Гринев и Швабрин: сочинение

Сочинение: Гринев и Швабрин в повести «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(606 слов) Известная повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о значимом событии для России — восстании Пугачева. Данное произведение охватывает очень большой промежуток времени, в нем изображено много героев. Это одна из тех книг, которые можно перечитывать по несколько раз и всегда открывать для себя что-то новое. Ведь в повести автор поднял очень важные и актуальные темы. Так, он повествует о том, как молодой человек из юноши превращается в мужчину, пройдя немало жизненных испытаний и трудностей. Чтобы показать своего героя во всей красе, автор создает его антипода. Сравнение двух главных персонажей повести Пушкина — Гринева и Швабрина — помогает лучше понять содержание книги и замысел автора.

Описывая исторические события, писатель одновременно противопоставляет моральные принципы главных персонажей. Так, в центре повествования — два офицера Гринев и Швабрин. Это герои абсолютно противоположных взглядов и характеров. На службу в отдаленную крепость персонажи попали совершенно по разным причинам. Гринева на службу отправил его строгий отец, а Швабрин был переведён в крепость в наказание за убийство на дуэли. Очевидна и разница в возрасте: Швабрину около 25 лет, а Гриневу всего 17.

Поначалу может показаться, что у данных персонажей много общих черт. Так, они оба дворяне по происхождению, оба героя имеют образование, а также они обожают литературу и поэзию. Их объединяет и то, что они оба неравнодушны к Марье Мироновой. Но отношение к Маше Мироновой отображает не сходство, а разницу характеров главных героев. Швабрин делает всё, чтобы Маша и Гринев не были вместе, когда получает отказ от героини. А Петр более робот в своих чувствах и не решается напрямую обратиться к девушке. Алексей не мирится с отказом: он смеётся над стихотворениями Гринева и оскорбительно отзывается об избраннице, чтобы разрушить их союз. Петр не опускается до таких ухищрений и не верит своему обидчику, ведь его мнение о Марье возвышенное и уважительное. Швабрин провоцирует дуэль, пытаясь убить соперника. В ответ Гринев рискует жизнью, чтобы защитить честь своей возлюбленной. Как мы видим, мотивы молодых людей разнятся: один идет на поединок ради любви и чести, другой пытается обесчестить девушку и убрать с дороги соперника. Любой ценой.

Во время дуэли Швабрин также проявляет свои самые унизительные качества. Когда Петр поворачивается на окрик Савельича, Швабрин наносит удар Гриневу в спину. Чем на такую подлость ответит Петр? Неужели будет мстить? Нет! Когда Гринев выздоравливает, он проявляет снисходительность к Швабрину и прощает его.

У главных персонажей также совершенно разные представления о понятии офицерской чести и долга. Так, например, когда происходит захват крепости, Швабрин изменяет присяге и переходит на сторону бунтовщиков. Читатель видит, как герой лебезит перед Пугачевым и молит его о прощении. У Петра очень сложный выбор: он должен либо умереть, либо присягнуть Пугачеву. Для Гринева честь и достоинство превыше всего, а измена для него равносильна смерти. Гринев гордо отвечает на вопросы Пугачева и отказывается целовать ему руку. А Пугачев вдруг узнаёт в Гриневе барина, от которого он получил заячий тулуп. В дальнейшем Пугачев неоднократно помогал Гриневу, уважая его честь и благородство.

В сцене освобождения Марии из крепости проявляется отвага и мужество Гринева, а также подлость, трусость и слабость Швабрина. Алексей угрозами заставляет героиню выйти за него замуж. Но даже волю молоденькой девушки он переломить не в состоянии. А Гринев, рискуя своей жизнью, отправляется на помощь своей любимой и побеждает.

В финале оба персонажа оказываются перед трибуналом: Алексей оклеветал Петра напоследок. Но Гринева спасло заступничество Марьи. Швабрин же просчитался, ведь его защищать было некому.

Таким образом, писатель на примере двух персонажей демонстрирует обреченность тех людей, которые утратили честь и достоинство, а также светлое будущее тех, кто сумел сохранить истинные человеческие добродетели. Для Петра Гринёва нет ничего важнее чести и достоинства. А жадный и циничный Швабрин живёт по законам подлости и обмана. В образе Петра Гринёва автор воплотил самые лучшие черты молодого дворянина, а в образе Швабрина — наихудшие.

Алексей Швабрин и Петр Гринев – сравнительная характеристика героев

Происхождение и внешний вид

Оба героя повести вызывают интерес читателя своим поведением. Это успешные юноши, которым в жизни повезло с семьями. Но из-за своих моральных принципов они пострадали. При сравнении можно утверждать, что у этих героев есть много общего.

На момент событий, описываемых в повести, Петру Гриневу исполнилось только 16 лет. А возраст Алексея Швабрина точно неизвестен. Автор указал, что он тоже еще молодой человек.

У обоих юношей старинное и благородное происхождение. Гринев — потомственный дворянин, аристократ, у его отца большое имение с тремя сотнями крепостных. А Швабрин принадлежит к богатой и известной семье. Именно поэтому у них хорошее образование и воспитание.

Оба молодых человека находились на офицерской службе. Петр только недавно стал солдатом, так как он совсем юный. А Алексей был офицером уже более пяти лет. Столько времени он провел в крепости, но о его службе до этого автор не упоминает.

Описание внешнего вида Гринева в повести нет. Больше внимания Пушкин уделил Швабрину. Это юноша невысокого роста, у него черные волосы и смуглая кожа. Его нельзя назвать привлекательным, так как грубые черты лица отталкивают окружающих. Хотя молодой человек выглядит живым и харизматичным.

Читайте также:
Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы (Ф.М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин&: сочинение

Особенности характера

У двух персонажей совершенно разные характеры. Сначала даже непонятно, что общего у Гринева и Швабрина. Но при сравнении становится ясно, что некая схожесть все же имеется. Основные качества Петра:

  • великодушие;
  • стыдливость;
  • доброта;
  • искренность;
  • храбрость;
  • честность.

Гринев — смелый и благородный человек. Он верит в то, что дороже чести для дворянина и офицера ничего быть не может. Юноша слушался своих родителей и слугу Савельича, который многому его научил. Его не волнует богатство, но общаться он может только с искренними людьми. Юноша презирает лжецов и льстецов. Это совестливый человек, способный попросить прощения за обиды и проступки. Он может отстоять свою точку зрения и позицию.

Петр даже в глазах окружающих выглядел добрым: «Вы всегда желали мне добра, вы всякому человеку готовы помочь» (цитата из повести о Гриневе). Характеристика молодого офицера дает понять, что это исключительно положительный юноша. Он быстро прощает ссоры и обиды, стыдиться неловких ситуаций, жалеет нищих и пожилых людей. Даже перед судом Петр честно рассказал обо всех событиях, и к своему сопернику молодой человек относился благосклонно.

При сравнительной характеристике Гринева и Швабрина читатель понимает, что последний проигрывает по личным качествам первому. Его характер не отличается покладистостью. Алексей сочетает все низменные пороки:

  • злопамятность;
  • бесстыдство;
  • жестокость;
  • трусливость;
  • подлость;
  • бесчестность.

Швабрин — совершенно другой человек, на фоне Гринева он выглядит сплошным комком недостатков. Он очень обидчив, легко обманывает окружающих, запоминает все оскорбления и унижения. Алексей труслив, он боится начальства и вышестоящих чинов. В нем нет чести и гордости, ради сохранности своей жизни он готов унижаться перед каждым.

Юноша часто клевещет и сплетничает: «В клевете его я видел досаду оскорбленного самолюбия» (цитатный отрывок из повести). Это подлый человек, способный ради своей выгоды подставить даже товарища. Он совершает бесчеловечные поступки, но стремится втереться в доверие ради хорошего отношения к своей персоне. При сопоставительной оценке двух героев читатель понимает, что Швабрин является антиподом Гринева и основным антагонистом повести.

Моральные ценности

У персонажей отличаются моральные ценности. Если Гринев — человек чести, благородный и смелый юноша, то Швабрин — подлый лицемер. Петр в первую очередь ценит личные качества окружающих, не обращает внимания на их положение в обществе. Он готов постоять за обиженных, помогает слабым и немощным.

Алексей сосредоточен на своей выгоде. Он обращает внимание только на положение человека, его финансовое состояние. Характер и личные качества его не интересуют. Ради достижения своих целей Швабрин готов даже нарушить законы, клятва верности государю и офицерская честь для него не важны.

Гринев — высокоморальный юноша. Все его поступки говорят о том, что главным в своей жизни он считает честь и репутацию. Он следует принципам, не отступает от них даже во время опасных ситуаций. Когда между соперниками возникли проблемы, дуэль стала для него лучшим выходом. Юноша сражался за честь дочери Миронова, соблюдая все правила поединка. Такой поступок Петр считал благородным и правильным.

Швабрину моральные принципы не важны. Этот человек поступает только так, как ему будет выгодно. При этом Алексей считает, что лесть, наглость и грубость — это не плохие качества. Юноша не понимает, насколько плохо поступает, когда нарушает правила и моральные нормы.

Во время дуэли Швабрин заботился не о ее проведении, а о сохранности своей жизни. Его не интересует честь и благородство. Даже удар своему противнику Алексей нанес, когда тот был беззащитным. И при этом молодой человек не думал о бесчестности своего поступка.

Краткий анализ двух личностей удобнее составить в виде таблицы по определенному плану:

Петр Гринев Алексей Швабрин
Характер
Спокойный, уравновешенный Вздорный, агрессивный
Моральные принципы
Главное — честь и репутация Смысл жизни — богатство и почет
Отношение к Марье Мироновой
Нежное и трепетное Грубое и презрительное
Поведение во время ареста
Уверенное и спокойное Трусливое, нервное

Благодаря сравнительной характеристике Гринева и Швабрина становится понятно, что моральные ценности и принципы у них противоположные.

Отношения с окружающими

В повести описывается не только конфликт двух персонажей, но и их отношения с другими героями. Им приходится общаться с разными людьми:

  • капитан Миронов;
  • его дочь Маша;
  • Пугачев.

Хотя в повести есть политические события, больше внимания автор уделил любовному треугольнику. Если говорить кратко, то и Гринев, и Швабрин влюбились в одну девушку. Но Марья Миронова по-разному проявила интерес к двум ухажерам.

С Гриневым окружающие общаются с радостью. Этот юноша умеет проявлять уважение, он дружелюбный и искренний. Петр не лицемер, он не врет и не льстит знакомым. Благодаря этому его положение в обществе улучшается. Друзья знают, что на Гринева можно положиться — он не боится ответственности и готов постоять за товарищей.

У Швабрина отношения с окружающими другие. Он умеет вызвать интерес к своей личности, притворяется скромным и внимательным. Но при дальнейшем общении становится ясно, что это алчный и наглый человек. И первое впечатление о юноше портится. Окружающие общаются с ним неохотно, терпят его общество из вежливости, ведь он относится к дворянскому классу.

Петр Гринев влюбился в Машу, но пытался скрыть свои чувства из скромности. Он относился к девушке с нежностью и трепетом. Юноша проявляет уважение и к другим членам ее семьи, а особенно к отцу. Чтобы привлечь внимание Мироновой, Петр старается больше интересоваться ее увлечениями и личностью.

Читайте также:
Почему должно изучать Пушкина?: сочинение

Швабрину тоже понравилась Марья — чистая и добрая девушка. Но она не проявляет взаимности, чем злит своего поклонника. Иногда Миронова смотрит на него с откровенным отвращением. Алексей из-за этого начал презирать девушку, а свою злость он вымещал на ее семье.

Отличается отношение юношей к Пугачеву. Гринев не поддерживает бунт и старается сторониться повстанцев. Несколько раз ему пришлось встретиться с зачинщиком. Петр выказал должное уважение, но при этом сохранил дистанцию. Он дал Пугачеву понять, что не разделяет его взглядов. Швабрин присоединяется к восстанию из-за страха. Он боится, что его могут казнить вместе с теми, кто не поддержал бунт. На самом деле интересы и взгляды Пугачева его не волнуют.

Поведение в опасных ситуациях

У юношей разные характеры и принципы, поэтому отличается и их поведение во время опасностей. На дуэли Гринев проявил благородство и честность, а Швабрин заботился только о себе.

При аресте персонажи также вели себя по-разному. Петр держался уверенно и спокойно. Он знал, что ни в чем не виновен, поэтому не должен отстаивать свою правоту. Юноша ни разу не упоминал имя Маши, чтобы девушку не впутывать в неприятную ситуацию. Гринев даже во время опасности думал не о себе, а о дорогих ему людях. Хотя пострадала его репутация, честь Мироновой осталась незапятнанной.

Для Швабрина арест оказался настоящим ужасом. Он считал, что не заслуживает приговора, несмотря на все прошлые поступки. Молодой человек нервничал, вел себя беспокойно, так как волновался за свою жизнь. Ненависть к сопернику заставила его клеветать на Гринева. Швабрин сказал, что Петр — настоящий преступник. Хотя на самом деле его противник не был предателем и двуличным человеком, а остался верным своим принципам.

В сочинении во время сравнительной характеристики Швабрина и Гринева становится ясно, что у юношей были и общие черты. Оба офицера принадлежат к богатым дворянским родам, они получили хорошее образование и знают французский язык. Но Петр и Алексей строили свою судьбу по-разному.

«Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»»

Дело вовсе не в объеме фактического материала, каким Пушкин воспользовался непосредственно из летописей и других памятников древней русской письменности. Фактическим материалом, взятым непосредственно из самих летописей, Пушкин пользовался крайне редко, да это, пожалуй, было не так уж и нужно ему. При том уровне понятий о значении первоисточников, какой был характерен для пушкинской эпохи, Карамзин вполне удовлетворял количеством, разнообразием и качеством приводимого материала: «Он рассказывал со всею верпостию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него?»

Не возникало, по-видимому, особой нужды в обращении к летописным памятникам и для критической проверки приводимого Карамзиным фактического материала, так как Карамзин «везде ссылался на источники». Многочисленные ссылки на источники Карамзин сопровождал, как правило, широкой и обильной цитацией фрагментов летописных, исторических и дипломатических памятников, что придавало «Примечаниям» характер соответствующим образом подобранного свода документальных материалов.

Это, в свою очередь, приводило к характерной особенности работы Пушкина над трагедией, когда «Примечания» Карамзина зачастую открывали для поэта значение летописного повествования. Пушкин пользовался фрагментами из летописей, извлекая их из карамзинских примечаний, где они уже были систематизированы и находились в соответствующем контексте, а не непосредственно из самого памятника, который не всегда был под руками. К тому же фрагменты в памятнике были еще в неразработанном, а порою и трудночитаемом виде. Все это свидетельствует о том, что количество фактов, привнесенных Пушкиным в трагедию, как непосредственно из летописей, так и из фрагментов последних, извлеченных из «Примечаний» Карамзина, – сравнительно невелико.

Это ни в малейшей степени не снижает поистине огромной и решающей роли, какую сыграли летописные памятники в процессе создания «Бориса Годунова». Создавая свою трагедию, преимущественно на историческом материале «Истории Государства Российского», Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

Русская действительность начала двадцатых годов, характеризовавшаяся стремительным нарастанием антикрепостнических настроений широких масс и развивавшимся движением дворянских революционеров, не могла не оказать сильнейшего влияния на идейное и художественное развитие Пушкина. Пушкин много думал и о характере широких народных движений в прошлом, и об образах их вождей. В начале ноября 1824 года Пушкин просит брата прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева». В одном из следующих писем к нему же дается новое поручение: «Ах! боже мой, чуть не забыл! вот тебе задача: историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории».

Читайте также:
История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Такова почва, на которой возникают предпосылки к замыслу произведения о роли народа в русской истории. Вышедшие в свет в 1824 году очередные X и X тома «Истории Государства Российского» П. М. Карамзина содержали повествование об эпохе «многих мятежей» и давали достаточно разнообразный и содержательный фактический материал, который и определил решение Пушкина остановиться на теме «о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве».

В большой тетради в черном кожаном переплете, привезенной Пушкиным в Михайловское из Одессы, среди записей конца 1824 года начинаются исторические заметки, предшествующие черновому тексту трагедии. Работа начинается с конспектирования отдельных мест X тома «Истории Государства Российского». Положение записей в книге позволяет отнести их к середине – второй половине ноября 1824 года. Конспектировал Пушкин не в последовательности чтения, а руководствуясь какими-то своими соображениями, порою возвращаясь от середины тома к его началу – и обратно. В дошедших до нас записях Пушкин проконспектировал отдельные места X тома лишь в той части, которая завершается избранием Годунова на царство и непосредственного отношения к содержанию трагедии не имеет. Приблизительное представление о существовавшем, но не дошедшем до нас плане трагедии дает самый ранний вариант его, записанный Пушкиным вслед за прерванными конспектами из Карамзина.

«Самозванец въезжает в Москву» – этот последний пункт свидетельствует о первоначальном намерении Пушкина закончить трагедию въездом Самозванца в Москву. Особенность характера работы Пушкина над «Борисом Годуновым» состояла в том, что отдельные сцены создавались путем непосредственного следования за источником, другие требовали почти исследовательских приемов по извлечению и соединению разнородного исторического материала, третьи, наконец, не основывались на данных источника, а всецело зависели только от поэтического вдохновения. Пушкин писал Н. Н. Раевскому в июле 1825 года: «Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену – такой способ работы для меня совершенно нов»

Черновики «Бориса Годунова» в высшей степени показательны именно в этом отношении. Те места, где Пушкин создавал диалог на вполне достаточном материале, давались ему легко и содержат наименьшее количество поправок и вариантов. К ним относятся: начало первой сцены, наброски второй, третьей и четвертой сцен.

Картина меняется, когда Пушкин приступает, например, к пятой сцене («Ночь. Келья в Чудовом монастыре»), не имеющей прямого соответствия в тексте карамзинской «Истории». Это – наиболее сложные, с обилием поправок и вариантов, страницы рукописи. Текст неоднократно прерывается фрагментами и набросками других произведений – строфами «Евгения Онегина», черновиками незаконченных стихотворений, подтверждая слова Пушкина: «когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену».

Время окончания работы над «Борисом Годуновым» может быть определено лишь приблизительно. Известное письмо Пушкина к Вяземскому о завершении работы над трагедией («Поздравляю тебя, моя радость, с романтической трагедиен). Трагедия моя кончена») датируется предположительно началом октября или началом ноября 1825 года. Окончание переписки трагедии набело точно устанавливается датой белового автографа – 7 ноября 1825 года.

Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»: сочинение

Ряд важнейших проблем, непосредственно связанных с историко-социальной концепцией «Бориса Годунова», не может быть осмыслен без выяснения вопроса о характере исторического материала, положенного в основу пушкинской трагедии и об интерпретации этого материала Пушкиным.

В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими летописями – основными историческими источниками пушкинской трагедии – Пушкин в какой-то мере опирался и на «Анналы» Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на «Анналы» по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении Пушкина к Тациту существует уже довольно обширная литература.

Несомненно, что, читая Тацита, Пушкин мог проводить известные параллели с современной ему действительностью.

Возможно, что в период создания «Бориса Годунова» Тацит мог ещё больше заинтересовать Пушкина «параллелями» между эпохой русского «смутного времени» и эпохой Августа и Тиберия. Однако, касаясь «Анналов» Тацита, как одного из возможных источников пушкинской трагедии, исследователи явно переоценивают значение этого произведения.

Создавая историческую основу своей трагедии, Пушкин сознательно пользовался материалами русской национальной истории, чтобы «воскресить минувший век во всей его истине». Именно поэтому все попытки установить зависимость исторической концепции пушкинской трагедии от чужеземного исторического материала являются несостоятельными.

Основными источниками исторического материала для Пушкина, как уже было сказано, были «История Государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного характера.

Всё это давало возможность Пушкину ставить и разрешать в своей трагедии сложнейшие проблемы историко-социального характера в духе, весьма далёком от упрощённой монархической концепции Карамзина.

Ко времени работы Пушкина над трагедией уже был издан целый ряд памятников древней русской письменности. Известный вариант заглавия «Бориса Годунова»:

О настоящей беде Моск. Госуд.

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Вновь я посетил (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

О царе Борисе и о Гришке Отрепьеве –

Летопись о многих мятежах и пр.

писано бысть Алексашкою Пушкиным

[сочинено в В.] [тр. Палицына]

На городище Ворониче. –

свидетельствует о знакомстве Пушкина с изданной в Петербурге в 1771 году «Летописью о многих мятежах…», излагающей события царствования Бориса Годунова по фрагментам русской летописи Никонова списка.

Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова» должен быть поставлен в иной плоскости. Дело вовсе не в объёме фактического материала, каким Пушкин воспользовался непосредственно из летописей и других памятников древней русской письменности. Фактическим материалом, взятым непосредственно из самих летописей, Пушкин пользовался крайне редко, да это было не так уж и нужно ему. При том уровне понятий о значении первоисточников, какой был характерен для пушкинской эпохи, Карамзин вполне удовлетворял количеством, разнообразием и качеством приводимого материала: «Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него?» Пушкин пользовался фрагментами из летописей, извлекая их из карамзинских примечаний, где они уже были систематизированы и находились в соответствующем контексте, а не непосредственно из самого памятника, который не всегда был под руками. К тому же фрагменты в памятнике были ещё в неразработанном, а порою и трудночитаемом виде.

Похожие статьи:

Сдавшаяся армия
Во время любых войн число пленных никогда не превосходит числа убитых и раненых. Под Гавгамелами персы 50 км гнали персов. После Куликова поля московиты гнали солдат Золотой орды больше 70 км. В обоих случаях число пленных невелико, и не .

Преобразование (трансформация) устойчивых словосочетаний в языке электронных средств массовой информации как проявление динамики фразеологии
Познания о собственной культуре, а также традициях других стран, человек черпает из книг, журналов, средств массовой информации (СМИ), в частности из Интернета – глобального информационного пространства. «Информационные связи – основной и .

Комический ракурс русской литературы XVIII в.
Русская литература XVIII в. получила в наследство от предшествующих веков представление о высокой общественной миссии искусства слова, веру в его способность служить могучим средством формирования национального самосознания, орудием общес .

Исторические источники «Бориса Годунова»

2. Исторические источники «Бориса Годунова»

Ряд важнейших проблем, непосредственно связанных с историко-социальной концепцией «Бориса Годунова», не может быть осмыслен без выяснения вопроса о характере исторического материала, положенного в основу пушкинской трагедии и об интерпретации этого материала Пушкиным.

В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими летописями – основными историческими источниками пушкинской трагедии – Пушкин в какой-то мере опирался и на «Анналы» Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на «Анналы» по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении Пушкина к Тациту существует уже довольно обширная литература.

Несомненно, что, читая Тацита, Пушкин мог проводить известные параллели с современной ему действительностью.

Возможно, что в период создания «Бориса Годунова» Тацит мог ещё больше заинтересовать Пушкина «параллелями» между эпохой русского «смутного времени» и эпохой Августа и Тиберия. Однако, касаясь «Анналов» Тацита, как одного из возможных источников пушкинской трагедии, исследователи явно переоценивают значение этого произведения.

Создавая историческую основу своей трагедии, Пушкин сознательно пользовался материалами русской национальной истории, чтобы «воскресить минувший век во всей его истине». Именно поэтому все попытки установить зависимость исторической концепции пушкинской трагедии от чужеземного исторического материала являются несостоятельными.

Основными источниками исторического материала для Пушкина, как уже было сказано, были «История Государства Российского» Карамзина и подлинные памятники летописного характера.

Всё это давало возможность Пушкину ставить и разрешать в своей трагедии сложнейшие проблемы историко-социального характера в духе, весьма далёком от упрощённой монархической концепции Карамзина.

Ко времени работы Пушкина над трагедией уже был издан целый ряд памятников древней русской письменности. Известный вариант заглавия «Бориса Годунова»:

О настоящей беде Моск. Госуд.

О царе Борисе и о Гришке Отрепьеве –

Летопись о многих мятежах и пр.

писано бысть Алексашкою Пушкиным

[сочинено в В.] [тр. Палицына]

На городище Ворониче. –

свидетельствует о знакомстве Пушкина с изданной в Петербурге в 1771 году «Летописью о многих мятежах…», излагающей события царствования Бориса Годунова по фрагментам русской летописи Никонова списка.

Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова» должен быть поставлен в иной плоскости. Дело вовсе не в объёме фактического материала, каким Пушкин воспользовался непосредственно из летописей и других памятников древней русской письменности. Фактическим материалом, взятым непосредственно из самих летописей, Пушкин пользовался крайне редко, да это было не так уж и нужно ему. При том уровне понятий о значении первоисточников, какой был характерен для пушкинской эпохи, Карамзин вполне удовлетворял количеством, разнообразием и качеством приводимого материала: «Он рассказывал со всею верностию историка, он везде ссылался на источники – чего же более требовать было от него?» Пушкин пользовался фрагментами из летописей, извлекая их из карамзинских примечаний, где они уже были систематизированы и находились в соответствующем контексте, а не непосредственно из самого памятника, который не всегда был под руками. К тому же фрагменты в памятнике были ещё в неразработанном, а порою и трудночитаемом виде.

Читайте также:
Импровизатор любовной песни (по трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»): сочинение

В пушкинской трагедии имеются два случая использования документального материала эпохи не по подлинному тексту, а по литературному пересказу Карамзина. Это свидетельствует о том, что количество фактов, привнесённых Пушкиным в трагедию, как непосредственно из летописей, так и из «Примечаний» Карамзина,- сравнительно невелико.

Это ни в малейшей степени не снижает поистине огромной и решающей роли, какую сыграли летописные памятники в процессе создания «Бориса Годунова».

Создавая свою трагедию, преимущественно на историческом материале «Истории Государства Российского», Пушкин обращался к летописям и другим памятникам древнерусской письменности главным образом для того, чтобы уловить интонационные особенности языка того времени, в поисках колорита эпохи.

3. Борис Годунов в произведениях Н.М. Карамзина и А.С.Пушкина

Отдавая полную справедливость огромным заслугам Карамзина, в то же время можно и даже нужно беспристрастными глазами видеть меру, объём и границы его заслуг. Человек многосторонне даровитый, Карамзин писал стихи, повести, был преобразователем русского языка, публицистом, журналистом, можно сказать, создал и образовал русскую публику и, следовательно, упрочил возможность существования и развития русской литературы; наконец, дал России её историю, которая далеко оставила за собой все прежние попытки в этом роде и без которой, может быть, ещё и теперь знание русской истории было бы возможно только для записных тружеников науки, но не для публики. И во всём этом Карамзин обнаружил много таланта, но не гениальности, и потому всё сделанное им весьма важно как факты истории русской литературы и образования русского общества, но совершенно лишено безусловного достоинства. Важнейший его труд, без сомнения, есть «История Государства Российского», которая читается и перечитывается до сих пор, когда уже все другие его сочинения пользуются только почётной памятью, как произведения, имевшие большую цену в своё время. И действительно, до тех пор, пока русская история не будет изложена совершенно с другой точки зрения и с тем умением, которое даётся только талантом, до тех пор история Карамзина поневоле будет единственной в своём роде. Но уже и теперь её недостатки видны для всех, может быть, ещё больше, нежели её достоинства. В недостатках фактических нельзя винить Карамзина, приступившего к своему великому труду в такое время, когда историческая критика в России едва начиналась, и Карамзин должен был, писав историю, ещё заниматься исторической разработкой материалов. Гораздо важнее недостатки его истории, происшедшие из его способа смотреть на вещи. Сначала его история – поэма, вроде тех, которые писались высокопарной прозой и были в большом ходу в конце прошлого века. Потом, мало-помалу входя в дух жизни древней Руси, он, может быть, незаметно для самого себя, увлекаясь своим трудом, увлёкся и духом древнерусской жизни. С Иоанна III Московское царство в глазах Карамзина становится высшим идеалом государства,- и вместо истории допетровской России он пишет её панегирик. Всё в ней кажется ему безусловно великим, прекрасным, мудрым и образцовым. К этому присоединяется ещё мелодраматический взгляд на характеры исторических лиц. У Карамзина ни в чём нет середины: у него нет людей, а есть только или герои добродетели, или злодеи. Этот мелодраматизм простирается до того, что одно и то же лицо у него сперва является светлым ангелом, а потом чёрным демоном. Карамзинский Годунов – лицо совершенно двойственное: он и мудр и ограничен, и злодей и добродетельный человек, и ангел и демон. Он убивает законного наследника престола, сына своего первого благодетеля и брата своего второго благодетеля, мудро правит государством и, принимая корону, клянётся, что в его царстве не будет нищих и убогих и что последней рубашкой будет он делиться с народом. И честно держит он своё обещание; он делает для народа всё, что только было в его средствах и силах сделать. А между тем народ хочет любить его – и не может любить.

Карамзин не одного Пушкина – несколько поколений увлёк окончательно своей «Историей Государства Российского», которая имела на них сильное влияние не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами. Пушкин до того вошёл в её дух, до того проникнулся им, что сделался решительным рыцарем истории Карамзина и оправдывал её не просто как историю, но как политический и государственный Коран, долженствующий быть пригодным как нельзя лучше и для нашего времени и остаться таким навсегда.

Удивительно ли после этого, что Пушкин смотрел на Годунова глазами Карамзина и не столько заботился об истине и поэзии, сколько о том, чтобы не погрешить против «Истории Государства Российского»? и поэтому его поэтический инстинкт виден не в целости, а только в частностях его трагедии. Лицо Годунова, получив характер мелодраматического злодея, мучимого совестью, лишилось своей целости и полноты; из живописного изображения, каким бы должно было оно быть, оно сделалось мозаической картиной, или статуей, которая вырублена не из одного цельного мрамора, а сложена из золота, серебра, меди, дерева, мрамора, глины. От этого пушкинский Годунов является читателю то честным, то низким человеком, то героем, то трусом, то мудрым и добрым царем, то безумным злодеем, и нет другого ключа к этим противоречиям, кроме упрёков виновной совести.… От этого, за отсутствием истинной и живой поэтической идеи, которая давала бы целость и полноту всей трагедии, «Борис Годунов» Пушкина является чем-то неопределённым и не производит почти никакого резкого, сосредоточенного впечатления, какого вправе ожидать от неё читатель, беспрестанно поражаемый её художественными красотами, беспрестанно восхищающийся её удивительными частностями.

Читайте также:
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»): сочинение

Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»

Дело вовсе не в объеме фактического материала, каким Пушкин воспользовался непосредственно из летописей и других памятников древней русской письменности. Фактическим материалом, взятым непосредственно из самих летописей, Пушкин пользовался крайне редко, да это, пожалуй, было не так уж и нужно ему. При том уровне понятий о значении первоисточников, какой был характерен для пушкинской эпохи, Карамзин вполне удовлетворял количеством, разнообразием и качеством приводимого материала: «Он рассказывал со всею верпостию историка, он везде ссылался

Каким настроением пронизано стихотворение А. С. Пушкина «Узник» Поэтическое творчество А. С. Пушкина пронизано тоской по свободе и печалью из-за существования невидимых решеток, сдерживающих его всю жизнь. Поэту было 23 года, когда он написал стихотворение «Узник». В такие.

Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Авантюрно-приключенческий роман А. С. Пушки­на «Дубровский» — одно из лучших его произведе­ний. В нем Пушкин размышляет над наиболее остры­ми проблемами своего времени, рисует яркие харак­теры, интересные судьбы. Образ Кирилы Петровича.

Анализ баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (2) В элегии «К Овидию» Пушкин утверждал высокое назначение поэта, через историческую аналогию утверждал как истину главное дело своей жизни. «К Овидию» для Пушкина было не обычным, не очередным стихотворением, а.

Александр Сергеевич Пушкин — Детство и Лицей Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 — 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина В стихотворении «Андрей Шенье» звучит идея — смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта. Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не.

Духовный мир провинциальных дворян в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. А. Пушкин Прочитав роман Пушкина «Евгений Онегин», я действительно получил много информации о частной.

Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» — это произведение, в котором «отразился век». Болезнью века, болезнью «лишних людей» была «русская хандра». Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой роман. Главный герой романа, обладая богатым.

«Лелеющая душу гуманность.» в поэзии Александра Сергеевича Пушкина Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свобод-ное развитие и проявление своих способностей. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые.

Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (восприятие, истолкование, оценка) В 1819 году Пушкин встретился с молодой красавицей Анной Петровной Керн в петербургском доме Оленина. Она на юного поэта произвела впечатление. В 1825 году в Михайловском молодые люди увиделись вновь.

Русская история глазами А. С. Пушкина Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением.

Романтические поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической лирикой и поэмами: «Кавказский пленник».

Композиция трагедии Пушкина «Борис Годунов» Замечательно композиционное построение трагедии Пушкина. Этого не поняло большинство современных поэту критиков, некоторые из них даже отказывались признавать ее произведением драматического искусства. «Борис Годунов» — «не драма отнюдь, а кусок.

Провиниальное двоянство в повести А. С. Пушкина «Дубровский» На страницах «Дубровского» мы знакомимся со многими людьми дворянского сословия. Одни из них обрисованы полно и всесторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь.

Мой Пушкин (4) Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин. Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь.

Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» В тридцатые годы все произведения А. С. Пушкина оказались под двойной цензурой. У поэта сложилось окончательное мнение о Николае I: «В нем много от прапорщика, и немного от Петра Великого».

Размышления над романом Пушкина «Евгений Онегин» Говоря о качествах какого-либо человека, определяя его характер, оценивая как личность, почему-то всегда вспоминают о его принадлежности к определенной национальности, говорят, как сейчас модно, о национальном менталитете. Герои литературных романов.

Читайте также:
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА: сочинение

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПРОРОК» В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург.

Краткая характеристика произведения «Дубровский» Пушкина А. С Главный герой романа — «благородный разбойник» Владимир Дубровский — несколько романтизирован Пушкиным, но почти все остальные образы романа — от помещиков и продажных чиновников до крепостных крестьян — даны с.

Образ Евгения в поэме Александра Пушкина «Медный всадник» Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма — это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую.

Многогранность личности Пушкина в романе «Евгений Онегин» «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно.

Комментированная характеристика Онегина Ленского Татьяны Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства. Так, о воспитании Онегина автор говорит в обобщенном плане: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь; Так.

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века — А. С. Пушкин. «Каменный гость») Обрабатывая легенду о Дон Жуане, да еще взяв из нее не только самую драматическую, но и самую распространенную коллизию — явление Статуи и гибель героя, — Пушкин поставил себя в.

Юмор и сатира в романе «Евгений Онегин» Юмор — один из элементов гения. И. Гете Наверное, самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум. Мне кажется, именно таким умом и обладал наш гениальный русский поэт.

Педагогические взгляды Пушкина (на примере романа «Евгений Онегин» Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований. Здесь были дорогостоящие и привилегированные столичные пансионы, доступные лишь детям аристократов. Таким был пансион.

Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» 1. Историческая память и ее осмысление. 2. Память царедворца. 3. Память преступного правителя. 4. Память народа в понимании автора драмы. Сюжет драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкин взял из «Истории.

Герои поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней поэт затрагивает тему взаимоотношений простого человека и власти. Он использует прием символического противопоставления Петра I (великого преобразователя.

Описание Владимира Дубровского в одноименной повести Пушкина В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько.

Германн — характеристика литературного героя ГЕРМАНН — герой повести А. С.Пушкина «Пиковая дама» (1833). Г.- военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя.

А. С. Пушкин — наш современник Все чернее та Черная речка. Все светлей моя память о том, Кто ушел, чтоб в поэзии вечно Оставаться в венце золотом. Е. Нефедов Каждый год шестого июня в Михайловское, на.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье.» Кому не знакомо стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье.», поражающее своей простотой, легкостью, мелодичностью? Разве можно найти строки, посвященные любимой, превосходящие по нежности и трепетности эти: Я помню.

Анализ эпизода «именины Татьяны Лариной» Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин. А. С. Пушкин Анализируя роман А. С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин.

Противопоставление — художественный принцип романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Противопоставление столичного и сельского образа жизни. 2. Онегин и Ленский. 3. Противопоставление Татьяны и Ольги. 4. Татьяна — неопытная деревенской барышня и светская дама. Легко заметить, что одним из основных.

«Унылая пора! Очей очарованье!.» (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень») (1) Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Тема природы и времен года занимает важное место в его.

Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1) На страницах повести «Капитанская дочка» А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать разнообразие и многогранность характеров и.

Образ Петра I П-н очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. В этом прошлом его заинтересовал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное.

Своеобразие характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» — .что в милой простоте — Она не ведает обмана — И верит избранной мечте. — в том, что она — .любит без искусства, — Послушная влеченью чувства, — Что.

Читайте также:
«Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»): сочинение

Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских План к теме: 1. Кто такой Шабашкин. 2. Его внешность. 3. Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле.

Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина. (Ha примере одной из трагедий.) Что такое страсть? Обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля. Там дается Следующее объяснение: страсть — это, прежде всего, страданье, мука, телесная боль, душевная скорбь, сознательно принятые На.

Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом.

Роль композиции в произведениях Пушкина Искусство — особая форма отражения действительности. Но мы прекрасно знаем, что это отражение отнюдь не является фотографическим, что деятель в любой области искусств не может, да и не стремится придать.

Сейчас вы читаете: Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»

Анализ драмы «Борис Годунов» (А. С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.03.2020 · Обновлено 30.03.2020

Девятнадцатый век в истории России примечателен огромным количеством произведений на историческую тему. Многие великие русские писатели обращались к теме прошедших времён, чтобы попытаться переосмыслить и понять все превратности русской истории. Одной из самых интересных тем для отечественных писателей стал период, предшествующий Смутному времени. Не остался в стороне и великий русский поэт Александр Пушкин. Именно тому, как и почему Россия в начале семнадцатого века оказалась на пороге гибели, и посвящена его знаменитая пьеса «Борис Годунов», рассказывающая о последних днях правления одного из самых ярких антигероев русской истории.

История создания

Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина после прочтения одного из фундаментальных произведений отечественной историографии «Истории государства Российского», созданного знаменитым русским писателем, публицистом и историком Николаем Карамзиным, в котором во всех подробностях разбиралась и личность Бориса Годунова, его путь к власти и итоги правления. Дополнительным источником вдохновения для писателя служили пьесы Шекспира, наполненные духом тираноборчества и злого рока.

К работе над трагедией Пушкин приступил в 1825 году, будучи в ссылке в усадьбе Михайловское после неудачного восстания декабристов. В том же году работа была завершена. Именно после того, как писатель зачитал отрывки трагедии императору Николаю I, его ссылка было отменена. Однако произведение предстало перед широкой публикой только в 1830 году, а первая постановка на сцене состоялась четверть века спустя, в 1866 году.

Несмотря на то что в трагедии Пушкина нет прямого осуждения монархии, напечатание трагедии встретило очень серьезные препятствия. Николай I запретил печатание «Бориса Годунова»…» (коллектив авторов, заметка в книге «Пушкинский календарь» под ред. Б. М. Волина, 1937 г.)

Жанр и направление

Пьеса «Борис Годунов» была написана в рамках реалистического направления в русской литературе. В ней писатель стремится максимально достоверно отобразить реальную эпоху. Созданные им литературные образы, их мотивации и поступки кажутся живыми и достоверными. Героями произведения выступают реальные исторические личности, используются названия реальных мест и событий.

С точки зрения жанра, «Борис Годунов» — это трагедия. Это произведение предназначено для постановки на театральной сцене. Динамика настроения в пьесе меняется от оптимистичной атмосферы в начале, до ощущения полной безнадёжности в конце. В центре повествования герой пытается бороться со злой судьбой, что в итоге приводит его к полному краху, принося горе ему и окружающим.

Суть: о чём пьеса?

Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.

Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.

Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.

Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.

Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.

Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.

В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.

После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал образы героев в пьесе «Борис Годунов» в формате таблицы:

Борис Фёдорович Годунов русский царь. Опытный государственный деятель и искушённый царедворец. Движим идеей всеобщего блага, которого можно достичь сомнительными средствами. Чтобы получить власть в свои руки, а потом привести страну и народ к процветанию, Борис совершает множество чудовищных поступков, среди которых убийство ребёнка. Вопреки ожиданиям героя, его достойные деяния и справедливое правление не принесли ему облегчения и любви народа. Борис взвалил на свои плечи моральную ношу, которую человек не может вынести. Страх и раскаяние иссушает героя изнутри, что приводит к его смерти.
Григорий Отрепьев молодой человек. Инок. Ровесник убитого царевича Димитрия. Крайне амбициозен и целеустремлён. Умён и образован. Стремится получить от жизни как можно больше. Неуёмная жажда какой-либо деятельности приводит его на путь борьбы за власть против собственного же народа. Триумф Лжедмитрия омрачается жестокой расправой над семьёй покойного Годунова, что ставит героя на один ряд с неблагочестивым Борисом.
Пимен старый монах. Летописец. Наставник Отрепьева. В его книге содержится правдивая история всех событий, произошедших в Российском государстве. Богобоязнен и равнодушен к мирским страстям, в таком же духе пытается воспитывать и Григория, но не преуспевает в этом. Осуждает Бориса Годунова за его преступления, считая, что по-настоящему достойным правителем может стать только благочестивый человек.

Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:

  1. Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
  2. Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
  3. Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
  4. Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.

Проблемы

Проблематика пьесы «Борис Годунов» тоже изложена Многомудрым Литреконом в перечне:

  1. Борьба за власть – писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства.
  2. Трагедия Бориса Годунова – трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти.
  3. Смута – это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам.
  4. Судьба России – повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.
Читайте также:
Онегин в Петербурге: сочинение

Основная идея

Трагедия «Борис Годунов» представляет собой взгляд Пушкина на природу власти и роль правителя. Произведение наполнено мотивами тираноборчества и народовластия, отрицанием идеи о том, что цель оправдывает средства. Такова главная мысль пьесы «Борис Годунов»: невозможно справедливо править народом, принося кровавые жертвы во имя этой власти. Тиран может породить лишь смуту, но не процветание.

История без жалости карает тех, кто равнодушно внимает преступлению. Народ России был осужден вслед за своим правителем, потому что не восстал против несправедливости и убийства ребенка. Он позволил Годунову взойти на трон, поэтому разделил его участь и прошел через тяжелейшие испытания. Писатель говорит о том, что простые люди неотделимы от судьбы своей страны, ведь именно они должны определять ее. Ответственность за будущее лежит на всех нас. Это и есть смысл пьесы «Борис Годунов».

Эта трагедия представляет из себя и интереснейшую историческую зарисовку России рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков. Пушкин попытался как можно точнее показать жизнь и мировоззрение людей того времени, и это неплохо ему удалось.

Чему учит?

Эта трагедия учит нас тому, что нельзя совершать зло, оправдывая его высокими целями. Автор говорит о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие, ведь, сражаясь со злом, можно в итоге стать ещё большим злом. Такова мораль пьесы «Борис Годунов». Вывод прост: необходимо быть благородным и честным даже на тропе войны с несправедливостью. Клин клином в данном случае не вышибают…

Также Пушкин осуждает властолюбие, подлость, жестокость и безнравственность, которые показывают бояре под предводительством Шуйского. Пьеса «Борис Годунов» заставляет задуматься о том, что беспринципность и равнодушие к судьбе страны порождают масштабные проблемы.

Критика

Трагедия «Борис Годунов» была довольно тепло встречена современниками легла в основу значительного русского культурного пласта, посвящённого Смутному времени и его предпосылкам.

А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков… мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах. То молчание, то взрыв восклицаний… Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления. (М. П. Погодин, «Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»», сборник «Пушкин в воспоминаниях современников», 1998 г.)

На сцене драма была встречена не столь радушно:

Публика действительно отнеслась слишком холодно к новой драме, не поняв настоящих ее достоинств и не найдя в ней того, чего ожидала от каждой трагедии. Только следующее поколение, развившее в себе эстетическое чувство на поэзии того же Пушкина, сумело оценить по достоинству его произведение…»

(В. Стоюнин, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, под ред. В. Я. Стоюнина, СПб, изд-во Я. А. Исакова, 1871 г.)

Были и те критики, которые упрекали А.С. Пушкина за копирование иностранных образцов и отсутствие самобытности в творчестве:

«Пушкин не был нововводителем. Он не создал никакой новой литературной формы и даже не пробовал создавать. Он писал точно такие же элегии, послания, поэмы, сонеты, романсы, какие обыкновенно писались тогда у нас и в иностранных литературах. «Евгений Онегин» имеет форму произведений Байрона, форма «Капитанской дочки» взята с романов Вальтера Скотта, а «Борис Годунов» есть по-видимому прямой сколок с трагедий Шекспира. Чтобы убедиться, как мало было у Пушкина реформаторских стремлений в этом отношении, стоит припомнить, что на «Бориса Годунова» он смотрел как на огромное нововведение только потому, что до тех пор трагедии у нас писались в французской классической форме и что ему пришлось первому вводить шекспировскую форму.

Именно Пушкин во многом поспособствовал укоренению традиционного восприятия Бориса Годунова и его роли в истории России. На основе этой трагедии была создана не менее великая одноимённая опера Мусорского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: