других великих поэтов и писателей, таких как: Лермонтов, Гоголь, Толстой. Некрасов, Достоевский. Лирика Пушкина затрагивает огромное количество различных тем. Но какими бы не были разными темы, поднятые поэтом в своем творчестве, их все объединяет философское содержание и размышления.

Александр Сергеевич, как человек образованный, всю свою недолгую. Но яркую жизнь, размышлял над различными философскими темами. Он очень много думал о смысле жизни, добре и зле, о роли поэта и поэзии как таковой. Это далеко не весь список тем, которые интересовали поэта. Все эти темы проявились и в его творчестве.

Отличительной чертой философской лирики у Пушкина заключается в том, что она носит глубоко личный, можно даже сказать интимный характер. Каждую из интересующих его тем он пропускал через себя, вкладывал в неё свою душу, опят, мысли и переживания.

Вопросы вечности начали его волновать ещё в то время, когда он был студентов Царскосельского лицея. На тот момент поэт считал, что главный смысл жизни заключается в наслаждении: дружеских посиделках, веселых компаниях, веселье, но никак не в грусти.

“Гроб Анакреона” (1815)

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Данное произведение поэт написал, будучи шестнадцатилетним юношей. Во многих произведения Александра Сергеевича того времени просматриваются идентичные взгляды и мысли.

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В обращении к товарищу, автор утверждает, что смысл всего заключается именно в наслаждении, веселье и дружеских посиделках.

20-е годы и творчество поэта

Данное время стало переломным в жизни и творчестве автора. Он занялся подведением итогов своей прожитой жизни, а так же реализации в творчестве.

Находясь в южной ссылке, автор полностью растворяется в романтизме, что свойственно было всему молодому поколению того времени. Он выбирает себе двух кумиров: Наполеона и Байрона. Так же меняются и философские размышления поэта. Он уже не видит смысла в развлечениях и прожигании жизни, теперь главным для него становится подвиг. Это все отражается в лирике поэта, которая наполняется стремлением действовать, героизмом, величественными порывами души.

«К морю» (1824)

В стихотворении «К морю», которое автор пишет в 1824 году, как и в стихотворении «Погасло дневное светило», поэт находит для себя новый источник вдохновения – океан. Сидя на берегу, автор придается мечтам и размышлениям. Именно из моря он начинает черпать свое вдохновение. Он неоднократно ставит в сравнение море и человеческую жизнь.

Найдя новые увлечения и идеалы, автор отрекается от прежних ценностей. Они для него больше не играют такой важной роли, как играли в юношестве.

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я

В середине 20-х годов поэт переживает кризис мировоззрения. Все меньше в его жизни остается места романтизму, и все больше начинает проявляться реализм. Автор начинает смотреть на жизнь трезво, она его перестает так радовать, как это было ранее, проблемы становятся реальнее. Пушкин перестает вообще видеть в ней как таковой смысл, а так же ту самую высокую цель, которую преследовал до этого.

«Телега жизни» (1823)

В своем стихотворении «Телега жизни», которое пишет в 1823 году, он начинает сравнивать жизнь с телегой, которая постоянно находится в движении с утра и до поздней ночи.

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Далее следовал ещё тяжелее период в жизни поэта. Это было связано с поражением декабристов в восстании. Ведь многие, принимавшие участие в восстании, были его близкими товарищами. В итоге их либо казнили, либо сослали в Сибирь. Автор так же собирался принимать участие в данном мероприятии, поэтому постоянно испытывал перед ними чувство вины. Плюс ко всему на автора навалились неудачи в личной жизни. Это наложило отпечаток и на его творчество, в котором все больше начало слышаться отчаяние. Он не видит больше смысла ни в своих идеях, ни в жизни как таковой.

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

«Дар напрасный, дар случайный» (1828)

Поэт пишет свое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», будучи двадцатидевятилетним мужчиной. Его начинают интересовать темы бессмертия и смерти, смена поколений, извечная тема добра и зла.

Тему добра и зла он рассматривает и в своем произведении «Анчар», которое пишет в этом же году. В этом стихотворении речь идет об анчаре – ядовитом дереве, в образе которого поэт передает все воплощение зла, которым люди начинают пользоваться необдуманно, ради собственной выгоды.

Читайте также:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

Но не только грустные мысли одолевали автора. Если рассмотреть его стихотворение «Элегия», то здесь поэт утверждает обратное. Он не отрекается от жизни, предпочитая смерть. Несмотря ни на что, он собирается продолжить свой жизненный путь, продолжать свое творчество. Он считает, что именно таким образом он сможет к закату своих дней обрести гармонию, любовь, и быть, наконец-то, счастливым.

Так же Пушкин задумывается о разуме и безумии, считая безумием – самым страшным жизненным испытанием.

Он уверен в том, что его призвание – это творить, указывая своим творчеством путь народу. Своей поэзией он способен менять взгляды и судьбы людей, давая хорошие советы, пробуждая и вдохновляя на подвиги!

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Философская лирика Пушкина

Философская лирика А. С. Пушкина
Русская поэзия знает немало поэтов-философов со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции. Философия Пушкина – это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские темы добра и зла, жизни и смерти, мига и вечности, времени, памяти и тема человека.

В ранний лицейский период Пушкин смотрел на жизнь оптимистически. Жизнь представлялась ему радостным праздником и веселым пиром, на который призваны он и его друзья. Поэтому в стихотворениях этого периода появляются анакреонтические и эпикурейские мотивы. Наслаждаться любовью, творчеством, дружбой и вином – вот к чему призывает юный поэт своих друзей. В стихотворении «Гроб Анакреона» говорится, что «жизнь, увы, не вечный дар», поэтому ей надо наслаждаться, ловить каждое мгновение, стремиться украсть у скупого времени хотя бы несколько минут. В послании к «Князю А. М. Горчакову» юный поэт желает своему лицейскому другу в день рождения не долгих лет, богатства, громкой славы или почестей. Он желает ему провести жизнь «меж Вакха и Амура» «питомцем нежным Эпикура», а когда жизнь придет к завершению, вступить в мрачный челн Харона из объятий возлюбленной. Таково было отношение юного Пушкина к жизни и смерти.

Но пережив глубокий кризис при переходе от юности к зрелости, Пушкин изменил свое отношение к жизни. В стихах этого периода появляются вопросы о смысле человеческой жизни и о назначении человека. В стихотворении 1928 года «Дар напрасный, дар случайный. » поэт задает вопрос, на который нелегко найти ответ: «Жизнь, зачем ты мне дана?» В этом стихотворении поэт осознает, что жизнь наполнена страданиями и сомнениями и у нее нет цели.

В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» человеческая жизнь с ее суетой уподобляется беготне мышей, в ней отсутствует всякий смысл. Мудрые богини судьбы парки, от которых зависит жизнь человека, здесь представлены как бессмысленно бормочущие обычные деревенские бабки. Жизнь в этот период кажется поэту неразрешимой загадкой. Однозначные ответы на вопросы о смысле человеческого существования получить не удается.

В отличие от стихов лицейского периода, в зрелом возрасте смерть не кажется Пушкину чем-то легким. Осознав трагическую неизбежность ухода из жизни, поэт, однако, не отчаивается, потому что в своем сознании он находит силы принять эту неизбежность и смириться перед ней как перед законом судьбы. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » он размышляет о приближении последнего часа и о том, что рано или поздно все, живущие на этой земле, сойдут под вечные своды. Пушкин понимает, что ему придется уступить место другому («мне время тлеть, тебе цвести») и что наступит момент, когда его не будет на земле, а жизнь будет продолжаться и природа также будет сиять своею вечную красой.

Мудрое приятие жизни со всеми ее противоречиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «. Вновь я посетил. » поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. Именно в памяти он может воскресить картины прошлого и соединить воедино прошлое и настоящее. Здесь поэт осознает себя звеном в единой цепи поколений. В конце стихотворения поэт выражает уверенность, что его внук, возвращаясь по той же дороге с приятельской беседы, вспомнит о нем.

На протяжении всей жизни и творчества Пушкину было свойственно радостное, жизнеутверждающее, оптимистическое отношение к жизни. Об этом свидетельствует его отношение к труду и ударам судьбы. В стихотворении «Если жизнь тебя обманет. » поэт мудро советует не печалиться и не сердиться в день уныния, но твердо верить, что «все мгновенно, все пройдет. », что день веселья и счастья непременно настанет. В стихотворении «Чем чаще празднует Лицей. » Пушкин понимает, что житейские испытания, которые выпали на его долю и долю его друзей, способствовали их возмужанию и духовному росту. Он утешает своих друзей и вселяет в них надежду встретиться вновь и обнять друг друга.

Для пушкинского восприятия жизни свойственно стремление к гармонии с окружающим миром, природой. Он не чувствует себя изолированным от того, что происходит вокруг него. В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, он размышляет о том, как чередование времен года влияет на духовное, душевное и даже физическое состояние человека. Он отмечает, что его любимое время года, когда он вновь расцветает, – это осень. Именно осенью он чувствует и любовь к привычкам бытия и переживает творческий подъем.

Один из философских вопросов – восприятие человеком времени – нашел свое воплощение в стихотворении «Телега жизни». Здесь человеческая жизнь уподобляется езде в телеге, а время – ямщик, погоняющий лошадей. Утро, полдень и вечер уподобляются юности, зрелости и старости человеческой жизни. В юности человек нетерпелив и ему наивно кажется, что он погоняет лошадей, то есть управляет событиями. В зрелости у него «нет уж той отваги» и уверенности, а в старости он просто покорно едет в телеге туда, куда его везут, не претендуя на то, чтобы держать бразды правления в своих руках.

Читайте также:
Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»: сочинение

В стихотворении 1836 года «Была пора: наш праздник молодой. » отражено восприятие жизни в ее разные периоды. В пору юности поэт и его друзья – беспечные невежды, они жили «и легче, и смелей». Однако с годами они переменились, и их отношение к жизни стало более серьезным и строгим, – «таков судьбы закон». В этом стихотворении Пушкин также размышляет об отношении личности и истории. История здесь предстает как стихийная сила, противостоящая воле и желаниям людей, но для Пушкина человек – это не щепка в водовороте исторических событий. Ему дана свобода выбора и возможность бороться за право быть самим собой.

Пушкин-человек смирился перед неизбежностью смерти, но Пушкин-поэт надеется на бессмертие и посмертную славу. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » он говорит о том, что не умрет в памяти русских людей, что его душа, воплощенная в стихах, избежит тления и что слава о нем не исчезнет в этом мире, пока будет жить хоть один поэт.

Героика Пушкина

Как важно, что в детстве тебе попалась книжка с картинками – «Песнь о Вещем Олеге». И ты – под стук мечей и дробь копыт – почувствовал себя в пространстве легенды, в красивой сказке о далёком прошлом. А в конце читал:

Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

И накатывала грусть. Проходят годы, погиб Олег, постарели его дружинники… Их судьбу ты примерял на себя и, может быть, впервые ощущал скоротечность жизни и высокую цену воспоминаний. Навсегда запомнился тот вечер в московской окраинной новостройке, когда я открыл книжку с иллюстрациями Вениамина Лосина (слава Богу, этот художника не забыт и в наше время) – и…

Как ныне сбирается Вещий Олег…

Любая цивилизация начинается с героического эпоса – и каждый человек может и должен повторить этот путь. А пушкинская героика – высшей пробы.

Юный Пушкин Пушкина не читал, его школой была русская поэзия XVIII века, стихи молодого Жуковского и европейская поэзия – преимущественно, французская, которую он полюбил, разумеется, в оригинале.

Отношение Пушкина к русской поэтической баталистике XVIII века выражено в целом ряде стихотворных и иных откликов, а в элементарном хрестоматийном ключе – в «Воспоминании в Царском Селе». В том самом «Воспоминании…», которое Пушкин декламировал перед Державиным на лицейском экзамене.

В пылу литературной полемики Пушкин не один раз в пренебрежительно-ироническом плане представлял поэзию предшественников-классицистов и современников-«литературных староверов» из «Беседы…», в том числе и поэзию героическую. Эта тенденция в пушкинской поэзии была своего рода эстетическим бунтом против литературного официоза.

В то же время, Пушкин чувствовал и кровное родство с поэзией XVIII века, со своим первым литературным впечатлением. Повторим: наряду с античной и новой европейской поэзией, она была контекстом, в котором получала первый толчок и дальнейшее развитие поэзия Золотого века.

Знаменательный факт, на который обращали внимание исследователи А. С. Пушкина, начиная с П. В. Анненкова – влияние макферсоновского Оссиана на молодого лицеиста-стихотворца. Среди первых напечатанных Пушкиным стихотворений – подражания Оссиану.

Влияние Оссиана на молодого Пушкина сопоставляют с увлечением Парни и Жуковским. И Оссиан вводил Пушкина в мир поэтической героики, обучал культуре героических образов. Этот процесс отличался сложностью и противоречивостью.

Известный русский исследователь оссиановой героики, Е. В. Балобанова, в 1907 году опубликовала статью «Пушкин и Оссиан», включенную в собрание сочинений А. С. Пушкина под редакцией Венгерова. Балобанова, анализируя пушкинский материал, приходит к выводу, что в пушкинских подражаниях Оссиану преобладает «дух Парни, но никак не Макферсона».

Конечно, мифологизированный Макферсоном и позднейшими подражателями, в том числе и русскими, образ Оссиана (снабжённый впечатляющей иллюстрацией – гравюрой 1787 года) был для Пушкина замечательным примером вдохновенного творчества поэта, воспевавшего подвиги героев. В этом и Пушкин стал видеть один из смыслов своей миссии.

В подражаниях Оссиану Пушкин испытывал и влияние Ермила Кострова, его известных переводов из Макферсона. Первое из «оссиановских» стихотворений Пушкина – «Кольна», за ним последовали «Эвлега» и «Осгар» (все написаны в 1814 году). Романтизированная, экзотическая северная героика входила в мир лицеиста-Пушкина, переплетаясь с актуальными военно-политическими новостями. Время-то было героическое: казаки куражились в Париже.

Отечественная война 1812 года не стала магистральной темой Пушкина-лицеиста в 1814–16 годах, увлеченного эпикурейскими мотивами. Но 8 января 1815 года на лицейском экзамене было прочитано капитальное «Воспоминание в Царском Селе», воспринятое как достойный ответ на державинский призыв 1813 года:

Младым певцам греметь
Мои вверяю ветхи струны,
Да черплют с них в свои сердца перуны
Толь чистых, ревностных огней,
Как пел я трех царей.
(«Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества»)

Заметим, что в этом поэтическом завещании Державин обращает особое внимание на героику – по его мнению, главную миссию поэта. И включает он эти строки в лиро-эпический гимн, посвященный последнему из воспетых Державиным поколению русских героев.

Пушкин в своем «Воспоминании…» восстанавливает свойственную и Макферсону-Оссиану, и Державину схему «поэт – герой» в финальном призыве, воспринятом слушателями как почтительный ответ Державину от молодого преемника:

О, Скальд России вдохновенной,
Воспевший ратных грозный строй!
«…» Да снова стройный глас Герою в честь прольется,
И струны трепетны посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца!

Позже Пушкин сыграет схожую роль певца в царствование Николая I, продолжив державинские традиции в «Бородинской годовщине», «Герое», «Клеветникам России». И пропагандистская машина графа Уварова постарается использовать талант Пушкина в международной политике. Но основание пушкинской героики заложено в десятые годы XIX века, в юности.

Читайте также:
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина: сочинение

В эпопее наполеоновских войн Пушкина привлекла история 1815 года, история наполеоновского изгнания на Эльбу и последовавших за ним головокружительных ста дней.

По горячим следам этих событий – ещё до Ватерлоо, в 1815-м году, было написано стихотворение «Наполеон на Эльбе». Образ Наполеона в стихотворении трактуется как демонический, сугубо отталкивающий. В молодом Пушкине был жив патриотический дух борьбы с захватчиком, и строки получились соответствующие:

В уме губителя теснились мрачны думы,
Он новую в мечтах Европе цепь ковал…

Наполеон обращается к своему счастью, которое всю жизнь руководило его судьбой. Его планы – это планы эгоиста, антигероя, такой не остановится ни перед чем. Речи Наполеона саморазоблачительны, подобно монологам сумароковского Димитрия:

Всё сгибнет, и тогда, в всеобщем разрушенье,
Царем восстану на гробах!

В финале Пушкин пророчит погибель дерзкого антигероя: «…жребий твой еще сокрыт!».

Одним из центральных произведений пушкинской героики 1810-х годов было послание «Александру» 1815 года. В послании Пушкин использует бывалый державинский образ «россов», встающих перед врагом «твердыней»:

Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи;
Душой восторженной за братьями спешил,
Почто ж на бранный дол я крови не пролил?

Царь-победитель – «России божество» – объединяет разные поколения русской славы, среди которого выделяются екатерининские герои:

Старик, счастливый век забыв Екатерины,
Взирает на тебя с безмолвною слезой.

Юный Пушкин умел сказать приятное легендарным екатерининским старикам, без соизволения которых, как известно, ни одна пушка в Европах выстрелить не могла.

Подобно Жуковскому, Пушкин прославляет Александра как миротворца, как «доброго царя», которого «в слезах благословит» народ. В позднейшие годы он будет строже к императору. В лицейский же период Пушкин поучаствовал и в другом масштабном культурном начинании Жуковского – в создании гимна Российской империи, «Молитвы русских».

Портрет Александра I

Пушкин дополнил строфы Жуковского (речь идёт, конечно, о первом «Александровском» варианте гимна «Молитва русского народа» 1814 года) двумя семистишиями, прославляющими русского царя:

Там – громкой славою,
Сильной державою
Мир он покрыл.
Здесь безмятежною
Сенью надежною,
Благостью нежною
Нас осенил.
(1816 г.)

Эти стихи композиционно примыкали к стихам Жуковского и исполнялись под музыку английского гимна, вместе со строфой Жуковского, на октябрьском лицейском празднике 1816 года. Пушкин подхватил гармоничную мелодику, насытил её мотивами идеализации государя – и получился гимн александровской эпохи, эпохи военных побед и утверждения Просвещения.

Участие А.С. Пушкина в процессе создания национального гимна Российской империи (этот процесс, начатый Державиным и Козловским «Громом победы», растянулся на несколько десятилетий) особенно показательно в историко-культурной перспективе и почему-то малоизвестно.

К концу десятых годов голос пушкинской героики ломается, обретает ранее не слишком разработанные в русской поэзии мотивы. Пушкин выступает продолжателем Радищева в героизации личной борьбы против несправедливого общественного порядка, а также создает образцы русских романтических героев – борцов, отверженных, мужественных одиночек или, напротив, участников сплоченного круга друзей.

Отметим замечательное стихотворение 1818 года «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), рисующее идеал героической жизни друзей – представителей интеллектуальной элиты, романтических героев, служащих России и Просвещению. Эти хрестоматийные строки и у позднейших читателей вызывали ассоциации с героической романтикой патриотизма:

Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Но этот патриотизм (как и у Радищева) не связан с официальной идеологией. Здесь речь идет о праве на фронду во имя прогресса, связанную с мотивами романтической молодой дружбы:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Самовластье (не стоит смешивать это понятие у Пушкина с самодержавием: оно – искажённый, деспотический вариант самодержавия!) объявляется врагом, с которым романтический герой борется.

В послании «К Чаадаеву» закрепляется важный для Пушкина мотив – героизация романтической дружбы двух сильных личностей, психологически дополняющих друг друга. В позднейших стихах Пушкина этот мотив возникает постоянно, его дополняют новый сюжеты размолвок и дискуссий с друзьями.

Чаадаевская тема оказалась в центре русской гражданственной поэзии в 1830-е годы, здесь аукалась дискуссия патриотов и космополитов (в то время П. Я. Чаадаев олицетворял идеологию последних). Стихи Н. М. Языкова и Д. В. Давыдова, гневно обличавшие «врага России», дополнили поэтический образ Чаадаева, зародившийся в раннем послании Пушкина. Но этот историко-литературный эпизод был уже продолжением, развитием темы…

А отношение Пушкина к традиционной, уходящей корнями в XVIII век, но, на взгляд поэта, не переосмыслившей его самостоятельно, героической поэзии очевидно по множеству эпиграмм того времени, адресованных поэтам шишковского круга и прежде всего – С. Шихматову. Вспомним известное:

Пожарский, Минин, Гермоген
Или Спасенная Россия –
Слог дурен, темен, напыщен –
И тяжелы слова пустые.

Конечно, эти стихи, как и многочисленные иные произведения «шишковистов» и «карамзинистов», связаны с ситуацией своеобразной литературной войны, в которой соперники не щадили друг друга. Война эта имела печальные последствия для нынешнего читательского восприятия истории русской литературы: многих талантливых представителей «Беседы…» теперь связывают с их двойниками – героями колких эпиграмм.

Портрет работы Тропинина

В эпиграмме на Шихматова Пушкин нисколько не насмехается над культом героев русского XVII века. По мнению поэта, неудачное литературное воплощение их образов лишь унижает память о великих героях нашей истории.

В то же время отметим, что Пушкин умел учиться у самых разных предшественников и современников, от Хераскова и даже Хвостова до Жуковского и Дениса Давыдова. И героические поэмы талантливого поэта и религиозного мыслителя Сергея Шихматова дали толчок к пушкинским поискам в этом жанре.

Верность Отечеству – вопреки традициям феодальной самостийности и просвещённой фронды – была сутью любимых героев Пушкина. Сам он готов был к конфликту с друзьями, когда приходилось защищать честь России даже в таких спорных ситуациях, как подавление польского восстания.

Читайте также:
Образ Онегина в романе Евгений Онегин: сочинение

И Мазепа, и презирающие Россию герои таких стихотворений, как «Демон», у Пушкина противопоставлены тем, кто рыцарски предан России.

Сохранившиеся патриотические мотивы оживляют даже сложнейший образ самозванца, Григория Отрепьева. В трагедии он обозначен как Самозванец, но вот Отрепьев произносит такую реплику: «Ударить отбой! мы победили. Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!». И тут Пушкин обозначает его не обидной кличкой, а царским именем – Димитрий. Это – как награда за великодушие…

И «бесталанную головушку» Самозванца – мы поминаем пушкинским стихом, как и Вещего Олега, Кочубея, Кутузова, Петра Великого…

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина методическая разработка по литературе (10 класс)

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди.

Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность. Ниже вы можете ознакомиться с полным анализом самых знаменитых стихотворений поэта. Стихи Пушкина о родине изучают в 9–11 классах.

klassreferat.ru

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» — писал Н. В. Гоголь. И это действительно так. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист и ясен слог, самобытен и богат язык: русские нравы, родная природа и история Отечества предстают перед нами во всем их величии и могучей красоте. Волшебны и поэтичны пушкинские картины русской природы. «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Кавказ» погружают нас в ее загадочный мир. Пушкин любит сочную и терпкую красоту юга – Кавказа и Крыма, Украины и Молдавии. Но особенно ему близки и любы неброские пейзажи среднерусской полосы. Под воздействием пушкинского пера ощущаешь прилив гордости и восхищения русскими лесами и лугами, реками и озерами, нашими необъятными просторами. А пушкинские зарисовки времен года!… Несколькими мастерскими штрихами поэт живописует свою любимую пору: Унылая пора! Очей очарованье! … Приятна мне твоя прощальная краса … Люблю я пышное природы увяданье, … В багрец и золото одетые леса. А вот русская зима: Под голубыми небесами … Великолепными коврами, … Блестя на солнце, снег лежит; … Прозрачный лес один чернеет, … И ель сквозь иней зеленеет, … И речка подо льдом блестит. Эти строчки, искрящиеся свежим зимним холодом, снегом, пахнущие чистым прозрачным воздухом и хвоей, мог написать лишь человек, искренне влюбленный в Россию. Любовь Пушкина к родине – это не только воспевание природы. Это и глубокие социально-политические мотивы, озвученные в его стихах. «Гроза двенадцатого года» дала мощный импульс патриотическому свободомыслию поэта. Подвиг русского народа, отстоявшего свою независимость и освободившего народы Европы, на всю жизнь запечатлелся в сердце и разуме Пушкина. Именно в Пушкине нашла своего великого выразителя эпоха, начавшаяся славой 1812-1815 годов и завершившаяся трагедией 14 декабря 1825 года. … Российское крепостничество. Чтобы сильнее его заострить, поэт в стихотворении «Деревня» применяет антитезу. Сначала читатель попадает в «приют спокойствия, трудов и вдохновения». На первый взгляд там все прекрасно, жизнь течет своим чередом, иногда прерываясь «роскошными пирами» и «забавами». «Везде следы довольства и труда». Но, оказывается, это лишь первое впечатление, которое очень обманчиво. Внезапно «мысль ужасная душу омрачает»: Здесь Барство дикое без чувства, без закона, … Присвоило себе насильственно лозой … И труд, и собственность, и время земледельца, — Возмущается поэт отношением помещиков к крестьянам-труженикам. И все-таки поэт надеется, что рабство падет, и «взойдет прекрасная заря». Пушкин, выступавший с прямым призывом к борьбе против самодержавия во имя родины, близок идеалам декабристов. Он не отступает от них даже после того, как его друзей ссылают на каторгу. Поэт обращается к ним с пламенным воззванием: Во глубине сибирских руд … Храните гордое терпенье, … Не пропадет ваш скорбный труд … И дум высокое стремленье. Эти же идеи Пушкин воспевает в таких произведениях, как ода «Вольность», стихотворениях «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион», написанных после декабрьских событий. В творчестве Пушкина слились воедино свободолюбие и патриотизм, вера в будущее своей родины и переживание за судьбу русского народа. Вот почему Пушкин, по словам Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».

  • Мотивы сказки и былины в поэзии Пушкина
  • Идеализация исторических лиц в творчестве Пушкина
  • Творческая история создания произведений Пушкина на историческую тематику
  • Александр Сергеевич Пушкин – Михайловское (1824 – 1826)
  • Крестьянский вопрос в прозе Пушкина
  • В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?
  • О юношеских литературных увлечениях и исканиях Пушкина
  • Национальный фольклор в поэзии Пушкина
  • Хроники из жизни Пушкина
  • Пушкин великий сын России

Патриотические мотивы лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Пушкин и Лермонтов — два гения русской литературы, два великих русских поэта. В разное время они создавали свои шедевры. Расцвет творчества Пушкина пришелся на период общественного подъема в русском обществе. А. С. Пушкин был хорошо знаком со многими из тех, кто «шел в огонь за честь Отчизны». Лермонтов же творил в годы реакции, наступившей после разгрома восстания на Сенатской площади. Однако поэзия Лермонтова так же свободолюбива, как и лирика Пушкина, и в стихотворениях обоих поэтов сильны патриотические мотивы.

А. С. Пушкина с юных лет волновала тема России, ее народа, славной истории. В своих романтических стихах поэт воспевает свободную Родину:

Читайте также:
Нет: рано чувства в нем остыли (образ разочарованного героя в романе Пушкина Евгений Онегин): сочинение

Вострепещи, тиран! уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья За Русь, за святость алтаря.

Молодой поэт окончил Лицей, росло его поэтическое мастерство. Тема патриотизма не переставала звучать в творчестве Пушкина. Подлинный патриотизм для него был связан с борьбой за свободу. Поэт призывает к самоотверженному служению родной стране. Это главная идея стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», оды «Вольность». Послание «К Чаадаеву» отражает взгляды, которые объединяли поэта с будущими декабристами. Пушкин призывает своего друга бороться за свободу России. Любовь к ней неразрывна с борьбой за ее счастье:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

В дружеском послании поэт ставит проблему единства личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в стихотворении, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства. Стихотворение «Деревня» с большой остротой поднимает проблему уничтожения крепостного права, освобождения страны от рабства. Пушкин возмущен тем, что творится в стране, которую он так любит. Невозможно любование родной природой до тех пор, пока «барство дикое» угнетает «рабство тощее». Поэт с болью в сердце спрашивает:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Но Пушкин верит, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». И после разгрома восстания декабристов он остался верен идеалам передовых людей эпохи. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» Пушкин прославляет великий подвиг декабристов, совершенный на благо страны. В 30-е годы патриотизм в лирике Пушкина особенно ярко проявился в дни польского восстания. Поэт выступает не защитником монархии и не врагом польского народа, а русским патриотом, думающим о судьбе России:

Но вы, мучители палат, Легкоязычные витии, Вы, черни бедственный набат, Клеветники, враги России!

В стихотворении «Памятник», которое является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, Пушкин говорит, что всегда оставался гуманистом, вольнолюбцем и патриотом. До самой смерти поэт был верен своим идеалам.

Смерть Пушкина «разбудила» Лермонтова. Неизвестный ранее поэт стал знаком каждому русскому человеку. Ненависть к крепостному праву, жажда свободы, протест против самодержавия роднили его с передовыми людьми эпохи.

Подлинным образцом гражданской лирики Лермонтова явилось стихотворение «Смерть поэта», в котором прозвучал отклик русского поэта на великую утрату. Остро волновала поэта тема общественного поведения человека. Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:

Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой…

Поэт восхищабггся русской природой, народными праздниками. Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Он обращается к славному периоду жизни России, победившей Наполеона. Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину:

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Лермонтов прославляет ратный подвиг, героизм народа в войне:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой.

Вот он, истинный патриотизм! Именно так Лермонтов понимал чувство любви к России, и это нашло свое отражение и произведениях поэта.

Трудно переоценить значение поэзии Пушкина и Лермонтова. А. С. Пушкин заложил основу русской лирики, М. Ю. Лермонтов «подхватил знамя» из рук убитого Пушкина. Оба поэта-гражданина воспевали Россию, свободную от «рабства и цепей». И этим они заслужили историческое бессмертие, любовь и благодарность потомков.

Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина

Пафос военно-патриотической героики Отечественной войны, нашло свое яркое выражение в значительнейшем произведении пушкинской лицейской лирики 1814 года — «Воспоминаниях а Царском Селе», прочитанном самим Пушкиным на публичном лицейском, переходном с младшего курса на старший, экзамене в присутствии многочисленных гостей и Державина 8 января 1815 года.
Стихотворение было написано Пушкиным по заданию лицейского профессора Галича. Две последние строфы в первоначальной редакции отсутствовали и были дополнительно написаны после известия

Моя тропа к А. С. Пушкину Недавно я была в Москве. Недалеко от кинотеатра «Россия» стоит памятник. На постаменте — «каменный» человек. Слегка наклоненная голова, кудрявые волосы, по-арабски прямой нос. А внизу высечено лишь несколько букв.

«В чем трагедия Евгения Онегина» Первая четверть XIX века. Победоносно завершилась война 1812 года. Многие русские офицеры побывали в Европе. Они увидели высокий уровень политической жизни и достижения культуры. Впоследствии многие из, них стали декабристами.

Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.) Интерес к истории обострился у Пушкина.

Основные темы лирики Пушкина Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта — невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта.

Образ Пугачева и его художественное воплощение Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отношения же с царями.

Великий русский писатель (жизнь и деятельность). Величайший сын России. Пушкин — наше все Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила.

Историзм в «Капитанской дочке» Александра Пушкина Роман «Капитанская дочка» — «прощальное» произведение А. С. Пушкина, он вырастал из его трудов по истории России. Работая над историческим романом, писатель опирался на опыт английского романиста Вальтера Скотта и.

Импровизатор любовной песни (по трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость») Трагедия «Каменный гость» — художественная версия популярной легенды, к которой обращались многие известные писатели. Произведение настолько тонкопсихологичное и насыщено философскими смыслами такой глубины, что Белинский назвал трагедию «без всякого сравнения.

Читайте также:
Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина): сочинение

Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и Пугачева Бескорыстное и безусловное дарение в Капитанской Дочке Пушкина Пролог «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти» — советовал Л. Андреев.

«В мой жестокий век восславил я свободу» (2) Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он.

Структурный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен.». Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и.

Маша Миронова — мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Обычно внимание читателей привлекают главные герои литературных произведений — доблестные, отважные, великодушные, готовые к подвигу. Мне же после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» больше всего понравилась Маша Миронова.

Онегин и Ленский в романе «Евгений Онегин» «Плод ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» — роман «Евгений Онегин» писался Пушкиным около восьми лет. Хорошо зная жизнь света, он рисует начало жизни своего героя и типичное аристократическое.

Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» (1833) — одно из наиболее ярких и совершенных произведений Пушкина. В ней автор убедительно показывает всю сложность и противоречивость переломной эпохи в истории нашей страны. Следует подчеркнуть.

Жизнь Пушкина в период «каменного» режима Николая I Жизнь Пушкина в это время все более осложнялась под давлением «каменного» режима Николая I. Без конца следуют выговоры и всевозможные запреты от Бенкендорфа: «Государь император заметить изволил, что Вы находились.

Стремление к свободе в поэзии А. С. Пушкина» (2) Творчество поэтов всегда является откликом не только на изменения во внутреннем мире человека, но и на события, происходящие в общественной жизни. Великому русскому поэту А. С. Пушкину досталось не самое.

Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир.

Характеристика образа Кочубей Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Война-ровскому» К. Ф. Рылеева; но это уже не.

Жанровое своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин» Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр «Евгения Онегина» как «роман в стихах», что говорило о том, какая «дьявольская разница» существовала для него.

Барон БАРОН — герой трагедии А. С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии: The covetous knight».

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина Язык поэзии для истинного поэта — главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, «углубленного проникновения в тайны мироздания» и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на.

«Я Вас любил.» (лирика А. С. Пушкина) .Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я. А. С.Пушкин. У каждого человека, наверное, есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и.

Образ, бережно хранимый (2) 200 лет со дня рождения великого русского поэта. Юбилей, торжественные речи, восторженные фразы и пышная пустота. Хочется говорить о Пушкине, но не ради красного словца, хочется представить поэта, но не.

Почему Татьяна — «русская душою» Роман «Евгений Онегин» — главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую.

Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского «Море», стихотворений А. С. Пушкина «К морю» и Ф И Тютчева «Как хорошо ты о море ночное» Тема «Человек и природа» всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком все многообразие природы и открывала ему глаза на «трепет жизни», на мудрую целесообразность.

Композиция повести Композиция повести Капитанская дочка Повесть построена в форме семейных записок Гринева, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное.

Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин» «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» Ф. М. Достоевский Роман «Евгений Онегин» — это одно.

Московское и петербургское дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального.

Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка») Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем.

Двойственность образа Петра в поэме «Медный Всадник» Прежде чем перейти к анализу композиции художественно-прозаических произведений Пушкина, остановлюсь на двух из числа самых сложных и вместе с тем особенно содержательных композиций стихотворных произведений Пушкина — построении поэм «Полтава».

Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».) Работая над «Историей Пугачевского бунта» (1834), поэт внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у Него вызывал облик Пугачева, о котором сохранилось множество воспоминаний. Во время публикации книги была заказана Гравюра.

Читайте также:
Петр Гринёв благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина Капитанская дочка): сочинение

Петербург в творчестве Пушкина Ландшафт Невского устья, где мы допустили небольшие сокращения, увиден глазами Петра — но сначала он подан как внешняя картина, вызывающая к жизни «великие думы», а затем содержание дум раскрывается: —.

Служение Отчизне и патриотизм в лирике Пушкина Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри. Не.

Онегин 1 Евгений Онегин — молодой дворянин, главный герой романа. О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами.

Сюжет поэмы Пушкина «Цыганы» Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в.

Реализм романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (3) «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. В. Г. Белинский Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», созданный в двадцатые годы девятнадцатого века, в эпоху зарождения и.

Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» «Капитанская дочка» (1836). Настойчиво интересуясь проблемами крестьянского восстания, Пушкин с особым вниманием изучал историю народной войны 70-х годов XVIII в. Он тщательно собирал разнообразные материалы по истории пугачевского движения, работал.

Александр Сергеевич Пушкин — Петербург (1817 — 1820) После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году), коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на.

В чем причины веселья пирующих (по трагедии А. С. Пушкина «Пир во время чумы») .Страх живет в душе, страстьми томимой! А. С. Пушкин В трагедии А. С. Пушкина «Пир во время чумы» действие происходит в страшное время, когда «пало столько отважных, добрых и прекрасных.

Медный всадник Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А. С.Пушкину, написана в стихотворной форме. В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник — Медный всадник. Поэма начинается со.

Сейчас вы читаете: Пафос военно-патриотической героики в творчестве Пушкина

Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Пушкина

Обсуждение вопроса:

Расцвет русского национального самосознания приходится, конечно, на эпоху 10-20-х годов XIX века, эпоху патриотического подъема, вызванного победой в Отечественной войне 1812 года. Настроение национального подъема, связан­ного с этой действительно народной войной, по-своему выра­зили и Крылов (басня «Волк на псарне»), и Денис Давыдов, и Жуковский, и многие другие поэты, но с наибольшей силой, пожалуй, Пушкин. Эпоха Отечественной войны навсегда сформировала в нем глубокий патриотизм, гордость за Рос­сию. С самого начала своего творчества Пушкин выражает стремление служить родине, быть полезным ей в своем твор­честве: «Великим быть желаю, / Люблю России честь». Имен­но с патриотическими настроениями, связывает он и задачи социальной борьбы за свободу: не случайно и в вольнолюби­вом послании «К Чаадаеву» звучат строки: «Мой друг! Отчиз­не посвятим / Души прекрасные порывы!» Пушкин понимает родину именно как великую державу, объединившую в себе разные племена и языки («Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, / И назовет меня всяк сущий в ней язык: / И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой / Тунгус, и друг степей калмык»). В одном мощном образе сливает Пушкин представ­ление о нынешней России и ее историческом прошлом: «Сильна ли Русь? Война, и мор, / И бунт, и внешних бурь на­пор / Ее, беснуясь, потрясали, / — Смотрите ж: все стоит она!» («Бородинская годовщина»). Одно из самых сильных патрио­тических стихотворений Пушкина — «Клеветникам России», в котором вспоминается и нашествие Наполеона, и то, что русские «кровью искупили Европы вольность, честь и мир». В стихотворении дан величавый в своем эпическом спокойствии образ великой державы, которой не страшны никакие бури:

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

И хотя Пушкин, размышляя о народности, подчеркивал огромное значение национального склада мышления, приро­ды, привычек, преданий, устного народного творчества, все же Россию он видел прежде всего сильным, могущественным государством, на чем и основывался его патриотизм.

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта – это не только его родные, друзья, знакомые; родина – это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность.

Разделяя взгляды передовых людей своего времени, Пушкин очень тонко и безошибочно отразил в своих стихах их мысли и чувства, их стремления и надежды. Благодаря мастерству художника, мы без труда представляем себе характерные черты русской действительности того времени.

С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы – братья и должны жить в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта война, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту еще глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда еще подростку, встать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом доказать свою преданность Отечеству. Вспоминая потом эти военные дни, поэт напишет:

Читайте также:
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина: сочинение

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…

Война, отнявшая столько жизней, наконец закончилась победой. Радость поэта была безгранична. Строки, прославлявшие мужество и отвагу русских людей, сами, казалось, выливались на бумагу.

Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги простых русских солдат, которым до войны, да и после нее, приходилось испытывать голод, нужду и унижения, Пушкин одновременно с этим высмеивал показной “патриотизм” дворян, тех, кто в мирное время не испытывал никаких физических неудобств. Их любовь к Отечеству была далека от настоящей, зато как ловко умели они выставлять напоказ при каждом удобном случае свою “любовь”. “Кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи”, — писал о них Пушкин.

Патриотизм Пушкина и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником угнетенных и обличителем “барства дикого”. Как истинный патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, ее народ счастливым. В своих стихах Пушкин призывал всех, кому не безразлична судьба России, на служение ей:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но вместе с тем отмечал в действиях Петра I грубость и самовластность человека, привыкшего писать свои указы “кнутом”.
Счастье родины Пушкин видел в свободе русского народа. Потому и все свое творчество он направил на достижение этой цели. Верно служа всю жизнь народу, поэт не ошибся, когда сказал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

И русский народ оценил деятельность своего заступника. Сколько лет прошло, а потомки не перестают выражать свою благодарность великому певцу за его гениальное творчество, за его неиссякаемую любовь к России. А.С.Пушкин – гордость русского народа, и уже теперь можно с уверенностью сказать: пока будет существовать планета Земля, “народная тропа” к этому великому русскому гению никогда не зарастет.

Патриотическая лирика А. С. Пушкина

Гражданские мотивы в лирике Пушкина

Основные идеи гражданской лирики Пушкина связаны прежде всего с темами свободы, служения обществу, ответственности человека за историю. Еще в оде «Вольность» Пушкин начал размышлять о свободе, исторической справедливости, законе и власти закона; в итоговом своем стихотворении — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — поэт вновь возвращается к тем ценностям, которыми, по его мнению, должно определяться устройство гражданского общества: «В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

В ранней лирике в качестве главной ценности гражданского общества провозглашается идея политической свободы. Ода «Вольность» — своеобразный поэтический манифест Пушкина, в котором последовательно выражены его гражданские идеалы: необходимость свержения тиранической власти и утверждение Закона над «самовластительными злодеями» — будь то Людовик или Павел I. Впрочем, молодой Пушкин видит и еще один путь исправления общественного устройства — его он обрисовывает в стихотворении «Деревня»: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя…» Идея просвещенного либерализма остается, однако, лишь «виртуальным проектом» общественного переустройства: до тех пор, пока миром правят «Барство дикое» и «Рабство тощее», все вопросы о смене гражданских приоритетов останутся риторическими.

В стихотворении «К Чаадаеву» у идеи свободы появятся новые оттенки: политические категории — «отчизна», «самовластье», «власть роковая» — оказались в соседстве с понятиями из частной, личной жизни человека: начальные строки стихотворения заставляют воспринимать его скорее как элегию в силу того, что рассказывают о «любви, надежде, тихой славе». Ожидание свободы сопоставимо с трепетом молодого любовника, мечтающего о свидании. Таким образом, свобода становится понятием личностно значимым, определяющим подлинную полноту и общественной, и частной жизни человека.

В лирике Пушкина внутренняя свобода утверждается как важнейшая ценность: поэт многократно возвращается к теме «свободной стихии» («К морю»), «свободного ума» и «дороги свободной» («Поэту»), свободно «текущих» стихов («Осень»), «покоя и воли» («Пора, мой друг, пора…»). Духовное движение человека не может быть ограничено каким бы то ни было политическим режимом — именно поэтому в стихотворении «Узник» вообще теряются исторические и географические координаты того мира, в котором томится герой стихотворения. Главным остается его устремление к вольной жизни — жизни «вольной птицы», вольного ветра. Мучительное ощущение несвободы в большей мере имеет «метафизический» характер — равно как и томление по воле приобретает черты важнейшего жизненного порыва.

Осознание своей внутренней свободы делает человека способным к тому «подвигу благородному», который и может стать оправданием всей его жизни. Гуманизм, подлинная глубина «чувств добрых» (да и само их «пробуждение») невозможны в мире, построенном по законам духовного рабства. В поздних произведениях Пушкина — прежде всего в стихотворениях «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и «Поэту» — именно эти идеи приобретают статус жизненных аксиом: гражданские мотивы лирики приобретают подлинно философское звучание.

Таким образом, гражданские идеи Пушкина проходят четко видимую эволюцию: от преобладания политических, социально-исторических размышлений в ранней лирике Пушкин приходит к осмыслению проблемы свободы в философском ключе. Ни «просвещенье», ни «тиран» не смогут оказаться «на страже» и не будут властны над судьбою человека, если он обладает внутренней свободой, свободой мысли и духа.

Источник: Шуников В.Л. Литература: полный курс подготовки к ЕГЭ + CD / В.Л. Шуников. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2014

Читайте также:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!: сочинение

Гражданская лирика А. С. Пушкина

Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием «лицейского духа» атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта. Пушкин, несомненно, был в первых рядах лицейских вольнодумцев. В 1814 году «Вестник Европы» опубликовал стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу», написанное в жанре сатирического послания. Фразеология, содержание этого произведения традиционны и восходят к «классическим» образцам — сатирам Буало и его русских последователей, однако многие строки выражают переживания самого автора. Пушкин предъявляет к «хорошим стихам» требование общественной полезности: «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет»; «Певцы бессмертные» (подобные Ломоносову или Державину) «питают ум», и потому они «честь и слава россов». Первым произведением поэта, непосредственно затрагивающим проблемы российского «политического быта», стало послание Лицинию» (1815). Прибегая к условному римскому колориту, Пушкин, безусловно, адресует свои вопросы русскому читателю: О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал? Квириты гордые под иго преклонились. Кому ж, о небеса, кому поработились? В оде «Вольность» (1817) Пушкин предстает как преемник Радищева выдающегося русского писателя и просветителя, автора одноименной оды. Ода «высокий» жанр, для которого характерна традиционная для классицизма назидательность, основанная на вере в могущество разума, в возможность «просветить» правителей, убеждая их в разумности гуманного правления. Стиль «Вольности» во многом архаичен, как и стиль стихотворения «Деревня»(1819). Смысловую основу этого произведения также составляют идеи Просвещения. В основу композиции положен прием антитезы: образный строй первой части (идиллия) противопоставлен звучанию второй части (обличение). Образ деревни двойствен: за кажущейся красотой скрывается уродство. Красота исходит от природы, уродство («барство дикое») от порочной души человека, утратившей способность различать добро и зло. Очевидно идейное и эмоциональное родство этих произведений с радищевскими произведениями «Путешествием из Петербурга в Москву» и уже упоминавшейся одой «Вольность». Однако в программно-политическом отношении Пушкин умереннее Радищева. Юный поэт верит в возможность ненасильственного искоренения общественного зла. Так, в своей оде поэт призывает не к свержению самодержавия, а к ограничению его законом (конституцией). В противном случае, говорит автор, правителям не помогут Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, пи алтари… А в заключительных строках «Деревни» звучат и надежда на добрую политическую волю самодержца, и вместе с тем сомнение в том, что она будет проявлена: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Идеи Просвещения, надежда на благую нолю «просвещенного монарха» выражены и в более позднем стихотворении поэта «Стансы», написанном в честь восшествия на престол Николая I. В «Стансах» Пушкин (следуя традиции Ломоносова, «поучавшего» императрицу Елизавету) указывает Николаю на пример его великого «пращура» Петра I. В заключительных строках высказано пожелание проявить милость к участникам декабристского восстания: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен. К числу лучших образцов гражданской лирики Пушкина (и русской поэзии в целом) относится знаменитое послание «К Чаадаеву», (1818). Чаадаев русский философ, человек из круга декабристов, друг и единомышленник Пушкина. Первые строки стихотворения воспринимаются как начало элегии: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Грусть сменяется воодушевлением, элегическая тональность первых строк призывной и страстной интонацией. Тоска по «вольности святой» уподобляется нетерпению любовника, ожидающего свою возлюбленную. Впервые в русской поэзии потребность в политической свободе выразилась в такой форме. Основную тему послания тему патриотического служения Отечеству Пушкин раскрыл средствами «легкой поэзии», используя художественные средства, традиционные для любовной лирики: «с томленьем упованья», «души прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья». Благодаря этому новаторскому приему гражданское в этом стихотворении отождествляется с личным, патриотический пафос сливается с глубоко интимным переживанием, с «жизнью сердца».

Лирика Пушкина


В основу исследования лирической поэзии Пушкина может быть положено следующее:

  1. мотивы;
  2. метод (до 1825 — романтический, после -реалистический);
  3. эволюция лирики. При любом варианте обязательно ввести понятие «лирический герой».

Термин возник в двадцатом веке и употреблялся Ю. Тыняновым в отношении лирики А. Блока. «Лирический герой — это объективизация авторского сознания, осмысление и оценка действительности под определенным углом и поэтому, хотя он не может быть полностью отождествлен с автором, но в известной мере является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности», — это определение Н. Степанова («Лирика Пушкина»).

Первый период творчества Пушкина (1813-1817) связан с пребыванием Пушкина в Лицее. Написано около двухсот лирических стихотворений различных жанров. Первое печатное, еще без имени автора, стихотворение «К другу стихотворцу» (1814). Имя поэта впервые появится под «Воспоминаниями в Царском Селе». Ориентация на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова — особенность ранней лирики Пушкина.

Мотивы дружеские — специфическая черта в русской поэзии десятых — начала двадцатых годов; мотивы любовные, отражающие элегические мечты героя; начало вольнолюбивых размышлений и поиск подобного образца («К. Лицинию»); анакреонтика; участие в литературной полемике сатирическими стихами. Лицейский, период можно назвать ученическим, но Пушкин проходит его очень быстро и даже подражания Батюшкову («Городок») или Жуковскому (Элегия — 1816, Месяц — 1816) превосходят стихи «учителей». Центральным произведением этого периода являются «Воспоминания в Царском Селе», где привычный гражданственно-патриотичной пафос (дух державинских од) сочетается с необычайно сильными личными интонациями (Края Москвы, края златые…).

Второй период творчества — петербургский — 1817 — весна 1820 г. Новаторство Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике. Идеал свободы создается разными поэтическими средствами в оде («Вольность» — 1817), в сатирическом ноэле (рождественская песенка «Сказки» — 1818), в преобразованной элегии (К Чаадаеву — 1818, Деревня — 1819), в мадригале (Н. Я. Плюсковой). Лирический герой — не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников — романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия: «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой». Существующие варианты последней строфы «Деревни» доказывают-размышления поэта о понятии свободы и главное — о путях ее достижения. Третий период лирической поэзии — романтический — связан с южной ссылкой — 1820-1824 гг. Пушкин определяет романтизм как литературный карбонаризм, т. е. свободу поэтической формы. Белинский двадцатые годы в русской литературе называет пушкинский периодом: «Романтизм — главное слово, огласившее пушкинский период Народность — альфа и омега этого периода». В начале его — целый ряд элегий (мне вас не жаль; Погасло дневное светило; Редеет облаков летучая гряда — все написаны в 1820 г.), однако в них все меньше «общих чувств и условных героинь» (Ю. Тынянов), все заметнее философские вопросы, волнующие поэта. Лирика Пушкина становится средством овладения действительностью в ее конкретных чертах. Любовная лирика все больше связывается с характеристикой внутреннего мира (эволюция психологизма: Нереида — Ночь — Простишь ли мне ревнивые мечты).

Читайте также:
Я так люблю Татьяну милую мою (по роману Пушкина Евгений Онегин).: сочинение

Романтическая лирика Пушкина обрамляется одним образом — моря (Погасло дневное светило — К морю), угрюмый океан превратится в свободную стихию. Лирический герой сохраняет устоявшиеся для романтического характера черты: он страдает от любви, природа одухотворена его настроением и пр. Кроме этих известных и обязательных обстоятельств у Пушкина появляются совершенно новые -противоречия в душе героя, пробуждение сомнений. Образ раскрывается методом самонаблюдения, а главной. темой становится вопрос о пересмотре жизненного пути. В связи с этим особое значение приобретают стихи Узник (1822), Птичка, Кто волны вас остановил, Свободы сеятель пустынной, Демон — все в 1823 г. В них свобода — самая большая ценность, ей противопоставляется неволя. Образ неволи связан с образом изгнанника (К Овидию). Параллель Севера и Юга в этом стихотворении подчеркнута в пейзаже, а психологический контраст снимается общим родством поэтов.

Стихотворения 1823 г. «Свободы сеятель…» и «Демон»,- свидетельства внутреннего кризиса пережитого Пушкиным. Библейская притча о сеятеле станет у Пушкина началом темы поэта-пророка В «Демоне» — явное преодоление романтического идеала.

Лирика Михайловской ссылки — 1824-1826 гг. продолжает южные любовные мотивы на новом реалистическом уровне (Ненастный день потух, Сожженное письмо), с этого времени утверждается восточная тема (Фонтану Бахчисарайского дворца, Подражания Корану), развивается философская (Сцена из Фауста), размышления над проблемой народности приводят к созданию стихотворений из народной жизни (баллада «Жених»).

В Михайловском Пушкин напишет одно из самых известных стихотворений «Я помню чудное мгновенье». Любовная тематика здесь подчинена философско-психологической, и главным оказывается изображение разных состояний внутреннего мира поэта: встреча с красотой — утрата воспоминания, приводящая к спаду творчества — пробуждение эстетических ценностей жизни и возвращение радости творчества. Хотя стихотворение было подарено А. Л. Керн, его смысл не ограничивается биографической деталью. Его гуманистическая сущность — одна из причин исключительной известности. На этом же уровне оказывается ни к кому конкретно не обращенное, глубокое в своей истинности и поразительное в своей поэтической доступности и простоте стихотворение «Если жизнь тебя обманет…» 19 октября 1825 г. Пушкин пишет стихи, посвященные лицейской годовщине. Это станет для него традицией.

Выражением новых эстетических позиций станет «Разговор книгопродавца с поэтом». Путь поэта к пророческому творчеству решается привлечением библейских образов и ассоциаций в стихотворении «Пророк» (1826).

С возвращением из ссылки начинается новый период лирики, хронологически совпадающий с биографическими годами скитаний (1826-1830). Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики все более расширяется. Гражданские, политические стихи, независимо от адресата, связаны с одним и тем же кругом понятий — надеждой, славой, добром. Они определяют, по Пушкину, нормы поведения и общения, по ним поэт характеризует свои отношения к царю (Стансы, Друзьям) и к декабристам («Во глубине сибирских руд»). Память о декабристах, верность дружеским идеалам пронизывает стихи «Арион», «19 октября 1827 г.» и т. д. Одновременно в пушкинской поэтике этого периода возникают концентрированные образы зла, смерти («Аквилон», «Анчар»). Все значимее звучит в лирике тема поэта, соединяясь с темой трагической судьбы автора («Дар напрасный, дар случайный», написан в день рождения, 1828 г.) «Воспоминание» — с одной стороны, и с другой, ежегодные стихи о поэте как выражение авторской позиции: Поэт — 1827, Поэт и толпа (или Чернь) — 1828, Поэту — 1830).

Личная любовная лирика представлена шедеврами «На холмах Грузии», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем».

Лирика конца двадцатых годов — это лирическое переживание философских проблем, интимное ощущение конечных вопросов существования: жизнь, ее смысл, цель, смерть… — от «В степи мирской, печальной и безбрежной» к «Когда за городом задумчив я брожу…».

Лирика тридцатых годов — последний период пушкинского творчества -открывается Болдинской осенью 1830 г. Очень разные стихотворения, написанные друг за другом, передают противоречивое внутреннее состояние (Бесы, Элегия — 1830). Болдинская лирика, как и все творчество этого периода, — подведение итогов и начало новых настроений, идей, форм. Два триптиха — политический (Моя родословная, Румяный критик мой, Герой) и любовный (Прощание, Заклинание, Для берегов отчизны дальней). Любовь, свобода, творчество — вот что для Пушкина обусловливает самореализацию личности.

Лирика последних лет жизни поэта окрашивается трагическими темами (Не дай мне бог сойти с ума; Пора, мой друг, пора). Вечные библейские мотивы и образы получают современную поэту интерпретацию («Мирская власть», «Из Пиндемонти» и др.). На место стихов, задававших мудреные вопросы, пришли стихи, которые давали мудрые ответы (Памятник, Вновь я посетил…). Общий, колорит поэзии Пушкина, по определению Белинского, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: